Валентин глушко биография. Академик Глушко Валентин Петрович - главный конструктор ракетных систем: биография, семья, награды, память. От юношеской мечты к действиям

Валентин Петрович Глушко (укр. Валентин Петрович Глушко; 20 августа (2 сентября) 1908, Одесса - 10 января 1989, Москва) - советский инженер и учёный в области ракетно-космической техники. Один из пионеров ракетно-космической техники, основоположник советского жидкостного ракетного двигателестроения.

Главный конструктор космических систем (с 1974), генеральный конструктор многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия - Буран», академик АН СССР (1958; член-корреспондент с 1953), лауреат Ленинской премии, дважды лауреат Государственной премии СССР, дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961). Член ЦК КПСС (1976-1989).

В 1929-1974 годах возглавлял ГДЛ - ОКБ, где под его руководством были созданы опытные образцы первого в мире электротермического ракетного двигателя, а начиная с 1930 года - большое число жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Мощные ЖРД конструкции В. П. Глушко были установлены на большинстве первых и вторых ступеней советских ракет-носителей и многих боевых ракет; они обеспечили вывод на орбиту первых советских искусственных спутников Земли, полёты Ю. А. Гагарина и других советских космонавтов, запуски автоматических межпланетных станций к Луне и планетам Солнечной системы. В 1974-1989 годах, возглавляя в качестве Генерального конструктора НПО «Энергия» и будучи председателем Совета главных конструкторов, осуществлял общее руководство работами многочисленных предприятий и организаций по ключевым проектам, связанным с советской пилотируемой космонавтикой.

Биография

Годы учёбы

В. П. Глушко родился 20 августа (2 сентября) 1908 года в Одессе, в семье служащего Петра Глушко. В детстве проявлял способности к музыке, рисованию, изучению иностранных языков. В 1919 году он был зачислен в Реальное училище имени Святого Павла (которое позднее переименовали в IV профтехшколу «Металл» им. Л. Д. Троцкого). Одновременно с учёбой в училище (с 1920 по 1922 год) занимался в консерватории у профессора Столярова по классу скрипки, а позже был переведён в Одесскую музыкальную академию. В эти же годы Валентин Глушко руководил Кружком общества любителей мироведения при одесском отделении Русского общества любителей мироведения (РОЛМ); в 1924 году кружок насчитывал 120 членов.

Весной 1921 года Валентин Глушко прочитал несколько романов Жюля Верна; особенно сильное впечатление на него произвели романы «С Земли на Луну» и «Вокруг Луны». Он начал изучать книги по астрономии - в частности, написанные Камилем Фламмарионом и Германом Клейном.

С 1923 по 1930 годы состоял в переписке с К. Э. Циолковским. В марте 1924 года школьник Валентин Глушко пишет Циолковскому: «…межпланетные сообщения являются моим идеалом и целью моей жизни, которую я хочу посвятить для этого великого дела». Верность данному обещанию Глушко сохранил в течение всей своей жизни.

В 1924 году Глушко получает диплом об окончании профтехшколы. В этом году он заканчивает работу над первой редакцией своей книги «Проблема эксплуатации планет»; в периодических изданиях публикуются его научно-популярные статьи, посвящённые космическим полётам: «Завоевание Землёй Луны» (1924 год), «Станция вне Земли» (1926 год) и др.

По путёвке Наркомпроса УССР в 1925 году был послан на учёбу в Ленинградский государственный университет. Одновременно с учёбой он работает в мастерских Научного института имени П. Ф. Лесгафта рабочим, а в 1927 году - геодезистом Главного геодезического управления Ленинграда. Весной 1929 года В. П. Глушко подготовил дипломную работу, в которой предложил проект межпланетного корабля «Гелиоракетоплан». Этот корабль должен был использовать солнечную энергию; генерируемый электрический ток направлялся в камеры сгорания двигателей, где под воздействием сильных электрических разрядов происходил тепловой взрыв подававшегося в камеры рабочего вещества - твёрдого (металлические проволочки) или жидкого (ртуть или электропроводящие растворы); расчёты показывали, что при этом обеспечивалась во много раз более высокая скорость истечения рабочего вещества, чем при химических реакциях. 18 апреля 1929 года Глушко сдал в отдел при Комитете по делам изобретений третью часть этой работы, которая называлась «Металл как взрывчатое вещество» и была посвящена электрическому ракетному двигателю (ЭРД) ракетоплана, после чего ему предложили начать экспериментальные работы по практической реализации данного двигателя.

Академик, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии

Вы никогда не задумывались о вкладе Юга Украины в отечественную космонавтику? Город Николаев гордится Константиновым и Рюминым, Одесса — Королевым и Глушко, Шониным и Добровольским. В нашем замечательном городе, который в Украине как-то по-особенному любят и выделяют среди других замечательных городов, прошла юность Королева, здесь родился Глушко.

Валентин Петрович Глушко — видный ученый в области физико-технических проблем энергетики, академик, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной и Ленинской премий, один из крупнейших специалистов в области ракетной техники. В.Глушко — основоположник отечественного ракетного двигателестроения, конструктор первого в мире электротермического двигателя и первых серийных отечественных ЖРД.

Сергей жил на Платоновском молу в порту, Валентин — на Ольгиевской улице. Вряд ли они встречались где-нибудь, во всяком случае, ни тот, ни другой не помнят такой встречи, а тут еще разница в возрасте: Валентин был на целых два года моложе, в детстве это огромная разница. Да и устремления у двух этих одесских мальчишек были разные: Сергей увлекался авиацией, Валентин — астрономией. Сейчас это покажется странным, но в те годы идея космического полета была более близка астрономам, чем авиаторам. Космонавтика скорее рисовалась как будущее астрономии, чем авиации. Может быть, поэтому юному Королеву не пришло в голову написать Циолковскому письмо.

А Глушко написал. «Глубокоуважаемый К. Э. Циолковский! — писал 15-летний Валентин.— К Вам я обращаюсь с просьбой и буду очень благодарен, если Вы ее исполните. Эта просьба касается проекта межпланетного и межзвездного путешествия. Последнее меня интересует уже больше двух лет. Поэтому я перечитал много на эту тему литературы.

Более правильное направление получил я, прочтя прекрасную книгу Перельмана «Межпланетные путешествия». Но я почувствовал требование уже и в вычислениях. Без всяких пособий, совершенно самостоятельно я начал вычислять. Но вдруг мне удалось достать Вашу статью в журнале «Научное обозрение» (май 1903 г.) - «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Но эта статья оказалась очень краткой. Я знаю, что есть статья под таким же названием, выпущенная отдельно и более подробная,— вот что я искал и в чем заключается моя просьба к Вам.

Отдельная статья «Исследование мировых пространств реактивными приборами» и еще также Ваше сочинение «Вне Земли» не одни заставили меня написать Вам письмо, а еще очень много и очень важных вопросов, ответ на которые я хотел бы от Вас услышать...».

Циолковский ответил одесскому школьнику, прислал ему свои книжки, спрашивал, насколько серьезно он относится к своему увлечению космонавтикой. Радостный Валентин тут же ответил:

«Относительно того, насколько я интересуюсь межпланетными сообщениями, я Вам скажу только то, что это является моим идеалом и целью моей жизни, которую я хочу посвятить для этого великого дела...».

Деятельные люди и в детстве деятельные люди. Они не рассуждают: «Вот подрасту и покажу себя». Они сразу начинают себя показывать. Глушко отлично учится. Работает в обсерватории в юношеском кружке при одесском отделении Русского общества любителей мироведения (РОЛМ), ведет наблюдения Марса, Венеры, Юпитера. Организует дома химическую лабораторию, ставит опыты со взрывчатыми веществами (опыты эти рекомендовать читателям не могу: вещь опасная и в список заслуг Валентина может не входить), собирает книги о взрывчатых веществах. Строит модель космической ракеты по своим чертежам. Берет уроки живописи. Учится музыке сначала в Одесской консерватории, потом в Одесской музыкальной академии. Пишет и публикует заметки по проблемам межпланетных полетов в газетах и журналах.

«В 1924 году я окончил среднюю школу,— вспоминал Валентин Петрович.— На выпускных экзаменах был приятно удивлен, узнав, что освобожден от экзамена по физике. Для получения свидетельства об окончании я прошел почти полугодовую практику (до конца 1924 года), работая сначала слесарем, затем токарем на одесском арматурном заводе «Электрометалл» имени Ленина». В очень трудные, холодные, голодные, пулями озвученные годы он в постоянном физическом и умственном движении, в детской, юношеской, а потом и во взрослой работе, сам задает он себе высокий темп жизни, активно расширяет горизонты своих знаний, интеллекта и сил. Сам делает себя. И когда летом 1925 года Валентин приезжает в Ленинград и поступает в университет, он уже твердо знает, зачем он приехал, что он будет делать дальше. Он знакомится с Я. И. Перельманом, читает книги К. Циолковского, Г. Оберта, Р. Эсно-Пельтри, Р. Годдарда, В. Гомана. Ю. Кондратюка. В журнале «Наука и техника» за 35 лет до полета первой в мире орбитальной станции «Салют» восемнадцатилетний Глушко публикует статью «Станция вне Земли» и, предугадывая программу будущих полетов таких станций, пишет, что «не только астрономия и метеорология обогатятся ценнейшими вкладами и широчайшими горизонтами новых исследований. В таком же положении окажутся все естественные науки». Удивительно ли, что первую теоретическую работу выпускника ЛГУ «Металл как взрывчатое вещество» одобряют ученые-эксперты, а Тихомиров приглашает Валентина Петровича в ГДЛ?

Свои воспоминания Глушко назвал «Путь в ракетной технике». Этот долгий путь не всегда был легким и праздничным. Встречались на нем и рытвины неудач, и ухабы разочарований, и ямы жестокой несправедливости. Но это был всегда прямой путь. С того ясного, чистого весеннего утра, когда приехал он в Лесное под Ленинградом, где «папа Иоффе» отвел для него помещение в своей высоковольтной лаборатории, с того самого майского утра 1929 года Валентин Петрович Глушко занимался всегда одним делом — ракетными двигателями, став крупнейшим в мире авторитетом в этой области ракетной техники.

Ну, а тогда он совсем не был похож на академика. Худенький, аккуратный молодой человек, в галстуке, в отглаженной рубашке с воротничком, уголки которой по моде того времени стягивались металлической запонкой, скромный, тихий, воспитанный, обращает на себя внимание окружающих невероятным упорством и настойчивостью в работе. Для старика Тихомирова ЭРД — самоцель, для Глушко — средство достижения цели. А цель — космический полет. Расчеты показывают, да и в опытах он видит это, — электрический ракетный двигатель имеет тягу ограниченную, вывести в космос пилотируемый корабль он не сможет. ЭРД — вторичен, потому что это двигатель невесомости, но ведь в невесомость надо сначала попасть. Когда тебе 21 год, и ты сам придумал нечто такое, что до тебя никто не додумался сделать, и «нечто» это принято и одобрено учеными авторитетами, и тебе дали средства, людей, помещение, оборудование, с тем чтобы ты свою придумку усовершенствовал, очень нелегко сказать себе: «Нет, мой ЭРД — не главное сейчас. Пожалуй, я начал с конца. Космической технике нужно другое». Это было нелегко сказать, но Валентин сказал себе это. «Мне стало ясно, — вспоминал академик Глушко,— что при всей перспективности электрореактивный двигатель понадобится нам лишь на следующем этапе освоения космоса, а чтобы проникнуть в космос, необходимы жидкостные реактивные двигатели, о которых так много писал Константин Эдуардович Циолковский. С начала 1930 года основное внимание я сосредоточил на разработке именно этих моторов...».

Все тогда было для него в новинку и научить некому. Циолковский о ЖРД писал, но ни расчетов тепловых процессов, ни чертежей, ни тем более конструкций у него нет. Цандер - убежденный сторонник ЖРД, и подход у него к ним инженерный, конкретный. Но он слишком увлечен своей идеей дожигания в двигателях металла конструкций, а проблема эта по конструкторскому своему оформлению невероятно трудная, и упорство Цандера невольно тормозит всю работу. Очень быстро, в первые год-два работы, Валентин понимает, что проблема ЖРД — это не какая-то одна неведомая крепость техники, которую можно взять приступом, лобовой атакой. Скорее это целая оборонительная линия. Общая проблема разбивается на ряд отдельных проблем, решая которые последовательно можно, в конце концов, построить жидкостный ракетный мотор, как тогда называли ЖРД.

Но, пожалуй, самый крепкий орешек в загадках ЖРД — это проблема охлаждения двигателя. Чем выше температура в камере сгорания, тем, опять-таки, эффективнее и мощнее работает ЖРД. Но высокой температуры не выдерживают металлы конструкции. Инженерная интуиция в конце концов подсказывает: никакие материалы не выдержат. Надо идти совсем другой дорогой: прибегнуть к динамическому охлаждению двигателя: отводить от него тепло, как отводит вода тепло автомобильного мотора. Но вода здесь не годится….. Тогда он еще не представляет всей сложности стоящей перед ним задачи, не знает, что всю жизнь предстоит бороться ему с этими чудовищными потоками тепла, что возникнет в этой борьбе целая отрасль в науке о тепло-передачах — теория охлаждения жидкостных ракетных двигателей и что, судя по всему, конца этой борьбе, несмотря на все техническое могущество нашего космического века, видно никогда не будет.

Глушко конструирует двигатели, испытывает их, прожигает, взрывает, иногда заходит в тупик, быстро понимает это, возвращается и идет дальше, шаг за шагом идет к совершенству. Он верит, что оно достижимо; в технических отчетах, где всякий намек на эмоции издавна почитался чуть ли не признаком дурного тона, он называет ЖРД — «двигателями передовой техники». Второй сектор, которым руководит Валентин Петрович, создает целую серию опытных ракетных моторов. Первый — совсем примитивный, с цилиндрическим соплом, с водяным охлаждением, с тягой всего в 20 килограммов. Но следующий — уже в чем-то получше.

В 1937 году во время массовых репрессий арестовали и расстреляли создателей и руководителей Реактивного научно-исследовательского института, возникшего на базе ГДЛ. В марте 1938 г. Глушко также подвергся аресту и получил срок восемь лет. Уже тогда в тюрьмах начали создаваться конструкторские бюро, которые назывались «шарашками». В одной из них продолжил свои исследования и Глушко. Только в июле 1944 г. его с группой товарищей досрочно освободили за создание двигателя РД-1.

Потом будут ещё двигатели для боевых ракет, первый ЖРД, работающий по замкнутой схеме с дожиганием генераторного газа, кислородно-керосиновый двигатель РД-170 для сверхмощной ракеты-носителя «Энергия», равного которому нет в мире.

В 1957 году решением ВАК Глушко была присуждена степень доктора технических наук без защиты диссертации. В 1958-м он избран действительным членом Академии наук СССР. Под руководством В.П.Глушко до 1988 г. были созданы более 50 самых совершенных ЖРД и их модификаций на высоко и низкокипящих окислителях, применяемых на 17 боевых и космических ракетах.

С назначением в 1974 г. директором и генеральным конструктором НПО «Энергия» Глушко стал играть одну из основных ролей в определении путей развития пилотируемой космонавтики. Под его руководством созданы долговременная станция «Мир» и уникальная система «Энергия» -«Буран». Кроме того, он возглавлял работы по совершенствованию пилотируемых космических кораблей «Союз» и разработке их модификаций «Союз Т» и «Союз ТМ», а также грузового корабля «Прогресс», совершенствованию орбитальных станций «Салют», реализации программы пилотируемых полетов, в том числе и международных. Всё это было направлено на воплощение главной мечты - полёта человека к другим планетам.

За свою многолетнюю деятельность В.П.Глушко был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден пятью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени и многими медалями. Он лауреат Ленинской и Государственных премий. Избирался депутатом Верховного Совета 7-11 созывов, делегатом XXI-XXVII cъездов КПСС и членом ЦК КПСС. В 1994 году решением XXII Генеральной ассамблеи Международного астрономического союза имя В.П.Глушко присвоено кратеру на видимой заповедной стороне Луны.

222 научных труда опубликовал В.П. Глушко, но самый первый был написан и опубликован еще в Одессе, в 1924 году, в газете, которая не устояла перед напором молодого человека, доказывавшего, что этой статьей город войдет в мировую историю. Так оно и произошло. Но как нужно было верить в себя, в свои силы, в идеи Циолковского!

«В Одессе есть какой-то фермент жизни. Помню, — рассказывал Глушко, — после какого-то из торжественных приемов в Кремле подошел ко мне Жора Добровольский и говорит: «Валентин Петрович, по паспорту мы — москвичи, но никогда не должны забывать, что сюда нас послала Одесса». Глушко вспомнились эти слова, когда Добровольский повторил в своем (кто мог тогда предположить, что последнем?) интервью, облетевшую весь мир фразу: «Одесса нас не забудет!».

Космонавты называли Глушко «богом огня», ведь мощность двигателя второй ступени, которая подняла Юрия Гагарина на «Востоке», равна мощности… Днепрогэса. В 1934 году Сергей Королев записал: «В центре внимания — ракетный мотор!» И как бы прочитав эту запись, Валентин Глушко взялся разрабатывать конструкцию мотора. И сделал то, что до него не удавалась никому.

10 января 1989 г. Валентин Петрович Глушко, полный творческих замыслов, ушёл из жизни. В своём завещании он распорядился передать в дар Государственной картинной галерее Одессы картины, приобретённые им в 1957 г. на Ленинскую премию. Этот замечательный одессит похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Его именем в родном городе назван красивый проспект, на котором стоит памятник знаменитому конструктору.

Подпишитесь на нас

Долгое время у этого человека даже не было своего имени - в открытой печати он именовался профессором Г.В. Петровичем. Лишь немногие знали, что под этим именем скрывается главный конструктор ракетных двигателей . Вокруг этого человека еще при жизни складывались легенды, некоторые из них бытуют и поныне.

12 марта нынешнего года немецкая газета Frankfurter Rundschau опубликовала статью «Трагедия покорителя космоса», автор которой попытался ответить на вопрос, кто виноват в срыве советской Лунной программы. Как утверждает издание, детальные планы пилотируемого полета на Луну разработал Сергей Королев уже к июню 1960 года, но лишь в 1963 году ЦК КПСС дал зеленый свет Лунной программе. Однако конструктор двигательных установок Валентин Глушко препятствовал реализации программы, так как был враждебно настроен по отношению к Королеву, - по словам автора статьи, «из-за доноса Глушко в 1938 году во время сталинских репрессий Королев был осужден как враг народа». Это, по мнению издания, и предопределило неудачу советской Лунной программы.

Но если вспомнить известный фильм «Укрощение огня», то там Королев, которого сыграл Кирилл Лавров , и Глушко, роль которого исполнил Игорь Горбачев , работают рука об руку и в трудную минуту поддерживают друг друга. Так что же, выходит, в фильме все неправда?


Германский шпион


Валентин Петрович Глушко родился 2 сентября 1908 в Одессе в довольно состоятельной семье. В 1919 году он был зачислен в реальное училище имени св. Павла, позже переименованное в IV Профтехшколу.

Валентин Петрович вспоминал: «Весной 1921 года я прочел «Из пушки на Луну», а затем «Вокруг Луны». Эти произведения Жюля Верна меня потрясли. Во время их чтения захватывало дыхание, сердце колотилось, я был как в угаре и был счастлив. Стало ясно, что осуществлению этих чудесных полетов я должен посвятить всю жизнь без остатка». Однако этому мешало то, что юноша учился в консерватории по классу скрипки.

Впрочем, скрипку скоро украли, и уже ничто не препятствовало Глушко посвятить себя космонавтике. «В те годы, - рассказывал он, - я ходил в шинели и сапогах. Надев высокую отцовскую папаху, чтобы казаться больше ростом, я отправился в обсерваторию». Тогда же Валентин Глушко написал К. Циолковскому , тот ответил, и переписка между ними продолжалась много лет.

Юноша был настолько увлечен межпланетными путешествиями, что даже написал книгу «Проблемы эксплуатации планет». В ней было две части: «О будущем Земли» и «О будущем человечества». Однако издать ее не удалось. Спустя почти полвека академик Глушко рассказывал: «Совершенно случайно рукопись сохранилась, и я ее прочел. При этом испытал чувство глубокой благодарности к Госиздату за то, что он не издал эту книгу».

После окончания профтехшколы Валентин Глушко по путевке Наркомпроса УССР поступил на физико-математический факультет Ленинградского университета. «Мой живейший интерес к великому делу межпланетных сообщений не угас, - писал он Циолковскому в январе 1927 года. - Питаю надежду довести начатое Вами дело до конца».

В мае 1929 года Глушко был зачислен в штат Газодинамической лаборатории (ГДЛ) в должности руководителя группы по разработке жидкостных ракетных двигателей. «Перед нами, - вспоминал Валентин Петрович, - лежали в полном смысле слова чистые листы бумаги и неизвестное». Работа к тому же была опасной. Однажды, когда Глушко с сотрудником проводили очередное испытание, произошел взрыв. «Стояла холодная осень, - рассказывал Глушко, - мы были в меховых шапках, и это нас спасло». В январе 1933 года он познакомился с Королевым, который приехал в Ленинград вместе с Ф. Цандером. «В ГДЛ нас привлекали моторы конструкции В. Глушко, - вспоминал Королев. - Вот так на моем первом ракетоплане РП-318 был установлен его двигатель».

В сентябре 1933 года приказом заместителя наркома обороны Тухачевского в Москве был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), на фронтоне которого красовалась вывеска «Всесоюзный институт сельскохозяйственного машиностроения». Королев занял пост заместителя начальника РНИИ, а Глушко - должность руководителя сектора реактивных двигателей. Вскоре Королев начал активно интриговать против директора института Ивана Клейменова, в связи с чем был переведен на должность руководителя отдела крылатых ракет. Заместителем директора был назначен Георгий Лангемак, с которым Глушко тесно сотрудничал. В 1935 году вышла в свет их книга «Ракеты: их устройство и применение».

1 ноября 1937 года Клейменов и Лангемак были арестованы по обвинению в шпионаже. 14 ноября Лангемак подал заявление на имя наркома внутренних дел Ежова, в котором назвал сообщников по «антисоветской организации» - Клейменова, Глушко и Королева.

Валентин Петрович был арестован в марте 1938 года. После многочасовых избиений он подписал признание в преступном сговоре с Клейменовым и Лангемаком: «Я являюсь участником антисоветской организации в оборонной промышленности, по заданиям которой проводил вредительскую подрывную работу. Кроме того, я занимался шпионской работой в пользу Германии». В июне был арестован Королев - эта цепь событий до сих пор служит основой для обвинений Глушко в малодушии. Однако профессор Л. Стернин, тщательно изучивший архивные материалы, сделал заключение: «Глушко не оговорил Королева, не назвал его своим сообщником». Что касается Клейменова и Лангемака, то они были расстреляны еще в январе 1938 года.


«Луну американцам не отдавать!»


Подписав признание, Глушко направил прокурору СССР Вышинскому письмо: «Прошу вашего распоряжения о пересмотре моего дела, поручив его новому следствию, так как форма допроса, которому я подвергся, носила характер морального и физического принуждения, в результате чего мною были даны показания, не отвечающие действительности». Тем не менее 15 августа 1939 года особое совещание при народном комиссаре внутренних дел СССР вынесло постановление: «Глушко Валентина Петровича за участие в контрреволюционной организации заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на восемь лет». Однако в лагере ему побывать не довелось - сначала Валентин Петрович работал в конструкторской группе спецотдела НКВД в Тушино, а затем его сделали главным конструктором ракетных ускорителей в казанской «шарашке». Туда он в конце 1942 года перетащил Королева, который также получил восемь лет.

В июле 1944 года за успехи в создании ускорителей группа конструкторов, включая Глушко и Королева, была освобождена из заключения со снятием судимости. Многие из них вскоре были награждены орденами: Глушко получил орден Трудового Красного Знамени, а Королев - орден «Знак Почета». Дальше их дороги разошлись. В июле 1946 года на базе авиазавода в Химках было создано ОКБ-456, главным конструктором которого стал Глушко. Королева назначили главным конструктором баллистических ракет НИИ-88 в подмосковных Подлипках. Казалось, эти люди, столь не похожие друг на друга, не найдут общий язык. Ученый и публицист Ю. Окунев писал о них: «Валентин Глушко - интеллектуал с аристократическими манерами, знаток и ценитель музыки и живописи, всегда безукоризненно и элегантно одетый. Он подчас бывал высокомерным, но никогда - непристойно грубым или некорректным. Сергей Королев не обладал и долей глушковской интеллигентности и аристократизма. В отношениях с людьми он часто допускал грубость и откровенное хамство, но в нем были артистизм и полководческий талант, которых не хватало Глушко. Несмотря на внешнюю непохожесть, Королев и Глушко были одинаково жесткими и беспощадными начальниками. Они могли морально уничтожить человека, изгнать его из космонавтики, лишить будущего, однако Глушко делал это с холодным взглядом и безжалостной логикой, а Королев - с грубой бранью. Оба были абсолютно самодостаточными, не терпели конкурентов и не нуждались в друзьях».

Однако в 50-х годах Королев и Глушко работали на редкость слаженно, в результате чего достигли немалых успехов. В 1956 году они одновременно были удостоены звания Героя Социалистического Труда за создание первой межконтинентальной баллистической ракеты, а в 1958 году были избраны действительными членами Академии наук СССР. В июне 1961 года Королев и Глушко вновь получили звезды Героев за полет Юрия Гагарина . Космический корабль «Восток» был оснащен двигателями Валентина Глушко. Позже он вспоминал: «В тот день, 12 апреля 1961 года, когда Юра полетел, я был счастлив».

То есть старыми обидами и личными качествами Королева и Глушко нельзя объяснить размолвку, которая произошла между ними в начале 60-х годов. В чем же была причина? Известно, что 25 мая 1961 года президент США Джон Кеннеди, выступая в конгрессе, сформулировал в качестве национальной задачи высадку американских астронавтов на Луну. В ответ ЦК КПСС принял постановление, в котором высадка космонавтов на Луну была объявлена приоритетной целью советской космической программы. Рассказывают, что Хрущев заявил: «Луну американцам не отдавать! Сколько надо средств, столько и найдем».


К юбилею революции


Однако это постановление было принято лишь в августе 1964 года. Почему же так долго раскачивались? Во-первых, далеко не все поддерживали проект. Валентин Петрович считал, что высадка на Луну - пропагандистская затея, не имеющая смысла. Вместо этого, по его мнению, следовало приступить к созданию большой орбитальной станции. Это была мечта его молодости - еще в 1926 году он опубликовал статью «Станция вне Земли». В 1952 году Глушко даже отправил Королеву глобус с надписью: «Шлю тебе этот шарик, Сергей, с глубокой надеждой, что нам с тобой доведется своими глазами увидеть живую Землю такой же величины». Королев, кстати, тоже был увлечен идеей создания орбитальной станции, но в какой-то момент решил все отложить ради лунного проекта. Видимо, Королев опасался, что если он не возьмется за проект, то его уведет из-под носа хитрый В. Челомей.

Во-вторых, задача высадки космонавтов на Луну была чрезвычайно сложной, а решать ее надо было в авральном режиме - члены политбюро намекали на то, что лунный проект желательно осуществить к 50-летию Октябрьской революции, то есть к ноябрю 1967 года. Королев чуть ли не в приказном порядке обязал Глушко сделать для его лунной ракеты-носителя Н1 кислородно-керосиновый двигатель. Валентин Петрович возмутился, что с ним разговаривали как с мальчишкой, и обратил внимание Королева на то, что, прежде чем браться за лунный проект, следовало посоветоваться со специалистами, так как в столь сжатые сроки создать этот двигатель нереально. Видимо, разговор между главными конструкторами шел на повышенных тонах, так как Глушко даже после смерти Королева не мог успокоиться. В 1968 году, беседуя с журналистом Я. Головановым, он вдруг сорвался: «Что вы все - Королев, Королев?.. А что такое Королев? Это тонкостенная металлическая труба. Я ставлю внутрь свои двигатели, академик Н. Пилюгин свои приборы, академик В. Бармин строит ей старт, и она летит».

Рассказывают, что, приехав после разговора с Королевым в свое ОКБ, Глушко собрал совещание. Говорил тихо, между фразами были длинные паузы. Глушко сообщил, что работа с ОКБ Королева прекращается, закончив фразой: «Это очень плохо для обоих ОКБ - нашего и королевского, а главное - для всего нашего отечества». Так оно и случилось. Четыре запуска ракеты-носителя Н1 с двигателями, разработанными в КБ Н. Кузнецова, оказались неудачными, после чего в 1974 году все работы по Лунной программе были свернуты. Что касается американцев, то они все же установили на Луне свои флажки, затратив на это $19,4 млрд.

В мае 1974 года Глушко был назначен директором и генеральным конструктором НПО «Энергия», в состав которого вошло бывшее ОКБ Королева (его преемник В. Мишин был освобожден от должности). Казалось, мечта Глушко о создании орбитальной станции близка как никогда. Правда, для этого требовалось создать последовательный ряд тяжелых и сверхтяжелых РЛА (ракетных летательных аппаратов) из унифицированных блоков. Но вскоре НПО «Энергия» было назначено головным предприятием по программе «Энергия» - «Буран». Проект создания РЛА пришлось отложить, но станцию «Мир» Глушко, хоть и при помощи челомеевских ракет, запустил на орбиту. А вот до первого и единственного полета «Бурана» Валентин Петрович не дожил.

Глушко скончался 10 января 1989 года. Незадолго до смерти он попросил, чтобы его тело кремировали, а пепел, если представится возможность, отправили в космос на Марс или Венеру. Тогдашнее руководство СССР расценило это как неуместную шутку - урну с прахом великого конструктора захоронили на Новодевичьем кладбище. На гранитном надгробии В.П. Глушко изображено последнее великое творение советской космонавтики - извергающая огненные факелы ракета-носитель «Энергия» с орбитальным кораблем «Буран».

К сожалению, Владимир Петрович не успел сделать все, о чем мечтал, однако был благодарен судьбе за то, что она подсказала ему верный путь. «Счастлив тот, - писал он, - кто нашел свое призвание, способное поглотить все его помыслы и стремления. Дважды счастлив, кто нашел призвание еще в отроческие годы. Мне выпало это счастье».


ЕВГЕНИЙ КНЯГИНИН
Первая крымская N 467, 22 МАРТА/28 МАРТА 2013 Сергей Глушко, широко известный под псевдонимом Тарзан, яркий пример того, что талантливый человек всегда многогранен. Начав свой творческий путь в качестве бодибилдера и стриптизера, очень скоро он также стал популярен и успешен, как певец и актер. В настоящее время Сергей Глушко трудится над несколькими новыми проектами и обещает зрителям много нового и интересного. Принимая во внимание данный факт, мы решили воспользоваться паузой, дабы немного углубиться в биографию артиста и внимательно проследить, как развивался многогранный талант одного из самых известных стриптизеров России.

Детство Сергея Глушко

Будущий артист родился и вырос в небольшом городке под названием Мирный, расположенном недалеко от военно-космической базы «Плесецк». Его отец был военным, а потому с ранних лет Тарзан воспитывался в строгости. С детского возраста он посещал различные спортивные секции и достаточно рано начал увлекаться бодибилдингом. Однако на первых порах это было просто увлечением.

Настоящей же страстью молодого Тарзана была … музыка. Уже в шестнадцать лет вместе с компанией единомышленников Сергей сколотил любительскую группу «Фортуна», которая некоторое время спустя стала достаточно известна в Мирном и других городах Архангельской области. В данном коллективе высокий блондин с приятным низким голосом исполнял роль солиста и фронтмена. Группе сопутствовал успех. Главный хит коллектива «Город белых ночей и заснеженных весен» попал в радиоротацию нескольких региональных станций. Однако некоторое время спустя коллектив прекратил свое существование. Единственной более-менее значимой наградой в истории «Фортуны» стал приз зрительских симпатий конкурса «Весенние голоса», который в 1987-м году проходил в городе Мирный.

После этого Сергей Глушко задумался о карьере военного. Решив пойти по стопам отца, «Тарзан» подал документы в Военно-космическую академию им. А. Можайского. Окончив с отличием данное учебное заведение в звании лейтенант, в течение нескольких лет Сергей служил инженером-энергетиком на космодроме Плесецк, где выполнял функции по обеспечению космических комплексов и подготовке стартовых площадок к запланированным пускам космических ракет. За свой труд на благо родины Сергей Глушко получил звание капитана.

Переезд Тарзана в Москву и последующая карьера

Как признается сам «Тарзан», решение о переезде в российскую столицу пришло к нему достаточно неожиданно, и было вызвано определенной усталостью от привычного положения дел. Таким образом, стремясь что-то изменить в своей жизни, в один прекрасный момент Сергей Глушко оставил службу, а вместе с ней и родной город Мирный.

Сергей Глушко и «Тарзан-шоу»

Оказавшись в Москве в начале девяностых, Тарзан в какой-то момент решил вновь вернуться к подзабытому увлечению детства – бодибилдингу. По вечерам он часами занимался в спортзале, а днем зарабатывал себе на жизнь, работая в охране, а затем торгуя предметами мебели. Данный период в жизни Сергея был непростым, однако в глубине души он отчего-то точно знал, что движется в правильном направлении. И очень скоро судьба вознаградила его за старания.

Попав в одно из модельных агентств Москвы, Тарзан начал сниматься в телевизионной рекламе, а затем – в музыкальных клипах. Дебют в новой роли оказался достаточно успешным, а потому очень скоро Сергей «попал на глаза» режиссеру Ольге Суботиной, которая пригласила его принять участие в одной из своих постановок.

Спектакль «Половое покрытие», в котором его героя называют не иначе как «Мачо», стал для артиста новой ступенькой к славе. В скором времени Сергею последовало предложение принять участие в эротическом шоу в качестве стриптизера, и молодой артист без раздумий ответил согласием. В

Течение нескольких лет Тарзан работал в клубах Москвы, а затем начал выходить на сцену вместе с артистами эстрады, работая над танцевальным сопровождением номеров. В данном качестве Сергей стал широко известен. Многие известные артисты с радостью приглашали его в свои номера, и карьера Глушко стала стремительно набирать обороты.

Карьера Сергей Глушко как певца, актера и писателя

Параллельно с работой в эротических шоу, Тарзан начал успешно осваивать и другие профессии. Дабы совершенствовать свои актерские навыки, Сергей поступил в Российскую академию театрального искусства, а также начал брать частные уроки вокала.

В скором времени ему поступило предложение режиссера Юрия Елхова и, отправившись в Белоруссию, Тарзан снялся в историческом фильме компании «Беларусьфильм» «Анастасия Слуцкая», который имел довольно большой успех в прокате. Стоит отметить, что данная роль не стала для него первой, однако предыдущие эпизодические появления на экране сложно назвать серьезным успехом.

Наташа Королева и Тарзан – Не забуду

После этого Сергея Глушко стали чаще приглашать в различные кинематографические проекты. В большинстве из них Тарзан все также играл небольшие роли, однако несколько действительно интересных работ в его фильмографии также можно отыскать. К числу таковых стоит отнести боевик «Клоунов не убивают», триллер «Исповедь дьявола», драму «Московский жигало», а также телесериалы «Дальнобойщики 3» и «Плата за любовь».

При активном содействии своей второй супруги Натальи Королевой , Тарзан также дебютировал на московской сцене в качестве певца. Дуэтом пара записала три композиции «Без тебя», «Не забуду», а также «Веришь или нет», которая стала особенно популярна.

Сергей Глушко сейчас

В настоящее время в карьере Сергея Глушко наступила небольшая пауза. Он на какое-то время исчез со сцены, однако, по словам самого артиста, это не что иное, как затишье перед бурей.

К данному моменту последней работой Тарзана является книга «Культ тела», в которой он рассказывает о различных концепциях построения идеальной фигуры.

Личная жизнь Тарзана, Сергей Глушко и Наташа Королева

В 1992-м году еще в городе Мирный Тарзан стал встречаться с девушкой по имени Елена Переведенцева, которая работала на космодроме Плесецк. В этом же году пара сыграла свадьбу. Однако очень скоро супруги поняли, что не подходят друг другу.


Семь лет спустя, уже будучи достаточно известным артистом, Сергей стал встречаться с певицей Натальей Королёвой. В 2002-м году у пары родился сын Архип. Год спустя пара решила узаконить свои отношения. Сейчас в этой семье все хорошо. По крайней мере никаких грязных слухов о личной жизни Тарзана в прессе не появляется.

Аннотационная доска в Москве
Надгробный памятник
Памятник в Москве
Бронзовый бюст в Одессе
Бронзовый бюст в Одессе (вид 2)
Мемориальная доска в Одессе
Бюст в городе Байконур
Лесовоз «Академик Глушко»


Глушко Валентин Петрович - главный конструктор ОКБ-456 Министерства оборонной промышленности СССР (Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике).


Родился 21 августа (2 сентября) 1908 года в городе Одесса (ныне Украина). Сделав выбор жизненного пути ещё в школьные годы, переписывался с К.Э.Циолковским, публиковал статьи и готовил к печати две книги о необходимости межпланетных сообщений. В 1924 году окончил профтехшколу.


В 1925 году поступил на физическое отделение физико-математического факультета Ленинградского государственного университета, но в феврале 1929 года был отчислен за неоплату обучения. В апреле того же года сдал третью часть своего дипломного проекта «Металл как взрывчатое вещество» в отдел при Комитете по делам изобретений. Вскоре был вызван к уполномоченному Комитета в Ленинграде Н.Я.Ильину, который предложил начать работы по реализации этой идеи.


С мая 1929 года - начальник 2-го сектора (с 1932 года - отдела) ракет на жидком топливе Газодинамической лаборатории (ГДЛ). За это время В.П.Глушко были разработаны и испытаны жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) ОРМ-52 на азотно-кислотно-керосиновом топливе, электрический ракетный двигатель, ракеты РЛА-1, РЛА-3, РЛА-100. Проведён огромный объём научно-исследовательской работы, результатом которой стали два курса лекций, прочитанных в 1933-1934 годах в Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского: «Жидкое топливо для реактивных двигателей» и «Конструкция ЖРД».


С сентября 1933 года - начальник 1-го отдела Ленинградского отделения Ракетного научно-исследовательского института (РНИИ), с января 1934 года - начальник азотно-кислотного сектора РНИИ (с 1937 года - НИИ-3). В 1936-1938 годах - главный конструктор ЖРД. За этот период В.П.Глушко разработаны двигатели ОРМ-53 - ОРМ-101, в том числе и первый в мире двигатель, предназначенный для полёта человека (ОРМ-65).


23 марта 1938 года В.П.Глушко был арестован по доносу и 15 августа 1939 года осуждён Особым совещанием при Наркоме внутренних дел СССР как «враг народа» сроком по статье 58-7 УК РСФСР (вредительство) на 8 лет с отбыванием в Ухтижемлаге, однако был оставлен для работы в техбюро. В 1939-1940 годах - начальник конструкторской группы 4-го Спецотдела НКВД при Тушинском авиационном заводе №82. За это время В.П.Глушко были разработаны: проект вспомогательной установки ЖРД на самолётах С-100 и «Сталь-7». В 1940-1944 годах - главный конструктор КБ 4-го Спецотдела НКВД при Казанском авиамоторном заводе №16 по разработке самолётных ускорителей ЖРД РД-1, РД-1ХЗ и РД-2. 2 августа 1944 года досрочно освобождён из-под стражи со снятием судимости (окончательно реабилитирован лишь 29 сентября 1956 года).


С декабря 1944 года - главный конструктор ОКБ-СД. За это период проведены наземные и лётные испытания ЖРД РД-1 на самолётах Пе-2Р, Ла-7Р, Як-3 и Су-6. Разработан трёхкамерный азотно-кислотно-керосиновый ЖРД РД-3 тягой 900 кг, проведены официальные стендовые испытания ЖРД РД-1ХЗ с химическим повторным зажиганием. В 1945 году - заведующий кафедрой реактивных двигателей Казанского авиационного института. В июле-декабре 1945 года и мае-декабре 1946 года находился в Германии, где занимался изучением трофейной немецкой ракетной техники.


С июля 1946 года по май 1974 года - главный конструктор ОКБ-456 (ныне - НПО «Энергомаш») в городе Химки Московской области. За это время под руководством В.П.Глушко были созданы более 50 самых совершенных ЖРД и их модификаций на высоко- и низкокипящих окислителях, применяемых на 17 боевых и космических ракетах.


За заслуги в деле создания дальних баллистических ракет Указом Президиума Верховного Совета СССР (с грифом "совершенно секретно") от 20 апреля 1956 года Глушко Валентину Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Разработанные под руководством В.П.Глушко ракетные двигатели были установлены на всех советских ракетах-носителях, запускавшихся в 1949-1976 годах. В частности, разработаны ЖРД: РД-107 и РД-108 для межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7 (позже ставшей ракетой-носителем для космических кораблей «Восток» и «Союз»), РД-111 для МБР Р-9, РД-120 для тяжёлой МБР Р-36М, РД-119 и РД-214 для первой советской ракеты с термоядерным боезарядом Р-12, РД-216 и РД-251 для баллистической ракеты средней дальности Р-14 (ракета-носитель «Космос») и межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 (ракета-носитель «Циклон»), РД-253 для тяжёлой МБР УР-500 (ракета-носитель «Протон»), РД-170 для ракеты-носителя «Энергия» и РД-171 для ракеты-носителя «Зенит».

За активное участие в проектировании и запуске первого космического корабля с человеком на борту, закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года награждён второй золотой медалью «Серп и Молот» (№84/II).

С мая 1974 года - директор и генеральный конструктор (с июня 1977 года - генеральный конструктор) НПО «Энергия» в городе Калининград (ныне - Королёв) Московской области. Под непосредственным руководством В.П.Глушко были созданы орбитальные станции «Салют-6», «Салют-7» и «Мир». По его проекту была создана многоразовая транспортно-космическая система «Энергия-Буран». Кроме того, он возглавлял работы по совершенствованию пилотируемых космических кораблей «Союз» и разработке их модификаций «Союз Т» и «Союз ТМ», а также грузового корабля «Прогресс».

Академик Академии наук СССР с 1958 года. Автор 250 печатных работ и изобретений.

Инженер-полковник (1945). Награждён 5 орденами Ленина (20.04.1956, 01.09.1958, 30.08.1968, 17.09.1975, 01.09.1978), орденами Октябрьской Революции (26.04.1971), Трудового Красного Знамени (16.09.1945), медалями.

Лауреат Ленинской премии (1957), Государственной премии СССР (1967, 1984). Награждён Золотой медалью имени К.Э.Циолковского АН СССР (1958).

Член Центрального Комитета КПСС с 1976 года. Депутат Верховного Совета СССР 7-11-го созывов (в 1966-1989 годах).

Именем В.П.Глушко названы кратер на видимой стороне Луны, улицы в Москве, Казани, Калуге и Байконуре, а также проспект в Одессе. Его имя носит НПО «Энергомаш». В 1989 году имя «Академик Глушко» присвоено лесовозу Северного морского пароходства. Почётный гражданин городов Калуга (1975), Казань (1987), Элиста, Приморск (Ленинградская область, 1988), Королёв и Химки (Московская область, 1979), Одесса (Украина, 1977), Байконур (Казахстан, 1983).

Бронзовые бюсты В.П.Глушко установлены в Одессе и Байконуре, памятник – в Москве и Химках. Мемориальные доски установлены: в Москве и Одессе на домах, в которых жил В.П.Глушко, а также в Королёве на здании, в котором он работал.

Сочинения:
Проблема эксплуатации планет. 1924 (рукопись);
Ракеты их устройство и применение, М.-Л., 1935 (совместно с Г.Э.Лангемаком); Жидкое топливо для реактивных двигателей. Часть 1. М., 1936;
Ракетная техника. Сборник статей. Выпуски 2, 3, 4, 5, 6. М.-Л., 1937;
Источники энергии и их использование в ракетной технике. М.: Оборонгиз, 1949;
Термодинамические и теплофизические свойства продуктов сгорания (в 10 томах). М. 1971-1974 (гл. редактор);
Ракетные двигатели ГДЛ-ОКБ. М., 1975;
Путь в ракетной технике. Избранные труды (1924-1946). М.: Машиностроение, 1977;
Термические константы веществ (в 10 томах). М., 1966-1982 (гл. редактор);
Термодинамические свойства индивидуальных веществ (в 4 томах). М., 1978-1982 (гл. редактор);
Энциклопедия «Космонавтика». М., 1985 (гл. редактор);
Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР. 3-е изд. М., 1987.

Материалы к биографии и фото Героя предоставлены
Александром Валентиновичем Глушко.