Устав морской петра 1 читать. Морской устав

Петровский «Устав морской» на 25 лет моложе петровского флота. Само его появление - свидетельство зрелости идеи регулярного военного флота России. Великий преобразователь сумел в кратчайший срок реформировать армию и создать отечественный флот. Нужны были корабли - он построил корабли. Нужны были люди - они появились: и иноземцы, и свои, питомцы Навигацкой школы. Но требовался и морской устав: без строгого регламента корабль не выйдет в море, не вступит в бой.

В предисловии к «Уставу морскому» государь Петр I упоминает, как в 1668 году в селе Дединове на Оке был спущен на воду первый русский военный корабль «Орел», и капитан судна, голландец Бутлер, представил тогда «корабельного строя письмо» - прообраз первого морского устава. К сожалению, судьба «Орла», как и этого документа, оказалась плачевной, устав Бутлера затерялся. Петру довелось начинать с чистого листа.

Уже в 1696 году, том самом, когда государева дума приговорила, что морским судам быть, появился и соответствующий документ - 16 статей для галерного флота. Он сыграл свою роль в Азовском походе и в абордажных сражениях на Балтике. Но введение в строй оснащенных артиллерией парусных кораблей, развитие линейного флота требовали соответственного руководства к плаванию и ведению боя. Одно за другим публикуются различные дополнения; так, в 1707 году выходит инструкция командирам брандеров и бомбардирских кораблей. Усложнившаяся практика жизнедеятельности флота обязывала свести все инструкции в один документ, способный быть руководством флоту на длительное время.

Посланные за границу петровские навигаторы отбирали материалы, связанные с вождением судов, организацией службы на борту, вникали в уставы передовых по тому времени флотов. Превосходным помощником Петра оказался Конон Зотов, сын Никиты Моисеевича Зотова, того самого, что был воспитателем юного Петра. В ранние годы, посланный в Англию обучаться потребным наукам, он избрал морское дело и для того поступил в английский флот. Отменный знаток корабельной службы, храбрый офицер, командовавший боевыми судами в схватках со шведами, он сыграл первенствующую роль в составлении петровского устава. Сам Петр лично писал артикулы, приводил в систему, оттачивал формулировки регламента. И неспроста, читая нынче устав, видишь во многих формулировках, словесных определениях, в самой конструкции речи энергичную, властную манеру Петра.

С петровским уставом моряки получили стабильный регламент для плавания и ведения боя, а также, при стоянках в гаванях, - регламент адмиралтейский.

Этот документ - «Устав морской» 1720 года - оказался на редкость долговечным. По нему российский флот плавал и воевал до самой Крымской войны и только во второй половине 19 века, когда пар оттеснил парус, и нарезные орудия встали на место гладкоствольных, вышел устав 1853 года.

В дальнейшем, по мере развития новой техники и тактики, появлялись и новые уставы. И в наше время корабельного устава «хватает» на десять лет. Но ряд положений петровского «Устава морского» миновал века и социальные перемены, вошел составной частью в современные уставы. Приведем, к примеру, артикулы, касающиеся боевого расписания. Оно - основа основ корабельной службы. Так было всегда, и так по сей день. И вот мы читаем в петровском уставе: «Капитан повинен разделить всех людей, которые будут на корабле, прежде чем выйдут в море, на три равные части для управления парусами и прочим, дабы каждый знал свое место. А для этого расписание иметь по кубрикам, а одно прибить к бизань-мачте. Кроме того, надлежит капитану распределять людей для боя, назначив их к пушкам, к мелкому ружью, к управлению парусами и прочего, как надлежит быть во время боя. Так, чтобы всякий человек, когда бы ни спрося, мог бы знать свою должность и место в бою». Таким образом, перед нами боевая организация корабля и боевые номера личного состава, те самые, которые и сегодня, пусть даже претерпев изменения по форме, хранят суть петровского устава.

И так в уставе определяются обязанности всех должностных лиц, напоминается в числе прочего, что матросу от пушкарской, а пушкарю от матросской работы не отговариваться, но друг другу помогать. Так от мала до велика рассматриваются все труды и обязанности на корабле, но превыше всего стоят в уставе артикулы о верности Отечеству, о запрете спускать флаги и сдавать корабль противнику или покидать место боя.

Петровский «Устав морской» - это не только исторический документ, любопытный для любителей старины, это и наглядная, живая связь времен. Интересно познакомиться с рядом артикулов и положений главной книги российских моряков, которые применимы и к нашим дням, и не только в службе морской.

Из Устава морского

Все воинские корабли Российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпелы и марсели.

Если кто свой мундир, ружье проиграет, продаст или в заклад отдаст, оный имеет в первый и в другой раз жестоко кошками и заплатою утраченного наказан. А в третье расстрелян или на галеру сослан быть.

Кто свое ружье бросит, оный шпицрутенами наказан жестоко будет.

Кто к неприятелю перебежит, того имя к виселице будет прибито, и оный, как нарушитель присяги, изменником публично объявлен имеет быть… и ежели он пойман будет, без всякой милости и процессу повесить его надлежит.

Которые во время боя оставят свои места, дабы укрыться, те будут казнены смертью. Такожды и те будут казнены, которые похотят сдаться или иных к тому будут подговаривать.

Ежели кто на вахте найдется спящ на пути едучи против неприятеля, ежели он офицер, лишен будет живота, а рядовой жестоко наказан будет биением кошками у шпиля.


С незапамятных времен суда наших предков бороздили воды Черного, Мраморно­го, Средиземного, Адриатического, Эгейского и Балтийского морей, Северного Ледови­того океана. Плавания русских по Черному морю в IX веке были столь обычными, что вскоре оно получает название Русского - так Черноморье и именуется на итальянских картах вплоть до начала XVI века. Общеизвестна славянская Венеция - Дубровник, ос­нованный нашими предками-славянами на берегу Адриатического моря, известны и по­селения, созданные ими на берегах Англии . Имеются точные данные о походах славян на остров Крит и в Малую Азию, о многих других плаваниях.

В этих длительных дальних плаваниях складывались морские обычаи, постепенно формировавшиеся в морские установления и законоположения.

Первое собрание узаконений, определившее порядок службы на русских кораблях, появилось при царе Алексее Михайловиче, когда капитан корабля «Орел» голландец Д. Бутлер представил в Посольский приказ «Корабельного строя письмо», то есть правила корабельной службы, известные также как «Артикульные статьи». Документ этот состо­ял из 34 статей, определявших обязанности капитана и формулировавших краткие на­ставления каждому должностному лицу на корабле и в его действиях при различных об­стоятельствах плавания. «Корабельного строя письмо» представляло собой своеобразный экстракт из тогдашнего голландского Морского устава. Большая часть статей этого пись­ма была посвящена мерам по поддержанию корабля в боевой готовности и задачам эки­пажа в бою. Обязанности корабельных чинов - капитана, кормчего (штурмана), боцма­на, пушкаря и других - были определены весьма стройно и ясно. Капитану, по этому документу, подчинялась вся команда. Общие обязанности в бою регламентировались тремя положениями: «Всяк должен стать в своем месте, где кому приказано, и никто же да не отступит от своего места под великим наказанием»; «Никто же не дерзнет от неприятеля, отвращаться, и никто ж не осмелится своих от битвы отговаривать или лю­дей от смелости приводить в робость»; «Буде же обрящет капитан во благо от непри-ятеля отступить, и то бы все порядком и устройством учинено было».

Сдача корабля противнику запреща­лась безусловно - капитан приносил на это особую присягу.

Позже в России появился новый до­кумент - «Пять морских регламентов». Его содержание доподлинно до нашего времени не дошло, как и сведения о дате издания этого, по существу, Морского ус­тава. Известно, что он был написан на ос­нове сборника морского права под назва­нием «Олеронские свитки», или «Олеронские законы» (они были изданы во Франции на острове Олерон в XII веке), но значительно дополнен и переосмыс­лен. В «Регламентах» были изложены и правила торгового мореплавания. Часть «Олеронских законов» была заимствова­на англичанами и в XV веке включена в законодательный морской свод, имевший название «blacк book of Admiralty» («Чер­ная книга Адмиралтейства»). То, что это была действительно «Черная книга», сви­детельствуют хотя бы такие законополо­жения, определяющие меры наказания матросов за различные проступки, впол­не соответствовавшие духу Средневеко­вья: «1. Всякий, кто убьет другого на бор­ту корабля, должен быть привязан на­крепко к убитому и брошен в море. 2. Всякий, кто убьет другого на земле, должен быть привязан к убитому и по­хоронен в земле вместе с убитым. 3. Вся­кий, вынувший нож или другое оружие с целью ударить другого, должен лишить­ся руки. 4. Всякий, законно обвиненный в воровстве, должен быть подвергнут сле­дующему наказанию: голова брита и по­лита кипящей смолой, а затем обсыпа­на перьями для отличия от других. При первой возможности он должен быть вы­сажен на берегу. 5. Застигнутый спящим на вахте должен быть в корзине подве­шен к ноку бушприта с кружкой пива, куском хлеба и острым ножом, дабы сам выбрал, что лучше: висеть там, покуда не погибнет от голода, или отрезать прикрепляющую корзину веревку и упасть в море...»

Надо сказать, что еще долгое время наказания во флоте оставались изуверс­кими.

В Англии в XV веке во времена прав­ления Генриха VII был введен первый за­кон, формулировавший правила ведения военных операций, действовавший как на суше, так и на море. Все его важнейшие положения были написаны на пергамен­те и прикреплялись к грот-мачте на вид­ном месте. Команде предписывалось чи­тать эти правила при всяком удобном слу­чае. Так начал складываться строго исполнявшийся обычай, который впос­ледствии закрепился и на кораблях рус­ского военно-морского флота, - чтение Морского устава команде по воскресень­ям и праздничным дням, а также по окон­чании церковной службы и церемонии поздравления экипажей командиром или адмиралом.

Когда Петр I в 1696 году приступил к созданию регулярного военного флота Рос­сии, появилась инструкция «О порядке морской службы», определявшая порядок службы на галерах . Она состояла из 15 статей и заключала в себе общие поста­новления и сигналы о плавании галерного флота, о съемке с якоря и постановке на него, о вступлении в бой с неприятелем и «вспоможении» друг другу. Почти в каж­дой статье за неисполнение предписанных действий налагались различные наказания, начиная с денежного штрафа в один рубль до смертной казни. В 1698 году российс­кий вице-адмирал К. Крюйс по поручению Петра I составил новый документ - «Пра­вила службы на судах», - содержание ко­торого было заимствовано из голландско­го и датского уставов и заключавший в себе 63 артикула общих постановлений об обя­занностях лиц, служащих на корабле, и установление судовых порядков с крайне жестокими наказаниями для их наруши­телей. Устав К. Крюйса неоднократно до­полнялся указами царя и частными распо­ряжениями начальников флота.

Так, в 1707 году устав К. Крюйса был дополнен инструкцией адмирала Ф. Ап­раксина «Офицерам, которые команду­ют на брандерах и бомбардирских кораб­лях, как надлежит им действовать во время неприятельского наступления».

В 1710 году этот устав был перерабо­тан с учетом всех внесенных изменений и издан заново под названием «Инструкции и артикулы военные Российскому фло­ту». В них также заключалось 63 статьи, аналогичные статьям предыдущего устава. Различие было лишь в более полной и оп­ределенной редакции и в усилении нака­заний. Но и эти «Инструкции» не охваты­вали всей деятельности флота. Работа по совершенствованию морских узаконений, подготовка материалов к новому вариан­ту флотского устава продолжались. Про­грамма этой подготовительной работы была составлена собственноручно Пет­ром I. Царь-адмирал принимал деятельное участие при написании самого Морского устава По воспоминаниям его сподвижни­ков, он «работал над ним иногда по 14 ча­сов в сутки». И 13 апреля 1720 года доку­мент был обнародован под названием «Книга устав морской, о всем, что каса­ется доброму управлению в бытности флота на море».

Первый в России Морской устав на­чинался манифестом императора, кото­рым Петр I так определил причины его издания: «...сей воинский устав учинили, дабы всякий знал свою должность и неве­дением никто бы не отговаривался». За­тем следовало «Предисловие к доброхот­ному читателю», за которым шел текст присяги для поступающих на военно-мор­скую службу, а также перечень всех кораб­лей и подразделений флота, табель комп­лектации судов различных классов.

Морской устав Петра I состоял из пяти книг.

Книга первая содержала положения «О генерал-адмирале и всяком аншеф-командующем», о чинах его штаба. В доку­менте были помещены статьи, определя­ющие тактику эскадры. Эти указания но­сили явный отпечаток воззрений голландских адмиралов той эпохи и отли­чались не очень жестким регламентирова­нием правил и норм, которые вытекали из свойств и возможностей флотского ору­жия той поры в различных условиях мор­ского боя. Подобная осторожность была предусмотрена, чтобы не стеснять иници­ативы командующих - это проходит че­рез весь устав характерной чертой.

Книга вторая содержала постановле­ния о старшинстве чинов, о почестях и внешних отличиях кораблей, «о флагах и вымпелах, о фонарях, о салютах и фла­гах торговых...».

Книга третья раскрывала организа­цию боевого корабля и обязанности дол­жностных лиц на нем. Статьи о капитане (командире корабля) определяли его пра­ва и обязанности, а также содержали ука­зания о тактике корабля в бою. Последние имели ту особенность, что почти не каса­лись тактики ведения одиночного боя, пре­дусматривая главным образом действия корабля в линии с другими судами.

Книга четвертая состояла из шести глав: глава I - «О благом поведении на корабле»; глава II - «О слугах офицерс­ких, сколько кому иметь надлежит»; гла­ва III - «О раздаче провианта на кораб­ле»; глава IV - «О награждении»: «...дабы всякий служащий во флоте ведал и был благонадежен, чем за какую службу на­гражден будет». Эта глава определяла на­грады за взятие неприятельских судов, воз­награждение раненных в бою и состарив­шихся на службе; главы V и VI - о разделении добычи при захвате неприя­тельских судов.

Книга пятая - «О штрафах» - со­стояла из XX глав и представляла собой во­енно-морской судебный и дисциплинар­ный уставы. Наказания отличались жестокостью, характерной для нравов того вре­мени. За разные провинности предусмат­ривались такие наказания, как «розстреляние», килевание (протаскивание прови­нившегося под днищем корабля), которое, как правило, заканчивалось для наказуемо­го мучительной смертью, «биение кошка­ми» и так далее. «Ежели кто, стоя, на сво­ей вахте, - говорилось в уставе, - най­дется спящ на пути, едучи против неприятеля, ежели он офицер, лишен будет живота, а рядовой жестоко наказан будет кошками у шпиля.. А ежели оное случится не под неприятелем, то офице­ру служить в рядовых один месяц, а рядо­вой спускай будет трижды с раины . Кто придет на вахту пьян, ежели офицер, то за первый раз вычетом на один месяц жа­лованья, за другой на два, за третий ли­шением чина на время, или вовсе по разсмотрению дела; а ежели рядовой, тот будет наказан биением у мачты». И да­лее: «Всякий офицер во время, бою, кото­рый оставит свой корабль, будет казнен смертию яко беглец с бою».

К Морскому уставу были приложены формы ведомостей судовой отчетности, Кни­га сигналов и Правила дозорной службы.

Морской устав Петра I с незначитель­ными изменениями и дополнениями про­существовал до 1797 года и выдержал во­семь изданий. В 1797 году был опублико­ван новый Устав военного флота, сильно отличавшийся от петровского. В разделах тактики он отражал взгляды на ведение боя тогдашних британских адмиралов и был обстоятельно разработан.

С годами, под влиянием усовершен­ствования технических средств военно-морского флота и появления паровых ко­раблей, тот устав также устарел, и в 1850 году был образован комитет для под­готовки нового Морского устава, изданно­го в 1853 году. В отличие от прежних уста­вов в нем не было постановлений, касаю­щихся тактики. Комиссия посчитала, что это не составляет предмета закона. В уста­ве 1853 года практически отсутствовали постановления о ведении боя, а также раз­деление флота на части, правила составле­ния судовых расписаний, классификация артиллерии корабля.

После 1853 года полной переработки устава не производилось. Трижды назна­чались комиссии для пересмотра Морско­го устава, однако деятельность их ограни­чивалась лишь частичным изменением его отдельных статей - общий дух устава ос­тавался неизменным. Таковы были новые редакции Морских уставов 1869-1872, 1885 и 1899 годов.

Печальный опыт русско-японской войны показал несоответствие действовав­шего тогда Российского Морского устава принципам ведения войны на море, и на­кануне Первой мировой войны в русском военно-морском флоте был издан новый Морской устав. Несмотря на выявившую­ся полную непригодность в современных условиях устава 1899 года, Морской устав 1910 года почти полностью повторял его. Изменениям подверглись лишь описания флагов и должностных лиц.

В 1921 году, уже при советской влас­ти, был введен Морской дисциплинарный устав, в большей своей части сохранивший неизменными общие положения Дисцип­линарного устава Красной армии - были внесены лишь некоторые изменения, со­ответствующие условиям службы на ко­раблях РККФ. В его вводной части было сказано: «В Красном Флоте должны быть строгий порядок и сознательная дисцип­лина, поддерживаемые неустанной рабо­той самих моряков военного флота. Строгий порядок во флоте достигается сознанием всей важности поставленных социалистической революцией задач и единством действий, направленных к их укреплению. Среди революционеров не должно быть нерадивых и тунеядцев».

На первых порах это был единствен­ный устав РККФ, и он содержал некото­рые разделы, в какой-то степени отвечающие и задачам отсутствовавшего в то вре­мя Корабельного устава. Скажем, раздел I перечислял общие обязанности чинов фло­та; раздел II назывался «О флагманах и флагманских штабах»; раздел III - «О должностях чинов служащих на кораб­ле»; раздел IV - «О порядке службы на корабле»; раздел V - «Об описных судах и чинах гидрографической эксплуата­ции»; раздел VI - «О почестях, салютах и фалрепных».

И все же этот документ еще не являл­ся полноценным Корабельным уставом для РККФ. Первый советский Корабель­ный устав, утвержденный наркомом по военным и морским делам М.В. Фрунзе, был введен в действие 25 мая 1925 года. В нем нашли отражение идеи о защите стра­ны и повышении боеспособности армии и флота. Устав соответствовал положени­ям первой Конституции РСФСР. До Вели­кой Отечественной войны, в связи с раз­витием оружия и технических средств во­енно-морского флота, он дважды перерабатывался и переиздавался - в 1932 и 1940 годах.

Содержание каждого устава, его дух отражали фактическое состояние военно-морского флота, новые условия вооружен­ной борьбы на море. Именно с этими из­менениями связано появление Корабель­ных уставов в следующих годах: 1951, 1959, 1978 и 2001-м. В их основе лежат опыт Ве­ликой Отечественной войны, появление новых классов кораблей, видов оружия и средств вооруженной борьбы на море, вы­ход кораблей ВМФ в Мировой океан, изме­нения в тактике и оперативном искусстве, организационно-штатной структуре соеди­нений и кораблей и многое другое. Для того чтобы подготовить такой официальный нормативно-правовой документ, необходи­ма была кропотливая, длительная работа. Так, например, для разработки КУ-78 в 1975 году был организован авторский кол­лектив во главе с адмиралом В.В. Михайлиным (в то время - командующим Балтий­ским флотом). В состав авторского коллектива вошли наиболее авторитетные в сво­ей области деятельности адмиралы и офи­церы, каждый - с богатым опытом кора­бельной службы. За основу проекта ими были взяты Корабельный устав 1959 года с внесенными в него изменениями и допол­нениями в 1967 году и Устав внутренней службы 1975 года

Проект устава дорабатывался несколь­ко раз, его рассматривали и изучали во всех флотах, флотилиях, главных управлениях и службах ВМФ, в Военно-морской акаде­мии, высших специальных офицерских классах. Всего поступило 749 предложе­ний и замечаний. Наибольшей переработ­ке подвергались главы: «Основы, корабель­ной организации», «Политическая рабо­та на корабле», «Основные обязанности должностных лиц», «Обеспечение живу­чести корабля», «Пахта». В устав также был включен принципиально новый раз­дел - «Объявление тревог на корабле».

Выверялись и уточнялись буквально каждая строка нового устава, каждое сло­во в нем. Например, такое уставное поло­жение, как «Частое оставление корабля старшим помощником командира кораб­ля несовместимо с должным исполнени­ем им своих ответственных обязаннос­тей», было взято из дополнения к уставу 1951 года. В 1959 году его изъяли, но, как показала жизнь, необоснованно. Поэтому пришлось снова вернуться к хорошо забы­тому старому. Что ж, и таким путем обре­тается мудрость - через тщательное про­сеивание старого опыта в поисках тех кру­пиц, которые могут пригодиться сегодня.

Совершенно по-новому была изложе­на статья о действиях командира при ава­риях, угрожающих кораблю гибелью: «...в мирное время, командир корабля прини­мает меры к посадке корабля на ближай­шую отмель; в военное время, у своего по­бережья. - действует, как в мирное вре­мя, вдали от своего побережья - должен затопить корабль и принять меры к не­возможности его подъема и восстановле­ния противником».

Приказом Главнокомандующего Во­енно-морским флотом Советского Союза № 10 от 10 января 1978 года устав был введен в действие. Требования Корабель­ного устава строго обязательны для лично­го состава экипажей военных кораблей и всех лиц, временно пребывающих на них.

Со времени введения в действие пер­вого советского Корабельного устава до выхода в свет KУ-78 он переиздавался пять раз, то есть в среднем примерно через каж­дые 12 лет. Этот «срок годности» оказался действительным и для KУ-78. В конце 1980-х годов вновь назрела необходимость в принципиальном пересмотре некоторых положений действующего Корабельного устава. В 1986 году появилось 2-е издание KУ-78. Однако быстро меняющаяся обста­новка привела к необходимости включать в КУ-78 большое количество дополнений и изменений. Встал вопрос о кардинальной переработке существующего устава и из­дании нового. Эта работа началась еще в 1989 году, но в связи с развалом СССР ввод в действие нового устава затянулся. Лишь 1 сентября 2001 года приказом ГК ВМФ № 350 был введен в действие новый КУ-2001. Подверглись изменениям мно­гие разделы и отдельные статьи КУ-78, не­которые из них даны совершенно в новой трактовке. Но общая преемственность по отношению к петровскому уставу, безус­ловно, сохранилась.

Первый Морской устав 1720 года стал как бы фундаментом для повседневной и боевой службы моряков тогдашнего регу­лярного Военно-морского флота России, флота героической эпохи Петра Великого. Прошли века, но ратный дух, пронизыва­ющий каждую строку этого российского флотского закона, выраженные в нем воля к победе, ненависть к врагу и любовь к род­ному кораблю, недопустимость спуска фла­га и сдачи противнику - буквально все, чем был наполнен этот исторический документ, переходило, как эстафета, от одного поко­ления русских моряков к другому. Некото­рые положения первого Морского устава оказались настолько жизненными, что на протяжении всей истории русского и со­ветского Военно-морских флотов они оста­лись почти без изменения. Так, в уставе Петра I в книге второй «О флагах и вымпе­лах...» указано: «Вес воинские корабли рос­сийские, не должны ни перед кем спускать флага». КУ-2001 года полностью повторя­ет это требование: «Корабли Военно-Морс­кого Флота России ни при каких обстоя­тельствах не спускают своего флага пе­ред противником, предпочитая гибель сдаче врагам».

Таким образом, Морской устав не толь­ко регулирует внутреннюю жизнь и поря­док службы на военных кораблях и судах, но по существу своему есть свод кодифи­цированных морских обычаев и традиций.

Жить по уставу - значит следовать ему во всем, вплоть до мелочей. Особенно это важно для молодых офицеров. Есть такая поговорка: «Мудрость людей про­порциональна не их опыту, а их способ­ности к его приобретению». Верно под­мечено! Откуда же еще моряку, особенно молодому, черпать флотскую мудрость, как не из Корабельного устава, который дает исчерпывающий ответ практически на любой вопрос, касающийся службы, помогает правильно вести себя в любой ситуации, организовать всякое порученное дело так, чтобы прийти к успеху. Все в ус­таве уже сотни раз проверено и перепро­верено, в том числе и такая закономер­ность: хочешь добиться строгого, по-насто­ящему уставного порядка - читай устав, что называется, от корки до корки. Здесь уместно вспомнить известные поэтичес­кие строки: «О отрок, службою живущий, читай устав на сон грядущий, и поутру, от сна восстав, читай усиленнее устав».

Главному морскому закону Отечества когда-то подчиняли каждое побуждение свое и Ф.Ф. Ушаков, и Д.Н. Сенявин, и М.П. Лазарев, и П.С. Нахимов, и Г.И. Бута­ков, и С.О. Макаров, и герои Великой Оте­чественной. Руководствуются им и моря­ки сегодняшнего дня.

291 год назад у России появился первый морской устав: «Книга устав морской. О всём, что касается к доброму управлению, в бытности флота на море…».

Основной флотский документ оказался на четверть века моложе самого Российского флота — одного из главных детищ Петра Алексеевича Романова. Столь непростое рождение устава, равно как и дальнейшая его счастливая судьба вызывают уважение к этой реликвии.

Боярская дума, присудившая по воле Петра в октябре1696 году — «Морским судам быть», положила начало Российскому регулярному флоту. В короткий срок учреждёнными «кумпанствами» были построены и вооружены десятки парусных кораблей и гребных судов. Царь Пётр торопился прорубать свои окна в Европу, а потом оборотил взор и на восток. Почти всё в этой огромной затее русского самодержца было внове. Неудивительно, что нехватку знающих мастеров решали приглашением заграничных «военспецов», знакомых с кораблестроением и морским делом. Иностранцы же руководствовались своими национальными морскими законами, что вело к неразберихе.

Отметим, что создавался Устав не с чистого листа. Обладая сильной волей и большой работоспособностью, царь Пётр всю жизнь учился, уделяя особоё внимание военному и морскому делу. Нисколько не умаляя роли российского самодержца, отметим, что морской устав составлен на основании иностранных законодательств. Ведь Пётр никогда не стеснялся перенимать лучшее и, даже бившие его враги, бывали ему учителями.

Предшественником морского устава в России можно считать «корабельного строя письмо» голландца Д.Бутлера, построившего в 1668 в г.Дединове на Оке по западноевропейскому образцу первый русский военный корабль «Орёл». В 1696 г. появились 15 статей для галерного флота. В 1698 под руководством вице-адмирала К.И.Крюйса были написаны 64 статьи «Правил службы на судах», заимствованные из голландского и датского уставов, которые не удовлетворили Петра I.

С развитием кораблестроения, появлением больших парусных кораблей, вооружённых артиллерией и судов другого типа издавались дополнения к этим документам.

В 1707 г. издана инструкция командирам брандерских и бомбардирских кораблей. В 1710 г. в Москве были изданы «Инструкции и артикулы надлежащие к российскому флоту». Постепенно возникла острая необходимость систематизации и совершенствования всех изданных документов и сведения их в единое целое.

Работа непосредственно над уставом шла с 1715 г. в течение 5 лет. Интересна организация написания устава, установленная Петром I. Сам Самодержец раскрывает происхождение устава: «которое выбрано из пяти морских регламентов и к тому довольную часть прибавили, что потребно». Составители перевели и изучили английский, французский, датский, шведский и голландский уставы. За основу взяли английский устав и дополнили его исходя из опыта боевых действий русского флота в Северной войне. Сохранившиеся рукописи многих статей устава, написанные Петром Алексеевичем, чеканный, выверенный его слог, свидетельствуют, что он лично занимался его подготовкой.

Больше столетия Российский флот жил по уставу, начертанному Петром I.С ним добывались победы при Чесме, Очакове, о.Фидонисий (Змеиный), Гогланде, м.Калиакрия, Наварине и др. Случай поистине уникальный. И по тому, что самодержец приложил к его созданию руку и по сроку действия документа. Лишь в период царствования Павла I появился новый устав, действовавший 7 лет, а затем, опять российский флот жил по Петровскому уставу вплоть до самой Крымской войны (1853г), когда пар уже оттеснил парус. Устав переиздавался 16 раз, последнее издание части II датировано 1850 г. Печатался в типографиях морского шляхетского кадетского корпуса и Императорской Академии наук. Примечательно, что часть тиражей вышла на русском и голландском языках. В стенах севастопольской Морской библиотеки Вы сможете подержать в руках ротапринтное издание этой реликвии 1763 года. Находчивый читатель теперь легко может отыскать его во всезнающем интернете. Сам первый устав чрезвычайно редок, так как после второго дополненного и изменённого издания в 1724 г. Адмиралтейств – коллегия приказала все их сдать на хранение. При переиздании, в дальнейшем, за основу брался этот устав.

Устав представляет собой один том размером 110 х 250 мм, в 254 страницы, в твёрдом кожаном переплёте. Открывается он коротким вступительным словом — манифестом царя,

в котором видно его отношение к флоту: «И понеже сие дело необходимо нужное есть Государству (по оной пословице: что всякий потентант(1), который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, который и флот имеет, обе руки имеет)».

Обьяснялась и причина появления устава — «Того ради сей воинский морской устав учиним, дабы всякий знал свою должность и неведением не отговаривался».

Он содержит написанное несколько в пафосном стиле краткое описание истории русского государства — «Предисловие к доброхотному читателю». В структуре текста устава 5 книг, в которые были сведены основные организационные принципы флота, а также формы табелей, сигналы корабельные, сигналы галерные, таблицы,

табели образцовые, каким манером оные чинить.., реестр артикулам устава морского.

Часть первая начинается с текста «Присяга, или обещания всякого воинского чина людям.» Далее «О флоте» и «Регламент, учинённый по рангам кораблей сколько каких чинов людей надлежит быть…».

Книга первая определяла обязанности главного начальника флота и лиц штаба, заведовавших частями управления. Книга вторая — «О ранге и командах офицеров и почтении им, о флагах и вымпелях, о фонарях и салютах и о флагах торговых и обвесах корабельных». В третьей излагались обязанности всех лиц на корабле, начиная от капитана и ниже до гардемарина и профоса – лица, ведавшего чистотой помещений, приведением в исполнение приговоров. Окажутся уже непонятными нашему современнику и должности купора (от англ. Cooper), ведавшего в парусном флоте поддержанием в исправности обручной посуды (бочки и т.п.), констапеля – артиллерийского унтер — офицера. Четвёртая книга определяла служебные порядки на корабле. В последней - устанавливались наказания за те или иные дисциплинарные проступки. Щедрой рукой Петра I наказания предусматривались жестокие, начиная от штрафа и «биения кошками» и заканчивая, ссылкой «вечно на галеру», «лишением живота» или даже сожжением (за чародейство). Впрочем, в русском флоте многие иностранные наказания не прижились. К «артикулам» устава печатались пояснения. Интересна и их нумерология в уставе, так «глава первая надесять» означает 11 главу. Положения Петровского устава, касающиеся боевого расписания миновали века:

«Капитан повинен разделить всех людей, которые будут на корабле, прежде чем выйти в море на три равные части для управления парусами и прочим, дабы каждый знал своё место. А для этого расписания иметь по кубрикам, а одно прибить к бизань-мачте».

Такое требование устава как: «Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпелы и марсели…» стало с тех пор незыблемым законом для русского моряка.

Устав требовал соблюдения офицерской чести, примерности командиров для матросов и солдат. Непреходящее значение имеют его требования сохранности своего оружия, поддержания боеготовности, верности присяги, хранения военной тайны.

Не только дух того времени, которым пронизан устав, но и слог его производит сильное впечатление. Некоторые его идеи живы и сейчас, что-то уже немыслимо в наше время.

День рождения Устава.

13(24) января 1720 г. был объявлен Указ об издании Устава морского и ровно через три месяца, 13(24) апреля 1720 в Санкт — Петербургской типографии он был напечатан и обнародован. Некоторые историки считают именно последнюю дату днём рождения устава. Любопытно само происхождение слова «устав», определяемого Большой Советской Энциклопедией как « почерк древнеславянских рукописей…написанных кириллицей». Не предоставляется возможность детального описания устава, но невозможно оставить без внимания столь знаменитый труд.

Конечно, первый свод российских морских законов не лишён был и своих недостатков.

В заключение, нельзя не отметить мудрость законотворца Петра Великого. Многие статьи уставов незыблемы и неукоснительны к исполнению, но исполнять надлежит дух устава, а не букву его. Неслучайно сам Пётр I в 1722г. составил дополнение к «Воинскому уставу», где выражал требование к исполнителям: «В уставах порядки писаны, а время и случая нет, а посему не следует держаться устава, яко слепой стены».

Тем самым он требовал от военного человека проявления инициативы и действий сообразно обстановке. Именно так часто поступал никем не побеждённый на море Ф.Ф.Ушаков.

13 января 1720 г. был объявлен Указ об издании Устава морского, а 13 апреля -- обнародовали и сам Устав, вышедший под заглавием "Книга Устав морской о всем, что касается доброму управлению в бытности флота на море". В "Манифесте", которым начинается Устав, цель его издания определяется следующим образом: "И понеже сие дело необходимо нужное есть государству.., того ради сей воинский Морской устав учинили, дабы всякий знал свою должность, а неведением никто б не отговаривался". За "Манифестом" в Уставе напечатано "Предисловие к доброхотному читателю", написанное Феофаном Прокоповичем и представляющее собой краткий очерк развития русского флота по 1719 год. Баггер Х. Реформы Петра. -М., 1985, с. 500

В Уставе, согласно его заглавию, подробно освещается все, что касается "доброму управлению в бытности флота на море". Вначале помещен текст присяги, требуемой от каждого поступившего на морскую службу, затем объяснялось значение самого слова "флот", разделение флота на части, подчиненные разным начальникам, имеющим свои флаги, и приложен штат всех типов для кораблей различных рангов.

Сам текст Устава состоит из пяти книг и особого приложения о сигналах.

Книга первая предусматривает обязанности главного начальника флота и лиц его штаба, заведовавших различными частями управления. Вторая -- определяет взаимоотношения лиц, служащих на флоте, и содержит постановления о военно-морских почестях, флагах и вымпелах, соответствовавших определенным чинам и званиям. Третья книга определяет обязанности всех чинов -- от командира корабля до профоса. Четвертая -- содержит устав поведения и предусматривает все служебные порядки на корабле. Пятая -- устанавливает наказания за проступки, совершенные моряками.

В приложении, озаглавленном "Сигналы", определен порядок производства сигналов: дневных, туманных, ночных на корабельном и галерном флотах и указано значение каждого сигнала. К Уставу приложены две таблицы сигнальных флагов, корабельных и галерных, а также формы различных списков и ведомостей, которые должны были вести на каждом корабле командир, корабельный секретарь и комиссар. Алекссев С. Петр 1. -М., 1995, с. 111

Таким образом. Устав представлял собой полный свод военно-морских узаконений, которыми определялись обязанности и права всех служащих на флоте, их взаимные отношения и внутренний корабельный распорядок. Устанавливался общий порядок при плавании как нескольких судов, так и целого флота. Большое число статей Устава имеет отношение исключительно к корабельному флоту.

Первое издание вскоре потребовало некоторых изменений. Так, в первую главу книги первой были введены артикулы о необходимости "брать ведомости о всем, что отпущено во флот, а о недостатке доносить"; "о учреждении флота по эскадрам и дивизиям"; "...о офицерах, кому где быть, не променять без указу". Вместо одного артикула "о эксерцициях" в первой главе книги первой Устава были введены два артикула: "о эксер-нициям кораблям и ботам" (арт. 16) и "эксерцициях пушками и ручным ружьем" (арт. 17). Было включено еще несколько новых артикулов. Помимо того, в книгу первую Устава вошла новая вторая глава "О генерале кригс-комиссаре, состоящая из четырех артикулов. Законодательство Петра.//Преображенский А. -М., 1997, с. 142

В Уставе 1720 года пятая глава -- "О докторе при флоте" книги первой содержит всего два артикула. В Уставе же 1722 года медицине посвящены уже две главы -- пятая со старым названием, но уже состоящая из четырех артикулов. Следующая, шестая, "О главном лекаре" содержит один артикул. В главе "О майоре" к трем имеющимся добавлен еще один артикул.

В книге второй в четвертую главу "О салютах" добавлен 12-й артикул "О салютах торговых".

В первую главу книги третьей добавлено 11 артикулов, а в седьмую главу -- один артикул.

Добавления еще более четко определили круг обязанностей различных корабельных чинов. С этими изменениями Устав и просуществовал до принятия нового Устава военного флота при Павле I в 1797 году.

Совершенствовалось и административное морское законодательство, получившее свое окончательное оформление в Адмиралтейском регламенте, изданном в 1722 году. Его полное название -- "Регламент благочестивейшего государя Петра Великого, Отца Отечества, императора и самодержца всероссийского о управлении адмиралтейства и верфи и о должностях коллегии Адмиралтейской и прочих всех чинах, при Адмиралтействе обретающихся". Регламент состоял из двух частей, содержащих: первая -- 52, вторая -- 16 глав. В первой части изложены обязанности Адмиралтейств-коллегий и всех собственно адмиралтейских чинов от президента, генерал-кригс-комиссара до мастера каждой профессии и писарей В первой же части находятся "формы книгам для записи людей, денег, провианта и прочих вещей" и штат, или "определение" о числе канцелярских чинов, комиссаров и других офицеров, а также мастеров, учеников и рабочих, состоящих при разных делах в петербургском, котлинском и ревельском портах. Во второй части Регламента содержится все, что касается "доброго управления в бытность флота в порте, також о содержании портов и рейдов". Здесь определены обязанности и права главного командира, интенданта, капитана над портом, цейхмейстера, капитана, командующего кораблем в гавани, обер-сарвае-ра, корабельных мастеров и пр., правила о содержании при порте матросов и гардемаринов, порядок охраны порта и кораблей, стоящих в гавани, и обязанности дальней и внутренней брандвахт.

Петровские Устав морской и Адмиралтейский регламент, охватывая всю деятельность по управлению флотом на море и в портах, юридически оформили существование мощного русского флота, не уступающего иностранным. В течение многих лет эти акты поддерживали на русском флоте порядки, установленные его великим основателем, и даже в какой-то мере способствовали сохранению флота в самые тяжелые периоды его существования.

24 января 1720 года Петр I издал Указ о значении флота в системе вооруженных сил и о назначении морского устава, готовящегося к печати. В указе, в частности, говорилось: «понеже сие дело необходимо нужное есть государству (по оной присловице: что всякий потентат, которой едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет. А который и флот имеет, обе руки имеет) того ради сей воинской морской устав учиняли, дабы всякий знал свою должность, и неведением никто б не отговаривался».

Первый раз русские выдвинули 4 линейных корабля, 4 брандера, 23 галеры, и 1300 стругов, построенных на реке Воронеж, во время второго Азовского похода 1696 года против Турции. После завоевания крепости Азов, боярская дума обсудила рапорт Петра об этом походе и решила начать строительство Военно-Морского Флота 20 октября 1696 года. Именно эта дата считается официальным днем рождения регулярного Военно-Морского Флота России, корабли которого были построены на верфях Воронежского адмиралтейства.

Балтийский флот Российской империи был построен во время Великой Северной войны 1700-1721 годов. Строительство галерного флота было начато в 1702-1704 годах на нескольких верфях находящихся на эстуариях рек Сясь, Луга и Олонка. Для защиты завоёванных побережий и для атак на вражеские морские пути сообщения в Балтийском море был создан парусный флот из кораблей построенных в России и купленных в других странах. В 1703-1723 годах главная база балтийского флота находилась в Санкт-Петербурге, и после этого в Кронштадте. Новые базы были созданы в Выборге, Гельсингфорсе, Ревеле и Або. Вначале владимирский приказ управлял судостроительными делами, позднее эта функция была передана адмиралтейскому приказу.

В 1745 году Военно-Морской Флот имел 130 парусных кораблей включая в себя 36 линейных кораблей, 9 фрегатов, 3 шнявы, 5 бандер и 77 вспомогательных судов. Гребной флот состоял из 396 кораблей включая в себя 253 галеры и скампавеи и 143 бригантины. Корабли были построены на 24 верфях включая верфи в Воронеже, Казани, Переяславле, Архангельске, Олонце, Петербурге и Астрахани. Военно-морские офицеры происходили из дворян - матросы были рекрутами из простонародья. Срок службы во флоте был пожизненным. Молодые офицеры обучались в школе математических и навигационных наук основанной в 1701 году и часто посылались для обучения и практики за границу. Иностранцы часто Петр Iнанимались для военно-морской службы, например шотландец Томас Гордон - командир Кронштадтского порта.

В 1718 году была образована Адмиралтейств-коллегия - высший орган управления Военно-Морского Флота в России.

А вот принципы организации военно-морского флота, методы образования и практики для подготовки будущих кадров, а также и методы проведения военных действий впервые были прописаны Петром I в морском уставе 1720 года, который разрабатывался на опыте зарубежных стран. 13 апреля 1720 года документ был обнародован под названием «Книга устав морской, о всем, что касается доброму управлению в бытности флота на море».

Первый в России Морской устав начинался манифестом императора, которым Петр I так определил причины его издания: «...сей воинский устав учинили, дабы всякий знал свою должность и неведением никто бы не отговаривался». Затем следовало «Предисловие к доброхот­ному читателю», за которым шел текст присяги для поступающих на военно-морскую службу, а также перечень всех кораблей и подразделений флота, табель комплектации судов различных классов.

Морской устав Петра I состоял из пяти книг. Книга первая содержала положения «О генерал-адмирале и всяком аншеф-командующем», о чинах его штаба. В документе были помещены статьи, определяющие тактику эскадры. Эти указания носили явный отпечаток воззрений голландских адмиралов той эпохи и отличались не очень жестким регламентированием правил и норм, которые вытекали из свойств и возможностей флотского оружия той поры в различных условиях морского боя. Подобная осторожность была предусмотрена, чтобы не стеснять инициативы командующих - это проходит через весь устав характерной чертой.

Книга вторая содержала постановления о старшинстве чинов, о почестях и внешних отличиях кораблей, «о флагах и вымпелах, о фонарях, о салютах и флагах торговых...».

Книга третья раскрывала организацию боевого корабля и обязанности должностных лиц на нем. Статьи о капитане (командире корабля) определяли его права и обязанности, а также содержали указания о тактике корабля в бою. Последние имели ту особенность, что почти не касались тактики ведения одиночного боя, пре­дусматривая главным образом действия корабля в линии с другими судами.

Книга четвертая состояла из шести глав: глава I - «О благом поведении на корабле»; глава II - «О слугах офицерских, сколько кому иметь надлежит»; глава III - «О раздаче провианта на кораб­ле»; глава IV - «О награждении»: «...дабы всякий служащий во флоте ведал и был благонадежен, чем за какую службу на­гражден будет». Эта глава определяла награды за взятие неприятельских судов, вознаграждение раненных в бою и состарившихся на службе; главы V и VI - о разделении добычи при захвате неприятельских судов.

Книга пятая - «О штрафах» - состояла из 20 глав и представляла собой военно-морской Флот Петра Iсудебный и дисциплинарный уставы. Наказания отличались жестокостью, характерной для нравов того времени. За разные провинности предусматривались такие наказания, как «розстреляние», килевание (протаскивание провинившегося под днищем корабля), которое, как правило, заканчивалось для наказуемого мучительной смертью, «биение кошками» и так далее. «Ежели кто, стоя, на своей вахте, - говорилось в уставе, - найдется спящ на пути, едучи против неприятеля, ежели он офицер, лишен будет живота, а рядовой жестоко наказан будет кошками у шпиля.. А ежели оное случится не под неприятелем, то офицеру служить в рядовых один месяц, а рядовой спускай будет трижды с раины. Кто придет на вахту пьян, ежели офицер, то за первый раз вычетом на один месяц жалованья, за другой на два, за третий лишением чина на время, или вовсе по разсмотрению дела; а ежели рядовой, тот будет наказан биением у мачты».

К Морскому уставу были приложены формы ведомостей судовой отчетности, Книга сигналов и Правила дозорной службы. Морской устав Петра I с незначительными изменениями и дополнениями просуществовал до 1797 года и выдержал восемь изданий. По нему российский флот плавал и воевал до самой Крымской войны и только когда пар оттеснил парус, и нарезные орудия встали на место гладкоствольных, вышел новый устав 1853 года.