Способность производить хорошее впечатление на окружающих. Как произвести благоприятное первое впечатление: работа над собой. Информация решает все

Принято считать, что у нас есть всего 7 секунд, чтобы произвести первое впечатление, и за это недолгое время мы успеваем достаточно много узнать о человеке. Ученые и психологи регулярно проводят исследования, объясняющие, какое значение первый контакт имеет для дальнейшего взаимодействия людей.

Выводы однозначны: произведенное впечатление влияет на отношение других в долгосрочной перспективе, причем это касается как личных связей, так и профессионального имиджа.

Умение произвести приятное впечатление при первом знакомстве крайне важно и в сфере продаж, так как здесь важна не столько презентация самой услуги, сколько убедительное подведение клиента к необходимости её приобретения.

От природы мы наделены способностью подмечать малейшие детали и делать выводы о характере незнакомых людей, сканируя их мимику, взгляд и т. д.

В одном исследовании, целью которого было установить связь между чертами лица и социальным восприятием, участникам демонстрировались различные карикатурные изображения — от улыбающихся и молодых лиц до сердитых и покрытых морщинами. Испытуемые, глядя на эти образы, должны были оценить, насколько те располагают к себе, вызывают ли они чувство превосходства, доверие или симпатию.

Результаты удивили своим единообразием: практически все участники указали одинаковые личные качества как характерные для каждой внешности — улыбающиеся лица были воспринятые как располагающие и дружелюбные, а молодые были названы более привлекательными.

А: зависимость впечатления от черт лица (16 черт, 3 фактора)
B: выделение более мелких особенностей (65 признаков, 3 фактора)
C: создания образа с характерными свойствами (65 признаков, 393 свойства)
D: учет всех коэффициентов, синтез, собирательный карикатурный образ (9 черт, 3 фактора)

Как объясняет психолог Вивьен Дилер (Vivian Diller), то, каким образом мы владеем собственным лицом, играет большую роль в восприятии нас окружающими людьми.

Так, отведение глаз в сторону зачастую трактуется как неискренность или недостаток уверенности, улыбка практически всегда воспринимается как приглашение к общению, а здоровая кожа и блестящие волосы — как признак молодости и привлекательности. Даже растительность на лице может содержать информацию о её владельце: густые брови и борода, по мнению большинства, как правило, принадлежат спокойным и невозмутимым личностям.

«Мы составляем впечатление о человеке по первому звуку его голоса, всего за половину секунды»

Психолог Фил МакАлир (Phil McAleer ) из Университета Глазго, Шотландия (University of Glasgow) , провел исследование, в котором он записал голоса 64-х мужчин и женщин, читающих один и тот же отрывок текста, содержащий приветственное слово «здравствуйте» («hello »). МакАлир извлек это слово из общего контекста, чтобы 320 участников эксперимента могли в каждом случае оценить его по таким критериям, как уверенность, агрессивность, теплота и искренность.

Исследование показало, что сама оценка голоса производилась за считаные миллисекунды, а оценки участников во многом совпадали: более глубоким голосам приписывалась большая агрессивность, а вопросительный тон или повышающаяся интонация часто характеризовались как неуверенность и беспомощность.

Язык тела и манера одеваться

Язык человеческого тела — предмет постоянного анализа и обсуждений психологов, ведь он оказывает значительное влияние на то, какое впечатление мы производим при первом знакомстве. Такие факторы, как поза, положение рук, стиль одежды и внешний вид в целом, могут послужить основанием для самых разнообразных выводов о том, какой перед вами человек.

Учеными было установлено, что даже то, как вы жмете руку при первом знакомстве, имеет значение: если вы не хотите создать образ слабого или безвольного человека, избегайте вялого рукопожатия. Что касается представительниц слабого пола, то они чувствуют себя более уязвимыми, если рядом с ними оказывается женщина, одетая в красное — она воспринимается ими как более сексуальный, а значит, потенциально опасный соперник.

Длительный эффект от первого впечатления

Одно из самых удивительных и важных открытий в науке первого впечатления касалось его влияния на характер будущих взаимоотношений. На вопрос о том, может ли первое впечатление оказать длительное воздействие на отношение людей, все психологи в один голос заявляют о его критической важности.

В одном увлекательном исследовании студенты колледжа должны были знакомиться и общаться друг с другом на протяжении различных интервалов времени, от 3 до 10 минут. По окончании беседы их попросили оценить, исходя из первого впечатления, возможно ли, что тот или иной человек в дальнейшем станет их другом. По прошествии девяти недель те испытуемые, которые высказали положительный прогноз по установлению дружеских отношений, подтвердили свои предположения в реальности, тогда как плохое первое впечатление привело к ограничению социальных контактов между участниками эксперимента.

Исследователи были удивлены, обнаружив, что время, потраченное студентами на общение при первом знакомстве, не имело никакого значения: три, шесть или даже целых 10 минут не могли изменить мнения собеседников друг о друге.

Как произвести хорошее впечатление?

Опираясь на выводы ученых о механизме и последствиях первого впечатления, при знакомстве с новыми людьми вы можете использовать основные принципы успешного взаимодействия, тем самым влияя на мнение окружающих людей:

1. Соблюдайте зрительный контакт. Как известно, глаза — зеркало души, поэтому помните о важности зрительного контакта при общении с новыми людьми. Сегодня слишком часто мы погружены в свои смартфоны и планшеты, но несмотря на это, не забывайте всегда присутствовать в диалоге, приветствуя и поддерживая людей взглядом. Считается, что идеальным временем для поддержания зрительного контакта является 60-70% от длительности разговора.

2. Говорите четко и понятно. Спокойная и ясная речь часто ассоциируется с уверенностью — используйте это при общении с людьми. Четкая дикция и хорошее произношение помогут вам удерживать на высоте профессиональный имидж, а публика отнесется к вам с большим доверием.

3. Слушайте. Людям нравится говорить о себе, поэтому чем больше вы слушаете, тем скорее сойдете за приятного собеседника и оставите о себе приятное впечатление.

4. Следите за языком тела. Начиная с твердого рукопожатия до позы в кресле, каждое движение вашего тела может оказать значительное влияние на образ в глазах других людей, поэтому следите за сигналами, которые вы посылаете окружающим, и корректируйте их в соответствии с ситуацией. Вы можете «зеркалить» жесты других, чтобы вызвать у них ощущение сходства, или занять открытую позу, чтобы показаться более дружелюбным: так или иначе, все эти маленькие нюансы и создают общее впечатление о человеке.

5. Улыбайтесь. Улыбка — отличный путь выглядеть более открытым, и практически повсеместно она воспринимается как хороший знак.

Практикуя эти несложные советы по созданию благоприятного образа, вы сможете сами влиять на отношение к вам окружающих. Тогда как считается неправильным судить о книге по её обложке, знание о том, как люди реагируют на эти поверхностные (но часто очень точные) детали в поведении других, может оказаться очень полезным.

От первой встречи с партнером во многом зависит характер дальнейших с ним отношений. Поэтому важно с первого момента создать о себе хорошее впечатление. Как это можно сделать? Психологами установлено, что при первом знакомстве с человеком возникает «эффект ореола» – эффект восприятия людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда на восприятие одного человека другим оказывает существенное влияние первичная информация о нем, в результате которой он воспринимается в соответствующем ему свете – положительном или отрицательном. Эффект ореола обусловлен действием ряда факторов: «фактора превосходства», «фактора привлекательности» и «фактора отношения к нам» . Умелое использование этих факторов позволит вам создать благоприятное впечатление о себе.

«Фактор превосходства» заключается в том, что при встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем это было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы его недооцениваем. Причем, превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (недооценка) происходит по многим параметрам.

«Фактор привлекательности» действует таким образом, что чем более внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он нам кажется; если же он непривлекателен, то все его качества недооцениваются.

Действие «фактора отношения к нам» проявляется в том, что те люди, которые к нам хорошо относятся, кажутся нам значительно лучше тех, которые относятся к нам плохо.

Для того чтобы факторы подействовали, в нашем распоряжении есть три основных источника информации: внешний вид, манера поведения и речь.

Мы неосознанно судим о людях по их внешнему виду («встречаем по одежке») до той поры, пока не представляется возможность узнать человека поближе.

Внешний вид делового человека имеет немаловажное значение. По внешнему облику окружающие судят об общественном положении, которое занимает человек, предполагаемом круге профессий, которому принадлежит, характере, темпераменте, финансовых возможностях, вкусе и многом другом .

Внешний вид на 80-90% определяет одежда. Как выглядеть, чтобы шансы на успех при деловой встрече возросли? Американские менеджеры выдвигают три критерия «правильной» одежды: первый – соответствие одежды случаю, второй – практичность (удобно ли вы себя в ней чувствуете) и третий – опрятность и вкус.

Однако ничто так не влияет на наши взаимоотношения с людьми, как наши поступки и поведение в целом. Многое может сказать о нас то, как мы держимся, как общаемся, наши манеры, наша самооценка.

Психологи считают, что манерой поведения можно компенсировать какие-то свои индивидуальные качества, которые человек относит к недостаткам. Создайте себе свой идеальный физический образ - образ, объединяющий отдельные элементы (осанку, позу, жесты, голос) и шансы на успех возрастут.

Уверенный вид создается правильной осанкой, непринужденностью и свободой движений. Не представите в облике твердости – покажете недостаток силы. Обратите внимание на то, как вы быстро приближаетесь

к человеку. Не спешите! Спешащий человек кажется возбужденным и суетливым, и наоборот, неуклюжие движения показывают, что вы плохо управляете своим телом.

Краткое и крепкое рукопожатие (контакт, фиксация- секунда-две –рука разжата) свидетельствует об уверенности.

Звуки, слова, произношение создают образ вашей речи, образ, который также может способствовать успеху в деловом общении.

Обратите внимание на два аспекта:

    те слова, которые вы выбираете для выражения своих мыслей;

Приведите свою лексику в соответствие с условиями данной ситуации. Будьте внимательны в подборе слов. Ваша речь должна точно выражать то, что вы хотите сказать. «Богатый словарный запас – это фундамент красивой и богатой речи» .

Не менее важным является то, как мы говорим. Первые слова, которые вы произносите, должны быть ясно слышимыми с правильным произношением, в них должны звучать непринужденность и доверие. Ваша речь , так же как и походка, должна быть ритмичной (скороговорка выдает напряжение).

Если вы действительно хотите добиться успеха, делайте то, что увеличит его вероятность.

И помните, что «положительный ореол», возникший вокруг партнера в результате первого впечатления, способствует установлению деловых отношений.

Психологический практикум

    В телевизионных передачах и кинофильмах можно видеть сцены знакомств и встреч. Понаблюдайте за людьми, когда они начинают общение. Во время просмотра будьте внимательней. Задавайте себе вопросы о том, что происходит. Обратите внимание на голос, позу, осанку, ритмичность движений. Извлекайте пользу из наблюдений над происходящим.

    Практика придает больше уверенности. Поэтому практикуйтесь при каждом удобном случае в использовании доступных вам приемов и методов общения.

    Развивайте свою наблюдательность. Ненавязчиво наблюдайте за незнакомыми людьми в транспорте. Попытайтесь представить возраст человека, его профессию, семейное положение, настроение.

    Представьте, каким человеком вы кажетесь окружающим, какое впечатление производит ваш внешний вид и поведение.

В основной своей массе мы не знаем, как вести себя, когда собираемся на очень важную для нас встречу. И здесь возникает вопрос: как произвести хорошее впечатление? Вот несколько советов, чтобы выглядеть достойно всегда. Причем не важно, что это - собеседование при устройстве на работу, первое свидание с молодым человеком (девушкой), любая другая встреча, которая очень важна для Вас.

Как произвести хорошее впечатление при первой встрече

1. Будьте пунктуальны

Важно никогда не опаздывать. Заранее продумайте план, как добраться до места встречи. Старайтесь быть к назначенному времени.

2. Гардероб

Грамотно подобранный гардероб для каждой определенной ситуации производит хорошее впечатление. Не демонстрируйте весь свой арсенал из украшений - цепочек и колец.

3. Будьте приветливы

При встрече представьтесь, улыбнитесь, пожмите руку собеседнику, смотрите в глаза, начните разговор первым.

4. Умейте общаться

Речь должна быть спокойной, правильной, культурной. Не перебивайте собеседника, проявите интерес к его рассказу - умейте слушать. Не забывайте во время разговора быть искренним. Ведь первое мнение складывается после первых минут общения.

5. Старайтесь быть уверены в себе

Когда Вы уверены в себе, в своих силах - это всегда видно и привлекает собеседника. Ведите себя естественно, не впадайте в крайности: не думайте, как поступить, чтобы привлечь к себе внимание, старайтесь быть самим собой.

6. Жесты

Жесты занимают не последнее место в вопросе как произвести приятное впечатление? Следует понимать, что жесты и позы передают Ваше настроение и отношение к собеседнику. Необходимо быть открытым для общения. Хотите произвести хорошее впечатление? Тогда:

· Не скрещивайте руки на груди.

· Не прикрывайте лицо руками.

· Не делайте резких движений.

Все эти моменты свидетельствуют о том, что Вам не интересно, Вы напряжены, закрыты, а значит и впечатление о Вас будет негативным.

7. Не забывайте правильно закончить беседу:

· Первым подать руку и сказать, как Вам было приятно иметь дело с собеседником.

· Сказать несколько комплиментов, но не перестарайтесь.

· Пребывать в хорошем настроении.

Помните, что при: собеседовании, первом свидании, деловой встрече, случайном знакомстве требует от Вас проявления только положительных качеств. Поэтому Вам необходимо ориентироваться в окружающей реальности, иметь на вооружении некоторые знания, и у Вас не возникнет вопроса: Как произвести приятное впечатление?

Как складывается хорошее впечатление о человеке

Будьте инициаторами диалога, не стойте и не ждите, что кто-то первым подойдет к вам и начнет беседу. При диалоге не скупитесь на комплименты для собеседника, интересуйтесь его делами и проблемами, высказывайте вашу точку зрения.

Чтобы не смутить человека не стоит при разговоре вести себя слишком расковано. Но при этом важно не быть напряженным, а постараться вести себя естественно. Старайтесь говорить с людьми просто, без надменного тона в голосе. Чтобы произвести впечатление, не стоит быть слишком серьезным, люди могут подумать, что вы гордые и не хотите с ними разговаривать.

Поддержите его в трудную минуту, ненавязчиво спросите про то, что его беспокоит, и предложите свою помощь. Даже если вы ничем не сможете помочь, человеку будет приятно ваше внимание и ваша забота о нем. У каждого человека есть сильные и слабые стороны, чтобы произвести хорошее впечатление и заставить людей думать о вас положительно пользуйтесь сильными, и не показывайте свои слабые стороны.

Внимательно слушайте вашего собеседника во время разговора. Найдите между собой что-то общее, похожие интересы или одинаковые привязанности. Это должно объединить вас, людям проще общаться с тем, кто похож на них самих.

Если вам нужно наладить отношения с коллегой по работе или учебе попробуйте похвалить его достижения в работе, или скажите, что вам нравиться его внешний вид. Делая комплименты, будьте осторожны, главное чтобы человек воспринял вас правильно. И не подумал, что вы решили над ним пошутить или просто издеваетесь.

Как лучше произвести первое впечатление

Общество очень важный критерий в жизни. Каждый человек живет в обществе и без него просто не может существовать. Нужно вести себя с людьми естественно. Говорят, что первое мнение обманчиво. Но это не так. Первое знакомство или встреча остаются в памяти человека вечно. При общении с людьми необходимо уделить особое внимание своему поведению, нужно знать, что можно говорить и делать, а чего лучше воздержаться.

Чтобы произвести хорошее впечатление в незнакомой компании или при поступлении в университет, при собеседовании при устройстве на работу никогда не заостряйте на себе внимания.

Наверное, вы не раз встречали некрасивого человека, который явно вам неприятен, но благодаря его общению с вами вы забываете обо всех его внешних недостатках, он будто бы наполняется внутренним светом и становиться таким интересным, что невозможно оторвать от него взгляд и хочется с ним общаться вечно. Благодаря тому, как вы себя преподнесете на первой встречи, так к вам и будут относиться. Если вы покажете себя с хорошей стороны, то обязательно будете «любимчиком» общества.

Существуют способы, которые оставляют хорошее впечатление. Зная их, вы точно понравитесь людям и получите от них уважение и любовь.

Во-первых, в новой компании постарайтесь сразу же понять настроение и предпочтение людей для того, чтобы быстрей в нее влиться. Не делайте так, чтобы весь вечер внимание людей было заключено только на вас, будьте в меру молчаливы и скромны.

Во-вторых, улыбайтесь как можно чаще при первом знакомстве с человеком, будьте доброжелательны, внимательны, обходительны.

В-третьих, при первой встречи постарайтесь запомнить имена людей, с которыми вы познакомились. Особое внимание оказывает произношение имени человека, что способствует расположению его к вам.

В-четвертых, умейте слушать, ведь многие люди очень любят рассказывать о себе.

В-пятых, будьте уверены в общении с другими и не бойтесь окружающего мира.

В-шестых, очень часто произвести хорошее впечатление и показать себя с наилучшей стороны мешает волнение, так что постарайтесь с ним как-то справиться.

В-седьмых, никогда не сравнивайте себя или кого-то с другими людьми. Любите себя и уважайте других.

В-восьмых, вы должны иметь привлекательный и опрятный вид. Главное, в любой ситуации оставаться самим собой. Будьте искренними, вежливыми и доброжелательными.

Как вызвать симпатию человека

Очень часто человеку, которому симпатизируешь, прощаешь многое – ошибки, промахи, к этому человеку, как правило, относишься снисходительнее. Именно поэтому люди стараются вызвать у других симпатию к себе. Для этого необходимо уметь правильно себя подавать. Существует несколько простых правил, с помощью которых можно вызвать симпатию у собеседника и создать общее впечатление хорошее.

Правило №1. Улыбайтесь! Постарайтесь всегда быть в приподнятом духе, но помните, фальшивая улыбка может навредить больше, нежели хмурое лицо.

Правило №2. Спрашивайте совета. Благодаря такому подходу вы как бы повышаете самооценку другого человека, и при этом такое отношение не воспринимается как лесть.

Правило №3. Попросите своего собеседника, сотрудника, знакомого оказать для Вас небольшую, необременительную для него услугу. В случае отказа обязательно поблагодарите его за то, что он вас выслушал. В следующий раз он непременно выполнит вашу просьбу.

Правило №4. Постарайтесь создать видимость сходства с вашим собеседником, так как люди симпатизируют тем, кто чем-то похож на них самих.

Правило №5. Никогда не скупитесь на комплименты. Естественно, в первое время по делу, а затем, при более близком общении, дабы произвести хорошее впечатление можно говорить комплименты просто так.

Правило №6. Если у вас разные мнения с вашим оппонентом, не стоит сразу же говорить, что он не прав, сначала согласитесь с ним в некоторых мелочах, но затем твердо выскажите свое мнение, тогда к вам будут относиться с симпатией.

Правило №7. Постарайтесь говорить как можно меньше и больше слушать! Многие люди испытывают искреннюю симпатию к тем, кто умеет слушать и не разглашать тайны. Если ваш собеседник решил «поплакаться» вам в жилетку, выслушайте его и время от времени утвердительно кивайте головой, как бы одобряя его.

Правило №8. Постарайтесьвсегда выглядеть в хорошей физической форме, не теряйте свою физическую привлекательность, делайте все, чтобы выглядеть моложе своих лет. Это касается не только женщин, но и мужчин.

Правило №9. Во время разговора чтобы произвести хорошее впечатление постарайтесь упоминайте имя вашего собеседника как можно чаще, ведь имя – это своего рода ключ к душе вашего оппонента. А у незнакомого человека обязательно узнайте его имя вначале разговора, так он будет с вами общаться доброжелательнее.

Правило №10. Не стоит начинать разговор, будучи расстроенным или раздраженным, так как раздраженный человек вызывает неприятную, то есть отрицательную реакцию. Поэтому перед разговором постарайтесь успокоиться. Вот такие нехитрые приемы помогут вам вызвать симпатию у человека.

Люди систематически ошибаются, когда пытаются оценить впечатление, производимое ими на других

Наш социальный интеллект, явно представляет собой бета-версию

Люди систематически ошибаются, когда пытаются оценить впечатление, производимое ими на других.

Одна из важных причин состоит в том, что каждый человек знает о себе больше, чем окружающие, и невольно учитывает эту «закрытую» информацию, когда пытается взглянуть на себя чужими глазами.

По-видимому, это коренной недостаток нашего «социального интеллекта», справиться с которым не удается даже тогда, когда неосведомленность окружающих о нашем «персональном контексте» совершенно очевидна и полностью осознается нами.

Одно из любопытнейших направлений современной экспериментальной психологии - это изучение различных несовершенств нашего мышления, систематических ошибок, которые мы совершаем в самых, казалось бы, простых и очевидных ситуациях. Подобные исследования как нельзя лучше показывают, что человеческий разум - далеко не «верх совершенства», и эволюции тут еще есть над чем поработать.

Особенно много досадных «сбоев» дает наш мыслительный аппарат в процессе общения с другими людьми. Мы склонны переоценивать себя и недооценивать собеседника, мы систематически неверно судим о способностях, шансах на успех, перспективах карьерного роста и личных качествах - как чужих, так и своих собственных.

В некоторых случаях такие ошибки теоретически могут иметь некий адаптивный смысл, то есть быть отчасти полезными (в качестве примера можно привести хорошо известный феномен завышенного оптимизма по отношению к собственным возможностям и перспективам). Другие сбои «социального интеллекта» не приносят ничего, кроме неприятностей, конфликтов и стрессов.

Каждый человек объективно заинтересован в том, чтобы правильно оценивать впечатление, производимое им на окружающих.

Возможно, это одна из главных мыслительных задач, стоявших перед нашими предками с древнейших времен.

Без этой способности едва ли можно рассчитывать на повышение собственного статуса (и на репродуктивный успех) в сложно устроенном коллективе приматов. И если естественный отбор за миллионы лет так и не сумел «настроить» наши мозги на эффективное решение данной задачи, то объяснить это можно лишь тем, что задача оказалась почему-то очень сложной. Или, может быть, оптимизация мозга в этом направлении вступает в конфликт с другими важными ментальными функциями.

Обычно мы судим о других «по себе», этот принцип лежит в основе нашего социального интеллекта. Во многих случаях такая стратегия неплохо работает, но в данной ситуации она оказывается малоэффективной. Основную причину психологи видят в том, что человек располагает разнокачественными наборами данных о себе и окружающих: себя он воспринимает изнутри, со всеми своими мыслями, желаниями, мотивами, воспоминаниями и фантазиями, а других видит только «снаружи», и судить о них может лишь по внешним проявлениям: поступкам, словам, манерам и т. п. И хотя мы прекрасно понимаем, что часть информации о нашей личности для собеседника закрыта, тем не менее учесть это понимание в оценке производимого нами впечатления нам удается, мягко говоря, не всегда. Мы невольно - и порой вопреки всякой логике и очевидности - «перекладываем» в голову стороннего наблюдателя свои собственные знания , которыми тот явно не располагает.

Американские психологи в серии из четырех простых экспериментов очень четко продемонстрировали этот досадный сбой (как сказали бы компьютерщики, «глюк») нашего мыслительного аппарата.

В экспериментах приняли участие четыре больших группы добровольцев - студентов различных американских университетов.

В первом эксперименте каждому испытуемому предлагали дважды сыграть в дартс: первый раз - потренироваться без свидетелей, второй - проделать то же самое в присутствии зрителей (незнакомых людей). Испытуемый затем должен был оценить по десятибалльной шкале, какое впечатление, по его мнению, он произвел на публику. Он должен был также оценить степень собственной удовлетворенности своим выступлением. Зрители, в свою очередь, должны были по той же десятибалльной шкале оценить мастерство выступавшего.

Статистическая обработка полученных данных показала, что оценка испытуемым произведенного им впечатления сильно коррелирует, во-первых, с тем, лучше или хуже он выступил перед публикой, чем во время тренировки, во-вторых, с его собственной субъективной оценкой своего выступления (выступил ли он лучше или хуже, чем сам ожидал). Участники, выступившие перед публикой лучше, чем во время приватной тренировки, ожидали от зрителей более высоких оценок независимо от показанного результата. Оценки зрителей, естественно, зависели только от показанного результата и не коррелировали ни с самооценкой выступавшего, ни с его результатом во время тренировки (которую никто из них не видел). Таким образом, испытуемый фактически ожидал от окружающих такой оценки, какую он сам себе вынес на основе информации, доступной только ему.

В среднем испытуемые в этом эксперименте сильно недооценили то впечатление, которое они произвели на зрителей.

Второй эксперимент был призван показать, что ожидаемые оценки могут быть не только занижены, но и завышены в том случае, если во время публичного выступления испытуемый чувствует себя увереннее или находится в более благоприятных условиях, чем во время тренировки. На этот раз студентов просили дважды спеть фрагмент популярной песни «End Of The World As We Know It». Первое исполнение было «тренировочным», а второе записывалось. Участникам сказали, что запись потом дадут послушать другим людям, и те выставят свои оценки. При этом половине «певцов» выдали слова песни во время тренировки, а во время записи они должны были петь по памяти. Вторая половина, наоборот, тренировалась по памяти, а во время записи пользовалась бумажкой со словами. Это, несомненно, должно было прибавить певцам уверенности, потому что слов в этой песне очень много.

Выяснилось, что студенты из второй группы сами оценили свои выступления выше и ожидали более высоких слушательских оценок, хотя это вовсе не соответствовало действительности. Слушатели поставили в среднем примерно одинаковые (то есть статистически не различающиеся) оценки певцам из обеих групп. При этом слушательские оценки оказались значительно ниже тех, которые надеялись получить певцы из второй группы, и выше тех, на которые рассчитывали певцы из первой группы.

Третий эксперимент был особенно интересен, поскольку в нем испытуемые были четко проинформированы о том, что известно и что неизвестно людям, которые будут их оценивать. Испытуемые могли использовать это знание, прогнозируя оценки, но не сумели этого сделать. На этот раз студентов просили найти как можно больше слов в квадрате из 16 букв (популярная игра Boggle). Им удалось отыскать в среднем по 25 слов. Каждый студент работал над заданием в отдельной комнате, но знал, что кроме него такое же задание получили еще трое студентов. Затем испытуемому сообщали, что другие три человека справились с заданием гораздо лучше: нашли 80, 83 и 88 слов (это был обман, призванный принизить в глазах испытуемого его собственный результат). Цифры были подобраны так, чтобы производить сильное впечатление, но при этом не выглядеть неправдоподобными.

После этого испытуемый должен был предсказать, как, по его мнению, оценит незнакомый посторонний человек по результатам тестирования его (испытуемого) интеллект, сообразительность и умение играть в Boggle. При этом половине студентов сказали, что один и тот же человек будет оценивать результаты всех четырех членов группы, а другой - что результаты разных участников будут оцениваться разными людьми. Таким образом, половина студентов знала, что их будет оценивать человек, знающий, что они выступили «хуже всех». Вторая половина студентов, напротив, была уверена, что человек, который будет их оценивать, не получит информации о более высоких результатах других участников. Была еще третья, контрольная группа испытуемых, которым ничего не говорили о результатах других членов группы и которые поэтому не думали, что они выступили очень плохо.

Как и следовало ожидать, контрольная группа «предсказала» себе гораздо более высокие оценки, чем обе «обманутые» группы.

Но самое интересное, что обе группы студентов, «знавших», что они хуже всех, ожидали получить одинаково низкие оценки. Между их предсказаниями не было никаких различий.


Задумаемся, что это значит?

Здесь речь не идет о пере- или недооценке сведений об информированности оценивающего (знает он или не знает, что испытуемый выступил хуже других). Речь идет о том, что люди вообще никак не отреагировали на эти сведения, не смогли их учесть, хоти они были сообщены им в явном виде. Для испытуемых было важно только одно - что они сами знают, что выступили плохо.

Последний, четвертый, эксперимент был поставлен для того, чтобы проверить, можно ли повлиять на представление о собственном образе в глазах окружающих одной лишь игрой воображения .

Первую группу студентов попросили мысленно представить себе какую-нибудь ситуацию, в которой они выглядели бы выигрышно в глазах окружающих, производили бы хорошее впечатление. Второй группе предложили вообразить противоположную ситуацию, какой-нибудь свой поступок, который произвел бы на людей отрицательное впечатление. Третья, контрольная, группа ничего не воображала.

После этого каждый участник должен был в течение 6 минут побеседовать один на один с незнакомым студентом. Затем все участники должны были написать, какое впечатление они, по их мнению, произвели на собеседника (и какое впечатление собеседник произвел на них). Оценивалось общее впечатление по десятибалльной шкале (от 1 - «очень плохое» до 10 - «очень хорошее»); кроме того, нужно было предсказать, как оценит собеседник такие качества испытуемого, как чувство юмора, дружелюбие, очарование, грубость, скучность, ум, честность, скрытность, душевность и заботливость.

Выяснилось, что та игра воображения, которой занимались испытуемые перед беседой, оказала сильнейшее влияние на то впечатление, которое, по их мнению, они произвели на собеседника. Однако она не оказала ни малейшего влияния на реальное впечатление, которое они произвели. Воображавшие плохое думали, что произвели дурное впечатление, воображавшие хорошее были убеждены, что очень понравились своим собеседникам - и при этом как те, так и другие были весьма далеки от реальности.

В конце статьи авторы оптимистично отмечают, что людям свойственно так жестоко ошибаться лишь при общении с незнакомыми людьми, как это было в проведенных экспериментах. С близкими друзьями и родственниками общаться все-таки легче. Почему? Может быть, потому что мы лучше их знаем и понимаем, то есть точнее моделируем их мысли и реакции? Нет, считают авторы, скорее потому, что друзьям известно многое из нашего «персонального контекста», того самого, знание о котором мы невольно «вкладываем» в головы окружающих, оценивая их отношение к нам. Даже когда точно знаем, что окружающим эти сведения недоступны.

После прочтения этой статьи (и других подобных работ) возникает желание высказать серьезные претензии тому «разработчику», который отвечал за дизайн наших мозгов. Важнейшая часть нашего «софта», именуемая социальным интеллектом, явно представляет собой бета-версию. Но естественный отбор, к сожалению, жалоб не принимает. опубликовано