Содержание и анализ рассказа толстого сила детства. Анализ глав повести Л.Н.Толстого «Детство»: «Maman», «Горе», «Письмо», «Наталья Савишна», «Последние грустные воспоминания»

­Анализ произведения

Повесть «Детство» была написана Л. Н. Толстым на основе его собственных воспоминаний о детстве, с той лишь разницей, что мать автора умерла, когда ему не было и двух лет, а в повести, Николенька Иртеньев столкнулся с этой ужасной потерей, будучи уже десятилетним мальчиком. На мой взгляд, создавая такое произведение, автор всячески стремился продлить свое детство, остаться в нем подольше и окружить себя самыми близкими и любимыми людьми. Это одна из лучших и наиболее интересных повестей Толстого, где доброта и любовь занимают первостепенное место.

Главный герой произведения мальчик Коля, которому едва исполнилось десять. Он передает свои ощущения от общения со всеми окружающими людьми и природой. Детство в деревне ему кажется радужным и беззаботным. Спокойно и счастливо проходят его дни в окружении любящих родителей, старшего брата Володи, учителя Карла Иваныча и заботливой горничной Натальи Савишны . С первых глав автор посвящает читателя в тонкости дворянского быта. В семье Иртеньевых, кроме них проживают гувернеры и дворовые люди, помогающие им по хозяйству. Большую часть времени мальчики проводят с учителем Карлом Иванычем, доброта которого была безгранична.

В произведении описаны несколько событий, отчетливо повлиявших на становление характера главного героя. Автор показывает, как Николенька один раз обиделся на Карла Иваныча, а потом испытывал чувства неловкости и стыда за злость на этого добрейшей души человека. Второй раз такая же ситуация повторилась с нежной и любящей их старушкой-гувернанткой, которой довелось воспитать не одно поколение в этой семье. Наталья Савишна была нанята господами еще в молодости на должность няни для мамы мальчика – Натальи Николаевны . Поэтому ссора с ней для него особенно мучительна.

Там же в деревне главный герой познает свое первое разочарование в дружбе, первую влюбленность в соседскую девочку. Ради того, чтобы понравиться русоволосой Сонечке Валахиной, он хочет казаться старше, что выглядит довольно забавно со стороны. Несомненный герой Николеньки, Сережа Ивин, падает в его глазах, после того как прилюдно унижает мальчика из бедной семьи. Таким образом, все воспоминания, связанные с детством, так или иначе, повлияли на характер главного героя и становление его личности. С наступлением десятилетнего возраста, все барские дети по традиции, уезжали в столицу учиться в лицеях, пансионах или других учебных заведениях.

Не миновала эта участь и Николеньку. Отец увез их со старшим братом в Москву, надолго разлучив с матушкой и той душевной атмосферой, в которой они провели свое детство. Отныне они жили с бабушкой, их учили новые учителя, в гости приходили новые люди. Все в Москве было по-другому. Примерно через полгода мать Николеньки жестоко простудилась и умерла, а через год после ее смерти, ушла из жизни и Наталья Савишна. На такой грустной ноте заканчивается первая из повестей Л. Н. Толстого, вошедших в трилогию «Детство. Отрочество. Юность».

Детство – счастливая пора в жизни каждого человека. Ведь в детстве все кажется светлым и радостным, а любые огорчения быстро забываются, как и короткие обиды на родных и близких людей. Не случайно этой теме посвящены многие произведения русских писателей: “Детские годы Багрова-внука” С. Аксакова, “Детство Темы” Гарина-Михайловского, “Как росли мальчишки” Е. Морозова и многие другие произведения.

Герой трилогии “Детство. Отрочество. Юность” Льва Николаевича Толстого – Николенька Иртеньев. К моменту начала повествования ему исполняется десять лет. Именно с десяти лет дворянских детей отправляли учиться в лицеи, пансионаты и другие учебные заведения, чтобы они, получив образование, послужили на пользу Отечеству. Такое же будущее ждет и Николеньку. Через несколько недель вместе с отцом и старшим братом он должен уехать в Москву учиться. А пока в окружении родных и близких он переживает счастливые и беззаботные моменты детства.

Эта повесть считается автобиографической, потому что Лев Николаевич воссоздал атмосферу своего детства. Ведь сам он вырос без матери: она умерла, когда Льву исполнилось полтора года. В повести та же тяжелая потеря ждет и главного героя, но это произойдет десятилетнем возрасте, то есть у него будет возможность любить и буквально боготворить свою maman, как было принято у дворян на французский манер называть маму. Герой признается, что когда он старался вспомнить матушку, то ему представлялись только карие глаза, “выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, но общее выражение ускользало”. Очевидно, писатель, не помнящий свою мать, воплотил в образе maman некий идеал женщины-матери.

Сразу с первых глав вместе с Николенькой читатель погружается в атмосферу дворянского быта конца XIX века. Мир детства героя связан с его гувернерами и дворовыми людьми. Ближе всех для него оказывается учитель немецкого происхождения Карл Иванович, знакомство с которым и открывает повесть. Минутная обида на этого добрейшего человека оборачивается для Николеньки чувством стыда, которое его мучает.

По сути, именно в повести “Детство” Лев Николаевич впервые использовал прием, который критики позже назвали “диалектикой души”. Описывая состояние своего героя, автор использовал внутренний монолог, который свидетельствовал об изменении душевного состояния героя: от радости к печали, от злости к чувству неловкости и стыда. Именно такие быстрые и внезапные изменения душевного состояния героя – диалектику души – и будет использовать Толстой в своих знаменитых произведениях.

Такой же мучительной становится для него и ссора с Натальей Савишной, которая посвятила всю свою жизнь воспитанию maman, а потом всех ее детей. Получив вольную, она расценила это как знак немилости, как незаслуженное для нее наказание и порвала документ. Только матушкино заверение, что все будет как раньше, примирило ее с дальнейшей жизнью в семье Иртеньевых. Наталья Савишна верой и правдой служила этой семье и за все эти годы скопила всего 25 рублей ассигнациями, хотя “жила скупо и над всякой тряпкой тряслась”. по выражению ее брата. Умерла она через год после кончины maman, ведь твердо была уверена, что “бог ненадолго разлучил ее с тою, на которой столько лет была сосредоточена вся сила ее любви”. Потерявший двух дорогих для него людей, Николенька, сразу повзрослевший и посерьезневший, постоянно думал о том, что провидение для того только соединило его с этими двумя существами, чтобы вечно заставить сожалеть о них.

Конечно, мир русского барчука (а именно так называли дворянских детей) связан с миром взрослых: это и охота, в которой принимают участие Николенька и его братья; это и балы, где нужно не просто уметь танцевать мазурку и все остальные полагающиеся по этикету танцы, но и вести светские беседы. Ради того, чтобы понравиться Сонечке Валахиной с русыми милыми кудряшками и крошечными ножками, Николай, в подражание взрослым, хочет надеть перчатки, но находит только старую и грязную лайковую перчатку, что вызывает всеобщий смех окружающих и стыд и досаду главного героя.

Познает Николай и первое разочарование в дружбе. Когда Сережа Ивин, его бесспорный кумир, унизил в присутствии других мальчиков Иленьку Грапа, сына бедного иностранца, Николенька испытал сочувствие к обиженному мальчику, но не нашел пока в себе силы защитить и утешить его. После любви к Сонечке чувство к Сереже остыло окончательно, и герой почувствовал, что и Сережина власть над ним тоже утрачена.

Так заканчивается эта беззаботная пора в жизни Николеньки Иртеньева. После смерти maman жизнь героя изменится, что найдет отражение уже в другой части трилогии – в “Отрочестве”. Теперь его будут называть Nikolas, а сам он поймет, что мир может обернуться совсем другой стороной.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Николенька приезжает в Москву и ощущает изменения, происходящие внутри него. Он начинает переживать не только свои эмоции, но и за...
  2. Проблема свободы всегда волновала художников слова. Именно свобода была притягательна для романтических героев. Ради нее они были готовы принять смерть....
  3. В одесской усадьбе в большой семье отставного генерала Николая Семеновича Карташева растет его старший сын Тема. Характер николаевского генерала суровый,...
  4. Лирическая тональность, основанная на патриархальной глубине национального сознания, характерна для прозы И. Бунина. всегда обращенной в прошлое. Как бы подхватывая...

Темы, которые затрагивает Л. Н. Толстой в своём творчестве, поистине вечны! На уроке вам предстоит познакомиться с произведением, в котором проявилось все мастерство Толстого-писателя, психолога, философа. Речь пойдет об автобиографической повести «Детство». Вы прочитаете и проанализируете главы «Классы», «Наталья Савишна», «Детство».

Тема: Из литературы XIX века

Урок: Л. Н. Толстой. Повесть «Детство». Анализ избранных глав

Рис. 1. Обложка книги ()

Чтение и анализ главы «Классы».

Главную роль в этой главе играет учитель Карл Иванович, с ним мы уже познакомились в главе «Maman». Но, безусловно, особенностью произведения является то, как маленький мальчик Николенька Иртеньев, которому 10 лет, воспринимает жизнь, взрослых и своего учителя Карла Ивановича. Глава начинается так:

«Карл Иваныч был очень не в духе».

Давайте понаблюдаем за реакцией взрослых в этой главе, за реакцией ребенка, за его мыслями, за его пониманием жизни.

«Это было заметно по его сдвинутым бровям и по тому, как он швырнул свой сюртук в комод, и как сердито подпоясался, и как сильно черкнул ногтем по книге диалогов, чтобы означить то место, до которого мы должны были вытвердить. Володя учился порядочно; я же так был расстроен, что решительно ничего не мог делать».

Рис. 2. Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Детство» ()

Как мы знаем, Николенька был расстроен от известия о том, что их теперь увозят в Москву, и учитель Карл Иванович учить больше не будет.

«Долго бессмысленно смотрел я в книгу диалогов, но от слез, набиравшихся мне в глаза при мысли о предстоящей разлуке, не мог читать...» «Когда дошло дело до чистописания, я от слез, падавших на бумагу, наделал таких клякс, как будто писал водой на оберточной бумаге».

Насколько остро чувствует мальчик отношение к себе?

«Карл Иваныч рассердился, поставил меня на колени, твердил, что это упрямство, кукольная комедия (это было любимое его слово), угрожал линейкой и требовал, чтобы я просил прощенья, тогда как я от слез не мог слова вымолвить; наконец, должно быть, чувствуя свою несправедливость, он ушел в комнату Николая и хлопнул дверью».

Несмотря на то, что Николенька еще ребенок, он прекрасно видит и понимает поступки взрослых. Николенька слышит разговор в комнате Николая, где Карл Иванович жалуется на несправедливость хозяина, который увозит детей учиться и лишает его работы.

«- Я двенадцать лет живу в этом доме и могу сказать перед Богом, Николай, - продолжал Карл Иваныч, поднимая глаза и табакерку к потолку, - что я их любил и занимался ими больше, чем ежели бы это были мои собственные дети. Ты помнишь, Николай, когда у Володеньки была горячка, помнишь, как я девять дней, не смыкая глаз, сидел у его постели. Да! тогда я был добрый, милый Карл Иваныч, тогда я был нужен; а теперь, - прибавил он, иронически улыбаясь, - теперь дети большие стали: им надо серьезно учиться. Точно они здесь не учатся, Николай?»

И, конечно, Николенька сочувствовал тому горю, которые испытывал Карл Иванович. Вот, как об этом пишет Толстой:

«Я сочувствовал его горю, и мне больно было, что отец и Карл Иваныч, которых я почти одинаково любил, не поняли друг друга; я опять отправился в угол, сел на пятки и рассуждал о том, как бы восстановить между ними согласие».

Таковыми были чувства ребенка, но посмотрим, как проявляется обида Карла Ивановича во время урока.

«Несколько раз, с различными интонациями и с выражением величайшего удовольствия, прочел он это изречение, выражавшее его задушевную мысль». А изречение было такое: «Из всех пороков самый тяжкий есть Неблагодарность».

Как же воспринимает Николенька поведение своего учителя?

«Лицо его не было угрюмо, как прежде; оно выражало довольство человека, достойно отмстившего за нанесенную ему обиду».

Николенька понимает поведение Карла Ивановича и воспринимает его как человека, чуть-чуть не уследившего за своими чувствами.

«Было без четверти час; но Карл Иваныч, казалось, и не думал о том, чтобы отпустить нас: он то и дело задавал новые уроки. Скука и аппетит увеличивались в одинаковой мере. Я с сильным нетерпением следил за всеми признаками, доказывавшими близость обеда. Вот дворовая женщина с мочалкой идет мыть тарелки, вот слышно, как шумят посудой в буфете...»

Но Карл Иванович был неумолим. Так заканчивается глава «Карл Иванович».

Чтение и анализ главы «Наталья Савишна».

Рис. 3. Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Детство» ()

«В половине прошлого столетия по дворам села Хабаровки бегала в затрапезном платье босоногая, но веселая, толстая и краснощекая девка Наташка. По заслугам и просьбе отца ее, кларнетиста Саввы, дед мой взял ее вверх - находиться в числе женской прислуги бабушки. Горничная Наташка отличалась в этой должности кротостью нрава и усердием. Когда родилась матушка и понадобилась няня, эту обязанность возложили на Наташку. И на этом новом поприще она заслужила похвалы и награды за свою деятельность, верность и привязанность к молодой госпоже. Но напудренная голова и чулки с пряжками молодого бойкого официанта Фоки, имевшего по службе частые сношения с Натальей, пленили ее грубое, но любящее сердце. Она даже сама решилась идти к дедушке просить позволенья выйти за Фоку замуж. Дедушка принял ее желание за неблагодарность, прогневался и сослал бедную Наталью за наказание на скотный двор в степную деревню. Через шесть месяцев, однако, так как никто не мог заменить Наталью, она была возвращена в двор и в прежнюю должность. Возвратившись в затрапезке из изгнания, она явилась к дедушке, упала ему в ноги и просила возвратить ей милость, ласку и забыть ту дурь, которая на нее нашла было и которая, она клялась, уже больше не возвратится. И действительно, она сдержала свое слово.

С тех пор Наташка сделалась Натальей Савишной и надела чепец: весь запас любви, который в ней хранился, она перенесла на барышню свою».

«Когда maman вышла замуж, желая чем-нибудь отблагодарить Наталью Савишну за ее двадцатилетние труды и привязанность, она позвала ее к себе и, выразив в самых лестных словах всю свою к ней признательность и любовь, вручила ей лист гербовой бумаги, на котором была написана вольная Наталье Савишне, и сказала, что, несмотря на то, будет ли она или нет продолжать служить в нашем доме, она всегда будет получать ежегодную пенсию в триста рублей. Наталья Савишна молча выслушала все это, потом, взяв в руки документ, злобно взглянула на него, пробормотала что-то сквозь зубы и выбежала из комнаты, хлопнув дверью. Не понимая причины такого странного поступка, maman немного погодя вошла в комнату Натальи Савишны. Она сидела с заплаканными глазами на сундуке, перебирая пальцами носовой платок, и пристально смотрела на валявшиеся на полу перед ней клочки изорванной вольной».

«С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их...»

И опять-таки это тот взгляд взрослого человека на то, что с ним было в детстве, взгляд с позиции времени, с позиции мудрости.

«...тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование. Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был благодарен ей и никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она? довольна ли?»

И интересный случай встречается нам в главе «Наталья Савишна».

Подумайте, как в этой сцене проявится человеческий характер и характер главного героя.

«Вот как это было. За обедом, наливая себе квасу, я уронил графин и облил скатерть.

Позовите-ка Наталью Савишну, чтобы она порадовалась на своего любимчика, - сказала maman.

Наталья Савишна вошла и, увидав лужу, которую я сделал, покачала головой; потом maman сказала ей что-то на ухо, и она, погрозившись на меня, вышла.

После обеда я, в самом веселом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна с скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начала тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: "Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!" Меня так это обидело, что я разревелся от злости».

Первое чувство, которое возникает у героя, это чувство обиды и чувство злости.

«"Как! - говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез. - Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты, и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!"»

Вот в этой сцене Николенька воспринимает все те традиции, которые были характерны для дворянских семей, тот уровень понимания, что они с Натальей находятся не на одинаковых уровнях социальной лестницы, он уже понятен Николеньке.

Однако, это чувство злости, чувство обиды уступает другим более нравственным категориям.

«Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесенное мне оскорбление».

Посмотрите, как развиваются чувства: обида, злость и затаенная злость.

«Через несколько минут Наталья Савишна вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать:

Полноте, мой батюшка, не плачьте... простите меня, дуру... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам.

Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке: я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».

Чтение и анализ главы «Детство»

Рис. 4. Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Детство» ()

Глава «Детство» начинается замечательными словами, которые могли бы стать эпиграфом ко всей повести:

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Обратите внимание на лексику, использованную в главе. Сколько хороших, теплых слов! Постарайтесь увидеть самые главные из них, ключевые слова.

«...Сидишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу!».

«Ничьи равнодушные взоры не стесняют ее: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. Я не шевелюсь, но еще крепче целую ее руку».

«Слезы любви и восторга».

«...Любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство.

После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, - но о чем они? Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие».

Сколько теплых слов мы увидели: сердце, нежность, любовь . Слово «любовь» повторяется в течение главы несколько раз. Любовь, любовью, люблю, слезы любви и восторга, светлое счастье, любовь и надежда, на душе легко, светло, отрадно - вот те ощущения детства, которые пронес Николенька.

«Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели - невинная веселость и беспредельная потребность любви - были единственными побуждениями в жизни?» «Неужели остались одни воспоминания?»

Вот таким вопросом заканчивается глава «Детство». И Толстой ставит этот вопрос перед читателем, вернуться ли когда-нибудь та свежесть и беззаботность? Какое время может быть лучше того, чем время детства? Наверное, нужно любить, ценить свое детство, с любовью относиться и к маме, и к папе.

Вывод.

Особенностью героя повести «Детство» является то, что он постоянно проявляет свои чувства и часто бывает беспощадным по отношению к себе, часто корит себя за какие-то поступки, за которые самому становится потом стыдно.

Николенька вспоминает счастливое время, проведенное в деревне. Он вспоминает людей, которые были беззаветно преданы их семейству, он вспоминает свое детство.

Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, способность любить самому. Это те чувства, которые восхищают самого Толстого. Но в то же время, Толстой показывает, как очень часто мир взрослых людей может разрушить детское понимание жизни.

Повесть «Детство» заканчивается смертью матери. И наступает другая, совсем иная пора, которую никогда уже Николенька не назовет счастливой, невозвратимой порой детства.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Источник).

Домашнее задание

  1. Какой эпизод повести произвел на вас самое сильное впечатление? Почему?
  2. Чему учит повесть Толстого «Детство»? О чем заставляет задуматься?
  3. Как вы думаете, полезно эту повесть читать не только детям, но и взрослым? Почему?
  4. Вспомните яркий эпизод своего детства. Попробуйте рассказать о нем или описать в толстовской манере. Попытайтесь не только изложить ход события, но и передать чувства, переживания, мысли по поводу людей и событий.

/ / / Анализ повести Толстого «Детство»

Детство - яркая и безоблачная пора в жизни каждого человека. Ребенок счастлив просто, без всяких причин и поводов, а обиды и огорчения не трогают душу, забываются быстро и легко.

К теме детства обращались многие русские писатели: С. Аксаков, Н.Г. Гарин-Михайловский, Е. Морозов и др. Не исключением стали и писатель Л. Н. Толстой. Его повесть «Детство» автобиографичная, автор вспоминает, как сам был ребенком, анализирует, рассуждает, показывает важность и значимость этого периода для человека.

Главным героем повести является мальчик Николенька Иртемьев. Толстой на страницах известного произведения приводит анализ его поступков, внутренних переживаний, мыслей. Такое подробное представление героя помогает нам более глубоко понять образ, познакомиться с маленьким мирком ребенка.

Николенька живет в обычной семейной обстановке. Тихая мама уделяет мало внимания детям, отец занят делами. Ребенок оставлен на попечение слуг и учителей. Но, тем не менее, его все любят. И эта атмосфера спокойствия и домашнего тепла воспитывает в Николеньке много добрых черт.

Правда, бывают в поведении мальчика и проступки. Николеньке они представляются глобальными, как и любому ребенку. На деле же это всего лишь мысли. Но каким же глубоким показывает автор анализ этих мыслей самим мальчиком. Посмотрим такой пример.

Старый учитель Карл Иванович щекочет ребенку пятки, и Николенька мысленно именует его противным человеком. Но ведь это совсем не так. Мальчик мгновенно осознает, как был не прав и как обидны были бы эти слова добрейшему наставнику. Мальчик раскаивается, ему стыдно до слез.

Если разобраться, то знаменитый прием «диалектика души» Толстой начал использовать именно в повести «Детство». Душевное состояние своего маленького героя автор показывает, используя внутренний монолог. И перед нами, читателями,проносятся мысли мальчика, его перепады настроения: от злости к стыду, от печали к радости.

Стоит отметить и еще один момент, который связан с няней Николеньки, Натальей Савишной. Женщина добра к своему воспитаннику. Один-единственный раз был он наказан ею: за испачканную скатерть. Но это разозлило героя: он начал обдумывать план мести. Николенька даже позволил себе подумать о том, что няня не имеет права так вести себя по отношению к нему, барскому сыну, ведь она крепостная. Правда,ссора длилась недолго. Наталья Савишна пришла мириться к Николеньке и принесла ему гостинец. И снова мы видим слезы на глазах мальчика. Он раскаивается и стыдится своих недостойных и обидных мыслей.

Негативные моменты, прожитые и пережитые Николенькой в детстве, остались в памяти на всю жизнь. Мальчик извлек из них неоценимую пользу, он сразу же понимал, в чем ошибся, как был не прав. А главный вывод, полученный из всех ситуаций, таков: относясь к людям по-доброму, ты и к себе в ответ получаешь такое же отношение.

Повесть Л.Н. Толстого «Детство» помогает и взрослым читателям заглянуть внутрь себя и изменить свое отношение к окружающим.

Повесть «Детство» стала первым произведением 24-летнего Льва Николаевича Толстого и сразу же открыла ему дорогу не только в русскую, но и в мировую литературу. Молодой писатель отправил ее главному редактору самого известного в ту пору литературного журнала «Современник», Николаю Алексеевичу Некрасову, вместе с деньгами на случай возврата рукописи, но поэт не мог не увидеть, что ему в руки попало творение настоящего таланта. Хотя последующие книги Толстого принесли ему еще большую славу, «Детство» нисколько не померкло в сравнении с ними. В произведении была и глубина, и нравственная чистота, и мудрость.

Главным героем произведения является 10-летний Николенька Иртеньев. Мальчик растет в дворянской семье в деревенском поместье, его окружают самые близкие и любимые люди: учитель, брат, сестра, родители, нянька.

Читатели знакомятся с миром Николая через его рассказ, причем многие поступки анализируются уже выросшим молодым человеком, но для которого воспоминания детства настолько ярки, что он пронес их через много лет. А ведь они и формируют личность. Уже на ранних этапах взросления становится вполне ясно, что ты будешь собой представлять.

Что же можно сказать про Николеньку? Он умен, но ленив, поэтому обучение не всегда проходит гладко. Однако совестливость и доброта мальчика сполна компенсируют недостаток прилежания. Он очень привязан к близким людям, тонко чувствует их настроение. Особенно трогательная его нежность к матери. Кроме того, он склонен к рассудительности и рефлексии: любит копаться в себе, разбирать по полочкам мысли и чувства. Но в нем еще не выработался твердый характер: например, он идет на поводу у друга и совершает низкий поступок.

В маленьком Николае было все самое лучшее, что позже сформировало взрослую личность. Но он сокрушается, куда делись чистота и чувствительность, которые были в избытке в детстве, и которых он не находит сегодня в себе? Неужели они исчезли бесследно? Нет, просто в мире, где эмоции принято сдерживать, искренние порывы были заперты глубоко в душе.

Карл Иванович

Первую главу повести Толстой посвящает учителю, Карлу Ивановичу, которого маленький Николай очень любит, хотя по-детски иногда и сердится на него. Мальчик видит доброе сердце наставника, чувствует его огромную привязанность, он описывает его как человека с чистой совестью и спокойной душой. Воспитанник жалеет своего дорогого педагога и искренне желает ему счастья. Его сердце откликается в ответ на чувства старика.

Но Коля вовсе не идеальный, бывает, что он злится, бранит про себя своего учителя или няньку, не хочет учиться, много думает о себе и ставит свое «я» выше других, участвует в издевательствах вместе с другими над Иленькой Грапом. Но кто в детстве не делал того же? Читатель во многом узнает себя: как хочется поскорее повзрослеть и перестать делать уроки, как мечтается стать красавцем, ведь это тогда очень важно, как и любая оплошность воспринимается трагедией. Поэтому учителю были присущи терпение и сдержанность, а также чувство юмора и искренняя привязанность к мальчику.

Мама

Николай — очень чувствительный ребенок, он сильно любил свою мать, но помнит только ее добрые глаза, ласку и любовь. Просто находиться с ней рядом, чувствовать прикосновение ее рук, млеть от ее нежности было для него настоящим счастьем. Она рано умерла, именно тогда и закончилось его детство. Повзрослевший герой думает, что если бы он мог видеть улыбку maman в самые трудные моменты своей жизни, то никогда бы не узнал горя.

У десятилетнего мальчика очень богатая внутренняя жизнь, в нем часто борются эгоизм и любовь к близким, добро и зло, и все-таки уже заложенная нравственность помогает сделать правильный человеческий выбор уже в подсознании. В нем много совести и стыда. Он очень глубоко анализирует свои чувства, любые их внешние проявления часто подкреплены внутренним противоречием. Николай замечает, что его слезы приносят ему удовольствие, что, потеряв мать, он горюет как будто напоказ. Его молитвы всегда за здоровье и благополучие близких, за маменьку и папеньку, за бедного Карла Ивановича, он просит, чтобы Бог дал счастья всем. Именно в этом сострадательном порыве проявляется влияние матери, которой писатель уделяет не так уж много внимания. Он показывает ее через сына, добрая душа не канула в лету, когда умерло тело, она осталась на земле в ребенке, который перенял ее отзывчивость и нежность.

Папа

Отца Николенька тоже очень любит, но это чувство отличается от нежности к маме. Папа – несомненный авторитет, хотя мы видим перед собой человека со множеством недостатков: он игрок, мот, бабник.

Но обо всем этом герой рассказывает без всякого осуждения, он гордится своим отцом, считая его рыцарем. Хотя папа, несомненно, строже, жестче мамы, но у него такое же доброе сердце и безграничная любовь к детям.

Наталья Савишна

Это женщина преклонного возраста, находящаяся на службе в семье Николая (была няней его матери). Она — крепостная крестьянка, как и другие слуги. Наталья Савишна добра и скромна, ее взгляд выражал «спокойную печаль». В молодые годы она была полной и здоровой девушкой, а в старости сгорбилась и осунулась. Отличительная ее черта — самоотверженность. Она все силы посвящала заботам о господской семье. Николай часто говорит о ее трудолюбии, усердии, добронравии.

Главный герой доверял старушке свои переживания, ведь ее искренность и честность были несомненны. Она гордится лишь тем, что никогда не воровала у господ, поэтому они поручают ей самые ответственные дела. Любовь героини ко всей семье была тем более удивительной, ведь дед Николеньки запретил ей выходить замуж за любимого человека. Однако обиды она не затаила.

Соня, Катя и Сережа

Коля находится еще в том возрасте, когда игра в Робинзона, где можно плыть по воображаемой реке, ходить охотиться в лес с палкой-ружьем, приносит удовольствие, без такого ребячества ему сложно представить свою жизнь.

Герой описывает не очень большой период своего детства, но успевает влюбиться три раза: в Катеньку, Сережу и Соню. Это совершенно разные чувства, но они по-детски чистые и наивные. Любовь к Сереже заставляла подражать ему и приклоняться перед ним, и это привело к очень жестокому поступку. Николай не заступился за Иленьку Грапа, которого они несправедливо обидели, хотя мог сострадать даже раненой птичке. Будучи взрослым, он считает это самым неприятным воспоминанием светлого счастливого детства. Ему очень стыдно за свою черствость и грубость. Любовь к Кате была очень нежным чувством, он два раза поцеловал ее руку и расплакался от переполняемых эмоций. Она была для него чем-то очень милым и родным.

Чувство к Соне было очень ярким, сделало его другим: уверенным, красивым и очень обаятельным. Оно мгновенно переполнило его всего, все, что было до нее, стало незначительным.

Детство Николая окунает каждого читателя в свои светлые воспоминания и дает надежду, что не может совсем уйти доброта, любовь, чистота, которая была там. Она живет в нас, стоит просто не забывать то счастливое время.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!