Шпаргалка: киевская русь в ix начале xii веков. Древней Руси, позднее несший. Выбор пал на христианство, так как

История России [Учебное пособие] Коллектив авторов

1.2. Государство Русь (IX–XII вв.)

Объединение Новгорода и Киева

Предпосылки образования государства у восточных славян складывались на протяжении длительного времени. Известны крупные устойчивые племенные объединения, в районах Киевской, Новгородской земель и в верховьях Волги, просуществовавшие по несколько десятков лет. О них имеются свидетельства в арабских хрониках. Это – Куява (Куяба), Славия и Артания.

Источники начала IX в., указывают на наличие в славянском обществе довольно сложной структуры политической и экономической элиты: князья союзов племен, князья отдельных племен, великие бояре, бояре – мужи и гости – купцы. Дружина, которую восточные славяне содержали для защиты от набегов, постепенно становилась средоточием власти, и возглавлявший ее князь превращался из номинальной фигуры в основную, облеченную множеством государственных функций. Военная демократия перерастала в раннефеодальную монархию.

Особенностью становления восточнославянской государственности было наличие двоецентрия – Новгородской, или Северной Руси и Киевской, или Южной Руси. Территориальным ядром государства восточных славян стал союз племенных княжеств полян, дреговичей, радимичей с центром в Киеве. Около середины IX в. на севере Восточной Европы, в Поволховье, сложилось другое протогосударственное образование на основе союза племенных княжеств словен, кривичей, вятичей, а также неславянских племен – чуди и веси. Этот союз платил дань скандинавам – варягам, или норманнам.

Согласно летописи «Повесть временных лет», в 862 г. новгородцы изгнали варягов и прекратили выплату им дани. Однако ввиду вспыхнувшей внутри этого племенного объединения борьбы за власть, вскоре «за мир к варягам» было направлено посольство, чтобы пригласить в качестве князя одного из местных правителей и разрешить конфликт. На княжение прибыл Рюрик с братьями Синеусом и Трувором. Рюрик стал править в Новгороде, Синеус – на Белоозере, Трувор – в Изборске. Преемник Рюрика князь Олег в 882 г. захватил Киев, убил княживших там Аскольда и Дира, объединил Север и Юг, Новгородские и Киевские земли, положив начало древнерусской государственности. 882 г. принято считать датой образования государства Русь с центром в Киеве.

Эти полулегендарные летописные сведения послужили источником возникновения в XVII I в. так называемой норманнской теории . Ее основоположниками явились приглашенные из Германии для работы в Петербургской Академии наук историки Г. З. Байер, Г. Ф. Миллер, А. Л. Шлецер. Они утверждали, что восточные славяне к IX в. находились в состоянии «дикости», что в восточнославянском этносе к моменту появления варягов не сложились политические и экономические условия для формирования государства, и потому варяжский фактор явился определяющим в образовании государства Русь.

Сразу после появления норманнской теории стал очевиден ее ненаучный характер. Уже в том же XVIII в. великий ученый М. В. Ломоносов подверг ее резкой критике. Полемика между «норманистами» и «антинорманистами» растянулась на многие десятилетия. Сегодня уже мало кто сомневается, что государственность возникает в результате длительного общественного развития и не может быть привнесена извне. Варяги приходили на Русь небольшими дружинами и уже вскоре ассимилировались с местным населением. И если в политических процессах, протекавших на Руси в середине и второй половине IX в., роль варяжского фактора была заметной, то на этнокультурное развитие славян варяги практически не оказали никакого влияния.

Первые киевские князья

Первым правителем Древнерусского государства был киевский князь Олег (882–912). Формально он правил от имени малолетнего сына Рюрика Игоря, но проводил самостоятельную и активную политику как внутри государства, так и за его пределами. В результате военных столкновений с сильным Хазарским каганатом, располагавшимся в низовьях Волги, он освободил от его дани племена северян и радимичей, обложив их в свою очередь данью, не меньшей хазарской. В его правление Древнерусским государством были покорены древляне, кривичи и некоторые другие племена.

Становление и развитие Древнерусского государства проходило во взаимодействии с соседними странами и народами, прежде всего с Византией. В 907 г. Олег предпринял поход на столицу Византийской империи Константинополь, который руссы называли Царьградом. Собрав значительные силы, князь на боевых ладьях спустился по Днепру в Черное море и подступил к стенам Константинополя. Столицу Византии в то время практически не обороняли, так как ее войска были заняты борьбой с арабами. Защитники города перегородили вход в гавань цепью, чтобы не допустить в нее ладьи руссов, но, как сообщает летописец, Олег, поставив ладьи на колеса, под парусами двинулся по суше к Царьграду. Правительство Византии вынуждено было согласиться на переговоры. Мирный договор, оформленный позже, в 911 г., предусматривал выплату значительной контрибуции – по 12 гривен серебра с каждого жителя Константинополя, что составило несколько десятков тысяч пудов драгоценного металла. Русским купцам было предоставлено право беспошлинной торговли, они могли селиться в Константинополе (другим иностранцам это было запрещено), носить оружие, мыться в городских банях. В течение полугода купцы получали продовольствие от византийских властей, а при отъезде еще и парусные снасти, якоря и прочее.

Отношения с Византией изменились при преемнике князя Олега Игоре (912–945). В 941 г. он предпринял новый поход на Царьград. Когда русский флот появился в гавани Константинополя, византийцы подожгли ладьи с помощью «греческого огня» – специального состава на основе сырой нефти, чем вызвали среди русских панику. Попытка взятия Константинополя не удалась, и Игорю пришлось вернуться обратно. Через три года, в 944 г., собрав более многочисленные силы, Игорь вновь осадил Царьград. Но греки предпочли откупиться. В 945 г. был заключен новый договор. Византия подтвердила большую часть статей прежнего договора, признала территориальные приобретения Руси в устье Днепра и русское поселение Тмутаракань на Таманском полуострове. Но было утрачено право беспошлинной торговли, русские купцы теперь селились в предместье Константинополя. В город их впускали без оружия, не более 50 человек, предварительно переписав.

Главной задачей князя Игоря было удержание в составе государства отдельных славянских племен и присоединение новых. Ему удалось подчинить Киеву племя уличей и не позволить отделиться от государства сильному и богатому племени древлян.

Эффективным средством сохранения контроля над государственной территорией было полюдье – объезд князем вместе с дружиной подвластных земель с глубокой осени до ранней весны. Полюдье – это не только сбор дани, но и способ управления страной при отсутствии государственного аппарата: во время объезда князь разрешал конфликты, творил суд, улаживал пограничные споры. Размеры дани не были фиксированными, что нередко приводило к серьезным конфликтам. Так, в 945 г. Игорь попытался вторично собрать дань с древлян. Возмущенные древляне во главе с князем Малом расправились с киевским князем и его дружинниками. Вдова Игоря княгиня Ольга (945–962) организовала поход против древлян во главе с киевскими воеводами Свенельдом и Асмудом. Она жестоко наказала древлян, сожгла их столицу город Искоростень, увеличила дань. При этом Ольга вынуждена была провести налоговую реформу, определив фиксированные размеры дани – уставы и уроки, и погосты – места, куда раз в год свозилась дань. Постепенно погосты, или становища, превращаются в опорные пункты княжеской власти в удаленных землях.

В годы правления княгини Ольги войны на Руси прекратились. Ольга стремилась улаживать конфликты с соседями мирным путем. В 957 г. она впервые в истории Руси посетила с мирным визитом Византию. В Константинополе ее принял император Константин VII Багрянородный. Был переоформлен договор Руси с Византией на условиях, заключенных князем Игорем, а военный союз направлен против Хазарии. Во время визита Ольга приняла христианство. Ее крестным отцом был сам император. Обряд был совершен патриархом Константинопольским в главном храме Царьграда – Софийском соборе.

Совершенно иной характер внешняя политика Древнерусского государства носила при сыне Ольги князе Святославе Игоревиче (ок. 965–972). Это был правитель-воин, большую часть жизни он провел в походах. Прежде чем напасть на врага, Святослав посылал гонцов с известием: «Иду на вы». В 964 г. Святослав предпринял поход против давнего врага Руси Хазарского каганата. Покорив вятичей, он с севера подошел к союзнику хазар Волжской Булгарии – тюркскому государству в Среднем Поволжье, разгромил ее и неожиданно ударил по столице Хазарского каганата городу Итиль, расположенному в устье Волги. На востоке Хазарии Святослав разрушил город Саркел, сильную крепость, возведенную византийскими военными инженерами. Победа над каганатом принесла избавление от сильного противника, однако открыла путь к южнорусским границам кочевым племенам, прежде всего, печенегам, не менее опасным для Руси, чем хазары. Печенежская орда не была единой. В середине X в. существовало восемь печенежских объединений, которые греки называли фемами. Во главе фем стояли ханы. Первые столкновения с печенегами летопись датирует 915 г. При Святославе набеги печенегов на русские земли усилились. В отсутствие князя они даже пытались взять Киев.

Разгром Хазарии обеспокоил Византию, которая предпочитала сама не воевать против Киева, а использовать в этих целях соседние с Русью государства.

Так, в 967 г. Святослав ввязался в конфликт между Византией и Болгарским царством. Подстрекаемый Византией, Святослав вторгся в Дунайскую Болгарию. В битве под Доростолом он разбил войско болгарского царя Петра, овладел городом Переяславцем-на-Дунае и перенес сюда свою резиденцию.

Византия, встревоженная усилением Руси на Дунае, потребовала от Святослава уйти в свои земли. Византийский император Иоанн Цимисхий в 970 г. направил посольство к русскому князю с обещанием выплатить дань, если Святослав вернется на Русь. После отказа Святослава русско-болгарская война переросла в русско-византийскую. Святослав одержал ряд побед, но греки, собрав значительное войско, в 971 г. осадили его дружину в Доростоле. Святослав, не имея сил прорвать окружение, был вынужден заключить мир с Византией, обещав в дальнейшем не претендовать на дунайские территории.

Князь зимовал в низовьях Днепра, так как путь на Киев был закрыт печенегами. Подкупленные византийским императором, печенеги весной 972 г. напали на небольшое войско Святослава на волоке у днепровских порогов. Князь погиб в битве. Печенежский хан Куря приказал сделать из его черепа чашу, из которой пил на священных военных пирах.

Правление Святослава имело большое значение для Руси. Территория Древнерусского государства при нем была значительно расширена. Святослав поставил своих сыновей наместниками в наиболее важных землях, что усилило власть Киева. Старший сын, Ярополк, стал князем киевским, Олег княжил у древлян, Владимир – в Новгороде. После смерти Святослава на Руси началась междоусобица, в которой Олег, а позднее Ярополк погибли; к власти в Киеве пришел князь Владимир Святославич (980–1015).

Принятие христианства

С началом правления Владимира I можно говорить об изменении приоритетов в политике киевских князей. Главную задачу они видели в укреплении и объединении государства и его границ. Под 981 г. летопись упоминает войну Владимира Святославича с поляками, в ходе которой были захвачены западноволынские (червенские) города Перемышль, Червень и др. Затем летопись отмечает войну Владимира с причерноморскими болгарами, подавление восстания в землях вятичей и радимичей. При Владимире впервые начинается чеканка собственной монеты (златников и сребреников). На рубеже Х-XI вв. постепенно ликвидируются племенные княжения. При Владимире появляются княжие «грады», в которые князь в качестве наместников «сажал» своих сыновей.

Важнейшую роль в укреплении Древнерусского государства сыграло принятие христианства. Язычество с его многобожием не могло способствовать усилению центральной власти киевского князя. Правители соседних стран, где утвердились монотеистические религии, рассматривали языческую Русь как варварское государство.

Изменения в укладе жизни, социальной и политической структурах Руси предопределили принятие христианства в его восточном (православном) варианте. Уже с IX в. христианство проникает на Русь. В 844 г. в послании византийского патриарха Фотия было отмечено, что многие руссы поклоняются христианскому богу. Крещение принимали представители княжеской знати, дружинники. В Киеве в середине X в. существовала церковь св. Ильи.

Владимир Святославич воцарился на киевском престоле в борьбе со своим братом Ярополком. Первое время Владимир подчеркивал свою приверженность языческим божествам. Он повелел воздвигнуть возле княжеского двора идолов тех племен, которые поддержали его в борьбе за киевский престол. На берегу Днепра были установлены деревянные изваяния Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хороса, Дажьбога, Стрибога, Сварога, Мокоши. Дядя Владимира воевода Добрыня воздвиг в Новгороде над Волховым статую Перуна. Однако попытка сформировать единый пантеон языческих богов и на основе многобожия укрепить государство потерпела неудачу. Каждое племя продолжало поклоняться своим богам.

В этих условиях Владимир обратился к христианству. Любопытный рассказ о выборе князем религии содержится в «Повести временных лет». Соседние с Русью страны исповедовали христианство (Византия), иудаизм (Хазария), ислам (Волжская Булгария). В Киев прибыли послы из перечисленных стран, а также эмиссары папы римского. Все они предлагали принять их веру. Однако Владимир остановил свой выбор на христианстве в его восточном варианте.

Христианизация обширного Древнерусского государства продолжалась в течение ряда лет, преодолевая серьезное сопротивление населения, особенно в северных районах Руси.

Принятие христианства представляло собой крупную государственную реформу, результатом которой стало появление на Руси нового общественного института – православной церкви. Постепенно сложилась ее организационная структура. Первоначально во главе русской православной церкви стоял епископ, присылаемый из Константинополя. В 1037 г. ее возглавил митрополит. Великие князья вели борьбу за митрополичью кафедру, стремясь утвердить митрополита из славян. Однако подобные случаи в ранней истории русской православной церкви были единичными.

Территория Руси была поделена на епархии во главе с архиереями (архиепископами и епископами). Многочисленные приходы возглавляли священники. С 1051 г., когда была основана Киево-Печерская лавра, на Руси появляются монастыри. Русская церковь изначально зависела от великого князя, и церковные иерархи были самостоятельны лишь в делах религии. В пользу церкви взималась десятина – десятая часть доходов верующих.

Принятие христианства на Руси явилось важной вехой в развитии восточнославянской цивилизации. Оно способствовало консолидации древнерусской народности – общего предка современных русских, украинцев и белорусов. Христианство ускорило социальную дифференциацию древнерусского общества, формирование господствующего слоя, который группировался вокруг киевского князя. Заметной была роль церкви в укреплении и расширении земельной собственности на Руси; уже вскоре монастыри становятся крупнейшими владельцами земли. Значительное влияние православная церковь и христианство оказали на политические процессы в Древнерусском государстве. Учение христианства о едином Боге, освящающем власть одного государя, помогло Владимиру окончательно ликвидировать местные княжения. Центральная власть была укреплена, о чем свидетельствовал и необычайно усилившийся при Владимире международный авторитет Древней Руси.

Крупнейшую роль принятие христианства сыграло в развитии и формировании единой древнерусской культуры, распространении письменности, создании выдающихся образцов литературы, живописи, зодчества.

Ярослав Мудрый

Еще при жизни Владимира Святославича на Руси вспыхнула междоусобная борьба между его сыновьями. Начало ей положил Святополк туровский, а с 1015 г. киевский князь. Ему противостоял третий сын Владимира новгородский князь Ярослав, впоследствии прозванный Мудрым. Он изгнал Святополка из Киева в Польшу к его тестю польскому князю Болеславу Храброму. После смерти Владимира Святославича политическая ситуация изменилась. Болеслав выступил против сидевшего в Киеве Ярослава с польским войском и отрядами наемников из немцев, венгров, варягов, а Святополк привлек к походу на Русь печенегов. Ярослав не мог устоять перед превосходящей военной силой и вынужден был бежать в Новгород. Но сопротивление населения Киева спустя короткое время заставило Болеслава уйти в Польшу. Червенские города при этом остались за польским князем. Ярослав, опираясь на новгородцев, организовал новый поход. Теперь перевес сил оказался на стороне Ярослава. Святополк бежал к печенегам, и в сражении на реке Альте в 1019 г. был разбит.

Киевский престол занял Ярослав Мудрый (1019–1054). Время его правления – это период расцвета Древнерусского государства. В 1036 г. он нанес под Киевом поражение печенегам, положив конец их набегам на русские земли. Киевские дружины сумели вернуть Червенские города. В 1030 г. Ярослав на западе державы основал город Юрьев (Юрий – христианское имя Ярослава), сейчас именуемый Тарту.

При Ярославе Мудром значительно укрепилась русская православная церковь. В 1037 г. была основана Киевская митрополия, что было отмечено строительством Софийских соборов в Киеве, Новгороде и Полоцке. Первоначально митрополиты были подконтрольны константинопольскому патриарху. В 1051 г. Ярослав, воспользовавшись тем, что Русь и Византия находились в состоянии войны, назначил киевским митрополитом не грека, а священника княжеского села Берестова, своего личного духовника Илариона. Однако после заключения мира прежний порядок назначения киевских митрополитов из Византии был восстановлен.

При Ярославе Мудром резко возрос международный авторитет Руси. Об этом свидетельствуют многочисленные династические браки, заключенные между его детьми и представителями европейских дворов.

С именем Ярослава Мудрого связано создание первой части Русской Правды – свода законов древнерусского феодального права. Академик Б. А. Рыбаков считает, что Краткая редакция Русской Правды, так называемая Древнейшая Правда, первоначально представляла собой написанную около 1016 г. грамоту Ярослава, призванную регулировать отношения между княжеской дружиной и новгородским населением. Впоследствии, по-видимому, она и составила комплекс «Грамот Ярослава», на которых клялись новгородскому вечу приглашаемые на правление князья.

Хозяйство Руси

Хозяйственный строй Древнерусского государства имел все отличительные признаки феодальной экономики: господство натурального хозяйства; наличие земли и орудий труда в руках непосредственного производителя – крестьянина; личная зависимость его от феодала; низкий, рутинный уровень техники производства. В сельском хозяйстве по-прежнему использовались подсечно-огневая система обработки земли, перелог; развивалось пашенное земледелие. При этом присвоение прибавочного продукта крестьянина осуществлялось в трех последовательно развивающихся видах феодальной земельной ренты: отработочной, именовавшейся на Руси барщиной, натуральной, называвшейся испольщиной или издольщиной, и денежной. Основными формами использования земли на Руси было общинное и вотчинное землевладение.

Субъектом общинного землевладения являлась сельская община в целом как территориальное образование. В ее пользовании находились обрабатываемые земли, леса, воды, выгоны, пустоши. Право распоряжения ими принадлежало самой общине, которая через свои органы самоуправления передавала участки в постоянное наследственное владение членам общины. Община могла свободно распоряжаться землей только внутри себя, а также приобретать новые земли, например, посредством купли или принимать в дар. Если не было возможности увеличения земельного фонда, то в общине раз в два-три года производился передел земли. Таким образом малоплодородный участок периодически менял хозяина. Правами на землю в городских поселениях обладали городские общины – посады.

По мере развития государства и укрепления княжеской власти формировалась феодальная собственность на землю. Князья с помощью дружины захватывали земли свободных общинников. Установив власть над тем или иным племенем, князь выговаривал в свою пользу символическую ежегодную дань. Это было первой формой феодальной земельной ренты, которая количественно не регламентировалась. Князь мог наделять за службу землей вместе с крестьянами, что представляло собой условное феодальное земельное владение. В Западной Европе такая форма носила название аллода, на Руси – поместья. Позже князь мог закрепить аллод за какой-либо семьей при условии, что один из ее членов должен был нести службу в его дружине. Так появился наследственный аллод. И, наконец – возникает безусловное феодальное земельное владение, известное на Руси как вотчина.

Вотчина представляла собой крупное наследственное землевладение, передававшееся от отца к сыну (отсюда ее название). Предметом такого владения были обрабатываемая земля, пастбище, луга и лес. Законодательные нормы не содержали прямого запрета на приобретение вотчин представителями сельского и городского населения, известны примеры вотчинного землевладения крестьян в Новгородских землях, но преимущественно владельцами вотчин являлись представители знатных княжеских и боярских родов. Права вотчинника на родовое имущество были достаточно широкими, но не безграничными. В частности, вотчинник не мог отчуждать имение в пользу третьих лиц без согласия своего рода. Родственники имели право преимущественного приобретения отчуждаемой вотчины.

Различались родовые и купленные вотчины. Распоряжение купленными вотчинами не ограничивалось правами рода. Они могли свободно отчуждаться их владельцами.

В этот же период формируется церковная собственность на землю. Имущество поступало церкви от князя через пожалования, от частных лиц, вклады (дарственные), куплю, занятие пустующих мест. Согласно Русской Правде церковь имела право на часть наследства даже при наличии наследников умерших. Права церкви на землю в Древней Руси были наиболее полными и независимыми.

На Руси получили развитие многие виды ремесел. Наибольшим спросом на внутреннем и внешнем рынке пользовалась продукция киевских оружейников и бронников. Русское железо обычно было значительно лучшего качества, чем европейское. Русские кольчуги состояли из более мелких в диаметре колец, были легче и надежнее, отличались большей гибкостью. Русские оружейники владели секретом изготовления самозатачивающихся мечей. Они состояли из средней пластины твердого металла, к которой по бокам припаивались пластины более мягкого металла. При использовании меча мягкий металл стачивался, и меч становился острее.

По всей Европе славилась перегородчатая эмаль киевских ремесленников. На золотую пластинку напаивались по контуру рисунка невысокие золотые перегородки. Получавшееся пространство заливалось эмалью. После обжига изделие шлифовалось. Состав эмали имел главную особенность – при обжиге не утрачивалась интенсивность цвета. Это существенно отличало древнерусскую эмаль от западноевропейской.

Разнообразной была техника обработки серебра на Руси. Из серебряной проволоки ювелиры изготавливали ажурные изделия – филигрань. Не имела аналогов техника зерни, при которой на металлическую пластину напаивались в виде узоров мельчайшие капельки золота или серебра. Только на Руси была известна и техника чернения серебра.

Древнерусское государство вело широкую внутреннюю и внешнюю торговлю. Основной транспортной магистралью был путь «из варяг в греки», соединявший Скандинавию с Византией и государствами Востока.

Социальный и политический строй

Основную категорию сельского населения составляли свободные общинники – смерды. Они владели необходимыми средствами производства, жили на своих земельных участках, вели собственное личное хозяйство. Смерды, как правило, были лично свободны. Их зависимость от князя выражалась в уплате дани и несении натуральных повинностей.

По мере развития феодальной земельной собственности смерды постепенно переходили в разряд феодально-зависимого населения, которое делилось на несколько категорий. Рядович заключал с феодалом договор, или ряд, на выполнение определенных работ. Если смерд по какой-либо причине брал у феодала купу, т. е. помощь деньгами, семенами, инвентарем, он становился закупом . Закуп не мог по своей воле уйти от феодала. При любом проступке или попытке побега закуп превращался в холопа . Следует отметить, что положение рядовича, хотя незначительно, но все же было более легким, чем закупа, поскольку последний обязан был выполнять любую работу по приказанию хозяина, а рядович – только те ее виды, которые были зафиксированы в договоре.

На положении домашних рабов находились холопы. Они не имели средств производства, были лишены права свидетельствовать в суде и т. п. Однако широкого распространения рабство не получило прежде всего ввиду крепости общинного строя.

Слой феодалов формировался в основном из ближнего окружения князя, его дружины, а также духовенства.

По своей политической структуре Древняя Русь представляла собой раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял князь со своей дружиной. Дружина разделялась на старшую (бояре ), которая принимала участие в княжьем совете, и младшую (отроки, или дети ). В случае войны князь набирал войско в подвластных ему землях, основной же функцией дружины являлось поддержание власти князя, обеспечение социальной стабильности общества. К концу X в. формируется централизованный и разветвленный аппарат управления. При князе действовал совещательный орган – совет (дума ), в состав которого входила верхушка дружины. Из числа дружинников назначались наместники в города – посадники, предводители военных отрядов – тысяцкие, сборщики поземельной дани – данники , судебные чиновники – вирники , сборщики торговых пошлин – мытники и др.

Рост политического значения городов выразился в усилении роли городского веча . Первое вече в Новгороде упоминается в летописи в под 1015 г., в Киеве – под 1068 г.

«Русская Правда»

Социально-политическое развитие Руси достигло высокого уровня. На это указывает сохранившийся письменный сборник законов Русская Правда, имевший три редакции.

Первая редакция – Правда Ярослава . Имела задачей урегулирование конфликтов между дружинниками и новгородцами в период княжения Ярослава Мудрого в Новгороде. Круг преступлений согласно Правде Ярослава невелик – это преступления против личности и имущества. За убийство виновный платил штраф – виру, составлявшую 40 гривен вне зависимости от социальной принадлежности погибшего. За ближайшими родственниками убитого сохранялось право кровной мести , что, безусловно, являлось пережитком первобытного права.

Штрафы за такие преступления, как битье батогом, жердью, пястью (ладонью), чашей, рогом, тупой стороной меча назывались продажей и были равны 12 гривнам. Правда Ярослава отличала неправомерное действие от намерения или попытки совершить таковое, от угрозы действием: если кто вынет меч, но не ударит, то штраф одна гривна. Высокой являлась плата за причиненное бесчестье: если кто кого ткнет мечом, не вынимая из ножен, или рукоятью меча, или вырвет ус или клок бороды – символ мужского достоинства – штраф будет равен 12 гривнам (тогда как, например, плата за отрубленный палец составляла всего три гривны). Виры и продажи поступали в пользу потерпевшего или родственников убитого.

Вторая редакция Русской Правды – Правда Ярославичей – появилась примерно в 1071 г., в период смут и восстаний в различных землях Руси. Этот более подробный свод законов был составлен тремя старшими сыновьями Ярослава Мудрого – Изяславом, Святославом и Всеволодом. Правда Ярославичей защищала прежде всего личные владения, домены самих князей, их земли, дворцы, склады имущества, загородные дворы с запасами. Убийство княжеских администраторов каралось смертной казнью или огромным штрафом в 80 гривен. На эту сумму можно было приобрести стадо крупного рогатого скота в 100 голов или табун в 40 лошадей.

В отличие от Правды Ярослава во второй редакции Русской Правды наказания за преступления социально дифференцированы. За убийство княжеских администраторов – тиуна, огнищанина, конюшего вира составляла 80 гривен. За убийство княжеского отрока, конюха, повара – 40 гривен. Но уже сельский тиун, ратайный тиун (ведающий пахотными работами), княжеский ремесленник, кормилец (дядька-воспитатель княжеских детей) «стоили» 12 гривен. Правда Ярославичей не делала различия между теми или иными группами феодально зависимого населения и смердами: смерд, рядович, закуп, смердий холоп т. е. холоп неквалифицированный, умеющий выполнять только работу простого смерда, оценивались всего в 5 гривен.

Правда Ярославичей ликвидировала право кровной мести и заменила ее безусловным штрафом за убийство. Все виры и продажи поступали в казну князя.

Третья редакция Русской Правды появилась в 1113 г. Составлению ее предшествовал ряд событий, происшедших в период княжения в Киеве Святополка Изяславича (1093–1113), внука Ярослава Мудрого, который отличался крайним сребролюбием. Для увеличения своих доходов он давал деньги в рост под огромные проценты, чем вызвал резкое недовольство киевлян. После смерти князя в Киеве началось восстание. Были разгромлены дома княжеских слуг и крупных ростовщиков. Под давлением горожан бояре были вынуждены призвать на киевский престол другого внука Ярослава Мудрого – переяславского князя Владимира Мономаха (1113–1125), пользовавшегося в русских землях большим авторитетом.

Прибыв в Киев, Владимир Мономах издал Устав о резах (процентах), вошедший составной частью в Русскую Правду. Устав упорядочил обязательственные отношения. Например, было установлено, что должник, выплачивавший в течение трех лет более 30 процентов годовых, освобождался от уплаты основной суммы долга. Если же заимодавец давал деньги под 20 процентов годовых, то он мог получать проценты до полного погашения суммы долга.

Итак, Древнерусское государство представляло собой раннефеодальную монархию с типично феодальной экономикой, развитой социальной структурой, проводившее на всем протяжении своей истории активную внешнюю политику.

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

1.2. Государство Русь (IX–XII вв.) Объединение Новгорода и КиеваПредпосылки образования государства у восточных славян складывались на протяжении длительного времени. Известны крупные устойчивые племенные объединения, в районах Киевской, Новгородской земель и в верховьях

Из книги Повседневная жизнь папского двора времен Борджиа и Медичи. 1420-1520 автора Эрс Жак

Из книги Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.); Курс лекций автора Данилевский Игорь Николаевич

Тема 2 ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО Лекция 4 Образование Древнерусского государства Лекция 5 Власть в Древней Руси Лекция 6 Древняя Русь: Общая

Из книги Подлинная история России. Записки дилетанта автора

Где зародилось татаро-монгольское государство Ордынская Русь? Считается, что в Монголии. Но в действительности русские всегда имели дело с Золотой Ордой – государством, политическое руководство которого находилось на юге, на нижней Волге и в Подонье.Верить в то, что

Из книги Подлинная история России. Записки дилетанта [с иллюстрациями] автора Гуц Александр Константинович

Где зародилось татаро-монгольское государство Ордынская Русь? Считается, что в Монголии. Но в действительности русские всегда имели дело с Золотой Ордой - государством, политическое руководство которого находилось на юге, на нижней Волге и в Подонье.Верить в то, что

автора Аверков Станислав Иванович

24. РЕГЕНТ ВАРЯГ ОЛЕГ СОЗДАЛ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО «РУСЬ» После смерти Рюрика княжеский «трон» перешел по наследству к князю Игорю. О князе Игоре – сыне Рюрика читатели узнают в следующих главах этой книги. Теперь им предстоит познакомиться с воспитателем

Из книги Почему Древний Киев не достиг вершин Великого Древнего Новгорода автора Аверков Станислав Иванович

33. В НАЧАЛЕ XX ВЕКА ЛЬВОВСКИЙ ПРОФЕССОР М. С. ГРУШЕВСКИЙ ИЗДАЛ МНОГОТОМНИК. ЕГО ИДЕЯ – ДРЕВНЯЯ УКРАИНСКАЯ НАЦИЯ СОЗДАЛА СОБСТВЕННОЕ ДРЕВНЕЕ УКРАИНСКОЕ ГОСУДАРСТВО «УКРАИНА-РУСЬ». НЕУЖЕЛИ? Торжества по поводу 1025?летия крещения Руси прошли в Киеве в июле 2013 года. В них

автора Аверков Станислав Иванович

1 В начале XX века Львовский профессор М.С. Грушевский издал исторический многотомник. Его идея – древняя украинская нация создала собственное древнее украинское государство «Украина-Русь». Неужели? В июле 2013 года в Киеве прошли торжества по поводу 1025-летия крещения Руси.

Из книги Как бабка Ладога и отец Великий Новгород заставили хазарскую девицу Киеву быть матерью городам русским автора Аверков Станислав Иванович

25 Регенту варягу Олегу надо было бы поставить памятник во всех городах Руси из-за того, что создал многонациональное государство «Русь»! После смерти Рюрика княжеский «трон» перешел по наследству к князю Игорю. О князе Игоре – сыне Рюрика читатели узнают в следующих

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том первый автора Коллектив авторов

Глава VII ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО КИЕВСКАЯ РУСЬ B IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен сложилось одно из самых больших государств средневековой Европы - Киевская Русь. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень

Из книги История России IX–XVIII вв. автора Моряков Владимир Иванович

ГЛАВА III Государство Русь в X – начале XII века Процесс складывания Древнерусского государства был длительным. Создававшееся в X в. государство славянских племенных союзов было далеко не прочным объединением. Входившие в него князья союзов племен, племенные князья

автора Аверков Станислав Иванович

2. Регенту варягу Олегу надо было бы поставить памятник во всех городах Руси из-за того, что создал многонациональное государство «Русь»! После смерти Рюрика княжеский «трон» перешел по наследству к князю Игорю. О князе Игоре – сыне Рюрика читатели узнают в следующих

Из книги Где родилась Русь – в Древнем Киеве или в Древнем Великом Новгороде? автора Аверков Станислав Иванович

Глава VI В начале XX века львовский профессор М.С. Грушевский попытался в своем историческом многотомнике доказать, что киевский летописец Нестор – лжец и что древняя украинская нация создала собственное древнее украинское государство «Украина-Русь», а князь Владимир был

Из книги Быстьтворь: бытие и творение русов и ариев. Книга 2 автора Светозаръ

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Карпатская Русь Карпатская Русь (Галицкая Русь, Буковина, Угорская Русь) Русины (русичи) живут в основном на землях Словакии, Польши и «Малой» Руси 1772 год. Галицкая Русь (главные города Галич, Перемышль, Звенигород) находилась под властью русской Литвы.1772–1918 годы.

Из книги История государства и права России автора Тимофеева Алла Александровна

Раннефеодальное государство Киевская Русь (IX – первая половина XII в.) Вариант 11. Дата объединения Олегом Новгородских и Киевских земельа) 878 г.;6)911 г.;в) 882 г.2. Время издания Краткой Правдыа) не позднее 1016 г.;б) не позднее 1072 г.;в) в 988 г.;г) в 1054 г.3. Древнейший свод русского права,

1.2. Русь в IX – начале XII вв

Государственность восточных славян

Древняя Русь – раннефеодальная монархия с элементами федерализма.

Теории возникновения государства у восточных славян: норманнская, антинорманнская, природно-исторического процесса.

Причины возникновения государственности: кризис родоплеменных отношений, переход к феодализму, необходимость защиты земель от общих врагов и др.

Два центра образования древнерусской государственности:

– Среднее Поднепровье – поляне – Киев;

– Волхов, Ильмень – новгородские (ильменские) словене – Новгород.

Князь устанавливал законы, руководил войском, судил.

Дружина делилась на старшую (бояре, воеводы, тысяцкие) и младшую (отроки, детские, гриди). Функция дружины: войско, сбор налогов, суд на местах.

Вои – лично свободные общинники, которые участвовали в военных походах.

Вече – народное собрание для обсуждения общих дел и решения вопросов общественной, политической и культурной жизни. Участники веча – главы свободных семейств сообщества (племени, княжества).

Христианство – одна из трёх мировых религий. Причины принятия христианства: централизация власти в государстве, укрепление позиций князя, поднятие международного авторитета Древней Руси.

988 г. – начало распространения князем Владимиром христианства как государственной религии.

Из книги 100 великих богов автора Баландин Рудольф Константинович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РУ) автора БСЭ

Русь Русь, Русская земля, в 9-10 вв. название государственного образования восточных славян на среднем Днепре. О существовании Р. свидетельствуют Константин Багрянородный в сочинении «De administrando imperio» (10 в.), договоры Р. с Византией 10 в., показания русских летописных сводов

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧЕ) автора БСЭ

Из книги Путешественники автора Дорожкин Николай

Чёрная Русь Чёрная Русь, название территории в бассейне верхнего течения р. Неман с городами Гродно, Новгородком, Слонимом, Несвижем, Здитовом и др. До 13 в. Ч. Р. частично входила в состав Полоцкого княжества. В 40-60-х гг. 13 в. неоднократно находилась под властью литовского

Из книги 100 великих украинцев автора Коллектив авторов

Русь странствующая Дорога, путь, стезя, тропа, колея… Странствие, путешествие, поездка, плавание, кочевье, хождение…Путник, путешественник, странник, пешеход, кочевник, бродяга… Случайно ли в русском языке столько слов, связанных с передвижением человека по земной

Из книги 10000 афоризмов великих мудрецов автора Автор неизвестен

Русь от Поморья до Аляски Сейчас даже трудно себе представить, какими темпами шло освоение пространств, которым предназначено было стать Азиатской Россией. Прошло менее полувека после военных экспедиций Ермака, а уже стремительно заселялась лежащая «за Камнем, за

Из книги Русская Доктрина автора Калашников Максим

КИЕВСКАЯ РУСЬ Где стоит теперь наш Киев, Где вздымалась лишь гора, Жили братья - Кий с Хоривом, Щек и Лыбедь - их сестра. Здесь в счастливую годину Вырос над Днепром седым Златоглавым исполином Киев-град неуязвим. Днепр хранит его, как сына. Словно сыну приносил Все, что

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Киевская Русь Владимир Мономах 1053–1125 гг. Великий князь Киевский, политик и полководец Древней Руси. Без нужды не клянитесь, но, дав клятву и поцеловав крест к братье, соблюдайте клятву крепко.Больного посетите. Праху мертвеца поклонитесь, ибо все мы смертны.Да не

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

СЕТЕВАЯ СВЯТАЯ РУСЬ “Игумен Земли Русской” дал канон России будущегоЕсли для других наций крах государства – это еще не полная катастрофа (например, поляки полтора века жили без своего государства – и ничего, сохранились как нация), то мы, потеряв государство, потеряем

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги автора

Из книги автора

Киевская Русь Откуда произошло название «славяне»? Уже около двух тысяч лет тому назад античным историкам было известно, что на востоке Европы, между Карпатскими горами и Балтийским морем, живут многочисленные племена венедов.Это и были предки современных славянских

Из книги автора

Московская Русь Где находится Андроников монастырь? Андроников Спаса Нерукотворного мужской монастырь находится в Москве, на реке Яуза. Основан в 1360 году в качестве форпоста на юго-восточных подступах к Москве. Назван по имени первого игумена – Андроника. В XIV–XVII веках

Из книги автора

Северо-Восточная Русь в XIV–XVI вв В землях Владимиро-Суздальского княжества увеличивалась численность населения в междуречье Оки и Волги. Эти территории находились сравнительно далеко от восточных границ Руси и были менее уязвимы со стороны Золотой Орды, что вело к

Хронология основных событий 972- 978 гг. - княжеские усобицы (борьба за власть). 978- 1015 гг. - правление в Киеве Владимира I Святославича. 1015- 1019 гг. - борьба за власть между сыновьями Владимира. 1019- 1054 гг. - правление в Киеве Ярослава Мудрого. 1097 г. - Любеческий съезд князей. 1113- 1125 гг. - правление Владимира Мономаха в Киеве. 1125- 1132 гг. - правление Мстислава Великого в Киеве.

Во главе церкви встал митрополит, назначавшийся из Константинополя. Русь была разделена на церковные округа во главе с епископами (в Новгороде - архиепископом). Духовенство разделялось на белое (священники, служившие в городских и сельских церквях) и чёрное (жило в монастырях).

вотчина- наследственные земельные держания. Основной частью населения Древнерусского государства были свободные земледельцы, которые объединялись в общины; смерды - сельские жители, которые несли повинности в пользу князя. Появилось и зависимое население: закупы - разорившиеся общинники, которые получали от землевладельца купу - помощь деньгами или товарами в долг. Вернув долг, закуп становился свободным человеком. Рядовичи - люди, которые заключили договор (ряд), согласившись работать у господина на определённых условиях. Зависимое положение рядовича и закупа не распространялось на членов его семьи и не передавалось по наследству. Наиболее бесправными были рабы - холопы (челядь). Они работали на земле князей и владельцев вотчин.

1. Какие события произошли на Руси во время правления князя Владимира I? 2. Как было организовано управление Русской православной церковью? 3. Как вы думаете, в чём причины княжеских усобиц? 4. Какие категории населения относятся к землевладельцам в Древнерусском государстве? 5. В чём сходство положения закупов и рядовичей? 6. Как реформы Ярослава Мудрого способствовали укреплению государства? 7. Какие крупнейшие военные победы были одержаны русским войском в X-XII вв. ? В чём их значение для Руси?

Задание 1 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) основание города Юрьева 2) создание ≪Устава Владимира Всеволодовича≫ 3) создание пантеона языческих богов 4) Любечский съезд князей

Задание 2 Прочитайте отрывок из исторического источника и выполните задания. ≪[Киевский князь] _______ , после смерти (князя) Святополка, созвал дружину свою в Берестове. . . и постановили. . . Если закуп убежит от господина (не расплатившись с ним за ссуду), то становится полным холопом; если же он пойдёт искать денег с разрешения господина или побежит к князю и его судьям с жалобой на обиду со стороны своего господина, то за это его нельзя делать холопом, но следует дать ему суд≫. Укажите имя князя, пропущенное в тексте. Укажите год, когда был издан документ, из которого был взят данный отрывок.

В IX-X вв. на восточнославянских землях складывается государство, получившее название Русь. Его ядром стал союз племенных княжеств полян (см. Происхождение и расселение восточных славян) с центром в Киеве. Первое упоминание Руси относится к 839 г. Происхождение названия Русь остается дискуссионным: наряду с наиболее разработанной точкой зрения о его северной, скандинавской, этимологии существуют мнения, что возникновение этого наименования связано с южными областями Восточной Европы.

К середине IX в. на северной оконечности восточнославянского расселения - в районе озер Ильмень и Ладожского - сложилось политическое объединение, включившее в себя словен, часть кривичей и финноязычного населения. Согласно «Повести временных лет», их племенными старейшинами был приглашен на княжение варяг Рюрик с братьями Синеусом и Трувором. Одни ученые аргументируют скандинавское происхождение исторического Рюрика и отождествляют его с Рёриком Ютландским. Есть также мнения, что он был выходцем из поморских славян, проживавших на южном побережье Балтийского моря и поддерживавших традиционные связи с новгородскими (ильменскими) словенами. Его преемник Олег около 882 г. захватил и сделал своей столицей Киев. Олегу (882-912) наследовал Игорь (912-945), согласно летописи - сын Рюрика. Его потомков принято именовать Рюриковичами (см. Династия Рюриковичей).

Варяжское происхождение древнерусской правящей династии и присутствие в дружинах русских князей IX-X вв. большого числа норманнов (по древнерусской терминологии - варягов) породили длительную (с XVIII в.) дискуссию между так называемыми норманистами и антинорманистами. Первые отстаивали точку зрения о создании Древнерусского государства скандинавами, вторые отрицали это. В настоящее время у отечественных и зарубежных исследователей не вызывает сомнения как наличие местных корней восточнославянской государственности, так и активное участие в образовании Древнерусского государства выходцев из Скандинавии. Дискуссионными остаются вопросы о степени и характере этого участия. Поскольку черты государствообразования на Руси обнаруживают значительное сходство с тем, что происходило в других славянских странах, нет оснований полагать, что норманны оказали заметное воздействие на содержание данного процесса. Но во многом из-за того, что киевские князья благодаря постоянному притоку варяжских дружинников располагали значительным военным превосходством над князьями союзов племенных княжеств, им удалось объединить в составе государства все восточнославянские земли (чего не произошло ни у западных, ни у южных славян).

Подчинение союзов племенных княжеств происходило в течение IX-X вв., как правило, в два этапа. На первом этапе союз сохранял внутреннюю автономию, будучи обвязан лишь выплачивать подать - дань. Она собиралась киевскими дружинными отрядами, которые объезжали территорию подчиненного союза. Такой объезд со сбором дани назывался «полюдье». Вторым этапом была ликвидация местного княжения и назначение в качестве наместника представителя киевской династии. Территории, управляемые князьями-наместниками киевского правителя, получили наименование «волость». Государство же в целом называлось Русь или Русская земля. Такая структура сложилась к концу X в., в княжение Владимира Святославича (980-1015), и просуществовала до второй трети XII в. В состав Руси вошли все восточнославянские земли и территории некоторых финноязычных народов (мери, веси, муромы). Кроме того, существовало около XX финно- и балтоязычных племен, которые не входили непосредственно в состав Древнерусского государства, но были связаны с ним данническими отношениями.

Общественный строй на Руси формировался как феодальный (см. Феодализм). В конце IX - начале XII в. у восточных славян существовало несколько социально-экономических укладов. На раннем этапе преобладали государственные формы феодальных отношений. Господствующий класс был представлен военно-служилой знатью русских князей - дружиной. Она осуществляла сбор дани с земледельческого населения; полученный доход распределялся князем между дружинниками. В X-XI вв. начинает складываться индивидуальная форма феодальной земельной собственности - вотчина. Первыми вотчинниками стали князья. В XI в. развивается землевладение дружинников (в первую очередь верхушки дружины - бояр) и церкви. Часть крестьян начала переходить из разряда государственных данников в зависимость от частных землевладельцев. Вотчинники использовали в своих хозяйствах и труд рабов-холопов. Но ведущую роль продолжали играть государственно-даннические формы феодальных отношений.

В социальной структуре древнерусского общества верхнюю ступеньку занимали князья Рюриковичи. Следом стояла «старейшая дружина» - бояре, затем шла «молодшая дружина» - детские и отроки. Основная масса сельского и городского населения, не принадлежавшего к господствующему слою и несшего повинности в пользу государства или частных земледельцев, носила название «люди». Существовала особая категория полувоенного, полукрестьянского населения, зависимого от князя, - смерды. Во второй половине XI в. появились «закупы» - так называли тех, кто попал в зависимость за долги. «Рядовичи» заключали договор («ряд») о службе феодалу на определенных условиях. Низшую ступеньку социальной иерархии занимали рабы - «холопы», «челядь».

Становление феодальных отношений и феодального государства сопровождалось формированием правовой системы. Кодекс права Руси, называвшийся «Закон русский», первоначально бытовал в устной форме. В X в. некоторые его нормы были включены в договоры 911 и 944 гг. Руси с Византией. В княжение Ярослава Владимировича Мудрого (1019-1054) оформилась «Правда Ярослава», а при его сыновьях - «Правда Ярославичей», в совокупности составившие так называемую Краткую редакцию «Русской Правды». В начале XII в. по инициативе киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1113-1125) создается новая, Пространная редакция «Русской Правды», дополненной Уставом Владимира Мономаха (см. Законодательство феодальной России).

Русь являлась крупнейшим государством Восточной Европы. В IX в. наиболее опасным ее противником был Хазарский каганат. Некоторые восточнославянские общности находились одно время в зависимости от него. В 965 г. киевский князь Святослав Игоревич (начало 60-х гг. X в. - 972) нанес решающий удар Хазарии и положил конец ее существованию.

Важной стороной внешней политики Руси стали отношения с крупнейшей державой Восточного Средиземноморья и Причерноморья - Византийской империей. Периоды мира, во время которых процветали торговые связи, сменялись военными конфликтами. Трижды - в 860, 907 (Олег) и 941 гг. (Игорь) - русские войска подступали к столице Византии - Константинополю; ожесточенную войну вел с Византией на Балканах в 970-971 гг. князь Святослав. Результатом войн стали русско-византийские договоры 907, 911, 944 и 971 гг.; их тексты сохранились до наших дней (см. Внешняя политика дореволюционной России).

Серьезную опасность для южных границ Руси представляли набеги тюркских кочевых племен, обитавших в степной зоне Северного Причерноморья, - печенегов (в X - первой половине XI в.) и сменивших их в середине XI в. половцев (кипчаков). Отношения здесь также не были однозначными: и с теми, и с другими русские князья не только воевали, но и нередко вступали в политические союзы (см. Печенеги и половцы).

Обширные связи поддерживала Русь и со странами Центральной и Западной Европы. В частности, русские князья заключали династические браки с правителями Германии, Швеции, Норвегии, Дании, Франции, Англии, Польши, Венгрии, Византии.

В конце 60-х гт. X в. при князе Владимире Святославиче на Руси было введено в качестве государственной религии христианство в его православном (византийском) варианте, уже известное на Руси. К этому времени окончательно сформировалась территория Древнерусского государства и все восточнославянские земли перешли под власть князей Рюриковичей.

Синтез славянской дохристианской культуры с тем культурным пластом, который заимствовала Русь по мере ее приобщения к христианству (из Византии, а также Болгарии, ставшей христианским государством с 865 г. и в свою очередь воспринявшей наследие славянских первоучителей Кирилла и Мефодия - создателей азбуки), сформировал феномен русской средневековой культуры. Ее оригинальность была во многом обусловлена бытованием в качестве языка церковной службы и вследствие этого становлением в качестве литературного - славянского языка, понятного всему населению (в отличие от Западной Европы и славянских стран, принявших католичество, где языком церковной службы была латынь, незнакомая большинству населения). Уже в XI в. появляется оригинальная древнерусская литература. К выдающимся литературным произведениям XI - начала XII в. относятся «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», «Поучение» Владимира Мономаха и «Повесть временных лет» - крупнейшее произведение летописного жанра. Все они дошли дс нас в более поздних списках. Самые же ранние из сохранившихся книг, созданных на Руси, - переводные Остромирово Евангелие (1056-1057) и «Изборник» Святослава (1073).

Высокого уровня достигла древнерусская архитектура. Среди наиболее выдающихся ее памятников XI - начала XII в., дошедших до наших дней, - соборы Св. Софии в Киеве и Новгороде, Спасский собор в Чернигове, Георгиевский собор Юрьева монастыря под Новгородом (см. также ст. «Средневековая русская культура»).