Русский язык и идеология. Идеология и язык: эссенциальный подход. С. Г. Тер-Минасова Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов, аспирантов и соискателей по специальности «Лингвистика и межкультурная

"Мне вовсе не хочется, чтобы меня упрекнули в том, что, придя на первое заседание Общества русской словесности, находящегося под дважды священным покровительством патриарха и президента, я увидела только плохое"

В Москве прошло первое заседание недавно учрежденного Общества русской словесности. Своими впечатлениями от работы этого форума поделилась Татьяна Шабаева, журналист и переводчик.

Мне вовсе не хочется, чтобы меня упрекнули в том, что, придя на первое заседание Общества русской словесности, находящегося под дважды священным покровительством патриарха и президента, я увидела только плохое, - и я сразу прилежно упомяну, что, во-первых, ЕГЭ по русскому языку стал еще совершеннее, число сдающих экзамен на самые высокие баллы увеличилось, владение темой в школьных сочинениях улучшилось. Участилась литературная аргументация в них, которая проникает и в сочинения по обществознанию и истории.

Вообще не раз довелось услышать, что дети читают больше, чем мы думаем, только читают не то, что бы мы хотели. И даже когда дети не читают, они согласны с тем, что читать - это хорошо, а значит, мотивация у них - правильная.

На этом мажорный аккорд стремительно иссякает. Возможно, мне бы удалось донести до читателей гораздо больше радостных вестей, если бы я смогла присутствовать на всех восьми заседаниях, которые проходили одновременно, притом были бестолково заявлены и не менее сумбурно выстроены.

Выступления шли не только одновременно, но даже не по намеченному порядку; я металась между секциями и все равно пропустила три доклада, которые хотела услышать.

Помню, когда в марте сего года создавалось Общество русской словесности, публика если чему и радовалась, так это появлению высокой площадки, на которой разные заинтересованные стороны могут услышать друг друга.

Учителя, родители, деятели культуры, общественные организации, чиновничество… Русские из России и русские из-за рубежа. Но непонятно, как они могли друг друга хотя бы услышать (я не говорю про дискуссию), если изначально были разведены по разным загончикам.

Почему отдельно заседают секции «Роль родителей в сохранении русского языка» и «Русский язык и литература в школе»?

Почему «Культура и искусство как проводники и хранители русской словесности» находится отдельно от секции «Преподавание русского языка и литературы как стратегический приоритет образовательной политики в многонациональном государстве»?

Зачем - при всем уважении - нужны на этой общественной, разговорной площадке секции «Фундаментальные научные исследования» и «Дополнительное образование»?

Разве «фундаментальные исследователи» не знают друг друга по профессиональным конференциям? Разве у учителей не бывает иных возможностей выслушать учителей же?

Увы и еще раз увы: русскому языку ныне сопутствует слабость.

Ее первейшее, самое очевидное проявление (при всем желании не замечать - невозможно не заметить): вялый и скверный русский язык самих выступающих.

Я все понимаю: мы все стесняемся, мы часто не умеем выступать без бумажки, но как же дико слышать многочисленные доклады о частых речевых ошибках учащихся, о дурном русском языке молодежи - доклады взрослых людей, профессиональных филологов, сделанные языком бедным, тусклым, казенным и, увы, малограмотным.

Это - вершина айсберга. Но есть слабость основная, краеугольная. Мы отчего-то считаем, что русский язык нам дан вместо идеологии. Что если мы все, собравшиеся, будем говорить на русском языке и выразим желание дальше говорить на русском языке - то это уже и хорошо, и уже само по себе скрепляет государство Российское.

Это полная ерунда. Язык - это идеология. Если язык - не идеология, то невозможно объяснить никому, даже самим себе, почему необходимо беречь язык (см. выше: скверный русский язык у филологов-русистов).

Почему не английский, ведь это выгоднее, это перспективнее, вот и на съезде уже звучало, что «русский язык перестал быть единственным языком высшего образования в России». «Мы знаем, почему выпускники выбирают факультеты иностранных языков, но не знаем, как им объяснить, зачем выбирать русскую филологию» - да, это было сказано откровенно.

В самом деле: мы знаем про лужковские и не лужковские надбавки учителям иностранных языков, мы знаем, что в Татарстане учителя татарского языка также получают надбавки (язык - это идеология, запомните это), но кто слыхал о привилегированном положении учителей русского языка и литературы?

Путь учителя русского языка и литературы - это путь, полный терний. Словесник единственный отвечает за два экзамена и за выпускное сочинение. Притом он первый, именно учитель русского языка, теряет часы, которые региональным властям угодно отобрать на изучение национальных языков и литератур. Язык - это идеология, вы должны это знать.

Вот один из выступающих, доктор филологических наук из провинциального вуза, говорит: «В средней школе Украины украинский язык - главный предмет, вокруг него выстраиваются все основные предметы. Учителей украинского языка побаиваются даже директора. У нас же - наоборот… » Сзади слышен бубнеж: «При чем здесь Украина? Зачем нам Украина? »

Да при том, дорогие друзья, что язык - это см. выше. Все слова про то, что учителя русского языка и литературы - это подвижники, которые своей самоотверженной деятельностью скрепляют огромное пространство и т. д., - это стремительно пустеющая оболочка выеденного яйца, если нет однозначной государственной поддержки.

И когда профессор кафедры русского языка Северо-Кавказского федерального университета говорит о «приоритете местной этнической идентичности над общероссийской» и, в связи с этим, об угрозах русскому языку в регионе - это, вообще-то, и есть важнейшая проблема, тот самый «стратегический приоритет», для которого все мы здесь сегодня собрались.

Где же чиновное начальство? Услышало ли оно, по крайней мере? Начальство на этой секции отсутствовало. Можно надеяться, что оно все знает внутри себя, и ему нет нужды слушать расстроенных гуманитариев, но после того, как мы прохлопали Украину, трудно верить, что это знание переходит в решения.

В действительности реакция начальства - это реакция модератора на выступление Татьяны Млечко, председателя Молдавского общества преподавателей русского языка и литературы, ректора Славянского университета Молдовы (почему не Молдавии, кстати? Нам предложили привести свой русский язык в соответствие с чужой традицией, а мы ведь, как всегда, никого не хотим обижать).

На сетования Татьяны Петровны, что молдавская власть преподаванию русского языка нимало не помогает, а только старается мешать, и что преподаватели русского языка из России к ним не приезжают, так что приходится обходиться собственными кадрами, - на это сообщение (согласитесь, тоже стратегически важное) было сказано, что Россия будет помогать. Конечно, в рамках существующего молдавского законодательства.

Что чужое законодательство можно менять, что на него можно, в конце концов, влиять - обо всем этом российская власть не думает. Не знает и того, в какую сторону влиять, чего вообще хотим добиться. Слабость воли, слабость цели.

Бесконечные разговоры про «многонациональное государство» и про то, что русский язык надо защищать так, чтобы он… способствовал развитию местных национальных языков - да, я цитирую одного из организаторов съезда, президента Российской академии образования Л. А. Вербицкую.

Собирая со всей страны специалистов-русистов, практически не решаемся сделать шаг без книксенов-извинений «ах, мы тут решили поговорить за русский язык, но вы, пожалуйста, не подумайте, что мы на минуточку забыли про нашу феноменальную, изумительную многонациональность, многокультурность и что надо развивать все языки России…».

Ну и чем это должно закончиться?

Единственный герой, которому дозволено выступать в залоге силы и целеполагания, а не девичьего смущения и повсеместного подстилания соломы, это… президент России Владимир Владимирович Путин. Как видно, он сам себе дозволил.

И он сказал на пленарном заседании все верные слова: и что «речь идет о сохранении - ни больше ни меньше - национальной идентичности», и что «роль русского языка в том, чтобы составлять единую российскую нацию, быть языком межнационального общения», и даже про такую частность, что вообще-то съезд был призван в том числе «объединить учителей и родителей» (чего не случилось и, с такой организацией, не могло).

Под конец речи президент воодушевился до того, что заявил: ОРС должно определять государственную культурную политику. Кажется, большего и желать не надо.

Вот только это уже объявлялось с высокой трибуны при рождении сего славного общества, и я тихо загрустила, вспомнив, как накануне на секции, посвященной стратегической приоритетности русской словесности, говорилось, что мы влиять на государственную политику никак не можем, а можем только интеллигентно рекомендовать, самым блеклым и суконным образом записывать рекомендации в бумагу-резолюцию и надеяться, что хоть кто-то ее прочитает.

Last week I pointed out that art and propaganda

are never quite separable, and that what are supposed

to be purely aesthetic judgements are

always corrupted to some extent by moral

or political or religious loyalties.

На прошлой неделе я заметил, что искус­ство и пропаганда неразделимы, и то, что обычно считает­ся чисто эстетиче­ским суждением, всегда в какой-то мере подпорчено моральным, полити­ческим или религи­озным предубеж­дением.

Джордж Оруэлл. «Толстой и Шекспир».

§1. Постановка вопроса и определение понятий

Прежде всего определим понятия идеологии, менталитета и их соотно­шение с культурой.

Идеология - система идей и взглядов: политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических, в которых осознается и оп­ределяется отношение людей к действительности, выражаются инте­ресы социальных групп (И).

Идеология - система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, полити­ческих взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология явля­ется отражением общественного бытия в сознании людей и, раз воз­никнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (СИ).

Идеология - система взглядов, идей, характеризующих какую-ни­будь социальную группу, класс, политическую партию, общество (О. и Ш.).

Английские словари определяют идеологию, а вернее то, что обо­значено словом ideology , следующим образом:

Ideology 1 - manner of thinking, ideas, characteristic of a person,

group, act as forming the basis of an economic or political system: bourgeois, Marxist and totalitarian ideologies (ALDCE).

Идеология 1 - образ мысли, идеи, характеристика человека, группы людей и т. д., образующие основу экономической или политической системы: буржуазная, марксистская и тоталитарная идеологии.

Ideology. An ideology is a set of beliefs, especially the political beliefs

on which people, parties, or countries base their actions (CCEED).

Идеология. Набор верований, преимущественно политических убеж­дений, которые лежат в основе действий народа, партии или страны.

Ideology - sometimes derog. a set of ideas, esp. one on which a political

or economic system is based: Marxist ideology | the free market ideology of the extreme right (DELC).

Идеология - иногда пренебр. набор идей, особенно такой, на котором основываются какие-то экономические или политические системы: Марксистская идеология, идеология свободного рынка крайних правых.

Ideology. Science of ideas; visionary speculation; manner of thinking characteristic of a class or indi­vidual, ideas at the basis of some economic or political theory or system, as Fascist, Nazi ~ (COD).

Идеология. Наука об идеях; умозрительные размышления; образ мышления класса или индивида; идеи, лежащие в основе экономиче­ской или политической теории или системы, например, фашистская, нацистская И.

Определения идеологии и ideology сходятся на том, что это некий набор (set), система идей и/или верований (beliefs). Далее определе­ния расходятся. Все английские концентрируют внимание на том, что этот набор идей лежит в основе политических и экономических теорий или систем. Иногда уточняется, что этот набор идей характерен для партий, народа, страны, группы и даже одного человека (a person, an individual).

Русские определения также говорят, хотя и довольно расплывчато, о неких «социальных группах», которые выражают свои интересы че­рез идеологию, но не упоминают ни политическую, ни экономическую системы, базирующиеся на идеологии и определяющие ею свою дея­тельность. Вместо этого акцент делается на отражении этой системы идей в разных формах общественного сознания.

Заслуживающим внимания моментом является некоторая негатив­ная окраска слова ideology : LDCE прямо указывает на это пометой «sometimes derog.» (то есть derogatory "пренебрежительный"). COD при­водит только негативные примеры фашистской и нацистской идеоло­гии. В английском языке и менталитете и марксистская идеология не вполне позитивна. Русское слово идеология - это общественно-поли­тический термин, оно вполне нейтрально и не имеет негативных стили­стических коннотаций.

Соотношение понятий «культура» и «идеология» более или менее ясно из определений. Идеология - явление авторское, то есть у нее имеются авторы или даже автор и, соответственно, «дата рождения». Этот последний аспект отражен в определении идеологии в «Современ­ном словаре иностранных слов» (СИ) деепричастным оборотом «раз воз­никнув». Культура выработана всем этносом, всем народом в течение продолжительного времени, это величина гораздо более постоянная, чем идеология.

С. С. Аверинцев в своем докладе в Московском государственном лин­гвистическом университете 16 апреля 1999 года привел следующий пример соотношения культуры и идеологии: «Древний Рим, завоевав Грецию, навязал ей свою идеологию, но культура Греции была настоль­ко сильнее римской, что она покорила римлян. Плененная Греция взя­ла в плен дикого победителя». Этим примером Аверинцев проиллюст­рировал мысль о том, что «нельзя сказать, что одна культура выше или лучше другой, но можно сказать, что она прагматически сильнее и кон­курентоспособнее».

Яркий пример, иллюстрирующий различие между культурой и идео­логией, представляет собой опыт современной России. Действительно, на наших глазах кардинально и молниеносно изменилась идеология (а с ней и идеологические науки): идеология капитализма легла в основу

политической и экономической систем, в полном соответствии с опре­делением слова ideology , придя на смену идеологии социализма (и в идеологических науках также).

Что же касается русской культуры, то, несмотря на некоторые, пусть существенные, новые влияния (интенсивное проникновение западной массовой культуры и т. п.), нельзя сказать, что она радикально и мгно­венно изменилась. Слава Богу, в своей основе русская культура, так же как и русский национальный характер, осталась прежней. Она развива­ется достаточно медленно и меняется достаточно неохотно.

Понятие менталитета включает в себя «склад ума, мироощущение, мировосприятие, психологию» (СИ). Иными словами, менталитет - это мыслительная и духовная настроенность как отдельного человека, так и общества в целом.

Mentality. The being mental or in or of the mind; (degree of) intellectual

power; (loosely) mind, disposition, character (COD).

Менталитет. Способность находиться в разуме, быть в своем уме; (уровень) интеллектуальных возможностей; (в широком смысле) склад ума, настроение, характер.

Идеология и менталитет соот­носятся с культурой как часть с целым, то есть культура в широком эт­нографическом смысле слова (именно такое толкование используется в этой книге) включает в себя и идеологию, и менталитет. Язык и идео­логия взаимодействуют друг с другом: идеология оказывает большое влияние на язык, но и язык влияет на идеологию.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Место лингвистики в системе современного научного знания. Связь языкознания с другими науками. Предмет социолингвистики. Важнейшие ученые социолингвистики. Роль социальных факторов в возникновении, развитии языка. Язык и политика, идеология, культура.

    презентация , добавлен 16.01.2017

    История возникновения, сущность и функции публицистического стиля, а также анализ его взаимосвязи с другими стилями русского языка. Общая характеристика специфических черт языка публицистики, особенности их функционирования в публицистическом стиле.

    контрольная работа , добавлен 08.09.2010

    Язык как полифункциональная система, имеющая дело с созданием, хранением и передачей информации. Характеристика главных функций языка как знаковой системы. Основные компоненты языка, грани языкового знака. Язык как система знаков и способов их соединения.

    контрольная работа , добавлен 16.02.2015

    Язык как знаковая система, объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих единство. Единицы, уровни и разделы языка; вопрос о функциях языка в связи с проблемой его происхождения. Условия функционирования книжной и разговорной речи.

    реферат , добавлен 08.08.2010

    Литературная и нелитературная формы русского языка. Культура речи и литературный язык. Нелитературный язык - понятие и роль в общении. Характеристика нелитературного языка: основные элементы и особенности. Диалекты и просторечия.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2003

    Русский язык в современном обществе. Происхождение и развитие русского языка. Отличительные особенности русского языка. Упорядочение языковых явлений в единый свод правил. Главные проблемы функционирования русского языка и поддержки русской культуры.

    реферат , добавлен 09.04.2015

    Язык, как стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных звуковых знаков, предназначенная для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире. Соотношение языка и мышления.

    реферат , добавлен 12.07.2011

    Слово как одна из основных единиц языка, его роль и специфика взаимодействия друг с другом. Анализ различных связей между словами. Понятие лексикологии как науки о словарном составе языка, особенности ее разделов: семасиологии, этимологии, лексикографии.

      Любой язык – это код, который программирует сознание на определённые образы. Для нормального развития сознания необходимо понимать, что мы говорим. Вытеснение исконных русских слов иностранными приводит к отсутствию понимания основополагающих вещей. В качестве примера – на одном из последних шоу Соловьёва дискутировали Куликов и Станкевич. Куликов столкнулся с большими трудностями, пытаясь перевести на русский язык понятие идеология, в конце концов предложив термин «мировоззрение». Но данные два понятия не равны. Идеология — это как мы собираемся жить, и ради чего мы собираемся жить. Как мы собираемся жить — это нормы поведения, основанные на нашей системе ценностей (закладывается воспитанием), то есть нравственность. Ради чего мы собираемся жить — это наши жизненные цели, смысл нашего существования. Вместо поиска загадочной идеологии необходимо определиться с нравственными нормами и смыслом нашей жизни. Нельзя уповать на одни лишь законы. Они написаны на уровне морали (мор – смерть, алл — всего) и призваны ограничивать оступившихся людей. Человек устроен достаточно сложно и не может управляться одними лишь законами, деньгами и страстями низкого пошиба. Общество в целом должно руководствоваться нравственностью (нрав — норма поведения, принятая в данной местности, в данном сообществе). Нравственность записанная в законах выглядит нелепо (например некоторые американские законы местного действия). Однако нравственность есть величина переменная, и её можно поднять до уровня взаимопомощи, взаимовыручки, милосердия и сострадания, а можно опустить до уровня морали. За пределами морали нет общества, поскольку невозможно ни о чём договориться. Сегодня на нравственность влияют различные модные веяния (западного образца), телевидение, искусство, так называемые либеральные ценности, основанные на низменном себялюбии, отрицающие само общество. Чтобы побороть это массированное пагубное влияние необходим серьёзный подход, включающий в себя восстановление систем воспитания, просвещения и образования, основанных на наших ценностях. Необходимо утвердить главенство духовного над материальным, поскольку в области духовного и лежит смысл нашего существования. Духовность состоит из таких понятий как: совесть, честь, святость, достоинство, мудрость, милосердие, доблесть, доброта, благость, правда, любовь к родине, к родителям, к детям – наши образы, которые специально вымываются из нашего сознания.

      Кроме того, нам представляется правильным при возможности стараться заменять заимствованные слова исконными, например: идея – мысль, психика – душа, эмоции – волнения, коррупция – продажность, этика – нравственность, эгоизм – себялюбие,..

      Вместе с потерей своих понятий мы утрачиваем и способность различать, а значит и понимать. Остаётся уповать на чувства, а их легче обмануть, чем сознание. Когда чувства обмануты, человек скатывается на природные побуждения (инстинкты), а это уже уровень морали, последний оплот общества.

      Каждое общество должно быть управляемо самими его членами. Если общий уровень сознания низок, то оно управляется моралью (с точки зрения морали прописаны законы). При более высоком уровне сознания оно управляется нравственностью (то есть работает общественное осуждение). На ещё более высоком этапе общество может быть поднято до самоуправления на основе мудрости (собранного житейского опыта, направленного на благо всех). Это возможно только при наличии развитого сознания опирающегося на совесть, иначе собранный опыт будет направлен исключительно на собственную выгоду.

      Вернёмся к началу. В нашей стране долгое время отсутствует идеология, и до сих пор нас убеждают в том, что она не нужна. Но стоит только перевести иностранное слово в наши образы, как все встает на свои места. Ни один здравомыслящий человек не захочет прожить бессмысленную жизнь в безнравственном обществе.

    Last week I pointed out that art and propaganda are never quite separable, and that what are supposed to be purely aesthetic judgements are always corrupted to some extent by moral or political or religious loyalties.

    На прошлой неделе я заметил, что искусство и пропаганда неразделимы, и то, что обычно считается чисто эстетическим суждением, всегда в какой-то мере подпорчено моральным, политическим или религиозным предубеждением.

    Джордж Оруэлл. «Толстой и Шекспир».

    Прежде всего определим понятия идеологии, менталитета и их соотношение с культурой.

    Идеология — система идей и взглядов: политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических, в которых осознается и определяется отношение людей к действительности, выражаются интересы социальных групп (И).

    Идеология — система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (СИ).

    Идеология — система взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, класс, политическую партию, общество (О. и Ш.).

    Английские словари определяют идеологию, а вернее то, что обозначено словом ideology, следующим образом:

    Ideology 1 — manner of thinking, ideas, characteristic of a person, group, act as forming the basis of an economic or political system: bourgeois, Marxist and totalitarian ideologies (ALDCE).

    Идеология 1 — образ мысли, идеи, характеристика человека, группы людей и т. д., образующие основу экономической или политической системы: буржуазная, марксистская и тоталитарная идеологии.

    Ideology . An ideology is a set of beliefs, especially the political beliefs on which people, parties, or countries base their actions (CCEED).

    Идеология. Набор верований, преимущественно политических убеждений, которые лежат в основе действий народа, партии или страны.

    Ideology — sometimes derog. a set of ideas, esp. one on which a political or economic system is based: Marxist ideology | the free market ideology of the extreme right (DELC).

    Идеология — иногда пренебр. набор идей, особенно такой, на котором основываются какие-то экономические или политические системы: Марксистская идеология, идеология свободного рынка крайних правых.

    Ideology. Science of ideas; visionary speculation; manner of thinking characteristic of a class or individual, ideas at the basis of some economic or political theory or system, as Fascist, Nazi ~ (COD).

    Идеология . Наука об идеях; умозрительные размышления; образ мышления класса или индивида; идеи, лежащие в основе экономической или политической теории или системы, например, фашистская, нацистская И.

    Определения идеологии и ideology сходятся на том, что это некий набор (set), система идей и/или верований (beliefs). Далее определения расходятся. Все английские концентрируют внимание на том, что этот набор идей лежит в основе политических и экономических теорий или систем. Иногда уточняется, что этот набор идей характерен для партий, народа, страны, группы и даже одного человека (a person, an individual).

    Русские определения также говорят, хотя и довольно расплывчато, о неких «социальных группах», которые выражают свои интересы через идеологию, но не упоминают ни политическую, ни экономическую системы, базирующиеся на идеологии и определяющие ею свою деятельность. Вместо этого акцент делается на отражении этой системы идей в разных формах общественного сознания.

    Заслуживающим внимания моментом является некоторая негативная окраска слова ideology: LDCE прямо указывает на это пометой «sometimes derog.» (то есть derogatory `пренебрежительный`). COD приводит только негативные примеры фашистской и нацистской идеологии. В английском языке и менталитете и марксистская идеология не вполне позитивна. Русское слово идеология — это общественно-политический термин, оно вполне нейтрально и не имеет негативных стилистических коннотаций.

    Соотношение понятий «культура» и «идеология» более или менее ясно из определений. Идеология — явление авторское, то есть у нее имеются авторы или даже автор и, соответственно, «дата рождения». Этот последний аспект отражен в определении идеологии в «Современном словаре иностранных слов» (СИ) деепричастным оборотом «раз возникнув». Культура выработана всем этносом, всем народом в течение продолжительного времени, это величина гораздо более постоянная, чем идеология.

    С. С. Аверинцев в своем докладе в Московском государственном лингвистическом университете 16 апреля 1999 года привел следующий пример соотношения культуры и идеологии: «Древний Рим, завоевав Грецию, навязал ей свою идеологию, но культура Греции была настолько сильнее римской, что она покорила римлян. Плененная Греция взяла в плен дикого победителя». Этим примером Аверинцев проиллюстрировал мысль о том, что «нельзя сказать, что одна культура выше или лучше другой, но можно сказать, что она прагматически сильнее и конкурентоспособнее».

    Яркий пример, иллюстрирующий различие между культурой и идеологией, представляет собой опыт современной России. Действительно, на наших глазах кардинально и молниеносно изменилась идеология (а с ней и идеологические науки): идеология капитализма легла в основу политической и экономической систем, в полном соответствии с определением слова ideology, придя на смену идеологии социализма (и в идеологических науках также).

    Что же касается русской культуры, то, несмотря на некоторые, пусть существенные, новые влияния (интенсивное проникновение западной массовой культуры и т. п.), нельзя сказать, что она радикально и мгновенно изменилась. Слава Богу, в своей основе русская культура, так же как и русский национальный характер, осталась прежней. Она развивается достаточно медленно и меняется достаточно неохотно.

    Понятие менталитета включает в себя «склад ума, мироощущение, мировосприятие, психологию» (СИ). Иными словами, менталитет — это мыслительная и духовная настроенность как отдельного человека, так и общества в целом.

    Mentality . The being mental or in or of the mind; (degree of) intellectual power; (loosely) mind, disposition, character (COD).

    Менталитет . Способность находиться в разуме, быть в своем уме; (уровень) интеллектуальных возможностей; (в широком смысле) склад ума, настроение, характер.

    Идеология и менталитет соотносятся с культурой как часть с целым, то есть культура в широком этнографическом смысле слова (именно такое толкование используется в этой книге) включает в себя и идеологию, и менталитет. Язык и идеология взаимодействуют друг с другом: идеология оказывает большое влияние на язык, но и язык влияет на идеологию.

    Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация - М., 2000 г.