Проект на тему школа в доу. Краткосрочный познавательный проект «Скоро в школу» в подготовительной группе. Что мы хотим узнать

Вид, тип проекта: информационно-практико-ориентированный, творческий.

Цель проекта: подготовка детей и их родителей к школьному обучению.

Сроки проведения: 2012-2013 учебный год.

Количество участников проекта (взрослые, дети): учитель-логопед, воспитатель логопедической группы, дети (23 ребенка).

Возраст детей: 5,5-6,5 лет.

Ожидаемые результаты (продукт проекта: сформированность знаний о школьном обучении, стойкость познавательного интереса к обучению, творческие работы детей, информированность родителей, психологическая готовность к школе (как детей, так и их родителей).

Планируемые мероприятия проекта

Наименование мероприятия Дата проведения Ответственный
1. Сообщение темы проекта на установочном педагогическом совете, родителям и детям Сентябрь

Учитель-логопед

Воспитатель

2. Диагностика детей (педагогическая, логопедическая).

Анкетирование родителей “Готов ли Ваш ребенок к школе?”

Сентябрь Учитель-логопед

Воспитатель

3. Составление детьми рассказов по теме: “Что такое школа?”. Октябрь Учитель-логопед

Воспитатель

4. Рисование по теме “Моя школа” Ноябрь Воспитатель
5. Сочинение сказки по теме “Жила была буква”. Анализ сказок. Декабрь Учитель-логопед

Воспитатель

Консультирование родителей по темам:

“Психологическая готовность ребенка к школе”, “Что должен знать и уметь ребенок, поступающий в 1-й класс”

Февраль-март Учитель-логопед

Воспитатель

Психолог

7. Родительское собрание на тему: “Здоровый образ жизни – залог успешного обучения в школе” февраль Учитель-логопед

Воспитатель

Инструктор по ФИЗО

Старший воспитатель

8. Оформление книжечки: “Я готовлюсь к школе” В течение года Учитель-логопед

Воспитатель

9. Сравнительная диагностика уровня развития детей, их знаний о школе.

Итоговое родительское собрание.

“Выпускной бал”

Май Учитель-логопед

Воспитатель

Школа – это новая ступенька в жизни каждого ребенка и его семьи. Ребенок превращается в школьника. Но готовы ли дети к этим переменам? Готовы ли родители? Ведь подготовка ребенка к школе не должна сводиться к тому, что ребенка учат читать и писать. Подготовка к школе – это комплексное воздействие на интеллектуальный и психологический статус ребенка. Ало научит правильно держать ручку, ровно сидеть, складывать руки на столе “полочкой”, необходимо стимулировать познавательный интерес.

По данным Министерства образования Российской Федерации, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35% обнаруживают очевидные расстройства нервно-психической сферы еще в средней группе детского сада. Число учащихся, начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 3 раза, достигнув 30% и более.

Поступление в школу серьезный этап в жизни каждого ребенка. Не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Эти трудности носят как психологический, так и соматический характер. Нелегко приходится и родителям.

Основной задачей подготовки детей к школе, является повышение уровня психического развития ребенка: интеллектуального, эмоционального и социального. Немаловажным является и тесное сотрудничество с родителями для предупреждения возможных проблем.

Учитывая все вышеперечисленные факторы, нами был выбран проект на тему: “Скоро в школу мы пойдем”.

Цель проекта: подготовить к школе наших детей подготовительной группы.

  • определить уровень готовности детей к школе;
  • создать детям возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;
  • обеспечить охрану и укрепление здоровья детей;
  • скорректировать (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
  • стимулировать и обогащать развитие во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
  • провести консультации родителей по волнующим проблемам.

Трансляцию своих достижений планировали реализовывать среди педагогов ДОУ, на городских методических объединениях, в электронных СМИ.

Ожидаемые результаты: психологическая и социальная готовность детей к школе, развитость познавательной деятельности, развитость школьно-значимых психофизиологических функций.

В начале проектной деятельности мы провели педагогическую диагностику уровня развития детей, которая показала, что у 40% дошкольников низкий уровень развития познавательной деятельности, высших психических функций, коммуникативных навыков; 28% - низкий уровень, 58% - средний уровень, 14% - высокий уровень.

Параллельно мы проводили анкетирование родителей с целью: выявить представления родителей об уровне готовности их детей к школьному обучению. Родителям предлагалось оценить своего ребенка по следующим параметрам: Умеет ли Ваш ребенок себя вести в общественных местах? Можно ли сказать, что ваш ребенок является крепким, выносливым, способен ли он справляться со школьными нагрузками? Нормально ли развиты зрение, слух? Хорошо ли развитии у него рука? Хочет ли Ваш ребенок ходить в школу? Считаете ли Вы его хорошо подготовленным к школе? и т.п. Варианты ответов: (да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да, нет).

Анализ полученных данных показал, что все родители уверены в том, что дети готовы к школе и имеют показатели, соответствующие возрастной норме. 18% родителей оценили готовность своих детей не объективно, завысив показатели (“Мой ребенок все знает и все умеет” (причем в это количество входят мнения родителей слабых детей); 13% отнеслись к своим детям слишком критично, занизив знания и умения своих детей. Результаты нашей диагностики показали – все дошкольники нашей группы готовы к школьному обучению, но 30% из них, предрасположены к испытанию трудностей в период школьной адаптации.

Параллельно с опросом родителей нами были опрошены дети по теме: “Что такое школа?”. Первый опрос производился в октябре-ноябре.

Дошкольники составляли рассказы о школе. Опрос показал, что почти все дети группы имеют правильные представления о школе: их интересует не школьная атрибутика, а возможность узнавать новое, интересное и то, что в школе можно приобрести новых друзей. Большинство детей хотят учиться, уверены, что будут учиться хорошо. Однако, 18% не заинтересованы в школьном обучении, им больше нравится играть на переменах с друзьями и даже согласны получать “двойки”, потому что: “Двойки – это классно! Школа – это плохо!”.

Приведем некоторые примеры рассказов.

Школа нужна для того, чтобы учиться. Например, учиться писать непонятные слова.

Если не будешь учиться, то не будешь богатым, будешь жить в мусоре, как бомжи.

Мне в школе нравится, когда мы занимаемся на компьютере – на аппарате с экраном.

Самое сложное в школе для меня – ничегонеделание. Я не люблю сидеть без дела. И еще не люблю писать. А учиться я буду хорошо.

Азгалдян Эдгар 6,11 лет

Школа – это такое здание, где учатся. Не нравятся перемены, не нравится гулять, потому что я не прогульщик.

Я люблю учиться. Нравятся уроки. Нравится выходить к доске.

Я с удовольствием, рад. Уже ничего не знаю. Все знать невозможно. Я не Знайка.

Борисов Андрей 6,5 лет

Школа – это учат детей рисовать буквы. Еще надо ходить, учиться надо, еще очень нравится в школе: там очень красиво. Там хорошо подготавливают детей. В школе интересно. Отлично там. Буду учиться хорошо и отлично, чтобы меня хвалили на пятерки.

Буханцев Никита 6,10 лет

Школа – это где дети учатся, а еще они там физкультурой занимаются. И еще там есть перемены, а после перемены дети опять идут учиться.. В школе учительница ругается и смотрит, чтобы никто не заснул и не отвлекался.

В школе нельзя на уроках есть, пить, еще баловаться нельзя, еще нельзя опаздывать.

Мой любимый предмет – это учиться прыгать через скакалку. А самое сложное – чтобы не отвлекаться от других детей.

Когда я вырасту, то буду учиться на отлично и буду доктором или химиком.

Быков Леонтий 6,5 лет

Школа нужна, чтобы было много друзей. Школа нужна для того, чтобы много знать и потом на работе работать хорошо.

В школе надо сидеть смирно, а на перемене надо ходить, а бегать запрещено.

В школе мне нравится, как мы ручкой пишем и занимаемся в книжке “Шаг за шагом”.

В школе, когда нам задают стихи, мне бывает трудно. Еще мне в школе нравится математика, потому что я знаю, сколько будет 1000+500=1500

Коваленко Кирилл 6 лет

Школа – это куда ходят дети, чтобы учиться. Чтобы они возрастали и учились на 5-ки.

В школе учат географии, русскому.

Мой брат ходит в школу.

В школе мне нравится играть на верхнем этаже переменах с подружками, а учиться мне не нравится.

Школа – это, где учатся и где слушают учителя, задают вопросы, запоминают. Мне не нравится в школе, потому что долго надо учиться, до вечера. Буду учиться на двойки, потому что люблю двойки. Двойки – это здорово! Школа – это плохо!

Королев Саша 6,2 лет

Сравнительный анализ опроса детей о школе, проведенный в апреле, показал, что уровень сформированности представлений детей о школе расширился, а также, почти у всех детей сформировались необходимые учебные навыки и стойкий познавательный интерес. Исключение составили 13 % .

Карта анализа знаний детей о школе

Вопрос Ответ
Хотите ли вы идти в школу? 96% - да, за знаниями, найти новых друзей.

4% - нет, не хочу, там надо учиться и нельзя играть.

Как вы думаете, в школе будет интересно? 96% - да, узнаю много нового. Там учительница много интересного рассказывает.

2% - ничего нового не хочу узнавать.

Вы готовы идти в школу? Как готовитесь к школе? 92% - готовы. Читаем, пишем, узнаем много нового.

8% - не хотим.

Чему учат в школе? Кто учит? Какие оценки ставят в школе? 100% - учат читать, писать, рисовать и т.п. Учит учительница.
В какое время года дети идут в школу? 84% - осенью

16% - летом

Какие принадлежности нужны в школе? 100% - тетради, пеналы, ручки, учебники и т.п.
Как вы думаете, где лучше учиться: дома с мамой и бабушкой или в школе с учителем? 84% - в школе с учителем

16% - лучше быть дома с мамой, лень учиться.

Среди различных видов работы нашей проектной деятельности, одной из продуктивных явилось – создание книжечек: “Скоро в школу мы пойдем”. Дети совместно с педагогами (воспитателями и логопедом) создали творческие книжки, в которых была организована и спланирована работа, направленная на подготовку детей к школе. Дети писали буквы и слова, цифры, решали примеры, разгадывали ребусы, писали графические диктанты, отгадывали слова по первым буквам картинок и т.д.

Эти пособия позволили детям в интересной и занимательной форме овладевать навыками родного языка, элементами математических знаний и представлений, смогли зажечь в детях огонек любознательности, творческого мышления, воображения и фантазии.

Еще одним интересным этапом нашей проектной деятельности были творческие работы детей: сочинение и иллюстрирование сказки “Жила была буква”. Детям и их родителям было дано задание сочинить сказку о букве и нарисовать к этой сказке картинки. Многие семьи подошли творчески к этому заданию: многие сказки получились с интересным сюжетом, некоторые родители помогли детям придумать как можно больше слов, начинающихся с выбранной для сказки буквы, у некоторых дошкольников получились очень яркие рисунки (буквы в шляпках, сапожках, с кольцами и зонтиками). В рассказах буквы путешествовали на море, готовились идти в школу, превращались в сладкоежек, катались с другими буквами на санках и т.п.

В течение проектной деятельности нами проводились стендовые консультации родителей по темам: “Готовим будущего первоклассника”, “Подготовка детей к школе”, “Личностная и психоэмоциональная готовность ребенка к школе”, “Интеллектуальная готовность ребенка к школе”, “Режим будущего первоклассника”. “О нашем здоровье”.

Эти же вопросы обсуждались на итоговом родительском собрании с целью: оказать теоретическую и практическую помощь при организации общения в семье будущего первоклассника.

В течение всего учебного года мы насыщали учебный материал разнообразными творческими заданиями.

Ярким итогом нашего проекта явился “Выпускной бал”, в подготовке которого принимали участие: музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитатели группы, родители и дети.

Подводя итоги нашей работы, можно сделать следующие выводы: показатели учебной мотивации, познавательной деятельности детей, развитость их психоэмоциональных функций значительно повысились.

Подготовка детей к школе строится на основе преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями непрерывного образования. Необходимость изменения системы образования дошкольников в настоящее время не подвергается сомнению. Уже провозглашены основные идеи обновления содержания дошкольного воспитания, право воспитателя на творчество. И если мы, в ходе своего проекта смогли разнообразить обучение дошкольников, создать условия для самореализации ребенка творчески развитого, инициативного, с высоким уровнем развития познавательных способностей, можно говорить об успешности нашего проекта.

Елена Сивак
Проект «Скоро в школу»

Актуальность проекта

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема личностной готовности к школе . Одним из основных компонентов психологической готовности к школе является мотивационная готовность к школе . Мотивационная готовность к школе является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе . Мотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность ребенка в знаниях, умениях, а также стремление к совершенствованию. Проведение специальной работы по развитию мотивационной готовности к школе , позволит преодолеть имеющиеся в ней недостатки, и будет способствовать повышению уровню личностной готовности к школе .

Задачи проекта :

1. Изучить психолого–педагогическую литературу по проблеме личностной готовности к школе .

2. Определить у детей старшего дошкольного возраста уровень сформированности личностной готовности к школе .

3. Формирование мотивационной готовности к школе у старших дошкольников посредством проектной деятельности .

4. Помочь родителям устранить недопонимание мотивационной сферы ребенка через совместную, игровую творческую и познавательную деятельность;

Тип проекта :

Познавательный;

Практико-ориентированный.

Сроки реализации проекта – краткосрочный .

Участники проекта – испытуемые дошкольники (6-7 лет, родители.

Ожидаемые результаты проекта :

Ребенок :

Углубление знаний детей о школе ;

Повышение уровня личностной готовности детей к обучению в школе ;

Формирование волевого и мотивационного компонента будущего школьника ;

Формирование системы отношений дошкольника (к себе, взрослым, школе ) ;

Овладение установленными нормами и правилами поведения в школе .

Родитель :

Повышение педагогическая компетентность родителей по вопросам развития мотивационной готовности у дошкольников .

Информационно–познавательная работа с родителями положительно вдияет на подготовку старших дошкольников к школе .

Методологической основой проекта являлись :

Исследования психологической готовности к школе (Гуткина Н. И., Венгер Л. А., Божович Л. И.)

Исследование мотивов (Лисина М. И., Запорожец А. В., Кравцова Е. Е.)

Механизм реализации проекта :

Работа над проектом проводится в несколько этапов по образовательным областям в соответствии с ФГОС :

Социально коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Этапы реализации проекта :

1 этап. Подготовительный

Изучение педагогического опыта по данному проекту .

Составление паспорта проекта .

Подбор детской художественной литературы для чтения детям.

Изготовление дидактических игр.

Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.

Подбор игрушек, атрибутов для игровой деятельности по школьной тематике .

Проведение опроса детей для выявления уровня сформированности мотивационной готовности к школе у дошкольников . С этой целью применялись методики Н. И. Гуткиной, М. Р Гинзбурга, Л. И. Нежновой. (описание методик см. в приложениях)

2 этап. Основной.

Реализовать мероприятия по формированию мотивов как компонента личностной готовности к обучению детей в школе .

3 этап. Аналитический.

Представить результаты и итоги проекта общественности .

Обобщить и распространить опыт работы по проекту .

Формы организации деятельности по проекту :

1. Ознакомление с художественной литературой.

Чтение стихотворения С. Михалкова «Сашина каша»

Цель : формировать у детей понимание того, что на уроке нужно говорить четко, внятно, громко.

Чтение произведения Л. Н. Толстого «Филлипок» .

Заучивание отрывка стихотворения «В школу » А. Барто

Сказкотерапия «Лесная школа » :

Сказка «Создание лесной школы »

Сказка «Букет для учителя»

Сказка «Смешные страхи»

Сказка «Игры в школе »

Сказка «Школьные правила »

2. Игровая деятельность.

Игра «Школа для животных »

Цель : снятие страха перед школой , ускорение адаптации к школе .

Игра «Урок рисования»

Цель : выявить отношение ребенка к школе .

Игра «Иголка и нитка»

Цель : вызвать здоровое эмоциональное возбуждение.

Игра «школьные принадлежности »

Цель : познакомить детей со школьными принадлежностями .

Сюжетно-ролевая игра «Школа »

Цель : с помощью проблемных игровых ситуаций закрепить знания детей о правилах поведения детей в школе .

Игра – инсценировка «Запомни правила»

Цель : закрепить знания детей о поведении на уроке.

3. Познавательная деятельность

Отгадывание загадок о школьных принадлежностях .

НОД «Знакомство с букварем»

Цель : сформировать у детей устойчивый интерес к школе .

Целевая прогулка в школу .

Цель : обогатить знания детей о школе .

Встреча с учителем в детском саду.

Цель : сформировать положительное отношение к учителю.

Беседа «Ознакомление детей с обязанностями учащихся»

Цель : познакомить детей с обязанностями школьников .

4. Речевое развитие.

Составление рассказа «Воспоминание о школе » .

Игра «скажи со словом – школьный »

Составление рассказов «Чем я буду заниматься в школе »

5. Художественно-продуктивная деятельность.

Рисование «Я и школа »

Организация выставки «Наши мамы и папы – школьники »

Составление альбома «Первое сентября»

Выставка рисунков «Моя первая учительница»

6. Досуговая деятельность

Развлечение дошкольников совместно с учениками 1 класса

7. Работа с родителями.

Тематическая консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе » .

Консультация «Готов ли личность ребенка к школе

Памятка для родителей «Делайте – Не делайте»

Тематический родительский уголок «Детский сад – школа »

Изготовление совместно с детьми атрибутов к сюжетно ролевой игре «Школа »

Показатели эффективности деятельности по проекту :

Участники проекта имеют основные представления о школе и школьных принадлежностях ;

Эмоционально – положительное отношение детей к школе ;

Участники умеют устанавливать отношения со сверстниками и со взрослыми, подчиняться установленным нормам и правилам;

Обогащение предметно-развивающей среды атрибутами, играми на школьную тематику ;

Умение родителей применять полученные знания при подготовке ребенка к школе ;

Повышение уровня знаний о мотивационной готовности детей к школе .

Наличие специальных дидактических пособий для определения уровня сформированности мотивационной готовности к школе у дошкольников ;

Методы эффективности реализации проекта :

Анкетирование

Список использованной литературы :

Венгер Л. А., Эльконин Д. Б. «Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста» М. 1988г.

Гуткина Н. И «Психологическая готовность к школе » М. 1993г.

Гуткина Н. И. «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению » 1997г.

Лисина М. И., Кангелла Г. И. «Общение со взрослыми и психологическая готовность к школе » М. 1985

Кравцова Е. Е. «психологические проблемы готовности детей к школьному обучению » М. 1991

Венгер А. А. «Как дошкольник становиться школьником » Д,В 1995

Татьяна Каск

Тема проекта: «Скоро в школу»

Цель проекта: формирование представления о школе, воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.

Задачи проекта: познакомить детей со школой и профессией учителя;

создать предметно-развивающую среду для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры); развивать связную речь детей,обогащать и активизировать словарь;

способствовать взаимопониманию, дружелюбию, снятия чувства тревоги перед встречей со школой; повысить уровень родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки.

Тип проекта: познавательно-творческий

Участники проекта: дети подготовительной группы

Продолжительность : краткосрочный (1 неделя)

Основное направление проекта –информационное

Актуальность проекта: Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Ребёнок открывает для себя совершенно новый мир.

Прежде всего, это ответственность. В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь. Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению. Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ. Неслучайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями.

Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.

Продукт проектной деятельности : выставка рисунков, газета «Мы тоже были школьниками», игра, пакет рекомендаций для родителей.

Ожидаемый результат :формирование у детей мотивационной готовности к школе; повышение родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки, благоприятное течение адаптационного школьного периода.

Этапы работы над проектом.

Первый этап – организационный.

Подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов в непосредственно образовательной деятельности, бесед, консультаций для родителей, изготовление настольно-печатных игр). Создание предметно-развивающей среды школьной тематики.

Подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её.

Второй этап – практический.

Дни недели Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями

Образовательная деятельность в процессе организации различных

видов деятельности Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Понедельник Выставка иллюстративных книг школьной тематики и чтение произведения

М. А Понфилова «Лесная школа»

Цель: познакомить с творчеством М. А. Понфилова, учить понимать главную мысль литературного произведения, осмысливать характеры персонажей. Беседа «Будьте добры»

(вежливые слова в жизни будущего школьника)

Цель: приучать детей к самоконтролю своего поведения. Рассматривание иллюстративных книг.

Просмотр мультфильма «Козленок, который умел считать до 10»

Цель: формировать представления детей о важности умения считать. Помощь родителей в подборе мультфильмов и настольных игр о школе.

Вторник Виртуальная экскурсии в школу (использование ИКТ технологий) Беседа с детьми

«Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе»

Цель: создание положительных установок на школу. Просмотр мультфильма «Остров ошибок»

Цель: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе. Совместное с детьми чтение книг о школе дома.

Игра – соревнование

«Первоклассник»

Задачи: Закреплять знание детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе; воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность.

«Вечер загадок»

Загадывание загадок, чтение пословиц о школе.

Цель: учить детей отражать в свои впечатления в речи и рисовании.

Создание книжки «Сборник загадок»

Сюжетно – ролевая игра

Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.

Анкетирование для родителей

«Как вы готовите ребёнка к школе»

Четверг Оформление выставки детских рисунков «Что тебе понравилось в школе»

(на основе личных знаний)

Цель: отразить свои впечатления в рисунке, способность выработке желания учиться в школе. Рассматривание школьных принадлежностей.

Игра «Что лишнее?» (школьные принадлежности и другие предметы)

Цель: активизация словаря, классификация предметов, развитие речи. Просмотр мультфильма

«Наш друг Пиши-читай»

Цель: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе. Подготовка консультации для родителей

«Подготовка детей к школе»

«Советы для родителей, дети которых готовятся к школе

Пятница Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь.

Цель: расширять представления детей о школе. Беседа «Мы будущие школьники»

Цель: формирование установок на ответственное выполнение правил поведения школьников, освоенных в течение недели. Дидактические и настольно – печатные игры школьной тематики:

- «Слоговые домики»

- «Числовые домики»

- «Логический поезд»

- «Лёгкий счет» и т. д. Организация фото выставки «Мы тоже были школьниками»

(Фото родителей из школьной жизни)

Третий этап – обобщающий.

Презентация проекта.

Создание детьми сборника загадок.

Фото - выставка «Мы тоже были школьниками».

Оформление выставки рисунков «Скоро в школу».




подготовительная группа

Февраль-апрель

Проблема :

Внешняя мотивация к учёбе в школе.

Обоснование проблемы:

1. Недостаточность знаний родителей и детей об обучении в школе.

2. Небольшой уровень готовности детей к обучению в школе.

3. Незаконченный психологический портрет реального первоклассника.

Цель:

- Формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе.

Задачи:

1. Расширение знаний детей и родителей об обучении в школе.

2. Развитие у детей «школьной зрелости».

3. Формирование психологической готовности дошкольников к школе (Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально- волевая).

Выполнение проекта:

В начале проекта было проведено психологом обследование детей.

Форма обследования:

индивидуальная (кратковременная речевая и зрительная память, интуитивный речевой анализ – синтез, речевые антонимы, речевые классификации, речевые аналогии, произвольное владение речью) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

групповая (Тест Тулуз - Пьерона, Гештальт- тест Бендер) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

тест рисуночный «Я в школе!» (Е. И. Захарова) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

В ходе реализации проекта задачи решались в процессе:

1. Непосредственно образовательной деятельности с детьми.

2. Совместной деятельности ребенка с взрослыми.

3. Самостоятельной деятельности детей.

4 Интерактивной работы с родителями.

1. Непосредственно образовательная деятельность с детьми

  • Ознакомление с окружающим

«Экскурсия в общеобразовательную школу» (посещение музея, уроков, знакомство с учителями, просмотр презентаций, химических опытов) (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

«Что такое школа?»

«Школьные профессии»

  • Развитие речи

«Почему я хочу учиться в школе!» (монологический рассказ),

«Басни учат!»

«Каким будет мой первый день в школе?» (фантазийный рассказ)

  • Лепка

«Лепим буквы» (ПРИЛОЖЕНИЕ 30)

«Мы школьники!»

  • Рисование

«Я в школе!» (диагностическое, в начале и конце проекта) (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

«Кем я хочу быть!» (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

«Мой будущий портфель» (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

  • Социальный мир

«Кто такие первоклассники?»

«Скоро в школу!»

Цикл обучений «Начало мудрости» (анализ и заучивание пословиц)

(ПРИЛОЖЕНИЕ 7)

  • Математика

«Работа в тетради в клеточку», «Математическая тетрадь» (ПРИЛОЖЕНИЕ 8)

Математическая викторина (скороговорки и пословицы о цифрах,

замысловатые вопросы) (ПРИЛОЖЕНИЕ 9)

  • Цикл игровых занимательных занятий с мультпрезентациями в библиотеке (ПРИЛОЖЕНИЕ 10)
  • Познавательные занятия от Городского краеведческого музея «Солдатушки, бравы ребятушки!», «Лодка в чемодане!» (ПРИЛОЖЕНИЕ 11)

2. Совместная деятельность ребенка с взрослыми

  • Общение «Я в школе!», «Моя первая учительница!», «Каким я буду первоклассником?»
  • Беседа «Школьная форма», «Какие предметы помощники в школе?»,

«Я хочу играть!», «Правила поведения со сверстниками», «Школа прошлого и настоящего»

  • Ситуации ОБЖ «Телефоны помощи», «Я упал!», «Волшебные слова»
  • Создание «Семейных альбомов» совместно с родителями и вечера разговора по ним (ПРИЛОЖЕНИЕ 12)
  • Ручной труд

«Закладки для книг» (ПРИЛОЖЕНИЕ 13)

«Книжки – малышки» (ПРИЛОЖЕНИЕ 14)

«Тетради», «Стаканчики для карандашей» (оригами)

  • Чтение художественной литературы (ПРИЛОЖЕНИЕ 15)
  • Развивающие игры по обогащению словаря, грамматике, логике, развитию внимания и памяти (ПРИЛОЖЕНИЕ 16)
  • ММР «Составим цифры из счётных палочек», «Диктанты по клеточкам» (ПРИЛОЖЕНИЕ 17) , «Штриховка», «Тушевка», «Проволочные человечки»
  • Развлечения

«Встреча с ученицей школы» (ПРИЛОЖЕНИЕ 18)

«Просмотр мультфильмов на школьную тему» (ПРИЛОЖЕНИЕ 19)

«Мультимедийные презентации о школе» (ПРИЛОЖЕНИЕ 20)

Час загадок и ребусов о школе (ПРИЛОЖЕНИЕ 21)

  • Встречи с интересными людьми. (Поездка в пожарную часть посещение медицинского кабинета, прачки, встреча с военным - ветераном войны) (ПРИЛОЖЕНИЕ 22)
  • Подвижные игры «Кто скорее соберёт портфель?», «Игровая переменка»,

«Я спортсмен!», «Звучит сигнал! », «Найди!» (ПРИЛОЖЕНИЕ 23)

  • Экскурсия по улицам родного города, к памятникам, мемориалам, достопримечательностям города (ПРИЛОЖЕНИЕ 24)
  • Посещение выставки рисунков на тему «Мой любимый город!» (к 75 – летию Северодвинска) в МБОУДОД «Детская художественная школа №2) (ПРИЛОЖЕНИЕ 25)
  • Организация в группе весенних посадок на тему «Школьный огород» (ПРИЛОЖЕНИЕ 26)

3. Самостоятельная деятельность детей

  • Сюжетно ролевая игра «Школьная жизнь», «Школьная библиотека», «Урок физкультуры», «Урок математики» (рисования…)
  • Режиссерские игры « Школьная переменка», «Наш класс»
  • Художественное творчество на тему, персональные выставки (ПРИЛОЖЕНИЕ 27)

4. Интерактивная работа с родителями

  • Встречи с психологом (ПРИЛОЖЕНИЕ 28)

Лекция – диспут «Как правильно выбрать школу и учителя!»

Памятка «Как готовить домашнее задание!»

Презентация «Ваш ребёнок готов к школе?»

Выступление «Компьютер: польза или вред?»

  • Наглядная информация (ПРИЛОЖЕНИЕ 29)

Папка «Родителям будущих первоклассников!»

Папка «А вы готовы к школе?»

Папка «Развивающие игры по развитию речи»

Папка «Ориентировка в пространстве и на листе»

Стенд «Модель выпускника!»

Инструкция «Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет!»

  • Встреча с учителем 1 класса
  • Родительское собрание « Готовность к школе родителей и детей!»
  • Консультации психолога и логопеда по подготовке к школе.

Результат проекта:

  • В конце проекта было проведено психологом повторное обследование детей. Форма обследования та же: индивидуальная, групповая (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Тест рисуночный «Я в школе!» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Диагностика показала, что на конец учебного года у всех детей сформирован учебно-познавательный мотив обучения; все дети группы готовы к школе. Проективное рисование представило эффективность проведённой работы по формированию положительного образа школы в восприятии будущих первоклассников – мотивация у всех детей приобрела оптимальный характер (учебно-познавательный).

  • Организована для родителей фотовыставка – отчёт «Мы хотим в школу!», где можно было увидеть проделанную работу по проекту. (ПРИЛОЖЕНИЕ 30)
  • Цель и задачи в проекте решены.

Полную версию работы с приложениями можно .

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Ессентуки

Начальная школа-детский сад

ПРОЕКТ

«Скоро в школу»

Подготовительная группа

Выполнили: Снитко Е.А.

Ессентуки

Познавательно – творческий проект в подготовительной группе «Скоро в школу»

Тема проекта: «Скоро в школу»

Сроки реализации: краткосрочный (2 неделя декабря)

Вид проекта: познавательно – творческий

Возраст детей: подготовительная группа

Участники проекта: педагоги ДОУ, дети подготовительной группы, родители, ученики начальных классов.

Цель: формирование представлений о школе и положительное отношение к школьной жизни у старших дошкольников.

Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

Способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия;

Снятие чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой;

Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки, помощь детям в адаптации к навыкам и условиям школы.

Оборудование:

Материал для игр и тестов;

Дидактические игры;

Художественные книги, журналы, хрестоматии, энциклопедии;

Информационные файлы, стенды;

Изобразительные материалы;

Сборка мультфильмов на школьную тему;

Пословицы о трудолюбие, дружбе, цифрах; замысловатые вопросы;

Посещение библиотеки;

Работа в группе детского сада;

Посещение школы, школьных классов;

Конспекты занятий, общение, бесед, ситуаций, встреч;

Актуальность проекта:

Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения со взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки).

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.

Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. И. Водовозова, А. С. Макаренко). Да и практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника».

Следовательно, теоретический анализ литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учениками начальных классов.

Таким образом, вся эта работа может быть отражена именно в краткосрочном проекте « Скоро в школу». Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

План реализации проекта:

Подготовительный этап:

Подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.), дидактические игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм;

Подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её;

Помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику;

Сотрудничество со школьной библиотекой и учениками начальных классов.

Основной этап. Реализация проекта (таблица)

Заключительный этап.

Презентация проекта - оформление папки;

Создание альбома с детьми «Загадки из портфеля».

Презентация творческих рисунков детей «Что тебе понравилось в школе».

Беседа и рассказы бывших выпускников детского сада о школьной жизни.

Ожидаемый результат:

Формирование у детей мотивационной готовности к школе;

Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки;

Благоприятное течение адаптационного школьного периода.

Таблица. Реализация проекта.

Совместная деятельность взрослого и детей

Дни недели

Образовательная деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями и учителями начальных классов

Понедельник

Выставка иллюстративных книг школьной тематики и чтение произведения

« Филиппок» Л.Н.Толстого

Беседа «Будьте добры»

(вежливые слова в жизни будущего школьника)

Цель: приучать детей к самоконтролю своего поведения.

Рассматривание иллюстративных книг.

Просмотр мультфильма «Козленок, который умел считать до 10»

Цель: формировать представления детей о важности умения считать.

Помощь родителей в подборе мультфильмов и настольных игр о школе.

Беседа с детьми

« Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе»

Цель: создание положительных установок на школу.

«Будь готов!»

(акцент на организацию режимных моментов, сборы на прогулку, подготовка к игре, совместная деятельность и т.д.)

Просмотр мультфильма «Остров ошибок»

Совместное с детьми чтение книг о школе дома.

Игра – соревнование

«Скоро в школу»

(игры, эстафеты и т.д.)

Подвижные игры «Кто скорее соберёт портфель?», «Игровая переменка», «Я спортсмен!»,

«Звучит сигнал! », «Найди!»

Цель: Развивать знания и умения в сборе портфеля, выборе и проведении игр на будущих школьных переменках, игр по сигналу, на внимание. Воспитывать дружелюбие, коммуникабельность, взаимопомощь, интерес к школе.

Загадывание загадок, чтение пословиц о школе.

Цель: учить детей отражать в свои впечатления в речи и рисовании. Издание книжки «Загадки из портфеля»

Сюжетно – ролевая игра

«Детский сад»

Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада

Оформление папки – передвижки для родителей

«Какие стороны готовности к школе особенно важны»

Художественное творчество

«Школьный день».

Оформление выставки детских рисунков « Что тебе понравилось в школе» (на основе личных знаний – экскурсия)

Цель: отразить свои впечатления в рисунке, способность выработке желания учиться в школе.

Рассматривание школьных принадлежностей.

Цель: познакомить детей со школьной атрибутикой, её назначением.

Игра «Собери портфель»

Цель: закрепить знания детей о назначении школьных предметов.

Игра «Что лишнее? » (школьные принадлежности и другие предметы)

Цель: активизация словаря, классификация предметов, развитие речи.

Сюжетно – ролевая игра

Цель: воспитывать желание принять позицию школьника – ученика, уметь подчинять свои желания коллективным.

Просмотр мультфильма

«Наш друг Пиши-читай»

Цель: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе.

Подготовка консультации для родителей

«Подготовка детей к школе»

«Советы для родителей, дети которых готовятся к школе

Рассматривание картины

Цель: расширять представления детей о школе.

«Мы будущие школьники»

Цель: формировать установки на ответственное выполнение правил поведения школьников, освоенных в течение недели.

Дидактические и настольно – печатные игры школьной тематики:

- «Слоговые домики»

- «Числовые домики»

- «Логический поезд»

- «Лёгкий счет» и т.д.

Встреча с учениками – выпускниками детского сада. (Рассматривание портфеля, книг, тетрадей, пенала и т.д.)

Цель: систематизация знаний детей о школе.

Художественная литература

Цель: Обогащать знаниями о школьной жизни, школьных ситуациях, дружбе из художественной литературы. Воспитывать интерес к школе, понимание морали рассказов.

В Драгунский

«Где это видано, где это слыхано»

«Заколдованная буква»

«Удивительный день»

А. Барто

«В школу»

Г. П. Шалаева

«Большая книга правил поведения»

Н. Носов

«Фантазёры»

В. Осеева

«Волшебное слово»

«Почему?»

Ю. Коваль

«Нулевой класс»

В. Голявнин

«Не везёт»

«Карусель в голове»

ММР «Диктанты по клеточкам»

Ц

ель:
Развивать умения ориентироваться по клеточкам и точно вести рукой по листу, опираясь на схему или слуховое задание. Закреплять умение правильно держать карандаш при письме, быть внимательным и аккуратным.

Час загадок и ребусов о школе

Цель : Развивать логическое мышление, догадливость, сообразительность, знание школьных принадлежностей, школьных наименований. Воспитывать положительные эмоции от игр на тему «школа», желание быть школьником.

Использованная литература:

1. Бурухина А.Ф «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми» - журнал « Воспитатель ДОУ» 2012

2. Качигина Л.Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013