Палестинская национальная автономия столица. Cердце Палестины – Иерусалим. Иерусалим: столица Палестины и не только

Госуда́рство Палести́на (араб. دولة فلسطين‎‎, англ. State of Palestine) в настоящее время находится в процессе создания. Предусматривается формирование палестинского государства на территории Западного берега реки Иордан (или его части, в том числе на территории Восточного Иерусалима) и сектора Газа. Существуют различные предложения по созданию Палестинского государства в зависимости от мнения о палестинской государственности, а также различные определения Палестины как территории.

Провозглашение Государства Палестина состоялось 15 ноября 1988 года в Алжире на сессии Палестинского национального совета (высшего совещательного органа Организации освобождения Палестины) - 253 голоса «за», 46 - «против» и 10 человек воздержались от голосования.

Тем не менее, c 1994, когда в соответствии с соглашениями в Осло между Израилем и Организацией освобождения Палестины (ООП) от 13 сентября 1993, была создана Палестинская национальная администрация (ПНА), руководство ООП соблюдает своего рода мораторий на провозглашение независимости Палестины без окончательной договорённости с Израилем, и официально именует себя Палестинской национальной администрацией. В то же время дипломатические представительства ООП действуют под вывеской посольств Государства Палестина.

Фактически Государство Палестина по сегодняшний день не создано и не обладает реальным суверенитетом. Государственные структуры сформированы только частично (например, нет армии, хотя есть многочисленная полиция и при этом активно действуют всевозможные полувоенные организации). Значительная часть территории Западного берега реки Иордан контролируется израильской армией, a Восточный Иерусалим аннексирован Израилем. Сектор Газа и Западный берег реки Иордан представляют собой два анклава, разделённые территорией Израиля, первый контролируется сторонниками ХАМАС, признанного в ряде стран террористической организацией, а второй - ФАТХ. Организации находятся в состоянии вооружённого конфликта между собой. В каждом анклаве образовано своё правительство.

Границы

Согласно резолюции 181 Генеральной ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года о разделе британской мандатной территории Палестина на её территории должны были быть созданы два независимых государства - еврейское (Государство Израиль) и арабское, а также Большой Иерусалим - территория, подконтрольная ООН. Каждое из государств должно было состоять из трёх территорий, граничащих друг с другом лишь углами. Арабы отказались принять план ООН и не признали факт самопровозглашения еврейского государства. 15 мая 1948 года армии шести арабских стран: Ливана, Сирии, Саудовской Аравии, Трансиордании, Ирака и Египта вторглись на территорию, отведённую ООН будущему еврейскому государству, с севера, востока и юга. В результате арабо-израильской войны 1948 года около половины территорий, выделенных под арабское государство, а также Западный Иерусалим оказались под контролем государства Израиль. Остальные арабские территории, а также Восточный Иерусалим, оказались под контролем

‏פלישתים ‏‎, плишти́м , буквально «вторгшиеся») части средиземноморского побережья нынешнего Израиля .

В 930 году до н. э. держава Давида и Соломона распалась на два царства, северное царство стало называться Израиль , а южное царство - Иудея (ивр. ‏יְהוּדָה ‏‎, Еуда́ ). После завоевания Израильского царства Ассирией (722 год до н. э.) название «Иудея» постепенно распространилось и привилось как наименование всей территории страны.

Административное деление Палестины

География

Палестина исторически делится на следующие географические области: Прибрежная равнина (у Средиземного моря), Галилея (северная часть), Самария (центральная часть, севернее Иерусалима) и Иудея (южная часть, включающая Иерусалим), Заиорданье (Трансиордания) - восточный берег реки Иордан . Этими географическими понятиями оперирует, в частности, Библия . В настоящее время территорию Иудеи и Самарии в русскоязычных источниках принято называть «Западный берег реки Иордан ». Галилея, Самария и Иудея состоят из ряда горных групп, долин и пустынь .

Горы на юге - Иудейское плато, в середине Самарийские горы (Гризим , Гевал (Эйвал)), далее Фавор (Тавор; 562 м над уровнем моря), Малый Хермон (515 м ), Кармель (551 м ), на севере - Хермон (2224 м ). В глубоких впадинах значительно ниже уровня моря находятся Тивериадское озеро (озеро Кинерет; 212 м ниже уровня моря) и Мёртвое море , чьё побережье является самой низкой сушей на Земле - на конец 2015 года, поверхность воды находилась в 430 м ниже уровня моря и продолжала снижаться примерно на 1 м в год .

История

Ранняя история

В 3 тысячелетии до н. э. эта территория под названием Ханаан была заселена племенами ханаанеев .

В XIII в. до н. э. в страну вторглись «народы моря» с Крита и других островов Средиземного моря , нападавшие также и на Египет и закрепившиеся в южной части Средиземноморского побережья, в районе нынешнего сектора Газы . От окрестных семитоязычных народов они получили название плиштим , буквально «вторгшиеся», или филистимляне .

В XI веке до н. э. древнееврейские племена основали Израильское царство , распавшееся в 930 году до н. э. на два: Израильское царство (существовало до 722 года до н. э.) и Иудейское царство (до 586 года до н. э.).

Античность

Впоследствии область была завоёвана древнеперсидским государством Ахеменидов, затем входила в состав эллинистических государств Птолемеев и Селевкидов (в III-II веках до н. э.).

В 395-614 годах Палестина была провинцией Византии .

В 614 году Палестина была завоёвана Персией и вошла в состав империи Сасанидов .

После победы над Персией в 629 году, византийский император Ираклий торжественно вступил в Иерусалим - Палестина снова стала провинцией Византии .

Период арабского владычества (638-1099)

Около 636 года, в самом начале арабских завоеваний , Палестина была завоёвана у Византии мусульманами .

В последующие шесть веков контроль над этой территорией переходил от Омейядов к Аббасидам , к крестоносцам и обратно.

Эпоха арабского владычества в Палестине делится на четыре периода:

  1. завоевание и освоение страны (638-660);
  2. династия Омейядов (661-750);
  3. династия Аббасидов (750-969);
  4. династия Фатимидов (969-1099).

Период крестоносцев (1099-1291)

Под властью Османской империи (1516-1917)

В 1517 году территория Палестины была завоевана турками-османами под предводительством султана Селима I (1512-1520). В течение 400 лет она оставалась частью огромной Османской империи , охватывавшей значительную часть юго-восточной Европы, всю Малую Азию и Ближний Восток, Египет и Северную Африку .

В начале 1799 года в Палестину вторгся Наполеон . Французам удалось овладеть Газой , Рамлой , Лодом и Яффой . Упорное сопротивление турок остановило продвижение французской армии к городу Акко , на помощь туркам пришёл английский флот. Французскому генералу Клеберу удалось одержать победу над турками у Кафр-Каны и у горы Тавор (апрель 1799 года). Однако из-за отсутствия тяжёлой артиллерии Наполеон не сумел овладеть крепостью Акко и был вынужден отступить в Египет .

В 1800 году население Палестины не превышало 300 тысяч, 5 тысяч из которых составляли евреи (главным образом сефарды). Большая часть еврейского населения была сосредоточена по-прежнему в Иерусалиме, Цфате, Тверии и Хевроне. Христиане, численность которых составляла около 25 тысяч, были намного более рассеяны. Главные места концентрации христианского населения - в Иерусалиме, Назарете и Вифлееме - контролировались православной и католической церквями. Остальное население страны составляли мусульмане, почти все - сунниты .

В период 1800-1831 годов территория страны делилась на две провинции (вилайеты). Центрально-восточный горный район, простиравшийся от Шхема на севере до Хеврона на юге (включая Иерусалим), относился к Дамасскому вилайету ; Галилея и прибрежная полоса - к вилайету Акко . Большая часть Негева находилась в этот период вне османской юрисдикции .

В 1832 году территория Палестины была завоёвана Ибрагим-пашой , сыном и военачальником вице-короля Египта Мухаммада Али . Его резиденция расположилась в Дамаске. Палестина, северная граница которой достигала Сидона , стала единой провинцией. Египтяне, правившие страной восемь лет (1832-1840), провели некоторые реформы по европейскому образцу, что вызвало сопротивление арабов и восстания в большинстве городов страны, которые были подавлены силой. В период египетского господства проводились широкие исследования в области библейской географии и археологии. В 1838 году египетское правительство разрешило Англии открыть консульство в Иерусалиме (ранее консульства европейских держав существовали только в портовых городах - Акко, Хайфе и Яффе, а также в Рамле). Спустя 20 лет все крупные государства Запада, включая США , имели в Иерусалиме консульские представительства .

В XIX веке Иерусалим снова превратился в важнейший еврейский центр Эрец-Исраэль . Цфат, соперничавший с Иерусалимом за духовное первенство, сильно пострадал в результате землетрясения (1837), унёсшего жизни около 2 тысяч евреев, и пришёл в упадок.

В 1841 году Палестина и Сирия вернулись под непосредственный контроль Турции. К этому времени численность еврейского населения Палестины удвоилась, в то время, как христианского и мусульманского - осталась без изменения .

В 1847 году глава католической церкви папа римский Пий IX восстановил латинский иерусалимский патриархат .

К 1880 году население Палестины достигло 450 тысяч человек (по данным турецкой переписи оседлого населения, чуть больше 270 тысяч человек), из которых 24 тысячи составляли евреи. Большинство евреев страны по-прежнему жили в четырёх городах: Иерусалиме (где евреи составляли более половины всего 25-тысячного населения), Цфате (4 тыс.), Тверии (2,5 тыс.) и Хевроне (800), а также в Яффе (1 тыс.) и Хайфе (300). Иерусалим стал крупнейшим городом в стране . Поток алии увеличился после открытия пароходного сообщения между Одессой и Яффой .

Первая большая волна современной еврейской иммиграции, известная как Первая алия (ивр. ‏עלייה ‏‎), началась в 1881 году, когда евреи были вынуждены спасаться бегством от погромов в Восточной Европе .

В начале XX века население составляло приблизительно 450 тысяч арабов и 50 тысяч евреев.

28 марта 1917 года во время приближения британской армии (противника Османской империи в Первой мировой войне) к Яффо , всем жителям города было предписано его покинуть, два дня спустя такое же объявление появилось в Тель-Авиве. Остаться было разрешено только феллахам (в связи со сбором урожая) и землевладельцам. За исполнением приказа евреями власти следили значительно строже, чем за исполнением его арабами. 1 апреля Джамаль-паша объявил, что все должны покинуть город в течение 8 суток из-за опасений, что он может быть разрушен до основания. 8 мая агентство «Рейтер» передавало, что Джамаль-паша угрожал евреям судьбой турецких армян .

Британский мандат

Территория британского мандата в Палестине.

Из-за Яффских бунтов в самом начале Мандата Британия ограничила еврейскую иммиграцию, и часть территории, планировавшаяся для еврейского государства, была отдана под образование Трансиордании , на территории которой было запрещено селиться евреям .

Последующие события

В 1947 году британское правительство отказалось от мандата на Палестину, аргументируя это тем, что оно не способно найти приемлемое решение для арабов и евреев .

Создание Израиля

14 мая 1948 года на бывшей территории подмандатной Палестины было провозглашено образование государства Израиль .

На следующий день семь арабских государств (Египет , Сирия , Ливан , Трансиордания , Саудовская Аравия , Ирак и Йемен) напали на новую страну, начав тем самым Первую арабо-израильскую войну .

После года боевых действий было объявлено перемирие и определены вре́менные границы, названные «Зелёной чертой» . Трансиордания аннексировала то, что впоследствии стали называть Западным берегом и Восточным Иерусалимом , а сектор Газа остался под контролем Египта.

Арабское государство на бывшей подмандатной территории так и не было создано.

В 1993 году, после того как в ходе подготовки решений Соглашений в Осло ООП официально признала Резолюции 242 и Совета безопасности ООН и официально заявила об отказе от стремления к уничтожению Израиля и методов террора, Израиль признал ООП партнёром по переговорам . В результате этих переговоров в 1994 году была создана Палестинская национальная администрация .

29 ноября 2012 года по итогам голосования в Генеральной Ассамблее ООН (138 голосов «за», 9 - «против», 41 страна воздержалась) Ассамблея «предоставила Палестине статус государства-наблюдателя при Организации Объединённых Наций, не являющегося её членом, без ущерба для приобретённых прав, привилегий и роли Организации освобождения Палестины в Организации Объединенных Наций как представителя палестинского народа согласно соответствующим резолюциям и практике» .

Руководители ведущих политических партий Израиля осудили содержание речи Махмуда Аббаса на ГА ООН, назвав её «возмутительной и искажающей историю» (лидер оппозиции Шели Яхимович). Министр иностранных дел Авигдор Либерман заявил, что «выступление, полное клеветы, лишь подтверждает тот факт, что пока Абу Мазен стоит во главе палестинцев, он не принесёт своему народу никакого прогресса, а будет использовать его для удовлетворения личных интересов. Абу Мазен навлечёт на палестинцев только лишние страдания, отдалив возможность мирного урегулирования». Канцелярия премьер-министра Израиля заявила, что «речь идет о бессмысленном шаге, который не повлечёт за собой никаких изменений» .

Ранее премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что «Палестинское государство не будет создано без признания палестинцами права Израиля на существование, как еврейского государства, оно не будет создано без получения Израилем гарантий завершения конфликта, и оно не будет создано без обеспечения полной безопасности нашей страны» .

Израиль ответил на признание Палестины расширением поселений .

Спор об историческом праве на Палестину

Вопрос об историческом праве на Палестину между палестинскими арабами и евреями является предметом острых споров.

Другие источники полагают, что, в отличие от исчезнувших ханаанеев и филистимлян, еврейское присутствие в Палестине никогда не прерывалось .

Русское присутствие в Палестине

Русская Палестина - собирательное название земельных владений и недвижимости , принадлежавших Российской империи , а затем и СССР на Ближнем Востоке в XIX-XX веках. Российской империи и в особенности православной церкви России удалось сделать значительные приобретения и даже создать целую инфраструктуру , предназначенную для приёма паломников из России и других православных стран . Она была продана Израилю Советским Союзом в результате так называемой «апельсиновой сделки » в 1960-х годах.

Идут переговоры о возвращении Русского подворья России.

См. также

Примечания

  1. Израиль. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Географический очерк - статья из
  2. Инструкция по передаче на картах географических названий арабских стран. - М.: Наука, 1966. - С. 26.
  3. Palestine Definition (англ.)
  4. Вторгнувшийся в Ханаан несемитский народ, по всей вероятности, с острова Крит .
  5. Филистимляне - статья из Электронной еврейской энциклопедии
  6. История Геродота Книга Вторая Евтерпа
  7. Страбон География, Книга XVI. (с. 755-765 по Казобону)
  8. Плиний Старший , Естественная история , т. 5, XIII. 66
  9. Диодор Сицилийский «История», книга XIX, Гл. 93
  10. Bernard Lewis, «The Middle East: A Brief History of the Last 2,000 Years» Scribner | 1995 | ISBN 0-684-80712-2 | 465 pages, p. 31 (англ.)
  11. Нетаньяху Б. Место под солнцем, Глава 4
  12. Борис Шустеф. Палестинец Шарон // «Еврейский мир», 24 мая 2002 года.
  13. The Palestinian Identity
  14. Arab Imperialism: The Tragedy of the Middle East, Efraim Karsh (недоступная ссылка)
  15. Сектор Газа готовится к отделению - Коммерсантъ, 24.07.2012
  16. Аббас подал в ООН заявку на признание Палестины // Lenta.Ru, 23.09.2011
  17. Российская Газета, сюжет/раздел «Палестина и Израиль»
  18. Палестину приняли в ЮНЕСКО - Вести. Ru, 31.10.2011
  19. Международный уголовный суд отклонил иск Палестины к Израилю - Lenta.Ru, 04.04.2012
  20. Парламент Исландии признал независимость Палестины - Lenta.Ru, 15.12.2011
  21. Таиланд признал независимость Палестины - Lenta.Ru, 20.01.2012
  22. Правительство Чили признало независимость Палестины - Lenta.Ru, 07.01.2011
  23. Declaration of Principles, September 13, 1993 (англ.)
  24. Agreement on the Gaza Strip and the Jericho Area, May 4, 1994 (англ.)
  25. Agreement on Preparatory Transfer of Powers and Responsibilities, August 29, 1994 (англ.)
  26. Израиль. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк - статья из Электронной еврейской энциклопедии
  27. Palestine: History (англ.) . The Online Encyclopedia of the Roman Provinces (недоступная ссылка - история ) . The University of South Dakota (22-02-2007). Проверено 5 июля 2007. Архивировано 21 июня 2000 года.
  28. Ancient Palestine (англ.) . Майкрософт (2007). Проверено 30 сентября 2007.
  29. Palestine: The Rise of Islam (англ.) (2007). Проверено 19 сентября 2007.

Территории, находящиеся между Средиземным морем и рекой Иордан, до сих пор являются предметом острых споров между палестинскими арабами и израильскими евреями. Палестина на карте мира появилась только в 1994 году. Она занимает Сектор Газа, частично Израиль, Ливан, Сирию, Дамаск и Голанские высоты, однако, при этом Палестину принято считать отдельной географической территорией, хотя официально до конца и не признанным государством.

Учитывая месторасположение Палестины, легко догадаться, что местные достопримечательности являются традиционными маршрутами для миллионов туристов со всего мира.

Cердце Палестины – Иерусалим

Сердцем Палестины стал Иерусалим. Довольно сложно понять, как этот город выдержал испытание временем в течение тысяч лет. Это святой город для ислама, христианства и иудаизма, при этом он один из старейших городов мира, в котором жизнь не прерывалась ни на мгновение. Как свидетельствуют раскопки археологов, история города началась более 5000 лет назад. Иерусалим также стал домом для храм Святого гроба Господня, в котором находится гробница Христа.

Старый город Иерусалима является одним из наиболее хорошо сохранившихся средневековых исламских городов в мире. Он разделен на четыре основных квартала: Мусульманский, Христианский, Армянский и Еврейский. Старый город стал колыбелью для многих различных культур, отраженных в архитектуре и планировании города и его священных зданиях, улицах, рынках и жилых кварталах. Сегодня, живые традиции Иерусалима продолжаются.

В 1982 году Иерусалим был включен в список городов всемирного наследия, находящихся под угрозой со стороны Иорданского Хашимитского Королевства.

Вифлеем – Родина Сына Божьего

Местом рождения Иисуса Христа принято считать Вифлеем. Этот город имеет большое значение не только для христиан, как место рождения мессии, но и для мусульман, хотя последние видят в нем только одного из пророков. Тот, кто посетил Вифлеем во время Рождественских праздников, не забудет своих впечатлений никогда! Главной в эти дни становится улица Звезды – одна из старейших улиц города – она соединяет Северную часть Старого города с его Южной частью. На улице расположены исторический Абу Джафар аль-Мансура и Вифлеемский музей фольклора, а также Греко-католическая церковь, от которой начинает движение религиозная процессия – парад, посвященный празднование Рождества Христова.

В 2012 году церковь Рождества и паломнический маршрут в Вифлееме были занесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Рамалла – временная столица Палестины

Достопримечательность Рамаллы — мемориал Ясира Арафата

Населяющие Палестину арабы, уверены в том, что рано или поздно столицей их страны станет Вечный город Иерусалим. А пока он является столицей соседнего Израиля, главным городом временно назначен быстрорастущий и космополитный Рамалла.

Здесь приятный и прохладный климат, поэтому Рамалла уже давно популярен как летний курорт. В двенадцатом веке французские крестоносцы построили здесь крепость, и остатки башни крестоносцев, известные как В-Тира, все еще можно увидеть в старой части города.

Современный Рамалла имеет оживленный центр, музеи, художественные галереи, театры, парки, гостиницы и рестораны, что обеспечивает шумную ночную жизнь. Здесь хорошая транспортная развязка и большой спектр разнообразный туристических услуг. Тут рады туристам, встречая их доброжелательно и гостеприимно.

Перед отъездом их столицы, стоит нанести визит к могиле Арафата. Место его упокоения тоже считается правоверными мусульманами временным и ожидает переезда в Иерусалим.

Зимний курорт, Иерихон

Расположение в долине между гор и умеренный климат Иерихона сделали этот город популярным для зимнего отдыха. Местной достопримечательностью считаются «Цитрусовые сады» – рощи, состоящие из финиковых и банановых пальм, а также лимонных, апельсиновых и мандариновых деревьев. Они растут по всему городу, как оазисы.

Из достопримечательностей особого внимания заслуживает Монастырь Искушения (Дэйр Каранталь), возведенный в VI веке на отвесной скале. Он расположен на месте пещеры, где, как гласит предание, в течение 40 дней после крещения жил Иисус Христос, отказавшись от еды и питья и подвергаясь искушениям Сатаны.

Дорога к монастырю крайне трудна, однако, с каждым годом все большее количество паломников совершает сюда восхождение. С недавних пор к подножию монастыря была проложена канатная дорога, протяженностью в полтора километра и перепадом высоты в 200 метров. Из окон вагончиков открываются изумительные виды на Иерихон, Иудейскую пустыню и Мертвое море.

Всего в паре километров к северу от Иерихона находится дворец Омейядов халифа Хишама. Это отличный пример исламского искусства и архитектуры восьмого века.

Наблус – пример традиционной архитектуры Палестины

Посетив Наблус можно понять, что такое традиционная архитектура Палестины. Семь городских кварталов, расположенных вокруг шумного центрального рынка, расскажут уникальную историю города с мечетями, турецкими банями и традиционными мыльными фабриками.

Именно в сувенирных лавках Наблуса стоит покупать оливковое мыло и ювелирные украшении. Здесь же стоит не упустить возможности отведать иткнафе – традиционного палестинского десерта из сыра, манной муки и розового сиропа.

Себастия – древняя столица

Примерно в десяти километрах от Наблуса находится Себастия – одна из главных достопримечательностей Палестины. По утверждению археологов, уже в железном веке здесь находилась столица Палестины. Не утратил город своего значения и во времена правления в нем греков и римлян.

Традиция культурной преемственности оставила потомкам могилу Иоанна Крестителя. Также здесь расположен собор Иоанна Крестителя, римский мавзолей, храм Наби Яхиа и Дворец Кайед.

Хеврон – город, сохранивший свое лицо

После Мекки, Медины и Иерусалима Хеврон называют четвертым священным городом мусульман всего мира. Этот город известен как место захоронения пророков Авраама (Ибрагима), Исаака и Иакова, а также их жен.

Центральной святыней города считается Эль Хаарам – крепость, возведенная над пещерой Махпела. В ней совершают молитвы и арабы и евреи.

Сектор Газа

Газа – один из наиболее древних городов мира. Он несколько раз упоминается даже в Ветхом Завете и у греческих историков. Расположенный на берегу Средиземного моря, недалеко от Египта город и по сей день сохраняет свое территориальное значение.

Газа всему миру известен коврами ручной работы, здесь также выращивают цитрусовые, а кроме этого, город славится свежими морепродуктами, которые можно отведать в бесконечных ресторанчиках вдоль пляжа. Туристы могут насладиться приятным средиземноморским бризом в многочисленных общественных парках.

Национальная кухня

Посетив Палестину, невозможно остаться в стороне от этнической кухни. К местным деликатесам относятся блюда из мяса, птицы, муки, молока, сыра, овощей и сладостей.

  • Фалафель – пирожок, жаренный во фритюре, с начинкой из нута или фасоли.
  • Шаурма – местный фаст фуд из нарезанных кусочков мяса ягненка, козы, индейки, курицы, говядины или их смеси. Подается, как правило, в лаваше.
  • Мусахан-Табун – хлеб, увенчанный кусочками вареного сладкого лука, шафрана и душистого перца. Подается с жареными цыплятами.
  • Maклуба – запеканка из риса, запеченных баклажанов, с цветной капустой, морковью и курицей или бараниной.
  • Кнафех – десерт, запеченный из лоскутков сладкой лапши с медом и подслащенного сыра, верхний слой поливается вареным сахаром и посыпается измельченными фисташками.

Множество изысканных ресторанов помимо еды предоставляет возможность познакомиться с национальными танцами и песнями.

Центры культурного наследия Палестины также предлагают практический подход к изучению палестинской культуры. Здесь в теплой атмосфере можно поседеть в настоящих бедуинских палатках, в подлинной одежде бедуинов, попивая ароматный чай или арабский кофе и насладиться танцем Дабка.

Хотя название "Палестина" имеет тысячелетнюю историю, споры вокруг его употребления и суверенитета исторической области на Ближнем Востоке все еще продолжаются и зачастую приводят к серьезным конфликтам на дипломатической арене.

Государство без территории

Неожиданное для мирового сообщества провозглашение независимости Палестины случилось в ноябре 1988 года, когда Организация освобождения Палестины (ООП) заявила о желании взять под контроль земли на западном берегу Иордана. При этом никакой возможности добиться реализации своих намерений в то время у палестинского правительства в изгнании не было.

Предполагалось, что освобожденная Палестина, столица которой должна находиться в будет мирно соседствовать с Израилем. Однако этого не случилось. Еврейское государство оккупировало эту часть города. Столица Палестины, пусть всего лишь административная, была устроена в Рамалле в 1993 году. В то же время начался активный переговорный процесс между Израилем и ООП.

Рамалла - столица независимой Палестины

Строго говоря, Рамалла стала не столько столицей суверенного государства, сколько административным центром арабской автономии в границах Израиля. Не имея возможности занять Иерусалим, палестинцы устроили офис своего правительства в городе с не менее примечательной историей.

Учёным достоверно известно, что город Рамалла существовал еще в эпоху Судей, о которой рассказывается в Торе. Известно также, что в этом городе жил судья Самуил, о котором упоминается в Книге Царств.

Палестина: столица не обретена

Правительство палестинского государства, самопровозглашенного и признанного далеко не всеми суверенными государствами, состоящими в ООН, считает, что столицей страны должен быть Восточный Иерусалим. Однако у Израиля есть свое мнение на этот счет.

Еврейское государство считает Иерусалим свей столицей и всячески пытается принудить мировое сообщество признать этот факт. Например, убеждает Белый дом перевести туда посольство США из Тель-Авива.

Однако, считает восточную часть этого города оккупированными территориями Государства Палестины (135 стран из 169 признали его независимость).

Иерусалим: столица Палестины и не только

История этого города так богата различными завоеваниями, правлениями и оккупациями, что говорить о принадлежности его какому-то конкретному государственному образованию довольно сложно. Даже разобраться в том, кого именно считать коренными жителями, не представляется возможным, ведь почти за четыре тысячи лет многие из паломников, завоевателей и путешественников, придя в этот город, остались в нем жить.

А последователи трех авраамических религий и вовсе считают Иерусалим своим святым городом. А многие места, которые в нем находятся, - неприкасаемыми по тем или иным причинам. например, являющаяся неоспоримым центром святого города, так и не была поделена между всеми желающими. Многие верующие не могут туда попасть.

Временное состояние вечного города

Бесконечная чехарда правительств и царств приучила местных жителей к тому, что любое правление рано или поздно заканчивается, но состояние отношений между ООП и Израилем грозит завести в тупик, которого боятся все.

Впрочем, об опасности такого исхода сообщила еще Британия, когда вывела свои войска с территории, за которую несла ответственность, заявив о невозможности разрешить спор между евреями и арабами.

С тех пор никто так и не предложил разумного разрешения конфликта между двумя государствами. Палестина, столица которой должна быть в Восточном Иерусалиме, и Израиль, претендующий на тот же город, не готовы идти на компромиссы в этом вопросе. Без вмешательства мирового сообщества решение вряд ли будет найдено. Израиль тем временем продолжает оккупировать территорию соседнего государства. Этим фактом, разумеется, недовольна Палестина. Столица Рамалла считается лишь временным местом пребывания правительства этого государства.

Официальное название - Палестинская национальная автономия (ПНА) (Palestine National Authority). Расположена в юго-западной части Азии у берегов Средиземного моря. Состоит из двух отдельных территорий: Западного берега реки Иордан и сектора Газа. Площадь - 6,2 тыс. км2: Западный берег - 5,8 тыс. км2, сектор Газа - 360 км2. На начало 2000 под контролем ПНА находилось де-факто 4,4 тыс. км2, что составляет менее 40% общей площади, предназначенной ООН для Арабского палестинского государства. Численность населения - 3,4 млн чел. (июль 2002). Государственный язык - арабский.

15 ноября 1988 Национальный совет Палестины провозгласил Иерусалим столицей Арабского палестинского государства. В настоящее время полностью контролируется Израилем.

Государственные праздники - День начала «палестинской революции» 1 января (1965), День провозглашения Государства Палестины. 15 ноября (1988), День международной солидарности с палестинским народом 29 ноября. Денежные единицы: израильский шекель (равен 4,7 долл. США, 2002) и иорданский динар (равен 0,7 долл. США с 1996).

Член Лиги арабских государств, Организации Исламская конференция и ряда других. Поддерживает дипломатические отношения со 120 государствами мира.

Достопримечательности Палестины

География Палестины

ПНА граничит: на Западном берегу - с Израилем (административная граница - 307 км), с Иорданией (97 км), в секторе Газа - с Египтом (11 км). Находится в зоне субтропического климата средиземноморского типа с сухим, жарким летом и мягкой зимой, с крайне скудным количеством осадков: от 500 мм в гористых северных и центральных районах Западного берега до 50 мм на побережье Мёртвого моря. Среди немногочисленных рек наиболее крупная - река Иордан, вытекающая из Тивериадского (Генисаретского) озера на севере и впадающая на юге Западного берега в Мёртвое море. Не обладает сколько-нибудь значительными природными ресурсами, за исключением калийных солей, натрия и брома в Мёртвом море.

Население Палестины

Из общей численности населения 3,4 млн чел. на Западном берегу проживает 2,2 млн, в секторе Газа - 1,2 млн (2002). Численность населения за последние 30 лет увеличивалась в среднем на 3,5% в год. Возрастная структура населения: 0-14 лет - 44,1%, 15-64 года - 52,4%, 65 лет и более - 3,5%. Дети и подростки до 15 лет составляют 46% всей численности ПНА. 42,6% населения - беженцы, преимущественно из западных областей, занятых Израилем.

Демографической структуре ПНА свойственны высокая концентрация и плотность населения вокруг городских центров, в немалой степени связанная с существованием здесь лагерей для беженцев. Так, по данным Агентства ООН по оказанию помощи палестинским беженцам (ЮНВРА), в конце 1980_х гг. только на Западном берегу функционировало 20 таких лагерей с населением 385 тыс. чел., включая один лагерь на территории муниципалитета Иерусалим. Максимальная степень плотности и концентрации населения характерна для сектора Газа. В лагерях для беженцев проживало 2/3 всего населения этого района.

В кон. 1980-х гг. на Западном берегу располагались 12 городов и, по разным данным, от 377 до 403 деревень; в секторе Газа - 3 города и 4 деревни. Наиболее крупные города: Иерусалим, в восточной (арабской) части которого проживало 136 тыс. палестинцев, Рамалла, Иерихон (Ариха), Наблус, Вифлеем, Хеврон, Дженин, Калькилийя, Салфит, Тубас, Тулькарм, Северная Газа, Газа-сити, Хан-Юнис, Дейр аль-Балах, Рафах.

Важной чертой демографической структуры населения ПНА является их национальная и религиозная однородность: подавляющее большинство (83%) жителей этих территорий - арабы, т.е. палестинцы, говорящие на арабском языке. По своей религиозной принадлежности 75% населения исповедуют ислам суннитского толка; остальные: евреи - иудаизм, христиане - православие и католицизм.

История Палестины

В результате 1-й мировой войны Великобритания захватила у Оттоманской империи (Турции) территорию, которую в древности именовали Палестина. Она получила мандат на эту территорию и восстановила ее историческое название. В тот период название «Палестина» распространялось на всех жителей - арабов, евреев и христиан. В 1946 Трансиорданский сектор Палестины был выделен Великобританией в качестве самостоятельного королевства. 29 ноября 1947 Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № 181, предусматривавшую прекращение мандата Великобритании на Палестину и создание на её территории двух независимых государств - арабского и еврейского. Для Иерусалима учреждался специальный международный режим с особым статусом под управлением ООН. Резолюцию поддержали США и СССР, но Лига арабских государств выступила 17 декабря 1947 с заявлением о том, что не допустит реализации этой резолюции, так как она предусматривает создание еврейского государства.

14 мая 1948 Великобритания объявила о прекращении своего мандата и выводе своих войск. В ночь с 14 на 15 мая Еврейское агентство объявило о создании Государства Израиль на отведённых ему в резолюции территориях. США и СССР признали Государство Израиль. Иррегулярные части арабов из Египта, Сирии и Ирака начали подтягиваться к Палестине и занимать военные базы, освобождаемые англичанами, и 15 мая регулярные армии Египта, Трансиордании, Ирака, Сирии и отдельные контингенты из Саудовской Аравии под знаменем Лиги арабских государств вступили на территорию Палестины. Арабо-израильская война 1948-49 закончилась поражением арабских армий и захватом Израилем значительных палестинских территорий, отводившихся согласно резолюции ООН под создание арабского государства, а также западную часть Иерусалима. Трансиордания заняла Западный берег и Восточный Иерусалим, а Египет - район Газы. На долгие десятилетия возникла проблема палестинских беженцев. В 1950 король Трансиордании аннексировал Западный берег и переименовал страну в Иорданию.

С сер. 1960-х гг. инициатива в противостоянии Израилю и борьба за создание Палестинского государства начала переходить к самим палестинцам. В 1964 была создана Организация освобождения Палестины (ООП), которая объединила под своей крышей разрозненные группы и организации федаинов. В том же году были сформированы Национальный совет Палестины (палестинский «парламент в изгнании») и Исполнительный комитет («правительство в изгнании»), которые с 1969 неизменно возглавляет Ясир Арафат - руководитель организации «Аль-Фатх», ставшей с 1969 головной организацией ООП.

5 июня 1967 началась «Шестидневная война» между арабами и Израилем после того, как руководство Египта потребовало от ООН вывести чрезвычайные силы ООН в Синае, служившие там буфером между противостоящими силами. Израиль нанёс удар первым и 5 июня 1967 уничтожил большую часть авиации Египта на аэродромах. 10 июня война фактически закончилась, и результатом её была оккупация Израилем Западного берега, сектора Газа, египетского Синая, сирийских Голанских высот и Восточного Иерусалима.

22 ноября 1967 Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 242, в которой излагались принципы мирного урегулирования на Ближнем Востоке. Египет и Иордания признали эту резолюцию, выставив ряд предварительных условий для проведения мирных переговоров. Израиль также признал резолюцию № 242, заявив о необходимости прямых переговоров с арабскими государствами и заключения всеобъемлющего мирного соглашения. Сирия отвергла резолюцию, резко высказавшись против уступок, которые она требовала от арабских стран. ООП также подвергла резкой критике резолюцию № 242. Решение проблемы зашло в тупик.

В течение 1970 в Иордании, где обосновалась ООП, начало усиливаться напряжение между королевской властью и палестинцами. В результате столкновений ООП была выведена из страны и её силы перегруппировались в соседний Ливан.

В октябре 1973 вновь начались военные действия между Египтом и Израилем в районе Суэцкого канала и Синая, а также между Израилем и Сирией на Голанских высотах. Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 338 (1973), в которой были подтверждены принципы мирного урегулирования, закреплённые в резолюции № 242, и призвал стороны к началу мирных переговоров на их основе. Призыв ООН к прекращению огня был подтверждён позднее в резолюции Совета Безопасности ООН № 339 (1973). В октябре были созданы миротворческие Чрезвычайные вооружённые силы ООН. Израиль и Египет (1974), а затем Израиль и Сирия (1975) согласились на разъединение своих Вооружённых сил. Для контроля за соблюдением соглашений между Израилем и Сирией были учреждены Силы ООН по наблюдению за разъединением (СООННР). Мандат СООННР в зоне противостояния Египта и Израиля истёк в июле 1979 после заключения мирного договора между этими странами. Но на Голанских высотах СООННР продолжают функционировать до сих пор.

В 1974 король Иордании аннулировал своё право представлять на международной арене палестинский народ и признал таковое за Исполнительным комитетом ООП.

В декабре 1987 на оккупированных Израилем территориях началось народное восстание, выдвинувшее в качестве основных лозунгов прекращение израильской оккупации и создание независимого Палестинского государства. 15 ноября 1988 Организация освобождения Палестины провозгласила создание на Западном берегу и в секторе Газа Государства Палестина,признала резолюции Совета Безопасности ООН по урегулированию ближневосточного конфликта, в т.ч. право Израиля на существование, выдвинула требования ухода Израиля со всех палестинских и арабских территорий, оккупированных им в 1967, включая арабскую (восточную) часть Иерусалима, и ликвидации всех израильских поселений, созданных на этих территориях.

США и многие другие страны установили дипломатические контакты с Организацией освобождения Палестины 18 ноября 1988 СССР заявил о признании Палестинского государства. В январе 1990 представительство ООП в СССР, существовавшее с 1981 и имевшее статус дипломатической миссии, было преобразовано в посольство Государства Палестина.

В октябре 1991 в Мадриде открылась международная конференция по Ближнему Востоку, положившая начало мирному процессу в регионе. 13 сентября 1993 премьер-министр Израиля И. Рабин и генеральный секретарь ООП М. Аббас подписали Декларацию принципов о временных мерах по самоуправлению, определившую основы организации временного самоуправления палестинцев в секторе Газа и на Западном берегу (Осло 1). В 1994 и 1995 сторонами были подписаны дополнительные соглашения, которые определяли условия пятилетнего переходного периода и организации палестинского самоуправления на палестинских территориях (Осло 2) - Палестинской национальной автономии. В результате в 1996 были проведены выборы в Палестинский законодательный совет, выборы президента, а также сформировано правительство.

4 мая 1999, по истечении пятилетнего переходного периода, предусмотренного Декларацией принципов и дополнительными соглашениями, между Израилем и ПНА должна была состояться договорённость об определении окончательного статуса Палестинской автономии и о создании Палестинского государства. Однако к этому сроку сторонам не удалось договориться, переговоры были прерваны из-за разногласий по ряду принципиальных вопросов: территориального разграничения между Израилем и Палестинским государством, статуса Иерусалима, судьбы еврейских поселений и возвращения палестинских беженцев.

В сложившейся обстановке 30 апреля 2003 представителями международного сообщества - «четвёркой международных посредников»: Россией, США, ЕС и ООН - был выдвинут проект выхода из кризиса «Дорожная карта». Этот проект предусматривает мирное продвижение к постоянному урегулированию палестино-израильского конфликта в 3 этапа в соответствии с принципом сосуществования двух государств. Конечная цель плана - окончательное и всеобъемлющее урегулирование конфликта к 2005. Этап I: окончание террора и насилия, нормализация условий жизни палестинцев, формирование палестинских институтов. Этап II: создание независимого Палестинского государства во временных границах и с атрибутами суверенитета на основе новой Конституции. Этап III: соглашение по постоянному статусу и окончание палестино-израильского конфликта.

Логическим продолжением последовательных усилий международного сообщества по урегулированию палестино-израильского конфликта стало принятие 19 ноября 2003 Советом Безопасности ООН предложенной Россией резолюции № 1515, в которой выражается поддержка проекта «Дорожная карта» и содержится призыв к сторонам выполнять ее положения в сотрудничестве с «четвёркой».

Государственное устройство и политическая система Палестины

По своему политическому устройству ПНА фактически представляет собой политический кондоминиум Израиля и палестинской администрации. В существующей структуре власти наиболее важные полномочия - внешние связи, внутренняя и внешняя безопасность, общественный порядок и безопасность в местах израильских поселений - сохраняются за Израилем. Кроме того, согласно Меморандуму, подписанному представителями палестинской и израильской властей в сентябре 1999 в Шарм-эль-Шейхе, Израиль продолжает полностью контролировать т. н. зону С (малонаселённые районы, еврейские поселения, а также важные для Израиля военно-стратегические места на Западном берегу и в секторе Газа), составляющую в общей сложности более 50% всей территории ПНА. Полномочия палестинской администрации распространяются на большинство палестинских городов (зона А) и сельских населённых пунктов Западного берега (зона В).

В Палестинский законодательный совет входит 88 чел. Правительство состоит из 26 чел. В его функции входит: регулирование экономической жизни, обеспечение безопасности в зоне ответственности ПНА, налогообложение и социальное обеспечение, образование, здравоохранение, культура, туризм.

Главным должностным лицом в структуре власти в ПНА, определяющим её внутреннюю и внешнюю политику, является Я. Арафат. Он совмещает должности президента ПНА и председателя Исполкома ООП, объединяя в своих руках все три ветви власти ПНА - законодательную, исполнительную и судебную.

Формирование судебной системы на территории ПНА, как и других органов власти, находится в стадии становления. Действуют светские и религиозные суды. Высший судебный орган - Верховный суд ПНА - уполномочен осуществлять надзop за деятельностью судов более низких уровней. Выдвижение, назначение и снятие судей находится в ведении Я. Арафата. Деятельностью шариатских судов формально руководит муфтий Палестины, хотя назначение членов шариатских судов находится под контролем Министерства юстиции. Шариатские суды занимаются главным образом вопросами «личного статуса мусульман» (женитьба, развод, наследное право и т.д.).

Территория ПНА делится на 16 административных единиц. Западный берег - 9 округов и 2 района. Округа: Дженин, Тулькарм, Калькилийя, Наблус, Иерусалим, Иерихон (Ариха), Вифлеем, Хеврон, Тубас. Районы: Салфит и Рамалла-аль-Бира. Сектор Газа - округа: Северная Газа, Газа-сити, Дейр аль-Балах, Хан-Юнис, Рафах. Мэры городов и председатели местных советов назначаются центральными властями ПНА, члены местных советов избираются населением. В непосредственном ведении местных властей находятся вопросы просвещения, культуры, санитарного состояния, здравоохранения, социального обеспечения.

Функции по охране порядка и безопасности граждан осуществляют силовые организации, прежде всего палестинская полиция. Её численность, по разным оценкам, составляет 30-45 тыс. чел. Наряду с регулярными частями полиции функционируют различного рода спецслужбы: «Служба_17», также известная как Президентская гвардия (ок. 3 тыс. бойцов), силы национальной безопасности, несущие патрульную службу и охрану границ (ок. 6 тыс. чел.), служба общественной безопасности (ок. 14 тыс. чел.), полиция охраны правопорядка (ПОП, 10 тыс. чел.). В задачу ПОП кроме поддержания правопорядка входит урегулирование кризисных ситуаций и борьба с терроризмом. Со времени создания ПНА на палестинских территориях действует также служба контрразведки, контролирующая общественно-политическую жизнь и положение дел в различных общественных движениях. Вся система правоохранительных органов и служб координируется Советом Безопасности Палестины (СБП), возглавляемым Я. Арафатом.

ПНА располагает весьма развитой общественной политической инфраструктурой. Хотя здесь нет партий в обычном понимании этого слова, но существуют различные движения и общественно-политические организации, которые представляют отдельные слои палестинского общества. Наиболее крупной и влиятельной организацией является «Аль-Фатх» - Движение освобождения Палестины. В современном палестинском обществе это своего рода «партия власти»: её функционеры и руководители занимают доминирующее положение в большинстве властных структур от президента до мэров городов. Другая влиятельная организация - «Хамас» («Движение исламского сопротивления») выступает за построение независимого исламского государства на всей территории Палестины, включая ту её часть, которая была выделена ООН для образования Государства Израиль.

Важную роль в общественно-политической жизни ПНА играют профессиональные союзы, объединяющие более 250 тыс. чел., женские организации, союзы студентов, писателей и журналистов, адвокатов, художников.

Экономика Палестины

Главные отрасли экономики ПНА - сельское хозяйство, промышленность, торговля и сфера услуг ориентированы на «общий рынок» с Израилем. Св. 60% сельскохозяйственной продукции этих территорий (в основном оливки, табак, цитрусовые, овощи и некоторые виды сырья) направляется на переработку и потребление в Израиль. Экспорт сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении - 603 млн долл. США. Общая стоимость импорта - 1,9 млрд долл. США (2002). Более 90% импорта приходится на потребительские товары из Израиля (текстиль, электротовары, транспортные средства, а также некоторые пищевые продукты - мука, сахар, рис).

Общая тенденция последнего времени в экономике - сокращение занятости населения в сельском хозяйстве, его «раскрестьянивание» и превращение в наёмных рабочих - полупролетариев. В 1990-х гг., по некоторым оценкам, до 50% активного населения Западного берега и Газы были наёмными рабочими, 66% из них были заняты в сфере услуг, 21% - в промышленности и 13% - в сельском хозяйстве. В структуре ВВП доля сельского хозяйства в 2002 составила 9%, промышленности - 28%, сферы услуг - 63%.

В промышленности преобладает мелкотоварное производство: небольшие предприятия, мастерские с числом рабочих от 50 до 10 чел. и менее (в основном по производству оливкового масла, мебели, текстиля, кожевенных изделий, мыла, пластиковых материалов). Некоторые промышленные предприятия на Западном берегу специализируются на производстве строительных материалов: цемента, нерудных ископаемых, строительного камня, мрамора. 90% промышленного производства ПНА идёт на местные рынки и лишь ок. 10% экспортируется в Израиль, Иорданию, Египет.

Специфика экономики ПНА - массовая миграция арабских рабочих на заработки в Израиль, где они используются главным образом на тяжёлых работах в строительстве, сельском хозяйстве, на прокладке дорог, в сфере городского обслуживания. В 1970-80-х гг. численность таких рабочих достигала 100-120 тыс. ежегодно. В 2000-03 в связи с введением израильским правительством практики закрытия границ с Западным берегом и сектором Газа эта цифра снизилась до 30-40 тыс.

ПHA принадлежит к числу тех стран, экономическая жизнеспособность которых в большой степени зависит от иностранной финансовой помощи. В 1994-98 эту помощь оказывали (в млн долл. США): арабский мир - 43, Европа (страны ЕС) - 277, США - 65, Япония - 62, МБРР - 24.

Бюджет 2002 (млн долл. США): доходы - 930, расходы - 1200, внешний долг - 108.

ВВП на душу населения в год - 800 долл. США. В наиболее трудном положении находятся палестинцы - жители лагерей для беженцев. Официальная сумма расходов ЮНВРА на 1 чел. Равна 37 долл. США в год. От недоедания, болезней, особенно желудочных, недостатка врачей детская смертность достигает 32%. Один врач приходится на 10 тыс. беженцев. Уровень безработицы превышает 30%, а в Газе - 60%.

Наука и культура Палестины

В ПНА сложилась достаточно развитая система просвещения, которая включает начальное школьное образование, школы 2-й ступени, университеты, колледжи, институты и профессиональные училища. В 2002/03 учебном году на Западном берегу и секторе Газа насчитывалось 1493 общеобразовательные школы (начального и подготовительного уровня) на содержании администрации ПНА, 244 частные школы и 269 школьных учреждений на попечении ЮНВРА в лагерях для беженцев. Во всех этих школах обучалось 984 тыс. учащихся по сравнению с 663 тыс. В 1995/96. По данным первой переписи населения, проведённой администрацией ПНА в 1997, системой просвещения охвачено в общей сложности 90% палестинцев. Широкая сеть школьных учреждений обеспечивает высокую степень грамотности населения палестинских территорий, которая составляет, по некоторым оценкам, более 70%.

Подготовка преподавательского состава для школ 1-й и 2-й ступеней, а также специалистов в различных областях знаний ведётся в высших учебных заведениях Палестинской автономии: в университетах «Бир-3ейт» (в окрестностях г. Рамалла), «Ан-Наджах», в институтах и колледжах г. Газа - Дженин, Наблус, Восточной части Иерусалима и других крупных палестинских городов. Большое число палестинских студентов получают образование за рубежом: в Египте, Ливане, Сирии, в странах Европы, в т.ч. в России. 21 апреля 1998 в Рамалле было подписано соглашение между Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством высшего образования ПНА о сотрудничестве в области образования на 1998-2002. Всего в образовательных учреждениях Советского Союза и России подготовлено ок. 1,5 тыс. Палестинских специалистов с высшим образованием, в т.ч. кандидатов и докторов наук. Среди палестинцев - выпускников университетов за последние 20 лет св. 60% - специалистов гуманитарных и социальных областей, 36% - инженеров, специалистов сельского хозяйства, медицины.

Современная литература арабской Палестины состоит главным образом из произведений нового поколения палестинских писателей и поэтов. Наиболее яркие представители этого поколения: выдающийся палестинский поэт, лауреат международной литературной премии «Лотос» Махмуд Дервиш (цикл стихов «Песни моей маленькой родины», поэма «Стихи при отблеске выстрела»), поэты Самих аль-Касем, Муин Бсису. Писатели и поэты старшего поколения - Абу Салма, Тауфик Зайяд, Эмиль Хабиби. Произведения палестинских писателей изданы в Ливане, Египте, Сирии, в странах Европы, в т.ч. в Советском Союзе и России.

В последние годы заметное место в культуре арабской Палестине заняло изобразительное искусство, особенно живопись и графика. Наиболее известные палестинские художники: Исмаил Шаммут (картины «Добрая земля», «Женщины из Палестины»), Тамам аль-Акхаль, Тауфик Абдуляль, Абдедь Myты Абу Зейда, Самир Салама (полотна «Лагерь палестинских беженцев», «Мир и война», «Сопротивление народа»). Широкой популярностью среди палестинского населения пользуются произведения художника Ибрагима Ганема, которого справедливо называют «художником палестинской деревни». В своих картинах он показывает привычный повседневный труд крестьян-феллахов, их традиционные обычаи и обряды, красочные костюмы и танцы, наполненные солнечным светом пейзажи палестинских деревень. Это глубокое ощущение своей родной земли и обычаев её народа живописец тонко передаёт в композициях «Танцы на деревенской площади», «Жатва», «Сельский пейзаж». Столь же искренне и проникновенно показаны жизнь и труд крестьян и горожан в полотнах художников Джумарани аль-Хусейни («Сезон сбора оливок»), Лейлы аш-Шавва («Деревенские женщины»), Ибрагима Хазима («Девочки»).

Весомый вклад в развитие национальной культуры Палестины вносят деятели киноискусства. Среди работ молодых палестинских кинематографистов - «Хроника исчезновения» и «Божественное вмешательство» (реж. Илия Селейман, 2002), «Вторжение» (реж. Низар Хасан), «Хроника осады» (реж. Самир Абдулла, работающий во Франции), документальный фильм Мухаммеда Бакри «Дженин» (2002), «Свадьба Рана» (реж. Хани Абу Асад, Палестина - Нидерланды, 2002) и ряд других кинолент.

Для современного национального изобразительного искусства Палестины характерно стремление художников нового поколения к тесной связи с массами, к объединению творческих сил мастеров старшего поколения, находящихся в эмиграции (в Сирии, Ливане, Египте), с молодыми художниками, недавно пришедшими в искусство и живущими на палестинских территориях автономии. Эти новые тенденции к объединению всех творческих сил писателей и мастеров изобразительного искусства на территории автономии и палестинской диаспоры способствуют сохранению национальной общности и единства палестинского народа перед лицом выпавших на его долю тяжёлых испытаний и потрясений.