Ощущения в жизни человека. Индивидуальные различия ощущений

Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных, элементарных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма в момент непосредственного воздействия материальных раздражителей на соответствующие рецепторы (органы чувств).
Роль ощущений в жизни и деятельности человека трудно переоценить, т. к. они являются источников наших знаний о внешнем мире и о нас самих.
Пять всем известных органов чувств собирают информацию из внешней для организма среды в виде света, цвета, звуков, запахов, вкусов, температуры, прикосновений. Внутренние органы чувств сигнализируют о состоянии сердца и печени, почек и желудка, мышц и кровеносных сосудов. Все эти многочисленные сенсорные каналы сливаются в могучую реку, которая омывает и питает наш мозг информацией.
Органы чувств – это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание, и та информация, которую они несут, позволяет человеку ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили бы нужной информации, никакая сознательная жизнь была бы невозможной.
Так нарушение притока информации в раннем детстве, связанное с глухотой и слепотой, вызывает резкие задержки психологического развития. Если детей, рожденных слепоглухими или лишенных слуха и зрения в раннем возрасте, не обучать специальным приемам, компенсирующим эти дефекты за счет осязания, их психическое развитие станет невозможным, и они не смогут самостоятельно развиваться.
Совершенно естественно, что люди переживают потерю любого из каналов связи с окружающей средой как величайшую трагедию.
С потерей органа чувств не просто выпадает какая-либо часть из спектра переживаний, перестраивается вся личность, все ее жизненные отношения к окружающим людям.
В научной литературе встречаются примеры, в которых описаны состояния людей, потерявших в силу различных обстоятельств, все виды чувствительности кроме одного, двух.
С. П. Боткин (1832-1889), известный русский врач, описал редкий случай, когда больная потеряла все виды чувствительности, кроме зрения одним глазом и осязания на небольшом участке руки. Когда больная закрывала глаз, и никто не прикасался к ее руке, она засыпала.
Академик И.П. Павлов описывает следующие клинические случаи: «...у проф. Штрюмпеля случайно оказался в больнице больной, у которого была настолько повреждена нервная система, что из всех воспринимающих поверхностей остались только два глаза и ухо. И вот, как только эти последние, уцелевшие окна из внешнего мира закрывались, больной тотчас же впадал в сон. Таким образом, получалось полное подтверждение того, что для бодрственного, деятельного состояния больших полушарий необходим известный минимальный приток раздражений. Совсем недавно мне... пришлось видеть подобный же случай... Когда у него (т. е. больного) открыты здоровое ухо и здоровый глаз, он вас вполне понимает, может читать и писать. Но как только вы ему закроете либо ухо, либо глаз..., он непременно впадает в забытье и ничего из того, что происходило с ним в этом промежутке, не помнит».
Эти примеры доказывают, что потребность в нормальном потоке ощущений, которые буквально питают человеческий мозг, доставляют ему живительные и совершенно необходимые впечатления, является одной из самых острых жизненных потребностей. Итак, чтобы человек чувствовал себя здоровым и бодрым, необходим полноводный поток ощущений.
Необходимый поток ощущений в нормальных жизненных условиях достигается как бы автоматически. Под нормальными условиями здесь можно понимать два жизненных ряда.
Во-первых, должны быть в исправности те физиологические приборы, которые отвечают за сбор информации: глаза должны видеть, уши - слышать, нос - обонять и т. д.
Во-вторых, необходимы внешние предметы и явления, которые можно было бы разглядывать, прослушивать, нюхать, пробовать, трогать и т. д.
В приведенных примерах у людей наблюдалось состояние сенсорного голода, наступившего в результате неисправности физиологических приборов ощущений.
Но существует сенсорный голод другого рода, который грозит абсолютно здоровым людям. Это черное безмолвие космоса, грозящее космонавтам при длительных полетах. В кабине все привычно. Ничто не радует глаз, возникает состояние, которое народ именует универсальным и точным словом «скука». А ученые - сенсорная депривация.
Впервые ее описали исследователи глубоких пещер и полярные исследователи. В наши дни сенсорную изоляцию создают искусственно и изучают в особых условиях.
Например, испытуемого в специальном снаряжении погружают в воду, так, что полностью прекращается поток зрительных, слуховых и вообще всех внешних ощущений. А что происходит при этом с внутренним миром человека?
Очень многое: обманы чувств, потеря ощущений собственного «я», нарушения в эмоциональной сфере и прочие неприятности. Недаром это одно из самых тяжких испытаний будущих космонавтов.
С. Лем в одном из рассказов описывает «прелести» строгой сенсорной депривации, которые испытывает его герой Пирке, погруженный в специальную камеру, «баню».
«...Пустота становилась тревожной. Прежде всего, он перестал ощущать положение своего тела, рук, ног. Он еще помнил, в какой позе лежит, но именно помнил, а не ощущал. Дальше он обнаружил, что у него уже нет ни туловища, ни головы - вообще ничего. Пирке словно бы растворился в воде, которую тоже совершенно перестал ощущать. Нечем было шевельнуть: руки исчезли. Потом стало еще хуже. Темнота, в которой он находился, или точнее, темнота - он сам - заполнилась слабо мерцающими кругами - круги эти даже и не светились, а смутно белели.
...Он распадался. Он был немного здесь, немного там, и все расползалось. Верх, низ, стороны - ничего не осталось... Он вселился в кого-то. И этот кто-то раздувался, распухал. Становился безграничным. Он кружился. Вращался. Глазные орбиты без лица, округлые, вытаращенные, расплывавшиеся, если пробовать им сопротивляться, наступали на него, лезли на него, расширяли его изнутри, словно он резервуар из тонкой пленки, готовый вот-вот лопнуть. И он взорвался».
С. Лем ничего не придумал. В протоколах научных опытов есть и более впечатляющие картины психических изменений, причиной которых является недостаток чувственных сигналов.
Ощущения связывают человека с внешним миром, являясь как основным источником познания, так и основным условием психического развития

Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.

1. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют: дистантную и контактную рецепцию.

2. По расположению рецепторов на поверхности тела, в мышцах и сухожилиях или внутри организма различают, соответственно, экстероцепцию (зрительная, слуховая, тактильная и др.), проприоцепцию (ощущения с мышц, сухожилий) и интероцепцию (ощущение голода, жажды).

3. По времени возникновения в ходе эволюции животного мира выделяют древнюю и новую чувствительность.

Зрительные ощущения. Аппаратом зрения является глаз – орган чувств со сложным анатомическим строением. Световые волны, отражаемые предметом, преломляются, проходя через хрусталик глаза, и фокусируются на сетчатке в виде изображения. Глаз относится к дистантным рецепторам, так как зрение дает знания о предметах и явлениях, находящихся в некотором удалении от органов чувств.

Слуховые ощущения. К дистантным ощущениям относятся также слуховые ощущения. Чувствительные окончания слухового нерва расположены во внутреннем ухе, внешнее ухо собирает звуковые колебания, а механизм среднего уха передает их улитке. В основе возбуждения чувствующих окончаний улитки лежит принцип резонанса: различные по длине и толщине окончания слухового нерва приходят в движение (резонируют) при определенном числе колебаний в секунду.

Обонятельные ощущения относятся к дистантным. Раздражителями, вызывающими обонятельные ощущения, являются микроскопические частицы веществ, которые попадают в носовую полость с воздухом, растворяются в носовой жидкости и воздействуют на рецептор.

Вкусовые ощущения – контактные, они возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Органом вкуса является язык. Выделяют четыре основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое. Из комбинации этих четырех ощущений, к которым присоединяются мускульные (движение языка), и возникает гамма вкусовых ощущений.

Особенностью динамики вкусовых ощущений является их тесная связь с потребностью организма в пище. При голодании вкусовая чувствительность повышается, при насыщении – понижается.

Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько самостоятельных анализаторных систем: тактильная, температурная, болевая. Все виды кожной чувствительности относятся к контактной чувствительности. Тактильная чувствительность неравномерно распределена по всему телу. Наибольшее скопление тактильных рецепторов – на ладони, на кончиках пальцев и на губах.

38. Понятие о восприятии. Ощущения и восприятия.

Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т. е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств или, иными словами, целостное отображение предмета.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются по-разному. Складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и отвлеченного мышления)...

Возможность развития и коррекции памяти в учебном процессе

Как справедливо подчеркивает Л.М. Веккер, чтобы охарактеризовать память человека, недостаточно сказать, что она хорошая или плохая. Память может быть хорошей по отношению к одним объектам и плохих относительно других. Во-первых...

Индивидуальные особенности личности

В основе личности лежит ее структура - связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации...

Процессы памяти у разных людей протекают не одинаково. В настоящее время принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти: в первую группу входят различия в продуктивности заучивания...

Индивидуальные особенности памяти, воображения, мышления и их развитие

Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов...

Память как интегративный психический процесс

Процессы памяти у людей протекают неодинаково. Сейчас принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти. С одной стороны, память различных субъектов отличается по преобладанию той или иной модальности - зрительной...

Память. Ее значение и виды

Во-первых, индивидуальные особенности памяти связаны с особенностями личности. Даже люди с хорошей памятью запоминают не вес, а люди с плохой памятью не все забывают. Это объясняется тем, что память носит избирательный характер. То...

Память. Основные виды. Индивидуальные особенности

Процессы памяти у разных людей протекают неодинаково. Общеизвестно, что одни люди запоминают быстро, другие медленно, одни помнят долго, другие скоро забывают, одни воспроизводят точно, другие допускают много ошибок...

Психологические особенности искажения восприятия времени при работе за персональным компьютером

1) Психологическое время значимо отличается от объективного, хронологического. Оно может быть плавно текущим или скачкообразным, сжатым или растянутым, пустым или насыщенным. 2) Х. Эренвальд, показал...

Современные представления о функционировании памяти

Индивидуальные различия памяти людей проявляются в особенностях ее процессов, то есть в том, как осуществляется запоминание и воспроизведение у разных людей, и в особенностях содержания памяти - то, что запоминается...

Ощущение- процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма, возникающий при непосредственном воздействии их на рецепторы (органы чувств). Это процесс первичной обработки информации, свойственный и животным, и человеку. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Рефлекторная природа ощущений

Ощущения - начальный источник наших знаний о мире. Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, а воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. Раздражение, в свою очередь, вызывает в нервной ткани возбуждение. Ощущение возникает как реакция нервной системы на раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер.Физиологическим механизмом ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна приня¬то различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обо¬няние, вкус, осязание, зрение и слух.

Систематическая классификация ощущений

Существуют различные подходы к классификации ощущений. Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцентивные ощущения. Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения.

Индивидуальные особенности

Индивидуальные различия в ощущениях - мало изученная область психологии. Известно, что чувствительность разных органов чувств зависит от многих факторов. Оказывают влияние особенности центральной нервной системы (у индивидов с сильной нервной системой чувствительность ниже); эмоциональность (у эмоциональных более развито обоняние); возраст (острота слуха наибольшая в 13 лет, зрения - в 20-30 лет, старые люди довольно хорошо слышат звуки низкой частоты, а высокие - хуже); пол (женщины более чувствительны к высоким звукам, а мужчины - к низким); характер деятельности (сталевары различают тончайшие оттенки раскаленного потока металла и пр.). Основным органом познания ребенка является рот, следовательно вкусовые ощущения возникают раньше остальных. На 3-4 недели жизни ребенка появляется слуховое и зрительное сосредоточение, что свидетельствует о готовности ее к зрительных и слуховых ощущений. На третьем месяце жизни он начинает владеть моторикою глаз. С координацией движений глаз связана фиксация объекта, который действует на анализатор. У ребенка быстро развивается зрительный анализатор. Уже на третьем месяце ребенок локализующие звуки, поворачивает голову к источнику звука, реагирует на музыку и пение. Развитие слуховых ощущений тесно связано с овладением языком. И. М. Сеченова подчеркивала большое значение кинестечних ощущений в развитии познавательной деятельности. От них в значительной степени зависит совершенство двигательной сферы ребенка. М. М. Кольцова говорила о идее единства и взаимосвязи всех проявлений двигательного анализатора. Б. Г. Ананьев пишет, что у детей не наблюдается значительных различий в уровне чувствительности одних и тех же анализаторов, хотя у взрослого человека они очевидны. В целом абсолютная чувствительность всех видов достигает высокого уровня развития в первый год жизни. Медленнее развивается относительная чувствительность (бурное развитие происходит в школьном возрасте).

Ощущение - построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения. По нервно физиологическому субстрату выделяют экстерорецептивные, проприорецептивные и интерорецептивные ощущения. По генетическому основанию (Г. Хэд,1918) выделяют более древнюю протопатическую и более молодую эпикритическую чувствительность.

Виды ощущений:

Наиболее распространённая, самая ранняя и простая классификация ощущений по модальности (виду) раздражителя. Модаль­ность является качественной характеристикой, в которой проявляется спе­цифичность ощущения как простейшего психического сигнала в отличие от сигнала нервного (Л.М. Веккер).

Со времен Аристотеля бытует устойчивое представление о существовании у человека пяти разновидностей чувств: зре­ния, слуха, осязания, обоняния, вкуса.

XIX век ознаменовался открытием новых групп ощущений, таких как вестибулярные, вибрационные, кинестети­ческие и др. В отдельную группу были выделены болевые ощущения.

Наиболее разработанной и логически строгой признана классификация, которую предложил английский физиолог Чарлз Скотт Шеррингтон (1857-1952), выделивший три основных класса ощущений:

экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела (например, на ко­же);

интероцептивные или органические, расположенные во внутренних органах (например, в стенках желудка) и сигнализирующие о процессах или изменениях, происходящих в организме (ощущения голода, жажды, боли и т.п.);

проприоцептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях и постав­ляющие информацию о движении или положении различных частей те­ла.

Общую массу экстероцептивных ощущений Ч. Шеррингтон в свою очередь подразделил на две группы:

дистантные (зрительные, слуховые),

контактные (осязательные, вкусовые) ощущения.

Обонятельные ощущения занимают в этой группировке промежуточное положение.

Свойства ощущений.

Любое ощущение может быть описано с помощью нескольких присущих ему свойств. К основным свойствам ощущений относятся: качество, интен­сивность, длительность и пространственная локализация.

Качество - это специфическая особенность данного ощущения, отли­чающая его от всех других видов ощущений и варьирующаяся в пределах конкретной модальности.

Например, к качествам зрительной модальности относятся яркость, насыщенность, цветовой тон.

Качества слуховых ощуще­ний: высота, громкость, тембр;

Качества тактильных ощуще­ний: твердость, шероховатость и т.д.

В зарубежной литературе синонимом понятия «качества ощущения» выступает термин «субмодальность».

Интенсивность ощущения - характеристика, определяемая силой действующего раздражителя и функциональным состоянием анализатора.

Зависимость интенсивности ощущения Е от физической силы раздражите­ля S, воздействующего на анализатор, математически выражена в основном за­коне психофизики, получившем название «закон Вебера - Фехнера»:

Е = к log S + с.

Интенсивность ощущения (Е) прямо пропорциональна логарифму си­лы раздражителя (S); к и с - некоторые постоянные, определяемые спе­цификой конкретной сенсорной системы.

Вот ещё одна формулировка закона Вебера - Фехнера:

Если сила раздражителя возрастет в геометрической прогрессии, то интенсивность ощущения возрастает в арифметической прогрессии. Эмпирические исследования подтверждают эту зависимость лишь для средней части диапазона воспринимаемых значений раздражителя.

Закону Вебера - Фехнера обычно противопоставляется закон Стивенса, соглас­но которому зависимость Е от S носит не логарифмический, а степенной характер: интенсивность ощущения определяется степенью физической ин­тенсивности стимула.

Длительность ощущения - его временная характеристика, определяе­мая длительностью воздействия раздражителя, его интенсивностью, а также функциональным состояни­ем анализатора.

При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя определенный отрезок времени, получивший название «латентный (скрытый) период ощущения». Для тактильных ощуще­ний латентный период составляет 130 мс, для болевых - 370 мс, для вку­совых - 50 мс.

При прекращении действия раздражителя ощущение не ис­чезает одновременно с ним, но продолжается еще некоторое время в его отсутствие. Этот эффект получил название «последействие (или инерция) ощущения». Непродолжительное по времени сохранение сенсорного сле­да воздействия раздражителя осуществляется в виде последовательного образа, который может быть либо положительным (соответствующим по характеристикам вызвавшему его стимулу), либо отрицательным (обладающим противоположными характеристиками, например, окрашенным в допол­нительный цвет).

Пространственная локализация - это характеристика ощущения, по­зволяющая определить местонахождение воздействующего раздражителя. Так, дистантные ощущения содержат информацию о расположении источ­ника раздражения в пространстве, тогда как контактное ощущение соотно­сится с той частью тела или точкой на его поверхности, на которую воздей­ствует раздражитель.