Конспект занятия «Человеческие потребности. Вариант организации учебной работы. Характеристика основных видов деятельности ученика

Главная > Урок

Урок «Потребности человека» 8 класс

Потребность -нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Это определенная форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования и развития индивида, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Потребности человека не могут быть одинаковы во все времена, они меняются с течением времени. Потребности зависят от условий, в которых живут люди, от уровня развития хозяйства. Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетворенности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность. Удовлетворение потребности – процесс возвращения организма в состояние равновесия. Потребность становится целью деятельности человека и побуждает его к действию. Действие направлено на удовлетворение потребности.

Первым, кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется иерархической теорией потребностей . А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших биологических до высших духовных.

Можно выделить следующие виды потребностей.

Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе. Разумные потребности - это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Потребности человека в пище, одежде, жилище естественны, но имеют разумные границы; потребности в знаниях, творческой деятельности, красоте беспредельны. Таким образом высшие потребности вносят большой вклад в формирование личности, нежели низшие, там, где н6ачинаются высшие потребности, там начинается личность. Потребности связаны с ценностными ориентациями. Ценностные ориентации - жизненные ориентиры, являющиеся особенно важными, значимыми, предпочтительными для человека в окружающей жизни и поведении других людей. Ценностные ориентиры являются регулятором поведения человека. Если для человека особо значимо приобретение вещей, то у него преобладают материальные потребности. Если он считает предпочтительным для себя заниматься творческой деятельностью, то у него формируются различные духовные потребности. Потребности являются источником активности людей. Процесс удовлетворения потребностей представляет собой целенаправленную деятельность.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

ПРАКТИКУМ «Человек, личность, деятельность, потребности»

1. Верны ли следующие суждения?А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением других людей о себе.1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.2. К социальным относятся потребности человека в:1) отдыхе; 2) пище; 3) воде; 4) общении.3. Верны ли следующие суждения о человеке?А. Можно быть духовно богатым человеком и совершать недобрые дела.Б. Духовное богатство не позволяет человеку притупить в себе сострадание.1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.4.Установите соответствие: 5. Качества личности проявляются в:1) чертах человека как биологического организма; 2) наследственной предрасположенности;3) особенностях темперамента; 4) социально-преобразующей деятельности.6. Человек, в отличие от животного, обладает способностью:1) действовать сообща с себе подобными; 2) видеть цель своих действий;3) обучать потомство; 4) защищаться от опасности.7. И человек, и животные способны:1) использовать предметы природы;2) изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда;3) передавать трудовые навыки последующим поколениям;4) осознавать собственные потребности.8. Соотнесите виды потребностей с их характеристиками:

Виды потребностей

Характеристики

1) физиологические;2) потребность в безопасности;3) социальные;4) престижные;5) духовные. A. Потребность человека жить в коллективе, в общении, дружбе, любви, уважении и взаимопонимании.Б. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, сострадать и сопереживать, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения.B. Потребность в признании со стороны других людей, потребность занять достойное место в жизни, в обществе, в коллективе.
9. Приведите в соответствие понятия «человек», «индивид», «личность» с их смысловыми значениями и существенными признаками:

Характеристики

1) Индивид.2) Индивидуальность.3) Личность A. Это набор качеств: внешних, нравственных, социальных, культурных и т. д., которые отличают одного человека от другого.Б. Пол, возраст, раса, статус, роль.B. Лицо, обладающее всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами.Г. Своеобразие, уникальность, неповторимость конкретного человека.Д. Человек, способный управлять своим поведением и деятельностью, имеющий собственное убеждение, обладающий силой воли, отличающийся самостоятельностью в поступках, способный нести ответственность и решать проблемы, реализующий себя посредством тех или иных социальных ролей, проявляя инициативу, предприимчивость, целеустремленность, трудолюбие и силу воли.Е. Яркая, музыкальная, спортивная, артистичная, обладающая художественным вкусом натура.
10. Верны ли следующие суждения?А. Именно потребности в большей мере способствуют формированию личности.Б. Когда человек теряет смысл жизни, он начинает духовно опускаться.1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.11. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в:1) самосохранении; 2) самореализации; 3) самопознании; 4) самообразовании.12. Верны ли следующие суждения?А. Человек - высшая ступень живых организмов на Земле, обладает набором особых свойств. Как биологическое существо, он сумел приспособиться к внешней среде и сохранить вид.Б. Человек - существо социальное, проживающее в обществе и обладающее такими качествами, как творчество, свобода, социальность.1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.13. О каком понятии идет речь:«Это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, необходимых для эффективного выполнения им социальных ролей в конкретном обществе».14. Верны ли следующие суждения?А. Гениальным человека делает природа, а великим - общество.Б. Эмоциональное переживание и целеполагание - отличительные черты деятельности человека от жизнедеятельности других живых существ.1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.15. О каком понятии идет речь. Своеобразие человека по следующим признакам:1) особенности внешнего облика;2) неповторимость внутреннего мира;3) неповторимость проявления внутреннего мира в поведении и деятельности - обозначается термином16.О какой важнейшей общественной потребности человека идет речь:Обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами.17. Способность, лежащая в основе отличия человека от животных:1) к общению (обмену информацией с себе подобными);2) к взаимопомощи (оказанию поддержки попавшим в опасную ситуацию);3) подражанию (усвоению форм поведения других);4) к сотрудничеству (совместному изготовлению орудий труда).18. Сергей делится по телефону с Александром своими впечатлениями о просмотренном кинофильме. Это пример1) игры 2) общения 3) учения 4) труда19. Вид деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата, - это1) игра 2) общение 3) учеба 4) труд20. Виктор посещает лекции в Инженерно-экономическом университете. Это пример1) труда 2) учебы 3) общения 4) игры21. Ювелиры в Древней Руси на поверхность предмета по линиям заранее нанесенного рисунка припаивали множество крохотных металлических шариков. Какой вид деятельности иллюстрирует этот пример?1) труд 2) учебу 3) общение 4) игру22. Верны ли следующие суждения об основе человеческого существования?А. Основой человеческого существования является деятельность. Б. Основой человеческого существования является потребительство.1) верно только А 2) верно только Б3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны23. Верны ли следующие суждения о способностях?А. Способности - высокая степень одаренности человека, проявляющаяся в определенной деятельности.Б. Способности - индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в определенной деятельности.1) верно только А 2) верно только Б3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны24. Девятиклассница Ольга поражает всех тонким слухом. Как можно назвать качество, которым обладает Ольга?1) способность 2) задаток 3) талант 4) гениальность25. К специальным способностям относятся1) литературные 2) спортивные 3) математические 4) все перечисленные26. К общим способностям относятся1) музыкальные 2) умственные3) технические 4) художественно-творческие27. Леонардо да Винчи был великим художником, но и великим математиком, механиком и инженером. Ему обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики. Какими качествами обладал Леонардо да Винчи?1) способностями 2) одаренностью 3) талантом 4) гениальностью28. Установите соответствие: 29. Установите соответствие: 30. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к социальным чертам человека.Творчество; коллективный труд; мозг; общение; речь.Найдите и выпишите понятие, выпадающее из этого ряда.

8 класс

Тема урока: Потребности и способности человека.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «мотивы», «потребности», «способности»; способствовать пониманию связи человеческой деятельности с мотивами, потребностями.

Оборудование:

Доска.

Ход урока:

Проверка домашнего задания

Чтоб знатоком обществознания стать,

Терминологию ты должен выучить на «пять».

Задание №1. Дайте определение:

Записать на доске:

1 ученик – общество, социальная сфера

2 ученик – общественные отношения, духовная сфера.

Устная работа с классом:

Человек, индивид, индивидуальность, личность, деятельность, общение.

Задание №2. Начертить на доске схему элементов, составляющих деятельность, и объяснить.

Задание №3. Объяснить, как вы понимаете высказывание, и ответить на вопрос:

Высказывание С.Л.Рубинштейна: «Ничто так не обнаруживает самое сокровенное в человеке, как поведение в условиях выбора».

??? Вопрос:

Как связано высказывание Рубинштейна С.Л. с понятиями «деятельность», «общение», «поведение»?

Объяснение нового материала.

План урока:

    Потребность – мотив – поведение.

    Способности.

Объяснение первого вопроса плана.

Объяснение учителя:

На предыдущих уроках мы познакомились с понятием «человек», с тем, какую роль деятельность играет в жизни человека. Сегодня мы должны будем разобрать тему, где речь пойдет о том, что побуждает человека к различным видам деятельности.

Записать в словарь:

Потребность – это переживаемая человеком нужда в чем – то, что ему необходимо в жизни.

Попытка подсчитать потребности оказалась непродуктивной, поскольку они у человека неисчерпаемы, а кроме того, развитие общества, науки, техники, образования и т.д. умножает потребности. Но если потребности подсчитать невозможно, то можно выделить в них основное (базу). И когда ученые определили, что составляет основу (базу) наших потребностей, оказалось, что все наши нужды можно разбить на три большие группы: биологические, социальные и духовные потребности.

Работа в тетради:

Задание – начертить в тетради таблицу, в которую они самостоятельно внесут потребности, записанные на доске, распределив их по столбцам соответственно тому, к какой группе, по их мнению, они относятся.

Потребности человека

Биологические

Социальные

Духовные

Потребности в еде, воде, сне, продолжении рода, стремлении избежать боли, в привязанности. Эти потребности являются врожденными, выполняют важную роль в сохранении жизни человека.

Потребности, необходимые человеку для общения и совместной деятельности с другими людьми. К ним относятся: потребность быть людьми, занять достойное место среди них, пользоваться привязанностью и уважением окружающих.

Потребность в познании окружающего мира и самого человека. Она является жизненно необходимой, так как без знания свойств предметов и явлений, законов, которыми они связаны, деятельность людей была бы невозможна, жизнь остановилась бы.

Чтобы теория доступна стала,

Примера очередь настала…

Потребность в еде, голод могут привести к тому, чтобы:

А) встать со стула, пойти на кухню, открыть холодильник и съест бутерброд

Б) пойти на кухню, взять продукты и испечь пирог

В) постараться переключить внимание на что-то другое, например, начать читать книгу

Г) стащить пирожок в булочной и т.д.

??? Вопрос к классу:

Что побудило человека к действию. В каждом конкретном случае?

Чем мотив отличается от поведения?

Потребность становится целью деятельности человека, которая направлена на то, чтобы восполнить недостающее, удовлетворить возникший запрос. Кроме того, что потребность становится целью деятельности, она еще определяет и мотив деятельности, она еще определяет и мотив деятельности, т.е. то, что побуждает к действию. Мотив, или побуждение к действию, определяется не только потребности, но и эмоциями, инстинктами, идеалами.

Записать в словарь:

Мотив – побуждение к действию.

Задание №1. Объяснить схему на доске

Потребность – мотив – поведение

Выслушав ответы учащихся, еще раз закрепить: если потребность – это возникшая в чем – то нужда, то мотив – это то, что побуждает к действию, а поведение – это само действие, т.е. то, как это действие будет воплощено в реальной ситуации.

Объяснение второго вопроса плана.

Записать в словарь:

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся условиями для успешного осуществления различного рода деятельности.

??? Вопрос классу

Как связаны между собой потребности, мотив, поведение и способности?

Говорят психологи:

Способность в психологии рассматривается как особое свойство психологической функциональной системы, выражающееся в определенном уровне ее продуктивности. Количественные параметры продуктивности системы точность, надежность (устойчивость), скорость функционирования. Способности измеряются путем решения задач определенного уровня трудности, разрешения ситуаций и т.д.

Уровень способностей определяется степенью разрешимости противоречий между свойствами индивида и отношениями личности. Лучший вариант, когда есть способности к какой – либо сфере деятельности и интерес этим заниматься.

Способности подразделяются на общие и специальные. Общие способности могут предопределять склонность к довольно широкому спектру деятельности, они формируются развитием интеллекта и особенностей личности. К общим способностям относятся:

готовность к труду, потребность трудиться, трудолюбие и высокая работоспособность;

черты характера – внимательность, собранность, целенаправленность, наблюдательность;

развитие творческого мышления, гибкость ума, умение ориентироваться в сложных ситуациях, адаптивность, высокая продуктивность умственной деятельности.

Общая способность выступает как социально – психологическая основа развития специальных способностей к определенному виду деятельности: музыкальной, исследовательской, преподавательской и т.п.

Закрепление пройденного материала

Задание №1. Напишите мини – сочинение по данному высказыванию

И.Гете: «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик».

Домашнее задание: мини – сочинение, параграф 5.

Этот урок входит в раздел «Человек в социальном измерении». Изучение темы предполагает обращение к социальному опыту учащихся. Очень важный аспект именно этого занятия – формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями.

На уроке применяются различные формы и методы работы, такие как работа в группах, индивидуальные задания, работа с текстом.

Учащиеся закрепляют навыки работы с дополнительным материалом, умение извлекать из текста основную информацию и делать выводы.

Характеристика основных видов деятельности ученика

  • Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер
  • Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями.
  • Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями негативного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

План изучения нового материала

  1. Потребности человека – биологические, социальные, духовные.
  2. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
  3. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Вариант организации учебной работы

Предлагается урок «открытия» нового знания с различными формами работы: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.

Методическое обеспечение

  1. Конвенция ООН о правах ребенка
  2. Конвенция ООН о правах инвалидов
  3. Конституция РФ
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
  5. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.
  6. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – М.: Просвещение, 2015.
  7. Сорокина Е.Н. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.
  8. Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. Обществознание. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.
  9. Писаревская М. А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. – Новороссийск, 2013.
  10. http://ru.wikipedia.org
  11. http:/ www.unicef.org

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Цель: связать новый материал с уже знакомым.

Проводится вводная беседа с классом по вопросам:

  • Что такое деятельность?
  • Каковы отличительные черты деятельности человека?

Задание для учащихся.

Живет на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?

Формулирование темы и целей урока.

III. Изучение основных идей и понятий темы.

Вводим новые понятия.

Потребность – это состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

Вопрос классу.

Чем отличаются потребности животного от потребностей человека?

Или не отличаются совсем?

Или у животных нет потребностей?

В ходе обсуждения начинаем заполнять таблицу.

Виды потребностей

Индивидуальная работа. Выполнение в печатной тетради задания 5 на стр. 20

Заполни окошки в пирамиде человеческих потребностей собственными примерами.

Вопрос классу.

Вы слышали когда-нибудь такие выражения: «дети с особыми потребностями» или «особенные дети»?

Что это значит?

В ходе обсуждения выясняем, что это дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды.

Сложно ли таким детям жить и учиться? Почему?

Как общество относится к таким детям?

Классу было дано опережающее задание. Задание в учебнике на стр. 40.

Найди в интернете информацию о значении словосочетания «инклюзивное образование».

Учащиеся приводят определения «инклюзивного образования», дополняя друг друга. Учитель подводит итог.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. (СЛАЙД 2 Презентация )

Принципы инклюзивного образования (СЛАЙДЫ 3, 4)

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Работа в группах.

Прочитайте текст и выполните задание.

Выделите основную мысль текста.

Встречались ли вы с негативным отношением к детям-инвалидам?

Как вы можете помочь таким детям?

Что нужно сделать, чтобы детям с ограниченными возможностями не было так одиноко?

Выступление групп. (СЛАЙДЫ 5–8)

Учитель . А сейчас разделитесь на группы по интересам. Каждая группа - это одна команда. Вам нужно выбрать командира, который будет руководить работой команды.

Игра «Город мастеров» . Ребята делятся на команды по пять–шесть человек. Каждая команда получает конструктор и должна построить свой город. Побеждает та команда, которая не только быстро закончила работу, но и работала более слаженно, где в команде никто не ссорился, все понимали другу друга и помогали друг другу.

Обобщающая беседа по теме занятия:

  • Вы научились рядом с собой чувствовать других?
  • Вам понравилось быть частью команды?

Этикетная задача: Что вы будете делать, если у вас в команде будет ребенок, у которого вследствие болезни постоянно трясутся руки, и поэтому он не сможет быстро и ловко, как это получается у вас, выполнять работу:

  • сердиться на него;
  • не возьмете в игру;
  • возьмете в игру и будете помогать ему;
  • будете подбадривать его.

IV. Итог занятия.

Учитель. А теперь сделаем вывод: «Мы все разные, с разными возможностями, но каждый хорош по-своему. Чтобы жить в согласии, работать в одной команде, нужно уметь понимать и уважать друг друга, помогать друг другу». Педагог предлагает всем пожать друг другу руки и улыбнуться.

V. Домашнее задание.

§4, выполнить задания после параграфа. Найти в СМИ примеры деятельности региональных общественных организаций по поддержке детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Конспект урока по обществознанию, 6 А класса;

Учитель: Джамалова Н.М., ВП, 1к.

Тема: «Потребности человека»

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: 1. Деятельностная: формировать у обучающихся представление о человеческих потребностях, позволяющих создавать новые возможности человека.

2. Содержательная: познакомить обучающихся с понятием «духовный мир человека», а также развить представление о потребностях человека как источнике его активности.

Планируемые результаты:

Предметные:

    Научатся определять понятие потребность;

    Классифицировать основные виды потребностей;

    На основании знаний учащихся выяснить общие черты и различия между потребностями человека и животных;

    Научатся понимать важность и необходимость развития духовного мира человека.

Личностные:

    Оценивают свою деятельность, достижения,

    Характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих,

    Стоят свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметные:

    Ставить цель, решать учебную задачу, проблему, анализируют вопросы (регулятивные);

    Самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.​ (познавательные)

    Участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. (коммуникативные)

Технологии: ТДМ

Ход урока.

    Мотивационный этап: (1 минут)

«Кто ни о чем не спрашивает, тот ни чему не научится.» (Томас Фуллер) (1 слайд)

- Объясните значение слов Томаса Фуллера .

Вывод: - Я рада, что вы готовы отвечать на вопросы, рассуждать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.

(Ситуация на экране) Читает___________________

Жил на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастической. (2 слайд)

- Может ли такая ситуация реально быть в жизни человека?

Вывод: Ситуация фантастическая, потому, что человек всю свою жизнь трудится, чтобы удовлетворить свои какие-либо желания.

    Актуализация знаний (7 мин)

Личность, деятельность, самооценка, потребность, самосознание. (3 слайд)

Какое понятие можете охарактеризовать?

Какое вам незнакомо?

3. Проблемная ситуация (7 мин)

Где вы встречали это слово?

Давайте подумаем, каким словом можно заменить потребность?

- Потребность – желание – нужда (4 слайд)

А теперь мы с вами попробуем найти определение понятия в различных источниках;

(по группам)

- (ИМЯ) вы корреспондент, вам необходимо провести опрос среди наших гостей с целью выяснения их мнения «Что такое потребность?»

- (ИМЯ) вы активный пользователь в Интернете, с помощью данного ресурса найдите определение термина потребность;

- (ИМЯ) вы приверженец традиционных способов поисков информации, вам необходимо дать определение термина потребность с помощью толкового словаря;

Несколько определений термина потребность перед вами на листочках выберете то, которое вы считаете наиболее подходящим, аргументируйте свой ответ

Потребность - это

Форма активности живых существ;

Это необходимые условия для существования;

Это возможность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место;

Это нужда в том, что необходимо для существования личности.

(Поводим итоги) Слово детям

    Выход из проблемы (2 мин)

Давайте сравним с эталоном, то что у вас получилось, и все вместе проговорим в слух определение.

Потребность – это осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности. (5 слайд)

Какой можно сделать вывод на этом этапе урока, что вы узнали на этом этапе урока? Если у человека есть потребности, то он способен к саморазвитию.

Физминутка

- Я вам предлагаю помечтать. Закройте глаза, чтобы вас ничкго не отвлекало и ответьте себе на вопрос: Что я хочу в ближайшее время? Можете закрыть глаза и воспроизвести в представлении образ желаемого. (1 мин)

Первичное закрепление: (5 мин)

Потребностей у человека огромное количество. И обществоведы пришли к выводу, что их можно разделить по группам, т.е. классифицировать.

(6 слайд) Потребности: биологические

социальные

духовные

А теперь давайте поработаем с учебником. Открываем учебник на странице 34 и находим группы потребностей и раскрываем их понятия.

Твоя мечта к какой группе потребностей можно отнести.

6. Самостоятельная работа: (разноуровневая) (10 мин)

Сейчас вы будете работать самостоятельно, у каждого ряда будет свое задание;

    первый ряд дает определение терминам «личность» и «самооценка»

    третий ряд дает определение терминам «деятельность» и «самосознание»

    второй ряд устанавливает соответствие, каждому понятию, подберите соответствующую характеристику.

- Теперь давайте проверим по образцу (5 мин)

    слайд) Личность – это

Деятельность – это

Самооценка – это

Самосознание – это

Самооценка. Кто справился с заданием? Что помогло? (Знания, полученные на уроке)

    Рефлексия: (5 мин) (7 слайд)

Давайте подведем итог урока вместе. У вас на парте лежат карточки с опорными словами. Оцените свою работу на уроке.

На уроке было трудно………

Я работал (активно/пассивно)………..

Своей работой на уроке я (доволен/не доволен)……..

Урок мне показался (интересным/скучным)………..

За урок я (не устал/ устал)

Моё настроение стало(лучше/хуже)

Материал урока полезный и понятный….

    Домашнее задание (2 мин) (8 слайд)

§4, ответ на вопрос, письменно «Как влияют потребности человека на развитие общества?»

Доклад в прошлом году писала возьми может поможет)))
Потребность – есть состояние нужды в определенных условиях жизни,
деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых данный индивид испытывает состояние дискомфорта.

В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.

Потребность - это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere - приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.

Виды потребностей человека

Биологические (органические, материальные) - потребности в пище, одежде, жилище и др.

Социальные - потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.

Духовные (идеальные, познавательные) - потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Существуют и другие классификации потребностей, например, следующая:

1) Первичные (врождённые):
- физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т.д.;
- экзистенциальные (от лат. exsistentia - существование): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.

2) Вторичные (приобретённые):
- социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности;
- престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте;
- духовные: в самоактуализации, самовыражении, самореализации.

Данная классификация разработана американским психологом А. Маслоу.

Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Разумные потребности - это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

Интерес (от лат. interest - иметь значение) - целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.

Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.

Существует несколько классификаций интересов:
- по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества.
- по направленности: экономические; социальные; политические; духовные.

От интереса следует отличать склонность. Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).

Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.