Как называется подражание высшему обществу. Значение слова подражание. Примеры употребления слова подражание в литературе

Значение слова Подражание по Ефремовой:
Подражание - 1. Процесс действия по знач. глаг.: подражать.
2. То же, что: подражательство.

Подражание в Энциклопедическом словаре:
Подражание - философско-эстетическое понятие, восходящее к античнымучениям о мимесисе и характеризующее сущность художественноговоспроизведения мира (подражание природе как реализация изначально данныхформ, эйдосов и т. п.). Получило особое распространение в эстетикеВозрождения и классицизма 17-18 вв. 2) В психологии и социологии -копирование чужих движений, действий, способ усвоения новых форм поведенияи деятельности.

Значение слова Подражание по Психологическому словарю:
Подражание - Подражание - самостоятельное копирование действий - , воспринятых у других. Играет у человека решающую роль в присвоении общественного опыта. Посредством подражания в раннем и дошкольном возрасте усваиваются предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения - и речи.

Значение слова Подражание по словарю Ушакова:
ПОДРАЖАНИЕ
подражания, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по глаг. подражать. Дети бывают склонны к подражанию. Сделать что-н. в подражание чему-н. 2. Изделие, произведение, подделывающее или воспроизводящее какой-н. образец. Подражание мрамору.

Значение слова Подражание по словарю Брокгауза и Ефрона:
Подражание - литературное произведение (почти всегда - стихотворение), написанное в чужом стиле, свойственном отдельному писателю (у Пушкина: "Подражание А. Шенье") или целой литературе (у Байрона: "П. португальскому"). Стремление сохранить какие-либо характерные особенности чужого пошиба свойственно и иным литературным жанрам - напр. пастиччио, пародии; но от последней П. отличается по цели, так как не заключает насмешки над оригиналом; оно стремится передать известные творческие мотивы в той форме, в какую, вероятно, облек бы их тот или иной автор - индивидуальный творец или целый народ. П. иногда получает такое название лишь случайно, уже после того, как произведение готово и кажется автору напоминающим чью-либо манеру. Созданное сознательно и преднамеренно П. есть очень трудный литературный жанр; легко утрировать чужой стиль, но создавать в нем с сохранением чувства меры есть, в сущности, попытка перевоплотиться, усвоить себе чужую писательскую личность. Психологическая заманчивость этого жанра заключается именно в трудности писать от имени другого. Иногда подражанием ошибочно назыв. пародию (Некрасов, "Подражание Лермонтову": "Спи пострел, пока безвредный") и перевод (Козлова "П. Байрону: К Тирсе") и, наоборот, называют переводом П. (см. Псевдопереводы). В русской литературе известны подражания Пушкина (Корану, Песни Песней, Анакреону, Данту, Фаусту, Древним, Арабскому и др.), Лермонтова (Байрону: "Не смейся, друг"), Некрасова (Шиллеру: "Сущность" и "Форма") и др. В обширном смысле говорят также о П. как о следах влияния, оказанного одним поэтом на другого и литературою одного народа на литературную производительность другого, обыкновенно более молодого в культурном отношении. Факты этого рода составляют существенную часть истории каждой литературы. Ад. Г.

Определение слова «Подражание» по БСЭ:
Подражание - понятие, широко употреблявшееся в истории эстетики для обозначения сущности и назначения искусства как средства воспроизведения действительности. Идея П. - мимезиса - была всесторонне разработана в античной эстетике. Впервые она была высказана Демокритом, в дальнейшем развивалась Сократом, Платоном, Аристотелем. Согласно идеалистическому учению Платона, искусство подражает не миру вещей, а миру идей; это П. является слабым и неполным отблеском абсолютной красоты вечных идей. В противоположность Платону Аристотель развивает материалистическую концепцию П. как сущности искусства. Все виды искусства по природе своей являются подражательными. П. имеет две функции: познавательную и эстетическую. С помощью П. люди приобретают первые знания о мире и вместе с тем получают удовольствие - даже в том случае, если предмет П. сам по себе неприятен или вызывает отвращение. Представление о мимезисе как П. природе возникло в эстетике эллинизма, в частности в Стоицизме и эпикурейской школе.
Для античной эстетики было характерно представление о мимезисе не как творчестве, созидании чего-то нового, а лишь как о реализации чего-то уже имеющегося в природе. Идея творения вообще чужда античной философии. Согласно Аристотелю, продукты искусства являются результатом соединения изначально существующей формы и материи; художник не творит самих форм и лишь подражает красоте космоса. Новое понимание художественного П. вырабатывается эстетикой Неоплатонизма: у Плотина искусство подражает не природе, не видимым вещам, а идеальным Эйдосам - прообразам и формам всех вещей, мировому уму (Нусу) или деятельности демиурга. В средневековой христианской эстетике, рассматривающей искусство как несовершенный чувственный отблеск идеальной божественной красоты мира, преобладает аллегорическое и символическое толкование искусства. Подобно Плотину и неоплатоникам, средневековые философы видят в искусстве П. не
«прекраснейшему космосу», а божественному началу, или идеальному «архетипу» вещей. Фома Аквинский считает, что формы не изобретаются художником, а изначально содержатся в его душе и лишь прилагаются им к материи.
Представление об искусстве как «зеркале» природы получает широкое развитие у мыслителей и художников Возрождения (Л. Б. Альберты, А. Дюрер и др.), впервые истолковавших принцип П. как принцип творчества: художник не прилагает готовую форму к материи, а сам творит все формы вещей (например, Марсилио Фичино понимает создание дома прежде всего как изобретение, творчество самой формы, идеи дома). Художник подобен богу, он как бы заново творит всю природу, придавая ей идеальный образ гармонии и меры. Эстетика Возрождения широко понимает принцип П., связывая его с
«божественным» энтузиазмом, с вдохновением, фантазией. П. становится универсальной категорией и рассматривается как сущность всякого искусства вообще - не только живописи, но, в частности, поэзии и музыки. С критикой теории П. выступил Ф. Патрици: в своей
«Поэтике» (1586) он в духе идей Маньеризма противопоставил понятия «П.» и «выражение», считая, что именно выражение внутреннего духовного мира художника является отличительной особенностью поэзии и искусства вообще. Это противопоставление П. и выражения выдвигалось в 17 в. в эстетике Барокко, а в дальнейшем - эстетикой
«Бури и натиска» в Германии и эстетикой немецкого и французского Романтизма.
Широкое распространение принцип П. получает в эстетике Классицизма, которая понимала его как П. рационалистически трактованной природе, ограничивая роль фантазии и воображения в искусстве (Ш. Баттё и др.). В эстетике Просвещения принцип П. наиболее отчётливо формулируется английским философом Э. Бёрком, согласно которому П. наряду с симпатией составляет одну из главных социальных страстей, определяющую привычки, мнения, весь образ жизни человека. В Германии идею П. природе развивали А. Баумгартен, И. Зульцер, И. И. Винкельман, Г. Э. Лессинг и др. Принцип П. подвергается глубокой критике в эстетике немецкого классического идеализма. По И. Канту,
«гениальность» противоположна духу подражания. Ф. В. Шеллинг считал, что не искусство подражает природе, а, напротив, сама природа строится на тех же закономерностях, которые обнаруживаются в художественной деятельности.
Марксистская эстетика, отмечая элементы диалектического понимания художественного творчества в концепции П., преодолевает историческую ограниченность последней (созерцательность и т.п.) в своём учении об искусстве как отражении действительности.
Лит.: Лосев А. Ф., Шестаков В, П., История эстетических категорий, М., 1965, с. 204-36; Лосев А. Ф., История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон, М., 1969; Panofsky Е., Idea, Lpz.-B., 1924; Verdenius W. J., Mimesis. Platos doctrine of artistic imitation and its meaning to us, Leiden, 1949; Koller H., Die Mimesis in der Antike, Bern, 1954.
В. П. Шестаков.
П. в психологии - копирование чужих движений или действий, при котором возможно и усвоение новых форм поведения. Наиболее примитивные формы П. наблюдаются у животных в виде стимулирования видотипичных (инстинктивных) движений в результате выполнения этих движений животными (например, взлёт стайки птиц при стремительном взлёте одной из птиц). Такое взаимное стимулирование обеспечивает согласованность и синхронность поведения членов стада или стаи. Высшие формы П. у животных относятся к имитационному научению, при котором происходит приобретение индивидуального опыта путём повторения действий др. животного. Человекообразные и низшие обезьяны, собаки, кошки, крысы и некоторые др. животные способны иногда путём одного лишь созерцания соответствующих действий сородича научиться решать некоторые задачи (например, выполнить в эксперименте определенные движения. приводящие к овладению приманкой).
П. играет важную роль в онтогенезе как животных, так и человека. При этом П. у человека качественно отличается от П. у животных. По Л. С. Выготскому, П. «...есть один из основных путей в культурном развитии ребёнка вообще»
(«Развитие высших психических функций», М., 1960, с. 179), который в ходе общения со взрослыми повторяет их действия (а позже и поступки) и произносимые ими слова. По мере развития внешнее усвоение новых форм поведения всё больше обогащается пониманием смысла воспроизводимых действий. Поэтому в старшем детском и подростковом возрасте воспитательная роль П. сказывается в стремлении следовать примеру выдающихся личностей или героев литературных произведений. Сознательное П. подкрепляется у человека совпадением результата действия с представлением заданного образца (в частности, при П. в художественном творчестве). Вместе с тем у человека сохраняются и такие формы биологического П., как взаимная стимуляция (например, «заразительный» кашель или смех или возникновение общего ритма совместных действий и др.).
Лит. см. при статьях Поведение, Этология.
К. Э. Фабри.

Подражание - высшая форма лести.

Геракл. Начало легенды

Подражая кому-то, мы только острее переживаем

собственную ущербность, неподлинность.

Хосе Ортега – и – Гассет. Бесхребетная Испания

Лучше небезупречно прожить свою судьбу, чем жить, подражая

другим, и достичь в этом деле совершенства.

Элизабет Гилберт. Есть, молиться, любить

Подражание как качество личности – склонность следовать чьим-либо образцам в поступках, поведении, творчестве, образе жизни; брать с кого-либо пример.

С тех пор, как Ребе достиг просветления, он жил очень скромно, ему нравилась простая жизнь. Однако он смеялся над учениками, которые решили вести скромный образ жизни, пытаясь подражать ему. - Какой смысл копировать мои поступки, не зная их мотивов? - спрашивал он. - Или сами мотивы, не зная, откуда они взялись? Разве козёл становится раввином оттого, что у него тоже есть борода?

Подражание – желание из неправды сфабриковать правду. Это попытка продемонстрировать то, чего на самом деле нет. Есть искреннее следование и подражание. Между ними пропасть — существенная разница. Искреннее следование – это тяжкий труд, это реализация целеустремлённости, это стремление к совершенству. Например, человек искренне хочет во всех своих поступках следовать Богу. Принимая какое-либо решение, он спрашивает себя: — А как поступил бы в этой ситуации Бог? Это нелегко – следовать Богу, но такое стремление приводит к личностному росту, самосовершенствованию, к утверждению в себе порядочности как ярко проявленного качества личности.

Подражание – это всего лишь игра, иногда лицемерная игра, это желание, бесплодная мечта встать на место своего кумира. Подражание – нерезультативно. Как всякая забава, оно только может услаждать ненасытные чувства человека и его беспокойный ум. В отличие от искреннего следования подражание безответственно, в нем нет серьёзности. Сегодня я президент, завтра – олимпийский чемпион, послезавтра – популярный артист. Между копией и оригиналом существует огромное психологическое различие. От оригинала исходит поток энергии искренности. Копия, как подражание, тускло мерцает неискренностью.

Стивен ванн Дайн пишет: «… В каждой подлинно творческой работе должно быть то, что критики называют энтузиазм и желание работать, а также свобода творческой мысли. Копия с произведения искусства или подражание ему утрачивает эту творческую печать - они слишком тщательно сделаны, слишком приглажены, слишком рабски соблюдены в них все правила…»

Живи, презирая подражание. Образец для подражания – это всего лишь штамп мышления, если он приводит к пустой забаве, игре ума и чувств. Образец для искреннего следования – это цель, к которой человек идет упорно и настойчиво, стремясь посредством преемственности позаимствовать у своего эталона всё самое лучшее – и добродетели, и мастерство, и образ жизни.

Пример для искреннего следования человеку, конечно, нужен. Когда перед вами человек, достигший вершин человеческого духа, полезно познать его опыт, постараться пообщаться с ним лично, либо через книги, статьи, лекции, выступления. В таком общении вы берёте у своего кумира часть «души». Это не фальшивое подражание. Это настройка на волну того, кому хочешь искренне следовать. Это попытка попасть в настроение того, кто достиг успеха, и жить с этим настроением. Вроде идёшь по стопам, но, тем не менее, своим путём.

Как ни подражай, всё равно своя натура вырвется наружу. «Человек, который пытается кому-либо подражать, всё равно делает это по-своему! Никто не может скрыть свою натуру и привычки!» — аниме «Тетрадь смерти».

Подражание – это и потворство, и лучший комплимент, и лучшая степень похвалы. Писатель Эли Визель утверждает: « — Видите ли, мне тоже хотелось бы научиться открывать иные двери. Он рассердился: - Этому научиться нельзя. Ты хочешь подражать мне? Ничего никогда ты не научишься открывать, если будешь подражать кому бы то ни было. Ключ нельзя купить, его надо выковать самолично. То, в чем моя сила, у тебя может стать слабостью. Долг ученика - следовать за учителем, а не копировать его».

Например, должны ли мы подражать святым? Нет. Почитать – да, подражать — нет. Святой Госвами пил всю жизнь кефир, больше ничего не ел. Это не значит, что мы теперь должны питаться одним кефиром. Мы можем восторгаться его отречением, но слепо подражать – значит встать на путь глупости.

Другой пример. Женщина начинает подражать мужчине, то есть старается проявлять мужские качества личности, ставит семью на второй план, а работу на первый. Чем оборачивается такое подражание? Женщина уходит от своей природы, теряет глубину, утрачивает истинное своё сокровище — женские качества личности. Думая, что найдёт счастье во внешнем мире, в работе, в бизнесе, она с хвостом годов разочаровывается и впадает в депрессию.

В цирк приходит человек:- Вам не нужны подражатели птиц?- Нет, что вы, у нас таких навалом.- А жаль, — сказал посетитель и выпорхнул в форточку.

В картинной галерее еврей спрашивает генерала (картавя):- Это кто, Сувогов? Генерал (передразнивая): — Да, это Сувогов, Сувогов. — Зачем вы мне подражаете? Вы бы лучше ему подражали!

«Подражание, обычай и привычка суть главные пружины большинства человеческих дел, — пишет Артур Щопенгауэр, — и редко кто поступает по собственному сображению и мнению».

Философ А.К Хакимов в контексте мыслей о нецелесообразности подражания говорит: «Это уникально, что каждый из нас имеет уникальную, неповторимую природу, никому подражать нам не нужно с вами, на самом деле. Хотя эта культура подражания – она могущественна в плане особенно культуры российской, потому что Россия подражала всегда Европе и Франции, и Англии, и Германии, и Америке сейчас подражает … То есть это сильное влияние и люди подражают какому-то материальному успеху, кому-то, чему-то и забывают тоже собственное Я. Радость, счастье исходит из природы человека, а не из подражания. То есть нельзя предавать свою природу, нельзя идти по чужому пути. Это влечёт серьезные несчастия и последствия, потому что человек следующей своей природе не совершает греха».

Если бы не тяга к подражанию, человек достиг бы небывалых вершин. Устойчивое подражание становится качеством личности. У каждого человека должен быть свой путь. Пути не пересекаются. Путь взывает к искренности. Искренность – это когда ты следуешь по пути своего жизненного предназначения. Если слукавил, поддался уговорам или сдался на милость конъюнктурным интересам и вступил на путь выгодного подражания, значит, предал самого себя, значит, разорвал мандат Бога, с которым ты прибыл на Землю. Подражание шепчет: — Стань кем-то. Жизненное предназначение говорит: — Будь самим собой. Найди ту сферу жизнедеятельности, где ты достигнешь оптимума, где полностью реализуются твои таланты, одарённость и добродетели. Нужно быть, а не казаться. Подражание неискренне. Оно приведёт тебя к разочарованию, скорби и куче комплексов. Идя своим путем, ты станешь уверенным, решительным, ответственным и целеустремлённым. Невольно мы перечислили четыре качества личности, которые больше всего ценят в мужчине женщины. Это ли не лучший стимул для мужчин расстаться с пустым подражанием и встать на свой путь – путь реализации своего жизненного предназначения?

Петр Ковалев

Подражание социальной психологии) - способ воздействия, при котором объект влияния по собственной инициативе начинает следовать образу мыслей или поступкам воздействующего на него субъекта, зачастую даже не знающего об этом. Подобные случаи являются примерами ненаправленного влияния. Однако можно представить себе ситуации, когда субъект влияния, желая послужить "личным примером", требует от другого индивида П. своим действиям или отношению к жизни. Вызванное таким образом П. является результатом направленного влияния. П. проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании определенных черт характера другого человека, становящегося для него примером или образцом. П. также может быть произвольным и непроизвольным. В первом случае индивид сознательно ставит перед собой задачу подражания выбранному образцу, во втором случае делает это, не задумываясь. Результатом непроизвольного подражания значимому другому является усвоение объектом влияния неосвоенных им ранее образцов активности, транслируемых ему субъектом влияния. Если указанные образцы активности, генерализуясь, изменяют личностные характеристики объекта влияния, то возникает феномен идеальной (как правило, неосознаваемой) представленности личности субъекта влияния в его объекте. В разные возрастные периоды П. не играет в жизни человека одинаковую роль. Так, если ребенок в раннем детстве, как правило, просто воспроизводит внешние действия и словесные реакции взрослых, то уже в дошкольном возрасте П. поступкам взрослого включает сложную внутреннюю переработку полученных образцов. Младший школьник начинает копировать и перенимать личностные качества взрослого, а в среднем школьном возрасте, когда в центре внимания подростков оказываются их сверстники, П. взрослым постепенно вытесняется взаимоподражанием (появляется такой феномен как "групповое подражание"). С вступлением в эпоху юношества основную роль в выборе объекта для П. начинают играть ценностные ориентации человека. Таким образом, с возрастом роль П. меняется содержание П., в дошкольном детстве ребенок, глядя на взрослых, учится правильно действовать в вещном мире, а в школе учитель и родители уже выступают для него как носители социальных образцов поведения. Здесь перенимаются уже не только и не столько внешние характеристики и привычки любимого и уважаемого человека, а присущее ему отношение к другим людям.

И.Г. Дубов

Определения, значения слова в других словарях:

Психология развития. Словарь под. ред. А.Л. Венгера

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. П. встречается на разных возрастных этапах индивидуального развития у человека и у животных. Несмотря на внешнее сходство, за явлениями П. у разных возрастных групп скрыты различные психологические механизмы. В младенческом...

Библейская энциклопедия Брокгауза

Новозаветные послания показывают, что подражать Христу одноврем означает подражать апостолам (1Кор 4:16; Флп 3:17) и наставникам (Евр 13:7), предстоятелям церквей (1Фес 2:14), ветхозаветным свидетелям веры (Евр 6:12; ср гл 11) Ап Павел увещевает: "Будьте подра-жателями мне, как...

Психологический словарь

Самостоятельное копирование действий - , воспринятых у других. Играет у человека решающую роль в присвоении общественного опыта. Посредством подражания в раннем и дошкольном возрасте усваиваются предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения - и речи.

Психологическая энциклопедия

Самостоятельное копирование действий, воспринятых у других. Играет у человека решающую роль в присвоении общественного опыта. Посредством подражания в раннем и дошкольном возрасте усваиваются предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения и речи.

Психологическая энциклопедия

(англ. imitation) - воспроизведение одним субъектом движений, действий, поведения др. субъекта. Син. имитация, мимезис. П. - один из путей усвоения общественного опыта. Особенно большое значение имеет на ранних этапах онтогенеза. (Имеются экспериментальные данные о существовании...

самостоятельное копирование действий, воспринятых у других. Играет у человека решающую роль в присвоении общественного опыта. Посредством подражания в раннем и дошкольном возрасте усваиваются предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения и речи.

ПОДРАЖАНИЕ

следование некоему примеру, образцу; самостоятельное копирование действий, воспринятых у других. У человека играет решающую роль в присвоении общественного опыта. Встречается на разных возрастных этапах индивидуального развития. Посредством подражания в возрасте раннем и дошкольном усваиваются действия предметные, навыки самообслуживания, нормы поведения и речи.

Несмотря на внешнее сходство, за явлениями подражания у разных возрастных групп скрыты различные психологические механизмы. В возрасте младенческом подражание движениям и звукам голоса взрослого являет собой попытку установить первый "содержательный" контакт.

Подражание в дошкольном возрасте - путь проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности; оно проходит ряд ступеней и изменяется вместе с изменением деятельности ведущей этого возраста - игры сюжетно-ролевой: первоначально ребенок подражает самым открытым для него сторонам и характеристикам взрослой деятельности, и лишь постепенно начинает подражать сторонам поведения, действительно отражающим смысл ситуации. Подражание в возрасте подростковом направлено на внешнюю (а иногда и внутреннюю) идентификацию подростком себя с конкретной значимой для него личностью (-> другой значимый; референтность), либо с обобщенным стереотипом поведенческих и личностных характеристик (-> стереотип социальный). У взрослых подражание выступает элементом научения в некоих видах деятельности профессиональной (спорт, искусство и пр.).

По Фрейду, подражание подпадает под понятие внушения и рассматривается как его следствие.

ПОДРАЖАНИЕ

англ. imitation) - воспроизведение одним субъектом движений, действий, поведения др. субъекта. Син. имитация, мимезис. П. - один из путей усвоения общественного опыта. Особенно большое значение имеет на ранних этапах онтогенеза. (Имеются экспериментальные данные о существовании безусловнорефлекторной мимической и вокальной имитации у новорожденных. - Ред.). Ребенок раннего и дошкольного возраста усваивает по П. предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения, овладевает речью. Усвоение по П. предметных действий, навыков предполагает достаточно высокий уровень развития общения, восприятия, моторики. В противном случае П. превращается во внешнее, "тупиковое" повторение движений. Такой характер П. встречается у детей с отклонениями в психическом развитии.

Нарушения в развитии П. ведут к возникновению трудностей в усвоении общественного опыта, к нарушениям психического развития в целом.

П. может осуществляться непроизвольно и произвольно. Произвольное П. используется как один из ведущих методов в обучении детей раннего и дошкольного возраста. Оно совершенствуется с возрастом в процессе обучения детей. П. играет существенную роль в жизни и деятельности человека, в частности, в овладении им нормами поведения, трудовыми навыками и др. См. Викарное научение, Моделирование, Модификация поведения.

Подражание

Специфика. Самостоятельное копирование действий, воспринятых у других. Играет у человека решающую роль в присвоении общественного опыта. Посредством подражания в раннем и дошкольном возрасте усваиваются предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения и речи.

Подражание

в социальной психологии) - способ воздействия, при котором объект влияния по собственной инициативе начинает следовать образу мыслей или поступкам воздействующего на него субъекта, зачастую даже не знающего об этом. Подобные случаи являются примерами ненаправленного влияния. Однако можно представить себе ситуации, когда субъект влияния, желая послужить "личным примером", требует от другого индивида П. своим действиям или отношению к жизни. Вызванное таким образом П. является результатом направленного влияния. П. проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании определенных черт характера другого человека, становящегося для него примером или образцом. П. также может быть произвольным и непроизвольным. В первом случае индивид сознательно ставит перед собой задачу подражания выбранному образцу, во втором случае делает это, не задумываясь. Результатом непроизвольного подражания значимому другому является усвоение объектом влияния неосвоенных им ранее образцов активности, транслируемых ему субъектом влияния. Если указанные образцы активности, генерализуясь, изменяют личностные характеристики объекта влияния, то возникает феномен идеальной (как правило, неосознаваемой) представленности личности субъекта влияния в его объекте. В разные возрастные периоды П. не играет в жизни человека одинаковую роль. Так, если ребенок в раннем детстве, как правило, просто воспроизводит внешние действия и словесные реакции взрослых, то уже в дошкольном возрасте П. поступкам взрослого включает сложную внутреннюю переработку полученных образцов. Младший школьник начинает копировать и перенимать личностные качества взрослого, а в среднем школьном возрасте, когда в центре внимания подростков оказываются их сверстники, П. взрослым постепенно вытесняется взаимоподражанием (появляется такой феномен как "групповое подражание"). С вступлением в эпоху юношества основную роль в выборе объекта для П. начинают играть ценностные ориентации человека. Таким образом, с возрастом роль П. меняется содержание П., в дошкольном детстве ребенок, глядя на взрослых, учится правильно действовать в вещном мире, а в школе учитель и родители уже выступают для него как носители социальных образцов поведения. Здесь перенимаются уже не только и не столько внешние характеристики и привычки любимого и уважаемого человека, а присущее ему отношение к другим людям. И.Г. Дубов

ПОДРАЖАНИЕ

социально-психологический механизм воздействия, имитативная деятельность, состоит в воспроизведении, копировании двигательных и иных культурных стереотипов. Громадно его значение в процессе овладения культурой в детстве. Считается, что благодаря этому качеству ребенок овладевает языком, подражая взрослым, овладевает культурными навыками. П. – основа обучения и передачи культурной традиции из поколения в поколение. С помощью П. человек с детского возраста приобретает навыки агрессивного способа разрешения проблемных ситуаций социального взаимодействия.

Подражание

следование какому-либо примеру, образцу. П. встречается на разных возрастных этапах индивидуального развития у человека и у животных. Несмотря на внешнее сходство, за явлениями П. у разных возрастных групп скрыты различные психологические механизмы. В младенческом возрасте П. движениям и звукам голоса взрослого представляет собой попытку установить первый содержательный контакт. П. в дошкольном возрасте - путь проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Оно проходит ряд ступеней: первоначально ребенок подражает наиболее открытым для него сторонам и характеристикам взрослой деятельности, моделируемой в игре, и лишь постепенно начинает подражать тем сторонам поведения, которые действительно отражают смысл ситуации. П. в подростковом возрасте направлено на внешнюю (а иногда и внутреннюю) идентификацию подростком себя с некоторой конкретной, значимой для него личностью либо с обобщенным стереотипом поведенческих и личностных характеристик. П. у взрослых выступает элементом научения в некоторых видах профессиональной деятельности (спорт, искусство и др.). А. И. Подольский

как невольное (пассивное), так и сознательное (активное) повторение чужого поведения в интонации и жестах, совершаемое по самым различным мотивам; оно свойственно поведению как животных, так и людей, как при игре, так и при упражнениях или учении, применяется в развитии речи, искусства, нравов, мод и т. д. "Все большие ценности, которыми человек может пользоваться в своей творческой профессиональной деятельности, в семье, в дружбе, в религии и искусстве, - все они оставались бы не раскрытыми для индивидов, если бы подражание не давало им в руки ключ к этим сокровищам" (Фиркандт). Тард ("Les Lois de Г imitation", 1890) рассматривал подражание как самую важную в обществе формирующую силу; Ницше - как средство всех культур. Образец, достойный подражания, является одним из важнейших факторов воспитания. На подражание как эстетический принцип указывал в своей поэтике еще Аристотель, учивший, что искусство есть подражание природе, которая дает человеку образцы для подражания и тем самым вызывает у него стремление к подражанию. Для идеалистического же понимания сущность искусства состоит в идеализации образцов природы. Р. Касснер считал, что в искусстве человек подражает богам.

Отличное определение

Неполное определение

ПОДРАЖАНИЕ

в эстетике) – понятие домарксистской эстетики, употреблявшееся для обозначения сущности и назначения иск-ва как средства познания и воспроизведения действительности. Для античного учения о П. (мимесиса), встречающегося уже у пифагорейцев и систематически развитого Платоном и Аристотелем, характерно представление об иск-ве как о реализации чего-то уже имеющегося в природе. Идея творения вообще чужда антич. философии. Согласно Аристотелю, продукты искусства являются результатом соединения изначально существующей формы и материи; художник не творит самих форм и вообще не создает ничего такого, чего не было бы в природе, он лишь подражает красоте космоса. "Делать медь круглой это не значит делать круглое..., но (делать) нечто другое, именно (реализовать) эту форму в другом" (Met., VII, 8, 1033а). Новое понимание художеств. П. вырабатывается на закате антич. мира эстетикой неоплатонизма. Плотин рассматривает мировое божество как демиурга, творящего прообразы и формы (эйдосы) всех вещей; поэтому иск-во подражает у Плотина не природе, не видимым вещам, а идеальным эйдосам, мировому уму или деятельности демиурга. "Почему оно (небо) движется по кругу? Потому что оно подражает уму? И чему присуще движение, (первоначально) душе или телу Неба? (Конечно душе)" ("О движении неба", II 2,1). В ср.-век. христ. эстетике, рассматривающей иск-во как несовершенный чувств. отблеск идеальной божеств. красоты мира, преобладает аллегорич. и символич. толкование иск-ва. Подобно Плотину и неоплатоникам, ср.-век. философы видят в иск-ве П. не "прекраснейшему космосу", а рационально познаваемому божеств. началу, или идеальному "архетипу" вещей. Природа, в понимании ср.-век. философии, – собрание мертвых, лишенных жизни и деятельности форм; истинным творцом всей природы является бог, а художник лишь слепо подражает его деятельности или его символич. атрибутам – свету, напр., как в "Ареопагитиках", или идеальным числам, как у Августина. Фома Аквинский, как и антич. философы, считает, что формы не изобретаются художником, а изначально содержатся в его душе. Он развивает высказанную Аристотелем мысль о деятельности художника или ремесленника как о приложении готовой формы к материи. "Форма предшествует умопостигаемому бытию, как это бывает у тех, кто действует своим интеллектом; так подобие дома заранее существует в мысли зодчего. И это можно назвать идеей дома, ибо мастер намеревается уподобить дом той форме, которую он задумал в мысли" ("Summa theologica", I 15, 1). Философы эпохи Возрождения в борьбе против ср.-век. эстетич. теорий возродили антич. представление об иск-ве как П. природе на основе пантеистич. истолкования природы как активного, деятельного начала, заключающего в себе принцип самодвижения и развития. Представление об иск-ве как "зеркале" природы получает широкое развитие у всех крупнейших мыслителей и художников Возрождения – Л. Б. Альберти, Дюрера и др. В отличие от антич. и ср.-век. эстетики, эстетика Возрождения впервые истолковала принцип П. как принцип творчества: художник не прилагает готовую форму к материи, а сам творит все формы вещей. В противоположность Аристотелю и Фоме Аквинскому философ-неоплатоник Марсилио Фичино понимает создание дома прежде всего как изобретение, творчество самой формы, идеи дома. "Вначале архитектор зачинает в душе... план здания и как бы его идею. Затем в меру сил он сооружает дом таким, каким он его замыслил. Кто будет отрицать, что дом – тело и что, вместе с тем,он похож на бестелесную идею мастера, по подобию которой он создан?" (цит. по кн.: "Памятники мировой эстетич. мысли", т. 1, М., 1962, с. 503). Но человек творит не только формы вещей – даже свою собств. форму он создает сам. По словам итал. философа-гуманиста Пико делла Мирандолы, человек – "свободный и славный" мастер своей формы: он, как скульптор, создает свой образ. Художник подобен богу, он как бы заново творит все формы вещей, всю природу, придавая ей идеальный образ гармонии и меры. Эстетика Возрождения чрезвычайно широко понимает принцип П., связывая его с "божественным" энтузиазмом, с вдохновением, фантазией, выступающей как орган художеств. П. Именно благодаря фантазии, творящей идеальные формы вещей, живопись достигает верховного положения в системе др. иск-в и знаний. "...Живопись, – говорит Леонардо да Винчи, – должна быть поставлена выше всякой деятельности, ибо она содержит все формы как существующего, так и несуществующего в природе" (цит. по кн.: "Мастера иск-ва об иск-ве", т. 1, М., 1939, с. 31). П. становится универсальной категорией и рассматривается как сущность всякого иск-ва вообще – не только живописи, но, в частности, поэзии и музыки. Взгляд на поэзию как на П. развивает Боккаччо в своей знаменитой "Апологии поэзии". "Этот термин (подражание природе), возможно, вызовет меньше возражений (чем подражание философии), поскольку поэт всячески старается отразить в благозвучных стихах либо влияние самой природы, либо ее вечные и неизменные проявления – формы, привычки, речи и действия всех одушевленных вещей, движение неба и звезд, разрушительную силу ветра, шум и потрескивание пламени, грохот морского прибоя, высокие горы, тенистые рощи и течение реки..." (цит. по кн.: Гилберт К. и Кун Г., История эстетики, М., 1960, с. 199). Авторы многочисл. трактатов, посвященных поэзии и музыке, – Сперони, Триссино, Кастельверто, Скалигер, Салинас, Царлино, Галилей – возрождают аристотелевское учение о поэзии и музыке как П., дают обширные истолкования сущности, средств и форм П. Однако уже к 16 в. относятся первые критич. нападки на теорию П. В 1586 итал. философ Патрици опубликовал два тома "Поэтики", в к-рой в духе субъективистских идей маньеризма противопоставил понятия "подражание" и "выражение", считая, что именно выражение внутр. духовного мира художника является отличит. особенностью поэзии и иск-ва вообще. Это противопоставление П. и выражения выдвигалось в 17 в. в эстетике барокко, а в дальнейшем – эстетикой "Бури и натиска" в Германии и эстетикой романтизма в Германии и Франции. Широкое распространение принцип П. получает в эстетике классицизма, к-рая понимала его как П. рационалистически трактованной природе, ограничивая роль фантазии и воображения в иск-ве. Известный франц. художник-классицист Пуссен, утверждая, что сущность иск-ва заключается в "подражании всему, что находится под солнцем" (Письма Пуссена, М.–Л., 1939, с. 195), говорил: "искусство не отличается от природы, не может выйти за ее пределы" (цит. по кн.: "Мастера искусства об искусстве", т. 1, М., 1937, с. 581). Батте в работе "Изящные искусства, сведенные к единому принципу", считал, что этим единым для всех видов иск-в принципом является П. Однако посредством П. иск-во не создает ничего нового, оно порождает лишь фикции, вымышленные образы вещей. "Что такое живопись? – спрашивает Батте. – Подражание видимым предметам. В ней нет ничего реального, истинного, все в ней призрачно и ее совершенство зависит от степени сходства с действительностью" (цит. по кн.: "Памятники мировой эстетич. мысли", т. 2, М., 1964, с. 380). П. природе не должно быть непосредственным. "...Необходимо такое подражание, – говорит Батте, – где видна природа, но природа, какой она должна быть и какой ее может себе представить разум" (там же, с. 381). Т.о., классицистич. теория П. фактически подчиняла иск-во нормативным правилам "хорошего вкуса". В англ. эстетике 18 в. принцип П. наиболее отчетливо формулируется Э. Берком, согласно к-рому П. наряду с симпатией составляет одну из гл. социальных страстей. "Подражание, – пишет Берк, – несравненно больше, чем наставление, дает нам возможность все познать... Оно определяет наши привычки, наши мнения, наш образ жизни. Оно служит одной из самых сильных связей внутри общества; является своего рода взаимной уступчивостью, которую люди проявляют в отношении друг к другу... Именно в подражании заключено одно из главных искусств" ("A philosophical inquiry into the origin of our ideas of the sublime and beautiful", L., 1958, p. 49). В Германии идею П. природе развивали Баумгартен, Зульцер, Винкельман и др. Лессинг ставит проблему границ и взаимоотношения различных видов иск-в как проблему специфич. предмета и форм П. в живописи и поэзии. Вместе с тем он выступает против ограниченной классицистич. трактовки П. – "... или подражание природе не должно быть принципом искусства, или, если ему следуют, искусство перестает быть искусством..." (Избр. произв., М., 1953, с. 563) – и пытается дополнить принцип П. принципом воспроизведения природы. Идея П. в нем. эстетике 18 в. рассматривается по отношению не только к живописи и поэзии, но и к театру (см. J. Schlegel, Von der Nachahmung, 1745). Принцип П. подвергается глубокой критике в эстетике нем. классич. идеализма. Кант, Фихте, Гегель отвергают концепцию иск-ва как П. природе. "Каждый согласится с тем, – писал Кант, – что гениальность вполне противоположна духу подражания" ("Критика способности суждения", СПБ, 1896, с. 180). Шеллинг считал, что не иск-во подражает природе, а, напротив, сама природа строится на тех же закономерностях, к-рые обнаруживаются в художеств. деятельности. В рус. эстетич. лит-ре представление об иск-ве как "подражании естеству" развивали теоретики классицизма (Тредиаковский, Карамзин, Александровский, Мерзляков и др.). Согласно этим представлениям, П. природе врождено человеч. натуре и различается по своей форме и средствам. Рус. революц.-демократич. эстетика подвергла критике П. природе "по идеалу" и выступила с обоснованием реалистич. принципа "воспроизведения" природы (см. Н. Г. Чернышевский, О поэзии. Соч. Аристотеля, Полн. собр. соч., т. 2, М., 1949). Марксистская эстетика, понимая иск-во как форму отражения действительности, рассматривает процесс художеств. отражения в связи с обществ.-историч. практикой, с творч. деятельностью человека "по законам красоты". С этой т. зр. концепции П., хотя и содержат в зародыше элементы диалектич. понимания художеств. отражения, в целом характерны для созерцат.-материалистич. взглядов на иск-во. Лит.: Аристотель, Поэтика, М., 1957; Асмус В. Ф., Иск-во и действительность в эстетике Аристотеля, в сб.: Из истории эстетич. мысли древности и средневековья, М., 1961; История искусствознания, М., 1963; Schenker M., Charles Batteux und seine Nachahmungstheorie in Deutschland, Lpz., 1909; Landsberger F., Die Naturnachahmung in der italienischen Renaissance, "Zeitschrift f?r bildende Kunst" 1915, Bd 26; ?anofsky E., "Idea". Ein Beitrag zur Begriffs-geschichte der ?lteren Kunsttheorie, Lpz.–В., 1924; Serauky W., Die musikalische Nachahmungs?sthetik in Zeitraum von 1700 bis 1850, M?nster, 1929; Utitz E., Geschichte der ?sthetik, В., 1932, S. 17–21; Gilbert ?. ?., Aesthetic imitation and imitators in Aristotle, "The Philosophical Review", 1936, v. 45; Verdenius W. J., Mimesis. Plato´s doctrine of artistic imitation and its meaning to us, Leiden, 1949; Hathaway В., The age of criticism. The late renaissance in Italia, Ithaca (N. Y.), ; Tubach F. С., Die Naturnachahmungstheorie: Batteux und die Berliner Rationalisten, "Germanisch-romanische Monatsschrift", 1963, Bd 13, H. 3. В. Шестаков. Москва.