Гуманистическая педагогика. и психологическое здоровье ребенка. Тенденции и принципы гуманистического воспитания

РЕФЕРАТ ПО ПЕДАГОГИКЕ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

Выполнил ___________________

Проверил ___________________


Введение

1. Гуманистическое мировоззрение как основа воспитания

2. Характеристика гуманистической педагогики

3. Гуманистическая педагогика в профессиональном образовании

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Беларуси заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодёжи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение.

В этом русле особо актуальным представляется развитие и внедрение в теорию и практику современного воспитания и образования основных идей и положений гуманистической педагогики. Гуманистическое направление в педагогике возникло во второй половине XX века, как отражение идей гуманистической психологии. По своим идеям она была близка педагогике педоцентризма, педагогике нового воспитания и прогрессивизма. В центре внимания гуманистической парадигмы воспитания всего стояла целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей.

Идеи гуманистического воспитания были предметом научных исследований Ш.А. Амонашвили, Г.С. Батищева, Е.В. Бондаревской, Б.П. Битинаса, В.Ф. Володько, К.В. Гавриловец, Б.С. Гершунского, Е.В. Петрушковой и др.

Темой своей работы мы выбрали гуманистическую педагогику. В связи с этим нам представлялось необходимым рассмотреть философскую концепцию гуманизма, проанализировать понятия гуманизма и гуманности, определить основные положения гуманистической педагогики. Также одну из задач работы мы поставили рассмотреть основные положение гуманистической педагогики в их преломлении к профессиональному образованию.


1. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ

В общем смысле гуманизм понимается как исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободе, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. Гуманизм обычно выступает как мировоззрение, основными принципами которого являются любовь к людям, уважение человеческого достоинства, забота о благе людей. В самом общем смысле слова гуманизм означает ориентацию на самого человека, на его нужды и его потребности. В гуманизме воплощается стремление личности, коллектива и социума к счастью и совершенству.

Как теоретическая концепция гуманизм признаёт право человека на свободу, счастье, беспрепятственное развитие и проявление своих способностей, творческого потенциала. Эти черты выступают в гуманистической концепции в качестве основных критериев оценки в деятельности основных социальных институтов, целевых общественных установок и направленности общественного развития. В отношениях между членами общества, гуманизм признаёт в качестве нормы принципы равных возможностей, социальной справедливости, проявления высокой культуры общения и человечности.

О содержании гуманизма говорят различные исследования. В частности, Е.В. Петрушкова указывает, что сегодня идеалы содержания гуманизма наполняются новым смыслом, обогатившим их содержание. Гуманизм предполагает отказ от идеи насилия, подавления, господства, причём не только над человеком, но и человека над природой. Гуманизм рассматривает свободу как такое отношение, когда партнёры принимают друг друга и признают ценности взаимовлияний и взаимоизменений. Ядром гуманистического мировоззрения и его системообразующим фактором выступает человек. Это проявляется в многообразии отношений к человеку, обществу, его духовным ценностям, к деятельности и соответственно к миру в целом. Во всём этом и проявляется гуманность личности.

Понятие гуманности определяется как в философии как человечность, человеколюбие, уважение к людям и к человеческому достоинству. По словам К.В. Гавриловец, гуманность является личностным качеством, содержание которого обусловлено следованием принципам гуманизма; гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку, как к высшей ценности.

Одним из важнейших проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми. К основным понятиям, которые способны раскрыть человеческие отношения с другими людьми, по мнению Н.Ю. Алексашиной, относятся:

Забота и взаимопонимание, т.е. эмоциональная отзывчивость, сострадание, способность разделять чувства и мысли другого, его печаль и радость;

Взаимоуважение, т.е. способность принимать человека таким, какой он есть, признавать его право иметь собственные убеждения и развиваться по собственному пути;

Взаимодействие, т.е. способность к сотрудничеству, взаимопомощь и содействие, принципы ненасилия в разрешении конфликтов

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

Гуманистическая педагогика представляет собой одно из направлений в теории и практике воспитания, которое возникло в конце 50-х – начале 60-х годов в США, как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Основные тенденции, которые характеризуют данное направление в педагогике – это придание образовательному процессу личностно-ориентированно­го характера, преодоление авторитаризма в воспитании и обучении, попытки сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным.

Само понятие «гуманизации» является производным от понятий «гуманизм» и «гуманность». Это понятие отражает конструктивный аспект проблемы, решение которой обеспечивает деятельность по достижению более высокой и гуманистически ориентированной системы ценностей.

Гуманизация воспитания и образования , по мнению учёных-педагогов, выступает нравственно-психологической основой протекания педагогического процесса. Это – социально-педагогическая характеристика самого процесса воспитания и обучения. Она представляет собой процесс, направленный на развитие личности как активного субъекта творческой учебной деятельности, познания и общения. По своим целям гуманизация выступает условием гармонического развития личности, обогащения её творческого потенциала, реализации творческих возможностей и стремлений личности, установления гармонического взаимодействия с миром: природой обществом и другими людьми. Как отмечает Е.Н. Шиянов, гуманизация является ключевым элементом нового педагогического мышления, в котором и педагоги, и воспитанники выступают как субъекты развития творческой индивидуальности.

Гуманизация воспитания и образования предполагает своеобразное «очеловечивание» знаний, т.е. такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой знания имеют личностный смысл.

В процессе развития в рамках гуманистической педагогики был разработан ряд положений, которые являются её отличительными признаками и должны обязательно учитываться при реализации в процессе обучения и воспитания. Отметим следующие признаки гуманистической педагогики:

В процессе обучения и воспитания должна создаваться эмоционально стимулирующая школьная среда;

Обязательное поощрение инициативы учащихся в учебно-воспитательном процессе;

Необходимым является установление конструктивных межличностных отношений в классе;

Для полноценной реализации учебно-воспитательного процесса является необходимым разработка таких образовательных программ, которые будут максимально развивать потенциал и творческие способности учащихся;

В процессе образования необходимым является совместное обсуждение учителем и учащимися проблем познавательного процесса и способов его оценки;

Одним из необходимых, хотя зачастую и трудно достижимых условий, является отказ от использования отметки как формы давления на учащихся.

Такое построение учебного процесса и педагогического взаимодействия позволяет использовать различные формы учебной работы – от гибких и спонтанных на этапе самоопределения учащихся, до достаточно жестких, которые будут опираться на устойчивую мотивацию и потребности детей.

3. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Профессиональное образования обычно рассматривается как овладение определёнными навыками по конкретной профессии и специальности. Однако, как показывает практика, в процессе профессионального образования обучаемый получает гораздо более широкой комплекс информации и навыков, а не только знания и квалификацию по конкретной профессии. При этом приобретение и знаний и квалификации является основной целью профессионального образования.

Характерной чертой профессионального образования, отличающей его от допрофессиональных, общеобразовательных этапов обучения и воспитания, по мнению Г.Е. Зборовского, является ярко выраженная линия подготовки к профессиональной деятельности, оказывающая определяющее влияние на весь процесс образования . Однако при этом, сведение всего профессиональное образование лишь к подготовке человека к будущей трудовой деятельности является неоправданным суждением всех возможностей такого образования. Период, в течение которого человек учится, получает профессию, специальность и квалификацию, является важной частью его жизни, которая должна быть заполнена не только подготовкой к будущей трудовой деятельности.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Поломошнова Н.А.

В статье анализируются основные принципы деятельности педагога с точки зрения гуманистической педагогики.

Ключевые слова: личность, педагогическая деятельность, гуманистическая педагогика.

В условиях социальных реформ 90-х-2000-х годов, одним из аспектов которых стала реформирование системы российского образования, очень остро стоит вопрос о смысле и принципах педагогической деятельности современного российского учителя. Это проблема не только практическая, но и теоретическая. Причем, верное теоретическое решение этой проблемы позволит установить правильные ориентиры для практической деятельности современного российского учителя. По нашему мнению, основой для реализации высокой педагогической миссии учителя в современной российской школе ожжет быть только гуманистическая педагогика, впитавшая в себя лучшие традиции мировой педагогической мысли, в том числе и российской и советской педагогики. «Гуманистическая педагогика исходит из идеи о гуманности человека, заложенной в его природе и способной к проявлению, самоактуализации. Она видит свою цель в раскрытии гуманных творческих возможностей каждого человека. Ее идеал – здоровая творческая личность. Гуманистическая педагогика исходит из убеждения в том, что способность человека к самосовершенствованию, его стремление к достойной жизни, истине, добру, справедливости и красоте являются одновременно величайшей потребностью человеческого существования.»

Одним из главных принципов гуманистической педагогики является тесная связь образования и жизни. Умение педагога выйти за рамки предмета и осмыслить образовательный процесс в тесной взаимосвязи с реальным миром, с изменениями подходов и приоритетов в образовании – необходимое требование современной школы и жизни. «Non scholae, sed vitae discimus» (учимся не для школы, а для жизни) - говорили древние. Сегодня подросток минимально испытывает воздействие собственных родителей, озабоченных зарабатыванием денег, воспитательных систем школы, которые находятся в постоянном поиске, изменении и неопределенности (то мы занимаемся развивающим образованием, то здоровьесберегающим, то личностно ориентированным). Отсутствие влияния книг, которых он не читает, друзей, которых нет, усугубляет процесс взаимодействия в Сети, подросток порабощен гаджетами, бездушными игрушками, слабо социализирован.

Учитель, идущий на урок, должен все это помнить, осознавать и строить свое общение с детьми, свою методику проведения урока, внеурочных занятий с учетом всех этих нарушений и издержек. Учителю жизненно необходимо выстраивать свою систему обучения, именно свою, ибо если он будет только старательно внедрять на уроке новые технологии, новые методы которые так активно, бессистемно, с завидной настойчивостью навязываются сверху, то вся его деятельность будет сплошным дайджестом, разрозненными стеклышками калейдоскопа, которые никогда не сложатся в картинку и не позволят осуществить целостный подход в деле воспитания личности. А ведь именно эту цель должен быть более всего преследовать настоящий учитель – профессионал – воспитание личности ребенка, осмысление целостной картины мира. Это более важные задачи, чем формирование компетенций, предметных и мета-предметных навыков. «Это ставит перед глобальным сообществом проблему «образования для нового тысячелетия», в меньшей степени ориентированного на формирование тех или иных предметных компетенций, но позволяющего людям самых разных возрастов осмыслить свою жизнь и принять свою судьбу» .

Важной составляющей системы образования является наличие и четкое обозначение задач учебно-воспитательного процесса. Что мы хотим увидеть в итоге наших усилий? какого выпускника мы себе представляем? Успешного, социально-адаптированного, способного идти напролом к своей цели или духовно-развитого, утонченного, способного к творчеству и самопожертвованию; эгоистичного, делового, практического человека или способного отдаваться патриотическим устремлениям, видеть чужую боль, способного сострадать и помогать нуждающимся. Беда состоит в том, что тот набор требований к выпускнику школ и его воспитателям можно, мягко говоря, назвать общим понятием «Объять необъятное».

Фельдштейн Д.И. пишет: «При этом нам важно самим четко определиться – к чему мы стремимся готовить ребенка – к конкуренции, власти, деньгам? Или к осознанию ответственности за себя и других людей, за безопасность жизни на Земле, стимулируя совершение поступков, достойных человека?!» . То есть, пока мы, педагоги, идем к заветным, неведомым и недостижимым целям, мы оказываем свое, порой непоправимое, воздействие на наших учеников. И насколько вредоносно это воздействие, если мы не отдаем отчета, чему мы учим своих детей, чего хотим от них добиться.

То есть, я веду к тому, что прежде чем приступить к процессу образования, учитель должен четко осознать :

1) что он работает с очень тонким материалом – душой ребенка;

2) осознавать свои замыслы и цели;

3) необходимость выработать демократический стиль общения (авторитарный уже не работает);

4) способы стимулирования познавательной активности;

5) преобладающие методы работы (творческие, поисковые, проблемные).

6)И конечно, представить себе педагогический идеал воспитанника.

Я себе его представляю таким:

Способность мыслить (как следствие – развитая речь),

Нравственные начала личности,

Умение жить в коллективе,

Способность к здоровой конкуренции,

Стремление к взаимопомощи,

Творческое начало,

Способность к саморазвитию.

Здесь на помощь приходит личностно-ориентированное образование. «Научить» самообразованию себя как личности, вооружить механизмом целенаправленного самоизменения на всю оставшуюся жизнь – это и составляет образовательную функцию личностно-развивающего образования!» - утверджает Сериков В. В. Многое из того, чему мы учим детей, позабудется, но в сухом остатке должен остаться самый главный навык, необходимый для жизни – умение и постоянное желание учиться чему-то новому.

« Гуманистическая педагогика рассматривает себя в качестве инструмента укрепления и воспитания воли к жизни и стремления конструктивно взаимодействовать с миром. Она ориентирует образование на развитие у детей и взрослых креативности, изобретательности, оптимизма, уверенности в себе, гибкости, открытости миру и тем изменениям, которые в нем постоянно происходят…

Педагогическая составляющая гуманистического мировоззрения состоит в том, чтобы заложить в воспитуемом основы здравомыслия, научить самостоятельно размышлять над проблемами добра и зла, истины и лжи. Она чужда технологиям выработки слепого следования традиционным правилам, нормам и предписаниям. Это скорее дескриптивная, описательная и демонстрационная, а не прескриптивная, предписывающая или авторитарная педагогика. Это педагогика диалога и сотрудничества.»

Поэтому очень важным моментом в деле образования и воспитания является свод принципов, на которые опирается учитель.

1.В первую очередь, это принцип гуманизма . Перед тобой человек! – уважай его, принимай его таким, какой он есть, каждый ребенок индивидуален, развивай его способности и уверенность в своих силах, не унижай, не дай засомневаться, что он хуже других.

2.Учителю, как и врачу, необходимо понимание принципа Гиппократа «Не навреди!». Это еще один наиважнейший принцип воспитания, необходимый педагогу как воздух. Соблюдай целесообразность в обучении и воспитании. Построй свои действия так, чтобы ребенку нравилось учиться, заниматься делом, которое ты предложил ему. Заинтересуй, а не заставляй! Увлеки, а не применяй палку. Ученик не должен терять здоровье в процессе обучения, а только его наращивать.

3.Принцип побуждения к самостоятельной деятельности: только знания, и умения, которые учащийся добыл сам, останутся его настоящим багажом - воспитание стремления к знаниям, к действию – вот главная заслуга учителя, педагога. здесь важно понять, что образование для ребенка будет непрерывным на протяжении жизни и поэтому более важно не то, что дал учитель, а то, что взял, добыл учащийся сам. Это возвышает его в своих глазах, дает ему заряд уверенности в своих силах на пути постижения мира.

4. «Красота спасет мир!» Учи и воспитывай на положительных примерах.

«Любование, наслаждение прекрасным естественно перерастает в желание жить по законам красоты - творить прекрасное, наслаждаться прекрасным, созданным своими руками » , – говорил известный педагог В.Сухомлинский. Действительно, в красоте содержится творческая, созидательная основа, способная делать человека добрее, человечнее, одухотвореннее. Человеку открывается радость жизни, если он видит красоту природы, слышит прекрасную музыку, созерцает произведения искусства. Ребенок, который с детства соприкасается с прекрасным, погружаясь в мир музыки, изобразительного искусства, получает на всю жизнь особую прививку, которая впоследствии, во взрослой жизни помогает ему не зачерстветь душой, развивать в себе творческие начала, сострадать другому человеку, не позволяет опускаться до уровня человека общества потребления, которому интересны только его физические наслаждения. Учитель активно привлекает в своей работе все виды искусства: живопись, музыку, театр. И замечательно, если это он делает не только на уроке, а во внеурочное время, когда можно в непринужденной обстановке обсудить увиденное и услышанное. А если он общается с детьми на природе, в походе, в поездке, насколько это обогащает внутренний мир ребенка, расширяет его горизонты и взгляд на мир.

5. Принцип коллективизма . Человек живет среди людей, и как бы он ни был индивидуален, он должен уметь общаться, находить общий язык в коллективе. Именно в школе ребенок должен научиться уважать не только себя, но и окружающих, увидеть их проблемы и заботы, понять, что он человек среди людей, это даст ему возможность на стать эгоистом, впоследствии успешно создать семью, найти свое место в трудовом коллективе, в кампании или фирме. Дело учителя помочь ребенку почувствовать себя полноправным членом коллектива через общие дела, заботы и развлечения.

Печально наблюдать, как негативно влияют на образовательный процесс в школе отсутствие стабильности, постоянно изменяющиеся правила игры: ЕГЭ, ГИА, которые разрушают целостность воспитательного и образовательного процесса, создают ситуацию постоянного стресса не только для учащихся, но и для учителей. Вообще, возникает ощущение, что образовательную систему вслед за модернизацией поразил некий управленческий идиотизм, основанный на отсутствии единства в подходах к целям и задачам образования, а, вернее, отсутствия четких целей, подмена идеи воспитания и образования формалистскими штучками, в виде компетенций. Эти проблемы отталкивают молодых специалистов, не желающих работать в таких условиях. Но, думается, что еще есть запас прочности в кадрах старой закалки, в среднем поколении учительского сообщества, и не за горами то время, когда вольются в школу новые силы серьезных, думающих педагогов, воспринимающих свою профессию не только как способ зарабатывания средств, но и как миссию в гуманистической педагогике.

Гуманистическая педагогика – педагогика практического деятельного гуманизма, который не уклоняется от признания фактов антигуманизма, в том числе и в педагогике, а активно борется с ними педагогическими средствами. «Гуманистические психология и педагогика помогают человеку осознать потребность совершенствования, а также придать ей максимально безопасный для самой личности характер. Гуманизм признает возможность и действительность бытования в человеке антигуманного, бесчеловечного, и человек должен учиться максимально ограничивать проявление своего негатива, контролировать темную сторону своего существа. Гуманистическая педагогика исходит из уверенности в возможности обуздания человеком своей бесчеловечности в ходе личного самосовершенствования и плодотворного общения с миром и людьми.»

Крайне велика роль гуманистической педагогике как позитивной альтернативы комплексу негативных явлений, развивающихся сегодня в российском образовании в результате непродуманных реформ и неоправданных попыток переноса на российскую почву западных модеоейй и стандартов образования. « Существующая система образования все более превращает знание в товар на рынке идей, инструмент манипулирования людьми. Гуманистическая педагогика призвана преодолеть отчуждение человека от самого себя, от своих способностей и потребностей. В ее рамках этические принципы проверяются каждым человеком непосредственно в контексте конкретной ситуации, своего уникального жизненного опыта. Поэтому педагог не должен упускать возможности при обсуждении этических и других ценностных проблем обращаться к личному опыту учащихся и напоминать им о науке доверять своему внутреннему я, быть открытым для нового опыта, – возможно, тяжелого, даже трагического, поскольку сама суть жизненных дилемм состоит в столкновении необходимого или должного с системой личных ценностей.

Современный гуманизм предлагает конструктивную этическую альтернативу, способную обеспечить высокую жизнеспособность личности и общества перед лицом все более сложных психологических, социальных и правовых проблем. По своему духу гуманистическая педагогика противостоит иррационализму и догматизму. Гуманизм выступает здесь за нравственную свободу каждого отдельного человека определять смысл и образ своей жизни на основе не столько групповых, идеологических или религиозных, но прежде всего общечеловеческих ценностей. Гуманистическая педагогика побуждает личность к осмыслению этих ценностей. Следует снова подчеркнуть, что гуманизм, не связывая себя ни с одной политической или религиозной доктриной, способствует развитию демократического мышления.»

Мы считаем, что теоретическая разработка и практическое внедрение гуманистической педагогики в массовое педагогическое сознание и трансформация на основе ее принципов современной российской системы образования является главным условием преодоления наметившейся в последнее время тенденции деградации российского образования.

Литература

1.Бермус А.Г. Онтологический поворот в науках об образовании// Непрерывное образование: XXI век. 2013. №2. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/atricle.php?id=2081

2.Кудишина А.А. Гуманистическая педагогика. URL: ttp://hum.offlink.ru/education/kurses/pedagogics-main/Pedliterature/

3.Сериков В. В. Личностно-развивающая функция непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 1. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/atricle.php?id=1943

4.Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.,1982.

5.Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития. «Проблемы современного образования» 2010. №2. - с.5-12.

HUMANISTIC PEDAGOGY AS EDUCATIONAL SYSTEM

Polomoshnova N.A.

The paper analyzes the basic principles of the activity of teacher in terms of humanistic pedagogy.

Keywords: personality, teaching activities, humanistic pedagogy.

Поломошнова Наталья Анатальевна - учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 61, почетный работник общего образования


Гуманистическая педагогика это система научных методов, которая утверждает воспитанника в роли полноправного, сознательного и активного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося в меру своих возможностей и способностей. Само понятие гуманизм произошло от латинского слова humanus, означавшего человеческий, человечный. Гуманизм – это единая концепция, определяющая человека как наивысшую ценность в мире. Основным положением этой концепции является защита достоинства личности, признание ее прав и свобод, проявление и развитие способностей личности, создание для всего этого благоприятных условий. Гуманизм утверждает универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. Как совокупность ценностных установок гуманизм является общественным идеалом.

Кратко о гуманистической педагогике

Однако, при всей очевидности положительных факторов, гуманистическая педагогика не становится массовой и фундаментальной наукой для построения всех педагогических систем. Тоталитарные правительства, которые, что бы там не говорили, составляют подавляющее большинство на планете, совсем не заинтересованы в продвижении гуманистических идей в процесс обучения. Они повсеместно внедряют авторитарную педагогику, поскольку именно она позволяет им наиболее комфортно управлять государством, не допуская изъявления воли и подавляя любые возмущения. Россия провозгласила человека высшей ценностью, подчеркнув, таким образом, свою приверженность идеям гуманизма. Полностью преобразовать сложившуюся десятилетиями систему авторитарного образования, нацеленную на воспитание законопослушных и безропотных граждан, пока не получается. Отечественная педагогика постепенно, правда пока очень медленно, поворачивается в сторону гуманистических идей, внедряя эти идеи в педагогическую практику. Конечная цель гуманистической педагогики это воспитание полноценного и полноправного субъекта деятельности, познания и общения. Наиболее значимой и определяющей мерой воспитательного процесса гуманистической педагогики является создание предпосылок для самореализации личности, раскрытие того творческого потенциала, который заложен в каждом человеке изначально, проявление способностей личности.

Отличительными признаками гуманистической педагогики являются: смещение приоритетов педагогики на психические, интеллектуальные, нравственные и физические сферы развития личности, вместо овладения ею определенным объемом информации; сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно мыслящей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного принять самостоятельное решение в различных жизненных ситуациях; обеспечение благоприятных условий для создания нового учебно-воспитательного процесса. Переход учебно-воспитательного процесса на новый, гуманистический уровень следует понимать как отказ от авторитарной педагогики, оказывающей давление на личность и отрицающей саму возможность возникновения между педагогом и учащимися нормальных равноправных человеческих отношений, как переход к личностно-ориентированной форме обучения, придающей абсолютное значение личной свободе и самостоятельности учащихся.

На практике гуманистическая педагогика реализуется конкретными формами и методами инновационной деятельности. К этим формам и методам относятся: дифференциация учебно-воспитательной деятельности; индивидуализация процессов обучения и воспитания; создание условий для развития способностей и наклонностей каждого воспитанника; формирование гомогенных классов и параллелей; комфортность учебно-воспитательной деятельности; психологическая защищенность учащихся; вера в силы и возможности каждого учащегося. И еще: принятие учащегося таким, какой он есть; обеспечение успешности воспитания и обучения; изменение целевой установки школы; обоснованность уровня развития каждого ученика; исключение заочного обучения как мешающего прямому общению педагога с учащимся; переориентация внутренних личностных установок учителя; усиление гуманитарного образования.

Выводы

Некоторые аспекты гуманистической педагогики не являются бесспорными, на практике очень часто реализовать абсолютно все их часто бывает невозможно. И связано это не только со сложившейся системой образования, но еще и с менталитетом основных слоев населения. Принять гуманистическую педагогику в школах как основополагающую пока невозможно. Однако внедрять отдельные формы и методы, способствующие формированию новой, открытой личности, безусловно, нужно. Процесс изменения школьного образования и воспитания это процесс достаточно длительный, но необходимый.


Введение

Существует наука о воспитании - педагогика. Но воспитывать человека - это, скорее, искусство. И научить этому искусству не могут никакие, даже самые лучшие учебники. Может быть, поэтому с таким вниманием рассматриваем мы опыт людей, которые были наделены подлинным талантом воспитателей.

«Учительская профессия, - писал В.А.Сухомлинсский, - это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта - постоянно открывать в человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления - один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду».

Высшая потребность человека - потребность в актуализации и развитии способностей (А. Маслоу, К. Роджерс), которая удовлетворяется при обеспечении условий любви, дружбы, безопасности, самоуважения и уважения других людей. Организуя реальность гуманистических межличностных отношений, мы можем удовлетворить потребность человека, например, в общении, тем самым, стимулируя процесс развития и актуализации его коммуникативных способностей.

Гуманистическая педагогика, учитывая наследие прошлого и ориентируя практику современного образования на свободное развитие человека, на стимуляцию его саморазвития, обратила внимание на проблему педагогических межличностных отношений, где доминирующее значение приобрёл вопрос любви учителя к ученикам. Любовь к детям считалась необходимым качеством педагога, при наличии которого возникала естественная возможность развивать гуманные отношения с воспитанниками. Любовь соединяла педагога и воспитанника, делала их единодушными, предваряла проявление открытости, доверия, понимания, уважения друг к другу, побуждала к стремлению развивать собственные способности (Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.П. Вахтеров, Я. Корчак, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др.).

Гуманистическая педагогическая традиция сохранилась в передовом опыте современных учителей (Ш.А. Амонашвшш, И.П. Волков, Т.И. Гончарова, Н.П. Гузик, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, Е.А. Ямбург и др.), доказавших возможность организации творческого взаимодействия и гуманистических отношений с учащимися. Педагог в общении с учащимися не направляет, не навязывает им собственный социальный опыт, лишь помогает войти в мир культуры, в котором воспитанники самостоятельно определяются. Установившиеся доброжелательные отношения сотрудничества помогают ученикам преодолеть внутренний страх и сопротивление, авансируют успех в общении.

Такое направление стало центральным в современных педагогических научных исследованиях, рассматривающих проблемы полисубъективности процесса воспитания (Р.А. Валеева), влияния коллектива на развитие личности (Л.И. Новикова, Т.Н. Мальковская, А.В. Мудрик), саморазвития личности (Л.Н. Куликова), межсубъективных педагогических отношений учителя и ученика (В.В. Горшкова).

Объект исследования – процесс развития гуманистической педагогики и ее влияние на современную систему обучения;

Предметом является – личность ребенка в гуманистической педагогике;

Цели и задачи исследования – рассмотреть в данной работе историю становления гуманистической педагогики, обозначить ее влияние на современный процесс обучения.

Глава 1: Исторический смысл гуманистической педагогики

Смысл изменения системы воспитания - в ее гуманизации, когда в совершенствовании человека видят не средство благополучия общества, а цель общественной жизни, когда становление личности предполагает выявление и совершенствование всех сущностных сил человека, когда самого индивида мыслят не "управляемым", а творцом самого себя, своих обстоятельств.

Гуманистическое воспитание, которое предстоит утвердить в школе, призвано выступить преемником лучшего из культурного наследия, при этом важно отбросить то, что было создано людьми в целях формирования человека- средства, но сохранить то, что способствует возвышению личности. В основе гуманистической системы воспитания лежат следующие идеи: личностный подход в воспитании (признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, подростка, молодого человека, признание их социальных прав и свобод; ориентация на личность результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспитаннику как субъекту собственного развития; опора в воспитании на совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса).

Педагогическое наследие веков содержало в себе ряд фундаментальных гуманистических идей, которые оказали определяющее влияние на гуманистический поиск конца ХIХ- начала ХХ столетий. Достаточно напомнить, что уже в V в. до н.э. Сократ рассматривал воспитательный процесс с точки зрения организации саморазвития ученика, пробуждения заложенных в нем от рождения активности и творческого начала. Сократ словом и делом доказал, что подлинная образованность может развиться только из личного духовного усилия человека, связанного с уже имеющимся у него опытом. Истинный учитель является равноправным партнером ученика, его помощником, стимулирующим и направляющим развитие последнего.

Последующие эпохи существенно обогатили сложившуюся уже в Древней Греции гуманистическую педагогическую традицию, которая в полном объеме нашла свое выражение в ХVII в., в трудах Яна Амоса Коменского. Его творчество совпало с началом Нового времени, когда все более широкое распространение получали представления об активном субъекте, вырвавшемся из пут средневековья и способном, развив себя и реализовав свой сложный внутренний мир, пройти лишь ему одному предназначенный путь. Коменский увидел педагогический идеал в самом человеке, реализующем свои природные дарования, и трактовал образование как способ развития этих дарований. Воспитатель должен выявить то, что «в зародыше» заложено в ребенке, следовать за постепенно «вызревающей» природой человека, регулировать индивидуальное развитие нравственными ценностями, стремиться «уравнять всех людей высокой культурой».

Гуманистический заряд педагогики Коменского остался нереализованным. Западная цивилизация, вступившая на путь развития индустриального общества, все более ориентировалась на механистическое мировоззрение. Это способствовало, особенно в эпоху Просвещения, утверждению взгляда на человека как на продукт воспитания и обучения, становление которого определяется внешними влияниями.

Эта педагогическая позиция еще в ХVIII в. была основательно раскритикована Жан-Жаком Руссо. Руссо доказывал, что воспитатель, осуществляя педагогические функции, ни в коем случае не должен навязывать свою волю ребенку; он должен лишь способствовать естественному росту ребенка, создавать условия для его развития, организовывать ту воспитывающую и обучающую среду, в которой ребенок сможет накапливать жизненный опыт, обретать самостоятельность и свободу, реализовывать свою природу. Призывая следовать «порядку» в ходе постепенного воспитания человека, Руссо подчеркивал, что ничто не может привести педагога к успеху, «кроме хорошо направленной свободы». Он требовал отказаться от попыток решить судьбу ребенка за него самого, лишая его тем самым самостоятельного выбора и мешая его естественному развитию.

Во многом опираясь на идеи Руссо, а также на тезис Канта о том, что человек при всех обстоятельствах должен быть целью, а не средством, Иоганн Генрих Песталоцци видел в воспитании помощь развивающемуся человеку в овладении культурой, в самодвижении к совершенному состоянию. Воспитание – это помощь природе ребенка, стремящейся к общественному развитию; это помощь саморазвитию заложенных в человеке сил и способностей. Воспитание, по Песталоцци, должно заложить в каждом человеке чувство собственного достоинства и свободы. При этом он придавал исключительно большое значение приобщению детей к опыту предшествующих поколений: суть образования состоит в постижении ребенком принципов познания и способов познавательной деятельности. Только оно и способно обеспечить реальное развитие творческих потенций человека. Ребенок, считал Песталоцци, должен как бы сам творить себя, осознавая свои индивидуальные способности по мере роста и созревания. Воспитание, таким образом, превращается в способ обеспечения личностной независимости.

Однако в ХIХ в., когда капиталистические отношения стали всеохватывающими и сформировалась цивилизация буржуазного типа, массовое образование и связанная с ним педагогическая идеология базировались на совершенно иных принципах. Они ориентировались на изолированного индивида, обучаемого и воспитываемого с помощью стандартных, одинаковых для всех методов и средств, нивелирующих индивидуальность и включающих человека в безличный государственный порядок.

Индустриальная цивилизация, окончательно сложившаяся на Западе к началу ХХ столетия, открывала новые материальные перспективы развития человека и общества, прогресса науки и техники, подъема культуры и образования. Однако она несла в себе и тенденцию к резкому отчуждению человеческой личности. Индустриальное общество искажало процесс становления индивидуально-личностной субъективности. Человек превращался в «винтик» социальной и производственной машины, в функциональный придаток техники, оказывался «встроенным» в программы рациональной организации общественной и производственной жизни. Личность в индустриальном обществе становилась одним из видов сырья: все связанное с душевными переживаниями допускалось, что оно полезно для целей, реализуемых социальной и производственной машиной. В этих условиях господствующим типом образовательных учреждений оставалась гербартианская «школа учебы» с присущими ей авторитаризмом, вербальными методами обучения, жесткой регламентацией педагогического процесса, стремлением сформировать личность ребенка через развитие его интеллекта.

Рубеж ХIХ – ХХ столетий ознаменовался педоцентристской революцией в педагогике. Старой гербартианской традиции был противопоставлен взгляд на ребенка как на центр учебно-воспитательного процесса. Было признано, что не он должен приспосабливаться к средствам образования, определяемым учителем, а наоборот, средства образования должны приспосабливаться к его интересам и потребностям, соотноситься с уже имеющимся у него опытом. Понимание воспитания связывалось с пониманием индивидуальности воспитуемого, признанием присущего только и исключительно ему пути к счастью. Тем самым провозглашался плюрализм в определении объема и качества содержательного наполнения воспитания, ориентированного прежде всего на конкретного ребенка, его индивидуальные возможности и мотивы. Реформаторы-педагоги – Джон Дьюи и Мария Монтессори, Адольф Феррьер и Овид Декроли, Роже Кузине и Александр Нейл, Людвиг Гурлитт и Константин Вентцель – провозгласили лозунг «Школа для ребенка, а не ребенок для школы». В основе образования, по их мнению, должны лежать активные методы обучения, основанные на самостоятельной исследовательской работе учащихся, поддерживаемых и направляемых учителем.

Развитие русской педагогики в конце XIX - начале XX веков представляет собой обусловленную социально-историческими условиями совокупность принципов гуманизма. Педагогическое творчество Л.Н. Толстого многогранно и мнoгoacпeкт^ю. Наследие Л.Н. Толстого, его педагогические идеи оказали определенное влияние на духовную жизнь общества и нашли подтверждение в последующем развитии образования в России и за рубежом. Педагогические идеи Л.Н. Толстого и общественно-просветительская деятельность в Якутской области в конце XIX - начале XX вв. имеют общую гуманистическую мировоззренческую основу. Воззрения Л.Н. Толстого на проблемы народной школы и значения учителя имели определенное значение для развития педагогической мысли и реализации гуманистических идей в образовании России и Якутской области в рассматриваемый исторический период. В связи с этим особую актуальность приобретают открытие новых фактов историко-педагогической реальности, подробное изучение и анализ ранее изз^енных фактов с позиции синтеза различных подходов для выявления базовых идей и ценностей гуманистической педагогической культуры. Особый интерес представляет в этом отношении педагогическое наследие Л.Н. Толстого, так как в нем воплотились не только руссоистские традиции русской философии, но и попытка построения новой образовательной и воспитательной модели на основе синтеза христианской западноевропейской и религиозно-философской восточной традиции. Философско-педагогические взгляды Л.Н. Толстого формировались в контексте исторической ситуации, когда педагогическое новаторство сделалось неотъемлемой частью общества

Во второй половине ХХ в. вектор развития педагогики во многом стал определяться переходом к постиндустриальному обществу, несущему в себе тенденцию высвобождения личности от власти отчужденного труда и экономической целесообразности, превращающему производство человека в основную сферу общественной жизнедеятельности. Возрастание роли «живого труда», отрыв личности от социально-групповых структур, разрушение единообразия и унифицированности производства и социального бытия, повышение роли духовно-творческого начала во всех сферах общественной жизни открыли новые перспективы для развития гуманистической педагогики. Реализацию ее установок обеспечивают и возросший материальный потенциал общества, и развитие человекознания, и прогресс демократических институтов, и разработка эффективных личностно-ориентированных образовательных технологий, и осознание общей направленности эволюции постиндустриального общества, все более поворачивающегося к человеку, который из «винтика» социальной машины все более превращается в реального субъекта своей жизни.

В условиях индустриального общества происходит завершение парадигмального оформления гуманистической педагогической традиции, предстающей в единстве целей, средств и организации воспитательно-образовательной деятельности.

Сегодня происходит перемещение педагогического идеала от социально-ориентированной (конструирование человека с параметрами, заданными конкретными интересами общества) цели образования к индивидуально-ориентированной (конструирование человека для самого себя и только опосредованно для общества). При этом акцент как бы переносится с подготовки к служению обществу на формирование у подрастающих поколений ответственности за судьбы общества и готовности прийти на помощь, способности к сотрудничеству. Это неизбежно выдвигает на первый план комплекс проблем, связанный с признанием самоценности личности, формированием ее самосознания, созданием условий для ее самоопределения и самореализации.

Гуманистической педагогики . Различают объективное и субъективное творчество. ...

  • Педагогика для студентов педагогических учебных заведений

    Книга >> Педагогика

    А учитель творческий, стоящий на позиции гуманистической педагогики . Школа - это исток общественного развития... : бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивизм, деятельностная теория и гуманистическая психология. Бихевиористы (Д.Уотсон, Э.Торндайк) считают...

  • Гуманистические воспитательные системы и технологии

    Реферат >> Политология

    Ее способности к свободе, ответственности и творчеству. Гуманистическая педагогика сориентирована на личность. Ее отличительные... учителя. 14. Усиление гуманитарного образования. Гуманистическую педагогику трудно оценивать статистически. Однако установлено...

  • Педагогика личности

    Реферат >> Педагогика

    Самоорганизации личности, было обозначено в гуманистической педагогике двадцатого столетия как переживания сознания... проявиться в теоретических и прикладных разработках гуманистической педагогики . ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Бондаревская...

  • Гуманистическая педагогика представляет собой одно из направлений в теории и практике воспитания, которое возникло в конце 50-х – начале 60-х годов в США, как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Основные тенденции, которые характеризуют данное направление в педагогике – это придание образовательному процессу личностно-ориентированно­го характера, преодоление авторитаризма в воспитании и обучении, попытки сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным.

    Само понятие «гуманизации» является производным от понятий «гуманизм» и «гуманность». Это понятие отражает конструктивный аспект проблемы, решение которой обеспечивает деятельность по достижению более высокой и гуманистически ориентированной системы ценностей.

    Гуманизация воспитания и образования, по мнению учёных-педагогов, выступает нравственно-психологической основой протекания педагогического процесса. Это – социально-педагогическая характеристика самого процесса воспитания и обучения. Она представляет собой процесс, направленный на развитие личности как активного субъекта творческой учебной деятельности, познания и общения. По своим целям гуманизация выступает условием гармонического развития личности, обогащения её творческого потенциала, реализации творческих возможностей и стремлений личности, установления гармонического взаимодействия с миром: природой обществом и другими людьми. Как отмечает Е.Н. Шиянов, гуманизация является ключевым элементом нового педагогического мышления, в котором и педагоги, и воспитанники выступают как субъекты развития творческой индивидуальности.

    Гуманизация воспитания и образования предполагает своеобразное «очеловечивание» знаний, т.е. такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой знания имеют личностный смысл.

    В процессе развития в рамках гуманистической педагогики был разработан ряд положений, которые являются её отличительными признаками и должны обязательно учитываться при реализации в процессе обучения и воспитания. Отметим следующие признаки гуманистической педагогики:

    В процессе обучения и воспитания должна создаваться эмоционально стимулирующая школьная среда;

    Обязательное поощрение инициативы учащихся в учебно-воспитательном процессе;

    Необходимым является установление конструктивных межличностных отношений в классе;

    Для полноценной реализации учебно-воспитательного процесса является необходимым разработка таких образовательных программ, которые будут максимально развивать потенциал и творческие способности учащихся;

    В процессе образования необходимым является совместное обсуждение учителем и учащимися проблем познавательного процесса и способов его оценки;

    Одним из необходимых, хотя зачастую и трудно достижимых условий, является отказ от использования отметки как формы давления на учащихся.

    Такое построение учебного процесса и педагогического взаимодействия позволяет использовать различные формы учебной работы – от гибких и спонтанных на этапе самоопределения учащихся, до достаточно жестких, которые будут опираться на устойчивую мотивацию и потребности детей.

    Прочие статьи:

    Обследование фонематического восприятия со стертой дизартрией
    ФФНР при минимальных дизартрических нарушениях, являясь сходным по проявлениям с другими звукопроизносительными расстройствами, вместе с тем имеет свой специфический механизм. Оно с большим трудом подвергается коррекции, в дальнейшем затрудняет процесс школьного обучения детей. Тщательное сопоставл...

    Определение понятия продуктивно – исследовательского типа учебных действий
    Психологический анализ продуктивного действия, включающего в себя и позицию самого действующего, необходимо рассматривать, с точки зрения Б.Д. Эльконина, с ответа на вопрос о первоначальной ситуации построения такого действия, т. е. о том, с чего фактически начинается творческий акт. В качестве исх...

    Дидактическая игра как метод пропедевтической работы с детьми 5-6 лет с ОНР
    Дидактические игры - специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Системы Д.и. впервые разработаны для дошкольного воспитания Ф. Фребелем и М. Монтессори, для начального обучения - О. Декроли. В отечественной педагогической практике в 1940-50-е гг. Д.и. рассматривались преиму...