Факты о блокаде ленинграда для детей. Полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады. год. Прорыв блокады


Прежде чем привести крамольную статью Алексея Кунгурова, посвящённую Блокаде Ленинграда, предлагаем несколько фактов:

    Во время блокады у ленинградцев были конфискованы частные фотоаппараты, делать любые снимки осажденного города было запрещено. Людей, пытавшихся сделать фотографии для себя, арестовывали, обвиняли в шпионаже, и расстреливали (либо давали срок).

    Командующий Группой Север, фон Лееб, открыто обвинял Гитлера в сговоре с советским командованием. Это достаточно известный факт, так как Риттер (Рыцарь без передачи титула) Фон Лееб был известной персоной.

    Финская армия могла за день разрушить условное прикрытие Питера с Севера. Эта армия стояла на границах территории, до которой доходили городские автобусные маршруты города Ленинград.

О математике и исторической реальности

Проходя по Санкт-Петербургу, замечаешь, что каждый дом и каждый памятник напоминает о великом историческом прошлом этого города. Великое и героическое прошлое никем не оспаривается, но условия , в которых простым людям приходилось совершать нечеловеческие усилия, голодать и умирать, при более внимательном рассмотрении, оказываются искусственно созданными .

Из изложения истории блокады Ленинграда мы знаем, что в годы войны город подвергался интенсивной бомбардировке и артиллерийским обстрелам . На стенах домов в Петербурге до сих пор ещё встречаются старые вывески, сообщающие, что эта сторона безопасна при обстрелах, а на фасадах домов видны отметины от попавших в них снарядов.

В этих условиях жители Ленинграда каждый день совершали подвиги, трудились и медленно умирали от голода. Для поднятия боевого духа, в своё время в политуправлении Ленинграда появилась идея воспеть безсмертный подвиг жителей города, и в одной из его газет появилась заметка о героическом труде ленинградцев в условиях постоянных обстрелов. В ней приведена информация, что на территорию Ленинграда упало 148 тысяч 478 снарядов . Эта цифра стала эталоном и на все годы блокады, запала в умы историков, и они уже не смогли от неё отделаться.

Это лишь маленькая частичка реальности, очень отличающаяся от исторических мифов, написанных профессиональными историками.

Теперь немного о физике

Одним из вопросов, на который не сможет ответить ни один «историк» является вопрос: где они брали электрическую энергию в нужном количестве?

Ибо основной из законов физики гласит, что энергия ниоткуда не берётся и никуда не девается, а в переводе на бытовой язык, это звучит так: сколько энергии произвели , столько и потратили (и не больше). Существуют нормативы в человеко-часах и единицах потраченной энергии на производство единицы продукции, пусть это снаряд или танк, и эти нормы немаленькие.

Немного из экономики

Исходя из нормативов того времени, определённое количество ресурсов и материалов распределялось между производствами без излишеств, в соответствии с планами и задачами. На основании этого распределения создавались минимальные запасы сырья, материалов, инструментов и готовой продукции на предприятиях, обеспечивавшие бесперебойную работу заводов (обычно, на две недели, реже на месяц) с постоянным подвозом необходимого (по мере добычи или производства) и отправкой готовой продукции.

В условиях блокады отдельно взятого города не существует таких стратегических запасов топлива, сырья, материальных средств и энергии, способных обеспечить потребность города (или хотя бы промышленности) больше чем на три месяца. В условиях жёсткой экономии энергии и продовольствия можно растянуть запасы, но для экономии электроэнергии требуется остановить производство - основной потребителя энергии, а этого не произошло. Заводы в Ленинграде не останавливались ни на день .

Можно согласиться с предположением, что часть угля для производства энергии взяли у флота, но основной базой флота был Таллин, и он был захвачен. Тепловые электростанции потребляют угля в разы больше, чем любой корабль.

С особым ожесточением германские пилоты целились в заводы и фабрики Ленинграда, такие, как Кировский, Ижорский, «Электросила», «Большевик». К тому же на производстве не хватало сырья, инструментов, материалов. В цехах было нестерпимо холодно, и от прикосновений к металлу сводило руки. Многие труженики производства выполняли работу сидя, так как простоять 10-12 часов было невозможно. Вследствие остановки практически всех электростанций, некоторые станки приходилось приводить в движение вручную, из-за чего трудовой день увеличился. Нередко кое-кто из рабочих оставался ночевать в цеху, экономя время на выполнение срочных фронтовых заказов. В результате такой самоотверженной трудовой деятельности за второе полугодие 1941 года действующая армия получила из Ленинграда 3 млн . снарядов и мин, более 3 тыс . полковых и противотанковых орудий, 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов и бронеплощадок.

2. Помогали трудящиеся Ленинграда и другим участкам советско-германского фронта. Осенью 1941 года, во время ожесточённых боёв за Москву, город на Неве отправил войскам Западного фронта свыше тысячи артиллерийских орудий и миномётов, а также значительное количество других видов вооружения.

Энергетическая блокада

После того как 8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады, город оказался отрезанным от всех загородных электростанций, снабжавших его энергией. Были разрушены многие подстанции и линии электропередачи. В самом Ленинграде работало только пять тепловых электростанций. Однако и на них из -за недостатка топлива резко сократилась выработка энергии, которой хватало только на госпитали, хлебозаводы и правительственные здания, имевшие отношение к фронту. Прервалась передача электроэнергии с Волховской ГЭС, основное оборудование которой в октябре 1941 года было демонтировано и вывезено на Урал и в Среднюю Азию. На станции остались в работе два вспомогательных гидроагрегата по 1000 кВт, работавшие для железнодорожного узла Волховстрой и воинских частей. Была парализована работа оборонных заводов, остановились трамваи и троллейбусы, перестал работать водопровод. Многие энергетики ушли на фронт, а оставшиеся продолжали работать в суровых условиях голода и холода, обеспечивая выработку возможного количества электроэнергии. Началась энергетическая блокада Ленинграда. Самым тяжёлым днём для энергетики Ленинграда стало 25 января 1942 года. Во всей энергетической системе работала только одна станция, неся нагрузку всего в 3000 кВт…

Немного прокомментируем статью: с сентября 1941 года производство электроэнергии сократилось из-за режима чрезвычайной экономии. К январю 1942 года закончился уголь в городе, тепловые электростанции практически остановились, и производилось только 3000 кВт. При этом Волховская Гэс вырабатывала 2000 кВт (2 МВт), и этого хватало только на ж.д. узел и воинские части (то есть, обратите внимание на цифру - 2 мегаватта это очень немного в масштабах города).

В период Великой Отечественной войны, когда большинство электростанций блокадного Ленинграда из-за отсутствия топлива не могли работать. Зимой 1941-1942 годов котёл № 3 электростанции «Красный Октябрь» был переделан под сжигание фрезерного торфа, который имелся на торфопредприятиях Всеволожского района. Пуск этого агрегата позволил повысить нагрузку электростанции до 21-22 тыс. кВт из 23-24 тыс. кВт, вырабатываемых системой. (Википедия)

То есть, озвучена окончательная цифра: вся система (точнее, одна тепловая электростанция на торфе плюс Волжская ГЭС) до конца войны производила 24 тыс. киловатта. Цифра только кажется большой, но, к примеру, приведу, что этой энергии не хватит одному городу (например Гродно 338 тысяч человек) одновременно вскипятить электрические чайники.

В Ленинграде с весны 1942 года действовало 6 маршрутов трамвая . Для обеспечения этого энергопотребления требуется 3,6 тысяч кВт электроэнергии (3,6 МВт). Чтобы на каждом маршруте ходило 20 трамваев общим числом 120 (всего) с предполагаемой мощностью двигателя 30 (!) кВт (к примеру, современные трамваи имеют мощность до 200 кВт).

Теперь немного о материалах и производстве

Можно многое обсуждать в истории, но факт остаётся фактом - снаряды, миномёты, пушки и танки делают из железа или специальных видов стали. Это, как известно, твёрдый материал, обрабатываемый в основном, давлением (неважно, молотом или резцом) и требует приложения больших усилий (в основном, механических), особенно при массовом производстве. Сварка брони танков требует огромного расхода электроэнергии (это не корпус автомобиля из жести сварить), промышленные сварочные аппараты имеют мощность до 40 кВт.

Осталось подвести баланс по электроэнергии

На оставшуюся от движения трамваев электроэнергию (20 МВт) нужно запитать производство заводов, а это:

· десятки тысяч станков по 3-10 кВт каждый (изготовлены миллионы снарядов, болтов, втулок, шпонок, валов и т.д.), - 30-100 МВт (это если 10 тысяч станков на всех заводах);

· десятки станков по производству стволов пушек (токарно-винторезные станки больших размеров),

· прокатные станы (без этого броневых листов не бывает),

· много промышленных сварочных агрегатов (всё-таки выпустили 713 танков за полгода, по 5 танков в день), танк обваривается не один день. Если предположить, что танк обваривают одним сварочным агрегатом трое суток, то требуется 15 сварочных агрегатов общей мощностью 600 кВт.

И в итоге элементарных подсчётов получаем, что у нас сильно не хватает оставшейся энергии (20 МВт), а нужно обеспечить светом ещё обком и горком партии, облсовет и горсовет, управление НКВД, госпитали и т.д.

Осталось подвести баланс по продовольствию

Потребность в продовольствии города составлял (2 миллиона 544 тысячи жителей города - без учёта войсковых группировок, флота и жителей области внутри осады), 1,5 кг продовольствия в сутки (500 грамм сухарей и 1 кг овощей и круп - это общевойсковой паёк) - 3800 тонн продовольствия ежедневно (63 современных вагонов) - напомню, это без учёта численности войск и флота и жителей области.

Непонятно, как мы потеряли ещё большую часть из выпущенных в годы войны 104840 танков и сау , при этом большая часть танков ремонтировалась и возвращалась в бой неоднократно. Такие потери зафиксированы в настоящей истории только раз - во время шестидневной арабо-израильской войны, когда израильские войска уничтожили почти две тысячи танков (но тогда были ПТУР и другой уровень реактивной авиации).

Если бы в Ленинграде стояли заводы из-за отсутствия сырья и материалов, всё было бы понятно - всё-таки блокада, и главное - привести продовольствие, о производстве подумаем потом. Но в условиях, когда люди умирали с голоду на ходу и замерзали целыми семьями, непонятно, откуда бралось сырьё, материалы, инструмент и агрегаты для заводов (танковые пушки изготавливались на Мотовилихинском заводе в Перми , и до февраля 1942 года это был единственный завод , выпускавший танковые и корабельные пушки ), и электроэнергия для обеспечения производства, а выпущенная продукция переправлялась на большую землю - это никакими сказками и мифами объяснить невозможно.

Жители Ленинграда, как и жители всей страны, совершили немыслимый подвиг. Многие из них отдали жизнь в боях за Родину, многие умерли от голода в Ленинграде, приближая час победы. Подвиг Павла Корчагина меркнет на фоне тех усилий, какие каждый день совершали герои-защитники, герои-жители осаждённого города.

Наряду с этим, элементарные подсчёты показывают, что много информации от нас просто скрыто , и из-за этого остальное невозможно объяснить. Создаётся впечатление глобального предательства , что вся эта блокада специально была организована так, что бы убить как можно больше людей.

Придёт время, и истинные виновные будут раскрыты и осуждены, пусть даже заочно.

С Уважением, Ваш -
Наша группа в Одноклассниках:

1. Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны длилась 872 дня - с 8 сентября 1941 года (захват гитлеровцами Шлиссельбурга) до 27 января 1944 года (освобождение советскими войсками в ходе Ленинградско-Новгородской операции Красного Села, Ропши, Красногвардейска, Пушкина и Слуцка). При этом полная блокада Ленинграда продолжалась до 18 января 1943 года, когда в ходе операции «Искра» советским войскам Ленинградского и Волховского фронтов удалось освободить Шлиссельбург, создав узкий сухопутный коридор между осажденным городом и всей остальной страной.

2. Даже после снятия блокады Ленинграда в январе 1944 года продолжалась его осада немецкими и финскими войсками. Лишь проведенные в июне-августе 1944 года Выборгская и Свирско-Петрозаводская наступательные операции советских войск позволили освободить Выборг и Петрозаводск, окончательно отбросив противника от Ленинграда.

3. Эвакуация жителей Ленинграда длилась с июня 1941 года по октябрь 1942 года. В первый период эвакуации, когда блокада и захват города многим казались маловероятными, ленинградцы отказывались от переезда в другие регионы. Кроме того, изначально детей эвакуировали из города в районы Ленинградской области, которые затем стремительно стал захватывать противник. В результате 175 тысяч детей были возвращены в Ленинград. Всего до блокирования города из него было вывезено 488 703 человека. Второй этап эвакуации происходил по ледовой «Дороге жизни», через которую с 22 января по 15 апреля 1942 года было вывезено 554 186 человек. На последнем этапе эвакуации с мая по октябрь 1942 года в основном водным транспортом по Ладожскому озеру было отправлено на Большую Землю около 400 тысяч человек. Всего в годы войны из Ленинграда было эвакуировано около 1,5 миллионов человек.

4. В блокаде Ленинграда, помимо немецких и финских подразделений, участвовали также испанские и итальянские. Испания, не принимавшая официального участия в войне с СССР, послала на Восточный фронт так называемую «Голубую дивизию», состоящую из добровольцев. О боевых качествах «Голубой дивизии» есть различные мнения - одни исследователи отмечают стойкость ее бойцов, другие - отсутствие какой бы то ни было дисциплины и массовые случаи перехода солдат на советскую сторону. Что касается Италии, то она предоставила свои торпедные катера для проведения операций против советских войск на Ладожском озере. Однако действия итальянских моряков на Ладоге успеха не имели.

5. Главной проблемой осажденного Ленинграда стал голод. Начало продовольственного кризиса очень часто принято связывать с тем, что 10 сентября 1941 года гитлеровской авиацией были уничтожены Бадаевские продовольственные склады. Но современные исследователи отмечают, что на самом деле на Бадаевских складах не было многомесячного запаса продовольствия. Ленинград в мирное время обеспечивался путем регулярных поставок продуктов, которые были нарушены гитлеровской блокадой.

6. Пиком голода в блокадном Ленинграде стал период с 20 ноября по 25 декабря 1941 года, когда нормы выдачи хлеба для бойцов на передовой линии обороны были снижены до 500 граммов в день, для рабочих горячих цехов - до 375 граммов, для рабочих остальных производств и инженеров - до 250 граммов, для служащих, иждивенцев и детей - до 125 граммов. На 50 процентов данный хлеб состоял из несъедобных примесей, заменявших муку. Выдача других продуктов в этот период фактически прекратилась.

7. Всего за время блокады от голода и лишений погибло свыше 630 тысяч ленинградцев. Эта цифра, озвученная советским обвинителем на Нюрнбергском процессе, сегодня оспаривается рядом историков, полагающих, что общее число жертв блокады могло достигнуть 1,5 млн человек. Пик смертности пришелся на первую блокадную зиму 1941/ 1942 годов, когда за период с декабря по февраль умерло более 250 тысяч человек. Во время блокады женщины оказались устойчивее: из каждых 100 смертей в Ленинграде в этот период 63 приходились на мужчин и только 37 - на женщин.

8. Магистралью, спасшей Ленинград от гибели, стала проложенная через Ладожское озеро «Дорога жизни». Этот маршрут снабжения действовал в период с 12 сентября 1941 года по март 1943 года. В летнее время «Дорога жизни» действовала как водный маршрут, в зимнее - как ледовая автодорога. Когда говорят о «Дороге жизни», чаще всего имеют ввиду ее ледовый вариант, благодаря которому зимой 1941/1942 годов удалось наладить снабжение Ленинграда продовольствием с Большой Земли, а также эвакуировать из города свыше 550 тысяч человек. После прорыва блокады в январе 1943 года на освобожденном участке территории была проложена временная железная дорога Поляны - Шлиссельбург, позволившая организовать снабжение Ленинграда с помощью железнодорожного транспорта. Эта транспортная артерия получила название «Дорога победы», одновременно имея еще одно - «Коридор смерти». Дело в том, что на отдельных участках она проходила настолько близко к немецким позициям, что поезда подвергались артиллерийскому обстрелу со стороны гитлеровцев.

9. Для оповещения жителей Ленинграда о вражеских авианалетах на улицах города было установлено 1500 громкоговорителей. Кроме того, сообщения транслировались через городскую радиосеть. Сигналом тревоги стал звук метронома: его быстрый ритм означал начало воздушной атаки, медленный - отбой. Кроме того, на улицах города появились предупреждающие надписи: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Звук метронома и сохраненная на одном из домов предупреждающая об артобстреле надпись стали символами блокады и стойкости жителей так и непокоренного нацистами Ленинграда.

10. В современном Петербурге существует памятник еще одним героям блокадного Ленинграда - кошкам. В первую блокадную зиму горожане съели практически всех домашних животных, в том числе кошек. Это вызвало небывалый рост популяции крыс, которым оказался не страшен голод. Грызуны представляли серьезную угрозу и без того скудным запасам продовольствия в городе и переносили опасные инфекционные заболевания. После прорыва блокады в январе 1943 года власти провели спецоперацию: в Ярославской области было собрано четыре вагона дымчатых кошек, которых перебросили в осажденный город. Вновь прибывшие начали беспощадную войну с крысами, отогнав их от продовольственных складов. В 1945 году проблему крысиного разгула в Ленинграде окончательно решила «сибирская дивизия» - около 5000 котов и кошек, прибывших из Омска, Тюмени, Иркутска и других городов.

Перед тем, как блокада началась, Гитлер стягивал войска вокруг города на протяжении месяца. Советский Союз, в свою очередь, тоже предпринимал действия: возле города стояли корабли Балтийского флота. 153 орудия главного калибра должны были оградить Ленинград от немецкого вторжения. Небо над городом охранялось зенитным корпусом.

Однако германские части пошли по болотам, и к пятнадцатому августа формировали реку Луга, оказавшись на оперативном просторе прямо перед городом.

Эвакуация – первая волна

Часть людей из Ленинграда удалось эвакуировать еще до начала блокады. К концу июня в городе заработала специальная эвакуационная комиссия. Многие отказывались уезжать, воодушевленные оптимистичными заявлениями в прессе о скорейшей победе СССР. Сотрудникам комиссии приходилось убеждать людей в необходимости покинуть свои дома, практически агитировать их уехать, чтобы выжить и вернуться потом.

26 июня нас эвакуировали по Ладоге в трюме парохода. Три парохода с маленькими детьми затонули, подрываясь на минах. Но нам повезло. (Гридюшко (Сахарова) Эдиль Николаевна).

Плана, как эвакуировать город, не было, поскольку вероятность, что он может быть захвачен, считалась практически нереальной. С 29 июня 1941-го по 27 августа было вывезено около 480 тысяч человек, примерно сорок процентов из них – дети. Около 170 тысяч из них были увезены в пункты Ленинградской области, откуда их снова пришлось затем возвращать в Ленинград.

Эвакуировали по Кировской железной дороге. Но этот путь был перекрыт, когда в конце августа немецкие войска захватили ее. Выход из города по Беломорско-Балтийскому каналу возле Онежского озера тоже был перерезан. 4 сентября на Ленинград упали первые немецкие артиллерийские снаряды. Обстрел велся от города Тосно.

Первые дни

Все началось 8 сентября, когда фашистская армия захватила Шлиссельбург, замкнув кольцо вокруг Ленинграда. Расстояние от расположения немецких частей до центра города не превышало 15 км. В пригородах появились мотоциклисты в германской форме.

Тогда это казалось ненадолго. Вряд ли кто-то предполагал, что блокада затянется почти на девятьсот дней. Гитлер, командующий германскими войсками, со своей стороны, рассчитывал, что сопротивление голодного, отрезанного от остальной страны, города, будет сломлено очень быстро. И когда этого не случилось даже спустя несколько недель, был разочарован.

Транспорт в городе не работал. На улицах не было освещения, в дома не подавалась вода, электричество и паровое отопление, канализация не работала. (Букуев Владимир Иванович).

Советское командование также не предполагало такого варианта развития событий. Руководство частей, которые обороняли Ленинград, в первые дни блокады не сообщали о замыкании гитлеровскими войсками кольца: была надежда, что оно будет быстро разорвано. Этого не случилось.

Противостояние, затянувшееся больше, чем на два с половиной года, унесло сотни тысяч жизней. Блокадники и войска, которые не пускали германские войска в город, понимали, для чего все это. Ведь Ленинград открывал дорогу к Мурманску и Архангельску, где разгружались корабли союзников СССР. Всем также был понятно, что, сдавшись, Ленинград подписал бы себе приговор – этого прекрасного города просто не было бы.

Оборона Ленинграда позволила перекрыть путь для захватчиков к Северному морскому пути и отвлечь значительные силы врага с других фронтов. В конечном итоге, блокада внесла серьезный вклад в победу советской армии в этой войне.

Как только новость о том, что германские войска замкнули кольцо, разнеслась по городу, его жители начали готовиться. В магазинах были скуплены все продукты, а в сберкассах со сберегательных книжек – сняты все деньги.

Не все смогли уехать заранее. Когда же германская артиллерия начала вести постоянные обстрелы, что произошло уже в первые дни блокады, покинуть город стало практически невозможно.

8 сентября 1941 года немцы разбомбили крупные продовольственные Бадаевские склады, и трехмиллионное население города было обречено на голодное вымирание. (Букуев Владимир Иванович).

В эти дни от одного из снарядов загорелись Бадаевские склады, где хранился стратегический запас продовольствия. Именно это называют причиной голода, который пришлось пережить оставшимся в нем жителям. Но в документах, гриф секретности которых был снят недавно, говорится, что больших запасов и не было.

Сохранить продукты, которых хватило бы на трехмиллионный город, в условиях войны было проблематично. В Ленинграде никто и не готовился к такому повороту событий, поэтому продукты завозились в город извне. Задачи создать «подушку безопасности» никто не ставил.

Это стало ясно к 12 сентября, когда закончилась ревизия продовольствия, которое было в городе: продуктов, в зависимости от их вида, хватало только на месяц-два. Как завозить еду, решалось на самом «верху». К 25 декабря 1941-го нормы выдачи хлеба были повышены.

Ввод продовольственных карточек был сделан сразу – в течение первых дней. Нормы продуктов были рассчитаны исходя из минимума, который не позволил бы человеку просто умереть. Магазины перестали просто торговать продуктами, хотя «черный» рынок процветал. За продовольственными пайками выстраивались огромные очереди. Люди боялись, что им не хватит хлеба.

Не подготовились

Вопрос обеспечения едой стал во время блокады самым актуальным. Одной из причин такого страшного голода специалисты по военной истории называют промедление решением о завозе продуктов, которое было принято чересчур поздно.

одна плитка столярного клея стоила десять рублей, тогда сносная месячная зарплата была в районе 200 рублей. Из клея варили студень, в доме остался перец, лавровый лист, и это все добавляли в клей. (Бриллиантова Ольга Николаевна).

Это произошло из-за привычки замалчивать и искажать факты, чтобы не «сеять упаднические настроения» среди жителей и военных. Если бы о стремительном наступлении Германии все детали были известны высшему командованию раньше, возможно, жертвы были мы намного меньшими.

Уже в первые дни блокады в городе четко работала военная цензура. Жаловаться в письмах родным и близким на трудности не разрешалось – такие послания просто не доходили до адресатов. Но часть таких писем сохранилась. Как и дневники, которые вели некоторые ленинградцы, куда они записывали все, что происходило в городе в блокадные месяцы. Именно они стали источником сведений о том, что происходило в городе перед началом блокады, а также в первые дни после того, как гитлеровские войска заключили город в кольцо.

Можно ли было избежать голода?

Вопрос о том, возможно ли было не допустить ужасающего голода во время блокады в Ленинграде, до сих пор задается историками и самими блокадниками, еще оставшимися в живых.

Есть версия, что руководство страны даже не могло предположить столь длительной осады. К началу осени 1941-го в городе с едой все было, как и везде в стране: были введены карточки, но нормы были достаточно большими, для некоторых людей этого было даже слишком много.

В городе работала пищевая промышленность, и ее продукция вывозилась в другие регионы, мука и зерно – в том числе. Но существенных запасов продовольствия в самом Ленинграде не было. В воспоминаниях будущего академика Дмитрия Лихачева можно найти строки о том, что никакие запасы не делались. По каким-то причинам советские власти не последовали примеру Лондона, где пищей запасались активно. По сути, СССР заранее готовился к тому, что город будет сдан фашистским войскам. Вывозить продукты перестали только в конце августа, после того, как германские части перекрыли железнодорожное сообщение.

Недалеко, на Обводном канале, была барахолка, и мама послала меня туда поменять пачку «Беломора» на хлеб. Помню, как женщина там ходила и просила за бриллиантовое ожерелье буханку хлеба. (Айзин Маргарита Владимировна).

Жители города в августе сами начали запасаться продуктами, предчувствуя голод. У магазинов выстраивались очереди. Но запастись удалось немногим: те жалкие крохи, что получилось приобрести и спрятать, очень быстро были съедены потом, в блокадную осень и зиму.

Как жили в блокадном Ленинграде

Как только нормативы выдачи хлеба были уменьшены, очереди в булочные превратились в огромные «хвосты». Люди стояли часами. В начале сентября начались бомбежки немецкой артиллерии.

Школы продолжали работать, однако детей приходило все меньше. Учились при свечах. Постоянные бомбежки мешали заниматься. Постепенно учеба и вовсе прекратилась.

В блокаду я ходила в детский сад на Каменном острове. Там же работала моя мама. …Однажды один из ребят рассказал другу свою заветную мечту - это бочка с супом. Мама услышала и отвела его на кухню, попросив повариху придумать что-нибудь. Повариха разрыдалась и сказала маме: «Не води сюда больше никого… еды совсем не осталось. В кастрюле одна вода». От голода умерли многие дети в нашем саду - из 35 нас осталось только 11. (Александрова Маргарита Борисовна).

На улицах можно было видеть людей, едва переставлявших ноги: просто не было сил, все ходили медленно. По воспоминанием переживших блокаду, эти два с половиной года слились в одну бесконечную темную ночь, единственной мыслью в которой было – поесть!

Осенние дни 1941-го

Осень 1941-го для Ленинграда стала только началом испытаний. С восьмого сентября город бомбила фашистская артиллерия. В этот день от зажигательного снаряда загорелись Бадаевские склады продовольствия. Пожар был огромным, зарево от него было видно из разных концов города. Всего было 137 складов, двадцать семь из них –выгорели. Это примерно пять тонн сахара, триста шестьдесят тонн – отрубей, восемнадцать с половиной – ржи, гороха там сгорело сорок пять с половиной тонн, а растительное масло было потеряно в объеме 286 тонн, еще пожар уничтожил десять с половиной тонн сливочного масла и две тонны муки. Этого, говорят специалисты, городу хватило бы всего на два-три дня. То есть этот пожар не был причиной последующего голода.

К восьмому сентября стало ясно, что еды в городе немного: несколько дней — и ее не станет. Заведовать имеющимися запасами поручили Военному совету фронта. Были введены нормы по карточкам.

Однажды наша соседка по квартире предложила моей маме мясные котлеты, но мама ее выпроводила и захлопнула дверь. Я была в неописуемом ужасе - как можно было отказаться от котлет при таком голоде. Но мама мне объяснила, что они сделаны из человеческого мяса, потому что больше негде в такое голодное время достать фарш. (Болдырева Александра Васильевна).

После первых бомбежек в городе появились руины и воронки от снарядов, окна многих домов были разбиты, на улицах царил хаос. Вокруг пострадавших мест ставили рогатки, чтобы люди не заходили туда, ведь в земле мог застрять неразорвавшийся снаряд. На местах, где вероятность пострадать от обстрела, вешали таблички.

Осенью еще работали спасатели, город расчищался от завалов, даже велось восстановление домов, которые были разрушены. Но позже это уже никого не интересовало.

К концу осени появились новые плакаты – с советами о подготовке к зиме. На улицах стало пустынно, лишь иногда проходили люди, собиравшиеся у досок, где вывешивались объявления и газеты. Местами притяжения стали и уличные радиорупоры.

Трамваи ходили до конечной станции в Средней Рогатке. После восьмого сентября трамвайное движение уменьшилось. Виной были бомбежки. Но позже трамваи перестали ходить.

Подробности жизнь в блокадном Ленинграде стали известны лишь спустя десятки лет. Идеологические причины не давали открыто говорить о том, что происходило в этом городе на самом деле.

Паёк ленинградца

Хлеб стал главной ценностью. Стояли за пайком по несколько часов.

Пекли хлеб не из одной муки. Ее было слишком мало. Специалистам пищевой промышленности была поставлена задача придумать, что можно добавить в тесто, чтобы энергетическая ценность пищи сохранилась. Добавлялся хлопковый жмых, который обнаружили в ленинградском порту. В муку примешивали также мучную пыль, которой обросли стены мельниц, и пыль, вытрясенную из мешков, где раньше была мука. Ячменные и ржаные отруби тоже шли в хлебопечение. Еще использовали проросшее зерно, найденное на баржах, которые были затоплены в Ладожском озере.

Дрожжи, которые были в городе, стали основой для дрожжевых супов: они тоже входили в паек. Мездра шкурок молодых телят стала сырьем для студня, с очень неприятным ароматом.

Помню одного мужчину, который ходил в столовой и облизывал за всеми тарелки. Я поглядела на него и подумала, что он скоро умрет. Не знаю, может, он карточки потерял, может, ему просто не хватало, но он уже дошел до такого. (Батенина (Ларина) Октябрина Константиновна).

На второе сентября 1941-го рабочие горячих цехов получали 800 граммов так называемого хлеба, инженерно-технические специалисты и другие рабочие – 600. Служащие, иждивенцы и дети – 300-400 граммов.

С 1 октября паек был уменьшен вдвое. Тем, кто работал на заводах, выдавали 400 граммов «хлеба». Дети, служащие и иждивенцы получали по 200. Карточки были не у всех: те, кому не удалось их получить по каким-то причинам, просто умирали.

13 ноября еды стало еще меньше. Работающие получали 300 граммов хлеба в день, другие – только 150. Спустя неделю нормы снизились снова: 250 и 125.

В это время пришло подтверждение, что по льду Ладожского озера можно возить продовольствие на машинах. Но оттепель нарушила планы. С конца ноября до середины декабря пища в город не поступала, пока на Ладоге не установится прочный лед. С двадцать пятого декабря нормы начали повышаться. Те, кто работал, стали получать по 250 граммов, остальные – по 200. Дальше паек увеличивался, но сотни тысяч ленинградцев уже погибли. Этот голод сегодня относят к самым страшным гуманитарным катастрофам двадцатого века.

В современной историографии титулом «киевские князья» принято обозначать ряд правителей Киевского княжества и Древнерусского государства. Классический период их правления начался в 912 году правлением Игоря Рюриковича, первым носившего титул «великого князя...

Во время Второй мировой войны оборона блокадного города вошла в историю России как одна из страшных и трагических страниц того тяжёлого времени. На протяжении многих лет немцы осаждали плотным кольцом блокады северную столицу России. Страшное время напало на город - ощущался недостаток воды, пищи часто пропадало электричество. Это была блокада Ленинграда.

Начало тяжёлого времени

Блокада в Ленинграде началась 8 сентября 1941 года, фашисты оккупировали плотным кольцом жителей города. И только 18 января 1943 года удалось пробить оцепление. Запасы воды и продуктов питания быстро иссякли. Дети гибли от холода и голода.

Ежедневно город подвергался обстрелам и налетов фашисткой армии. За время оккупации на город было обрушено около 107000 бомб, разрушено 3000 зданий, повреждено 7000. Более 1000 продовольственных предприятий во время бомбежек были выведены из строя.

Жители города на улицах построили оборонительные баррикады протяжностью в 35 километров, в зданиях соорудили 22000 огневых точек, ленинградцами было построено более 4000 дотов и дзотов. Люди оборонялись как, могли.

Суровая зима

В первый год блокады наступила рекордно холодная зима для этой местности. Температура опустилась до — 32,1 градусов, хотя средние показатели в мирное время не опускались ниже 19 градусов мороза, и такой холод стоял до мая месяца.

В апреле выпало рекордное количество осадков, сугробы снега достигали около 52 см в высоту. Работа на заводах и фабриках остановилась. Жители города были не готовы к таким испытаниям, из-за отсутствия электричества приходилось обогреваться с помощью буржуек. Чтобы хоть как-то погреться, сжигали все, что было можно сжечь, в ход шли даже книги и мебель. Не говоря о том, что все деревья в городе уже давно было вырублены.

Весной, в ожидании долгой осады, люди начали на каждом удобном клочке земли садить огороды, используя наличные семена. Картошку не сажали целиком — в землю закапывалась только толстая кожура с кольцами, поскольку остальная часть шла в пищу.

Ладожское озеро

По замерзшему озеру Ладога, в смертельной опасности, перевозили больных и раненых, а на обратном пути доставлялись продукты пропитания, которых катастрофически не хватало. Этот путь жители называли «Дорогой жизни».

Чтобы обеспечить город горючим, по дну озёра всего лишь за 45 дней на глубине 13 метров, было проведено более 20 километров труб. По ним в дальнейшем перекачивали нефтепродукты.

Но эта «дорога жизни» также была и «дорогой смерти», ведь озеро непрерывно бомбардировалось, бомбы разбивали лед. Весной, когда лед становился тонким, машины часто проваливались и тонули. Но деваться было некуда, ценой жизни героических водителей спасались жизни жителей Северной столицы.

Нападение грызунов на город

В сложившейся плачевной ситуации проблем добавили и грызуны, которые беспощадно поедали и без того скудные запасы питания. В 1943 в город было завезено 4 вагона котов и кошек, для истребления мышей и крыс.

После прорыва блокады завезли ещё 5000 котов дымчатого окраса. Жители верили что кошки именно этого окраса являются лучшими крысоловами. За ними выстроилась огромная очередь, каждый хотел заполучить себе животное.

Так кошки спасли город, и в нынешнее время в Петербурге стоит памятник этим животным в знак благодарности за спасение города от грызунов.

Громкоговорители, как биение сердца

Несмотря на тяжёлое положение, в городе работало около 1500 громкоговорителей, по которым подавались сигналы тревоги и вешали о ситуации в нынешнем Петербурге. За этой техникой тщательно следили, быстро ремонтировали или заменяли после повреждения, восстанавливали проводное сообщение, которое часто обрывалось вследствие бомбежек и обстрелов.

По указаниям руководства, запрещалось отключать радио, которые транслировали правительственные распоряжения и новости круглосуточно. В тоже время все беспроводные приемники были изъяты, так как немцы вели свои радиопередачи на русском языке, призывая блокадников сдаваться и обещая улучшение жизни после победы германских войск.

Когда ленинградский диктор прекращал оповещение, через динамики начинал свой отсчёт метроном. Ритм метронома, был спасательным сигналом для жителей Ленинграда. Быстрый отчёт ритма предвещал тревогу, начало наступления бомбардировки, налет вражеских самолётов. Замедление ритма обозначало конец тревоги. Жители назвали этот ритм ритмом биения сердца.

Эвакуация жителей Ленинграда

Блокада Ленинграда — интересные факты об эвакуации граждан. За время блокады было осуществлено 3 волны эвакуации, во время которых половина жителей были вывезены из города. Первая эвакуация началась ещё до наступления осады. Около 400 тысяч детей были переправили в другие районы Ленинградской области, но немцы оккупировали и эти территории и большинству пришлось вернуться.

Вторую волну было решено переправлять по льду Ладожского озера. В этот раз успешно вывезли свыше 500 тысяч человек. Это был опасный путь, так как ледовое покрытие бомбардировалось, обстреливалось, да и просто иногда не выдерживало нагрузки многочисленного нагруженного транспорта.

И последние третью волну переправили водным транспортом по озеру. За время эвакуации на Большую Землю отправили более 1,5 миллиона жителей. Но всех вывезти не удалось. Во-первых, нужны были рабочие, которые поддерживали бы работу на предприятиях, оборону города и учреждениях, которые отвечали за жизнедеятельность Северной столицы. Во-вторых, эвакуация — это не путь в комфортабельном транспорте по широкой дороге. Всех вывезти просто не было возможности. Но все равно, спасение такого большого количества людей — это настоящий подвиг русского народа.

125 грамм хлеба в сутки

Начался страшный голод, на каждого ребенка, иждивенца и простых служащих в день выдавалось по 125 грамм хлеба, рабочим — по 250 грамм, пожарным бригадам — по 300 грамм, и только бойцы на передних краях обороны получали по 0,5 килограмма.

Хлеб был черным и горьким на вкус. В виду отсутствия достаточного количества зерна, в хлеб давали разные примеси — жмых, целлюлозу, соду, отруби. Форму для выпечки часто смазывали соляровым маслом.

Время первых бомбардировок сгорел склад с сахаром. На территории обгорелого помещения выкапывали сладковатую землю и употребляли ее в пищу. Такие «сладости» даже продавали на рынке, и они пользовались спросом.

Отсутствие продуктов питания стало сильным испытанием для жителей Ленинграда. Многие не выдержали голода и холода, за время блокады погибло порядка 630 тысяч жителей города. У Ленинградцев очень трепетное отношение к хлебу. В этом городе не увидишь хлеб, выброшенный в мусорный бак, человека, который сорит хлебом, просто не поймут. Все это следствие блокады, которая была много десятилетий назад.

Трудно осознавать, что город смог выстоять столько времени. Но спустя 872 дня российским войскам все таки удалось пробить кольцо фашистов, и город был полностью освобожден. Несмотря на то, что многие люди стараются искажать факты того времени, эта страница в истории навсегда останется героической в памяти и сердцах российского народа.

Период в жизни Ленинграда с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 в Великой войне относится, без сомнения, к числу наиболее трагических. Он известен всем как блокада. Почти 900 дней и бесчисленное множество фактов – свидетельств страшного испытания в жизни этого города на Неве.

Официальная статистика

Сравнивать есть с чем. На начало 1941 года численность населения Ленинграда была около 3 млн. человек . Доля нетрудоспособного населения (включая стариков и детей) была довольно высокой. Город располагал лучшей медицинской и санитарной службой в стране

В условиях массового голода в городе не случилось значительных эпидемий. Конечно, свою роль сыграла очень холодная зима 1941-42 годов, но медицинская служба сработала максимально эффективно при столь низком уровне гигиены, когда ни водопровод, ни канализация, ни отопление не работали.


В довоенном Ленинграде в месяц умирало в среднем 3 тыс. человек. За два первых месяца 1942 года умерло 260 тыс., в марте – 100, в мае – 50, в июле – 25, в сентябре – 7 тыс. человек. Но это совсем не означает, что условия жизни блокадников улучшились. Просто первыми умерли самые слабые: больные, дети и старики. И теперь основными жертвами стали те, кто погибал в артобстрелах или от разрывов бомб. В первый блокадный год, по оценкам, погибло около 780 тыс. жителей города.

Но есть и более страшные цифры. Более 600 человек было осуждено за каннибализм в феврале 1942, более тысячи – в марте. Это далеко не полные данные.

Подводный трубопровод

О «дороге жизни» наслышан, пожалуй, каждый россиянин. Именно благодаря ей и отчаянному героизму людей, которые с риском для жизни отправлялись по льду Ладоги, из Ленинграда вывозили людей, снабжали город продовольствием и топливом.


Но лед имеет обыкновение таять по весне и ледяной дороги уже не будет. Город останется без горючего? И тогда появилось это решение: нужен трубопровод на дне озера, стальной, чтобы перекачивать нефтепродукты. Под непрекращающимся огнем, в оттепель, в сложных погодных условиях лишь за 43 дня было проложено больше 20 км трубопровода на тринадцатиметровой глубине.


Первыми в марте 1942 ее услышали жители Куйбышева. Именно здесь Шостакович закончил свою 7 (Ленинградскую) симфонию. Жители осажденного Ленинграда познакомились с ней немного позже, 9 августа. Это было Событие для города и его жителей. Большой зал филармонии был переполнен. Все восемьдесят минут, от начала и до конца, симфонию транслировали по городскому радио и по всем полутора тысячам громкоговорителям, чтобы всякий мог услышать. Каждый житель Ленинграда слышал, немецкие войска, осаждавшие город, – тоже.

Борьба с «зажигалками»

Всем известно, как горожане боролись с зажигательными бомбами с напалмом, что тысячами сбрасывались на город. Практически в каждом художественном фильме, посвященном Ленинградской блокаде есть сцены, где женщины и подростки скидывали эти горящие факелы с крыш, чтобы их погасить в песке.

Только в первый месяц блокады покрытия крыш общей площадью почти 19 млн. кв. м. были обработаны суперфосфатной огнеупорной «мазью». Эта работа и постоянные дежурства, организованные самими жителями на крышах своих домов, помогли спасти город от такого огромного количества разрушительных пожаров.

После таких дежурств осталось немало ослепших детей. В большинстве своем это были мальчишки, которым нипочем была техника безопасности, категорически запрещавшая прямо смотреть горящие бомбы.

Кошачий подвиг

Дважды кошкам выпала роль спасителей в осажденном Ленинграде. Острая нехватка еды вынуждала жителей есть своих домашних животных. Никто не знает, сколько ленинградцев в первый блокадный год было спасено ими от голодной смерти.


Исчезновение кошек стало причиной нашествия грызунов. От них не было спасения. Под угрозой оказались городские продовольственные запасы. Когда блокада прорвана, Ленсовет принимает в числе первых решение о доставке в город из Ярославской области дымчатых кошек (по тем временам лучших крысоловов). В Ленинград кошки прибыли в четырех вагонах и мгновенно были разобраны по домам. Людям приходилось за ними выстаивать огромную очередь.

Между прочим, цена на котенка было 500 рублей. Это в десять раз дороже, чем кг хлеба, купленный с рук. В помощь ярославским кошкам были выписаны сибирские, так называемый второй «призыв». Только после этого грызунов удалось одолеть, а запасы измученных ленинградцев спасти. Именно за этот их подвиг в Ленинграде установлен памятник кошкам.

Умереть от голода рядом с запасами хлеба и картофеля

Ленинградский Всесоюзный институт растениеводства, созданный Вавиловым, имел коллекцию семян, богатейшую в мире, а это более 100 тыс. образцов разных растений. В блокадном городе, где не было света и постоянные перебои с отоплением, ценой невероятных усилий сотрудники института сумели обеспечить сохранность своей коллекции.

Даже крысы и расхитители, проникавшие через разбитые окна здания, не смогли нанести коллекции ощутимый урон. Вировцы умирали голодной смертью, но отказывались рассматривать как еду настоящие богатства, запасы злаков и картофеля, которые они сохраняли. Летом им даже удавалось что-то посеять, хоть артобстрелы не прекращались.

Дело «табак»

Осажденный город и фронт испытывал огромную потребность в табаке. Чтобы увеличить его выход в табак добавлялись самые разные примеси: хмель, получаемый с пивоваренных заводов, даже табачная пыль. Но табака все равно катастрофически не хватало. Оказалось, что клен из всех листьев для добавки подходил более всего.

Для сбора опавших кленовых листьев были «мобилизованы» школьники города. Им удалось собрать почти 80 тонн. Таким образом потребность в «табаке» была полностью покрыта.


Разве мы можем допустить, чтобы был забыт подвиг жителей этого героического города и его защитников, где фронт и тыл были единым целым. Сколько бы ни прошло лет, об этом должны помнить мы, и наши дети, и следующие поколения.