Аппарат управления при екатерине 2. Реформы государственного управления. Манифест о свободе предпринимательства

Для характеристики внутренней политики екатерининского времени часто используется термин «просвещённый абсолютизм». При Екатерине происходило укрепление самодержавия, усиление бюрократического аппарата, централизации страны и унификации системы управления. Основной идеей была критика уходящего феодального общества.

Императорский совет и преобразование Се ната. 15 декабря 1763 г. по проекту Панина был преобразован Сенат. Он был разделён на 6 департаментов, возглавляемых обер-прокурорами, во главе становился генерал-прокурор. Каждый департамент имел определённые полномочия. Общие полномочия Сената были сокращены, в частности, он лишился законодательной инициативы и стал органом контроля за деятельностью государственного аппарата и высшей судебной инстанцией. Центр законотворческой деятельности переместился непосредственно к Екатерине и её кабинету со статс-секретарями.

Уложенная комиссия. Предпринята попытка созыва Уложенной Комиссии, которая бы систематизировала законы. Основная цель - выяснение народных нужд для проведения всесторонних реформ. 14 декабря 1766 года Екатерина II опубликовала Манифест о созыве комиссии и указы о порядке выборов в депутаты. В комиссии приняло участие более 600 депутатов, 33 % из них было избрано от дворянства, 36 % - от горожан, куда также входили и дворяне, 20 % - от сельского населения (государственных крестьян). Интересы православного духовенства представлял депутат от Синода. В качестве руководящего документа Комиссии 1767 года императрица подготовила «Наказ» - теоретическое обоснование просвещённого абсолютизма. Первое заседание прошло в Грановитой палате в Москве. Из-за консерватизма депутатов Комиссию пришлось распустить.

Губернская реформа. 7 ноября 1775 г. было принято «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» - реформа административно-территориального деления Российской империи. Страна была поделена на 50 губерний, каждая из которых состояла из 10-12 уездов. Учреждалась единообразная система губернского управления: губернатор, назначаемый императором, губернское правление, осуществлявшее исполнительную власть, Казенная палата (сбор налогов, их расходование), Приказ общественного призрения (школы, больницы, приюты и др.). Создавались суды, построенные по строго сословному принципу, - для дворян, горожан, государственных крестьян. Губернское деление, введенное Екатериной II, сохранилось до 1917 г.;

Законодательство о сословиях . 21 апреля 1785 года были изданы две грамоты: «Жалованная грамота дворянству» (закрепляла все сословные права и привилегии дворян) и «Жалованная грамота городам» (оформило права и привилегии «третьего сословия» - горожан). Городское сословие делилось на шесть разрядов, получило ограниченные права самоуправления, избирало городского голову и членов городской Думы. Духовенство лишилось автономного существования вследствие секуляризации церковных земель (1764), дававших возможность существования без помощи государства и независимо от него. После реформы духовенство стало зависимо от финансировавшего его государства.

Введение. 3

Местное управление при Екатерине II. 4

Заключение. 12

Список литературы: 14

Введение

Областное управление было для Екатерины удобной почвой, на которой она могла сеять политические идеи заимствованные ей из либеральных учений европейских публицистов. Притом особые соображения побуждали ее обратить преимущественное внимание на переустройство областного управления.

Восстание Пугачева, повергшее в ужас дворянскую Россию, имело важные последствия для определения дальнейшей внутренней политики Екатерины II. Прежде всего императрица убедилась в глубоком консерватизме низших слоёв населения империи. Во-вторых, стало ясно, что при всех издержках лишь дворянство могло быть истинной опорой трона. Наконец, в-третьих, восстание наглядно продемонстрировало глубокий кризис общества и, следовательно, невозможность и далее откладывать реформы, которые следовало проводить постепенно, шаг за шагом, путем медленной каждодневной работы. Первым плодом реформы стал один из наиболее значительных законодательных актов екатерининского царствования - «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи».

Опубликование и введение Учреждений в действие ознаменовало начало губернской реформы, основное содержание которой было связано с реорганизацией системы местного управления. Необходимость подобной реформы диктовалась самой логикой развития самодержавного государства, требующей создания строго централизованной и унифицированной системы, при которой каждая клеточка обширной территории и каждый её обитатель находились бы под неусыпным контролем правительства. Эти требования нужно было увязать с сословными интересами, проявившимися в деятельности Уложенной комиссии, и прежде всего с интересами дворянства. При этом Екатерина не забывала и о своих планах образования в государстве третьего сословия.

Местное управление при Екатерине II.

В ноябре 1775 г. было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи». Во вводной части этого документа отмечалось, что необходимость нового реформирования связана с тем, что существующие губернии весьма обширны по размерам, несовершенна структура губернского управления.



При Екатерине II число губерний было увеличено до 51. Столичные губернии и крупные регионы (в них входило по две губернии) теперь возглавлялись крупными сановниками и ответственными перед царицей наместниками. Они наделялись, как правило, чрезвычайными полномочиями. Губернии управлялись губернаторами, назначаемыми Сенатом, и губернскими правлениями (последние, как и ландраты, фактически были в подчинении у губернаторов). Все должностные лица и учреждения регионов (губерний) подразделялись на три группы:

1. Первая - административно-полицейская - включала губернатора, губернское правление и Приказ общественного призрения (этот орган состоял из заседателей от губернских сословных судов и управлял школами, медицинскими и благотворительными учреждениями, «работными» и «смирительными» домами).

2. Второй группой губернских учреждений были финансово-хозяйственные. Основной из них была казенная палата, в функции которой входили налоговые дела, финансовый контроль, руководство государственным имуществом, подрядами, надзор за частной торговлей и промышленностью, ведение учетно-статистической работы по ревизиям - переписям населения. Как правило, руководил казенной палатой вице-губернатор.

3. К третьей группе губернских учреждений относились судебные - палаты уголовного и палата гражданского суда. В губерниях того времени функционировали верхний земский суд для дворян, губернский магистрат - для горожан, верхняя расправа - для государственных, дворцовых крестьян, ямщиков. В губерниях также существовала прокурорская служба во главе с губернским прокурором.

Особый интерес представляет другой документ - «Жалованная грамота на права и выгоды городам Российской Империи», принятая Екатериной II в 1785 г.

«Жалованная грамота на права и выгоды городам Российской империи» 1785 года устанавливала права и привилегии городов. Она закрепляла право собственности города на принадлежавшие ему «земли, сады, поля, пастьбы, луга, реки, рыбныя ловли, леса, рощи, кустарники, пустыя места, мельницы водяныя или ветряныя...». Города получили возможность иметь школы, мельницы, харчевни, корчмы, герберги, трактиры, устраивать ярмарки, устанавливать места и время для торговли. Горожане обязаны были нести установленные «тягости», т.е. повинности и сборы, которые местные власти не могли увеличивать без разрешения правительства. От податей и служб полностью освобождались дворяне, военные и гражданские чиновники. Каждый город должен был иметь свой герб.

Права населения защищал городовой магистрат, который наблюдал за тем, чтобы оно не было обложено новыми повинностями и сборами без утверждения. Магистрат ходатайствовал о нуждах города перед вышестоящими учреждениями.

Городское население делилось на 6 разрядов или избирательных курий, заносимых в городскую обывательскую книгу:

1. К разряду «настоящих городовых обывателей» относились лица, обладавшие недвижимостью в черте города.

2. К разряду гильдейского купечества принадлежали обладатели капитала определенного размера.

3. Принадлежность к разряду цеховых ремесленников обусловливалась записью в какой-либо цех.

4. Определение к разряду иногородних и иностранных гостей вытекало из самого его наименования.

5. Основаниями для принадлежности к одному из 7 подразделений разряда «именитых граждан» служили: двукратное отправление выборной по городу должности, университетский или академический диплом на звание ученого или художника, выданный российскими главными училищами (не иностранными), капитал определенного размера, занятие оптовой (не лавочной) торговлей, обладание морскими кораблями.

6. К 6 разряду «посадским» принадлежали лица, занимавшиеся каким-либо промыслом.

Выборы в Общую городскую думу проходили один раз в три года. Председательствовал в Общей городской думе городской голова. При голосовании гласные от каждого разряда имели только один голос, поэтому не играло никакой роли то, что число гласных от разных разрядов различно.

Общая дума избирала из своего состава Шестигласную думу, которая вела непосредственную работу по заведованию текущими городскими делами. В состав этого учреждения входили городской голова и шесть гласных - по одному от каждого разряда «общества градского». Шестигласная дума была не только исполнительным органом при Общей думе. Ее ведению подлежал тот же круг вопросов, что и для Общей думы. Разница состояла лишь в том, что последняя собиралась для рассмотрения более сложных вопросов, а первая - для вседневного ведения текущих дел.

В компетенцию шестигласной думы входили следующие направления жизнедеятельности «общества градского»:

обеспечение городского населения продовольствием;

предотвращение ссор и тяжб города с окрестными городами и селениями;

охрана порядка;

обеспечение города необходимыми припасами;

охрана городских зданий, строительство нужных городу площадей, пристаней, амбаров, магазинов;

увеличение городских доходов; разрешение спорных вопросов, возникавших в цехах и гильдиях.

Кроме Общей и Шестигласной дум Положением 1785 г. устанавливался еще и третий орган - собрание «общества градского». В нем могли участвовать все члены «общества градского», но право голоса и пассивное избирательное право имели только достигшие 25-летнего возраста и обладавшие капиталом, проценты с которого приносили доход не менее 50 рублей. В компетенцию этого собрания входило:

выборы городского головы, бургомистров и ратманов, заседателей губернского магистрата и совестного суда, старост и депутатов для составления городовой обывательской книги;

представление губернатору своих соображений о нуждах города;

издание постановлений;

подготовка ответов на предложения губернатора;

исключение из «общества градского» граждан, опороченных по суду.

Собрание «общества градского» могло собираться лишь с разрешения генерал-губернатора или губернатора один раз в три года в зимнее время.

Однако в провинции реализация Городового положения столкнулась со многими трудностями, и пришлось вводить упрощенное самоуправление. Вместо трех органов - собрания «общества градского», общей и шестигласной дум - получилось только два: непосредственное собрание всех горожан и небольшой выборный совет из представителей разных групп городского населения для осуществления общих дел.

Наиболее значительные реформаторские преобразования были осуществлены в начале 60-х г. XIX в., когда вскоре после отмены крепостного права Александр II подписал указ правительствующему Сенату о введении в действие с 1 января 1864 г. Положения о земских учреждениях.

Основным фактором, который способствовал рождению земства, стал указ от 19 февраля 1861 г., согласно которому более 20 млн. крепостных крестьян получили «вольную».

Земская (1864) и городская (1870) реформы преследовали цель децентрализации управления и развития начал местного самоуправления в России. В основе реформ лежали две идеи. Первая - выборность власти: все органы местного самоуправления избирались и контролировались избирателями. Кроме того, эти органы были под контролем представительной власти, а обе ветви власти контролировал Закон. Земства были сторонниками государственной власти, поддерживали законность и стабильность в обществе. Вторая идея: местное самоуправление имело реальную финансовую основу своей деятельности. В XIX в. до 60 % всех собираемых с территорий платежей оставалось в распоряжении земства, т. е. городов и уездов, по 20 % уходило в госказну и губернию.

1 января 1864 г. было учреждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Согласно этому «Положению» земства являлись всесословными органами. Желая сделать земства более управляемыми, с преобладанием влияния в них господствующих классов, закон предусматривал, к примеру, деление избирателей уездов на три курии для избрания уездного земского собрания.

Первая курия включала землевладельцев, имевших не менее 200 десятин земли или другого недвижимого имущества стоимостью до 15 тыс. рублей; сюда же включались и жители, которые имели годовой доход до 6 тыс. рублей.

Вторая курия включала в основном городских жителей - домовладельцев, купцов, фабрикантов. проводили свои заседания без взаимосвязи со съездами первой и третьей курий. Однако в выборах «гласных» могли участвовать жители, имеющие годовой доход до 6 тыс. руб. или владеющие недвижимостью до 4 тыс. рублей (в мелких городах - до 500 рублей).

Третья курия включала крестьян, в отличие от двух первых курий, были многостепенными. От крестьянской курии в земское собрание нередко попадали в гласные не только представители духовенства, мещане, но даже и помещики.

Поданным 1865-1867 гг., в 29 губерниях (в тех, где было введено земство) помещики-дворяне и чиновники среди уездных «гласных» составляли около 42 %, крестьяне - более 38, купцы - свыше 10, представители других сословий - около 10 %.

В числе первых губерний, где земства сразу после принятия «Положения» начали свою деятельность, были Самарская, Пензенская, Костромская, Новгородская, Херсонская, Псковская, Курская, Ярославская, Полтавская, Московская, Казанская, Санкт-Петербургская, Рязанская, Воронежская, Калужская, Нижегородская и Тамбовская.

Земские учреждения уезда включали земское собрание и земскую управу с состоявшими при них учреждениями.

Земское собрание состояло из:

Земских гласных;

Членов по должности (председателя управления государственным имуществом, депутата от духовного ведомства, городского головы уездного города, представителей уездного ведомства).

Земское собрание собиралось ежегодно на одну сессию, не позднее октября месяца. Сессия продолжалась десять дней. Губернатор мог ее продлить. Председательствовал на уездном земском собрании уездный предводитель дворянства.

Обязанности земства делились на две группы - обязательные и необязательные:

К числу обязательных функций относились содержание мировых посредников и судей, арестантских помещений и квартир для чинов полиции, этапная повинность, устройство и ремонт больших дорог, выделение подвод для разъездов полицейских, жандармов и иных государственных чиновников.

Необязательными функциями являлись: страхование сельскохозяйственных построек от пожаров, содержание городских больниц и богаделен, ремонт дорог и мостов, продовольственная помощь населению.

Накануне Февральской революции 1917 г. земства существовали в 43 губерниях России с общим числом жителей около 110 млн. жителей.

Жизнеспособность земства обеспечивалась его двумя основными принципами: самоуправлением и самофинансированием.

Самоуправление земств проявлялось во многих аспектах: в избрании руководящих органов, в формировании структур управления, определении основных направлений своей деятельности, подборе и обучении специалистов, формировании и распределении местного бюджета.

После Октябрьской революции началась повсеместная ликвидация земств (большевики считали земское самоуправление наследием буржуазного строя), которая завершилась к лету 1918 г.

Ликвидация земства была вполне закономерным процессом, т.к. местное самоуправление предусматривает децентрализацию власти, экономико-социальную, финансовую и, в определенной степени, политическую независимость, самостоятельность, а идеи социализма опирались на государство пролетарской диктатуры, т. е. государство по своей природе централизованное.

В ходе развития местного самоуправления в дореволюционной России, можно выделить основные принципы, которые являются особенностью российской муниципальной школы:

принцип многообразия форм организации местного самоуправления, что связано с особенностями социально-экономического развития территории Российской империи, с существенными различиями культурно-национальных и религиозных традиций;

принцип неучастия (запрета) органов местного самоуправления в активной политической жизни, т.к. считалось, что главной задачей органов местной власти являлось удовлетворение первоочередных потребностей населения и государство строго следило за тем, чтобы органы местного самоуправления не выходили за эти границы;

принцип разграничения предметов ведения и ресурсов между уровнями власти (разграничения строились не по принципу достаточности, а по принципу наивысшей эффективности использования их данным уровнем);

принцип передачи органам местного самоуправления относительно широких прав в экономической и хозяйственной сфере (естественно, при сохранении властных полномочий центра). Причин для этого было несколько: и огромные территории империи; и быстрое развитие во второй половине XIX и начале XX в. городского и земского образования, здравоохранения, культуры.

К сожалению, накопленный до революции опыт местного управления, в первую очередь земского, фактически был отброшен, забыт.

Заключение

Во все периоды становления России как единой и великой державы, особенно в кризисные периоды, отчетливо проявлялись две тенденции: объединение на основе сильной центральной власти и разобщение, суверенизация территорий, ее составляющих. Причиной тому были как объективные исторические и социально-экономические условия, так и субъективное желание удельных владетелей, или региональных элит, в современных политических терминах, быть всевластными хозяевами в своих ограниченных, но самодостаточных, с их точки зрения, пределах.

Наряду с двумя отмеченными основными тенденциями на всех этапах развития государственности иногда явно, иногда в менее заметной мере проявлялась и третья - становление и развитие местного самоуправления. В периоды разобщенности самоуправление было одним из инструментов управления для региональных властей. При усилении центральной власти самоуправление было в значительной мере компромиссом между верховной властью и входящими в состав единого государства территориями. Признание прав территорий на самоуправление сглаживало остроту противостояния центра и регионов.

Сейчас, когда Россия вновь переживает период становления и развития форм местного самоуправления, интересно обратиться к ее историческому опыту, что и было проделано в данной работе. В заключение можно сделать следующие выводы.

Земская реформа 1864г. вместе с другими реформами 60-70-х годов в России повлияла на изменение властных структур государства и вызвала новые социальные конфликты в сфере управления.

Реформа местного управления была вызвана политической и административно-хозяйственной необходимостью. Правительство введением земств преследовало троякие цели. Во-первых, около 23 млн. бывших крепостных крестьян требовали новых принципов управления на местах. Во-вторых, это была уступка либеральному губернскому дворянскому обществу. И, в-третьих, центральная власть пыталась улучшить постановку крайне запущенного местного самоуправления.

Бесспорно, что земское самоуправление в России с последней четверти XIX в. приобрело характер жизнеспособного государственного института и выражало интересы широких групп населения. Об этом свидетельствует и статистический материал. К февралю 1917 г. земское самоуправление существовало в 43 губерниях России, а его компетенция распространялась на 110 млн. жителей. Вместе с тем, не стоит впадать в другую крайность, как это часто бывает в публикациях последнего времени, и идеализировать земское самоуправление в дореволюционной России как некую бесконфликтную модель взаимоотношений властной элиты и органов местного самоуправления.

Список литературы:

1. Е. В. Анисимов, А. Б. Каменский. “Россия в XVIII - первой половине XIX века”. М. : Мирос, 1994 г

2. А. Н.Сахаров “История России с начала XVIII до конца XIX века”. М.: АСТ, 1996 г

3. Хрестоматия по истории России М. 1999 г.

4. Исаев И.А. История государства и права России. М.: Юрист, 1999.

5. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

6. Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 7. - М., 1994.

Первым шагом Екатерины II по пути создания такой системы управления была крупная реформа Сената, предпринятая в 1763 г. Сосредоточив в своих руках почти всю законодательную инициативу, исполнительную и судебную власть и достигнув высшей точки своего развития, Сенат с середины 50-х гг. начал терять прежнюю роль в государственном управлении. Вынужденный заниматься рассмотрением множества мелких дел. Сенат не смог сосредоточить свое внимание на решении вопросов общегосударственного значения, и многие из его начинаний не получили должного развития.

Необходимость реорганизации этого высшего государственного учреждения была очевидной. План реформы Сената, подготовленный воспитателем наследника Павла и ближайшим советником императрицы в первые годы ее царствования Н.И.Паниным и утвержденный Екатериной II, предусматривал разделение Сената на шесть департаментов со строго определенными функциями каждого в определенной сфере государственного управления. Четыре департамента находились в Петербурге, а два в Москве (вместо сенатской конторы).

Важнейшие вопросы управления («государственные и политические дела») были сосредоточены в первом департаменте, возглавляемым самим генерал-прокурором. Этот департамент обнародовал законы, ведал Тайной экспедицией и Канцелярией конфискаций, финансами и финансовым контролем, промышленностью, торговлей, государственными и церковными имуществами и соответствующими им учреждениями. В ведомстве второго департамента находились вопросы суда, межевания, рассмотрение прошений на имя императрицы и т.п. Третий департамент сосредоточил самые разнообразные дела: заведывание путями сообщения и медициной, попечительством о науках, образовании и искусствах; управление окраинами, имевшими некоторые права автономии (Прибалтика и Украина). Четвертый департамент занимался военно-сухопутными и военно-морскими делами. Московские департаменты соответствовали петербургским: пятый - первому, а шестой - второму. Все департаменты, кроме первого, возглавлялись обер-прокурорами, подчиненными генерал-прокурору.

Генерал-прокурор превратился в высшего чиновника государства, первого и единственного министра, в ведении которого находились важнейшие и разнообразные дела управления, с которым на практике чаще всего предпочитали сноситься президенты коллегий и губернаторы. Генерал-прокурор от имени и по поручению императорской власти осуществлял надзор и контроль за действиями и решениями Правительствующего сената, других центральных и местных учреждений; он выступал не только как блюститель законов, но и зачастую исполнял функции министра финансов, юстиции, внутренних дел. Генерал-прокурор пользовался правом ежедневного доклада императрице о решенных в Сенате делах, а в случае разногласия в мнениях сенаторов по какому-либо делу на общем собрании департаментов докладывал о нем императрице и добивался ее личного решения.

Назначая в феврале 1764 г. на этот пост князя А.А.Вяземского, который оставался фактическим главой государственного аппарата почти до конца царствования Екатерины II, императрица составила для него так называемое «Секретнейшее наставление» - программу практических мер, которые надлежало проводить генерал-прокурору в своей работе.

Деятельность разносторонне одаренного и хорошо образованного князя А.А.Вяземского , занимавшего свой пост почти 30 лет, не ограничивалась надзором и контролем за отправлением правосудия и организацией работы прокурорской системы, а была весьма разнообразна и временами настолько расширялась, что охватывала все основные отрасли государственного управления. Он пользовался полным доверием Екатерины II, был верным советником и надежным проводником всех ее идей и новшеств в области государственного устройства и управления.

На первый взгляд реформа Сената носила чисто административный характер, но если при Елизавете Петровне сенаторы имели право вносить предложения о рассмотрении любого вопроса на заседание Сената, то теперь это право полностью перешло к генерал-прокурору. Реформа 1763 г. меняла порядок рассмотрения дел: они должны были решаться единогласно в департаментах, и лишь в случае возникновения разногласий вопрос выносился на общее заседание Сената . В ходе реформы Сенат лишился своей законодательной функции, но по-прежнему сохранял функции контроля и высшего судебного органа . Их сочетание в одном учреждении было главным недостатком реформы, но на некоторое время центральный аппарат управления заработал четче и эффективнее.

Важной составной частью реформы Сената 1763 г. было принятие новых штатов, которые вводили жалованье для всех служащих центральных и местных учреждений . Штаты 1763 г. устанавливали чиновникам оклады вдвое выше прежних, при этом жалованье назначалось не по чину, а по должности. Повышением жалованья и установлением в 1764 г. пенсии чиновникам правительство надеялось укрепить государственный аппарат и устранить разъедавшие его пороки.

Екатерина II, открыто заявлявшая свои взгляды на членов Синода, как на государственных служащих, обязанных преследовать в своей деятельности цели, указанные правительством, придавала большое значение власти синодального обер-прокурора и не могла не оказывать значительного содействия развитию фактического влияния прокуратуры на высшее церковное управление.

Этому способствовало и проведение секуляризационной реформы 1764 г., по которой все монастырские земли с жившими на них крестьянами передавались в ведение специально учреждаемой Коллегии экономии. С этого времени государство само определяло необходимое стране число монастырей и монахов в них, ибо содержало их на средства из государственной казны. Духовенство окончательно превращалось в одну из групп чиновничества.

ВРЕМЕННЫЕ ОРГАНЫ ПРИ ЕКАТЕРИНЕ ВТОРОЙ

На протяжении всего XVIII в., кроме постоянно действующих центральных учреждений при императорах и императрицах, возникали, сменяя друг друга, различные советы и кабинеты как высшие законосовещательные и распорядительные учреждения, которые не имели юридической самостоятельности.

Особое значение подобные учреждения приобрели в царствование Екатерины II, что было связано с активной законотворческой и административной деятельностью самой императрицы. Созданный ею в начале первой русско-турецкой войны в 1768 г. Совет при высочайшем дворе представлял собой совещание начальников высших и центральных учреждений «для соображения всех дел, относящихся к ведению этой войны». В его состав вошли самые важные лица империи, имевшие чины 1-го и 2-го классов: вице-канцлер, граф Н.И.Панин, генерал-майор, князь А.М.Голицын, президент Военной коллегии граф З.Г.Чернышев, гетман Украины граф К.Г.Разумовский, князь Г.Г.Орлов, генерал-прокурор Сената князь А.А.Вяземский; в 1774 г. к ним прибавился новый фаворит Екатерины II - князь Г.А.Потемкин как вице-президент Военной коллегии.

Совет являлся совещательным органом, не имевшим исполнительной власти, но выполнение его постановлений возлагалось на разные правительственные места и лица, которые были обязаны сообщать о результатах. Поступавшие в Совет бумаги разделялись на два разряда: одни для сведения, другие непосредственно для обсуждения. Последние поступали от разных учреждений или чиновников и касались всех наиболее важных вопросов внутренней и внешней политики России. В то же время Совет не принимал участия в разработке важнейших законодательных актов, а занимался в основном текущими административными делами, еще раз ярко продемонстрировав свою роль в качестве института русского абсолютизма.

При Екатерине II особенно возросло значение личной канцелярии: в 1762-1764 гг. из Кабинета Её императорского величества выделилась канцелярия статс-секретарей для «собственных Её императорского величества дел» (в ведении Кабинета остались лишь экономические вопросы). Именно через личную канцелярию монарх сносился с высшими и центральными государственными учреждениями, там готовились законопроекты и доклады по текущим делам, в которых суммировались и анализировались сведения по всем вопросам государственного управления. В личной канцелярии служили только особо доверенные и преданные люди, которые, занимая не очень высокий ранг, обладали огромным влиянием на решение самых важных вопросов внутренней и внешней политики. Таким образом, в рамках личной канцелярии монарха переплетались признаки формальных и неформальных институтов власти, когда особое значение приобретала фигура чиновника, ближе всего находившегося к императору и тем самым имевшего возможность влиять на него, общаясь в неофициальной обстановке.

Своеобразным высшим государственным временно действовавшим органом была Комиссия по составлению нового Уложения. 1767-1768 гг. Главному своду законов Российского государства, кодексу феодального права страны.

Этот документ стал не только крупнейшим актом государственной политики и законодательной доктрины своего времени, но и своеобразным выражением теории и политики «просвещенного абсолютизма». «Наказ» был адресован как окружению императрицы, так и представителям разных социальных слоев.

Организация системы государственного управления во второй половине XVIII в. имела отличительную особенность, связанную с формой осуществления государственной деятельности в эпоху «просвещенного абсолютизма», когда в России отсутствовало четкое разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Главой государства являлся монарх, воплощавший в себе все три ветви власти.

Императорская власть, вытесняя традиционные институты управления сословно-представительной монархии учреждениями, непосредственно подчиненными императору, создавала вместе с тем своего рода «дублирующую систему» фаворитов - людей, близких к императору и выполнявших его прямые указания как через руководство государственными учреждениями, так и непосредственно. Фаворитизм - это своего рода универсальная характеристика системы управления абсолютистского государства, которую в полной мере следует считать неформальным институтом власти . Фаворит, как правило, находился в тесных личных отношениях с государем и в связи с этим получал возможность распоряжаться частью его неограниченной власти. Фаворитизм являлся одним из существенных инструментов в системе государственного управления абсолютизма. Его следует определять как назначение на государственные посты и должности, исходя из личной заинтересованности монарха в деятельности того или иного человека.

Ярчайшим образцом такого типа фаворита - государственного деятеля - можно считать Г.А.Потемкина, который сумел успешно реализовать себя в системе государственной службы и оказал большое влияние на развитие и реформирование Российской империи во второй половине XVIII в. Вместе с тем Г.А.Потемкин являлся достаточно характерной фигурой в ряду известных государственных деятелей XVIII века: А.Д.Меншикова, Э.Бирона, А.И.Остермана, И.И.Шувалова и др. Исполняемые им обязанности сложно разнести по конкретным сферам государственной деятельности. Занимая определенные посты, Потемкин в то же время участвовал в обсуждении и решении практически всех вопросов законодательства, внутренней и внешней политики, реформирования государственного аппарата и армии, создания Черноморского флота и т.п. По сути, он являлся вторым лицом в государстве, а по мнению некоторых биографов, даже соправителем императрицы. Судьба Г.А.Потемкина представляла собой замечательный образец успешной карьеры: от студента Московского университета и рейтара Конной гвардии до светлейшего князя, президента Военной коллегии и наместника обширных земель Новороссии и Крыма.

После смерти Елизаветы Петровны в декабре 1761 г. императором становится Петр III (1728-1762), сын дочери Петра I - Анны Пет­ровны и немецкого герцога, человек умственно неразвитый, малообра-

зованный, жестокий, чуждый всему русскому, чрезмерно увлекающий­ся военным делом.

Во время его недолгого правления важнейшим стал указ «О вольности дворянской» от 18 февраля 1762 г., отменивший обязательную службу для дворян. Кроме того, была упразднена ведав­шая политическими преступлениями Тайная канцелярия, внушавшая страх населению. Однако эти меры не смогли принести Петру III по­пулярности среди подданных. Всеобщее недовольство вызывали мир с Пруссией, означавший отказ от всех русских завоеваний в Се­милетней войне; подготовка к войне с Данией в интересах Голшти- нии, огромное прусское и голштинское влияние при русском дворе; неуважение к православным обычаям; введение в армии немецких порядков, пренебрежительное отношение к русской гвардии.

Восхождение Екатерины II на российский престол В такой ситуации значительная часть русского дворянства связывала свои на­дежды с женой Петра III, будущей императрицей Екатериной II (1762-1796), которая, хотя и была немкой по происхождению, но прекрасно понимала, что русская императрица должна думать преж­де всего об интересах России. В отличие от мужа, который продол­жал считать себя герцогом Голштинским, Екатерина после смерти родителей отреклась от всех прав на Ангальт-Цербст.

Будущая российская императрица родилась в 1729 г., она была дочерью принца Ангальт-Цербстского - генерала прусской армии. Принцесса получила хорошее домашнее образование, в детские и отро­ческие годы довольно много путешествовала вместе с семьей, что помогло ей расширить кругозор. В 1745 г. Софья Августа Фредерика, приняв православие и имя Екатерина Алексеевна, вышла замуж за наследника российского престола - Петра Федоровича (до креще­ния Карл Петр Ульрих), сына старшей сестры императрицы Елизаве­ты - Анны Петровны, вышедшей замуж за голштинского герцога Карла Фридриха.

Оказавшись в 16 лет в России, Екатерина, реально оценив си­туацию, решила как можно быстрее стать «своей», русской - в со­вершенстве овладеть языком, усвоить русские обычаи, - и она не жалела сил для осуществления своей цели. Она много читала, за­нималась самообразованием. Особый интерес Екатерина проявляла к описаниям путешествий, произведениям классиков, истории, фи­лософии, трудам французских энциклопедистов.

От природы Екатерина обладала трезвым умом, наблюдательно­стью, умением подавлять свои эмоции, внимательно слушать собе­седника, быть приятной в общении. Эти качества очень пригоди­лись ей в первые годы пребывания в России, поскольку отношения с мужем и, главное, с императрицей Елизаветой Петровной скла­дывались достаточно сложно.

Огромное честолюбие, сила воли, работоспособность помогли Екатерине в конце концов добиться власти. Вокруг будущей Екате­рины II сплотилась группа заговорщиков - в основном гвардей­ских офицеров. Особенно активными были фаворит Екатерины - Григорий Орлов (1734-1783) и его брат Алексей (1737-1808). В ночь на 28 июня 1762 г. Екатерина вместе с Алексеем Орловым приехала из Петергофа в Петербург, где в тот же день Сенат провозгласил ее императрицей и объявил Петра III низложенным. 29 июня он был взят под стражу, а в июле убит при неясных обстоятельствах. В сен­тябре 1762 г. Екатерина II была коронована в Москве.

Просвещенный абсолютизм Екатерины II Первые годы правле­ния императрица посвятила укреплению своей власти, подбору дове­ренных лиц, изучению положения дел в государстве, а также более основательному знакомству с Россией (в 1763-1767 гг. она совершила три поездки по европейской части страны). В это время в России начинает проводиться политика просвещенного абсолютизма. Счи­тая себя ученицей французских философов XVIII в., Екатерина II стремилась с помощью некоторых преобразований устранить эле­менты «варварства» из жизни страны, сделать русское общество более «просвещенным», близким к западноевропейскому, но при этом сохранить в неприкосновенности самодержавие и его соци­альную базу - дворянство.

Необходимость перемен во многом определялась сложившейся к началу правления Екатерины II социально-экономической ситуа­цией. На протяжении ХѴШ в. в России развивались элементы капи­талистических отношений, идеи предпринимательства постепенно проникали в различные слои общества - дворянство, купечество, кре­стьянство. Особую сложность внутреннему положению страны в на­чале 60-х годов ХѴШ в. придавало крестьянское движение, в котором наиболее активно участвовали заводские и монастырские крестьяне. Все это, наряду с идеями Просвещения, обусловило внутреннюю политику России, особенно в первые два десятилетия правления Екатерины II.

В 60-70-х годах было запрещено покупать крестьян для про­мышленных предприятий, объявлена свобода организации про­мышленного дела, отменены всевозможные монополии, а также внутренние таможенные сборы, что способствовало включению во внутреннюю торговлю новых земель, присоединенных к Россий­скому государству в годы царствования Екатерины II: некоторых областей Украины, Белоруссии, Прибалтики, причерноморских, приазовских, кубанских степей, Крыма.

Значительное внимание при Екатерине II уделялось развитию системы образования: создавались воспитательные дома, институты для девиц, кадетские корпуса. В 80-е гг. при организации губерн­ских и уездных народных училищ был провозглашен принцип бес­сословного обучения.

ИМПЕРАТРИЦА ЕКАТЕРИНА II ВЕЛИКАЯ После смерти Петра Ш Екатерина сделалась императрицею. Она прославила свое имя гром­кими завоеваниями и мудрыми государственными распоряжениями. Для составления новых законов сама написала «Наказ» под заглавием «Наказ комиссии о составлении проекта нового уложения». При ней в 1783 г. была учреждена Российская Академия и в этом же году при­соединение Крыма к России. Управление Крымом было поручено По­темкину.

С 1787-1791 гг. Вторая Турецкая война, окончившаяся миром в Яссах (в 1791). Главным героем этой войны был Суворов, одержав­ший над турками победы при Кинбурне и в 1789 г. при Фокшанах и Рымнике. По этому миру Турция навсегда отказалась от Крыма и уступила России земли между Бугом и Днестром с городом Очако- вым (Иллюстрированнаяхронология... С. 116).

Усиление крепостничества Однако наряду с подобными прогрес­сивными мероприятиями, объективно способствовавшими развитию буржуазных отношений, в России происходит усиление крепостни­чества. Уже в манифесте 6 июля 1762 г., объяснявшем причины пе­реворота, определена одна из основных целей внутренней политики Екатерины II - всемерно поддерживать помещиков и держать в по­виновении крестьян. В 60-е гг., когда императрица на словах еще поддерживала идею освобождения крестьян, крепостным было за­прещено жаловаться на барина, помещикам разрешено отправлять своих крестьян на каторгу. В целях уничтожения взрывоопасных очагов на юге было ликвидировано самоуправление и осуществлена перестройка казацких округов - здесь в конце XVIII в. было рас­пространено крепостное право. В дальнейшем, в годы правления Екатерины II, происходит усиление эксплуатации крестьян: крепо­стные составляли около 50% общей их численности, более полови­ны из них были на барщине, которая в целом по стране к 80-м гг. увеличилась до пяти дней в неделю вместо трех дней в 60-е гг.; особенно широко во второй половине XVIII в. распространилась торговля крепостными. Положение государственных крестьян также ухудшилось - были увеличены наложенные на них повинности, активно проводилась их раздача помещикам.

Однако стремясь поддержать свою репутацию «просвещенного монарха», Екатерина II не могла допустить полного превращения крепостных крестьян в рабов: они продолжали считаться податным сословием, могли обращаться в суд и быть в нем свидетелями, мог­ли, правда с согласия помещика, записываться в купцы, заниматься откупами и пр.

Отход от политики просвещенного абсолютизма В последние годы своего правления под влиянием крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева (1773-1775), и особенно Великой французской революции (1789-1794), Екатерина II постепенно от­ходит от просвещенного абсолютизма. В основном это касается идеологической сферы - идет преследование передовых идей, спо­собных привести к изменению существующего порядка, чего императ­рица стремится избежать любой ценой. В частности, А.Н. Радищев, автор антикрепостнического «Путешествия из Петербурга в Москву», был назван Екатериной бунтовщиком хуже Пугачева и в 1790 г. сослан в Сибирь; известнейший русский просветитель, издатель

Н.И. Новиков, в 1792 г. был заключен в Шлиссельбургскую крепость. Однако основы жизни общества, заложенные политикой просве­щенного абсолютизма, остаются практически без изменений до са­мой смерти Екатерины II.

Аппарат центрального управления Одной из характерных, существенных черт политики просвещенного абсолютизма Екате­рины II было упорядочение системы государственного управления. Мысль о необходимости этого была высказана уже в манифесте 6 июля 1762 г., осуществление ее было начато с преобразования Сената.

Сразу же по восшествии Екатерины II на престол участник пе­реворота Н.И. Панин (1718-1783), известный дипломат, советник Коллегии иностранных дел, представил императрице проект изме­нений в центральном управлении. Он предлагал создать постоянный императорский совет, состоящий из четырех секретарей (иностранных и внутренних дел, военного и морского департаментов) и двух совет­ников. Все важнейшие вопросы должны были рассматриваться Сове­том в присутствии императрицы, которая принимала окончательные решения. Кроме того, предлагалось разделить Сенат на шесть де­партаментов.

Проект Н.И. Панина, как ограничивающий самодержавную власть императрицы, был ею отклонен, однако, для ускорения и упорядочения делопроизводства мысль о разделе Сената была проведена в жизнь в 1763 г. Было создано шесть департаментов, четыре из которых находились в Петербурге: первый занимался важнейшими внутрен­ними и политическими делами, второй - судебными, третий ведал де­лами западных окраин государства, путями сообщения, высшим образо­ванием, полицией; четвертый - военными и морскими делами. Два московских департамента соответствовали первому и второму пе­тербургским.

Многие важные вопросы Екатерина II решала без участия Сена­та. Отношения с ним она поддерживала через генерал-прокурора А.Л. Вяземского (1727-1793), получившего секретную инструкцию препятствовать законодательной деятельности Сената. В результате значение Сената уменьшилось, из высшего органа государствен­ного управления, как было при Елизавете Петровне, он превратился в центральное административно-судебное учреждение. В 70-80-х го­дах XVIII в. произошло дальнейшее ослабление органов централь­ного управления. После губернской реформы 1775 г. деятельность

Сената ограничивается судебными функциями, дела большинства коллегий переходят к новым губернским учреждениям.

К 90-м гг. большинство коллегий прекратило свое существование: в 1779 г. - Мануфактур-коллегия (промышленность), в 1780 г. - Штатс-контор-коллегия (государственные расходы), в 1783 г. - Берг-коллегия (горнорудная промышленность), в 1784 г. - Камер- коллегия (государственные доходы), в 1786 г. - Юстиц-коллегия (су­дебная) и Вотчинная коллегия (вопросы землевладения), в 1788 г. - Ревизион-коллегия (контроль государственных расходов). Были ос­тавлены лишь те коллегии, дела которых нельзя было передать орга­нам местного управления: Иностранная, Военная, Морская и Ком- мерц-коллегия.

Таким образом, в царствование Екатерины II роль центральных органов постепенно была сведена к общему руководству и наблю­дению, основные вопросы управления стали решаться на местах. Однако еще до реформирования системы местного управления им­ператрица сделала попытку дать России новое законодательство, отвечающее духу времени.

Попытка создания нового законодательства Начиная с Петра I, все правители России понимали необходимость создания нового свода российских законов. Однако в отличие от своих предшест­венников Екатерина II стремилась не систематизировать старые законы, а создать новые. Планируя собрать «Комиссию для состав­ления нового уложения» вместо устаревшего Уложения 1649 г., она уже в 1765 г. начала составлять для нее особую инструкцию - «На­каз», в котором нашли отражение идеи просветительской филосо­фии. Считая Россию европейской страной, Екатерина стремилась дать ей соответствующие законы, и основными источниками для нее стали произведения «О духе законов» знаменитого французско­го просветителя Шарля Луи Монтескье (1689-1755) и «О преступ­лениях и наказаниях» Чезаре Беккариа (1738-1794), итальянского просветителя и юриста.

В «Наказе» довольно полно охватываются важнейшие вопросы законодательства: его задачи, особенности государственного прав­ления, судопроизводство, система наказаний, положение сословий и т.д. Первоначальная редакция «Наказа», показанная некоторым приближенным императрицы, вызвала с их стороны множество воз­ражений как слишком вольнодумная и не соответствующая русским обычаям. В результате «Наказ» был значительно сокращен в основном за счет либеральных положений, например, статей об улучшении по­ложения крестьян, об отделении законодательной власти от судебной и пр. Наиболее близкими к просветительской идеологии остались ста­тьи, касавшиеся судопроизводства и воспитания. В целом «Наказ» представлял собой изложение общих принципов, которыми должна руководствоваться в своей работе Уложенная комиссия.

В декабре 1766 г. был издан манифест о созыве «Комиссии для составления но­вого уложения». В Комиссии должны были быть представлены вы­борные депутаты от всех сословий.

Всего было избрано 564 депутата: 161 - от дворян, 208 - от го­родов, 167 - от сельского населения, 28 - от центральных учреж­дений (Сената, Синода, коллегий и других присутственных мест). Каждый депутат получал от своих избирателей наказ, отражавший их пожелания. Всего было представлено 1465 наказов, причем большая их часть (1066) была от сельского населения. Во время ра­боты Уложенной комиссии депутатам выплачивалось из казны жа­лованье: дворянам - 400 руб., горожанам - 120 руб., крестьянам - 37 руб. Депутаты навсегда освобождались от смертной казни, телес­ных наказаний, конфискации имущества.

30 июля 1767 г. Уложенная комиссия начала свою работу в Мо­скве. Председателем ее, по рекомендации Екатерины II, был избран генерал А.И. Бибиков (1729-1774), он имел право назначать заседа­ния, вносить и ставить на голосование предложения.

Делопроизводство в Уложенной комиссии было достаточно сложным: каждый вопрос проходил через разные комиссии (их бы­ло около 20) по несколько раз, кроме того, сферы деятельности специальных комиссий и общего собрания депутатов не были дос­таточно разграничены, что затрудняло работу. Комиссия переходила от одного вопроса к другому, так и не решив предыдущего, за пол­тора года депутаты не смогли даже просто прочесть все наказы.

В целом деятельность Уложенной комиссии с самого начала была обречена на неудачу из-за отсутствия предварительной подго­товки, а также огромного объема и сложности работы: для создания новых законов депутатам нужно было разобраться в старом законо­дательстве, включавшем более 10 тыс. разнородных положений, изу­чить депутатские наказы, снять противоречия, часто непримиримые, между пожеланиями различных сословий и, наконец, составить новый законодательный кодекс, основываясь на изложенных в «Наказе» Екатерины принципах, часто противоречащих депутатским наказам. В декабре 1768 г. в связи с началом русско-турецкой войны и тем, что значительная часть депутатов-дворян должна была отправиться в войска, Уложенная комиссия была распущена на неопределенный срок, однако в дальнейшем депутаты уже не собирались.

Несмотря на то, что попытка создания нового законодательства закончилась неудачей, работа Уложенной комиссии оказала значи­тельное влияние на последующую деятельность Екатерины II. На­казы депутатов показали положение различных сословий русского общества, их пожелания и во многом определили направление дальнейших реформ.

Реформирование местного управления Система местного управ­ления включала управление губерний и уездов, а также городов и от­дельных сословий. В ноябре 1775 г. было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи». Во введении к этому до­кументу указывались недостатки, вызвавшие необходимость реформы: обширность губерний, недостаточное количество органов управления, смешение в них различных дел.

В результате реформы прежнее административное деление (гу­берния, провинция, уезд) было изменено: провинции упразднены, число губерний увеличено до 40 (к концу царствования Екатерины И за счет присоединения новых территорий к России существовала уже 51 губерния). Раньше областное деление проводилось случайно, и на губернии с очень разной численностью населения приходился примерно одинаковый штат чиновников. Теперь же устанавлива­лось, что губернии должны быть приблизительно одинаковы по числу жителей - от 300 до 400 тыс. человек, для уезда численность населения была определена в 20-30 тыс. Поскольку новое админи­стративное деление было более дробным, около 200 крупных сел были преобразованы в уездные города.

С изменением административных границ в рамках губернской реформы было изменено и местное управление: разделены админи­стративные, финансовые и судебные дела. В дальнейшем унифика­ция органов местного управления на территории всей страны при­вела к упразднению автономии некоторых окраин: на Украине это окончательно произошло в 1781 г., а с 1783 г. общегосударственная система административного управления была распространена на Прибалтику.

Губернское управление Одна или несколько губерний получали статус генерал-губернаторства и подчинялись назначенному Сенатом наместнику - генерал-губернатору, деятельность которого контроли­ровалась непосредственно императрицей. Генерал-губернатор обладал широкими полномочиями по надзору за всем местным управлением и судом на вверенной ему территории.

Управление отдельной губернией было возложено на назначаемого Сенатом губернатора, который возглавлял губернское правление - главный административный орган. Кроме губернатора в него входи­ли два губернских советника и губернский прокурор. Правление занималось различными административными вопросами, контролировало управление губернией, а также совместно с вице-губернатором ведало всеми полицейскими учреждениями губернии и уезда.

Вице-губернатор (или поручик правителя, т.е. губернатора) назна­чался Сенатом, в случае необходимости мог заменять губернатора, а также был председателем казенной палаты - высшего финансового органа губернии, распоряжавшегося государственным имуществом. Она ведала сбором налогов, казенными подрядами и постройками, губернским и уездным казначействами, экономическими кресть­янами бывших церковных имений.

Кроме административных, финансовых и специальных судеб­ных учреждений в каждом губернском городе был создан новый орган - приказ общественного призрения, ведавший школами, боль­ницами, богадельнями и приютами. В отличие от губернского прав­ления и казенной палаты приказ общественного призрения имел выборный состав.

Уездное управление Уездным исполнительным органом был нижний земский суд, возглавляемый капитаном-исправником (как правило, из отставных офицеров). Он считался начальником уезда, ведал уездной администрацией и полицией, наблюдал за торговлей, про­водил предварительное следствие по судебным делам. Его выбирали дворяне сроком на три года на уездном собрании, в помощь ему также из дворян выбирались два заседателя.

Главой административно-полицейской власти в уездном городе был городничий, назначавшийся Сенатом.

Судебная система С 1775 г. в губерниях было введено сословное судопроизводство. Губернской судебной инстанцией для дворян был верховный земский суд, для городского населения - губернский магист­рат, для лично свободных крестьян - верхняя расправа. Эти судебные органы состояли из заседателей - выборных от соответствующего со­словия, возглавляли их специально назначенные чиновники. При ка­ждом верхнем земском суде была учреждена дворянская опека, за­нимавшаяся делами вдов и малолетних сирот дворян. Кроме того, в губернских городах были учреждены особые совестные суды для разбора уголовных дел, связанных с невменяемостью преступника, и гражданских дел, решавшихся путем мировой сделки.

В качестве высших судебных инстанций по всем делам, решен­ным в губернских сословных судах, были учреждены палата граж­данского суда и палата уголовного суда. В случае каких-либо жалоб им принадлежало право принятия окончательного решения.

В каждом уезде для дворян существовал уездный суд, подчиняв­шийся верховному земскому суду, для городского населения - го­родской магистрат, находящийся в ведении губернского магистрата. В уездах, где проживало свыше 10 тыс. лично свободных крестьян, существовала нижняя расправа, подчинявшаяся верхней расправе. В уездные судебные учреждения судьи и заседатели избирались из представителей сословия, делами которого ведали, правительство назначало только председателя нижней расправы. При каждом го­родском магистрате был учрежден сиротский суд, занимавшийся делами вдов и малолетних сирот горожан.

Роль органов надзора в каждой губернии выполняли губернские прокуроры и их помощники - уголовные и гражданские стряпчие. Губернскому прокурору подчинялись прокуроры при верхнем зем­ском суде, губернском магистрате и верхней расправе, а также уездный стряпчий, выполнявший обязанности прокурора в уезде.

Дворянское самоуправление В своей внутренней политике Екате­рина II ориентировалась прежде всего на дворянство, и уже в первые годы ее правления закладываются основы самоуправления этого со­словия. При подготовке к созыву Уложенной комиссии в 1766 г. дворянам каждого уезда было предписано избирать на два года уездного предводителя для руководства выборами депутатов в Ко­миссию и на случай каких-либо других требований со стороны вер­ховной власти.

Реформа 1775 г. увеличила влияние дворянства на местное управление, дала ему сословную организацию, предоставив права юридического лица уездному дворянскому собранию. Жалованная грамота дворянству 1785 г. укрепила позиции этого сословия. В ней фиксировались ранее существовавшие права и льготы дворянства: свобода от налогов и телесных наказаний, от государственной службы, право полной собственности на землю и крепостных, пра­во быть судимыми только равными себе и пр. Жалованная грамота дала дворянству также некоторые новые привилегии, в частности, запрещалась конфискация имений дворян за уголовные преступле­ния, было облегчено получение дворянства и т.д. Помимо этого, в 1785 г. губернскому дворянству, как раньше уездному, как едино­му целому были предоставлены права юридического лица.

В конечном итоге система дворянского управления, сложившая­ся в годы правления Екатерины II, имела следующий вид. Раз в три года на уездных и губернских собраниях дворяне выбирали соответ­ственно уездных и губернских дворянских предводителей и других должностных лиц. Избранным мог быть только тот дворянин, чей доход с имения был не ниже 100 руб. в год. Участвовать в выборах могли дворяне, достигшие 25-летнего возраста и имевшие офицер­ский чин. Помимо выборов должностных лиц дворянские собрания решали вопросы, поставленные правительством, а также проблемы, связанные с сословной дисциплиной. Кроме того, собрания имели право представлять свои пожелания губернатору или генерал- губернатору, специально избранная депутация во главе с предводи­телем дворянства могла обратиться к императрице.

Городское самоуправление В 1785 г. была также опубликована Грамота на права и выгоды городам Российской империи, позже получившая название Жалованной грамоты городам. При ее разра­ботке были учтены некоторые пожелания из городских наказов Уложенной комиссии, а также уставы, определявшие устройство прибалтийских городов, в частности, Риги. В основе этих уставов было заложено магдебургское (по названию города в Германии), или немецкое, право, сложившееся в эпоху Средневековья на базе завоеванного горожанами права на самоуправление, а также на базе актов, регламентирующих ремесло и торговлю.

Отныне для каждого города обязательным становится герб, ко­торый следовало «употреблять во всех городовых делах». Было уста­новлено, что герб уездного города должен включать в себя и эмб­лему губернского города. Все гербы, уже существующие или новые, утверждались самой императрицей.

В соответствии с Жалованной грамотой население каждого го­рода было разделено на шесть разрядов. В первый входили «настоя­щие городские обыватели», т.е. все без различия происхождения, звания и занятия, имеющие в городе дом или землю. Второй разряд составляли купцы, разделенные на три гильдии в зависимости от размера капитала: 1-я гильдия - от 10 до 50 тыс. руб., 2-я - от 5 до 10 тыс. руб., 3-я - от 1 до 5 тыс. руб. В третий разряд вхо­дили городские цеховые ремесленники, в четвертый - иногородние и иностранные гости, постоянно проживавшие в данном городе. Пятый разряд составляли «именитые граждане» - выборные долж­ностные лица, ученые и художники (живописцы, скульпторы, архи­текторы, композиторы), имеющие академические свидетельства или университетские дипломы, лица, владеющие капиталом от 50 тыс. руб., банкиры с капиталом от 100 до 200 тыс. руб., оптовые торгов­цы, судовладельцы. К шестому разряду относились «посадские лю­ди» - горожане, занимавшиеся ремеслами, промыслами и пр., и не внесенные в другие разряды. Горожане третьего и шестого разрядов получили общее название «мещане». Все население города в соот­ветствии со своим разрядом было внесено в Городскую обыватель­скую книгу.

Горожане всех разрядов с 25-летнего возраста имели право раз в три года выбирать из своей среды городского голову и гласных (представителей от разрядов) в общую городскую думу. Дворяне в городской думе не были широко представлены, так как имели пра­во отказа от исполнения городских должностей. Общая городская дума собиралась раз в три года или в случае необходимости, она ведала хозяйством города, обязана была давать отчет губернатору обо всех доходах и расходах. Кроме того, Общая дума выбирала шесть представителей (по одному от каждого разряда) в шестигласную думу, заседания которой проходили каждую неделю под председательст­вом городского головы. Шестигласная дума ведала вопросами сбора на­логов, выполнения казенных повинностей, благоустройства города, его расходами и доходами, т.е. была исполнительным органом го­родского самоуправления. Надзор за городским самоуправлением осуществлял губернатор, к которому шестигласная дума могла обра­щаться за помощью.

Права города как единого целого защищались городским маги­стратом, который ходатайствовал за город перед высшими органа­ми, следил, чтобы на него без распоряжения правительства не нала­гались новые подати или повинности.

Были приняты меры по укреплению дворянства в центре и на местах. Впервые в российском законодательстве появился документ, определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. Эта система местных органов просуществовала до Великих реформ 60-х годов XIX в. Введенное Екатериной II административное деление страны сохранялось до 1917 г.

7 ноября 1775 г. было принято «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Страна делилась на губернии, в каждой из которых должно было проживать 300-400 тыс. душ мужского пола. К концу екатерининского царствования в России насчитывалось 50 губерний. Во главе губерний стояли губернаторы, подчинявшиеся непосредственно императрице, а их власть была значительно расширена. Столицы и несколько других губерний подчинялись генерал-губернаторам.

При губернаторе создавалось губернское правление, ему был подчинен губернский прокурор. Финансами в губернии занималась Казенная палата во главе с вице-губернатором. Губернский землемер занимался землеустройством. Школами, больницами, богадельнями ведал Приказ общественного призрения (призирать - присматривать, опекать, заботиться); впервые были созданы государственные учреждения с социальными функциями.

Губернии делились на уезды по 20-30 тыс. душ мужского пола в каждом. Так как городов - центров уездов было явно недостаточно, Екатерина II переименовала в города многие крупные сельские поселения, сделав их административными центрами. Главным органом власти уезда стал Нижний земский суд во главе с капитаном-исправником, избираемым местным дворянством. В уезды по образцу губерний были назначены уездный казначей и уездный землемер.

Используя теорию разделения властей и совершенствуя систему управления, Екатерина II отделила судебные органы от исполнительных. Все сословия, кроме крепостных (для них хозяином и судьей был помещик), должны были принимать участие в местном управлении. Каждое сословие получало свой суд. Помещика судил Верхний земский суд в губерниях и уездный суд в уездах. Государственных крестьян судила Верхняя расправа в губернии и Нижняя расправа в уезде, горожан - городовой магистрат в уезде и губернский магистрат в губернии. Все эти суды были выборными, исключая суды нижней расправы, которые назначал губернатор. Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в губерниях - палаты уголовного и гражданского суда, члены которых назначались государством. Новым для России был Совестный суд, призванный прекращать распри и мирить ссорящихся. Он был бессословным. Разделение властей не было полным, так как губернатор мог вмешиваться в дела суда.

В отдельную административную единицу был выделен город. Во главе его стоял городничий, наделенный всеми правами и полномочиями. В городах вводился строгий полицейский контроль. Город разделялся на части (районы), находившиеся под надзором частного пристава, а части, в свою очередь,- на кварталы, которые контролировал квартальный надзиратель.

После губернской реформы перестали функционировать все коллегии, исключая Иностранную коллегию, Военную и Адмиралтейскую. Функции коллегий перешли к губернским органам. В 1775 г. была ликвидирована Запорожская Сечь, а большинство казаков переселили на Кубань.

Сложившаяся система управления территорией страны в новых условиях решала задачу укрепления власть дворянства на местах, ее целью было предотвращение новых народных выступлений. Страх перед восставшими был так велик, что Екатерина II приказала переименовать реку Яик в Урал, а Яицкое казачество - в Уральское. Более чем вдвое увеличилось число чиновников на местах.

Жалованные грамоты дворянству и городам

21 апреля 1785 г., в день рождения Екатерины II, одновременно были изданы Жалованные грамоты дворянству и городам. Известно, что Екатериной II был подготовлен и проект Жалованной грамоты государственным (казенным) крестьянам, но он не был опубликован из-за опасений дворянского недовольства.

Изданием двух грамот Екатерина II регулировала законодательство о правах и обязанностях сословий. В соответствии с «Грамотой на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» оно освобождалось от обязательной службы, личных податей, телесных наказаний. Имения объявлялись полной собственностью помещиков, которые, кроме того, имели право заводить собственные фабрики и заводы. Дворяне могли судиться только с равными себе и без дворянского суда не могли быть лишены дворянской чести, жизни и имения. Дворяне губернии и уезда составляли соответственно губернскую и уездную корпорации дворянства и избирали своих предводителей, а также должностных лиц местного управления. Губернские и уездные дворянские собрания имели право делать представления правительству о своих нуждах. Жалованная грамота дворянству закрепляла и юридически оформляла дворяновластие в России. Господствующему сословию присваивалось наименование «благородное». «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи» определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Все горожане записывались в Городскую обывательскую книгу и составляли «градское общество». Объявлялось, что «мещане или настоящие городовые обитатели суть те, кои в том городе дом или иное строение, или место, или землю имеют». Городское население делилось на шесть разрядов. Первый из них включал живших в городе дворян и духовенство; во второй входили купцы, делившиеся на три гильдии; в третий - цеховые ремесленники; четвертый разряд составляли постоянно жившие в городе иностранцы; пятый - именитые горожане, включавшие в свой состав лиц с высшим образованием и капиталистов. Шестой - посадские, которые жили промыслами или работой. Жители города каждые три года избирали орган самоуправления - Общую городскую думу, городского голову и судей. Общая городская дума избирала исполнительный орган - шестигласную думу, в состав которой входило по одному представителю от каждого разряда городского населения. Городская дума решала дела по благоустройству, народному образованию, соблюдению правил торговли и т. п. только с ведома городничего, назначенного правительством.

Жалованная грамота ставила все шесть категорий городского населения под контроль государства. Реальная власть в городе находилась в руках городничего, управы благочиния и губернатора.

Реформа образования

Екатерина II придавала огромное значение образованию в жизни страны. В 60-70-е годы XVIII в. она вместе с президентом Академии художеств и директором Сухопутного шляхетского корпуса И. И. Бецким сделала попытку создать систему закрытых сословных учебных заведений. В основе их устройства лежала мысль о приоритете воспитания над образованием. Считая, что «корень всему злу и добру - воспитание», Екатерина II и И. И. Бецкой решили создать «новую породу людей». По плану И. И. Бецкого в Москве и Петербурге были открыты Воспитательные дома, Смольный институт благородных девиц с отделением для девочек-мещанок в Петербурге, Коммерческое училище в Москве, преобразованы Кадетские корпуса.

Взгляды И. И. Бецкого имели прогрессивный для своего времени характер, предусматривая гуманное воспитание детей, развитие в них природных дарований, запрет телесных наказаний, организацию женского образования. Однако «тепличные» условия, изолированность от реальной жизни, от влияния семьи и общества, конечно, делали попытки И. И. Бецкого сформировать «нового человека» утопическими.

Генеральная линия развития русского просвещения шла не через утопические затеи И. И Бецкого, а по пути создания системы общеобразовательной школы. Начало ей было положено школьной реформой 1782-1786 гг. Большую роль в проведении этой реформы сыграл сербский педагог Ф. И. Янкович де Мириево. В уездных городах учреждались двухлетние малые народные училища, в губернских - четырехлетние главные народные училища. Во вновь созданных школах вводились единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система, разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, единые учебные планы.

Новые училища вместе с закрытыми шляхетскими корпусами, благородными пансионами и гимназиями при Московском университете составляли структуру среднего образования в России. По подсчетам специалистов, в России к концу века было 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тыс. учеников, не считая домашнего образования. Образование, как и все другие сферы жизни страны, в основе своей имело сословный характер.

А. Н. Радищев

Крестьянская война, идеи русских и французских просветителей, Великая французская революция и война за независимость в Северной Америке (1775-1783), приведшая к образованию США, зарождение русской антикрепостнической мысли в лице Н. И. Новикова, передовых депутатов Уложенной комиссии оказали воздействие на формирование взглядов Александра Николаевича Радищева (1749-1802). В «Путешествии из Петербурга в Москву», в оде «Вольность», в «Беседе о том, что есть сын Отечества» А. Н. Радищев выступал с призывом «совершенного уничтожения рабства» и передачи земли крестьянам. Он считал, что «самодержавие есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние», и настаивал на его революционном свержении. Настоящим патриотом, истинным сыном Отечества А. Н. Радищев называл того, кто борется за интересы народа, «за вольность - дар бесценный, источник всех великих дел». Впервые в России прозвучал призыв к революционному свержению самодержавия и крепостничества.

«Бунтовщик хуже Пугачева»,- так оценила первого русского революционера Екатерина II. По ее приказу тираж книги «Путешествие из Петербурга в Москву» был конфискован, а ее автор арестован и приговорен к смертной казни, замененной десятилетней ссылкой в Илимский острог в Сибири.

Павел I

Правление Павла I (1796-1801) одни историки называют «непросвещенным абсолютизмом», другие - «военно-полицейской диктатурой», третьи - считают Павла «русским Гамлетом», четвертые - «романтическим императором». Однако даже те историки, которые находят позитивные черты в правлении Павла, признают, что он ставил знак равенства между самодержавием и личным деспотизмом.

Павел I вступил на престол после смерти матери в возрасте 42 лет уже зрелым, сложившимся человеком. Екатерина II, подарив сыну Гатчину под Петербургом, удалила его от двора. Павел в Гатчине завел жесткие порядки, основанные на железной дисциплине и аскетизме, противопоставив их роскоши и богатству петербургского двора. Став императором, он попытался укрепить режим путем усиления дисциплины и власти с тем, чтобы исключить все проявления либерализма и свободомыслия в России. Характерными чертами Павла были резкость, неуравновешенность и вспыльчивость. Он считал, что все в стране должно быть подчинено установленным царем порядкам, на первое место ставил исполнительность и точность, не терпел возражений, порой доходя до самодурства.

В 1797 г. Павел издал «Учреждение об императорской фамилии», по которому отменялся петровский указ о престолонаследии. Престол отныне должен был переходить строго по мужской линии от отца к сыну, а при отсутствии сыновей - к старшему из братьев. Для содержания императорского дома было образовано ведомство «уделов», которое управляло землями, принадлежавшими императорской фамилии, и жившими на них крестьянами. Был ужесточен порядок службы дворян, ограничено действие Жалованной грамоты дворянству. В армии насаждались прусские порядки.

В 1797 г. был издан Манифест о трехдневной барщине. Он запрещал помещикам использовать крестьян на полевых работах по воскресеньям, рекомендуя ограничивать барщину тремя днями в неделю.

Павел I принял под свое покровительство Мальтийский орден, а когда Наполеон захватил Мальту в 1798 г., объявил Франции войну в союзе с Англией и Австрией. Когда же Англия оккупировала Мальту, отвоевав ее у французов, последовал разрыв отношений с Англией и союз с Францией. По договоренности с Наполеоном Павел послал 40 полков донских казаков на завоевание Индии, чтобы досадить англичанам.

Дальнейшее пребывание Павла у власти было чревато для страны потерей политической стабильности. Не отвечала интересам России и внешняя политика императора. 12 марта 1801 г. при участии наследника престола будущего императора Александра I был совершен последний в истории России дворцовый переворот. Павел I был Убит в Михайловском замке в Петербурге.