Английский археолог г картер факты. Говард Картер (Howard Carter). Биография. Фотографии. Может проклятием оказался грибок

Говард Картер (Хауард Картер ; англ. Howard Carter ; 9 мая 1874 года , Бромптон, Кенсингтон и Челси , Лондон - 2 марта 1939 года , Лондон , Великобритания) - английский археолог и египтолог , совершивший в 1922 году в Долине Царей близ Луксора открытие гробницы (KV62), признанное одним из решающих и наиболее известных событий в египтологии.

Детство [ | ]

Говард Картер был младшим из 8 детей Самуила и Марты Картеров. Детство Говарда Картера прошло в Суоффеме в графстве Норфолк, поэтому во многих источниках именно этот городок обозначают как место рождения египтолога. Отец Картера, художник по профессии, с детства занимался обучением сына рисованию, прививая при этом интерес к истории культуры.

Начало карьеры [ | ]

Говард Картер занимался археологией с 1891 года, вступив в возрасте 17 лет в Британскую организацию археологических исследований Египта . К 1899 году он принимал участие в ряде археологических экспедиций в Египте, зарисовывая надписи, скульптурные изображения и архитектуру Древнего Египта . В частности, он работал на раскопках в, резиденции периода Среднего царства . Некоторое время начинающий египтолог работал под началом ведущего специалиста в области археологии Уильяма Флиндерса Питри . Известность ему принесли проведённые в 1893-1899 годах исследования Джесер Джесеру - построенного в XV веке до н. э. архитектором Сенмутом для женщины-фараона Хатшепсут террасного поминального храма и скальной гробницы в Дейр-эль-Бахри на западе Фив .

Успех, сопутствовавший Картеру в открытии храма Хатшепсут (Дейр-эль-Бахри), предопределил его назначение в 1899 году генеральным инспектором Египетского отдела древностей, откуда он уволился в 1905 году после конфликта между охраной египетских памятников и группой буйствовавших пьяных французских туристов. В 1902-1914 годах Картер инспектировал работы американского археолога Теодора Дэвиса , получившего разрешение египетского правительства проводить раскопки в Долине Царей. Дэвис и Картер обнаружили целый ряд усыпальниц знаменитых фараонов Нового царства , в частности, гробницы царицы Хатшепсут , Хоремхеба , Рамсеса Саптаха , а также саркофаг с останками, отождествлёнными с мумией «фараона-еретика» Эхнатона .

Сотрудничество с лордом Карнарвоном [ | ]

В 1906 году Говард Картер познакомился с археологом-любителем и коллекционером древностей лордом Карнарвоном , выделившим средства на дальнейшие археологические изыскания профессионального коллеги. С 1914 года Картер и Карнарвон приступили к совместным раскопкам в Долине Царей. В результате их сотрудничества при раскопках фиванского некрополя были открыты гробница Аменхотепа I и захоронения нескольких цариц XVIII династии. Дальнейшие раскопки были прерваны Первой мировой войной , но, как только позволили обстоятельства, Картер убедил Карнарвона продолжить исследования в Долине Царей.

Открытие гробницы Тутанхамона [ | ]

Тандем Картера и Карнарвона вскоре стал всемирно знаменитым: азартный Карнарвон нашёл храброго, практичного и самоотверженного профессионала, идеально подходящего для реализации идеи, которой был одержим лорд - находки гробницы неизвестного до тех пор эфемерного фараона конца XVIII династии - Тутанхамона. Научное сообщество скептически отнеслось к изысканиям Картера и Карнарвона, а вскоре и сам лорд утратил интерес к неудачным раскопкам. Однако 4 ноября 1922 года Картер нашёл засыпанный вход в гробницу KV62 , причём печати на дверях оказались нетронутыми, что вселяло серьёзные надежды на возможность совершения крупнейшего археологического открытия века. Строители усыпальницы фараона XX династии Рамсеса VI , видимо, засыпали путь в гробницу Тутанхамона, что объясняло её относительную сохранность.

26 и 27 ноября 1922 года Картер, его помощник (итал. ) , лорд Карнарвон и леди Эвелин проникли в камеру , став первыми современными людьми, вошедшими туда. Каллендер осветил электрической лампой нагромождение погребальных предметов. Они также нашли два запечатанных прохода, включая тот, что вёл к погребальной камере . Согласно дневнику сводного брата лорда Карнарвона - Мервина Герберта , первой ступила внутрь леди Эвелин, будучи некрупной в сравнении с другими участниками тайной вылазки .

Дом близ фиванского некрополя, в котором работал Картер

После длительных раскопок 16 февраля 1923 года Картер, наконец, спустился в погребальную камеру гробницы («Золотой чертог»), где находился саркофаг фараона. Среди погребённых с ним утвари и прочих предметов было обнаружено множество образцов искусства, носящих печать влияния Амарнского периода. Гробница юноши-царя, остававшаяся запечатанной более трёх тысяч лет, оказалась практически не тронута расхитителями гробниц и содержала более трёх с половиной тысяч предметов искусства, большая часть которых находится ныне в Каирском музее . Самым прославленным экспонатом музея считается найденная в той же гробнице посмертная, выполненная из 11,26 кг чистого золота и множества драгоценных камней.

Открытие гробницы малоизвестного преемника знаменитого Эхнатона освещалось в средствах массовой информации как самое значительное открытие в истории египтологии и, возможно, археологии вообще. Владелец обнаруженных сокровищ, тогда ещё практически неизвестный юный правитель Египта, сразу же превратился в объект повышенного внимания, а феноменальное открытие не только сделало его имя общеизвестным, но и вызвало очередной всплеск обновлённого интереса ко всем следам египетской цивилизации в современном мире.

«Проклятие фараонов» [ | ]

Результаты деятельности [ | ]

Раскопки Картера в Долине Царей вызвали повсеместный рост интереса к археологии в целом и Древнему Египту в частности.

Образ в массовой культуре [ | ]

Литература [ | ]

Кинематограф [ | ]

Примечания [ | ]

  1. SNAC - 2010.

Афера Говарда Картера

Чудинов В.А.

Мне было интересно собрать сведения о Говарде Картере и афере с открытием Тутанхамона. Оказалось, что на эту тему написано множество статей. Я начал с

Самый неизвестный фараон . «Находка века» была связана с именами английского археолога Говар­да Картера и лорда Карнарво­на, многие годы копавших в Долине царей на берегу Нила. Археологические исследова­ния в Долине продолжались много лет и ни одному из ис­кателей не приносили удачи. Помог случай - они наткну­лись на необычный архитек­турный ход, который должен был куда-то привести.

До того, как Картер и Кар­нарвон приступили к рас­копкам в Долине царей, имя Тутанхамона было известно лишь по одной-двум печатям, где упоминалось его имя. Никто даже не знал, что он имел царский титул. Некоторые считали, что такого фараона вовсе не было, а печати впол­не могли принадлежать про­сто какому-то богатому египтянину. Можно сказать, что Тутанхамон появился на свет благодаря Картеру, до этого он был лишь смутной истори­ческой тенью.

Оказалось, фараон вступил на престол еще ребенком, а умер в девятнадцать лет. Найденные сокровища стали его «звездным часом», пусть даже и после смерти. Дело в том, что даже хорошо сохранив­шиеся погребения были разграблены в древности. А усыпальница юноши-фараона была заполнена колоссальным количеством ритуальных изделий, исполненных из золота, бронзы, драгоценных камней. И все же особое место занимала маска - портрет правителя, выкованный из золота. Она покрывала голые плечи мумии. Это прекрасный и единственный в своем роде образец портрета Древнего Египта. Скульптору удалось с большим мастерством передать лицо фараона со спокойным и печальным выражением, напоминающим о юности, которой не суждено было превратиться в зрелость, на лбу помещены знаки царской власти: коршун Нехебт и змея Буто - эмблемы Верхнего и Нижнего Египта. Заплетенная в косичку борода - символ бога загробного царства Осириса. Археологи вскрывали пелены мумии, изымая из-под каждого слоя новые и новые предметы, которые должны были сопровождать фараона в другой жизни. Амулеты, украшения, ожерелья, среди которых золотыми были 143 набора. За поясом мумии был размещен золотой кинжал. Рукоятка его орнаментирована золотой зернью и oбвита полосами полудрагоценный камней. Ножны состоят из рельефных изображений диких зверей.

В оформлении маски ис­пользованы разные материа­лы, в том числе смальта и не­фрит - ритуальный и редкий камень. Его в Египте никогда не было, что позволяет неко­торым скептикам сомневать­ся в принадлежности маски именно Тутанхамону и вы­двигать версию о том, что это подделка. Так что тайна еги­петского нефрита до сих пор не разгадана ». - Последнее утверждение меня заинтересовало. В моём исследовании происхождения многих артефактов погребения Тутанхамона я прочитал, что они были сделаны в 35-й Арконе Яра, то есть, в Великом Новгороде. Осталось узнать, имеются ли залежи нефрита в России.

О нефрите . «В настоящее время нефрит распространен более чем в 20 странах мира, но самые крупные и промышленно значимые его месторождения известны в России, Китае, Канаде, США, Австралии и Новой Зеландии. В России в настоящее время разведано и оценено 16 месторожденийний, из которых 13 находится в Бурятии: по качественным характеристикам лучшими из них являются Кавоктинское, Голюбинское и Оспинское. На девяти нефритовых месторождениях Бурятии сегодня работают восемь предприятий, в 2007 году они добыли 909 тонн сырца и 272 тонны сортового нефрита. Практически 100% добытого в Бурятии нефрита без обработки было экспортировано в Китай. Месторождения нефрита сосредоточены в пяти районах Бурятии: Муйском, Баунтовском, Закаменском, Тункинском и Окинском. В Муе и Баунте известно три месторождения белого нефрита - наиболее дефицитного в настоящее время » .

Получается, что нефрит был из России, поскольку само захоронение принадлежало одному из жрецов (мимов) храма Рюрика, хараона Всея Руси , а вовсе не египтянину.

Кем же был Тутанхамон? Продолжу цитирование статьи : «По сторонам саркофага археологи увидели несколь­ко алебастровых ваз. Одна из них была выполнена в виде распустившегося лотоса с человеческими фигурами на изящных ручках. Другая изображала мифического льва, вставшего на задние лапы. При изготовлении ритуальных саркофагов для внутренностей фараона ис­пользовались яркие красные и зеленые камни, слоновая кость, лазурит и малахит, листовое золото. Черты фа­раона повторялись в много­численных статуэтках царя, изображенного на ладье, на льве, в виде жреца, охотника, правителя.

Несмотря на то, что в гроб­нице обнаружено семь статуй фараона, и некоторые из них в человеческий рост, они ра­зительно отличаются друг от друга. В одной он предстает правителем, в другой - жре­цом, в третьей - укротителем диких зверей ».

Это наводит на мысль, что в гробницу Тутанхамона Картер поместил артефакты, найденные в малом количестве в других погребениях. «Некоторые изделия благо­даря рельефам и инкрустаци­ям иллюстрировали бытовую жизнь правителя, другие - его участие в жреческих обрядах, третьи - ритуалы в управле­нии Верхним или Нижним Египтом. Весь мир был бук­вально опьянен этой наход­кой. Отрезвление наступило несколько позже » .

Как это удалось? « И первый вопрос в этом ряду касался нарушений еги­петских законов. Первым фактом нарушения египетского закона о худо­жественных ценностях было то, что гробницу не закрыли после беглого осмотра через дыру при свете свечи - а ведь между открытием гробницы и извлечением сокровищ про­шло некоторое время.

Картер, Карнарвон, дочь Картера Эвелина и Каллендер ночью 26 ноября 1922 года проникли внутрь и вни­мательно осмотрели первую камеру, составлявшую часть погребального комплекса. Здесь между двумя боль­шими, в человеческий рост, скульптурами мальчика-царя они обнаружили заделанную и опечатанную жрецами- хранителями дверь в камеру захоронения. Ночные посе­тители, взломав часть двери у самого пола (чтобы было менее заметно), проникли в усыпальницу. Когда они воз­вратились в переднюю каме­ру, взлом был замаскирован и прикрыт предметами.

Томас Ховинг в своей книге «Тутанхамон: нерассказанная история» описал выставлен­ные в музеях США 29 бесцен­ных произведений, никогда не продававшихся официаль­но Каиром, утверждающим, что он владеет всем кладом Тутанхамона. Естественна мысль о том, что подлинники поступили и в Метрополи­тен-музей, и в музеи Бостона, Кливленда, Канзас-Сити, Цин­циннати через руки археоло­га Картера и лорда Карнарво­на. Документы подтвердили возникшее у исследователя подозрение » .

Итак, Картер и компания действовали как типичные чёрные археологи, которые тайком, ночью, посетили древний археологический объект.

Многократные посещения объекта . «Работник египетского де­партамента химии Альфред Лукас присоединился к экспе­диции Картера в декабре 1922 года, и они пробыли вместе десять лет. Уже после смерти руководителей экспедиции Лукас написал заметку-впе­чатление в египетский архе­ологический журнал. Именно там находится продолжение ночной истории четырех человек, намеренно преступив­ших закон Египта.

«Ходит много таинствен­ных рассказов об этой дыре грабителей, - писал Лукас. - Когда я впервые оказался в гробнице 20 декабря (то есть через три недели после сде­ланного открытия), дыра была замаскирована крышкой от корзины или какой-то плетен­кой и камышами, поднятыми с пола мистером Картером».

Так он ставит точку в во­просе в незаконных действи­ях открывателей: «Опубли­кованное заявление мистера Картера о том, что дыра была заделана и опечатана в древ­ности, вводит в заблуждение. В отличие от входа в гробни­цу, отверстие было заделано и опечатано не жрецами, а са­мим мистером Картером. Когда я только начал ра­ботать с ним, мистер Картер показал мне это место, а когда я сказал, что очень уж это все не похоже на древнюю рабо­ту, он согласился и признался, что это сделал он! » . - Таким образом, злоумышленник признался в нарушении закона.

Растаскивание древностей до официального открытия гробницы . «Одни из самых ценных экс­понатов Метрополитен-музея - находящиеся в египетском отделе фигурки газели и коня, исполненные замечательным анималистом из слоновой кости в манере, которую мож­но сопоставить с пластикой; обнаруженной в гробнице Тутанхамона. Блестяще моде­лированные, с тонко прора­ботанным силуэтом, эти ста­туэтки привлекли внимание лорда Карнарвона и вместе с его наследством оказались в Америке. Найденное Ховингом письмо Картеру об этом «приобретении» указывало на то, что лорд предупреждал соратника о сокрытии места находок своих ценностей.

Возвратимся к записям Альфреда Лукаса, прямо ука­зывавшего, что еще до офи­циального вскрытия он видел в доме Картера чашу и пре­красный ларец для благово­ний. Сотрудник археолога за­явил: «Очевидно, он (ларец. Ю. Г.) был найден, когда лорд Карнарвон и мистер Картер впервые проникли в погре­бальную камеру». Правда, следует указать, что оба изде­лия позднее передали в Каир, где разместились редкие на­ходки из гробницы, но они были не только слишком за­метны, но и помечены картушами, что могли сразу и не за­метить. Самой неожиданной оказалась история с винной корзиной, явно хранившей похищенное произведение, ставшее предметом разбирательства с властями » . - Иными словами, Картер был еще и пойман за руку как грабитель.

«Египетские чиновники и работники Каирского музея осматривали не только все в самой гробнице и прилегаю­щем помещении, но и архе­ологические службы, скла­ды, мастерские, подсобные помещения экспедиции. На складе археологов, египтян неожиданно заинтересова­ла гора корзин из-под вина фирмы «Фортнэм энд Мэйсон». Тара была пуста, но до­тошность контролеров заста­вила их перевернуть каждую корзину и обнаружить среди использованных одну, в ко­торой оказалась деревянная скульптура - бюст мальчика-царя. Бюст не прошел инвен­таризационную опись и не был зарегистрирован архео­логом Картером ». - Иначе говоря, еще один артефакт был предназначен к похищению, которое не состоялось благодаря бдительности египетских чиновников.

На деньги банкиров . «Британский египтолог Джеральд Оверолл в своем исследовании «Обманувшие Тутанхамона» высказал предположение, что гробница фараона была открыта не в 1922 году, а семью годами раньше. Говард Картер, по словам автора, которому фактически были отданы на откуп раскопки в Долине царей, фактически руководил бандой профессиональных расхитителей гробниц, а Карнарвон финансировал это ограбле­ние. За два месяца до опубли­кования отчета Карнарвон дал интервью одному аме­риканскому журналу, в кото­ром подробно перечислил... будущие экспонаты, выдав это за «научную догадку». По подсчетам Оверолла, «твор­ческий дуэт двух „К" похитил из знаменитой гробницы 329 бесценных реликвий, из ко­торых 300 до сих пор хранят­ся в фамильной резиденции Карнарвонов в Лондоне, а остальные рассеяны по част­ным коллекциям в США.

Оверолл напоминает, что Карнарвон был связан с кланом Ротшильдов, значи­тельная часть состояния ко­торых связана с практикой разграбления царских могил, хранивших золото и драго­ценности. После смерти Аль­фреда Ротшильда в 1918 году Карнарвон женился на его единственной приемной до­чери, и именно клан мульти­миллионеров финансировал его раскопки. Согласно кон­тракту, Ротшильды должны были получить значительную долю находок, но Карнарвон попытался перехитрить сво­их спонсоров, заведя дело по перепродаже ценностей в США. Как считает Оверолл, лорд был устранен наемным убий­цей - отравителем, а вслед за ним подобная участь постиг­ла других участников раско­пок, которые знали или мог­ли знать о проворачиваемой афере. Избранный способ расправы получил мистиче­скую окраску благодаря тому, что вокруг древних захороне­ний и погибших древних го­родов всегда бытовало много сказаний и легенд, придавав­ших правдоподобность происходившему » .

Итак, Джеральд Оверолл откровенно называет Говарда Картера не просто бандитом, но руководителем банды профессиональных расхитителей гробниц .

Рис. 1. Официальное открытие гробницы Тутанхамона

Перехожу к статье : «В начале ноября 1922 года собиратель произведений искусства и путешественник лорд Карнарвон и независимый археолог Говард Картер раскопали гробницу древнеегипетского фараона Тутанхамона. И никто из славословящих этот воистину эпохальный акт не хочет признавать, что Карнарвон и Картер заставили мир поверить в чудовищный обман ». - Насколько я понимаю, на рис. 1 Картер показан перед внешним входом в гробницу.

Триумф или позор? «Работа по поиску сокровищ у Картера и Карнарвона началась с 1906 года. И длилась с некоторыми перерывами до ноября 1922 года, когда им удалось наткнуться на гробницу Тутанхамона. В ней находилось более трех с половиной тысяч предметов искусства, а самым ценным из них считается посмертная маска Тутанхамона, выполненная из 11,26 кг чистого золота и множества драгоценных камней.
Поразительная история этого открытия практически с первых дней была подвергнута сомнению - ведь Долина царей к тому моменту была перекопана вдоль и поперек, и найти то, что обнаружили удачливые англичане, можно было только в фантастическом сне. И все же это случилось!
» .

Найти хотя бы что-то там, где всё уже найдено - не столько удивительно, сколько подозрительно.

Рис. 2. Печать на входной двери и моё чтение надписей

Помимо веревочной печати с пломбой на наружных дверях гробницы, подтверждающих принадлежность комплекса к храму Мары Яра Рюрика (якобы «печати Анубиса»), на внутренних дверях имелась другая печать, рис. 2, которую я хочу рассмотреть. Слева от левой круглой ручки помещен левый профиль мужчины скорее с арабскими, чем с африканскими чертами лица: курчавые волосы, но прямой нос. А на ручке можно прочитать надпись: ВОИН ХАРАОНА РЮРИКА ЯРА. Полагаю, что именно ему и принадлежала небольшая гробница, которую Говард Картер назвал гробницей Тутанхамона. Скорее всего, там находилось не слишком много артефактов. Они позже были добавлены из усыпальниц других лиц.

Над левой ручкой я вижу рельефное изображение головы льва анфас. Так обычно изображалась зооморфная ипостась бога Рода. И действительно, под изображением льва написано: РОДА ХРАМ. Обычно к храму Рода принадлежали пехотинцы (к храму Яра - кавалеристы, к храму Мары - лучники). И в работе я показал, что мумия умершего юноши как раз относилась к храму Рода.

На самой печати я читаю слова: РИМ МИРА РУСИ МАРЫ. А слева от правой ручки можно видеть мужской лик анфас, вероятно, того же воина, на котором можно прочитать слова: МИРА РИМА ВОИН ЯРА РЮРИКА. Это - еще одна подпись комнаты, куда вход запечатан.

Над промежутком между печатью и правой ручкой можно прочитать слова, написанный крупными буквами: ВОЙСКА ВОИНОВ СТАНА РИМА И РУСИ МАРЫ. Вот к каким войскам принадлежал покойник, чья гробница стала гробницей Тутанхамона.

Продолжу цитировать статью : « Собственно говоря, это было не сложно, поскольку никакого выдающегося открытия не было и в помине! Некоторые археологи, современники и коллеги Картера, еще до случившегося открытия высказывали предположение, что все гробницы, существующие в Долине царей, связаны между собой подземными ходами. Знал об этом и Картер ». - Итак, попав в подземный ход одной гробницы, можно было пройти в другую гробницу, найти там малозначительные помещения с небольшим количеством артефактов, а потом занести всё это в гробницу юноши-воина из Рима. И, пополняя основное хранилище, постепенно сделать его весьма значительным.

Это подтверждает и статья : «Поэтому, найдя несколько предметов, на которых было написано имя практически неизвестного ученым Тутанхамона, Говард решил сделать ставку на него. Еще до прихода археологов местные жители пробавлялись подпольными раскопками - работали, так сказать, черными археологами. Особое место среди них занимала семья Абд эль-Расул. Они фактически и стали первооткрывателями захоронений фараонов еще в XIX веке. Обнаружив большое количество древностей под землей, предприимчивое семейство поставило их продажу на поток. Так продолжалось до тех пор, пока ими не занялась полиция. После этого эль-Расулы не могли торговать древностями в открытую. Тут-то на горизонте и нарисовался Картер, который якобы стал посредником между расхитителями гробниц и музеями - об этом знали многие из археологов, работавших в то время в Долине царей. По-видимому, кто-то из членов семьи и рассказал Картеру о существовании гробницы, относительно нетронутой. Вопрос: почему же черные археологи сами не разграбили гробницу? Скорее всего, там ничего ценного уже не было. Но Картеру была нужна гробница, о которой никто не знал.

знаменитый английский археолог и египтолог, совершивший в 1922 в Долине царей близ Луксора открытие гробницы Тутанхамона

Детство

Говард Картер был младшим из 8 детей Самуила и Марты Картеров. Детство Говарда Картера прошло в Суоффеме в графстве Норфолк, поэтому во многих источниках именно этот городок обозначают как место рождения египтолога. Отец Картера, художник по профессии, с детства занимался обучением сына рисованию, прививая при этом интерес к истории культуры.

Начало карьеры

Говард Картер занимался археологией с 1891, вступив в возрасте 17 лет в Британскую организацию археологических исследований Египта . К 1899 он принимал участие в ряде археологических экспедиций в Египте, зарисовывая надписи, скульптурные изображения и архитектуру Древнего Египта. В частности, он работал на раскопках в Бени-Хассане, резиденции периода Среднего царства. Некоторое время начинающий египтолог работал под началом ведущего специалиста в области археологии Уильяма Флиндерса Питри . Известность ему принесли проведённые в 1893-1899 исследования Джесер Джесеру - построенного в XV веке до н. э. архитектором Сенмутом для женщины-фараона Хатшепсут террасного поминального храма и скальной гробницы в Дейр-эль-Бахри на западе Фив.

Сотрудничество с лордом Карнарвоном

В 1906 Говард Картер познакомился с археологом-любителем и коллекционером древностей лордом Карнарвоном, выделившим средства на дальнейшие археологические изыскания профессионального коллеги. С 1914 Картер и Карнарвон приступили к совместным раскопкам в Долине Царей. В результате их сотрудничества при раскопках фиванского некрополя были открыты гробница Аменхотепа I и захоронения нескольких цариц XVIII династии. Дальнейшие раскопки были прерваны Первой мировой войной, но, как только позволили обстоятельства, Картер убедил Карнарвона продолжить исследования в Долине Царей.

Открытие гробницы Тутанхамона

Тандем Картера и Карнарвона вскоре стал всемирно знаменитым: азартный Карнарвон нашёл храброго, практичного и самоотверженного энтузиаста, идеально подходящего для реализации идеи, которой был одержим лорд - находки гробницы неизвестного до тех пор эфемерного фараона конца XVIII династии, Тутанхамона. Научное сообщество скептически отнеслось к изысканиям Картера и Карнарвона, а вскоре и сам лорд утратил интерес к неудачным раскопкам. Однако 4 ноября 1922 Картер нашёл засыпанный вход в гробницу KV62, причём печати на дверях оказались нетронутыми, что вселяло серьёзные надежды на возможность совершения крупнейшего археологического открытия века. Строители усыпальницы фараона XX династии Рамсеса VI , видимо, засыпали путь в гробницу Тутанхамона, что объясняло её относительную сохранность.

26 ноября 1922 Картер и Карнарвон стали первыми за три тысячелетия людьми, спустившимися в гробницу (грабители, которые могли побывать в гробнице, очевидно, спускались в неё ещё во времена XX династии). После длительных раскопок 16 февраля 1923 Картер, наконец, спустился в погребальную камеру гробницы («Золотой чертог»), где находился саркофаг фараона. Среди погребённых с ним утвари и прочих предметов было обнаружено множество образцов искусства, носящих печать влияния Амарнского периода. Гробница юноши-царя, остававшаяся запечатанной более трёх тысяч лет, оказалась практически не тронута расхитителями гробниц и содержала более трёх с половиной тысяч предметов искусства, большая часть которых находится ныне в Каирском музее. Самым прославленным экспонатом музея считается найденная в той же гробнице посмертная маска Тутанхамона, выполненная из 11,26 кг чистого золота и множества драгоценных камней.

Открытие гробницы малоизвестного преемника знаменитого Эхнатона освещалось в средствах массовой информации как самое значительное открытие в истории египтологии и, возможно, археологии вообще. Владелец обнаруженных сокровищ, тогда ещё практически неизвестный юный правитель Египта, сразу же превратился в объект повышенного внимания, а феноменальное открытие не только сделало его имя общеизвестным, но и вызвало очередной всплеск обновлённого интереса ко всем следам египетской цивилизации в современном мире.

«Проклятие фараонов»

Лорд Джордж Карнарвон, финансировавший раскопки, умер 5 апреля 1923 в каирской гостинице «Континенталь» от воспаления лёгких, однако практически сразу возникли мистификации вокруг его смерти (говорилось даже о «заражении крови вследствие ранения бритвой» или «таинственного укуса москита»). В последующие годы пресса подогревала слухи о «проклятии фараонов», якобы приведшего к гибели первооткрывателей гробницы, насчитывая до 22 «жертв проклятия», 13 из которых непосредственно присутствовали при вскрытии гробницы.

Однако факты свидетельствуют о том, что доказательства «проклятия» были подогнаны для достижения газетной сенсации: абсолютное большинство участников экспедиции Картера достигли преклонного возраста, а средняя продолжительность их жизни составляет 74,4 лет. Говард Картер, непосредственно руководивший всеми работами в гробнице, казалось бы, должен был пасть первой жертвой «проклятия фараона», однако он скончался последним - в 1939 году в возрасте 64 лет, в своей постели и в силу естественных причин.

Результаты деятельности

Раскопки Картера в Долине Царей вызвали рост повсеместного интереса к археологии в целом и Древнему Египту в частности.

Несмотря на то что со дня, когда Говард Картер нашёл могилу Тутанхамона, прошло почти столетие, интерес к открытию этого английского археолога не угас. Об этом свидетельствуют бесконечные очереди на выставки экспонатов из знаменитой гробницы, периодически проводимые в крупнейших музеях мира. Это и неудивительно, так как речь идёт о самой значительной находке из всех, сделанных когда-либо в Египте.

Говард Картер, биография будущего учёного

В 1874 году в многодетной семье известного в то время английского художника-анималиста Самуэля Картера, проживавшего в графстве Норфолк, родился сын, которому дали имя Говард. Когда ребёнок подрос, отец приложил все силы, чтобы дать ему домашнее образование, позволяющее занять достойное место в обществе. Обнаружив у сына способности к рисованию, Самуэль постарался привить ему навыки в этом искусстве.

Благодаря связям отца в научном мире, семнадцатилетний Говард Картер впервые принял участие в археологической экспедиции, отправившейся в Египет под руководством ведущего египтолога того времени Флиндерса Петри. На него были возложены обязанности рисовальщика, что позволило молодому человеку вплотную соприкасаться с предметами давно ушедших эпох, и ощутить волнующее чувство открытия. Эта поездка явилась и прекрасной школой для будущего археолога.

Начало научной карьеры

С тех пор жизнь Картера была полностью посвящена изучению древностей, скрытых в песках долины Нила. Через два года после своего научного дебюта в экспедиции Петри он становится участником очередного крупного проекта, реализуемого Фондом египетской археологии. Это были исследовательские работы, проводимые в террасном поминальном на западе Фив. Именно они принесли молодому учёному первую славу.

Известность, приобретённая им в научных кругах, позволила Картеру в 1899 году занять вполне солидное место в обществе, став генеральным инспектором Египетского отдела древностей. К этому периоду относится целый ряд сделанных им открытий, среди которых самым известным можно назвать гробницу Сен-Нефа в Курне.

Столь высокий пост он занимал вплоть до 1905 года, когда был вынужден подать в отставку ― по одной версии в результате конфликта с одним из влиятельных представителей прессы, по другой, после того, как лихо усмирил компанию пьяных французов, устроивших дебош на территории одного из исторических комплексов. Прервав свою административную деятельность, археолог Говард Картер не прекращает научные изыскания и занимается живописью.

Начало сотрудничества с лордом Карнарвоном

В новом, 1906 году произошло событие, во многом определившее дальнейшую судьбу Картера и предопределившее главное открытие его жизни. На одном из заседаний Британского научного общества Говарда представили археологу-любителю и коллекционеру предметов древности лорду Карнарвону, ставшему на долгие годы его другом и спонсором.

Официальное разрешение на проведение раскопок новые друзья получили лишь в 1919 году, когда закончился срок концессии прежнего производителя научных изысканий в этом районе Т. Девиса. К этому времени в Долине дев успели покопаться несколько поколений археологов, и считалось, что её ресурсы полностью исчерпаны. Однако доводы скептиков не убедили Картера. Подробное изучение долины показывало, что в ней ещё оставалось достаточно мест, не тронутых учёными. Это были в основном участки, покрытые слоем щебня, оставшегося после прежних раскопок.

Научные гипотезы Картера

Сопоставив находки прежних мумий, обнаруженных в Долине дев, с информацией о возможных здесь захоронениях, которой располагали учёные, Говард Картер пришёл к выводу, что в земле остаётся ещё одна мумия, ненайденная и, судя по всему, представляющая наибольший интерес для учёных. Как астроном, прежде чем обнаружить телескопом новую звезду, теоретически на бумаге доказывает её существование, так и Картер на основе ранее накопленных знаний пришёл к убеждению в существовании здесь неизвестной гробницы. Проще говоря, прежде чем найти могилу Тутанхамона, Картер её вычислил.

Однако чтобы рассуждения, пусть даже самые убедительные, превратились в реально ощутимые плоды, предстояло проделать огромную работу, причём выполнял её главным образом Картер. Его компаньон ограничивался общим контролем за проводимыми раскопками, и финансированием их. Нужно отдать ему должное - без его денег, как и без энергии Картера, мир ещё долго не увидел бы сокровищ Тутанхамона.

Начало практической деятельности

Добавила сложности учёным и начавшаяся вскоре Первая мировая война. Раскопки в этот период хоть и проводились, но эпизодически и с большими перерывами. Как человек военнообязанный, Картер не мог посвящать всё своё время любимому делу. Большую помеху работам в годы войны создавали активизировавшие свои действия грабители могил. Пользуясь тем, что из-за военных действий государство ослабило контроль за сохранностью памятников древности, они бесцеремонно хозяйничали в них, создавая угрозу жизни и безопасности исследователей.

Только в 1917 году удалось приступить к очистке дна Долины дев от слоёв щебня, накопившихся здесь за многовековой период. Для проведения раскопок выбрали участок, ограниченный тремя гробницами: Рамсеса II, Рамсеса VI и Мернепта. В течение последующих четырёх лет работы, проводившиеся с большим напряжением и потребовавшие много тысяч фунтов стерлингов, не принесли сколько-нибудь ощутимых результатов.

Последняя попытка

Неудачи, преследовавшие археологов течение последних лет, привели лорда Карнарвона в отчаяние. Пригласив компаньона летом 1922 года в своё родовое имение, он объявил ему о намерении закончить работы, не сулившие, как видно, ничего, кроме расходов. Только горячая убеждённость Картера смогла уберечь Карнарвона от малодушного поступка и убедить его продлить концессию ещё на один сезон.

В конце октября 1922 года Говард Картер (фото того периода представлено в начале статьи) возобновил работы. Чтобы полностью очистить дно Долины дев, предстояло удалить остатки хижин рабочих, трудившихся здесь в древности над возведением гробницы Рамсеса VI. Их фундаменты выступали из песка на значительной территории. Эта работа заняла несколько дней, но как только была завершена, на месте одной из построек были обнаружены каменные ступени, уходящие вглубь земли и, как видно, никогда прежде не затронутые раскопками.

Таинственная лестница

Всё говорило о том, что перед ними вход в какое-то ранее неизвестное захоронение. В предвкушении удачи работать продолжили с удвоенной энергией. Вскоре, расчистив всю верхнюю часть лестницы, археологи оказались перед замурованным входом в гробницу. Картер увидел, что на обмазке двери ясно просматривались рельефные печати, изображавшие богов бальзамирования в облике шакалов, а также связанных пленников, что являлось знаком царских захоронений.

Любопытно отметить, что в прежние годы Картер дважды был рядом с этой таинственной дверью, но оба раза упускал свой шанс. Впервые это произошло, когда он в составе экспедиции Т. Девиса проводил здесь раскопки, и тот, не желая возиться с остатками каменных хижин, приказал перенести работы в другое место. В следующий раз это произошло, когда пять лет назад уже сам Картер не захотел их сносить, так как лишил бы тем самым туристов возможности фотографироваться у этих живописных руин.

Первая радость открытия

Оказавшись у таинственный двери с нетронутыми печатями, Картер пробил в ней небольшое отверстие и, просунув внутрь фонарь, убедился в том, что проход засыпан многовековым слоем щебня и мусора. Это доказывало, что здесь не сумели побывать грабители, и, возможно, усыпальница предстанет перед ними в своём первозданном виде.

Несмотря на все нахлынувшие чувства ― радость находки, нетерпение проникнуть внутрь и ощущение близости открытия, - Картер поступил так, как требовало от него воспитание истинного английского джентльмена. Поскольку его компаньон лорд Карнарвон находился в тот момент в Англии, Говард Картер не посмел проникнуть в гробницу без того, кто финансировал все эти годы проведение работ. Он приказал вновь засыпать вход в гробницу, а в Англию отправил срочную телеграмму, в которой сообщал своему другу о долгожданной находке.

В ожидании лорда Карнарвона

Слух об открытии неизвестного ранее захоронения быстро разнёсся по округе и породил проблему, которую до приезда лорда должен был в одиночку решать сам Говард Картер. Гробница ― это место, где находится не только мумия, но и сокровища, погребённые с ней. Естественно, что подобные ценности становятся приманкой для грабителей, способных ради обладания ими на любое преступление. Поэтому со всей остротой встал вопрос, как уберечь драгоценности и самих себя от нежелательных визитёров. С этой целью лестницу, ведущую к двери, не только засыпали, но завалили сверху тяжёлыми каменными обломками, а рядом выставили круглосуточную охрану.

Наконец 23 ноября прибыл лорд Карнарвон, и в его присутствии лестница была вновь освобождена от щебня. Ещё через два дня, когда все приготовления были завершены, а печати, находившиеся на двери, зарисованы и сфотографированы, приступили к разборке замурованного входа в гробницу. К этому моменту стало очевидным, что свершилось то, о чём долгие годы мечтал Говард Картер ― была перед ним. Об этом свидетельствовала надпись на одной из печатей.

Вторая дверь, которую обнаружил Говард Картер

Тутанхамон из мечтаний становился реальностью. До него оставалось всего несколько шагов. Когда преграда на их пути была удалена, в свете фонарей исследователи увидели наклонный узкий коридор, также загромождённый щебнем и ведущий непосредственно к погребальной камере. Арабы, нанятые для проведения раскопок, освободили его, вынося грунт в плетёных корзинах. Наконец настал главный момент. Утром 26 ноября археологи стояли перед второй дверью, также сохранившей на себе древние печати Тутанхамона.

Когда последняя корзина щебня была вынесена, Картер проделал в верхней части двери отверстие, позволившее просунуть в него щуп. Проверка показала, что пространство за дверью полностью свободно. Воспользовавшись фонарём, Картер заглянул внутрь. То, что он увидел, превосходило все ожидания. Перед ним открылась комната, похожая на музейный зал. Она была наполнена самыми удивительными предметами, многие из которых учёные увидели впервые.

Сокровищница Тутанхамона

Прежде всего в глаза изумлённому археологу бросились три массивных золотых ложа, тускло блестевших в свете фонаря. За ними были видны чёрные, выполненные в полный рост фигуры фараона, украшенные золотой отделкой. Всё остальное пространство комнаты было заполнено всевозможными сундуками, полными драгоценностей, тончайшей работы алебастровыми вазами и различными украшениями из золота и драгоценных камней. В этой сокровищнице не хватало только одного ― в ней не было ни саркофагов, ни мумии того, кому принадлежали все эти богатства.

На следующей день в гробницу было проведено электричество, и при его освещении вскрыта вторая дверь. Теперь учёным предстояла серьёзная и кропотливая работа ― все предметы, находящиеся за ней, должны были быть сфотографированы, зарисованы, а их расположение точно указано на плане комнаты. Очень скоро выяснилось, что под одним из двух лож скрыт потайной вход в ещё одну небольшую боковую комнату, также наполненную драгоценными предметами.

Работа с найденными в гробнице предметами

Всё то, что открыл Говард Картер, требовало научной обработки и систематизации. Поэтому после того как 29 ноября 1922 года в присутствии официальных лиц совершилось торжественное открытие гробницы, для работы с обнаруженными в ней экспонатами были приглашены ведущие специалисты из многих научных центров мира. В Долину дев съехались известные археологи, эпиграфисты, химики-реставраторы, художники и фотографы.

Лишь через три месяца, когда все найденные предметы были с соответствующими предосторожностями вынесены из гробницы, приступили к вскрытию третьей, обнаруженной в процессе работы двери. Когда она была разобрана, за ней оказалось то, что и предполагал Говард Картер ― гробница Тутанхамона, а точнее говоря, его погребальный покой.

Мумия, которой три тысячи лет

Почти весь объем помещения занимал позолоченный ковчег длиной 5,08 метра, шириной 3,3 метра и высотой 2,75 метра. Внутри его, как матрёшки, находились один в другом ещё три ковчега меньших размеров. Когда исследователи аккуратно разобрали их, и вынесли наружу, их взорам представился кварцитовый саркофаг. После того как его крышка была поднята, внутри увидели антропоидный (выполненный в форме человеческой фигуры) гроб, покрытый позолотой. Его крышка изображала самого Тутанхамона, лежащего со скрещёнными руками.

Внутри него находились ещё два таких же гроба, точно подогнанных один к другому, так, что разъединить их представляло большую сложность. Когда со всеми предосторожностями они были извлечены, в последнем из них обнаружили обёрнутую пеленами мумию самого более трёх тысяч лет назад. Его лицо покрывала золотая маска, выполненная с необыкновенным совершенством и весившая девять килограмм.

То, что сделал Говард Картер, признаётся величайшим открытием за всю историю археологии. Правитель Египта, умерший в молодом возрасте и покоившийся в открытой ученым гробнице, сразу стал объектом внимания миллионов людей. Всемирную известность приобрёл и сам Говард Картер. Вклад в изучение истории Древнего Египта, внесённый им, был столь велик, что позволил совершенно по-новому составить картину погребальных ритуалов периода Среднего царства.

28 октября 1922 г Г Картер приехал в Луксор и через три дня, 1 ноября, приступил к работе Чтобы добраться до дна Долины на участке перед гробницей Рамсеса VI, следовало убрать остатки лачуг. На это ушло три дня Под ними находился слой щебня и грунта примерно с метр толщиной 4 ноября, когда Г Картер пришел, по обыкновению утром, на место раскопок, ему сообщили, что под полом первой же снесенной хижины и залегавшим под ней слоем щебня показалась ступенька примерно в 4 м под входом в гробницу Рамсеса VI Мелькнувшая надежда на успех подгоняла рабочих, они стали копать с удвоенной энергией За первой ступенькой появились вторая, третья, четвертая Через два дня верхнюю часть лестницы расчистили со всех четырех сторон Сомнений не оставалось - обнаружен вход в чью-то гробницу Но тут же возникли опасения быть может, гробница осталась незавершенной или ее давным давно опустошили воры, как большинство усыпальниц Фиванского некрополя

Рабочие тем временем продолжали расчистку ступеней К вечеру показался верх замурованного входа На обмазке ясно виднелись оттиски печатей с изображением шакала - священного животного, бога бальзамирования Анубиса, а под ним девять связанных пленников - по три в ряд Это была хорошо известная печать царского кладбища Таким образом, гробница явно предназначалась для лица весьма высокопоставленного Кроме того, в нее никто не мог проникнуть после того, как соорудили усыпальницу для Рамсеса VI, так как вход надежно перекрывали не только слой щебня, но и выстроенные на нем хижины рабочих.

Ирония судьбы! Дважды в предшествующие годы Г. Картер непосредственно приближался к откопанной теперь лестнице В первый раз, когда он участвовал в экспедиции Т. Девиса, до нее оставалось лишь 2 м но Т. Девис предложил тогда перенести раскопки в другое место, как ему казалось, обещавшее больше находок. В другой раз - пять лет назад, когда было принято решение сохранить пока домики рабочих.

Дойдя до двенадцатой ступеньки, Г. Картер пробил отверстие в верхней части входа и, просунув туда электрический фонарь, убедился, что дальше проход завален мусором и щебнем. Появилась надежда - быть может гробница не тронута.

Лорд Карнарвон находился в эти дни в Англии Предчувствуя большой успех, Г. Картер, будучи человеком в высшей степени порядочным и добросовестным не считал удобным продолжать раскопки в отсутствие того, кто их щедро оплачивал. Поэтому он приостановил работы и отправил 6 ноября в Англию телеграмму: «Наконец сделал в Долине чудесное открытие: обнаружил великолепную гробницу с нетронутыми печатями Засыпана до Вашего приезда. Поздравляю». Если бы Г. Картер откопал оставшиеся четыре ступеньки, его бы не томил в течение почти трех недель вызванный мучительной неизвестностью вопрос: кому принадлежит найденная им гробница?

Пока же следовало сберечь ее от возможных покушений. Траншею засыпали, а сверху навалили кучу камней, оставшихся от древних хижин рабочих. Не забыли и про охрану. Надо было подумать и о помощниках. Ведь каждый сколько-нибудь значительный вновь открытый объект ставит множество дополнительных и даже неожиданных задач Г Картер пригласил опытного археолога Л. Коллендера, уже не раз работавшего с ним.

23 ноября лорд Карнарвон вместе с дочерью прибыли в Луксор На следующий день ведущую в гробницу лестницу вновь откопали. Теперь уже до конца - все шестнадцать ступеней. Внизу замурованного входа ясно различались оттиски печатей - среди них несколько с именем Тутанхамона Интуиция и опыт не обманули надежд Г. Картера: гробница найдена. Но в этот момент достижения, казалось бы, полного успеха сомнение и беспокойство вновь овладели присутствующими На облицовке двери сверху отчетливо было видно, что ее некогда вскрывали, и притом, вероятно, дважды Именно здесь приложили печати царского некрополя. Таким образом, и тут, очевидно, побывали грабители, но, конечно, до того, как начали сооружать усыпальницу для Рамсеса VI. В дальнейшем - об этом еще пойдет речь - удалось установить, что воры вторично проникли в гробницу лет через десять - пятнадцать после погребения фараона. Затем ее надежно скрыли щебень, грунт и поставленные на нем хижины рабочих.

Утром 25 ноября, после того как самым тщательным образом на рисунках и фотографиях запечатлели оттиски печатей, разобрали каменную стену, преграждавшую вход За ней, доверху засыпанный щебнем и камнем, шел наклонный коридор высотой 2,5 м и шириной 2 м. Внизу масса, заполнявшая галерею, состояла из белых обломков, перемешанных с землей, а верхний левый угол, где был когда-то прорыт узкий неровный ход, засыпали обломками темного кремня.

Рабочие приступили к расчистке коридора Следы, оставленные грабителями, становилась всё более явственными: целые алебастровые сосуды и их осколки, черепки, расписные вазы, печатки всё чаще и чаще попадались среди щебня. К вечеру значительную часть галереи очистили, но до:конца та.к и.не дошли.

Наступило утро 26 ноября - дня, который стал для Г. Картера «днем из всех дней, самым чудесным днем моей жизни». После полудня, когда от входа по коридору прокопали 10 м, показалась другая дверь, также замурованная и запечатанная печатями Тутанхамона и царского некрополя. И здесь виднелись следы взлома. У самого входа лежала превосходной работы деревянная полихромная портретная голова Тутанхамона, как бы вырастающая из подставки, имеющей форму цветка лотоса.

Решающий миг наступил. Сейчас должно выясниться, что ждет их за замурованным входом - очередное разочарование (давно опустошенная гробница или тайник, куда в спешке снесли то, что уцелело от грабежа) или, может быть, им действительно посчастливилось и найдено первое непотревоженное или почти не потревоженное погребение фараона! Г. Картер, наученный неоднократным горьким опытом, склонялся к первому варианту.

Из коридора вынесли последнюю корзину щебня. В левом верхнем углу двери Г. Картер пробил отверстие - там, где за тысячелетия до него его проделали грабители. Изнутри вырвалась струя спертого нагретого воздуха, которым почти тридцать веков назад дышали люди, последними оставившие гробницу. Просунутый в, дыру щуп двигался свободно. Следовательно, за дверью завалов нет. Г. Картер осторожно поднес к отверстию свечу. При ее трепетном свете он увидел то, что не доводилось видеть до него ни одному египтологу, да едва ли доведется когда-либо еще увидеть. На мгновение он лишился дара речи. Обеспокоенный молчанием Картера, лорд Карнарвон с нетерпением спросил:

Вы что-нибудь видите?

Да, чудесные вещи! - единственное, что нашелся ему ответить Картер.

А теперь ненадолго предоставим слово ему самому, потому что никто лучше не сможет передать чувства, испытанные им от представшего зрелища:

«Впечатление было грандиозное, смутное, подавляющее... ни о чем подобном мы даже не мечтали. Перед нами была комната, настоящий музейный зал... полный всевозможных предметов. Некоторые казались нам известными, другие совершенно ни на что не походили, и все они были навалены друг на друга в неисчерпаемом изобилии.

Прежде всего справа от нас выступили из темноты три больших позолоченных ложа... Боковыми сторонами каждого ложа служили фигуры чудовищных зверей... головы [их] вырезаны с потрясающим реализмом... Затем еще дальше направо наше внимание привлекли две статуи, две черные скульптуры фараона в полный рост. В золотых передниках и золотых сандалиях, с булавами и посохами в руках, со священными уреями-хранителями на лбу, они стояли друг против друга, словно часовые.

Это были главные предметы... Между ними, вокруг них и над ними громоздилось множество других вещей: сундуки с тончайшей росписью и инкрустацией; алебастровые сосуды, некоторые с прекрасными сквозными узорами; странные черные ковчеги; из открытой дверцы одного из них выглядывала огромная золоченая змея букеты цветов или листьев; красивые резные кресла инкрустированный золотом трон; целая гора любопытных белых футляров овальной формы; трости и посохи всевозможных форм и рисунков. Прямо перед нашими глазами на самом пороге комнаты стоял великолепный кубок в форме цветка лотоса из полупрозрачного алебастра. (Кубок этот был показан на привезенной в Советский Союз выставке. Ручки его имеют форму связок из цветка и двух бутонов лотоса. На них - резная фигурка человека, держащего в руках иероглифы, обозначающие «год», опирающиеся на другой знак - «сто тысяч дней», что все вместе символизирует вечную жизнь. По верхнему краю кубка - титулы царя и росхваления ему. Спереди начертано имя бога Амона-Ра и Тутанхамона с его титулами. ) Слева виднелось нагромождение перевернутых колесниц, сверкающих золотом и инкрустациями, а за ними - еще одна статуя фараона».

Однако никаких признаков погребения, ни саркофагов, ни мумии не было и в помине. Присутствующие решили было, что открыт еще один тайник. Но когда внимательнее вгляделись в правую стенку комнаты, где, устремив друг на друга пристальный взор, стояли деревянные покрытые черной краской статуи фараона - изображения его Ка, то между ними заметили еще одну замурованную дверь. Появилась надежда, что за нею имеются и другие помещения и в одном из них, быть может, укрыт саркофаг с мумией царя.

Закрыв вход в гробницу и оставив охрану, археолога, потрясенные увиденным, возвратились на свою базу. Весь вечер строились догадки, предположения о том, что находится за третьей дверью. «Я думаю, что в ту ночь почти все не спали» - так завершает рассказ об этом незабываемом дне Г. Картер.

27 ноября работа началась с рассветом. Прежде всего в гробницу провели электрическое освещение. Одновременно фотографировались и зарисовывались печати на второй двери. Затем разобрали ее и вошли в переднюю комнату - как она была названа Г. Картером и как будет в дальнейшем именоваться нами. Естественно, как только доступ в нее был открыт, археологи прежде всего подумали о третьей запечатанной двери. (Кубок этот был показан на привезенной в Советский Союз выставке. Ручки его имеют форму связок из цветка и двух бутонов лотоса. На них - резная фигурка человека, держащего в руках иероглифы, обозначающие «год», опирающиеся на другой знак - «сто тысяч дней», что все вместе символизирует вечную жизнь. По верхнему краю кубка - титулы царя и восхваления ему. Спереди начертано имя бога Амона-Ра и Тутанхамона с его титулами. ) Здесь их постигло разочарование. Внизу, на уровне пола, выделялась заделанная и запечатанная небольшая брешь, достаточная, однако, для того, чтобы через неё мог пробраться мальчик или очень худой мужчина.

Как ни хотелось Г. Картеру, лорду Карнарвону и другим археологам проникнуть за манившую их своей загадочностью дверь, об этом нечего было и думать. Для того чтобы убрать обмуровку, неизбежно пришлось бы сдвинуть с места кое-какие предметы. Могло случиться и худшее - некоторые из них могли быть повреждены, чего, разумеется, следовало всячески остерегаться.

Один из непререкаемых законов современной археологии гласит: ничего не может быть взято или сдвинуто с того места, где находилось в момент открытия, пока не будет точно зафиксировано на плане и сфотографировано, а в случае необходимости и зарисовано. Особенно хрупкие предметы следует подвергнуть тут же предварительной консервации - в противном случае возможен непоправимый ущерб Труд археолога во многом напоминает работу следователя и технического эксперта уголовного розыска одновременно: как последние по мельчайшим следам и приметам восстанавливают картину совершенного преступления и изобличают виновного, так и умелый археолог заставляет говорить вещи, которые, как правило, рассказывают о событиях, отстоящих иногда на тысячи, а то и на (десятки тысяч лет от наших дней. Но рассказ будет правдив только в том случае, если все предметы останутся на тех же местах, где когда-то в последний раз прикасались к ним люди. Г. Картер принял единственно правильное с научной точки зрения решение: вскрыть замурованную дверь лишь тогда, когда в передней комнате будет завершена вся работа и ее полностью освободят

Первый же беглый и поверхностный осмотр показал, что многие предметы уникальны: некоторые были просто неизвестны, о других знали лишь по изображениям, а третьи сохранились частично, иногда в виде жалких обломков. Любой из всех этих достойных восхищения предметов способен вознаградить за целый сезон раскопок, признает Г. Картер. Следует принять во внимание, что все эти вещи были созданы в период Амарны, когда искусство Египта достигло своего наивысшего расцвета. Ответственность за их сохранение была поэтому особенно велика.

В тот день еще одно открытие ожидало Г. Картера. При более тщательном и внимательном осмотре передней комнаты выяснилось, что под одним ложем, стоявшим направо от входа в юго-западном углу, пробит лаз. Оказалось, что здесь имеется еще одна замурованная дверь, в которой осталось незаделанное отверстие.

Соблюдая величайшую осторожность, дабы ничего не повредить и не сместить, Г. Картер прополз под ложем через брешь в помещение, получившее впоследствии название боковой комнаты или кладовой. В отличие от передней комнаты, имевшей 8 м в длину и 3,6 м в ширину, она "была значительно меньше: 4 м в длину и 2,9 м в ширину. Чиновники, пытавшиеся придать передней комнате некоторый порядок после вторжения грабителей, здесь всё оставили в состоянии хаоса, в которое ее привели злоумышленники Пробраться в кладовую было просто невозможно: ее сплошь загромождали самые разнообразные предметы. Тот из воров, что пролез сюда сквозь пролом, переворошил решительно все, а содержимое ларцов и сундуков просто вывалил на пол. Кое-какие вещи он передал своим сообщникам в переднюю комнату, где те их бросили, поскольку они показались им недостаточно ценными. Естественно, что заняться кладовой можно было также только после того, как бу дет очищена передняя комната.

Теперь, когда картина стала более или менее ясной следовало подумать об организации работы и ее мето дах. Прежде всего каждую вещь, как уже упоминалось надо было сфотографировать и нанести на план, a случае необходимости подвергнуть предварительной кон сервации. Затем найти подходящее место для лабора тории ведь все следовало описать, более тщательнс отснять, возможно, заняться реставрацией и, наконец упаковать для перевозки в Каир. Следовательно, тре бовался и достаточно надежный склад. Для всего этогс необходимы были самые разнообразные материалы и конечно, прежде всего люди - опытные специалисты: археолога, эпиграфисты, химики-реставраторы, художники, фотографы

29 ноября 1922 г состоялось торжественное открытие гробницы в присутствии ответственных лиц, а на еле дующий день ее осмотрел директор Службы древностей Теперь этот пост занимал профессор Пьер Лако. Тогда же, 30 ноября, в «Таймсе» появилась заметка под заголовками «Египетское сокровище. Важное открытие в Фивах. Длительные поиски лорда Карнарвона». Далее следовал текст, в котором говорилось - здесь коррес пондент газеты против обыкновения не преувеличил,- что находка гробницы «обещает быть наиболее сенса ционным открытием века в области египтологии». Затем давалось краткое описание обнаруженных предметов основанное на первых, беглых, не совсем точных впечатлениях.

С этого дня имя Тутанхамона, известное до того лишь ограниченному кругу специалистов, вот уже более полувека не сходит со страниц газет и журналов всего мира Несколько лет подряд армия журналистов, фоторепортеров, кинооператоров и туристов, устремившихся в обычно тихий и провинциальный Луксор, «аводняла печать отчетами, заметками, очерками, статьями и фотографиями, где под самыми заманчивыми, невероятными «шапками» сообщалось о найденных английскими археологами сказочных сокровищах фараона. Популярность Тутанхамона достигла апогея: в Париже даже появляются предметы дамского туалета «а 1а Тутанх-амон». Вся эта шумиха до крайности мешала Г. Картеру и его помощникам, доставив им в дальнейшем немало забот и неприятностей.

Обеспечив надежную охрану гробницы, Г. Картер 6 декабря отправился в Каир для закупки всего необходимого. Что касается лорда Карнарвона, то он возвратился в Англию, надеясь позднее вновь приехать в Египет.

В Каире Г. Картер не только запасся нужными ему материалами и оборудованием, заказав в первую очередь надежную стальную решетку, но и договорился о сотрудничестве с опытными и надежными специалистами. Из экспедиции «Метрополитен-музеума», также работавшей в Фивах, к нему перешли фотограф Г. Бертон и два чертежника. Обещал помощь археолог А. Мейс. Директор Химического департамента, знаток древнеегипетского ремесла и технологии А. Лукас также охотно согласился оказать содействие. Впоследствии к ним присоединились один из лучших знатоков египетского языка, профессор А. Гардинер, и не менее известный историк профессор Д. Брэстед.

В середине декабря Г. Картер вернулся в Долину царей и, установив прежде всего срочно доставленную сюда стальную решетку перед входом в переднюю комнату, с 18 декабря принялся за работу, несмотря на неудобства, вызванные притоком посетителей. Только теперь он получил возможность не торопясь всесторонне ознакомиться с содержанием этого помещения. Следуя его описаниям, постараемся коротко рассказать о наиболее примечательных предметах, находившихся в нем.