Александр 3 отец николая. Как Александр III оценивал своего сына Николая в качестве будущего императора? Образ императора в искусстве

Имя императора Александра III, одного из величайших государственных деятелей России, долгие годы было предано поруганию и забвению. И только в последние десятилетия, когда появилась возможность непредвзято и свободно говорить о прошлом, оценивать настоящее и думать о будущем, государственное служение императора Александр III вызывает большой интерес всех, кто интересуется историей своей страны.

Царствование Александра III не сопровождалось ни кровопролитными войнами, ни разорительными радикальными реформами. Оно принесло России экономическую стабильность, упрочение международного престижа, рост ее народонаселения и духовное самоуглубление. Александр III положил конец терроризму, сотрясавшему государство в царствование его отца, императора Александра II, убитого 1 марта 1881 года бомбой шляхтича Бобруйского уезда Минской губернии Игнатия Гриневицкого.

Император Александр III не был предназначен царствовать по рождению. Будучи вторым сыном Александра II, он сделался наследником русского престола только после преждевременной смерти своего старшего брата Цесаревича Николая Александровича в 1865 году. Тогда же, 12 апреля 1865 г., Высочайший Манифест объявил России о провозглашении Великого князя Александра Александровича наследником-Цесаревичем, а через год Цесаревич сочетался браком с датской принцессой Дагмарой, нареченной в замужестве Марией Федоровной.

В годовщину смерти брата 12 апреля 1866 года он записал в своем дневнике: «Никогда я не забуду этот день…первую панихиду над телом милого друга… Я думал в те минуты, что я не переживу брата, что я буду постоянно плакать только при одной мысли, что нет больше у меня брата и друга. Но Бог подкрепил меня и дал силы приняться за новое мое назначение. Может быть, я часто забывал в глазах других мое назначение, но в душе моей всегда было это чувство, что я не для себя должен жить, а для других; тяжелая и трудная обязанность. Но: «да будет воля Твоя, Боже» . Эти слова я твержу постоянно, и они меня утешают и поддерживают всегда, потому что все, что с нами ни случается, все это воля Божия, и поэтому я спокоен и уповаю на Господа!». Осознание тяжести обязательств и ответственности за будущее государства, вверенное ему свыше, не покидало нового императора в течение всей его недолгой жизни.

Воспитателями Великого князя Александра Александровича был генерал-адъютант, граф В.А. Перовский, человек строгих нравственных правил, назначенный еще его дедом императором Николаем I. Образованием будущего императора заведовал известный экономист, профессор Московского университета А.И. Чивилев. Академик Я.К. Грот преподавал Александру историю, географию, русский и немецкий языки; видный военный теоретик М.И. Драгомиров - тактику и военную историю, С.М. Соловьев - русскую историю. Политические и юридические науки, а также русское законодательство будущий император изучал у К.П. Победоносцева, который оказал на Александра особенно большое влияние. После окончания учебы Великий князь Александр Александрович неоднократно путешествовал по России. Именно эти поездки заложили в нем не только любовь и основы глубокого интереса к судьбе Родины, но сформировали понимание проблем, стоящих перед Россией.

Будучи наследником престола, Цесаревич участвовал в заседаниях Государственного совета и Комитета министров, был канцлером Гельсингфорсского университета, атаманом казачьих войск, командующим гвардейскими частями в Петербурге. В 1868 г., когда Россию постиг сильный голод, он встал во главе комиссии, образованной для оказания помощи пострадавшим. Во время Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг. он командовал Рущукским отрядом, игравшим в тактическом отношении важную и трудную роль: сдерживал турок с востока, облегчая действия русской армии, которая осаждала Плевну. Понимая необходимость укрепления Российского флота, Цесаревич обратился с горячим воззванием к народу о пожертвованиях на русский флот. В короткое время деньги были собраны. На них были построены суда Добровольческого флота. Именно тогда у наследника престола возникло убеждение в том, что у России есть только два друга: ее армия и флот.

Он интересовался музыкой, изобразительным искусством и историей, был одним из инициаторов создания Русского исторического общества и его председателем, занимался собиранием коллекций предметов старины и реставрацией исторических памятников.

Вступление на российский престол Императора Александра III последовало 2 марта 1881 г. после трагической смерти отца, императора Александра II, вошедшего в историю своей широкой преобразовательной деятельностью. Цареубийство явилось сильнейшим потрясением для Александра III и стало причиной полного изменения политического курса страны. Уже Манифест о вступлении на престол нового императора содержал программу его внешней и внутренней политики. В нем говорилось: «Посреди великой Нашей скорби глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело правления, в уповании на Божий Промысел, с верою в силу и истину Самодержавной власти, которую Мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений». Ясно было, что время конституционных колебаний, которые были свойственны предыдущему правлению, кончилось. Своей главной задачей император поставил подавление не только революционно-террористического, но и либерально-оппозиционного движения.

Правительство, сформированное при участии обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева, сконцентрировало свое внимание на усиление «традиционалистских» начал в политике, экономике и культуре Российской империи. В 80-х - середине 90-х гг. появилась серия законодательных актов, которые ограничивали характер и действия тех реформ 60-70-х годов, которые, по представлению императора, не соответствовали историческому предназначению России. Стараясь не допустить разрушительной силы оппозиционного движения, император ввел ограничения в земском и городском самоуправлении. Было уменьшено выборное начало в мировом суде, в уездах исполнение судебных обязанностей было передано вновь учрежденным земским начальникам.

Одновременно были сделаны шаги, направленные на развитие экономики государства, укрепление финансов и проведение военных преобразований, решение аграрно-крестьянского и национально-религиозного вопросов. Молодой император обратил внимание и на развитие материального благосостояния своих подданных: он основал министерство земледелия для улучшения сельского хозяйства, учредил дворянский и крестьянский земельные банки, при содействии которых дворяне и крестьяне могли приобретать земельную собственность, покровительствовал отечественной промышленности (посредством возвышения таможенных пошлин на иностранные товары), а проведением новых каналов и железных дорог, в том числе и через Белоруссию, содействовал оживлению экономики и торговли.

Население Белоруссии впервые в полном составе было приведено к присяге императору Александру ІІІ. Особое внимание при этом местные власти обращали на крестьянство среди которого появились слухи о том, что присяга проводится, чтобы вернуть прежнее крепостное состояние и 25-летний срок военной службы. Чтобы недопустить крестьянских волнений, Минский губернатор предложил проводить присягу для крестьян вместе с привилегированными сословиями. В случае отказа крестьян католиков от присяги «в установленном порядке» рекомендавалось «поступать … снисходительным и осторожным образом, наблюдая …, чтобы присяга была принесена по христианскому обряду, … не принуждая, … и вообще не влияя на них в духе, могущем раздражить их религиозные верования».

Государственная политика в Белоруссии диктовалась, прежде всего, нежеланием «насильственной ломки исторически сложившегося строя жизни» местного населения, «насильственного искоренения языков» и стремлением к тому, чтобы «иноплеменники сделались современными сынами, а не оставались вечными приемышами страны». Именно в это время общеимперское законодательство, административно-политическое управление и система образования окончательно утвердились на белорусских землях. Одновременно поднимался авторитет Православной Церкви.

Во внешнеполитических делах Александр III старался избегать военных конфликтов, поэтому в историю вошел как «Царь-Миротворец». Главным направлением нового политического курса стало обеспечение российских интересов за счет поиска опоры на «самих себя». Сблизившись с Францией, с которой у России не было спорных интересов, он заключил с ней мирный договор, установив этим важное равновесие между европейскими государствами. Другим чрезвычайно важным для России направлением политики было сохранение стабильности в Средней Азии, незадолго до царствования Александра III вошедшей в состав Российской империи. Границы Российской империи пр нем продвинулись до Афганистана. На этом громадном пространстве была проложена железная дорога, соединяющая восточное побережье Каспийского моря с центром российских среднеазиатских владений - Самаркандом и р. Амударьей. Вообще Александр III настойчиво стремился к полному объединению с коренной Россией всех окраин. С этою целью он упразднил Кавказское наместничество, уничтожил привилегии прибалтийских немцев и запретил иностранцам, в том числе и полякам, приобретать земли в Западной России, в том числе и Белоруссии.

Не мало потрудился император и для улучшения военного дела: русская армия была значительно увеличена и вооружена новым оружием; на западной границе было построено несколько крепостей. Военный флот при нем сделался одним из сильнейших в Европе.

Александр III был глубоко верующим православным человеком и для Православной Церкви старался сделать все, что считал нужным и полезным. При нем заметно оживилась церковная жизнь: активнее стали действовать церковные братства, возникать общества духовно-нравственных чтений и собеседований, а также по борьбе с пьянством. Для укрепления Православия в царствование императора Александра III основывались вновь или восстанавливались монастыри, строились храмы, в том числе на многочисленные и щедрые императорские пожертвования. За его 13-летнее царствование на казенные средства и на пожертвованные деньги было сооружено 5 000 церквей. Из храмов, возведенных в это время, своей красотой и внутренним благолепием замечательны: храм Воскресения Христова в Петербурге на месте смертельного ранения императора Александра II - Царя Мученика, величественный храм во имя Святого Равноапостольного князя Владимира в Киеве, собор в Риге. В день коронации императора торжественно освящен в Москве храм Христа Спасителя, охранявшего Святую Русь от дерзкого завоевателя. Александр III не допускал никакой модернизации в православном зодчестве и сам лично утверждал проекты строящихся храмов. Он ревностно следил за тем, чтобы православные церкви в России выглядели по - русски, поэтому архитектура его времени носит резко выраженные черты своеобразного русского стиля. Этот русский стиль в храмах и зданиях он оставил в наследство всему православному миру.

Чрезвычайно важным делом эпохи Александра III были церковно-приходские школы. Император видел в приходской школе одну из форм сотрудничества Государства и Церкви. Православная церковь, по его убеждению, искони была воспитательницей и учительницей народа. Столетиями школы при церквях были первыми и единственными школами на Руси, в том числе и Белой. До половины 60-х гг. XIX века почти исключительно священники и другие члены причта были наставниками в сельских школах. 13 июня 1884 г. императором были утверждены «Правила о церковно-приходских школах». Утверждая их, император на докладе о них написал: «Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле». Церковно-приходские школы стали открываться во многих местах России, часто в самых глухих и отдаленных селениях. Зачастую они являлись единственным источником просвещения для народа. При вступлении на престол императора Александра III в Российской империи было всего около 4 000 церковно - приходских школ. В год его кончины их было 31 000 и в них обучалось более миллиона мальчиков и девочек.

Вместе с числом школ укреплялось и их положение. Первоначально эти школы основывались на церковные средства, на средства церковных братств и попечительств и отдельных благотворителей. Позднее пришла к ним на помощь государственная казна. Для заведывания всеми церковно-приходскими школами был образован при Святейшем Синоде особый училищный совет, издающий учебники и необходимую для образования литературу. Опекая церковно-приходскую школу, император осознавал важность соединения в народной школе основ образования и воспитания. Это воспитание, оберегающее народ от пагубных влияний Запада, император видел в Православии. Поэтому и к приходскому духовенству Александр III относился особенно внимательно. До него приходское духовенство лишь немногих епархий получало содержание от казны. При Александре III был начат отпуск из казны сумм на обеспечение духовенства. Этим распоряжением было положено начало улучшению быта русского приходского священника. Когда духовенство приносило благодарность за это начинение, он сказал: «Буду вполне рад, когда мне удастся обеспечить все сельское духовенство».

С такою же заботливостью относился император Александр III и к развитию высшего и среднего образования в России. Во время его непродолжительного царствования были открыты Томский университет и целый ряд промышленных училищ.

Безупречностью отличалась семейная жизнь царя. По его дневнику, который он вел ежедневно в бытность своею наследником, можно изучать повседневный быт православного человека не хуже, чем по известной книге Ивана Шмелева «Лето Господне». Истинное наслаждение доставляли Александру III церковные песнопения и духовная музыка, которую он ставил много выше светской.

Император Александр царствовал тринадцать лет и семь месяцев. Постоянные заботы и усиленные занятия рано надломили его крепкую натуру: он стал все более недомогать. Перед смертью Александра III исповедовал и причащал св. Иоанн Кронштадтский. Ни на минуту сознание не покидало царя; простившись с родными, он сказал жене: « Чувствую конец. Будь покойна. Я совершенно покоен»… «Около половины 3 он причастился, - записывал в своем дневнике вечером 20 октября 1894 г. новый император Николай II, - вскоре начались легкие судороги, … и конец быстро настал! О. Иоанн больше часу стоял у изголовья и держал за голову. Это была смерть святого!” Александр III скончался в своем Ливадийском дворце (в Крыму), не достигнув пятидесятилетия.

Личность императора и его значение для истории России справедливо выражены в следующих стихах:

В час смуты и борьбы, взойдя под сень престола,
Он руку мощную простер.
И замерла вокруг шумевшая крамола.
Как потухающий костер.

Он понял Руси дух и верил в ее силу,
Любил простор ее и ширь,
Он жил, как Русский Царь, и он сошел в могилу,
Как истый русский богатырь.

26 февраля 1845 года у будущего императора цесаревича Александра Николаевича родился третий ребёнок и второй сын. Мальчика назвали Александром.

Александр 3. Биография

В течение первых 26 лет он воспитывался, как и другие великие князья, для военной карьеры, так как наследником престола должен был стать его старший брат Николай. К 18 годам Александр Третий уже был в чине полковника. Будущий российский император, если верить отзывам его воспитателей, не отличался сильно широтой своих интересов. По воспоминаниям педагога, Александр Третий "всегда был ленив" и начал наверстывать упущенное, только когда стал наследником. Попытка восполнить пробелы в образовании осуществлялась под пристальным руководством Победоносцева. Вместе с тем из источников, оставленными воспитателями, мы узнаем, что мальчик отличался усидчивостью и старанием в чистописании. Естественно, его образованием занимались отменные военные специалисты, профессора Московского университета. Особенно мальчик увлекался русской историей, культурой, что со временем переросло в настоящее русофильство.

Александра члены его семьи иногда называли тугодумом, иногда за излишнюю застенчивость и неуклюжесть - «мопсом», «бульдожкой». По воспоминаниям современников, внешне он не выглядел тяжеловесом: хорошо сложен, с небольшими усиками, рано появившейся залысиной. Людей привлекали такие черты его характера, как искренность, честность, благожелательность, отсутствие излишнего честолюбия и большое чувство ответственности.

Начало политической карьеры

Его безмятежная жизнь закончилась, когда в 1865 году скоропостижно скончался старший брат Николай. Александр Третий был объявлен наследником престола. Эти события ошеломили его. Ему сразу же пришлось приступить к обязанностям цесаревича. Отец начал приобщать его к государственным делам. Он выслушивал доклады министров, знакомился с официальными бумагами, получил членство в Государственном Совете и Совете министров. Он становится генерал-майором и атаманом всех казачьих войск России. Вот когда пришлось наверстывать пробелы в юношеском образовании. Любовь к России и российской истории сформировал у него курс профессора С.М Соловьева. сопровождало его всю жизнь.

Цесаревичем Александр Третий пробыл довольно долго - 16 лет. За это время он получил

Боевой опыт. Участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 гг, получил за это ордена «Св. Владимира с мечами» и «Св. Георгия 2-й степени». Именно на войне он познакомился с людьми, которые впоследствии стали его соратниками. Позже он создал Добровольный флот, который в мирное время был транспортным, а в военное - боевым.

Во внутриполитической жизни цесаревич не придерживался взглядов своего отца императора Александра II, но и не противостоял курсу Великих реформ. Его отношения с родителем осложнялись и Он не мог смириться с тем, что отец при живой жене поселил в Зимнем дворце свою фаворитку Е.М. Долгорукую и их троих детей.

Сам цесаревич был примерным семьянином. Он женился на невесте своего умершего брата принцессе Луизе Софии Фредерике Дагмаре, которая после свадьбы приняла православие и новое имя - Мария Федоровна. У них родилось шестеро детей.

Счастливая семейная жизнь закончилась 1.03.1881 года, когда был совершен террористический акт, в результате которого погиб отец цесаревича.

Реформы Александра 3 или необходимые для России преобразования

Утром 2 марта новому императору Александру III принесли присягу члены Госсовета и высшие чины двора. Он заявил, что постарается продолжить дело, начатое отцом. Но у самого твёрдого представления о дальнейших действиях долго не появлялось. Победоносцев, ярый противник либеральных преобразований, писал монарху: «Или теперь спасать себя и Россию, или никогда!»

Наиболее точно политический курс императора был изложен в манифесте от 29 апреля 1881 г. Историки его прозвали «Манифестом о незыблемости самодержавия». Он означал серьёзные корректировки Великих реформ 1860-1870-х гг. Первоочередной становилась такая задача правительства, как борьба с революцией.

Были усилены репрессивный аппарат, политический сыск, секретно-розыскные службы и др. Современникам правительственная политика казалась жестокой и карательной. Но тем, кто живет в настоящее время, она может показаться весьма скромной. Но сейчас мы не будем останавливаться на этом подробно.

Правительство ужесточило политику с сфере образования: были лишены автономии университеты, издан циркуляр «О кухаркиных детях», введен особый цензурный режим, касающийся деятельности газет и журналов, было свернуто земское самоуправление. Все эти преобразования были проведены, чтобы исключить тот дух свободы,

Который витал в

Экономическая политика Александра III была более успешна. Промышленно-финансовая сфера была направлена на введение золотого обеспечения рубля, установление протекционистского таможенного тарифа, строительство железных дорог, которые создавали не только необходимые внутреннему рынку пути сообщения, но и ускоряли развитие местных отраслей промышленности.

Второй успешной сферой была внешняя политика. Александр Третий получил прозвище "император-миротворец". Сразу после вступления на престол он разослал в депешу, в которой объявлялось: император желает сохранить мир со всеми державами и особенное своё внимание сосредоточить на внутренних делах. Он исповедовал принципы сильной и национальной (русской) самодержавной власти.

Но судьба отпустила ему недолгий век. В 1888 г. поезд, в котором ехала семья императора, потерпел страшное крушение. Александр Александрович оказался придавленным рухнувшим потолком. Имея огромную физическую силу, он помог жене, детям и выбрался сам. Но травма дала о себе знать - у него появилась болезнь почек, осложненная после «инфлуэнции» - гриппа. 29.10.1894 он скончался, не дожив до 50 лет. Жене он сказал: «Чувствую конец, будь спокойна, я совершенно спокоен».

Не знал он, какие испытания придется пережить его горячо любимой Родине, его вдове, его сыну и всему роду Романовых.

Именно о таких царях вздыхают нынешние монархисты. Возможно, они правы. Александр III был по-настоящему великим. И человеком, и императором.

«Клюёт у меня!»

Впрочем, некоторые диссиденты того времени, в том числе и Владимир Ленин , довольно зло шутили над императором. В частности, прозвали его «Ананас». Правда, Александр сам дал к тому повод. В манифесте «О Нашем Восшествии на Престол» от 29 апреля 1881 г. было чётко сказано: «А на Нас возложить Священный долг». Так что при оглашении документа царь неизбежно превращался в экзотический фрукт.

На самом деле это несправедливо и нечестно. Александр отличался удивительной силой. Он легко мог сломать подкову. Мог запросто гнуть в ладони серебряные монеты. Мог на плечах поднять коня. И даже заставить его сесть по-собачьи - это зафиксировано в мемуарах современников. На обеде в Зимнем дворце, когда австрийский посол завёл разговор о том, что его страна против России готова сформировать три корпуса солдат, согнул и завязал узлом вилку. Бросил её в сторону посла. И сказал: «Вот так я поступлю с вашими корпусами».

Наследник цесаревич Александр Александрович со своей супругой цесаревной и великой княгиней Марией Фёдоровной, Санкт-Петербург, конец 1860-х. Фото: Commons.wikimedia.org

Рост - 193 см. Вес - более 120 кг. Неудивительно, что крестьянин, случайно увидевший императора на железнодорожной станции, воскликнул: «Вот это царь так царь, чёрт меня подери!» Нечестивого мужика тут же схватили за «произнесение неприличных слов в присутствии государя». Однако Александр велел отпустить сквернослова. Более того - наградил его рублём с собственным изображением: «Вот тебе мой портрет!»

А его взгляд? Борода? Корона? Помните мультфильм «Волшебное кольцо»? «Ампиратор чай пьють. Самовар матерушший! У кажного прибору ситного хлеба фунта по три!» Это всё про него. Он действительно мог съесть за чаем 3 фунта ситного хлеба, то есть примерно 1,5 кг.

В домашней обстановке любил носить простую русскую рубаху. Но обязательно с шитьём на рукавах. Штаны же заправлял в сапоги, по-солдатски. Даже на официальных приёмах позволял себе выходить в поношенных брюках, тужурке или полушубке.

Часто повторяют его фразу: «Пока русский царь удит рыбу, Европа может подождать». В реальности же было так. Александр был очень корректен. Но очень любил рыбалку и охоту. Поэтому, когда германский посол потребовал немедленной встречи, Александр сказал: «Клюёт! Клюёт у меня! Германия может подождать. Приму завтра в полдень».

Правильный душой

В его правление начались конфликты с Великобританией. Доктор Ватсон, герой известного романа о Шерлоке Холмсе, получил своё ранение в Афганистане. И, судя по всему, в бою с русскими. Есть документированный эпизод. Казачий разъезд задержал группу афганских контрабандистов. При них были два англичанина - инструкторы. Командир разъезда, есаул Панкратов, расстрелял афганцев. А англичан велел выслать за пределы Российской империи. Правда, предварительно выпорол их нагайками.

На аудиенции с британским послом Александр сказал:

Я не допущу посягательства на наших людей и нашу территорию.

Посол ответил:

Это может вызвать вооружённое столкновение с Англией!

Царь спокойно заметил:

Ну что ж… Наверное, сдюжим.

И мобилизовал Балтийский флот. Он был в 5 раз меньше тех сил, которыми располагали британцы на море. И всё же войны не случилось. Англичане успокоились и сдали свои позиции в Средней Азии.

После этого английский министр внутренних дел Дизраэли назвал Россию «огромным, чудовищным, страшным медведем, который нависает над Афганистаном, Индией. И нашими интересами в мире».


Смерть Александра III в Ливадии. Худ. М. Зичи, 1895 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Для того чтобы перечислить дела Александра III, нужна не газетная полоса, а свиток длиною в 25 м. К Тихому океану дал реальный выход - Транссибирскую магистраль. Дал гражданские свободы старообрядцам. Дал реальную свободу крестьянам - бывшие крепостные при нём получили возможность брать солидные кредиты, выкупать свои земли и хозяйства. Дал понять, что перед верховной властью все равны - лишил привилегий часть великих князей, сократил им выплаты из казны. Между прочим, каждому из них полагалось «пособие» в размере 250 тыс. руб. золотом.

О таком государе и впрямь можно тосковать. Старший брат Александра Николай (он умер, так и не взойдя на престол) сказал о будущем императоре так: «Чистая, правдивая, хрустальная душа. В нас, остальных, есть что-то неправильное, лисье. Александр же один правдив и правилен душой».

В Европе о его кончине говорили примерно так же: «Мы теряем арбитра, который всегда руководился идеей справедливости».

Самые крупные деяния Александра III

Императору приписывается, и, судя по всему, небезосновательно, изобретение плоской фляжки. И не просто плоской, а гнутой, так называемой «засапожной». Александр любил выпить, но не желал, чтобы о его пристрастиях знали окружающие. Фляжка такой формы идеальна для тайного употребления.

Именно ему принадлежит лозунг, за который нынче можно серьёзно поплатиться: «Россия - для русских». Тем не менее его национализм не был направлен на третирование национальных меньшинств. Во всяком случае Еврей-с-кая депутация во главе с бароном Гинцбургом выразила императору «беспредельную благодарность за меры, принятые к ограждению еврейского населения в настоящее тяжёлое время».

Начато строительство Транссиба - до сих пор это чуть ли не единственная транспортная артерия, которая хоть как-то связывает всю Россию. Император также учредил День железнодорожника. Его не отменила даже советская власть, несмотря на то что Александр назначил дату праздника на день рождения своего деда Николая I, при котором у нас начали строить железные дороги.

Активно боролся с коррупцией. Не на словах, а на деле. В позорную отставку за взятки были отправлены министр путей сообщения Кривошеин, министр финансов Абаза. Не обошёл и своих родственников - из-за коррупции своих постов были лишены великий князь Константин Николаевич и великий князь Николай Николаевич.

Александр Александрович был в императорской семье вторым сыном. Наследовать престол готовился его старший брат Николай , который и получил соответствующее воспитание.

Детство, образование и воспитание

В мае 1883 г. Александр III провозгласил курс, названный в историко-материалистической литературе «контрреформами», а в либерально-исторической - «корректировкой реформ». Он выразился в следующем.

В 1889 г. для усиления надзора за крестьянами были введены должности земских начальников с широкими правами. Они назначались из местных дворян-землевладельцев. Избирательного права лишились приказчики и мелкие торговцы, другие малоимущие слои города. Изменению подверглась судебная реформа. В новом положении о земствах 1890 г. было усилено сословно-дворянское представительство. В 1882-1884 гг. были закрыты многие издания, упразднена автономия университетов. Начальные школы передавались церковному ведомству - Синоду.

В этих мероприятиях проявилась идея «официальной народности» времен Николая I - лозунг «Православие. Самодержавие. Дух смирения» был созвучен лозунгам ушедшей эпохи. Новые официальные идеологи К. П. Победоносцев (обер-прокурор Синода), М. Н. Катков (редактор «Московских ведомостей»), князь В. Мещерский (издатель газеты «Гражданин») опустили в старой формуле «Православие, самодержавие и народ» слово «народ» как «опасное»; они проповедовали смирение его духа перед самодержавием и церковью. На практике новая политика вылилась в попытку укрепления государства путем опоры на традиционно верное престолу дворянское сословие. Административные меры подкреплялись экономической поддержкой помещичьих хозяйств.

20 октября 1894 г. в Крыму 49-летний Александр III внезапно скончался от острого воспаления почек. На императорский престол вступил Николай II .

В январе 1895 г. на первой встрече представителей дворян, верхушки земств, городов и казачьих войск с новым царем Николай II заявил о готовности «охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял» его отец. В эти годы в управление государством нередко вмешивались представители царской фамилии, которая к началу XX века насчитывала до 60 членов. Большинство Великих князей занимали важные административные и военные посты. Особенно большое влияние на политику оказывали дяди царя, братья Александра III - Великие князья Владимир, Алексей, Сергей и двоюродные дяди Николай Николаевич , Александр Михайлович .

Внутренняя политика

Его отъезд - был настоящим бегством. В день, когда он должен был выехать, четыре императорских поезда стояли в полной готовности на четырех различных вокзалах Петербурга, и пока они ждали, император уехал с поездом, который стоял на запасном пути.

Ничто, даже необходимость коронации, не могло вынудить царя отлучиться из гатчинского дворца - два года он правил некоронованным. Страх перед «Народной волей» и колебания в выборе политического курса определяли для императора это время.

Экономическая малообеспеченность сопровождалась задержкой умственного и правового развития массы населения, просвещение при Александре III вновь было взято в шоры, из которых оно вырвалось после отмены крепостного права. Александр III выразил отношение царизма к просвещению в помете на докладе о том, что в Тобольской губернии очень низка грамотность: «И слава Богу!»

Александр III поощрял в 80-90-е годы небывалые ранее гонения на евреев. Их выселяли в черту оседлости (только из Москвы были выселены 20 тыс. евреев), установили для них процентную норму в средних, а затем и высших учебных заведениях (в черте оседлости - 10 %, вне черты - 5, в столицах - 3 %).

Новый период в истории России, начавшийся реформами 1860-х годов, завершился к концу XIX века контрреформами. Тринадцать лет Александр III, по выражению Г. В. Плеханова , «сеял ветер». Его преемнику - Николаю II - выпало на долю пожать бурю.

Целых тринадцать лет Александр III сеял ветер . Николаю II предстоит помешать тому, чтобы буря разразилась . Удастся ли ему это?

Профессор С. С. Ольденбург в своём научном труде по истории царствования Императора Николая II , касаясь внутренней политики его отца, свидетельствовал, что за время правления Императора Александра III проявилась в числе прочих следующая основная тенденция власти: стремление придать России больше внутреннего единства путём утверждения первенства русских элементов страны .

Внешняя политика

Царствование Императора Александра III во внешней политике принесло серьёзные перемены. Близость с Германией и Пруссией, так свойственная периодам царствования Екатерины Великой, Александра I, Николая I, Александра II, сменилась заметным охлаждением, особенно после отставки Бисмарка, с которым у Александра III был подписан особый трёхлетний русско-германский договор о «благожелательном нейтралитете» в случае нападения какой-либо из третьих стран на Россию или Германию.

Главой министерства иностранных дел стал Н. К. Гирс . Во главе многих подразделений министерства и в русских посольствах ведущих стран мира оставались опытные дипломаты горчаковской школы. Основные направления внешней политики Александра III были следующими.

  1. Укрепление влияния на Балканах ;
  2. Поиск надежных союзников;
  3. Поддержка мирных отношений со всеми странами;
  4. Установление границ на юге Средней Азии ;
  5. Закрепление России на новых территориях Дальнего Востока .

Политика России на Балканах . После Берлинского конгресса на Балканах значительно укрепила своё влияние Австро-Венгрия . Оккупировав Боснию и Герцеговину , она стала стремиться распространить своё влияние и на другие балканские страны. Австро-Венгрию в её устремлениях поддерживала Германия . Австро-Венгрия стала пытаться ослабить влияние России на Балканах. Центром борьбы Австро-Венгрии и России стала Болгария .

К этому времени в Восточной Румелии (Южная Болгария в составе Турции) вспыхнуло восстание против турецкого владычества. Турецкие чиновники были изгнаны из Восточной Румелии. Было объявлено о присоединении Восточной Румелии к Болгарии.

Объединение Болгарии вызвало острый балканский кризис. Война между Болгарией и Турцией с вовлечением в неё России и других стран могла вспыхнуть в любой момент. Александр III был разгневан. Объединение Болгарии произошло без ведома России, это вело к осложнению отношений России с Турцией и Австро-Венгрией. Россия понесла тяжелейшие людские потери в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. и к новой войне была не готова. И Александр III впервые отступил от традиций солидарности с балканскими народами: он выступил за неукоснительное соблюдение статей Берлинского договора. Александр III предложил Болгарии самой решать свои внешнеполитические проблемы, отозвал русских офицеров и генералов, не стал вмешиваться в болгаро-турецкие дела. Тем не менее русский посол в Турции объявил султану, что Россия не допустит турецкого вторжения в Восточную Румелию.

На Балканах Россия из противницы Турции превратилась в её фактическую союзницу. Позиции России были подорваны в Болгарии, а также в Сербии и Румынии. В 1886 г. дипломатические отношения между Россией и Болгарией были разорваны. В г. новым болгарским князем стал Фердинанд I , принц Кобургский, состоявший до этого офицером на австрийской службе. Новый болгарский князь понимал, что он правитель православной страны. Он старался считаться с глубокими русофильскими настроениями широких народных масс и даже в крёстные отцы своему наследнику сыну Борису в 1894 г. избрал русского царя Николая II. Но бывший офицер австрийской армии так и не смог преодолеть по отношению к России «чувство непреодолимой антипатии и известного страха». Отношения России с Болгарией оставались натянутыми.

Поиски союзников . В то же время в 80-е гг. осложняются отношения России с Англией . Столкновение интересов двух европейских государств происходит на Балканах, в Турции, Средней Азии. В то же время осложняются отношения Германии и Франции . Оба государства находились на грани войны друг с другом. В этой ситуации и Германия, и Франция стали искать союза с Россией на случай войны друг с другом. В г. германский канцлер О. Бисмарк предложил России и Австро-Венгрии возобновить на шесть лет действие «Союза трёх императоров». Суть этого союза заключалась в том, что три государства обязались соблюдать решения Берлинского конгресса, не изменять без согласия друг друга положения на Балканах и соблюдать нейтралитет по отношению друг к другу на случай войны. Следует отметить, что эффективность этого союза для России была незначительной. В то же время О. Бисмарк втайне от России в г. заключил Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) против России и Франции, который предусматривал оказание странами-участницами военной помощи друг другу на случай военных действий с Россией или Францией. Заключение Тройственного союза не осталось тайной для Александра III. Русский царь стал искать других союзников.

Дальневосточное направление . В конце XIX в. на Дальнем Востоке быстро усиливалась экспансия Японии. Япония до 60-х гг. XIX в. была феодальной страной, но в - гг. там произошла буржуазная революция, и японская экономика стала динамично развиваться. С помощью Германии Япония создала современную армию, при помощи Англии и США активно строила свой флот. В то же время Япония проводила на Дальнем Востоке агрессивную политику.

Частная жизнь

Основным местопребыванием императора (из-за угрозы терроризма) стала Гатчина . Подолгу он живал в Петергофе и Царском Селе , а приезжая в Петербург , останавливался в Аничковом дворце . Зимний он не любил.

Придворный этикет и церемониал при Александре стали гораздо проще. Он сильно сократил штат министерства двора, уменьшил число слуг и ввёл строгий надзор за расходованием денег. Дорогие заграничные вина были заменены крымскими и кавказскими, а число балов ограничено четырьмя в год.

Вместе с тем огромные деньги расходовались на приобретение предметов искусства. Император был страстным коллекционером, уступая в этом отношении разве что Екатерине II . Гатчинский замок превратился буквально в склад бесценных сокровищ. Приобретения Александра - картины, предметы искусства, ковры и тому подобное - уже не помещались в галереях Зимнего, Аничкова и других дворцов. Впрочем, в этом увлечении император не выказал ни тонкого вкуса, ни большого понимания. Среди его приобретений оказалось много вещей заурядных, но много было и шедевров, сделавшихся позже подлинным национальным достоянием России .

Не в пример всем своим предшественникам на русском престоле Александр держался строгой семейной морали. Он был примерный семьянин - любящий муж и хороший отец, никогда не имел любовниц или связей на стороне. При этом он был и одним из самых набожных русских государей . Простая и прямая душа Александра не знала ни религиозных сомнений, ни религиозного притворства, ни соблазнов мистицизма. Он твёрдо держался православных канонов, всегда до конца выстаивал службу, истово молился и наслаждался церковным пением. Государь охотно жертвовал на монастыри, на постройку новых храмов и восстановление древних. При нём заметно оживилась церковная жизнь.

Увлечения Александра также были простыми и безыскусными. Он страстно увлекался охотой и рыбалкой. Часто летом царская семья уезжала в финские шхеры. Здесь, среди живописной полудикой природы, в лабиринтах многочисленных островов и каналов, освобождённая от дворцового этикета, августейшая фамилия ощущала себя обыкновенной и счастливой семьёй, посвящая большую часть времени длительным прогулкам, рыбалке и катанию на лодках. Любимым местом охоты императора была Беловежская пуща . Иногда императорская семья вместо отдыха в шхерах уезжала в Польшу в Ловическое княжество, и там с азартом предавалась охотничьим забавам, особенно охоте на оленей, а завершала отпуск чаще всего поездкой в Данию , в замок Бернсторф - родовой замок Дагмары , где часто собирались со всей Европы её коронованные сородичи.

Во время летнего отдыха министры могли отвлекать императора лишь в экстренных случаях. Правда, в течение всего остального года Александр всецело отдавался делам. Он был очень трудолюбивым государем. Каждое утро поднимался в 7 часов, умывался холодной водой, заваривал сам себе чашку кофе и садился за письменный стол. Нередко рабочий день заканчивался глубокой ночью.

Смерть

Крушение поезда с царской семьей

И все же, несмотря на сравнительно здоровый образ жизни, Александр скончался достаточно молодым, не дожив до 50 лет, совершенно неожиданно и для близких, и для подданных. В октябре царский поезд, идущий с юга, потерпел крушение у станции Борки , в 50 километрах от Харькова . Семь вагонов оказались разбитыми вдребезги, было много жертв, но царская семья осталась цела. В этот момент они ели пудинг в вагоне-ресторане. При крушении обвалилась крыша вагона. Александр невероятными усилиями удерживал её на своих плечах до тех пор, пока не прибыла помощь.

Однако вскоре после этого происшествия император стал жаловаться на боли в пояснице. Профессор Трубе, осмотревший Александра, пришёл к выводу, что страшное сотрясение при падении положило начало болезни почек. Болезнь неуклонно развивалась. Государь все чаще чувствовал себя нездоровым. Цвет лица его стал землистым, пропал аппетит, плохо работало сердце. Зимой он простудился, а в сентябре, во время охоты в Беловежье , почувствовал себя совсем скверно. Берлинский профессор Лейден, срочно приехавший по вызову в Россию , нашёл у императора нефрит - острое воспаление почек. По его настоянию Александра отправили в

Воспитание и образование Александра Александровича

Великий князь Александр Александрович был в императорской семье вторым сыном; а наследовать престол должен был его старший брат Николай. Он и пользовался особым вниманием со стороны матери, отца и деда. Николай был мальчиком умным, добрым и отзывчивым, хотя исключительное положение среди братьев и сестер сделало его заносчивым.

Александр же был совсем другим по характеру и по способностям. Уже в детстве он был серьезным, основательным, скупым на внешнее проявление чувств. Этикет всегда тяготил его, и он обычно говорил то, что думал, а делал то, что считал нужным, а не то, что предписывали великосветские правила. И этим он неизменно привлекал сердца. Александр Александрович обладал обыкновенными способностями к наукам и не достиг в них выдающихся успехов. Так как никто не предполагал, что он унаследует престол, он не получил достойного наследника образования. Учебой Александра руководил известный экономист, профессор Московского университета А И. Чивилев. Академик Я. К Грот преподавал Александру историю, географию, русский и немецкий языки; видный военный теоретик М. И. Драгомиров – тактику и военную историю, С. М. Соловьев – русскую историю. Политические и юридические науки, а также русское законодательство будущий император изучал у К П. Победоносцева.

Уже став наследником престола, цесаревич учился вести государственные дела: участвовал в заседаниях Государственного совета и Комитета министров. В 1868 г., когда Россию постиг сильный голод, он встал во главе комиссии, образованной для оказания помощи пострадавшим. Во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Александр получил и военный опыт: он командовал Рущукским отрядом, сдерживавшем турок с востока, облегчая действия русской армии, которая осаждала Плевну.

Будущий российский император рос в семье многочисленной и многодетной. Только сыновей у Александра II было шестеро: Николай, Александр, Владимир и Алексей родились с перерывом в полтора-два года. Затем, уже после значительной паузы, Сергей и Павел.

Старший из братьев, Николай, названный в честь деда, родился в сентябре 1843 года и был вторым ребенком в семье наследника престола (первым была девочка, Александра). Так что в этой семье не было острой проблемы престолонаследия, как у Александра I или Николая II. Хотя официально великий князь Николай Александрович стал наследником не сразу, а лишь после смерти деда в феврале 1855 года, однако принцип преемственности власти по старшинству сулил царствование ему, и внимание родителей сосредоточилось, прежде всего, на нем. В раннем детстве воспитание детей было сходным: все они были на попечении нянюшек-англичанок и целой армии кадровых военных, их опекавших. На этом настаивал дед-император, да и отец придерживался такой же точки зрения. Двух старших братьев Николая и Александра одновременно начали учить и грамоте, и военному делу. Наставница, В. Н. Скрипицына, давала им первые уроки чтения и письма, арифметики и священной истории, а военные воспитатели, руководимые генерал-майором Н. В. Зиновьевым и полковником Г. Ф. Гогелем обучали их фронту, маршировке, ружейным приемам, смене караула.

Только самое начальное обучение оба старших брата проходили вместе: скоро стала сказываться разница в возрасте, да и задачи перед ними стояли разные. Обучению наследников престола в XIX веке уже придавалось большое значение.

ИЗ ПИСЬМА АЛЕКСАНДРА III К СВОЕЙ ЖЕНЕ. «Если есть что доброе, хорошее и честное во мне, то этим я обязан единственно нашей дорогой милой Мама. Никто из гувернеров не имел на меня никакого влияния, никого из них я не любил (кроме Б. А. Перовского, да и то позже); ничего они не могли передать мне, я их не слушал и на них не обращал решительно никакого внимания, они для меня были просто пешками. Мама постоянно нами занималась, приготовляла к исповеди и говению; своим примером и глубоко христианской верою приучила нас любить и понимать христианскую веру, как она сама понимала. Благодаря Мама мы, все братья и Мари, сделались и остались истинными христианами и полюбили и веру и церковь. Сколько бывало разговоров самых разнообразных, задушевных; всегда Мама выслушивала спокойно, давала время все высказать и всегда находила, что ответить, успокоить, побранить, одобрить и всегда с возвышенной христианской точки зрения… Папа мы очень любили и уважали, но он по роду своих занятий и заваленный работой не мог нами столько заниматься как милая, дорогая Мама. Еще раз повторяю: всем, всем я обязан Мама: и моим характером, и тем, что есть!»

В 1852 году, наставником августейших детей наследника цесаревича Александра Николаевича был приглашен…Я. К. Грот. <…>

Я. К. Грот должен был четыре дня в неделю заниматься во дворце с семи часов утра до двух, с небольшими промежутками. Служба эта особенно трудна была от мая до ноября, когда Грот должен был ездить в Царское Село, Петергоф или Гатчину еще накануне, чтобы быть во дворце в семь часов утра. Стоявшие тогда во главе воспитания генералы Н. В. Зиновьев и Г. Ф. Гогель, пишет Грот, пользовались им также, чтобы заменять других уезжавших на лето в отпуск преподавателей, и ему приходилось брать на себя их уроки, например, по французскому, английскому языкам и вообще повторять по всем предметам.

Так продолжалось три года, когда в конце 1856 года был призван для заведования учением великих князей посланник в Константинополе В. П. Титов, который прежде был советником при после Бутеневе. Владимир Павлович Титов, по словам «Записок» Н. В. Исакова, был с большими сведениями человек, много учившийся, любознательный до крайности и всем интересовавшийся. <…> Титов сделал Грота своим помощником и вызвал из Дрездена г. Гримма, совсем не знавшего русского языка, который ранее был наставником великого князя Константина Николаевича. Титов пробыл при дворе около двух лет (с осени 1856 года до весны 1858 года), после Гримм занял его место.

В 1859 году, 8 сентября, в день совершеннолетия великого князя Николая Александровича, окончилось участие Грота в воспитании их высочеств. Государь император оставил Гроту всю сумму получаемого им жалованья (3 000 рублей) в пенсию. Впоследствии, когда императору Александру III было доложено о смерти Я. К. Грота, то он на докладе написал следующие знаменательные слова: «Меня эта смерть весьма огорчила. Я знал Якова Карловича более 35 лет и привык любить и уважать эту достойную личность». <…>

Место воспитателя при великом князе Александре Александровиче занял профессор Константин Петрович Победоносцев <…>, который, равно как и другие преподаватели, находил у великого князя Александра Александровича тихий нрав, простоту, прямодушие и добросовестность в занятиях. Русский язык ему преподавал Э. Ф. Эвальд, превосходный оратор и чтец, а старший его брат Ф. Ф. Эвальд – физику. Известный историк С. М. Соловьев читал русскую историю, и у него многому научился царственный ученик, особенно уважавший этого наставника <…>.

Не менее ценил великий князь Александр Александрович наставника своего старшего умершего брата академика Ф. И. Буслаева, оригиналы лекций которого по русской литературе хранил в своем кабинете, а копии с них отдал в Румянцевский музей в Москву И. Божерянов

СОЛОВЬЕВ Сергей Михайлович (05.05.1820-04.10.1879 гг.) – русский историк, член Петербургской академии наук (1872 г.).

С. М. Соловьев родился в семье священника. В 1842 г. окончил Московский университет. В годы учебы он испытал влияние взглядов Т. Н. Грановского, изучал философию Г. Гегеля.

В 1842–1844 гг. С. М. Соловьев жил за границей и был домашним учителем детей графа А. П. Строганова. Он слушал лекции в университетах Парижа, Берлина, Гейдельберга. В 1845 г. С. М. Соловьев начал читать курс лекций по русской истории в Московском университете и защитил магистерскую диссертацию «Об отношении Новгорода к великим князьям», а в 1847 г. – докторскую диссертацию «История отношении между русскими князьями Рюрикова дома». С 1847 г. он стал профессором Московского университета.

В 1863 г. Соловьев написал «Историю падения Польши», в 1877 г. – книгу «Император Александр I. Политика, дипломатия». Он оставил несколько работ по вопросам теории исторической науки («Наблюдения над исторической жизнью народов», «Прогресс и религия» и др.), а также по историографии («Писатели русской истории 18 в.», «Н. М. Карамзин и его „История государства Российского”», «Шлецер и антиисторическое направление» и др.). Его лекции «Публичные чтения о Петре Великом» (1872 г.) стали событием в общественной жизни.

В 1864–1870 гг. С. М. Соловьев занимал должность декана историко-филологического факультета, а в 1871–1877 гг. – ректора Московского университета. В последние годы жизни был председателем Московского общества истории и древностей российских и директором Оружейной палаты.

С. М. Соловьев занимал умеренные либеральные позиции, отрицательно относился к крепостному праву. При императоре Александре II Соловьев преподавал историю наследнику, Николаю Александровичу, а в 1866 г. будущему императору Александру III. По его поручению историк составил «Записку о современном состоянии России», которая осталась незаконченной. С. М. Соловьев выступал в защиту университетской автономии, определенной уставом 1863 г., и вынужден был уйти в отставку в 1877 г., когда не смог этого добиться.

В 1851–1879 гг. вышли 28 томов «Истории России с древнейших времен» – главного труда С. М. Соловьева. Эта работа была создана как альтернатива «Истории государства Российского» И. М. Карамзина, который считал личность основным двигателем истории. В центре труда Соловьева стояла идея исторического развития. С. М. Соловьев считал человеческое общество целостным организмом, развивающимся «естественно и необходимо». В своей «Истории России» ученый указывал на общность черт в развитии России и Западной Европы, но отмечал и своеобразный путь развития России, заключавшийся в ее промежуточном положении между Европой и Азией. С. М. Соловьев сводил историческое развитие к изменению государственных форм и отводил истории общественно-экономической жизни второстепенную роль по сравнению с политической историей.

В событиях нач. 17 в. историк видел насильственный перерыв в естественном ходе русской истории. Он первым показал объективную закономерность реформ Петра I.

«История России» С. М. Соловьева пользовалась огромной популярностью и многократно переиздавалась. До сих пор эта работа остается непревзойденной по своей фундаментальности и богатейшему фактическому материалу. Н. П.

ДРАГОМИРОВ Михаил Иванович (08.11.1830-15.10.1905 гг.) – русский военный и государственный деятель, генерал от инфантерии (1891 г.), генерал-адъютант (1878 г.). М. И. Драгомиров был сыном помещика Черниговской губернии. Службу он начал прапорщиком в Семеновском полку. В 1854 г. поручик Драгомиров поступает в Военную академию (позднее преобразованную в Николаевскую академию Генерального штаба), которую закончил в 1856 г. с золотой медалью. Его имя было записано на мраморную доску. В дальнейшем служил в Генштабе, был автором теоретических и публицистических работ, посвященных организации военного дела и истории вооруженных сил.

Во время австро-итало-французской войны 1859 г. Драгомиров состоял при штабе сардинской армии. Уже тогда он обратил внимание на роль морального фактора в воспитании военнослужащих и говорил, что солдат надо воспитывать, а не муштровать. Это всегда сказывается на исходе сражения. Свои военные наблюдения он обобщил в «Очерках австро-итало-французской войны 1859 г.».

С 1860 г. М. И. Драгомиров – профессор тактики Николаевской академии Генерального штаба. Он преподавал тактику и военную историю великим князьям Николаю Александровичу, Александру Александровичу (Александру III), Владимиру Александровичу. Во время австро-прусской войны 1866 г. был русским военным наблюдателем при прусской армии, его корреспонденции с полей сражений этой войны регулярно публиковались в газете «Русский инвалид» – официальном органе Военного министерства.

В 1869–1873 гг. генерал Драгомиров был начальником штаба Киевского военного округа, а затем был назначен начальником 14-й пехотной дивизии и в 1877 г. во главе своей дивизии выступил на войну с Турцией.

Во время боевых действий на Балканах 14-я дивизия первой форсировала Дунай у Зимницы, затем участвовала в обороне Шипкинского перевала. В одном из боев Драгомиров был ранен пулей в ногу. Он перевязал рану носовым платком и сражался, пока не потерял сознания от кровотечения. После выздоровления некоторое время состоял при главнокомандующем русской Дунайской армией великом князе Николае Николаевиче (Старшем).

После окончания войны в 1878 г. он был назначен начальником Николаевской академии Генерального штаба. По его «Основам тактики» (1879 г.) в течение 20 лет учились офицеры Академии Генштаба. Драгомиров обладал непререкаемым авторитетом в русской армии и вслед за Суворовым считал, что главное в бою – штыковая атака, а не оружие («Пуля – дура, штык – молодец», – говорил Суворов). В то же время М. И. Драгомиров недооценивал роль военной техники. В 1889 г. Михаил Иванович стал командующим войсками Киевского военного округа, а с 1898 г. также киевским, подольским и волынским генерал-губернатором.

После поражения под Мукденом в ходе русско-японской войны престарелого военачальника вызвали в Петербург и предложили уйти в отставку, но он отказался. Вскоре он умер. В. В.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ Ф. Г. ТЕРНЕРА. «После смерти бывшего наследником цесаревича Николая Александровича, наследником сделался великий князь Александр Александрович, и ему пришлось подготовляться к трудному званию будущего государя. Ему предстояло пройти курс нескольких наук, <…> мне было предоставлено по четыре урока в неделю. Наши занятия продолжались в течение всей зимы 1865-66 г.; последние уроки происходили еще незадолго до отъезда его высочества за границу, в Данию, весною в Царском Селе.

Я мог заметить во время моих занятий с его высочеством, что уже и в эти молодые годы в нем проявлялись те черты характера, которые впоследствии выступили у него еще с большею ясностью. Чрезвычайно скромный и даже недоверчивый к себе, государь наследник проявлял, несмотря на то, замечательную твердость в отстаивании раз сложившихся у него убеждений и мнений. Он всегда спокойно выслушивал все объяснения, не вдаваясь в подробное возражение против тех данных, с которыми он не соглашался, но под конец просто и довольно категорически высказывал свое мнение. Так, напр., по вопросу о таможенной охране, когда я объяснял ему вредные последствия чрезмерного таможенного покровительства, его высочество, внимательно выслушав все мои объяснения, под конец высказал мне откровенно, что по его мнению русская промышленность все же нуждается в значительной охране. Это, впрочем, был единственный пункт, в котором он высказал мне свое определенное мнение, не вполне согласное с тем взглядом, который я развивал на данный предмет».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора Ключевский Василий Осипович

Воспитание Александра I Император Александр I поставил на очередь и смело приступил к разрешению всех этих задач. В приемах этого разрешения принимали большое участие, во-первых, политические идеи, которые были им усвоены, и, во-вторых, практические соображения,

Из книги Тайны дома Романовых автора

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 157. Личность и воспитание императора Александра II Неожиданная кончина императора Николая Павловича, умершего от случайной простуды, послужила началом важных перемен в жизни Русского государства. С императором Николаем отошла в вечность его правительственная система.

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Конфуцианское воспитание и образование Начиная с эпохи Хань конфуцианцы не только держали в своих руках управление государством и обществом, но и заботились о том, чтобы конфуцианские нормы и ценностные ориентиры стали общепризнанными, превратились в символ «истинно

автора Вяземский Юрий Павлович

Во времена Александра Третьего Александровича Вопрос 5.50В 1891 году решили строить великую Транссибирскую железнодорожную магистраль. Учредили особый Комитет Сибирской железной дороги.Кто стал ее председателем и кто предложил кандидатуру?Вопрос 5.51Государь император

Из книги От Павла I до Николая II. История России в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Во времена Александра Третьего Александровича Ответ 5.50Председателем назначили наследника престола, цесаревича Николая Романова. Его кандидатуру императору Александру Третьему предложил Сергей Юльевич Витте, который короткое время был министром путей сообщения, а

Из книги Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима автора Винничук Лидия

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В РИМЕ Ведь беспочвенны жалобы, будто лишь немногим дана способность к познанию, большинство же, мол, из-за неразвитости ума напрасно теряет время и труды. Напротив: немало найдешь ты и легких на соображение, и скорых на учение. Ибо это от природы

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 4: Мир в XVIII веке автора Коллектив авторов

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ Вопросы образования и воспитания в XVIII в. перестали считаться прерогативой светских и церковных властей и сделались предметом обсуждения всего образованного общества. Эволюция сферы интимной жизни, новое понимание природы ребенка, забота об

Из книги Романовы. Семейные тайны русских императоров автора Балязин Вольдемар Николаевич

Сватовство и обручение цесаревича Александра Александровича Тем временем цесаревич Александр Александрович решил жениться и остановил свой выбор на Дагмаре, которая вот уже более года безраздельно владела его сердцем. Однако из-за того, что Александр был скромен и

Из книги Как жили византийцы автора Литаврин Геннадий Григорьевич

Глава 7 ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ О воспитании детей в Византии историкам известно не слишком много, так как византийская литература - это литература без детей. Занимаясь жизнеописанием своего отца, Анна Комнин исключает из «Алексиады» все детство своего героя, ибо

Из книги Генерал-фельдмаршал светлейший князь М. С. Воронцов. Рыцарь Российской империи автора Захарова Оксана Юрьевна

Воспитание и образование М.С. Воронцова В период становления личности М.С. Воронцова в России существовали определенные традиции в подготовке молодых людей к государственной службе. Общие моменты в процессе воспитания и образования мы встречаем в биографиях целого ряда

Из книги Зову живых: Повесть о Михаиле Петрашевском автора Кокин Лев Михайлович

Философия Николая Александровича и бытие Александра Пантелеймоновича Дверь из большой комнаты в кабинет, как обычно, оставалась приотворенной, тот, кто предпочитал спорам уединенность, мог слышать, о чем говорилось, не опасаясь в то же время быть втянутым в словесную

Из книги Виндзоры автора Шад Марта

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ Виндзоры принадлежат к тем семьям, о которых во всем мире больше всего сообщается информации и чья жизнь непрерывно находится под пристальным вниманием. Так, например, принцесса Диана при жизни считалась женщиной, которую больше всех в мире