Внешняя политика ивана 4 цели направления результаты. Война со Швецией. Восточный вектор внешней политики Ивана Грозного. Кратко

Ставший великим князем еще в трехлетнем возрасте (в 1533 г.) правил до 1584 г., причем в 1547 г. он стал первым царем всея .

Казанские походы

Постоянная угроза и набеги со стороны Казанского ханства заставили молодого царя предпринять на его земли три похода: в 1547 - 48 гг., в 1549 - 50 гг. и в 1552 г.

Первые два были неудачными, зато в результате второго Казань была взята, к власти в ней приведен протеже русского царя Александр Шуйский, а также учреждена архиерейская кафедра во главе с архиепископом.

Астраханские походы

Чтобы перехватить у него контроль над нижним течением Волги, русские войска дважды ходили походом на Астраханское ханство. Оба раза Астрахань взяли без боя, однако лишь в результате второго похода (1556 г.) ханство было подчинено полностью.

Крымские походы

Крымское ханство регулярно совершало набеги на русские земли, и в 1558 и 1559 гг. Иван IV направлял свои войска на Крым. Ему удалось разбить крымскую армию и разорить Гезелев. И, хотя в 1571 г. крымский хан смог захватить и сжечь , уже в следующем году русская армия разбила крымское войско под своей столицей.

Война со Швецией

Причиной войны стало недовольство Швеции тем, что Русь перестала пользоваться транзитом через шведские земли для торговли с Англией. Продолжалась она с 1554 по 1557 гг. В результате было заключено сорокалетнее перемирие на условиях Руси.

Ливонская война

Началась в 1558 г. из-за того, что русский царь решил обеспечить себе выход к Балтике в обход Ганзы и Ливонии. Поначалу русским войскам сопутствовал успех, однако после того, как в войну вступила Польша, и ее армия не только отвоевала большую часть ливонских городов, но и вторглась на русские земли, в 1582 г. был заключен невыгодный для Московской Руси Ям-Запольский мир, который свел на нет все успехи Руси в . Отношения с Англией после того, как одно из английских судов обнаружило путь в земли Московской Руси, русский царь поспешил завязать торговые отношения с Англией, передав права на торговлю лондонской «Московской компании» и отправив в 1556 г. в Лондон свое посольство.

Итоги

Московская Русь при Иване IV стала сильным независимым государством с мощными оборонными рубежами и широкими международными связями.

Внутренняя политика Ивана IV

После смерти Василия III царем был провозглашен его трехлетний сын Иван IV (1533–1584). Регентшей стала его мать Елена Глинская. В 1538 г. она умерла, и у власти оказались, сменяя друг друга, различные феодальные группировки.

В январе 1547 г. Иван IV венчался на царство. Приняв титул царя, он усилил авторитет верховной власти, возвысился над боярством, встал вровень с европейскими монархами.

В первый период своего правления царь, опираясь на Избранную раду – кружок своих единомышленников, провел ряд важнейших реформ.

В 1549 г. впервые был созван Земский собор, в состав которого входили представители боярства, дворянства, духовенства, верхушки горожан. Он стал высшим совещательным сословно-представительным органом. Важную роль в управлении страны продолжала играть Боярская дума. Возникли приказы – органы, ведавшие отдельными отраслями государственного управления.

В 1550 г. был принят новый Судебник. Его нормы усиливали центральную власть, вводили наказание за взяточничество, сохраняли право крестьянского перехода в Юрьев день с увеличением платы за "пожилое". В 1551 г. Собор русской церкви, получивший название Стоглавый, так как его решения состояли из ста глав, одобрил Судебник 1550 г. и проводимые реформы, регламентировал обрядность, ограничил монастырское землевладение и поставил его под контроль царя.

В 1556 г. была ликвидирована система кормлений – сбор налогов на местах отдельными боярами. Правление на местах перешло к выборным представителям дворян и зажиточного населения. В 50-х гг. была проведена военная реформа, в результате которой ядром армии стало дворянское ополчение, появилось постоянное стрелецкое войско, на время боевых действий ограничивалось местничество – порядок замещения должностей в зависимости от знатности.

В результате проведенных реформ в России сложилась сословно-представительная монархия, при которой определенную роль в управлении страной играли выборные представители отдельных сословий.

В середине 60-х гг. Иван IV перешел к политике террора, направленного прежде всего против боярства. Она получила название опричнины (1565–1572). Так был назван государственный удел, куда вошли наиболее богатые земли. Бояре-вотчинники выселялись на другие земли, не вошедшие в этот удел и получившие название земщины. Опричнина сопровождалась физическим уничтожением родового боярства, жителей ряда городов. Например, в 1570 г. погрому подвергся Новгород. От набегов опричного войска страдало сельское и торговое население. Вскоре террор перешел и на самих опричников. От постоянных кровавых оргий царское войско разлагалось. В 1571 г. оно продемонстрировало полную недееспособность перед внешним врагом. Крымский хан во время своего набега дошел до Москвы. Это заставило царя ликвидировать опричнину. Однако террор не был прекращен. В той или иной форме он продолжался до самой смерти Ивана, получившего прозвище Грозного.

Результаты внутренней политики Ивана IV оказались крайне негативными. Реформы первого периода правления упорядочивали и усиливали государственный аппарат, открывали тенденции к трансформации страны в достаточно цивилизованную по тем временам монархию европейского типа. Однако опричнина перечеркнула эти надежды. Несмотря на централизацию власти, государственные органы оказались ослабленными и перестали справляться со своими задачами. Население было экономически разорено и морально подавлено террором.

Внешняя политика Ивана IV

Внешняя политика Ивана IV имела три направления: восточное, западное и южное. В результате распада некогда могущественной Золотой Орды на ее территории образовался ряд ханств. Казанское и Астраханское ханства владели Волжским торговым путем и плодородными землями. Кроме того, с их территории совершались набеги на приграничные русские земли. После ряда неудачных попыток посадить в Казани своего ставленника московское правительство начало боевые действия против нее. Наряду с другими европейскими государствами Россия приступила к реализации своей колониальной политики.

В октябре 1552 г. Казань взята штурмом. В 1556 г. к России были присоединены Астрахань, Чувашия, часть Башкирии. Зависимость от Москвы признала Ногайская Орда.

Завоевание Казани и Астрахани открыло путь русским в Сибирь. Богатые купцы Строгановы, заручившись поддержкой царя, на свои средства организовали военную экспедицию отряда казаков во главе с Ермаком в Сибирское ханство. В начале 1580-х гг. оно было присоединено к России.

Успешная колониальная политика русских на восточном направлении оказала огромное влияние на последующую судьбу страны. Резко расширилась ее территория, упала плотность населения. Начался процесс растекания великорусского этноса по безграничным пространствам. Для его удержания в феодальных владениях центра потребовались строгие меры, ведшие к дальнейшему закрепощению крестьянства. С начала 80-х гг. стали вводиться "Заповедные года", во время которых земледельцам запрещался выход в Юрьев день. Временная мера скоро стала постоянной. Удержание под своей властью огромных территорий требовало усиления мощи государства, прежде всего военной. Значительные территориальные пространства предопределили экстенсивный и замедленный путь социально-экономического развития страны.

На северо-западе Иван IV стремился к расширению своих владений и выходу в Балтийское море. С этой целью он начал Ливонскую войну (1558– 1583). Поначалу она была успешной для русских войск. Они взяли Нарву, Юрьев. К 1560 г. Ливонский орден был уничтожен. Это привело к войне России с Польшей и Литвой, боявшихся усиления России и также стремившихся к захвату Ливонии. В 1569 г. они объединились в единое государство Речь Посполитую. В войну против России включилась и Швеция. В результате Россия проиграла Ливонскую войну. Она утратила земли в Ливонии, Белоруссии. К Швеции отошла значительная часть побережья Финского залива. Война вкупе с опричниной разорила страну.

На юге русское правительство стремилось к освоению Дикого поля (плодородных земель южнее Тулы). Здесь оно сталкивалось с интересами крымского хана. С целью укрепления южных границ и предотвращения набегов крымских татар в середине XVI в. была построена Тульская засечная черта – оборонительная линия из завалов леса, закрывавшая путь татарской коннице.

Результаты внешней политики Ивана IV значительно изменили вектор исторического развития России. Резко возросла нагрузка на великорусский этнос, державшего на своих плечах завоеванные территории. Войны подорвали экономику страны, отрицательно сказались на ее внутреннем развитии. Это в значительной мере предопределило отставание России от Западной Европы, поставив ее в положение "вечно догоняющего".

Культура Руси XV–XVI вв.

Образование и укрепление Русского централизованного государства в XV–XVI вв. способствовало дальнейшему развитию культуры. Русские правители рассматривали материальную и духовную культуру как средство демонстрации своего величия, силы, богатства, всячески поддерживали ее.

С XV в. ведущие позиции в архитектуре заняла московская школа. В конце XV– начале XVI в. сложился каменный архитектурный ансамбль Московского кремля, который включал Успенский (Аристотель Фиораванти, 1475–1479), Благовещенский (псковские мастера, 1484–1489), Архангельский (Алевиз Новый, 1505–1508) соборы, колокольню Ивана Великого (Бон Фрязин, 1505–1508), одно из первых гражданских каменных сооружений – Грановитую палату (Марко Руффо, Антонио Солари, 1487–1491) и др. постройки.

В XVI в. появились шатровые храмы. Их строительство шло не только в Москве (Церковь Вознесения в Коломенском), но и в Коломне, Ярославле, Новгороде. К шедеврам русской национальной архитектуры относится Покровский собор, более известный как собор Василия Блаженного, построенный русскими мастерами в честь победы над Казанью.

Крупнейшими русскими иконописцами XV в. были Андрей Рублев (1360–1430), автор знаменитой иконы "Троица", и Дионисий (конец XV в.).

Крупнейшими летописными сочинениями рассматриваемого периода явились "Троицкая летопись" – общерусский летописный свод (1408 г.), "Московский летописный свод" (1480 г.). В XVI в. были созданы "Степенная книга", "Никоновская летопись", "Лицевой летописный свод".

В церковной общественно-политической мысли господствовала теория "Москва – третий Рим". В начале XVI в. было написано "Сказание о князьях Владимирских", выводившее происхождение русской династии от римского императора Августа. Появились произведения и гражданской общественно-политической мысли. К ним можно отнести "Домострой" – свод правил поведения человека в семье, его отношений с государством и церковью.

В литературе популярностью продолжала пользоваться историческая тематика: "Казанское взятие", "О прихождении Стефана Батория на град Псков" и т.п. Развивалась житийная литература. Жанр "Хождений" был представлен "Хождением за три моря" Афанасия Никитина (XV в.).

С XVI в. появляется новый вид литературы – публицистика. Здесь наибольшую известность приобрели сочинения Ивана Пересветова – сторонника самодержавной власти, выступавшего за укрепление централизованного государства и проведение реформ. Андрей Курбский в 1573 г. написал "Историю о великом князе московском", в котором выступил активным противником усиления самодержавной власти. Яркий талант публициста проявил Иван Грозный в своей переписке с Курбским.

Начало книгопечатания в России связано с именем Ивана Федорова. В 1564 г. он издал первую датированную книгу "Апостол".

Выдающимся произведением ремесленного декоративно-прикладного искусства стала "Царь-пушка" Андрея Чохова.

Образование единого государства обусловило общий культурный подъем страны. В России сформировалась яркая и самобытная национальная культура. Она получила дальнейшее развитие в последующий период.

Конспект по истории России

Укрепляя государственную власть, Иван IV одновременно решал крупные внешнеполитические задачи, стоящие перед Русским государством. Упрочнение государства в результате реформ середины 50-х годов позволило Ивану IV решить так называемый "казанский" вопрос. Казанские ханы совершали набеги на Россию, вредили восточной торговле русских купцов. Два похода русских войск на Казань оказались безуспешными.

В 1551 г. Иван IV начал подготовку к решающему походу на Казань . У р.Свияги за месяц была построена крепость Свияжск, сыгравшая роль опорного пункта для наступления. Летом 1552 г. огромное войско (около 150 тыс.человек) во главе с Иваном IV осадило Казань. Нападение крымского хана - союзника Казани - на юг страны было отбито, русские войска после месячной осады взяли штурмом город. В 1556 г. была ликвидирована и Ногайская орда. Хан Дербеш-али бежал из Астрахани, узнав о приближении русских. В результате Среднее и Нижнее Поволжье были присоединены к России. Волжский торговый путь, связывавший Русское государство с Востоком, оказался свободен.

Сложнее дело обстояло с Крымским ханством , которому Россия платила дань. Покорить его не могли (тем более оно подчинялось Турции), а крымцы устраивали постоянные набеги на Россию, грабили и разоряли ее, угоняли в плен население. Наиболее крупные походы крымской орды имели место в 1555,1558,1571 годах. Во время одного наиболее удачного похода в 1571 г. они сожгли Москву и угнали в плен около 150 тыс. человек. В 1572 г. крымский хан Девлет-Гирей попытался повторить набег, но потерпел сокрушительное поражение при Молоди от воевод князей Михаила Воротынского и Дмитрия Хворостинина. Помимо того, московской дипломатии в 1569 г. и 1571 г. удалось сорвать планы турецкого султана Селима II организовать походы в Поволжье. Государству приходилось держать дозорные отряды, строить крепости, чтобы татары не нападали врасплох. Это несколько сдерживало набеги крымских мурз.

Таким образом, главным результатом внешней политики на юге было в целом успешное сдерживание татаро-турецкой агрессии .

В середине XVI в. Российское государство укрепляет свой международный авторитет, поддерживает отношения со Швецией, Данией, с Германской империей и итальянскими городами-государствами. В России побывали посольства из Индии и Ирана, с 1553 г. Иван IV начинает уделять большое внимание отношениям с Англией.

Соседом России на востоке стало Сибирское ханство . Началось проникновение русских купцов-предпринимателей в Сибирь. В 1581 г. на средства богатых купцов Строгановых была снаряжена военная экспедиция казаков под руководством Ермака. В 1582 г. после упорного штурма казаки взяли главное укрепление сибирского хана Кучума - Кашлык (на р.Тобол). Позже Кучум ночью напал на казаков. Ермак погиб. Но участь ханства уже была предрешена: через несколько лет Кучум потерпел окончательное поражение. Народы Западной Сибири были присоединены к России. Началось освоение огромной территории.

Успехи на Востоке дали основания Грозному считать, что так же пойдет дело и на Западе. Часть прибалтийских земель занимал Ливонский орден, немецкое государство, которое уже ослабело. Иван мечтал завоевать удобный выход к Балтийскому морю, чтобы улучшить торговлю и облегчить сношения с Европой. В 1558 г. под предлогом неуплаты дани русские начали войну, получившую название Ливонской. Ливонская война, длившаяся 25 лет, оказалась крайне изнурительной для России. Начало ознаменовалось блестящими победами русского оружия. Взяты Нарва, Юрьев и другие города. Однако не была учтена международная обстановка. Литва, Польша, Швеция, Германия, Дания не хотели мириться с выходом России к Балтийскому морю. Польско-литовское государство, затем Швеция и Дания вступают в борьбу за "ливонское наследство". Это, а также перемена отношения Ивана к "избранной раде", его забота о том, как "искоренить крамолу" бояр привели в поражению в 1564 г. от поляков. Боясь казни, бежал в Литву русский военачальник Андрей Курбский и перешел на сторону врага. Война приняла затяжной и тяжелый характер. Участились набеги крымского хана. Сил для продолжения войны у России не было.

В 1582 г. было заключено Ям-Запольское перемирие России и Речи Посполитой, по которому Россия теряла Полоцк и завоеванную Ливонию, но вернула себе ряд городов, захваченных поляками. В 1583 г. заключено перемирие со Швецией. Нарва и все побережье Финского залива, кроме устья р.Невы, перешло к Швеции.

В результате Ливонской войны Россия не только не смогла выйти к морю, но и потеряла много исконных земель в Прибалтике. Причины поражения объяснялись неподготовленностью страны к длительной войне, слабой оснащенностью русской армии. Противниками русской армии одновременно выступили оснащенные по европейскому образцу армии западных государств. Россия оказалась в международной изоляции. Опричнина и внутренний кризис в стране еще больше ослабили ее силы. Значение этой войны для истории России заключалось в том, что перестал существовать Ливонский орден. Выход к Балтийскому морю стал главным вопросом внешней политики России в последующий период.

Всеобъемлющие внутренние реформы Ивана IV создали предпосылки для решения внешнеполитических задач, стоявших перед Россией.
Восточное направление внешней политики. К этому времени главной внешнеполитической опасностью для государства была татарская.
К 1503 г. Золотая Орда распалась. Но на ее развалинах возник целый ряд государств: Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское ханства, Ногайская Орда. И каждое из этих государств стремилось жить за счет набегов на русские территории. Основным занятием татар стали поставки рабов на невольничьи рынки Османской империи.
Главной задачей внешней политики России в середине XVI в. стала необходимость ликвидации татарской опасности, прежде всего со стороны Казанского ханства. Борьба за присоединение Казани началась еще в конце XV в. и усилилась в 40-х гг. XVI в. Казань в 1524 г. признала протекторат Османской империи и призвала на ханский престол представителей крымской династии Гиреев. Вместе с этим казанские татары активизировали свои опустошительные набеги на русские земли. В ответ Москва предприняла ряд походов против Казанского ханства в 1545-1552 гг. Походы 1545 г., 1547-1548 гг. и 1549-1550 гг. оказались безрезультатными. Тогда Иван IV начал серьезную подготовку к новому походу. Был предпринят ряд мер, которые усилили армию; дипломатическим путем удалось нейтрализовать союзную Казани Ногайскую орду, в 30 км. от Казани была построена крепость Свияжск, в 1551 г. на казанский престол был возвращен промосковский Шейх - Али. Россия попыталась присоединить Казань мирным путем, но эта затея не удалась. Летом 1552 г. русское войско общей численностью до 60-70 тыс. человек со 150 орудиями под руководством царя двинулось из Москвы на Казань. 23 августа Казань была окружена плотным кольцом русских войск. Город был расположен на высоком обрывистом берегу р. Казанки, его защищали мощные дубовые стены и рвы, за которыми укрылись хан и местная знать. Началась осада ханской столицы. Она продолжалась до октября, наконец, минных дел мастера подвели под крепостные стены глубокие подкопы. Взрыв порохового заряда разрушил колодцы, питавшие город водой. 2 октября 1552 г. последовал общий штурм крепости. Сопротивляющиеся были перебиты самым жестоким образом, но не следует забывать, что из татарского плена было освобождено 100 тыс. русских полонянников.
Казанское ханство было ликвидировано. В состав Русского государства было включено все Среднее Поволжье с его многонациональным составом: татарами, чувашами, мордвой, удмуртами, мари.
Россия была заинтересована в получении выхода к Каспийскому морю. В 1556 г. бескровно была взята Астрахань. Вассалами московского царя признали себя Ногайская орда и Башкирия. После взятия Астрахани весь торговый путь по Волге оказался под контролем России.
Ханы, их дети, татарская знать переезжали в Россию, принимали крещение, наделялись вотчинами, становились слугами русского царя и пользовались всеми теми привилегиями, которыми пользовалась русская аристократия, хотя вживание в новую жизнь зачастую проходило болезненно.
После ликвидации Казанского и Астраханского ханств продвижение России на Восток продолжилось. В 1581 г. войска казаков под предводительством атамана Ермака взяли столицу Сибирского ханства - Искер или Сибирь (возле современного Тобольска). Продвижение России на Восток было успешным. За 100 лет русские присоединили огромную территорию от Большого Камня (Урала) до Тихого океана. Колонизация Сибири русскими была мирной.
Западное направление внешней политики - Ливонская война (1558 - 1583). Успешное решение "восточного вопроса" позволило правительству Ивана IV начать осуществление борьбы за выход России к Балтийскому морю, столь необходимого русскому правительству для установления непосредственных связей с Западной Европой. В тот период Прибалтика находилась под властью Ливонского ордена. Орден запирал для России выход к Балтийскому морю. К середине ХVI в. он находился на грани распада, но к его землям было приковано внимание Польши, Дании, Швеции. В России они видели угрозу для своих экономических и политических интересов. Они понимали, что если Россия получит выход к Балтийскому морю, то начнет здесь создавать свой флот и покончит с торговым и военным преимуществом Швеции, Дании и других морских держав на Балтике.
Формальным поводом к войне послужил вопрос о дани г. Юрьев Москве. По договору 1503 г. Ливония должна была выплачивать России дань за город Юрьев. Дани Ливония России не выплатила ни разу. Когда ливонские послы прибыли в Москву для продления мирного договора от 1534 г., то от них потребовали выплаты дани за 50 лет. Ливонцы согласились, но дани так и не выплатили.
Тогда в январе 1558 г. Иван IV объявил Ливонии войну. Начало войны сопровождалось победами русских войск. Уже за две недели боевых действий Ливонии был нанесен колоссальный ущерб. Ливонские города сдавались один за другим, и вскоре всю Ливонию охватила паника. В 1559 г. под влиянием группы деятелей, группировавшихся вокруг А.Ф. Адашева, склонных остановиться на достигнутом, с Ливонией было заключено перемирие. Воспользовавшись этим, ливонские феодалы заключили с польским королем соглашение, по которому ливонские земли переходили под протекторат польской короны. Затем Ливонский орден распался, а его земли поделили Швеция, Дания, Польша, Литва. Теперь за влияние в Прибалтике Россия должна была бороться с Польшей, Литовским государством, Швецией и Данией. После этого война стала принимать затяжной характер. Кроме того, в 1571 г. крымский хан Девлет - Гирей, видя трудности России в Ливонской войне, опричный террор, двинул огромное войско всех крымских сил на Москву, требуя возвращения Казани и Астрахани. В мае 120 тыс. крымских конников во главе с Девлет - Гиреем подошли к самой Москве. Царь тщетно пытался организовать сопротивление, и со своей опричной дружиной бежал на север. Татарам стрелой удалось зажечь кровлю колокольни Ивана Великого. Пожар невиданной силы сжег большую часть Москвы. Из-за сильного жара татары не смогли войти в Москву, но зато опустошили все окрестности и увели огромный полон. Через год Девлет - Гирей попытался повторить свой успех с еще большим войском, но возле с. Молоди у впадения р. Рожай в р. Лопасня потерпел сокрушительное поражение от русских войск и ушел в Степь. К этим бедам добавились неурожай и двухлетняя эпидемия чумы.
В 1569 г. Польша и Литва объединились. В Восточной Европе родилось новое мощное государство - Речь Посполитая . В 1576 г. польским королем стал один из лучших полководцев Европы Стефан Баторий. В 1579 г. он начинает военную кампанию против России. Он занял Полоцк, Великие Луки, а в 1581 г. со 100 тыс. войском осадил Псков, намереваясь в случае успеха идти на Новгород Великий и на. Но Псков не сдавался. Защитники Пскова отразили 31 штурм войск Стефана Батория, 46 раз сами совершали вылазки в лагерь противника.
Тяжелейшая оборона Пскова продолжалась шесть месяцев. Лучшие войска одного из лучших полководцев Европы умирали под стенами Пскова. И Стефан Баторий не выдержал и пошел на мирные переговоры с Россией.
В 1582 г. в Яме Запольском - местечке под Псковом было заключено перемирие с Речью Посполитой сроком на 10 лет, по которому Полоцк и Ливония отходили к Речи Посполитой, а остальные русские земли, захваченные польским королем, были возвращены России. На следующий год в 1583 г. было заключено Плюсское перемирие со Швецией. За Швецией оставалось побережье Балтийского моря, города Ивангород, Копорье, Ям. В результате страна потеряла значительную часть своей территории.
Опричнина. Тяготы войны обострили внутреннее положение России. Иван IV стремился к активному продолжению войны, но встречал противодействие своего окружения. Разрыв царя с Избранной радой, опалы в отношении бояр вызвали недовольство феодальной знати, руководителей приказов, высшего духовенства. В рядах московского правительства возникла боярская оппозиция царю.
В обстановке роста боярских измен, неудач военных действий в Ливонии с 1565 по 1572 гг. Иван IV проводит политику репрессий в отношении боярства, которая получила название опричнины . Точки зрения ученых на причины опричнины различны, одна из них - взгляды царя и верхушки боярства на свое место и роль в русском обществе пришли в противоречие .
В период возвышения Москвы бояре из других княжеств стали переходить на более перспективную службу к московскому князю. Они служили московскому князю и полностью от него зависели. В этот период отношения между московским князем и его боярами были полюбовные.
Но в конце ХV - начале ХVI в. складывается новая ситуация. Дед Ивана IV Иван III завершил объединение русских земель, удельные княжества активно ликвидировались. В Москву стали переезжать удельные князья и их бояре. Удельные князья, как Рюриковичи, заняли видные места в Боярской думе, приказах, войске. В правление Ивана IV они стали играть огромную роль в управлении государством. И у них был свой взгляд на свое положение в обществе. Они считали, что руководить - это их законная привилегия, не зависящая от воли государя. Поэтому правили они от своего имени, а не от имени царя, при этом не считаясь с мнением царя.
А у Ивана IV было свое понимание места и роли царя в обществе. Он был глубоко религиозным человеком. В соответствии с православным мировоззрением, для Бога - все равны. Ни у кого нет привилегий перед Богом, есть только обязанность - спасти свою душу. Только царь у Бога - на особом положении. Он - помазанник, т.е. избранник, Божий. Царя избрал Господь Бог для управления Русской землей. Царь - наместник Бога на земле. Поэтому и для царя все равны, ни у кого перед царем нет никаких привилегий. Всесилие же бояр в государстве делало власть царя, наместника Бога на земле, призрачной.
Кроме того, имелись многочисленные свидетельства измены боярства. В 1560 г. умерла, как подозревают от отравления боярами, любимая жена царя Анастасия Романова; в самый разгар Ливонской войны на сторону поляков перешел командующий русской армией А.М. Курбский. Еще в 1553 г. царь тяжело заболел, и бояре отказались присягать сыну царя Дмитрию, а присягнули двоюродному брату царя Владимиру Старицкому. Царю стало ясно: бояре с ним не считаются.
И царь принял решение - покончить с всесилием бояр. В декабре 1564 г. царь, забрав с собой новую жену Марию Темрюковну, детей, всю казну, домашний обиход, ближних людей с их семьями, неожиданно для всех уехал из подмосковной царской резиденции Коломенское в Александровскую слободу (ныне г. Александров Владимирской области). В начале 1565 г. он прислал оттуда митрополиту послание, в котором обвинял бояр, духовенство, служилых и приказных людей в том, что:
- бояре и приказные люди разворовали всю казну, оставленную ему отцом;
- они же приписывали себе и своим родственникам вотчины и кормленое жалование, не радели о государстве и не защищали его от крымских татар, литовцев и немцев, не хотят как следует нести свою службу;
- духовенство в сговоре с боярами и прикрывает их от заслуженного наказания.
Поэтому царь бросил государственные дела и уехал, куда глаза глядят. Одновременно в Москву поступила другая грамота от царя, обращенная к купцам и всему православному крестьянству, в которой он писал, что не держит на них гнева. В слободу прибыла депутация от Боярской думы и духовенства, царь потребовал предоставления ему чрезвычайных полномочий. Бояре вынуждены были согласиться. Был подготовлен царский указ, согласно которому Иван IV объявлял об учреждении "особного" двора с особой территорией, войском, финансами, управлением. Целью опричнины было искоренение "крамолы", создание специального аппарата управления и послушного царю войска. Так территория страны была разделена на две части: земщину и опричнину. В опричнину царь взял 27 городов, в число которых вошли поморские уезды, важные в торгово-промышленном отношении; земли Строгановых на Урале, некоторые слободы и улицы Москвы, центральные уезды, где были расположены родовые имения - вотчины наиболее влиятельных бояр. Доходы с этой территории поступали в государственную казну и шли на содержание опричного войска и аппарата управления. Царь ввел неподсудность опричников общегосударственным органам власти и судам. Царь объявил также, что берет с собой в войско 1000 человек и дает им земли в опричных городах, а прежних владельцев выводит в земские города. На устройство опричнины царь брал из государственной казны единовременный налог в 100 тыс. рублей. Остальная часть государства стала называться земщиной, в ней должна была править Боярская дума. Боярская дума вела все дела в земщине, но по важнейшим вопросам должна была совещаться с боярами из опричнины и бить царю челом.
В опричнине царь стал править вместе с опричниками. Вскоре их число было доведено до 6000. Малюта Скуратов - Бельский и князь Я. Вяземский сформировали опричную царскую дружину из людей незнатного происхождения, не связанных родством с княжеско-боярской аристократией. Каждый опричник возил с собой у седла собачью голову и метлу - символы служения своему государю, стремившемуся "рубить собачьи головы изменникам и врагам Отечества и выметать их поганой метлой". Царь ввел в Слободе "монашеский" образ жизни: 300 отборных опричников составляли "братию", носили поверх кафтанов черные рясы. Сам царь называл себя игуменом. Царь с братией присутствовали на всех церковных службах. С учреждением опричнины усилились опалы и казни бояр, уличенных в измене. Несколько раз церковные иерархи пытались остановить террор, но это кончалось либо сведением их с кафедры, либо убийствами. Так, новый митрополит Афанасий выступил с осуждением опричнины и в 1566 г. был вынужден отказаться от митрополичьей кафедры. Царь выбрал следующую кандидатуру на пост митрополита - соловецкий игумен Филипп из рода Колычовых. Филипп согласился на митрополичью кафедру при условии отмены опричнины. Царь приказал ему не вмешиваться в его дела, и в июле 1566 г. Филипп был посвящен в сан митрополита. Филипп начал увещевать царя, но, видя, что это не помогает, стал царя открыто обличать. По требованию царя был созван церковный собор, который осудил Филиппа. В 1568 г. сведенный с кафедры митрополит был с позором выгнан из церкви опричниками и отвезен в заточение в Богоявленский монастырь. Оттуда его перевели в тверской Отрочь монастырь, где в 1569 г. Филипп умер. По одной из версий, он был задушен Малютой Скуратовым. В 1569/70 г. царь учинил погром Новгорода Великого, обвинив его в стремлении отдаться в подданство "Литовскому королю". Погром длился несколько недель. Были схвачены самые богатые и влиятельные представители боярства, духовенства и купечества. Затем опричники стали громить дома людей без разбора, храмы, монастыри. Многих новгородцев царь приказал выслать из города в другие места. По донесению Малюты Скуратова в Новгороде было убито 1505 человек. Далее царь отправился на Псков, но город спас юродивый Николай, который стал царя пугать страшными карами. После этого царь вернулся в Москву, где продолжились казни бояр, уличенных в сговоре с "изменниками" - новгородцами.
В результате проведения опричнины Иван IV добился резкого усиления самодержавной власти, наиболее оппозиционно настроенные бояре были уничтожены, их имения конфискованы. Во время опричнины широко практиковалась раздача государственных земель, что вело к повсеместному закрепощению крестьянства.
В 1572 г. царь отменил опричнину, часть конфискованных земель была возвращена их прежним владельцам. Большинство активных руководителей опричнины было казнено. Казнь главных опричников вызвала недовольство внутри опричного войска. Царь стал опасаться за свою жизнь. В 1575/76 г. произошло возвращение опричнины менее чем на один год. Царь поставил во главе земщины бывшего хана Симеона Бекбулатовича, дав ему титул царя и великого князя всея Руси, а себе оставил титул только царя Московского. После этого царь уехал из Москвы в Александрову слободу. Опричные порядки стали применяться на территории всей страны. Через год царь вернулся в Москву.
Так в результате проведения политики опричнины боярская оппозиция и отдельные очаги сепаратизма были уничтожены.
Значение личности и деятельности Ивана Грозного. В исторической науке существуют различные оценки личности и деятельности Ивана Грозного.
Одни ученые считают, что политика Ивана Грозного в исторической перспективе себя не оправдала. Она подорвала мощь страны, что предопределило дальнейшую Смуту в начале ХVII в. В начале ХIХ в. историк Н.М. Карамзин в своем труде "История государства Российского" создал противоречивый и зловещий образ Ивана Грозного. Карамзинский образ царя затем повторился в произведениях поэтов и писателей М.Ю. Лермонтова, А.К. Толстого, в творениях скульптора П. Антокольского, художников И.Е. Репина, В.В. Васнецова и прочно вошел в сознание народа.
Другие исследователи считают Ивана Грозного величайшим созидателем в истории России. Они отмечают, что в результате реформ Ивана Грозного Россия обрела государственную власть - сословно - представительную монархию, а русское общество - прочную внутреннюю структуру. Благодаря этому Россия смогла преодолеть тяжелейшие испытания, которые вскоре выпадут на ее долю. Деятельность Ивана Грозного следует оценивать с позиции его времени, то есть в XVI в. он был вынужден применить репрессии в отношении боярства, так как в то время верхушка боярства стала антигосударственной силой. По самым последним подсчетам ученых, за 37 лет правления Ивана Грозного было уничтожено от 3 до 4 тысяч человек, в том числе и уголовных преступников. Для сравнения, его современник французский король Карл IХ только за один 1572 г. с благословления папы римского уничтожил 30 тыс. гугенотов - католиков - протестантов. Поэтому жестокость Ивана Грозного не выходила за рамки того времени. Но почему именно репрессии Ивана Грозного получили столь широкий резонанс? На Западе репрессии в отношении огромных масс населения проводились с санкции папы римского и одобрения парламентов. Персонально ответственность за них возложить не на кого. В России репрессии были следствием личной воли царя. Поэтому в памяти народа ответственность за репрессии и легла на имя Ивана Грозного. Следует также не забывать и о том, что на Западе для многих русский царь был соперником: он был кандидатом на польский престол, пытался отобрать у Швеции прибалтийские земли и т.д. Слава жестокого русского царя нужна была в Польше, Литве, Швеции, чтобы ослабить позиции русского царя и России вообще. Иван Грозный, несомненно, был деспотом. Но деспотизм царя был вызван теми внутренними и внешними обстоятельствами, в которых оказалась Россия в середине ХVI в.

Культура XVI века

На развитие русской культуры в XVI в. определяющее значение оказали три фактора: образование единого Русского государства, освобождение от ордынского ига и завершение формирования великорусской народности. В XVI в. Россия перешла от феодальной раздробленности к централизованной феодальной монархии. В XIV - XVI вв. сложилась культура великорусской народности, закрепившая соответствующий этнический процесс. С объединением земель вокруг Москвы русская культура вступает в новый этап своего развития. Отныне Москва предстает в качестве общерусского культурного центра.
Ведущей в культуре продолжала оставаться идея единства и борьбы с иноземными захватчиками, так как после свержения ордынского ига Русскому государству пришлось в течение долгого времени бороться с остатками Золотой Орды, Литвой, Польшей, Швецией.
Фольклор. Ведущей темой устного народного творчества была героическая борьба народа с иноземным захватчиком. Эта борьба осмысливалась народом как самая важная. Осовременивались былины киевского цикла, в них теперь киевские богатыри вели борьбу с набегами Казанского и Крымского ханств.
Большое развитие получила историческая песня. Одна из главных тем исторических песен - взятие в 1552 г. войсками Ивана Грозного Казани. Наконец-то русские земли были избавлены от разорительных татарских набегов. Потому и была так популярна в народе песня о взятии Казани. Основные герои песни - "белый" царь Иван Васильевич да народ - пушкари, "подкопщики", "зажигальщики", благодаря мастерству которых были подорваны крепостные стены и, таким образом, Казань пала. В исторических песнях нашла отражение и героическая оборона Пскова от войск Стефана Батория, "собаки царя крымского".
Значительное место в устном народном творчестве XVI в. занимал образ царя Ивана Грозного. Отношение к нему было неоднозначным. В частности, в песне "О гневе Ивана Грозного на сына" народ осудил жестокость царя по отношению к простым "мужикам новгородским", "старым и малым". Отрицательное отношение в песнях было к "Малюте злодею Скуратову", "Малюте - врагу". В то же время народ, страдавший от притеснений бояр, надежды на лучшую долю связывал с именем Ивана Грозного, называя его "надежа царь".
Одним из самых популярных героев устного народного творчества XVI в. стал донской казак Ермак Тимофеевич, прославившийся мужеством и храбростью как в боях с татарами и турками, так и в разбойных набегах на посольские и купеческие караваны. Наряду с другими русскими землепроходцами он сыграл в конце XVI в. выдающуюся роль в освоении Сибири.

Общественно-политическая мысль. XVI в. - это период образования и укрепления государства. С проявлением централизаторских устремлений в обществе появились новые взгляды на власть "великого князя всея Руси", да и сами "великие князья всея Руси" по-новому начинают рассматривать свою деятельность, свои задачи и свое положение в обществе.
Видным представителем общественно-политической мысли середины XVI в. был И.С. Пересветов. В конце 1549 г. он передал царю "две книжки" своих сочинений, в которых изложил свое понимание характера царской власти и ее взаимоотношений с подданными. Пересветов происходил из дворянства и поэтому выражал интересы своего сословия. В своих сочинениях он обличал всесилие боярства, говорил о необходимости удовлетворения требований дворянства. Он выступал за сильную царскую власть, которая в своей политике должна опираться на служилых дворян - "воинников". Сильная царская власть, по мнению Пересветова, должна была управлять на основе определенных законов. Он не выступал против крепостнических отношений, но высказывался против холопства и кабальной зависимости. И.С. Пересветов критиковал внутрицерковные порядки, утверждая, что Бог любит не веру, а правду. Сочинения И.С. Пересветова свидетельствовали о том, что в середине XVI в. дворянство стало заметным слоем русского общества, и этот слой стал осознавать свое значение для царской власти и свои интересы.
Центральное место в общественно - политической мысли середины XVI в. занимает полемика царя Ивана IV Грозного и одного из его бывших ближайших сподвижников князя А.М. Курбского. В этой полемике были затронуты вопросы характера государственной власти, взаимоотношений царя и его подданных, роли России в православном мире. Обстоятельства появления этой полемики хорошо известны. В апреле 1564 г. наместник Ивана IV в недавно присоединенном к Русскому государству ливонском городе Юрьеве (Тарту) князь А.М. Курбский бежал в польскую Ливонию. А.М. Курбский был не только военачальником, он участвовал в административных реформах середины XVI в. Занимая крупные государственные должности в Русском государстве, а затем бежав к польскому королю, получив от него крупные вассальные пожалования, Курбский, по сути, был "государевым изменником". После бегства в Ливонию он захотел обосновать свой отъезд и обратился к Ивану IV с посланием, в котором обвинял царя в неслыханных гонениях против воевод, покоривших Руси "прегордые царства". Иван IV послание своего врага не оставил без ответа. Царь ответил Курбскому обширным посланием, и завязалась знаменитая переписка. Своеобразным продолжением переписки Курбского с Грозным служила написанная Курбским "История о великом князе Московском". В "Истории" Курбский и изложил свои политические взгляды. Наиболее важным элементом его идеологии был взгляд на Русское государство как на единственную в мире страну, сохранившую истинное христианство. Россию он именует "Святорусской землей", "Святорусскими царствами"; русских воевод, погубленных Грозным, - "сильными во Израиле". Он выступал за сильную царскую власть и утверждал, что "самому царю достоит быти яко глава и любити советников своих яко своя уды". Идеалом государственного устройства он считал сословно - представительную монархию. Он писал о том, что царь "должен искати добраго и полезного совета не токмо у советников, но и у всенародных человек". Власть, считал Курбский, должна быть справедливой и управлять страной на основе законов.
Ответное послание Грозного по тогдашним масштабам составило целую книгу. Главным вопросом, занимавшим царя, был вопрос о взаимоотношении монарха и знати. Его главная идея в этом вопросе сводилась к тому, что свою власть государь, как помазаник Божий, получил от самого Господа и с благословения праотцов. Никто не может ограничить эту власть. "Русские самодержцы изначала сами владеют своими царствами, а не бояре и не вельможи", - отвечал Грозный. Он отвергал любые попытки ограничить его власть. Сам Бог поручил московским государям "в работу" прародителей Курбского и прочих бояр. Высшая знать у царя не "братия" (так называл себя и прочих князей Курбский), но холопы. "А жаловать есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны". Подданные должны беспрекословно повиноваться самодержцу. "Доселе русские владетели не истязуемы были ни от кого, но вольны были подвластных своих жаловати и казнити, а не судилися с ними ни перед кем". Свои же обязанности царь видел в том, чтобы поддерживать порядок в стране и направлять подданных на путь истинной веры.
Таким образом, в ходе полемики между Иваном Грозным и А.М. Курбским выявились две точки зрения на развитие русской государственности. Первая состояла в развитии принципа сочетания власти монарха, учреждений приказного аппарата с органами сословного представительства в центре и на местах. Вторая, проводимая царем, заключалась в утверждении принципа неограниченной монархии.
И.С. Пересветов и А.М. Курбский отстаивали интересы боярства и дворянства, положение других слоев общества их не занимало. Вместе с тем, рост феодальной эксплуатации, обострение социальных противоречий заставило публицистов обращать внимание на положение крестьянства. В этой связи большой интерес представляют труды одного из ярких мыслителей XVI в. Ермолая Прегрешного, в монашестве Еразма, протопопа дворцовой церкви. В 40-х гг. он представил молодому Ивану IV Васильевичу трактат "Благохотящим царем правителница и землемерие" (руководство как править государством и как измерять землю). Трактат посвящен положению крестьян непосредственно. Еразм считал, что труд крестьян является основой общественной жизни, благодаря создаваемым им богатствам могут существовать все другие сословия. Но положение крестьян очень тяжело. Он отмечал тяжесть повинностей, особенно денежных, злоупотребления кормленщиков и землемеров, что неизбежно приведет к народным волнениям. Чтобы их предупредить, необходимо улучшать жизни крестьян законодательными мерами. В частности, он предлагал регламентировать повинности крестьян, заменить все поборы (государственные и вотчинные) единой податью в размере одной пятой крестьянского дохода, причем брать ее не деньгами, а натурой. Он не выступает против крепостной зависимости, он выступает против чрезмерной эксплуатации крестьян. Он признавал необходимость феодального землевладения, но считал, что феодалов нужно устранить от деревенского хозяйства. Они должны жить в городе и быть чиновниками. Размер их земельных владений должен зависеть от служебных обязанностей.
Еретическое движение. Еретическое движение середины XVI в. было представлено именами Матвея Башкина и Феодосия Косого. Матвей Башкин, дворянин, служилый человек, в 1553 г. создал кружок. Он критиковал взгляды официальной церкви на крепостничество как Богом установленный порядок и заявлял: "Христос всех братией нарицает, а мы рабов у себя держим". Он "изодрал" кабальные записи своих холопов и отпустил их на свободу. Он и его сторонники подвергли критике Священное писание, называя его "баснословием". Башкин высказывал убеждение, что необходимо не только читать священные тексты для спасения, но и свято соблюдать эти заповеди. Он отрицал важнейшие догматы церкви: божественность Иисуса Христа (не считал его равным Богу - Отцу), таинство крещения, поклонение иконам. Он отрицал существующую церковь, церковью он называл только сообщество единоверцев. Во многом его идеи напоминали те, которые проповедовали новгородские и московские "жидовствующие". На церковном соборе 1553 г. Матвей Башкин и его единомышленники были подвергнуты суду. Допросы вел сам царь. Собор осудил его взгляды и приговорил к заключению в Иосифо - Волоцком монастыре. Матвей Башкин и его единомышленники были также преданы анафеме.
Самой радикальной фигурой в еретическом движении середины XVI в. был Феодосий Косой - беглый холоп, постригшийся в монахи в Кирилло-Белозерском монастыре. Вокруг себя он организовал кружок монахов, отрицательно относившихся ко многим сторонам тогдашней религиозно - общественной жизни. Критика Феодосия Косого была направлена прежде всего против внешне - обрядовой стороны религии. Считая, что эта сторона обязана своим происхождением церковной иерархии, Феодосий Косой называл обряды измышлением человеческим. Поклонение иконам и кресту он называл идолопоклонством, почитание мощей также отвергал, к таинствам относился отрицательно. Он отрицал основные догматы православия, не признавал троичности Бога. Признавая "истинность" Христа, он отрицал его божественную сущность. Он также отрицал церковь, высокую власть и проповедовал любовь к ближнему. Он призывал не повиноваться никому, кроме единого наставника - Христа. Все здание христианской церкви он разрушал. Основной сутью истинной веры полагал только моральное совершенство и "правду". Положительная сторона проповеди Феодосия Косого заключалась в стремлении восстановить христианство в его первоначальной чистоте, вернуть его ко временам апостолов. Отрицая весь современный строй и иерархию, Феодосий Косой учил духовному поклонению Богу, требовал нравственной жизни и деятельности, согласной с евангельскими заповедями. Есть данные, что феодоскане имели общины, построенные на ранних христианских коммунистических принципах. В 1555 г. Феодосию Косому, незадолго до этого арестованному, удалось бежать в Литву, где он продолжал проповедовать свое учение. Его ересь получила большое распространение среди простого народа.

Юго-восток и Восток. Татарские ханы совершали грабительские набеги на русские земли. На территориях Казанского и Астраханского ханств в неволе были тысячи русских людей, захваченных во время набегов. Жестоко эксплуатировалось местное население – чуваши, марийцы, удмурты, мордва, татары, башкиры. По территориям ханств пролегал Волжский путь, но Волга не могла использоваться русскими людьми на всем своём протяжении. Привлекали русских помещиков и плодородные малозаселенные земли этих краев.

Сначала Иван Грозный предпринял дипломатические шаги , направленные на подчинение Казанского ханства, но они не принесли удачи. В 1552 г. 100-тысячное войско российского царя осадило Казань. Оно было лучше вооружено, чем татарское. Артиллерия Ивана IV имела 150 крупных пушек. Использовав подкоп и бочки с порохом, русские взорвали стены Казани. Казанское ханство признало себя побеждённым. Народы Среднего Поволжья вошли в состав Российского государства.

В 1556 г. Иван Грозный завоевал Астраханское ханство. С этого периода всё Поволжье являлось территорией России. Свободный Волжский торговый путь значительно улучшил условия торговли с Востоком.

В середине XVI в. в состав России вошли Башкирия, Чувашия, Кабарда. Присоединение Казанского и Астраханского ханств открывало новые перспективы, становился возможным доступ к бассейнам великих сибирских рек. Сибирский хан Едигер ещё в 1556 г. признал вассальную зависимость от Москвы, но сменивший его хан Кучум (? – ок. 1598) отказался признать власть Москвы, угнетал местных жителей, убил русского посла.

Купцы Строгановы, имевшие от царя грамоту с пожалованием земель к востоку от Урала, по разрешению Москвы наняли большой отряд казаков для борьбы с ханом Кучумом. Предводителем отряда стал казацкий атаман Ермак (?-1585). В 1581 г. отряд Ермака нанёс войскам Кучума поражение, а через год занял столицу Сибирского ханства Кашлык.

Окончательно Кучум был разбит в 1598 г., и Западная Сибирь была присоединена к Российскому государству. На присоединенных территориях утвердились общероссийские законы. Началось освоение Сибири русскими промышленниками, крестьянами и ремесленниками.

Запад. Внешнеполитические действия России на Западе – борьба за выход к Балтийскому морю, за прибалтийские земли, захваченные Ливонским орденом. Многие прибалтийские земли издавна принадлежали Новгородской Руси. Берега реки Нева и Финского залива входили раньше в состав земель Великого Новгорода. В 1558 г. русские войска двинулись на Запад, началась Ливонская война, продолжавшаяся до 1583 г. Правители Ливонского ордена препятствовали связям Российского государства с западноевропейскими странами.

Ливонскую войну делят на три этапа:

До 1561 г. – русские войска завершили разгром Ливонского ордена, взяли Нарву, Тарту (Дерпт), подошли к Таллину (Ревелю) и Риге;

До 1578 г. – война с Ливонией превратилась для России в войну против Польши, Литвы, Швеции, Дании. Военные действия приобрели затяжной характер. Российские войска вели борьбу с переменным успехом, заняв летом 1577 г. ряд прибалтийских крепостей.

Осложнило положение ослабление хозяйства страны в результате разорения опричниками. Изменилось отношение к русским войскам местного населения в результате военных поборов.

В этот период на сторону врага перешел князь Курбский, один из самых видных русских военачальников, знавший к тому же военные планы Ивана Грозного. Затрудняли положение опустошительные набеги на русские земли крымских татар.

В 1569 г. произошло объединение Польши и Литвы в единое государство – Речь Посполитую. Избранный на престол Стефан Баторий (1533-1586) перешел в наступление;

С 1579 русские войска вели оборонительные бои. В 1579 г. был взят Полоцк, в 1581 – Великие Луки, поляки осадили Псков. Началась героическая оборона Пскова, продолжавшаяся пять месяцев. Возглавил её воевода И.П. Шуйский. Мужество защитников города побудило Стефана Батория отказаться от дальнейшей осады.

Но Ливонская война завершилась подписанием невыгодных для России Ям-Запольского (с Польшей) и Плюсского (со Швецией) перемирий. Русским пришлось отказаться от завоёванных земель и городов. Земли Прибалтики были захвачены Польшей и Швецией. Война истощила силы России. Главная задача завоевание выхода к Балтийскому морю решена не была.

Юг. Значительная часть казны Руси уходила на военные расходы, необходимые для борьбы с татарами. Стоит отметить, что борьба эта имела переменный успех. Временами русским удавалось отбить пленных и разгромить татар. Так, в 1507 году князь Холмский со своим войском разбил татар на Оке. В 1517 году татарский отряд численностью 20 тыс. человек дошёл до Тулы, где и был разбит русским войском, а в 1527 году крымцы потерпели поражение на реке Остёр. Стоит сказать, что отследить перемещение крымского войска было очень сложно, поэтому чаще всего татары уходили в Крым безнаказанными.

Со второй половины царствования Грозного особое значение имели меры для обороны южной границы государства и для заселения так называемого «Дикого поля» на юг от Оки. Покорение Казани и Астрахани произвело сильное впечатление на крымских татар и на их верховного повелителя – турецкого султана. Со стороны турок и татар шли требования возвратить им взятые русскими ханства и делались приготовления для похода под Астрахань и для набега на саму Москву. Наконец, в 1571 году Крымский хан Давлет-Гирей, идя тем же путем, каким шёл хан Ахмат в 1480 г., воспользовавшись тем, что русское войско ушло на Ливонскую войну, сумел обмануть русских сторожевых воевод и добрался до Москвы, которую пограбил и пожёг. Тогда татары увели 60 тысяч пленных – практически всё население города.

Через год хан решил повторить свой набег, вынашивая амбициозные планы присоединения Московии к своим владениям, но потерпел сокрушительное поражение в Битве при Молодях. В той битве Давлет-Гирей потерял практически всё мужское население ханства. Но предпринять поход на Крым, чтобы добить врага, в то время русские не смогли, поскольку княжество было ослаблено войной на два фронта. 20 лет, пока не выросло новое поколение, татары не тревожили Русь. В 1591 году, татары снова совершили набег на Москву, а в 1592 крымские войска разграбили тульские, каширские и рязанские земли.

Итак, границей московских владений с юга был берег средней Оки; но во времена Ивана IV уже много русских людей поселилось за Окою, южнее тех крепостей, которые там стояли для обороны границы.

Выходя на «оукраину», или на «Дикое поле», русские люди становились там вольными «казаками». Над ними не было никакой власти, кроме их выбранных «атаманов». Они охотились, ловили рыбу, бились с татарами, которые тоже «казаковали» на «диком поле». Иногда русские казаки нападали на татарские города у Азовского и Черного морей и грабили их; а иногда они грабили своих же русских купцов и русские посольства, которые шли через «поле» в Крым.

Московское правительство знало о существовании на «поле» казаков и нередко само нанимало их к себе на службу. В расчёте на то, что русского населения на «поле» стало достаточно, при Грозном в Москве и решились занять «Дикое поле» войсками, поставить в наиболее важных местах города, а между городами провести укрепленную границу, через которую татарам нельзя было бы пройти безвестно. В 1571 г. в Москве составили особый совет из людей, знающих дело, и выработали общий план действий. По этому плану и стали строить города, выставляя их все южнее и южнее, важнейший из них город – Белгород.

Между городами стали проводить валы на открытых местах, засеки в лесах, строить укрепления на бродах через реки. В разных местах новой границы стали ставить наблюдательные отряды – «сторожи », а вдоль границы стали посылать разъезды – «станицы ». Для службы в городах, станицах и сторожах, сверх тех людей, которых присылали из Москвы, набирали людей из казаков и местных поселенцев. К концу XVI в. все «поле», до верховий рек Ворсклы и Северского Донца, было занято крепостями и вошло в состав Московского государства. Этим приобретением достигалась не только большая безопасность от татар, но и возможность заселить богатые черноземные пространства средней России. Казачество, которое не хотело подчиниться государственной власти, ушло к югу и сосредоточилось на низовьях Дона и Донца, отчего весь юг Московского государства представлял собой один хорошо организованный военный округ.


Похожая информация.