Велики армения. Армения Древняя: история, даты, культура. Армянская национально-освободительная борьба XVIII века

История Древней Армении насчитывает не одну тысячу лет, а сами армяне жили задолго до возникновения наций современной Европы. Они существовали и до появления античных народов - римлян и эллинов.

Первые упоминания

В клинописях персидских правителей встречается название «Арминия». Также Геродот упоминает «армен» в своих трудах. По одной из версий, это был индоевропейский народ, переселившийся из Европы в XII в. до н. э.

Другая гипотеза утверждает, что праармянские племенные союзы возникли впервые на к 4-3 тысячелетию до н.э. Именно они, как утверждают некоторые ученые, встречаются в поэме «Илиада» Гомера под названием «аримы».

Одно из названий Древней Армении - Хай, - по предложениям ученых, происходит от названия народа "хайасы". Это название упоминается на глиняной хеттских таблицах во II тысячелетии до н. э., обнаруженных при археологических раскопках Хаттушаши - древней столицы хеттов.

Есть сведения, что ассирийцы называли эту территорию страной рек - Наири. По одной из гипотез, в нее входили 60 различных народов.

В начале IX в. до н. э. возникло мощное царство Урарту со столицей Ван. Считается, что это древнейшее государство на территории Советского Союза. Цивилизация Урарту, преемниками которой стали армяне, была довольно развитой. Существовала письменность, основанная на вавилоно-ассирийской клинописи, земледелие, скотоводство, металлургия.

Урарту славилась технологией возведения неприступных крепостей. На территории современного Еревана находились две из них. Первая - Еребуни, была построена одним из первых царей Аргишти. Именно она дала название современной столицы Армении. Вторая - Тейшебаини, основана царем Руса II (685-645 гг. до н. э.). Это был последний правителель Урарту. Государство не смогло противостоять мощной Ассирии и навсегда погибло от ее оружия.

На ее смену пришло новое государство. Первые цари Древней Армении - Еруанд и Тигран. Не нужно путать последнего со знаменитым правителем Тиграном Великим, который позже будет наводить ужас на Римскую империю и создаст великую империю на Востоке. Появился новый народ, образовавшийся в результате ассимиляции индоевропейцев с местными древними племенами хайами и урарту. Отсюда пошло новое государство - Армения Древняя со своей культурой, языком.

Вассалы персов

В свое время Персия являлась мощным государством. Все народы, жившие в Малой Азии, подчинились им. Эта участь постигла и Армянское царство. Господство над ними персов длилось более двух веков (550-330 гг. до н. э.).

Греческие историки об Армении времен персов

Армения - древняя цивилизация. Это подтверждают и многие историки античности, например, Ксенофонт в V в до н. э. В качестве участника событий автор «Анабасиса» описал отступление 10 тысяч греков к Черному морю через страну, которая носит название Армения Древняя. Греки увидели развитую хозяйственную деятельность, а также быт армян. Они повсюду находили в этих краях пшеницу, ячмень, ароматные вина, свиное сало, различные масла - фисташковое, кунжутное, миндальное. Древние эллины также увидели здесь изюм, стручковые плоды. Помимо продуктов растениеводства, армяне разводили домашних животных: коз, коров, свиней, кур, лошадей. Данные Ксенофонта говорят потомкам, что народ, проживающий на этом месте, был развит в экономическом плане. Обилие различных продуктов бросается в глаза. Армяне не только сами производили продукты питания, но и активно занимались торговлей с соседними землями. Конечно, Ксенофонт про это ничего не говорил, однако он перечислил некоторые продукты, которые не произрастают на данной территории.

Страбон в I в. н. э. сообщает, что Армения древняя имела очень хорошие пастбища для лошадей. Страна не уступала Мидии в этом плане и поставляла лошадей ежегодно для персов. Упоминает Страбон об обязанности армянских сатрапов, административных губернаторов времен правления персов, об обязанности поставлять в честь знаменитого празднества Митры около двух тысяч молодых жеребят.

Армянские войны в древности

Историк Геродот (V в. до н.э.) описал армянских воинов той эпохи, их вооружение. Солдаты носили небольшие щиты, имели короткие копья, мечи, дротики. На головах - плетеные шлемы, обуты они были в высокие башмаки.

Завоевание Армении Александром Македонским

Эпоха Александра Македонского перекроила всю карту и Средиземноморья. Все земли огромной персидской империи вошли в состав нового политического объединения под властью Македонии.

После смерти Александра Великого государство распадается. На востоке образуется Селевкидское государство. Некогда единая территория единого народа разделилась на три отдельных области в составе новой страны: Великая Армения, находящаяся на Араратской равнине, Софена - между Евфратом и верхним течением Тигра и Малая Армения - между Евфратом и верхним течением Ликоса.

История древней Армении хоть и говорит о постоянной зависимости от других государств, однако показывает, что она касалась только вопросов внешней политики, что благотворно сказалось на развитии будущего государства. Это был своеобразный прообраз автономной республики в составе сменяющих друг друга империй.

Часто называли базилевсами, т.е. царями. Они сохраняли лишь формальную зависимость, посылая в центр дань и войско в военное время. Никаких попыток проникнуть во внутреннюю структуру армян не предпринимали ни персы, ни эллинистическое государство Селевкидов. Если первые так управляли практически всеми своими отдаленными территориями, то правопреемники греков всегда изменяли внутренний уклад покоренных народов, навязывая им «демократические ценности» и особый порядок.

Распад государства Селевкидов, объединение Армении

После поражение Селевкидов от Рима армяне получили временную независимость. Рим еще был не готов после войны с эллинами приступить к новым завоеваниям народов. Этим и воспользовался некогда единый народ. Начались попытки восстановления единого государства, что звалось "Армения древняя".

Властитель Арташес объявил себя независимым царем Арташесом I. Он объединил все земли, которые говорили на одном языке, включая Малую Армению. Последняя область Софена вошла в состав нового государства позже, через 70 лет, при знаменитом правителе Тигране Великом.

Окончательное формирование армянской национальности

Считается, что при новой династии Арташесидов и произошло великое историческое событие - формирование национальности армян со своим языком и культурой. Большое влияние на них оказывало соседство с развитыми эллинистическими народами. Чеканка собственных монет с греческими надписями говорила о сильном влиянии соседей на культуру и торговлю.

Арташат - столица древнего государства Великая Армения

В эпоху правления династии Арташесидов появляются первые крупные города. Среди них - город Арташат, который стал первой столицей нового государства. В переводе с греческого он означал «радость Артаксия».

Новая столица имела выгодное географическое положение в ту эпоху. Она располагалась на магистральном пути к портам Черного моря. Время появления города совпало с налаживанием сухопутных торговых связей Азии с Индией и Китаем. Арташат стал приобретать статус крупного торгового и политического центра. Плутарх высоко оценивал роль этого города. Он дал ему статус «Карфагена Армении», что в переводе на современный язык означал город, который объединяет все близлежащие земли. О красоте и роскоши Арташата знали все средиземноморские державы.

Расцвет Армянского царства

История Армении с древнейших времен содержит яркие моменты могущества этого государства. Золотой век приходится на время правления Тиграна Великого (95-55 гг.) - внука основателя знаменитой династии Арташеса I. Столицей государства стал Тигранакерт. Этот город стал одним из ведущих центров науки, литературы и искусства всего Античного мира. Лучшие греческие актеры выступали в местном театре, знаменитые ученые и историки являлись частыми гостями Тиграна Великого. Один из них - философ Метродор, который являлся ярым противником разрастающейся Римской империи.

Армения стала частью эллинистического мира. Греческий язык проник в аристократическую верхушку.

Армения - уникальная часть эллинистической культуры

Армения в I в до н. э. - развитое передовое государство мира. Она взяла все лучшее, что было в мире - культуру, науку, искусство. Тигран Великий развивал театры, школы. Армения являлась не только культурным центром эллинизма, но и сильным в экономическом плане государством. Росла торговля, промышленность, ремесла. Отличительной чертой государства являлось то, что оно не взяло систему рабства, которую применяли греки и римляне. Все земли обрабатывали крестьянские общины, члены которых были свободными.

Армения Тиграна Великого раскинулась на обширные территории. Эта была империя, которая охватывала огромную часть от Каспийского до Средиземного морей. Ее вассалами сделались множество народов и государств: на севере - Цибания, Иберия, на юго-востоке - Парфия и арабские племена.

Завоевание Римом, конец Армянской империи

Возвышение Армении совпало с расцветом еще одного восточного государства на территории бывшего СССР - Понта во главе с Митридатом. После долгих войн с Римом Понт также потерял свою независимость. Армения была в добрососедских отношениях с Митридатом. После его поражения она осталась один на один с могущественным Римом.

После продолжительных войн единая Армянская империя в 69-66 гг. до н. э. распалась. Под властью Тиграна осталась лишь Великая Армения, которая была объявлена «другом и союзником» Рима. Так называли все покоренные государства. Фактически страна превратилась в очередную провинцию.

После вхождения в Римскую империю начинается античный этап государственности. Страна распалась, ее земли присваивали другие государства, а местное население постоянно конфликтовало друг с другом.

Армянский алфавит

В древнейшие времена армяне пользовались письменностью на основе вавилоно-ассирийской клинописи. В эпоху расцвета Армении, во времена Тиграна Великого, страна полностью переходит на греческий язык в деловом обороте. На монетах археологи находят греческую письменность.

Армянский алфавит создан Месропом Маштоцем относительно поздно - в 405 году. Первоначально он состоял из 36 букв: 7 гласных и 29 согласных.

Основные 4 графических формы армянского письма - еркатагир, болоргир, шхагир и нотргир - развиваются только в Средние века.

Армения - страна в регионе Передней Азии, которая занимает площадь всего в 29 743 квадратных километра, в связи с чем она находится на 138 месте в мире по территории и на 136-м по количеству жителей. Выходу к морю страна не имеет. Конечно же, ничего специфического в этой информации нет, чего нельзя сказать про историю этой прекрасной великой страны.

Переселение

История Армении начинается еще до бронзового века, до изобретения письменности. Как показали исторические находки, на территорию будущей страны перебрались племена из Восточной Африки, о чем свидетельствуют инструменты труда, свойственные африканским народам, а также несколько статуэток местных богов, которым они поклонялись. Привлек людей в эти земли климат, который не был таким жарким, как в Африке, и сильные морозы не грозили переселенцам. Здесь было куда меньше свирепых хищников, больше еды и растительности. Тут народы чувствовали себя более спокойно. Так началось заселение Армении.

Народ Армении

Конечно же, все прекрасно понимали, что чрезмерное перенаселение новых земель приведет все к тем же последствиям, что и в Африке, - постоянным войнам между племенами и семьями, которые негативно сказывались на качестве жизни всего континента. Потому кочевники начинают объединятся между собой, дабы защитить свою землю. Так появляются первые народы Нагорья. В состав данной общины входят урарты, хуриты, лувийцы и племена-носители протоармянского наречия. Формирование народности началось в XII веке до н. э. и фактически закончилось в VI веке до н. э. Так как говор племен-носителей был значительно проще африканских племенных языков, для общения стали использовать протоармянскую словесность, которая в период формирования познала больших изменений.

Первое государство

Большая часть населения будущей Армении - это урарты, в связи с чем именно эти народы и решили взять власть в свои руки, объединив все отдельные народности в Урарту, первый государственный строй Нагорья, который был основан в VI веке до н. э. К сожалению, из-за неопытности первых правителей, долго Урарта не просуществовала, и уже во второй половине VI века территория Нагорья переходит под гегемонию Медии, а уже через несколько лет спустя стает частью империи Ахименидов. К сожалению, имена первых правителей Урарты утеряны, по той простой причине, что язык и письменность только формировалась и тогда еще не было возможности зафиксировать события.

Династия Ервандидов и Ерванд I

В составе Ахименидовой империи нагорье пробыло до IV века до н. э., после чего, а именно с 331, на территории будущей страны появляется государство Великая Армения, первыми правителями которой стает династия Ервандидов. Можно сказать, что Ерванд I создал Великую Армению, за что получил звание Сатрап Армении. К сожалению данное государство постигла та же участь, что и Урарту.

Начало истории Великой Армении

Скажем так, «первая» Великая Армения просуществовала в период с 331 года до н. э до 220 года до н.э. В 220 году на Великую Армению нападает Государство Селевкидов. Но так как элины по уровню развития уже были очень далеко от жителей завоеванного государства, надобность в Нагорье пропадает, таким образом, в 189 году до н. э. появляется «вторая» Великая Армения.

Арташес I стает правителем «новой» Великой Армении. Как сообщают источники, уже в этот момент, большая часть населения Нагорья говорит на армянском языке, хотя при дворе все же используют имперский арамейский. Также, говоря про Великую Армению, нужно сказать парочку слов и про Малую Армению или, как она в то время называлась - Коммаген. Появилось это Государство в 169 году до н. э. и просуществовало до 115 года н. э., после чего Малая Армения была захвачена сначала понтийцами, а, в конечном итоге, уже и римлянами. В период с 95 года до н. э. до 55 года до н. э. приходит к власти новый правитель Тигран II или Тигран Великий. Он отбивает у римлян Коммаген и присоединяет государство к Великой Армении. Именно во времена правления Тиграна Великого Армения имела невероятно большую территорию земель, на которых проживали армяноязычные народы. К тому же при Тигране II на армянском начинает говорить и знать страны. Государство выходит на новый уровень. Во время управления страной Тиграном II в состав Великой Армении входили такие земли:

  1. Коммагена или же Малая Армения.
  2. Сирия.
  3. Финикия. Страна, которая находилась на территории современного Ливана.
  4. Атропатена. Данное государство существовало на месте современного Ирана.
  5. Территория Месопотамии, древнего государства, которое существовало на ближнем Востоке, межу реками Тигр и Евфрата. Именно по этой причине часто встречается ее название, как Междуречье.
  6. Иверия, так же известна, как Иберия. Это территория современной Грузии.
  7. Алуанк - ныне Албания.
  8. Адиабена. Сейчас все знают эту страну, как Ирак.

Действительно, стоит согласиться, что Тигран II Великий потратил большое количество сил, дабы дать величие своей стране. К сожалению, во время войны с Римой и Парфией, почти все эти земли были отобраны в Великой Армении.

Армения во время Тиграна Великого

Тигран II Великий является прямым потомком Арташеса I, а точнее его внуком. Могучий правитель и сильный полководец смог навести порядок в Великой Армении за время своего правления, которое составило около 40 лет. Тигран Великий, царь Армении, пришел к власти в нужный момент, можно так сказать, в то время, когда в ближайших странах началась разруха, гражданские войны и экономический упадок. Благодаря такому раскладу, Тигран II сразу же завоевывает ближайшую Софену и Кордук. Это был апогей развития Армянского государства, так как Великая Армения при Тигране Великом получает выход к морю, что является огромным плюсом для будущего развития страны. Понимая, что армянская армия не сможет противостоять могущественному понтийскому войску, правитель Нагорья заключает договор с царем Митридатом VI, женясь на его дочери Клеопатре. Таким образом к территории Великой Армении присоединяется и Сирия, Митридат же забирает себе Малую Армению. Это было территориально удобно и правильно. С каждой новой войной Тигран расширял территорию Армении вплоть до 66 года до н. э. В это время речь заходила о том, что Тиграну нужен наследник, его старший сын должен был стать новым правителем Армении. Это вызвало негодование младшего сына, в связи с чем в 66 году до н. э. Тигран Младший обращается к Гнею Помпею Великому, который на тот момент только стал у руля римской армии за помощью. Гней Помпей приводит в Армению войско, которое состояло из 50 тысяч отборных воинов, которые и разгромили власть Тиграна II, в его руках осталась лишь небольшая территория Великой Армении - Нагорье и земли, захваченные у Парфии. Только начавшее процветать государство постепенно уходит в упадок, а в 55 году до н. э. скончался и сам Тигран Великий.

Великие цари Армении

Правителей в Армении за историю ее существования было очень много. Конечно же, самым могущественным был Тигран II Великий, власть которого не вызывала сомнений абсолютно ни у кого. Также стоит отдать дань и деду Тиграна, Арташесу I, который смог заново создать Великую Армению и в самые кратчайшие сроки сделать государство богатым и процветающим. Также говоря про эту прекрасную страну, следует упомянуть Трдата I, который был из династии Аршакидов. Он стал первым коренным армянином, правителем Великой Армении. Правил Трдат I 26 лет с 62 по 88 года уже нашей эры. Дальше сложно назвать еще хотя бы одного правителя, который бы имел в развитии Армении такое же влияние, как все вышеуказанные. Великая Армения переживала большое количество императоров, царей и князей. Всю ее многостраничную историю не пересказать в рамках одной статьи. Ну она, однозначно, заслуживает огромного внимания.

Армения в наше время

Государство Великая Армения пережило большое количество изменений, страданий, войн и реформаций. Сейчас же эта прекрасная, дружная страна больше ассоциируется с теплым курортным климатом, приветливыми жителями и высоким уровнем жизни. Большая часть храмов и дворцов Армении являются великим наследием ЮНЕСКО, которые могут отведать все желающие.

Краткий анализ древних и средневековых карт, указывающих на существование Армении на Кавказе

1NEWS.AZ

Продолжая тему армянских исторических фальсификаций, думаем, будет весьма уместно коснуться одного интересного аспекта армянского мифотворчества: «искусства» подделывать, фальсифицировать и придумывать «древние» карты, указывающие «Великую Армению от моря до моря».

Начнем с наиболее распространенного среди армянских юзеров трюка с двумя картами Римской империи, размещенными на стене Колизея в Риме, где указана Армения. Пожалуй, больше всего армянская сторона ссылается на эти карты, как якобы на достоверный источник существования «Великой Армении» свыше 2000 лет назад. Обычно эти карты ставят первыми - как неопровержимое доказательство существования древнеармянского государства, а потом вслед выставляют массу сфальсифицированных карт, как само собой разумеющееся после «древнеримской» карты с указанием Армении.

Эти две карты показывают территории Римской империи и соседних регионов в период с 146 года до н.э. и до 14 года н.э. Однако даже при беглом взгляде становится ясно, что это никакие не «древние карты», а всего лишь современный бетонный макет, прикрепленный к стене Колизея с целью знакомить приезжих туристов с ареалом Древнего Рима. К тому же карта составлена в современных границах и очертаниях материков, рек и морей, поскольку является копией сделанного с космоса фотоснимка этого географического региона. И школьнику ясно, что древние римляне не могли чертить карт с точностью, которой можно достичь, сделав фотоснимок с космоса, тем более римляне не могли предугадать, как будут выглядеть очертания региона через 2000 лет после их жизни.

Однако, несмотря на эти элементарные вещи, данную «древнеримскую» карту армянская сторона везде выдает как доказательство существования древнего армянского государства. На «древней» карте в Колизее указана географическая область «Армения», что ничего не говорит о государстве Армения и не объясняет, какое отношение все это имеет к переселившемуся туда хайскому народу, который мы ныне привыкли называть армянами, по месту их последнего проживания.

В действительности, никаких римских карт, кроме т.н. Пейтингеровой таблицы, не существует, а имеющаяся Пейтингерова таблица (для просмотра дополнительно нажать на фрагмент карты – Р.Г.) считается копией римской карты IV века, которая не сохранилась в оригинале и никто не может доказать была ли она вообще в оригинале. Эта карта схематично показывает сеть дорог Римской империи от Иберии на восток. И все. Явно подправлена в средние века была и сама Пейтингерова таблица. Мы видим, как гигантская Персия (Persida) покрывает маленькую Парфию, тогда как это государства разного исторического периода. Армении на этой карте ни в каком виде нет. Зато большая территория указана как Албания. Eсть там и Колхида. А ведь если верить армянским историкам то IV век это же время, когда «Великая Армения» от моря до моря еще была в расцвете. Так, где же она?


Имеется также несколько древнегреческих карт мира, это всем известная карта Птолемея и карты Геродота и Страбона. Однако сохранилась переделанная в 1467 году карта «Космография Птолемея» , в которой кроме названия почти ничего не осталось от античной Птолемеевой карты.

То есть все это средневековые копии античных карт, оригиналы которых безвозвратно утеряны. Все эти карты как две капли воды похожи друг на друга, а также на другие карты того времени. Причем на первых опубликованных древнегреческих картах никакой Армении не показано. Там вообще мало что показано. На некоторых более поздних копиях уже появляется Армения, как и много других новых наименований, при чем неясно кем и с какой целью туда включены эти названия. Это говорит о том, что даже если и были какие-то древние оригиналы, они явно были хорошенько обработаны средневековыми картографами и дополнены средневековыми названиями, существующими и предполагаемыми. Вместо античного названия Иберия на карте указано более позднее название – Испания, вместо Эллады – Греция, также добавлена Германия, тогда как такого названия в античный период не было и есть еще много подобных ляпов. Кроме того, Персия находится рядом с Парфией и Медией (Мидией), хотя их существование как государств разделяют века. А если увеличить и внимательно посмотреть эту «античную» карту, где находится Армения (кстати, Великая), Албания, Колхида (Грузия, стало быть), то выяснится, что эти страны помещены в таком же виде, как и на поздних картах cредневековья и Pенессанса. То есть это все равно, что если нынешние США будут указаны как границы древнего государства индейцев Америки, к тому же граничащая с империей майя и ацтеков.


Как мы видим, на проверку так называемые древние карты, приписываемые античному периоду, на самом деле оказываются творчеством целой плеяды средневековых и более поздних монахов, писарей и псевдоученых, при этом каждая поправка и фальсификация сделана с учетом политической конъюнктуры и симпатий своего времени. В итоге получилась такая каша, в которой государства, появившиеся на 300-700 позже друг друга, показаны как современники и соседние страны.

А если посмотреть на армянские карты, в прямом смысле нарисованные под воздействием буйной фантазии и выдаваемые за «древние», то просто дар речи можно потерять.

Взгляните на фантастические армянские карты , где нарисован какой-то параллельный мир, созданный прямиком из рассказов фантаста Рэя Брэдбери. Если бы не эти карты, мы бы и не знали что где-то рядом существует параллельный мир со своей историей и государствами, о которых не знает ни историческая наука, ни археология, ни древние письменные источники.

Просто диву даешься: всего несколько лет тому назад придуманы «древнеармянские» карты Кавказа с названиями городов Тигранакерт, Ервандашат, Аршамашат, и даже герб есть. Разве что гимн «Великой Армении» упустили придумать. Но это не поздно поправить, предлагаю сделать древнеармянский гимн на мотив песни «Сары Гялин» – мелодию армяне знают и любят.


А теперь вернемся к реальным картам средневековья. Совершенно очевидно, что все эти карты отражают видение мира людьми средневековья, поскольку почти все они составлены на основе слухов, рассказов, легенд и предположений, а не фактах. Причем чаще всего это видение карты мира основано на Ветхом и Новом Заветаx. Известно, что на средневековую картографию огромное влияние оказала арабская картография. Как отмечает исследователь Амир Эйваз, арабские карты тогда напрямую переписывались европейцами и переводились они с арабского как попало. Известно, что средневековое арабское написание часто не использовало огласовку (не указывались гласные), тем более в картах, где почти все географические названия сокращались. Поэтому арабское РМН обычно расшифровывается не как Армения, а как Романия (Ромея, Рум) или современным языком - Византия. Kогда карта Птолемея появилась в Европе в средние века, Византийская империя была еще довольно великoй. Причем Румом она называлась очень долго, даже когда она уже давно стала Османской империей.

Именно эта территория Рум и показана на некоторых средневековых картах, переведенных с арабского как Armenia Major и там локализуют Османскую Империю в XIV веке. Еще не настал 1453 год, Мехмет II пока не взял Константинополь, и империя пока не распространилась на всю Mалую Азию, но она уже Великая! Как же так – откуда «древние» картографы знали, что произойдет в будущем?

К тому же очень часто географические названия самовольно вносились каким-то средневековым монахом только потому, что они есть в Библии. А откуда они взялись в Библии никто и не знает.


Не зря армянские идеологи, в первую очередь именно «древними» картами обосновывают принадлежность тех или иных земель к «Великой Армении». Ведь доказать, что это не так будет не так уж и просто и есть большой риск увязнуть в бесполезных околонаучных спорах и дискуссиях, в которых весьма поднаторели армянские «спецы». Веками идут споры по поводу аутентичности многих таких карт. Неужели на таких картах и исходящих из них исторических аргументах времен царя Гороха можно что-то обосновывать, а тем более перекройку границ нынешних реальных государств? Подобное маниакальное стремление доказать всем что армяне - самые «первые и древние» во всем: от принятия христианства и до высадки с Ноева ковчега, позволяет армянским националистам обосновывать территориальные и культурно-исторические претензии к другим народам.

При этом армяне любят ссылаться на «античные» или «древние» карты, на которых чьим-то легким росчерком стоит слово «Армения», однако когда дело доходит до подробных карт, где указаны населенные пункты, то становится ясно, что разыскать там что-то армянское не получается и днем с огнем. Армянские националисты стараются избегать этих карт, составленных конкретными людьми, специалистами, пробывшими не один год в регионах, которые они затем описывают и наносят на карты

Ризван Гусейнов

Что общего у таких известных людей, как генералиссимус Александр Суворов, маринист Иван Айвазовский, священник Павел Флоренский, писатель Василий Немирович-Данченко, поэт Булат Окуджава? Связующее звено между всеми этими выдающимися людьми - тот неожиданный для многих факт, что в жилах каждого из них текла армянская кровь. Даже таможенник-герой из фильма «Белое солнце пустыни» актёр Павел Луспекаев - и тот при заполнении советских анкет в известной пятой графе всегда с гордостью писал - «армянин». А его фамилия восходит к армянскому княжескому роду - Лусбекян.

Армения... У обывателя, успевшего пожить среди пятнадцати советских республик, сразу возникают определённые ассоциации. Горная вершина Арарат, чья заснеженная шапка украшала этикетку одноимённого коньяка. Неподражаемая кухня и искреннее гостеприимство, свойственное всем кавказским народностям. Абрикосы, гранаты, виноградные гроздья, которыми Армения щедро наполняла наши рынки. Но ещё Армения - это и печально известная трагедия 1988 года в Спитаке, не оставившая безразличным ни один народ большой «семьи» бывшего СССР. Это и драматические события в Нагорном Карабахе, унёсшие жизни многих молодых солдат.

Но, несмотря на общее представление, всё-таки Армения для многих из нас подобна айсбергу, религиозная, культурная, историческая часть которого остаётся скрытой.

Моё личное знакомство с Арменией началось издалека, в прямом смысле слова, а именно - в Венеции, на конференции по библеистике. Восторг от доклада профессора священника Богоса Левона Зекияна и посещение Армянского острова в Венецианской лагуне подтолкнули к более глубокому изучению истории и традиций этой удивительной культуры. Кстати, врождённое стремление к постижению неизведанного у армян я отметил для себя в монастырском музее на венецианском Армянском острове, где собрана уникальная коллекция византийского стекла, артефактов из Египта и Шумера, а основной достопримечательностью музея монастыря является египетская мумия Неметхетамона (XV в. до Р. Х.).

Ковчег Ноя и каменный паспорт Еревана

Каждый народ территориально привязан к какой-то части суши. Что касается армян, у них две родины: одна историческая, а другая - доставшаяся в результате политической несправедливости. Сегодня эта территория равна по площади современной Киевской области.

Моему удивлению не было предела, когда я впервые увидел карту, зафиксировавшую кульминационную точку расширения границ Армянского государства времён Тиграна Великого (I в. до Р. Х.). Восточная часть современной Турции, современные Ливан и Сирия, частично север современного Израиля и Иордании, а также частично север Ирака и Ирана, Азербайджан, Грузия - некогда всё это были земли Великой Армении.

Действительно, исторической родиной армян является Армянское нагорье, которое можно назвать горным островом по отношению к Анатолийскому и Иранскому плато, расположенным ниже. Именно отсюда берут начало пять самых больших рек Ближнего Востока: Евфрат, Тигр, Арацани, Чорох, Кура. В центре Армянского нагорья возвышается библейская гора Арарат (ныне находящаяся на территории Турции) - самая высокая точка на Ближнем Востоке. На её вершине, как известно из Писания, остановился Ковчег патриарха Ноя. К сожалению, сегодня власти Турции не дают учёным доступа на Арарат, и исследовать вопрос об остатках Ноева ковчега можно только по фотографиям из космоса.

Можно предположить, что именно на той части суши, которую впервые увидел Ной после Потопа, и появился впоследствии город Ереван (двенадцатая по счёту столица Армении), ведь на армянском языке «еревал» означает «появляться», а «еревангал» - «показаться».

Клинописный каменный «паспорт» Еревана сегодня экспонируется в государственном музее Армении. Согласно его данным, Ереван на 29 лет старше Рима! (Вечный город основан в 753 г. до Р. Х.)

Айстан - Урарту - Армения

В середине II тысячелетия до Р. Х., за 500 лет до помазания первого царя в Израиле, в Армении уже было создано государство, объединившее все армянские племена в единый народ. Первоначально Армения называлась Айстан, а сами армяне и сегодня именуют себя «ай». Нам, наверное, из учебников по истории Армения более известна как древнее государство Урарту - так она именовалась в клинописных источниках придворной ассирийской канцелярии.

«Ванское царство», «Царство Ервандуни», «Вхождение в состав Ахеменидской державы», «Селевкиды и Армянские царства», «Армяно-Понтийский союз» - всё это сухие названия параграфов из учебника по истории Армении. Но даже беглое знакомство с оглавлением рождает уважение к народу с таким прошлым.

Христианская Армения

Если когда-то при решении кроссвордов вам придётся отвечать на вопрос, какое государство первым приняло христианство, знайте, это - Армения. В западной и восточной частях Римской империи ещё курился дым перед римским и эллинским языческими пантеонами, ещё продолжались гонения на христиан - а в Армении евангельское семя, посеянное апостолами Фаддеем и Варфоломеем, уже принесло добрые и обильные плоды: в 301 году Армения стала первым в мире христианским государством. Для сравнения: несмотря на то что император Константин Великий в 313 г. прекратил гонения на христиан, а в 325 г. был созван I Вселенский Собор, всё же Византийская империя официально стала христианской державой только в 380 г., после принятия эдикта императора Феодосия І.

Первым предстоятелем Армянской Церкви стал миссионер-труженник, исповедник святитель Григорий, которого армяне с любовью и гордостью называют Просветитель.

Связь Армении и её соседки и сестры во Христе, Восточной Римской империи, была очень тесной. Вплоть до 387 г. все католикосы* от святого Григория Просветителя до Нерсеса Великого хиротонисались в Каппадокии, сама же Армения являлась митрополией Кесарийской Церкви**. Литургическая традиция, как и богослужебный язык, на протяжении этого периода были едины, а армянский епископат активно участвовал в жизни Вселенской Церкви. Армянские делегаты принимали участие в работе I и II Вселенских Соборов. Однако из-за раздела Армении в 387 г. между Персией и Римом новый католикос Исаак, оказавшись на территории персов, был заключён в тюрьму, вследствие чего армянская делегация не попала на III Вселенский Собор. Тем не менее, после освобождения из тюрьмы католикос Исаак созывает в 435 г. Аштишатский Собор, на котором анафематствует Нестория***, подтверждая тем самым каноническую симфонию с отцами III Вселенского Собора. Однако, являясь непримиримыми противниками ереси Нестория, армянские богословы невольно создали этим предпосылку к монофизитству****.

* καθολικός - всеобщий (епископ).

** В подписи под актами I Вселенского Собора (325 г.) архиепископ Леонтий следующим образом обозначил свой титул: «архиепископ Кесарии Каппадокийской, Понта Галатийского, Пафлагонии, Понта Птолемаикского, Малой и Великой Армении».

*** На этом же Соборе были преданы анафеме Феодор Мопсуэтийский и Диодор Тарсийский, в результате чего армянские отцы пошли дальше отцов III Вселенского Собора - ведь ересь Феодора будет осуждена только на V Вселенском Соборе.

**** Монофизитство (µόνος - «один, единственный», φύσις - «природа, естество») - доктрина, признающая во Христе только Божественную природу и совершенно отвергающая Его человечество.

Измена по-гречески

Ощущение соседства с таким сильным единоверным государством, как Византийская империя, породило у армян иллюзию, что в критический момент они могут рассчитывать на заступничество. В этом и состоял трагизм ситуации, в которой оказался армянский народ и которая задала проекцию развития дальнейших межцерковных отношений Византии и Армении.

451 год в истории Церкви известен тем, что в городе Халкидоне проходил IV Вселенский Собор, на котором была осуждена ересь монофизитства. Но мало кому известен тот факт, что в этом же году в Армении христиане отстаивали свою веру далеко не в богословских дискуссиях. На требование персидского царя отречься от христианства и принять зороастризм армяне, собравшись на совещание в Арташате, написали от имени всего населения письмо с обоснованием отказа. Это и спровоцировало вторжение персидской армии в Армению.

Армяне были уверены, что в войне с персами за верность Христу они получат обещанную накануне помощь от Византии. Однако персы на тот момент уже успели получить от императора Маркиана заверение в невмешательстве...

26 мая 451 г. главнокомандующий армянской армией Вардан Мамиконян и 1036 воинов кровью засвидетельствовали свою верность христианской вере в бою с несоизмеримо более сильным противником. Погибшие были причислены к лику святых, как и католикос Иосиф, казнённый персами немного позднее.

Понятно, что имя императора Маркиана стало ненавистным для армян, и свою ненависть к василевсу они перенесли и на оросы IV Вселенского Собора...

Дерзнём предположить, что бумеранг предательства, некогда пущенный Византией по отношению к христианской Армении, вернулся назад в Константинополь в 1204 г., когда к его стенам подошли с высоко поднятыми христианскими знамёнами, сверкая на солнце мечами и доспехами, рыцари IV Крестового похода...

А ведь Византия многим обязана Армении. И не только в силу того, что императорская гвардия состояла из армян, подобно тому, как Папская гвардия в Ватикане состоит из швейцарцев. Вообще, военная мощь, военная организация и военный талант Византии - заслуга армян, как военачальников, так и простых солдат. Армянские пешие отряды и армянская кавалерия считались лучшими частями византийской армии, беззаветно преданными своему императору. Кстати, из всех императоров Византийской империи пятьдесят четыре (а это 67 %) были армянами*. Некоторые историки считают, что именно отстранение армян от руководства боевыми частями в канун IV Крестового похода и стало причиной поражения, нанесённого турками.

* Некоторые византийские императоры, несмотря на наличие армянских корней, устраивали гонения на своих соплеменников. Так, некоторые хронисты сообщают, что в VI в. мятежный князь Смбат, преследуемый императором-армянином Маврикием, высадился в Крыму и поднялся вверх по течению Днепра. Внимание, киевляне! Именно на кручах, где впоследствии появится Киев, князь-армянин строит мощную цитадель Смбатас на горе, которую именуют до сего дня Замковой.

Между молотом и наковальней

У историка Нейла Фолкнера в его книге «Апокалипсис, или Первая Иудейская война» я когда-то прочитал, что Армения являлась своего рода Польшей Древнего Востока. Действительно, Армения имела настолько важное стратегическое значение, что спокойную жизнь страны постоянно нарушали военные марши армий тех империй, между которыми ей приходилось существовать. К сожалению, площадкой для выяснения отношений между сверхдержавами в большинстве случаев выбиралась сама же буферная Армения; во многих конфликтах враждующие государства привлекали её на свою сторону.

«Армян невозможно победить, их нужно разделять», - эти слова произнёс в IV в. до Р. Х. потерпевший поражение в Армении царь Дарий I. Эта установка оказалась не просто действенной, но и вневременной - на века.

После первого раздела Армении между Римской империей и Парфией (в 387 г.) её народ ещё не раз переживал перекрой между сверхдержавами. Так, второй раздел территории Армении произошёл в 591 г., но уже между Византийской империей и сасанидской Персией.

На протяжении всего этого периода армяне не сдавались и, сохраняя преданность вере во Христа, боролись за свою независимость. Свидетельством тому может быть создание и существование Киликийского армянского царства в окружении Сельджукского Иконийского султаната, которому не смогла противостоять Византийская империя. Фактически этому христианскому островку было суждено стать второй в Малой Азии родиной рассеянных армян. Именно сюда из города Ани был перенесён престол католикоса. Находясь в мусульманском окружении, князья армянской Киликии чеканили золотые, серебряные и медные монеты со своим изображением и легендой (надписью) на армянском языке. Именно в этот период были установлены торговые связи с Венецией и Генуей.

Удивительно, но когда в XIII в. мамелюкское Египетское государство завоевало одно за другим созданные крестоносцами в Палестине державы, единственным непокорённым христианским государством на Ближнем Востоке оставалось Киликийское армянское царство! И только в 1375 г. мамелюкам всё же удалось сломить сопротивление армян, и христианская Киликия пала - армянский народ потерял государственность более чем на 500 лет.

1386-й, 1394-й, 1398-й, 1403-й - это годы, в которые армия Тамерлана опустошала Армению, вследствие чего большая часть населения была уничтожена.

1453 г. - год захвата Константинополя турками-османами, после которого османская Турция превратилась в сильнейшее государство Ближнего Востока. Под её властью оказались балканские страны и вся Малая Азия. Как раз между османской Турцией и сефевидским Ираном в 1555 г. и был произведён третий раздел территории многострадальной Армении, а в 1639 г., после насильственной депортации 300 тысяч армян в Иран, произошел четвёртый передел.

Армянский ренессанс

Поразительно, однако именно в этот трагический период армянская культура и искусство переживали свой ренессанс. С X по XIV век были созданы многие шедевры церковной хоровой музыки; в это же время были изобретены «хазы» - специальная система знаков для записи музыки, фактически аналог византийских «невм» и древнерусских «крюков». Расцвела армянская архитектура - были возведены храмы в Санаине, Ахпате, Кечарисе, Агарцине, Гошованке, а также вырублен в скальном массиве знаменитый монастырский комплекс в Гегарде. Наверное, самым известным зодчим этого времени можно назвать архитектора Трдата. Именно он взялся за реконструкцию купола храма Святой Софии в Константинополе, разрушенного землетрясением, когда его греческие коллеги признали своё бессилие. Восстановленный Трдатом купол Святой Софии держится до сих пор!

Немногие знают, что до открытия в 1200 г. в Париже первого европейского университета в Армении уже существовали его аналоги, именуемые вардапетаранами (высшими школами), где изучали «семь свободных искусств». Отдельно имелись медицинские вардапетараны. А Гладзорский вардапетаран, созданный по европейскому образцу и имевший два факультета - богословский и юридический, - в 1280 г. первым в Армении получил статус университета. Возрождение переживала и литература: именно в этот период Григор Нарекаци написал «Книгу скорбных песнопений», которая сегодня переведена на многие языки мира.

Нельзя не упомянуть и о гении зодчего Манвела, создателя храма Сурб-Хач (Святой Крест) и портовой гавани на острове Ахтамар, и о тех знаменитых хачкарах, которые создал этот талантливый человек.

Хачкары (в переводе дословно «крест-камень») - это уникальный, сугубо армянский вид каменного декаративно-прикладного искусства. Каждый хачкар представляет собой каменную стелу с вырезанным на ней изображением креста, изящно украшенную орнаментом. Ни один хачкар, даже изготовленный одним и тем же мастером, не повторяется.

Вардапет Месроп Маштоц

Человеку, который гостит в Армении и хочет познакомиться поближе с её культурой, необходимо посетить Матенадаран - главное хранилище книг. Чего не было в истории армянской книги, так это скатанных в рулон манускриптов. Первые образцы дошедших до нас армянских книг V-VI вв. сброшюрованы, прошиты и имеют переплёт и обложку.

Армянская традиция связывает создание армянской письменности с переводом книг Священного Писания*. Но, несомненно, до появления нового алфавита «Еркатагир» помимо клинописи, арамейского и греческого языка у армян был свой способ письма. К сожалению, никаких эпиграфических свидетельств и артефактов с фиксацией древних записей до нашего времени не сохранилось.

* Первая книга Священного Писания, перевёденная с сирийского на армянский, - книга Притч.

Месроп Маштоц - человек, которому принадлежит честь создания армянского алфавита. Сегодня армяне, читая газеты, отправляя SMS-сообщения, иногда даже не задумываются, каким сокровищем они владеют.

Когда-то известный лингвист Мейер сказал, что армянский алфавит - это шедевр. Его уникальность заключается в том, что из 36 букв каждому символу соответствует один определённый звук, и наоборот (для сравнения: в русском алфавите всего 33 буквы, из них две не обозначают звуков).

В армянской азбуке (кстати, как и в церковнославянском языке) каждая буква снабжена своим числовым значением. Относительно недавно журналист и исследователь Эдуард Аянян сложил числовые коды букв в армянских названиях металлов и получил в точности те числа, которые проставлены Менделеевым в верхних углах ячеек его таблицы для обозначения атомных зарядов тех же химических элементов. Например, золото (арм. «воски») - 79; свинец (арм. «арчич») - 82, как в периодической системе. А ведь Месроп Маштоц не придумывал слов и тем более - армянского языка, который сформировался за тысячи лет до официальной даты создания армянского алфавита - 405 г.!

Позднее Месроп Маштоц набирает школу и с помощью ста учеников переводит с сирийского на армянский язык книги Священного Писания. Армянский перевод Библии назван палеографом Ф. Кроссом королевой перевода. И несмотря на то, что сегодня филологи задаются вопросом: осталось ли хоть что то от первоначального перевода Библии с сирийского, ведь в 432 г. в Армению попадает греческий перевод Писания - Септуагинта, текст которого был впоследствии согласован с первоначальным вариантом, - труд Месропа Маштоца, несомненно, незауряден, за что Месроп удостоен титула «вардапет» - учитель Церкви.

Примечательно, что сегодня во всём мире в музеях и библиотеках хранится около 30 тысяч армянских рукописных книг (и это только те рукописи, которые сохранились). А если учесть, что за всю историю Византии было создано около 50 тысяч рукописных фолиантов, этот факт вызывает ещё большее уважение к армянам как к книголюбивой и читающей нации.

В качестве предположения мы можем допустить связь между таким впечатляющим количеством рукописей - и тем ноу-хау, которым владели армянские переписчики книг и каллиграфы, писавшие под диктовку автора. Привычное перо писца у армян в результате технической эволюции довольно рано было превращено в первый прототип «авторучки»: к верхней части пера-калама прикреплялся пузырёк с чернилами. Благодаря этому писцы были освобождены от непрестанного макания пера в чернильницу. Так, в заключительных главах рукописей армянские писцы нередко добавляют: «Каждый раз, набрав чернила в калам, писал 900, даже 920-930 и более букв».

После падения Киликийского царства престол католикоса возвращается в Армению, и с 1441 г. по сей день резиденция католикоса всех армян находится в Эчмиадзине.

Католикосы, на протяжении всей истории христианской Армении бывшие духовными лидерами армянского народа и прилагавшие все усилия для сохранения армянами верности Христу, не теряли надежды на возвращение независимости. В 1547-м, 1562-м, 1677-м годах они инициировали обращение к правительствам европейских государств. Но Европа, не заинтересованная в помощи армянам, молчала. Разочаровавшись в политике европейских монархов, но всё же не теряя надежды, в 1701 г. армянская делегация во главе с Исраэлем Ори обращается к российскому императору Петру I с просьбой поддержать освободительную кампанию против турок и персов. Этой аудиенцией было положено начало попыткам российского престола помочь многострадальному армянскому народу. И только спустя столетие в ходе I и II Российско-персидских войн при участии армянского добровольческого ополчения были достигнуты первые победы по освобождению Армении и возвращению армянского населения из иранского плена. Но всё же значительная часть - горная, западная Армения (Сасун, Зейтун) с армянским населением продолжала оставаться в мусульманской изоляции Османской Турции.

Геноцид

При смене правительства любой народ связывает своё будущее с надеждами на благие перемены.

В 1908 г. в Турции после государственного переворота и свержения кровавого режима Абдул-Хамида II к власти пришла партия младотурок. У армян появилась надежда на долгожданное восстановление прав христиан в новой стране... Но 1909 г. был ознаменован массовым истреблением армянского населения в Киликии с молчаливого согласия нового правительства. Погибло 30 тысяч человек. Это было страшным началом тотального планомерного уничтожения армянского народа.

Эти события начала века очень похожи на те, которые произойдут спустя два десятилетия в национал-социалистической Германии...

Трудно подобрать слова для описания случившегося в этот трагический трёхлетний период с 1915 по 1918 гг. По всей видимости, решение отуречить всех подданных Турции, а христиан уничтожить, принятое в 1911 г. на тайном совещании партии младотурок в Салониках, нашло практическое воплощение в геноциде, осуществлённом по определённому плану. Армения лишилась полутора миллионов своих сыновей и дочерей. Очевидец этих зверств известный армянский композитор и священник Комитас лишился рассудка... Примечательно, что турки и официальная турецкая историография не признают преднамеренности уничтожения армянского населения в Османской империи. В то же время, в ряде стран мира (Швейцария, Франция, Аргентина и др.) действуют законы, предусматривающие наказание за отрицание геноцида армян.

Трагическая и печальная судьба армянского народа, сопряжённая с постоянной борьбой, может быть прочувствована тем, кто даже впервые слышит мелодию старинного инструмента дудук. Внешне дудук напоминает обыкновенную флейту, но как величественна магия звука этого инструмента! Даже самое чёрствое сердце она не оставляет безучастным. Композитор XX в. Арам Хачатурян очень ёмко сказал: «Дудук - это единственный инструмент, который заставляет меня плакать».

Вместо заключения

Почти в каждом православном храме нашего отечества есть зримое напоминание об Армении - стране надежд обновлённого человечества, стране библейской радуги - это столь любимый нами образ Нерукотворного Спаса. Какая же здесь связь с Арменией?

Во время земной жизни Христа Спасителя столицей Великой Армении был город Эдесса, некогда поразивший своей красотой Александра Македонского до такой степени, что родившуюся дочь он назвал Эдессой. Так вот, согласно армянскому преданию, царь Абгар (Авгарь) приглашал сюда, в Армению, Иисуса Христа: «Слышал я также, что многие... ропщут на Тебя и хотят предать Тебя мучениям. У меня есть небольшой, но красивый город, его достаточно было бы для нас обоих». Вот так просто, искренне, с характерным для армян гостеприимством приглашал царь Абгар Спасителя. Господь же в ответ на это приглашение отправил царю в подарок убрус (плат), на котором проявился отпечаток Его лица. Так появился в истории иконографии первый оригинальный Нерукотворный образ. В этом предании - весь армянский народ со всеми его характерными качествами - радушием, искренностью, преданностью Христу.

Посещая Армению, я обратил внимание на то, что встретить обиженного или обозлённого человека здесь почти невозможно. Все оживлены и чем-то воодушевлены. Люди доброжелательны. У всех живые глаза, которые играют природной безобидной хитрецой. Невольно вспоминаешь слова Осипа Мандельштама: «Жизненное наполнение армян, их грубая ласковость, их благородная трудовая кость, их неизъяснимое отвращение ко всякой метафизике и прекрасная фамильярность с миром реальных вещей - всё это говорило мне: ты бодрствуешь, не бойся своего времени, не лукавь...»

Северо-восток Малой Азии обошло стороной нашествие Александра Македонского, он не стал ареной боев между диадохами, не дошли сюда и кельты. Из распавшихся персидских владений на южном берегу Черного моря выделилось царство Понт. Оно умело лавировало в драках между соседними державами, признавало зависимость то от селевкидской Сирии, то от Македонии. А когда ту и другую сокрушил Рим, признало себя вассалом победителей. Хотя вассалитет был чисто номинальным, практически Понт остался самостоятельным. Население его представляло собой смешение различных народов - греков, армян, персов, фригийцев, лидийцев и ликийцев. Царство достигло расцвета во II в. до н. э. под властью Митридата VI Евпатора. В тот период сильнейшей державой региона была Великая Армения, в которой правил «царь царей» Тигран II Великий. Греческий царь с самого начала видел Армению своим военным и экономическим союзником. По приказу Митридата армянским купцам давались особые привилегии на территории Понта, что способствовало, налаживаю тесных торговых отношений. Митридат свободно говорил на всех языках тех народов, что заселяли его империю и ни с одним из подданных не общался через переводчика. Поэтому при первой встрече царь Тигран был приятно удивлен, услышав из уст греческого царя родной язык.

Вся личная охрана царя греческой империи состояла из этнических армян, кроме того во главе понтийской кавалерии стоял также армянин – Агасар Сухпатенци. Многими историками, Митридат назван самым амбициозным царем своей эпохи. «Царь Митридат пытался создать особенную империю, которая затмила бы собой все остальные. И, безусловно, он понимал, что война против Рима будет неизбежна. В тот период лишь армянский царь Тигран мог позволить себе равную войну против империи, поэтому он попытался вовлечь Тиграна в прямую конфронтацию. Однако тот был мудрым правителем и понимал, что она будет губительной для Армении из-за внутренней нестабильности. Но Митридат, будучи тонким дипломатом и целеустремленным политиком, выдал свою дочь Клеопатру за армянского царя» – пишет американский историк Ричард Томас. Первая встреча между царями состоялась в новой столице армянской империи – Тигранакерте. После рассмотрения предложений Тигран и Митридат разделили сферы влияния, Тигран в Передней Азии, Митридат - в Малой Азии. После этого, армянский царь сразу начал кампанию против Каппадокии: у Невшихира армянская армия нанесла поражение самой боеспособной части армии царя Ариобарзана, который после этой вести бежал в Рим, оставив пустым Кесарию. На престол Тигран посадил своего соратника и прославленного полководца - Гордеуса Ахвирани. Вопрос завоевания остальных территорий был лишь делом времени.

Еще до войны с Римом, армянский царь оказывал военную поддержку своему зятю. Митридат своего лучшего полководца Диофанта с отборным 6-тысячным корпусом для завоевания Крыма. Однако в первом сражении Диофант был разбит. Недалеко от Херсонеса находился второй арямнский кавалерийский корпус во главе с прославленным полководцем Араспом Багаратом, который по приказу своего царя отправился на помощь своим греческим союзникам. Уже через неделю понтийцы, получив подкрепление, перешли в наступление. В свою очередь скифы также стали искать поддержку и обратились к царю роксоланов Тазию, который прислал им войско. «Скифо-сарматская армия насчитывала более 50 тысяч человек против 25 тысяч понтийцев и 5 тысяч армянских кавалеристов. Несмотря на численное превосходство, скифы были полностью разгромлены. Одним из главных факторов победы стал полководческий талант Дифоанта и Багарата. Арямнская кавалерия полностью уничтожила сарматский корпус Палака, отрезав их от скифов, которых разгромил Дифоант» - рассказывает профессор Колумбийского университета Самюэль Тоттен. Греческий царь щедро наградил армянского полководца за проявленное мужество в битве у Херсонеса. Через некоторое время Митридат решил первым нанести удар Риму. В тот период разразилась Союзническая война с восставшими против Рима италийскими племенами и гражданская между оптиматами во главе с Суллой и популярами во главе с Марием. Подобное развитие событий предвещало успех греческому царю. В 89 г. до н. э. Митридат подал сигнал, и по всей Малой Азии началось истребление римлян. В несколько дней было перебито более 80 тыс. человек, а малоазиатское население перешло под власть понтийского царя.

После чего он двинул войска на Балканы, и на его сторону сразу перешла почти вся Греция. А его главный союзник, царь Тигран захватил северную часть Месопотамии, Сирию и Финикию. Война с Римом началась в 74 г. до н. э. На первом этапе Евпатору сопутствовал успех, он одерживал победы. Но во Фракию были назначены более энергичные полководцы: Гай Скрибоний Курион покорил дарданов, обитавших на территории нынешней Сербии, и вышел к Дунаю, а Лукулл разгромил царство бессов и взял штурмом их столицу Ускудаму. Остатки понтийской армии, соединившись с бронированной армянской конницей, сумели сдержать дальнейшее продвижение римлян. Но Лукулл пустил в ход дипломатию и заключил союз с владыкой Парфии Фраатом, у которого при дворе оказался наследник армянского престола Тигран-младший, поссорившийся с отцом и претендовавший на царство. И силы Армении оказались нейтрализованы, на нее с востока обрушились парфяне. Тиграну понадобилось время, чтобы собрать, разбросанное по всей империи войско и наголову разгромить парфян. После поражения, Митридат отправил к Тиграну. Лукулл направил Тиграну посла, Аппиуса Клавдия, с требованием выдачи Митридата, но получил отказ. Лукулл начал войну против Армении, Тигран в это время находился в приграничных южных районах своего государства. Для того чтобы вернуться в Армению, он вместе со своими телохранителями был вынужден совершить почти тысячекилометровый марш-бросок. Достигнув Тигранакерта, римляне держали столицу в осаде в течение 6-и месяцев. Все это время Тигран собирал силы для решающего сражения.

Два римских легиона проникли в тыл армянской армии и, нанеся удар, фактически решили исход боя. Однако именно здесь проявился полководческий талант Тиграна. Понимая, что поражение решает судьбу Тигранакерта, Тигран Великий тем не менее избрал образ действий, впоследствии долгое время не применявшийся в европейских странах. Вопрос стоял так: что сохранить - армию или территории? В отличие от принятой в то время во всем мире системы действий Тигран решил сохранить не территорию, а армию, что оставляло ему возможность победить в войне. Захватив и подвергнув страшному разграблению столицу Армении, римляне вернулись в Кордук на зимовку. А армянская армия в это время разработала новую, соответствующую сложившимся условиям тактику и готовилась применить ее. Армия была поделена на две части. Пехота под командованием Митридата была отправлена в тыл римлян с задачей перерезать их коммуникации, а конница Тиграна начала наносить неожиданные удары по движущейся к Арташату римской армии. Одним из таких уроков и стала битва при Арацани в 68г. до н. э.

Несмотря на утверждения, что Митридат VI Евпатор советовал Тиграну отказаться от решающей битвы в столице и подсказывал ему некоторые действия, Тигран тем не менее вполне уверенно довел дело до победы в войне, учитывая несравнимо большой потенциал Рима. После разгрома Лукулл бежал в Рим, который отправил против Армении легионы во главе с Помпеем. После нескольких битв Помпей проникся большим уважением к армянскому царю и впоследствии признал лишь Тиграна законным царем Великой Армении. А Тиграна-младшего, который со своим отрядом дружески встретил римлян на Араксе, заковал в цепи и объявил пленным. Предложение парфянского царя Фраата о разделе Армении по Евфрату Помпей отверг. Тогда же Тигран собрал войско и сурово наказал предателей, казнив парфянского царя. В том же году близ города Никополя состоялось второе сражение между римлянами и войсками царя Митридата. Ночью римские легионы внезапно атаковали спящих понтийцев и разгромили их. Вскоре против Митридата VI Евпатора восстали греческие города Северного Причерноморья и азовского побережья. Мятеж против государя подняло и царское войско во главе с его сыном Фарнаком. Тогда в 63 году до н.э царь Митридат покончил жизнь самоубийством, бросившись на меч, не желая сдаваться врагу.