Умственная деятельность человека в психологии. Физическая активность = умственная деятельность? Умственная деятельность человека

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления.

Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Выделяют несколько видов мышления , соответствующих стадиям развития человека.

  1. Наглядно-действенное - генетически наиболее ранняя форма мышления, наблюдаемая у ребенка от года до трех, до овладения им активной речью. Ребенок уже понимает слова, но для него они тесно связаны с тем, как он воспринимает предмет, видит, слышит, осязает его. Например, словом «ключ» он обозначает все блестящие предметы. Одним словом может называть плюшевую собачку, шубу и живую кошку, классифицируя их по наличию меха.
  2. Наглядно-образное мышление характерно для детей 4-6 лет. В их сознании образ предмета и его название уже не связано с каким-то конкретным предметом; он понимает, что «девочкой» является не только его сестра, но и существо из соседнего подъезда, и рисунок девочки в книжке. Но для того, чтобы мыслить и говорить об этом, ему очень важно видеть предмет разговора.
  3. Словесно-логическое мышление осуществляется при помощи логических операций с понятиями, без опоры на реальный предмет или конкретный образ. Например, вычисления в уме. Или мысленное «проигрывание» развития ситуации. Этот вид мышления характерен для взрослых людей, так как он быстрее и удобнее, не требует внешнего антуража. Правда, иногда и взрослому человеку, чтобы понять конструкцию чего-то, требуется увидеть изображение или проделать какое-то действие.

Форма мышления - это способ выражения мыслей или схема их построения. По содержанию мышление бесконечно многообразно, но все это многообразие укладывается всего в несколько форм. Существует три формы мышления : понятие, суждение и умозаключение

Понятие может выступать как специфический результат мышления и является обобщенным отражением класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях. Благодаря понятиям мышление приобретает характер обобщенного отражения действительности.

Суждение (высказывание) - это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается. Суждение состоит из понятий, связанных между собой, выражается в форме предложения, может быть истинным или ложным, простым или сложны

Умозаключение - форма мышления, в которой из нескольких исходных суждений (посылок) вытекает новое суждение (вывод).

деятельности.

Усвоив материал этой главы, вы должны уметь:

    Объяснять механизмы физиологических изменений в организме при умственном труде.

    Охарактеризовать психические трудовые функции: внимание,

память, мышление, творческое воображение.

    Показать динамику изменения умственной работоспособности в течении суток.

    Описать состояние умственно-эмоционального утомления и переутомления.

    Раскрыть физиологический механизм и факторы риска формирования нервного напряжения.

    Характеризовать учебные стресс-факторы и проявления эмоционального стресса.

§1. Физиологические основы умственной деятельности.

В основе умственного труда лежат восприятие, переработка информации и принятие решений. Восприятие информации в основном осуществляется зрительным и слуховым анализаторами. При этом включаются такие высшие психические функции, как внимание, память, интеллектуальная деятельность. Особенностью некоторых видов труда является повышенное эмоциональное напряжение, других - однообразие и простота выполняемых функций. Во всех случаях умственной деятельности основным является участие центральной нервной системы, ее высших отделов.

Головной мозг человека – сложная функциональная система, действующая как единое дифференцированное целое. В связи с этим, так называемых высших интеллектуальных центров, не существует и в осуществлении интеллектуальных функций принимают участие многие элементы или вся кора больших полушарий.

Головной мозг ни днем, ни ночью не находится в бездеятельном состоянии. Благодаря десяткам миллиардов нейронов он может накапливать свыше 10 млрд. единиц информации в секунду, что в несколько раз больше, чем самая совершенная ЭВМ. Вместе с тем, принято считать, что лишь около 20% возможностей мозга используются человеком в его деятельности.

В процессе умственного труда образуются новые функциональные связи, новые комплексы условных рефлексов. Учение И.П. Павлова об условных рефлексах и ВНД позволяет понять механизм образования трудовых навыков, которые определяют успех умственного труда. Условный рефлекс есть ответная реакция организма на внешние раздражители. Поведение человека, в частности, во время умственной работы регулируется законами условного рефлекса, процессами возбуждения и внутреннего торможения, экономящего силы человека.

Взаимодействие двух основных нервных явлений – возбуждения и торможения – обеспечивает человеку возможность быть всегда бодрым и хорошо ориентироваться во внешней среде. Образование и смена условных рефлексов при умственном труде осуществляется сложнее, чем при труде физическом.

Важной формой регулирования нервных процессов в коре головного мозга является нервная индукция – сложное взаимодействие процессов возбуждения и торможения. Различают положительную индукцию, при которой процесс торможения, возникший в одном пункте мозговой части анализатора, тотчас вызывает появление процесса возбуждения в другом его пункте. Отрицательная индукция, которая наступает, когда вызванный нами рефлекс усиливает имеющееся в других пунктах состояние торможения. Отрицательная индукция выражается, например, в забывчивости человека.

При тренировке процессы иррадиации – распространения, концентрации возбуждения и торможения, связанное с ними явление индукции происходят быстрее и точнее. В итоге достигается высшая ступень приспособления к условиям труда.

Создание устойчивой системы условных рефлексов, вырабатываемых в труде, обеспечивается эмоциональным интересом к совершаемому делу.

Роль эмоций в процессе умственного труда. Эмоциональная активность выступает как необходимое условие продуктивной интеллектуальной деятельности, если эта деятельность является достаточно сложной для человека, что только субъективно легкие задачи можно решить без эмоциональной активности. Эмоции выполняют очень важные функции в познавательной деятельности при взаимодействии мотивов интеллектуального характера. Готовность к действию высших отделов мозга зависит от нормального функционирования центров эмоций.

Нейрофизиологические исследования показывают, что эмоции являются источником творческой и познавательной деятельности. Для высших интеллектуальных актов нет резкого разграничения между положительными и отрицательными эмоциями.

В процессе интеллектуальной и учебной деятельности отрицательные и положительные эмоции, т.е. эмоции от успеха или неудачи, наслаждения или страдания, не только часто сменяют друг друга, но также и переплетаются между собой. Например, сдача экзамена даже на "отлично" у сильного студента иногда может вызывать неудовлетворение, так как в спокойном состоянии он мог бы изложить материал значительно лучше.

Под влиянием положительных эмоций повышаются функциональные возможности мозга и стимулируется ассоциативная деятельность. Положительные эмоции способствуют возникновению эмоциональной доминанты и зарождению новых потребностей и мотивов, ускоряют темп интеллектуальных процессов. При этом индивидуум становится более активным, подвижным, веселым. Выразительными становятся также голос, мимика, поза и жестикуляция.

Трудовая творческая деятельность, обучение, высокое интеллектуальное развитие и социально-этическая детерминированность своеобразно видоизменяют эмоции и их внешнее проявление. У человека эмоциональные реакции в прошлом были гораздо больше связаны с мускульными движениями. Развитие высших интеллектуальных процессов подчинило и соответственно изменило характер эмоций. Хотя разделение эмоций на эмоции высшего и низшего порядка в какой-то степени искусственно, оно облегчает понимание природы эмоций и выявление их роли в приспособительных механизмах организма, особенно в процессе трудовой деятельности и обучения. Эмоции высшего порядка управляют поведенческими актами человека, а также способствуют решению различных умственных и когнитивных задач учебного характера.

Человек целенаправленно использует весь свой богатый эмоциональный фонд для решения определенных задач, достижения цели, творческой деятельности, обучении. Видоизменение эмоциональных проявлений не должно означать, что при этом уменьшаются потенциальные ресурсы эмоций. Оно свидетельствует о качественном их изменении - одно качественное проявление эмоций переходит в другое. Эмоциональная разрядка возможна не только при различных аффективных проявлениях. При напряженной творческой работе и обучении эти эмоциональные потенции используются постепенно и целенаправленно, без особых внешних проявлений.

Волевые качества индивидуума также определяют утонченность эмоциональных проявлений. Трудности и препятствия в работе и учебе нередко концентрируют эмоциональную энергию на решении поставленной задачи, что не обходится без целенаправленного воздействия воли. П.И.Чайковский говорил, что нечеловеческим напряжением воли человек добьется больше, чем гениальный лодырь.

Физиологические изменения в организме при умственном труде. Первичные функциональные изменения в организме человека при умственном труде наступают прежде всего в динамике изменений высшей нервной деятельности.

Локальные процессы активации развиваются во многих зонах мозга, захватывая левое и правое полушарие. Интегративное взаимодействие полушарий головного мозга обеспечивает взаимодействие двух уровней обработки информации: чувственного и абстрактного. Важнейшую роль в осуществлении психических функций играют лобные доли мозга.

Под влиянием умственной работы состояние психических функций претерпевает фазные изменения. В начале работы улучшаются внимание, запоминание, скорость выполнения интеллектуальных тестовых задач и профессиональная работоспособность. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания - объем, концентрация, переключение, памяти - кратковременной и долговременной, восприятия - появляется большое число ошибок.

Суточный расход энергии при умственном труде составляет от 10,5 до 12,5 МДж. Увеличение расхода энергии при отдельных видах умственной деятельности различно. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48%, при выступлении с публичной лекцией – на 94%, у операторов вычислительных машин – на 60-100%.

Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно – эмоциональной напряженности. При нервно-эмоциональном возбуждении наблюдается ускорение обмена катехоламина, увеличение норадреналина в симпатических окончаниях, содержания в крови адреналина и кортикостероидов, стимулирующих энергетические процессы и повышающих возбудимость нейронов.

Любая умственная работа сопровождается определенным психоэмоциональным напряжением, которое приводит к усилению энергетического обмена, повышению тонуса мускулатуры.При интенсивной интеллектуальной деятельности энергетические потребности мозга повышаются до 15 – 20% от общего обмена в организме, в то время как вес мозга составляет лишь 2% от массы тела. При этом потребление кислорода 100 г коры головного мозга оказывается в 5 – 6 раз большим, чем расходует скелетная мышца такого же веса при максимальной нагрузке.

Несмотря на значительное увеличение энергетических потребностей мозга, при умственной работе газообмен не изменяется, либо возрастает очень незначительно. При массе головного мозга 1500 г количество потребляемого им кислорода в минуту составляет около 50 мл. Эта величина при умственной работе существенно не изменяется. Наблюдаемое увеличение газообмена при некоторых видах умственной деятельности, например, чтении, объясняется ростом мышечной активности в этот период.

При умственной работе существенных сдвигов в кровообращении не наблюдается. В связи с фиксированной позой и отсутствием движений имеется недостаточная мобилизация функций кровообращения. Исключением является эмоционально напряженный труд: волнение, нетерпение сказываются на состоянии сердечно – сосудистой системы и ведут к учащению сердцебиений, изменению ЭЭГ, повышению артериального давления. Так, у переводчиков во время синхронного перевода частота пульса в среднем составляет 100 ударов в минуту, возрастая временами до 160. Имеются клинические наблюдения и статистические данные, показывающие, что у работников умственного труда заболеваемость гипертонией, коронарной недостаточностью, атеросклерозом выше, чем у лиц, занимающихся физическим трудом.

При разработке рациональных режимов труда и отдыха необходимо учитывать тот факт, что при умственной работе мозг склонен к инерции продолжению мыслительной деятельности в заданном направлении. После окончания умственной работы “рабочая доминанта” полностью не угасает, обуславливая более глубокое утомление и истощение ЦНС при умственной работе в большей степени, чем при физической.

1.1 Умственная деятельность и ее характеристика.

Понятие «интеллект» (от лат. Intellectus - разумение, понимание, постижение) не имеет однозначного определения, но всеми признается, что присущий каждому человеку уровень способности пользоваться мыслительными операциями является одной из основополагающих характеристик интеллекта Создатели первых интеллектуальных тестов А.Биге, Т Симон и Д. Векслер полагали, что человека, обладающий интеллектом - это тот, кто «правильно судит, понимает и размышляет» и кто, благодаря этим способностям, может хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, т.е. адаптироваться к окружающей среде, к обстоятельствам жизни.

Другая точка зрения не интеллект связана с тем, что здесь главное значение придается связи интеллекта с психофизиологическими способностями человека быстрее или медненнее обрабатывать поступающую информацию (быстрота восприятия, запоминания и воспроизведения и т.п.), иначе - со скоростными параметрами реагирования на внешние стимулы. И в более поздних исследованиях основным показателем интеллекта при этом подходе служит время, затраченное человеком на решение предложенных задач.

В прошлом предлагалось довольно много определений интеллекта, исходя из наличия и степени выраженности способностей к интеллектуальной деятельности. Однако следует помнить, что понятие способностей определяет более широкий круг психических явлений, чем понятие интеллекта.

Интеллект часто определяют как обобщенную способность к обучению. Адекватность такого подхода обосновывалось многими исследователями. Например, показано, что оценки по интеллектуальным тестам хорошо согласуются с успеваемостью в школе и других учебных заведениях. Однако, хорошо известно и то, что многие одаренные люди не отличались хорошей успеваемостью в школе (Эйнштейн, Дарвин, Черчилль).

Людям творческим, как считает психолог Гилфорд, свойственно дивергентное мышление, при котором поиск решение проблемы осуществляется по всем возможным направлениям. Такой «веерообразный» поиск позволяет творческой личности найти весьма необычное решение проблемы или предположить множество решений там, где обычный человек может найти лишь одно или два. Люди с творческим мышлением порой с трудом адаптируются к традиционному обучению, которое требует от ученика прямых и ясных ответов на поставленный вопрос, концентрирует на поиске единственно правильного решения, что свойственно конвергентному мышлению.

Психолог Спирмен (1904г) сформулировал следующие постулаты: интеллект не зависит от прочих личностных черт человека; интеллект не включает в свою структуру неинтеллектуальные качества (интересы, мотивация достижений, тревожность и т.п.). Интеллект выступает как общий фактор умственной энергии. Спирмен показал, что успех любой интеллектуальной деятельности зависит от некого общего фактора, общей способности, таким образом, оно выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человека адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач. Впоследствии Айзенк интерпретировал генеральный фактор как скорость переработки информации центральной нервной системой (умственный темп).

Позже Терстоун (1938г.) с помощью статистических факторных методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:

1) счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

2) вербальную (словесную) гибкость, т.е. легкость, с которой человека может объясняться, используя наиболее подходящие слова;

3) пространственную ориентацию, или способность проставлять себе различные предметы и формы в пространстве;

4) память;

5) способность к рассуждению;

6) быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Факторы интеллекта, или первичные умственные потенции, как показали дальнейшие исследования, коррелируют, связаны друг с другом, что говорит о существовании единого генерального фактора.

Позже Гилфорд (1959) выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим). Под операцией Гилфорд понимает умение человека, вернее, психический процесс -понятие, память, дивергентная продуктивность, конвергентная продуктивность, оценивание. Результаты - форма, в которой информация обрабатывается испытуемым: элемент, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы. В настоящее время подобраны соответствующие тесты для диагностики более 100 указанных Гилфордом факторов.

По мнению Кетелла(1967г.), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета. С другой стороны, формируется «кристаллический» интеллект, состоящий из различных навыков и знаний, которые мы приобретаем по мере накопления жизненного опыта, «кристаллический» интеллект образуется именно при решении задач адаптации к окружающей среде и требует развития одних способностей за счет других, а также приобретения конкретных навыков. Таким образом, «кристаллический» интеллект определяется мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит человек. Фактор потенциального или свободного интеллекта коррелирует с фактором «кристаллического или связанного интеллекта», так как потенциальный интеллект определяет первичное накопления знаний. С точки зрения Кеттела, потенциальный или свободный, интеллект независим от приобщённости к культуре. Его уровень определяется уровнем развития третичных зон коры больших полушарий головного мозга. Парциальные, или частные, факторы интеллекта (например, визуализация - манипулирование зрительными образами) определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон мозга.

Хебб (1974) с несколько иных позиций рассматривает интеллект. Он выделяет интеллект А - это тот потенциал, который создается в момент зачатия и служит основой для развития интеллектуальных способностей личности. Что касается интеллекта В, то он формируется в результате взаимодействия этого потенциального интеллекта с окружающей средой. Оценить можно только этот «результирующий» интеллект, наблюдая, как совершает умственные операции человек. Поэтому мы никогда не сможем узнать, что представлял собой интеллект А.

Генетические и средовые факторы в развитии интеллекта,

О генетических предпосылках интеллекта до настоящего времени практически мало что известно. Из сотен тысяч генов, расположенных в хромосомах, выявлены лишь несколько, которые, отвечая за ряд физических признаков организма, могут при повреждении вызывать грубые нарушения

интеллекта. Наиболее известны хромосомные аномалии при болезни Дауна, где типичный «монголоидный» внешний вид больного сопутствует умственный отсталости. Однако, лишь в 3-4% случаев болезнь Дауна передается по наследству. В остальных случаях главным фактором заболевания служит немолодой возраст родителей.

Также известно, что аномалии содержания в ядре оплодотворенной яйцеклетки числа половых хромосом не столько приводят к изменению вторичных половых признаков, сколько сопровождаются задержкой умственного развития и нарушениями поведения. Большее количество мальчиков среди умственно отсталых стало понятно, когда было установлено, что очень часто этот признак сцеплен с Х-хромосомой.

На умственное развитие ребенка могут оказать влияние болезни матери во время беременности (краснуха, диабет, сифилис), а также употребление ею ряда лекарственных и токсических веществ. Однако, с какими бы наследственными задатками не появился на свет ребенок, его дальнейшее развитие во многом обусловлено факторами внешней среды - питанием, воспитанием и прочими.

Много дискуссий вызывает и обнаружение более низких усредненных показателей по тестам интеллекта у лиц из менее обеспеченных слоев общества и некоторых этнических групп. Результаты этих исследований интересны сами по себе, но они так и не дали ответа на главный вопрос - о причинах групповых различий.

Вероятно, нельзя рассматривать интеллект как некое однозначное явление, объясняемое одной причиной или одним механизмом. Надо признать существование сложной структуры интеллекта, включающей общие и специфические факторы. В основе общих факторов, скорее, лежат определенные нейрофизиологические механизмы обработки информации, а частные (специфические) факторы представляют собой основные виды действий, операций по обработке информации, усваемые при бучении и накоплении жизненного опыта. Очевидно также и то, что наследуются не

общий интеллект или конкретные действия и операции, а определенные нейрофизиологические характеристики мозговых зон, которые включаются в функциональные системы, относящиеся к факторам интеллекта. Эти нейрофизиологические особенности можно рассматривать как задатки способностей.

1.2 Структура интеллекта. Объяснительные подходы в экспериментально-психологических теориях интеллекта.

Несмотря на мощное методологическое обеспечение изучения интеллектуальных способностей, тестология не смогла породить сколь-нибудь приемлемую концепцию интеллекта. Кроме того, приверженцы взглядов на интеллект как единую структуру, пришли к парадоксальному выводу о множестве различных, не всегда зависимых друг от друга способностей, а приверженцы идеи множественного интеллекта убедились в наличии общего начала всех проявлений интеллекта. В целях упорядочения накопленного в этой области психологических исследований материала выделяют несколько основных подходов, для каждого их которых характерна определенная концептуальная линия в трактовке природы интеллекта.

1. Феноменологический подход (интеллект как особая форма содержания сознания);

2. Генетический подход (интеллект как следствие усложняющейся адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с внешним миром);

3. Социокультурный подход (интеллект как результат процесса социализации, а также влияния культуры в целом);

4. Процессуально-деятельностный подход (интеллект как особая форма человеческой деятельности);

5. Образовательный подход (интеллект как продукт целенаправленного обучения;

6. Информационный подход (интеллект как совокупность элементарных процессов переработки информации);

7. Функционально-уровневый подход (интеллект как система разноуровневых познавательных процессов);

8. Регуляционный подход (интеллект как фактор саморегуляции психической активности);

1. Феноменологический подход.

Одна из первых попыток построения объяснительной модели интеллекта была представлена в гештальт-психологии, в рамках которой природа интеллекта трактовалась в контексте проблемы организации феноменального поля сознания. Предпосылки такого подхода были заданы В. Кёлером. В качестве критерия наличия интеллектуального поведения у животных он рассматривал эффекты структурности: возникновение решения связано с тем, что поле восприятия приобретает новую структуру, в которой схватываются соотношения между элементами проблемной ситуации, важные для ее разрешения. Само решение при этом возникает внезапно, на основе практически мгновенного переструктурирования образа исходной ситуации (это явление получило название инсайта). В последствии М. Вертгеймер, характеризуя «продуктивное мышление» человека, также на первый план вывел процессы структурирования содержания сознания: группирование, центрирование, реорганизацию наличных впечатлений.

Основной вектор, по которому идет перестройка образа ситуации, -это его переход к «хорошему гештальту», то есть предельно простому, ясному, расчлененному, осмысленному образу, в котором в полном объеме воспроизводятся все основные элементы проблемной ситуации, в первую очередь, ее ключевое структурное противоречие. Способность к инсайту является критерием развития интеллекта. Можно сказать, что проявлением интеллектуального действия является такая мгновенная реорганизация содержания сознания, благодаря которой познавательный образ приобретает «качество формы».

Особое место в гештальт-психологической теории занимали исследования К. Дункера, которому удалось описать решение задачи с

точки зрения того, как изменяется содержание сознания испытуемого в процессе нахождения принципа (идеи) решения. Ключевая характеристика интеллекта - инсайт (внезапное, неожиданное уяснение сути проблемы). Чем глубже инсайт, то есть чем сильнее существенные черты проблемной ситуации определяют ответное действие, тем более интеллектуальным оно является. По словам Дункера, глубочайшие различия между людьми в том что мы называем умственной одаренностью, имеют свою основу именно в большей или меньшей легкости переструктурирования мыслимого материала. Таким образом, способность к инсайту (т.е. способность быстро пререстраивать содежание познавательного образа в направлении выявления основного проблемного противоречия ситуации) и является критерием развития интеллекта.



Интеллект в свою очередь способствует формированию данных качеств личности. Эту взаимосвязь можно отобразить следующим образом: Личностные качества субъекта Интеллектуальное развитие. 1.2 Использование дидактических игр как средства развития интеллекта дошкольников Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В...

Счете, по нашему мнению, оказываются связанными со своеобразием «видения» действительности. Таким образом, структурная ориентация в изучении интеллекта возвращает, как нам представляется, интеллекту статус психической реальности и означает, что исследование интеллектуальных возможностей человека разворачивается «внутри» индивидуального интеллекта. Действительной феноменологией интеллекта, с...

Умственная деятельность (как и мышечная) - это деятельность прежде всего центральной нервной системы, ее высшего отдела - коры человеческого мозга.
Умственная деятельность, включающая в себя процесс моделирования, развивается на основе функционирования и взаимодействия трех образований коры головного мозга: сенсорного, нейронного и оперативного полей коры мозга. Закономерности функционирования указанных образований мозга отражаются на моделирующей деятельности человека. Это значит, что в процессе построения новой модели проявляются особенности функционирования оперативного поля, различная скорость и полнота проявления информации, хранившейся в следах памяти различной прочности, а также состояние последействия, которое возникает в - корковых следах, охваченных умственными операциями.
Умственная деятельность, - из этого исходит Пиаже, - не является всецело деятельностью логической.
Направленно-организованная умственная деятельность в процессе поиска оптимального решения позволяет отчетливо видеть ход решения поставленной задачи, анализировать данные в связях и отношениях, организовывать свои действия исходя из существа задачи.
Целенаправленная умственная деятельность по 11 часов в день является весьма напряженной и, конечно, утомительной. Но, во-первых, утомление от умственной активности, если оно не чрезмерно, - нормально, как и всякое утомление от работы. Во-вторых, современные общие и специальные требования к специалисту настолько велики, что едва хватает и этих 11 часов напряженной ежедневной работы.
Умственная деятельность конструктора не позволяет нормировщику быть свидетелем возникновения, развития и созревания конструкторского замысла. Он может лишь зафиксировать время, потребовавшееся конструктору для реализации того или иного замысла в чертежах, причем в каждом отдельном случае - разное.
Умственная деятельность машиниста непосредственно включена в практические трудовые действия и протекает в неразрывной связи с ними. Для него характерна высокая работоспособность, сопротивление усталости в условиях трассы при определенной физической нагрузке и заданном темпе работы.
Умственная деятельность машиниста непосредственно связана с его трудовыми действиями. У него должно быть хорошо развито практическое оперативное мышление для самостоятельного решения различных технологических задач.
Умственная деятельность машиниста крана-трубоукладчика непосредственно связана с его практическими действиями.
Умственная деятельность операторов разных профессий различна по составу и структуре. В типичных ЧМС нефтегазодобывающего производства оператор выполняет перечисленные виды умственной деятельности с разной интенсивностью, при разных затратах времени, информации, энергии.
Для умственной деятельности требуется тонко дифференцированное возбуждение ограниченных участков коры головного мозга и одновременное торможение других, рядом расположенных участков. Сильные чувства связаны с высоким уровнем возбуждения подкорковых центров. Импульсы из подкорки бомбардируют кору мозга, приводя к ее разлитому возбуждению, и интеллектуальная деятельность ухудшается. Такова нейрофизиологическая основа закона Еркеса - Додсона.
Особенности умственной деятельности в руководящем коллективе определяют и особенности психологического климата в нем.
При умственной деятельности на фоне шума происходит снижение темпа работы, ее качества и производительности.
Логичность умственной деятельности руководителя характеризуется последовательностью в его изложении мыслей и концентрацией ума на четко определенном предмете или явлении.
Рассматривая умственную деятельность человека, направленную на восприятие и переработку информации, необходимо ознакомиться с основными структурными образованиями головного мозга, без которых невозможно понять психический процесс.

Как протекает умственная деятельность учащегося в условиях выбора ответа: ограничена ли она альтернативным рядом или альтернативный ряд для нее является лишь контрольной матрицей. Другими словами, занят ли учащийся только прямым выбором ответа из наличной серии или сначала осмысливает самостоятельно задачу, конструирует в уме свой ответ и лишь затем, сопоставляя его с альтернативами, делает выбор.
В процессе умственной деятельности активизируются различные отделы коры головного мозга, в которых возрастает кроваток и потребление кислорода; при увеличении степени умственного или эмоционального напряжения наблюдается учащение пульса, повышение артериального давления, возрастает интенсивность обменных процессов.
Это разновидность умственной деятельности, связанная с умозрением и построением теорий. Теория всегда включала в себя момент, связанный с воображением, который может затем осмысливаться, дополняться. Научная теория отличается от чистого умозрения: она стремится собрать все подтверждающие ее опытные данные, тогда как умозрение может обойтись и без такого рода оснований, удовлетворяясь формальной аргументацией.
Выделенные акты умственной деятельности неоднозначны по сложности исполнения.
Весь период активной умственной деятельности у здоровых людей при II типе реактивности сосудов сопровождается однонаправленными изменениями величин, что позволяет предположить доминирование миогенного компонента в регуляции церебрального кровообращения у этих лиц. Адекватность I типа реактивности подтверждается еще и тем, что за рабочий период суммарное кровенаполнение головного мозга не снижалось ниже исходного уровня.
Оптимальная продолжительность совместной умственной деятельности большого числа людей составляет всего 40 - 45 мин. Поэтому спустя 40 - 60 мин у участников совещания ослабляется внимание: возникают шум, лишние движения, разговоры. Если и дальше продолжать совещание без перерыва, то у большинства участников наступает утомление. После 30 - 40-минутного перерыва у присутствующих улучшается самочувствие, восстанавливается их нормальное состояние и обсуждение проблем можно продолжить.
Обозревая круг литературной и умственной деятельности царя Ивана Васильевича, мы считаем не излишним коснуться и его препирательства с Антонием Поссевином, тем более, многие что но этому поводу готовы изумляться уму, остроумию и сведениям московского государя.
Бесмысленно стимулировать умственную деятельность человека, который по профессиональной подготовке, квалификации и по другим качествам не способен к данному виду деятельности.
ТВОРЧЕСТВО - это умственная деятельность (труд), в процессе которой создаются по замыслу новые ценности, новые открытия, изобретения, установление неизвестных наук, фактов, создание новой, ценной для человечества информации - произведения науки, литературы, искусства, технические решения.
Отметим, что сложная умственная деятельность не всегда может делиться на простые операции, элементарные акты. В процессе труда часто невозможно выделить промежуточные точки между входом и выходом, оценить соотношения между необходимой и избыточной информацией, между полезными сигналами и шумом. Все это исключает возможность расчленения информационной деятельности человека в типичных биотехнических системах и комплексах, ее эффективного научно обоснованного эргономического нормирования. Одна из основополагающих задач прикладных эргономических исследований, выполняемых в нефтяной и газовой промышленности, состоит в том, чтобы устранить этот пробел.
Абстрагирование носит в умственной деятельности универсальный характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата. Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.
В третий период умственной деятельности (III), когда испытуемые устали от работы, связанной с освоением нового материала, частота биопотенциалов мозга снижается до минимума. На фоне низкой частоты отмечается определенное ее возрастание в вышеописанные периоды умственной работы. Этот рост частоты невелик по сравнению с первыми двумя периодами освоения нового материала. В процессе воспроизведения материала наблюдается несколько большая частота биопотенциалов по сравнению с освоением материала.
Всемерно содействует активизации умственной деятельности и повышению настроения студентов на занятиях учет их познавательных интересов преподавателями. Герцен, вспоминая свои занятия в Московском университете, писал, что в аудитории одинаковость стремлений, интересов идет вперед, во имя их люди встречаются там.
Рассмотрим подробнее механизмы умственной деятельности. При умственном труде мозг - это не только регулирующий, но и работающий орган. Поэтому влияние интеллектуальных нагрузок сказывается прежде всего на функциональном состоянии центральной нервной системы.
Во всех случаях умственной деятельности основным является участие нервной системы, ее центральных отделов.

Концепт есть результат умственной деятельности человека, отражающий некоторый конкретный или абстрактный объект реального мира. Сами понятия концепта, концептуального анализа, концептуального моделирования также являются концептами по этому определению. Определение концепта может быть представлено на лингвистическом уровне языковыми конструкциями: термом (именем) концепта, предикатом связи концептов и предложением.
Для создателя продукта умственной деятельности копирайт - это в основном право на признание как автора произведения и право извлекать из него прибыль путем получения в течение определенного периода доходов, которые приносит это произведение. Защита копирайта, в общем, предполагает, что использование кем-либо произведений или некоторые связанные с этим действия незаконны, за исключением тех случаев, когда имеется разрешение автора или владельца копирайта.
Во всех областях умственной деятельности людей существует чрезвычайно большое количество разнообразных процессов, которые выполняются по строго определенным правилам. Так, например, в банковском деле или в статистике обработка поступающих материалов и их анализ производятся по строго определенным правилам, которые могут быть описаны в виде алгоритма.
Психологи свидетельствуют, что умственная деятельность активизируется, когда человек сталкивается с каким-либо затруднением, поскольку для его преодоления нужны определенные усилия. Ум человека оттого и становится острей, изощренней, что ему без конца приходится сталкиваться со множеством затруднении, проблем и необходимостью решать их.
ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА - умственная деятельность, направленная на уяснение содержания правовой нормы; соотношение между истолкованием правовой нормы и буквальным смыслом ее текста; акты государственных органов и высказывания отдельных лиц, преследующие цель разъяснения содержании правовой нормы.
Если предположить, что умственная деятельность человека - как осознанная, так и нет - это всего лишь выполнение очень сложного алгоритма, то сразу же возникает вопрос: а как, собственно, мог возникнуть такой в высшей степени эффективный алгоритм.
Наряду с этими качествами умственная деятельность руководителя характеризуется и некоторыми другими, которые в значительно большей степени связаны с его личностью. Это прежде всего формирование марксистско-ленинского мировоззрения, что позволяет руководителю организовать в стройную систему и самым целесообразным методом использовать накопленные знания и опыт, то есть дать ему возможность мыслить диалектически.
Эмоциональные процессы участвуют в умственной деятельности как система, поддерживающая определенную психическую активность по информационному показателю. Например, возникают отрицательные эмоции, когда поставленный вопрос не получил ожидаемого решения, и положительные эмоции, когда такой вопрос успешно решается или появляется возможность его решения. Эмоциональные процессы в этих случаях выступают как система, подкрепляющая психический процесс. Переключение внимания на другие вопросы не снимает эмоциональной возбудимости с предыдущего вопроса. Вопрос, поддерживаемый эмоциональным процессом, легко возбуждается, благодаря чему периодически попадает в оперативное поле мозга.
Наличие позиционного эффекта в умственной деятельности обусловлено участием в ней оперативного поля мозга. Чем больше психическая деятельность связана с работой оперативного поля мозга, тем больше ей присуща цикличность, а в ее работе лучше выражен позиционный эффект.
Большинство наших представлений об умственной деятельности неверны и будут со временем заменены более совершенными теориями.
Этот уровень относится к умственной деятельности: в этих процессах отражаются общие и существенные связи между явлениями, их закономерности. На этом уровне обеспечивается возможность предвидения хода событий, процессов и планирование деятельности в целом.
В то же время умственной деятельности часто сопутствуют эмоции при постановке задач, ожидании результатов, сопоставлении прогнозируемых и реальных результатов труда. Эмоции порождаются вследствие споров, критики или защиты концепций, взаимоотношений с другими членами коллектива, самооценки целесообразности своего труда и тд. Являясь сильным стимулом всех процессов организма (эндокринных, гуморальных, нервно-мышечных), эмоции при отсутствии двигательной активности могут вызывать стрессовые состояния и вследствие этого заболевания внутренних органов, неврозы и тд.
Деловая игра мобилизует резервы умственной деятельности, так как, с одной стороны, усиливает познавательно-оценочное восприятие информации, а с другой - восполняет пробелы в имеющейся информации за счет комплексного видения микропроблем, возникающих в процессе игры. Это расширяет диапазон мышления, так как студент учится не только видеть место, где произошел сбой или ошибка, но и понимать, почему они произошли, какие последствия за собой влекут.
АСУ является средством автоматизации умственной деятельности людей. Это сложные процессы, проектирование которых подчинено ряду особенностей. Большое значение при этом имеет порядок использования памяти. Удачные классификация и размещение информации в памяти системы способствуют лучшему использованию техники и ее постоянному функционированию.

Использование мыслительных задач стимулирует умственную деятельность обучаемых, способствует выработке умений точного выражения мысли, построения логического рассуждения и убедительной системы аргументации.
Легкая мышечная работа стимулирует умственную деятельность, а тяжелая, изнурительная работа, наоборот, понижает ее, снижает качество. Имеются данные о том, что для многих представителей творческой умственной деятельности ходьба являлась необходимым условием успешного выполнения работы.
Быстрота мыслительного процесса обеспечивает продуктивность умственной деятельности.
Психология рассматривает память как свойство умственной деятельности сохранять и воспроизводить то, что было в сознании. Для прочного и сознательного приобретения знаний требуется их осознанное запоминание, в основе которого находятся: возникновение временных нервных связей, их сохранение и воспроизведение. Эти связи возникают на основе сигналов отражения действительности, они закрепляются и сохраняются на более или менее длительное время.
Психология рассматривает память как свойство умственной деятельности сохранять и воспроизводить то, что было в сознании. Формирование и развитие памяти человека физиология высшей нервной деятельности объясняет взаимосвязью первой и второй сигнальных систем как соединение непосредственного опыта, впечатлений с обобщенным, отвлеченным понятием, включая логиче ское мышление и фантазию. Для прочного приобретения знаний требуется их осознанное запоминание, в основе которого находятся: возникновение временных нервных связей, их сохранение vt воспроизведение. Эти связи возникают на основе сигналов отражения действительности, они закрепляются и сохраняются на более-или менее длительное время.

Физическая деятельность (работа) человека

По характеру, ее подразделяют на два вида - статическую и динамическую .

При статической работе ускоряется обмен веществ, увеличивается затрата энергии, но меньше, чем при динамической. Особенностью такого вида работы является ее выраженное утомляющее действие, обусловленное длительным сокращением и напряжением мышц, отсутствием условий нормального кровообращения, вследствие чего происходит накопление конечных и промежуточных продуктов обмена. Это очень быстро приводит к развитию усталости.

Динамическая работа связана с перемещением человека и частей его тела в пространстве. В результате расходуемая при такой работе энергия преобразуется в механическую и тепловую энергию. Динамические сокращения мышц имеют первичный характер, что благоприятствует полноценному кровообращению и кислородному обмену, а это приводит к меньшей утомляемости.

Трудоспособность мышц зависит также и от нагрузки - чем она больше, тем быстрее утомляются мышцы. Для выполнения физической работы очень важно подобрать средние величины ритма и нагрузки. Это благоприятствует повышению производительности и сокращению периода утомляемости.

В процессе работы к любой части тела поступает крови больше, чем в состоянии покоя. Чем большую работу выполняют мышцы, тем больше питательных веществ и кислорода поступает к ним с кровью. Чем больше физическая нагрузка, тем быстрее растут мышечные волокна, человек становится более сильным. Физические упражнения положительно влияют на весь организм, укрепляют здоровье, закаляют человека, делают его более стойким к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Физические нагрузки активизируют обменные процессы. Так, при интенсивной нагрузке минутный объем сердца, по сравнению с состоянием покоя, увеличивается в 6 раз, а количество усвоенного кислорода - в 3 раза. В результате этого, снабжение тканей кислородом возрастает в 18 раз.

Объем физической работы зависит, от:

Ø конкретной профессиональной деятельности;

Ø особенностей человека;

Ø степени тренированности;

Ø физического развития.

Как только человек приступает к работе, независимо от уровня ее интенсивности, в организме человека появляется потребность в увеличении кислорода. Каждому человеку соответствует свой показатель максимального потребления кислорода (МПК) . Чем выше МПК , тем выше трудоспособность, т.е. стойкость к воздействию экстремальных факторов. У мужчин в возрасте до 25 лет МПК приблизительно равно 2,8-3,0 л /мин , а у спортсменов - 5,0-6,0 л /мин . С увеличением нагрузки на организм человека потребление кислорода возрастает. Через определенный промежуток времени, увеличение нагрузки не вызывает увеличения концентрации кислорода в организме. Такое состояние насыщения кислородом называется кислородной границей . Естественно, подобная нагрузка очень быстро (за 5-10 мин ) истощает человека.

Таким образом, физическая работа предъявляет высокие требования к функциям основных органов и системам человека. Нетренированность приводит к ухудшению состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, а постоянная физическая активность улучшает их функции.

Умственная деятельность человека

Она сопровождается меньшими энергетическими затратами чем физическая, но это не значит, что она легче, т.к. при подобной деятельности основным рабочим органом является мозг.

Во время умственной деятельности:

Ø значительно активизируются аналитические и синтетические функции центральной нервной системы (ЦНС);

Ø усложняется прием и переработка информации;

Ø возникают функциональные связи и новые комплексы условных рефлексов;

Ø возрастает роль функций внимания, памяти, напряжение зрительного и слухового анализаторов, а также нагрузки на них.

Для умственной деятельности характерны:

Ø напряжение внимания, восприятия и памяти;

Ø большое количество стрессов;

Ø малоподвижность;

Ø вынужденная поза.

Все это предопределяет застойные явления в мышцах ног, органах брюшной полости и малого таза, ухудшение снабжения мозга кислородом, возрастание потребности в глюкозе, ухудшение функций зрительных анализаторов, а как следствие, замедление зрительно-моторных реакций.

Кроме того, при умственном труде, степень напряжения в среднем в 5 -10 раз выше, чем при физическом. А завершение рабочего дня, вовсе не прерывает процесса умственной деятельности. В результате развивается особое состояние организма - усталость, которое со временем может перерасти в переутомление. Все это приводит к нарушению нормального физиологического функционирования организма.

Люди, занимающиеся умственной деятельностью, даже в состоянии переутомления способны длительное время исполнять свои обязанности без особого снижения уровня трудоспособности и производительности.

Как правило, люди умственного труда неспособны отключить механизм переработки информации на ночь. Фактически они работают не только 8 -12 часов в сутки, а почти постоянно с краткими переключениями. Это подтверждается информативной теорией, согласно которой человек во время сна перерабатывает информацию полученную в период активного бодрствования.

Физическая и умственная деятельность требуют разного напряжения определенных функциональных систем организма, поэтому нагрузку классифицируют согласно ее тяжести и напряженности.

Тяжесть работы - это напряжение функциональных систем, обусловленное физической нагрузкой.

Напряженность - характеризуется уровнем напряжения центральной нервной системы.


Похожая информация.