Туристско рекреационный. Особенности туристско-рекреационной деятельности. Зачем нужны зоны отдыха

Туристско-рекреационная деятельность, как часть непроизводственной сферы деятельности, занимает все более важное место в мировой экономике. Эта тенденция распространяется и на многие регионы России.

В связи с утратой прежде наиболее значимых рекреационно-туристических территорий (в Крыму, Закавказье, Прибалтике и др.), возрастает значение многих внутрироссийских рекреационных территорий, по меньшей мере, в качестве туристско-рекреационной дестинации для большинства местных жителей, жителей крупных и крупнейших городов России. Все это позволяет оценить рекреационно-туристическую сферу хозяйственной деятельности Брянской области, по многим факторам как весьма важную и перспективную.

Брянская область характеризуются благоприятными природно-климатическими условиями в летний сезон, и с учетом других физико-географических характеристик отнесена к территориям, относительно благоприятным для организации рекреационной. Географическое положение области на западе Европейской части России, в 450 км к юго-западу от Москвы позволяет отнести часть его территории к периферийной зоне обширного центрально-европейского рекреационного региона. При этом северо-восточная часть Брянской области, в т.ч. территории вдоль рек Десна и Болва, еще десятки лет назад была зарезервирована на перспективу для развития санаторного лечения, отдыха и туризма. В настоящее время значительная часть территории области непригодна для рекреационного использования вследствие загрязнения в результате аварии на ЧАЭС в 1986 г.

Территория области характеризуется наличием сохранившихся в малоизмененном виде уникальных и ценных в экологическом плане природных территорий. Через область в меридиональном направлении протекает крупная река Десна, приток Днепра, которая выступает в качестве основного экологического коридора Брянской области. Эта природная ось включает крупнейшую ООПТ области федерального значения - заповедник «Брянский лес», а также малоизмененные территории поймы Десны, являющиеся приоритетными эколого-туристскими дестинациями. В перспективе природное наследие Брянщины станет неотъемлемой составляющей международной (создание общего экологического коридора с Украиной), а также межрегиональной природной системы, включающей ООПТ прилегающих регионов – заповедник «Калужские Засеки», национальный парк «Орловское Полесье» и др.

Привлекательны лечебные рекреационные ресурсы Брянской области, представленные 7 месторождениями разнообразных минеральных вод, а также лечебными грязями. Курортно-оздоровительными центрами местного значения являются (неутвержденные законодательно в качестве курортов): Белобережская Пустошь (Брянский район), г. Жуковка и окрестности, г. Клинцы и окрестности и др.

Туристско-рекреационная структура области включает 4 туристско-рекреационных района (дестинации), образуемых путем включения муниципальных районов (табл. 4): Брянский, Трубчевский, Стародубский и Новозыбковский. Центрами туристско-рекреационных районов выступают исторические города, в которых имеются крупные ансамбли и комплексы памятников истории и культуры, сохраняется традиционная среда проживания и народная культура. Основные учреждения туризма и отдыха рекомендуется размещать в исторических городах, в сохранившихся исторических усадьбах.

Помимо туристско-рекреационных центров выделяются локальные узлы туристской активности – существующие и перспективные маршрутно-опорные центры. Здесь располагаются объекты, наиболее интересные для посещения в силу высокого историко-культурного или природно-рекреационного потенциала.

Российская Федерация обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, на её территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные события.

В начале становления сферы отдыха, как отдельного хозяйственного комплекса, в научных кругах было принято использовать термин «рекреационный» (рекреационная деятельность, рекреационные ресурсы и т.д.) В настоящее время назрела необходимость принимать комплексный срок, сочетая различные стороны деятельности в пределах одного хозяйственного комплекса .

Поэтому в наше время целесообразно использовать термин «туристско-рекреационный», подчёркивая этим новый подход к современным потребностям (требованиям) данного вида хозяйственной деятельности, не меняя сущностное наполнение понятий, предложенных предыдущими исследователями. К туристско-рекреационным ресурсам относятся (Н.Ф. Реймерс использовал термин «рекреационный») «часть природных и культурно-исторических ресурсов, что выступают средством поддержания и восстановления работоспособности и здоровья людей, на данной фазе развития общества пригодные для использования и предоставления туристских услуг ». Те ресурсы, которые на сегодняшний день используются, а также те, которые по ряду объективных социально-экономических причин не доступны, но могут быть использованы при определённых условиях, формируют понятие «туристско-рекреационный потенциал» территории.

«Рекреационный потенциал -- это один из показателей природно-ресурсного потенциала, степень способности территории положительно влиять на физическое, психическое и социально-психологическое состояние человека во время отдыха».

Туристско-рекреационные ресурсы - природные, культурно-исторические, социально-экономические устойчивые в пространстве и во времени характеристики территории, способные удовлетворять потребности людей в туризме и отдыхе .

Туристско-рекреационный потенциал территории - совокупность туристско-рекреационных ресурсов, их территориальных сочетаний и условий реализации, способствующих удовлетворению туристско-рекреационных потребностей людей.

Туристско-рекреационный потенциал включает два понятия, которые неразрывны и взаимодополняющие. Рекреационный потенциал, как естественную составляющую и туристический потенциал -- культурно-историческое наследие -- как антропогенную составляющую, а также определённые ландшафтные комплексы, где происходит туристическая деятельность, отдельные природные или антропогенные туристические объекты посещения -- музеи, памятники культуры, архитектуры, археологии, традиции населения, народные промыслы и т.д.. Например, для спортивно-оздоровительных видов туризма, туристско-рекреационные ресурсы являются единственным особым понятием -- естественная составляющая выступает как рекреационный ресурс и как туристский. С другой стороны -- инфраструктура в местах расположения рекреационных ресурсов (минеральных вод, особенно комфортных климатических территорий) является своего рода туристским ресурсом, или производственными мощностями в сфере туризма и рекреации .

Описав и систематизировав информацию об определённой категории объектов (явлений), исследователь (субъект исследования) тем самым переводит их из категории «потенциал» в категорию «ресурс». Но для того, чтобы ресурс был подан туристу (рекреантов) как товар (турпродукт), необходимо создать определённые условия для его потребления («потребление» происходит в момент его фактического производства). Когда турист покупает туристическую путёвку (ваучер), он только оплачивает право на получение турпродукта -- экскурсии, проживание в гостинице, транспортные услуги и т.п.. Для привлечения туристско-рекреационного ресурса в производство турпродукта, нужно создать соответствующую инфраструктуру, выработать специфическое туристское снаряжение, выполнить определённую методическую работу по технологии разработки туров, увязывая природную и антропогенную составляющую в единое целое.

Чрезвычайно разнообразен спектр туристско-рекреационной деятельности, вызывает необходимость систематизации и классификации всех её современных видов и форм . Между понятиями «туризм» и «туристско-рекреационная деятельность» (ТРД), по нашему мнению, целесообразно поставить знак равенства, поскольку сущностное наполнение их практически аналогичное. Но термин «туристско-рекреационная деятельность» раскрывает сразу две стороны одного явления и в таком словосочетании они дополняют информационное содержание данного процесса. В частности, туризм это элемент отдыха, форма отдыха, а потому и оздоровления организма человека, «рекреация» в переводе с латинского это отдых, оздоровление, восстановление физических и психологических сил.

Итак, туристско-рекреационной деятельности целесообразно рассматривать в двух, не раздельных между собой, аспектах: и как деятельность предприятий, относящихся к туристической отрасли и выступают средством производства турпродукта, и как деятельность туриста (рекреанта), направленную на удовлетворение своей потребности в отдыхе, оздоровлении, лечении, познании, и др.. в свободное время. Понятие «турист» и «рекреант», на наш взгляд, являются равнозначными, а их применение обусловлено конкретной ситуацией и целесообразным в каждом конкретном случае, для того чтобы подчеркнуть особенность деятельности человека. Например, человек отдыхает в пансионате, то её скорее следует называть «рекреантов», а её деятельность -- рекреационной. Но категория «турист» тоже предусматривает использование средств размещения, предприятий питания и самое главное -- человек покидает своё постоянное местожительство на некоторое время. С другой стороны -- людей, которые путешествуют, переезжая с места на место (организовано или самостоятельно) -- лучше называть туристами. Но путешествие -- это также отдых. Они также получают определённые положительные эмоции, а значит восстанавливают свою жизненную энергию, укрепляют, поэтому здесь также присутствует элемент рекреации.

Тури́стско-рекреацио́нная зо́на (ТРЗ ) - вид особой экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сферетуризма. Целями создания туристско-рекреаци-онных зон являются: повышениеконкурентоспособноституристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительныхкурортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний. В туристско-рекреационных зонах может осуществляться разработка месторожденийминеральных вод,лечебных грязейи других природных лечебных ресурсов.

Законы о туристско-рекреационных зонах были приняты 19 мая 2006 годаГосударственной Думой России. Создание туристско-рекреационных зон способствует обеспечению благоприятного инвестиционного климата в России, появлению конкурентоспособноготуристского продукта, переводу индустрии отдыха и путешествий на инновационный путь развития.

Особенности туристско-рекреационных зон

Туристско-рекреационные зоны имеют отличия от особых экономических зон другого типа:

    могут создаваться на одном или нескольких участках территории муниципальных образований.

    на момент их создания на них могут располагаться земельные участки , находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц.

    в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную.

    земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий.

Для организаций, имеющих статус резидентатуристско-рекреационной зоны, установленыналоговые льготы:

    снятие 30 % ограничений на перенос убытков на последующие налоговые периоды.

    возможность в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент.

    может устанавливаться пониженная налоговая ставканалога наприбыль.

Лекция 2. Анализ туристского потенциала края

Вопросы: 1. Составляющие туристского потенциала.

2. Культурно-историческое наследие.

3. Виды туризма и перспективы их развития

Вопрос 1. Составляющие туристского потенциала.

Туризм сегодня модно рассматривать как одну из форм проявления общего процесса освоения территорий в рамках тех или иных социо-культурных образований, т.е. одним из выражений пространственно активной реакции. При этом происходит формирование единого туристского пространства, которое ориентировано именно на те районы, где в силу определенно сложившихся обстоятельств существуют предпосылки и потребность в развитии туризма. Одним из таких районов международного значения является Алтай.

Алтайский край является одним из наиболее привлекательных регионов России для инвестиций в такой несырьевой сектор экономики как сфера туризма. Планы по диверсификации бизнеса все чаще приводят в крайинвесторов, заинтересованных в осуществлении проектов со средним сроком окупаемости.

В крае имеется целый комплекс условий, благоприятных для развития туризма. Туристический потенциал Алтайского края складывается из четырех основных факторов:

Природно-климатического (рекреационого) комплекса;

Историко-культурного комплекса;

Сети объектов размещения;

Сети объектов развлечения.

Первые два фактора влияют на популярность региона непосредственно у туристов, третий и четвертый - в большей степени у инвесторов.

Алтайский край высоко обеспечен такими важными факторами развития туризма, как природно-рекреационные и историко-культурные ресурсы. Наличие богатого культурного и природного потенциала позволяет краю занимать новые позиции на туристическом рынке Сибири.

Привлекательность Алтайского для туристов определяется, прежде всего, тем, что природа на огромной территории сохранилась в естественном, практически неизменном человеком состоянии. Высокая степень пейзажности и эстетическая привлекательность ландшафтов, обилие интересных для познания природных объектов, а также своеобразие флоры и фауны, позволяют признать, что Алтай - один их немногих крупных регионов планеты, наиболее перспективных для организации международных экологических туров.

Алтайский край обладает значительными рекреационными ресурсами, которые выражаются в наличии различных ландшафтов, от сухо-степных до горно-таежных, горно-тундровых, альпийско-субальпийских.

Таким образом, критериями оценки туристско-рекреационной привлекательности территорий являлось наличие следующих факторов:

1. Природно-климатические условия (разнообразие природных ландшафтов, наличие водных объектов, средняя температура воздуха, высота снежного покрова, количество солнечных дней в году и др.).

2. Наличие объектов показа, эстетическая и рекреационная ценность территории, в том числе:

Наличие природных ресурсов: водные объекты пригодные для сплава, купания, памятники природы, уникальные природные комплексы, пещеры, скалы, живописные ландшафты, возможности рыбалки, охоты и др.;

Наличие историко-культурных ресурсов: памятники истории и архитектуры, музеи, памятники археологии, традиционные народные ремесла и промыслы и др.

3. Количество и качество вспомогательных услуг, включая наличие мобильной связи, обеспечение мест размещения.

4. Транспортная доступность, качество автодорог.

5. Существующий или скрытый спрос на туристические услуги.

6. Возможность организации маршрутов различной категории сложности и развития различных направлений туризма (экологический туризм, горнолыжный туризм, водный туризм, конный туризм, пеший туризм, туры выходного дня и др.).

В полной мере эти факторы сегодня представлены лишь в Алтайском, Смоленском районах и городе-курорте Белокуриха.

Тем не менее, существует группа районов на юге края - Змеиногорский, Курьинский, Краснощековский, Чарышский и Солонешенский, которые при относительно низком развитии транспортной и туристической инфраструктуры являются наиболее привлекательными в плане освоения, прежде всего благодаря естественным природным ландшафтам, историческим памятникам и мягкому климату.

В аспекте специализации стратегия создания современного туристско-рекреационного комплекса международного значения включает развитие четырех взаимосвязанных (интегрированных) направлений (специализаций, субкластеров) алтайского туристического кластера:

Алтайский край - федеральная здравница Сибири - федеральный общесибирский курортно-бальнеологический и медицинский центр, созданный на основе современных технологий оздоровления и лечения и местных природных ресурсов;

Алтайский край - всероссийский центр активного и спортивного горно-ландшафтного туризма и отдыха;

Алтайский край - регион туризма общероссийского и международного значения;

Алтайский край - сибирский игорно-развлекательный центр - основной сибирский центр отдыха и развлечений для всех категорий потребителей.

3.1 Характеристика ТР ОЭЗ Российской Федерации

Механизм создания туристско-рекреационных особых экономических зон был запущен в 2006 г.: из 28 заявок было утверждено семь проектов по созданию ТР ОЭЗ. Победителями конкурсов стали Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края, Республика Алтай и Бурятия, Иркутская и Калининградская области, а в 2010 году к ним присоединился и Приморский край. Таким образом, на сегодняшний день в Российской Федерации создано восемь ТР ОЭЗ:

1. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Алтайская Долина» (Республика Алтай) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 67

Располагается на территории Майминского района Республики Алтай на правом берегу реки Катунь и имеет площадь 855 га. На участке планируется создание курорта с широкими возможностями для развития водных видов спорта, поскольку Катунь известна как одно из удобнейших мест для сплавов, занятий экстремальными видами водного спорта. Курорт будет включать в себя гостиничный комплекс, лечебно-оздоровительные спортивные и развлекательные объекты.

2. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Байкальская гавань» (Республика Бурятия) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 68

ОЭЗ в Республике Бурятия расположена в Прибайкальском муниципальном районе Республики Бурятия в непосредственной близости от озера Байкал. На территории зоны планируется создание современного гостиничного комплекса, порта, центра восточной медицины, спортивно-оздоровительного комплекса, обустройство маршрутов и экологических троп.

3. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь» (Алтайский Край) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 69

Располагается на территории Алтайского района Алтайского края на левом берегу реки Катунь и имеет площадь 3326 га.

ТР ОЭЗ создается в целях создания и функционирования в курортно-рекреационного комплекса, ориентированного на максимальное использование природно-ресурсного потенциала и особенностей местности. Предполагается строительство кемпингов, горнолыжной трассы, охотничьих угодий и других объектов с общим количеством мест для туристов 3,5 тыс.

4. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Новая Анапа» (Краснодарский край) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 70

Расположена между Черным морем и Кизилташским и Бугазским ламинами на территории городского округа Анапа на земельном участке площадью 882 га. Позиционирование ТР ОЭЗ «Новая Анапа» предусматривает реализацию идеи курорта, предлагающего возможности спокойного отдыха в разных форматах: пляжный отдых по системе «все включено», культурный отдых с детьми, бальнеология и СПА-терапия, таймшерные апартаменты, отдельно стоящие мини - отели, а также активный спортивный отдых: гольф, теннис, аквапарк, бассейны, парусный спорт, виндсерфинг.

5. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Гранд Спа Юца» (Ставропольский край) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 71

Особая экономическая зона располагается на территории Ставропольского края на горе Юца и ее окрестностях, на расстоянии 10 км от Пятигорска и 35 км от аэропорта Минеральные Воды, имеет площадь 843 га.

ТР ОЭЗ сформирована в целях создания современного бальнеологического курорта, улучшения сервиса, достижения большей гибкости в оздоровительных программах, формирования широкого спектра развлекательных возможностей для отдыхающих и развития смежных видов туризма.

6. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Ворота Байкала» (Иркутская область) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 72

Территория, отводимая под размещение ТР ОЭЗ, находится на побережье оз. Байкал, вблизи поселка Большое Голоустное. Планируется строительство объектов энергоснабжения, объектов теплоснабжения, объектов наружных сетей водоснабжения и канализации, реконструкция аэропорта в Иркутске. В границах ОЭЗ предполагается разместить гостиницы класса 3, 4 и 5 звезды; объекты делового, лечебно-оздоровительного, спортивного, развлекательного назначения.

7. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Куршская коса» (Калининградская область) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N73

Площадь национального парка «Куршская коса» составляет 6 621 га, площадь акватории в охранной зоне - 9 800 га. Западная его граница проходит по берегу Балтийского моря, а восточная - по берегу Куршского залива. Туристско-рекреационный потенциал ТР ОЭЗ позволяет развивать экологический, оздоровительный, спортивно-развлекательный, велосипедный, водный, рекреационный, деловой, экскурсионный, познавательный и другие виды туризма.

8. Туристско-рекреационная особая экономическая зона на территории острова Русский (Приморский край) Постановление Правительства РФ от 31 марта 2010 г. № 201.

ТР ОЭЗ будет расположена на земельном участке площадью 2,8 тысячи гектаров. Планируется строительство международного делового центра, нескольких гостиниц, океанариума и Тихоокеанского научно-образовательного центра.

На рисунке в Приложении 2 указано месторасположение создаваемых туристско-рекреационных зон: они формируются в трех различных климатических поясах России и практически все расположены в непосредственной близости к государственной границе. Такое размещение позволяет не только представить разнообразие природных условий страны, но и сделать их доступными для иностранных туристов. Также в Приложении (табл. 2) представлены направления туризма, источники финансирования и основные элементы инфраструктуры, которые планируется создать в каждой из ТР ОЭЗ. Как видно, практически в каждой из зон среди приоритетных направлений - экологический, оздоровительным, спортивный туризм, во всех регионах предусмотрено строительство гостиничных и спортивных комплексов различной направленности. Что касается структуры инвестиций, то необходимо отметить, что лишь в одном регионе создание туристско-рекреационной зоны будет основываться на бюджетном финансировании практически на 70%, тогда как в других ТР ОЭЗ внебюджетные поступления составляют от 16,5 до 45%.

В течение 2007 года были выбраны площадки, определены и утверждены границы всех ТР ОЭЗ. В первом квартале 2008 г. завершена разработка и утверждены концепции создания и развития каждой из зон, включающие анализ рынка и определение их позиционирования, подготовку мастер-планов, а также разработку маркетинговых стратегий продвижения и привлечения инвесторов.

На основе концепции создания туристско-рекреационных зон были организованы и проведены конкурсы на разработку проектов планировки территорий каждой ОЭЗ. В 2008 г. начато проектирование и строительство первых объектов инфраструктуры Особые экономические зоны: главные результаты работы в 2008 году // Вестник ОЭЗ. 2008 №3..

В связи с экономическим кризисом в 2008-2009 г. из семи туристско-рекреационных особых экономических зон строительство продолжалось лишь в трех - «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае, «Алтайская долина» в Республике Алтай и «Байкальская гавань» в Бурятии. Увеличение длительности процесса создания туристско-рекреационных особых экономических зон объясняется, прежде всего, отсутствием опыта создания таких зон в России. Кроме того, длительный период предпроектных работ связан с большим сроком окупаемости проектов (12-15 лет). Тем не менее, проекты ТР ОЭЗ не будут «заморожены» надолго или вовсе свернуты - об этом свидетельствует прежде всего принятие Постановления Правительства от 31 марта 2010 года о создании новой туристской зоны в Приморском крае.

3.2 Перспективы развития туристско-рекреационных особых экономических зон Российской Федерации

Не прошедшие по конкурсу регионы также должны участвовать в развитии туристской индустрии России. Благодаря конкурсной процедуре они сделали комплексный анализ потенциала своей территории с позиций будущей активизации своей туристской деятельности. Разработанные бизнес-планы, региональные программы будут способствовать привлечению внимания инвесторов и общественности к развитию регионального туризма. Активно участвуют в развитии своей туристской инфраструктуры такие субъекты, которые, имея конкурентоспособный туристско-рекреационный потенциал, до настоящего времени в полной мере его не использовали. Например, в Дагестане планируется строительство развлекательного комплекса с гостиницей, яхт-клуба с бунгало, санатория, центра семейного и детского отдыха. В Камчатской области предполагается создание туристско-этнографического центра, строительство горнолыжного и бальнеологического лечебно-курортного комплексов, аквапарка. В Мурманской области рассматриваются проекты по развитию активных видов туризма, в частности экологического и экстремального туризма на малых реках северо-восточного побережья Кольского полуострова. Масштабы инвестиций и будущая отдача по таким проектам гораздо скромнее, чем вложения в особые туристско-рекреационные зоны, однако реализация региональных программ позволит весьма существенно повысить уровень конкурентоспособности территорий и, следовательно, всей туристской индустрии России.

Намерение участвовать в конкурсе на создание туристско-рекреационной особой экономической зоны высказывали в администрациях Ростовской, Камчатской областей, Красноярского края. В Вологодской области ведется разработка проекта ТР ОЭЗ «Дед Мороз». При наличии в каждом из перечисленных регионов разнообразных рекреационных ресурсов и возможностей для развития различных видов туризма - от экстремального до культурно-познавательного, одной из главных проблем остается привлечение инвесторов. Так, например, основу туризма Камчатской области составляет малый бизнес. Порядка 70 малых фирм Петропавловска-Камчатского занимаются туристской деятельностью различной специализации: проведением экстремальных и конно-верховых маршрутов, всех лыжных маршрутов, а также маршрутов на снегоходах и собачьих упряжках. Кроме того, малый бизнес активно предлагает услуги частного гостиничного сектора. Однако без притока внешних инвестиций сферу туризма невозможно обустроить должным образом.

Тем не менее, даже при возможных «побочных эффектах» строительства ТР ОЭЗ (как, например, возможное нарушение экологического баланса региона, повышение цен), эксперты отмечают, что в целом инвестиции пойдут на пользу всем регионам, в которых на данный момент создаются туристско-рекреационные особые экономические зоны.