Существуют ли объективные закономерности развития общества. Объективные закономерности общественного развития и субъективная деятельность людей. Направленность общественного развития

Три закона развития общества Иленов В. В. Сегодня над миром витает чувство тревоги: будет вторая волна кризиса или наступит выздоровление экономики? Предвидеть будущее, понять настоящее, познать прошлое можно тогда, когда знаешь законы развития общества. Раскроем суть 3-х законов социогенеза. Структура общества Члены общества делятся на две категории: трудящихся, занятых в сфере производства, и нетрудящихся (дети, престарелые и т. д). В связи с этим разделим потребление на необходимое – потребление трудящихся и вторичное – потребление всех остальных. Триада производство – распределение – необходимое потребление образуют материальный базис. Над базисом возвышается надстройка, состоящая из ядра (социальная организация общества) и вторичных элементом (прочие отношения). Базис и надстройка образуют формацию. Формация делится на управляющую и управляемую подсистемы: в роли управляющей выступает ядро надстройки, в подчинении которой находятся базис и вторичные элементы надстройки. Закон 1 Трудящие создают продукты, в которых заключена энергия потребления Е. Для восстановления сил им необходима энергия потребления А. Если из Е вычтем А, то в остатке будет прибавочная энергия. Набор продуктов, в котором содержится эта энергия, есть прибавочный продукт. Прибавочный продукт является источником существования надстройки и развития базиса. Без прибавочной энергии общество обречено на вымирание. Итак, первый закон гласит– бытие общества немыслимо без прибавочной энергии . Закон 2 Развитие общества может совершаться двумя путями: 1-й (интенсивный) – трансформация старого базиса в новый 2-й (экстенсивный) – расширение базиса за счет роста числа трудящихся. Интенсивный путь развития дает резкое повышение эффективности производства и потребления, в результате чего создается значительный объем прибавочного продукта. Экстенсивный же настолько малоэффективен, что сам по себе не обеспечивает даже простого выживания общества. Отсюда вытекает содержание второго закона, существование общества возможно только за счет преобразования старого базиса в новый . Общество существует потому, что меняется. Поэтому не бывает вечных империй. Закон 3 Базисные отношения могут быть только двух видов, характер которых полярный: 1) индивидуальный, частный 2) общий, коллективный. Согласно третьему закону характер нового базиса противоположный старому, порождающему его . Итак, мы изложили содержание 3-х законов. Разворачиваясь во времени, они обусловливают неизбежность и повторяемость событий. Повторяемость обнаруживается в смене форм общественных отношений. Механизм смены форм Человеческое общество существует на протяжении почти 5 млн. лет. В его движении во времени происходит корреляция между рассмотренными законами и делением формации на управляющую и управляемую подсистему. Под влиянием основных законов происходит смена форм управляющей и управляемой подсистем, при чем эти смены не совпадают во времени. Это несовпадение ведет к тому, что история человечества делится на формации , а формация – на два этапа . Первый этап . На данном этапе существуют два базиса: доминирующий и отмирающий. На основе доминирующего формируется управляющая подсистема, под управлением которой происходит: а) расширение сферы доминирующего базиса; б) развитие управляющей подсистемы; в) развитие вторичных элементов надстройки; г) отмирание старого базиса. Сначала сокращение старого базиса не отражается на снижении прибавочного продукта, но со временем фактор сжатия начинает сказываться: 1. экстенсивный путь начинает доминировать, в результате ощутимо уменьшается размер прибавочного продукта 2. ощущается недостаток средств существования 3. снижаются темпы развития производства и потребления. Первый этап завершается тогда, когда старый базис прекращает свое существование и дальнейшее развитие возможно только через преобразование господствующего базиса в новейший. Доминирующий базис, поглотив старый базис, становится фундаментом для становления следующего базиса. Второй этап . Появление элементов нового базиса знаменует собой начало второго этапа. Заметим, что подсистема управления не способна оказывать регулирующее воздействие на управляемые подсистемы, имеющие полярные свойства, поэтому новый базис оказывается без управления. Вследствие независимого и бесконтрольного развития нового способа производства и потребление между ними возникает диспропорция. Нарастающая диспропорция вызывает уменьшение величины прибавочного продукта. Его снижение до известных пределов становится причиной ухудшения условий жизни и социальных напряжений, крайнее обострение которых снимается через конфликт. В ходе конфликта происходит: а) устранение диспропорции; б) ускоренное развитие нового базиса; в) развитие вторичных элементов надстройки; г) сужение сферы существования господствующего базиса; д) сокращение функций управляющей подсистемы. На втором этапе конфликты повторяются до тех пор, пока новейший базис не займет доминирующее положение. Апофеозом становится последний конфликт, в ходе какого совершается слом старой и формирование новой управляющей подсистемы. В истории человечества выделяются 8 формаций: 1,3,5,7 носят частный характер; 2,4,6,8 - общий. Прогноз будущего Ныне мы находимся на 2-м этапе 8-ой формации (см. Иленов, Всемирная история – современность), для которого характерны кризисы перепотребления. Первый такой кризис поразил страны соцлагеря во главе с СССР. Второй надвигается на развитые капстраны и их лидера США. Потом центр мировой экономики переместится в развивающие страны Азии и Южной Америки, которым предстоит пережить третий кризис. Затем расцвет ожидает Африку, которая станет центром экономического господства, но не навсегда. Таким видится будущее на 100 лет. Не следует паниковать по поводу кризисов, т. к. паника лишь множит потери. Надо осознанно, учитывая законы, менять себя и свое общество.

Исследованию закономерностей общественного развития на основе использования достижений науки и техники посвятил свои труды в 20-х гг. XX столетия русский ученый Н.Д. Кондратьев, а в 30-х гг. - австрийский экономист Й. Шумпетер. Последний признан родоначальником теории нововведений, хотя его работы являются логическим продолжением более ранних достижений экономической мысли.

Экономика развивается по присущим ей законам, выражающим объективно существующие, необходимые, устойчивые связи между экономическими явлениями. Законы - это то объективное начало, которое придает упорядоченность экономическому развитию и характеризует их в качестве регуляторов экономики. Законы, свойственные общественному производству, не остаются неизменными. Смена одного способа производства другим означает появление новых законов, регулирующих экономику. К примеру, если экономика социализма регулировалась законами планомерного и пропорционального развития народного хозяйства, распределения по труду, социалистического накопления и т.д., то рыночная экономика, основанная на господстве капитала и множественности форм собственности, регулируется законами стоимости, прибыли, конкуренции, спроса и предложения и т.д.

Закономерность, на наш взгляд, является следствием действия законов применительно к какой-либо логически обоснованной последовательности или регулярности чего-либо.

На закономерности протекания инновационных процессов, на данный процесс действуют все основные законы экономики, но его специфика обусловливает наличие закономерностей, не присущих другим явлениям.

Инновационный процесс может быть охарактеризован следующей системой закономерностей (рис. 2):




Рис. 2. Система закономерностей инновационного процесса

Долгое время в нашей стране была распространена устойчивая экономическая иллюзия, что научно-технический прогресс развивается по своим особым законам, не зависящим от законов экономики. Однако формирование рынка средств производства и предметов потребления заставляет расстаться с подобными воззрениями: принимая решение о любом нововведении, руководитель вынужден отслеживать выгодность его осуществления с условием, что дополнительный доход превысит впоследствии издержки на приобретение новшества или на его создание и производство. Таким образом, закономерности научно-технического прогресса, определяющие специфику его протекания, действуют в рамках общих законов экономики, а не оторваны от них. Более того, прогресс науки и техники является результатом действия объективных экономических законов, игнорирование которых в социалистической системе хозяйствования породило невосприимчивость социально-экономических систем к нововведениям.

В развитых странах в массовом порядке создаются и внедряются технические новинки потому, что совместное действие объективных экономических законов формирует особую среду, в которой ежечасно генерируется научно-технический прогресс. Возможности, связанные с НТП, позволяют участникам конкурентной борьбы обходить соперников по уровню издержек производства, повышать скорость приспособления к меняющемуся спросу. На современных рынках, перенасыщенных товарами и услугами, опоздать с нововведением - значит обречь производство на разорение. Чем острее конкуренция, тем меньше у производителя отложенных про запас научных идей или технических решений и тем короче путь «наука - производство – сбыт» .

Теория цикличности инновационных колебаний возникла как интерпретация теории больших циклов конъюнктуры Н.Д. Кондратьева, описывающей длительные (охватывающие несколько десятилетий) циклы повышательного (с ускорением) либо понижательного (с затуханием) экономического развития. Процесс реальной динамики экономики, по мнению ученого, не прямолинеен, не представляет собой прямой восходящей линии; он совершается неравномерно, колебаниями. При этом, наряду с промышленным циклом, повторяющимся каждые 7-11 лет, ученый выделял и более короткие циклы конъюнктуры, повторяющиеся через 3-3,5 года, и большие циклы конъюнктуры, большие волны в динамике хозяйства .

Проведенная Н.Д. Кондратьевым обработка статистических данных об изменениях примерно за 140 лет основных показателей развития Англии, Франции, Германии и Америки при помощи методов математической статистики позволила рассчитать продолжительность большого цикла в 48-55 лет. Большие циклы ученый рассматривал как нарушение или восстановление экономического равновесия длительного периода, основная причина которых лежит в механизме накопления, аккумуляции и рассеяния капитала, достаточного для создания новых основных производительных сил. Суть большого цикла была сведена к следующему: начало экономического подъема совпадает с моментом, когда накопление и аккумуляция капитала достигают такого уровня напряжения, при котором становится возможным рентабельное инвестирование капитала для создания новых основных производительных сил и радикального преобразования техники. Начавшееся повышение темпа хозяйственной жизни, осложняющееся промышленно-капиталистическими циклами средней длительности, вызывает обострение социальной борьбы, борьбы за рынки и даже внешние конфликты. При этом процессе темп накопления капитала замедляется и усиливается процесс рассеяния свободного капитала. Усиление действия этих факторов вызывает перелом темпа экономического развития и его замедление. Так как действие указанных факторов сильнее в промышленности, перелом совпадает обычно с началом длительной сельскохозяйственной депрессии.

Снижение темпа хозяйственной жизни обусловливает усиление поисков в области усовершенствования техники и одновременно восстановление процесса аккумуляции капитала за счет сельского хозяйства. Основой перехода производительных сил к новой ступени развития выступает прежде всего усовершенствование техники. При этом Н.Д. Кондратьев сделал заключение о существовании следующей эмпирической правильности: в течение примерно двух десятилетий перед началом повышательной волны большого цикла наблюдается оживление в сфере технических изобретений. Перед началом и в самом начале повышательной волны наблюдается широкое применение этих изобретений в сфере промышленной практики и, как следствие, производственных отношений .

Й. Шумпетер детально исследовал различные по своей длительности экономические циклы и объединял в своей модели мультицикличного развития три вида циклов: длинные циклы Кондратьева со средней продолжительностью 57 лет; средние циклы, исследованные Жугляром, с продолжительностью около 9,5 лет; короткие циклы, исследованные Дж. Китчином, средней длительностью 3,2 года. Каждый из циклов связан с инновациями: первый кондратьевский цикл (с 70-х гг. ХVIII в. до 1842 г.) - с новыми технологиями в текстильной промышленности, использовавшими возможности угля и энергию пара; второй (1842-1897 гг.) - с развитием железнодорожного транспорта и механизацией производства; третий (1898-1949 гг.) - с электрической энергией и автомобилем. Впоследствии ученые продолжили это описание, связав четвертую зону (с конца 40-х гг. XX столетия по начало ХХI в.) с достижениями в электронике, а пятую, которая уже началась, - с биотехнологиями, успехами в математике и физике, лежащими в основе достижений передовой компьютерной техники. Таким образом, Шумпетер впервые попытался связать все открытые до него виды циклических колебаний в единый взаимосвязанный процесс .

Изучение сущности теории цикличности общественного развития позволяет выявить следующие закономерности цикличности инновационных колебаний: кластеры (группы, пучки) радикальных инноваций обеспечивают переворот в технике и технологии и влекут за собой появление качественно новых продуктов, изменение структуры издержек, условий производства и потребления. Циклы понимаются не как замкнутый круг инноваций одного и того же технического уровня, а как поступательное развитие науки и техники по спирали. Подчеркивая эту особенность цикличности инновационных колебаний, некоторые ученые формулируют как самостоятельную закономерность научно-технического прогресса его динамичность, поступательность.

На наш взгляд, поступательный характер – непременное условие цикличности, иначе общественное развитие превращается в топтание на месте. Содержанием циклов инновационных колебаний является наличие революционных и эволюционных периодов в развитии науки и техники, количественное накопление усовершенствований, периодически приводящих к качественным изменениям, скачкам в материализации человеческих знаний.

В развертывании инновационной волны во времени исследователи выделяют несколько типичных, повторяющихся в каждом цикле периодов (фаз), существенно различающихся по уровню новизны техники, норме и массе эффекта, который приносит данное поколение машин производителям и потребителям, объему производства и ассортименту выпускаемой продукции. И хотя среди ученых нет единства в определении и количестве этих фаз (рис. 3), они приблизительно единодушны во взглядах на форму кривой инновационной волны с небольшими расхождениями в содержании фаз. Первая фаза, которую следовало бы назвать «рождение», характеризуется радикальными инновациями в технике и технологии на основе открытий и изобретений в науке и технике. В развитых странах в самом начале цикла эти инновации осуществляют небольшие молодые организации, которые в силу своей гибкости и адаптивности способствуют диффузии одного или нескольких крупных изобретений в кластер новшеств, который приводит к значительному и постоянному экономическому прогрессу .

Во второй фазе (рост) радикальные новшества тиражируются, совершенствуются, нарастают объемы их производства, расширяются сферы применения, они дифференцируются применительно к требованиям разных сегментов рынка, технологически стандартизируются. Уменьшаются издержки производства, что дает возможность снижать цены, способствует расширению сферы эффективного применения новшества.

Затем наступает третья фаза инновационной волны (замедление), когда техника данного поколения медленно развивается и качественно улучшается. Появляются новые модели, основанные на уже известном и испытанном технологическом принципе, расширяются параметрические ряды машин, оборудования, приборов. Стандартизация порождает явление псевдоинноваций, когда спрос потребителя нацелен на что-нибудь новое, но на рынке он встречает лишь модификацию старого.

Экономический и технический потенциал данной технической идеи и воплощающего ее поколения машин в основном уже исчерпан, она вытесняется новой, более прогрессивной и эффективной системой машин. Дальнейшая модернизация машин, основанных на устаревшей технической идее, связана с крупными издержками, которые не окупаются дополнительным эффектом у потребителя. Происходит удорожание новых модификаций устаревших машин. Растет ущерб от производства и эксплуатации устаревшей техники. Особенностью цикличности инновационных колебаний является то, что новые поколения машин начинают осваиваться, когда предыдущее еще полностью не исчерпало себя. Это обеспечивает непрерывность научно-технического прогресса. Схематично данную закономерность можно изобразить следующим образом (рис. 4):

Весь цикл охватывает одно направление в технике и технологии, основанное на радикальной инновации. В рамках этого направления происходит смена поколений машин, базовый вариант которой в свою очередь влечет за собой большое количество усовершенствований. Таким образом, в рамках одной волны можно наблюдать большое количество более мелких волн, подчиняющихся единым законам развития и проходящих одни и те же фазы.

Соотношение понятий по объему

Социальные изменения - различие между состояниями социальной системы во времени .

Возможные отличия:

1. может измениться состав системы.

2. может наступить изменение функций, исполняемых элементами общества

3. могут измениться границы системы.

4. могут наступить изменения в окружении системы.

Социальные процессы.

Социальное изменение - это единичный эпизод, переход из одного состояния системы в другое. Понятие процесс служит для описания хода, наступающих последовательно друг за другом и взаимно обусловленных изменений системы (в этом случае мы называем их фазами или этапами).

Социальное развитие – это изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей.

§ направление процесса имеет позитивный характер (растет численность населения; увеличивается общественное производство).

§ эндогенные (внутренние) механизмы развития данного общества . / экзогенные факторы, которые находятся за границами рассматриваемой социальной системы, н-р: изменения климата, стихийные бедствия, природные катастрофы. Процессы, вызванные внешними факторами, не называются развитием, это скорее реактивные или адаптационные процессы. /

§ Необратимость – это постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен.

§ Закономерность – это необходимый процесс накопления перемен.

Типы развития общества .

1.Развитие общества имеет линейно-восходящий характер. Предполагается, что общество проходит ряд последовательных стадий (О.Конт,Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса) и др.

2. Скачкообразное – Маркс, С.Кун

2. Развитие общества имеет циклический, повторяющийся характер . (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, Л. Гумилев и др.

3. Нелинейное развитие общества (много вариантов развития об-ва). - С. Л. Франк, М. Хетчер, Д. Коллмэн -

Под реформой понимают постепенные плавные частичные изменения общества, которые могут охватывать различные сферы общества – экономическую, политическую, социальную, духовную. Социальных реформы, не затрагивают основ социальной системы общества, а лишь изменяют ее части и структурные элементы.

Под социальной революцией понимаются относительно быстрые всесторонние, коренные изменения общества. Революционные изменения имеют скачкообразный, насильственный характер.

Социальный прогресс – это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, к более совершенным формам. Прогресс- процесс, приближающий общество к такому состоянию, в котором реализуются некие важные общественные ценности, к состоянию, которое считается правильным, справедливым, счастливым, достойным и т.п.

Для определения прогрессивности того или иного общества в социологии традиционно использовались два наиболее общих критерия:

1) уровень производительности труда и благосостояния населения;

2) степень свободы и ответственности личности и др.

Модернизация - целенаправленное, запланированное приближение общества к модели современности, по образцу общества, признанного наиболее развитым.

Типы модернизации:

Первый тип - органичная модернизация (классическая хаотичная модернизация ) - в результате длительного внутреннего развития, характерен для США и стран Западной Европы, Австралия

Второй тип – вторичная ( неорганичная, догоняющая, запаздывающая ) модернизация – характерна для стран пытавшихся догнать передовые страны за счет использования опыта последних. (Россия, Турция, Бразилия, Аргентина, Балканы).

Форсированный вариант – новые индустриальные страны (азиатские тигры – Ю.Корея, Малайзия, Тайвань, Сингапур).

Закономерности общественного развития

1. Закон ускорения истории. Каждая последующая стадия развития обществазанимает в 2-3 раза меньше времени, чем предыдущая. (Первобытное общество -3 тыс. лет; феодальное – примерно: с 5 века до 15 века =1000-лет; капиталистическое – с 16 века по 20 век -500 лет; информационное общество -?

Предмет: обществознание

Класс, профиль: 8 класс, обществознание

Ф.И.О. педагога, № ОУ: Григоркина Г.С., МОУ гимназия №19 имени Поповичевой Н.З.

Программно – методическое обеспечение:

Программа (базовый уровень)

Используемые учебники: А.И. Кравченко

Тема урока: «Социальный прогресс и развитие общества»

Цель:

Познакомить учащихся с тенденциями развития общества, в том числе законом ускорения истории, неравномерным развитием различных народов и наций, объяснить сущность социального прогресса и его видов.

После изучения темы учащиеся должны:

    объяснять сущность закона ускорения истории, аргументировать свой ответ конкретными примерами;

    знать о том, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью, уметь пояснить эту тенденцию на примере развития стран;

    пояснить сущность социального прогресса, включающего в себя экономический, технический и культурный прогресс;

    уметь определять, в каких случаях общество развивается реформистским путём, а в каких – революционным;

    знать определения следующих понятий: закон ускорения истории, прогресс, регресс, реформа, революция, историческая эпоха.

План урока:

    Основные закономерности развития человеческого общества: почему ускоряется история?

    Закон неравномерного развития народов и наций мира.

    всегда ли общество развивается прогрессивно. Что такое социальный прогресс?

    Реформы и революции.

    Приступая к рассмотрению первого вопроса, учителю необходимо подчеркнуть, что, изучая эволюцию обществ, учёные пришли к выводу о существовании закономерностей в их развитии.

Рассмотрев хронологические рамки каждой исторической эпохи, ученики приходят к выводу об уплотнении исторического времени.

На рисунке к параграфу представлена сущность закона ускорения исторического времени. Рассматривая рисунок (с. 33 учебника), ученики должны пояснить:

а) Как соотносятся между собой уровень развития общества и историческое время?

б) Почему эту взаимосвязь называют законом ускорения истории?

Учитель обращает внимание ребят на дополнительный текст параграфа «Ускорение истории» (с. 34 учебника). Пусть учащиеся разъяснят статистические данные, представленные в тексте.

Выполнив такую работу, ученики приходят к выводу, что каждый последующий этап охватывает гораздо меньший промежуток времени, чем предыдущий. Однако уровень развития общества, наоборот, становится выше.

Весьма впечатляют данные социологов о том, что каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 34 раза. Однако орудия труда, технологии усовершенствуются гораздо быстрее.

Определённый период развития человечества называют исторической эпохой. Обратив внимание учащихся на это понятие, и разъяснив его смысл, учитель даёт задание группам учащихся отобрать известные им факты, свидетельствующие о том, что технические изобретения, научные открытия совершенствовались от эпохи к эпохе. С этой целью ученикам можно предложить в качестве помощника книги – учебники по истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени. Сопоставить уровень развития каждой эпохи можно по следующим параметрам:

а) развитие орудий труда, техники и науки;

б) развитие интеллекта человека;

в) социальная организация общества.

(Такую работу целесообразно выполнять в подготовленном классе).

    На предыдущем уроке ученики, выполняя задание по карточкам, узнали о том, что русский учёный Н.Н. Миклухо- Маклай изучал в XIX в. реликтовые общества папуасов, живущих на уровне первобытного общества. Почему история «тормозит» эволюцию отдельных народов, людей? Пусть ребята выскажут свои предположения.

Почему социальное время протекает не везде одинаково?

Ученикам предлагается подумать, можно ли рассматривать экспансию капиталистически развитых стран на территорию слабо развитых регионов как прогрессивное явление? (С одной стороны – искусственная попытка ускорить процесс развития народов (завоз техники и т. д.), с другой – разрушение самобытности).

Желательно, чтобы в процессе дискуссии ребята аргументировано доказали свою точку зрения. Для отслеживания разнополярных суждений к доске (к листу ватмана, прикреплённому на стене) следует пригласить одного ученика, который должен фиксировать эти позиции выступающих. (Да, это прогрессивно, так как…; Нет, это насилие и носит опасный характер, так как…)

    Рассмотрение третьего вопроса должно быть сконцентрировано вокруг понятия «социальный прогресс». Он объясняется нашей наукой как мировой прогресс развития человеческого общества от менее совершенного к более совершенному, от состояния дикости к вершинам цивилизации.

Разъясняя сущность социального прогресса, учитель привлекает к диалогу ребят, которые с помощью конкретных фактов доказывают, чем характеризовался социальный прогресс и его составляющие в определённые исторические эпохи.

Изучение вопроса завершает проблемное задание:

Подумайте, может ли общество развиваться вспять, регрессивно?

Разъясняя эту проблему, учитель должен закрепить в понимании учащихся, что прогресс носит глобальный характер, а регресс – локальный и охватывает отдельные общества и промежутки времени.

Учащимся предлагается выполнить следующее задание.

«Истории человечества известны многочисленные войны. В их состоянии оно находилось гораздо больший промежуток времени, чем в состоянии мира. Подумайте, как влияли войны на развитие общества? Какую функцию они выполняли: прогрессивную или регрессивную?»

Можно предложить ученикам разделиться на две группы с биполярными мнениями и попытаться дать ответ на поставленный вопрос с заранее предлагаемой установкой (ученики пытаются доказать предложенную позицию, полемизируя со своими противниками):

Да, войны оказывали прогрессивное влияние на развитие общества, так как:

    в период военных действий происходит быстрое усовершенствование техники, в том числе военной, развивается военно - промышленный комплекс страны.

    Предприятия, фирмы по производству вооружения получают госзаказы, их прибыль быстро растет. Происходит обогащение многих структур.

    В военное время в народе проявляются особые чувства патриотизма, единения, что способствует сплочению нации, росту её интеллектуальных возможностей.

    В период войны появляется много уникальных талантливых произведений науки, искусства (песни, музыка, живопись…)

    Война истребляет часть населения, тем самым, регулируя решение демографических проблем.

    Война способствует новым открытиям в области медицины.

Нет, войны негативно влияют на общество, так как:

    война – это многочисленные жертвы людей, горе и слёзы.

    В период войны уничтожаются многочисленные ценности культуры, в том числе здания, сооружения

    Война приводит к колоссальным материальным потерям: разрушению и опустошению городов, деревень.

    Стрессовое состояние людей приводит к нарушению психики, здоровья людей

    Общество дестабилизируется, теряя трудоспособных граждан и увеличивая разряд тех, кто нуждается в социальной поддержке.

    Происходит передел мира, порождаются новые конфликты.

    Социальный прогресс может осуществляться постепенно или скачкообразно. В первом случае в обществе происходят реформаторские изменения, а во втором – революционные. При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание на разницу в этих понятиях.

Ученикам предлагается проанализировать нижеприведённые события и сгруппировать их в 2 колонки таблицы, объяснив устно:

а) Почему это событие можно отнести к данному виду социального прогресса?

б) Каким образом происходили изменения, кто стал инициатором и «проводником» перемен в жизни?

    Приватизация жилья, законодательно разрешённая в России.

    Введение налоговых льгот отечественными предпринимателями.

    Юридическая отмена крепостного права в 1861 г. в России.

    изменение системы судопроизводства в 60-е гг. XIX в., в соответствии с которыми введён суд присяжных, состязательность процесса и проч.

    События 1917 года в России, повлекшие за собой изменения политического строя (монархия - республика), ликвидация буржуазии, уничтожение частной собственности.

    Технологический, промышленный подъём западноевропейских государств XVIII-XIX вв., в результате которого машинное производство вытеснило старую мануфактуру.

Таким образом, ученики самостоятельно при организующей роли учителя начинает понимать, что:

Реформа – усовершенствование в определённой сфере жизни, которое носит постепенный характер, не затрагивающий основ существующего строя.

Революция – комплексное изменение большинства сторон жизни, выводящее на качественно новый уровень развития общество.

В конце изучения темы учитель может поработать с понятиями, рассмотренными на уроке. Для этого следует предложить выстроить на доске терминологическую модель их взаимосвязи Ии попросить разъяснить отдельные понятия устно.

Д/з: 4 параграф, выполнить задания и ответить на вопросы к параграфу. Отдельным группам ребят можно дать индивидуальные задания: подобрать из литературы, СМИ факты. Доказывающие закономерные тенденции в развитии общества.урока ...

  • Рабочая программа По всеобщей истории 5-9 класс пояснительная записка

    Рабочая программа

    ... история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества ... развития человеческого общества , и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные ... карты. Почему манили новые...

  • Конспект повторительно-обобщающего урока Проблемно-дискуссионное игровое

    Конспект

    Также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до... из основного и дополнительного... для детей. Всемирная история . - М.: Аванта +, ... урока . Постановка проблемного вопроса: Как вы считаете, почему ... . Ускорила развитие Италии...

  • Урок раздел I. Жизнь первобытных людей тема I. Первобытные собиратели и охотники

    Урок

    И человеческого общества , зарождением духовной культуры, социальной дифференциации. Нигде больше на материале курса истории ... Востока, греческие ученые пытались найти основные закономерности развития природы. Величайшим достижением было учение...

  • Cтраница 1


    Закономерности общественного развития свидетельствуют о постепенной смене несовершенных форм общежития на более развитые, демократические. Роль верховной власти в высокоразвитых государствах все более сводится к роли мирового судьи, который только тогда вмешивается в ход общественно-экономических отношений, когда сами участники этих отношений не могут достичь согласия в решении важнейших проблем.  

    Боящаяся объективного исследования закономерностей общественного развития, которые обрекают капитализм на гибель, буржуазия требует от своих приказчиков фальсификации его выводов, доказательства вечности, незыблемости капиталистического строя. Именно поэтому буржуазная партийность враждебна объективности, научности. Однако пролетариат, призванный освободить человечество от эксплуатации и являющийся законным преемником всего культурного наследия человечества, в том числе и созданного буржуазным обществом, не может обойтись без усвоения культуры прошлого. Задача марксистов, - писал В. И. Ленин - суметь усвоить себе и переработать те завоевания, которые делаются этими приказчиками... Выполнение этой двуединой задачи, поставленной Лениным, играет важную роль в борьбе за построение коммунистического общества. В процессе строительства коммунизма, поскольку он осуществляется в условиях сосуществования двух противоположных общественных систем: социализма и капитализма, особое значение приобретает вторая сторона этой задачи - борьба с буржуазной идеологией, борьба, в которой важнейшую роль играет развитый В. И. Лениным принцип революционной пролетарской партийности.  

    Постепенно в ходе познания закономерностей общественного развития в научный оборот были введены понятия производственной и бытовой инфраструктуры, употребление которых было связано с необходимостью создания условий для функционирования производственной и непроизводственной сфер. Такое деление инфраструктуры получило закрепление на практике, что имело не только положительные, но и негативные последствия.  

    Гениальные высказывания Ленина о закономерностях общественного развития являются неоценимым источником правильного понимания многих современных явлений. Нет, без Ленина их не понять, без Ленина не понять современного положения мира, закономерностей развития загнивающего капитализма в эпоху империализма, судеб пролетарской революции и ее победы, путей строительства социализма и коммунизма.  

    Такого рода рассуждения справедливы, поскольку закономерности общественного развития свидетельствуют о поступательном движении всех государств к прогрессивным формам сосуществования и экономического сотрудничества, несмотря на все потрясения, которые встречают они на своем пути.  

    Задача науки заключается в том, чтобы исследовать закономерности общественного развития и на их основе построить реальные экономические, социально-политические концепции и программы, позволяющие стабильно развиваться всем участникам воспроизводственных процессов.  

    Тем не менее отстаивание истории как науки о закономерностях общественного развития выгодно отличало К.  

    СОЦИОЛОГИЯ - наука, изучающая общество, общественные отношения, закономерности общественного развития, социальные группы и их взаимодействие.  

    Есть принципиальная разница, которая лежит в основе подхода к пониманию закономерностей общественного развития во французской и английской социологиии: английская социология, связанная с традиционными представлениями принципов жизни, была отчетливо индивидуалистической. Общество для нее - это прежде всего совокупность индивидов, и только понимание природы самого индивида дает ключ к изучению социального целого. Это немаловажное различие, поскольку на нем базировалась методология исследований. Так, если Конт начинает исследование общества как системы, то Милль, напротив, стремится свести социальное, то есть общее, к индивидуальному. Общество для него - лишь простое объединение индивидов, а социальные законы без остатка сводятся к законам индивидуальной человеческой природы. По Миллю, соединяясь в общество, люди не превращаются в нечто другое, обладающее другими свойствами.  

    Овладение революционной теорией рабочего класса и всех трудящихся - марксизмом-ленинизмом дает возможность понять закономерности общественного развития, политику партии, пути движения к коммунизму, быть активным и сознательным творцом новой жизни.  

    Действующая ныне Программа партии, как сказано в постановлении съезда, в целом правильно характеризует закономерности мирового общественного развития, цели и основные задачи борьбы партии и советского народа за коммунизм. Ее принципиальные положения подтверждены жизнью. Многое из того, что записано в Программе, уже выполнено. Вместе с тем некоторые ее положения - это надо прямо сказать - не в полной мере выдержали проверку временем, так как в них были элементы отрыва от реальности, забегания вперед, неоправданной детализации. И, конечно, за два десятилетия и в жизни советского общества, в жизни других стран социализма, да и в мировом развитии в целом появилось много важных изменений. Все это требует глубокого теоретического осмысления и должно быть учтено при выработке долгосрочной стратегии партии в области внутренней и внешней политики.  

    Постоянное укрепление Вооруженных Сил является объективной необходимостью успешного строительства социализма и коммунизма, вытекающей из закономерностей общественного развития и особенностей классовой борьбы между капитализмом и социализмом.  

    Само собой понятно, что пророки не имели ни малейшего представления о движущих силах и закономерностях общественного развития.  

    Социология как наука об обществе вообще, исходя из тех или иных позиций, стремится установить закономерности общественного развития, так или иначе понимания общество как продукт взаимной деятельности и связи людей. Но в этом стремлении она не может не интересоваться и самим человеком как основным элементом общества. Иначе говоря, социологические законы, которые объясняют общественные явления, исходя из материального базиса, процесса производства, должны рассматриваться в их связи с законами, которые относятся к человеку как особому существу в мире. Человек есть продукт общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены люди, а не другие существа... Это не значит, что общество всецело определяется человеком или даже в первую очередь человеком.  

    В самом деле, на этой основе легко отличить, окажем, историков, постигающих общие закономерности общественного развития, от людей, получивших разрозненные сведения об исторических фактах.