Самые известные рыцари. Легенды о рыцарях. Рыцарская эпоха

Рыцарь - тяжеловооружённый конный воин, носитель дворянской рыцарской традиции, восходящей ко временам андальского вторжения в Вестерос и тесно переплетённой с верой в Семерых . Рыцари занимают важное место в феодальном обществе и культуре Вестероса , стоя ниже лордов, но выше простонародья. Тяжёлая рыцарская конница является главным аргументом в любой войне Семи королевств , а подвигам и приключениям знаменитых рыцарей посвящены многие песни и книги. Рыцарь обязан служить образцом чести, отваги и благородства, служить королю и державе и защищать слабых - увы, далеко не все рыцари соответствуют этому идеальному образу.

К рыцарям обращаются «сир » (англ. ser ) . Звание рыцаря не является наследственным и не означает потомственного дворянства само по себе; законные дети рыцаря наследуют его фамилию, а в том случае, если сын рыцаря сам становится рыцарем, - и герб . Любой рыцарь может посвятить в рыцари любого человека, даже простолюдина, однако звание рыцаря требует немалых расходов - рыцарь обязан владеть дорогостоящим оружием, доспехами, несколькими лошадьми, вести соответствующий рыцарскому званию образ жизни, обычно связанный с военной службой и, в мирное время, турнирами .

В средневековой культуре рыцарство - не просто знак почести, как в нашем мире, когда королева Елизавета посвящает в рыцари Элтона Джона. Это род занятий, воинская профессия. Чтобы быть рыцарем, нужно богатство - как минимум, чтобы купить себе доспехи и лошадь, и у рыцаря есть обязанности. Рыцарь должен участвовать в сражениях, являться по призыву лорда, обучать и вооружать отряд латников. Некоторые люди физически не способны заниматься всем этим (Уиллас Тирелл , Сэмвелл Тарли), и они предпочитают карьеру септона , мейстера или просто лорда в своём поместье. Другим жизнь рыцаря просто неинтересна. Рыцарство также связано с религией, и по этой причине последователи Старых Богов не становятся рыцарями, даже если годятся в рыцари по всем остальным параметрам. Так сказал Мартин

История и распространение рыцарства

Рыцарь в латном доспехе и шлеме-бацинете. Иллюстрация Ruisma

Рыцарская традиция появилась во времена завоевания Вестероса андалами . Согласно летописям Долины Аррен - первой области Вестероса, завоеванной андалами, тяжёлая кавалерия, облачённая в доспехи, у андалов уже была, и андальские герои - например, Артис Аррен - носят в преданиях титул «сир». Серебряные доспехи и крылатый шлем Артиса Аррена делали его легко узнаваемым среди андальских воинов .

За пределами Вестероса рыцарство ассоциируется с выходцами из Семи королевств, сохранившими рыцарские традиции и веру в Семерых . На землях Вольных городов рыцари - эмигранты и потомки эмигрантов, бежавших за море по разным мотивам, - занимаются в основном наёмничеством, воююя то за один Вольный город, то за другой: так, Джорах Мормонт воевал на войне с браавосцами, а потом поступил на службу к Визерису Таргариену , а Осмунд Кеттлблэк служил в отряде Славных Кавалеров , воюя то за Лис , то за Тирош . В наёмном отряде Золотых Мечей служило пятьсот рыцарей .

Качества рыцаря

Рыцарь. Иллюстрация Jason Engle

Даваемые при посвящении в рыцари обеты, книги, песни, предания о знаменитых рыцарях создали в сознании вестеросцев идеальный образ благородного воина. На самом деле светлому образу «истинного рыцаря» соответствуют очень немногие носящие рыцарское звание. Проявление высоких рыцарских качеств вызывает у окружающих восторг и уважение, тогда как «ложные» рыцари, запятнавшие себя нерыцарскими поступками, пользуются дурной славой.

Рыцарь должен:

В песнях рыцари никогда не убивали волшебных зверей, таких, как, например, белые олени - только подходили и гладили .

Для рыцаря достойно добиваться славы и почестей, хотя бы и рискуя своей жизнью. Умереть, сражаясь за своего короля - славная смерть для рыцаря .

Рыцарь должен беречь свою честь. Недостойно обижать слабых и невинных; убеждение о том, что «истинные рыцари не причинят зла женщинам и детям» было не столь уж редким в Вестеросе . Считается, что ни один настоящий рыцарь не даст согласия на убийство женщин . Существуют рассказы о рыцарях и дамах, которые спали в одной постели, положив между собой меч - рыцарь таким образом демонстрировал, что не посягает на честь дамы . Рыцарь не должен целовать даму без её разрешения .

Клятва своей рыцарской честью священна , слово рыцаря многого стоит . Хороший рыцарь честен во всем и всегда говорит только правду, даже врагам . Запятнавший себя разбоем и насилием рыцарь может быть лишён рыцарского звания и предан смерти как обычный преступник

Если против конного рыцаря на поединок один на один выходит пеший противник, достойно спешиться . Позорно побеждать в поединке нечестным образом, например, убив под соперником лошадь ; намеренный проигрыш более высокородному и богатому противнику не считается достойным поступком, хотя и не приносит проигравшему позора . Бесчестно проиграть на турнире оружие и доспехи и не отдать их победителю, даже если это угрожает побеждённому потерей рыцарского звания . Пользование услугами шпионов и доносчиков позорит рыцаря .

Поскольку рыцари обычно сражаются верхом на коне, шпоры служат знаком рыцаря: о посвящении в рыцари говорят «получить шпоры» . Богатые рыцари и лорды могут носить золотые шпоры .

Пажи и оруженосцы

Оруженосец. Иллюстрация Пэта Лобойко (Pat Loboyko) для RPG от Green Ronin

Подготовка будущего рыцаря начинается с раннего возраста. Начиная с возраста восьми лет и старше мальчиков отдают на воспитание в другую семью - дом лорда или родовитого рыцаря, желательно, прославленного воина. Эта практика совмещается с традицией брать воспитанников и заложников из других домов. Маленькие дети часто прислуживают взрослым как пажи (англ. page ) и виночерпии (англ. cup-bearer ), и это занятие считается почётным и достойным даже для выходцев из благородных домов. Например, Аддам Марбранд в детстве служил пажом в Утёсе Кастерли , а Мерретт Фрей - в замке Крейкхоллов . Уже в этом возрасте детей начинают обучать военному делу - сражаться деревянными мечами, обмотанными тканью , ездить верхом, упражняться с чучелами, кинтанами и кольцами.

Когда мальчик подрастает достаточно, чтобы брать его на войну - к возрасту двенадцати и иногда даже десяти лет - он становится оруженосцем (англ. squire ) того или иного рыцаря. Оруженосцы обязаны в походе ухаживать за оружием, доспехами и лошадями рыцаря, готовить пищу, следить за здоровьем рыцаря, одевать его в доспехи перед боем и тому подобное. Под началом рыцаря оруженосец должен получить представление о началах рыцарства, основах рыцарской чести, долга и верности; обучиться фехтованию, верховой езде и куртуазному этикету. В реальности всё зависит от того, какому рыцарю служит оруженосец. Так, Подрика Пейна его первые хозяева-рыцари научили чистить лошадь, выбирать камешки из подков и воровать еду, но владеть мечом не учили совсем . Напротив, Арлан Пеннитри , даже будучи нищим межевым рыцарем, обучал своего оруженосца Дунка держать меч и копьё, ездить на боевом коне, натаскивал его в геральдике и внушал максимы вроде «Истинный рыцарь должен быть чист и телом и душой» и «Всегда делай больше того, что от тебя ожидают, и никогда - меньше» .

Проявивший себя оруженосец может быть посвящён в рыцари к совершеннолетию , хотя некоторые, особо отметившиеся оруженосцы удостаиваются этой чести и раньше - Джейме Ланнистер , например, стал рыцарем на пятнадцатом году жизни .

Наличие оруженосца является для рыцарей вопросом престижа, и бедные рыцари, как Арлан Пеннитри , могут брать себе в оруженосцы бездомных мальчишек, обещав кормить, учить и в неопределённом будущем - посвятить в рыцари . Напротив, у богатых и влиятельных рыцарей и лордов может быть сразу несколько оруженосцев из благородных домов - например, у Самнера Крейкхолла было не менее четырёх оруженосцев, включая Джейме Ланнистера и Мерретта Фрея , а сам Джейме Ланнистер позже взял в качестве оруженосцев сразу троих подростков знатного рода - Льюиса Пайпера , Гаррета Пэга и Джосмина Пеклдона . Дружба между рыцарем и его оруженосцем и оруженосцами одного рыцаря завязывается на всю жизнь; иногда - как в случае Ренли Баратеона и Лораса Тирелла - она обращается в гомосексуальную связь .

Оруженосец вовсе не обязательно должен быть подростком. У Мандерли были оруженосцы в возрасте до сорока лет , и на трапезе для оруженосцев во дворе Белостенного преобладали старые бывалые воины . Такие люди не становятся рыцарями никогда - часто у них просто не хватает денег на собственные оружие, доспехи и лошадь, иногда они просто не испытывают желания стать рыцарями, предпочитая верой и правдой служить другим .

…как армейский сержант, который не испытывает желания становиться лейтенантом, а тем более генералом. Так сказал Мартин

Посвящение в рыцари

Помазанный рыцарь. Иллюстрация Пэта Лобойко (Pat Loboyko) для RPG от Green Ronin

Любой рыцарь может посвятить любого другого человека в рыцари . Король может посвятить в рыцари любого своего подданного; не всякий лорд может посвятить кого-либо в рыцари, а только такой лорд, который сам является рыцарем. Иными словами, Бейлор Благословенный , будучи королём, мог посвящать людей в рыцари, а Эддард Старк , будучи лордом, но не будучи рыцарем - нет .

Обычный способ стать рыцарем - с детства и до шестнадцати-восемнадцати лет служить другому рыцарю в качестве оруженосца, проявив себя и доказав свое право стать рыцарем. Доблесть, проявленная в военной кампании, или успешное выступление на турнире для оруженосцев могут стать основанием для посвящения в рыцари. Это верно даже для людей, никогда не бывших оруженосцами, но проявивших себя на войне и вознаграждённых за это рыцарством: так, северянин Джорах Мормонт был посвящён в рыцари в качестве отличия за отвагу во время штурма Пайка в конце восстания Бейлона Грейджоя . Бывший контрабандист Давос Сиворт получил рыцарское звание в благодарность «за лук» - во время осады Штормового Предела он тайком провез в замок груз лука и рыбы и тем самым спас Станниса Баратеона и его людей от голодной смерти .

Отцы, дядья или старшие братья, будучи рыцарями, могут посвятить в рыцари младших членов семьи, рыцарь может посвятить в рыцари своего оруженосца, однако чаще это делает другой рыцарь - как можно более прославленный и известный, какого только удавалось найти, лучше всего рыцарь Королевской Гвардии , принц или сам король. Так, Джейме Ланнистер служил оруженосцем Самнеру Крейкхоллу , но посвящение принял от знаменитого рыцаря Королевской Гвардии Эртура Дейна ; Барристан Селми служил оруженосцем у Манфреда Сванна и был посвящён в рыцари королём Эйгоном V Таргариеном . Григора Клигана посвятил в рыцари принц Рейгар Таргариен . Все заслужившие рыцарство в битве на Черноводной - больше шестисот человек - были посвящены всего тремя рыцарями Королевской Гвардии : Бейлоном Сванном , Меррином Трантом и Осмундом Кеттлблэком , хотя в столице в этот момент находились многие тысячи менее знаменитых рыцарей .

Мартин сравнивает посвящение с получением диплома о высшем образовании в нашем мире:

Почему люди стремятся попасть в Гарвард, а не обходятся дипломом колледжа в родном городке? Очень престижно быть посвящённым в рыцари королём, принцем, одним из рыцарей Королевской Гвардии или какой-нибудь ещё знаменитостью. Получить посвящение в рыцари от брата - это как поцеловать сестру (Джейме Ланнистера и Таргариенов это сравнение не касается), а получить посвящение от уездного межевого рыцаря - это как парикмахерское училище закончить. «Корочки»-то вы получите, но на университетскую аспирантуру после этого замахиваться не стоит. Так сказал Мартин

Никто не запрещает рыцарю произвести в рыцари простолюдина или даже бастарда . Тем не менее, социальное давление обычно не дает корыстолюбивым рыцарям возможности посвящать в рыцари за деньги всех, кого им вздумается: рыцарская честь и высокий статус рыцарского звания имеют большое значение в обществе Вестероса, и запятнавший себя таким поступком рыцарь, а равно и те, кого он посвятил, легко могут оказаться изгоями . Тем не менее, такие прецеденты были: Дункан Высокий слышал истории о том, как рыцарства добивались взятками или угрозами, а рыцарское звание Глендона Флауэрса было куплено девственностью его сестры - безденежный рыцарь согласился посвятить юношу в рыцари в обмен на возможность переспать с девственницей . Однако Берик Дондаррион , руководствуясь своими идеалистическими воззрениями, посвятил в рыцари весь свой партизанский отряд - Братство без Знамён - от мала до велика и вне зависимости от наличия оружия и доспехов .

Помазание рыцаря. Иллюстрация Николь Кардифф (Nicole Cardiff)

Перед посвящением в рыцари посвящаемый обязан выстоять всенощную молитву в септе, от заката до рассвета. Небесным покровителем рыцарей является одна из семи ипостасей Бога - Воин, и будущие рыцари молятся ему, сложив меч и доспехи у изображения Воина и оставаясь в одной белой рубахе из некрашеной шерсти, символизирующей чистоту и смирение. В столице для этого может использоваться Великая Септа Бейлора , в походах посвящаемые могут провести ночь в ближайшей деревенской септе, какую только удалось найти .

Наутро посвящаемый обязан исповедаться септону и быть помазан, согласно обряду Семерых , семью елеями. В наилучшем случае исповедь и помазание принимает сам верховный септон , что придает посвящению особый престиж; так, например, сир Джорах Мормонт принял помазание от верховного септона . Прошедшие через этот обряд называются помазанными рыцарями .

В той же самой рубахе, босой посвящаемый проходит к месту посвящения, где в присутствии свидетелей становится на колени перед посвящающим рыцарем. Рыцарь обнажённым мечом, повернутым плашмя, легко ударяет по плечам посвящаемого, попеременно по правому плечу и по левому, произнося формулы обетов именем Семерых . Посвящаемый должен поклясться исполнять эти обеты .

- Раймун из дома Фоссовеев, - начал он торжественно, коснувшись клинком правого плеча оруженосца, - именем Воителя обязую тебя быть храбрым. - Меч лёг на левое плечо. - Именем Отца обязую тебя быть справедливым. - Снова на правое. - Именем Матери обязую тебя защищать юных и невинных. - Левое плечо. - Именем Девы обязую тебя защищать всех женщин… Межевой рыцарь

Полный текст рыцарских обетов в книгах не приводится, известно только общее содержание: «…быть истинным рыцарем, чтить семерых богов, защищать слабых и невинных, преданно служить моему господину и сражаться за свою страну» . Очевидно, в список обетов входят также какие-то обеты во имя Старицы, олицетворяющей мудрость и прозорливость, и Кузнеца, олицетворяющего здоровье, силу и стойкость, и - с куда меньшей вероятностью - обет во имя седьмого божьего лика - Неведомого. Неведомый олицетворяет смерть, и верующие в Семерых избегают упоминать его всуе.

Разумеется, многие посвящения совершаются вдали от септ, без свидетелей, в условиях нехватки времени, даже прямо на поле боя, поэтому посвящение сводится к ударам мечом по плечам коленопреклонённого посвящаемого и произнесению рыцарских обетов. Именно так рыцарское звание получили


Европейские рыцари XII-XIV вв. выработали своеобразные нормы поведения, «правила чести», которым должен был следовать любой настоящий рыцарь. Этим правилам подчинялись не только на низших ступенях феодальной лестницы. Графы, герцоги, короли тоже считали себя рыцарями, а значит готовы были соблюдать кодекс рыцарской чести. Создав особые правила поведения, сеньоры как бы стремились отгородиться от простолюдинов, подчеркнуть свое отличие от «мужланов».

Рыцарь должен соблюдать верность сеньору, а тот обязан всячески защищать своего вассала и щедро его одаривать. Рыцарь - защитник обиженных и слабых, борец за христианскую веру. Он не может позволить себе коварство, хитрость в бою с противником. Да и уклониться от честного поединка - позор. Даже поверженный противник, если он тоже рыцарь, заслуживает всяческого уважения. Без ущерба для своего достоинства рыцарь не мог встретиться в поединке с тем, кто много ниже его по общественному положению. Обнажить рыцарский меч против черни считалось позором. Скупость - качество, недостойное рыцаря. На самом деле, конечно, далеко не все рыцари и отнюдь не всегда следовали правилам столь «благородного» поведения. Тем не менее возвышенного рыцарского идеала старались придерживаться, по крайней мере внешне, особенно при дворе.

Культ прекрасной дамы

Со временем стали считать, что настоящему рыцарю обязательно положено быть влюбленным. Рыцарь совершает свои подвиги во имя дамы сердца, чтобы ее прославить и добиться ее расположения. Свое сердечное отношение к даме рыцарь часто выражал в словах, относящихся к процедуре получения феода. Он называл свою даму сеньором, считал себя либо пленником ее, либо вассалом, обязанным нести в честь возлюбленной тяжелую службу, постоянно рискуя жизнью. В служении прекрасной даме часто было куда меньше подлинного чувства, чем изящной придворной игры, обычая, которому полагалось следовать как «настоящему» рыцарю, так и «благородной» даме. Истинный рыцарь должен был обладать важным качеством - куртуазностью (от слова court - двор). Это - светскость, умение вести себя в обществе, изысканно ухаживать за своей дамой... Заслужить упрек в некуртуазности было для рыцаря опасно - он мог лишиться всеобщего уважения.

Турниры

Соревнования, в том числе и поединки, были излюбленными развлечениями в средние века. Рыцари делали из них красочные, роскошные зрелища, становившиеся настоящими празднествами. На соревнование рыцарей в силе и мастерстве - турнир собирались толпы народа. Претенденты на победу съезжались порой из разных стран. Турнир мог почтить своим присутствием и даже участием король. Разумеется, знатные дамы были на самых почетных зрительских местах. Победа в турнире сулила счастливцу расположение его дамы. Он был бы безмерно счастлив уже от одной ее благосклонной улыбки...

Главным событием турнира был поединок пар конных рыцарей в полном вооружении. Чаще всего нужно было выбить противника из седла ударом затупленного копья. Но порой схватка становилась более разнообразной и опасной. Тяжелые железные латы, шлем с забралом и щит хорошо защищали рыцарей от серьезных травм не только на турнирах, но и в настоящем бою - потери рыцарского войска в сражениях были невелики. Но бывало, что и на турнирах происходили несчастные случаи. Так, в XVI в. французский король Генрих II на турнире во время свадьбы своей дочери получил жестокую рану, от которой вскоре и умер. Копье противника сломалось, ударившись в шлем короля, и осколки его сквозь щели в забрале пронзили глаз и лоб Генриха.

Гербы

Распорядителями и судьями на турнирах были герольды. Одна из их многочисленных обязанностей состояла в умении разбираться в гербах рыцарей. Каждый сеньор стремился выбрать себе особый знак, который украшал бы его боевой щит, знамя, ворота замка, печать... Сначала гербы были простыми, но со временем на них появлялось все больше сложных фигур. Герб получали за заслуги от короля или по наследству. Постепенно сложилась целая наука составления и чтения гербов - геральдика. Прочитать по гербу можно порой очень много: узнать не только, кто хозяин, но и чем были известны его предки, с какими знатными семействами он в родстве. Со временем гербы стали заводить себе и духовные лица, и города, и отдельные горожане. Появились также гербы государств.

Замок

На первых порах рыцари жили в укрепленных домах, не слишком отличавшихся от жилищ их крестьян. Затем они стали строить крепкие каменные замки - обычно на какой-нибудь возвышенности, куда не так-то легко было добраться возможному врагу. Такие каменные замки покрыли всю Западную Европу. Только во Франции их было около 40 тысяч. К обороне эти твердыни были приспособлены неплохо: здесь были рвы, подъемные мосты, по нескольку колец укреплений, множество прочих неприятных сюрпризов для нападающих. Поэтому, как правило, взять замки можно было либо напав врасплох, либо хитростью, либо изнурительной осадой, либо из-за измены.

Но для уютной жизни замки годились плохо, особенно зимой. Обычно отапливалось камином только одно помещение, окна заделывались деревянными ставнями, так что обитателям замка приходилось выбирать между теплом и освещением. Редко когда удавалось сделать достаточно глубокие колодцы - ведь замки строились в основном на высоких холмах. Приходилось либо довольствоваться цистернами с дождевой водой, либо возить воду снизу. Снизу приходилось доставлять и продовольствие, а это не всегда удавалось, особенно при приближении неприятеля. Так что порой в замке жили впроголодь. Не случайно к концу средневековья сеньоры вновь стали переселяться в деревенские усадьбы, а замки использовать только в случае опасности.

Не для того ли, чтобы разогнать тоску, в сырых и темных каменных громадах, где в долгие зимние ночи не могли рассеять мрак ни отсветы огня в камине, ни пламя факелов, были придуманы изящные обычаи придворной жизни?

Едва ли не самым важным из придворных праздников было принятие юношей в рыцарское сословие. Успешно прошедшие трудные испытания и показавшие себя достойными получали меч из рук короля или другого знатного сеньора. Часто король слегка ударял мечом плашмя по плечу юноши - это было знаком возведения его в рыцари.

Певцы доблести и любви

На всех придворных празднествах желанными гостями были певцы и поэты. Среди них встречались простолюдины - шпильманы и жонглёры (последние не имели ничего общего с современными цирковыми жонглерами), но нередко встречались и знатные рыцари. Особенно знаменитыми поэтами были многие сеньоры из южнофранцузской области Прованс. Их обычно называли трубадурами (очень приблизительный перевод - слагающие стихи). Трубадуры - авторы великолепных стихов, посвященных рыцарским доблестям, но еще больше, конечно же, любви. Любовь трубадура, как правило, неразделенная. Трубадур страдает, испытывая мучения, на которые его обрекает суровая красавица. Но он верен ей до последнего вздоха. Стихи в Провансе сочиняли и знатные женщины. Самая известная из провансальских поэтесс - герцогиня Аквитанская Альенора, уже известная нам супруга сначала Людовика VII, а затем Генриха II.

Традиции провансальской лирики подхватили немецкие поэты - миннезингеры («певцы любви»), самого знаменитого из которых звали Вальтер фон дер Фогельвейде.

Героические песни

На придворных празднествах в замках крупных сеньоров звучали не только страстные песни влюбленных трубадуров и миннезингеров. Жадно слушали гости и хозяева длинные величественные поэмы о старинных героях. Часто в основе сюжета лежал действительный факт. Но многие поколения сказителей так разукрасили свои песни поэтическими грезами, что разглядеть за ними подлинное событие стало почти невозможно.

Очень любили в XII-XIII вв. уже известную нам «Песнь о Роланде».

В немецких землях возникла «Песнь о Нибелунгах». В ней слышен отзвук битв эпохи Великого переселения народов, когда полчища гуннов разгромили одно из небольших германских королевств на верхнем и среднем Рейне. Но узнать этот исторический эпизод в «Песни о Нибелунгах» очень трудно.

Герой Зигфрид, совершивший множество подвигов, был предательски убит ударом в спину. Его вдова Кримхильда поклялась отомстить за это предательство, хотя в заговоре против Зигфрида участвовал ее брат. Она вторично вышла замуж за могущественного короля гуннов Этцеля (Аттилу) и спустя какое-то время пригласила в гости в страну гуннов всех своих родственников и бывших вассалов. Королева гуннов устроила ссору, переросшую в страшную битву героев. Ценой жизни множества гуннских воинов кровавая месть Кримхильды свершилась, и никто из ее гостей не избежал смерти. Но в конце гибнет и сама Кримхильда...

Романы

Не меньше, чем мрачный трагизм героических песен, увлекали современников причудливые и изящные сюжеты знаменитых рыцарских романов. В них уже все было выдумкой: сказочные рыцари разили драконов, побеждали колдунов и немыслимыми подвигами завоевывали сердца прекрасных дам.

Излюбленными темами рыцарских романов были переработки кельтских легенд о короле Apmуpe. Двор сказочного короля и его супруги Джиневры служил образцом рыцарственности и куртуазности для целого света. Среди рыцарей Артура особенно выделялись своими подвигами двенадцать. Они были самыми храбрыми и благородными из его вассалов и заседали с королем за круглым столом в перерывах между бесконечными странствованиями ради наказания зла и утверждения справедливости. Среди рыцарей Круглого стола особенно известны были Парсифаль (Персиваль) и красавец Ланселот. Творил чудеса при дворе короля Артура волшебник Мерлин. Легенды артуровского цикла пересказывали в Европе многие авторы, но больше всех известен, пожалуй, француз Кретьен де Труа (XII в.).

С британских островов пришел на материк и сюжет о трагической любви Тристана и Изольды.

Славный королевич Тристан верой и правдой служил своему дяде, королю Корнуэлла Марку. Тристан совершил множество подвигов и сумел сначала победить давних врагов Корнуэлла - ирландцев, а затем и помирить обе враждующие много лет стороны. Король Марк повелел Тристану привезти ему ирландскую принцессу белокурую Изольду, о несравненной красоте которой Тристан много ему рассказывал. Ирландцы отдали Изольду в Корнуэлл, Тристан и Изольда случайно выпили вместе приворотного зелья и воспылали друг к другу неслыханной страстью. Тем не менее Изольда обвенчалась с королем Марком, после чего началась жизнь, мучительная для всех троих. Страсть боролась в душах Тристана и Изольды с чувством долга - верной супруги и верного вассала. Король Марк мучился подозрениями, но тоже любил Изольду и глубоко уважал доблестного рыцаря - своего племянника. После множества бед и мытарств, отчаянных безумств и кровопролития Тристан и Изольда погибли. Их похоронили рядом. «И из могилы Тристана поднялся прекрасный терновый куст, зеленый и пышнолиственный, и, перекинувшись через часовню, врос в могилу Изольды... Трижды приказывал король срезать этот куст, но всякий раз на следующий день он являлся столь же прекрасным, как и прежде».

Из песен провансальских трубадуров. Гильом IХ, герцог Аквитанский, граф Пуатье (1071-1127)

(Cогласно легенде, стихотворение сложено герцогом во время тяжелой болезни. )

Желаньем петь я вдохновен О том, как горем я согбен: Не к милым доннам в Лимузен - В изгнанье мне пора уйти! Уйду, а сыну суждена - Как знать! - с соседями война. Рука уже занесена, Неотвратимая почти... Феод свой вновь не обрету, Но родичем тебя я чту, Фолькон Анжерский - Пуату, А с ним и сына защитит! Коли фолькон не защитит Или король не охранит, - Анжу с Гасконью налетит, У этих верность не в чести! Тогда от сына самого - Ума и доблести его - Зависеть будет, кто - кого! Мужай, дитя мое, расти! А я в содеянных грехах Пред всеми каюсь.Жалкий прах, В молитвах и в простых словах Взываю ко Христу: прости! Я ради наслаждений жил, Но Бог предел мне положил, А груз грехов, что я свершил, Мне тяжек стал к концу пути. Забыв и рыцарство и власть - Все, что вкушал и прежде всласть, Готов к стопам Творца припасть: Лица, Господь, не отврати! Прошу я каждого из тех, Кто помнит мой веселый смех, Роскошества моих утех: Когда умру, мой прах почти! Отныне мне не даст утех Ни беличий, ни куний мех. Мой графский горностай, прости! Из песен провансальских трубадуров. Гильом де Кабестань (конец XII в.) Когда впервые вас я увидал, То, благосклонным взглядом награжден, Я больше ничего не пожелал, Как вам служить - прекраснейшей из донн. Вы, Донна, мне одна желанной стали. Ваш милый смех и глаз лучистый свет Меня забыть заставили весь свет. И голосом, звенящим, как кристалл, И прелестью бесед обворожен, С тех самых пор я ваш навеки стал, И ваша воля - для меня закон. Чтоб вам почет повсюду воздавали, Лишь вы одна - похвал моих предмет. Моей любви верней и глубже нет. Я к вам такой любовью воспылал, Что навсегда возможности лишен Любить других. Я их порой искал, Чтоб заглушить своей печали стон. Едва, однако, в памяти вы встали, И я в разгар веселья и бесед Смолкаю, думой нежною согрет. Не позабуду, как я отдавал Перед разлукой низкий вам поклон, Одно словцо от вас я услыхал - И в горе был надеждой окрылен. И вот, когда доймут меня печали, Порою радость им идет вослед. Ужели ей положите запрет? Снося обиду, я не унывал, А веровал, любовью умудрен: Чем больше я страдал и тосковал, Тем больше буду вами награжден. Да, есть отрада и в самой печали.. Когда, бывает, долго счастья нет, Уменье ждать - вот весь его секрет. Ах, если б другом вы меня назвали! Так затрепещет сердце вам в ответ, Что вмиг исчезнет всех страданий след.

(Согласно легенде, в Гильома де Кабестань была влюблена жена его сеньора. Сеньор, догадавшись о любви своей супруги к поэту, воспевавшему ее в стихах, убил Гильома и приказал подать жене за обедом его зажаренное сердце. Узнав, чем ее накормили, несчастная покончила с собой. )

Из стихов немецких миннезингеров. Генрих фон Фельдеке (XII в.) Дни весенние настали, Я весною весела Я не ведаю печали, - Госпожа произнесла. - Всегда была мне жизнь мила. Вновь птицы мне защебетали. Пока душа не знает зла, Тоска меня смутит едва ли. Он мне понравился сначала. Мне служить он дал обет. Его я очень отличала. Теперь ему скажу я: «Нет!» Ему во вред был мой привет. Ему моих поблажек мало. Осрамит на целый свет! Пора мне проучить нахала! Он хуже глупого дитяти. Он приличий не постиг. Он вдруг разнежился некстати И домогался напрямик, Как неотесанный мужик,- Легко сказать! - моих объятий. Он в обхожденье груб, он дик. Обычных он лишен понятий. Ну, был бы он любезней малость! Вожусь я долго с ним, и что ж! Напрасна вся моя усталость! Когда бы только был похож. Мой рыцарь на других вельмож! Другим к лицу любая шалость. И все-таки, как он хорош! Он простоват... Какая жалость! К порочной он склонял усладе Меня сегодня и вчера. Он тщетно молит о награде. Столь безрассудная игра Не доведет нас до добра. Остался рыцарь мой внакладе. Одуматься ему пора. Он душу губит шутки ради. Из стихов немецких миннезингеров. Вальтер фон дер Фогельвейде (ок. 1170-1230) «О, госпожа, сердиться не надо. Верьте, учтив и приятен мой слог. А для меня и честь и награда - Если б я вам понравиться мог. Я женщин красивее вас не видал, Если же вы красоту с добротою Соединили в себе - я не скрою: Вы достойны высших похвал». «Что же, хвалите, если угодно, Видите, я уже не дитя. Тот, кто воспитан, может свободно Все мне сказать - и всерьез и шутя. Мне говорили, что я хороша, Но я бы хотела еще и другого: Быть женщиной в лучшем значении слова. При красоте важна и душа». «Я вам открою, что делать должны вы, Чем, как женщина, славиться впредь: Вы должны быть с достойным учтивы, Ни на кого свысока не смотреть. И, одного безраздельно любя, Принадлежа одному всецело, Взять в обмен его душу и тело, Я вам дарю их, - дарю вам себя». «Если не всех встречала приветом, Если была неучтива, горда, Я бы охотно исправилась в этом. Вы-то со мной любезны всегда! Да, вы мой рыцарь, и вот ваша роль: Я бы вас другом видеть хотела. А отнимать у кого-нибудь тело Я не хочу - это страшная боль». «О, госпожа, я готов попытаться, Мне приходилось терпеть и не то. Ну, а чего же вам-то бояться? Если умру, то счастливым зато». «Пусть умереть вам охота приспела, Значит, и мне - на смертное ложе? Я не хочу умирать, так чего же С вами меняться на душу и тело?» 

Здесь мы рассмотрим рыцарские доспехи с 11-го века до первой половины 12 века, в частности, времена битвы при Гастингсе по Первый Крестовый поход. Будем считать, что рыцарское снаряжение в Центральной Европе было очень похожее. Значительные региональные различия не могут быть получены из источников, но представленные здесь изобразительные источники не позволяют их выделить. Границы применимости данных конструктивных особенностей уходят далеко на восток, например типичные для Восточной Европы формы шлемов. Различия в снаряжении мы находим в Византийской империи и в подчиненных ей районах, также свои особенности имеет снаряжение испанских рыцарей.

В первом квартале 11 века следует отметить, что щиты все еще не миндалевидные, и большинство из шлемов, можно датировать только второй половиной 11-го века.

Кольчуга

Понятия: кольчужный доспех, хоуберк, кольчуга могут быть использованы как взаимозаменяемые, поэтому далее будем называть просто "кольчуга". Представленые выше термины описывают наиболее распространенный железный доспех из применяемых в то время. Сохранилось несколько кусков кольчужного полотна, датированных 11 веком. Целых почти не сохранилось. Чтобы получить представление о внешнем виде кольчуги, рассмотрим артефакты и изобразительные источники до и после и естественно во время выбранного периода.

(А) Кольчуга из Гьермундбю 10-го века

Очень короткая, по реставрации она длиной только чуть ниже талии (до бедренных костей) у человека ростом 1,75 м. Реставрация очень ненадежная, поскольку кольчуга сохранилось в виде многих мелких фрагментов. Рукава короткие, едва закрывают плечи. Собрана из переменных рядов склепанных и полностью замкнутых колец.

Клепанные кольца: проволока сечением от 1,09 мм до 1,4 или 1, 68 мм, кольцо диаметром 7,4 мм до 8,3 мм, и 7,7 мм кое-где. Проволока круглая в сечении. Шляпки заклепок только на одной стороне кольца, все шляпки заклепок на одной и той же стороне ряда.

Замкнутые кольца: материал сечением от 1,1 мм до 2 мм, внутренний диаметр кольца от 7,5 до 8,4 мм. Кольцо в сечении в форме "скругленного квадрата". Эти кольца скорее всего были откованы.

Всего вышеупомянутых колец было обнаружено около 25 000, общим весом в 5,5 кг. (2, 17)

(B1) Кольчуга, предписываемая святому Вацлаву, выставка "Европа до 1000 года н. э." Прага, Чехия, начало 10 века

Вес кольчуги B1 равен 10 кг. Длинная, у человека ростом 1,75 м доходит почти до колен. Длинные рукава, закрывают большую часть предплечья. Эта кольчуга в более поздние времена, по-видимому была отремонтирована и изменена. Кольца сечением от 0,75 мм до 0,8 мм, и 0,9 мм у воротника. Все кольца клепаные. Внутренний диаметр колец варьируется от 6,5 мм и 8 мм. Разрез был вероятно на затылке, то есть на этой фотографии кольчуга со спины. Очевидно что после того как кольчугу одевали этот самый разрез затягивали кожаным шнурком.

(C) Кольчуги, Государственный Исторический музей на Красной площади, Москва.

Судя по визуальной оценке кольчуги C длина её до середины бедра. Рукава короткие, закрывающие до середины плеч. Проволока сечением около 1.5 мм, внутренний диаметр кольца около 7-8мм. Кольца клепанные.

При рассмотрении этих трех рубашек возникают следующие впечатления: кольчуги являются очень разными по длине, они в конечном итоге где-то между талией и коленями. Они с короткими рукавами – максимум одна треть предплечья покрыта. Кольца слегка приплющены в сечении (круглые, овальные, почти квадратный, и т.д.). Но плоских колец не известно. Кольца кольчуг являются часто цельными, и кольчуги иногда были собраны из чередующихся рядов склепаных и цельных колец. Полностью замкнутые кольца, либо штампуют (Гьермундбю, 17) или соединяют сваркой (Коппергейт, 8). Шпильки имеют круглое сечение и в основном из железа, хотя некоторые присутствие сплавов цветных металлов были найдены. (8).

Как изобразительный источник для современных реконструкций кольчуг, мы рассматриваем конечно Гобелен из Байе (Bayeux Tapestry). Поздняя дата изготовления и обстоятельства его производства влияет на качество этого источника (он был изготовлен через 20 лет после битвы при Гастинсе). Кольчуги, простираются на колено и локоть, ну по крайней мере закрывают предплечья. Другие изобразительные источники подтверждают это впечатление. Закрывающие запястье длинные рукава представлены на рисунке Q1 из Апокалисиспса Сент Север (z.B. Apocalypse von St. Sever, Französische Ritter zwischen 1028 und 1072,).


(D1) деталь Гобелена из Байо. Здесь кольчуга изображена квадратиками, что интересно меч "прячется" под кольчугу, обратите внимание на квадрат на груди.

Кольчуга со временем стремится закрыть все тело. Она разрастается за пределы колена и охватывает все предплечье, и во второй половине 12 века закрывают кисть руки кольчужной рукавицей. Это развитие завершается в 13-м веке полным бронированием рыцаря в кольчугу. Среди находок на месте битвы при Висбю, на о. Готланд 1361 г., также присутствуют кольчуги, которые сильно напоминают кольчуги более ранних периодов. Кольцо основном 8-10мм в диаметре, с колебаниями от 4-17мм. Кольца, в основном, круглого сечения, но также присутствует и уплощенные кольца (16). Вероятно, широко распространены плоские кольца на кольчугах стали в 14 веке, они были склепаны при помощи заклепки из маленькой треугольной пластины. (8)

О разрезе на кольчугах нельзя сказать определенно: для коротких кольчуг они не нужны; разрезы по бокам очень удобны, но воин рискует получить по бедрам и тазу мечом (а в тот ранний период преобладающей техникой была рубка на мечах), поэтому предпочтительнее разрезы спереди и сзади. Такие разрезы очень часто встречаются на изобразительных источниках того периода, и к тому же такие разрезы очень полезны всадникам, а рыцари были всадниками.

Разрез в районе воротника встречается. Расклешенная юбка у кольчуг интересующего нас периода не обнаружена. Также фестонов на кольчугах интересующего нас периода не обнаружено.

Боковая щель для ножен меча появляется во второй половине 11-го века и встречается до середины 12 века у кольчуг. Из неё заметен меч рукояткой торчащий из этой щели, наконечник ножен часто при этом выглядывает снизу из под кольчуги. На Гобелене из Байе, (см. рис. D). мы видим каким образом носился меч также очень интересна фигра в Хильдесхаймском соборе (нем. Hildesheimer Dom) см. рис. К, "Избиение младенцев" (см. рис. I3) и посмотрите на фасад собора в Ангулеме (нем. Kathedrale von Angouleme) на рис. U. Более ранних данных о ношении меча под кольчугой не мне не известно.

Другой особенностью рыцарей на изобразительных источниках являются кольчужные квадраты на груди. Что это может быть является спорным вопросом. Возможно это закрепленный на кольчуге в области груди дополнительный лоскут-нагрудник, или кольчужный клапан который защищает шею и лицо. В пользу варианта с клапаном говорят крючки на наносниках некоторых найденных шлемов. Такие крючки имеют смысл только, если на них что-то смонтировано. Нагрудник по логике вещей должен быть прикреплен постоянно, но против этой теории говорят изображения на Гобелене из Байе. Если это нагрудник почему он в боевые сценах никогда не показан? Хотя в боевых сценах кольчужные квадраты часто уже не на груди, но лицо все равно отображается как полностью, как раньше. Но поскольку, я думаю что артефакт шлем является более значимым, чем Гобелен, я считаю что это был все таки клапан закрывающий лицо, см. также рис. I7. Есть также множество изображений без этого квадрата.

Кольчужная (и вообще любая) защита на ног и ступней в изобразительных источниках на 11 и первую половину 12 века крайне редко встречались, и если таковая все же имела место, то принадлежала самым высокопоставленным воинам. Епископ Одо изображен на Гобелене из Байе вполне вероятно имеет кольчужные чулки, Вильгельма несколько раз (правда в более поздних источниках) изображали в кольчужных чулках.

Возможно кольчуги были покрыты чем-то, для защиты от коррозии. С позднего средневековья и раннего нового времени есть примеры лужения, то есть покрытия оловом. И есть посеребренная кольчуга 10 века, которая хранится в национальном археологическом музее в Софии, Болгария (1). Так как на интересующий нас период и регион нет никаких доказательств, то покрытие маловероятно.

Толщина проволоки и диаметр колец сильно варьируется, так что мы можем предположить много вариантов.


Все цифры в мм. Почти все подлинные кольца находятся в зеленой зоне. Некоторые отдельные кольца достигают размеров до 2,9 мм толщиной и почти 15 мм внешнего диаметра. Интересно, что тенденция показывает, что древнее кольчуга, тем толще кольца (шестой/седьмой век), в то время как более ранние находки преимущественно меньшего диаметра (8-10 век).(20)


(Е) Немецкие пешие или спешенные воины 1130-1140, аббатства Андлау в Эльзасе (восток Франции) Abteikirche von Andlau im Elsaß). Даже довольно длинные кольчуги, по-видимому, не обязательно имели прорези. Щиты несмотря на середину 12 века круглые.

Кольчуг было сделано в десятках разновидностей, размеров и весов, их почти невозможно точно датировать. Так как они сделаны из железной проволоки, то очень подвержены коррозии. Поэтому совсем не удивительно, что сохранившихся средневековые атртефакты фрагментарны и неопределенного происхождения. Тем не менее, тщательно очищенные и смазанные (...) кольчуги практически не имеют срока хранения. Не простые солдаты были снабжены кольчатой ​​броней тем более новой и в хорошем состоянии. Поэтому вероятно, что уже в позднем средневековье использовались кольчуги сделанные очень давно (13).


(F) клепанное кольчужное полотно: два примера плоских колец, округлые и овальные в сечении кольца

Кроме нижеуказанной кольчуги (F2) из сведенных колец сделанных из круглой проволоки встречаются захоронении III в. до н.э. в Киумешти, в Румынии, где были обнаружены фрагменты кольчуги. Вероятно, они представляют собой остатки двух разных кольчуг, поскольку одна из них состоит из чередующихся рядов штампованных и соединенных встык колец, в то время как на второй кольчуге кольца второго типа - склепанные. Также фрагмент кольчужного полотна из "сведенки" был найден в захоронении Саттон-Ху 6-7 века, это курганный некрополь восточнее Вудбриджа в английском графстве Саффолк. При этом есть множество примеров кольчуг из клепаных колец древних времен и позднего средневековья.

(F2)Сведенная кольчуга, Аугсбург, 1582 г. Кавалерии броню курфюрста Кристиана, в арсенале Цвингер в Дрездене (18). кусок кольчужного полотна прикрывающий бедро.

Кольчужная защита головы

На данный момент создается впечатление, будто кольчужная защита головы была представлена в следующими вариантами:

  1. Кольчужный капюшон составляющий единое целое с кольчугой;
  2. Кольчужная бармица на шлеме;
  3. Отдельный кольчужный капюшон;
  4. Кольчуга на корпусе у воина есть, но отсутвует кольчужная защита головы и шеи

Кольчужная рубаха, составляющая единое целое с кольчужным капюшоном – является бесспорным вариантом. Хотя, конечно, ни одного такого артефакта не было найдено масса соответствующих изобразительных источников указывающих на то, что эта версия защиты головы не имеет никаких сомнений: Гобелен Байе, Великая Печать Генриха I, Библия Санкт-Этьен, Апокалипсис Санкт Север, и т.д.


(N1) Апокалипсис Иоанна Богослова (Beatus-Apokalypse), 10-й век.(975 год) датировано по сопутствующим артефактам из собора в Героне (im Besitz der Kathedrale von Gerona), северо-запад Испании. Но очень высокий армор клас изображенных воинов заставляет усомниться в датировке. Но это скорее всего особенности Испанского вооружения и снаряжения.

Рыцари на рис. N1 до кисти руки полностью защищены кольчугой. Также закованы в кольчугу ноги и ступни. Такая кольчужная защита больше похожа на ту что использовалась в конце 12 века. Виден по крайней мере один фригийский шлем, (подробнее ниже слева). Щиты круглые без умбонов, находки таких щитов присутствуют на 10 век. Изображены также наносники на некоторых шлемах, они нижнем краем соединены с кольчужным капюшоном.


(L) Деталь сосуда для святой воды из Лотарингии (ок. 1000 года) в настоящее время хранится в соборе Аахен. Отчетливо видна кольчуга закрывающая уши и шею, также две кольчуги с коротким рукавом, овальные щиты.

(М) Евангилие Эстернаха (Evangeliar von Echternach (Codex aureus Epternacensis)), 1030-1050. Сегодня хранится в Германском Национальном музей в Нюрнберге (Hs 156 142). Хороший изобразительный источник. (F), фреска из склепа базилика Аквилеи из провинции Удине (Krypta der Basilika von Aquileia) в северной Италии, начало 12 века.
(J) Два рыцаря из рукописи de Ebulo Liber. 1196 год "Liber ad honorem Augusti sive de rebus Siculis” von Petrus de Ebulo (Кодекс 120 II Гражданского библиотеки в Берне). Полная картина также показывает, епископа Конрада фон Вюрцбурга Рисунки (F и J) показывают, что в кольчужный капюшон в более поздние времена становится стандартом снаряжения. (I1) У отмеченного воина в отличии от многих других нет на теле кольчуги. Сегментный шлем с низу снабжен кольчужной бармицей. Изо. начала 11 века, иллюстрация "Видения Авакуума" из северной Франции библия бенедиктинского монастыря Сен-Вааст, недалеко от Арраса ("The Vision of Habukuk” aus der nordfranzösischen Bibel des Benediktinerklosters Saint-Vaast in der Nähe von Arras). MS 435, Муниципальный библиотеке, Аррас.

Кроме кольчужных капюшонов, присоединенных к рубашке, была распространена кольчужная бармица, крепившаяся к шлему (нем. Helmbrünne англ. Aventail). Кольчужная бармица закрывала шею и плечи, возможно иногда и лицо.

Шлем Печ, конец 10-го Века: "В нижней части купола все еще ​​присутствуют остатки креплений для кольчуги." (4),

Шлем из Ледницкого озера (Helm von Ostrow Lednicki), 11-12век: "На краю шлема отверстия, которая служили для крепления защиты шеи." (4)

Шлем Святого Вацлава (Helm des heiligen Wenzel), 10 век: "К нижней части шлема приковано железную полосу к которой была прикреплена (...) защита шеи." (4)

На шлеме из Гьермунбю (Gjermundbu helm) все еще есть остатки кольчуги, вставленной в отверстия в нижней части шлема. (3)

Все эти признаки в совокупности доказывают что небольшой кусок кольчуги крепился и к шлему.

Отдельные кольчужные капюшоны и ожерелья, которые даже не соединены с кольчужной рубашкой и не крепятся к нижней части шлема, трудно подтвердить. Однако, большая часть изобразительных источников, показывающих рыцарей в кольчуге и шлеме не может быть истолковано однозначно. Например, возможно что на рисунке M изображен рыцарь в шлеме с кольчужной бармицей, а возможно что к его кольчуге крепится кольчужный капюшон, есть мнение что он вообще не в кольчуге. Некоторые рыцари могли также носить отдельные капюшоны. В силу схематичности изобразительных источников и скудности артефактов можно строить предположения. То есть предположим что шлем одевается на кольчужный капюшон, тогда подбродочные ремешки или шнурки должны быть видны над закрытыми кольчугой щеками рыцаря, но художники того времени (а часто и более поздних времен) не слишком утруждали себя мелкими деталями. В случае применения кольчужной бармицы ремешки спрятаны под кольчугой, но если и использовалась отдельная кольчужная перелина или кольчужный капюшон, то художники и скульпторы во многих случаях не утруждали себя выведением стыка.

Нашел пока только два изобразительных источника, показывающих отдельные кольчужные капюшоны, смотрите ниже рисунок K, и в другом разделе рисунок T.

Было бы удивительно предполагать отсутствие у главнокомандующего доспеха. Вы скажете: а зачем, он же должен руководить боем? Но в то время главнокомандующий должен был атаковать в первых рядах, поэтому он должен быть защищен очень надежно.

Также немного странно предполагать в то время шлем без кольчужной бармицы и не одетый на кольчужный капюшон, то есть вообще без кольчуги. Казалось бы это так просто, но очень мало таких изображений. Из летописных источников известно что в разгар битвы при Гастингсе была разнесена весть о то том что Вильгельм погиб, и он открыл лицо и показал свои воинам что он жив. Значит во время боя его лицо было чем-то закрыто, наверняка ни личиной ни забралом, а клапаном кольчужного капюшона.

(G2) Печать Вильгельма Завоевателя. Такое впечатление что он вообще без кольчуги и шея голая. Шлем очень необычный - похож на шлема античности.

Норманнский шлем

Шлемы конической и сфероконической формы с наносником типа Аусбург распространились в с начала 11 века по всей Европе и сохраняли свою популярность на протяжении 12 века. С конца 12 века постепенно вытесняются горшкообразными шлемами, но используются и в 13 веке. (6)

(Р2) Шлем из в реки Маас , (территория Бельгии), 11-12 вв. Хранится в Майнце, в римско-германском центральном музее, выставка "Das Reich Salier"

Отбольшинства шлемов такого типа отличается отсутствием ребра жёсткости по центру шлема, как на пример на шлеме из Ольмуца и ем подобным. Так же интересно наличие навершия с кольцом, возможно служившим местом крепления яловца или подобного ему украшения. Также выкован из одного куска.



(В2 + W1 + СС1) шлем из Ледницкого озера (Ostrow lednicki) район Гнезно в провинции Познань в Польше. 11/ 12 век. Выкован изьодного куска. Слегка трапециевидная тулья. Крючок на наноснике присутствует.

Эти шлема очень похожи, шлем святого Вацлава является также представителем шлемов этого типа. Их высоты составляют 27,5 см, 26,5 см, 24,2 см, 24,4 см, 27,9 19,5 см, вероятно, измеряется от вершины к кончику наносника. Они все кованы из одного куска железа, и с наносниками. Также очень интересен для рассмотрения шлем, опубликованный в начале 20 века в немецком журнале "Историческая экспертиза" из Awarenwall,

(I2) Шлем найденный то ли в Темзе, то ли в северной Франции. Наносник восстановлен. Швы на передней правой и левой и задней правой и левой. Если вы посмотрите на шлем сверху носа и лицевой стороной вверх, в результате швы образуют букву X. На форуме налогичные из акционов,

Изобразительные источники демонстрируют по большей части только один тип шлема: Норманнский . То есть каску конической или сфероконической формы приплюснутый с боков так что при просмотре сверху напоминает овал, чаще всего с наносником. Они цельнокованные или сваренны из сегментов так что стыков не видно. На рисунках шлем часто выглядит так как будто был собран из сегментов. Сегменты были прикованы друг к другу непосредственно (например, из Темзы и ряд восточноевропейских шлемов). Шлема скрепленные при помощи полос (Гьермундбю, Бальденхем) могут встречаться, но уже устарели – в Западной и Центральной Европе датированного 11-12 векам ни сохранилось ни одного экземпляра. Но многие изобразительные источники и находки таких шлемов от более ранних эпох говорит в пользу этого предположения.

Особой формой конических шлемов является "Фригийский колпак", названный так по аналогии с шерстяными шапками из Фригии (области на западе современной Турции). Их отличает загнутая вперед верхушка тульи, смотрите рис. N. Видимо, это форма шлемов вошла в моду после 11 века и просуществовала на протяжении всего 12 века.

Шлем Шамосон (Chamoson) очень похож на шлем из замка Нидереальты (Niederrealta), в 1961 году, в настоящее время позволяет нам первоначально последить происхождение Черепников в Северной Италии, в 12 веке. Они были изготовлены в соответствии с традицией Гьермундбю и других сегментных шлемов, для соблюдения её на шлеме Chamoson были установлены сегменты, которые не добавляют оборонительных свойств(9).

Шлема Черепники и "Фригийские колпаки" в 11 - первой половине 12 века применяются очень ограничено, они актуальны только для конца рассматриваемого нами периода. В принципе шахматные фигуры из Аббатства Льюис в Шотландии, изготовленные в 12 веке применяют для реконструкции 11 века (а там у некоторых фигур как раз черепники), но все равно ограничено.

Не исключено что шлема могли быть ярко окрашены. Иллюстрации показывают красочные шлемы. Но материально подтвердить это невозможно. Ни на одном шлеме интересующего нас периода краски не сохранилось.

О наноснике

В 10-ом веке, большинство шлемов не имеют наносника. Но есть некоторые исключения, а с конца 10 века наносники все чаще появляются.


(S1) Шлема из рукописи Сен Галлен из университетской библиотеки Лейден (St. Gallen um 925. Leiden, Universitätsbibliothek, Ms. Periz. F17, fol. 22r (1.v.l.), 9r (2.v.l.). Верхняя строка показывает, шлема с наносниками. Нижний ряд показывает такие же шлемы без наносников.

На рис. S1 ясно различимые наносники, иногда даже с типичным крючком на кончике. Только слетающие с голов шлема изображены с наносниками. Может быть, это художник изобразил так, чтобы не закрывать лица воинов.


(DD) Филлипс Мидлтон, Райдейл, Северный Йоркшир, Англия, 10 век (Jellingstil). Викинг в шлеме с наносником с мечом, саксом, копьем и щитом.

До и после изучаемого нами периода, есть много примеров шлемов с наносниками. Эта преемственность и представленные здесь рисунки: S1, DD, N1 доказывают существование наносников в 10-м веке и естественно в 11 и 12 веке.

Темная, сырая, холодная комната. Посередине комнаты на стуле сидит привязанный парень.Вдруг в комнату входят 3 парней:
-Ну наконец-то мы тебя поймали, долго же ты прятался, я не буду тратить на тебя время просто выбирай: Первое)ты выкладываешь нам всю информацию об убийствах и о похищении и мы убиваем тебя быстро или Второе)Ты молчишь,упрямишься защищая своего боса, а мы тебя убиваем медленно и мучительно. Выбор за тобой.
-Ну уж нет Аим, я все равно хочу убить его медленно и помучаю немного, он сделал ей больно, она ходить не могла из-за него, я это так просто не оставлю.
-Аамон не надо, он этого не стоит, в аду все равно с ними разберутся. Спор так бы и продолжался если бы парень не подал голоса:
-Я вам ничего не скажу, и не мечтайте. Хоть пытайте, но информации от меня вы не дождётесь.
-Ладно, тогда умри. Сказав это, парень достал старинный кинжал и ударил парня в горло. Глаза парня на миг загорелись желтым светом это говорилось о том, что парень мертв.
-Аамон ты мог бы и быть сдержанным.
-Зато он больше не тронет её. И я буду убивать всех, кто причинит моей девочке боль. Пойдёмте отсюда. Молодые люди вышли из комнаты оставив мертвое тело на растерзания адским псам.

(Месяц спустя)
Дэни уже почти поправилась, и она уже могла прыгать и бегать, что не могло ее радовать. Но она все так же отлёживалась не выходя из дома:
-Адри, давайте выйдем погулять, я уже устала сидеть дома. Зайдём в салон, я хочу перекрасить волосы. Прокричала Дэни, запрыгивая на шею подруге.
-Дэни, ты меня убьёшь такими способами. Ладно мы пойдём, но сначала ты должна поесть. Быстро за стол.
-О, кто у нас тут в строгую мамочку играет. Смеясь подошла к ним Мэл.
-Не смешно, вообще у неё постельный режим. Этот разговор продолжился бы дальше если бы не звонок в дверь:
-Я открою, интересно кого же к нам принесло. Открыв дверь Мэл улыбнулась, на пороге стояли Марк, Дэн, Джейс, Макс, Ник и Денис.
-Хеей Мэл, как вы тут?-Спросил Марк заходя в дом. - Где Адри и Дэни?
-Я Даниель вообще-то. К ним подошла Дэни и посмотрела на них безразличным взглядом. Она им не доверяла, и даже сама не знала почему.
-Привет Даниель. А почему нам нельзя называть тебя кратко Дэни?
-Потому что, Джейс, ее называть так могут только избранные. К ним уже подошла Адри с апельсиновым соком и протянула его Дэни. Она взяла в руки стакан пошла снова на кухню, а за ней и пошли остальные:
-А зачем вы пришли?
-Ну мы зашли чтобы узнать как ты себя чувствуешь и пригласить вас погулять по городу. Сегодня просто прекрасная погода для прогулки. А вечером пойдём в клуб. Как вы на это смотрите девчонки?
-Ну в общем то не плохая идея Денис. Я как раз уговариваю их, она указала пальцем на подруг- пойти гулять. Я задолбалась сидеть дома. Мне нужен свежий воздух.
-Ладно, ладно идёмте гулять. Сейчас мы только переоденемся, а вы ждите в гостиной- Адри посмотрела на парней, после чего поднялась к себе в комнату. За ней пошла и Мэл, а Дэни и не спешила, она сидя за столом жевала свои хлопья пока в дверь не постучались. Дэни встав со стула открыла дверь:
-Сэм, привет, рада тебя видеть. С улыбкой произнесла Дэни обнимая друга.
-Привет Дэни, я тоже рад тебя видеть. Как ты? Сэм вошёл в гостиную следуя за девушкой. И увидел парней.
-О, вы тоже здесь, рад вас видеть парни.
-Мы тоже Сэм, какими судьбами ты здесь? Ник посмотрел на него с некой угрозой. А Сэм лишь ухмыльнулся:
-Да так, зашёл проведать Дэни, и принёс ей это. - Он поставил подарочную коробку на стол и подвинул в сторону Дэни.-Это тебе.
-Ухты! Что это?
-А ты посмотри.
-Это ведь шоколадный торт. Ты сам его испёк? С удивление проговорила Дэни рассматривая торт.
-Да, надеюсь тебе понравится. Я узнал, что ты любишь шоколад. Тем более он полезен.
-Спасибо большое! Кстати мы идём на прогулку ты пойдёшь с нами? Мэл и Адри будут рады тебя увидеть.
-Присоединюсь с удовольствием.
-Отлично, тогда я переодеваться, девочки наверно уже готовы. Дэни зашагала в сторону комнаты.
Она решила одеть черные, короткие джинсовые шорты, такого же цвета топ, а на неё сетчатую майку, черный длинный кардиган, лакированные ботинки, чёрную сумку и подвязку на шею. На глаза нарисовала стрелки. Волосы она распустила и вышла из комнаты. Она спустилась с лестницы и увидела девочек. Одеты они были по своему стилю. На Адри был черный топ в клеточку, чёрная юбка полу-солнце выше колена, кожаная чёрная куртка, волосы она распустила и надела чёрную шляпу. На ноги черные капроны, и криперсы с рисунками цветов. К этому стилю она добавила кожаную темно-коричневую сумку. Мэл была одета можно сказать не обычно: светло-серая кофта заправленная в шотландскую юбку выше колена. Черный рюкзак и на ноги она надела чёрные Dr.Martins. Волосы она собрала в высокий хвост. Вообщем они были готовы к прогулке, увидев их парни присвистнули, давая им понят,ь что выглядят они неплохо. Они вышли на улицу и решили пройтись пешком. Марк и Адри говорили о своём, Денис и Мэл о чем то спорили. Ник, Джейс и Макс обсуждали что-то, Дэн говорил по телефону. А Дэни все время болтала с Сэмом отставая от компании. К ним не раз подходил Ник, влезая в разговор и пытаясь отвлечь их друг от друга. Но это было бесполезно, но он продолжал мешать им, пока не получил от Дэни грозный взгляд. Дойдя до центрального парка, они решили временно разделиться. Девушки идут в салон, а парни по своим делам, и договорились встретиться на том же месте у фонтана через 3 часа. Но Дэни и Сэм решили пойти отдельно вдвоём по своим делам. Адри и Мэл пошли в салон красоты, так как Адри тоже решила поэкспериментировать над волосами. А Мэл лишь подровнять кончики. Через час, процедуры Адри были закончены и Мэл потащила подругу в тату-салон:
-Ну зачем тебе ещё одна татуировка? Я не понимаю.
-Адри, я не возражала когда ты решила перекрасить волосы не так ли? Так вот теперь и ты помолчи, я хочу себе новую тату. Кстати цвет тебе идёт.
-Я знаю, но, спасибо. Я сначала хотела вообще... Так стоп ты давай мне тут зубы не заговаривай, все же, я против татуировки. Недовольно поморщилась Адри, но все же пошла с Мэл.
В это время Дэни и Сэм зашли в салон красоты, Дэни хотела изменить что то в своей внешности и решила начать с волос. Сэм ей в этом помогал, после салона красоты, она с Сэмом пошли в кафе:
-Так и знал что тебе этот цвет подойдёт, тебе бы ещё и одежду посветлее подобрать, Дэни, а почему ты одеваешься всегда в чёрное?
-Просто, я люблю этот цвет. Меня просто манит все чёрное, но сейчас не об этом. Мы виделись несколько раз, ты спас мне жизнь, а я про тебя почти ничего не знаю, расскажи о себе. Или ты хочешь остаться загадкой.
-Мне 22 года, жил и учился в Канаде, пока не решился переехать в Калифорнию. Ну а где я работаю, живу и как меня зовут ты уже знаешь.
-Ухты! Канада это круто, кстати сколько сейчас времени?
-16:40, через 20 минут мы уже должны быть у фонтана так что лучше идём, не будем опаздывать. Взяв за руку Дэни, они вышли из кафе и пошли в сторону парка. У фонтана уже все собрались и увидев новую причёску Дэни все были в шоке:
-Твои волосы, они... они розовые. С шоком произнёс Марк.
-И они стали короткими. С таким же лицом произнёс Дэн.
-Ваау, а тебе идёт Дэни. Круто.
-Спасибо, Адри но твои волосы, синий цвет-это что то новенькое.
-Ну а у тебя что Мэл? Спросил Сэм.
Мэл просто огалила плечо, а там красовалась татуировка. Она была овальной формы, а внутри был нарисован пейзаж. Смотрелось это необычно и красиво.
-Воооу Мэл, это круто. Мне нравится. Рассматривая рисунок Дэни улыбнулась.
Парни были в шоке от татуировки и вообще новому образу девушек: Дэни постригла волосы и теперь её длина была чуть выше плеч, покрасила иx в светло-розовый цвет. Смотрелось очень мило, ведь цвет волос соответствовал бледноте на лице девушки.
Адри же покрасила концы волос в синий цвет до середины, а остальная часть волос была светло-серого цвета. Да Адри могла соединить два любимых цвета. А Мэл же во внешности ничего не меняла, но вот страсть к татуировкам парни оценили.
-Вы встречаетесь? С безразличием спросил Ник увидев держащихся за руки Сэма и Дэни.
-Что? А не,т с чего ты это взял. Посмотрела она на Ника, а потом и на Сэма.
-Тогда отпустите руки, мне это не нравится. С угрозой произнёс парень.
-А чего тут такого, я не могу держать подругу за руку. Вскинув левую бровь посмотрел на него Сэм. Ник подошёл впритык к Сэму, и посмотрел ему в глаза с некой злобой:
-Нет. Не можешь.
Парни были уже на грани драки, пока Адри не подала голос:
-Парни вы чего? С ума сошли? А ну отошли друг от друга, не хватало только этого.
-Адри права, мы вышли погулять так давайте мирно погуляем. Подойдя поближе к Сэму и Нику, она встала между парнями и посмотрела на них с укором.
-Пойдёмте домой, скоро клуб откроется Джон будет ждать нас там, а вы наверное хотите переодеться для похода в клуб.
-Да верно, Джейс идемте домой. Тихо произнесла Дэни и вышла вперёд, она понимала что происходит с Ником. Она его чувствовала, его беспокойство, его боль, его полное состояние. Она помнит его, она помнит всех их...
И знает кто они на самом деле...

Судя по историческим источникам, наиболее распространенным видом доспехов в XIII веке была кольчуга, состоящая из соединенных друг с другом железных колец.
Однако, несмотря на широкую распространенность, до наших дней уцелело лишь немного кольчуг, относящихся к периоду ранее XIV века. Из них нет ни одной, изготовленной в Англии.
Поэтому исследователи опираются в основном на изображения в манускриптах и скульптуры.
К настоящему времени секрет изготовления кольчуги в большей мере утерян, хотя известны описания некоторых процедур.

Сначала железную проволоку протягивали через доску с отверстиями разного диаметра. Затем проволоку наматывали на стальной стержень и рассекали полученную спираль вдоль, образуя отдельные кольца.
Концы кольца расплющивали и делали в них небольшое отверстие. Затем кольца сплетали так, что каждое из них охватывало четыре других. Концы кольца соединяли и закрепляли небольшой заклепкой.
Чтобы изготовить одну кольчугу, требовалось несколько тысяч колец.
Готовую кольчугу иногда цементировали, нагревая в толще горящих углей.
В большинстве случаев все кольца кольчуги были
склепаны, иногда чередовались ряды
склепанных и сваренных колец.

Источник

Существовали также большие кольчуги, которые по длине достигали колен, имели длинные рукава, заканчивающиеся рукавицами.
Ворот большой кольчуги переходил в кольчужный капюшон или подшлемник.
Для защиты горла и подбородка имелся клапан, который перед боем поднимался кверху и закреплялся тесемкой.
Иногда такой клапан отсутствовал, а стороны капюшона могли заходить друг на друга. Обычно внутренняя поверхность кольчуги, соприкасавшаяся с кожей воина, имела матерчатую подкладку.
В нижней части большая кольчуга имела разрезы, которые облегчали воину ходьбу и посадку на лошадь.
Под кольчужный подшлемник надевали стеганую шапочку, которая удерживалась с помощью завязок под подбородком.

Источник : «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10)

Примерно в 1275 году рыцари начали носить отделенный от кольчуги кольчужный подшлемник, однако прежние кольчуги, объединенные с подшлемником продолжали широко применяться до конца XIII века.
Кольчуга весила около 30 фунтов (14 кг) в зависимости от своей длины и толщины колец. Встречались кольчуги с укороченными и короткими рукавами.
Примерно в середине XIII века Матфей Парижский изобразил боевые рукавицы, отделенные от рукавов кольчуги. Однако такие рукавицы встречались
нечасто вплоть до конца столетия.
К тому времени появились рукавицы из кожи с усиливающими накладками из железа или китового уса.
Накладки могли располагаться снаружи или внутри рукавицы.
Защиту ног обеспечивали шоссы — кольчужные чулки. Шоссы имели кожаные подошвы и подвязывались к поясу, как и традиционные чулки.
Под шоссы поддевались льняные кальсоны.

Иногда вместо шоссов ноги защищали кольчужными полосами, закрывавшими только переднюю сторону ноги, а сзади державшимися на тесемках.
Примерно в 1225 году появились стеганные кюиссы, которые надевали на бедра. Кюиссы также подвешивались к поясу, как и шоссы.
В середине века впервые отмечено использование наколенников, которые прикреплялись непосредственно к кольчужным шоссам или же к стеганным кюиссам.
Изначально наколенники были маленького размера, но затем резко увеличились, закрывая колени не только спереди, но и по бокам.
Иногда наколенники делали из твердой кожи. На месте наколенники удерживались с помощью шнуровки или заклепок.
Очень редко встречались налокотники.
Голени прикрывались металлическими поножами, надетыми поверх шоссов.

Источник : «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10)

Под кольчугу обычно надевали стеганый акетон или гамбезон.
Акетон сам по себе состоял из двух слоев бумажной ткани, между которыми помещался слой из шерсти, ваты и других подобных материалов.
Оба слоя вместе с прокладкой прошивались продольными или иногда диагональными стежками. Позднее появились акетоны из нескольких слоев льняной ткани.
По некоторым описаниям известно, что гамбезоны надевали поверх акетонов. Гамбезоны могли быть из шелка и других дорогих тканей.
Иногда их надевали на кольчугу или пластинчатый панцирь.
Иногда поверх кольчуги надевали длинную свободную рубаху. Рубаха
была слишком подвижной для того, чтобы быть стеганой.
Хотя кольчуга благодаря своей гибкости не сковывала движений воина, по той же причине пропущенный удар мог вызвать серьезные повреждения от ушиба и контузии до перелома кости.
Если же кольчугу удавалось пробить, обломки звеньев могли попасть в рану, что причиняло дополнительную боль и угрожало заражением.
В некоторых манускриптах XIII века можно найти изображения пеших воинов в кожаных панцирях, усиленных металлическими накладками.

На некоторых иллюстрациях в «Мацеёвской Библии» можно увидеть воинов, сюрко у которых на плечах имеет характерный изгиб. Можно предположить, что под сюрко в этом случае носили панцирь.
Есть и другое объяснение.
В перечне Фоукса де Бреоте (1224 г.) упоминается «эпольер» из черного шелка. Возможно, здесь имелось в виду оплечье-амортизатор или заходящий на плечи воротник.
Специальные воротники, действительно, имелись, их можно разглядеть на нескольких рисунках, изображающих воинов с открытыми авентейлами или снятыми подшлемниками. Снаружи такой воротник обшивался тканью, а внутри мог быть железным или из китового уса. Отдельные воротники были стегаными.
Неизвестно, представляли ли собой воротники отдельную деталь или были частью акетона. Неизвестно и то, как воротник надевался.
С равной вероятностью он мог состоять из двух частей, соединяемых по бокам, или иметь сочленение на одном боку и застежку на другом.

Источник : «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10)

В конце века для защиты шеи стали применяться горжеты, которые попали в Англию из Франции.
Сюрко представляло собой накидку, носимую поверх доспехов.
Первые сюрко появились во второй четверти XII века и повсеместно распространились к началу XIII века, хотя вплоть до середины XIII века встречались рыцари, не имевшие сюрко. Основное назначение сюрко неизвестно.
Возможно оно защищало доспехи от воды и не давало им раскаляться на солнце.
На сюрко можно было носить свой герб, хотя чаще всего сюрко были одноцветными.
Подкладка сюрко как правило контрастировала с цветом наружного слоя.
На поясе сюрко обычно перехватывали шнуром или ремнем, который одновременно перехватывал и кольчугу, перекладывая часть ее массы с плеч на бедра.
Встречались сюрко, усиленные металлическими пластинами.
В середине XIII века появился новый род доспехов - пластинчатый панцирь, который надевался через голову как пончо, а затем обертывался по бокам и застегивался с помощью завязок или ремешков.
Спереди и по бокам панцирь усиливала пластина из железа или китового уса.

Чешуйчатый панцирь встречался редко. Чешуйчатые панцири иногда встречаются на книжных миниатюрах, но почти всегда их носят сарацины или
какие-либо другие противники христианских рыцарей.
Чешую изготавливали из железа, медного сплава, китового уса или кожи.
Каждую чешуйку крепили к матерчатой или кожаной рубахе таким образом, чтобы верхний ряд чешуек перекрывал нижний.
Встречались несколько основных разновидностей шлема.
Конический шлем мог выковываться из цельного куска железа с добавлением усиливающих накладок или без них, а мог состоять из четырех сегментов, соединенных заклепками, наподобие старого германского шпанген-шлема.
Такие сегментные шлемы использовались и в середине XIII века, но уже тогда считались устаревшими.
К 1200 году встречались полусферические и цилиндрические шлемы. Все шлемы имели назальную пластину, а иногда и забрало.
В конце XII века появились первые примитивные большие шлемы. Первоначально большие шлемы были короче сзади, чем спереди, но уже на печати Ричарда I есть изображение большого шлема одинаково глубокого как спереди, так и сзади.
Закрытые большие шлемы становились все более популярными на протяжении XIII века. Спереди имелась узкая горизонтальная прорезь для глаз, усиленная металлическими накладками.
Плоское дно шлема крепилось к нему заклепками. Хотя дно шлема по соображениям прочности следовало делать коническим или полусферическим, такая форма шлема прижилась и получила распространение довольно поздно.

Источник : «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10)

Во второй половине XIII века верхнюю часть стенок шлема начинают делать слегка конической, но дно остается плоским. Лишь в 1275 году появляются большие шлемы, у которых верхняя часть представляет собой полный, а не усеченный конус.
К концу века появляются и шлемы с полусферическим дном.
К 1300 году появляются шлемы с забралом.
В середине XIII века появляется шлем-басцинет или сервельер, имеющий сферическую форму. Басцинет могли носить как поверх кольчужного подшлемника, так и под ним.
В последнем случае на голову надевали амортизатор.
Изнутри все шлемы имели амортизаторы, хотя ни одного образца не сохранилось до наших дней. Наиболее ранние из дошедших — амортизаторы
XIV века — представляют собой два слоя холстины, между которыми проложен конский волос, шерсть, сено или другие подобные вещества.
Амортизатор или подклеивался к внутренней стороне шлема, или пришнуровывался через ряд отверстий, или закреплялся заклепками.
Верхняя часть амортизатора регулировалась по глубине, позволяя подогнать шлем под голову владельца так, чтобы прорези оказались на уровне глаз.
У большого шлема подкладка не опускалась на уровень лица, так как там имелись вентиляционные отверстия.
На голове шлем удерживался подбородочным ремнем.
В конце XII века на шлемах появился гребень. Например, такой шлем можно увидеть на второй печати Ричарда I.
Гребень иногда изготавливали из тонкого железного листа, хотя применялись также дерево и ткань, особенно на турнирных шлемах.
Иногда встречались объемные гребни, сделанные из китового уса, дерева, ткани и кожи.