Проекты в начальной школе во внеурочное время. Проектная деятельность во внеурочной работе начальной школы. Оформи результаты своей работы

Яцура Марина Александровна,
учитель информатики ГБОУ СОШ №77
с углубленным изучением химии Санкт-Петербурга

В настоящее время внеурочная деятельность учащихся приобретает более высокую значимость. Создаются или совершенствуются условия и методы для развития учащихся и в первую очередь ориентирована на достижение личностных и метапредметных результатов. В своей работе во внеурочной деятельности значительную часть времени мы отводим проектной деятельности (программирование для учащихся начальной школы). Сначала предлагаю вам вспомнить в чем заключается метод проектов или проектная деятельность.

Деятельность - специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Проектная деятельность содержит:

Анализ проблемы;

Постановка цели;

Выбор средств ее достижения;

Поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

Оценка полученных результатов и выводов.

Предметная деятельность состоит из трех блоков: предметный, деятельностный и коммуникативный. Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Задачи проектной деятельности:

Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Ниже представлен фрагмент тематического планирования для внеурочной деятельности в рамках, который реализуется в нашем учебном учреждении:

Знакомимся со Scratch.

Создание мини-проекта: наш кот ходит и мяукает

Интерактивная анимация

Практическое занятие: создаем программы «скачки», «щекочем лошадку»

Практическое занятие: «играем на пианино и других музыкальных инструментах» в среде программирования Scratch

Музыкальные возможности Scratch

Практическое занятие: записываем и сочиняем музыку

Анимация с обработкой событий

Практическое занятие: создаем программу «скачки-2» (добавляем анимацию с обработкой событий)

Анимация. Используем слои

Понятие слоя, работа со слоями.

Свободное проектирование. Планируем и делаем мульфильмы.

Практическая творческая работа по созданию проекта в среде программирования Scratch

Анимация. Создаем свой объект в графическом редакторе.

Возможности графического редактора Scratch, создание своего объекта

Анимируем полет пчелы

Создание анимации полета пчелы.

Создаем оркестр

Имитация оркестра, песенка «Чижик-пыжик», «Маленькая елочка»

Создаем плавные анимации

Знакомство с понятием «система координат», закрепление понятия «параллельные потоки»

Вашему вниманию предлагается материал (презентация) для проведения занятия по свободному проектированию:

Технология проектной деятельности

ПОИСКОВЫЙ ЭТАП

Учитель Ученик
  • Предлагает тематическое поле.
  • Мотивирует учащихся к обсуждению.
  • Предлагает схемы анализа потребностей.
  • Наблюдает за процессом обсуждения и помогает формулировать проблему.
  • Консультирует учащихся при постановке цели, при необходимости корректирует ее формулировку.
  • Обсуждает тему.
  • Определяет свои потребности.
  • Принимает в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы проекта и аргументирует свой выбор.
  • Ищет противоречия, формулирует (возможно, с помощью учителя) проблему.
  • Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Учитель Ученик
  • Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).
  • Предлагает учащимся различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации.
  • Организует процесс анализа альтернативных решении.
  • Помогает уточнить (скорректировать) формулировку цели.
  • Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Метод проектов в учебной и во внеурочной деятельности учащихся.

Учитель информатики и проектной деятельности Холодулин Юрий Анатольевич, государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.Д. Бузыцкова с. Нижнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области


2016 г.

Содержание

Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,

Мудр бываешь лишь собственной мудростью.

М.Монтень

Введение

Проблема: Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности . В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков в процесс развития личности ребенка.

Актуальность: за последние годы произошли существенные изменения как в запросе к системе образования на региональном уровне, так и в содержании образования, заданным федеральным компонентом.

Развитие рынка труда, появление новых профессий, требующих различных комбинаций знаний, умений, компетентностей, перспектива частой смены сферы приложения труда требует обновления целей не только профессионального, но и общего образования. Проекцией реальных изменений, которые происходят в экономике, в социальной сфере общества, является усложнение образовательного пространства школы.

Одним из приоритетных направлений региональной образовательной политики в Самарской области провозглашена переориентация системы образования на компетентностный подход. Компетентность как результат образования выражается в овладении учащимися определенным меню способов деятельности по отношению к предмету воздействия. Такой набор осваиваемых способов деятельности должен являться предметом запроса работодателей и быть социально востребованным, что позволит учащемуся на выходе из школы оказываться адекватным типичным ситуациям.

Цель: преобразовать образовательный процесс так, чтобы в школе возникали пространства для осуществления основных этапов формирования компетентностей школьников в учебной и во внеурочной деятельности, через использование метода проектов, как одной из компетентностно-ориентированных образовательных технологий.

Задачи:

    Развивать умение самостоятельно творчески мыслить и использовать его на практике;

    Развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений;

    Формировать интересы, склонности учащихся, дать возможность ученику попробовать себя в разных видах деятельности;

    Формировать привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе;

    Формировать навыки диалогового общения и социального взаимодействия;

    Повышать уровень обученности и качества знаний;

    Организовывать взаимодействие родителей и детей, органов власти и детей, родителей и учителя.

Проектная деятельность во внеурочной деятельности как одна из основных обучающих и воспитывающих форм


Проектная деятельность – одна из основных обучающих и воспитывающих форм, которая применяются в практике образования в качестве интенсивных методов обучения и развития ребёнка.


Проектная деятельность – целенаправленная организованная научно-исследовательская работа, проводимая по разрешению одной из актуальных проблем научной, культурной, социальной жизни современного общества.


Актуальность:

«Проектная деятельность поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия…»


ЦЕЛИ и задачи ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1) контроль знаний и умений по пройденному материалу;

2) формирование в сознании школьника информационной картины мира;

3) возможность работать с компьютером;

4) развитие умений поиска и обработки информации;

5) работа по новым технологиям;

6) развитее самостоятельности;

7) умение слушать и уважать мнения учащихся;

8) способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения;

9) развитие исследовательских умений.



  • В команде все равны, нет лидеров.
  • Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от коллективной работы над проектом.
  • Каждый должен уважать друг друга.
  • Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
  • Ответственность за конечный результат несут все члены команды.


Этапы проектной деятельности.

1-й этап. ИНДУКЦИЯ («наведение») – создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого участника, включение чувств, подсознания, формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – не просто любое занимательное задание, в нём изначально заложен свёрнутый смысл всей темы, которую предстоит изучать».


2-й этап. ДЕКОНСТРУКЦИЯ – работа с материалом (текстом, красками, веществами, моделями и др.) и превращение его в хаос. –Обнаруживается дефицит знаний или умений, возникают неожиданные вопросы – это значит произошла «встреча с проблемой», которая и становится учебной задачей, определяющей и направляющей всю последующую деятельность.

3-й этап. РЕКОНСТРУКЦИЯ − создание своего текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения.

4-й этап. СОЦИАЛИЗАЦИЯ – соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Работа в парах, группах приводит окончательного результата своего труда. Задача этого этапа – не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.

5-й этап. АФИШИРОВАНИЕ – представление (вывешивание) произведений учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) всей аудитории. Участники мастерской знакомятся с ними и обсуждают их.


6-й этап. РАЗРЫВ – кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, побуждающее к поиску ответов, сверке нового знания с литературным или научным источником. В итоге появляется информационный запрос, у каждого свой. У участников мастерской возникает потребность обращения к словарям, энциклопедиям, учебникам, компьютеру и т.д..

7-й этап . РЕФЛЕКСИЯ – отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской.


  • Проектно-исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся, – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться.
  • Проектно-исследовательская деятельность, органично сочетаясь с другими технологиями и методиками, привела к определенным результатам.
  • Получили развитие общие умения учащихся, а главное – проектно-исследовательские умения. Это: постановка задач, выдвижение гипотез, выбор методов решения, построение обобщений и выводов, анализ результата.

Информационная карта:

ОТДЕЛ– Цветковые

КЛАСС − Двудольные

СЕМЕЙСТВО – Гераниевые

ВИД – Герань

РОД − Герань луговая

В разделе «Внеклассная проектная деятельность» примерных программ начального общего образования (материалы государственного стандарта второго поколения) уточняется, что «под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

4) в определенной степени неповторимы и уникальны.

Цель работы над проектами в начальной школе

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умения вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть опыт работы учителя по этой теме, богатство разнообразных источников информации по конкретной теме, желание реализовать какой- либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учителю следует не только предложить большое число подтем, но и подсказать ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия (может оказаться, что там работает кто-то из родителей). Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека по теме.

Проекты отличаются друг от друга:

Результатом:

— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);

— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);

Числом детей:

— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);

— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);

Продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

Числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);

Набором и иерархией ролей;

Соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;

Необходимостью привлечения взрослых.

Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).

Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.

При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями. Вопрос иерархии в проектах — вопрос деликатный и, с одной стороны, позволяет создавать благоприятные условия для развития лидерских качеств и умения сотрудничества в коллективе, а с другой — требует тщательного наблюдения за совместной деятельностью детей в ситуациях сотрудничества и подчинения (временного подчинения в рамках одного проекта). Особенно удачно, если такие наблюдения сможет осуществлять детский психолог.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.

Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол-персонажей. Некоторые проекты являются как бы самопрезентующимися — это спектакли, концерты, живые газеты и т. д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, надо организовывать специальным образом <...>».

Гурьева Вера Михайловна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ г. Астрахани "СОШ № 27"
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе"
Дата публикации: 20.04.2017
Раздел: начальное образование

«Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе»

В настоящее время

все более актуальным в образовательном процессе становится

применение в обучении приемов и методов, которые способствуют формированию умения

самостоятельно

добывать

собирать

необходимую

информацию,

выдвигать

предположения,

умозаключения.

обучение

связывают

системно-

деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода

является проектная деятельность.

проектов

является

образовательной

технологией,

формирование

способностей,

которыми,

выпускник

оказывается

приспособленным

адаптироваться

изменяющимся

условиям,

ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Умеющий

проектировать

получает

информации,

усваивает

прочитанное

услышанное, глубже вникает в суть происходящего через личностное восприятие, а значит –

научится действовать не по шаблону.Осуществление проекта в начальной школе обусловлено

готовностью младших школьников к данной деятельности. Во-первых, это сформированность у

учащихся ряда коммуникативных умений (умением спрашивать, управлять голосом, выражать

свою точку зрения, договариваться). Во-вторых, это «интеллектуальная зрелость», основанная

сформированности

обобщенности

умственных

действий,

развитии

мышления

формировании таких «качеств мышления, как гибкость, вариативность, самостоятельность» В-

дифференцированная

самооценочная

оценочная

деятельность.Проектная

деятельность способствует формированию основных ключевых компетентностей таких, как

коммуникативная, информационная, предметно-деятельностная.

Целью моей работы проектной деятельности является создание оптимальных условий

для проектирования деятельности обучающихся в начальной школе на уроках, а также во

внеурочной деятельности.

Задачи:

Изучить ключевые понятия педагогической технологии (метода проектов, его сущности,

этапов его организации)

Изучить условия реализации проектной деятельности (требования, систему оценивания);

Определить тематику проектов по программе

Развивать творческие способности обучающихся.

Воспитывать активность, интерес к проектной деятельности.

Формировать опыт сотрудничества.

Воспитывать коммуникативные качества.

Методы: изучение

эксперимент,

наблюдение,

анкетирование,

анализирование

результатов.

В настоящее время современный образовательный процесс все больше связан с

деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний, развитию у них творческих

способностей. Это диктует необходимость работы с информацией, самостоятельно

реализуемой ими в виде творческой образовательной продукции. А это предполагает

поиск новых форм и методов обучения.

Виды проектов

Практический проект - нацелен на решение реальных задач, отражающих интересы

участников проекта. Эти проекты имеют четкую цель, которая обязательно должна быть

достигнута. Например, можно выполнить практический проект "Помоги птицам", где

целью будет изготовление скворечников или кормушек. Ценность проекта заключается в

реальности использования продукта на практике.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он

включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи

исследования, обязательное выдвижение гипотезы, обсуждение и анализ полученных

результатов. Так, например, учащиеся могут выполнить исследовательский проект под

названием "Зачем растениям нужна вода" . В ходе проекта можно провести мини-

исследование: попытаться прорастить семена фасоли с использованием воды и без воды,

а затем оценить результат.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или

явлении. Например, можно собрать информацию о самых больших аквариумах мира и

представить её ребятам на уроке.

Творческий проект предполагает изготовление различных поделок, плакатов, рисунков и

других изделий. В нашем классе мы уже успели поучаствовать в творческом проекте

"Семейные праздники и традиции" . В ходе проекта каждый ребенок не только провел

мини-исследование семейных праздников и традиций. Ребята изготовили фото-коллажи,

плакаты и листовки с изображением семейных праздников и традиций.

Классификация проектов по продолжительности.

а) Мини – проекты могут укладываться в один урок.

б) Краткосрочные проекты требуют выделения четырёх- шести уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп,

тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовки

презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

в) Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение

занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

г)Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь

годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во

внеурочное время.

Возможные формы проведения презентаций проектов:

Семейный праздник.

Игра-путешествие.

Праздник.

Утренник.

Практикум.

Этапы работы над проектом.

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

1.Погружение

Определение темы,

целей и задач, типа

проекта, количества

участников.

Формирование

основополагающего и

проблемного вопроса.

Вживание в игровую

ситуацию.

Принятие задачи.

Мотивирует учащихся.

Формулирует проблему

объясняет

задачи проекта.

(Подводит

учащихся

самостоятельному

определению проблемы

проекта.)

Наблюдает.

2.Планирование

Анализ проблемы.

Определение

источников

необходимой

информации.

м е т о д о в

исследования.

Распределение

ролей в группе.

Определение

критериев

результатов работы

над проектом.

презентации

Уточняют тему

исследования.

Формируют состав

распределяют роли.

Осуществляют

планирование

Выбирают форму

презентации

результатов.

Предлагают и

обосновывают свои

критерии оценки

работы над проектом.

Предлагает

возможные

варианты состава групп

и распределение ролей

в группах.

необходимо сти

помогает

учащимся

а н а л и з е,

п о и с к е

источников

информации,

планировании,

презентации

Консультирует

у ч а щ и х с я

просьбе).

Наблюдает.

3.Исследование.

Выполнение

Собирают

информацию в

соответствии со

своей ролью и

сообща (в

соответствии с

планом работы).

Консультируются с

учителем.

Оформляют

собранный материал.

Консультирует

у ч а щ и х с я

необходимости.

Ненавязчиво

контролирует

деятельность

школьников.

Наблюдает.

4. Результаты и

Корректировка

деятельности

учащихся.

Оказание

непосредственной

п о м о щ и

затруднении.

У ч а с т в у ю т

промежуточных

обсуждениях

полученных данных в

занятиях и т.д.)

подготовку

з а щ и т е

п р о е к т а,

у ч а с т в у ю т

коллективном

самоанализе.

Практическая

(по необходимости)

Проводит

репетиции,

консультации.

Помогает определиться

способом

презентации.

5.Презентация

Презентация

Защищают

(демонстрируют

понимание проблемы,

Участвует

результатов работы над

проектом.

6 . О ц е н к а

результат

результативности.

Сбор информации в

портфолио.

Организация

в ы с т а в о к

учащихся

Участвуют в

коллективном

анализе и оценке

результатов

достигнутых

результатов,

Обобщает

полученные

результаты.

П о д в о д и т

Награждение

участников

успехов и неудач.

Как выбрать тему проекта?

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам

исследования.

Правило 3. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.

Правило 4. Тема должна быть доступной для ребенка, ребенок должен понимать тему

Структура проекта (именно это должны ОБЯЗАТЕЛЬНО отразить ребята в своих

проектах)

1. Тема проекта.

2. Вид проекта:

3. Цели и задачи проекта.

4. План работы над проектом (или этапы).

5. Основные идеи.

6. Вывод.

Пример оформления проектной работы (кратко)

1. Тема моей проектной работы "Самые большие зоопарки мира"

2. Вид проекта- информационный.

3. Цель проекта - узнать как можно больше информации о самых больших зоопарках мира.

Затем представить эту информацию для обсуждения с учителем и ребятами в классе.

Задачи проекта:

Пользуясь справочным материалом: (энциклопедиями, интернетом, журналами и

газетами) найти информацию о самых больших зоопарках мира;

Проанализировать данную информацию и составить мини-выступление о самых

больших и необычных зоопарках мира;

Рассказать об экзотических обитателях этих зоопарков;

Подготовить мини - фильм (поделку, плакат и так далее) о самых больших зоопарках

Представить полученные результаты учителю и одноклассникам, обсудить проект.

4. Этапы работы над проектом.

- первый этап - "Выбор темы проекта". Я выбрал(а) эту тему, так как......

СОВЕТ: можно приложить маленькие фотографии к каждому этапу (как выбирали тему,

как искали в книгах, как читали журналы, как составляли с мамой или папой текст для

-второй этап - "Сбор информации". Для работы над проектом я пользовалась

такими источниками.....

- третий этап - "Обдумывание плана работы над проектом" - предполагает

активную мыслительную деятельность. Его можно опустить (не писать).

- четвертый этап - "Реализация проекта". На этом этапе составляется текст

- пятый этап - "подготовка к защите проекта" - предполагает домашнюю

подготовку к защите проекта. Этот этап также можно опустить (не писать).

- шестой и седьмой этапы - проходят в классе. Отражать в тексте работы их также

не нужно.

5. Основные идеи. В ходе работы над проектом я узнал (а), что в мире есть следующие

самые большие зоопарки..... Они интересны тем, что....... Там живут такие обитатели,

6. Вывод. Я узнал (а), что в зоопарках живут очень редкие животные. Их нужно защищать,

охранять......

НЕ ЗАБУДЬТЕ ПРИЛОЖИТЬ К ПРОЕКТУ "ПРОДУКТ" - ПОДЕЛКУ, МАКЕТ, ФИЛЬМ,

Выбери тему исследования.

Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.

Сделай выводы.

Оформи результаты своей работы.

Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

Грамотно проработайте речь. Не стоит отставлять место под импровизацию. Если вы

хотя бы немного сомневаетесь в себе, лучше всего заранее продумать даже маловажные

Готовьте речь перед зеркалом и произносите слова вслух. Репетируйте не только текст,

но и произношение с мимикой. На человека влияет абсолютно все. Поэтому от того, как

будет оформлена подача материала, зависит успех всего проекта.

Приложение:

Исследовательский проект «Вредная и здоровая пища» (внеурочная деятельность)

Цель исследования:

Узнать, какую пищу можно назвать «вредной», какое влияние она оказывает на организм.

Формирование представлений о правильном здоровом питании.

Задачи:

1.Проанализировать данные в литературе и интернет ресурсах по теме исследования.

2. Расширить знания о здоровых и вредных продуктах питания, о их влиянии на организм.

2.Практически доказать насколько некоторые продукты могут быть вредны для человека.

Объяснить

ученикам,

существует

полезная

богатая витаминам и минералами.

4. Оформить книгу с краткой информацией о здоровой и вредной пище.

Метод исследования:

эксперимент,

информации

журналов,

интернет

ресурсов.

Методика исследования.

Определить, какие же продукты являются «вредными», а какие «полезными»

Собрать информацию из журналов, газет, книг, интернет ресурсов о вредных продуктах и

полезных продуктах.

Провести анкетирование среди учащихся класса и определить, как часто они употребляют

чипсы, шоколад, газированную воду, жевательные конфеты.

Изучить состав «вредных» продуктов, «полезных» продуктов.

Изучить, к чему приводит употребление вредных продуктов,

какую роль в здоровом

развитии организма играют «полезные» продукты

Собрать информацию о влиянии «вредных» продуктов на организм человека.

Провести

эксперименты,

доказывающие

негативное

«вредных»

продуктов

питания на организм.

информацию

значении

витаминов

минеральных

развитии

организма

Основное содержание

Как часто мы слышим: нужно правильно питаться. В школьной столовой, наши родители

пытаются нас кормить полезными продуктами. Если питаться правильно, ты вырастешь

здоровым, сильным, крепким. Но почему же то, что кажется нам, детям очень вкусным и

привлекательным

является

полезным?

продукты

упаковках,

фантиках, красивых бутылках каждый видит на витринах магазинов. Они притягивают

наше внимание. Как же они могут навредить человеку?

Для эксперимента взяли 2 группы крыс. Одну кормили обычной для них пищей, а

другую группу кормили сухариками, чипсами. Крысы, которых кормили сухариками, на

двадцатый день стали одна за другой умирать. Перед смертью они ослепли и облысели.

Позже экспертиза показала - животные умерли от цирроза печени, серьезного нарушения

пищеварения и сетчатки глаза. Почему же так произошло?

После изучения состава некоторых «вкусных» продуктов

экспериментаторы

ответить на этот вопрос:

Сахар делает пищу сладкой. Это углевод, поэтому сахар дает энергию, но излишки сахара

превращаются в жир. Сахар также вызывает кариес. Чем больше ты ешь сладостей, тем

более острые ощущения ждут тебя в кабинете у стоматолога. Жевательные конфеты,

«чупа-чупсы» - всё это продукты, содержащие большое количество не только сахара, но

еще и красителей, химических добавок, а значит они не являются полезными продуктами.

Сладкие газированные напитки содержат сахар, ароматизаторы, красители, консерванты,

которые вредны для здоровья, особенно в раннем возрасте. Их употребление приводит к

нарушению

становятся

беспокойными

гиперактивными.

Газированные напитки вымывают кальций из костей, поэтому дети, часто употребляющие

газ.воду, в большей степени подвержены переломам костей. Также, газ.вода провоцирует

ангины, вызывает заболевание желудка, от нее страдают зубы. Газированные напитки

являются

сильными

мочегонными,

жидкость

организма,

приводит

обезвоживанию.

Израильские

обнаружили,

выпивающих по литру шипучки в день, ожирение печени встречается в пять раз чаще.

Даже одна-две баночки шипучки в день повышает риск развития заболеваний печени, а

также диабета и заболеваний сердца. 1 баночка в день на протяжении 10 лет гарантирует

сахарный диабет.

Жиры . Жареная пища, такая как гамбургеры, чипсы, содержит много лишних жиров.

Такая пища создает ощущение сытости, так что мы можем уже не захотеть съесть то-то

полезное.

вкусными

хрустящими,

хранились, в них добавлено огромное количество химикатов. И в том числе, усилитель

вкуса - глутомат натрия.

Лишний вес подобен тяжелым сумкам. Нашему телу и сердцу приходится работать с

усилием, чтобы двигать вес тела.

Употребление

продуктов

вызывать

аллергию,

отравление,

раздражение кожи, тошноту, рвоту и ослабление иммунитета – защиты нашего организма.

Усилители вкуса развивают зависимость от этих продуктов, снижают наше восприятие

продуктов

химический.

составляющих

по-своему

воздействует

организм.

Некоторые

считаются

безвредными, но большинство из них весьма опасны для нашего здоровья. А ведь многие

и не задумываются над тем, что они едят, чем кормят своих детей. И, сами того не зная,

отравляют свой организм.

Какие же продукты укрепляют организм и здоровье?Конечно, это натуральные

продукты, которые богаты витаминами и минералами.

Витамин А – необходим дляподдержания хорошего зрения.

Витамин В1 – укрепляет нервную систему

В2 – принимает участие в клеточном обмене.

В6 – рост волос, содержание гемоглобинав крови.

В12 – образование эритроцитов

Витамин С – один из важнейших витаминов, необходимых для укрепления здоровья.

Витамин Д – отвечает за отложение кальция в костях

Витамин Е – укрепление мышц.

Витамин К – отвечает за нормальную свертываемость крови.

Кальций - необходим для построения и укрепления костей и зубов.

Калий - важен для деятельности нервной и сердечнососудистой системы.

Железо - организм использует для кроветворения.

Йод - необходим для нормальной

работы щитовидной железы.

Практическая часть.

1 опыт. Монетки.

достоинством

опускается

газированной

Оставляем

некоторое

окончанию

вынимаем монету из стакана. Сравниваем обе монетки. Видим, что монета, которая была в

стакане с газ.водой стала чистой, блестящей. Делаем вывод – газ.вода может не только

отчистить металл, но и разъедать стенки желудка.

2 опыт. Огонь.

Берем чипсы(1 штучку), поджигаем ее на спиртовке. Видим, что чипсы сразу загораются,

отлично горят, при этом пламя синего цвета, выделяется очень неприятный запах. Делаем

вывод- Чипсы содержат очень много жира и синтетические вещества в составе.

3 опыт. Чупа-чупс.

Карамель «Чупа-чупс» опускаем в стакан с чистой водой. Начинаем е «размешивать» воду.

Со временем замечаем, что вода в стакане окрашивается в цвет карамели. Делаем вывод –

В карамели соержатся красители.

4 опыт. Фонтан.

Для опыта понадобится бутылка Кока-колы и мятные жевательные конфеты «Ментос».

Открываем бутылку газ.воды, опускаем туда несколько конфеток, отходим в сторону. Мы

наблюдаем,

вырывается

Произошла

химическая реакция, образовалось очень много газов и пены. Такое же происходит и в

желудке человека, что может вызвать тошноту, рвоту, плохое самочувствие.

Заключение.

Работая с литературой по теме, ученики узнали много нового, интересного и полезного,

насколько

человека

полезные,

продукты,

еда, о возможных последствиях этой пищи: аллергические реакции, боли в желудке, рвота,

тошнота, кариес, ожирение, снижение восприятия вкуса, ослабление иммунитета и многое

Анкета для детей:

Любите ли вы чипсы, шоколад, лимонад? Часто ли вы их едите?

А) Люблю, ем часто -15 учеников

Б) Люблю, но ем редко – 3 учеников

Б) не люблю - 0 учеников

2. Знаешь ли ты что-нибудь о вредной еде?

А) не знаю - 5 учеников

Б) знаю - 13 учеников

3. Что бы ты выбрал – чипсы и газировку или фрукты?

А) чипсы и газировку -10 учеников

Б) фрукты - 8 учеников

4. Как ты думаешь – ты здоров?

А) да -16 учеников

Б) да, но к концу дня чувствую усталость - 2 учеников

В) нет - 0 учеников

По итогам анкетирования среди учащихся класса, выяснилось, что не все ребята знают о

вредной пище или не обращают внимания на то, что они едят. Поэтому считаю, что в

проводить

мероприятии,

пропагандирующих

здоровое питание, здоровый образ жизни.

Я считаю, что учеников и их родителей

необходимо ознакомить с темой

о здоровом питании. Ведь, за 65 лет человек съедает

около 50 тонн пищи, и каждая маленькая порция очень важна для здоровья.

Каждому была выдана памятка, которую сделали ученики.

Примерная тематика проектных работ для учащихся начальных классов

* Зоопарки мира

* Сад моей мечты

* История развития футбола

* Эти забавные кошки

* Тигры – самые большие и самые грозные из крупных кошек

* Пять самых редких птиц на планете

* Что нужно знать человеку о пауках?

* История возникновения и производства шоколада

* Как помочь птицам перезимовать?

* Красота и симметрия бабочек

* Собаки и космос

* Собаки-поводыри

* Соль – польза или вред?

* Жизнь и гибель динозавров на планете Земля

* Профессии нашей мечты

* Моя родословная

* Профессии наших родителей

* Мой город

* Хлеб – всему голова

* Птицы – наши друзья

* Здоровый образ жизни

* Наш дом. Наш двор

* Война и наша семья

* Использование бытовых отходов в детских поделках

* История русской игрушки

* Во что играли наши предки?

* Действующие вулканы нашей планеты

* Использованная бумага - мусор или добро?

* Матрешка - игрушка или сувенир

* Всегда ли бутерброд падает маслом вниз.

* Спортивная жизнь моей семьи

* Как мультфильмы влияют на психику ребёнка

* Кактус-колючий друг

* Выращивание кристалла

* Далеко ли от нас до Солнца

* Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?

* Почему скисает молоко?

* Почему стреляет попкорн?

* Путешествие водяной капельки

* Что такое микроскоп?

* Чудесные превращения, или Что такое сыр?