Проблемы реконструкции исторической среды города. Примеры реконструкции исторических частей городов. Объект исследования и границы исследования

Лето - прекрасная пора для отдыха и путешествий по историческим местам с богатым архитектурным наследием. Учитывая то, насколько сложно снять хостел в СПБ в разгар туристического сезона, многие туристы делают это заранее, воспользовавшись услугами соответствующих компаний.

Город Санкт-Петербург богат уникальными архитектурными ансамблями, посмотреть на которые и отправляются туристы.

Объемно-пространственная структура исторического города представляет собой единство составляющих - природного ландшафта, планировочной схемы, системы главных объемных и вертикальных доминант, архитектурных качеств основных зданий и комплексов, а также массовой рядовой застройки. Совокупность этих составляющих определяет как внешний, так и внутренний вид поселения. Внутренняя организация комплекса городских ансамблей имеет особенно важное значение в силу того, что большинство населения воспринимает город путем повседневного общения с его архитектурной средой, в результате накапливая впечатления и создавая в своей памяти соответствующий образ.

Искусство реконструкции памятников градостроительства и архитектуры, прежде всего, должно быть искусством гармоничного развития ансамбля, комплекса, города, опираясь на объективные закономерности взаимодействия искусства архитектуры с пространством и временем - основными сферами бытия.

По утверждению М.Г. Бархина: «Ансамбль не просто группа зданий... Обязательный участник архитектурного ансамбля - пространство, организованный этими зданиями, организован по определенной задумке, в соответствии с определенной идеей».

Примеры реконструкции исторических городов, таких как СПБ, показывают, что для настоящего сохранения их архитектурной индивидуальности необходима градостроительная консервация в отдельных его частях, прежде всего пространственных отношений. В некоторых случаях необходима градостроительная реставрация.

Удачным примером максимально точного определения границ расчисток старого города с одновременным раскрытием настоящих историко-художественных ценностей от поздних наслоений является реконструкция средневекового ядра Тбилиси.

Другой аспект этой проблемы заключается в том, что в пространствах города реализуются все архитектурно-художественные связи зданий при сопоставлении их масштаба, пропорциональной построения, силуэта, пластики, колорита. В историко-архитектурном наследии эти взаимосвязи представляют собой не меньшую ценность, чем сами пространства и архитектурные памятники города.

Между тем, для возбуждения этих связей не обязательно разрушение исторических зданий. Эти взаимоотношения могут быть деформированы неоправданным вмешательством чуждых пространств исторического города новых объемов с их гипертрофированными размерами, другим масштабом, отсутствием пластики и цвета. Примером может быть здание книгохранилища Харьковской научной библиотеки им. Короленко, примитивный громоздкий силуэт которого исказил изысканный исторический ансамбль центра города.

Историческое пространство города, в пределах которого локализованы наиболее ценные архитектурные ансамбли и комплексы - важнейшая его архитектурно-художественная ценность. Сохранение его целостности - одна из первых задач при реконструкции города.

Современный подход к реконструкции исторических городов заключается в рассмотрении памятников архитектуры в городе как целостной системы, которая вступает в активное взаимодействие с его современной структурной. Доминирующие и эмоционально выразительные исторические элементы не могут выполнять лишь роль музейных экспонатов. Они должны быть активными градостроительными компонентами, формирующими среду, а иногда и подчинять композиционно современные архитектурные компоненты.

В методологии предпроектных исследований для этого предлагается:

Изучение композиции исторического города с анализом и оценкой его «исторических наслоений»;

Изучение и классификация планировочной структуры города и ее элементов во времени с фиксацией наиболее существенных этапов ее исторической трансформации;

Анализ ландшафтных узлов, влияющих на историческое формирование городской структуры, элементов силуэта города, раскрытие основных архитектурных ансамблей.

Историко-культурное направление теории архитектуры становится очень актуальным, так как затрагивает как философские грани теории, так и научно обоснованную реконструкцию исторических городов.

При реконструкции центров исторических городов на передний план выдвигается проблема органического сочетания в их структуре исторической и новой архитектуры. Ведь в пределах центра исторического города, как правило, сохраняется его древнее ядро с наиболее ценными архитектурными памятниками. При большой концентрации памятников они не могут оцениваться как отдельные здания или локальный ансамбль. Обычно в центрах исторических городов сохранились крупные градостроительные элементы: площади, улицы и целые районы, которые включают, наряду с уникальными памятниками архитектуры, рядовую застройку, что является полноценной исторической средой.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

Сохранение и регенерация культурного наследия является одним из главных приоритетов градостроительных программ последнего времени. Однако принципы сложившейся системы градорегулирования не в полной мере соответствуют современным требованиям . Несмотря на принятие таких важных документов, как Земельный и Градостроительный кодексы, федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», современная правовая база все еще имеет «переходный» характер.

Долгое время реконструкция центров городов была главной проблемой в области сохранения объектов наследия и исторической городской среды. Такой она остается и сейчас. Но сегодня пришло время обратить внимание на особую ситуацию с памятниками в срединной и периферийной зонах города. Именно срединная зона подвергается в настоящее время масштабным преобразованиям. Меняется строительная и функциональная структура районов. Эти процессы - не только следствие перемен в обществе, но и проявление закономерной динамики градостроительных систем, взаимодействия центрального ядра и периферии . Они не могут не затронуть исторической застройки. Зачастую за пределами исторического ядра она в значительной степени фрагментирована, или представляет собой локальные исторические комплексы, монастыри, слободы, села, усадьбы, дворцовые ансамбли, окруженные иновременной застройкой.

Гипотеза работы заключается в том, что для конструктивного решения вопросов сохранения наследия за пределами исторического ядра необходимо выделять в структуре застройки локальные исторические комплексы (ЛИК) как основу для перехода от пассивного охранного зонирования к охранному районированию.

«На уровне города стоят задачи: районирования территории на завершенные фрагменты, диктующие границы разработки проектов отдельных градостроительных комплексов; рациональной компоновки элементов композиции с целью увеличить ее композиционную связность (с учетом как визуальных, так и ассоциативных связей) ».

Локальные исторические комплексы можно определить как объекты культурного наследия - ансамбли, достопримечательные места и состоящие из них комплексы, отличающиеся своим обособленным положением относительно исторического ядра города (не связанные с ним и окруженные иновременной застройкой) и опознающиеся среди своего окружения через средовые и структурно-композиционные характеристики составляющих их элементов.

Основная проблема сохранения исторического своеобразия застройки вне исторического ядра города находится на стыке градостроительства и управления. Задача градостроительного исследования состоит в определении предметов охраны и условий, необходимых для их сохранения, что делает возможным составление . Задача управления состоит в разработке нормативно-правовой базы градорегулирования как инструмента сохранения культурного наследия.

Феномен ЛИК в работе рассматривается на примере Берлина и Москвы, которым в равной степени присущи проблемы сохранения исторической городской застройки в срединной и периферийной зонах. При рассмотрении практики сохранения историко-культурного наследия привлекается опыт еще ряда стран .

Научный контекст исследования

Существует обширный корпус исследований по вопросам развития среды исторических городов, соотношения старого и нового в историческом городе, теории и практики сохранения культурного наследия, вопросам развития представлений об охране культурного наследия (Л.В.Андреев, А.В.Ашихмин, Н.В.Баранов, А.Ю.Беккер, Д.В.Брунс, В.А.Виноградов, Р.М.Гаряев, Н.Ф.Гуляницкий, А.Э.Гутнов, Б.К.Еремин, А.В.Иконни­ков, М.П.Кудрявцев, Д.Н.Кульчинский, В.А.Лавров, В.Я.Либсон, А.В.Махровская, Е.В.Михайловский, Г.Б.Омельяненко, С.С.Подъяпольский, О.И.Пруцын, Ю.В.Ранинский, С.К.Регамэ, Л.И.Соколов, А.С.Щенков и др.).

Современные проблемы градостроительного регулирования и его правовые аспекты рассматривали такие авторы, как У.Валлета, А.Высоковский, В.А.Глазычев, А.М.Каримов, А.В.Крашенинников, Л.Э.Лимонов, О.Н.Пономарева, И.М.Смоляр, Э.Трутнев и др., вопрос градорегулирования как инструмента сохранения культурного наследия - Л.И.Колокольникова, В.Р.Крогиус, Ю.И.Курбатов, Т.А.Славина, Е.Е.Соловьева, В.И.Соколовский, С.В.Семенцов, О.В.Стряпунина, Э.А.Шевченко, В.И.Шередега, и др.

Цель работы

Задачи работы

1. Систематизировать современные требования к градостроительному регулированю, в том числе обусловленные применением организационно-экономических инструментов, способствующих сохранению наследия и реконструкции территорий.

2. Разработать пространственную модель локального исторического комплекса. Выявить композиционные подходы, способствующие включению локальных исторических комплексов в современное окружение с учетом требований градостроительной охраны историко-культурного наследия.

Объект исследования и границы исследования

В работе рассматривается отечественная и зарубежная практика градорегулирования на территориях с ценной исторической застройкой в срединной и периферийной зонах исторических городов. Работа преимущественно опирается на нормативные документы, научные разработки и проектные предложения последних 30 лет.

Предметом исследования являются методы охранного градорегулирования, отвечающие современным требованиям и предусматривающие учет локальной специфики разновременной застройки за пределами исторического ядра города.

Методика исследования включает анализ современной практики охранного градорегулирования, сравнительный анализ проектных и нормативных материалов, а также экспертных оценок в области градостроительной охраны культурного наследия. Применительно к ЛИК используются методы натурного обследования, изучения картографических, проектных, нормативных, теоретических и исторических материалов, касающихся рассматриваемых районов города.

Научная новизна и практическая значимость исследования

Разработано и обосновано понятие как основа для охранного районирования в срединной и периферийной зонах города. Предложена структурная модель территорий, включающих ЛИК. Проанализированы организационно-экономические инструменты сохранения ЛИК.

Рассмотрены и систематизированы задачи и методы градостроительной охраны ЛИК.

Разработана методика комбинированного правового зонирования, и предложены пути ее интеграции в отечественную систему градостроительного зонирования.

Материалы и выводы исследования предназначены для развития отечественной системы охранного градорегулирования, а также для подготовки рекомендаций по регулированию градостроительной деятельности, связанной с сохранением культурного наследия.

На защиту выносятся:

Структурная модель территорий, включающих локальные исторические комплексы как основа для охранного районирования в срединной и периферийной зонах города, задачи градостроительной охраны ЛИК;

Рекомендации по применению методов градорегулирования, основанных на принципе максимального учета локальной специфики исторической застройки, анализе возможных путей преемственного развития территории и способствующих успешному применению организационно-экономических инструментов сохранения наследия и реконструкции города.

Структура работы

Работа включает 3 главы, введение, заключение, библиографию и ряд приложений. В Главе 1 обосновывается необходимость выявления ЛИК. В Главе 2 предлагается пространственная модель и формулируются задачи охраны ЛИК. В Главе 3 рассматриваются инструменты градорегулирования и их применение для сохранения ЛИК и развития территорий, их включающих.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Глава 1. Современный контекст сохранения исторической застройки городов.

Необходимость выделения локальных исторических комплексов обусловлена двумя группами факторов: 1)развитием теории и практики сохранения историко-культурного наследия; 2)изменением социально-экономических условий.

Современный этап развития системы охранного градорегулирования характеризуется повышением внимания к утилитарной ценности памятника, отошла на второй план научно-историческая ценность, зачастую сужается до иконографической схемы художественная ценность памятника. В то же время идет постепенное внедрение теоретических разработок прежних лет. Многосторонние исследования исторических городов, в том числе в рамках системного и средового подходов привели к осознанию необходимости перехода от охранного зонирования (выделения ареалов вокруг памятников, дифференциации этих зон по ценности и использования универсальных режимов их содержания) к охранному районированию. Охранное районирование - выделение целостных по своим характеристикам районов, композиционных комплексов, позволяет учитывать локальную специфику исторической застройки. Приложение этого принципа к территориям за пределами исторического ядра приводит нас к гипотезе локального исторического комплекса , как района исторической застройки, выделяющегося своими средовыми и структурно-композиционными характеристиками среди более позднего окружения. Но сегодня необходимо выявлять не только локальное своеобразие территорий, но и учитывать при районировании пути преемственного развития градостроительных комплексов.

Важнейшей предпосылкой для такого понимания районирования являются новые социально-экономические условия, изменение которых привело к существенным следствиям в области градостроительства и охранного градорегулирования, в том числе: повышению заинтересованности участников градостроительного процесса в интенсификации использования объектов недвижимости и, как следствие, обострение проблем сохранения подлинной исторической субстанции и градостроительной охраны наследия, в особенности соблюдения ограничений по условиям восприятия; повышению значимости охраны наследия в срединной зоне, в связи с интенсификацией реконструкции в этих районах города; возникновению вопросов разграничения прав собственности на памятники как объекты недвижимости; уменьшению государственных ассигнований на цели сохранения наследия, и формирование альтернативных источников финансирования, вплоть до приватизации памятников; повышению в охране наследия значимости регуляционных аспектов в отличие от преобладания консервационных на предыдущих этапах развития; внедрению в практику регламентно-правовых методов как «ответ» на проблемы новой социально-экономической ситуации.

Разнообразные данные указывают на то, что реставрация и реконструкция менее выгодны для инвестора, чем новое строительство, однако в районах с высоким показателем «центральности» это компенсируется выгодами местоположения, а в менее престижных районах повышается риск утраты подлинной исторической застройки. В работе рассмотрены организационно-экономические инструменты, позволяющие повысить инвестиционную привлекательность объектов наследия. Выделено три основные группы таких инструментов: субсидирование, стимулирование и локализация особых правовых условий . Главная цель проведенной систематизации - выявление тех параметров, которые необходимо учитывать в методиках охранного градорегулирования.

Субсидирование в основном сводится к компенсации затрат на поддержание ценных элементов объекта наследия путем прямого финансирования и может осуществляться как государством, так и негосударственными организациями (напр., общенациональными трастами ) в качестве благотворительности или спонсорства . К смешанным формам финансирования можно отнести осуществление инвестиционного проекта с участием города и государственные программы, деньги для которых собираются, в том числе, через общественные фонды .

Основные проблемы субсидирования - выбор объектов, определение размера субсидий, организация процесса. В нашей стране пока нет устоявшихся критериев для определения объектов субсидирования. Составление планов работ производится во многом на основе заявок заинтересованных организаций. Одним из важнейших в отечественной системе критериев для определения очередности проведения реставрационных и реконструктивных работ должен стать критерий градостроительной значимости объекта . Результатом для каждого города должен стать список объектов, где порядковый номер соответствует очередности выделения средств. Другое направление - формирование кластеров из объектов длительной окупаемости (инфраструктуры и др.) и быстроокупаемых, что позволяет сделать совокупность вложений инвесторов и города более эффективной. Возникает вопрос выбора и определения границ территорий таких кластеров. Эта практика способствует привлечению инвестиций, но очевиден и конфликт интересов: город, будучи соинвестором, заинтересован в увеличении эффективности освоения участка. Главные проблемы в организации субсидирования: информационное обеспечение (координация программ различных уровней, выверка данных о составе объектов), незавершенность разграничения собственности, не разработаны процедуры взаимодействия с пользователями. Необходимо точное определение затрат на сохранение предметов охраны (а соответственно их выявление) и доли затрат, которую может компенсировать государство . Субсидии могут быть связаны с дополнительными обязательствами владельца (напр., по обеспечению доступа в памятник или соблюдению регламентов).

Стимулирование предполагает создание особых условий, (например налогообложения), выгоды от которых компенсируют затраты связанные с охранными ограничениями. Пока действие норм федерального и регионального законодательства по экономическому стимулированию во многом ограничено отсутствием подзаконных актов. В основном применяется уменьшение арендной платы на сумму затрат или взимание арендной платы по минимальной ставке на нормативное время проведения работ. Но часто размер арендной платы привязан к состоянию объекта, и реставрация ведет к увеличению платежей. Меньшее внимание к налоговым льготам связано с тем, что памятники в основном находятся в государственной или муниципальной собственности. В мировой практике применяются следующие инструменты: отсрочки от уплаты налогов, ускоренная амортизация, налоговые вычеты, освобождение от некоторых налогов, льготные условия предоставления кредитов . Некоторые налоговые льготы есть и в нашей стране.

Методы субсидирования и стимулирования ввиду их универсальности сами по себе не могут увеличить инвестиционную привлекательность наследия за пределами исторического ядра. Необходимы технологии локализации действия этих инструментов, что позволит компенсировать меньшую «центральность» периферийных районов.

Локализация особых правовых условий включает 3 важных компонента: создание особой правовой среды на локальной территории (1), применение в границах этой территории экономических инструментов, стимулирующих ее развитие (2) и создание или привлечение агентов развития (3). Можно выделить следующие инструменты: территориальная единица с особым статусом (ТЕОС), музей-заповедник, корпорация развития территории (КРТ), партнерство, механизм передачи прав застройки.

Среди целей образования ТЕОС назывались: реализация градостроительных программ комплексной реконструкции и развития; сохранение памятников и исторических территорий. ТЕОС - орган городской администрации, но в отличие от других подразделений, предназначенный для управления сравнительно небольшим районом города, комплексного решения локальных задач (больше возможностей для увязки различных интересов, оперативнее управление имуществом и инвестициями, возможно перераспределение доходов из различных источников и объединение усилий различных субъектов для развития территории). В законодательстве о ТЕОС было предусмотрено использование таких инструментов, как льготы по налогам, арендным платежам, кредитам.

Преимуществ ТЕОСа чаще всего лишен музей-заповедник. Его полномочия распространяются только на территорию объекта наследия, которая часто значительно меньше «исторических» размеров комплекса и не включает зону его композиционного и функционального влияния. Соответственно, меньше возможностей проводить согласованную градостроительную политику. Ограниченность территории и недостаток финансирования, при относительной управленческой автономии иногда приводит к гипертрофии сервисных функций на территории памятника, коммерческой застройке под видом регенерации. Выходом, вероятно, является передача музею-заповеднику в управление территории охранной зоны .

КРТ - управляющие компании, привлекающие средства из различных источников и объединяющие их ресурсы на локальной территории. С одной стороны, очевиден недостаток полномочий, предоставляемых в настоящий момент КРТ (напр., они не имеют права выделять участки под застройку), что снижает их эффективность. С другой, изначально коммерческая направленность при комплексном подходе к территории может привести к быстрому «вымыванию» исторической застройки. Вероятно, необходимо расширение общественного контроля и ужесточение правового градорегулирования.

Более свободная форма взаимодействия бизнеса, местного самоуправления и центральной власти - партнерство , может быть оформлено системой соглашений. Цель, как и в ТЕОС и в КРТ -- консолидация усилий субъектов процесса из разных секторов для развития территории. В партнерство вступают как местные, так и общенациональные организации, которые могут предлагать свои стандартные формы и выделяют под них гранты. Напр., Conservation area partnerships траста English Heritage. В этом случае предоставление грантов связано с выделением пропорциональной суммы из местных источников, обоснованием проекта и прохождения конкурсного отбора.

В особую группу можно выделить методы, для которых исходным условием применения является «переопределение прав собственности » (redefinition of property rights). Например, распространенные в США фасадные сервитуты . Права собственности на здание «делятся», и их часть (право изменять фасад) передается или продается правительственным или некоммерческим организациям. Это соответствует отечественной практике определения предметов охраны. Другой механизм - передача прав застройки (transfer of development rights), позволяет «перенести» разрешенную ординарным зонированием «неиспользованную» интенсивность застройки (права на не построенные из-за каких-либо ограничений площади) на участок, находящийся рядом или удаленный от исходного.

Опираясь на анализ использования организационно-экономических инструментов, можно сформулировать требования к охранному градорегулированию: интеграция нормативных и экономических инструментов, правовое закрепление охранных ограничений и прав пользователей, определенность предметов охраны, дифференциация объектов и территорий по ценности, выделение охранных зон и зон реконструкции как районов сохранения и развития отдельных градостроительных (композиционных) комплексов.

Таким образом, и развитие теории сохранения наследия и практика применения организационно-экономических инструментов диктуют необходимость перехода от существующей системы охранного зонирования к охранному районированию как инструменту, способствующему не только сохранению наследия, но и преемственному развитию города. В качестве основы для охранного районирования в срединной и периферийной зонах города предлагается ввести понятие локальный исторический комплекс , и с его помощью рассмотреть вопросы сохранения историко-культурного наследия и развития территорий, вопросы общие для таких разных типов объектов наследия как ансамбли, достопримечательные места, фрагменты ценной исторической застройки.

Потребность в выделении ЛИК в срединной и периферийной зонах города обусловлена: 1) пониманием городской застройки как совокупности районов, отличающихся друг от друга средовыми и структурно-композиционными характеристиками и необходимость при градорегулировании более полного учета их локальной специфики; 2)переходом от консервативной парадигмы к парадигме преемственного развития и необходимость более точного выделения районов, развитие которых будет зависеть от подхода к сохранению историко-культурного наследия; 3)меньшей инвестиционной привлекательностью территорий в срединной и периферийной зонах города и необходимостью более обоснованного определения границ применения организационно-экономических инструментов.

Глава 2. Локальный исторический комплекс как основа для охранного районирования в срединной и периферийной зонах города.

В ходе натурных обследований около 60 предполагаемых ЛИК в Москве было выделено около 50 собственно ЛИК . Критерии, по которым производился отбор: интенсивность, типология и связность . ЛИК отличаются связностью (при обособленности от исторического ядра комплекса), концентрацией исторических объектов, в т. ч. памятников, типологией застройки. Важную роль играет изучение истории развития района.

По особенностям происхождения можно выделить следующие группы ЛИК: 1)самостоятельный населенный пункт, включенный в состав другого поселения; 2)объект-спутник, включенный в головное поселение; 3) объект, выделившийся в результате реконструкции, радикального обновления окружающей застройки; 4)район города, выделившийся в результате военных разрушений и последующей застройки лакун.

По типологии первоначального объекта можно выделить: города, села, монастыри, подворья, монастырские слободы, крепости, усадьбы, дворцовые комплексы, больницы, фабрики, районы города, и др.

Однако, несмотря на разнохарактерность объектов, отнесенных нами к ЛИК, структуру территорий, их включающих, можно описать, используя 5 видов элементов: ансамблевое ядро, зона фоновой исторической застройки (ландшафта), граница ЛИК, зона влияния, контактная зона (см. Таблицу 1 и Схему 1).

Методы выявления и конкретизации границ структурных элементов ЛИК и зоны влияния в целом не являются новизной работы. Смысл предложения в использовании известных методов градостроительного анализа для охранного районирования территории, в обосновании необходимости выявления не только объектов или территорий, подлежащих сохранению, но в закреплении особого статуса основанных на ЛИК композиционных комплексов, в границах которых целесообразно решать задачу развития территории.

Таблица 1. Характеристика и методы выявления структурных элементов на территории, включающей ЛИК.

Характеристика

Ансамблевое ядро

Совокупность зданий, образующих единую композицию, которая создавалась в течение длительного времени при учете основного первоначального замысла или целиком в относительно короткий промежуток времени по единому замыслу. В большинстве случаев соответствует территории объекта наследия типа «ансамбль».

Историко-архитектурные исследования направленные на: 1)выяснение исторических границ «ансамбля» (архивные, натурные, археологические исследования); 2)оценку сохранности элементов «ансамбля» и выяснение возможностей их регенерации (во многих случаях проектное действие). В целом методы соответствуют современным методам определения территорий объектов культурного наследия.

Зона фоновой исторической застройки (ландшафта)

Фрагменты фоновой исторической застройки, сохранившие значительную целостность с небольшой долей диссонирующих объектов и утрат. Могут включать отдельные исторические доминанты, не входящие в ансамблевое ядро. В большинстве случаев соответствуют территориям, обладающим признаками достопримечательного места или относимым к охранным зонам памятников.

Историко-архитектурные исследования направленные на: 1)выявление территорий обладающих ценной исторической застройкой или ландшафтов, исторически связанных с ансамблями памятников; 2)оценка сохранности (степени целостности) застройки или ландшафтов. В зоны включаются территории, сохранившие или в основном сохранившие основные принципы исторической композиционно-пространственной организации, значительную часть элементов комплексов застройки. Основные единицы оценки для застройки – исторический квартал (значительный фрагмент квартала), уличный фронт.

Граница ЛИК

Воспринимаемый во время движения по городу момент перехода из одной среды в другую (ЛИК и не-ЛИК), обусловленный сменой структурно-композиционных и средовых характеристик застройки и ландшафта. Граница может быть четкой, размытой или иметь переменный характер.

Определяется, прежде всего, как линия соотнесения по горизонтали качественно различных фрагментов застройки или ландшафта (ансамблевого ядра и зон фоновой исторической застройки с иновременным окружением), может быть привязана к планировочным и ландшафтным рубежам, барьерам.


Таблица 1. Продолжение таблицы

Характеристика

Методы выявления и определения границ

Вся зона влияния

Территории, развитие которых должно быть ограничено для сохранения градостроительной роли ЛИК, сохранения условий восприятия памятников, либо может быть осуществлено на основе принципов, заложенных в объекте наследия, в том числе регенерация утраченных элементов («ретроразвитие»), а также освоение которых необходимо для обеспечения функциональных потребностей ЛИК (напр. с целью разгрузки территории памятника).

Влияние в качестве высотной доминанты и др. объектов, требующих обеспечения благоприятных визуальных условий восприятия памятников

Методы ландшафтно-визуального анализа, в т.ч. для определения границ визуальной емкости . Территория зоны должна включать барьеры, ограничивающие визуальную емкость.

В качестве планировочного акцента. В зону включаются территории, на которых могут располагаться объекты, поддерживающие значимость акцента, напр. формирующие фронт планировочной оси.

В основном специальные предпроектные проработки или историко-архитектурные изыскания в случае регенерации утраченных элементов

В качестве других видов композиционных акцентов

в зависимости от типа акцента (в основном проектное решение)

В качестве масштабного эталона . В зону включаются территории, застройка которых должна быть сомасштабна исторической, или на которых должен осуществляться переход от одной масштабной системы к другой.

Для территорий в зоне совместного восприятия - ландшафтно-визуальный анализ, в остальных случаях специальные предпроектные проработки

В качестве средового эталона. В зону включаются территории, застройка которых должна воспроизводить некоторые средовые характеристики исторической застройки

В основном специальные предпроектные проработки или историко-архитектурные изыскания в случае регенерации утраченных элементов

Функциональное влияние. В зону включаются территории необходимые для обеспечения функциональных потребностей ЛИК

В основном специальные предпроектные проработки.

Таблица 1. Продолжение таблицы

Характеристика

Методы выявления и определения границ

Контактные зоны

Территории, непосредственно прилегающие к ансамблевому ядру и зонам фоновой исторической застройки. Входят в состав зоны влияния.

Допустимо не выделять зоны этого типа, в случае, если застройка, прилегающая к ансамблевому ядру и зонам фоновой исторической застройки нейтральна, не может оказать существенного влияния на их восприятие.

Политипологическая, со сложным морфологическим составом: застройка территории разнообразна, использованы различные принципы ее организации, в основном территории, освоенные разновременной застройкой

В качестве границ таких зон целесообразно принимать планировочные рубежи, если это не приводит к излишнему укрупнению зон. Допустимо включать только территории, участвующие в совместном зрительном восприятии с ценной исторической застройкой (в этом случае используются методы ландшафтно-визуального анализа). К зонам этого типа могут относиться территории, на которые распространяется влияние ЛИК в качестве планировочного акцента и других видов композиционных акцентов, масштабного или средового эталона, функциональное влияние. Соответственно для уточнения границ необходимы специальные препроектные проработки.

Монотипологическая, с упрощенным морфологическим составом: застройка может быть отнесена к одному типу, и в целом была создана в течение определенного периода времени. В основном территории, освоенные начиная с конца 50-х годов по принципам свободной планировки

С каждым структурным элементом связаны типичные проблемы. Наиболее актуальная из них – «незавершенность» и деструктурированность (для территорий, обладавших исторической застройкой) застройки в зонах влияния , фоновой исторической застройки(ландшафта) , контактных зонах . Выражается это в наличии необоснованного «отступа», незастроенных участков, диссонирующих объектов, некапитальной случайной застройке (гаражи, склады и.п.), незавершенности градостроительных композиций. Это означает, что существует возможность как преемственного развития территории с учетом ЛИК, так и появления новых диссонирующих объектов. Именно поэтому необходимо применение методов охранного градорегулирования, на территориях, включающих ЛИК, в большей степени опирающихся на характеристики конкретных локальных комплексов.

На основе обследования ЛИК можно выделить 5 групп комплексов в зависимости от наличия (сохранности) каждого из структурных элементов: 1)только зона фоновой исторической застройки, 2)только ансамблевое ядро, 3)ансамблевое ядро + зона влияния, 4)ансамблевое ядро + зона фоновой исторической застройки (ландшафта) + зона влияния. Входящие в каждую из этих групп ЛИК различаются характером зоны влияния, контактной зоны, границы. Для каждой группы характерен определенный набор предметов охраны и параметров, подлежащих регламентированию. Соответственно необходимо применение различных инструментов градорегулирования. В то же время можно сказать, что вне зависимости от типа ЛИК для ансамблевого ядра комплекса применимы ограничения как для территории памятника и зоны его охраны. Для зоны фоновой исторической застройки ограничения могут варьироваться от характерных для территории объекта культурного наследия до применимых в зоне строгого регулирования (на участках прилегающих к границе ЛИК). Наибольшую сложность представляют контактные зоны и связанный с ними феномен границы. При соблюдении ограничений, направленных на сохранение градостроительной роли ЛИК, возможны стратегии: 1)дальнейшего обособления ЛИК; 2)размывания границы; 3)развития. Выявлено три типа развития ЛИК: «ретроразвитие » (целенаправленное возрождение утраченных, историко-архитектурных и градостроительных ценностей), новая фоновая застройка (новая застройка в контактной зоне при сохранении доминирующего положения ансамблевого ядра ЛИК), развитие композиции (введение новых активных элементов ансамбля, но на основе существующих композиционных принципов). Выбор стратегии во многом обусловлен характеристиками структурных элементов. Высокая завершенность контактных зон и зон рядовой застройки, преобладание монотипологических контактных зон, отсутствие «отступа», четкий характер границы будут способствовать выбору стратегии обособления. Напротив, низкая завершенность контактных зон и зон рядовой застройки, преобладание политипологических контактных зон, наличие «отступа», размытый или переменный характер границы будут способствовать выбору стратегий развития или размывания границы. В зависимости от выбранной стратегии включения будет разниться набор предметов охраны и ограничений, накладываемых на зоны рядовой застройки и контактные зоны. Так, при стратегии обособления рядовые исторические здания не войдут в число предметов охраны для зоны влияния. Задаваемые параметры для контактных зон могут быть направлены на выявление границы. Для зоны влияния предметы охраны и ограничения обусловлены типом влияния ЛИК на прилегающую территорию (см. Таблцы 2, 3).

Таким образом, основные задачи охранного градорегулирования на территориях, включающих ЛИК: 1) сохранение памятников и ценной исторической застройки; 2) обеспечение условий восприятия памятников; 3) обеспечение градостроительного развития территории с учетом выбранной стратегии включения ЛИК в современную градостроительную композицию. Как показало обследование объектов и изучение действующих нормативных документов, существующие методы охранного градорегулирования не решают все актуальные задачи. Необходимы новые инструменты, в особенности для подчинения развития территории, включающей ЛИК, выбранной стратегии.

Основные проблемы ЛИК связанные с изменением социально-экономической ситуации и интенсификацией процессов реконструкции в срединной и периферийной зонах: развитие территорий ЛИК в условиях конкуренции с окружающими районами, менее отягощенными охранными ограничениями; сохранение подлинной исторической застройки и соблюдение ландшафтно-визуальных и структурно-типологических ограничений в условиях меньшей инвестиционной привлекательности района. Анализ существующей отечественной и зарубежной практики применения организационно-экономических инструментов сохранения историко-культурного наследия и реконструкции территорий подтвердил сложность применения для сохранения конкретных ЛИК методов субсидирования и стимулирования. Их использование более эффективно в сочетании с инструментами, позволяющими локализовать действие тех или иных льгот, задать более точную границу для их применения, учитывающую не только историко-архитектурную ценность объектов, но и перспективы развития территории. В качестве одного из главных условий применения методов локализации особых правовых условий можно назвать точное определение предметов охраны и границ территорий, на которые распространяются охранные ограничения и особые экономико-правовые условия. Сужение территории может привести к неоправданному насыщению территории ЛИК функциями, противоречащими целям охраны. Для эффективного применения граница действия особых правовых условий должна быть приближена к границам зон фоновой исторической застройки, а в некоторых случаях, -- зоны влияния. Необходимо максимально подробно сформулировать параметры допустимых изменений застройки на рассматриваемой территории. Агенты развития территории должны обладать полномочиями, обеспечивающими проведение единой градостроительной политики, или это единство необходимо обеспечить регламентно-правовым путем (составлением градостроительных регламентов и локальных градостроительных рекомендаций). Существующие отечественные примеры применения инструментов локализации особых правовых условий (напр. музеи-заповедники) только в некоторых случаях отвечают данным требованиям. Во многом это обусловлено опорой на систему охранного зонирования с ее консервативной направленностью, тем, что зонами применения особых правовых условий в основном являются только территории с ценной исторической застройкой (часто только их ансамблевые ядра), а территории зон влияния, территории перспективного развития комплексов не подпадают под их действие. В новых социально-экономических условиях необходима более дифференцированная система охранного градорегулирования, учитывающая локальную специфику территорий, направленная не только на сохранение наследия, но и на регулирование и стимулирование преемственного развития территории.

Глава 3. Градорегулирование на территориях, включающих локальные исторические комплексы.

Важнейшей особенностью современной ситуации является необходимость правового закрепления охранных ограничений, поэтому главное внимание в данной работе уделено инструментам, отвечающим этому требованию, нормам, конкретного регулирующего действия относящимся к нижнему таксонометрическому уровню градостроительного планирования (квартал, микрорайон ).

Анализ современных нормативных методов градорегулирования выявил три перспективных вида таких инструментов: определение предметов охраны, градостроительные регламенты, локальные градостроительные рекомендации . Из них можно считать достаточно устоявшимся только определение предметов охраны , касающееся в основном единичных памятников и ансамблей. В основном отечественная система продолжает оперировать инструментами, сложившимися до изменения социально-экономической ситуации. Такими, как историко-градостроительный и историко-архитектурный опорный планы, охранное зонирование с определением режимов содержания для зон (реставрация, регенерация, ограниченное преобразоване и т.п.) и такими переходными, как напр. ландшафтно-визуальный анализ. Главным недостатком этих инструментов является большой вес экспертных методов градорегулирования и незавершенность процесса определения параметров разрешенного использования и изменения объектов недвижимости.

Градостроительные регламенты только начинают входить в отечественную практику охранного градорегулирования, причем способы их составления различны. Анализ уже применяющихся и предлагаемых методик позволил выделить 4 отечественных подхода к интегрированию задач охраны наследия в правовое зонирования городов: 1) выделение охранных зон, как сферы полномочий органов охраны памятников (указываются лишь некоторые параметры, но в целом необходима индивидуальная процедура по каждому участку); 2)разработка подробных градостроительных регламентов для объединенных охранных зон и зон регулирования застройки (усредненный характер требований к историческим зонам, что может привести к недостаточному учету локальной специфики); 3)выявление большего количества зон и подзон с определенными предметами охраны и разработка градостроительных регламентов, обеспечивающих их сохранение; 4)локализация универсальных композиционно-пространственных типов застройки, ранжирование территорий по режимам реконструкции и в зависимости от сочетания режима и типа определение регламентных требований. В основном регламенты еще разрабатываются или действуют недавно. Анализировать их эффективность на основе практических результатов преждевременно, поэтому был рассмотрен зарубежный опыт в этой области.

Изучение иностранного опыта охранного градорегулирования показало, что в большинстве систем зоны охраны и режимы их содержания носят дифференцированный характер. Решения о возможности изменения объектов или зон (на основе общих принципов) - результат рассмотрения и экспертной оценки конкретного случая. Отнесение здания или территории к охраняемым вместе с ограничениями, предполагает механизмы стимулирования, компенсации затрат или упущенной выгоды. Охранные зоны покрывают территории, содержащие ценные в историко-культурном плане объекты. Задачи учета градоформирующей роли наследия решаются при составлении планов правового зонирования для прилегающих территорий. Опыт показывает, что предпочтителен контекстуальный подход при определении параметров застройки и сохранение исторических парцелляций. Повышение разрешенной интенсивности использования участков приводит к «вымыванию» подлинной исторической застройки. Если размеры участков значительно разнятся, необходимо назначать параметры индивидуально. Освоение незастроенных участков не должно быть выгоднее сохранения существующих зданий. Важную роль играет набор разрешенных видов использования.

Отличительной черта немецкой практики градорегулирования на исторических территориях - составление градостроительных регламентов с большим количеством параметров для относительно небольших зон. При необходимости оно осуществляется на основе предварительной предпроектной проработки с выбором оптимального варианта достижения общественно значимых целей по трансформации (сохранению) городской среды (напр., регенерации градостроительного узла). Результаты проработок на всю территорию ложатся в основу составления правовых планов застройки. Проектирование ведется не под конкретного заказчика, а в общественных интересах. Каждое землевладение получает градостроительный регламент, имеющий правовой статус, что обеспечивает следование изначально поставленным градостроительным целям.

Наиболее перспективным для составления регламентов для территорий, включающих ЛИК, представляется метод, основанный на охранном районировании с последующим выделением предметов охраны для каждой выделенной зоны, как учитывающий композиционную целостность и своеобразие каждого комплекса. В сложных случаях составлению регламентов должны предшествовать проектные проработки (в т.ч. ландшафтно-визуальный анализ), с помощью которых определяются вероятные пути развития территории и конкретные параметры застройки.

Третий вид инструментов – «уставы оформления» и «локальные градостроительные рекомендации» представляет собой систему проектных принципов и стандартов (утверждаемую местной администрацией), которая служит «передаточным звеном между градостроительной и архитектурной стадией проектирования » и обеспечивает сохранение большого количества средовых характеристик застройки. В отечественной практике ограничения и рекомендации этого уровня обычно включаются в градостроительные регламенты, что ведет к их неоправданному усложнению.

Опыт сохранения ЛИК в Берлине говорит о предпочтении немецкими специалистами стратегии обособления и даже «тематизирования» контраста между ЛИК и окружающей застройкой. Приоритетом является регенерация деструктурированных элементов комплекса, восстановления его связности. На территориях ЛИК (если это не памятники-ансамбли) допускается новая застройка с ориентацией на историческую типологию. Воссоздаются утраченные объекты. Основные инструменты градорегулирования, кроме градостроительных регламентов: область оздоровления - Sanierungsgebiet и охранная зона - Erhaltungsgebiet. ЛИК - памятники ансамблевого типа могут никак больше не регулироваться. Особый статус получают только территории объектов наследия или подвергающиеся санации. Вопросы включения ЛИК в современную градостроительную композицию решаются на уровне правового зонирования прилегающих территорий. С целью подчеркивания границы ЛИК могут быть заданы не только «верхние» значения параметров (напр., высоты застройки), но и нижние. С помощью «уставов оформления» могут регламентироваться виды растений, материалы, элементы благоустройства, типичные, напр., для деревни, другие средовые параметры.

Алгоритм предлагаемой методики охранного градорегулирования для территории в границах зоны влияния ЛИК : 1) выделение структурных элементов ЛИК и зоны влияния, 2)анализ характеристик элементов, 3) выбор стратегии развития территории, 4) определение предметов охраны, 5) выполнение проектных проработок (включая ландшафтно-визуальный анализ) и уточнение границ структурных элементов, 6) составление градостроительных регламентов (в большинстве случаев для всех зон, кроме ансамблевого ядра, для которого возможна разработка традиционной реставрационной программы) и локальных градостроительных рекомендаций (для зоны рядовой застройки и контактной зоны) . Необходимо составление регламентов не только для территорий с ценной исторической, но и с более поздней индустриальной застройкой. Их параметры, при необходимости, должны корректировать современную ситуацию. Более подробно нормируемые параметры и предложения по применению инструментов градорегулирования представлены в Таблицах 2, 3.

Главным отличием предлагаемой методики от существующей системы охранного зонирования и других методик заключается во введении в алгоритм разработки регламентов этапов выбора стратегии развития территории и проектных проработок , что отражает установку на преемственное развитие городской застройки, в отличие от установки исключительно на сохранение (консервацию) наследия. Основные черты градорегулирования основанного на охранном районировании: 1)определение границ действия особых правовых условий на основе выявления целостных по своим характеристикам районов; 2)основа для параметров разрешенного использования объектов недвижимости – характеристики застройки, присущие данному конкретному району и выбранная стратегия его развития.

На основе предлагаемой методики охранного градорегулирования в некоторых случаях для включающих ЛИК территорий применима технология комбинированного правового зонирования. Применяемый в настоящее время метод зонирования с определением основных показателей для планировочных кварталов, дополняется составлением правовых планов, где основные параметры привязаны к конкретным участкам. Часть участков в планировочном районе резервируется для переноса «неиспользованных прав развития» с участков, на которые в связи с охранными требованиями накладываются дополнительные (к общим для зоны) ограничения (напр., для сохранения видового раскрытия). При сохранении показателей по району это позволило бы компенсировать инвесторам потери, связанные с соблюдением охранных требований и избежать стагнации на территориях охранных зон. Анализ на примере территории, прилегающей к Крутицкому подворью, подтвердил перспективность применения технологии на территориях, включающих ЛИК.

Результаты работы позволяют выделить несколько перспективных направлений для исследования, в том числе и в рамках смежных дисциплин (в частности, экономики недвижимости): изучение памятников, как объектов недвижимости; уточнение критериев для определения очередности финансирования объектов наследия, связанных с экономическими факторами (взаимосвязи между экономическими и ценностными факторами отбора); изучение влияния различных налогов и платежей на рентабельность реставрационных и реконструктивных действий; изучения правовых оснований и механизмов, позволяющих передавать права на застройку.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.Выявлены основные проблемы, связанные с охраной исторического своеобразия и градостроительным развитием территорий, включающих сохранившиеся исторические комплексы. В условиях конкуренции с окружающими районами, менее отягощенными охранными ограничениями, сохранение подлинной исторической застройки и соблюдение ландшафтно-визуальных и структурно-типологических ограничений возможно только за счет внедрения новых организационных подходов, предполагающих регулирующие инструменты в отличие от преобладания консервационных на предыдущих этапах развития; необходимо постепенное внедрение в практику правовых методов, как «ответ» на появление большого количества независимых субъектов градостроительной деятельности и другие проблемы новой социально-экономической ситуации.

2.Выделено три основных группы организационно-экономических инструментов способствующих сохранению исторического наследия: 1) субсидирование в основном сводится к компенсации затрат на поддержание ценных элементов объекта наследия (предметов охраны) путем прямого финансирования; 2) стимулирование предполагает создание особых условий (например налогообложения), выгоды от которых компенсируют затраты, связанные с охранными ограничениями; 3) локализация особых правовых условий предполагает создание особой правовой среды на локальной территории, применение в границах этой территории экономических подходов, стимулирующих ее развитие, создание или привлечение агентов развития. Вместе эти факторы позволяют перераспределять в границах территории ресурсы, что делает более вероятным достижение целей охраны.

3.Развитие теории сохранения наследия (в рамках средового и системного подходов) и практика применения организационно-экономических инструментов диктуют необходимость перехода от существующей системы охранного зонирования к охранному районированию как инструменту, способствующему не только сохранению наследия, но и преемственному развитию города. Как основа для охранного районирования в срединной и периферийной зоне города введено зонтичное понятие локальный исторический комплекс и предложена его структурная модель, включающая ансамблевое ядро, зоны фоновой исторической застройки (ландшафта), контактные зоны, границу. Проанализированы проблемы в охране культурного наследия, типичные для каждого из структурных элементов ЛИК и зоны его влияния. Выявлены три возможных подхода к включению ЛИК в современную градостроительную композицию. Эти подходы (обособление, размывание границы, развитие ) характеризуются различным отношением к таким структурным элементам, как граница, зона рядовой застройки, контактная зона.

4.С опорой на структуру ЛИК проанализировано применение методов охранного градорегулирования, среди которых были выявлены три группы регламентно-правовых инструментов, вместе составляющих логичную систему градорегулирования на исторических и сопредельных с ними территориях: 1)Определение предметов охраны и условий, необходимых для их сохранения, как для единичных памятников или ансамблей, так и для районов исторической застройки. 2)Районирование с последующим выделением предметов охраны для каждой выделенной зоны (района) и составление на этой основе градостроительных регламентов , а при необходимости и на основе предварительных проектных проработок, с помощью которых определяются вероятные пути развития территории. Регламенты должны в основном задавать объемно-пространственные характеристики застройки, однозначно закрепляя параметры возможных строительных изменений каждого участка. 3)Разработка уставов оформления и локальных градостроительные рекомендаций , обеспечивающих сохранение большого количества средовых характеристик застройки и являющихся не только нормативными, но и методическими документами, призванными «разгрузить» градостроительные регламенты. Документы этого уровня могут иметь как нормативный, так и рекомендательный характер. В работе предложены условия эффективного использования методов каждой группы на территориях, включающих ЛИК.

5.Разработана методика охранного градорегулирования для территории в границах зоны влияния ЛИК: 1)выделение структурных элементов ЛИК и зоны влияния, 2)анализ характеристик элементов, 3)выбор стратегии развития территории, 4)определение предметов охраны, 5)выполнение проектных проработок (включая ландшафтно-визуальный анализ) и уточнение границ структурных элементов, 6)составление градостроительных регламентов и локальных градостроительных рекомендаций. Предложена новая для отечественной практики технология комбинированного правового зонирования, основанная на выделении и различных методах переноса прав застройки.


Таблица 2. Зависимость нормируемых параметров от типа влияния (для зоны влияния)

Тип влияния

Предметы охраны

Нормируемые параметры

В качестве высотной доминанты и др. объектов, требующих обеспечения благоприятных визуальных условий восприятия памятников

видовые раскрытия, визуальные связи, сомасштабность застройки.

высота застройки в пределах видовых раскрытий, параметры, обуславливающие сомасштабность застройки в пределах зоны влияния объекта (высота застройки, протяженность корпуса, интенсивность застройки, размеры землевладений и т. п.)

градостроительный регламент , в случае общегородской доминанты -- влияние на составление регламентов для сопредельных территорий (районов).

В качестве планировочного акцента

типология застройки

параметры, обуславливающие типологию застройки в пределах зоны влияния акцента (напр. компоновочная схема, ориентация главного фасада, отступ от красной линии, характер силуэта уличного фронта)

градостроительный регламент, локальные градостроительные рекомендации для зоны влияния акцента.

В качестве других видов композиционных акцентов

в зависимости от типа акцента

в зависимости от типа акцента (напр. компоновочная схема, ориентация главного фасада, отступ от красной линии, характер силуэта уличного фронта)

градостроительный регламент, локальные градостроительные рекомендации для зоны влияния акцента

В качестве масштабного эталона

сомасштабность застройки

параметры, обуславливающие сомасштабность застройки (высота застройки, протяженность корпуса, интенсивность застройки, размеры землевладений и т. п.)

градостроительный регламент

В качестве средового эталона

параметры, обуславливающие средовое своеобразие территории (кроме объемно-пространственных характеристик). Колористика, характер благоустройства, используемые отделочные материалы и т.п.

градостроительный регламент, локальные градостроительные рекомендации, «уставы оформления ».

Функциональное влияние

функциональное назначение территории, разрешенные виды использования участков

градостроительный регламент


Таблица 3. Зависимость нормируемых параметров от выбранной стратегии включения (для контактных зон).

Стратегия включения

Предметы охраны

Нормируемые параметры

Вид инструмента градорегулирования

обособление

параметры должны способствовать подчеркиванию границы (напр., могут задаваться «нижние» величины для высоты и интенсивности застройки)

градостроительный регламент

размывание границы

ист. объекты и их элементы, средовой тип, тип застройки, ист. планировка, масштабность застройки

параметры, обуславливающие типологию застройки, задающие правила перехода от одного типа застройки к другому

градостроительный регламент, локальные градостроительные рекомендации

в т.ч.правила перехода от одного типа застройки к другому

развитие

«ретроразвитие»

параметры, обуславливающие воспроизведение ист. типологии застройки

«уставы оформления»

новая фоновая застройка

в случаях сохранности ист. планировка, масштабность застройки

параметры, обуславливающие застройку в рамках выбранной типологии, сомасштабность застройки

развитие композиции

типология застройки

параметры, обуславливающие типологию застройки в пределах зоны влияния акцента

Схема 1. Структура ЛИК и зоны его влияния.

Апробация работы

Основные положения диссертации изложены в 5 публикациях и докладах на конференциях:

1. Роль московской архитектурной школы в архитектуре и градостроительстве России ХVIII-XX вв. Всероссийская межвузовская студенческая научная конференция к 250-летию основания Московской архитектурной школы Д.В.Ухтомским.

2. Социально-экономическое развитие центра России на основе гуманитарных ресурсов. Ясная Поляна, 2004 г.

3. Социальное и культурное пространство города. Конференция молодых ученых, приуроченная к 15-летию факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета.

4. Охрана культурного наследия. Международный и национальный опыт. Конференция к 40-летию ИКОМОС.

1. Агеев С., Кирпичева О. и др. Градостроительная концепция реабилитации района реки Яузы между Садовым кольцом и Лефортовским мостом. // В сб.: Роль московской архитектурной школы в архитектуре и градостроительстве России ХVIII-XX вв. Тезисы докладов всероссийской межвузовская студенческая научная конференция к 250-летию основания Московской архитектурной школы Д.В.Ухтомским. М., 1999.

2. Агеев С. Английский опыт обсуждения градостроительных инициатив. // В сб.: Материалы конференции молодых ученых «Социальное и культурное пространство города». СПб., 2004.

3. Агеев С. Механизм передачи прав застройки. Опыт градостроительного регулирования США и Канады. // В сб.: Архитектурная наука и образование. Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава и молодых ученых, посвященной 70-летию образования МАрхИ, проходившей с 19 по 23 декабря 2003 г. М., 2004.

5. Агеев С. Градостроительные регламенты как инструмент сохранения историко-культурного наследия. // Архитектурный вестник, № 1, 2005.


Этот вопрос разбирается как в работах, посвященных общим проблемам современного градорегулирования - У. Валлета, А. Высоковский, В.А.Глазычев, О.Н.Пономарева, И.М.Смоляр, Э.Трутнев и др., так и вопросам охраны культурного наследия (А.А.Скокан, Т.А.Славина, В.И.Шередега, С.В.Семенцов и др).

Методы выявления соответствуют видам влияния ЛИК на прилегающие территории (или их сочетанию). Окончательное определение границ таких территорий зачастую проектное действие, осуществляемое в рамках специальных проектных проработок.

Или визуальной пространственной единицы ландшафта , термин Ю.И. Курбатова. Территория, которая может непосредственно и целостно восприниматься из любой находящейся на ней точки при равных условиях восприятия. В данной работе используется для характеристики восприятия с важнейших панорамных точек. См. Курбатов Ю.И. Архитектурные формы и природный ландшафт. Л., 1988. С. 62-69.

Характеристика «завершенности» используется в значении, предлагаемом Т.А. Славиной. С завершенностью связаны ощущения психологического комфорта, вызываемые у зрителя градостроительной композицией. См. Славина Т.А. Преобразование исторических городов в ХХI веке (Санкт-Петербург). В кн.: К архитектуре XXI века. A potiori: сборник научных статей. Российская академия архитектуры и строительных наук. М., 2002. С. 88.

Метод бесконфликтной реконструкции исторического квартала

.
,

Мы продолжаем знакомить с опытом проектирования в историческом центре, накопленным самарской архитектурной школой за uоды деятельности. Сегодня мы публикуем проект архитектурного бюро «ОСТОЖЕНКА» «Методика бесконфликтной реконструкции исторического городского квартала».

Текст: Евгения Репина

В 2009 году под эгидой Московского общества охраны наследия (MAPS) и влиятельного европейского движения за сохранение наследия SAVE Europe’s Heritage по инициативе архитектора Виталия Стадникова была издана книга «Самара: Наследие под угрозой». В предисловии к этой книге Вячеслав Глазычев, видный российский ученый и общественный деятель, написал: «…постсоветская Самара по части наглого (так и хочется сказать «конкретного») истребления своего многослойного исторического субстрата превзошла прочие миллионные города России». Он также назвал эту книгу «призывом к власти губернской и городской: одумайтесь, господа!».


Кроме напоминания о важности сохранения исторической памяти, Глазычев подчеркнул и более прагматические аспекты: «сокращение исторической многослойности города снижает капитализацию среды». Во всем мире жить в историческом центре престижно, цены на недвижимость в центре всегда растут, ведение там бизнеса наиболее привлекательно. Города, в которых присутствует исторический центр, гарантированно привлекают туристов.


Значительная часть этого издания посвящена защите исторической части города – квартальной застройке 19-го века, которая так поразила Маркуса Бини, председателя SAVE Europe’sHeritage. Вот как он описывает самарские кварталы, побывав в городе в 2008 году: «Приезжая в Самару, испытываешь глубокое волнение, открывая для себя большой город, о котором на Западе мало кто слышал. Город богат не только пышными зданиями музеев и театров, но и живописной рядовой архитектурой с потрясающей деревянной застройкой. Но сегодня и улицам исторического центра, и зеленым пригородам угрожает настоящее цунами уничтожения, такое же разрушительное, как массовые бомбардировки европейских городов во время Второй мировой войны. (…)


Первый осмотр города убеждает в том,что самая большая опасность нависла над традиционной деревянной архитектурой Самары. Ажурный орнамент окон, дверей, карнизов фронтонов особенно богат в сравнении с образцами западноевропейского деревянного зодчества. Трагедия состоит в том, что почти все такие дома полностью заброшены… Жизненно важно продемонстрировать, что эти характерные для Самары дома могут стать привлекательным современным и удобным жильем. (…)

Показательным примером таких зданий может послужить Сан-Франциско. Около 48 000 деревянных домов было построено там за 65 лет, прошедших от Золотой Лихорадки 1849 года до землетрясения 1906 года. Тысячи подобных домов были спасены от сноса в 1960-е благодаря активности местных жителей. Их покрасили в традиционные цвета и новые цветовые гаммы, предложенные художниками. Теперь они являются одной из ведущих туристических достопримечательностей города».

Публикация «Самара: Наследие под угрозой» была замечена в мировом сообществе, а одним из результатов ее появления стало сохранение фабрики-кухни, памятника советского авангарда.


Следующим шагом Виталия Стадникова в деле сохранения самарской исторической среды стала разработка в союзе с архитекторами именитого московского бюро «Остоженка» инновационной методики бесконфликтной реконструкции исторического городского квартала (авторы проекта: Александр Скокан, Андрей Гнездилов, Виталий Стадников, Михаил Скороход).


Самарская сетка регулярных кварталов возникла по екатерининскому указу в 18-м веке. Городской квартал делился на отдельные участки (парцеллы, межи). Эта структура идеально соответствовала росту и уплотнению застройки, вызванных развитием рыночных отношений и ростом населения, однако изменения 1917-го нарушили естественное развитие города.


По мнению авторов проекта после отмены частной собственности «фактически перестает существовать планировочная сетка домовладений, начинается распад внутриквартальной структуры и жилой среды. Происходит не только стихийное замещение частных пространств общественными, но и размывание границ личной ответственности каждого отдельного горожанина». Очевидно, что стихийная застройка исторических кварталов с нарушением естественных кодов среды ведет к вымиранию исторического центра.


Основная идея проекта – поддержание благополучного состояния городской среды возможно силами самих горожан в союзе с инвесторами при сохранении естественной парцелляции кварталов -- того, что мы называем «самарскими двориками», и узаконивании прав частной собственности, позволяющей реализовывать интересы домовладельцев с опорой на соседское право.

Именно эти принципы положены в основу устойчивого развития исторических центров городов во всем мире. Оно же существовало в России в дореволюционное время. Соблюдение этих правил плюс регламентация плотности застройки приведет к сохранению органичного масштаба застройки и естественному обновлению среды. Это и есть метод бесконфликтной реконструкции.


Очевидно, что любая городская территория – зона потенциального конфликта: жителей, инвесторов и власти, когда каждая из сторон решает собственные задачи. Особенно эта ситуация обостряется в зоне существующей застройки, требующей реконструкции и тем более обладающей исторической ценностью. Существуют устойчивые стереотипы в отношении инвестирования в подобные территории: требуются серьезные капиталовложения, необходимо вырабатывать сложные решения без опоры на очевидные алгоритмы, при инвестировании невозможно получить быструю прибыль, не отработаны сами механизмы получения такой прибыли, возникают противоречия при применении существующих нормативов, жители считаются деклассированным элементом, серьезно обременяющим застройщика.


Поэтому застройщику, привыкшему получать сверхприбыли, гораздо проще отселить жителей, а на месте снесенной исторической среды возвести небоскребы и типовые секционные дома, благодаря чьей-то, видимо, шутке, названные элитным жильем.


Однако, исследование, выполненное в «Остоженке», демонстрирует, что застройка исторических кварталов по принципам микрорайона неэффективна с точки зрения получения квадратных метров: мировой опыт показывает, что более плотная застройка средней этажности позволяет получить 40 000 м2 на га против 25 000 м2 при высотной застройке.


Кроме того типовая застройка высотными домами создает массу проблем – дегуманизированную среду, лишенную зелени, пространства для естественного существования детей, перенасыщенную неорганизованными автостоянками, обремененную хозяйственными конфликтами, лишенную признаков городской жизни. В сущности, это маргинальный, устаревший тип среды.



«Брандмауэрное межевание», т.е. независимое существование домовладения внутри противопожарных стен позволяет решать все эти проблемы благодаря четко определенным зонам ответственности, небольшому масштабу, сохранению исторических кодов, независимому развитию каждой территории.


Наш опыт общения с жителями исторических кварталов показывает, что есть люди, готовые небольшими средствами и собственными силами заниматься реконструкцией среды и поддерживать памятники и просто ценную на их взгляд среду в должном состоянии. Более того, такая самодеятельная активность заражает соседей, начинается цепная реакция обновления среды.


По мнению этих активных горожан, юридическая амнистия, сделав людей собственниками земли и избавив их от унизительных и непродуктивных попыток узаконить столь естественные в таком типе жилья перепланировки, позволят этой среде развиваться в ключе устойчивого развития.


Таким образом в результате предложенного метода реконструкции выигрывают все стороны потенциального конфликта, в результате чего город сохраняет свой статус, облик, качество городской жизни. Инвесторы получают способ создавать более плотную городскую среду, туристы имеют мотив для визитов, горожане получают разнообразную, комфортную среду с развитой городской инфраструктурой, с яркими признаками городского центра.

Город находится в непрерывном развитии. Различные факторы развития - изменение численности населения, размеров и интенсивности использования освоенных территорий - вступают в противоречие со стабильной, искусственно созданной материальной средой. Этот постоянно действующий, исторически обусловленный, объективный и целенаправленный процесс обобщенно называется реконструкцией города.

Реконструкция городов, сохранивших ценное историческое и культурное наследие, в том числе и целые участки исторически сложившейся среды, осуществляется на основе самостоятельных методик, преследующих разные цели и выполняющих разнохарактерные задачи.

Различия в применении реконструктивных методик зависят от проблем отдельных функционально-планировочных частей города - центра города, жилой застройки различных зон города, производственных зон. Наиболее часто реконструктивные мероприятия касаются центральных зон города и объектов, размещенных на их территории.

Процесс реконструкции городской среды и её частей в настоящее время может включать несколько этапов, которые могут использоваться комплексно, а также могут существовать по отдельности в зависимости от проблем той или иной территории. Это реставрация, регенерация, реабилитация, ревалоризация, благоустройство и даже новое строительство . Несмотря на разные подходы к сохранению среды все эти виды мероприятий относятся к реконструктивным процессам.

Реставрация - сохранение или восстановление в первоначальном виде отдельного здания или его частей, группы зданий или района города в целом, представляющих большую архитектурную, культурную ценность . Как правило, это комплекс мероприятий, направленных на сохранение памятников истории, архитектуры и культуры разного значения. Например, в Праге сохранилось свыше 2000 памятников архитектуры, истории и культуры, а служба их охраны и реставрации - одна из лучших в Европе. Процесс реставрации не меняет назначение зданий, направлен на максимально точное соответствие результата реставрации с начальными условиями.

Примеры этого вида реконструкции многочисленны: это особенные здания и комплексы в исторических центрах городов мира и в столицах государств. Как правило, эти кусочки «информационной» среды находятся под защитой государств и ЮНЕСКО - Чешский Крумлов, многочисленные комплексы в центре Праги, комплекс Московского кремля, центральная часть Санкт-Петербурга и отдельные комплексы, участки среды и т.д. Любое изменение первоначального облика такого «законсервированного для последующих поколений» объекта способно изменить его информационную суть. Центр Дрездена (Германия) до последнего времени находился под защитой ЮНЕСКО. Однако необходимость постройки нового моста через р. Эльбу, было воспринято как искажение уникальной исторической среды. В результате длительных слушаний объект потерял свой статус.

Регенерация - «оживление» зданий в новой функции, когда использование первоначального назначения здания или участка среды под затруднено . Примерами могут служить: приспособления двух старых церквей в Калининграде под концертный зал и детский театр при сохранении их внешнего исторического облика, приспособление здания Биржи в Санкт-Петербурге под музей. Удачным примером является и организация пешеходной прогулочной зоны High Line Park на месте исторически сложившейся надземной железнодорожной сети в Нью-Йорке. Парк стал не только излюбленным местом досуга горожан, но и своим возрождением инициировал социальную трансформацию некогда деградирующего района.

Ревалоризация - программа реставрационной перестройки всего района исторического центра или другой части города (например, микрорайона или жилого квартала), «оживление» его архитектурных, композиционных, а также эксплуатационных ценностей . Примерами такого приёма реконструкции могут стать созданные в последние десятилетия многочисленные пешеходные улицы и зоны в центрах городов: Oxford street в Лондоне, Superkillen в Копенгагене, Каламазо Молл в Мичигане, ул. Большая Покровка в Нижнем Новгороде, ул. Баумана в Казани, Столешников переулок, Рождественка-Кузнецкий мост, Б. Никитская и Пятницкая в Москве, ул. Московская в Пензе, а также исторический квартал №139 в Иркутске, созданный как музей среды с деревянными постройками.

Этот прием довольно пластичный, т.к. не связан с сохранением памятников архитектуры. Новый социальный запрос способен изменить концепцию реконструкции . К примеру, одна из первых пешеходных улиц в США Каламазо Молл (Kalamazoo Moll) в штате Мичиган (арх. В. Грюн) была торжественно открыта в 1959 году. В финансировании её строительства принимали участие все жители города. Улица в процессе перестройки получила замечательные элементы благоустройства. Однако, в 1998 году на основной части улицы торжественно вновь было открыто транспортное движение. Причиной такой переоценки среды стал дефицит парковочных мест.

Реабилитация - комплекс мер социального, правового, санитарного и архитектурного характера, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций или процессов .

Необходимость социальной и архитектурной реабилитации городской среды вызвана наличием в структуре города территорий с деградирующей средой. Такие территории, располагаясь в центре города, в зонах жилой застройки первого периода массового освоения, на периферии городов, в зонах индивидуальной застройки с большим физическим износом, сдерживают процессы градорегулирования в целом.

Причинами деградации жилой среды могут быть:

  • - отсутствие средств и возможностей для полной единовременной реконструкции;
  • - отсутствие принципов и подходов к реконструкции с учетом углубления социально-имущественной дифференциации городского населения;
  • - невозможность осуществления муниципальных программ реконструкции из-за противодействия обитателей жилых образований;
  • - недостаточность традиционных инженерно-технических, экономико-градостроительных и композиционно-художественных подходов к реконструкции жилой среды.

Для города Пензы локализация зон с существующей деградирующей застройкой совпадает с размещением так называемых «неудобных» для застройки территорий, характеризующихся большими уклонами (невозможно, или дорого организовывать строительную деятельность), пересеченным рельефом (как правило, с наличием ручьев и высоким уровнем грунтовых вод), режимом подтопления или затопления .

Естественно, для реконструкции таких территорий требуются мощные инвестиции и для строительной деятельности, и для временного или постоянного отселения обитателей этой среды.

Особенности застройки и состояния деградирующей среды в г. Пензе :

  • - одно и двухэтажная застройка преимущественно односемейными домами либо многоквартирными домами с вынесенными во двор жилыми функциями хранения;
  • - спонтанная нерегулярная планировочная структура, что связано с особенностями рельефа и с постепенным развитием транспортного обслуживания по мгновенным запросам и возникающим потребностями проживающего населения;
  • - отсутствие визуальных ориентиров для навигации;
  • - крепкие соседские отношения.

Единой методики реконструкции исторической застройки не существует, но повсеместно реконструктивные действия осуществляются на основе следующих принципов:

  • - основным объектом реконструкции становится не отдельное здание или ансамбль зданий, а участок городской среды, который рассматривается как целостная и непрерывная городская ткань. Иными словами, в центре внимания находится не экстерьер сооружения, а интерьер города;
  • - необходимо изучение влияния сложившегося исторического плана на современное состояние планировки города;
  • - развиваются и всемерно используются традиции места, его функциональные и архитектурные особенности;
  • - в случае необходимости вводятся ограничения движения наземного транспорта.

Любой новый объект, возникающий внутри уже сложившейся среды, является элементом реконструкции ткани этой среды. Он должен вписаться в среду и сосуществовать в старом архитектурном окружении, не вызывая у людей эмоционального отторжения. Для этой цели существуют четыре принципа «вживления» нового объекта строительства в исторически сложившуюся среду: скрытая реконструкция; стилевая имитация; контрастное решение; «хирургическое» вмешательство .

Для обновления застройки, её приспособления к требованиям современной жизни без разрушения сложившейся среды и традиционного облика, используется метод скрытой реконструкции. Затрагиваются в основном внутренние, промежуточные, неструктурные городские пространства (дворовые территории, тупики, пустыри и т.п.), находящиеся вне поля восприятия и функциональной активности людей при этом сложившиеся элементы городской структуры при этом не меняют своего привычного облика .

Существуют два принципиально отличных вида применения скрытой реконструкции:

  • 1 - реконструируемый объект входит в структурный каркас центральной части города;
  • 2 - реконструируемый объект находится в зоне влияния этого каркаса, но не входит в его состав, формирует «тканевые», преимущественно жилые образования, изолированные от активно посещаемой зоны городского ядра.

Цель реконструкции в первом случае - создание насыщенной, разнообразной городской среды, рассчитанной на массовые потоки людей и проницаемую во всех направлениях. При этом использование старой жилой застройки в прежней функции может оказаться невозможным. Примером может служить функциональная трансформация всей застройки района, произошедшая в результате реконструкции улицы Старый Арбат в г. Москве, организации Новой площади в г. Пензе.

Традиционный метод реконструкции характерен для второго случая, когда применяются разуплотнение, санирование (обеспечение необходимых нормативов инсоляции, озеленения, обслуживания). Термин «санирование» часто заменяется в последнее время другим понятием, подразумевающим ревалоризацию среды.

Для восстановления фасадной части исторической застройки используют принцип стилевой имитации - подражание особенностям старой застройки. Практика строительства новых зданий по принципу стилевой имитации имеет много примеров удачной встройки зданий в ряд исторической застройки без нарушения привычного архитектурно-художественного облика улицы (например, застройка улиц Муфтар в Париже, Ленинградской в Самаре).

Метод аппликации - разновидность предыдущего принципа и означает способ наложения на старую застройку элементов новой архитектуры, что не нарушает общий характер и масштаб фасадов, но меняются средства и язык оформления на современные.

Наиболее сильное впечатление оказывают новые объекты, выполненные по принципу контраста по отношению к окружающей знакомой и эстетически привычной архитектурной среде. Примеров такого решения довольно много. Это и Центр им. Ж. Помпиду по соседству с Лувром в Париже, и Центр искусств в Чикаго, высотное здание на фоне исторической застройки на улице Дорога садов в Сингапуре.

Контрастные решения имеют и неудачное воплощение. Примером может служить застройка Нового Арбата огромными домами рядом с маленькой церковью в г. Москве, в результате чего нарушенным оказался и подход к среде, и к масштабу и архитектурному ландшафту города. Здесь применен принцип «хирургического» вмешательства.

В настоящее время задачи обновления городской среды решаются в соответствии с существующей законодательной базой, состоянием среды и возможностями общества. Следует учитывать, что любые реконструктивные мероприятия предполагают длительность воплощения, требуют мощной инвестиционной поддержки и участия городских властей в разработке программ обновления среды.

Библиографический список

реконструкция архитектурный застройка

  • 1. Волкова Т.Ф. Реабилитация городской жилой среды. Социально-градостроительный аспект: учеб. пособие [Текст] / Т.Ф. Волкова. - Пенза: ПГУАС, 2014. - 116 с.
  • 2. Шепелев Н.П., Шумилов М.С. Реконструкция городской застройки: учеб. для строит. спец. вузов [Текст]/ Шепелев Н.П. - М.: Васш.шк., 2000. - 271 с.
  • 3. Хасиева, С.А. Архитектура городской среды [Текст]: учебник для вузов / С.А. Хасиева. - М.: Стройиздат, 2001. - 200 с.
  • 4. Смоляр, И.М. Градостроительное право. Теоретические основы [Текст] / И.М. Смоляр. - М.: УРСС, 2000. - 172 с.
  • 5. Круусвал, Ю. О путях повышения социальной эффективности жилой среды [Текст] / Ю. Круусвал, М. Хейдметс // Воспроизводственные процессы города/ под ред. М. Павельсона, К. Катус. - Таллин: Валгус, 1986. - С.132-150.
  • 6. Волкова Т.Ф. Реабилитация деградирующей жилой среды [Текст] / Т.Ф. Волкова // В сб. статей «Теория и практика средового дизайна». - Пенза: «Приволжский Дом знаний», 2008. - С. 38-40.
  • 7. Волкова Т.Ф. Дифференциация современного жилья и жилой среды крупного города // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. http://web.snauka.ru/issues/2015/“>URL:http://web.snauka.ru/issues/2015/03/50458.
Реконструкция застройки
исторического центра города

В зависимости от архитектурно-художественной и культурно-исторической ценности объекта выделяется три территориальные зоны

реконструкции:
1. Заповедные территории, на которых допустимы
только восстановление и консервация исторической
застройки (замена функций за старыми фасадами);
2. Территории на которых возможно применение в
определенных пределах архитектурного,
стилистического и масштабного контраста;
3. Территории, для которых возможен свободный
поиск архитектурных решений, соединяющих старые
и новые элементы в любых друг для друга сочетаниях.

Заповедные территории, на
которых допустимы только
восстановление и консервация
исторической застройки

Проекты по реконструкции застройки исторического городского центра должны предполагать: 1. Развитие и всемерное использование

традиций места,
его функциональных и архитектурных особенностей;
2. Соблюдение существующих линий застройки;
3. Строгое регулирование этажности;
4. Поддержка архитектурно-стилевых особенностей
среды, имеющих архитектурно-художественную
историческую ценность;
5. Реставрация памятников, восстановление утраченных
элементов исторической среды, имеющих особое
архитектурное или историко-культурное значение;
6.Специальные мероприятия по ограничению
наземного транспорта в тех случаях, когда он вступает в
противоречие с исторически сложившейся планировочной
структурой.

Задачи освоения территории общественного центра

1.
2.
3.
4.
Выбор рациональных приемов архитектурнопланировочной организации общественных
центров;
Возможность кооперирования отдельных
учреждений в комплексы;
Обеспечение необходимых условий естественного
освещения, инсоляции, аэрации;
Организация транспортных систем и пешеходных
пространств, соответствующих размерам движения
в зонах общественного центра

Принципы реконструкции

Скрытая реконструкция
Выборочная реконструкция
Комплексная реконструкция

Метод «скрытой реконструкции» - это функционально-планировочная реконструкция пространств, находящихся вне поля восприятия и

функциональной активности людей,
наполняющих городской центр (дворовые
территории, пустыри пр.)

Приемы скрытой реконструкции: - расширение объемов центральных функций за счет вытеснения «нецентральных функций», т.е.

происходит
изменение функционального
зонирования территории без
существенного преобразования
объемно-планировочных
параметров застройки;
- оргзанизация «специфичного
жилья»;

Методы реконструкции исторически сложившейся среды зависят от положения объекта в системе структурно-функциональной организации

центральной части города.

пределах территории, где локализуются
активные функции общегородского
центра, т.е. входит в структурный каркас
города
Цель реконструкции – создать
насыщенную городскую среду,
рассчитанную на массовые потоки
посетителей, разнообразную и
проницаемую во всех направлениях
Реконструируемый объект находится в
зоне влияния структурного каркаса, но
не входит в его состав, т.е.
принадлежит центру только в
географическом, но не в
функциональном отношении, и
формирует «тканевые», по
преимуществу относительно
изолированные жилые образования
Цель реконструкции – разуплотнение,
санация, обеспечение необходимых
норм инсоляции, озеленения,
обслуживания

Подход к реконструкции застройки в зависимости от ее размещения в области каркаса (интенсификация) или ткани (разуплотнение) А

– старые кварталы
Б – компактные блоки нежилого
назначения
В – благоустроенные жилые кварталы

Пример интенсификации: цель – создание насыщенной, разнообразной городской среды, рассчитанной на массовые потоки посетителей

Пример разуплотнения:
цель – обеспечение
необходимых санитарногигиенических нормативов по
инсоляции, аэрации,
озеленению

Приемы реконструкции исторической застройки: 1. Интенсификация городского пространства 2. Поддержка исторически сложившейся

планировочной структуры и характеристик
застройки
3. Создание пространственного разнообразия и
соразмерности человеку за счет системы
проникающих пешеходных пространств

Приемы интенсификации

1) использование внутриквартальных и дворовых
территорий, прилегающих к зоне наивысшей
активности, для размещения нового строительства,
устройства дополнительных проходов, подъездов и
т.д. (уплотнение);
2) широкое использование крыш, платформ,
подземных этажей для городских нужд
(искусственные уровни);
3) пространственное совмещение различных
городских функций за счет их дифференциации по
вертикали (вертикальное зонирование).

Приемы поддержания исторически сложившейся планировочной структуры характеристик формирующей ее застройки

1) Традиционный контур - строгое соблюдение периметра
застройки кварталов;
2) Масштабная расчлененность застройки разнообразные и в необходимых случаях достаточно
мелкие членения застройки, воспроизводящие масштабный
строй и объемно-планировочные стереотипы исторической
среды, в том числе воспроизведение традиционных
приемов планировочной организации внутриквартальных
пространств по типу двора;
3) Пластичный силуэт - наклонные кровли и детали
завершения фасадов;
4) Пластичная стена богатая объемная пластика и
деталировка фасадов;
5) Имитация подражание стилевым особенностям старой
застройки в новой архитектуре;
6) Аппликация наложение на старую застройку элементов
новой архитектуры.

Приемы пространственного разнообразия и соразмерности человеку за счет системы проникающих пешеходных пространств

1) пешеходные проходы (пассажи);
2) крытые пешеходные галереи в новых и существующих
домах (аркады);
3) рекреационные и накопительные пространства,
площадки, скверы, совмещенные с системой пешеходных
связей.