Откуда фраза «По щучьему велению»? Сакральные знания в сказке "по щучьему веленью". Емеля. По щучьему велению
Иван-дурак и щука
По щучьму велению, по моему хотению — выражение из русской народной сказки «По щучьему веленью».Фразеологизм означает сделать что-то, добиться чего-то без труда, без усилий, в один миг, сразу
Сказка «По щучьему велению» была опубликована в трёх вариантах в 1855-1863 годах в трехтомном издании русских народных сказок, собранных историком, искусствоведом, исследователем фольклора русского народа Александром Николаевичем Афанасьевым (1826-1871)
—
Первый вариант, переписанный Афанасьевым с лубочного издания, начинался так:
"В некоторой было деревне: жил мужик, и у него было три сына, два было умных, а третий дурак, которого звали Емельяном. И как жил их отец долгое время, то и пришёл в глубокую старость, призвал к себе сыновьёв и говорил им:
- Любезные дети! Я чувствую, что вам со мною недолго жить; оставляю вам дом и скотину, которые вы разделите на части ровно; также оставляю вам денег на каждого по сту рублёв.
После того вскоре отец их умер, и дети, похороня его честно, жили благополучно. Потом вздумали Емельяновы братья ехать в город торговать на те триста рублёв, которые им отказаны были их отцом, и говорили они дураку Емельяну:
- Послушай, дурак, мы поедем в город, возьмём с собой и твои сто рублёв, а когда выторгуем, то барыш пополам, и купим тебе красный кафтан, красную шапку и красные сапоги. А ты останься дома; ежели что тебя заставят сделать наши жены, а твои невестки (ибо они были женаты), то ты сделай.
Дурак, желая получить обещанные красный кафтан, красную шапку и красные сапоги, отвечал братьям, что он будет делать всё, что его заставят. После того братья его поехали в город, а дурак остался дома и жил с своими невестками.
Потом спустя несколько времени в один день, когда было зимнее время и был жестокий мороз, тогда говорили ему невестки, чтоб он сходил за водою. Но дурак, лежа на печи, сказал:
- Да, а вы-то что?"
—
Второй, записанный в Новгородской губернии — так:
"Жили три брата, два-то умных, а третий дурак; умные братья поехали в нижние города товаров закупать и говорят дураку:
- Ну смотри, дурак, слушай наших жён и почитай так, как родных матерей; мы тебе купим сапоги красные, и кафтан красный, и рубашку красную.
Дурак сказал им:
- Ладно, буду почитать.
Они отдали дураку приказание, а сами поехали в нижние города; а дурак лёг на печь и лежит"
—
Начало третьего:
"Жил-был бедный мужичок; сколько он ни трудился, сколько ни работал - все нет ничего! «Эх, - думает сам с собой, - доля моя горькая! Все дни за хозяйством убиваюсь, а того и смотри - придётся с голоду помирать; а вот сосед мой всю свою жизнь на боку лежит, и что же? - хозяйство большое, барыши сами в карман плывут. Видно, я богу не угодил; стану я с утра до вечера молиться, авось господь и смилуется». Начал он богу молиться; по целым дням голодает, а всё молится. Наступил светлый праздник, ударили к заутрене. Бедный думает: «Все люди станут разгавливаться, а у меня ни куска нету! Пойду хоть воды принесу - ужо вместо щей похлебаю». Взял ведёрко, пошёл к колодцу и только закинул в воду - вдруг попалась ему в ведёрко большущая щука. Обрадовался мужик: «Вот и я с праздником! Наварю ухи и всласть пообедаю». Говорит ему щука человечьим голосом:
- Отпусти меня, добрый человек, на волю; я тебя счастливым сделаю: чего душа твоя пожелает, всё у тебя будет! Только скажи: явись то-то и то-то - сейчас явится!"
—
Известна так же литературная обработка сказки «По щучьему велению», сделанная А. Н. Толстым
"Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий - дурачок Емеля.
Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке...
Раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:
- Сходи, Емеля, за водой. А он им с печки:
- Неохота...
- Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
- Ладно
Слез Емеля с печки, взял ведра да топор и пошел на речку.
Прорубил лед, глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку:
- Вот уха будет сладка!
Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:
- Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.
А Емеля смеется:
- На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой.
Щука взмолилась опять:
- Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.
- Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.
Щука его спрашивает:
- Емеля, скажи - чего ты сейчас хочешь?
- Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась...
Щука говорит:
- Запомни: когда что тебе захочется - скажи только:
По щучьему веленью, По моему хотенью.
Емеля и говорит:
- - ступайте, ведра, сами домой...
Только сказал - ведра сами и пошли в гору"
Дорога Домой Жикаренцев Владимир Васильевич
Сказка «По щучьему велению»
Сказка «По щучьему велению»
Крылатое выражение из этой сказки? «По щучьему велению, по моему хотению…» - а дальше идёт желание, которое Емеля хочет осуществить. Емеля - дурачок, так? Значит, мы в этой сказке имеем дело с настоящим. У дурака нет ума, значит, он настоящий и близко находится к Му - Не-уму.
Далее, мы имеем здесь пару: хотение и веление. Хотение принадлежит человеку, а веление располагается, условно говоря, снаружи, вовне. Хотение находится в сердце, а веление - вел - Велес - низ - уд - Сила Жизни. Слово веление прямо указывает на Силу Жизни Велеса, на её могичность. Велес - Великий Змей является покровителем магов именно потому, что его Сила Жизни могична, она может всё.
Сама щука тоже олицетворяет Велеса, поскольку сидит под водой в кущах густой травы. Выражение «по щучьему велению» дословно означает «по велению Велесовой Силы Жизни».
Получается, чтобы осуществить свое хотение, свою волю, нужно соединить его с велением, то есть с током Силы Жизни . Иначе говоря, если соединить свою волю с Силой Жизни, ваше хотение осуществится само собой, так что даже вёдра сами будут ходить по воду.
Емеля, оказывается, вовсе не дурачок, он на самом деле сумел соединиться с Силой Жизни, а это требует очень высокого развития духа. Нужно ведь почувствовать эту Силу, соединиться с ней, поймать её ток, и тогда желания будут осуществляться сами собой. Это и есть знаменитое дзенское НЕДЕЯНИЕ. И наши предки рассказали о том, как достичь этого состояния, в народной сказке, доступной для всех. Пожалуйста, учитесь, овладевайте, соединяйте хотение и Силу Жизни, счастье в ваших руках!
А почему Емеля сидит на печи? В печи ведь огонь, так? Печь - пещера - пещь Ра - это живот, потому что в животе находится огонь Жизни. То есть Емеля, идя по жизни, опирается на живот и на огонь Жизни. И в животе же находится Сила Жизни.
Вернёмся к царствам сознания.
Выше я забежал вперёд, рассказав, что должно произойти после того, как человек встал на Путь. Но всем этим явлениям в человеке предшествует работа с собой. Какая?
Работа с собой, согласно традиции Тропы, начинается с того, что человек очищает себя от обиды - душевной боли. Как это делают на Тропе, я не знаю, в своих книгах я предлагаю собственные методы. Когда обида вычищена, наступает душевный Покой, но в нём ещё нет Силы. Сила берётся из нижнего центра Любви - Серебряного царства, которым правит Дева Боль, она же Жива. Освобождённая от боли Жива даёт Покою Силу. Опять же интересующихся, как проживать и отпускать боль, я отсылаю к своим книгам.
Обратите внимание, что в этом царстве живёт также боль от разделённости полов. Телесная любовь в течение последних почти четырёх веков рассматривается как нечто грязное, постыдное и греховное, поэтому боли накопилось в человеке очень много, ведь каждый современный человек собрал в себе всю боль своих предков, которым запретили любить.
И что с этой болью делать? То же самое: проживать. Проживая её, я написал книги из серии «Мужчина и Женщина», в которых описываю суть и строение мужского и женского начал. Чем больше вы будете её проживать и отпускать, тем больше вы откроете себя для любви. Границы растворятся, и Сила возвратится к вам.
Когда человек обрёл Покой и Силу, он успокаивается и это может стать для него ловушкой, как это происходит с множеством людей, которые обрели, например, материальное и социальное благополучие или получили какие-то Силы в своё распоряжение: они засыпают - Силы их берут.
Но рано или поздно такой покой взрывается. Почему? Потому что целью любого человека является превращение в Любовь, обретение Мудрости. Именно поэтому Иван-царевич не задерживается ни в Медном царстве, ни в Серебряном царстве, а идёт дальше, в Золотое царство. Баба-яга наставляет его идти дальше.
Прервёмся.
Из книги Между тигром и драконом автора Прохожий БубаНовотитаровская сказка Детские щёчки надулись, и… вырвался весёлый хоровод переливающихся на весеннем солнце мыльных пузырей. Тёплый майский ветерок, наполненный ароматом цветущих садов, подхватил и понес их ввысь. Переливаясь всеми цветами радуги, и обгоняя друг
Из книги Откровение автора Климов Григорий ПетровичАРАБСКАЯ СКАЗКА Едет в московском метро человек и ругается: "Эх, мать твою перемать!". Ему говорят: "Гражданин, не матюгайтесь, ведь тут женщины, дети!". Человек помолчал немножко, а потом опять: "Эх, мать твою перемать!".Тогда вызывают милиционера. Человек поманил милиционера
Из книги Миф Атлантиды автора Из книги Легенды Азии (сборник) автора Рерих Николай КонстантиновичДетская сказка В очень известном и большом городе жил старый царь, вдовец. У царя была дочь, невеста. Царевна далеко славилась и лицом и умом, и потому многие весьма хорошие люди желали сосватать ее. Среди этих женихов были и князья, воеводы и гости торговые, и ловкие
Из книги Агни Йога. Священные знаки (сборник) автора Рерих Елена Ивановна Из книги Техника исполнения желаний автора Санлайт ЭлинайяСказка о Ние – Что, снова о драконах?!– Не совсем. О драконихе.– И опять сказка?– А вдруг это быль?..Это - просто сказка. Сказка о волшебном драконе, живущем на берегу тихого океана.Почему тихого? Да потому, что берег здесь тихий, и редко кто заходит сюда. И с давних-давних
Из книги Глаз добрый автора Рерих Николай КонстантиновичСказка о девушке Жила-была одна девушка. В детстве она очень любила танцевать, танцы были ее радостью и способом выражения себя. Она ходила в танцевальную школу, но, повзрослев, устроилась на престижную работу, и танцы пришлось оставить до лучших времен.Да, это была
Из книги Знак эры (сборник) автора Рерих Николай КонстантиновичДетская сказка В очень известном и большом городе жил старый царь, вдовец. У царя была дочь, невеста. Царевна далеко славилась и лицом и умом, и потому многие весьма хорошие люди желали сосватать ее. Среди этих женихов были и князья, воеводы и гости торговые, и ловкие
Из книги О Вечном… автора Рерих Николай КонстантиновичДетская сказка В очень известном и большом городе жил старый царь, вдовец. У царя была дочь, невеста. Царевна далеко славилась и лицом и умом, и потому многие весьма хорошие люди желали сосватать ее. Среди этих женихов были и князья, воеводы и гости торговые, и ловкие
Из книги Конца света не было и не будет автора Гусев Анатолий ИвановичДетская сказка В очень известном и большом городе жил старый царь, вдовец. У царя была дочь, невеста. Царевна далеко славилась и лицом и умом, и потому многие весьма хорошие люди желали сосватать ее. Среди этих женихов были и князья, воеводы, и гости торговые, и ловкие
Из книги Небесный Свет автора Климкевич Светлана ТитовнаГулливеры - не сказка Известный историк древнего Рима, Флавий, утверждает в своих трудах, что гиганты жили еще в XIII веке до н. э. при царе Джошуа: «Тела их огромны, лица отличались от обычных человеческих настолько, что видеть их было удивительно, а слышать, как они говорят,
Из книги Знаки судьбы и искусство жизни автора Шереметева Галина БорисовнаСказка Детям 427 = Гор – воплощение Вечно Скрытого Отца = «Откровения» – как Новый Отцовский Свет = Силы хранятся в безусловной любви = Создать Священный Союз Земли и Звёзд = «Числовые коды». Книга 2. Крайон Иерархия «Гравитационное поле Планеты намного сильней магнитного
Из книги Последняя теория всего автора Сафиуллин Рустем ФандасовичСказка – ложь, да в ней намек В жизни каждого человека бывают минуты, когда кажется, что больше от жизни ждать нечего, все уже было пережито в прошлом и теперь следует только крепиться, терпеть и доживать остаток своих лет. Тогда многие говорят: «Так у всех!» и этим пытаются
Из книги Криптограммы Востока (сборник) автора Рерих Елена ИвановнаСказка об исполнении желаний Предисловие Исполнение желаний – не это ли мечта каждого? Множество сказок существует у разных народов на тему осуществления желаний. Могущественные джины, добрые феи, волшебники и сказочные животные исполняли мечты и капризы
Из книги Как сны и почерк помогут исправить ошибки прошлого автора Энтис ДжекКосмогоническая сказка Космогоническая индусская сказка сообщает: жило ужасное чудовище, пожиравшее людей.Однажды чудовище преследовало намеченную жертву. Человек, спасаясь, нырнул в озеро. Чудовище прыгнуло за ним. Ища спасения, пловец скакнул на спину чудовища и
Из книги автораГлава 16 Сказка о путнике Все мы путники… и – «нам всегда чего-то не хватает…»– Интересно, а кто подходит нашей главной героине АЛИСЕ?На кого она может влиять?Кто может её наполнить радостью?– Для того, чтобы узнать, кто ей подходит, необходимо сначала ОПРЕДЕЛИТЬ, чего в
Методическая разработка
Сценарий сказки «По щучьему велению, по моему хотению»
(Драматизация. Для подготовительной группы д\с)
руководитель театральной студии «Занавес»
при ЧОУ ДО и ДО «Школа разговорных
языков» г. Санкт-Петербург
Театральная деятельность- это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе
и находит свое отражение стихийно, потому, что связана с игрой. Всякую свою выдумку или впечатление от окружающей жизни ребенку хочется
воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая при этом огромное эмоциональное удовольствие.
Театральная деятельность помогает развить интересы и способности ребен-ка, способствует общему развитию; проявлению любознательности, стремле-нию к познанию нового, развивает ассоциативное мышление, настойчивость. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка, способность к импровизации. Частые выступления перед зрителями способ-ствуют реализации творческих сил и духовных потребностей, раскрепоще-нию и повышению самооценки. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка.Выполнение игровых зада-
ний в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Постановка театрализованного представления включает в себя большую предварительную работу по следующим напрвлениям:
1. Художественная литература- чтение детям сказки «По щучьему веле -нию» , обсуждение действий персонажей, определение характеров героев.
Обыгрывание сказки на фланелеграфе, распределение ролей в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
2. Музыка- прослушивание аудиозаписей русских народных песен, разучи -вание песен о зиме, постановка народного танца и танца скоморохов, танца стражников, танца Емели и царевны.
3. Сценическое движение- развивать навыки действий с предметами, учить запоминать позы героев и образно передавать их. Этюды «Глубокий снег». «Тонкий лед».
4. Культура и техника речи - развивать речевое дыхание, четкую дикцию, разнообразную интонацию, связную речь. Выполнение артикуляционных упражнений.
5. Труд - изготовление атрибутов и декораций к сказке.
6. Работа с родителями - приобретение или пошив костюмов, подбор недостающих элементов к костюмам.
7. Сюрпризный момент - подготовка подарков детям. Подарки вручаются после спектакля.
Сценарий сказки:
Действующие лица:
1. Емеля 7. Жена среднего брата
2. Царь 8. Скоморохи (3)
3. Марья -царевна 9. Офицер
4. Старший брат 10. Девушки-крестьянки (2)
5. Средний брат 11. Щука
6. Жена старшего брата 12. Стражники (2)
Оборудование и декорации:
Декорации избы, двух царских дворцов, речки и проруби. Два легких ведерка с привязанной к ним леской. Ветки деревьев, связанные между собой и тоже соединенные с леской. Бутафорская печь, посуда.
Дети входят в зал и занимают места согласно роли. На середину сцены выбегают Скоморохи.
Танец Скоморохов под песню Коробейники»
Скоморох 1: Посмотрите, чудеса! Публика вновь к нам пришла!
Значит, праздник настает, сказка нас к себе зовет!
Что же, будем начинать, пора сказку показать!
Скоморох 2: В стародавние века, в королевстве дальнем
Жила бедная семья в доме захудалом.
Скоморох 3: Братья старшие трудились ну, а младший, Емельян
Целый день лежал на печке, никаких забот не знал!
(Скоморохи убегают, братья подходят к печке, на которой лежит Емеля)
Ст. брат: Эх, Емеля, все лежишь?
Мух считаешь, крепко спишь,
А работать когда будешь?
Вкусно кушать ведь ты любишь!
Ср. брат: Да, братишка, ты лентяй! Ох, получишь нагоняй!
Сколько лет уже лежишь, счастье ведь свое проспишь!
Ст. брат: Мы уходим на базар, купим нужный нам товар.
На, а ты с печи вставай, женам нашим помогай!
(Братья под музыку «коробейники уходят. Выбегает Скоморох)
Скоморох 1: Только братья за порог, жены сразу руки в бок,
С печи молодца подняли и задание сказали. (У б е г а е т)
Жена 1: В руки ведра ты возьми, за водой к реке иди,
Да быстрее возвращайся, чтоб сварить успели щи!
Жена 2: Как же, будет он бежать! Ему только бы поспать.
Крепко ведра ты держи, в проруби не утопи!
Емеля: Неохота мне идти, ведь устану я в пути.
(Жены выталкивают Емелю из избы, он идет тихонько к реке.Выбегает Скоморох)
Скоморох 2: Вот Емеля в путь пустился, ведра нес, не торопился. (Убегает)
Емеля: (подходит к реке и заглядывает в прорубь)
Да, а прорубь глубока, не упасть бы мне туда.
Ох, и трудная работа, обливаюсь уже потом.
Ну, водица, набирайся, через край не проливайся.
(ведро застревает в проруби)
Это что за ерунда, ни туда, и ни сюда!
Будто держит кто ведро, что же там произошло?
Надо мне ведро поднять и загадку разгадать!
(Вытягивает ведро, а к нему прицепилась щука)
Ой, да это просто диво! Щука! Как она красива!
Я отдам тебя невесткам, сварят мне они ухи,
Сытым буду я дня три!
Щука: Ах, Емеля, не губи! Все, что хочешь ты проси.
Емеля: Вот так щука! Ну дела! Ладно, покажи сперва ты умения свои,
Но, смотри, не обмани!
Щука: Что бы ты сейчас хотел?
Говори, ну, будь же смел!
Емеля: В ведра я воды набрал, капельки не расплескал.
Я хочу, чтоб ведра сами к дому дружно зашагали.
Щука: Ах, Емелюшка, мой свет, ничего же проще нет!
Ты слова запоминай, при нужде их повторяй:
« По щучьему велению, по моему хотению…»
Ступайте ведра сами до дома моего!
(Ведра тихонько тянут за леску из-за кулис и она «двигаются»)
Щука: Служить тебе была я рада, слова заветные сказала,
А теперь домой ступай, да слова не забывай!
Я должна теперь уплыть, пора деточек кормить!
(Щука исчезает, Емеля стоит в задумчивости. Выбегает Скоморох)
Скоморох 3: Емеля щуку отпустил, волшебный дар он получил.
Оглянулся, вот так диво! Ведра движутся красиво! (Убегает)
(Емеля идет за ведрами к избе)
Емеля: Эй, невестки, вот вода, просьбу выполнил сполна.
А теперь я лягу спать, буду силы восполнять.
Жена 1: Ну, Емеля, удивил! Даже воду не разлил.
Будем щи сейчас варить, надо печку растопить.
Жена 2: Как же мы растопим печку, если дров не запасли?
Лучше ты забудь про щи!
Жена 1: Эй, Емеля, просыпайся, в путь-дорогу собирайся.
Емеля: Что такое? Что опять? Не даете парню спать!
Жена 2: В доме кончились дрова, печка охладилась.
Ты, Емелюшка, вставай, да и в лес скорей шагай.
Емеля: Ну, а вы-то, что стоите? Сами в лес вы и идите,
Да дровишек нарубите.
Я хочу сейчас поспать, неохота мне вставать.
Жена1: Ну, Емелюшка, вставай, в лес быстрее ты ступай.
Емеля: Ладно, уж, уговорили!
(тихо) Вспомню щукины слова, вмиг управлюсь я тогда.
(Емеля идет в лес. Выбегает Скоморох)
Скоморох 1: Ах, как прекрасен зимний лес, полный сказочных чудес.
Вот Снежинки появились, в хороводе закружились!
Танец снежинок
Емеля: Хорошо зимой в лесу! Только что же я стою?
Ступайте дровишки из лесу к избушке!
А я следом пойду, если надо помогу.
(Ветки за леску тянут к избе. Навстречу Емеле идут две девушки, подхватывают его с двух сторон и вовлекают в танец)
Танец девушек и Емели
Девушка 1: Погляди, честной народ, это ж все наоборот.
Дрова сами едут к дому и никто их не везет.
Девушка 2: Да, Емеля, учудил, хоть народ повеселил!
Это видано ли где, чтоб дровишки шли к избе?
(Емеля отмахивается от девушек и идет домой)
Емеля: Эй, невестки, что стоите? Печку быстро затопите!
(Ложится на печь. Выбегает Скоморох)
Скоморох 2: Тут и братья воротились, поначалу удивились,
Что Емеля, лежебока, столько выполнил работы. (Убегает)
Ст. брат: Ах, ты славный наш малец,
Поумнел ты, наконец.
Скоморох 3: В это время во дворец девушки явились,
И отбив царю поклон новостью делились. (Убегает)
Девушка 1: Царь наш батюшка, дозволь повести сей разговор:
Мы сегодня увидали как ведра двигаются сами…
Девушка 2: А еще дрова из леса плавно шли, словно невеста…
Царь: Это что за чудеса? Кто посмел? Позвать сюда!
Девушка 1: То Емеля удалец, разудалый молодец.
Царь: Офицер! Ступай быстрей, разузнай все поскорей
И Емелю привези. Что стоишь? Иди! Иди!
(Офицер с 2 стражниками идет к дому Емели. Их замечают братья)
Ср. брат: Братец, глянь-ка, офицер! Подойди сюда скорей!
Ст. брат: Да, идет он неспроста! Эй, Емеля, глянь сюда!
Офицер: По поручению царя позвать Емелю мне сюда!
(Братья и их жены молча показывают на Емелю, лежащего на печи)
Емеля: Неохота мне вставать, царскую волю исполнять.
(Офицер достает саблю и подходит к Емеле)
Емеля: По щучьему велению, по моему хотению,
В пляс пускайся, офицер, взгляд потешь ты наш скорей!
Танец офицера и стражников
Офицер: Ой, Емеля, пощади! Не могу больше! Прости!
Умоляю тебя, встань, и к царю ты сам ступай!
Емеля: Ладно, я к царю пойду, хоть на дворец его взгляну.
(Идет во дворец со стражей. Царь с дочерью сидят на троне и с интересом смотрят на Емелю)
Емеля: Здравствуй, царь! Ты меня звал? Что услышать ты желал?
Царевна: Это что за паренек? Очень милый голосок!
Царь: А, Емеля! Вот те раз, Удивил ты, братец, нас!
Ну, поведай ты царю тайну светлую свою.
Емеля: Ничего я царь не знаю, признаваться не желаю.
(Смотрит на царевну)
Как зовут тебя, царевна? Знать мне нужно непременно.
Царевна: Марьюшкой меня назвали, да царевной величали.
Емеля: (Отворачивается в сторону и шепчет)
По щучьему велению, по моему хотению
Пускай царевна влюбится без памяти в меня!
Царевна: (Встает и хватается за сердце, подходит к Емеле, берет его за руку)
Танец Емели и царевны
Царевна: Вот жених мой, папа! Знайте!
Нас вы быстро обвенчайте! Я влюбилась, Боже мой!
Стану я твоей женой!
Царь: (встает, топает ногой)
Что это за чудеса? Стража! Быстро все сюда!
Гнать влюбленных со двора! Ишь, придумала!
Емелю выбрала себе в мужья!
Емеля: (отталкивая стражников)
Что же, Марьюшка,пойдем, мы себе построим дом!
По щучьему велению, по моему хотению,
Хочу дворец красивый для Марьюшки любимой!
(Идут держась за руки. Выбегают Скоморохи)
Скоморох 1: Только вымолвил Емеля те заветные слова,
Как сейчас же, пред собою он увидел купола!
(Скоморох показывает на декорацию другого дворца. Емеля и Марья заходят и садятся на троны)
Скоморох 2: Стал Емеля править царством,
Небольшим, но богатым государством!
Братьев с женами позвал и платы им он дал.
(Братья с женами идут во дворец)
Царь: (беспокойно ходит у трона)
Ох, скучаю я по Марье, по дочурочке моей…
Офицер, скажи мне честно, где Емеля тот теперь?
Офицер: А Емеля, ваша милость, правит царством небольшим
И народ доволен им!
Царь: Сейчас же я туда пойду, свою дочку навещу!
(Идет к Емеле во дворец со стражей)
Царь: Здравствуй, доченька моя, увидеть я хотел тебя.
Я же царь совсем не злой, ну, характер мой такой.
Вы меня простите, дети, я теперь совсем другой.
Емеля и Марья: Позабудем все обиды, счастье ждет нас впереди!
А заботы и печали мы оставим позади!
(Все участники выстраиваются в прямую линию на середине сцены)
Царь: Так давайте будем петь,
Финальная песня
Скоморох 3: Вот и кончился наш сказ,
Все здесь счастливы сейчас!
(Общий поклон)
Вручение подарков артистам (называется действующее лицо и имя исполнителя)
You have no rights to post comments
Сакральные знания древних славян в образах русских народных сказок. Емеля. По щучьему велению.Емеля. По щучьему велению.
Почему на печи, не на санях, например и не с избой уж вместе? Здесь сложное перемешивание смыслов получилось. Печь здесь выступает, как символ внутренней силы печища - внутреннего пространства, которое освоено, осознано, которому хозяином являешься. А почему не изба целиком? А потому, что на встречу с царём можно выйти с тем, чему сам царь. Изба же, в данном случае, есть не только внутреннее пространство, которое подвергается проверке, но и весь мир Емели, а ему на тот момент он хозяином ещё не был. Вот и решил ехать не печке и показать силу, потому что уже понимал и предчувствовал, что его ждёт. А ждёт его посвящение в царя.
Царь глядит в окно, дивится: - «Это что за чудо?» Набольший вельможа ему отвечает: - «А это Емеля на печи к тебе едет».
Царь хоть и царь, а тоже не готов к такому проявлению самости Емели, ему требуется осмыслить происходящее, что он и делает посредством разума - набольшего вельможи.
Вышел царь на крыльцо: - «Что-то, Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил». - «А зачем они под сани лезли?»
Очень показательный диалог: говорится о том, что подавлено много народу как-то, как будто не о людях. Действительного нарушителя давно бы наказали и без царя. А тут царь лично проверяет силу и умение Емели осознавать, разрушать и творить образы, в том числе и социальные. Емеля чётко показывает силу, но ещё не совсем умение: а чего они под сани лезли? Что иносказательно значит - у меня сила, и я умею её направлять на достижение своей цели, пусть прямо и жёстко, бесхитростно, но умею. Царь здесь и вообще в сказке - учитель, наставник, владеющий знанием, духовный отец. А не руководитель государства как сообщества. Хотя конечно были разные Емели…
Ещё тут прослеживается, во-первых, признание действующим царём, а во-вторых, урок управления силой.
В это время в окно на него глядела царская дочь - Марья-царевна. Емеля увидал ее в окошке и говорит потихоньку: -«По щучьему веленью, по моему хотенью - пускай царская дочь меня полюбит»… И сказал еще: - «Ступай, печь, домой»… Печь повернулась и пошла домой, зашла в избу и стала на прежнее место. Емеля опять лежит-полеживает.
Влюбить в себя Марью-царевну Емеля не мог, если бы она не любила его. Здесь в царском дворе, при посвящении, и состоялось у Емели свидание со своей внутренней женской частью - анимой. Только над этим он действительно властен, над тем чтобы дать проявиться ей. И он понял это. Пришло время обретения не только силы, но и внутренней целостности. Он понял, что для любви много не надо, надо позволение. В этом: «пусть царская дочь меня полюбит» и есть позволение самому себе любить - слово «пусть». И ещё здесь есть другой слой смысла - начало осознавания себя царём.
Заметим, что царь совершенно без возражений отпустил Емелю и не противился его отъезду на печке, так как было выполнено то, что следовало - Емеля прошёл проверку и общались они с царём не на социальном уровне, а на языке сил, потому с виду так бесцеремонно и коротко.
А у царя во дворце крик да слезы. Марья-царевна по Емеле скучает, не может жить без него, просит отца, чтобы выдал он ее за Емелю замуж. Тут царь забедовал, затужил и говорит опять набольшему вельможе. - «Ступай, приведи ко мне Емелю живого или мертвого, а то голову - с плеч сниму».
Здесь оказалось зашифрованным вот что: приходит такое время, когда учителю тоже надо учиться. Живого или мёртвого означает - либо Емелю в чувствах, либо по договору. Потому что умения у самого царя здесь не хватает, и он не знает наперёд. И царь, обучая ученика, сам сдаёт экзамен на владение искусством.
Накупил набольший вельможа вин сладких да разных закусок, поехал в ту деревню, вошел в ту избу и начал Емелю потчевать. Емеля напился, наелся, захмелел и лег спать. А вельможа положил его в повозку и повез к царю. Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами. В нее посадили Емелю и Марью-царевну, засмолили и бочку в море бросили.
Почему царь пошёл, фактически, на убийство дочери, да и Емели, хотя раньше не покушался на это? Почему в бочку в море, а не в костёр, например, или пещеру или реку? Царь через набольшего вельможу устроил Емеле ещё одну проверку - на соблазны тела и чувств. Сработало безотказно. Здесь показана обусловленность человека от тела и его потребностей. А так же показаны периоды в развитии сознания и самоосознания и перерождение после путешествия в состоянии целостности - в море чувств. Море здесь - коллективное бессознательное или же мир прообразов, Емеля - Дух забывший себя. И учитель попутно даёт Емеле урок вспоминания себя. Марья царевна - Душа, чувствующая и помнящая себя и знающая жизнь. Она не может жить без Духа. Царь - учитель, знал, что будет результатом путешествия. Здесь же ещё показан срез реальной жизни - как настоящие цари ради власти или прихоти не щадят порой и своих детей. Сказка учит видеть жизнь и несколько смыслов сразу и, принимая всё как есть, не путать одно с другим.
Долго ли, коротко ли - проснулся Емеля; видит - темно, тесно. - «Где же это я?»
А ему отвечают: - «Скучно и тошно, Емелюшка! Нас в бочку засмолили, бросили в синее море». - «А ты кто?» - «Я - Марья-царевна». Емеля говорит: - «По щучьему веленью, по моему хотенью - ветры буйные, выкатите бочку на сухой берег, на желтый песок»…
Ветры буйные подули. Море взволновалось, бочку выкинуло на сухой берег, на желтый песок. Емеля и Марья-царевна вышли из нее.
Душа помогла Духу вспомнить себя в странствии по прообразам и дала силу проснуться, желать и переродиться, обрести самостоятельность.
- «Емелюшка, где же мы будем жить? Построй какую ни на есть избушку».
- «А мне неохота»… Тут она стала его еще пуще просить, он и говорит: - «По щучьему веленью, по моему хотенью - выстройся каменный дворец с золотой крышей»… Только он сказал - появился каменный дворец с золотой крышей. Кругом - зеленый сад: цветы цветут и птицы поют.
Какую ни на есть избушку, а не дворец, - почему-то просит царевна, вроде бы, привыкшая к дворцам. Ей в целостном с Духом состоянии много не нужно для начала. Ей и так хорошо. Но была и здесь своего рода проверка на убожество, вдруг не проснётся Емеля не вспомнит какой силой и возможностью владеет и построит какую ни есть избушку а не дворец. Прошёл Емеля и этот экзамен.
Как так можно строить и где? Не иначе как мыслью в своём сознании.
Марья-царевна с Емелей вошли во дворец, сели у окошечка. - «Емелюшка, а нельзя тебе красавчиком стать?» Тут Емеля недолго думал: - «По щучьему веленью, по моему хотенью - стать мне добрым молодцем, писаным красавцем»… И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
Когда речь зашла о самости и внутреннем преображении, Емеля сразу согласился, то есть, он увидел, признал и принял Божественную красоту мира и себя, о которой ему напомнила Душа, увидел Бога в себе. Он преобразился внутренне. Очевидно, что это особое действие, может быть даже его цель, и оно завершает всю цепь преображений Емели.
А в ту пору царь ехал на охоту и видит - стоит дворец, где раньше ничего не было.
- «Это что за невежа без моего дозволения на моей земле дворец построил?»
И послал узнать-спросить: «Кто такие?»
Почему царь ехал именно на охоту, а не на рыбную ловлю или посольством куда то? Здесь отображается и обычная жизнь земных царей, но и показано пространство О-ХОТЫ, в котором живут другие цари - цари самому себе. Они живут в о-хоте, то есть делают то, что хотят. И вот, в этом мире охоты один царь безымянный (видимо потому что это символ учителя) увидел охоту другого - теперь уже тоже преображённого внутренне, полноценного царя, прошедшего все испытания Емели, и решил проверить, не невежа ли он. То есть, полноценно ли знание Емели. Невежа это по - другому говоря: не знающий каких-то правил. То есть, здесь окончательный экзамен и окончательное признание права Емели на царство. Это право должно быть засвидетельствовано другим царём.
Послы побежали, стали под окошком, спрашивают. Емеля им отвечает:
- «Просите царя ко мне в гости, я сам ему скажу». Царь приехал к нему в гости. Емеля его встречает, ведет во дворец, сажает за стол. Начинают они пировать. Царь ест, пьет и не надивится: - «Кто же ты такой, добрый молодец?» - «А помнишь дурачка Емелю - как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить? Я - тот самый Емеля. Захочу - все твое царство пожгу и разорю».
Емеля приглашает учителя лично в свой мир, чтобы тот посмотрел и оценил всё как есть. Тот приходит и оценивает. Оба сначала делают вид, что не узнают друга, а может и впрямь не узнаёт Емелю царь. Этим показывается полнота происшедших с Емелей изменений и их глубина.
И тут в последний раз Емеля проходит экзамен и показывает свою силу и то, что теперь он может справиться со всем царством. Раньше-то не мог, и не было речи об этом.
Царь сильно испугался, стал прощенья просить: - «Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня!» Устроили они пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал управлять царством.
Прощения просить - тоже сакральный внутренний акт - старый царь, воспитавший полноценного преемника - ученика, понимает, что ему можно уходить, и он очищает душу позволением и покаянием, передаёт царство молодому Емеле и уходит в огненное путешествие, знаменитый и таинственный огненный переход, который ему поможет совершить ученик. Потому Емеля и говорит, что огнём спалит, показывает, что владеет огнём, а не водой заливать грозит, к примеру.
Тут как раз «погубить царя» (образ царя хозяина - творца как стадию личной эволюции) можно было именно непринятием Емелей царства, и здесь чётко показана жизнь с её законами перехода и преемственности, велящими каждому расти и развиваться, умножать знания и умения. Быть царём на земле и хозяином.
Тут и сказке конец.
Так бесхитростная, простая с виду сказка, оказалась точным путеводителем и указателем на пути человека к самому себе, к Богу, к смыслу жизни.
Тема урока «Устойчивые выражения»
Цели урока:
- знакомство с устойчивыми выражениями;
- формирование у детей навыков сотрудничества;
- создание условий комфортности и успешности в обучении.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
– Здравствуйте! Я приехала к вам издалека, можно сказать, из-за тридевять земель , – из Москвы. Я работаю в московской школе, к вам в гости я приезжаю во второй раз. Между нашими школами такая дружба, что водой не разлить . Сегодня на уроке у нас много гостей, что яблоку негде упасть . Я волнуюсь, но надеюсь, что мы найдём с вами общий язык .
(На доске появляются данные выражения)
– Что необычного вы заметили в моей речи?
– Что это за высказывания? (Ответы детей
записываются на доске)
СЛОВА
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
ВЫРАЖЕНИЯ
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
ПОСЛОВИЦЫ
– Что означает выражение из-за тридевять
земель
?
– Что означает выражение что водой не
разлить?
–
Что означает выражение что
яблоку негде упасть?
– Как такие сочетания называют в русском языке, мы узнаем, когда напишем буквенный диктант в загадках. Я читаю загадку, а вы записываете только первую букву отгадки.
- Как назвать одним словом: слива, яблоко, груша (Фрукты)
- Она появляется после дождя и семицветная (Радуга)
- Ледяная глыба, которая плавает в море (Айсберг)
- Их у человека 32 (Зуб)
- Главный герой сказки «По щучьему велению» (Емеля)
- Зима, весна, лето (Осень)
- Царь зверей (Лев)
- Что плывёт по небу (Облако)
- В нём 12 месяцев (Год)
- Без неё нельзя пришить пуговицу (Иголка)
- Полосатая лошадь (Зебра)
- Его даёт корова (Молоко)
- Вторая буква в слове «сЫр» (Ы)
– А кто знает, что это такое?
– Кто знает, что такое фразеологизмы?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
(Фразеология – это наука о значении и
происхождении устойчивых выражений. (Фразеологизмы)
Общий смысл выражений передают не отдельные
слова, а всё выражение в целом
Употребляются в переносном значении
)
– Я хочу предложить вашему вниманию несколько фразеологизмов в картинках, а ваша задача попробовать отгадать, что это за фразеологизм.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
(Фразеологизмы в картинках: летать в облаках, лить крокодильи слёзы, взять быка за рога, водить за нос)
– Запишите в тетрадь любые два понравившихся фразеологизма. (один ученик записывает у доски)
III. Работа в парах
– Давайте поработаем в парах. Я читаю предложения, а вы, посовещавшись с товарищем по парте, выписываете из предложения только фразеологизм.
Ах, какие мастера!
Вот – топор, а вот – пила.
Всё в руках у них горит!
Раз – и дом уже стоит!Что купить: конфеты, книжки?
Вот сидят на полках мишки,
Может, взять сачок и мячик –
Он по полу быстро скачет!
Вот мышонок, вот коза –
Разбегаются глаза.Мишка сегодня шалил целый день,
Чашку разбил, столкнувшись о пень!
Мама ему говорит: «Вот так да!»
Мишке же всё –
Как с гуся вода!Ничего я не пойму:
Что? К чему? И почему?
Мыслей в голове – сто две…
Вот так каша в голове.
– Может кто-то из вас знает примеры
фразеологизмов? (Дети приводят свои примеры)
–
По своему происхождению
фразеологизмы делятся на группы.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
(Фразеологизмы: исконно русские, заимствованные, крылатые выражения, современные )
– Как вы понимаете ИСКОННО РУССКИЕ?
Например, «засучив рукава», «как об стенку
горох».
– А что такое ЗАИМСТВОВАННЫЕ?
Например, «метать громы и молнии» (древнегреческая
мифология)
; «синий чулок» (Англия)
– Что такое КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ? Например, «как
белка в колесе» (И.А.Крылов); «остаться у
разбитого корыта» (А.С.Пушкин)
– Что в вашем понимании СОВРЕМЕННЫЕ
фразеологизмы? Например, «висеть на телефоне».
– Может, кто-нибудь назовёт мне современные
фразеологизмы? У нас в Москве очень много машин.
Очень часто и долго по времени приходится стоять
в пробке. И поэтому люди выбирают такой
транспорт, где не надо стоять в пробке.
Многолюден, шумен, молод
Под землёй грохочет город.
Поезда с народом тут
Вдоль по станциям бегут.
– Как вы думаете, что это за транспорт такой
волшебный? (метро)
– Что такое метро?
– Может быть, вы знаете название некоторых
станций? МЕТРО – достопримечательность нашего
города. Люди говорят – город в городе. Это
скоростной транспорт, который находится под
землёй.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
(На мониторе компьютера появляются изображения разных входов на станции московского метро, главное – обратить внимание, что перед каждым входом имеется большая красная буква «М»)
Вагоны едут по рельсам и везут людей в разные концы Москвы.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
(На мониторе компьютера появляются изображение поездов московского метро)
– Чтобы доехать с одного конца города в другой потребуется около часа. В московском метро можно легко заблудиться, но на помощь приходит СХЕМА СКОРОСТНОГО ТРАНСПОРТА. На этой схеме мы можем видеть много разноцветных линий – ветки. В этой связи у москвичей есть свой современный фразеологический оборот: пересесть на красную ветку.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
(На мониторе компьютера появляются изображение схемы московского метро)
– Сейчас вы послушаете песенку про московское метро. Попробуйте запомнить название тех станций, о которых говорится в этой песенке. Предупреждаю: песенка будет звучать очень быстро.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
(На мониторе компьютера есть схема метро, и дети слушают песню :
Арбатская, Пражская и Братиславская,
Новослободская, Автозаводская,
Марьино, Выхино, Новогиреево,
На Краснопресненскую переход.
Красногвардейская, Сокол, Смоленская,
Площадь победы,
Площадь Подбельского,
Речной вокзал, Китай-город, Беляево,
Не забывайте вещи в метро.
На Рижской толкнули,
На Римской пихнули,
Ругалися мерзко на Новокузнецкой,
Дверью зажало на станции Свиблово,
А отпустило на ВДНХ.
В Орехово пили,
В Алтуфьево кушали,
На Театральной музыку слушали,
Мы покурили на станции Чеховская,
А отпустило на ВДНХ.
Новокузнецкая, Новокузнецкая,
Новокузнецкая, Новокузнецкая,
Блин, в эскалатор попали штаны!
На Тульской спустились, на Курской поднялись,
На Кантемировской долго ругались,
Куда-то послали, куда – я не понял,
Но очень похоже на ВДНХ,
Битцевский парк, Люблино, Комсомольская,
Охотный ряд, Свиблово, Кожуховская.
Проспект Вернадского и Пролетарская,
Багратионовская и Фили,
Аэропорт, Юго-Запад, Каширская,
Южное Бутово и Боровицкая,
И все вот это вот имени Ленина,
Мы основали в тридцатых годах,
В тридцатых годах,
В тридцатых годах, в тридцатых годааааах!)
– Какие станции вы услышали? В подарок вашему классу я оставляю набор открыток – станции московского метро.
Физминутка
Путешествие по московскому метро
Едем, едем, долго едем,
Очень длинен этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнуть.
– Мы продолжаем своё путешествие в мир фразеологизмов. Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Объединитесь в пары с ребятами с соседних парт. На столах у вас лежат четыре конверта с заданиями. Вам нужно выбрать только один конверт, но сначала давайте познакомимся с теми заданиями, которые находятся в каждом конверте. На листе – инструкторе даётся описание каждого задания. Познакомьтесь с описанием каждого задания. На выполнение данной работы я даю вам 5 минут. (Дети читают описание каждого задания, выбирают соответствующий конверт и начинают работать)
ЛИСТ-ОПИСАНИЕ
Конверт № 1
Замените каждый фразеологизм одним словом. Например, Зарубить на носу – запомнить.
Конверт № 2
Выберите из предложенных фразеологизмов подходящий по смыслу в данном предложении. Например, Ура, каникулы! Теперь можно ни о чём не думать и …. до сентября. (висеть на волоске, бить баклуши, обвести вокруг пальца)
Конверт № 3
Из предложенных устойчивых выражений подберите фразеологизмы – синонимы к выделенным устойчивым выражениям. Например, СЛОМЯ ГОЛОВУ – во весь дух, на всех парусах, со всех ног.
Конверт № 4
В данных предложениях подчеркни фразеологизмы. Например, Выехав на дачу, папа простоял в пробке три часа.
Сами задания представлены в Приложении 1
САМОПРОВЕРКА
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
КОНВЕРТ № 1
Бить баклуши – бездельничать
Кот наплакал – мало
Ломать голову – думать
Водить за нос – обманывать
Сломя голову – быстро
За тридевять земель – далеко
Клевать носом – дремать
Спустя рукава – плохо
КОНВЕРТ № 2
- Бабушка держала меня в ежовых рукавицах.
- Больной находился в тяжёлом состоянии, жизнь его висела на волоске.
- Недоспав утром, мальчишка начинает клевать носом, и отец оглядывается, чтобы тот сонный не свалился.
- От постоянных неудач у молодого дизайнера опустились руки.
КОНВЕРТ № 3
- ВАЛЯТЬ ДУРАКА – бить баклуши, ворон считать.
- ВОДИТЬ ЗА НОС – втирать очки, обвести вокруг пальца.
- КАПЛЯ В МОРЕ – кот наплакал, с гулькин нос.
КОНВЕРТ № 4
- Мой братишка, получив подарок, потерял голову от счастья.
- Когда-то добрая женщина, желая сразу убить двух зайцев, заставила меня изучать историю по английскому учебнику.
- В домике было так темно, хоть глаз выколи.
- Максим целый вечер просидел в компьютере и не успел сделать уроки.
– Кто из вас сделал всё верно?
– Расскажите, как вы работали в своей группе?
– Почему решили выбрать именно такое задание?
IV. Подведение итогов
– На какие группы делятся фразеологизмы?
– Какой новый фразеологизм для себя узнали?
– Что вам понравилось на уроке?
– Какая работа вас сегодня порадовала?
– Что на уроке показалось интересным?
– Чтобы вы ещё хотели узнать о фразеологизмах?
V. Домашнее задание
При подготовке домашнего задания вы можете использовать фразеологические словари. (учитель показывает детям разные фразеологические словари)
*** Подобрать по одному фразеологизму на 10
первых букв алфавита.
** Разгадать кроссворд.
* Объяснить происхождение одного
фразеологизма и сделать к нему рисунок.