Навыки публичных выступлений. Успешное публичное выступление: пример текста. Публичное выступление: правила подготовки

Когда тысячи людей смотрят на тебя, готовы внимать тебе и, затаив дыхание, ждут твоей речи - это, конечно, нервирует. Максим Ракитин, преподаватель актерского мастерства из театра-студии Smile, рассказал нам, как сделать публичное выступление блестящим или хотя бы не упасть в обморок.


Внутреннее состояние

Оратор, который сомневается в себе, своем выступлении и смысле жизни, тоже может быть успешным. Его зовут Вуди Аллен. Остальным стоит настроить внутренний мир согласно инструкции.

  • Не думай за других
  • Да, возможно, зрители мысленно смеются над твоим дешевым костюмом и лопоухостью. Может быть, даже догадываются про татуировку в виде профиля Онищенко. Но это значит, что ты невероятно харизматичен. Ведь обычно они вовсе не имеют никакого мнения о выступающем, пока тот не закончит.

  • Не думай за других
  • Поставь цель
  • Собрать инвестиций на миллиард и купить Казахстан под поле для гольфа - это вторично. Главная цель любого выступления (что на презентации, что со сцены) - донести до публики некую идею. Сосредоточившись на текущей задаче, ты отвлечешься от страха неудачи и мыслей о своем несовершенстве.

  • Запоминай состояние
  • Эмоциональная память - основа профессии артиста. Если ты запомнишь ощущение победы после выигрыша плюшевого медведя на «Форексе» и сможешь вызвать это чувство перед выступлением, мандраж сменится уверенностью.

  • Проведи аутотренинг
  • Перед выходом на публику посмотри в зеркало, вспомни всех, кто тебя любит, и проникнись уверенностью в том, что ты совершенен. Как минимум, симметричен, если у тебя две руки, две ноги и два глаза. Для первого впечатления уже неплохо.



Публика бывает капризной и непредсказуемой, как ребенок-трехлетка. Погремушка была бы очевидным решением, но для людей взрослых есть методы еще более действенные.

  • Владение материалом
  • Банально, но труднодостижимо. Мало выучить материал, его надо глубоко понимать. Тогда с ним можно делать на публике что угодно - нарезать соломкой, жонглировать или складывать пазл, не рискуя ошибиться и упустить важное.

  • Разрыв шаблона
  • Под красочным термином из НЛП скрывается парадоксальное поведение, которого зритель не ожидает. И это работает с любой публикой. Попробуй во время выступления поставить себе чай в бутылке из-под коньяка и отхлебывать. Увидишь, зрители будут полностью захвачены происходящим.

  • Фиксация внимания
  • Чтобы справиться с мандражом и удержать внимание аудитории, выбери кого-то одного из зрителей и обращайся по большей части к нему. Это создаст у тебя иллюзию общения один на один и сделает речь более уверенной.

  • Смена ритма
  • Любое приятное занятие может стать унылой работой, если не менять ритм. Поэтому даже порнокартинку меняют раз в полминуты. В обычном выступлении нет такой строгости, но и его желательно разделить на отрезки. Важное - дольше и медленнее, второстепенное - короче и быстрее.

  • Минута молчания
  • Лучший способ привлечь внимание аудитории. Надо молча смотреть в зал с внутренним посылом, что ты хотел бы рассказать многое, но не можешь продолжить, пока они там болтают и шуршат фольгой от шоколадок. Тишина воцаряется очень быстро.



Это главное в выступлении, не считая смысла. А в голосе главное - дыхание, голосообразование, дикция и логика речи. Рассказывая о голосе, Максим Ракитин умело модулировал и звучал крайне убедительно.

  • О дыхании и звукообразовании
  • «Нельзя в разговоре дышать грудной клеткой, дыхание должно быть диафрагмальным. Низ живота и косые мышцы выталкивают воздух, это дает голосовой посыл. Как говорил один мой педагог, надо яйцами разговаривать. И отвыкать от привычки говорить тихо. Голос есть у всех. У кого проблемы - пусть идут к фониатору. Это врач, который решает проблемы голосовых связок».

  • О дикции
  • «Язык - ленивая мышца, ее надо развивать. Скороговорки для этого подходят. И надо отвыкать говорить полуоткрытым ртом. Есть такое упражнение: винную пробку зажать зубами и прочитать текст, потом вынуть пробку и повторить. Разница будет наверняка. Делая это упражнение регулярно, можно избавиться от проблем с дикцией».

  • О логике речи
  • «Это самое сложное, потому что культурный уровень развивать надо. Читать больше, причем не только художественную литературу. Есть такая книга - «Диалоги с Иосифом Бродским» Соломона Волкова, там прямая речь Бродского. Какая это речь!»

    • Сохраняй дистанцию. Если ты во время программы станешь ерзать и покачиваться, звук будет приближаться и удаляться, будто ты вещаешь из гамака.
    • Сдерживай звук. Твой мощный голос из диафрагмы порвет зрителю барабанную перепонку, а звукорежиссеру - карьеру. На радио говори ртом, а не животом.
    • Дыши ровно. Микрофон очень чувствителен, и любой глубокий вдох дойдет до слушателя как пыхтение.

Как часто случается с вами, что перед тем как выйти перед аудиторией, у вас все холодеет внутри, ладони мгновенно становятся потными, а выйдя перед всеми, вы не можете выдавить из себя ни единого слова? Вы стоите и думаете: «говори что-нибудь, хоть что-нибудь», но не можете произнести ни звука, как бы вы ни старались. Ноги становятся «ватными» и лицо начинает «гореть» как будто температура воздуха резко повышается до запредельных отметок. В итоге вы благополучно краснеете и, вымолвив что-то невнятное возвращаетесь на свое место, дав себе зарок никогда больше не выступать перед публикой.

Если описанное выше происходит с вами хотя бы иногда – то эта статья предназначена для вас. Прочитав ее, вы узнаете как улучшить свои навыки публичных выступлений, как научиться связанно излагать свои мысли, как контролировать аудиторию.

Для начала разберемся с понятиями. Что такое публичное выступление? Логично будет сказать что это – выступление перед публикой. Публикой, или аудиторией считается группа людей от 4 человек и больше. Условно, я разделяю аудитории на несколько категорий:

  • маленькая – до 10 человек;
  • малая – от 10 до 30 человек;
  • средняя – от 30 до 60-70 человек;
  • крупная – от 70 до 150 человек;
  • очень крупная – от 150 человек и более.

Рассматривать выступление на крупных площадках и стадионах мы рассматривать не будем.

Итак, как же повысить навык публичных выступлений?

Для начала немного теории. Публичное выступление – это 90% зрительного контакта, и лишь 10% - аудиального. Фактически, это означает следующее: «не столь важно ЧТО вы говорите, важно КАК вы это говорите». Главное в публичном выступлении – это подача, энергия, экспрессия и контакт с аудиторией.

Без растекания мыслью по древу, дам простые конкретные рекомендации.

Первое - составьте план выступления. Поверьте, у любого опытного оратора всегда есть план выступления. Ни один опытный оратор не начнет выступление если не знает темы выступления и того о чем он будет говорить (хотя бы примерно). Что такое план? Не стоит заготавливать черновики с полным и подробнейшим содержанием своей речи, и уж тем более, не стоит пользоваться такими записями при выступлении. Это только отвлечет вас от речи и отнимет время на то, чтобы разобраться в своих записях. К тому же, если вы потеряете нить повествования – вам придется копошиться в записях, а это вызывает исключительно негативные эмоции среди слушателей. Вместо записей используйте лишь план выступления. Дома в спокойной и тихой обстановке продумайте структуру своего выступления, примерно представьте себе о чем вы будете говорить и запишите пункты своего выступления. Например, если вы готовите отчет о достижениях компании за год, то это может выглядеть следующим образом.

Главной составляющей ораторского искусства является публичная речь. Она представляет собой элемент речевой деятельности, появляющийся в ходе общения между оратором и публикой.

Публичная речь необходима для информационного воздействия на аудиторию, внушения и убеждения. Публичные выступления включают в себя произношение текста или диалога, пассивно влияющего на слушателей. В них присутствуют следующие признаки: индивидуальная структура текста и логичное завершение.

Монолог и диалог одинаково необходим для построения лаконичной речи. Элементы диалога помогают разбавить однотонный текст, завлечь слушателя в разговор, что считается необходимым условием ораторской деятельности.

Для удачного взаимодействия с людьми оратору понадобятся следующие навыки:

  • быть уверенным в себе;
  • уметь беспрерывно разговаривать на одну тему;
  • кратко, лаконично выражать мысли, правильно и грамотно выстраивать слова в предложении;
  • уметь заинтересовывать аудиторию;
  • артистизм и харизма;
  • дар убеждения.

Текст оратора должен соответствовать трем правилам: понятность, информативность и выразительность. Публичной речи свойственен переменчивый характер, ее успешность зависит от взаимопонимания с аудиторией и налаживания с ней психологического контакта.

Ораторы выступают на стадионах, сцене, телевидении. К публичному выступлению относится произношение текста перед руководством компании, потенциальным работодателем, друзьями. Публичное выступление помогает проявить себя в профессиональной сфере или другой деятельности. Искусство публичного выступления подвластно не каждому человеку, но ему легко обучиться, посещая тренинг публичного выступления и выполняя специальные речевые упражнения.

Различают следующие виды публичной речи:

  • Социальная публичная речь помогает выразить родственные или общественные отношения. Сюда входят поздравления на праздниках, свадебные тосты, поминальные речи.
  • Церковное красноречие заключается в проведении проповеди, общении с церкви служителями. Такой вид не содержит логики, аргументов, профессиональной терминологии, слушатели не ищут в ней конкретных фактов.
  • Судебное красноречие присутствует в судебной практике. В отличие от церковного содержит четкий стиль изложения и аргументацию. Судебная устная публичная речь состоит только из фактов, делится на обвинительную и защитную. Такие виды публичных выступлений отличаются от других своей степенью ответственности, так как содержание речи влияет на судьбу человека.
  • Академическое искусство публичной деятельности несет конкретную наполненную профессиональной терминологией или научными выражениями речь. Сюда входят следующие жанры публичных выступлений: научные доклады, обзоры, лекции.
  • Политические жанры публичной речи представляют собой произношение речи на темы экономики, политики, социальной сферы. Политическое красноречие проявляет себя на митингах, агитаторских и патриотических мероприятиях.

Помимо видов, различают методы красноречия, которые помогают составить четкий и понятный текст, максимально приближенный к цели. Методы красноречия разработаны много веков назад, включают в себя отдельные правила публичного выступления:

  • Красноречие заключается в употреблении кратких, понятных для аудитории текстов.
  • Главная функция оратора заключается в донесении до аудитории полезной, достоверной информации. Методы или приемы влияния на слушателей не должны нарушать их права. Но далеко не всегда психологические особенности публичного выступления соответствуют требованиям этики.
  • Не рекомендуется «растягивание» речи перед большой аудиторией, потому что внимание людей кратковременно, легко рассеивается
  • Перед тем как выступать перед публикой следует научиться различать ее эмоциональное настроение.
  • Психология публичного выступления устроена таким образом, что от структуры приготовленного текста, употребления, призывающих к действию фраз зависит конечный результат мероприятия. Важную информацию располагают только вначале и конце речи. Такая специфика построения необходима для успешного и эффективного донесения материала, так как внимание публики в эти периоды максимально.
  • Речь оратора должна соответствовать нормам этики. Культура публичной речи соблюдается при любом условии, считается необходимым элементом произношения речи.

Эти правила не являются обязательным условием выступления оратора. Построение публичной речи зависит от вида, состава аудитории, ее деятельности и самого оратора. Приемы и правила выступлений определяются во время подготовки речи. Только постоянная тренировка дикции, ежедневные упражнения помогут добиться успехов и признания публики.

Особенности публичной речи

Существуют некоторые психологические особенности публичного выступления. Они заключаются в общении между оратором и аудиторией, вытекают из диалога между ними. Отношение двух сторон коммуникации носит объективно - субъективный характер, выступает в качестве совместной деятельности или сотрудничества.

Речь оратора имеет ряд особенностей:

  • Обратная реакция аудитории. Во время произношения речи оратор может видеть реакцию людей на его слова, наблюдать за переменной настроения публики. Отдельные слова, вопросы, мимика слушателей помогают понять их настроение и желание. Благодаря наличию обратной связи имеется возможность подкорректировать свою речь. Она преобразовывает монолог в диалог, устанавливает связь с публикой.
  • Устная речь. Особенности устной публичной речи заключаются в налаживании живого диалога между участниками. Устная форма общения имеет цель в виде конкретного собеседника и полностью зависит от него. Важным моментом выступления является организация речи для наиболее легкого понимания и восприятия. Устное публичное выступление очень эффективно, так как в отличие от письменного усваивает до 90% информации.
  • Связь литературы и устной речи. Перед выступлением оратор готовит и обдумывает свою речь, используя научную, художественную или публицистическую литературу. Уже перед публикой он преобразовывает заготовленный текст в интересную и яркую речь, которую сможет понять любой человек. Только в ходе живого выступления оратор выстраивает предложения, учитывая реакцию окружающих, тем самым переходя от книжного текста к разговорному стилю.
  • Средства общения. В ораторской деятельности используются разные приемы воздействия и средства общения между участниками. Это вербальные и невербальные средства: мимика, жесты, интонация. Немаловажную роль играет культура публичной речи и соблюдение этики.

Требования и технология публичного выступления

Для того чтобы уметь выступать в разных речевых жанрах необходимо сначала научиться готовить тексты в различных стилях. Различные жанры выступления на публике предполагают использование разного рода приемов и правил для воздействия на аудиторию.

Общие приемы и требования к публичному выступлению:

  • Начало речи тщательно продумывают и готовят. Неудачно начатый диалог способен испортить имидж оратора.
  • Драма. Присутствие драматизма важно в любом речевом жанре. Она помогает заинтересовать публику путем спора или конфликта, используется в жизненных историях, описании происшествий, трагедий.
  • Эмоциональность в публичной речи считается обязательным условием выступления. Аудитория должна чувствовать не безразличность оратора к теме выступления, его отношение и переживание. Монотонный диалог без выражения эмоций не вызовет должного отклика аудитории.
  • Краткое изложение мыслей. Краткая четкая речь воспринимается слушателями лучше, вызывает больше доверия. Чтобы укладываться в отведенное для выступления время необходимо научится разговаривать кратко. Не зря говорят: «Краткость - сестра таланта».
  • Разговорный стиль речи. Требования к публичному выступлению включают в себя стиль выступления. Он должен быть разговорным, выглядеть как беседа между людьми. Разговорный стиль речи помогает легче усвоить информацию, привлечь внимание к теме. Нельзя употреблять много иностранных, научных терминов, непонятные слова заменяются на понятные.
  • К окончанию выступления подготавливаются также тщательно, как к началу. Завершающий этап речи обязан привлекать внимание яркими и понятными фразами. Заключительные слова нужно отрепетировать для постановки правильной интонации голоса и тона.

Техника публичного выступления включает в себя 12 последовательных шагов, необходимых для достижения наилучшего результата в ораторской деятельности. Она понадобится для написания правильной речи и удачной ее интерпретации.

Технология публичного выступления:

  • Определяем цель речи.
  • Изучаем состав аудитории.
  • Создаем образ для выступления.
  • Определяем роль для выступления (кумир, хозяин, покровитель, добро, зло).
  • Пишем речь.
  • Проверяем ее согласно правилам написания публичного текста, соответствию моральным требованиям.
  • Выстраиваем речь согласно правилам визуального, кинетического, аудиального восприятия.
  • При необходимости подготавливаем место выступления.
  • Настраиваемся на удачный исход выступления.
  • Само выступление.
  • Прислушиваемся к критике.
  • Следим за реакцией публики, выполняем анализ произведенного впечатления.

Выступив перед публикой, не останавливаемся на полученном результате, выполняем анализ выступления. Техника публичного выступления включает в себя следующий необходимый анализ речи: структура текста, тон произношения, интонация, структура речи, интерес публики к оратору.

Анализ необходим для дальнейшего исправления речевых или поведенческих ошибок, а также для оттачивания навыков.

10 основных ошибок начинающего оратора

Мастерство публичного выступления заключается в изучении частых ошибок других мастеров красноречия. За многовековую историю красноречия специалисты изучили распространенные ошибки публичного выступления опытных и начинающих ораторов. Научиться профессиональной ораторской деятельности, используя приемы и советы в общении опытных людей намного прочее, чем самостоятельно пройти длинный путь проб и ошибок.

Выделяют 10 ошибок начинающего оратора:

  • Различие интонации и тона речи с ее содержанием.
  • Недопустимо употребление оправдания это выглядит непрофессионально.
  • Не стоит извиняться перед публикой.
  • Неуместная мимика.
  • Неправильный подбор слов и частиц «не».
  • Скучный монолог без присутствия юмора.
  • Всезнающий вид оратора, высокомерие.
  • Много лишних суетливых движений по сцене.
  • Монотонная не эмоциональная речь.
  • Неправильно расставленные паузы в предложении.

Для того чтобы лучше изучить искусство публичной речи для начинающего оратора пригодятся работы следующих авторов:

  • Дейл Карнеги «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично».

Дейл Карнеги выпустил книгу в 1956 году. Она стала дополнением к выпущенным в свет работам по мастерству публичного выступления. Книга содержит приемы, правила, упражнения для удачной профессиональной ораторской деятельности. Дейл Карнеги американский писатель, знаток красноречия, его книга пригодится как для начинающего, так и опытного оратора.

  • Игорь Родченко «Хозяин слова».

Игорь Родченко специалист по речевым коммуникациям, директор известной тренинговой речевой компании, ведет тренинг публичного выступления, является заведующим кафедры сценической речи и риторики Санкт-Петербургского университета. Книга «Хозяин слова. Мастерство публичного выступления» Игоря Родченко содержит главные вопросы по психологии публичного выступления, а также взаимодействия участников коммуникации и влияния на аудиторию.

  • Иванова Светлана «Специфика публичной речи».

В своей книге Иванова С. Ф. раскрывает вопросы в общении между публикой и оратором, описывает стратегию, приемы речи, ее языковые средства. Книга поможет научиться правильно, говорить, вести себя перед аудиторией, раскрывает особенности выступления на публике.

Искусство публичных выступлений может пригодиться в любой момент, даже если это не связано с вашей профессиональной деятельностью. Каждый день мы рассказываем друг другу какие-то истории или пытаемся убедить кого-то в чем-то. Способность грамотно и ясно выражать свои мысли и желания говорит о том, что вы развитый и общительный человек, которого интересно слушать.

Мне много лет, у меня есть любимая работа, предпоследний айфон и все, что полагается иметь состоявшимся людям в сегодняшнем обществе. При этом я не самый уверенный в себе человек, однако, встретив меня на улице, вы решите, что я циничный счастливчик, которому подмигивают лайки и сама жизнь.

– «Ему уж точно жаловаться просто не на что!»

Не отрицайте, слишком многие из нас думают так о других.

ЭТО БАНАЛЬНО

Все достаточно банально. В юности, при выборе будущей профессии я пытался исходить из собственных проблем, решение которых, по моему мнению, было бы качественным способом стать или хотя бы приблизиться к образу того человека, которым я всегда хотел быть.

На втором курсе медицинского я понял три вещи:

  1. Я не хочу быть врачом.
  2. Глупо пытаться быть не тем, кто ты есть на самом деле.
  3. Первые две вещи – не так банальны, как кажутся на первый взгляд.

ЗАВЯЗКА

По роду деятельности мне приходится часто ездить в командировки, выступать с докладами и презентациями перед разными аудиториями. Как любой человек, каждый день я рискую ошибиться или выступить недостаточно убедительно, что в конце концов может погубить будущую сделку.

Я не могу позволить себе провалиться, явиться на встречу или конференцию помятым. Не могу заболеть или обидеться на толкнувшую меня в кафе даму, с сумочкой, утыканной металлическими шипами. Я рискую не только собой, но и людьми, которые ждут от меня результатов, поэтому я создал философию, которой придерживаюсь не только по будням с 9 до 18, но и на протяжении всей жизни.

1. ЮМОР

Мы все помним, что сначала было Слово, но вопреки классической интерпретации первоисточника это слово ЮМОР. Важно лишь помнить, что у каждого из нас он свой, но это не значит, что следует подстраиваться под каждого.

Не шутите на острые политические темы и лучше не переходите на личности. Лучший способ расположить к себе - открыть свою человечность. Смейтесь над самим собой, люди это обожают.

Сложные вещи я всегда объясняю «на пальцах». Очень нравится ассоциация про тесто, из которого могут получаться сладкие пирожки, которые мне очень нравятся, а могут чебуреки, от которых у меня изжога.

2. НЕ ВЫПЕНДРИВАЙТЕСЬ

Нет, правда, не стоит. Делитесь своими знаниями не в форме «вы что идиот?», а так, будто вы беседуете с другом. Поверьте, если вместо сухого факта в режиме «какие же все тупые» вы примите дружелюбную обеспокоенность и скажете что-то вроде: «Недавно я узнал, что...», то с вами захотят продолжить разговор и не только о работе. Вам захотят доверять, а это уже следующий пункт.

У меня в голове отчетливо прописался образ Стива Джобса. Простота, лаконичность и правильно выстроенная открытость – потенциально успешный кейс.

3. ДРУЖИТЕ ЗАРАНЕЕ

В какой-то момент в бизнесе возникла мода не сдерживать обещаний, казаться лучше, чем ты есть и врать всем подряд, лишь бы зарабатывать больше, чем твой сосед. Сегодня это кажется каменным веком или фантастикой из фильмов про «братков».

В бизнесе важно не столько дружить в общепринятом понимании этого слова, сколько иметь возможность доверять. Когда вы выступаете на публике, основная задача - доказать, что вы стали другом для слушателей еще до того, как вышли на сцену.

Поприветствуйте всех и добавьте в свое вступление слова, говорящие о вашей близости к зрителям, например: «С кем-то из вас мы уже знакомы, с кем-то посчастливилось поработать...». А в конце обязательно пожелайте хорошего дня - банально, но работает на «ура».

4. ПРИЗНАЙТЕ ПРАВО НА ОШИБКУ

Погуглил (чтобы казаться умнее), что в разное время классики говорили об ошибках, и нашел простую и гениальную фразу, на мой взгляд: «Ошибаться - человечно, прощать - божественно» (Александр Поуп).

Если по каким-то причинам вам не удалось избежать ошибки, то признайте ее, обещайте исправить, немедленно исправьте и возвращайтесь, сказав спасибо. Будет стыдно, но всем известно, что ничего так не закаляет от неприятностей, как прошлые ошибки.

Со мной это случалось. Однажды я допустил неточность в подсчетах статистики, в которой был абсолютно уверен. Один из оппонентов моментально указал мне на это. Я попросил прощения и взял двухминутный таймаут после выступления, чтобы разобраться. Мои коллеги получили небольшой нагоняй, а я признал факт, что не застрахован от нелепых случайностей.

5. СТЕСНЯТЬСЯ МОЖНО, НЕРВНИЧАТЬ НЕЛЬЗЯ

Стеснение – это мило. Оно может работать на вас, становясь фишкой, а вот нервозность никогда. Пейте любые успокоительные перед выступлением, но не ждите, что вы мгновенно станете супергероем.

Большинство из нас боится не незнакомой публики, а выглядеть идиотом в собственных глазах. Признайтесь публике, что стесняетесь, и всем станет легче.

Я несколько лет преподавал в институте, затем много выступал на публике и могу заверить вас, что стеснение никогда не проходит. Каждый раз вы все лучше будете разбираться в теме и немножко лучше в людях, но способов просто взять и перестать волноваться нет.

6. ССЫЛАЙТЕСЬ НА ВЫСТУПЛЕНИЯ ДРУГИХ

Публичные мероприятия очень изматывают как зрителей, так и выступающих. Полтора - два часа монотонных выступлений спикеров в галстуках, которые, предположим: не выспались, не ораторы, не готовились, расстроены помолвкой дочери и так далее. Выберите один-два интересных доклада предыдущих спикеров и найдите способ сослаться на них в своем сообщении.

«…Мне понравилось, как Мистер Х в своем докладе говорил о повышении урожайности муравьиных ферм в контексте роста технологического импортозамещения…».

МЕССЕДЖ

За столько лет я прочитал 100500 миллионов книг, типа «Как стать обаятельной и привлекательной, если тебе за 80, ты социопат, и у тебя дислексия» и так далее в таком духе, но ни одна книга не стала настольной.

Будьте собой и старайтесь выглядеть и чувствовать себя гармонично, это действительно важно.

Я стою на сцене, смотрю поверх голов сотен людей, не сводящих с меня глаз - они ждут, когда я начну говорить, скажу хоть что-нибудь, - и внутренний голос напоминает мне: «Ты неподходящий для этого человек».

Своим выступлением я открывал конференцию TEDx, и значит, я должен был задать тон всему мероприятию. Это огромная ответственность и вдобавок одно из самых важных выступлений в моей жизни. В любых других обстоятельствах я бы ответил своему внутреннему голосу: «Да, ты прав. Я не должен быть здесь. Я интроверт. Я редактор. Я не могу даже в разговоре с собственной женой закончить предложение, не подумав о том, что можно было бы сказать иначе».

Но, к счастью, я подготовился заранее. Подготовил не только речь, но и знал, как справиться с такими деструктивными порывами. Я знал, что нужно сказать, я верил в то, что собирался говорить, у меня был план на случай, если идеальные обстоятельства, в которых я готовился, не будут таковыми в реальности.

Сегодня я могу стоять на сцене перед тысячами людей и уверенно говорить о том, что я думаю. Если мне повезёт, несколько уловок и пара шуток окажутся не совсем провальными. Но так было не всегда.

1. Не рассказывайте о том, в чём вы не разбираетесь

Звучит как бесполезный, очевидный совет. Это не так. Если вы будете в совершенстве следовать ему, остальные пункты из этой статьи будут вам не особо нужны - вы и так сделаете всё хорошо.

Однажды, после нескольких речей, когда вы зарекомендуете себя как хорошего спикера, вам будут открываться возможности выступать где-то в далёких местах с приятными слуху названиями. Есть одна загвоздка - содержание. Возможно, вы зарекомендовали себя в качестве эксперта по брачным играм канареек, а тут получаете email с приглашением посетить конференцию и рассказать о мировых тенденциях в продажах скрепок для бумаг.

Вы должны поблагодарить за приглашение и вежливо отказаться.

Причина проста: вы не знаете, что сказать об этом. Даже если вы попытаетесь собрать информацию за короткое время, хорошей презентации всё равно не получится - вас не интересует сама тема. На самом деле вы не хотите говорить об этом и приглашающая сторона не заинтересована в том, чтобы вы выступили с хорошим рассказом. Просто им хочется, чтобы вы присутствовали на мероприятии, потому что они увидели ваше видео и подумали, что вы известная личность.

Поэтому такому простому совету трудно следовать. Вы новичок, вы хотите выделиться, кажется, что это отличная возможность для вас.

Если вы когда-нибудь покупали вещь с надеждой, что она будет работать так, а на деле она работает не так (вспомните о рекламном ролике, который подтолкнул вас к необдуманной покупке), то вы понимаете то разочарование, которое ожидает обе стороны с самого начала.

2. Укажите в сценарии переходы и ничего больше

Если вы похожи на меня, внутри у вас есть строгий редактор, который сидит у вас на плече с красным маркером в руках и парой очков на носу, готовый небрежно бросить: «Двойка! И останься после уроков», - на каждое предложение, что вы произнесли. Неважно, что вы сказали: чувство, что можно было сказать лучше, никогда вас не покидает.

При люди вроде нас обычно пишут сценарий или план. Когда пишешь сценарий, есть все шансы найти правильную формулировку.

Как писал древний китайский стратег и воин Сунь Цзы: «Ни один план не выдерживает первой встречи с противником». В этом и есть главная проблема детального плана. В нашем случае, конечно, никакого врага нет, но есть мир, полный неопределённости. Стоит только ступить на сцену, всё становится по-настоящему и нет второго дубля. Чем более детальный у вас сценарий, тем больше вероятность всё испортить. Когда вы новичок в мире публичных выступлений, стоять на сцене и пытаться вспомнить, что же там дальше - последняя вещь, которая вам нужна.

Так что же нужно делать вместо этого? Просто импровизировать? Не совсем.

В то время как детальный сценарий принесёт вам больше проблем, чем помощи, вам понадобится план другого сорта. Нужно отталкиваться от отправных точек в вашей истории (вы знаете, есть вещи, о которых не получится забыть, даже если сильно постараться) и записать моменты переходов от одной мысли к другой.

Хорошо работают личные истории, потому что:

  1. Аудитория их любит, они помогают наладить общение.
  2. Вам не нужно их записывать, потому что вы и так их помните.

Мы рассказываем друг другу истории так же долго, сколько являемся людьми. Так мы передавали информацию задолго до изобретения бумаги. Мы генетически запрограммированы помнить их (поэтому их легче преподносить), и, что ещё более важно, аудитория генетически запрограммирована их слушать (и становиться счастливее, слушая истории).

Так как одну и ту же историю можно свободно рассказывать каждый раз по-разному, вам не нужно записывать всё в точности до последнего слова. Хватит основных пунктов, обо всём остальном позаботятся ваши человеческие наклонности. Записанные основные пункты помогут связать истории между собой.

3. Практикуйтесь немного больше, чем вам нужно

Мой друг Крис Гиллибо (Chris Guillebeau), основатель и ведущий церемонии The World Domination Summit, в течение года каждый уикенд занимается тем, что произносит по меньшей мере 10 докладов во время переговоров. Иногда он рассказывает историю. В другой раз напоминает аудитории о 15 важных вещах, которые обсуждались до перерыва на ланч.

Как участник WDS и начинающий спикер, я однажды спросил у него: «Как ты вспоминаешь всё, что нужно сказать, причём в полном объёме, каждый раз, когда выходишь на сцену?» Я надеялся на секретный лайфхак, но его ответ - и это чистая правда - был самым обыкновенным: «Я много практикуюсь».

Теперь и я этим занимаюсь. И это работает. Всякий раз, когда мне предстоит произнести речь, я репетирую по меньшей мере 2–3 раза. Это требует времени, это зачастую скучно, приходится заниматься днями или неделями, и вам совсем не хочется практиковаться снова. Но вы делаете это не для себя. Вы делаете это для своей аудитории. Если вы хотите запомниться ей, придётся погрузиться в непривлекательную, скучную, однообразную работу.

4. Разбивайте свой доклад на части

Крис Гиллибо посоветовал не только много практиковаться. Также он упомянул, что работает над отдельными частями. Он пытается разбить свою презентацию на кусочки, а потом собирает их вместе.

Сейчас я делаю так же, и это уменьшает время на подготовку. Работая над частями, я могу разрабатывать и принимать решение о разных отрывках презентации параллельно. Если я спотыкаюсь на каком-то куске текста в середине (или, ещё хуже, в самом начале), мне не приходится ждать идеального рабочего состояния ничего не делая - я могу работать над другими частями, пока не утрясу вопрос с проблемной.

Быстрее заканчивайте свой доклад, больше времени практикуйтесь, до тех пор, пока это не войдёт в привычку. Ничто не влияет на уверенность больше, чем успех, и ничто не способствует успеху так, как постоянная практика.

Некоторые люди упражняются ровно столько, сколько нужно. Когда я говорю «практикуйтесь больше», я имею в виду, что репетировать надо больше, чем нужно.

5. Сбросьте скорость. Медленно спускайтесь

Общая проблема у всех интровертов вроде меня: если мы начали говорить, мы начинаем гнаться за мыслями, от которых пытались избавиться. Моя голова - это генератор идей, который постоянно движется вперёд. Мой рот, наоборот, говорит медленно, стараясь не совершить ошибку.

Но в один прекрасный момент вас прорывает, и вы выпускаете все накопившиеся мысли наружу. Пытаться поспеть за своим мозгом - то же, как если бы муравей пытался удерживать быка, мчащегося по склону горы. Но пытаться ускорить свою речь, чтобы произнести всё, что родилось в вашей голове, приводит к строго противоположному эффекту: вы начинаете заикаться, теряетесь, повторяетесь. Поэтому нервничаете ещё больше и отходите от запланированной речи.

Если ваша идея важна, то она заслуживает всего времени, которое необходимо, чтобы её выразить. Более полезный подход - думать медленнее. Не совсем медленно, конечно, скорее, с большей осторожностью.

Такая проблема появляется из-за небрежности: вы не связываете мысли друг с другом, а вместо этого начинаете скакать с одной на другую. Несколько скачков с дороги - и вы уже с трудом вспоминаете, где находитесь.

Зафиксироваться на одной мысли просто. Когда вы замечаете, что ваши мысли унесли вас далеко вперёд, просто вернитесь назад и повторите нужную идею.

6. Не теряйтесь!

Когда я готовился к выступлению на TEDx, я позвал своего друга Майка Паччионе (Mike Pacchione), специалиста по публичным выступлениям, чтобы тот указал мне на недостатки. Он поймал меня на том, что я часто отходил от темы.

Это происходит, когда идея, о которой ты говоришь, исчезает в никуда, и ты решаешь последовать за ней. Проблема в том, что блуждание в мыслях редко заканчивается на одной идее. Как только потеряешься один раз, продолжаешь все глубже проваливаться в кроличью нору.

Проблема не в том, что вы не можете рассказывать интересно, когда блуждаете, а в том, что стоит только начать блуждать, как вы совсем теряетесь. Как турист теряется в лесу? Он сходит на один шаг с тропы, чтобы посмотреть на растения. А потом: «О, грибы», - и ещё несколько шагов в сторону. «Хей, вон то дерево впереди выглядит здорово», - и только когда он решает вернуться обратно, осознаёт, что понятия не имеет, как это сделать.

Соблазн повитать в мыслях может быть высок, но потом очень сложно вернуться на правильный путь.

Есть два практических способа решения этой проблемы. Первый - следовать совету № 3 и много практиковаться. Чем больше ты практикуешься, тем больше собственных историй ты запоминаешь и знаешь, куда они могут привести. Другое решение заключается в том, что единственное, что может помочь, когда стоите на сцене и чувствуете, что уходите от темы, - это выбросить лишние мысли из головы.

Ваш мозг не хочет следовать за отвлечёнными мыслями, он хочет обдумать их. Лучший способ остаться на верном пути - напомнить себе, что вы можете их обдумать… но не прямо сейчас. Выбросите их из головы. Возможно, их можно будет использовать во время произнесения этого же доклада в будущем. Но, ради всего святого, не пытайтесь использовать их сейчас.

7. Придумайте успокаивающий ритуал

Моё сердце было готово пробить грудную клетку. Я чувствовал, что все мышцы напряжены, а поле зрения начинает сужаться. Дыхание стало учащаться. «Что происходит?» - спрашивал я себя. Я был на грани панической атаки. Мне нужно было сделать шаг на сцену, чтобы произнести самую важную речь в своей жизни, но единственное, о чём я мог думать, так это о том, что я собираюсь послать всё куда подальше. Это дало выход стрессовой реакции, и всё покатилось по наклонной.

К счастью, я был проинструктирован, что делать, если такое случится. Ванесса Ван Эдвардс (Vanessa Van Edwards), одна из величайших спикеров, которых я имел удовольствие знать, помогла мне подготовиться. Она поделилась, что сама тоже нервничает перед большими презентациями. Если бы она сама мне это не сказала, я бы никогда и не подумал.

Секрет, который она использует? Успокаивающая техника. У каждого хорошего оратора такая есть, и каждый хороший оратор знает, что придерживаться её необходимо, чтобы показать себя с лучшей стороны.

Что делает Ванесса: она находит тихое место, где за несколько минут до запланированного выхода на сцену выпрямляет спину, глубоко дышит и представляет успех.

Это может прозвучать немного глупо, но это на самом деле работает. Я и сам пользуюсь этим способом.

Перед важным событием для тела абсолютно нормально начать выделять много гормона стресса - кортизола. Мы становимся особо чувствительны к стрессовым ситуациям. Просто тысячи лет назад чувствовать стресс и не реагировать на него могло бы стоить вам жизни.

Сегодня такое случается нечасто - я не могу вспомнить сообщения о «смерти из-за нерешительности», - но наша биология не поспевает за нами. Ужасная ирония в том, что чем больше вы позволяете стрессу охватить себя, тем больше вероятность совершить ошибку и плохо выступить.

Поэтому, перед тем как выйти на сцену, проверьте себя и свой уровень стресса. Волнение - это нормально. А нервозность - плохо. Всегда приберегите для себя несколько минут перед выходом, чтобы успокоиться.

8. Когда ошибаетесь, продолжайте говорить

Я был большим фанатом телевизионного шоу «Отчёт Кольбера». Я редко пропускал даже эпизод. Это были одни из самых популярных «новостей» в прямом эфире на телевидении. Если вы смотрели это шоу, вы могли заметить, что Стивен путал слова практически в каждом эпизоде. Он мог построить фразу так, что она теряла смысл, мог пропустить слово или неправильно его произнести.

Но вы могли и не заметить этого, потому что внешне Кольберт никак не реагировал. Когда он допускал ошибку, он не запинался и не пытался исправить. Он просто продолжал говорить, потому что знал то, что должны запомнить все выступающие публично интроверты:

контекст важнее деталей.

Он мог допустить ошибку и даже не обратить на это никакого внимания. И этого никто не замечал, потому что никто не вслушивался в каждое произнесённое слово. Все слушали контекст.

Куда хуже, чем небольшая ошибка, - привлечение к ней внимания. Если вы запнулись, используйте своё чувство юмора, чтобы сгладить ситуацию. Отшутитесь и двигайтесь дальше.

9. Помните, что аудитория хочет, чтобы всё прошло успешно

Скорее всего, самый простой совет, который дают все подряд, помог мне научиться использовать все предыдущие советы в действии:

Всегда помните, что аудитория не желает вам провала.

Когда вы волнуетесь из-за предстоящего большого события, эта простая истина может легко забыться. Ваша аудитория не собирается прогонять вас со сцены. Она хочет узнать то, чему вы хотите их научить. Собравшиеся тратят своё время и, возможно, деньги, чтобы послушать вас. Люди не отдают своё время и деньги за плохой опыт. А как раз наоборот.

Когда вы нервничаете перед выступлением, легко подумать: «Что, если кому-то не понравится то, что я скажу?» Эта мысль начинает распространяться, и вскоре вы начнёте спрашивать себя: «Что, если все меня ненавидят?»

Такой образ мышления приводит к плохим выступлениям. Не думайте так. Не позволяйте себе сворачивать на эту дорогу, потому что в действительности аудитория на вашей стороне. Она хочет, чтобы у вас всё получилось. И, если вы будете следовать этим девяти советам, у вас будут все преимущества, чтобы быть на высоте.