Методы географических исследований и основные источники географической информации. Основные географические дискуссии. Научные экспедиции и теоретические открытия XIX - начала XX веков

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

География - наука (точнее, система естественных и общественных наук), изучающая функционирование и эволюцию географической оболочки, взаимодействие и распределение в пространстве её отдельных частей и компонентов - в целях научного обоснования территориальной организации общества, размещения населения и производства, эффективного использования природных ресурсов, сохранения среды обитания человека, создания основ стратегии экологически безопасного устойчивого развития общества. Слово «география» произошло от греч. ge - м - «земля» и «grapho» - пишу. Важнейший предмет географического изучения - процессы взаимодействия человека и природы, закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на локальном, региональном, нац. (государственном), континентальном, океаническом, глобальном уровнях. Сложность объекта исследования обусловила дифференциацию единой географии на ряд специализированных научных дисциплин, что даёт основание рассматривать современную географию как сложную систему наук, в которой выделяются естественные (физико-географические), общественные (социально-географические и экономико-географические) науки, прикладные географические науки и географические науки, носящие интегральный (пограничный) характер. Физическая география включает комплексные науки о географической оболочке в целом: землеведение (общую физическую географию), ландшафтоведение (региональную физическую географию), палеогеографию(эволюционную географию). В процессе длительного развития географии сформировались частные науки о компонентах географической оболочки - геоморфология, геокриология, климатология и метеорология, гидрология (с подразделением на гидрологию суши, океанологию, лимнологию),гляциология, география почв, биогеография. В социально-экономическую географию входят общие науки: социальная география и экономическая география, а также география мирового хозяйства, региональная социально-экономическая география, политическая география. Частные социально-географические науки: география промышленности, география сельского хозяйства, география транспорта, география населения, география сферы услуг. К интегральным географическим наукам относятся картография, страноведение, историческая география. Развитие системы географических наук привело к формированию прикладных географических наук и направлений - медицинской географии, рекреационной географии, военной географии и др. Они также выполняют связующие функции между географией и другими научными дисциплинами. Стремление выявить общегеографические закономерности в развитии всех или многих компонентов географической оболочки, смоделировать их привело к становлению теоретического направления в географии. География как система наук сформировалась не сближением изолированно возникших географических наук, а путём автономного развития некогда единой географии и её расчленения на специализированные научные дисциплины - по компонентам, их сочетаниям, уровням исследования и степени обобщения, целевым установкам и практическим потребностям. Поэтому все частные географические науки, как бы далеко они ни разошлись друг от друга, сохранили общие черты географического подхода (территориальность, комплексность, конкретность, глобальность) и общий специфический язык науки - карту. В ходе своего развития география не изолировалась от других научных дисциплин. Как наука мировоззренческая, она тесно связана с философией и историей; при изучении природных компонентов географической оболочки укреплялись связи географии с физикой, химией, геологией и биологией, а при исследовании социосферы -- с экономикой, социологией, демографией и др. В свою очередь, география обогащает своей теорией и методологией смежные науки; наблюдается процесс географизации научного знания, выражающийся, в частности, в возникновении на стыках географии с другими науками таких динамично развивающихся научных направлений, как экология, демогеография, этническая география, районная планировка, региональная экономика. Методика географических исследований - это сложная система, включающая: общенаучные подходы и методы (математические, исторический, экологический, моделирования, системный и др.); конкретно-научные подходы и методы (геохимические, геофизические, палеогеографические, технико-экономические, экономико-статистические, социологические и др.); рабочие приёмы и операции получения информации (балансовый метод; дистанционные методы, в т. ч. авиакосмические; лабораторные методы, напр. спорово-пыльцевой анализ, радиоуглеродный метод; анкетирование; выборочный метод и др.); методы эмпирического и теоретического обобщения информации (индикационный, оценочный, аналогов, классификации и др.); методы и приёмы хранения и обработки информации (на электронных носителях, перфокартах и др.). Особая функция географии - получение, обобщение и распространение знаний о нашей планете и закономерностях её естественно-исторического развития, о странах, регионах, городах, местностях и населяющих их народах, об истории открытия и освоения мира, о познании его с помощью космических средств. Важным аспектом общечеловеческой культуры на протяжении веков были географические открытия, которые не прекращаются до сих пор. Географические и картографические знания служат непременным элементом общего образования; географию преподают в начальных и ср. школах всех стран мира. географический наука природный

География - одна из древнейших наук. В процессе развития содержание её, а также само понятие географического открытия неоднократно менялись. На протяжении веков гл. содержанием географии было открытие и описание новых земель и океанских просторов. Тенденция фиксировать индивидуальные явления на поверхности Земли привела к становлению страноведения и региональных подходов. Вместе с тем стремление выявлять и объяснять черты их сходства и различия, объединять в сходные категории, классифицировать закладывало основы общей, или системной, географии. Уже античная средиземноморская цивилизация характеризуется фундаментальными достижениями в географии. Первоначальные попытки естественно-научного объяснения географических явлений принадлежат древнегреч. философам милетской школы Фалесу и Анаксимандру (6 в. до н. э.); Аристотель (4 в. до н. э.) ввёл представление о шарообразности Земли; Эратосфен (3-2 вв. до н. э.) довольно точно определил длину окружности земного шара, сформулировал понятия «параллели» и «меридианы», ввёл термин «география»; Страбон (1 в. до н. э. - 1 в. н. э.) в 17 томах обобщил страноведческие знания по географии; Птолемей (2 в. н. э.) в своём «Руководстве по географии» заложил основы для построения карты Земли. В Средневековье значительную роль в развитии географии сыграли арабские учёные-энциклопедисты Ибн Сина (Авиценна), Бируни, путешественник Ибн Баттута. Эпоха Великих географических открытий расширила горизонты научного мышления и утвердила представления о целостности мира. В 17-18 вв. наряду с продолжением географических открытий и описания Земли поступательно развивается теоретическая деятельность. Б. Варениус в «Генеральной географии» (1650) и И. Ньютон в «Математических началах натуральной философии» (1687) заложили основы физического мышления в географии. М.В. Ломоносов в сер. 18 в. первым высказал идею о роли фактора времени в развитии природы и ввёл в науку термин «экономическая география». Обобщение данных полевых экспедиций привело немецкого естествоиспытателя А. Гумбольдта (1845-62) к классификации климатов Земли, обоснованию широтной зональности и вертикальной поясности; он стал провозвестником комплексного подхода в географии. Во 2-й пол. 19 в. широкое распространение получили идеи географического детерминизма, утверждавшего, что географические факторы играют решающую роль в социально-экономическом развитии народов и стран. С усилением воздействия человека на окружающую среду эти идеи утрачивают свою притягательность; ныне их отголоски сохранились в энвайронментализме. На рубеже 19 и 20 вв. возникли концепции географического поссибилизма, исходившего из признания разнообразия форм взаимодействия человека с однородной пассивной окружающей средой, и учение А. Гетнера о географии как «хорологической науке», изучающей в осн. лишь пространственные отношения предметов и явлений на земной поверхности, не углубляясь в исследование внутренней сущности этих явлений и их развития. В это же время в творчестве В.И. Вернадскогобыла обоснована планетарная роль антропогенного фактора; он доказывал, что преобразование биосферы под влиянием осознанной человеческой деятельности приведёт к становлению ноосферы. Развитие географии в кон. 19-20 вв. связано с именами К. Риттера, П.П. Семёнова-Тян-Шанского, А.И. Воейкова, Ф. Рихтгофена, Д.Н. Анучина, В.В. Докучаева, А.А. Григорьева, Л.С. Берга, С.В. Калесника, К.К. Маркова, В.Б. Сочавы, В.Н. Сукачёва, Н.Н. Баранского, И.П. Герасимова. Специфика развития географической науки в 20 в. определялась в значительной степени традициями нац. школ - таких, как французская школа географии человека с её устойчивой социальной направленностью; германская школа с традициями углублённого теоретического анализа, регионального планирования и геополитики; англо-американская и шведская школы теоретической географии и широкого использования количественных методов. Российская географическая школа сформировалась под влиянием учений Докучаева о природных зонах, Вернадского о роли живого вещества в становлении современной природы Земли и эволюционно-стадиальном её развитии, Григорьева о географической оболочке и её динамических процессах, Берга о ландшафтном устройстве земной природы, Баранского о географическом разделении труда как пространственной форме общественного разделения труда и объективном характере формирования экономических р-нов. В кон. 20 в. на Земле проявились симптомы экологического кризиса: иссушение и эрозионное разрушение территории, сведение лесов и опустынивание, истощение запасов полезных ископаемых, загрязнение окружающей среды. Антропогенный вклад в оборот углерода, азота, фосфора, серы сравнялся с естественным, а местами стал преобладать над ним. Значительная часть поверхности суши необратимо преобразуется человеком. Усиливающаяся в мире глобализация наряду с позитивными тенденциями увеличивает разрыв между бедными и богатыми странами, обостряет старые и порождает новые глобальные проблемы человечества. Всё это ставит перед географией соответствующие задачи: исследование динамики природных, социально-экономических и геополитических процессов, прогнозирование глобальных и региональных социально-экономических и политических ситуаций, выработка рекомендаций по охране окружающей среды, оптимальному устройству и функционированию природно-технических систем в целях повышения безопасности человеческого существования и качества жизни людей. Особую роль в этом подходе играют экология и наука о природопользовании, формирующаяся на стыке физической и социально-экономической географии с экономикой и технологией. Обладая огромным интеграционным потенциалом, география объединяет самые разные отрасли знания и методы исследования для того, чтобы помочь решить важнейшую проблему нашего времени - обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие как всего человечества, так и отдельных людей, в какой бы стране мира они ни жили.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Процесс формирования экономической и социальной географии. Социально-экономическая география, представляющая общественное направление, как подсистема географических наук. Место Российской Федерации на мировом рынке и география ее внешней торговли.

    контрольная работа , добавлен 28.06.2012

    Общая характеристика социально-экономической географии как системы географических наук, изучающей территориальную организацию общества, ее законы и закономерности. Характеристика основных трудов Л. Гвичардини, М. Ломоносова, Б. Варениуса, В. Кирилова.

    презентация , добавлен 17.05.2014

    Оценка природных и социально-экономических условий, ресурсов, обусловливающих территориальную дифференциацию пищевой промышленности. Анализ сравнительной экономической эффективности основных отраслей, определение возможных перспектив и направлений.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2009

    Виды географических карт: физическая, политическая, климатических и природных зон, социально-экономического развития. Объекты, информационная емкость, использование географических карт. Экономическая и социальная география как самостоятельная отрасль.

    реферат , добавлен 03.04.2012

    Отраслевая экономическая география. Пространственное размещение промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта. Закономерности размещения производительных сил. Долгосрочные прогнозы развития экономических районов.

    реферат , добавлен 10.11.2006

    Исследование сущности экономической и социальной географии - учебной и научной дисциплины. Анализ методологии экономико-социальной географии, которая ориентирует на решение территориальных, социально-экономических, экологических и политических проблем.

    реферат , добавлен 29.05.2010

    Изучение политических, религиозных и социально-экономических предпосылок Великих географических открытий. Описания экспедиций и кругосветных путешествий Христофора Колумба, Френсиса Дрейка, Ф. Магеллана. Покорение Америки. Первые колониальные империи.

    презентация , добавлен 01.12.2013

    Основные методы географических и регионально-экономических исследований. Особенности размещения производительных сил. Пространственная организация общества. Направления развития региональных комплексов. Построение экономико-математических моделей.

    презентация , добавлен 20.10.2013

    Современное состояние и главные пути развития крупных экономических районов России. Правовые, социально-экономические и геополитические проблемы процесса функционирования российских свободных экономических зон в настоящее время, перспективы их создания.

    контрольная работа , добавлен 01.04.2011

    Сущность концепций природно-ресурсного потенциала территории. Классификация и социально-экономический анализ мировых природных ресурсов, а именно минеральных, земельных (почвенных) и водных ресурсов. Значение экономической оценки природных ресурсов.

Тема урока : География - наука о земле.

Основные цели и задачи : сформировать у учеников 5-ого класса понимание того, чем занимается география, сформировать начальный интерес к этой науке и желание ее изучать.

План урока :

  1. Определение географии
  2. Подразделы географии
  3. Откуда географы черпают информацию

Ход урока

1. Определение географии

Как уже было сказано, география - это наука о Земле. Она всесторонне изучает нашу планету. В переводе с греческого слово «география» означает «землеописание». Да и состоит это слово из двух простых греческих слов: «ге» (что в переводе означает Земля) и «графо» (что переводится как пишу).

Развитие географии проходило параллельно развитию человечества. Помните, с самого начала люди считали, что Земля стоит на трех слонах, которые, в свою очередь, размещались на огромной черепахе? Тогда и описание Земли было другим. Древний человек, не имея достаточных инструментов, описывал то, что мог увидеть невооруженным глазом - леса и поля, реки и озера, людей и их обычаи. С тех пор, как было доказано, что Земля - это круглая планета, методы ее исследования круто поменялись. Современные географы ни для не проживут без различных искусственных помощников, позволяющих им, прежде всего, преодолевать значительные расстояния (например, автомобилей с повышенной проходимостью). Кроме того, им понадобятся бинокли, дальномеры, но при этом и микроскопы.

С чего начнется изучение географии для вас, учеников 5 класса? Конечно, это будет общая география. Вы узнаете об особенностях природы вашего родного края, изучите, какие особенности рельефа тут присутствуют, какие растения растут и какие животные обитают. Со следующего года вы пойдете дальше - и вот уже узнаете, что такое географическая оболочка, из чего она состоит, как она сформировалась. Наверняка вам будет интересно узнать, что такое литосфера или атмосфера. Может, вы сами сможете догадаться, для чего нужна гидросфера и что включает в себя биосфера. А еще вы узнаете, что человечество обитает именно в географической оболочке, и его влияние на нее огромно.

Так что говоря о географии, мы будем подразумевать комплекс наук, который изучает географическую оболочку, в рамках которой происходит взаимодействие природа и человека, живущего в обществе.

2. Подразделы географии

Как и любая другая наука, изучающая явления в комплексе и системе, география имеет несколько подразделов, каждый из которых занимается своими отдельными вопросами. Всего известно более 80 взаимосвязанных между собой наук, которые относятся к географии. Самые известные и популярные среди них:

  • Океанология - наука, изучающая процессы, которые имеют место в Мировом океане.
  • Демография - исследует население земного шара, его качественный и количественный состав. Именно эта наука говорит о том, что в настоящее время на Земле проживает 7,5 млрд. человек. К сожалению, демография не может дать ответа на вопрос, сколько же населения сможет выдержать наша планета.
  • Инженерная география - в рамках этой науки подлежат исследованию грунты, на которых возводят различные сооружения. Специалисты в этих вопросах следят, чтобы построенное здание, к примеру, не сползло в море из-за нестабильных грунтов.
  • Климатология - как следует из названия, и это очень легко, наука о климате на планете. Главный вопрос - существует ли парниковый эффект или его придумали злые ученые.
  • Геология - исследует земную кору, ее строение и состав. А вдруг в месте, где запланировано строительство небоскреба, расположена сейсмически опасная зона и велика вероятность землетрясений?
  • Геоморфология - занимается изучением рельефа земной поверхности.
  • Медицинская география - для нее важными являются вопросы влияния различных особенностей территорий на состояние здоровья тех людей, которые там проживают.
  • Картография - наука о создании карт и их чтении.

Как и биология, усилия географии и ученых, работающих в данной сфере, направлены на то, чтобы сохранить природу в ее первозданном виде, а также экономно и бережно использовать те богатства, которые она нам предоставляет.

Все науки, работающие под «эгидой» географии, относятся к одному из двух классов:

  • Физическая география - они посвящены изучению поверхности нашей планеты.
  • Социально-экономическая - в фокусе ее внимания многообразие проявлений мира, в котором живут люди, а также той экономической деятельности, которую они ведут.

Практическое задание:

Разделите указанные выше подразделы географии между двумя этими классами.

3. Откуда географы черпают информацию

Изучать географию на начальном этапе не очень-то и сложно - географические карты, словари, учебники и энциклопедии, рассказывающие о географических достижениях различной давности очень много. Прежде всего, нужно научиться читать географическую карту - это умение может иметь и практические применение, например, поможет вам в походе или в путешествиях.

Кроме того, просмотр телевизора и компьютера с подключением к Интернету в данном случае более чем приветствуется - на сегодняшний момент многие телеканалы мира (например, BBC), имеют собственные программы, посвященные вопросам географии. Ну и про книги (в первую очередь, учебники) забывать не стоит - в них собрана квинтэссенция тех знаний, которые вам сейчас доступны.

Оценивание : Поскольку в рамках урока было мало практических заданий, оценивать учеников необходимо по итоговой проверке уровня освоения ими материала. Следует задать несколько вопросов, перечисленных в разделе «Итоги урока», чтобы понять, как был усвоен его материал.

4. Итоги урока:

В ходе проведённого урока ученики познакомились:

  • Что такое география? Какие отличия в изучении нашей планеты в прошлом и в настоящем вы можете отметить?
  • Какие есть подразделения географии и чем каждое из них занимается? Что такое физическая и социально-экономическая география?
  • Что является источником информации для изучения географии?

Домашнее задание:

В рамках творческого задания можно посоветовать ученикам:

  • Дополнить список подразделений географии - приведенный в п.3 не является конечным.
  • Разобраться с тем, как теоретические исследования в области географии влияют на практическую деятельность человека - например, помогают в строительстве или медицине.
  • Найти в Интернете одно видео, посвященное географическим вопросам, посмотреть его и письменно пересказать, о чем там шла речь, своими словами.

Министерство образования

Национальный институт образования

В.С.Аношко, Б.Н.Крайко, Мешечко Е.Н., П.И.Рогач

Общая география

Учебное пособие для 11 класса

Общеобразовательных учреждений с русским и белорусским языками обучения

ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. Основные этапы развития географии

§ 1 Истоки географических знаний. География античного времени, средневековья и эпохи Великих географических открытий

§ 2. Современная географии: становление и основные направления развития

Тема 2. Методы географических исследований

§ 3. Классификация методов географических исследований

§ 4. Новые методы географических исследований

§ 5. Географическая карта – модель земной поверхности.

Раздел II. Физический мир Земли

Тема 3. История развития Земли

§ 6 Геологическая история Земли. Система геологического летоисчисления.

Тема 4. Влияние Солнца и Луны на Земные процессы

§ 7. Влияние Солнца и Луны на земные процессы

Раздел III. Географическая оболочка Земли

Тема 5. Географическая оболочка как природный комплекс планетарного масштаба

§ 8. Зональность – основная закономерность географической оболочки

§ 9. Характеристика составных частей географической оболочки. Литосфера. Атмосфера. Гидросфера.

§10 Почвы, растительный и животный мир Земли

§ 11. Взаимодействия общества и природы на разных этапах развития человечества

Тема 6. География природных ресурсов Земли

§ 12. Природные ресурсы. Ресурсообеспеченность и прогнозирование состояния природных ресурсов

§ 13. Распределение природных ресурсов на суше и в Мировом океане.

Тема 7. Территориально-пространственное деление географической оболочки

§ 14. Природные компоненты и природно-территориальные комплексы (ПТК). Ландшафты

Раздел IV. Территориальная организация общества. География мирового хозяйства.

Тема 8. Географические проблемы территориальной организации общества

§ 15. Понятие о территориальной организации жизни населения. Территориальные социально-экономические системы. Факторы и принципы районной планировки.

Тема 9. Мировое хозяйство. Мировое хозяйство и научно-технический прогресс. Международное разделение труда

§ 16. Мировое хозяйство и его отраслевая структура. Международная экономическая интеграция.

§ 17. Влияние научно-технического прогресса на мировое хозяйство

Тема 10. География отраслей мирового хозяйства.

§ 18. Факторы размещения отраслей мирового хозяйства.

Промышленность мира.

§ 19. Энергетика.

§ 20 Металлургия

§ 21. Машиностроение.

§ 22. Химическая промышленность

§ 23.Лесная промышленность

§ 24. ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. Пищевая промышленность.

§ 25. Транспорт

§ 26. Мировое сельское хозяйство. Растениеводство

§ 27. Сельское хозяйство. Животноводство

Раздел V. Глобальные проблемы

Тема 11. Глобальные проблемы человечества и роль географии в их решении

§ 28. Сущность понятия «глобальные проблемы человечества». Геоэкологические проблемы

§ 29. Демографическая проблема. Демографическая политика.

§ 30. Политическая география. Геополитика.

§ 31. Международное сотрудничество в решения экологических проблем Концепция устойчивого развития.

Вопросы для обобщающего повторения

Заключение

Приложения

Как работать с учебником

Уважаемые старшеклассники!

Перед каждым параграфом предлагаются рубрика «Изучение содержания параграфа предоставляет возможность» , которая раскрывает суть параграфа. Например

Ø дополнить представления об истоках географических знаний;

Ø изучить этапы и особенности развития географических знаний на каждом из исторических этапов развития общества.

Материал учебника разделен на основной, который обязателен для усвоения всеми учащимися, и дополнительный для расширения общего кругозора учащихся (выделен в тексте параграфа мелким шрифтом). При работе с текстом учебного пособия учащимся необходимо использовать его иллюстративный и статистический материал, а также приложения в конце учебного пособия. Иллюстративный материал сопровождается вопросами и заданиями, поиск ответов на которые позволит более глубоко и осознанно усвоить содержание параграфа. Для самоконтроля и проверки знаний и умений в конце каждого параграфа приводятся вопросы, которые требуют пересказа содержания учебного пособия, обозначены порядковым номером без звездочки, более сложные обозначены одной звездочкой(*).

Для более глубокой и всесторонней подготовки к урокам вам необходимо использовать периодическую печать, информацию радио и телепередач, Internet, применять знания из других школьных предметов.

ВВЕДЕНИЕ

Вы приступаете к изучению завершающего курса «Общая география», в котором рассматривается природа, население и хозяйство Земли в их тесной взаимосвязи. Как Вы уже знаете общим объектом изучения географии является географическая оболочка. В курсе общей географии она рассматривается как природный комплекс планетарного масштаба и как объект антропогенного воздействия.

Вы познакомитесь с развитием в географической науке двух направлений – дифференциации, которая ведет к образованию в географии множества научных дисциплин, и интеграции, ведущей к объединению разных ветвей географии в единое целое и способствующей усилению целостности и единства географии как науки, формированию общей географии.

Процессы интеграции протекают не только между частями географии, но и на стыке географии с другими науками (биологией, геологией и др.), что способствует образованию новых научных направлений и новых наук. Эти явления также изучают в общей географии.

Такой подход особенно актуален для географии, которая хотя и состоит из двух структурных частей – естественнонаучной (физическая география) и общественнонаучной (экономическая и социальная география), но ее задачей является изучение природы, население и хозяйственной деятельности в комплексе и установление законов и закономерностей взаимодействия между человеческим обществом и природной средой.

Необходимость общегеографического понимания явлений и процессов, протекающих на Земле, доказывается комплексностью географической науки. Как известно, общим объектом географии является географическая оболочка Земли, которая состоит из взаимодействующих земных сфер (литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы) и является средой жизни и деятельности человека. Состояние географической оболочки во многом определяется не только силами природы и космоса, но и деятельностью человека. Понять и изучить это многообразие можно только, зная общие законы и закономерности развития природы и общества.

Комплексность в общегеографических исследованиях предполагает одновременное изучение и учет всей информации о состоянии природы, хозяйства, населения, экологическом состоянии территории. В общегеографических исследованиях окружающей среды отчетливо проявляются два направления – экологическое (геоэкологическое) и ресурсное. В пределах каждого из них, формируются такие учебные и научные дисциплины, как геоэкология, природопользование, ресурсоведение и др., которые исследуют проблемы взаимодействия между природой, человеком и хозяйством.

Место общей географии в системе географических наук можно показать в виде следующей схемы (Рис…)

Без общегеографического подхода невозможно реализовать огромный научный, мировоззренческий, общекультурный и идеологический потенциал, который заложен в географии как образовательном предмете, дающем комплексное представление об окружающем мире, о системе взаимоотношений общества и природы.

Общегеографические знания играют важную роль в стратегии устойчивого развития государства, в расширении международных связей, в интеграционных процессах. Благодаря комплексному, территориальному подходу к изучаемым природным, хозяйственным, социальным объектам и явлениям у учащихся формируется географическое мышление. Общая география как целостная учебная дисциплина пока находится в стадии формирования. Отдельные понятия, определения требуют дальнейшего обсуждения и уточнения. Однако общепризнанным является значение этой дисциплины в познании и решении сложнейших проблем возникающих во взаимоотношении общества и природы и в формировании географических знаний.

Первый раздел учебного пособия посвящен развитию географической науки. Он раскрывает исторический путь географии от простого землеописания до науки решающей многие практические проблемы в современном мире. Особое внимание уделено вопросам развития общей географии и методам географических исследований. Второй раздел «Физический мир Земли» включает вопросы влияния Солнца и Луны на географические процессы и явления на Земле. Не зная этих вопросов невозможно понять и объяснить основные процессы, происходящие в географической оболочке Земли. В третьем разделе «Географическая оболочка Земли» географическая оболочка рассматривается как природный комплекс планетарного масштаба, приводятся схемы ее территориального деления, дается общий обзор природных ресурсов, а также воздействие человека на географическую оболочку. Раздел IV. «Территориальная организация общества. География мирового хозяйства» включает социально-географические вопросы и проблемы территориальной организации общества, раскрываются проблемы становления мирового хозяйства и его интеграции, а также особенности развития его отраслей в эпоху НТП.

В завершающем разделе учебного пособия изучаются глобальные проблемы человечества и пути их решения, вопросы устойчивого развития регионов и стран, а также международное сотрудничество в решении глобальных проблем человечества.

Вопросы и задания

1. В чем заключается уникальность географической науки?

2. В чем заключается сущность комплексности географических исследований.

3. Какие существуют отличия между физической, социально-экономической и общей географией?

Раздел 1. .География как наука


Похожая информация.



Программа. Гео-10. Дрофа

Введение.

География как наука. Методы географических исследований. Источники географической информации.

Уникальная роль географии в системе наук: формирование образа конкретной территории. Основная цель современной географии – обоснование путей рациональной организации общества, изучение процессов взаимодействия природы и общества на конкретной территории.

История развития географической науки; основные этапы.

Структура современной географии; физико – географические и общественные географические науки, картография.

Элементы научных знаний: учения, теории, законы, концепции, гипотезы, понятия и термины.

Источники географической информации: экспедиционные наблюдения, исторические документы, статистика, средства массовой информации (периодические издания, радио, телевидение, Интернет), учебные материалы (учебники, атласы, справочники и пр.).

Методы географических исследований: описательный, сравнительный, картографический, статистический, моделирования, геоинформационный.

Ключевые слова и выражения: наука, структура географии, методы научных исследований, источники географической информации.

^ Географическая картина мира

Природа и человек в современном мире

1. Значение природной среды для человека. Влияние природной среды на антропологические характеристики человека, его образ жизни, хозяйственную деятельность (в т.ч. и на специализацию хозяйства).

История взаимоотношений природы и человека. Постоянное расширение масштабов вторжения человека природу. Формирование ноосферы. Учение В.И.Вернадского о ноосфере.

Ключевые слова и выражения: природная среда, географическая среда, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, ноосфера.

^ Природные условия и природные ресурсы – основа экономического развития.

Классификация природных ресурсов по характеру их использования: для промышленности, сельского хозяйства и отдыха человека (рекреационные). Понятие о природно – ресурсном потенциале.

Географическое пространство, его основные виды (суша, мировой океан, воздушное пространство) и особенности (величина, географическое положение, природное многообразие, экологическое состояние).

Территория как главный ресурс для экономического развития. Основные направления использования территории: для проживания людей, для ведения хозяйства, основа географического разделения труда, сфера геополитических интересов различных стран. Понятие об эффективной территории.

Особенности пространства Мирового океана; его природная специфика, политическое и экономическое значение.

Понятие о ресурсообеспеченности территорий и стран мира.

Ключевые слова и выражения: природные условия, природные ресурсы, природно-ресурсный потенциал (ПРП), географическое пространство, пространство Мирового океана, ресурсообеспеченность

^ Практическая работа №1. Ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов имеет ярко выраженные географические особенности.

^ Практическая работа №2. Территория как ресурс. На примере двух стран показать специфику территории, ее влияние на различные стороны жизни страны, умение использовать выгоды или превращать недостатки в достоинства.

Цель: развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества. Умение работать с картографическими источниками информации, анализировать, делать выводы.

^ 3. География природопользования

Развитие человечества как история взаимоотношений человека и природы. Понятие о природопользовании. Рациональное и нерациональное природопользование. Типология стран по особенностям природопользования. Отрицательные последствия нерационального природопользования; истощение многих видов природных ресурсов и ухудшение их качества. Основные методы рационального природопользования: экономические, технологические, санитарно – гигиенические.

Ключевые слова и выражения: рациональное и нерациональное природопользование, методы рационального природопользования.

^ Население мира

Численность и воспроизводство, половой и возрастной состав населения мира

Динамика численности населения мира в ХХ – XXI вв. Типы воспроизводства населения: традиционный, переходный и современный. Особенности естественного движения населения в странах трех типов воспроизводства. Концепция демографического перехода и его социально – экономическая основа. Демографическая политика и ее основные виды (ограничительная, стимулирующая). Возрастная структура населения различных регионов мира; «зрелые» и «молодые» регионы. Старение нации и омоложение населения – в возрастной структуре мирового населения. Продолжительность предстоящей жизни населения, и ее региональные различия. Парадокс полового состава мирового населения: преобладание мужского населения в мире и преобладание женского населения в большинстве стран мира. Половозрастные пирамиды и их анализ.

Ключевые слова и выражения: воспроизводство населения, традиционный, переходный и современный типы воспроизводства населения, демографический переход, демографическая политика, возрастная и половая структура населения, продолжительность предстоящей жизни населении, половозрастные пирамиды.

Географическая номенклатура.

Регионы и страны мира с максимальной долей мужского населения: ^ Юго-Западная Азия, Китай и Индия. Максимальная доля женского населения: страны СНГ. Страны мира, имеющие самую высокую продолжительность предстоящей жизни населения (2007 г.): Андорра, Япония, Сан – Мариино, Сингапур, Швеция. Страны мира, имеющие самую низкую продолжительность предстоящей жизни населения (2007 г.): Свазиленд, Ангола, Замбия, Зимбабве, Лесото.

^ Практическая работа. Воспроизводство. Типы демографического перехода.

Цель: анализ половозрастных пирамид, определение места страны на определенных этапах демографического перехода.

Географический рисунок мирового населения

Географическая история расселения человека по планете. Основные особенности современного размещения населения. Плотность населения и отличия; ареалы повышенной плотности населения. Три типа размещения населения: городской, сельский, кочевой; их мировая география.

Понятие об урбанизации, ее основные этапы (формирующаяся, развитая и зрелая урбанизация), и их специфика. Урбанизация в развитых и развивающихся странах. Миграции населения, их критерии и виды. Внутренние и внешние, постоянные и временные миграции.

Ключевые слова и выражения: расселение населения, размещение населения, плотность населения, типы размещения населения, миграции населения, беженцы.

Географическая номенклатура. Страны мира с максимальной плотностью населения: Бангладеш, Республика Корея, Нидерланды, Ливан, Руанда, Индия. Микрогосударства: Монако, Сингапур, Гибралтар, Мальта.

Страны мира с минимальной плотностью населения: ^ Гренландия, Австралия, Намибия, Мавритания, Монголия.

Страны мира с максимальной долей городского населения: Сингапур, Бельгия, Кувейт, Уругвай, Исландия, Катар, Австралия.

Страны мира с минимальной долей городского населения: ^ Восточный Тимор, Бутан, Уганда, Эфиопия, Малави, Соломоновы о-ва.

Страны массовой эмиграции населения: Пакистан, Бангладеш, Филиппины, Таиланд, Иран, Мексика.

Страны массовой иммиграции населения: ^ США, Германия, Канада, Австралия.

Практическая работа.

1.Взаимосвязь между уровнем социально-экономического развития страны и долей городского населения.

2. По утверждению многих ученых «город является противоречием окружающей его природе». Поэтому всегда возникали модели неких «Экополисов»- идеальных городов. Как вы думаете, каким основным требованиям должен отвечать экополис, чтобы не входить в противоречие с окружающей средой и природой самого человека? Результат работы может быть представлен в форме Эссе, проекта.

^ 3. Человечество – мозаика рас и народов

Расовый состав населения мира и его региональные особенности.

Понятие об этносе (народе). Этнические процессы в современном мире: объединение, разъединение, консолидация. Национальный состав населения мира; одно – дву- и многонациональные страны. Классификация народов мира по языковому принципу; основные языковые семьи и группы и особенности их размещения.

Ключевые слова и выражения: раса, народ (этнос), национальный состав населения

Географическая номенклатура. Однонациональные страны мира: Япония, Чехия, Венгрия, Египет, Германия, КНДР, Республика Корея, Ливия.

Двунациональные страны мира: ^ Бельгия, Канада, Кипр.

Многонациональные страны мира: Индия, Индонезия, Филиппины, Россия, Швейцария.

Современная география религий

Религия, ее географические виды (мировые, этнические, традиционные религии). Очаги возникновения и современная география распространения основных религий. География паломничества к святым местам. Особенности религиозного состава населения стран мира. Храмовые сооружения как элемент культурного ландшафта; их основные виды.

Ключевые слова и выражения: мировые, этнические и традиционные религии, паломничество.

Географическая номенклатура. Страны с максимальной численностью верующих:

Католиков – Бразилия, Мексика, США

Протестантов – США, Нигерия, Великобритания

Православных – Россия, Украина, Румыния

Мусульман – Индонезия, Пакистан, Индия, Бангладеш

Буддистов – Китай, Япония, Таиланд

Индуистов – Индия, Непал, Бангладеш

Иудаистов – США, Израиль, Россия.

^ 5. Уровень и качество жизни населения

Уровень и качество жизни как основные критерии, определяющие условия жизни людей. Основные показатели уровня жизни населения: размеры доходов, размеры производства продукции в расчете на душу населения. Богатые и бедные страны мира. Уровень бедности, справедливость в распределении доходов населения. Качество жизни населения и его составляющие: экономическая, экологическая и социальная. Индекс человеческого развития (ИЧР) как показатель качества жизни населения.

Ключевые слова и выражения: уровень и качество жизни населения, индекс человеческого развития (ИЧР).

Географическая номенклатура. Страны мира с максимальной величиной произведенной продукции на душу населения (ВВП на душу населения): Люксембург, Бермудские о-ва, Экваториальная Гвинея, ОАЭ, Норвегия, Ирландия, США.

Страны мира с минимальной величиной произведенной продукции на душу населения (ВВП на душу населения): ^ Малави, Сомали, Коморские о-ва, Соломоновы о-ва, Демократическая Республика Конго, Бурунди.

Страны мира с самым высоким ИЧР: Норвегия, Исландия, Австралия, Люксембург, Канада, Швеция, Швейцария.

Страны мира с самым низким ИЧР: ^ Нигер, Сьерра – Леоне, Буркина – Фасо, Мали, Чад, Гвинея – Бисау.

География мирового хозяйства

Особенности развития современного всемирного хозяйства

Понятие о всемирном (мировом) хозяйстве; основные этапы его развития.

Факторы формирования всемирного хозяйства: глобализация, интернационализация, научно – техническая революция (НТР), социализация. Научно – технический прогресс и НТР. Научно – технический потенциал и его составляющие. Глобализация как всемирный процесс; ее проявления в экономической, политической и социальной сферах жизни современного общества. Всемирное хозяйство в эпоху глобализации; широкое развитие процессов транснационализации и экономической интеграции. Географические аспекты экономической интеграции и деятельности транснациональных корпораций (ТНК). Главные интеграционные объединения. Человек в современном всемирном хозяйстве.

Ключевые слова и выражения: всемирное (мировое) хозяйство, глобализация, научно – техническая революция (НТР), транснационализация, транснациональные корпорации (ТНК), научно – технический потенциал, экономическая интеграция, социализация.

Географическая номенклатура. Состав участников крупнейших интеграционных объединений:

ЕС (Европейский Союз) - Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Мальта, Кипр.

АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) - Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины.

НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли) - США, Канада, Мексика.

ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ АССОЦИАЦИЯ^ ИНТЕГРАЦИИ (ЛАИ) - Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили и Эквадор.

^ 2. Факторы размещения хозяйства

Понятия о факторах размещения производства.

Основные факторы размещения хозяйства и их характеристика: территория, природно – ресурсный потенциал, экономико–географическое положение, трудовые ресурсы, потребитель, транспорт и связь, научно – технический потенциал. Изменение роли факторов в процессе исторического развития хозяйства. Типы промышленных районов: старопромышленные, новые промышленные районы, районы концентрации новейших производств. Государственная региональная политика.

Ключевые слова и выражения: факторы размещения хозяйства, старопромышленные районы, новые промышленные районы, районы концентрации новейших производств, государственная региональная политика.

Географическая номенклатура.

Промышленные районы, возникшие на базе добычи полезных ископаемых: ^ Рур в Германии, Донбасс на Украине, Западносибирский в России.

Столичные промышленные районы: Лондонский, Парижский, Токийский.

Приморские промышленные районы: Марсельский во Франции, Новоорлеанский в США, Роттердамский в Нидерландах.

^ 3. «Кто есть кто» в мировой экономике

Страны мира во всемирном хозяйстве. Основные экономические показатели, определяющие место страны: размеры (масштабы), структура, темпы и уровень развития экономики. Показатели размеров экономики: валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП); страны – лидеры по размерам ВВП. Структура хозяйства и соотношение важнейших сфер экономики (сельского хозяйства, промышленности и непроизводственной сферы) по занятости населения и стоимости произведенной продукции. Различия в темпах экономического развития в странах мира на рубеже ХХ – XXI вв.; их социально – экономическая обусловленность. Основные показатели, характеризующие уровень экономического развития страны: ВВП надушу населения, производительность труда, доля наукоемкой продукции в производстве и экспорте и др.

Ключевые слова и выражения: валовая продукция, валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), размеры и структура производства, темпы и уровень развития экономики.

Географическая номенклатура. Страны мира, имеющие:

Самые большие размеры экономики: США, Китай, Япония, Индия, Германия.

Самый большой ВВП в расчете на душу населения: Люксембург, Бермудские о-ва, Экваториальная Гвинея, ОАЭ, Норвегия, Ирландия, США.

Самые высокие темпы экономического развития: Китай, Ирландия, Сингапур, Малайзия, Индия.

Самую высокую долю сельского хозяйства в экономике: Мьянма, Танзания, Бурунди, Лаос, Гвинея – Бисау.

Самую высокую долю промышленности в экономике: Алжир, Ангола, ОАЭ, Экваториальная Гвинея, Габон, Ирак, Ливия.

^ 4. География отраслей мирового хозяйства. Мировое аграрное производство

Значение аграрного производства. Страны – лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции. Структура производства в мировом сельском хозяйстве и ее региональные различия. Структура и география мирового растениеводства; ведущая роль зерновых и технических культур (главные культуры). География мирового животноводства; особенности размещения скотоводства, свиноводства и овцеводства. Уровень развития сельского хозяйства и его показатели (производительность труда, производство продукции в расчете на душу населения и единицу сельскохозяйственных угодий, уровень механизации и химизации, самообеспеченность страны продовольствием и др.).

Ключевые слова и выражения: структура и уровень развития сельского хозяйства, самообеспеченность продовольствием.

В производстве аграрной продукции – США, Китай Индия, Бразилия, Индонезия, Россия

В производстве зерна – Китай, США, Индия, Россия, Франция

По поголовью крупного рогатого скота – Индия, Бразилия, Китай, США, Аргентина

По поголовью свиней – Китай, США, Бразилия, Германия

По поголовью овец – Китай, Австралия

По экспорту сельскохозяйственной продукции – США, Франция, Канада

По импорту сельскохозяйственной продукции – США, Япония, Германия.

^ Практическая работа. Главные сельскохозяйственные районы мира. Специализация. Влияние различных факторов на размещение и специализации. Работа с картами атласа, сопоставление и анализ.

Работа с к/к с итоговым резюме.

^ 5. Горнодобывающая промышленность мира

Горнодобывающая промышленность во всемирном хозяйстве. Структура добычи минерального сырья; особая роль топлива металлических руд. Изменения в структуре производства и географии мировой топливной промышленности. Особенности географии добычи минерального сырья. Страны – лидеры в добыче полезных ископаемых; «главные горнодобывающие державы». Актуальные проблемы развития горнодобывающей промышленности мира: ресурсообеспеченность, рациональное использование, резкие колебания цен на сырье и пр.

Ключевые слова и выражения: главные горнодобывающие державы, ресуорсообеспеченность.

Географическая номенклатура. Главные горнодобывающие державы: США, Россия, Китай, Австралия, Канада, ЮАР.

^ 6. Обрабатывающая промышленность мира

Роль обрабатывающей промышленности во всемирном хозяйстве. Особенности географии мировой обрабатывающей промышленности; ведущая роль стран Азии, страны – лидеры. Прогрессивные сдвиги в структуре обрабатывающей промышленности; ведущая роль машиностроения и химической промышленности. Структура мирового машиностроения; особое значение автомобильной промышленности (ее современная география).

Ключевые слова и выражения: обрабатывающая промышленность, структура обрабатывающей промышленности.

Географическая номенклатура. Страны – лидеры:

В мировой обрабатывающей промышленности – ^ Китай, США, Япония, Германия, Индия

В производстве автомобилей – Япония, США, Китай, Германия, Республика Корея.

Практическая работа. О сдвигах в размещении отраслей промышленности под влиянием современных факторов. Анализ динамики размещения??? за определенный промежуток времени???

^ 7. Непроизводственная сфера. Транспорт

Место непроизводственной сферы во всемирном хозяйстве. Структура непроизводственной сферы: услуги, финансы, транспорт и связь, внутренняя торговля, управление. Особенности географии отдельных секторов непроизводственной сферы. Главные виды деловых и потребительских услуг; их география. Транспортная система мира; ее география; влияние НТР; роль отдельных видов транспорта. Обеспеченность транспортными путями. Типы конфигурации транспортной сети. География мировых грузопотоков. Уровень развития транспорта е его показатели.

Ключевые слова и выражения: непроизводственная сфера, постиндустриальная эпоха, услуги, мировая транспортная система, обеспеченность транспортными путями, конфигурация транспортной сети.

Географическая номенклатура. Страны – лидеры по размерам торгового флота – Панама, Китай Либерия, Мальта, Россия.

Крупнейшие морские порты мира – Шанхай, Сингапур, Роттердам.

Страны мира, имеющие самую протяженную сеть железных дорог – ^ США, Россия, Китай, Индия.

Практическая работа. Работа с картографической информацией – сравнение двух регионов мира – особенности размещения и конфигурации транспортных магистралей и причины на это повлиявшие.

^ 8. Современная информационная экономика

Развитие информационной экономики и информационной индустрии в постиндустриальную эпоху. Структура и география информационной экономики. Основные виды информационных услуг. Типы научно – производственных центров: технополисы, города науки, технопарки; их географическая специфика.

Ключевые слова и выражения: информационная экономика, информационная индустрия, информационные услуги, технополисы, технопарки, города науки.

Географическая номенклатура. Крупнейшие города науки – Рейли (США), Цукуба (Япония), Южный Иль – де – Франс (Франция), Новосибирск, Зеленоград (Россия).

Международные экономические отношения

^ 1. Современные мирохозяйственные связи

Международное географическое разделение труда (МГРТ) как основа развития международных экономических отношений (МЭО). Труды Н.Н.Баранского. Международная специализация производства и ее виды: межотраслевая, предметная, технологическая и подетальная. Подетальная специализация и международное кооперирование производства. Масштабы участия стран в МЭО; ведущая роль стран – лидеров (США, Япония, Китай, Германия). Степень участия стран в МЭО; различный уровень «открытости» их экономики. Понятие о международной конкурентоспособности стран; факторы ее определяющие. Основные формы МЭО: международная специализация и кооперирование производства, внешняя торговля товарами, внешняя торговля услугами (финансовые отношения, торговля научно – техническими знаниями, международный туризм, международный рынок рабочей силы).

Ключевые слова и выражения: международное географическое разделение труда (МГРТ), международные экономические отношения (МЭО), международная специализация и кооперирование производства, масштабы и степень участия стран в МЭО, конкурентоспособность, «открытость» экономики, формы МЭО, внешняя торговля товарами и услугами.

Географическая номенклатура. Межотраслевая сырьевая специализация стран мира:

Необработанная древесина – Мьянма, Лаос, Демократическая Республика Конго

Сельскохозяйственная продукция – Эфиопия, Парагвай, Афганистан, Чад

Рыба и морепродукты – Гренландия, Исландия.

Страны с максимальным уровнем «открытости» экономики: Сингапур, Лихтенштейн, ОАЭ, Бельгия, Ирландия.

Страны с минимальным уровнем «открытости» экономики: Эфиопия, Индия, США, Бразилия, Япония.

^ 2. Внешняя торговля товарами

Динамичное развитие внешней торговли как свидетельство дальнейшей интернационализации производства. Прогрессивные сдвиги в структуре внешней торговли – постоянное увеличение доли готовой промышленной продукции и уменьшение доли сырья. Особенности географии мировой внешней торговли; ведущая роль Европы и Азии и стран – лидеров (США, Китай и Германия). Главные торговые потоки: внутриевропейская и внутриазиатская торговля. Баланс (сальдо) внешней торговли; факторы его формирования и экономическая роль. Уровень развития внешней торговли.

Ключевые слова и выражения: экспорт, импорт, сальдо (баланс) внешней торговли, география внешней торговли.

Географическая номенклатура.

Главные экспортеры товаров – Китай, Германия, США.

Главные импортеры товаров – ^ США, Китай, Германия.

Страны, имеющие самое большое положительное сальдо внешней торговли – Китай, Германия, Россия.

Страны, имеющие самое большое отрицательное сальдо внешней торговли – ^ США, Великобритания, Испания.

Практическая работа. Особенности географии и структуры внешней торговли товарами на основе анализа статистических данных.

^ 3. Международные финансовые отношения

Международные финансовые отношения (МФО) как совокупность трех мировых рынков – валютного, кредитного и инвестиционного. Понятие о валюте; виды валют(национальная, иностранная, коллективная, резервная). Главная коллективная валюта – евро и география ее распространения. Доллар США и евро – основные резервные валюты мира. География мировой валютной торговли. Валютные резервы и золотой запас стран мира; источники их формирования и экономическая роль. Роль международных кредитов в развитии экономики; государственное и частное кредитование. Внешняя задолженность стран мира; причины ее образования и возможности ликвидации. Мировой рынок инвестиций и его география. Новые мировые финансовые центры и специфика их деятельности («налоговые гавани» и оффшоры).

Ключевые слова и выражения: валюта и ее виды (национальная, иностранная, коллективная, резервная). Валютный, кредитный и инвестиционный рынок, внешняя задолженность, «налоговая гавань», оффшор.

Географическая номенклатура.

Страны, обладающие крупнейшими резервами иностранной валюты – ^ Китай, Япония, Россия, Тайвань, Республика Корея.

Важнейшие центры торговли валютой – Лондон, Нью-Йорк, Токио.

Страны, обладающие запасами золота – ^ США, Германия, Франция, Италия.

Страны, имеющие самую большую внешнюю задолженность – Бразилия, Россия, Мексика, Китай.

Крупные оффшорные центры – Гибралтар, Сянган, Панама, Либерия.

^ 4. Международный туризм

Экономическая роль международного туризма. Классификация видов туризма – приморский, морской круизный, горнолыжный, познавательный, религиозный паломнический и др.; их география.. Основные туристические потоки – внутриевропейский, американо-европейский. Регионы и страны лидеры международного туризма; ведущая роль Европы, европейских стран (Франции, Испании и Италии), а также США и Китая.

Ключевые слова и выражения: виды туризма - приморский, морской круизный, горнолыжный, познавательный, религиозный паломнический.

Географическая номенклатура. Главные районы и страны приморского туризма – Средиземноморье; Испания, Италия, Франция.

Главные районы и страны горнолыжного туризма – ^ Альпийский регион; Австрия, Швейцария.

Главные районы морского круизного туризма – Средиземноморье, Карибский бассейн, Океания.

Наиболее посещаемые туристами города – ^ Париж, Лондон, Рим, Афины, Вена, Венеция.

Центры религиозного паломничества – Рим (Ватикан), Иерусалим, Мекка, Варанаси.

Страны, принимающие больше всего иностранных туристов – ^ Франция, Испания, США, Италия, Китай.

Многоликая планета

Общая характеристика регионов и стран мира

Географические регионы мира

Понятие о географическом регионе и субрегионе. Части света как историко-географические регионы мира; их географическое наследие и географическая специфика. Географическое наследие как элементы культуры и цивилизации, оказавшие большое влияние на современные географические особенности региона. Географическая специфика региона как историко-географический анализ пространственного рисунка размещения населения и хозяйства. Особенности состава каждого региона мира. Место регионов в современном мире.

Ключевые слова и выражения: регион, субрегион, историко-географический регион, географическое наследие, географическая специфика.

Географическая номенклатура. Историко – географические регионы мира – Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия и Океания.

^ 2. Геополитический образ мира

Понятие о геополитике. Составляющие геополитики: определение сферы геополитических интересов страны, построение системы отношений с различными странами, разработка методов обеспечения интересов государства. Сферы геополитических интересов различных стран мира и методы обеспечения геополитических интересов страны – экономические, политические, военные, культурологические и др. Геополитическое положение стран мира и его составляющие – экономическая и военная мощь, ресурсный потенциал и др. Современная геополитическая ситуация в мире. Политическая география как ветвь географической науки.

Ключевые слова и выражения: геополитика, геополитическое положение страны, политическая география, политико-географическое положение.

Географическая номенклатура. Геополитические лидеры современного мира – США, Россия, Китай, Япония, Великобритания, Франция, Германия, Индия.

^ 3. Многообразие стран мира

Политическая карта как «политический портрет мира»; ее особенности. Государства и страны на политической карте. Особенности территории стран – географическое положение, величина, конфигурация. Государственное устройство стран мира: формы правления (республики и монархии) и территориально – государственное устройство (унитарные страны и федерации). Специфика государственного устройства некоторых стран мира – абсолютные и теократические монархии, страны Содружества и др. Непризнанные государства на карте мира.

Ключевые слова и выражения: политическая карта, страна, государство, зависимая страна (территория), конфигурация территории, государственное устройство, республика, монархия абсолютная и ограниченная, унитарное и федеративное государство, непризнанное государство.

Географическая номенклатура. Непризнанные государства – Северный Кипр, Абхазия, Нагорный Карабах, Западная Сахара.

Практическая работа. (На выбор)

1. Оценка геополитического положения страны.

2. Сравнительная оценка геополитического положения двух стран.

Умение находить и анализировать факторы, определяющие геополитическое положение страны, работать с различными источниками информации (карты разного содержания, СМИ), делать оценочные выводы на основе применения полученных знаний.

^ Зарубежная Европа – огромная роль маленького региона

Зарубежная Европа в современном мире

Место Зарубежной Европы: небольшая территория и численность населения, ограниченный природно-ресурсный потенциал, крупный экономический и военный потенциал, большой геополитический вес. Политическая карта и изменения на ней во второй половине ХХ в. Высокая степень заселенности территории. «Старение нации» и массовая иммиграция. Зрелая урбанизация; крупнейшие агломерации и мегалополисы. Однородность этнического и религиозного состава населения большинства стран. Этнические и конфессиональные проблемы и конфликты. Крупный экономический потенциал, ведущие позиции в системе международных экономических отношений. Европа – зона самых активных интеграционных процессов. Влияние интеграции на географию хозяйства региона.

Ключевые слова и выражения: политическая карта, международные организации, «старение нации», иммиграция, зрелая урбанизация, экономическая интеграция.

Географическая номенклатура. Состав участников Европейского Союза и НАТО. Страны – участницы Шенгенского соглашения, между которыми отсутствует таможенный и пограничный контроль: Aвстрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Италия, Греция, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания, Швеция, Норвегия, Исландия, Эстония, Литва, Латвия, Мальта, Польша, Словения, Чехия, Словакия и Венгрия.

^ 2. Историко – географические особенности формирования европейского экономического пространства

Особенности географического (пространственного) рисунка европейского хозяйства: высокая степень освоенности территории, единое экономическое пространство. Основные этапы формирования европейского экономического пространства: начало нашей эры, периоды раннего и развитого феодализма, эпоха позднего феодализма и Великих географических открытий, ХIII – XIX вв., первая и вторая половина ХХ в. Современный пространственный рисунок европейского хозяйства; главное экономическое ядро, основные экономические ареалы, экономическая ось.

Ключевые слова и выражения: географический (пространственный) рисунок хозяйства, экономический ареал, экономическое ядро, экономическая ось.

Географическая номенклатура. Европейские экономические лидеры прошлых эпох:

Начало нашей эры – Римская империя

Ранний феодализм – Франкское государство

Развитой феодализм – городские республики Северной Италии (Венеция, Генуя, Флоренция), Ганзейский союз

Поздний феодализм – Испания, Португалия, Англия, Нидерланды

ХIII – XIX вв. – Англия, Франция, Германия, Италия, Россия

^ Практическая работа. Территориальная структура хозяйства Европы.

На основе анализа карт учебника, атласа дать анализ территориальной структуры хозяйства Европы. Сделать вывод, какие природно-географические, экономические, политические факторы способствовали формированию ТСХ Европы?

^ 3. Внутренние географические различия в Зарубежной Европе

Природные, политические и социально – экономические различия внутри Зарубежной Европы. Географические субрегионы и их специфика.

Ключевые слова и выражения: географический субрегион, международная специализация хозяйства.

Географическая номенклатура. Географические субрегионы Зарубежной Европы – Северная, Средняя, Южная и Восточная Европа.

^ Северная Европа

Северная Европа: приморское положение; морские, лесные, гидроэнергетические ресурсы; малая численность населения и высокие стандарты жизни; старые (рыболовство, лесное хозяйство, судоходство и пр.) и новые (добыча нефти и природного газа, электроника и пр.) отрасли международной специализации хозяйства.

^ 4. Норвегия – природная среда в жизни человека

Природные условия и природные ресурсы как основа зарождения и развития хозяйства Норвегии. Особая роль моря в жизни норвежцев. Традиционные виды хозяйства: морское и лесное хозяйство, горнометаллургическое производство. Развитие рыболовства, морского транспорта, целлюлозно-бумажной и алюминиевой промышленности. Нефтяная эпоха в жизни Норвегии; изменения в структуре хозяйства и новая международная специализация страны; значительное повышение уровня жизни населения. Особенности размещения населения и хозяйства страны: особая роль прибрежных районов и столичной агломерации.

Ключевые слова и выражения: традиционные виды хозяйства, морское хозяйство, нефтегазовый комплекс, пространственный рисунок размещения населения и хозяйства.

Географическая номенклатура. Северная Европа, Северное море. Столичная агломерация Осло. «Нефтяная столица»– Тронхейм.

^ Средняя Европа

Географический облик Средней Европы: значительная численность населения, массовая иммиграция; крупный экономический потенциал и ведущая роль стран субрегиона в мировом хозяйстве и международных экономических отношениях, крупномасштабное развитие всех основных производств; экологические проблемы.

^ 5. Германия – «экономический локомотив Европы»

Историко – географические и социальные факторы превращения Германии в европейского лидера. Длительная политическая раздробленность Германии; поздняя индустриализация. Раскол и объединение Германии во второй половине ХХ в. Географическое положение Германии в Европе: «ключевое» центральное положение, высокая степень соседства (большое количество стран – соседей). Ограниченный природно – ресурсный потенциал страны; значительные ресурсы угля и калийных солей; благоприятные агроклиматические ресурсы. Крупная численность населения; «нулевой» прирост населения и массовая иммиграция. Традиционные трудовые навыки населения. Возрастающая роль немецкого языка в современном мире. Крупные масштабы и высокий уровень развития хозяйства страны. Высокая экспортность производства; активное участие в системе международных экономических отношений. «Полицентрический» пространственный рисунок немецк

I этап. Ознакомление и проработка теоретического материала.

1.1 Введение: география как наука. Методы географических исследований и источники географической информации.

Нельзя заниматься политикой и эконо­микой, не зная географии.

Каждая научная дисциплина вносит свой вклад в формирование наших представлений о мире. Роль географии в системе наук уникальна, так как только она дает представление и о природе нашей планеты, и о чело­веческом обществе, формирует образ конкретной территории. Геогра­фические знания и умения - один из необходимых элементов культуры.

♦ Как развивалась география как наука?

Определенными географическими знаниями обладали уже древние народы. Первые дошедшие до нас письменные сведения об этом отно­сятся к IV-III тыс. до н. э. Это в основном карты территорий.

Особое место в истории географии принадлежит эпохе Великих географических открытий. Главными стимулами для путешественников в то время были поиск новых торговых путей и военные завоевания.

В XVII-XIX вв. география наиболее интенсивно развивалась в за­рубежной Европе и России. Наряду с открытием и описанием новых земель географы занимались поиском закономерностей в размещении географических объектов. О широте и глубине географических иссле­дований того времени можно судить на примере работ Карла Риттера и Петра Семенова-Тян-Шанского.

Географическая мозаика: К. Риттер и П. П. Семенов-Тян-Шанский

К. Риттер (1779-1859) - немецкий географ, почетный член Петербургской ака­демии наук. Развил сравнительный метод в географии, применив его к изучению форм рельефа. В объяснении общественных явлений примыкал к школе так

называе­мого географического детерминизма, доказывающего решающее влияние природы на судьбы народов. Основной труд - «Землеведение». При жизни ученого вышло 19 томов, посвященных Азии и Африке. П. П. Семенов-Тян-Шанский (1827-1914) - русский путешественник, географ, ботаник, энтомолог, статистик, общественный и государственный деятель. В 1856-1857 гг. совершил путешествие на Тянь-Шань, установил невулканическое происхож­дение гор, открыл обширную ледниковую область, исследовал оз. Иссык-Куль, соста­вил первую схему расположения хребтов Тянь-Шаня. За эти исследования в 1906 г. получил к фамилии приставку Тян-Шанский. Составил «Географическо-статистический словарь Российской империи». Был инициатором первой всеобщей переписи населения России. Предложил схему районирования России. Вместе с историком В. И. Ламанским руководил многотомным изданием «Россия. Полное географическое описание нашего отечества». Был членом многих русских и иностранных научных об­ществ. Опубликовал трехтомную «Историю полувековой деятельности Русского гео­графического общества».

Основные цели современной географии - географическое обосно­вание рациональной территориальной организации общества и приро­допользования, создание стратегии экологически безопасного развития цивилизации. Важнейшие сферы интересов географии - процессы взаимодействия человека и природы, закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на локальном, региональном, национальном (государственном), континен­тальном, океаническом и глобальном уровнях.

♦ Какие элементы образуют систему научных знаний в географии?

Как и в любой другой науке, в географии сложилась своя система научных знаний. Известный отечественный географ Владимир Максаковский сформулировал их характеристики.

Учение - совокупность теоретических положений (теорий, кон­цепций и др.). Пример - учение о биосфере, ноосфере, природопользовании, происхождении культурных растений, почвах, географиче­ской оболочке, географической зональности, ПТК и др.

Теория - система основных идей в той или иной отрасли знания. Пример - теории тектоники литосферных плит, экономического райо­нирования.

Закон - необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Примером могут служить законы происхождения и географического размещения почв мира, разработанные известным русским ученым-почвоведом Василием Докучаевым.

Закономерность - соответствие с законом, последовательное про­явление закона.

Концепция - совокупность наиболее существенных элементов те­ории, точка зрения, основная идея для понимания сущности опреде­ленных процессов и явлений. В экономической географии известны концепция опорного каркаса территории, выдвинутая в середине XX в. Николаем Баранским, концепция больших циклов Николая Кондратье­ва и др.

Гипотеза - предположение о причинах каких-либо явлений, не проверенное и не подтвержденное экспериментом. Примеры: гипотезы образования Солнечной системы, дрейфа материков, стабилизации численности населения Земли и др.

Понятие - мысль, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений; рассматривается как элемент учений, теорий, концепций и гипотез.

Термин - слово или словосочетание, обозначающее понятие и фиксирующее его в кратком изложении. Понятия и термины - это язык науки. Владение географической терминологией - первый шаг к овладению географической культурой.

♦ Какие источники содержат географическую информацию?

В современной географической науке, как и во всех сферах чело­веческой деятельности, поток информации постоянно возрастает. Су­ществуют различные источники получения географической информа­ции: статистические, картографические, исторические документы, на­учная литература, энциклопедии, периодические издания, Интернет и т. д.

Современный мир развивается очень быстро, ситуация меняется буквально на глазах. Для получения свежей информации можно широ­ко использовать источники в Интернете. Например, общие тенденции социально-экономического развития мира, отдельных его регионов и стран можно рассматривать на основе данных ООН (http://www.un.org/ russian). Оперативная информация о населении и хозяйстве России содержится на сайте Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru). Для получения наиболее полной и объективной ин­формации нужно использовать несколько разных источников.

♦ Какие существуют методы географических исследований?

Как и в любой другой науке, в географии существуют различные методы исследований. Некоторые из них являются типично географи­ческими, другие - общенаучными (рис. 2).

Особое место среди методов географических исследований зани­мает географическое прогнозирование, которое всегда было тради­ционным методом в географии. Без прогноза невозможно представить перспективы развития какой-либо страны или территории. Для того чтобы определить изменения конкретной территории, которые могут произойти в результате хозяйственной деятельности человека, ученые создают гипотезу будущего развития объекта. Например, создан географический прогноз развития ситуации в Аральском бассейне, где тесно переплетаются различные проблемы.