Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений. Дети смотрят вверх и вниз. Вот одна упала на мою ладошку

В.П. Сапожникова

МБДОУ « ДСОВ № 111» МО г. Братск

«ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В современном обществе одной из актуальных проблем является тема здоровья подрастающего поколения, которая связана с увеличением количества детей, имеющих тяжелые различные речевые нарушения, а также задержку интеллектуального развития. При этом страдает внимание, память, нарушение общей моторики, т.е. появляется неловкость, недостаточная подвижность и скоординированность движений пальцев рук, запаздывает сенсорное развитие, возникает проблема с ориентацией в пространстве. Все эти перечисленные факты затрудняют процесс успешной социализации, адаптации ребенка к новым школьным условиям.

С давних времен музыка использовалась в лечебных целях, воздействуя на человека в первую очередь своим ритмом, а лишь затем звуковысотным сочетанием и тембром ее звучания. В связи с этим сформировалось особое направление – логопедическая ритмика, основу которой составляет синтез слова, музыки и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

При систематическом использовании логопедической ритмики, можно добиться :

    Развития координации движений;

    Развития чувства ритма, певческих способностей;

    Активизации всех видов внимания и памяти;

    Развития творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности;

    Формирования речевых навыков;

Перед педагогами стоят следующие задачи:

1. Формировать представление о средствах выразительности музыки (тембр, ритм, темп, динамика) и умение соотносить их со средствами ритмической выразительности.

2. Развивать общую и мелкую моторику, двигательную свободу и координацию движений.

3. Воспитывать правильное звукопроизношение и формировать фонематический слух.

4. Активизация естественной потребности ребенка получать удовольствие от собственной активной музыкальной деятельности, то есть развитие творческих способностей детей. Можно выделить два основных направления в работе с детьми:

1. Развитие неречевых процессов: освоение основных движений; регуляция мышечного тонуса; овладение приемами массажа, самомассажа; развитие внимания и памяти; развитие чувства музыкального размера, темпа, ритма; развитие мелкой моторики; обучение исполнению детей точной метрической пульсации и ритмических рисунков на музыкальных инструментах; освоение навыков выразительного движения; развитие коммуникативных навыков.

2. Развитие речевых навыков: развитие дыхания; темп речи; интонационная выразительность речи с движением; усвоение певческих навыков; мимика; артикуляция; фонематическое восприятие.

Логоритмические занятия включают в себя следующие элементы:

    Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук.

    Развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти.

    Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, музыкально- дидактические игры

    Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве.

    Развитие чувства ритма.

    Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности.

    Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков

    Упражнения для укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания

    Коммуникативные игры и танцы.

    Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям.

    Упражнения на развитие словотворчества.

В музыкальном зале создана коррекционно-развивающая среда: коррекционно- шумовая «полянка» для развития ритмического, звуковысотного, фонематического слуха и речевого дыхания, шумовые инструменты по методике Карла Орфа, подбор фонограмм для развития тембрового и фонематического слуха, а также изготовлены музыкально- дидактические игры и пособия (для мелкой и общей моторики, для развития речевого дыхания). Определить умение ребенка координировать движения, можно по тому, как он ходит, бегает, прыгает. Для этого используются речедвигательные упражнения под музыкальное сопровождение, главной задачей которых является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями: «Мы шагаем», «Деревья», «Мы листочки», «Мы слепили снежный ком», а также ритмические игры для развития музыкально-ритмического слуха: «Капли», «Ежик и барабан», «Лягушки», «Мороз», «Ритмическое эхо», и т.д. Особенно привлекательны для детей коммуникативные танцы-игры («Поиграем веселей!», «Веселые дети», «Ау!» и т.д.), поскольку они построены в основном на жестах и движениях, которые выражают дружелюбие и радостные эмоции. А игра на разных музыкальных и шумовых инструментах способствует развитию музыкально-ритмического чувства, координации движений, общей и мелкой моторики. На первых этапах ребенок играет только на самых простых инструментах (маракас или колокольчики, шумелки). Ещё для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью, на занятиях использую пальчиковые игры:«Мальчик-пальчик», «Ладушки», «Где же ручки», «Пять утят», «Замок», «Часы». Преимущество этих игр заключаются в том, что они занимательны, доступны детям по содержанию, а также имеют музыкальное сопровождение. Большую помощь в коррекционной работе оказывают музыкально-дидактические игры, которые вызывают у детей желание не только участвовать в них, но и решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме. Для заинтересованности детей используются разные сюжеты и музыкальные образы, красочные рисунки, схемы, карточки с фигурами игровых персонажей, разные музыкальные (колокольчики, металлофоны) и шумовые инструменты:

для развития звуковысотного слуха: «Матрешки пляшут», «Медвежья семья», «Треугольник и барабан»;

ритмический слух: «Шаловливые сосульки», «Следы зверей», «Ритмическое эхо». В коррекционной работе с детьми для развития слухового восприятия можно использовать фонограммы: «Шуршащие звуки», « Деревянные звуки», «Зимние звуки», «Весенние звуки», «Голоса природы», «Пение птиц»; сказки – шумелки « Заяц в лесу», «Мышиная история», «Трусливый Заяц»

Мною разработаны тематические конспекты занятий: «Приключения в зимнем лесу», «Кто, где живет», «Как будили солнышко», «Кто в теремочке живет?» и другие с использованием авторских игр: игра-песня с речью и движениями «Кот и мышка», игра с речью и движениями «Дождик», игра со звукоподражанием и движениями «Муха», «Как на горке снег-снег» и другие.

В результате проведенной работы у детей появилась выразительность, мягкость и музыкальность в движениях, мимике, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции; появилось умение выражать свои чувства не только в движениях, но и в слове. Дети стали глубже чувствовать музыку, ее особенности, вслушиваться в ритмический рисунок, характер и воплощать музыкальный образ в творческих импровизациях. У многих детей появился интерес к сольному исполнению песен, танцев. Исчезла «зажатость», появилось чувство раскованности, сформировано чувство ритма.

Ощущение радости, полученной ребенком на занятии, усиливает успешность в устранении речевых нарушений и обеспечивает социализацию каждого воспитанника. На основе приобретенных навыков у детей появилась способность к самовыражению и самореализации. Это проявляется в театрализованных постановках, праздниках и развлечениях не только в детском саду, но и на сценах города.

Литература:

1. Картушина М.Ю. «Мозаика-Синтез, 2015

2. Воронова А.Е. “Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие” - М.: ТЦ Сфера, 2013

3.Наталия Долгополова.Логоритмика, как средство развития музыкальных способностей и творческого начала детей дошкольного возраста /Режим доступа 28.11. 2015

Дети с нормальным речевым развитием к пяти годам свободно пользуются развёрнутой фразовой речью, самостоятельно составляют сложные предложения. К этому времени окончательно формируются правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу, навыки словообразования и словоизменения, накапливается достаточный словарный запас.

У детей с речевой патологией наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой системы. Дети мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении. Фонетическое оформление речи отстаёт от возрастной нормы. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры, недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха. Нарушаются логико-временные связи в повествовании. Эти нарушения служат серьёзным препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы.

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль может сыграть логоритмика.

Логоритмика представляет собой объединение на основе единого замысла системы музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции, двигательной активности. Необходимо особо отметить значение музыки при использовании логоритмики. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия.

Ритмитизированная форма речи привлекает детей своей живностью, эмоциональность настраивает детей на игру. Именно способность захватывать своим ритмическим строем, активно стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает её незаменимым компонентом логоритмики.

Включение логоритмических упражнений в музыкальные занятия, помогает легче усваивать программное содержание занятий. У всех детей наблюдаются укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, улучшаются моторные функции

Развитие речи идёт с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизрует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, адаптацию к условиям внешней среды. Большую связующую роль играет ритм. Он служит средством воспитания и развития у лиц с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включения его в речь. При использовании логоритмики повышается эффективность развития неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей к условиям внешней среды.

Цель и задачи логопедической ритмики

Целью проведения занятий по логопедической ритмике является коррекция речевых нарушений через развитие и исправление неречевых и речевых психических функций. Логопедическая ритмика помогает решать оздоровительные, образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.

Оздоровительные задачи. Укрепление костно-мышечного аппарата. Развитие дыхания. Развитие координации движений и моторной функции. Воспитание правильной осанки и походки. Развитие ловкости, силы и выносливости.

Образовательные задачи. Формирование двигательных умений и навыков. Развитие пространственных представлений, координации движений. Развитие переключаемости, организаторских способностей.

Воспитательные задачи. Воспитание и развитие чувства ритма, движениях ритмическую выразительность. Воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои творческие способности. Воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила и т.д.

Коррекционные задачи. Коррекционная направленность логопедической ритмики обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. Логопед учитывает возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. К коррекционным задачам относятся: развитие речегого дыхания, артикуляционного аппарата, грамматического стороя и связной речи, фонематического восприятия, формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти и др.

Коррекционные занятия с одной стороны, устраняют нарушенные функции, а с другой- развивают функциональные системы ребёнка: дыхание, голос, артикуляционный аппарат, произвольное внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

  • развитие слухового внимания и фонематического слуха;
  • развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
  • развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
  • воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
  • воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
  • формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
  • формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

Принципы организации занятий по логопедической ритмике

Принцип систематичности. Элементы логопедичекой ритмики включаются в логопедические занятия каждый день. Один раз в неделю проводятся логоритмические занятия. Подобная практика даёт устойчивый результат: в организме ребёнка и его психомоторике происходит положительная перестройка различных систем: дыхательной, сердечно-сосудистой, речедвигательной, сенсорной.

Принцип наглядности. При разучивании новых движений безукоризненный практический показ движений педагогом создаёт объективную предпосылку для успешного их освоения.

Принцип всестороннего воздействия. Обеспечение общего влияния занятий на организм, так как средства логопедической ритмики повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие нервнорефлекторные механизмы регуляции и способствуют комплексности корректирующих воздействий.

Принцип учёта симптоматики. Физические возможности детей соотносятся с речевой патологией. Исходя из этого дозируется соответствующая нагрузка. При этом занятия строятся на эмоциональном подъёме, с быстрой сменой деятельности, чтобы дети не уставали, а также не теряли интереса.

Принцип этапности. Определяется логическая последовательность приобретения, закрепления и совершенствованиявсего комплекса знаний, умений

и навыков. В его основу положен подход «От простого к сложному».

Методы и приёмы обучения на занятиях по логопедической ритмике

Используются:

1. наглядно- зрительные приёмы, такие, как показ педагогом движения; подражание образам; использование зрительных ориентиров и наглядных пособий.

2.приемы для обеспечения тактильно-мышечной наглядности с применением различного инвентаря: обручей, скакалок, кубиков, массажных мячей и т.д.

3.Наглядно-слуховые приёмы для звуковой регуляции движения: инструментальная музыка и песни, бубен, колокольчики и др.; короткие стихотворения.

Словесные методы применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений. Они включают следующие приёмы:

  • краткое одновременное описание и объяснение новых движений с опорой на жизненный опыт детей;
  • пояснение и показ движения;
  • указания при самостоятельном воспроизведении детьми показанного педагогом движения;
  • разъяснения смысла двигательных действий, уточнение сюжета игры;
  • команды для акцентирования внимания и одновременности действий; для этого используются считалки, игровые зачины из народно творчества;
  • образный сюжетный рассказ для развития выразительных движений у детей и лучшего перевоплощения в игровой образ (1-2 мин.);
  • словесную инструкцию, которая помогает оживить прежние впечатления.

Игровая форма активизирует элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, помогает совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции.

Соревновательная форма применяется как средство совершенствования уже отработанных навыков, воспитания чувства коллективизма, воспитания морально-волевых качеств.

Структура и содержание занятий по логопедической ритмике

Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Оно длится от 15 до 35 минут в зависимости от возраста детей. Занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть продолжается от 3 до 7 минут. Данное время необходимо для подготовки организма ребёнка к моторной и речевой нагрузкам. Используются такие упражнения как повороты и наклоны корпуса, различные виды ходьбы и бега с движениями руками, с изменением направления и темпа движения, с перестроениями. Спомощью этих упражнений дети учатся ориентироваться в пространстве, в право- левостороннем направлении движения и т.д. Вводные упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи с помощью музыки. Для улучшения координации движений, для тренировки устойчивости широко используются упражнения с перешагиванием через гимнастические палки, кубики, обручи. Они направлены на тренировку внимания, памяти и ориентировки, тормозных реакций.

Основная часть занимает от 10 до 25 минут и включает в себя следующие виды упражнений:

  • Ходьба и маршировка в различных направлениях;
  • Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
  • Упражнения регулируемые мышечный тонус;
  • Упражнения активизирующие внимание;
  • Упражнения регулирующие мышечный тонус;
  • Упражнения на развитие координации движения;
  • Упражнения на координацию речи с движением;
  • На координацию пения с движением;
  • Слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения;
  • Счетные упражнения;
  • Речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • Упражнения формирующие чувства ритма;
  • Упражнения формирующие чувство музыкального темпа;
  • На развитие мелкой моторики;
  • На развитие речевых и мимических движений;
  • Ритмические упражнения;
  • Пение;
  • Игра на музыкальных инструментах;
  • Музыкальная самостоятельная деятельность;
  • Игры (статические, малоподвижные, подвижные);
  • Упражнения для развития творческой инициативы.

Заключительная часть занимает от 2 до 7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, спокойная ходьба, релаксационные упражнения.

  1. 1.М.Ю. Картушина «Логоритмика для малышей» (сценарии занятий с детьми 3-4 лет); М. Творческий Центр «СФЕРА», 2005 г.
  2. 2.М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет»; М., Творческий Центр «СФЕРА», 2006 г.
  3. 3.М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет»; М., Творческий Центр «СФЕРА», 2007г.
  4. 4.А.Е. Воронова «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет» (методическое пособие); М., Творческий Центр «СФЕРА», 2006 г.
  5. 5.Г.В. Дедюхина «Работа над ритмом в логопедической практике» (методическое пособие); М., «Айрис Пресс», 2006 г.
  6. 6.«Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика», под редакцией Е.А. Медведевой; М., «Академия», 2002 г.

8. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика»М., 2002.

Аксанова Т.Ю. «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР: учебно-методическое пособие»; СПб.; ДЕТСТВО- ПРЕСС,2009


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
ПРЕЗЕНТАЦИЯМузыкальное развитие и коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством логопедической ритмики Составила: Котова Светлана Владимировна музыкальный руководитель МДОУ детский сад № 102 г.Волжский Волгоградской обл.2016г Цель: Преодоление речевого нарушения у детей дошкольного возраста путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмические занятия Общие задачи: Развивать речевые и певческие навыки: дыхание, дикция, звукообразование, речевая и певческая интонация.Развивать речедвигательную координацию.Формировать коммуникативные навыки.Развивать восприятие музыки и согласовывать её с движениями.Обеспечивать возможность эмоционального и двигательного самовыражения детей.Способствовать снижению психоэмоционального напряжения.Развивать умение передавать характер музыкальных произведений при помощи пантомимики и т.д. Младшая группа:Формирование чувства темпаРазвитие мышечного ощущения направления движенияФормирование предпосылок исполнительской деятельностиФормирование простейших элементов творчестваРасширение пассивного словаря, активизация речевого подражания и формирование фразовой речи Задачи воздействия на детей средствами логоритмики по возрастам Средняя группа:Развитие чувства темпа, чувства акцента, чередующихся ударенийФормирование навыка осознанного восприятия пространстваПостепенное отделение исполнительства от подражанияСтимуляция творческой активностиРазвитие способности понимать грамматические формы слов, формирование фразовой речи, развитие речевой и артикуляционной моторики, создание артикуляционной базы звуков. Старшая группа:Ориентация в ритмических структурах, соизмерение и различение звуков по их длительностиРазвитие музыкально-пластических способностейРазвитие у детей точности и выразительности исполненияВыделение творческой функции в самостоятельный вид деятельностиОбогащение и активизация словарного запаса, обучение правильному употреб- лению грамматических форм слов, раз- тие мелкой моторики Подготовительная группа:Формирование музыкально-ритмических способностей, развитие музыкально-ритмического мышленияРазвитие способностей пластической интерпритации музыкального произведения и овладение свободой движенийСовершенствование навыков связной речи, правиль- ного грамматического и звукового оформления речевых высказываний во всех ситуациях общенияОбучение творческому использованию накопленного арсенала знаний, навыков, умений Направления логоритмики Музыкально-ритмическое направление Средства логоритмики. Рече-двигательное направление Физкультурно-оздоровительное направление Дыхательная гимнастика Применение здоровьесберегающих технологий на логоритмических занятиях: Артикуляционая гимнастика Пальчиковые игры Музыкотерапия активная, пассивная Ожидаемые результаты: Повышение эффективности и качества предоставляемых занятий воспитательно-образовательного процесса.Модернизация воспитательно-образовательного процесса путём внедрения новой коррекционной технологии.Развитие речевых, музыкальных, двигательных способностей у детей дошкольного возраста.Укрепление здоровья детей.Создание условий для своевременной диагностики детей с тяжёлыми нарушениями речи.Организация систематической педагогической поддержки семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, имеющих недостатки в речевом и психофизическом развитии.

Лернер Марина Васильевна
Должность: логопед
Учебное заведение: ГБУЗ РК ВДБ ДП №2
Населённый пункт: г. Воркута
Наименование материала: Статья
Тема: Логопедическая ритмика как средство профилактики и коррекции нарушений звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.
Дата публикации: 12.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию доклад на

тему: «Использование средств логоритмики в системе воспитания звуковой культуры речи у детей

старшего дошкольного возраста».

Формирование звуковой культуры речи представляет собой сложную систему, которая вклю -

чает в себя:

развитие восприятия речи;

развитие речедвигательного аппарата и формирование произносительной стороны

речи – звукопроизношение, дикция, орфоэпия, темп речи.

К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей

этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого

аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произ-

вольных движений и т. д. И, к сожалению, дефекты звукопроизношения не исправляются сами со-

бой, а лишь в процессе систематических тренировок, решающих комплексно ряд задач:

Развитие артикуляционной моторики;

Выработку правильного речевого дыхания;

Улучшение координации движений пальцев рук;

Упорядочивание двигательных, ритмических процессов;

Совершенствование пластики движений;

Развитие эмоциональной сферы ребенка.

Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизноше-

ния, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания ис-

пользуют ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ РИТМИКУ. Это форма активной терапии, целью которой яв-

ляется преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании

со словом и музыкой.

Почему – ЛОГОРИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен

года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые рит-

мические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего дет -

ритмических упражнениях и играх.

Система ритмического воспитания получила большое распространение в странах Европы

в начале ХХ века. Основоположниками ритмического воспитания являются К. Орфа, Р. Штейнер и

Э. Жак - Далькроз.

Э. Жак – Далькроз создал метод «Ритмическая гимнастика»и написал работу под названи-

ем «Ритм», в которой он раскрывает возможности эффективного воздействия ритма.

В отечественной дошкольной педагогике методические рекомендации по проведению ло-

горитмических занятий впервые были разработаны русским педагогом В.А.Гринер, которая отме -

тила, что «Музыкальный ритм как организующий момент, лежит в основе метода».

Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путем развития и коррек-

ции двигательной сферы. В соответствии с этой целью можно выделить коррекционные, образо-

вательные и воспитательные задачи логоритмики.

К коррекционным задачам относятся:

преодоление основного речевого нарушения,

совершенствование движений органов артикуляционного аппарата,

развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и

динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двига -

тельной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей,

мелкой, мимической и артикуляционной).

В образовательные задачи входит:

формирование двигательных навыков и умений,

знакомство с разнообразием движений,

пространственная организация тела.

Воспитательные задачи логоритмики: содействовать эстетическому, умственному, нрав-

ственному, трудовому воспитанию личности с нарушением речевого развития;

воспитание положительных качеств личности - доброжелательность, толерантность,

эмпатия, уважение, принятие сверстника и взрослого таким, какой он есть.

Логоритмические занятия – это комплексная методика, опирающаяся на связь слова, музы-

ки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуника-

тивные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобла-

данием одного из них и имеют необычайно широкий спектр воздействия.Средства логоритмики

необычайно разнообразны и имеют широкий спектр воздействия.

К средствам логоритмики относят:

маршировку – четкую ритмическую ходьбу под бодрую музыку, что способствует формиро-

ванию осанки, чувства темпа, координации рук и ног, выработке физиологического дыха -

ния, размеренности шага, укрепление мышц стопы и ее подвижности;

Вводная ходьба – упражнения построенные на различных видах шага.

упражнения на развитие дыхания;

артикуляционные упражнения;

упражнения на формирование согласных;

упражнения на развитие мышечного тонуса;

упражнения, активизирующие внимание;

счетные упражнения;

упражнения без музыкального сопровождения;

упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;

упражнения на формирование чувства музыкального темпа;

упражнения для формирования чувства ритма.

Из всего многообразия средств логоритмики хочу остановиться на тех, которые непосред -

ственно направлены на постановку правильного звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика связана с выработкой лучшей координации и совершен-

ствования органов артикуляционного аппарата детей. От того, насколько быстро, четко и согласо-

ванно работает этот аппарат, зависит хорошая дикция. Правильная артикуляция – залог хорошей

ние обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. В артикуляционную гимнасти -

ку необходимо включать статические и динамические упражнения для языка, губ, нижней челю -

сти. Дозировку повторений одних и тех же упражнений определяют с учетом характера и тяжести

речевого нарушения. Упражнения выполняются ритмично под счёт на акцент в музыке. Позднее

детям можно предложить задания, в которых артикуляционная поза сочетаются с движением

разных частей тела:

Предлагаю вашему вниманию занимательную артикуляционную гимнастику «УТРО С

колаевна. Обратите внимания на экран, Я буду зачитывать четверостишье, а на экране будут появ -

ляться фотографии детей выполняющих артикуляционные упражнения. Соответствующие стихо-

творному тексту.

Котик Музик утром встал, (Дети потягиваются)

Чистить зубки побежал. (В улыбке открывают рот)

Вправо-влево, вправо –влево(Кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами) Чистим

зубки мы умело.

Пополощем ротик, Как чистюля котик.(Имитация полоскания рта)

Музик наш расчёску взял, (В улыбке закусить язык зубами)

И причёсываться стал.

Мы за ним не отстаем;(«Протаскивать» язык между зубами вперёд- назад)

Делаем зарядку! «спинку» выгнуть, удерживать под счет до 8-ми)

Музик спинку выгибает.

Музик спинку прогибает.(Открыть хорошо рот, поднять язык за верхние зубы)

«Футбол» (Кончик языка утирать то в одну, то в другую щёку)

«Блинчик» (Удерживать широкий кончик языка на нижней губе под счёт до 5)

«Оближем губки» (Облизать по кругу верхнюю, а затем нижнюю губу)

«Чашечка»(Загибаем боковые края языка в виде чашечки, тянем к носику. под счет до 5. Ритмич-

но хлопаем))

Яркие иллюстрации и несложный стихотворный текст делают гимнастику увлекательной для де -

тей, что облегчает её проведение и делает процесс более приятным.. (слайды)

Позднее детям можно предложить задания, в которых артикуляционная поза сочетаются с

движением разных частей тела:

Открыть широко рот и развести руки в стороны;

Округлить губы и руками показать обруч;

Вытянуть губы « трубочкой» и подтянутся за руками вперёд;

Растянуть губы в улыбке и поднять руки через стороны вверх, встать на носки.

ченный выдох). Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает

симости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса. Задача воспитателя - по-

мочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному

диафрагмальному дыханию. Особое внимание уделяется длительности и силе выдоха в процессе

речи и бесшумному глубокому вдоху перед произнесением фразы.

При работе над дыханием обращают особое внимание на развитие продолжительного, равномер-

ного выдоха у детей. Соотношение выдоха и вдоха 1:3 Хорошо развивает продолжительность вы -

доха и мелодико-интонационную сторону речи пение. И здесь тоже необходима помощь музыкаль-

ного руководителя. Подбираются эмоционально-выразительные, образные песни с доступным тек-

стом, фразы в которых должны быть короткими.

Упражнения дыхательной гимнастики лучше проводить ежедневно в течении 5- 10 минут в хо-

рошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе ло-

гопедического занятия.

Необходимо приучать ребенка делать вдох без напряжения, не поднимая плеч, чтобы вдох

был мягким и коротким, но достаточно глубоким, а выдох длительным и плавным, без фиксации

на этих процессах. При этом постоянно напоминать, что говорить нужно только на выдохе. Осо-

бое значение придавать использованию всевозможным играм и игровых приемов, стихотворных

текстов, которые вызывают интерес к занятиям и делают характер выполнения упражнений не-

произвольным.

В первые месяцы логопед является ведущим при проговаривании текста, ребенок произно-

сит только отдельные звуки, звуковые сочетания. В дальнейшем ребенок произносит текст само-

стоятельно. В специально подготовленных стихотворениях, песнях, считалках, диалогах также ав -

томатизируются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.

Как выполнять упражнения

воздух набирать через нос

плечи не поднимать

выдох должен быть длительным и плавным

необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно при-

держивать руками)

нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к голо -

вокружению

В качестве наглядного примера предлагаю вам «Веселую разминку» - комплекс дыхательных и

физических упражнений под чтение стихотворных текстов. В комплексе упражнений использует-

ся сочетание дыхательных и физических упражнений, при выполнении которых возрастает объем

и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируется и ритмизируется

общие и дыхательные движения, и в целом, улучшается функциональная деятельность всех орга -

нов и систем организма.

Дифференциация носового и ротового дыхания.

Упражнение№1. « Ветер дует»

Стоя. Спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко,

(Руки поднять вверх, встать на носки, подуть.)

Я подую низко,

(Руки перед собой, присесть и подуть.)

Я подую далеко,

(Руки перед собой, наклон вперед, подуть.)

Я подую близко.

(Руки положить на грудь и подуть на них)

Развитие силы диафрагмального выдоха.

Закрепление диафрагмального типа дыхания.

Упражнение№2. «Деревце качается»

Стоять, наклоняя туловище и делая движения руками под чтение текста.

Ветер дует нам в лицо,

(Дуть, махи руками в лицо, сильная воздушная струя.)

Закачалось деревцо.

(Наклоны туловища вперед, влево.)

Ветер тише, тише, тише.

(Дуть, махи руками в лицо, слабая воздушная струя.)

Деревцо все выше, выше.

(Потянуться, руки вверх.)

Развитие речевого дыхания.

Значительную роль в формировании правильного звукопроизношения и речевого дыхания

играют упражнения, основанные на пропевании гласных звуков в сочетании с движением .

Приведу пример подобных упражнений:

«Цветок распускается». Исходное положение - стоя, руки опущены. Руки через

стороны поднять вверх - вдох. Руки через стороны вниз, поём: «А-а-а» - выдох.

«Рубим дрова». Исходное положение - стоя, руки опущены. Ноги шире плеч. Пря-

мые руки вверх - вдох. Наклон - поём: «У-у-у»

«Пускаем облачко». Исходное положение - стоя, руки опущены. Руки в стороны

Вдох. Руки соединяются, кисти складываются, изображая букву О, продвигаются

вперёд ото рта- выдох

«Держим большой мяч». Исходное положение - стоя, руки опущены. Руки в сто-

роны - вдох. Руки перед грудью - выдох: «Э-э-э»

«Маятник» . Исходное положение -стоя, руки опущены. Прямые руки со сжатыми

кулаками вперёд - вдох. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад - вы-

дох: «Ы-ы-ы.»

«Поймаем лучик» - [и]. Исходное положение - стоя, руки опущены - вдох.

Руки плавно поднимаются вверх- выдох: «И-и-и.» (слайды)

Затем в звуковые ряды вводятся вместе с гласными и согласные звуки. Постепенно можно

включать более сложный материал, произносимый на выдохе(звуки, слоги, словосочетания, слова

Самое главное – постепенное увеличение объема после того, как вы убедитесь, что дети

легко справляются с предыдущим упражнением.

Упражнение№ 3. «Косари»

Сопровождается соответствующими пантомимическими движениями с произнесением на выдохе

междометий: УХ. ЭХ, АХ и т.д. Выполнять можно под мелодию марша: на слабую долю вдох и

«отведение косы» в сторону, на сильную – выдох и «взмах косой».

Упражнение№ 4. «А-У».

Ход игры. На слова взрослого дети разбегаются и прячутся.

По поляне разбежались

И в лесу все потерялись.

Буду я в лесу искать.

Как же их найти, собрать?

Взрослый поёт»А-У» по звукам затакта мелодичной песни Ю.Чичикова «Спасибо» Дети отвеча-

ют через такт.

Несомненно, что полноценное занятие по логоритмике может провести только специально обу -

ченный педагог-дефектолог, имеющий дополнительное музыкальное образование. Однако неслож -

ные упражнения вы можете выполнять и сами. Вот несколько примеров логоритмических упраж-

Закрепить правильную артикуляцию и поставленный звука [С] Упражнение «Сыпется песок» Ве-

дущий напоминает детям артикуляцию звука: Подул ветерок, посыпался песок. Покажите, как

поёт ветерок песенку– “с-с-с-сс-с-с-с-с” - улыбнитесь, опустите кончик языка за нижние зубы,

зубы сближайте и дуйте. – “с-сс-с-с”..

Упражнение с пропеванием слогов закрепляет звук [С ]в открытых слогах

Упражнения с пропеванием чистоговорок закрепляет звук [С] в открытых слогах, словах и

предложениях. Чистоговорка - это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо

звук. В методической литературе предполагаются приемы работы с чистоговоркой для отработки

звукопроизносительной стороны речи, на развитие силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, рече-

вого дыхания, а так же для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторо -

За"основу" чистоговорки. брался последний слог в слове и повторялся в начале чистоговорки

столько раз, сколько было в этом слове слогов. Получалась "основа" чистоговорки.

В завершении хочу еще раз подчеркнуть, что настоящее время ощущается дефицит сенсор -

ного воспитания детей, когда гораздо более важным считается обучить ребенка 3-4 лет грамоте,

чем эстетическим канонам. С нейропсихологической точки зрения, тенденция ранней стимуляции

функций чтения, письма, счета обедняет правополушарный нервно-психический потенциал ребен -

ка, столь необходимый для его гармонического развития и, главное, приводит к потерям, не -

восполнимым в будущем.

Логоритмика способствует преодолению разнообразных речевых расстройств: развивает

неречевые процессы (координацию движений, правильное дыхание, музыкальность); способству -

ет развитию эмоциональной включенности, волевых качеств, произвольности, активного словаря,

мелкой моторики, речи, сенсомоторной координации, что в комплексе создает основу не только

для формирования речевого слуха, но и для развития культуры устной речи в ее произвольном ас -

пекте. Я считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становле-

ния речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения,

заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негати -

визмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к

выполнению логопедических упражнений и т.д.

Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ре -

бенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный

настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.

Поэтому ЛОГОРИТМИКА становится праздником красивой речи для детей!

Юлия Клокова
Логоритмика как средство речевого развития дошкольников

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГБОУ Гимназия № 1404 «Гамма»

Дошкольное отделение «Вешняки»

по теме самообразования

Учитель-логопед - Клокова Ю . В.

Музыкальный руководитель - ИзнаироваО. Г.

2013-2014 учебный год

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта : «Логоритмика как средство речевого развития дошкольников »

Тип проекта : Исследовательский

Проблема : У детей дошкольного возраста часто наблюдается значительное нарушение различных компонентов языковой системы, недостаточно сформированы психомоторные и речевые процессы .

Гипотеза : В развитии речевой и психической деятельности детей положительную роль играют занятия логоритмикой .

Цель : Стимулирование процесса речевой и психической деятельности детей посредством использования занятий логоритмикой .

Конечный продукт : Разработка банка мероприятий по логоритмической деятельности .

Объект исследования : Процесс речевого и психомоторного развития детей дошкольного возраста .

Предмет исследования : Логопедическая ритмика как средство развития и стимулирования речи и моторики у детей.

Оборудование : СD диск с презентацией защиты темы самообразования ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

С каждым годом растёт количество детей с различными отклонениями в речевом развитии ,в связи с тем, что существенно возрос ритм жизни и недостаточно внимания уделяется детям со стороны родителей. Живое общение с ребенком заменяется просмотром телепередач. Также имеет значение увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология.

У многих детей наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой системы. Дети мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении. Фонетическое оформление речи отстаёт от возрастной нормы. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры , недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха. Нарушаются логико-временные связи в повествовании. Эти нарушения служат серьёзным препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения , а в дальнейшем и программой начальной школы.

Опыт работы показывает, что наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений , большую положительную роль играет логопедическая ритмика (логоритмика , основанная на синтезе слова, движения и музыки.

Логоритмика представляет собой объединение речедвигательных и музыкально- речевых игр и упражнений на основе единого замысла системы музыкально-двигательных, осуществляемых в целях логопедической коррекции и стимулирования двигательной активности. Необходимо, особо отметить, значение музыки при использовании логоритмики . Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия.

Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ. Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм. По мнению профессора Г. А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Не случайно понятие ритма вошло в название логопедической ритмики .

Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической деятельности , сочетающим исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Занятия логоритмикой – составная часть коррекционного воздействия на дошкольников , так как многие дети страдают не только речевыми нарушениями , но и имеют целый ряд признаков двигательной недостаточности общей и мелкой моторики, нарушения просодики, психологические проблемы.

Логопедическая ритмика представлена широким спектром специальных игр и упражнений, направленных на исправление речевых и неречевых нарушений , развитие коммуникативных навыков, а также формирование положительной познавательной мотивации. Можно использовать элементы логоритмики , включая их в логопедические , музыкальные, физкультурные занятия, занятия по развитию речи .

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель логоритмики : профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития , воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Использование средств логоритмики в работе по развитию речи позволяет решать широкий круг задач.

Оздоровительные задачи : укрепление костно-мышечного аппарата; развитие физиологического дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки, грации движений; развитие ловкости , силы, выносливости.

Образовательные задачи : формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов; развитие переключаемости ; совершенствование певческих навыков.

Воспитательные задачи : воспитание и развитие чувства ритма ; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.

Коррекционные задачи : развитие речевого дыхания ; формирование и развитие артикуляционного аппарата; развитие общей и мелкой жений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.

2. Развитие речевых процессов у детей и корректирование их речевых нарушений . Эта работа включает в себя развитие дыхания , голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Методы и приёмы обучения на занятиях по логопедической ритмике

Используются :

1. наглядно- зрительные приёмы, такие, как показ педагогом движения; подражание образам; использование зрительных ориентиров и наглядных пособий.

2. приемы для обеспечения тактильно-мышечной наглядности с применением различного инвентаря : кубиков, массажных мячей и т. д.

3. Наглядно-слуховые приёмы для звуковой регуляции движения : инструментальная музыка и песни, бубен, колокольчики и др. ; короткие стихотворения.

Словесные методы применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений.

Игровая форма занятия активизирует элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, помогает совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции.

Соревновательная форма применяется как средство совершенствования уже отработанных навыков, воспитания чувства коллективизма, воспитания морально-волевых качеств.

Структура и содержание занятий по логопедической ритмике

Занятия логоритмикой проводятся 2 раза в неделю. Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Оно длится от 15 до 25 минут в зависимости от возраста детей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

o Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения.

o Выработка правильного темпа речи, ритма дыхания;

o Развитие речевого выдоха ;

o Улучшение речевой памяти ;

o Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смену движений.

o Развитиекоординации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей

o Занятия логопедической ритмикой полезны всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции , в том числе задержки речевого развития , нарушения звукопроизношения, заикание и др.

o Создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т . д.

o Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения .

o Формируют у детей чувства ритма, внимания, координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.

Приложение

Развитие речи и координации движений под музыку.

Развитие речевого дыхания .

Использованная литература :

1. Киселевская Н. А. «Использование логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми»- ТЦ СФЕРА-2004г.

2. Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду » ; СПб, КАРО-2006г. Нищева Н. В. «Логопедическая развивающей

3. Судакова Е. А. «Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников » СПб. ; Детство-пресс, 2013г.

4. Нищева Н. В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду» СПб. ; Детство-пресс, 2014г.

5. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» - Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва, 1997г.

6. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. «Логопедическая ритмика : Методика работы с дошкольниками , страдающими общим недоразвитием речи » / Под ред. Г. А. Волковой – СПб.: КАРО, 2005. – (Коррекционноая педагогика) .

7. Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика » М.: Просвещение, 1985 г.

8. Воронова Е. А. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет» Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2006 г.

9. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

10. Макарова Н. Ш. «Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики » - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г.

11. Новиковская О. А. «Логоритмика » - СПб.: Корона принт., 2005 г.

12. Мухина А. Я. «Речедвигательная ритмика » - Астрель, М. -2009 г.

13. Федорова Г. П. «Поиграем, потанцуем» - СПб.: Акцидент, 1997 г.

14. Буренина А. И. «Ритмическая пластика для дошкольников » - СПб.: 1994 г.