Как мотивировать приходить на работу вовремя. Искренняя забота и внеочередной выходной опаздывающему. Будильник нужен не только для того, чтобы будить по утрам

Знакомая ситуация? Запыхавшись, подбег аем к двери и мысленно строчим объяснительную, почему в очередной раз явились - не запылились на 5 (а то и 35!) минут позже. А ведь что нам стоит - раз и навсегда перестать опаздывать. Как приходить вовремя на работу , сегодняшняя статья.

Статья написана на основе интервью с бизнес-тренером, специалистом по тайм-менеджменту.

Опаздывать на работу нехорошо и некрасиво. В бизнесе люди, которые пренебрегают пунктуальностью, считаются ненадежными. Более того – даже незначительная задержка на 5 минут может изменить ход переговоров не в вашу пользу. Ведь тот, кто ждал, может подсознательно испытывать отрицательные эмоции. Либо вполне осознанно манипулировать вами. Мол, ты заставил меня ждать - будь добр, подпиши нужные бумаги.


И тем более нехорошо приходить на в офис позже положенного времени. Да, в иных творческих коллективах на это закрывают глаза. Но в большинстве компаний такие "задержки" – повод для увольнения. Как же перестать опаздывать? Для этого надо понять, что же нам мешает прийти на работу вовремя.

Ошибка в подсчете . Первая причина проста – зачастую мы не можем рассчитать время. Например, чтобы добраться до офиса, нам надо 40 минут, а мы выходим из дому за 35 минут до начала "бизнес-старта"...

Как приходить вовремя на работу? Стоит засечь: сколько мы тратим на поход от дома к остановке, сколько движется наша маршрутка и поезд метро. Да прибавить еще некоторое время на возможные пробки! И выходить из дому немного с запасом. Не хватает минут на сборы? Возможно, стоит просыпаться не на полчаса, а на час раньше. И тогда никто не будет ставить Вам на вид «задержки».

Как стать пунктуальными? Вспомнить, когда мы точно не могли позволить себе опоздать. Это поездка на поезде, авиаперелет. Или встреча с человеком, с которым никогда больше не увидимся, если разминемся. Представьте, что вы едете не на работу, «которая в лес не убежит» - а хотите успеть на последнюю электричку. И тогда, наверняка, научите себя приходить вовремя.

Саботаж . Но есть и другое объяснение. Мы подсознательно оттягиваем время, потому что не хотим идти на данную деловую встречу или на работу. Например, испытываем хроническую усталость и боимся: откроем дверь офиса – и на нас снова навалят кучу дел. Либо же в коллективе возникли конфликты с боссом или с коллегами. Или – мы уже не видим для себя перспектив на этом месте. Но оттягивание момента – не выход. Ваши бизнес-задачи по щучьему велению не решатся и противостояния в коллективе не исчезнут. Более того: можете навлечь на себя вполне справедливое недовольство по поводу непунктуальности.

Большое самомнение . Нередко опаздывают и люди с завышенной самооценкой. Они не хотят признавать свою непунктуальность, как плохую черту. И требуют от окружающих, чтобы их принимали такими, как они есть.

Чаще всего – это любимчики в семье, которым в детстве сходили с рук почти любые проделки. Им трудно понять и принять, что жизнь их не балует. А начальник – не добрая бабушка. За опоздания он точно по головке не погладит и может уволить. Этим людям следует приблизиться к реальности и осознать: не всегда и не везде нас принимают «со всеми недостатками». Правило (в том числе и приход в положенное время) – есть правило, с которым надо считаться.

Фото из интернета по лицензии CCO Public Domain.

«Вы никогда не ели пельмени под душем? Значит, вы просто никогда не опаздывали на совещание!» – говорит Екатерина Королева, менеджер проектов INOSTUDIO . Но вам-то можно, а вот сотрудникам – нет. Ниже Екатерина дает 5 советов, после которых команда точно будет собираться вовремя.

Часто ли вы опаздываете? Случалось, ли вам спешить на встречу, нарушая правила дорожного движения? Помните ли вы ощущение, когда стараешься отдышаться перед дверью переговорной прежде, чем войти? Думаю, каждый из нас может положительно ответить на любой из этих вопросов.

Но одно дело, когда опаздываешь ты, и совсем другое, когда опаздывают к тебе. Особенно важным этот момент становится, когда ты выступаешь в роли организатора совещания. В такие моменты ты превращаешься в ответственного не только за свой своевременный приход, но и за то, чтобы участники встречи тоже пришли вовремя.

Если с первой частью разобраться легко (каждый может самостоятельно определить причину своих опозданий и исправить положение), то с вопросом «Как научить людей не опаздывать?» дела обстоят сложнее. Предлагаю вашему вниманию несколько работающих приемов, которыми я используюсь на практике.

В первую очередь предлагаю определиться с тем, что же такое совещание.

Мы часто слышим такие высказывания: «Не хочешь работать – устрой совещание», либо: «Вокруг одни митинги, когда работать?» – и так далее. Сотрудники недолюбливают совещания. Различные собрания и встречи воспринимаются ими как обязательное, но ненужное действие.

Но многим участие в подобных мероприятиях помогает:

    Сократить время решения вопросов;

    Донести информацию одновременно до нескольких коллег;

    Поддерживать актуальность получаемой информации;

    Повышать сплоченность коллектива;

    Определить значимость каждого участника;

    Предоставить возможность проявить себя.

И этот список можно продолжать.

Отсюда вывод: совещания – это полезный инструмент , которым необходимо правильно пользоваться.

Теперь предлагаю разобраться с тем, что же такое опоздание .

Бывает, человек задержался, но при этом сделал все возможное, чтобы сократить время своего опоздания. Случается, что несвоевременный приход на совещание оправдан и все ответственные лица предупреждены. Редкие случаи опоздания – это вполне нормально, мы все-таки люди, а не роботы, и никто не застрахован от форс-мажоров.

А вот регулярные опоздания - это уже серьезные проблемы. Постоянный срыв начала встречи может привести к неблагополучному ходу как самого совещания, так и работы команды в целом. Ваша команда может заразиться банальным неуважением друг к другу и к руководству и перестать понимать важность мероприятия. В атмосфере регулярных опозданий копится негатив, который так или иначе начнет выплескиваться.

Регулярные опоздания – это симптом , который помогает выявить проблемы в организации и в команде.

Как и при любой болезни, тут надо вовремя выявлять симптомы и начать лечение, так как заболевший член команды в скором времени начнет заражать всех коллег. Но лучше принимать меры еще до появления симптомов. Так сказать, проводить профилактику и вакцинацию.



Думаю, у каждого из менеджеров есть секреты и правила, по которым они назначают и проводят регулярные совещания. Ниже я расскажу вам свои хитрости.

Выбирайте максимально удобное время для всех участников встречи. Это самый простой и одновременно важный совет.

Всегда стоит учитывать несколько моментов:

    Часовые пояса участников совещания;

    Обеденное время;

    Личные планы;

    Особенности рабочей активности.

Приведу простой пример.

В нашей команде работает 10 человек, у всех примерно одинаковая позиция в штате и примерно одинаковый фронт работ. Мы имеем два общих совещания в неделю.

Первое – 10:00 – четверг;

Второе – 17:30 – вторник.

На собрания по четвергам за полгода не опоздал ни один человек. А вот по вторникам опаздывают практически через раз. В чем же причина?

10:00 – это утренние рабочие часы, вас еще не успел поглотить рабочий круговорот, и вы спокойно приходите к назначенному времени на совещание.

17:30 – в это время появляется множество причин для опоздания. И причины эти уважительные. Кому-то звонит зарубежный клиент, кто-то старается успеть завершить рабочие обязанности до конца рабочего дня, у кого-то есть планы на вечер, и он хотел бы уйти в 18:00.

Наблюдая такую картину, я сделала вывод, что верно выбранное время совещаний – это один из способов борьбы с опозданиями.

За совершенное опоздание участник обязательно должен понести неизбежное наказание. При этом важно выбрать верную форму штрафа. Форму, которая не будет раздражать, а будет стимулировать к своевременному приходу на встречу. Это должно быть что-то полезное для собравшихся, но не очень приятное для исполнителя.

Например, опоздавший должен:

    Принести вкусные сладости к чаю на всю команду;

    Написать отчет об итогах встречи;

    Подвезти коллег пешеходов с работы;

    Прийти на следующее совещание пораньше и подготовить помещение.

Однако сразу хочу заменить, что только финансовые штрафы, на мой взгляд, не работают вообще. Назначить большую сумму штрафа не позволит совесть, а маленькая сумма не мотивирует.

Для того, чтобы люди стремились успеть к началу встречи, нужно это самое начало делать необычным.

Такой способ борьбы с опозданиями я открыла для себя совсем недавно. На одном из еженедельных совещаний у нашей команды есть необходимость писать письмо с итогами встречи. Делать это не хотелось никому, так как это дополнительная работа, которая отнимает немало времени.

Решить этот вопрос можно несколькими способами. Например, можно выбрать постоянного ответственного стенографиста, либо нести это бремя по очереди. Однако и тот, и тот варианты единогласно были признаны скучными. Поэтому мы в начале каждого собрания кидаем кости: у кого меньшая сумма, тот сегодня и конспектирует встречу.

Такая форма определения стенографиста вносит в начало встречи элемент игры, позволяет честно (волею судьбы) назначить «крайнего» и порадовать всех победивших. И вот у вас только начало встречи, а участники уже разогреты и улыбаются:)

При этом, если кто-либо опаздывает на встречу, он автоматически становится стенографистом (тут мы прибегаем к наказанию из совета №2). Поэтому ожидание опоздавшего придает момент веселого ехидства всем, кто пришел вовремя.

Всякому, чей рабочий день начинается в определенное время, случалось опаздывать к его началу хотя бы раз. Это просто статистика. В мире, нравится нам это или нет, временами случаются форс-мажоры, способные шутя разметать самые безупречные планы даже выдающихся педантов, не имеющих проблем с дисциплиной и пунктуальностью. Что уж говорить об обычных людях, которым не чужды маленькие человеческие слабости?

К сожалению, редкий руководитель отличается широтой взглядов, позволяющей ему закрывать глаза на хронические опоздания своих подчиненных. Как следствие, при распределении премиального фонда многие из тех, кто не успел прийти на работу вовремя всего каких-то пару раз, часто сталкиваются с неприятными сюрпризами. И дело здесь не в злом роке или . Правила есть правила. Поэтому, раз уж опоздания представляют собой определенную проблему, не остается ничего другого, кроме как начать ее преодолевать. Сделать это можно разными способами. Здесь многое зависит от вашей точки зрения на вопрос. Итак отвечаем вместе на вопрос:

  • Трудно ли прийти на работу вовремя, или как ли научиться не опаздывать на службу?

  • Восточный путь:

Если следовать логике фатализма до конца, то, конечно, можно попытаться воспитывать в себе равнодушное отношение к оплате результатов своего труда. Убедить себя, что деньги – всего лишь пыль, закрывающая от вас солнечный свет. Но тогда придется идти по этой логической цепочке и дальше.

Заканчивается она в лучшем случае в какой-нибудь секте кришнаитского толка, в которой вопрос, и тому подобные проблемы не рассматриваются вообще. Худшие варианты менее романтичны, но более вероятны. Поэтому такой путь вряд ли приемлем для человека, стремящегося достичь в этой жизни успеха в общепринятом смысле.

  • Американский путь

Придется прибегнуть к другому способу. Для начала стоит прикинуть, а кому же опоздание гарантированно сходит с рук? Специалисту, чьи навыки, знания или умения как воздух необходимы предприятию, поэтому он просто незаменим. Можно попробовать стать таковым, и проблема опозданий решится сама собой. Но абсолютно незаменимых, как известно, нет.

Если продолжать демонстрировать свое разгильдяйство, даже объясняя причины опоздания на работу с неизменной убедительностью, рано или поздно калейдоскоп обстоятельств сложится в неутешительную картинку. Например, вашим боссом станет поклонник немецкого футбола, глубоко убежденный, что порядок бьет класс, и ваше яркое амплуа будет принесено в жертву корпоративным интересам.

  • Что делать?

Самым очевидным решением проблемы было бы попробовать прийти на работу вовремя раз, другой, третий, а потом сделать это своей привычкой. Точность называют вежливостью королей. Если хотите, это часть общей культуры человека. Всюду опаздывающий субъект в глазах многих ничем не лучше грязнули. Вряд ли тому, кто несобран, доверят что-то важное. Следовательно, ему будет сложно. Таким образом, неплохо было бы найти способ, как научиться не опаздывать вообще. Это не так сложно, как кажется. Нужно лишь неукоснительно соблюдать всего несколько правил:

Если пожить по этим правилам какое-то время, они войдут в привычку, и больше не придется придумывать причины опоздания на работу в свое оправдание.

Во время кризиса дисциплина в компаниях начинает хромать. Перегруженные делами сотрудники слишком устают и просыпают работу. Снижение зарплаты и премии лишает людей стимула приходить в офис вовремя. Как можно наказать непунктуального подчиненного?

Есть работа, которая требует прихода на работу точно в срок. Секретари, операторы call-центров, рабочие заводов - словом, все, кто отрабатывает свою смену от и до, должны приходить на рабочее место вовремя. Но есть множество профессий, где приход в офис на 20 минут позже никак не скажется на качестве выполненной работы. Стоит ли требовать от людей, занятых такой работой, пунктуальности?

1. Штрафом по голове

Денежный вычет, или депремирование, остается самым популярным у начальства и самым нелюбимым работниками видом наказания. С одной стороны, наказание рублем - мера эффективная: когда каждая минута опоздания стоит 500 рублей, все начинают приходить в офис как штык, а чаще всего - за 10–15 минут до начала рабочего дня. Но с другой стороны, здесь будет действовать жесткое правило: ваши подчиненные будут делать ровно то, за что вы им платите. То есть если хорошим работником в вашей компании считается тот, кто приходит вовремя, если вы премируете или лишаете премий именно за это, то работники, безусловно, не будут опаздывать. Но и результата показывать не будут. Так что прежде чем штрафовать, определитесь: что вы вкладываете в понятие «хороший работник» - тот, кто добивается результатов, или тот, кто сидит в офисе с 9.00 и до отбоя.

У жесткого требования приходить на работу вовремя есть оборотная сторона. Как только сотрудники начнут приходить к началу рабочего дня, они и уходить будут сразу после его окончания. У них появится железный аргумент: «Я работаю с 9.00 и до 18.00». Возразить на это будет нечего, так что если ваш бизнес предполагает форс-мажоры и сверхурочную работу, то не имеет смысла требовать точного соблюдения рабочего графика.

2. Отрабатывай, а то уволю

Идея заставлять отрабатывать вечером утреннее опоздание чревата иском от сотрудника - за неоплату переработок. Поэтому ответственно отнеситесь к написанию Правил внутреннего трудового распорядка (ПВТР), особенно в части описания взысканий за нарушение правил. Так, за каждым опозданием может следовать официальное взыскание с записью в личное дело. Еще одно взыскание - и работник увольняется по статье.

Соблюдение ПВТР можно и нужно сделать одним из показателей, по которым рассчитывается сумма премии. Если сотрудник выполнил работу, но при этом у него более трех опозданий, то к премии применяется понижающий коэффициент. Единственное «но»: система должна быть сбалансирована таким образом, чтобы за пунктуальность не платили больше, чем за основные результаты труда.

3. Равняйся на шефа

Если руководитель собственным примером показывает, во сколько надо приходить на работу и во сколько уходить, подчиненные начинают следовать этому графику. Приход и уход с работы в определенное время становится показателем личной лояльности. «У нас не принято уходить раньше шефа», - говорят в таких компаниях. Такой подход - хороший способ достичь того, чтобы все сотрудники приходили вовремя. Но к результативности работы это никакого отношения не имеет.

4. Отчитывайся о приходе

Системы автоматической фиксации прихода и ухода неплохо работают на режимных объектах вроде банков, где любая дверь открывается только персональным ключом и можно легко отследить не только время нахождения сотрудника на рабочем месте, но и все его перемещения по зданию. Однако применять подобные системы повсеместно не всегда рекомендуется - они дорогостоящи и сложны в эксплуатации. К тому же назвать их эффективным средством контроля нельзя: со времени появления таких карточек сотрудники «пробивают» их друг за друга. Так что в дополнение к карточкам придется утром и вечером пересчитывать сотрудников. В кризис это самая неэффективная система учета времени и определения меры наказания.

5. Казни одного - запугай других

Разговор тет-а-тет с провинившимся подчиненным работает только тогда, когда подчиненный либо уважает начальника, либо боится его. Во всех остальных случаях беседа по душам остается беседой по душам - без выводов и результатов. Словами до злостных нарушителей трудового распорядка удается достучаться очень редко - они понимающе кивают головой, демонстрируют искреннее раскаяние, а потом опаздывают снова. Как показывает практика, иногда достаточно ввести правило трех опозданий в квартал и уволить злостного прогульщика. Тогда другие начнут приходить в офис вовремя.

6. Повесь на доску позора

В некоторых компаниях и сейчас имеется доска позора - информационная доска, на которую вывешиваются списки опоздавших. Но такое всеобщее порицание будет эффективным, только если сам сотрудник считает свои опоздания проблемой. Иначе доска позора превратится в еще один повод для шуток с коллегами. Кстати, это весьма значимый признак, позволяющий руководителю компании узнать мотивацию подчиненных. Если среднее время опозданий увеличилось, это верный признак того, что она снизилась.

7. Опоздал - мой клозеты

Руководители не оставляют попыток призвать своих подопечных к дисциплине. Один из способов - физическое воздействие. С последним вариантом проще всего в рабочей среде - опоздавшие получают самую тяжелую и грязную работу. А в некоторых салонах сотовой связи, к примеру, они должны вытирать пыль. Офисных сотрудников можно нагрузить дополнительными обязанностями. Почему бы опаздывающему не начать отвечать за наличие чая в офисе или не подменить курьера во время пика нагрузок? Подобные поручения мало кому понравятся, и у работников появится стимул приходить в офис четко по расписанию. Но этот способ неприменим к наиболее ценным и профессиональным работникам. Отправив лучшего аналитика развозить почту, вы будете похожи на варвара, который колет орехи ценной статуэткой.

Дарья Вахрушева

1. Признайтесь самой себе, кого вы обычно вините в своих опозданиях: время, обстоятельства, свои врожденные качества, бешеный ритм жизни, родных, пробки? А теперь осознайте, что если вы захотите (именно захотите) прийти вовремя, то вы и будете вовремя – и ничто вам не помешает. Почувствуйте себя хозяйкой своего времени!

2. У каждого опаздывающего есть свои представления о границах дозволенного. Кто-то постоянно опаздывает на 10 минут, а кто-то – на полтора часа. Зная себя, учтите это при планировании встреч и вечеринок. Например, зная, что вас будут ждать в двенадцать, запишите себе, что вы должны там быть в 11:45. Эта невинная хитрость поможет найти недостающие 15 минут!

3. Договоритесь со всеми, с кем назначаете встречи, чтобы вас не ждали. Опоздав пару раз и столкнувшись с необходимостью кого-то разыскивать или заново договариваться, вы сами себя выдрессируете.

Убийцы времени

Все начинается с мелочей - мы думаем, что успеем пролистать пару комментариев в интернет-дневнике, проверить почту (вдруг что-то важное) или ответить на SMS в телефоне. Мелкие автоматические действия, которые сегодня подобны зависимости, часто служат причиной опозданий, и немаленьких.

Расстановка приоритетов

Есть люди, которые обычно планируют свой распорядок и приходят вовремя, они не знают, что такое бежать за поездом или опоздать на важную деловую встречу. Но зато могут, к примеру, опаздывать на встречу с друзьями и вынуждают всех ждать их на остановке. Такие люди опаздывают там, где им удобно, где они могут расслабиться, если точнее - там, где могут позволить себе это сделать. Отдельная подкатегория - те, кто сам не любит ждать и действует по принципу «лучше приду позже, чем буду мучиться, пытаясь занять время». Здесь решением может послужить только сознательное культивирование уважения планов других людей.

Слабо развито чувство времени

Это не всегда означает несобранность. Такие люди искренне могут думать, что любая поездка на метро длится не более 10 минут. Некоторые действия - а список их весьма разнообразен - просто не контролируется их сознанием, а значит, чтобы проблему устранить, нужно выполнять простое упражнение: каждое дело, которое вы вписываете в ежедневник, дополнять пометкой о необходимом на него времени. Это стоит проделывать со всеми обычными повседневными делами. Возможно, вы узнаете что-то новое.

Скрытый протест

Психологи выдвигают и такую точку зрения - если человек опаздывает на какое-то мероприятие с завидным постоянством, значит, у него есть скрытое нежелание туда идти. Например, постоянные опоздания на вечерний фитнес или на утреннюю электричку вовсе не означают, что вы должны отказаться от спорта и перестать ходить на работу. В данном случае можно сказать, что, возможно, вам стоит сменить тип тренировок или избрать для пути на работу другой вид транспорта. Такие мелочи могут что-то изменить.

Полезные советы

Не опаздывать Вам помогут простые советы, придерживание которых поможет совладать временем. Придерживайтесь их – и Вам станет легче!

1. Вставайте сразу же

Заставляйте себя вставать в определённое время, не переводить по несколько раз будильник и не валяться в постели после пробуждения более 10 минут. Ложиться также нужно вовремя, тогда и вставать будет легче, и в течение всего дня вам, чтобы «проснуться», не придётся литрами пить кофе.

2. Осознайте преимущества

Прежде всего осознайте преимущества, которые Вы получите, если будете приходить на работу вовремя. Это может быть хорошее самочувствие или желание сделать больше важных дел, улучшить отношения с начальником или подчинёнными, повысить уровень самодисциплины или показать пример другим. В принципе не важно, какие именно причины, главное чтобы Вы осознали для себя - зачем Вам приходить на работу вовремя. Знание это будет зажигать тебя на дальнейшие действия.

3. Назначьте предельный срок выхода из дома

Если вы устроились на работу раньше, чем неделю назад, то Вы знаете, за какое время можно добраться до работы. Исходя из этого знания, а также из знания что такое для тебя “быть на работе вовремя”, определите во сколько максимально Вам нужно выйти из дома. Прикидывайте по пессимистичному сценарию - автобуса придётся долго ждать, перед кольцом будут пробки, на светофорах будет красный.

К предельному сроку нужно отноститься не как к жёсткому правилу, а как к ориентиру. Ничего страшного, если Вы выйдите на 10 минут позже. Ничего страшного, что Вы выйдите на 10 минут раньше. Этот ориентир поможет Вам: прийти вовремя или прийти раньше. Что гораздо лучше, чем: прийти вовремя или опоздать.

4. Если опаздываете - опаздывайте один раз

Если уж случилось Вам задержаться дома или в городе утром - позвоните и предупредите об этом ещё до того, как придёт время Ч. При этом скажите время, в которое Вы ТОЧНО будете на работе. Печально, если Вы опаздаете на работу в один день несколько раз: позвонили после того, как уже опоздали, сказали, что задерживаетесь и будете через час - и даже через час Вас нет на работе. Такой сотрудник никому не нужен!

5. Не переоценивайте свои силы

Возможно, планируя дела, вы предполагаете осуществить больше, чем физически можете. Определите, что для вас является более важным, и сделайте это. Скажите людям, которые на вас рассчитывают (ваш босс, например), что сможете сделать только то, на что хватит времени.

6. Составляйте четкий список дел

Это скучно, но это работает: заведите ежедневник и записывайте в него, что собираетесь сделать. Так вы не только станете пунктуальнее, но и не забудете, например, о важном мероприятии только потому, что это вылетело из головы.

7. Носите часы

И не забывайте на них смотреть! Можно перевести стрелки на 3–5 минут вперед, а лучше попросить об этом кого-нибудь, чтобы вы не знали точно, насколько часы спешат. Так у вас появится небольшой запас времени. Выберите себе красивые часы, которые вам нравятся. Можно подобрать несколько к разным нарядам. Вы будете постоянно обращать на них внимание, а вместе с тем вспоминать и о времени.

8. Будьте с собой честны

Почему вы позволяете себе опаздывать? Это невежливо, вы становитесь неорганизованной и неконтролируемой. Признайтесь себе: может быть, вы постоянно опаздываете на работу не потому, что долго собираетесь, а потому, что работать вам неинтересно и просто не хочется туда идти?

Если вы все-таки снова опаздываете, не забывайте каждый раз извиняться и по возможности объяснять, что ваше опоздание не проявление неуважения, а проблема, над которой вы работаете. Это хоть и незначительно, но все же сгладит вашу вину.

9. Придумайте свои 9 способов приходить на работу вовремя

Самые лучшие способы - это те, которые походят именно Вам. Придумайте их! Составьте свои уникальные способы и следуйте им. А потом приходи снова сюда и поделитесь своим опытом. Удачи!