К основным стадиям конфликта относятся. Основные этапы конфликта. Конфликтное взаимодействие. Эскалация

Часто конфликтующие стороны видят борьбу единственно возможным способом бытия. Они забывают о других возможностях, упускают из виду, что могут добиться большего, если решат проблемы конструктивно. Завершение конфликта иногда достигается просто потому, что оппоненты устают враждовать и приспосабливаются к сосуществованию. Проявив достаточную терпимость, они, если контакты неизбежны, постепенно приучаются жить в мире, не требуя друг от друга полного согласия взглядов и привычек.

Однако гораздо чаще завершение конфликта становится возможным достичь только посредством специальных усилий, направленных на его разрешение. Такие усилия могут потребовать немалого искусства и большой изобретательности.

Разрешить межличностный конфликт достаточно сложно, так как обычно оба оппонента считают себя правыми. Рациональная, объективная оценка конфликтной ситуации каждым оппонентом сильно затруднена из-за негативных эмоций конфликтующих.

Суд Соломона, Питер Пауль Рубенс, 1617 г.

Рассмотрим последовательность действий одного из оппонентов, решившего взять инициативу разрешения конфликта на себя.

Шаг 1. Прекратить борьбу с оппонентом.

Понять, что путем конфликта мне не удастся защитить свои интересы. Оценить возможные непосредственные и перспективные последствия конфликта для меня.

Шаг 2. Кто умнее - тот не прав.

Внутренне согласиться, что когда два человека конфликтуют, то не прав тот из них, кто умнее. Трудно ждать инициативы от этого упрямого оппонента. Гораздо реальнее мне самому изменить свое поведение в конфликте. Я от этого только выиграю или, по крайней мере, не проиграю.

Шаг 3. Уменьшить негатив.

Минимизировать мои негативные эмоции по отношению к оппоненту. Постараться найти возможность уменьшить его негативные эмоции по отношению ко мне.

Смотрите также

Шаг 4. Сотрудничество или компромисс.

Настроиться на то, что потребуются определенные усилия для решения проблемы путем сотрудничества либо компромисса.

Шаг 5. Услышать оппонента.

Попытаться понять и согласиться с тем, что оппонент, как и я, преследует свои интересы в конфликте. То, что он их отстаивает, так же естественно, как и защита много собственных интересов.

Шаг 6. Оценить со стороны.

Оценить суть конфликта как бы со стороны, представив на моем месте и месте оппонента наших двойников. Для этого необходимо мысленно выйти из конфликтной ситуации и представить, что точно такой же конфликт происходит в другом коллективе. В нем участвует мой двойник и двойник оппонента. Важно увидеть сильные стороны, частичную правоту в позиции двойника оппонента и слабые стороны частичную неправоту в позиции моего двойника.

Шаг 7. Выявить интересы оппонента.

Выявить, каковы истинные интересы моего оппонента в этом конфликте. Чего он, в конечном счете, хочет добиться. Увидеть за поводом и внешней картиной конфликта его скрытую суть.

Шаг 8. Понять основные опасения оппонента.

Определить, что он боится потерять. Выявить, какой возможный ущерб для себя оппонент старается предотвратить.

Шаг 9. Отделить проблему конфликта от людей.

Понять, в чем главная причина конфликта, если не учитывать индивидуальные особенности его участников.

Шаг 10. Разработать программу-максимум.

Продумать и разработать программу-максимум, нацеленную на оптимальное решение проблемы с учетом интересов не только моих, но и оппонента. Игнорирование интересов оппонента сделает программу разрешения конфликта благим пожеланием. Подготовить 3-4 варианта решения проблемы.

Шаг 11. Разработать программу-минимум.

Продумать и разработать программу-минимум, нацеленную на то, чтобы максимально смягчить конфликт. Практика показывает, что смягчение конфликта, снижение, остроты создают хорошую основу для последующего разрешения противоречия. Подготовить 3-4 варианта частичного решения проблемы или смягчения конфликта.

Шаг 12. Определить возможности.

Определить по возможности объективные критерии разрешения конфликта.

Шаг 13. Спрогнозировать ответные действия.

Спрогнозировать возможные ответные действия оппонента и свои реакции на них по мере развития конфликта: если верен мой прогноз развития конфликта, это сделает мое поведение более конструктивным. Чем лучше прогноз на развитие ситуации, тем меньше потери обеих сторон в конфликте.

Шаг 14. Открытый разговор.

Провести открытый разговор с оппонентом с целью разрешения конфликта.

Логика разговора может быть следующей:

Работать и жить придется вместе, лучше помогать, а не вредить;
- Предлагаю обсудить, как мирно решить проблему;
- Признать свои ошибки, приведшие к конфликту;
- Уступить оппоненту в том, что в данной ситуации не является главным;
- Мягко высказать пожелание об уступках со стороны оппонента;
- Обсудить взаимные уступки;
- Полностью или частично разрешить конфликт.

Если разговор не удался, не обострять ситуацию, а предложить вернуться к обсуждению проблемы еще раз через 2-3 дня.

Естественно, что в основу техники открытого разговора чаще всего бывает положена идея достижения компромисса, в котором мы идем по пути постепенного сближения. Решение, принятое на основе предложенной техники, в большинстве случаев несет в себе конструктивную составляющую, а главное позволяет уйти от противодействия и разрешать противоречие, продвигаясь к обоюдному согласию.

Смотрите также

Шаг 15. Попытаться решить конфликт.

Попытаться разрешить конфликт, постоянно корректируя не только тактику, но и стратегию своего поведения в соответствии с конкретной ситуацией.

Шаг 16. Определить ошибки в случае неудачи.

Еще раз оценить свои действия на этапах возникновения, развития и завершения конфликта. Определить, что было сделано правильно, а где были совершены ошибки.

Шаг 17. Оценить поведение других участников конфликта.

Оценить поведение других участников конфликта, тех, кто поддерживал меня или оппонента. Конфликт сам по себе тестирует людей и выявляет те особенности, которые до этого были скрыты.

Каждому из нас прекрасно известно такое понятие, как конфликт. Им обозначаются обострённые, противоречивые ситуации, в которых каждая из сторон занимает позицию, противоположную интересам оппонента. Конечно же, не на пустом месте возникает конфликт. Этапы конфликта, впрочем, представляют собой отдельный интерес в сфере психологии. А вообще, данная тема сама по себе очень обширна. Так что стоит её рассмотреть чуть более подробно, уделив внимание каждому важному нюансу.

Причины возникновения

Каким бы ни был конфликт, основной предпосылкой его возникновения является столкновение противоположных интересов, целей или мнений. Однако существуют объективные факторы, обуславливающие причины противоречий. Но они столь разнообразны, что их невозможно сгруппировать в соответствии с какой-либо классификацией.

Естественные причины возникновения конфликтов встречаются наиболее часто. Люди социальны, они живут в обществе. Им свойственно отстаивать свою точку зрения. Ведь так они защищают то, что им дорого - личные ценности. Но только одним удаётся держать ситуацию под контролем, а другим - нет. Вследствие чего начинает проявляться вспыльчивость, агрессия, и всё перерастает в острую, противоречивую ситуацию.

Иные предпосылки

Социально-психологические причины возникновения конфликтов многочисленны. Нередко они кроются в индивидуальной несовместимости оппонентов. Люди с несочетаемыми темпераментами и характерами будут конфликтовать. Как и те личности, у которых расходятся понятия о жизненных идеалах, ценностях и целях.

А бывают и индивидуальные причины. Один человек, например, будет конфликтовать с другим, если его поведение ему кажется недопустимым. Или если у них отличается уровень интеллектуального развития, разные представления о мире, его восприятие. Отсутствие эмпатии, кстати, тоже может быть причиной противоречий.

Начальная стадия

Предконфликтная ситуация - вот с чего всё начинается. Это, можно сказать, нулевая ступень. Но именно с неё может начаться развитие конфликта. Это некий риск возникновения противоречивой ситуации. Обычно его «пресекают на корню». Оппоненты понимают, что если продолжить развивать тему, которая вызвала твёрдый спор, то закончится это плохо. И обычно все решают остаться при своём мнении.

Но это лишь единичный пример. Ситуации, подобные описанной, могут возникнуть в процессе беседы или дискуссии. А бывает и так, что предконфликтная стадия длится очень долго. Сопровождается она напряжённостью в отношениях оппонентов, которая не находит выхода и решения, поскольку в открытое столкновение не переходит. Обычно помогает расстановка всех точек над «i». Однако порой даже нечего расставлять. Иногда один человек может даже не знать о том, что он - потенциальный участник конфликта с той или иной личностью, которой тот просто не пришёлся по душе. Отсутствие взаимной симпатии - нередкий фактор, провоцирующий противоречия.

Инцидент

Если не справиться с начальной стадией, то именно в него перерастёт конфликт. Этапы конфликта, следующие за «нулевой» ступенью, - это инцидент и эскалация. Они развиваются стремительно. Инцидент подразумевает завязку противоречия. Иногда может казаться, что он возник из ниоткуда. Но так не бывает. В большинстве случае это просто оказывается «последняя капля», которая в чаше начальной стадии уже не умещается. И вспыхивает конфликт.

Этапы конфликта, следующие за инцидентом, подразумевают накал страстей. Оппоненты спорят, выдвигают аргументы, ругаются, а напряжение между ними всё усиливается. Данный процесс называется эскалацией. Сколько она будет длиться - зависит от причины, из-за которой всё началось, и от самих участников противоречия. У одних спор разрешается за час. А некоторые способны враждовать годами, десятилетиями и даже поколениями. Вспомнить хотя бы знаменитую трагедию Уильяма Шекспира, в которой раскрывалась тема конфликта между старинными родами Монтекки и Капулетти, тянущегося испокон веков.

Кульминация

Ею обычно завершается конфликт. Этапы конфликта, перечисленные ранее, нередко делятся на ещё несколько стадий, но заканчивается всё так называемой «мёртвой точкой». Кульминация отнюдь не всегда означает перемирие обеих сторон. Наоборот, чаще всего она подразумевает свершение такого события, разрушительная сила которого так велика, что продолжать развивать противоречие становится просто небезопасно.

Для примера можно вновь обратиться к трагедии «Ромео и Джульетта». Почему семьи Монтекки и Капулетти прекратили вражду? Потому что именно из-за неё погибли их дети. Они осознали бессмысленность своего конфликта, допустив гибель Ромео и Джульетты. Только смерть детей донесли до них, что доброта и любовь должны править миром, а не злость и вражда. Перемирие стало раскаянием и попыткой попросить прощения у погибших за жестокость, гордость и непонимание.

Впрочем, в реальной жизни участники конфликта не всегда приходят к выводу о прекращении обострения отношений. Некоторые лишь усиливают враждебные действия, и это губит не только оппонента, ставшего уже противником, но и их самих.

К чему всё приводит?

Последствия конфликтов, которые не удалось вовремя разрешить, очень печальны. Человек, по причине своей эмоциональной уязвимости, становится подвержен стрессам. Они копятся, могут даже перерасти в депрессию. Если оппонент проявляет себя в споре с новой, худшей стороны, то также пропадает мотивация к разрешению противоречивой ситуации. Человек испытывает разочарование в том, кто был ему дорог, которое нередко перерастает в ненависть. Чем сильнее обостряется ситуация, тем динамичнее ухудшаются отношения между людьми. Может появиться желание отомстить, выплеснуть свою агрессию в плохом поступке.

Естественно, всё заканчивается плохо. Последствия конфликтов неутешительны. И многим сложно поверить, что из них можно извлечь пользу. А ведь так и есть. Без межличностных противоречий отношений не существует. И это нормально. А умелое разрешение спорта способно укрепить связь между людьми, доверие и чувство справедливости. Вот только для этого необходимо знать, как вести себя в подобных ситуациях.

Как выйти из ситуации?

Итак, выше была вкратце описана последовательность этапов конфликта. Теперь пару слов можно сказать про самые популярные способы, к которым прибегают люди для того, чтобы выйти из противоречивой ситуации как можно быстрее.

Удивительно, но многие решают просто избегать оппонента и самого конфликта. Эти люди, как правило, очень эмоциональные, страдающие фрустрацией. Порой некоторым проще отказаться от отношений, чем решить назревшую проблему.

Метод покорности популярен среди мягких людей. Они спокойно идут на односторонние уступки ради оппонента, отказываясь от своих личных интересов и желаний. Покорность может быть оправдана. Но только в том случае, если она сочетается с хитростью. Человек, играющий роль покорного, должен знать, что проблема действительно будет таким образом ликвидирована. Иначе он может предстать просто в виде бесхарактерной, слабой личности. А это повлечёт за собой претензии в будущем.

Другие методы

Есть ещё три известных способа, с помощью которых можно разрешить конфликт. Первый - конкуренция. И практикуется он не только в случаях возникновения противоречий в бизнес-сфере. В межличностных отношениях конкуренция тоже имеет место быть.

Допустим, жена хочет взять ипотеку, а муж нет. Они живут у свекрови. Невестка рассказывает той о своей задумке, и та переходит на её сторону, поскольку идея о покупке молодыми собственного жилья не так уж плоха. И вот, помимо жены, на мужчину ещё «давит» его мама. Хотя логично, что изначально она, так сказать, представляла интересы своего сына. В общем, принцип конкуренции прост. Другие люди воспринимаются участниками конфликта в качестве инструментов в борьбе за личные интересы.

Но чаще всё-таки практикуются компромисс и сотрудничество. Первый метод подразумевает отказ обеими сторонами от некоторых своих требований ради удовлетворения друг друга. А второй способ заключается в кооперации оппонентов для выработки совместного решения, которое устроило бы их обоих. Самый эффективный, между прочим.

Рациональный подход к проблеме

Пожалуй, лучшая система решения межличностных противоречий принадлежит американскому психологу Томасу Гордону. Он на протяжение долгого времени изучал основные этапы конфликта и в итоге разработал несколько ступеней конструктивного решения спорных ситуаций.

В первую очередь оппоненты должны выявить проблему. Надо конкретизировать её, назвать, дать точную формулировку. Затем необходимо поговорить о взаимных чувствах, ожиданиях и потребностях. Участники конфликта должны услышать и понять друг друга. А потом - вместе придумать способы решения ситуации. Чем их будет больше, тем лучше. Всё равно на следующем этапе каждый вариант придется рассмотреть с логической точки зрения и неподходящие отбросить в сторону. А из оставшихся выбрать такой, который устроил бы каждую сторону. И воплотить его в действительность.

Удивительно, но многие конфликты в отношениях именно так и решаются. Экспрессивные споры ничем не помогут. То ли дело взаимное уважение и практичный подход к ситуации.

Этапы развития конфликта

Конфликт в своем развитии проходит, как правило, несколько этапов. Современный исследователь конфликта Цой выделяет три основные стадии конфликта: предконфликт, конфликт и постконфликтная ситуация, которые представлены шестью этапами. Это последовательная смена процессов и событий, каждый из которых характеризуется определенными признаками, элементами, связями и отношениями, усиливающими или ослабевающими социальную напряженность (рис.1.3).

Рис.1.3. Стадии развития конфликта

Первый этап - зарождение. Характеризуется аморфностью, всеобщностью и включенностью во все многообразные отношения между субъектами. Противоречия на этом этапе существуют потенциально. Они заключены в разных и даже противоречивых ценностях, нормах, потребностях, знаниях и т. д. На этом этапе есть точки отсчета, вокруг которых в дальнейшем может развиваться конфликт. Это - общий интерес, новые связи, отношения, общее пространство и т.п. Поэтому любой человек является потенциальным противником в будущем конфликте.

Второй этап - созревание . Из многообразных связей и отношений субъект начинает выбирать те, на которых центрируется принятие или непринятие чего-либо. Это может быть работа, секс, форма поведения, деньги, власть, процесс познания и т.д. Конкретно выделяется субъект как носитель той или иной притягательности или отталкивания и вокруг него начинает концентрироваться определенная информация. Идет поиск людей, симпатизирующих или не симпатизирующих конкретной группе или человеку.

Третий этап - инцидент . Часто перед этим этапом происходит некоторое «затишье», выжидание. Выделяются позиции «провокатора», «жертвы», «судьи», «борца за справедливость» и др. Как бы осторожно ни вела себя оппозиция, повод для инцидента найдется. Это может быть все что угодно, например, «не таким тоном сказано», «не так взглянул», «не предупредил» или, наоборот, покритиковал, или промолчал - все это лишь «зацепка».

Четвертый этап - столкновение (конфликт). Это открытое предъявление противоречий. Этот этап можно сравнить со взрывом. Прямое столкновение проявляется во всех планах: эмоционально-психологическом, физическом, политическом, экономическом и т.д. Требования, претензии, обвинения, эмоции, стрессы, скандалы захватывают субъектов в борьбе, противостоянии и конфронтации. Этот этап характеризуется: ярко выраженными оппозициями; выделением предмета конфликта, осознанного субъектами; появлением третьей стороны (наблюдателей, групп поддержки и проч.); определением масштаба и границ конфликтной ситуации; предъявлением средств управления и манипулирования субъектами в конфликте; появлением фактов, подтверждающих необходимость столкновения.

Пятый этап - развитие конфликта. Говоря о развитии, мы имеем в виду изменение некоторых элементов и характеристик, которые присутствуют в конфликтной ситуации, а также факторов, оказывающих различное влияние на конфликт. В динамических подвижках происходит развитие конфликта.

Шестой этап - последствия. Они могут развиваться в двух направлениях. Первое - доминирование разрушительных процессов, второе - доминирование созидательных процессов.

По времени, конфликтная ситуация и конфликты могут быть скоротечными или вялотекущими, однако последовательность, при этом, сохраняется. Проведение диагностики на разных этапах конфликтной ситуации позволяет определить степень вмешательства в управление процессами, в зависимости от того какие характеристики в них доминируют.

При этом следует учитывать, что в длительных конфликтах часто доля делового содержания с течением времени уменьшается и начинает доминировать личностная сфера, что и представлено на рис. 1.4.

Рис.1.4. Соотношение деловой и личностной сфер конфликта

Зная закономерности развития этапов конфликтной ситуации и место конфликта в нем необходимо выработать рациональное отношение к конфликту, как к возможности выявления противоречий, существующих относительно объективно и субъективно.

Таким образом, межличностным конфликтам всегда предшествуют конфликтные ситуации, в которых проявляются разногласия, накапливаются взаимные противоречия и проявления отрицательных эмоций, а также конфликтогенных черт характера индивидов. Межличностные конфликты часто имеют тенденцию перерастания в межгрупповые конфликты.

Рассмотрим этапы развития конфликта.

Причины возникновения межличностных конфликтов.

1. Предметно – деловые разногласия. Например: у студентов возникли разногласия, в какой форме проводить Последний звонок – в стиле дворянства 19 века или фантастической повести. Этот конфликт не ведет к разрыву межличностных отношений и эмоциональной враждебности.

2. Расхождение личностных интересов. Когда отсутствуют общие цели, существует ситуация конкуренции, каждый преследует личные цели, где выигрыш одного есть проигрыш другого (часто это артисты, спортсмены, художники, поэты).

Иногда длительные предметно – деловые разногласия приводят к личностным конфликтам.

3. Барьеры общения (см. лекцию № 3) + смысловой барьер, когда взрослый и ребенок, мужчина и женщина не понимают смысла требований, поэтому их не выполняют. Важно уметь поставить себя на место другого и понять, почему он так действует.

1 этап: Конфликтная ситуация – это позиционное различие в восприятии объективности. Например: студент не ходит на занятия и думает, что ничего страшного нет. Преподаватель точно знает, что пропускать занятия студент имеет право, а не знать материала не имеет права. Пока позиции не обнаружены, каждый надеется, что другой поймет его позицию.

2 этап: Инцидент – это недоразумение, неприятный случай при создавшейся ситуации. Например: студент пропустил занятия и затем пришел с неподготовленным заданием. Тут уже стороны явно обнаруживают свои позиции. Может быть наоборот: сначала инцидент, а затем конфликтная ситуация.

3 этап: Конфликт – столкновение сторон, выяснение отношений.

Что же является решением данного конфликта, как нужно поступить в сложившейся ситуации?

О решении конфликта мы можем говорить лишь в том случае, если обе стороны оказались в выигрыше или, по крайней мере, никто не проиграл.

1.Обнаружение конфликта. Срабатывает перцептивная сторона общения. Один замечает изменение отношения к себе со стороны другого человека. Как правило, первые признаки не улавливаются сознанием и скорее их можно почувствовать по едва заметным признакам (сухо поздоровался, замкнулся, не звонит и т.д.)

2. Анализ ситуации. Определить пустой конфликт или содержательный. (Если пустой, то см. выше способы его решения или погашения). Если содержательный, то планировать дальнейшие действия:

Определить интересы обеих сторон

Перспективу развития личности в результате решения конфликта (что теряю, что приобретаю)

Степень развития конфликта от простого недовольства (у-у-у), разногласия (когда никто никого не слушает, каждый говорит свое), противодействия и противоборства (открытый вызов, стенка на стенку) до разрыва отношений или принуждения принять сторону другого.



3. Непосредственное разрешение конфликта:

- Снятие психологического напряжения (просьба о прощении: «Ты уж прости меня…», шутка, выражение симпатии, предоставление права на несогласие: «Может быть я не права» или «Ты можешь со мной не соглашаться…», интонация нежности: «Когда ты сердишься, я тебя особенно люблю…», «У меня всегда так получается: кого больше всех люблю, тому больше всех от меня и достается»

Обращение с просьбой об услуге (Э. Осадов «Он был грозою нашего района…»

Использование в общении навыков позитивного взаимодействия (Я –концепция, навыки уверенного поведения, позиция «взрослого» при взаимодействии, навыки активного слушания и т.д.)

Компромисс - взаимная обоюдная или временная уступка одного человека ради улаживания отношений с другим. Это наиболее распространенная и эффективная форма разрешения конфликта. Это всегда выражение уважения к другому.

Неожиданная реакция (Например, учителя мужчины и учителя женщины на жалобу ребенка, действия мамы после вызова в школу к директору)

Отсроченная реакция (переждать, дать время. А затем использовать другие способы)

Третейский суд – когда конфликтующие обращаются к третьему лицу для решения проблемы. Причем, к тому, которого уважают обе стороны и не часто

Ультиматум, принуждение в крайних случаях, когда по - другому невозможно изменить поведение другого (А.С.Макаренко). Однако взрослые очень часто используют этот способ: «Не сделаешь – не получишь».

Если не разрешился конфликт после использования всех возможных способов, возможно расставание, как единственный способ разрешения затянувшегося конфликта. Этот способ часто используют дети и подростки, убегая или уходя из дома.

Умения решать конфликты формируются как в процессе жизни, так и в специально организованных формах тренинга, которые на практических занятиях мы с вами частично пробуем реализовывать.

На дом: подобрать собственные примеры конфликтов, выявить причину их возникновения, найти способы их решения.

Особенностями конфликта как социального явления, механизмов его возникновения и решения является то, что конфликт выступает не как одномоментное явление, а как процесс, зарождается, проходит определенные этапы и завершается.

Конфликта в своей реальной форме предшествует латентная фаза. На этой стадии сформировались практически все элементы конфликта, отсутствуют только активные действия. Эта стадия сама по себе не является одномоментной, она содержит несколько этапов И по времени может продолжаться очень долго.

Первый этап включает в себя зарождения объективной проблемной ситуации будущего конфликта.

Второй этап включает процесс осознания субъектом объективной проблемной ситуации. На этом этапе существует наиболее реальная возможность избежать перерастания ситуации в конфликт еще на латентной стадии. События этого этапа несут в себе следующие аспекты: первый аспект - это осознание какой - либо из сторон проблемности создавшейся ситуации. Интересы могут быть какие вполне реальными, так же и неправильно восприняты.

Второй аспект содержит себе процесс осознания препятствий, которые могут встать на пути реализации своих интересов. Будущие препятствия могут быть трех типов:

Препятствия, которые вытекают из объективной ситуации и вовсе не

зависят от других, возможных субъектов будущего конфликта;

Препятствия, которые могут возникнуть в зависимости от личных

качеств возможного участника конфликта;

Препятствия внешнего характера, которые могут выступать в качестве

персонифицированы. Третий аспект включает в себя осознание соотношения своих интересов с возможными и явными препятствиями.

Третий этап можно рассматривать как попытку решения конфликтной ситуации неконфликтный способами. Возможность подобного решения ситуации может заключаться в том, что противоположная сторона, реализуя свой интерес, своими действиями может и не доводить до конфликта. Взаимопонимание на этом этапе создает реальную возможность не дать проблемной ситуации перерасти в реальный конфликт.

Четвертый этап характеризуется конкретными действиями, которые были направлены на реализацию своих интересов обеими сторонами и которые в результате имели негативные последствия. На этом этапе четко обозначаются позиции обеих сторон и проводится подготовительная работа. С формальной стороны этот этап можно рассматривать как передконфл-иктный, хотя на самом деле конфликт уже начался.

Представлены этапы можно рассматривать как идеальный вариант зарождения конфликта. В реальной жизни некоторые этапы могут выпадать или даже повторяться.

Окончание последнего этапа завершает латентную фазу динамики конфликта. Переход в открытую фазу определяется несколькими обстоятельствами. Во-первых, для всех участников становится очевидным состояние конфликта. Во-вторых, действия участников назревающего конфликта все больше приобретают форму внешней направленности. В-третьих, о выходе конфликта из латентной фазы узнает третья сторона. Конфликт начинает чувствовать внешнее воздействие, не обязательно может привести к его эскалации, это влияние может выполнить положительную роль, то есть погасить его.

Открытая фаза конфликта начинается с инцидента - действия, столкновения, носит явно непримиримый характер. Подобные действия могут носить как случайный характер, так и организованный одной из сторон. Значение инцидента в том, что с него начинаются открытые действия против соперника, а инцидент придает этим действиям будто законный (лигитимний) характер. Размеры инцидента значения не имеют. Напротив, ничтожество, по мнению стороннего наблюдателя, инцидента, приведшего к открытому проявлению конфликта, может говорить о глубине противоречий и неслучайности открытого противостояния.

Отдельно необходимо выделить группу инцидентов, которые можно отнести к случайным, так как они в большей степени, чем остальные случаи, могут зависеть от внешнего фактора влияния на развитие конфликтной ситуации. Часть случайных инцидентов можно связать с объективными факторами, природа которых мало зависит от влияния человека. Очень часто их характеристика связана с совпадением объективных обстоятельств. Вторую группу случайных инцидентов можно связать с субъективным фактором, а именно - с целенаправленной деятельностью третьих лиц, заинтересованных в эскалации конфликтного противостояния.

После инцидента конфликт может развиваться как в негативном, так и в положительном направлении. Однако, чаще всего борьба усиливается, а сам конфликт разрастается. Этот период фазы открытого противостояния называется эскалация.

Закономерностью эскалации конфликта является укрупнение субъектов противостояния за счет привлечения новых участников. Межличностный конфликт может перерасти в межгрупповой. В условиях эскалации каждые следующие действия одной из сторон становятся более разрушительными по интенсивности чем предыдущие. Это находит оправдание в мотивации, как противодействие другой стороне. Это, в свою очередь, вызывает агрессивные, соответственно сильнее действия. Ситуация становится все более запутанной. На данном этапе чаще всего конфликт переходит от спора аргументов к безапелляционным претензий, к личностным обвинений и даже физических действий. Критика воспринимается уже только в форме угрозы. Противостояние приобретает такой формы остроты, когда Его стороны могут начать понимать необходимость перехода к конструктивным действиям и поиска взаимно понятных позиций. На смену дифференциации может прийти интеграция интересов, возможность которой вытекает из необходимости выхода из конфликта. Причина и источник конфликта при этом не исчезают, однако последствия конфликта могут заставить обе стороны начать искать возможности прекращения открытого противостояния.

Ситуация на этом этапе достаточно непредсказуема, сложно прогнозируемая, поэтому вариант начала решения конфликта возможен как из-за действий самих участников конфликта, так и путем привлечения третьей силы. Большая степень вероятности развития конфликта и по другому варианту, когда одна из сторон принимает решение активизировать свои действия и завершения конфликта видит только в уничтожении другой стороны. Это может стать результатом осознания возможности выйти победителем из конфликта или просто решением идти до конца.

Все действия в конфликте имеют конкретную направленность и их можно разбить на несколько типов противоборства:

А) действия, направленные на захват или удержание объекта при различных жизненных ситуациях;

Б) создание препятствий и косвенный вред;

В) использование слов и действий, несущих прямой оскорбительный смысл

и направлены непосредственно против противоположной стороны; Г) подчинения или уничтожения субъекта, лишение его мотивации и желания к самостоятельным действиям с помощью психологического давления или непосредственного насилия. Д) осуществление прямых убытков, физических потерь с целью преобразования одной из сторон конфликта с субъекта борьбы в объект властвования. Прекращение конфликта - это окончание активных действий сторонами конфликта по разным причинам. Формы прекращения конфликта могут быть разными:

♦ прекращения конфликта из-за взаимного примирения сторон;

♦ прекращения конфликта путем его симметричного решения, когда обе стороны или выигрывают, или проигрывают;

♦ прекращения конфликта путем его асимметричного решения, когда выигрывает одна сторона, а другая проигрывает;

♦ перерастания конфликта в другое противоборство;

♦ постепенное угасание конфликта.

Завершение конфликтов может проходить и в других формах, таких, например, как мирное урегулирование, использование насилия третьей стороной, т.н. "тупик", уход от конфликта одной из сторон, предложение третьего варианта разрешения конфликта.

Прекращение конфликта не означает автоматического прекращения существования конфликтной ситуации, поэтому конфликт может переходить из открытой фазы снова в латентную - постконфликтную. ее особенность заключается в том, что на этом этапе конфликт может протекать вокруг поиска нормализации отношений и создание условий для полного решения проблемных вопросов.

После активной фазы конфликта снова может наступить латентная, постконфликтное фаза, которая может включать в себя два этапа.

Первый этап может включать частичную нормализацию отношений, когда глубина противоречий еще существует, но уже устранены механизмы для разрастания конфликта. Противостояние еще может сохраняться и даже может быть заморожено на длительное время, пока будет присутствовать объект конфликта. Второй этап - это полная нормализация конфликта. Мероприятия, проводимые на этом этапе, направленные на преодоление самых причин конфликтной ситуации. Подобные действия возможны при взаимном желании их устранить. При этом не стоит забывать, что возможность возобновления конфликта может оставаться и на этом этапе, поводом могут послужить недомолвки, недосказанности, а так же моменты морального плана.