Хоомей горловое пение народов сибири. Техника горлового пения: некоторые секреты из самого простого. Сравним также «карк» - подражание звуку, издаваемому вороной

ИСЦЕЛЕНИЕ ГОРЛОВЫМ ПЕНИЕМ

ИСЦЕЛЕНИЕ ГОРЛОВЫМ ПЕНИЕМ

Достижение высших состояний сознания.

На протяжении тысячелетий шаманы были единственными врачевателями как тела, так и сознания тувинцев. Ими накоплен огромный опыт в индивидуальном и групповом лечении. Ввиду отсутствия медицинского оборудования и препаратов, шаманы пошли по пути развития скрытых целительских способностей человека, а в силу обожествления ими природы - естественно, что они черпали свое вдохновение из окружающего мира. Подражая звукам природы, они входили в трансовое состояние, что раскрывало резервы их психики. Так постепенно, через имитацию звуков животных, птиц, ветра и т.д., сформировалось уникальное искусство обертонального горлового пения, при котором исполнитель способен петь двумя и более голосами одновременно.

С помощью этих звуков, часто практикуемых совместно с народными инструментами - игилем (вариант народной виолончели), бубном и хомусом (варганом), шаманы погружали в измененные состояния сознания своих пациентов и искали причины возникновения у них заболевания или личностной проблемы, а в случае необходимости использовали направленное воздействие голоса с обертонами на больной орган.

В механизме лечебного воздействия шаманского обертонального звука можно выделить два основных момента.

Первый связан с физическими свойствами звуковых гармоник и основан на принципе резонанса. Физикой установлено, что все во вселенной пребывает в состоянии вибрации, в том числе и наше тело. Каждый орган и ткань обладает определенной «здоровой» резонансной частотой. Когда эта частота изменяется под воздействием патогенных факторов, вибрации органа начинают отличаться от общего гармоничного «аккорда», что и влечет за собой изменения на физическом уровне, определяемые как болезнь. Мы можем помочь органу восстановить природную частоту и запустить процесс выздоровления, направив на него гармонизирующие звуковые вибрации, максимально приближенные к исходной, «здоровой» частоте органа. Именно это делает шаман: находясь в трансовом состоянии, он интуитивно ощущает, какой звук необходим пациенту, то есть фактически создает резонанс с его телом. А наличие в его голосе обертонов значительно усиливает воздействие.

Этот эффект обертонов был визуально показан в экспериментах по киматике Барбары Хироу. В них акустическая система размещалась над зеркалом и производила два звука с разной частотой колебаний. Вибрирующее зеркало отражало луч лазера на экран, создавая на его поверхности «звуковые» образы. Если певцы-экспериментаторы пропевали две ноты, образующие гармонический интервал, то на экране возникали геометрически совершенные, симметричные формы. Этот результат был особенно показательным в случаях, когда певцы выпевали не обычные звуки, а вокальные гармоники. Когда же голоса певцов не создавали гармонического интервала, то симметрия в изображениях на экране отсутствовала. Всемирно известны сейчас также исследования Масару Эмото, продемонстрировавшего способность звука изменять структуру воды. Если помнить о том, что тело человека на 70% состоит из воды, то можно видеть, какие возможности открываются для исцеления звуком.
И такие научные данные, подтверждающие влияние гармоничного звука на живые системы, появляются во все большем количестве. Показано, что музыкальные звуки способны повышать уровень серотонина и гормона роста и снижать уровень АКТГ, способствуя уменьшению стрессов. Музыка нормализует кровообращение, кровяное давление, волновую активность мозга - в частности, меняется поток возбуждения в кортико-таламических и кортико- лимбических кругах. Исследования французского ученого Фибиана Маман показали, что воздействие на раковые клетки in vitro звуками по восходящей музыкальной шкале приводит к прогрессивной дестабилизации их клеточной структуры и в конечном итоге разрушению клеток. Можно понять этот эффект, исходя из того, что мембраны клеточных органоидов являются естественными резонаторами, и поэтому все внешние вибрации напрямую влияют на состояние каждой живой клетки, находящейся в поле их распространения.

Второй аспект в воздействии шаманского звука является информационным. Создавая звук, шаман прежде всего вкладывает в него свое намерение излечить пациента, которое транспортируется его звуковыми волнами в энергетическую структуру больного. Кроме того, шаман использует и вербальные формы суггестии, произнося специфические молитвы или заговоры. Обычно этот эффект усиливается еще и звуком бубна - техника, известная как камлание.

В механизме горлового обертонального пения выделяют основной тон, или бурдон, создаваемый голосовыми связками, и второй голос, содержащий обертоны от 5-го до 13-го, часто похожие на свист. Этот голос создается за счет носового резонанса и так называемых «ложных голосовых связок», образующихся над природными в результате практики пения.

Наблюдения показывают, что даже после концертов обертонального пения многие слушатели отмечают заметные изменения в состоянии сознания, продолжавшиеся от получаса до нескольких дней в зависимости от исходного состояния и чувствительности слушателя. У многих людей ослабевают или исчезают головные боли и проявления других заболеваний. Опрос же участников семинаров демонстрирует улучшение самочувствия у большинства из них, исчезновения напряжений в теле и сознании, глубину положительных эмоций. Многие впервые начинают ощущать свою энергию и переживают необычные состояния сознания, вплоть до ощущения выхода из тела. У людей появляется осознанное желание самостоятельно восстанавливать свое здоровье и развиваться духовно.

СТИЛЬ КАРГЫРАА - низкий гортанный звук, производное от «хрипеть», «бурлить», своим звучанием иногда напоминает рык дикого зверя, карканье вороны.
Овладение этим стилем позволяет направить вибрацию в любую область тела, усиливая кровообращение с помощью низкочастотных вибраций. Каргыраа способствует очищению дыхательных путей (легкие, бронхи, трахея и гортань). Развивает грудной резонатор, пробуждает животную силу, поднимает мощь корневых центров, помогает ощутить опору под ногами и связь с Землёй («заземление»).

СТИЛЬ ХООМЕЙ - это звук низких и средних регистров, его обертон или «надзвук» слышен как завораживающий звук флейты. Люди коренных народов пели хоомей колыбельные для своих деток. Его вибрации прекрасно развивают и чистят носовой и грудной резонаторы, что позволяет избавиться от накопившейся слизи и хронической заложенности носа, гнусавости. «Раскрывает» гортань и трахею, вследствие чего уходят зажимы, напряжения в голосовом аппарате, которые многие из нас с детства несут в себе. Отключает «внутренний диалог».

СТИЛЬ СЫГЫТ - очень красивый высокий свистящий звук с флейтоообразными переливами. Высокая частота вибраций и замыкание звукового кольца посредством языка, делает этот стиль самым сильным по воздействию на тело и сознание, в сравнении с другими. Знатоки горлового пения называют его «чистая энергия».

ЗВУК «ТИБЕТСКАЯ ПОЮЩАЯ ЧАША» - открытый носовой (назальный) звук, с обертоном, напоминающим звучание тибетской чаши. Дополнительным резонатором этого звука является головной купол. Его тончайшие вибрации активизируют работу высших центров, гармонизируют человека, снимают стресс, напряжение и усталость. Этот звук незаменим во время медитаций, направленных на достижение высших состояний сознания.

Горловое пение – это древнее искусство постижения гармонии Человека и Природы. Волшебные вибрации гармоничных звуков, которые разливаются в пространстве, открывают врата постижения и расширения границ человеческого восприятия. Рожденное изнутри, пение «без слов» настраивает на чистое переживание окружающего мира, даря проход к безграничному источнику энергии. Горловое пение в своей первичной форме сохранилось лишь у некоторых народов Саяно-Алтайского региона — тувинцев, алтайцев, монгол, а также у проживающих в европейской части России башкир. Уникальность этого пения заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя таким образом своеобразное двухголосное соло. Звук подобно полноводной реке изливается из Вашего внутреннего источника, распространяясь во всех направлениях одновременно и наполняя вашу Вселенную энергией. На сегодняшний день горловое пение всё больше воспринимается как метод саморазвития и оздоровления через работу с голосом, телом и сознанием.

Корни этого древнего искусства уходят далеко вглубь тысячелетий, когда люди жили в гармонии с природой. Подражая звукам природных стихий, животным человек открывал новые просторы, расширял границы своего восприятия, изобретая новые стили горлового пения. Наиболее сильно – это было проявлено в тех этносах, где существовал шаманский культ. Шаман, будучи посредником между людьми и Духами природы пел песню, стучал в бубен, играл на варгане (хомусе), проводил ритуалы, которые были направлены на исцеление людей, на защиту от стихийных нашествий, таких как засухи, наводнения, ураганы, восстанавливал связи между Человеком и его Родом, предками и т.д. Горловое пение является результатом специфического гортанного пения, музыкально-поэтического мышления народа. У тувинцев, например, оно обусловлено безграничной любовью к природе. Поэтому мерой всех вещей и источником вдохновения у древних исполнителей-мастеров являлась природа. Ценность и красота звука измерялась умением передать «живую жизнь» не только путем подражания, но и проникновением в ее сущность.
О древних истоках искусства горлового пения свидетельствуют легенды и мифы тувинцев. В основе космогонических представлений тюрко-монгольских народов лежит трёхуровневая пространственно-временная модель — Верхний, Средний и Нижний миры Вселенной. А также Тенгри – мир Создателя, Творца этих трёх миров и всего сущего и проявленного во Вселенной. Человеческое тело – это микрокосм, в котором отражается Макрокосм Вселенной. Согласно представлениям шаманской традиции Верхний, Средний и Нижний миры связаны с трёмя энергетическими центрами. Эти центры располагаются на вертикальном стержне, который при пении расширяется до диаметров трубы 5-10 см. Откуда и рождаются эти волшебные вибрации горлового пения. Мир Тенгри (Творца, Первопричины) — находится за пределами тела. Символично он ощущается, как идеальная энергетическая сфера над головой человека. Во время пения человек способен гармонизировать все три мира, осознать внутреннюю целостность бытия и, как результат пережить единство с истоком – Тенгри.
Таким образом, сольное горловое пение и инструментальная музыка, основанная на обертоновом многоголосии, и является звуковым воплощением этих традиционных представлений. Сочетание певческого и инструментального начал в одновременном звучании двух- трёх голосов лежит в основе звукового идеала тюрков и монголов. Существует три основных стиля горлового пения: Каргыраа, Хоомей и Сыгыт, а также множество подстилей – Борбанадыр, Эзенглиер и т.д.
Стиль Каргыраа звучит в самом низком регистре. Согласно легенде, в незапамятные времена стиль Каргыраа бытовал среди верблюдоводов. Каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа. Сам термин каргыраа имеет звукоподражательную основу, обозначающую хрип или звуки, похожие на хрипение. Сравним также «крок» — подражание звуку, издаваемому вороном, или рычанию тигра, медведя. Каргыраа бывает двух наиболее известных разновидностей – степное и горное. Степное Каргыраа характерно ощущением широкого безграничного пространства, а горное глубиной звучания и огромной внутренней силой.

Стиль Хоомей рассматривается как базовый стиль горлового пения, и обучение, как правило, начинается с этого стиля из-за удобства звукоизвлечения в среднем регистре. Регистровая основа хоомей позволяет проявлять исполнителям свою творческую фантазию в бесконечном множестве его технических разновидностей.
Происхождение термина «хоомей» трактуют по-разному. Некоторые связывают его с названием искусства звукоподражания, особой манерой звукоизвлечения «хоолээр», что означает гудеть или производить звук, похожий на гудение, другие — с тувинским названием глотки, гортани хоо, хоозу. В монгольском языке также существует слово «хоомий», означающее горло, носоглотка, горловое пение. Весьма возможно, что термин заимствован монголами у тувинцев.
Стиль хоомей акустически связан с жужжащим звуком крайне низких частот. Обычно само звучание в стиле хоомей представляется важнее поэтического текста. В отличие от пения монголов, тувинский хоомей может исполняться без текста, или с текстом жанра колыбельных песен. Для тувинской музыки древности это достаточно существенный момент.
У тувинцев существует предание, что юноша-сирота жил в течение трех лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся в окрестной долине многоголосным эхом. В результате движения струй воздуха под большим напором образовывался эффект резонанса между скалами. Сама природа как бы способствовала изобретательности людей в поисках самовыражения, когда человек оставался наедине с бурной стихией.
Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер донес этот звук до людей и они назвали это пение «хоомей».
Сыгыт, является вершиной мастерства в горловом пении. При исполнении песен в стиле Сыгыт пентатоническая мелодия чередуется с обертоновым горловым пением. Тувинский стиль Сыгыт, по всей вероятности, произошел от глагола сыгыр — свистеть. Есть существительное сыгыт (свист). Термин сыгыт означает причитание, плач как производное от этого слова «сыгытчы» — причитающий или стонущий. На фоне опорного звука исполняется прерывистая звонкая, свистящая в самом высоком регистре трель, напоминающая игру флейты или пение птиц. «Как горный лёд звенит сыгыт, в ответ поёт струна» — так образно охарактеризован стиль сыгыт в поэтических строках.

Правильное гармоничное пение этими стилями позволяет человеку обрести состояние внутреннего спокойствия, уверенности в себе, ощущение и восприятие потоков энергий, которые пронизывают внутреннее и внешнее пространство. Умение пребывать в потоках энергии не нарушая их естественных течений гармонизирует и исцеляет.

В технике горлового пения основное внимание следует направить внутрь тела. Осознав своё естественное состояние между небом и землёй, почувствовав связь между ними в теле, в виде стержня проходящего от точки макушки к точке промежности, определив границы, связи внутренних и внешних объёмов, воспринимая сферу идеальных образов над головой, как запредельное состояние человека, в слиянии с Абсолютом, Творцом, Тенгри – пребываем в этом состоянии некоторое время. Затем естественно с плавным вдохом и выдохом воспринимается место, где рождается звук, и затем человек соединяя внутреннее и внешнее, пропевает этот звук наружу – во все просторы доступной ему Вселенной.
Это специфическое пение, в котором задействованы, так называемые – «ложные» связки. Так как в повседневной жизни мы не пользуемся этой частью нашего тела, то на первых этапах необходима, часто продолжительная практика, чтобы привести их в рабочее состояние. Очень многие на этом этапе допускают ошибки, применяя чрезмерное внешнее усилие, забывая про то, что горловое пение – это прежде всего пение изнутри. То есть внутреннее состояние человека, насколько он расслаблен, спокоен, устойчив, является основой для извлечения звука. Человек создаёт звук колебаниями не только связками, но и сокращениями горла и диафрагмы, прежде всего умея управлять своим вниманием он может направить звук, например в носовые (гайморовые) пазухи в случае пения сыгытом. Так и звучит мелодия в основной частоте и обертонах.

Хорошей подготовкой или дополнением к горловому пению служит обертональное пение. Обертоны – это такие призвуки, подобные многоголосию, которые появляются на фоне пения «из трубы» гласных звуков или мантр. Обертональное пение - одна из самых совершенных форм целительства. Секрет ее заключается в том, что издаваемые человеком звуки составляют стройный аккорд со звучанием его тела. Стоит ему овладеть хотя бы азами этого искусства, как его слуховое восприятие и принцип работы голосового аппарата немедленно и навсегда изменятся. открываются новые, доселе неведомые возможности бесчисленного разнообразия звуков, переполняющих Вселенную.
Групповое занятие хорошо начинать со звука «Ом». Пение этой древней мантры позволит сразу же создать в круге сидящих людей резонанс. В процессе пения естественным путем возникнут гармоники, поскольку звук «Ом» содержит в себе большинство существующих гласных. Это экзотерический, то есть внешний эффект, внутренне же или эзотерически, мантра «Ом» открывает пространство звука Вселенной и звучит во благо всех живых существ. Далее в подготовительной части пропеваются различные гласные и человек чувствует, как каждый звук несёт в себе определённую вибрацию вызывая определённое состояние восприятия. Так например, звук «А» наполняет вас изнутри и способствует расширению границ восприятия пространства во все стороны одновременно, что резонирует с переживанием Вселенной. А звук «И» — очищает пространство и внутренне напоминает о естественном вертикальном направлении для Человека, его устремлённости к Небу не теряя основы, устойчивости на Земле.

Также прекрасным элементом для работы со звуком является пение мантр. Мантры – это гармоничные сочетания слов или слоги несущие в себе определённый смысл. Так, например, пропевая Мантру «Ом» в виде четырёх букв А-О-У-М – можно почувствовать, как все внутренние и внешние структуры наполняются энергией и вы переживаете чистое объёмное восприятие реальности Жизни. Или пропевая семенные слоги различных энергетических центров (чакр) в теле гармонизируется перетекание энергии, что приводит к состоянию гармонии Внутреннего и Внешнего пространства. Вы раскрываете голос, умение управлять своим состоянием. Например, часто попадая в стрессовые ситуации человек начинает говорить на повышенных тонах, эмоционирует, теряет свою внутреннею основу, уверенность. Практика горлового и обертонального пения позволяет научиться регулировать такие моменты вашей Жизни, становиться более осознанным и наконец, посредством звука прийти в состояние единого потока восприятия реальности.
В основе всех известных видов звукотерапии лежит принцип резонанса. «Резонансной частотой» называется частота колебаний, присущая объекту от природы. Все в нашей вселенной пребывает в состоянии вибрации, в том числе и тело каждого из нас. Каждый орган, каждая кость и ткань обладает «здоровой» резонансной частотой. Если эта частота изменяется, орган начинает выбиваться из общего гармоничного аккорда, что и влечет за собой болезнь. Болезнь можно излечить, определив верную, «здоровую» частоту органа и направив на него волну этой частоты. Или просто переживая естественное состояния слияния с энергией звука – пространство тела начинает приходить в состояние гармонии и целостности. Восстановление природной частоты в организме означает исцеление. Исцеление – обозначает «из Целого», что и передаёт основной смысл горлового и обертонального пения – пережить единство бытия и наполнять этим ощущением внутреннее и внешнее пространство жизни.
Когда вы поете, вы начинаете замечать в собственном организме такие физиологические и психологические процессы, которые в обычном состоянии уловить невозможно. Поскольку горловое и обертональное пение требует определённой концентрации внимания, в работу вступают те зоны мозга, которые раньше пребывали в бездействии. И когда это происходит, вы вдруг понимаете, что перед вами распахнулись двери в новые неизведанные доселе просторы осознания.
Основой для практики горлового пения, является медитативное состояние. Когда певец отслеживает своё внутреннее пространство, в единстве с внешним. Это естественное состояние человека находящегося между Небом и Землёй и пребывающего в гармонии с Природой. У человека возникает переживание взаимосвязей ощущений тела, чувств и сознания, расширяются границы восприятия. Каждый звук несёт в себе определённый спектр вибраций. Вступая в резонанс с этими вибрациями — человек попадает в различные состояния изменённого состояния осознания. Где он начинает открывать новые просторы, объёмы потенциальной творческой энергии. Эти вибрации могут быть им направлены на исцеление, обретения хорошего здоровья, на то чтобы гармонизировать свою эмоциональную сферу, структурировать своё сознание.

Из всех источников звука, какие только существуют на Земле, человеческий голос, по мнению многих, наделен наибольшей целительной силой. Ни один музыкальный инструмент не обладает столь богатым диапазоном звуков различной высоты и тембра. Фактически многие инструменты и были созданы лишь для того, чтобы воссоздавать те или иные аспекты звучания человеческого голоса. Диапазон, доступный человеческой гортани, простирается от горлового пения тувинских шаманов или тибетских монахов до птичьего щебетания певцов из племен индейцев Южной Америки. Пользуясь одним лишь голосом, мы можем охватить необычайно широкий спектр частот и тембров. Наши голоса способны имитировать любые музыкальные инструменты (в том числе и ударные), подражать звукам окружающего мира, а также производить звуки принципиально новые, которые в природе не встречаются.
Венцом практики, может считаться пение – Алгыш, когда каждый из сидящих в круге людей, переживает состояние Единства с пространством Жизни, в котором он может проявиться как индивидуальность, переполненная потенциальной энергией творчества, и посредством звука способная преображать всё вокруг в состояние гармонии и совершенства. Это практика основана, на принципе единства Человека и Природы. Люди сидящие в круге способны пережить архетипическое состояние «у костра» под звёздным небом в окружении природных стихий, звуков птиц, животных, шума ветра, где всё происходит само собой естественным образом. А человек лишь поёт Песню Духа, восхваляя Природу! В этот момент вы являетесь лишь проводником для реализации Духа в бесконечном многообразии его проявлений! Это подобно журчанию чистой прозрачной воды, которая ниспадая с отвесных склонов высоких гор, бежит в узких ущельях, и наконец приходит в долины, образуя различные заводи, озера причудливых по красоте форм, даруя живительную влагу всему живому, или ветру, который задувает в расщелины скал, теребит листву деревьев, срывая пыльцу с цветков – переносит её на огромные расстояния! Так и песня рождаясь в серединке вашего бытия разливается волшебными вибрациями в бескрайних просторах Вселенной! Горловое пение – это естественный, древний путь постижения себя, как целостного Человека, живущего в гармонии и союзе с Природой, в состоянии чистого восприятия потока Жизни!

Публикации раздела Традиции

Голосовое чудо

Г орловое пение - реликт, сохраненный традиционными культурами Сибири и Центральной Азии. Большинство народов, владеющих этим искусством, живет на территории нашей страны. Портал «Культура.РФ» собрал самые интересные факты о горловом пении .

Тюрки, монголы, камчадалы… и не только

Горловое пение распространено у народов, проживающих на обширной территории от Алтая до Чукотки: хакасов, алтайцев, бурят , тувинцев, якутов, чукчей, эвенов, эвенков, нганасан, коряков, ненцев, ительменов и других. В европейской части России горловое пение известно башкирам и калмыкам. Исследователи считают, что в Башкирию оно попало с тюркскими племенами. Калмыки же принесли это искусство с собой из Монголии, где оно и сегодня чрезвычайно популярно. Горловую музыку также можно услышать в Казахстане, Тибете и у некоторых племен североамериканских индейцев. Индейцы, очевидно, хранят традицию, близкую народам Чукотки, Камчатки, Командорских и Алеутских островов. Существует мнение, что в глубокой древности горловым пением владели многие народы, но со временем это архаичное праискусство утратили. Подтверждают эту теорию следы подобного звукоизвлечения в народной музыке африканцев и даже некоторых европейцев - жителей Сардинии и Ирландии. Тирольские йодли - самобытное пение жителей Альп - тоже можно в какой-то степени отнести к горловому пению.

Из шаманских камланий - на большую сцену

В основе горлового пения лежит подражание голосам животных и птиц, а также звукам неживой природы - журчанию воды, эху в горах, свисту ветра, перекатыванию камешков в ручье. В древности охотники использовали звукоподражание, чтобы приманивать добычу, скотоводы-кочевники управляли с помощью голоса домашними животными. Раскатистым горловым звуком традиционно исполняли эпос - сказания о богах и героях. У коренных народов Севера горловое пение по сей день остается неотъемлемой частью шаманских камланий. Похожее звукоизвлечение используется в буддийских богослужениях при чтении молитв. На Алтае и в Туве горловое пение считается в первую очередь высоким искусством и активно развивается как форма профессионального исполнительства. Звукоподражательная музыка удивительным образом влияет на состояние человека: мгновенно вводит в умиротворяющий транс.

Алтайский кай исполняет группа «Altai Kai»

Один человек - два голоса

Одним из первых природу двухголосного соло описал Владимир Даль , собиравший этнографический материал среди башкир. Будучи врачом по профессии, Даль довольно точно уловил суть горлового пения: «Это в самом деле вещь замечательная: набирая в легкие как можно больше воздуха, певчий этот гонит усильно, не переводя духа, воздух сквозь дыхательное горло и скважину его, или горловинку, и вы слышите чистый, ясный, звонкий свист с трелями и перекатами, как от стеклянного колокольчика, только гораздо протяжнее. Это не что иное, как свист дыхательным горлом - явление физиологически замечательное, тем более что грудной голос вторит этому свисту в то же время глухим, но довольно внятным однообразным басом» . Современные специалисты объясняют, что это возможно, когда исполнитель в совершенстве владеет обертонами. У любого звука есть целый ряд обертонов - «надзвучий», призвуков, которые отличаются по высоте от основного тона. Певец берет основной низкий тон, а обертоны звучат высоко, словно свист. Горловик может делать призвук очень громким, исполняя свистом мелодию. Тогда основной тон играет роль непрерывного басового «фона» - бурдона. Диапазон голоса при этом значительно шире обычного вокального диапазона. В формировании свисткового призвука участвуют суженный вход в гортань и резонаторные полости глотки и рта. Примечательно, что сыгыт - стиль двухголосного пения с доминирующим свистом - наиболее развит у тувинцев. К этому располагает сама природа тувинского языка, в котором есть много гласных, произносимых при суженной гортани.

Тувинский сыгыт исполняет Радик Тюлюш

Все они - разные

У горлового пения нет единой исполнительской техники и единого звучания. В вокальном творчестве народов Сибири и Крайнего Севера - сложная система стилей и направлений. Это наследие назвали горловым пением европейцы. Сами же мастера-горловики скажут, что между чукотским похрипом, алтайским каем, тувинским хоомеем, башкирским узляу и якутским кылысахом так же мало общего, как между «Битлз» и Марией Каллас. Есть горловые песни со словами, а есть чистые подражания звукам природы без вербальной составляющей. Некоторые мелодии можно перевести в ноты, другие практически не поддаются нотной записи. Есть песни, выученные исполнителями раз и навсегда, и песни-импровизации. В одной только Туве выделяют четыре основных стиля горлового пения и более десятка подстилей. «Согласно данным экспериментов, проводившихся в США в госпитале им. Рузвельта в 1995 году, горловое пение тувинцев настолько специфично, что не дает права на корректное сопоставление с другими доселе известными формами сольного двухголосия» , - говорится на сайте тувинского Международного научного центра «Хоомей».

Чукотский похрип исполняют Зоя Тагрина, Светлана Дашина и Олег Ныпевги

Вместо гитары

Как отзвук первобытного искусства, горловое пение существует в тесной связи с танцем, обрядом, игрой на инструментах. Например, у чукчей певец не просто изображает голосом оленя или чайку, а исполняет ритуальный танец, все движения которого строго соотносятся со звуками. У коренных народов Камчатки и Чукотки принято сочинять и дарить песни по всем важным поводам. Младенцу личную песню сочиняют родители. Позже человек придумывает личные песни сам, заучивает родовые песни и песни своих предков. Шаманы сочиняют песни для календарных праздников и по случаю знаковых событий. Исполняется все это не только горловым способом, но и вполне привычным для европейского уха певческим звуком. Практически у всех народов горловой «проигрыш» может совпадать с инструментальной частью произведения или даже заменять ее. Чаще всего горловое пение чередуется с «обычным», а также звучит во всевозможных комбинациях с национальными инструментами - ударными, струнными, язычковыми.

Танец-песню чаек исполняет корякский фольклорный ансамбль «Ангт»

Горловое пение как национальная идея

Мировой столицей горловиков считается Тува. По-тувински горловое пение называют хоомеем, такое же название носит один из четырех главных стилей. Обычно профессиональный исполнитель - хоомейжи - владеет одним-двумя стилями, но бывают исключительные случаи, когда человеку подвластны все стили пения. Практически в каждой тувинской семье хотя бы немного поют хоомей. Горловому пению учат мальчиков и девочек дома и в детских музыкальных школах, где классы хоомея - такое же обычное дело, как классы фортепиано или скрипки. В столице республики, Кызыле, работает Международный научный центр «Хоомей», проводятся многочисленные конкурсы горлового пения. Современный педагог Ангыр-оол Хертек пишет: «Самое главное наставление предков - найти свой стиль и идти своей дорогой не торопясь, научиться правильному естественному дыханию при исполнении. Хоомейист обязан знать границы своих возможностей. Если хоомей измерять и учить по канонам современной музыки, по нотным знакам, то исчезнет свободный полет исполнительства, неповторимость хоомея. Не хоомей принадлежит нам, а мы, исполнители, принадлежим хоомею. Не нас слушают, а преклоняются и восхваляют хоомей» .

Заслуженный артист России народный хоомейжи Тувы Конгар-оол Ондар и ансамбль «Эртине»

Искусство горловой фонации возникло очень давно, на заре человечества. Тогда оно еще не было пением, как таковым, и служило повседневным способом общения. Его основу составляли гласные звуки, щелчки языком и горлом, хрипение и свист. Все это носило подражательный характер, по типу: так шумит река, так поет птица, так рычит зверь. По характеру того или иного звука окружающим было понятно, о каком животном или явлении природы идет речь. Горловое (гортанное) двухголосное пение - это совершенно уникальное явление не только в мире музыки, но и в духовной культуре вообще. Сейчас горловое пение присуще лишь некоторым народам Саяно-Алтайского региона — тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя, таким образом, своеобразное двухголосное соло. Горловое пение слагается «из целой гаммы хрипов». Певец вбирает в себя столько воздуха, сколько могут вместить его легкие, и затем начинает урчащие хрипы из глубины лёгких, непрерывность и длительность которых всецело зависит от его умения управлять диафрагмой.

Тувинское горловое пение

По мнению большинства специалистов, тувинское горловое пение — хоомей — заметно отличается от аналогичного искусства алтайцев, бурятов и монголов, прежде всего, большим разнообразием стилей. Основными считаются 5 стилей — каргыраа, хоомей, сыгыт, эзенгилээр, борбаннадыр, кроме того, существуют несколько разновидностей — думчуктар (новализация), хоректээр (петь грудью), хову каргыраазы (степное каргыраа).

Происхождение термина «хоомей» трактуют по-разному. Некоторые связывают его с названием искусства звукоподражания, особой манерой звукоизвлечения «хоолээр», что означает гудеть или производить звук, похожий на гудение, другие — с тувинским названием глотки, гортани хоо, хоозу.

В монгольском языке также существует слово «хоомий», означающее горло, носоглотка, горловое пение.

Стиль хоомей акустически связан с тяжелым, низким, жужжащим звуком крайне низких частот. Обычно само звучание в стиле хоомей представляется важнее поэтического текста. В отличие от пения монголов, тувинский хоомей может исполняться без текста, или с текстом жанра колыбельных песен. Для тувинской музыки древности это достаточно существенный момент.

Тувинский стиль сыгыт, по всей вероятности, произошел от глагола сыгыр — свистеть. Есть существительное сыгыт (свист).

Термин сыгыт означает причитание, плач как производное от этого слова сыгытчы — причитающий или стонущий. Это наталкивает на предположение о прямой вязи тувинского стиля сыгыт с погребальным обрядом.

Наименование стиля эзенгилээр происходит от слова эзенги — стремена и, пожалуй, наиболее точно передает основной смысл и характер его музыки. При езде на лошади серебряная уздечка, чепрак, приклеенный к седлу, соприкасаясь со стременами, издавали определенный ритмический звук. Для воспроизведения этих звуков всадник должен был занимать определенное положение в седле и ехать иноходь. Стиль эзенгилээр появился как подражание этим звукам.

Название стиля борбаннадыр произошло от тувинского глагола «борбаннат» — перекатывать что-то круглое. Этот стиль имеет ритмические формы.

Легенды и сказания, связанные с горловым пением

О происхождении разных видов тувинского горлового пения сохранились в народе легенды и предания. Так, одна из легенд гласит, что в незапамятные времена стиль каргыраа бытовал среди верблюдоводов. Каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа. Сам термин каргыраа имеет звукоподражательную основу, обозначающую хрип или звуки, похожие на хрипение. Например, в современном тувинском языке существует звукоподражательный глагол каргыраар (каргыра), имеющий значение — хрипеть, издавать хриплые звуки; бурлить (при кипении, например, каши).

Также существует тувинское предание, что юноша-сирота жил в течение трех лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся в окрестной долине многоголосным эхом. В результате движения струй воздуха под большим напором образовывался эффект резонанса между скалами. Сама природа как бы способствовала изобретательности людей в поисках самовыражения, когда человек оставался наедине с бурной стихией. Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер донес этот звук до людей, и они назвали это пение «хоомей».

В сказании «Старик Боралдай, имеющий коня Бока-Шокар» упоминается: «Когда Боралдай заглянул вовнутрь юрты, он увидел золотую царевну… Шестеро девушек вплетали во все косы серебристо-золотые нити, позади три девушки привязывали бусы-украшения, а позади шестеро парней исполняли каргыраа, хоомей, сыгыт».

Монгольское горловое пение

Горловое пение является результатом специфического гортанного пения, музыкально-поэтического мышления народа. У тувинцев, монголов оно обусловлено безграничной любовью к природе. Поэтому мерой всех вещей и источником вдохновения у древних исполнителей-мастеров являлась природа. Ценность и красота звука измерялась умением передать «живую жизнь» не только путем подражания, но и проникновением в ее сущность.

Горловое пение с давних времен было одной из традиционных форм музыкального искусства монголов, тувинцев и являлось неотъемлемой частью праздников, обрядов быта, нашло яркое отображение в героических сказаниях и сказках народа, бережно хранимых и передаваемых от поколения к поколению в течение столетий.

Уникальный вид искусства, присущий лишь некоторым народам Саяно-Алтайского региона - тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя, таким образом, своеобразное двухголосное соло.

Горловое (гортанное) пение является одной из сохранившихся техник шаманской практики (в Тибете связано с ламаистской традицией). Распространено в Тыве, Хакассии, Монголии, Башкортостане, Бурятии, Алтае, Тибете, Северной Африке и в некоторых племенах индейцев. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две (иногда даже три!) ноты одновременно, образуя таким образом своеобразное двухголосное соло.

«Горловое пение подражает звукам животных,

и создаваемые звуки созвучны вселенским.

Для меня эти звуки - как ритмы единого целого», говорит Николай Ооржак.

Николай Ооржак - потомственный тувинский шаман (как известно, Тыва считается родиной сибирских шаманов), в совершенстве владеет всеми стилями горлового пения (хоомей - по-тувински): хоомей, сыгыт, каргыраа, эзенгилээр, борбаннадыр.

Он считает, что эта музыка помогает шаману восстановить целостность человека:

«Хоомей в сочетании со звуком бубна создает целостный, высший подход к человеку. Здесь нет никаких трюков или иллюзий, а есть могущество цельного звука».

В апреле 1993 года Николай Ооржак приглашен Монгуш Бораховичем Кенин-Лопсан (профессор, доктор исторических наук, виднейший исследователь шаманизма), участвовать в шаманском обществе «Дунгур». Главная задача этого общества - духовно-просветительское исцеление через сознание. Профессор Кенин-Лопсан, "отец тывинских шаманов", присвоил Николаю титул Кара Дээлер Уктуг Хам - Великий Шаман от Темных Небес.

Хоть записи и не могут передать всю мощь вибраций горлового пения, но даже в них чувствуется преобразующая сила гортанного звука. Звук отзывается непосредственно в теле и в мыслях.

Помимо тувинской, сохранилась алтайская традиция горлового пения - кай, на котором исполнялся также героический народный эпос. Известный продолжатель традиции алтайского кая - Ногон Шумаров .

Он шаманизм не практикует, но как и Ооржак, занимался театром и выступает с концертами. Его вариант пения - концертный, хотя Ногон Шумаров признает и мощную целительскую силу этого пения:

«Лечить можно, потому что от гортанного пения идет огромнейшая вибрация, ведь человек одновременно издает три-четыре звука. Наше гортанное пение охватывает три мира: нижний мир - бурдон, средний мир и верхний - свист. Начинаешь в нижнем, каркыра, потом добавляешь верхний звук, пошел свист, потом добавляется средний звук - вот трезвучие!»

Стили горлового пения

Основнымисчитаются 5 стилей - каргыраа, хоомей, сыгыт, эзенгилээр, борбаннадыр , кроме того, существует несколько разновидностей - думчуктар (пение в нос), хоректээр (петь грудью и открытой гортанью), хову каргыраазы (степное каргыраа).

О происхождении разных видов горлового пения сохранились в народе легенды и предания. Так, одна из легенд гласит, что в незапамятные времена стиль каргыраа бытовал среди верблюдоводов. Каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа.

Сам термин каргыраа, как нам представляется, имеет звукоподражательную основу, обозначающую хрип или звуки, похожие на хрипение. Например, в современном тувинском языке существует звукоподражательный глагол каргыраар (каргыраа), имеющий значение:

1. хрипеть, издавать хриплые звуки,

2. бурлить (при кипении, например, каши)

Сравним также «карк» - подражание звуку, издаваемому вороной.

Происхождение термина «хоомей » трактуют по-разному. Некоторые связывают его с названием искусства звукоподражания, особой манерой звукоизвлечения «хоолээр», что означает гудеть или производить звук, похожий на гудение, другие - с тувинским названием глотки, гортани хоо, хоозу.

В монгольском языке также существует слово «хоомий», означающее горло, носоглотка, горловое пение. Весьма возможно, что термин заимствован монголами у тувинцев.

Стиль хоомей акустически связан с тяжелым, низким, жужжащим звуком крайне низких частот. Обычно само звучание в стиле хоомей представляется важнее поэтического текста.

В отличие от пения монголов, тувинский хоомей может исполняться без текста, или с текстом жанра колыбельных песен. Для тувинской музыки древности это достаточно существенный момент.

У тувинцев существует предание, что юноша-сирота жил в течение трех лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся в окрестной долине многоголосным эхом. В результате движения струй воздуха под большим напором образовывался эффект резонанса между скалами. Сама природа как бы способствовала изобретательности людей в поисках самовыражения, когда человек оставался наедине с бурной стихией. Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер донес этот звук до людей и они назвали это пение «хоомей».

В стиле хоомей поют также тувинцы, проживающие изолированными компактными группами на северо-западе.

Стиль сыгыт, по всей вероятности, произошел от глагола сыгыр -свистеть. Есть существительное сыгыт (свист). Термин сыгыт означает причитание, плач как производное от этого слова сыгытчы - причитающий или стонущий. Это наталкивает на предположение о прямой вязи тувинского стиля сыгыт с погребальным обрядом, но эта мысль нуждается в научном обосновании. Наименование стиля эзенгилээр происходит от слова эзенги -стремена и, пожалуй, наиболее точно передает основной смысл и характер его музыки. При езде на лошади серебряная уздечка, чепрак, приклеенный к седлу, соприкасаясь со стременами, издавали определенный ритмический звук. Для воспроизведения этих звуков всадник должен был занимать определенное положение в седле и ехать иноходь. Стиль эзенгилээр появился как подражание этим звукам.

Название стиля борбаннадыр произошло от тувинского глагола «борбаннат» - перекатывать что-то круглое. Этот стиль имеет ритмические формы. В отношении же происхождения горлового пения как искусства в целом существует несколько точек зрения. Одна из них - достаточно распространенная - гласит, что в основе сольного двухголосия лежит связь с ламаистской религией. Сначала народ будто бы создал это пение в ламских монастырях, но с течением времени оно подверглось песенной переработке и принимало вид вокального искусства. С этим мнением никак нельзя согласиться, так как ламаизм проник в Туву в 17 веке и утвердился как официальная религия тувинцев во второй половине 18 века, то есть намного позднее, чем возникло горловое пение. При таком подходе это искусство упрощается. Феномен этот - не остатки прежних религиозных песен, якобы превратившихся в обрядовый жанр. Гораздо более обоснованным является подход к этому жанру, как к вокальному искусству, создавшемуся в форме лирических, любовных по содержанию текстов песен, не связанных первоначально ни с шаманскими заклинаниями, ни с погребальными обрядовыми действиями.

В отличие от мелодического сольного двухголосия тувинцев, пение тувинских, монгольских или тибетских лам можно охарактеризовать как исполняемое гортанным звуком коллективное гармоническое многоголосие. Горловое пение является результатом специфического гортанного пения, музыкально-поэтического мышления народа. У тувинцев, например, оно обусловлено безграничной любовью к природе. Поэтому мерой всех вещей и источником вдохновения у древних исполнителей-мастеров являлась природа. Ценность и красота звука измерялась умением передать «живую жизнь» не только путем подражания, но и проникновением в ее сущность.

Эстетическое восприятие тувинцами традиционных звукоподражаний -охотничьих и шаманских, очевидно и легло в основу особого, развлекательного характера бытовых, вокальных и инструментальных подражаний голосам домашних животных, имитации лесных зверей и окружающей природы, не имеющих ни производственной, ни магической функции.

На основе традиционных звукоподражаний развлекательного характера, в которых ярко сказалось свойственное тувинцам обостренное чуткое слуховое восприятие искусно имитируемых голосов зверей и птиц., кличей журавля, гуся сироты, рева быка, заячьего камлания, имитации пения желтогрудой синицы возникло и распространенное в Туве двухголосое горловое пение, при котором у одного исполнителя отчетливо слышны два были уважаемыми людьми среди всех социальных слоев и групп населения.