Гиперактивный ребёнок. Играйте в подвижные игры. Что же делать с гиперактивным ребенком? Каковы рекомендации специалистов

Филь Татьяна Александровна

Ваш маленький непоседа не может ни минуты усидеть на месте. Вся семья очень быстро устает от общения с ним, а воспитатели или учителя постоянно жалуются на его поведение? Возможно, ваш малыш - гиперактивен.

Симптомы. Как же проявляется гиперактивное поведение? Ребенок суетлив, он очень много двигается, ему сложно сидеть. Малыш постоянно вертится на месте, может быть излишне говорливым, раздражать своей манерой поведения. Довольно часто такие детки бывают агрессивны, вызывают множество конфликтов и споров, поскольку плохо контролируют свои побуждения и достаточно импульсивны. Часто у гиперактивного крохи плохая координация движений или недостаточный мышечный контроль, он постоянно роняет или ломает вещи, проливает жидкости; он довольно неуклюж. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, из-за чего он постоянно отвлекается. Он задает множество вопросов и редко дожидается на них ответа. Если гиперактивному ребенку задают вопрос, то он отвечает быстро, не дождавшись окончания вопроса. Он не может спокойно ждать своей очереди, вмешивается в чужие разговоры, игры.

Такое поведение может быть следствием как перцептивных и неврологических двигательных расстройств, так и психологических проблем. К примеру, боязливые, раздражительные, тревожные дети могут производить впечатление гиперактивных. Так как же определить: гиперактивный ребенок или просто активный? Поведение гиперактивного ребенка соответствует следующим признакам:

1. В поведении ребенка должны быть минимум 6 симптомов из 9:

  • можно заметить беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится;
  • встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте;
  • проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо;
  • обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге;
  • находится в постоянном движении и ведет себя как ребенок «с моторчиком»;
  • часто бывает болтлив;
  • отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца;
  • обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях;
  • мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры)

2.Набор этих симптомов начал проявляться в возрасте от 2-х до 7-и лет

3.Такое поведение ребенка длится минимум 6 месяцев

4.Гиперактивность проявляется не менее чем в двух местах (например, дома и в садике или школе)

5.В младенчестве было несколько следующих проявлений:

  • плохой сон (ребенок спал меньше положенного времени по возрасту);
  • смена дня и ночи (полноценный многочасовой сон днем и бодрствование ночью);
  • частое беспокойство, плач;
  • колики, проблемы с испражнением (запоры, расстройства);
  • чрезмерная потливость и слюноотделение;
  • аллергии, кожные высыпания.

Некоторые исследователи предполагают, что гиперактивность имеет генетическую основу, так как зачастую такие детки рождаются в семьях, в которых этот диагноз ставили маме или папе, или другому близкому родственнику. Существуют предположения, что такой диагноз является следствием преперинатальных осложнений, тяжелых патологических родов.

Первые признаки гиперактивности, как правило, проявляются еще в раннем дошкольном возрасте. Чаще излишняя активность встречается среди мальчиков (4:1).

При неблагоприятном взаимодействии с гиперактивным ребенком, такие нарушения становятся долговременными и могут проявляться вплоть до позднего подросткового периода. У таких подростков повышается степень риска развития антисоциального и агрессивного поведения, более серьезного употребления алкоголя и наркотиков, беспокойства, более частой смены мест работы, супружеских проблем, а также повышенной опасности суицида. Поэтому очень важно как можно раньше диагностировать гиперактивность ребенка и проводить необходимый ряд мероприятий.

Что делать, если в семье гиперактивный ребенок. Как же вести себя с таким малышом? Чем может помочь крохе его семья? Обязательно ли использовать медикаменты для лечения гиперактивности? Это те вопросы, перед решением которых стоят родители гиперактивных детей. Давайте попробуем ответить на них вместе. Что же важно знать при воспитании гиперактивного ребенка?

Диета. Для гиперактивных деток особенно важно полноценное сбалансированное питание. В их рацион обязательно должны входить витаминосодержащие продукты. Во времена недостатка естественных витаминов в питании (зимой и ранней весной) гиперактивному малышу нужно принимать витаминные комплексы. Для выбора витаминного комплекса обязательно обратитесь к врачу (невропатологу или педиатру). Помните, что многие гиперактивные детки имеют предрасположенность к аллергии.

В меню ребенка должны входить продукты, в которых содержаться необходимые микроэлементы (калий, кальций, магний и т. д.). Обязательные продукты: мясо (телятина, птица), говяжья печень, гречневая крупа, морепродукты, творог, овощи, фрукты, натуральные соки.

Желательно избегать таких продуктов питания, как шоколад, конфеты, лимонады, изделия из муки высшего сорта, пирожные, торты, консервы, сухие колбасы. И очень осторожно надо вводить в пищу продукты, содержащие аллергены: яйца, жирные молочные изделия, продукты, в которых есть консерванты, красные и желтые фрукты и овощи.

Режим дня. Гиперактивному ребенку очень сложно сконцентрироваться на соблюдении определенных норм и правил. Самые первые четкие указания образа жизни, с которыми встречается в своей жизни маленький человечек – это распорядок дня. Если взрослые члены семьи возьмут на себя обязанности по четкому соблюдению режима, то из этого процесса можно извлечь пользу. Во-первых, жесткое следование порядку в доме будет постепенно, но ежедневно обучать маленького кроху структурировать свой образ жизни, тем самым обучая его концентрироваться на своих обязанностях. Во-вторых, соблюдение строгого режима дня позволит вашему ребенку не переутомляться, вовремя есть и вовремя отдыхать.

Каким же должен быть режим дня гиперактивного ребенка?

Легковозбудимые детки обычно поздно засыпают. Им свойственно долго крутиться в кроватке. Малыш может становиться «мостиком», петь песни, играть, задавать массу вопросов и долго не засыпать. Поэтому такого ребенка бывает сложно добудиться утром. А если все-таки вам это удалось, полдня он может быть раздраженным и агрессивным. Как же быть? Для начала постарайтесь установить оптимальное время подъема. Если ребенок посещает садик или школу, то вставать нужно с расчетом на то, чтобы успеть собраться и не опоздать (такого ребенка необходимо с раннего детства приучать к пунктуальности). Если же малыш после пробуждения остается дома, то время подъема должно быть произвольным, но разумным и всегда примерно одинаковым. Не будите ребенка громкими призывами вставать, не вынимайте его из постели, пока он сам этого не захочет. Идеальный вариант пробуждения такой. Подойдите к кроватке своего крохи, погладьте его по голове, поцелуйте, пожелайте доброго утра. Только после этого переходите к тому, что уже пора вставать. Хорошо, если у Вас выработается определенная система начала дня с какими-нибудь символами. Это может быть утренний расслабляющий массаж; песенка, которую поет мама; просмотр любимого мультфильма; 15 минут лежания в родительской постели или что-нибудь другое.

В вашем распорядке дня должно быть четко определено время еды. Для того чтобы установить время завтрака, пронаблюдайте за своим ребенком. Обратите внимание на то, какие у него суточные биоритмы. Если Ваш малыш долго отходит ото сна, с утра вялый и менее подвижный, то, скорее всего, его организм будет готов к первому приему пищи не раньше, чем через 1 – 1,5 часа. Так же симптомами неготовности к приему пищи могут быть тошнота во время завтрака, полное отсутствие аппетита. В таком случае не заставляйте его есть раньше этого времени. Если есть возможность, чтобы ребенок первый прием пищи получал в садике или школе – это будет лучшим решением проблемы. Если же ребенок остается дома, займите его на этот час каким-нибудь спокойным, но обязательно интересным делом. Если же напротив, Ваш малыш с раннего утра проявляет максимум активности, то его первый прием пищи должен быть в первые полчаса после просыпания.

В жизни вашего ребенка важную роль играют ежедневные длительные прогулки на свежем воздухе. Он способствует улучшению работоспособности мозга, что приводит к улучшению внимания, памяти ребенка, а это так необходимо гиперактивному малышу! Дайте ребенку на улице максимум свободы. Пусть он бегает и прыгает, пачкается, ходит по лужам (в холодное время года – в резиновых сапогах), стучит палкой по столбу. Если ему свойственны агрессивные состояния, то лучше всего разряжать агрессию на улице. Чаще всего дети сами выдумывают способы снятия своего напряжения. Но если у Вашего крохи это не получается – подскажите ему. При этом не упустите возможности поговорить с ним о том, что избавляться от агрессивных состояний можно только на неживых предметах (детской горке, фонарном столбе, камнях, асфальте и т. д.). При этом нельзя причинять вред другим детям, замахиваться (даже в шутку) на взрослых, бить и ломать растения и обижать животных.

Во время прогулки вы преследуете несколько целей: обогащение кислородом, разрядка напряжения, удовлетворение гиперактивных процессов, социализация ребенка в естественных условиях – на детской площадке. Так же на прогулке у вас появляется намного больше возможности для смены деятельности. Дайте малышу сначала побегать, поскакать. Затем переключите его внимание на что-нибудь интересное, но спокойное. Рассмотрите птичку (что у нее есть? клюв, перья, крылья…), изучайте цвета по проезжающим автомобилям, расскажите ребенку о марках машин, посчитайте деревья в саду и др. Предложите ребенку прогулку в том направлении, которое он выберет сам. А потом с любого места пусть он, руководя вами, отыщет дорогу домой. Старайтесь переключать своего детку с активных игр на более спокойные и обратно с частотой в 15 – 30 минут.

Даже в младшем школьном возрасте гиперактивным детям обязательно нужен дневной сон. Его продолжительность должна составлять от 2-х до 4-х часов. Для того чтобы процесс укладывания ребенка проходил с наименьшими сложностями, постарайтесь выработать определенный ритуал. Например, после обеда отнесите малыша на ручках (обнимая и целуя) в ванную, где вместе вымойте руки. Позвольте ему самому закрыть кран и выключить свет. Расстелите вместе его постель. Пока малыш засыпает, посидите рядом, почитайте сказку, погладьте по руке, возьмите с собой спать любимую игрушку. Можно сделать перед сном расслабляющий массаж.

Разрабатывая режим дня для своего ребенка, учтите несколько моментов: этот режим не должен меняться длительное время; он должен быть удобен Вам, Вашему ребенку и не мешать посещать детские учреждения; режим должен учитывать индивидуальные биоритмы ребенка и его интересы.

Вот приблизительный вариант режима дня для гиперактивного ребенка.

    9:00 – 9:15 Подъем
    9:15 – 9:30 Умывание
    9:30 – 10:00 Спокойные игры (лепка, рисование, просмотр мультфильмов)
    10:00 – 10:30 Завтрак
    10:45 – 12:00 Прогулка
    12:30 – 13:00 Обед
    13:00 – 16:00 Дневной сон
    16:00 – 16:30 Активные игры
    16:30 – 16:45 Полдник
    17:00 – 19:00 Прогулка
    19:00 – 19:30 Ужин
    19:30 – 21:00 Спокойные игры, чтение
    21:00 Сон

    Татьяна Филь, психолог центра «Азбука для родителей»

К четырем годам детки отлично владеют устной речью, некоторые даже успевают выучить буквы и цифры. В этом возрасте они задают множество вопросов, озадачивая родителей поиском ответов. Есть ли цветы на Луне? Почему течет река? Подросшему малышу интересно абсолютно все, и для мамы с папой важно не оставлять без внимания потребность ребенка познавать окружающий мир.

Основные перемены

Если в три года ребенок практически не способен усидеть на месте, то в четыре он уже может посвятить полчаса спокойным занятиям и делает это с удовольствием. Лепка, сборка машинок «Лего», складывание пазлов и мозаик, а также многие другие развлечения этого рода он воспринимает с энтузиазмом. Но самое главное - малыш уже проявляет заинтересованность в общении с друзьями. Ему нравятся совместные прогулки, а в песочнице дети выстраивают самые настоящие замки.

В этот период уже стоит позаботиться о посещении кружка раннего развития, разумеется, если в вашем городе есть подобные секции. Оцените увлечения вашего ребенка, может, будет разумным начать обучение хореографии и вокалу. В четыре годика детки не обладают ложной скромностью и с готовностью демонстрируют свои таланты и взрослым, и друзьям. Один из вариантов - посещение художественной школы.

В раннем возрасте крайне важно выявить склонности ребенка, чтобы подобрать ему занятие по душе. Родители часто пугаются, когда малыш стремится освоить буквально все, мечась от одного увлечения к другому. На самом деле многие детки еще сами толком не понимают, что им нравится, поэтому дайте им возможность найти себя.

Гиперактивные дети

Существует такое понятие, как СДВГ, что расшифровывается как синдром дефицита внимания и гиперактивности. Часто родители приписывают своему чаду этот диагноз, пытаясь оправдать чрезмерную, как им кажется, непоседливость ребенка. На самом деле любое дитя изначально испытывает потребность в движении. Если в течение дня малыш постоянно был в состоянии покоя, велика вероятность того, что у него могут возникнуть проблемы с засыпанием.

С малых лет приучайте ребенка к занятиям спортом. Футбол, настольный теннис, баскетбол и многие другие игры помогут выплеснуть энергию. Для этого стоит позаботиться об оборудовании детской площадки спортивными снарядами и приспособлениями. Ни в коем случае не принуждайте дочь или сына к занятиям спортом, старайтесь, чтобы во время тренировок ваше чадо получало удовольствие, в идеале - играйте вместе с малышом, это позволит вам еще лучше сблизиться.

В мире соблазнов: питание

Ежедневно малыш каждый день видит рекламу вкусных продуктов по телевидению, в результате чего появляется желание продегустировать новую шоколадку, печенье или что–то другое. Большинство подобных товаров содержат эмульгаторы и различные добавки, многие из них вредны для здоровья. Не соблазняйтесь красивой упаковкой, тщательно изучайте состав продуктов, которые вы намерены предложить своему ребенку.

Есть несколько правил питания, которых стоит придерживаться, планируя режим дня:

  • оптимальное время для завтрака - минут через 45–60 после пробуждения;
  • последний прием пищи - приблизительно за полтора-два часа до ночного отдыха, исключение - ежедневная порция кефира;
  • в перерывах между приемами пищи можете угостить ребенка фруктами или чем–то легким, не стоит предлагать печенье или конфеты, так как они могут перебить аппетит;
  • постарайтесь подобрать такое время еды, которое будет удобным для всех членов семьи;
  • постарайтесь ограничить количество жареной и чрезмерно жирной пищи.

Наибольший объем пищи приходится на обед - в пределах 35–40%, по 20–25% – завтрак и ужин, остальное - полдник. Не заставляйте кушать ребенка, если у него нет аппетита. Еда должна приносить удовольствие, только в этом случае от нее будет польза.

Сон

В 4 года ребенку хватает 12–13 часов сна. Из них не менее двух - дневной отдых. Если ваш малыш часто болеет, возможно, стоит увеличить продолжительность сна - это поможет ему восстановить силы. Потребность в отдыхе может отличаться у детей с разным темпераментом, поэтому постарайтесь выяснить потребности ребенка и подстройтесь под них.

Перед сном избегайте слишком активных игр, они способствуют перевозбуждению, а значит, могут возникнуть проблемы с засыпанием. Оптимальное время укладывания спать: после обеда и вечером - с 21:00 до 22:00. Позаботьтесь о благоприятной атмосфере в доме - чрезмерный шум и частые гости не лучшие спутники сна.

В поисках компромисса

Теперь малыш хочет себя чувствовать на равных с взрослыми. Он уже имеет свои увлечения, готов отстаивать собственную точку зрения, а в некоторые моменты способен проявить невиданное упрямство. В критических ситуациях самое главное - выдержка. Не стоит поддаваться на шантаж и капризы, даже в самые напряженные моменты находите в себе силы и терпение объяснить ребенку все спокойно и без крика.

Наиболее сложные моменты для всех мам и пап - публичные сцены в общественных местах. Забудьте в эти минуты об окружающих, постарайтесь найти общий язык с ребенком, а дома, в спокойной обстановке, проведите с малышом воспитательную беседу. Поверьте, если он увидит, что вы не потворствуете его капризам, кроха поймет, что таким образом на взрослых воздействовать не стоит.

Детский сад

Дети работающих мам обычно посещают детский сад или школу раннего развития. В этом случае желательно подстроиться под расписание дошкольного заведения. В выходные желательно придерживаться установленного в нем порядка, чтобы не сбить режим. Одна из частых проблем работающих мам - отсутствие достаточного общения с малышом. Для его восполнения стоит посвящать ребенку как можно больше свободного времени.

Предоставьте малышу возможность самостоятельно одеваться в детский сад - в четыре года он должен это делать самостоятельно. Правда, у некоторых малышей и в этом возрасте могут возникать проблемы с завязыванием шнурков или застегиванием «молнии». При покупке одежек всегда обращайте внимание, насколько они удобны для ребенка.

Расписание

Выделим несколько основных моментов:

  • питание - четырех- или пятиразовое;
  • дневной сон - один;
  • не менее двух прогулок ежедневно;
  • 1 час образовательных занятий;
  • у малыша уже есть собственные обязанности - уборка комнаты, складывание своих одежек, помощь по дому (простейшая работа).

А теперь составим примерное расписание дня:

  • 07:00 - подъем;
  • 07:00–07:20 - умывание;
  • 07:20–08:00 - заправка кровати, утренняя зарядка;
  • 08:00–08:30 - завтрак;
  • 08:30–09:00 - обучение (английский, буквы, математика - каждый день новый предмет);
  • 09:00–11:00 - первая прогулка, в зимний период ее желательно перенести на позднее время;
  • 11:00–12:00 - возвращение домой, переодевание, пока мама варит обед, малыш может поиграть самостоятельно, предложите ему альбом для рисования или пластилин;
  • 12:00–12:30 - обед, подготовка к дневному отдыху;
  • 12:30–14:30 - тихий час;
  • 14:30–15:30 - чтение книжек вместе с мамой, развивающие игры;
  • 15:30–16:00 - полдник;
  • 16:00–18:00 - прогулка, пока ребенок общается с друзьями, вы можете насладиться красотой природы и общением с подругами;
  • 18:00–19:00 - возвращение домой, уборка комнаты, ужин.
  • 19:00–20:00 - просмотр мультфильма, чтение книги, общение с домашними;
  • 20:00–21:00 - подготовка к водным процедурам, купание, укладывание спать.

Вы с легкостью сможете адаптировать предложенное расписание под потребности своей семьи. В основе режима - приемы пищи и сон, а все остальное можно варьировать по своему усмотрению. Так, летом надо выходить на прогулки по утрам и вечерам, когда на улице прохладнее. Зимой желательно дождаться, пока станет теплее. Привыкнув жить по режиму, ребенок будет меньше капризничать, а вы сможете сполна насладиться выполнением родительских обязанностей.

Терпение и ещё раз терпение. Мамам гиперактивных детей посвящается

в последнее время появляется всё больше детей, про которых можно сказать, что они «гиперактивные». активность – это, конечно, хорошо, но когда активность заменяется гиперактивностью, это становится проблемой как для самого ребенка, так и для его родителей.



игорек был беспокойно-активным с самых первых дней. в 9 месяцев он уже научился ходить, потом бегать, а вот сидеть и стоять не научился даже в свои пять лет. если надо сидеть на стульчике, он будет ёрзать, играть руками, дергать одежду, дрыгать ногами. игорьку интересно всё, и в то же время ничего. он хватает одну игрушку, бросает, потом хватает другую, третью…часто ломает игрушки. среди детей игорь самый шумный и активный, он всегда что-то придумывает и всегда пытается быть самым первым. если ему что-то надо – он не будет терпеть и ждать, а не задумываясь растолкает других детей и завладеет желаемым объектом. но лишь для того, чтобы через минуту отбросить его. игорек бесстрашен, он не признает никаких ограничений (сразу обижается или злится) и не хочет придерживаться правил поведения. не слушается! не может успокоиться! и не может себя контролировать! с трудом сосредоточивается на заданиях, его внимание рассеянно и с трудом удерживается на одном предмете.

вот такая чрезмерная подвижность и активность ребенка порождает многие проблемы: двигательные, речевые, воспитательные, социальные, психоневрологические.

этому могут сопутствовать соматические недомогания: головные боли, боли в животе, повышенная утомляемость. подобные симптомы обычно проявляются у ребенка уже в дошкольный период, чаще в возрасте 2- 3 лет.

связанные с гиперактивностью проблемы проявляются и обостряются, когда ребенок начинает посещать детский сад и особенно школу, так как гипердинамичные дети плохо приспосабливаются к новой обстановке, а невротические реакции обостряются.

Каковы же причины гиперактивности? пройдёт ли она со временем? отразится ли этот синдромна умственных способностях ребенка? как правильно вести себя с таким ребенком? нужно ли его лечить? постараемся в нашей статье ответить на все эти вопросы.

основные причины гиперактивности

Проблема гиперактивности уже давно изучается детскими невропатологами и психиатрами. на сегодняшний момент выделяют следующие причины возникновения сдвг (синдрома гиперактивности и дефицита внимания):

- наследственная предрасположенность (у гиперактивного ребенка кто-то из родителей гиперактивен).

- хронические заболевания матери (аллергия, астма, экзема, заболевания почек, давление и т.д.).

- проблемы, возникшие во время беременности (поздние токсикозы, стрессы, нехватка витаминов и аминокислот, приём лекарств).

- осложненные роды (затяжные, стремительные, кесарево сечение, родовые травмы и т.д.).

- социально–психологические проблемы (неблагоприятный микроклимат в семье, отсутствие одного из родителей, алкоголизм родителей, плохие условия проживания, неправильная линия воспитания (чрезмерная требовательность и строгость, либо, наоборот, излишняя опека)).

- загрязненная окружающая среда (экологическое неблагополучие способствует росту нервно-психических заболеваний, в том числе и сдвг).

признаки гиперактивности

Ребенок, страдающий сдвг, может иметь следующие характерные особенности поведения:

дефицит активного внимания

1. непоследователен;

2. не способен долго удерживать внимание, не может сосредоточиться;

3. невнимателен к деталям;

4. при выполнении задания допускает большое количество ошибок в результате небрежности;

5. плохо слушает, когда к нему обращаются;

6. с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его;

7. испытывает трудности в организации;

8. избегает заданий, требующих долгих умственных усилий;

9. легко отвлекается;

10. часто сменяет деятельность;

11. часто бывает забывчив;

12. легко теряет вещи.

двигательная расторможенность

1. постоянно ерзает;

2. проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, теребит пальцами волосы, одежду и т.д.);

3. часто совершает резкие движения;

4. очень говорлив;

5. быстрая речь.

импульсивность, повышенная нервная возбудимость

1. начинает отвечать, не дослушав вопрос;

2. не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;

3. не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза);

4. при выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, но одних уроках он успешен, на других - нет);

5. спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из вышеперечисленных признаков, можно предположить, что ребенок гиперактивен.

но диагноз «гиперактивность» или «синдром гиперактивности дефицита внимания» (сдвг) может поставить только врач-невропатолог на основе специальной диагностики и только после заключения других специалистов!!!

ведь проявление гиперактивности можно или с проявлением различных заболеваний.

как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ммд) и неврологические нарушения.


что нужно знать родителям гиперактивных детей

если вашему ребенку всё же поставлен диагноз «гипердинамичность» (или сдвг) и сделано это в дошкольном возрасте, то при выполнении соответствующих рекомендаций специалистов со временем проявления гиперактивности уменьшатся.

мозг ребенка очень пластичен и максимально восприимчив, что при надлежащей коррекции приведет к восполнению дефицита развития. зачастую, при соответствующей коррекции дети в школе учатся хорошо.

для наилучшего результата следует соблюдать комплекс мер. невропатолог может подобрать медикаментозное и/или нейропсихологическое (в случае необходимости) лечение, психолог -
определить ход индивидуальной коррекционной работы и дать советы по правильному воспитанию в семье с учетом особенностей гиперактивных детей.

необходимо соблюдать режим дня, подобрать диетическое питание, делать ребенку массаж, водить на лечебную физкультуру. возможно, понадобится помощь остеопата, так как в некоторых случаях проявления гипердинамического синдрома связаны с нарушением мозгового кровообращения из-за смещения позвонков.

многие родители надеются, что с возрастом всё пройдет само собой.

это возможно, но зачастую, без проведения необходимых комплексных мер проявления гиперактивности в школе только усиливаются, появляются депрессии, головные боли и другие соматические состояния.

очень часто возникают проблемы с дисциплиной и во взаимоотношениях со сверстниками, так как ребенок ведет себя неадекватно (неуравновешенность, конфликтность, агрессивность), начинаются проблемы с учебой из-за недостаточной концентрации внимания, неусидчивости, неумения контролировать своё поведение.

самое главное, чем вы можете помочь своему ребенку с сдвг – это , какой он есть, поддерживать с ним тесный эмоциональный контакт, помогать ему овладевать элементарными приёмами самоконтроля и учить придерживаться норм поведения, чтобы его поведение не создавало проблем для других людей.

общие советы родителям гиперактивных детей

ограничения

Не позволяйте ребенку засиживаться перед телевизором. в некоторых семьях принято оставлять постоянно работающий телевизор, даже если его никто не смотрит в данный момент, в этом случае нервная система ребенка сильно перегружается от постоянного шумового и светового фона. старайтесь, чтобы телевизор в комнате, где находится малыш, был выключен.

Не разрешайте ребенку играть в компьютерные игры.

Гиперактивный ребенок перевозбуждается от большого скопления людей. по возможности избегайте людных мест (крупные магазины, рынки, театры) – они оказывают на нервную систему ребенка чрезмерно сильное действие.

Гиперактивного ребенка нужно отдавать в сад как можно позже, когда он уже научится более-менее контролировать своё поведение. и обязательно предупредите воспитателей о его особенностях.

окружающая обстановка

Организуйте ребенку личное пространство: своя комната (если есть возможность), игровая зона, стол для занятий, спортивный уголок. это пространство должно быть хорошо продумано и спланировано; для всех личных вещей должно быть ребенка должны быть устроены удобные системы хранения вещей ребенка должны быть места: для того, чтобы он приучался не терять вещи и класть их на место, так как соблюдение общего принципа порядка в комнате и в вещах при воспитании гиперактивного ребенка особенно важно.

Комната ребенка должна быть подчинена принципу «минимализма»: спокойные цвета обоев, занавесок, небольшое количество мебели. игрушки, кроме самых любимых, должны быть убраны в закрытые шкафчики и ёмкости, чтобы посторонние предметы не отвлекали малыша от его занятий.


семейная атмосфера

Чтобы помочь ребенку, необходима благоприятная обстановка в семье – хорошие, доверительные взаимоотношения и взаимопонимание между родителями и ребенком, разумные требования родителей, единая, последовательная линия воспитания.

Необходимо с пониманием относится к проблеме ребенка и оказывать ему всяческую поддержку. ребенку нужно ваше искреннее, доброе, заинтересованное и внимательное отношение, открытое проявление любви.

Импульсивный и несдержанный родитель «заражает» и провоцирует гиперактивного ребенка на неадекватное поведение. однако, понятно, что мама гиперактивного ребенка не в состоянии всё время сдерживать себя (да это и не нужно). всё же старайтесь в большинстве случаев подавать своему сыну/дочери пример спокойного, доброжелательного, сдержанного, позитивного и мягкого общения. разговаривайте с ребенком тихо и спокойно.

Гиперактивные дети особенно нуждаются в привычной обстановке – это их успокаивает. поэтому старайтесь придерживаться четкого распорядка дня, обязателен дневной сон (или хотя бы отдых в кровати) (он будет давать ребенку возможность выспаться и успеть восстанавливать свои силы). соблюдайте режим приема пищи и диету.

воспитание малыша с сдвг

У гиперактивных детей часто бывает заниженная самооценка. укрепляйте уверенность ребенка в своих силах. хвалите, поощряйте, отмечайте то, что хорошо получилось, поддерживайте малейшие попытки сдерживать свои бурные проявления. давайте ему самые различные задания и просите о помощи.

Опирайтесь на положительные стороны вашего чада: доброта, отходчивость, общительность, щедрость, активность, оптимизм, легкость на подъем и пр.

Не сравнивайте успехи своего ребенка с развитием других детей. всё весьма индивидуально. и отделяйте оценку поступков ребенка от оценки его личности. осуждайте поступки, а не самого ребенка.

Чувства гипердинамичного ребенка чаще всего поверхностны. в подходящих ситуациях рассказывайте ему о том, что испытывают другие люди, таким образом вы будете малыша учить анализировать и смотреть в глубь происходящих событий.

Гиперактивный ребенок тяжело воспринимает критику, выговоры и наказания. он начинает протестовать и защищаться, ведя себя ещё хуже. на агрессию он часто отвечает агрессией. поэтому как можно реже используйте прямые запреты и приказы. лучше отвлечь или озвучить свои ожидания: «мы сейчас уберем игрушки и пойдём спать» (вместо «нет, я сказала, больше никаких игр! живо убирать игрушки - и в постель!»).

Ни в коем случае не подавляйте активность ребенка. наоборот, давайте малышу возможность расходовать избыточную энергию, ведь физические нагрузки (особенно на свежем воздухе) благотворно влияют на нервную систему, оказывая на нее успокаивающее и расслабляющее действие: активные игры, прогулки, походы, бег, езда на велосипеде, катание на коньках, роликах, лыжах, плавание только не доводите «до абсурда», ребенку нужно давать отдыхать.

Для того чтобы игра ребенка была более продолжительной и последовательной, желательно, чтобы у ребенка была возможность играть с одним партнером, а не с несколькими детьми. (и пусть этот партнер будет спокойным и уравновешенным).

развитие и занятия с ребенком с сдвг

Если у ребенка , значит, нарушена функция соответствующего отдела мозга, следовательно, нельзя чрезмерно задействовать этот участок. поэтому во время занятий с малышом избегайте перегрузки его внимания. для компенсации этого нарушения педагоги и психологи рекомендуют развивать и ребенка, то есть стимулировать развитие не пострадавших функций мозга.

Во время занятий с малышом задания давайте короткие и ясные. предлагайте зрительные опоры – подсказки. убедитесь, что задание понято ребенком.

Учите планировать и добиваться последовательности в своих действиях, предлагайте задания «дозировано»: сначала одно, а когда выполнил – другое.

Ограничивайте время выполнения задания (оно должно быть минимальным), чтобы ребенок не переутомился, поскольку перевозбуждение приводит к снижению самоконтроля и нарастанию излишней активности и агрессивности.

Чередуйте спокойные и активные игры. малышу нужно «восстанавливать» работу мозга. если малыш слишком расшумелся, постарайтесь направить его энергию в более «мирное» русло или переключите его на более спокойную игру.

попробуйте выявить способности своего ребенка к определенному роду деятельности - к музыке, рисованию, конструированию и т.д. предоставьте ребенку возможность заниматься любимым делом. чем большим количеством умений он будет обладать, чем наглядней будет результат его труда, тем уверенней он будет себя чувствовать.

Работайте и со «слабыми» сторонами ребенка – например, у многих гиперактивных детей «проблемы» с развитием мелкой моторики. предлагайте , например, занятия оригами или бисероплетением.

Еще раз хочется дать совет: формируйте у малыша различные физические умения, т.к. это универсальное средство, помогающее развитию всех функций и процессов мозга: мышления, памяти, внимания, координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве (я - в пространстве, предметы – относительно меня и относительно друг друга).

в нашем магазине:

Материал к занятию.


Под гиперактивностью в медицине понимают сложное расстройство поведения, не нуждающееся в каком бы то ни было медицинском вмешательстве, которое проявляется у малышей раннего дошкольного возраста. Это расстройство способно отразиться в межличностных отношениях, на школьной учёбе, оно проявляется в чрезмерной моторной и психической активности ребёнка. Гиперактивный малыш с трудом может концентрировать своё внимание, не готов сидеть на месте, ждать. В школе он тянет руку, чтобы первым ответить на вопрос преподавателя, раньше других учеников выкрикивает ответы, для него характерны забывчивость, рассеянность и неорганизованность. Сверхактивность мешает ему успевать в школе, он не может полноценно выполнить поручения, много двигается и разговаривает, перебивает разговоры взрослых и сверстников.

Признаки гиперактивного малыша

Как правило, гиперактивный ребёнок признаки своего расстройства начинает показывать до семилетнего возраста. Но они во многом напоминают симптомы иного расстройства - синдрома дефицита внимания, а часто такие же наблюдаются и у обычных детей. Поэтому, заметив у своего малыша подобные симптомы, родители не должны сразу же решать, что их чадо страдает гиперактивностью. Но если такие признаки не покидают ребёнка ни дома, ни в школе, ни на прогулке, ни где-либо ещё, то есть веские основания показать его психологу.
Основными признаками психического отклонения у малыша является импульсивность, излишняя подвижность, неусидчивость, невнимательность. Многие родители с полным основанием могут утверждать, что подобное поведение вполне естественно для всех детей в данном возрасте. И действительно, у всех обычных детей также присутствуют все эти признаки.
Чтобы иметь основание поставить диагноз, врач должен наблюдать такие симптомы у ребёнка минимум полгода, причём они должны быть более чётко выражены, нежели у сверстников, не имеющих никаких психических отклонений.
Вот как можно описать симптомы гиперактивности детей:

  • Невнимательность. Гиперактивные дети обычно с трудом на чём-то концентрируются, забывают уточняющие детали, беспрестанно отвлекаются, с одного вида деятельности быстро переключаются на другой. Заниматься одним делом продолжительное время для них нестерпимо скучно. Им с трудом удаётся воспринимать на слух информацию, действовать в рамках определённых инструкций. По причине невнимательности они часто теряют вещи.
  • Непоседливость, избыточная подвижность. Ребёнок ведёт себя как «на иголках» - находится постоянно в движении, не может усидеть на одном месте. Ему особенно сложно даются кропотливые задания, требующие усидчивости и скрупулёзности. То же относится и к играм.
  • Импульсивность. Гиперактивные дети очень несдержанны, нетерпеливы, склонны проявлять эмоции, руководствуясь сиюминутным порывом, а не разумом. Став постарше, они способны делать неуместные замечания, даже не осознавая результатов своего поведения. Они бестактно перебивают чужие разговоры, вклиниваются в занятия и разговоры других людей, даже если те намного старше.

Звучит несколько странно, но именно гиперактивные дети нуждаются в большем к себе внимании и понимании со стороны как родителей, так и воспитателей детских дошкольных заведений, а позднее - школьных учителей. Это сильно сказывается на психическом и эмоциональном состоянии ребёнка, а, следовательно, и на его успехах в усвоении учебного материала.

Играйте в тактильные игры

С помощью тактильных ощущений гиперактивные малыши укрепляют связь с реальностью, становятся более внимательными к собственным ощущениям. Такие дети обычно любят массаж, игры с пластилином, песком, водой, глиной, им интересно рисовать пальцами рук и даже ногами. Интересно подмечать, что даже гиперактивные дети способны увлечься такими играми, где нужна усидчивость - главное найти тот материал, который увлечет кроху.

Многие родители не уделяют большого внимания першению в горле у ребёнка. Но иногда оно является симптомом серьёзного недуга, требующего неотложного ле...

Играйте в подвижные игры

Хотя гиперактивные дети постоянно находятся в движении, но управляют своим телом они при этом плохо. Поэтому с ними важно играть в такие игры, которые помогли бы им научиться лучше контролировать свои движения, своё тело, лучше ощущать его границы, а также границы помещения, где в данный момент малыш пребывает. Благодаря этому ребёнок научится вовремя останавливаться, станет более ловким, ведь очень часто гиперактивные детишки неуклюжи, постоянно что-то проливают, разбивают и т. д.
В подвижные игры играют все дети. Кто не знает жмурок, пряток и догонялок? Не менее популярны игры, в которых дети изображают каких-либо животных - бегают, прыгают, косолапят. Игру можно поставить так, чтобы один ребёнок изображал какое-нибудь животное, имитируя его поведение и движения, а остальные угадывали, кого он имеет в виду. Можно совмещать пантомиму с изображением животных и догонялки - убегать то как лошадки, то как зайчики, то как кенгуру. Подобные игры прекрасно развивают моторику движений, тренируют вестибулярный аппарат.
Можно, играя на улице, также перепрыгивать через лужи и другие преграды. Или, например, останавливаться в тот момент, когда замирает музыка. Благодаря этому детишки активно учатся управлять своим телом. Подобными играми и упражнениями можно забавляться и во время танцевальных занятий, которые и сами по себе очень полезны для детей с гиперактивностью.

Уважайте ребёнка

Совет этот хоть и кажется банальным, но имеет огромное значение. Гиперактивному ребёнку очень важно, чтобы его воспринимали всерьёз, уважали, тогда и он сможет постепенно расслабиться и стать намного более спокойным и усидчивым. С ребёнком, носящим ярлык гиперактивности, тяжело обращаться, он «неудобен». Но и ему самому не легче, таким детям всегда непросто живётся. У них снижена самооценка, они не могут доверять миру в достаточной степени, поскольку он обычно относится к ним критически. Такого ребёнка обязательно нужно уважать, как и его чувства и способы их выражения. Ведь его поведение, которое воспринимается взрослыми как неудобное, является ничем иным, как способом побороть свои трудности и как-то приспособиться к не слишком удобному для него миру.

Создайте правильный микромир для ребёнка

Для любого малыша устойчивость его домашнего мира крайне важна, а для гиперактивного микромир должен быть постоянным, устойчивым, максимально предсказуемым. Это касается пространственных характеристик (например, синее покрывало на кроватке, игрушки лежат в одном и том же месте) и временных (например, мама всегда перед сном читает сказку). Любое изменение привычного порядка может быть воспринято как ЧП и иногда даже заканчиваться истерикой. Это примерно то же, как если бы взрослый, проснувшись, обнаружил на небе сразу два солнца - у него от такого внезапного изменения мира вполне может «крыша поехать». Так же остро реагирует на изменение своего маленького мира и малыш, воспринимая это как опасность.
Если же вокруг него всё обычно, то малыш остаётся спокойным, сохраняя свою энергию для дальнейшего исследования окружающего мира.

В то же время гиперактивному ребёнку требуется не просто предсказуемый, а сверхпредсказуемый мир.
А на опасность в виде «нештатной ситуации» он реагирует бестолковой суетой - кричит, бегает, стучит ножками. Такое поведение является аналогом «двигательной бури», имеющей место в животном мире - напуганное чем-то животное начинает хаотично метаться в разные стороны в бешеном темпе. Подобная тактика частенько пугает его противника или случайно указывает ему выход из тупика. Совершенно аналогично ведут себя сильно возмущённые или напуганные дети - они таращат глаза, вопят, машут руками и ногами, извиваются. По мере взросления подобная бурная реакция ослабевает, заменяясь более зрелой и спокойной. Но из-за слабости тормозных механизмов у гиперактивного малыша подобная реакция может остаться и в более взрослом возрасте. Поэтому беспрестанные метания гиперактивного ребёнка следует воспринимать как своеобразную разрядку, способ преодолеть волнение, обиду, страх. Но тогда у него не остаётся возможностей и сил на адекватное его возрасту познание мира.
Учитывая это, родителям гиперактивного малыша только и остаётся, что создать для него постоянство домашнего мира и всячески стремиться его поддерживать. Очень полезно создание ритуалов. Когда они повторяются изо дня в день, то помогают упорядочению среды, окружающей ребёнка, установлению чёткого режима дня. Думая над этим, родителям следует проявить свою фантазию и не забыть учесть интересы самого ребёнка.

Когда ребёнок начинает посещать детский сад, то его режим дня изменяется, а именно усложняется, поэтому родители должны проявить к малышу больше поним...

Установите жёсткий режим дня

Максимальная упорядоченность дня особенно важна для гиперактивных детей. Например, ровно в 9 вечера должен зажечься ночник, на столе появиться стакан кефира и печенье, затем вечерний туалет, сказка и сон. И так неизменно на протяжении каждого дня, и никаких «уважительных» причин, чтобы этот распорядок изменить. Постепенно в мозгу ребёнка вырабатывается условный рефлекс, а в результате к концу упомянутой цепочки действий он уже сам будет засыпать и для этого не потребуется больших усилий. Если же пренебрегать режимом, то укладывать ребёнка можно часами, причём безуспешно, пока сами родители не вымотаются больше своего непоседливого чада.


Что делать в случае истерики?

Если у гиперактивного малыша началась истерика, то он перестаёт кого-либо слышать. Тогда можно поступить одним из способов:

  • Уйти в соседнюю комнату, а лишённый аудитории малыш постепенно затихнет.
  • Переключить внимание малыша - показать новую игрушку, предложить сладость, включить мультик. Детей постарше громко попросить не плакать, а заняться более интересными делами - поиграть на улице, побегать.
  • Дать выпить сладкого чаю , воды, успокоительного настоя.

Нужно повседневно поддерживать детскую нервную систему. Полезна окажется ванна с успокаивающим травяным сбором для самых маленьких или чай для детей постарше.

16 0