Драма Странный человек. Menschen und Leidenschaften. (Лермонтов М. Ю.). Шукшин василий макарович - странные люди - читать бесплатно электронную книгу онлайн или скачать бесплатно данную книгу Милые люди шукшин краткое содержание

Как явствует из комментариев, в активе В. Шукшина - 125 опубликованных рассказов, большинство из которых поражают своей жизненной неповторимостью, своеобразием жизненного материала. Критика пыталась определить индивидуальное качество этих рассказов через понятия “шукшинский герой” и “шукшинская жизнь”.

По мнению критиков, шукшинский герой “в кирзовых сапогах” (С. Залыгин) “пылит по проселочным дорогам” (Л. Аннинский). Алтайских шоферов, механиков, трактористов писатель хорошо знал и нередко встречал на Чуйском тракте, ведущем от города Бийска до монгольской границы, проходящем мимо деревни Сростки, расположенной в предгорной алтайской степи, на берегу реки Катуни. Сейчас о родной деревне писателя Сростки говорят как о музее Шукшина под открытым небом.

Герои Шукшина из той “шукшинской жизни”, которую прожил сам писатель. Закончив в 1943 г. семь классов сельской школы в родной деревне, Шукшин поступает в Бийский автомобильный техникум и учится в нем около года. Перед этим он безуспешно хотел стать бухгалтером под руководством крестного. Автомобильного механика из него так и не вышло. В 1946-1948 гг. он был разнорабочим, учеником маляра, грузчиком (литейный завод в Калуге), работал на железной дороге, был слесарем на тракторном заводе во Владимире. В 1948-1952 гг. служил радистом на флоте, но этот период его жизни в литературе почти не отразился, в 1953-1954 гг., поначалу не имея среднего образования, работал в Сростках директором вечерней школы сельской и рабочей молодежи и готовился к экзаменам за десятилетку экстерном, осенью 1953 г. экзамены все сдал, его приняли в партию, избрали секретарем райкома комсомола. В 1954 г. в возрасте двадцати пяти лет, когда многие уже получили высшее образование, становится студентом 1-го курса ВГИКа, где вместе с А. Тарковским учится в мастерской М. Ромма. Летние каникулы проводил дома, в Сростках, работал в колхозе, ездил по Алтаю, рыбачил, встречался с людьми. Как М. Шолохов на Дону, так и В.. Шукшин на Алтае нашел своих героев.

Однако важен не только герой, но и ракурс его изображения. В простом, обыкновенном герое “в кирзовых сапогах”, о котором писали многие, Шукшина интересует то, мимо чего проходили все, - душа. «Меня больше интересует “история души”, и ради ее выявления сознательно и много опускаю из внешней жизни того человека, чья душа меня волнует», - говорил Шукшин. Ho и не всякая “душа” близка писателю. “...Так называемый простой, средний, нормальный, положительный человек меня не устраивает. Тошно. Скучно... - писал Шукшин. - Мне интереснее всего исследовать характер человека-недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естествен. Ho у него всегда разумная душа”.

Человек-недогматик в обыденной жизни часто смотрится как человек странный, не от мира сего. Шукшин написал достаточно много рассказов об этих людях (“Мастер”, “Выбираю деревню на жительство”, “Микроскоп”, “Штрихи к портрету”, “Алеша Бесконвойный” и др.); более того, именно об этих людях его кинофильм “Странные люди” (1969), в который вошли его новеллы: “Чудик” (в сценарии - “Братка”), “Мильпардон, мадам” (в кино - “Роковой выстрел”), “Думы”. Определение этому герою критики взяли из прозы самого Шукшина - чудик.

Рассказ В. Шукшина “Чудик” (1967) - о тридцатидевятилетнем сельском механике Василии Егоровиче Князеве. Отталкиваясь от названия, автор сразу же начинает повествование о самом герое: “Жена называла его - Чудик. Иногда ласково. Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось”.

Шукшин, как правило, избегает длинных вступлений и вводов в действие. В данном случае Шукшин следует советам Чехова. Далее, как и Чехов, он стремится не описывать душевное состояние героя, а сделать так, чтобы оно было понятно из его действий. Шукшин - сторонник объективной манеры письма.

Заявленный в первых строках рассказа тезис о том, что с Чудиком постоянно что-то случалось, реализуется в тексте в двух житейских ситуациях: в городском магазине и на Урале у брата, куда он все же приехал. Увидев в магазине кем-то оброненную пятидесятирублевую бумажку, Князев не кинулся проверять свои карманы, что сделало бы большинство людей, а лихорадочно, чтобы никто не опередил, соображает, как бы поостроумнее сказать людям в очереди про эту бумажку: “ - Хорошо живете, граждане! - сказал он громко и весело. - У нас, например, такими бумажками не швыряются!” Позднее он убедился, что это были его деньги, но зайти за ними в магазин постыдился. Пришлось возвращаться домой (а ехал он к брату, которого не видел 12 лет) - снимать деньги с книжки и вторично отправляться в путь.

Биографы утверждают, что подобный случай произошел с самим Шукшиным весной 1967 г. в Бийске, когда он по командировке “Правды” ехал в Сростки, чтобы написать статью о молодежи. Возникает вопрос: нет ли в самом В. Шукшине “примет” подобного героя?

Другой эпизод, где реализует себя Чудик, - сцены пребывания в семье брата Дмитрия. Неожиданна для него неприязнь снохи, которая, как утверждает брат, холуйствует перед людьми ответственными и презирает деревенских. Чудик хотел мира со снохой и, чтобы ее порадовать, разрисовывает детскую коляску, за что изгоняется из дома. “Опять ему стало больно. Когда его ненавидели, ему было очень больно. И страшно. Казалось: ну, теперь все, зачем жить?”

Чудик едет домой, и, только выйдя из автобуса и побежав по теплой мокрой земле (“шел рясный парной дождик” - маленький, как у Чехова, пейзаж, как бы между прочим!), он обрел душевное спокойствие.

Две ситуации, описанные в этом рассказе, - типично шукшинские: человек чем-то или кем-то выведен из равновесия либо чем-то поражен или обижен, и он хочет как-то разрешить эту боль, вернувшись к нормальной логике жизни.

Впечатлительный, ранимый, чувствующий красоту мира и в то же время несуразный Чудик сопоставляется в повести с мещанским миром снохи, буфетчицы управления, в прошлом женщины деревенской, стремящейся стереть в своей памяти все деревенское, перевоплотиться в настоящую горожанку. Ho это не противопоставление города и деревни, которое находили критики в рассказах писателя 60-х гг. (“Игнаха приехал”, “Змеиный яд”, “Два письма”, “Капроновая елочка” и др.). Объективно говоря, этого противопоставления как такового в его рассказах не существовало вообще. Шукшин исследовал серьезную проблему маргинального (промежуточного) человека, ушедшего из деревни и до конца не акклиматизировавшегося в городе (“Выбираю деревню на жительство”) или прижившегося ценой утраты чего-то важного в себе, как в случае со снохой Чудика и другими героями.

Эта проблема была глубоко личной и для самого писателя: «Так у меня вышло к сорока годам, что я - ни городской до конца, ни деревенский уже. Ужасно неудобное положение. Это даже - не между двух стульев, а скорее так: одна нога на берегу, другая в лодке. И не плыть нельзя, и плыть вроде как страшновато... Ho в этом моем положении есть свои “плюсы”... От сравнений, от всяческих “оттуда - сюда” и “оттуда - туда” невольно приходят мысли не только о “деревне” и “городе” - о России».

В несуразном, странном человеке, по мнению Шукшина, наиболее полно выражается правда его времени.

Дисгармоничность героя рассказа “Миль пардон, мадам” (1967) заявлена уже в парадоксальном сочетании его имени и фамилии - Бронислав Пупков.

К такому имю надо фамилию подходящую. А я - Бронислав Пупков. Как в армии перекличка, так - смех. А вон у нас - Ванька Пупков, - хоть бы што”.

В этом рассказе есть краткий портрет героя и краткое авторское описание его судьбы, но 9/10 текста отведено диалогу.

Охотник, умный и удачливый, редкий стрелок, Бронька Пупков на охоте по дурости лишился двух пальцев. Ему бы снайпером на войне быть, а пришлось всю войну прослужить санитаром. Он не смог на войне реализовать свой дар, так нелепо утраченный в мирное время. И душа его затосковала. Работая егерем после войны, как правило, в последний день, когда справляли отвальную, он рассказывает городским охотникам, которых сопровождал и которым показывал лучшие места в округе, свою драматическую историю мнимого покушения на Гитлера и при этом плачет. “...Я стрел ил... Я промахнулся...”

Так причудливо деформируется несостоявшаяся мечта охотника применить свой талант на войне. Он ненавидел фашистов, но эта ненависть не могла проявиться в воинском подвиге - и душа его тоскует. Вот как комментирует киноновеллу “Роковой выстрел” из кинофильма “Странные люди”, поставленную по рассказу “Миль пардон, мадам”, сам писатель: “Я хотел сказать в этом фильме, что душа человеческая мечется и тоскует, если она не возликовала никогда, не вскрикнула в восторге, толкнув на подвиг, если не жила она никогда полной жизнью, не любила, не горела”.

Исследователь творчества В. Шукшина критик В. Коробов конкретизирует слова писателя, объясняя смысл выдуманной Бронь-кой Пупковым истории о поединке с Гитлером: “Эта странная выдуманная история - принародное покаяние героя, выплеснувшаяся наружу сердечная мука, маета, исповедь, казнь самого себя. Только таким образом он получает некоторое недолгое душевное облегчение... Война, правда войны, всенародная трагедия - вопиет в Броньке Пупкове”.

Как справедливо отмечает С.М. Козлова, в рассказах В. Шукшина о странных людях «по существу одна сюжетная ситуация: герой с маниакальной методичностью и страстью ищет “духовника” для исповеди, покаяния, “для разговора” (“Раскас”, “Чудик”, “Миль пардон, мадам”, “Срезал”, “Митька Ермаков”, “Залетный”, “Верую!”, “Беседы при ясной луне”, “Выбираю деревню на жительство”, “Штрихи к портрету”)».

Глеб Капустин из рассказа “Срезал” - также странный человек, которого практически невозможно поставить в один ряд с Чудиком и Бронькой Пупковым, ибо его странность - на ином полюсе жизни. Вот почему, когда многие исследователи пытаются доказать, что Шукшин разрабатывает разные варианты одного характера, что в его художественном мире наблюдается не многообразие типов, а разнообразие вариантов одного характера, корень которого - чудачество, “выкобенивание” (по Аннинскому), “обиженная душа”, - это не совсем верно.

Обиженным, и не раз, в своей жизни бывает каждый, и строить основательную типологию по этому признаку рискованно. Слишком разные эти “чудики” - крепкий мужик бригадир Шурыгин (“Крепкий мужик”), старуха Малышева (“Бессовестные”), Семка Рысь (“Мастер”), Глеб Капустин из рассказа “Срезал”.

“Тут, я думаю, разработка темы такой... социальной демагогии... Человек при дележе социальных богатств решил, что он обойден, и вот принялся мстить, положим, ученым. Это же месть в чистом виде, ничуть не приукрашенная... А в общем-то злая месть за то, что он на пиршестве, так сказать, обойден чарой полной... Может быть, мы немножко виноваты, что слишком много к нему обращались как к господину, хозяину положения, хозяину страны, труженику, мы его вскормили немножко до размеров, так сказать, алчности уже. Он уже такой стал - все ему надо. А чтобы самому давать - он почему-то забыл об этом. Я думаю, что вот деревенский житель, тоже нынешний, и такой”.

Ho в тексте рассказа писатель Глеба Капустина не осудил окончательно, пытаясь его понять, в этом направлении и пошла творческая мысль исследователей в 80-90-х гг.

Бесспорно, Глеб Капустин - это новый характер новой деревенской жизни, открытый писателем. Характер довольно сложный, не исчерпывающийся понятием “социальная демагогия”. He только словесную абракадабру, не различая смысла слов “филология” и “философия”, несет Глеб Капустин. Есть у него и серьезные, даже авторские, мысли (к такому приему иногда прибегает Шукшин - доверяет свои мысли разным героям):

«...Мы тут тоже немножко... “микитим”. И газеты тоже читаем, и книги, случается, почитываем. И телевизор даже смотрим. И, можете себе представить, не приходим в бурный восторг... можно сотни раз писать во всех статьях слово “народ”, но знаний от этого не прибавится. Так что когда уж выезжаете в этот самый народ, то будьте немного собранней. Подготовленней, что ли. А то легко можно в дураках очутиться».

В этих словах звучит скрытая обида на то, что городские позволяют себе высокомерное поведение в отношении деревенских, хотя герои рассказа Константин Иванович Журавлев и его жена, кандидаты наук, которых Глеб Капустин “срезал”, люди скромные и никакого высокомерия не проявляли. Ho Глеб этого уже не видит, для него все горожане на одно лицо - недруги. Возможно, ранее в деревне Новой, предполагает В. Коробов, такие визитеры бывали.

Мотив обиды деревенского, ощутившего неуважение со стороны горожанина, звучит и в более раннем рассказе “Критики” (1964), но и там город и деревня не противопоставляются, а идет разговор о праве человека на самовыражение; более того, это право отстаивается, что называется, с бою.

Чувство обиды земляков испытывал на себе и не раз сам Шукшин. Односельчане писателя, недовольные тем, что он исказил их жизнь и “опозорил” на всю страну в кинофильме “Живет такой парень”, что Алеша Бесконвойный из одноименного рассказа вовсе не Алеша, а Шурка Гилев, при встречах норовили его спросить: “Ну, расскажи, Василий, и как это ты из лаптя в сапог превратился?”

Е.В. Черносвитов считает, что малая родина мстит бросившим ее: “Чуть ли не кровная месть. Род мстит за себя... В таком контексте Глеб Капустин - это родовой прокурор... он и судия, и палач, и жертва... Ну, а когда мизансценой его действия является современная деревня, он принимает облик все того же чудика, идиота, да не совсем...”

По своему строению “Срезал” - типичный шукшинский рассказ. Начинается он без всяких вступлений, с главного события: “К старухе Агафье Журавлевой приехал сын Константин Иванович...” Далее автор дает оценочный портрет Глеба Капустина (“мужик... начитанный и ехидный”) и рассказывает о его страсти срезать, ставить в тупик приезжих знатных гостей: одна страница описания, авторского текста плюс пять страниц диалога. Герои выявляют себя в разговоре - “интеллектуальном” поединке, сцене спора. Действующих лиц практически двое, Глеб и Константин Иванович, остальные - статисты или почти статисты. Финал рассказа традиционно открытый: окончательный приговор герою не вынесен, а неоднозначная оценка вложена в уста мужиков и в скудный авторский комментарий: удивление и восхищение мужиков (“ - Чего тут. Дошлый, собака!”), но без любви (“Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил еще”), с жалостью и сочувствием к кандидату.

На вопрос о том, кто прав, кто виноват, ответа нет, его должен дать сам читатель - такова логика открытого финала.

Рассказы Шукшина драматургичны, в большинстве из них преобладают диалог, сценические эпизоды над описательными, несценическими, это бесспорный результат воздействия на прозу сценического мышления Шукшина-режиссера, которое влияет даже на сюжет. Сюжет в рассказах Шукшина - это хронологически сменяющие друг друга сценические эпизоды. Сам писатель боялся законченных сюжетов, которые, по его мнению, всегда несут какой-то вывод, мораль, а морализаторства он не терпел: “Сюжет не хорош и опасен тем, что он ограничивает широту осмысления жизни... Несюжетное повествование более гибко, более смело, в нем нет заданности, готовой предопределенности”.

“Для меня самое главное - показать человеческий характер”, - не раз говорил Шукшин. Образу чудика, странного человека, отводится значительное место в рассказах Шукшина, более того, он стоит в центре его прозы, но мир героев писателя не исчерпывается этим характером. Шукшинская типология характеров многообразна: достаточно посмотреть на его “коллекцию” отрицательных персонажей, чтобы в этом убедиться (“Крепкий мужик”, “Вечно недовольный Яковлев”, “Беспалый”). Герой писателя чаще всего раскрывается в речи, в диалоге, а смысл языкового мастерства В. Шукшина состоит в умении найти самое точное, единственное слово для самовыражения героя. “Ухо поразительно чуткое” - так охарактеризовал это умение А.Т. Твардовский.

Ho у шукшинских героев есть черта, которая их делает частью индивидуального художественного мира писателя, - отсутствие духовной инертности, неравнодушие. Эти простые люди озабочены не благами материальными, а своим внутренним миром, они думают, ищут, пытаются понять смысл своего существования, свои чувства, отстоять себя. По словам В. Распутина, до Шукшина “никто еще в нашей литературе не заявлял с таким нетерпением права на себя, никому не удавалось заставить слушать себя по столь внутреннему делу. По делу мающейся души... Душа - это и есть, надо полагать, сущность личности, продолжающаяся в ней жизнь бессменного, исторического человека, не сломленного временными невзгодами”.

Василий Макарович Шукшин известен всему миру не только как прекрасный актёр, кинорежиссёр и сценарист, но прежде всего как талантливый писатель, который в своих небольших произведениях показывал жизнь обыкновенных людей. Рассказ «Чудик», как утверждает википедия, был написан им в 1967 году и сразу же напечатан в журнале «Новый мир».

Вконтакте

Жанровые и стилевые особенности

Василий Шукшин в своём рассказе «Чудик» , читать онлайн который можно в любое время, показывает небольшой эпизод жизни своего героя, где отражается вся его судьба. Из этого небольшого отрывка становится ясна и понятна вся его жизнь: и то, что было у главного героя в прошлом, и то, что ожидает его в будущем.

Если сравнить этот рассказ Василия Шукшина с остальными его произведениями, представленными в печатных изданиях и онлайн, то можно заметить, что в нём очень мало диалогов. Но зато в монологе главного героя, который он постоянно произносит внутри себя, можно увидеть его представление о мире, узнать то, чем он живёт, какие эмоции его одолевают. Бесхитростный герой Шукшина «Чудик» , краткое содержание, которое есть в этой статье, предстаёт перед читателем так, что где-то ему хочется сочувствовать, а где-то ещё можно и осуждать.

Проблематика рассказа

В рассказе «Чудик» Василий Шукшин поднимает проблему, которая прослеживается во многих его произведениях. Отношения между жителями города и села всегда были и остаются актуальной проблемой. Главный герой замечает, что люди в деревне простые, работящие. Они желают менять свою жизнь на иную. Среди них есть герои, которыми может гордиться деревня .

В рассказе «Чудик» поднимается ещё одна важная проблема — семейные отношения, которые должны строиться на любви, доверии и понимании. Но к сожалению, так бывает не всегда.

Герои рассказа

Несмотря на то что в рассказе Шукшина один главный герой, но второстепенных лиц много. Это позволяет понять содержание рассказа. Среди всех действующих лиц можно выделить следующих:

Сюжет и композиция

Сюжет произведения – это путешествие Чудика из родной деревни в город , где живёт его брат. С Дмитрием, который скучает по деревенской жизни, главный герой не виделся 12 лет. В дороге с Чудиком постоянно что-то происходит: то он деньги теряет, то самолёт вынужден сделать посадку на картофельном поле.

Рассказ Шукшина делится на три части:

  1. Мысли Чудика о том, что нужно съездить проведать брата.
  2. Путешествие.
  3. Возвращение домой.

Жена главного героя называла по-разному. Чаще всего Чудиком, но иногда и ласково. Известно было, что у главного героя была одна особенность: с ним постоянно что-то происходило, и от этого он сильно страдал.

Однажды, получив отпуск, он решил отправиться в гости к брату, который жил на Урале и с которым они давно не виделись. Он долго собирался, укладывая сумки . А ранним утром он уже шёл с чемоданом по селу, отвечая всем на вопросы о том, куда же он собрался.

Приехав в город и взяв билет, Чудик решил пройтись по магазинам, чтобы купить подарков снохе и племянникам. Когда он уже купил пряники и шоколадку, то отошёл и неожиданно заметил, что на полу возле прилавка остались лежать 50 рублей. Он заговорил с людьми в очереди, но хозяина денег не нашлось. Деньги положили на прилавок в надежде, что вскоре потерявший сам за ними явиться.

Отходя от магазина, Чудик вдруг вспомнил , что у него тоже была купюра в 50 рублей. Он сунул руку в карман, где она лежала, но там денег не оказалось. Вернуться и забрать деньги он так и не решился, думая, что его будут обвинять в обмане. Пришлось тогда герою возвращаться домой, чтобы снять деньги со сберкнижки и выслушать речи жены о том, какое он ничтожество.

Уже сидя в поезде, Князев стал понемногу успокаиваться. В вагоне какому-то интеллигентному товарищу решил рассказать историю про пьяного парня из соседней деревни. Но его собеседник решил, что Чудик сам придумал эту историю. Поэтому герой замолчал до пересадки на самолёт. Лететь герою было страшно, а его сосед был неразговорчив и все время читал газету.

Когда стали приземляться, то лётчик «промахнулся» и вместо посадочной полосы они оказались на картофельном поле. Сосед, который решил не пристёгиваться при посадке, теперь искал свою искусственную челюсть. Князев решил ему помочь и тут же нашёл её . Но вместо благодарности лысый читатель стал его ругать, что он схватился за челюсть грязными руками.

Когда он решил отправить телеграмму жене, то телеграфистка его отругала и потребовала, чтобы он переписал текст, ведь он взрослый человек, а содержание его послания было как в детском саду. И девушка даже не хотела слышать о том, что он всегда так писал письма своей жене.

Сноха сразу же невзлюбила Василия. Она испортила ему весь отпуск. В первый вечер, когда они с братом выпили, и Чудик решил спеть , она тут же потребовала, чтобы Василий перестал орать. Но и дальше сноха не давала им спокойно посидеть, вспоминая свои детские годы. Братья вышли на улицу и стали говорить о том, какие прекрасные и героические люди вышли из деревни.

Дмитрий жаловался на жену, как она его замучила, требуя ответственности. Желая забыть, что и она выросла в деревне, замучила пианино, фигурным катанием и детей. Утром Василий огляделся в квартире и, желая сделать что-то приятное снохе, решил детскую коляску разрисовать. Он потратил на художество больше часа , но получилось очень красиво. Василий отправился по магазинам, покупая подарки племянникам. А когда он снова вернулся домой, то услышал, как ругается сноха с его братом.

Василий спрятался в сарайчике, который стоял во дворе. Поздним вечером туда пришёл и Дмитрий, сообщив, что коляску-то расписывать не надо было. Чудик, понимая, что сноха его крепко невзлюбила, решил уехать домой. Дмитрий ему не перечил.

Приехав домой, он шагал по знакомой улице, а в это время шёл дождь. Неожиданно мужчина снял с себя ботинки и побежал по мокрой земле, которая была ещё тёплой. Он, держа ботинки и чемодан, на ходу ещё подпрыгивал и громко пел. Дождь постепенно прекращался , и стало проглядывать солнышко.

В одном месте Василий Егорович поскользнулся, и чуть было не упал. Его звали Василий Егорыч Князев. Было ему 39 лет. Работал Чудик деревенским киномехаником. В детские годы мечтал о том, чтобы стать шпионом. Поэтому его увлечением все эти годы были собаки и сыщики .

Урок литературы в 7 классе

«Странные люди» в творчестве В. Шукшина

Подготовила: Лютц А. П.

Тип урока: урок-исследование.

Цель урока:

    изучить биографию и героев рассказов В. М. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала» и «Сапожки»;

Задачи:

а)обучающая: познакомиться с биографией и творчеством В. М. Шукшина;

б) развивающая: развивать аналитическое и критическое мышление;

в) воспитательная: воспитывать в учащихся самостоятельность, активность, умение работать в группе, формирование социальных качеств личности, а также развитие исследовательских навыков.

Оборудование: мультимедийная доска, фотографии писателя, листы с заданиями, листы для выполнения коллажа и портрета (А3), фломастеры.

Методы: анализ, синтез, поисковый метод, сравнение, исследовательский, цитирование.

Ход урока.

    Оргмомент.

    Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем изучать жизнь и творчество русского писателя, актера и режиссера Василия Макаровича Шукшина.

    Ученица читает стихотворение.

Разметалось село в предгорьях,
Где Катунь расплескалась светло,
Знало вдоволь и лиха, и горя.
Стародавнее это сёло.

Край сибирский.
Пейзаж неброский.
Бьет в берег Катуни волна.
Знает каждый в России, что Сростки -
Это родина Шукшина.

    Слово учителя. Действительно, каждый из нас слышал имя Василия Макаровича Шукшина. Несмотря на то, что писатель прожил всего 45 лет, он успел очень многое.

Сегодня у нас урок-исследование, и вы, ребята поделены на исследовательские группы. Названия групп - «Биографы», «Литературоведы» и «Критики». На столах у вас лежат листы с заданиями. Выберите в группе главного и отвечающего. После того, как вы выполните задания, кто-то из вас должен будет представить результат работы всей группы. Постарайтесь распределить работу таким образов, чтобы все успеть и выполнить ее наиболее эффективно. Прежде чем приступить к работе, запишите в тетрадях число и тему урока.

    Выполнение заданий - 20 минут.

Задания:

Группа 1. Биографы

Подготовьте выступление по следующим критериям:

а) дата и место рождения, полное имя писателя;

б) обстоятельства жизни в детстве и юности;

в) трудовой путь писателя;

г) творчество (литература и кино).

Составьте коллаж о писателе, используя его фотографии и биографический материал.

Биографический материал (раздаточный):

Василий Шукшин родился в крестьянской семье. Отец его, Макар Леонтьевич Шукшин ( -1933) был арестован и расстрелян в , во время , реабилитирован посмертно в 1956 году. Мать, Мария Сергеевна (в девичестве Попова; во втором браке - Куксина) ( - ) взяла на себя все заботы о семье. После ареста отца и до получения паспорта Василий Макарович именовался по материнской фамилии Василием Поповым .

В Шукшин окончил семилетку в селе Сростки и поступил в Бийский автомобильный техникум. Учился там два с половиной года, однако техникум не закончил. Вместо этого в пошёл работать в колхоз в селе Сростки. В колхозе проработал недолго, в покинул родное село. В - Шукшин работал слесарем на нескольких предприятиях треста Союзпроммеханизация: на турбинном заводе в , на во . В армию Шукшина призывали служить из поселка .

В Шукшин был призван служить в . Служил матросом на , затем радистом на . Литературная деятельность Шукшина началась в армии, именно там он впервые попытался писать рассказы, которые читал своим сослуживцам.

В родном селе Василий Макарович сдал экзамены на аттестат зрелости в сростинской ср едней школе и п ошёл работать учителем русского языка и словесности в Сросткинской школе сельской молодёжи. Некоторое время был даже директором этой школы.

В Шукшин отправился в Москву поступать во . Шукшин решил поступать на режиссёрское отделение и закончил его в (мастерская ). Во время учёбы во , по совету Ромма, Шукшин начал рассылать свои рассказы в столичные издания. В в журнале « » был опубликован его первый рассказ « ».

Во время учёбы во в Шукшин снялся в первой своей главной

роли в фильме « ». В своей дипломной работе « » Шукшин выступил как сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли. Актёрская карьера складывалась вполне удачно, Шукшин не испытывал недостатка в предложениях от ведущих режиссёров.

В Шукшин начал работать . В том же году в журнале « » были опубликованы рассказы «Классный водитель» и «Гринька Малюгин». По их мотивам Шукшин написал сценарий своего первого полнометражного фильма « ». В главной роли снялся однокурсник режиссёра по - . Фильм получил хорошие отклики публики. На режиссёрскую манеру Шукшина, сдержанную и немного простодушную, обратили внимание специалисты.

Первая книга Шукшина - «Сельские жители» - вышла в 1963 же году в издательстве «Молодая гвардия».

Убежденный сторонник авторского кинематографа, В. Шукшин сам был сценаристом и постановщиком всех шести своих кинофильмов, в двух из них сыграл главные роли ("Печки-лавочки" – 1972, "Калина красная" – 1974). Знаменательно, что триединство (сценарист – режиссер – актер) состоялось уже в первом его дипломном кинофильме "Из Лебяжьего сообщают" (1960). Широкую популярность завоевали рассказы Шукшина. Этому отчасти способствовали его кинофильмы, поскольку сценарии большинства из них строились на основе его рассказов, и театры, инсценировавшие его рассказы (Театр им. В. Маяковского – "Характеры", Малый театр – "Беседы при ясной луне" и др.).

Но В. Шукшин работал во всех прозаических жанрах. Он автор двух романов и нескольких повестей.

- стали очень плодотворными для Шукшина. Вышел на экраны его фильм « », получивший первый приз . Опубликован новый сборник рассказов «Характеры». В Шукшин принял приглашение сниматься в новом фильме . Но Василия Шукшина уже давно мучили приступы , которые преследовали его ещё с молодости . Б олезнь прогрессировала. Ещё на съёмках «Калины красной» он с трудом приходил в себя после тяжёлых приступов.

Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма « » на теплоходе «Дунай». Мёртвым его обнаружил его близкий друг .

Итак, мы видим, что жизнь Василия Шукшина была короткой, но яркой, наполненной трудом, творчеством и раздмьями о судьбах России. Его судьба может послужить примером любому человеку, ведь он благодаря своему труду, таланту добился заслуженной славы.

Группа 2 - Литературоведы

Задание.

Опираясь на прочитанные дома произведения и приводя примеры из текста, дайте характеристику героям Шукшина. Подготовьте выступление (с цитатами из авторского текста). Регламент выступления - 5 минут.

Форма ответа.

    Герои рассказа «Космос, нервная система и шмат сала»:

а) Наум Евстигнеевич;

б) восьмиклассник Юрка.

    Главный герой рассказа «Сапожки».

    К чему стремятся герои Шукшина?

План анализа

    Возраст, внешность, род деятельности

    Образ жизни

    Интересы. Жизненная цель (если есть).

Вот мы услышали, какими были герои двух рассказов В. М. Шукшина. То, какими они предстают в рассказе глазам обыкновенного читателя. А теперь давайте послушаем мнение наших критиков, которые работали с дополнительным материалом и должны были увидеть в этих персонажах нечто новое.

Критики. 3 группа.

Задание:

1. Используя данный ниже материал, подготовьте выступление с характеристикой героев В. М. Шукшина. Докажите справедливость мнений критиков (см. ниже), используя тексты рассказов «Космос, нервная система и шмат сала», «Сапожки». Составьте общий портрет героя В. М. Шукшина (по двум рассказам):

1) какой образ жизни ведет герой В. Шукшина?

2)какие идеалы преследует?

2. Найдите определение слова «чудик» в словаре. Как вы думаете, кому-то из шукшинских героев подходит данное определение?

3. Нарисуйте портрет героя Шукшина - «чудика».

Материал для критиков:

По мнению критиков, шукшинский герой "в кирзовых сапогах" (С. Залыгин) "пылит по проселочным дорогам" (Л. Аннинский). Алтайских шоферов, механиков, трактористов писатель хорошо знал и нередко встречал на Чуйском тракте, ведущем от города Бийска до монгольской границы, проходящем мимо деревни Сростки, расположенной в предгорной Алтайской степи, на берегу реки Катуни. Сейчас о родной деревне писателя Сростки говорят как о музее Шукшина под открытым небом.

Герои Шукшина из той "шукшинской жизни", которую прожил сам писатель. Как М. Шолохов на Дону, так и В. Шукшин на Алтае нашел своих героев.

Однако важен не только герой, но и ракурс его изображения. В простом, обыкновенном герое "в кирзовых сапогах", о котором писали многие, Шукшина интересует то, мимо чего проходили все, – душа. "Меня больше интересует "история души", и ради ее выявления сознательно и много опускаю из внешней жизни того человека, чья душа меня волнует", – говорил Шукшин. Но и не всякая "душа" близка писателю. "...Так называемый простой, средний, нормальный, положительный человек меня не устраивает. Тошно. Скучно... – писал Шукшин. – Мне интереснее всего исследовать характер человека-недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естествен. Но у него всегда разумная душа".

Человек-недогматик (т. е. ведущий себя вопреки общепринятым традициям) в обыденной жизни часто смотрится как человек странный, не от мира сего. Шукшин написал достаточно много рассказов об этих людях ("Мастер", "Выбираю деревню на жительство", "Микроскоп", "Штрихи к портрету", "Алеша Бесконвойный" и др.); более того, именно об этих людях его кинофильм "Странные люди" (1969), в который вошли его новеллы: "Чудик" (в сценарии – "Братка"), "Миль пардон, мадам" (в кино – "Роковой выстрел"), "Думы". Определение этому герою критики взяли из прозы самого Шукшина – чудик.

Шукшин, как правило, избегает длинных вступлений и вводов в действие. К ак и Чехов, он стремится не описывать душевное состояние героя, а сделать так, чтобы оно было понятно из его действий. Герои книг и фильмов Шукшина - это русские люди , со , наблюдательные и острые на язык.Многих его героев можно назвать чудаками, людьми «не от мира сего» (рассказ «Микроскоп», «Чудик»).

В произведениях Шукшина дано лаконичное и ёмкое описание русской деревни, его творчество характеризует глбокое знание языка и деталей быта, на первый план в нём зачастую выходят глубокие нравственные проблемы, русские национальные и общечеловеческие ценности (рассказы «Охота жить», «Космос, нервная система и шмат сала»

Толковый словарь Ожегова

Чудик

А, м, (прост.). То же, что чудак.

Чудак

А, м. Странный, чудной человек-* Чудак-человек (разг.) - доброжелательно о чудаке (обычно в обращении). Да пойми ты, чудак-человек, для тебя же стараюсь! II ж. чудачка,-и.

чудак

ЧУДА́К -а; м. Человек со странностями, поведение, поступки которого вызывают недоумение, удивление окружающих. Прослыть чудаком. Чудаком (усилит.). Чудак-человек (разг.). // Глупый, тупой человек; дурак.

Чуда́чка, -и; мн. род. -чек, дат. -чкам; ж. Вот ч.! Чудачи́на, -ы; ж. Усилит. Чудачо́к, -чка́; м. Смягчит.

6. Ответы учеников - 15 минут.

7. Ответьте на проблемный вопрос: как вы считаете, в произведении В. Шукшина присутствует конфликт города и деревни?

(учащиеся должны прийти к выводу, что такого конфликта в творчестве В. М. Шукшина нет)

8. Письменное задание. Напишите эссе на тему: «Как вы считаете, зачем нашему обществу нужны «чудики»?»

Ответы учеников. Проблемный вопрос: в каком из прочитанных произведений вы сталкивались с похожим типом героя - «странного человека», «чудика»?

9. Оценивание учеников.

10. Домашнее задание. Прочитайте в хрестоматии сказку А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Взрослый, но наивный мужчина по простоте своей попадает в различные неприятности. Его попытки помочь окружающим всякий раз оканчиваются плачевно.

Василий Егорыч Князев - киномеханик, странноватый мужчина, работающий в селе. Жена называет его Чудиком.

Чудик собирается на Урал, к брату, с которым не виделся около двенадцати лет, но перед поездкой влипает в разные неприятные истории. В магазине, купив племянникам гостинцев, он замечает пятидесятирублёвую бумажку, поднимает её и оставляет на кассе, предполагая, что за ней вернётся владелец. Выйдя на улицу, Чудик осознаёт, что это именно он потерял свои деньги. Вернуться за ними он не смеет, думая, что люди примут его за человека, решившего прикарманить чужой полтинник.

На Урал Чудик летит в самолёте, который совершает посадку не на взлётно-посадочной полосе, а на картофельном поле. При посадке сосед Чудика теряет свою вставную челюсть. Василий решает помочь ему и находит челюсть, но вместо благодарности получает в свой адрес ругань: владельцу челюсти не понравилось, что Чудик взял её в руки. Давая телеграмму домой, Князев в привычном для себя стиле сообщает жене, что долетел благополучно. Строгая телеграфистка требует изменить текст, Чудик вынужден подчиниться.

Приехав к брату, Василий сразу ощущает на себе неприязнь снохи, буфетчицы Софьи Ивановны. Выпивший Чудик вместе с братом Дмитрием вынуждены из дома переместиться на улицу, где оба придаются воспоминаниям и философствуют.

На следующий день Чудик просыпается и обнаруживает, что один дома. Решив сделать что-нибудь приятное для снохи, Князев решает разрисовать коляску. Сделав на коляске рисунки, он отправляется ходить по магазинам. Вернувшись вечером, он слышит, как брат ругается со своей женой, которой совсем не понравилась разрисованная коляска. Она требует, чтобы Чудик уехал, грозится выбросить его чемодан. Чудик понимает, что ему не рады, и уезжает домой.

Чудик - рассказ Василия Макаровича Шукшина, созданный в 1967 году.

Его герой - чудаковатый киномеханик, «профессионально близкий» самому Шукшину - актёру и кинорежиссёру.

Чудик (по паспорту Василий Егорович Князев) - обычный советский «сельский интеллигент», киномеханик. Его прозвище вполне соответствует его характеру: он непутёвый, чудаковатый и постоянно попадает в какие-нибудь странные и комические ситуации. Таким вот похождениям и посвящён рассказ.

Всё начинается с того, что он решил отправиться на Урал - повидать брата. «Чудеса» начинаются ещё до отлёта. Он заходит в магазин, чтобы купить племянникам гостинцы, и случайно замечает на полу пятидесятирублёвую купюру.

Как «честный советский человек», он поднял её и оставил на кассе, надеясь, что хозяин вернётся за ней. А вскоре заметил, что это именно у него из кармана выпали эти деньги. Но возвращаться за ними он не стал - подумал, что о нём будут плохо говорить как о человеке, который захотел украсть чужие деньги.

Чудик, наконец, полетел на Урал. Летел он в самолёте, который сел не на взлётно-посадочную полосу, а на картофельное поле. Из-за этого у соседа Чудика выпала вставная челюсть. Чудик её поднял, но сосед набросился на него с руганью, поскольку ему не понравилось, что кто-то прикоснулся к его челюсти.

Затем Князев решил отправить телеграмму домой. В несерьёзном стиле он сообщал жене, что долетел благополучно. Однако телеграфистка оказалась строгой женщиной и потребовала изменить текст телеграммы. Василий приезжает к брату. Вместе они выпивают, вспоминают молодые годы и беседуют на разные темы.

Однако снохе Чудик определённо не нравится, да так, что в конце концов оба мужчины вынуждены были переместиться из дома на улицу. Там они продолжили разговор. Наутро Василий проснулся и увидел, что он в доме совершенно один. Видимо, он подумал, что на него обиделась сноха, поэтому, чтобы сделать ей что-то приятное, он раскрасил яркими красками коляску.

Сделав дело, он отправился по магазинам. А когда пришёл обратно, то услышал, что брат ругается с женой по поводу коляски. Тут-то Василий окончательно понял, что ему здесь не рады. Он собрался и отправился домой, как того хотела сноха. Почему Князев - Чудик? Чудаковатый сельский киномеханик - фигура колоритная. Его беда в том, что его представления об окружающем мире не соответствуют тому, каков этот мир на самом деле.

Анализ рассказа

С другой стороны, он очень добрый, общительный и простодушный. Добрый не просто в высшей степени, а прямо-таки до глупости. Шукшинский герой, на первый взгляд, родствен другим известным героям русской литературы:

  • Князю Мышкину;
  • Гоголевскому Башмачкину;
  • Чеховскому Епиходову.

В своём рассказе Шукшин сталкивает «естественного человека» Князева и окружающий мир, «испорченный» цивилизацией. Обе стороны никак не могут понять друг друга, поскольку руководствуются разными правилами. Однако автор отнюдь не идеализирует Князева, в отличие от Достоевского, которому был определённо симпатичен Идиот. Чудик - человек со своими достоинствами и недостатками.

Тем не менее, это персонаж достаточно незаурядный, хотя его незаурядность проявляется лишь в те моменты, когда он падает в некие чрезвычайные ситуации, в обычное время Князев - самый обычный, средненький человек, ничем не выделяющийся из толпы. Чудик совсем не накликает на себя неприятности, они - лишь цепь случайных совпадений. Но и окружающий мир страдает теми же недостатками, что и герой: в финале рассказа, в тот момент, когда герою требовалось просто понимание (в эпизоде с раскрашиванием коляски), общество предпочло резко отвернуться от него, не оценив его добрых намерений.