Добрыня никитич биография. Былинный русский богатырь Добрыня. Кто таков был? Характер и прототипы Добрыни Никитича

Имя: Добрыня Никитич (Dobrynya Nikitich)

Страна: Киевская Русь

Создатель: славянские былины

Деятельность: богатырь

Семейное положение: женат

Добрыня Никитич: история персонажа

Русский богатырь Добрыня Никитич – главный былинный змееборец, второй по силе и удали из знаменитой троицы. Прошел огонь и воду плечом к плечу с и . В летописях нашлось подтверждение прототипу богатыря: Добрыня приходился близким родственником . Бесстрашный воин блистал образованием, умом и качествами дипломата, в сказаниях отмечено еще одно яркое его качество – вежливость. Народные предания рассказывают о персонаже с теплотой и в возвышенных тонах.

История создания

Судя по летописям, Добрыня Никитич – вполне историческая личность. Годы жизни древнерусского полководца приходятся на середину 10 века. Прототипом богатыря называют Добрыню, родного дядю по материнской линии и наставника князя Владимира Красное Солнышко. Правда, Никитич – отчество видоизмененное: исследователи предполагают, что раньше к имени добавлялось название села Низкиничи, родины персонажа. А его отца звали Малко. Некоторые источники утверждают, что герой по происхождению еврей, но эта информация хранилась под грифом «секретно», а разглашение каралось избиением батогами.


По летописным свидетельствам, приближенный ко двору Добрыня выступал советником правителя, поверенным в важных делах и воеводой княжеского войска. Герою приписывают немаловажную роль в противостоянии князя новгородского с братом Ярополком, а также в сватовстве к дочери Рогволода Полоцкого .


Перекочевавший в былины Добрыня Никитич мало напоминает свой реальный прототип. Здесь богатыря называют и князем, и даже племянником Владимира, да и роль он играет уже второстепенную. В кругах интересующихся древнерусским эпосом прижилось мнение, что с прообразом дядьки князя переплелись и другие воины.

Биография и сюжет

История жизни Добрыни Никитича и его подвиги фрагментарно изложены в летописном памятнике «Повесть временных лет» и в дошедших до современности устных преданиях. Родился богатырь или в столице древлян под названием Искоростень, позже сожженной княгиней Ольгой, или в Рязани. Десятилетнего Добрыню вместе с сестрой Малушей пленили и поселили в тереме киевской княгини, где дети выступали в роли прислуги.


Детство будущий воин провел с деревянным мечом в руках и научился мастерски владеть оружием, что в юности и доказал в поединке с дружинником. Молодого человека зачислили в княжескую дружину. С рождением Владимира герою добавили обязанность воспитателя и наставника.

Богатырь сыграл огромную роль в судьбе князя – Добрыня Никитич убедил послов Новгорода просить себе в правители Владимира, сплотил поборников варяжского господства на землях Руси, вставал во главе войска в сражениях с внешними врагами, участвовал в крещении государства, уговаривая народ принять новую веру и словом, и силой.


Былин, в которых упоминается Добрыня Никитич, насчитывается полсотни, а главным героем богатырь-змееборец выступает в шести сказаниях. Обладатель невероятной физической силы, мужественный воин, мудрый дипломат и советник, вежливый и учтивый государственный муж – таким представлен герой в древнерусском эпосе. Добрыня владел 12 языками и даже умел разговаривать с птицами; он завидный плотник, гусляр и певец.

Самая популярная былина «Добрыня Никитич и » повествует о трехдневной битве богатыря с огнедышащим созданием. Исчерпав силы, Добрыня вдруг услышал голос с небес, предрекающий победу. И с новыми силами воин принялся бороться со Змеем, вогнав в итоге противника в землю. Главная мысль авторов сказания прячется в том, что важно не сдаваться, когда уже вроде бы исчерпаны все шансы и возможности, уметь выстоять, вытерпеть и победить. В былине воспеты сила духа и моральная выдержка героя.


В сказаниях Добрыня выполняет различные задания князя. То выручает из беды племянницу Забаву Путятичну, то спасает дочь Марфиду или сестру Марью Дивовну, то собирает дань с подвластных земель. Причем от столь сложных поручений другие воины открещиваются. В сказании «Добрыня и Дунай – сваты» герой сватает подопечного к королевишне ляхов Апраксе.

А в «Добрыня Никитич и Василий Казимирович» примеряет образ дипломата в деле переговоров с татарским ханом: Русь задолжала дань за 12 лет, но богатырь устроил показательное выступление – поборолся с силачом из войска татар, тем самым запугав хана так, что тот сам согласился платить дань Руси.


В народных преданиях нашлось место и любовной линии. Добрыня Никитич женился на иноземке Настасье Микулишне – полянице, дочери силача-крестьянина Микулы Селяниновича. Говорят, что родом девушка с Кавказа. Знакомство будущих супругов оказалось, мягко говоря, необычным: женщина-богатырь сначала вступила в схватку с русским воином.

В семейной жизни Добрыня пережил предательство. Однажды умчался «ненадолго» (на 12 лет) по делам, а когда вернулся, благоверная собралась замуж за Алешу Поповича. Дело в том, что Настасья получила ложную весть от Алеши о гибели мужа, а Владимир подлил масла в огонь, выступив сватом молодого жениха. Впрочем, Добрыня вернулся домой в разгар свадьбы и расстроил торжество. Поссорившихся богатырей позже помирил Илья Муромец.


В былинах с любовью описывается и его конь. Жеребец недюжинной силы легко вез на себе воина, отличался не меньшей храбростью, верностью и воинственным характером. На своем веку конь немало потоптал копытами злых змеенышей.

Подробности смерти Добрыни-воеводы князя Владимира неизвестны. А вот былинный Добрыня Никитич умер в 1223 году, как и подобает славному воину, – в кровопролитном сражении. Случилось это в битве под Калкой. Похоронили богатыря на кургане, который так и называется – Добрыниным.

Фильмы, актеры и роли

Добрыня Никитич входит в список главных героев советских мультиков, а также анимационных фильмов, снятых уже в 2000-ых годах. В приключениях вместе с тремя богатырями участвует россыпь персонажей – от киевского князя до возлюбленного его племянницы Елисея. Вот список этих мультфильмов:

  • «Добрыня Никитич» (1965)
  • «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006)
  • «Князь Владимир» (2006)
  • «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010)
  • «Три богатыря на дальних берегах» (2012)
  • «Три богатыря. Ход конем» (2015)
  • «Три богатыря и морской царь» (2016)

Дебютный выход Добрыни Никитича в кино случился в 1956 году. Режиссер Александр Птушко снял по мотивам древнерусских былин и сказок фильм «Илья Муромец». Доспехи славного воина Добрыни надел Георгий Демин. К созданию фильма «Илья Муромец» 1956 года выпуска авторы подошли с размахом. В массовке задействовано 106 тысяч статистов-солдат и 11 тысяч лошадей. Последняя цифра побила рекорды в кинематографе – такое количество животных не использовалось в съемках художественных картин ни до, ни после.


Следующее обращение к мотивам из эпоса произошло намного позже – в 2005 году Добрыня в лице появился во второй части киноэпопеи «Сага древних булгар» Булата Мансурова, которая носит название «Лествица Владимира Красное Солнышко».


А еще через шесть лет Андрей Мармонтов представил зрителю картину «Реальная сказка», в которой действия перенесены в современный мир. Здесь нашлось место и фантастическим персонажам – , и, конечно, трем богатырям. Образ Добрыни Никитича воплотил Павел Климов.) и другие жители сказок. Добрыню Никитича играет . Ему на съемках фильма «Последний богатырь» пришлось помучиться. Актер был вынужден носить костюм, который весил 10 килограммов.

Исследователи не согласны с утверждением, что богатырь родом из Рязани. Уверены, что ноги у небылицы растут из-за путаницы. Мужчина носил прозвище Резанец, и однажды эту кличку просто неправильно трактовали.


По преданию, былинный двойник Добрыни Никитича держал дозор на Оке возле села Шилово, остров теперь называется Добрынин. Недалеко от него расположен курган, в котором якобы похоронен богатырь. По рассказам крестьян, в 1920 году курган раскопали и достали доспехи славного воина, состоящие из кольчуги, шлема и пояса. Судя по находке, рост Добрыни Никитича составлял 172 см.


В 1959-1962 годах из-под станков ленинградского завода имени Марти вышли три ледокола проекта 97. Одно судно получило название «Добрыня Никитич». Ледокол трудился на Белом море, сопровождал суда к кромкам льда Северной Двины, чистил проходы атомным подводным лодкам. Маневренный корабль в открытом море выдерживал штормы силой 10-11 баллов – настоящий богатырь!

Цитаты

«Я кого попало в ученики не беру».
«А-а, так это же верблюд. Ты что, Горыныч, верблюда никогда не видал? Быстр, вынослив, и кормить совсем не надо».
«Кому-то закон власть дает, а кто-то сам власть берет. Так было и будет».
«Муж без жены, как дуб без дятла».
«Добрыня: - В чем сила, брат?
Змей Горыныч: - Во сне и сила. И у того ее больше, кто спит крепче».

ила-была под Киевом вдова Мамелфа Тимофеевна. Был у нее любимый сын богатырь Добрынюшка. По всему Киеву о Добрыне слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав Добрыни спокойный, ласковый, никогда он грубого слова не скажет, никого зря не обидит. Недаром прозвали его «тихий Добрынюшка».

Вот раз в жаркий летний день захотелось Добрыне в речке искупаться. Пошел он к матери Мамелфе Тимофеевне:

Отпусти меня, матушка, съездить к Пучай-реке, в студеной воде искупаться, истомила меня жара летняя.

Разохалась Мамелфа Тимофеевна, стала Добрыню отговаривать:

Милый сын мой Добрынюшка, ты не езди к Пучай-реке. Пучай-река свирепая, сердитая. Из первой струйки огонь сечет, из второй струйки искры сыплются, из третьей струйки дым столбом валит.

Хорошо, матушка, отпусти хоть по берегу поездить, свежим воздухом подышать.

Отпустила Добрыню Мамелфа Тимофеевна.

Надел Добрыня платье дорожное, покрылся высокой шляпой греческой, взял с собой копье да лук со стрелами, саблю острую да плеточку.

Сел на доброго коня, позвал с собой молодого слугу да в путь и отправился. Едет Добрыня час-другой, жарко палит солнце летнее, припекает Добрыне голову. Забыл Добрыня, что ему матушка наказывала, повернул коня к Пучай-реке.

От Пучай-реки прохладой несет.

Соскочил Добрыня с коня, бросил поводья молодому слуге.

Ты постой здесь, покарауль коня.

Снял он с головы шляпу греческую, снял одежду дорожную, все оружие на коня сложил и в реку бросился.

Плывет Добрыня по Пучай-речке, удивляется:

Что мне матушка про Пучай-реку рассказывала? Пучай-река не свирепая, Пучай-река тихая, словно лужица дождевая.

Не успел Добрыня сказать - вдруг потемнело небо, а тучи на небе нет, и дождя-то нет, а гром гремит, и грозы-то нет, а огонь блестит…

Поднял голову Добрыня и видит, что летит к нему Змей Горыныч, страшный змей о трех головах, о семи хвостах, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, медные когти на лапах блестят.

Увидал Змей Добрыню, громом загремел:

Эх, старые люди пророчили, что убьет меня Добрыня Никитич, а Добрыня сам в мои лапы пришел. Захочу теперь - живым сожру, захочу - в свое логово унесу, в плен возьму. Немало у меня в плену русских людей, не хватало только Добрыни.

Ах ты, змея проклятая, ты сначала возьми Добрынюшку, а потом и хвастайся, а пока Добрыня не в твоих руках.

Хорошо Добрыня плавать умел, он нырнул на дно, поплыл под водой, вынырнул у крутого берега, выскочил на берег да к коню своему бросился. А коня и след простыл: испугался молодой слуга рыка змеиного, вскочил на коня, да и был таков. И увез все оружье Добрынино.

Нечем Добрыне со Змеем Горынычем биться.

А Змей опять к Добрыне летит, сыплет искрами горючими, жжет Добрыне тело белое.

Дрогнуло сердце богатырское.

Поглядел Добрыня на берег - нечего ему в руки взять: ни дубинки нет, ни камешка, только желтый песок на крутом берегу, да валяется его шляпа греческая.

Ухватил Добрыня шляпу греческую, насыпал в нее песку желтого ни много ни мало - пять пудов, да как ударит шляпой Змея Горыныча - и отшиб ему голову.

Повалил он Змея с размаху на землю, придавил ему грудь коленками, хотел отбить еще две головы…

Как взмолился тут Змей Горыныч:

Ох, Добрынюшка, ох, богатырь, не убивай меня, пусти по свету летать, буду я всегда тебя слушаться. Дам тебе я великий обет: не летать мне к вам на широкую Русь, не брать в плен русских людей. Только ты меня помилуй, Добрынюшка, и не трогай моих змеенышей.

Поддался Добрыня на лукавую речь, поверил Змею Горынычу, отпустил его проклятого.

Только поднялся Змей под облака, сразу повернул к Киеву, полетел к саду князя Владимира. А в ту пору в саду гуляла молодая Забава Путятишна, князя Владимира племянница. Увидал Змей княжну, обрадовался, кинулся на нее из-под облака, ухватил в свои медные когти и унес на горы Сорочинские.

В это время Добрыня слугу нашел, стал надевать платье дорожное,- вдруг потемнело небо, гром загремел. Поднял голову Добрыня и видит: летит Змей Горыныч из Киева, несет в когтях Забаву Путятишну!

Тут Добрыня запечалился - запечалился, закручинился, домой приехал нерадостен, на лавку сел, слова не сказал.

Стала его мать расспрашивать:

Ты чего, Добрынюшка, невесел сидишь? Ты об чем, мой свет, печалишься?

Ни об чем не кручинюсь, ни об чем я не печалюсь, а дома мне сидеть невесело. Поеду я в Киев к князю Владимиру, у него сегодня веселый пир.

Не езжай, Добрынюшка, к князю, недоброе чует мое сердце. Мы и дома пир заведем.

Не послушался Добрыня матушки и поехал в Киев к князю Владимиру.

Приехал Добрыня в Киев, прошел в княжескую горницу. На пиру столы от кушаний ломятся, стоят бочки меда сладкого, а гости не едят, не пьют, опустив головы сидят.

Ходит князь по горнице, гостей не потчует. Княгиня фатой закрылась, на гостей не глядит.

Вот Владимир-князь и говорит:

Эх, гости мои любимые, невеселый у нас пир идет! И княгине горько, и мне нерадостно. Унес проклятый Змей Горыныч любимую нашу племянницу, молодую Забаву Путятишну. Кто из вас съездит на гору Сорочинскую, отыщет княжну, освободит ее?!

Куда там! Прячутся гости друг за дружку, большие за средних, средние за меньших, а меньшие и рот закрыли.

Вдруг выходит из-за стола молодой богатырь Алеша Попович.

Вот что, князь Красное Солнышко, был я вчера в чистом поле, видел у Пучай-реки Добрынюшку. Он со Змеем Горынычем побратался, назвал его братом меньшим. Ты пошли к Змею Добрынюшку. Он тебе любимую племянницу без бою у названого братца вы просит.

Рассердился Владимир-князь:

Коли так, садись, Добрыня, на коня, поезжай на гору Сорочинскую, добывай мне любимую племянницу. А не добудешь Забавы Путятишны - прикажу тебе голову срубить!

Опустил Добрыня буйну голову, ни словечка не ответил, встал из-за стола, сел на коня и домой поехал.

Вышла ему навстречу матушка, видит - на Добрыне лица нет.

Что с тобой, Добрынюшка, что с тобой, сынок, что на пиру случилось? Обидели тебя или чарой обнесли, или на худое место посадили?

Не обидели меня, и чарой не обнесли, и место мне было по чину, по званию.

А чего же ты, Добрыня, голову повесил?

Велел мне Владимир-князь сослужить службу великую: съездить на гору Сорочинскую, отыскать и добыть Забаву Путятишну. А Забаву Путятишну Змей Горыныч унес.

Ужаснулась Мамелфа Тимофеевна, да не стала плакать и печалиться, а стала над делом раздумывать.

Ложись-ка, Добрынюшка, спать поскорей, набирайся силушки. Утро вечера мудреней, завтра будем совет держать.

Лег Добрыня спать. Спит, храпит, что поток шумит.

А Мамелфа Тимофеевна спать не ложится, на лавку садится и плетет всю ночь из семи шелков плеточку-семихвосточку.

Утром-светом разбудила мать Добрыню Никитича:

Вставай, сынок, одевайся, обряжайся, иди в старую конюшню. В третьем стойле дверь не открывается, наполовину в навоз ушла. Понатужься, Добрынюшка, отвори дверь, там увидишь дедова коня Бурушку. Стоит Бурка в стойле пятнадцать лет, по колено ноги в навоз ушли. Ты его почисти, накорми, напои, к крыльцу приведи.

Пошел Добрыня в конюшню, сорвал дверь с петель, вывел Бурушку, привел ко крыльцу. Стал Бурушку заседлывать. Положил на него потничек, сверху потничка войлочек, потом седло черкасское, ценными шелками вышитое, золотом изукрашенное, подтянул двенадцать подпруг, зауздал золотой уздой. Вышла Мамелфа Тимофеевна, подала ему плетку-семихвостку:

Как приедешь, Добрыня, на гору Сорочинскую, Змея Горыныча дома не случится. Ты конем налети на логово и начни топтать змеенышей. Будут змееныши Бурке ноги обвивать, а ты Бурку плеткой меж ушей хлещи. Станет Бурка подскакивать, с ног змеенышей отряхивать и всех притопчет до единого.

Отломилась веточка от яблони, откатилось яблоко от яблоньки, уезжал сын от родимой матушки на трудный, на кровавый бой.

День уходит за днем, будто дождь дождит, а неделя за неделей как река бежит. Едет Добрыня при красном солнышке, едет Добрыня при светлом месяце, выехал на гору Сорочинскую.

А на горе у змеиного логова кишма кишат змееныши. Стали они Бурушке ноги обвивать, стали копыта подтачивать. Бурушка скакать не может, на колени падает. Вспомнил тут Добрыня наказ матери, выхватил плетку семи шелков, стал Бурушку меж ушами бить, приговаривать:

Скачи, Бурушка, подскакивай, прочь от ног змеенышей отряхивай.

От плетки у Бурушки силы прибыло, стал он высоко скакать, за версту камешки откидывать, стал прочь от ног змеенышей отряхивать. Он их копытом бьет и зубами рвет и притоптал всех до единого.

Сошел Добрыня с коня, взял в правую руку саблю острую, в левую - богатырскую палицу и пошел к змеиным пещерам.

Только шаг ступил - потемнело небо, гром загремел: летит Змей Горыныч, в когтях мертвое тело держит. Из пасти огонь сечет, из ушей дым валит, медные когти как жар горят…

Увидал Змей Добрынюшку, бросил мертвое тело наземь, зарычал громким голосом:

Ты зачем, Добрыня, наш обет сломал, потоптал моих детенышей?

Ах ты, змея проклятая! Разве я слово наше нарушил, обет сломал? Ты зачем летал, Змей, к Киеву, ты зачем унес Забаву Путятишну?! Отдавай мне княжну без боя, так я тебя прощу.

Не отдам я Забаву Путятишну, я ее сожру, и тебя сожру, и всех русских людей в полон возьму!

Рассердился Добрыня и на Змея бросился.

И пошел тут жестокий бой.

Горы Сорочинские посыпались, дубы с корнями вывернулись, трава на аршин в землю ушла...

Бьются они три дня и три ночи; стал Змей Добрыню одолевать, стал подкидывать, стал подбрасывать... Вспомнил тут Добрыня про плеточку, выхватил ее и давай Змея между ушей стегать. Змей Горыныч на колени упал, а Добрыня его левой рукой к земле при жал, а правой рукой плеткой охаживает. Бил, бил его плеткой шелковой, укротил как скотину и отрубил все головы.

Хлынула из Змея черная кровь, разлилась к востоку и к западу, залила Добрыню до пояса.

Трое суток стоит Добрыня в черной крови, стынут его ноги, холод до сердца добирается. Не хочет русская земля змеиную кровь принимать.

Видит Добрыня, что ему конец пришел, вынул плеточку семи шелков, стал землю хлестать, приговаривать:

Расступись ты, мать-сыра земля, и пожри кровь змеиную.

Расступилась сырая земля и пожрала кровь змеиную.

Отдохнул Добрыня Никитич, вымылся, пообчистил доспехи богатырские и пошел к змеиным пещерам. Все пещеры медными дверями затворены, железными засовами заперты, золотыми замками увешаны.

Разбил Добрыня медные двери, сорвал замки и засовы, зашел в первую пещеру. А там видит царей и царевичей, королей и королевичей с сорока земель, с сорока стран, а простых воинов и не сосчитать.

Говорит им Добрынюшка:

Эй же вы, цари иноземные и короли чужестранные и простые воины! Выходите на вольный свет, разъезжайтесь по своим местам да вспоминайте русского богатыря. Без него вам бы век сидеть в змеином плену.

Стали выходить они на волю, в землю Добрыне кланяться:

Век мы тебя помнить будем, русский богатырь!

Так прошел Добрыня одиннадцать пещер, а в двенадцатой нашел Забаву Путятишну: висит княжна на сырой стене, за руки золотыми цепями прикована. Оторвал цепи Добрынюшка, снял княжну со стены, взял на руки, на вольный свет из пещеры вынес.

А она на ногах стоит-шатается, от света глаза закрывает, на Добрыню не смотрит. Уложил ее Добрыня на зеленую траву, накормил-напоил, плащом прикрыл, сам отдохнуть прилег.

Вот скатилось солнце к вечеру, проснулся Добрыня, оседлал Бурушку и разбудил княжну. Сел Добрыня на коня, посадил Забаву впереди себя и в путь тронулся. А кругом народу и счету нет, все Добрыне в пояс кланяются, за спасение благодарят, в свои земли спешат.

Выехал Добрыня в желтую степь, пришпорил коня и повез Забаву Путятишну к Киеву.

Добрыня Никитич

Второй по старшинству богатырь Добрыня Никитич. Он известен в былинном эпосе как основной змееборец и сват. В борьбе Добрый и со Змеем Горынычем и его змеенышами изображаются столкновения, мирные договоры и их нарушение между русскими и степняками. Добрыня Никитич хитер, умен, образован и ловок, отлично стреляет, плавает, поет, играет на гуслях. Умом своим он снискал расположение князя Владимира и ходит у него в помощниках. Этот богатырь нередко выполняет различные поручения князя: собрать и привезти дань, выручить племянницу князя Владимира Забаву Путятичну или сестру Марью Дивовну, или дочь Марфиду. Он самый близкий к семье князя богатырь, наделен дипломатическими способностями. Добрыня часто вызывается выполнять поручения, от которых другие богатыри отказываются.

Так, по сюжету былины «Добрыня Никитич и Василий Казимирович» вместе с Василием Казимировичем этот богатырь-дипломат везет в орду дань за двенадцать лет. Он обыгрывает хана, побеждая его в стрельбе из лука, избивает накинувшихся на него татарских силачей и настолько устрашает хана, что тот сам готов платить «дани-выходы» русским, только бы богатыри оставили «татаровей хоть в малости».

В былине «Добрыня и Дунай - сваты» приближенный к князю Добрыня Никитич даже выступает в роли свата Владимира к ляховицксй королевне Апраксе, которую привозит в Киев.

Со своей будущей женой поляницей Настасьей Добрыня, по былине, сначала бьется, а потом женится на ней. Встреча этого богатыря с богатырской женщиной, по-видимому, является отголоском древнерусских отношений с Кавказом. Поляница Настасья Никулична - иноземка. Это видно из ее слов: «думала же русские комарики покусывают, ажно русские богатыри пощалкивают». В кавказских сказаниях о нартах последним приходится сталкиваться не только с великанами-мужчинами, называемыми эмегенами, но и с великанами-женщинами. Эмегены, мужчины и женщины, одарены гигантским ростом и огромной физической силой. Образы эмегенов - отголоски очень древнего быта эпохи охотничьего периода и матриархата, когда женщины по образу жизни не отличались от мужчин. Оставив надолго свою кавказскую жену в одиночестве, Добрыня Никитич сталкивается с тем, что она снова собирается замуж за Алешу Поповича, но, явившись в день свадьбы, богатырь ее расстраивает.

Добрыня оскорбляет волшебницу Марину, которая превращает его в тура, но, пережив это пренеприятное событие и вернув прежний облик, богатырь казнит ее. В конце концов, соблазнив Елену Прекрасную, Добрыня Никитич погибает от руки ее мужа, боярина Пермяты. Таковы основные сюжетные линии похождений этого богатыря.

В былинах Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником князя Владимира. И это определение Добрыни Никитича, вероятно, не лишено реальных оснований. Историческим прототипом этого богатыря считают Добрыню, дядю и воеводу князя Владимира, брата его матери Малуши, которая по летописи была дочерью раввина.

О том, что мать Добрыни - еврейка, знал весь Киев, но говорить об этом запрещалось под страхом наказания батогами. Реальный Добрыня был руководителем молодого Владимира в его княжении в Новгороде и затем в войне с братом Ярополком. После гибели Ярополка и вокняжения племянника в Киеве он стал правителем Новгорода. Участвовал в походе на волжских болгар в 985 году и с боем крестил Новгород в 989 году, причем, сбросил в Волхов статую Перуна, им же незадолго перед тем и поставленную.

Судя по сюжетам, изложенным в летописи, Добрыня играл большую роль в сказаниях, связанных с Владимиром, выступая в роли мудрого советника и главного помощника князя. В частности, эти сказания приписывают Добрыне ключевую роль в событиях, связанных со сватовством князя Владимира к Рогнеде, дочери Рогволода Полоцкого.

Былинный Добрыня, при сравнении с летописным Добрыней, дядей Владимира, кажется не имеющим с ним ничего общего. В то время, как летописному Добрыне принадлежит едва ли не руководящее значение до вступления Владимира на престол Киевский и долгое время спустя после этого, Добрыня былинный занимает при дворе Владимира второстепенную роль. Мало того, былинный Добрыня жалуется матушке на свою судьбу: он жалеет о том, что мать не родила его горючим камешком, что она не бросила этот камешек на дно синего моря, где он лежал бы спокойно и был бы избавлен от необходимости ездить по чистому полю.

Это несходство может быть объяснено тем, что под именем Добрыни в былинах воспевается не один Добрыня, дядя Владимира, но и ряд других Добрынь, которые были смешаны с первым. Так, в Тверской летописи рядом с Александром Поповичем (былинным Алешей Поповичем) упоминается его товарищ Добрыня (Тимоня) Златопояс; а в Никоновской летописи упоминаются Александр Попович, его слуга Тороп и Добрыня Разанич Златый Пояс. Некоторые былины о Добрыне, действительно, выводят его из города Рязани, а отцом его называют торгового гостя Никитушку Романовича.

Из книги Офицерский корпус Армии генерал-лейтенанта А.А.Власова 1944-1945 автора Александров Кирилл Михайлович

КОНОНОВ Иван Никитич Майор РККАГенерал-майор ВС КОНРРодился 2 апреля 1900 г. в станице Ново-Николаевская Таганрогского округа Области Всевеликого Войска Донского в семье есаула Н.Г. Кононова, повешенного в 1918 г. большевиками. Член КП с 1929 г. (партийный билет № 1036784). В

Из книги Жизнь Шаляпина. Триумф автора Петелин Виктор Васильевич

МАХНОРЫЛОВ (Махнорыло, Махнорило) Константин Никитич Лейтенант РККАПоручик ВС КОНРРодился в 1919 г. в селе Омельник под Ореховым Екатеринославской губернии. Еврей. Из крестьян. В 1937 г. окончил агромелиоративное учебное заведение в Новочеркасске, по гражданской

Из книги Старая театральная Москва (сборник) автора Дорошевич Влас Михайлович

СЕВАСТЬЯНОВ Андрей Никитич Комбриг РККАГенерал-майор ВС КОНРРодился в 1887 г, в Москве. Русский. Из служащих. В 1905 г. окончил Московское коммерческое училище. Некоторое время обучался в Высшем техническом училище. В 1915 г. ушел добровольцем на фронт, вступив

Из книги Демидовы: Столетие побед автора Юркин Игорь Николаевич

Глава третья Добрыня Никитич и Алеко Солнечные дни сменились ненастьем. Изредка проглядывало солнце, разрывая плотные черные тучи; устанавливалась теплая, тихая погода, без грома и молний, а чаще всего целыми днями сыпал мелкий, нудный дождик. Никуда в эти дни не хотелось

Из книги Русские предприниматели. Двигатели прогресса автора Мудрова Ирина Анатольевна

Добрыня Кричать «Шаляпин! Шаляпин!» – очень легко. Гораздо интереснее подумать:– Как играет Шаляпин и что ему дали играть?Как я смотрю на Шаляпина в «Добрыне», – мне вспоминается огромная картина Врубеля, которую мы все видели на Нижегородской выставке.Микула

Из книги автора

Григорий Никитич Последние годы Комиссар Демидов умер, когда второй его сын Григорий заканчивал восстановление пострадавшего от пожара Верхотулицкого завода. Домна на нем была задута 20 декабря того же 1725 года, до истечения печальных сорока дней после кончины отца, в

Добрыня Никитич – один из былинных богатырей. Он по праву считается вторым после Ильи Муромца. Жил он в то же время (при князе Владимире). Если верить былинам, то он долгое время служил при дворе. Он выполнял указания князя, поручения. Добрыня был близок к Владимиру и его семье. По характеру богатырь изображается очень смелым, храбрым и сговорчивым. Кроме того, он был достаточно умным, образованным, умелым. Также русский богатырь Добрыня Никитич владеет многими ремеслами и способностями: стрельба, плавание, пение, игра на гуслях.

Женой Добрыни Никитича была дочь Микулы Селяновича – Настя. А отец его был воеводой.

Добрыня упоминается более чем в пятидесяти былинах. Но лишь в шести из них он – главный герой. Каков же нрав у богатыря? Во-первых, он мужественный, силен физически. Во-вторых, он вежлив, учтив и дипломатичен. Фраза «сила есть – ума не надо» точно не про него.

Богатырь Добрыня Никитич: биография

Биография богатыря Добрыни Никитича частично описана в летописях. «Повесть временных лет» Нестора гласит, что Добрыня является братом Малуши. Последняя была приближенной княгини Ольги. Малуша имела связи со Святославом (сыном Ольги) и родила от него Владимира Красное Солнышко. Отца Добрыни, согласно летописи, звали Малко. И отчество у него звучит иногда как Малкович. Однако в былинах он представлен только как Добрыня Никитич.

Иногда Добрыню называют боярином. Это упоминается и в летописях из-за большой близости его к князю. Он также участвовал в разделе земель между сынами Святослава в 970 году. Во время Крещения Руси Добрыня помогает князю Владимиру, особенно в Новгороде. Есть данные, что язычники даже решили мстить богатырю, ограбив его двор. Но в итоге им самим пришлось просить мира.

До конца жизни князя богатырь верно ему помогал: и по личным вопросам, и по военным. Умер богатырь Добрыня Никитич в битве под Калкой. Похоронили его на кургане, который сегодня именуют Добрыниным.

Три богатыря-правда или вымысел?

С детстве нам всем известно о русских богатырях. О них нам рассказывали, потом мы смотрели мультфильмы, а потом и сами уже смогли читать в книжках. И о том, что былинных богатырей на Руси было трое, Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, мы знаем. Так же, из статьи о Илье Муромце , мы знаем, что Илья Иванович был вполне реальным человеком, с непростой и, порой, запутанной судьбой.

Хотелось бы узнать и об остальных богатырях.

В этой статье рассказ пойдет о Добрыне Никитиче.

Но сначала немного былин.

Богатырь Добрыня Никитич

Итак, кто же такой былинный богатырь Добрыня, чем он так запомнился людям, что рассказы о нем дошли до наших дней?

Существует немало былин о Добрыне Никитиче. Пожалуй, самая известная из всех – «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».

В былинах повествуется о том, что богатырь Добрыня долго служил при Киевском князе Владимире. Служил верой и правдой. Прославился силой, храбростью, умом, нравом крутым, но справедливым. Был приближен к князю. Нередко выполнял поручения Владимира, вплоть до поручений личного характера, как, например, сватовство невесты для князя.

Из тех же былин, становится известно, что богатырь Добрыня был женат на Настасье Микулишне, которая, была дочерью не менее знаменитого богатыря Микулы Селяниновича. Из былин, мы узнаем, что был у Добрыни и Настасьи ребенок.

А теперь давайте перейдем к человеку, послужившему прототипом былинному Добрыне.

Настоящий Добрыня

С большой долей уверенности, можно сказать, что прототипом былинного Добрыни стал Добрыня реальный. Да – да, не удивляйтесь, реального человека тоже звали Добрыня, правда, был он вовсе не Никитич.

О происхождении Добрыни, есть данные в «Повести временных лет». Он представлен там родным братом Малуши, которая являлась доверенным лицом княгини Ольги, являлась ключницей, т.е. фактической хранительницей всего княжеского имущества. Очевидно, значимость должности обрекла Малушу на потерю личной свободы, однако последнее не умаляло в те времена ее высокого политического и социального статуса.

Малуша также являлась наложницей киевского князя Святослава, сына княгини Ольги. Малуша и родила Святославу прославленного в русской истории Владимира Красное Солнышко (он же Владимир Святой). Отца Малуши и Добрыни звали Малко Любечанин. Он, судя по всему, тоже был знатным человеком и проживал в одном из городов чернигово-северской земли — Любече.

Есть версия, что роился он в селе Низкиничи, что на Волыни. Отсюда и прозвище Добрыни – Низкинич. Впоследствии Низкинич видоизменилось в Никитич. Хотя есть и другая версия — Добрыня Малкович. У варианта Малкович своя история происхождения. Я так и не увидел, какая из них подкреплена определенными историческими свидетельствами.

Был Бодрыня дядей князя Владимира по материнской линии. Более того, был Добрыня Владимиру не только дядей, но и дядькой, то есть воспитателем, советником, ближайшим другом, а, по совместительству, еще и поверенным во многих делах и воеводой войска княжеского.

Добрыня и племянник Владимир

Богатырь Добрыня появляется на страницах летописей уже как «муж», т.е. представитель старшей дружины, киевского князя Святослава. По приказу этого древнерусского властителя Добрыня управляет Новгородом. «Повесть временных лет» и особенно I Софийская (Новгородская) летопись пишут о нем с почтением.

Но Святослав погиб на днепровских порогах весной 972 г. Встал вопрос дальнейшей власти.

Есть сведения, что князем Киевским Владимир стал с подачи Добрыни, который желал видеть своего воспитанника на княжеском престоле, а не его старшего брата Ярополка. Да и жениться на Рогнеде, дочери половецкого повелителя Рогволда, до того бывшей женой Ярополка, Владимира практически заставил Добрыня.

Зачем дядьке это было нужно? Да, по большому счету, чтобы потешить собственное самолюбие, ведь мать Владимира, Малуша, хоть и была из достаточно знатного рода Свенельдичей, все же при князе Святославе Игоревиче, отце Владимира, была ключницей.

А Рогнеда однажды уже отказывала сватам, присланным Владимиром, мотивируя тем, что она рода знатного, именитого не пойдет за рабского сына, будь он хоть трижды князь. И отказ этот Добрыню задел за живое, гораздо сильнее, чем самого Владимира. Кстати, Владимир в молодости был большим любителем женщин, даже имел собственное подобие гарема. Возможно, поэтому отказ строптивой половчанки его не сильно расстроил, тем более, что она была не совсем во вкусе будущего Киевского князя.

Но Добрыня обиду запомнил, и когда подвернулся удобный случай, уговорил Владимира, привыкшего выполнять дядькины советы, все же взять Рогнеду. Причем Добрыня имел в виду вовсе не в жены, а скорее в наложницы, тем самым сломив гордую красавицу, опозорив ее и опустив до рабского уровня. Что из этого вышло, мы знаем из истории.

Служба у Великого Князя Киевского

Став единовластным правителем Киева, Владимир назначил Добрыню новгородским посадником, фактически отдав власть над Новгородом, где до этого сам княжил, своему дяде.

Сначала Добрыня устанавливает в Новгороде языческих идолов, которым поклонялись в Киевской Руси и самом Киеве, а затем, по примеру своего племянника, крестит Новгород в христианскую веру. Причем делает это не просто принудительно, но с изрядной жестокостью.

Но как бы там ни было, Добрыня человеком был грамотным, умелым руководителем, знал, когда можно и нужно применить силу и показать власть, а когда можно и по-хорошему. В общем, Новгород при нем процветал.

Что же касается личной жизни воеводы, то он действительно был женат, правда была ли его жена на самом деле богатыршей, дочерью Микулы Селяниновича не известно, скорее всего, нет. Зато достоверно известно, что был у Добрыни сын, звали мальчика Кснятин, после принятия крещения Константин.

Впрочем, внуки и правнуки тоже были. Род Добрыни Низкинича получился достаточно именитый, и завершился на преподобном Варлааме, последнем потомке воеводы.

Но вы можете спросить, с чего вдруг такая уверенность в том, что Добрыня именно Низкинеч?

Все очень просто. Эту информацию не сложно проследить из некоторых исторических фактов.

Во первых, Добрыня был сыном Малка Любечанина Мсиши-Люта Свенельдича, прозванного Мстиславом Лютым. А к его владениям относилось несколько сел на юго-запад от Владимира-Волынского, Низкиничи, Будятичи и Клаусов. Так же это подтверждается и летописным текстом, из которого следует, что княгиня Ольга отправила сестру Добрыни Малушу на родину, в Будятичи, предварительно забрав у нее сына. Который, впоследствии, был отправлен под присмотром Добрыни в Новгород. Возможно, таким образом, Ольга надеялась оградить собственного сына от посягательства более любимого отцом Владимира, на киевский престол. Но, как показывает история, ничего из этого не вышло.

Вот такой рассказ получился о том, кем был былинный богатырь Русский Добрыня Никитич, и какую роль сыграл в истории Киевской Руси.