Царь федор иоаннович спектакль. Встреча Мстиславской с Шаховским. «Царь Фёдор» в Малом театре

П оследний спектакль был сыгран 5 марта 2004 года, т.е. держался в репертуаре тридцать с небольшим лет. Правда, перед сдачей худсовету И. Смоктуновский — исполнитель роли царя Федора — обратился к актерам и режиссеру с предложением снять спектакль. К счастью, поддержки великий актер не нашел. За это время несколько поколений артистов Малого театра прошло через эту постановку. Спектакль пережил своего создателя — Б. Равенских не стало в 1980 году — и игрался Малым еще четверть века.

Разногласия И. Смоктуновского с режиссером, с трактовкой, вероятно, сделали свое дело. Актер, спустя два года уходит во МХАТ, и на роль царя Федора вводится Ю. Соломин (1976), затем Э. Марцевич (1983). Царицу Ирину на премьере будет играть Г. Кирюшина (жена Б. Равенских), позднее введется Р. Нифонтова. Князя Ивана Петровича Шуйского сыграет Е. Самойлов, затем введется Д. Павлов, а после него Я. Барышев. Первой исполнительницей роли Василисы станет старейшая актриса Малого театра Е. Шатрова, после нее введется пять актрис. Если посмотреть на хронологию вводов, то таковые делались вплоть до 2002 года. Исключением станет только В. Коршунов — бессменный исполнитель роли Бориса Годунова.

Держать интерес зрителей в течение тридцати лет, дорожить режиссерской партитурой, делать вводы, чтобы длить жизнь спектакля, — все это делает спектакль Малого незаурядным событием истории отечественного театра.

Пьеса «Царь Федор Иоаннович» — вторая в трилогии А.К. Толстого — написана в 1868 году, тридцать лет находилась под цензурным запретом. Именно этой пьесой открывался МХТ в 1898 году, и спектакль имел долгую сценическую жизнь. Как монархия приводит страну к смуте — тема трилогии. Деспотичный царь Иван Грозный, который объединяет страну, беспощадно убивая и карая (в центре первой части трилогии). Его сын Федор, которого жестокий Иоанн дразнил пономарем, заступает на престол, чтобы править совсем не так, как отец, согласно христианским установлениям — вторая часть трилогии. И «безродный» Годунов, заступающий на престол, после того, как династия Рюриковичей пресекается на убиенном царевиче Дмитрии, чтобы править согласно разуму — третья часть.

Через всю трилогию проходит мысль о том, что какими бы ни были правители — жестокими, добрыми, разумными — они оказываются заложниками власти и не могут примирить свои деяния с добродетельными установлениями. Особенно драматичной представляется личность царя Федора, который в начале своего царствования хочет «всех согласить, всё сгладить». А итог правления выражен горькой для царя истиной: «правду от неправды не отличу». Он говорит: «Уйди от мира, в нем правды нет».

И. Смоктуновский с первых сцен играет не блаженного, не юродивого. В своих записках актер подчеркивал, что Федор — философ, мистик. Актеру было важно также показать, что Федора «тень Грозного усыновила», что внешне он похож на своего грозного отца, да и в характере нет-нет, да и прорывается его вспыльчивость, даже подозрительность. Как тут не вспомнить К. Станиславского, который видел в числе пяти актеров на роль Федора Вс. Мейерхольда, который бы походил фактурой на Иоанна Грозного.

В свое первое появление в палатах дворца, когда Федор рассказывает Аринушке, что конь его понес, испугав царя, становится ясно, что царь Смоктуновского подозрителен. Он делает допрос с пристрастием. Это чувство Федор пытается скрыть, бороться в себе с генами отца.

Царица Ирина Г. Кирюшиной похожа на инокиню. Кажется, свои богато расшитые наряды, украшенные дорогими каменьями, она, легко сменит на монастырскую робу. Для Федора И. Смоктуновского брак с Аринушкой — союз возвышенной не плотской любви, для Ю. Соломина — Аринушка сколь жена, столь и сестра. Он любит ее всем сердцем, и когда царь шутит, что хороша Мстиславская, озорно приговаривая «Ведь я еще не стар, Ведь я еще понравиться могу», то становится ясно, что он чуток к женской красоте.

Для Б. Равенских было принципиально важно показать красоту русской старины, и художник Е. Куманьков стал безусловным союзником режиссера. Их упрекали в том, что на сцене Берендеево царство, но авторы спектакля воссоздавали не столько исторический быт, хотя и сохраняли верность эпохе, сколько стремились выразить поэзию А.К. Толстого и в самом строе речи далеких предков, и в красоте обстановки, костюмов, бутафории.

Композитор Г. Свиридов написал к спектаклю три песнопе-ния-молитвы: «Богородица, Дево, радуйся», «Ты, любовь, ты, любовь святая, от начала ты гонима, кровью политая», «Горе тебе, убогая душа». Пела молитвы капелла Александра Юрлова. Так в спектакль входила религиозная тема. И строгое величие православной молитвы, и светлая печаль, и горечь страдания православного мира — все это в спектакле мощно выражала музыка.

Для режиссерского почерка Б. Равенских свойственно укрупнять предмет на сцене, изобразительность доводить до символического обобщения.

Вот Царь Федор, сраженный тем, что князь Иван Петрович Шуйский хочет бездетную царицу упечь в монастырь, принимает для себя тяжелое решение, посадить в тюрьму, пусть на время, заговорщика. Эту сцену играли одинаково разные исполнители роли Федора. Когда царь ставит печать, то это не бытовой жест, а поэтический. Печать словно удар топора опускается на грамоту. Царь еще не знает, но жестом подан тревожный знак о будущей участи Шуйского, которого по наущению Годунова удавят.

В. Коршунов не играет, тем не менее, злодея. Прежде, чем поцеловать крест, примириться Годунову и Шуйскому при царе Федоре, между двумя враждующими людьми состоится принародный спор, в котором Годунов ведет себя как умный политик, а князь как правдолюбец с горячим сердцем. Не о царствовании думает Годунов, он думает об интересах государства. Он видит, что Федор не способен проявить волю, не понимает, что политика не есть сфера морали. Годунову Коршунова нужна власть не ради власти, а ради пользы государства. Князь же Иван Шуйский, таким его играл Е. Самойлов, прямой, страстный до правды, справедливости человек, который вступает в сферу политики и теряет жизнь. Но и Годунов в своем стремлении к пользе переступает грань: удушен Шуйский, убит царевич Дмитрий.

Осознание царем полного краха государства, играли, конечно же, по-разному. Федор Смоктуновского терял физическую силу, превращался в немощного больного, который умирает. Для Федора Ю. Соломина смерть царевича Дмитрия — потеря младшего брата, который стал для него сыном. Последний в варяжской ветви царь Федор сам отдает власть Годунову. Шапку Мономаха берет в руки Годунов, словно примеряя на себя, но кладет перед Федором, которому уже власть ненавистна.

) . В комментарии к своей трагедии («Проект постановки на сцену трагедии Царь Федор Иоаннович») Алексей Толстой писал: «Две партии в государстве борются за власть: представитель старины, князь Шуйский, и представитель реформы, Борис Годунов. Обе партии стараются завладеть слабонравным царём Фёдором как орудием для своих целей. Фёдор, вместо того чтобы дать перевес той или другой стороне или же подчинить себе ту и другую, колеблется между обеими и чрез свою нерешительность делается причиной: 1) восстания Шуйского и его насильственной смерти, 2) убиения своего наследника, царевича Димитрия, и пресечения своего рода. Из такого чистого источника, какова любящая душа Фёдора, истекает страшное событие, разразившееся над Россией долгим рядом бедствий и зол. Трагическая вина Иоанна было попрание им всех человеческих прав в пользу государственной власти; трагическая вина Фёдора - это исполнение власти при совершенном нравственном бессилии» .

Сценическая история трагедии показала, что сочинение Алексея Толстого оставляет возможность иных толкований его содержания, и в частности образа главного героя. Тяжба Годунова с Шуйскими нередко толковалась как борьба между зарождающимся самодержавием и той «стариной», когда Боярская дума обладала большим влиянием и широкими полномочиями, - такое толкование, в частности, было актуально на рубеже веков. Позднейшие интерпретаторы «Царя Фёдора» не были склонны искать в случившемся вину Фёдора, он представал скорее жертвой жестокого времени, его личная трагедия толковалась как трагедия бессилия добра ; таким, в частности, был Фёдор Ивана Москвина в знаменитой постановке Художественного театра .

Действующие лица

Царь Федор Иоаннович, сын Иоанна Грозного Царица Ирина Федоровна, жена его, сестра Годунова Борис Федорович Годунов, правитель царства Князь Иван Петрович Шуйский, верховный воевода Дионисий, митрополит всей Руси Варлаам, архиепископ Крутицкий Иов, архиепископ Ростовский Благовещенский протопоп Чудовский архимандрит Духовник царя Федора Князь Василий Иванович Шуйский, племянник князя Ивана Петровича Князь Андрей, Князь Дмитрий, Князь Иван - Шуйские, родственники Ивана Петровича Князь Мстиславский, Князь Хворостинин - ближние воеводы (сторонники Шуйских) Князь Шаховской, Михайло Головин - сторонники Шуйских Андрей Петрович Луп-Клешнин (бывший дядька царя Федора ), Князь Туренин - сторонники Годунова Княжна Мстиславская, племянница кн. Ивана Петровича и невеста Шаховского Василиса Волохова, сваха Богдан Курюков, Иван Красильников, Голубь-отец, Голубь-сын - московские гости, сторонники Шуйских Федюк Старков, дворецкий кн. Ивана Петровича Гусляр Царский стремянный Слуга Бориса Годунова Гонец из села Тешлова Гонец из Углича Ратник Бояре, боярыни, сенные девушки, стольники, дьяки, попы, монахи, торговые люди, посадские, стрельцы, слуги, нищие и народ.

Сюжет

Действие происходит в Москве, в конце XVI века. Недовольные растущим влиянием Годунова, которому царь Фёдор «передоверил» власть, князья Шуйские и сочувствующие им бояре пытаются составить заговор с целью отстранения Годунова от власти; полагая источником влияния Бориса на царя его родство с царицей Ириной Федоровной (в девичестве Годуновой), бояре задумывают развести Фёдора с женой, как с неплодной . Бояре, вдохновляемые Иваном Петровичем Шуйским , составляют челобитную, в которой просят царя вступить в новый брак; они ставят свои подписи под челобитной, но подача её царю откладывается из-за нерешённости вопроса о невесте.

Соперничество Годунова и Шуйского тревожит царя Фёдора ; не понимая причин этой вражды, Фёдор, в трагедии Толстого скорее святой, нежели скудоумный, пытается помирить соперников; недобровольно, под давлением царя и царицы, соперники протягивают друг другу руки, однако борьба продолжается.

Ирина передает Фёдору просьбу вдовствующей царицы, Марии Нагой , о возвращении в Москву из Углича , куда Нагие вместе с царевичем Дмитрием были отправлен сразу после воцарения Фёдора. Годунов, который у Толстого считает незаконнорожденного царевича реальным соперником, решительно противится этому. Сторонник Годунова Андрей Клешнин , бывший дядька царя Фёдора, доставляет перехваченное письмо близкого к Шуйским Головина в Углич; письмо свидетельствует о наличии заговора, и Борис трбует взятия Ивана Шуйского под стражу, в противном случае грозит удалиться от дел. Фёдор, не желая верить верить в недобрые намерения Шуйского, в конце концов принимает «отставку» Годунова.

Тем временем, в отсутствие Ивана Шуйского, бояре вписывают в челобитную имя княжны Мстиславской, уже просватанной молодому князю Шаховскому. Возмущённый Шаховской выхватыват челобитную и исчезает с ней. Иван Шуйский, прежде отклонявший предложение сместить Фёдора и возвести на престол царевича Дмитрия, теперь склоняется именно к такому способу избавления от Годунова. Отрешённый от дел Борис просит своего приближённого Клешнина отправить в Углич в качестве новой мамки царевича сваху Василису Волохову, при этом несколько раз повторяет: «чтобы она царевича блюла». Клешнин, в свою очередь, передавая Волоховой указания Годунова, даёт ей понять, что, если страдающий падучей царевич сам погубит себя, с нее не спросят.

Фёдор, вынужденный лично заниматься государственными делами, тяготится ими и готов помириться с шурином, тем более что Шуйский на его призывы не откликается, сказываясь больным; однако для Годунова условием примирения по-прежнему остаётся арест Шуйского. Клешнин, осведомленный обо всём, что происходит в среде заговорщиков, сообщает царю о намерении Шуйских возвести на престол царевича Димитрия. Фёдор отказывается верить, но призванный к нему Иван Петрович сознается в мятеже. Дабы спасти Шуйского, Фёдор заявляет, что он сам велел поставить царевича на престол, но теперь раздумал. В царские покои врывается Шаховской с боярской челобитной и просит вернуть ему невесту; подпись Ивана Петровича под челобитной обескураживает Фёдора. Он готов простить Шуйскому заговоры и мятежи, но не может простить обиду, нанесённую Ирине. В гневе Фёдор подписывает давно заготовленный Борисом указ об аресте Шуйского.

В заключительной картине трагедии действие разворачивается на площади перед Архангельским собором , в котором Фёдор отслужил панихиду по своему отцу, Ивану Грозному . «От нынешнего дня, - решает Фёдор, - Я буду царь». Ирина и княжна Мстиславская умоляют его простить Шуйского. Фёдор, чей гнев был лишь недолгой вспышкой, посылает за Шуйским князя Туренина, но тот сообщает, что Шуйский ночью удавился; недосмотрел же Туренин потому, что вынужден был отбивать толпу, приведенную к тюрьме князем Шаховским, и отбил её, лишь застрелив Шаховского. Фёдор обвиняет Туренина в убийстве Шуйского; он сожалеет о том, что слишком долго мирволил боярам: «Не вдруг отец покойный/ Стал грозным государем! Чрез окольных/ Он грозен стал…» В это время гонец приносит из Углича весть о гибели царевича. Фёдор подозревает, что и Дмитрий был убит; Годунов предлагает послать в Углич для дознания Клешнина и Василия Шуйского и тем самым убеждает Фёдора в своей невиновности. Тут же приходит и сообщение о приближении татар к Москве и скорой, «чрез несколько часов», осаде столицы. Чувствуя себя не в силах справиться с навалившимися проблемами, Фёдор соглашается с Ириной в том, что править царством может только Борис. Трагедия заканчивается горестным монологом Фёдора:

Моей виной случилось все! А я - Хотел добра, Арина! Я хотел Всех согласить, все сгладить, - боже, боже! За что меня поставил ты царем!

Сценическая судьба

Иван Москвин в роли царя Фёдора, 1898 год

Написанная в 1868 году, трагедия Толстого надолго оказалась под цензурным запретом, поскаольку в ней, по словам М. Строевой , дебатировалась проблема вырождения царской власти . Первую постановку «Царя Фёдора» осуществила любительская труппа в Петербурге в 1890 году .

«Царь Фёдор» в Художественном театре

Новым, ещё не виданным на русской сцене было и оформление спектакля, предложенное художником В. А. Симовым : «Перед зрителями, - пишет М. Строева, - распахнулась жизнь древней Руси во всей своей доподлинности - с низкими сводчатыми потолками, тусклыми слюдяными оконцами, с мигающими свечами и лампадами у темных икон, с высокими шапками и длинными рукавами облачений, с точными музейными вышивками и уникальной утварью» . Здесь чувствовалось влияние Мейнингенского театра Л. Кронека ; однако для создателей спектакля это был не просто достоверный исторический фон: «Глубокий историзм спектакля, - пишет критик, - подчинялся теме остросовременной, придавал ей эпическую широту. Своды царских хором придавливали людей. Каждый из яркой разнохарактерной толпы обязан был согнуть голову. Не избегал общей участи и царь Фёдор. Власть, свыше данная ему, его же и губила. Маленький человек беспомощно метался в тесных палатах» .

Заглавную роль в спектакле сыграл Иван Москвин ; Ивана Шуйского играл Василий Лужский , Ирину - Ольга Книппер , Василия Шуйского - Всеволод Мейерхольд .

Успех спектакля был так велик, что уже 26 января 1901 года состоялось юбилейное, сотое, его представление, а роль царя Фёдора в дальнейшем стала коронной для актёров трагического амплуа и в то же время пробным камнем, наряду с трагическими образами Шекспира .

Спектакль не сходил со сцены театра на протяжении полувека, став такой же «визитной карточкой» МХАТа, как чеховская «Чайка»; после Москвина, с 1935 года, царя Фёдора играл Николай Хмелёв , а с 1940 года - Борис Добронравов , умерший в 1949 году на сцене во время исполнения этой роли, не доиграв финальную сцену .

На фоне выдающейся постановки Художественного театра и образов, созданных великими актёрами МХАТа, многие театры долгое время не отваживались обращаться к этой трагедии, большинство трупп не располагало актёрами, способными в заглавной роли бросить вызов корифеям Художественного театра. После смерти Добронравова спекталь исчез и из репертуара МХАТа .

В конце 60-х годов актёр МХАТа Владлен Давыдов , давно мечтавший о возвращении трагедии Толстого в репертуар, нашёл на главную роль достойного исполнителя в лице Иннокентия Смоктуновского , уже имевшего в своём активе роль князя Мышкина в легендарном «Идиоте» Ленинградского БДТ . Пока во МХАТе решался вопрос о новой постановке «Царя Фёдора», осложнённый сменой художественного руководства, Смоктуновского перехватил Малый театр .

«Царь Фёдор» в Малом театре

Премьера спектакля состоялась в мае 1973 года; в постановке было занято целое созвездие корифеев театра: Евгений Самойлов в роли Ивана Шуйского, Виктор Хохряков (и Евгений Весник) в роли Клешнина; Василису Волохову играла Елена Шатрова , Бориса Годунова - Виктор Коршунов , царицу Ирину - Галина Кирюшина .

В Фёдоре Смоктуновского не было того «жалкого скудоумия», о котором писал Толстой, не было ничего от «блаженного», и даже слова о подаренных цесарем шести обезьянах, обычно служившие подтверждением его слабоумия, у Смоктуновского неожиданно наполнялись иронически-драматическим смыслом . Одним из главных достоинств этого спектакля стала музыка Георгия Свиридова , в которой наряду со специально написанными хоровыми (a capella) фрагментами были использованы темы из Маленького триптиха. «И. Смоктуновский, - писал в то время критик, - играет… со всей проникновенностью, с пугающей почти достоверностью постижения самого естества „последнего в роде“, обреченного царя. Иначе говоря, трагедию личности, но столь глубокой и необыденной, что перед душевным сокровищем его героя мелкими кажутся и проницательный ум Годунова, и недальновидная, хотя и искренняя прямота Ивана Шуйского… Музыкальные образы „Царя Федора“ сосредотачивают в себе высокое художественное общение… Дух Древней Руси оживает в этой музыке» .

Хотя изначально зрители совершали паломничество в первую очередь на Иннокентия Смоктуновского, спектакль пережил и уход актёра во МХАТ (в 1976 году); царя Фёдора в дальнейшем играли Юрий Соломин и Эдуард Марцевич .

«Царь Фёдор» в Театре им. Комиссаржевской

Одновременно с Малым театром, даже чуть раньше, в 1972 году трагедию Толстого поставил Рубен Агамирзян на сцене Ленинградского театра им. В. Ф. Комиссаржевской . Позже Агамирзян поставил и другие части трилогии и вместе с исполнителями главных ролей был за эту работу в 1984 году удостоен Государственной премии СССР , но начал с «Царя Фёдора». В спектакле, оформленном Эдуардом Кочергиным , заглавную роль сыграл молодой, но в то время уже хорошо известный театралам актёр Владимир Особик ; Бориса Годунова во всех частях трилогии играл Станислав Ландграф .

В не меньшей степени, чем спектакль Малого театра, ленинградский «Царь Фёдор» стал событием театральной жизни. «В своих белых одеждах, - писала Нина Аловерт тридцать лет спустя, - Царь Особика временами не ходил, а как будто летал, особенно в сцене, где хотел всех примирить. Вскидывал руки, как крылья, и летел от Ирины - к Годунову, от Годунова - к Шуйскому, от Шуйского - к Ирине. Неожиданно останавливался и вслушивался в каждую фразу, всматривался в лица собеседников, затем зажмуривал глаза, чтобы эти лица не видеть и только сердцем постичь сплетение лжи и предательства. Новое испытание обрушивается на Царя, он узнаёт, что его хотят развести с женой… Царь-Особик больше не „видел“ сердцем, не способен был понимать, где правда, где ложь. Полет прекращался, начиналось метание по сцене. Как безумный бросался он с печатью в руке к столу и падал сверху на стол, припечатывая приказ об аресте Шуйского, одним движением решая участь Шуйского и свою, потому что с этой минуты начиналась гибель Царя. …Я и сейчас в любое мгновение могу „услышать“ страшный, из глубины сердца исторгнутый вопль Царя: прижавшись спиной к стене, вытянув вперед руки, как бы отталкивая Годунова, Особик кричал: „Я правду от неправды не отличу! Аринушка!“» .

Спектакль с неизменным успехом шёл 18 лет, пока Владимир Особик не покинул театр.

Другие известные постановки

Малый театр («Суворинский») в Петербурге.

Московский Театр Русской Драмы п/р М. Щепенко. Постановка Михаила Щепенко . В главной роли - Михаил Щепенко. Спектакль является лауреатом премии Москвы в области литературы и искусства. 5 июля 2010 года был показан, в частности, на открытии Храмового комплекса Спаса Нерукотворного в селе Усово на Рублево-Успенском шоссе.

Примечания

  1. Скрынников Р. Г. Борис Годунов / А. М. Сахаров. - М .: Наука, 1983. - С. 67-84. - 192 с.
  2. Толстой А. К. Проект постановки на сцену трагедии «Царь Федор Иоаннович»
  3. Велехова Н. А. <О спектакле «Царь Федор Иоаннович» в Малом театре> // Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли. - Москва: АСТ-пресс книга, 2002. - С. 205-211. - ISBN 5-7805-1017-2
  4. Соловьёва И. Н. Московский Художественный академический театр СССР имени М. Горького // Театральная энциклопедия (под ред. С. С. Мокульского) . - М .: Советская энциклопедия, 1961-1965. - Т. 2.

Трагедия «Царь Федор Иоаннович» по праву относится к числу самых значительных произведений русской классической драматургии. Автор пьесы поэт, прозаик и драматург Алексей Константинович Толстой (1817-1875) стал широко известен прежде всего как талантливый мастер, посвятивший свое творчество проблемам национальной истории, создавший яркие картины жизни России в давние времена. С особой силой приверженность писателя к прошлому страны воплотилась в единой по замыслу и художественному языку трилогии, состоящей из трагедий «Смерть Иоанна Грозного» (1864), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1876).
Пьеса «Царь Федор Иоаннович» несколько десятилетий находилась под запретом царской цензуры и лишь в 1898 году была впервые показана в Петербурге на сцене театра Литературно-художественного общества. Примечательно, что именно спектаклем «Царь Федор Иоаннович» открылся в 1898 году Московский Художественный театр.
С исполнением заглавной роли в трагедии А. К. Толстого связаны выдающиеся творческие достижения крупнейших русских артистов разных поколений - Павла Орленева, Ивана Москвина, Николая Хмелева, Бориса Добронравова. Эта роль справедливо считается одной из самых сложных в классическом отечественном репертуаре. Каждый исполнитель открывает в ней новые глубины философского и нравственного содержания.
Действие трагедии, основанной на реальных исторических фактах, происходит в XVI веке, вскоре после смерти Ивана IV Грозного, когда на престоле был его сын Федор. Годы правления Федора Иоанновича (1584-1598) стали кануном трудного и долгого периода, получившего название «Смутное время». Вокруг трона Федора между боярами, которым Иван Грозный, умирая, поручил заботы о государстве, развернулась ожесточенная борьба за влияние на царя и, по существу, за реальную власть. Князья Шуйские ратовали за сохранение прежних патриархальных устоев, боярин Борис Годунов - фактический правитель царства - стремился к переменам в существующих и уже устаревших порядках. Перипетии борьбы за трон составляют важную часть сюжета трагедии. Другая важнейшая сторона пьесы - конфликт светлой и гармоничной личности царя Федора с окружающим миром бесчеловечности и низменных страстей. «Если представить себе всю трагедию в форме треугольника,- писал автор о композиции пьесы,- то основанием его будет состязание двух партий, вершиною... «микрокосм» Федора. «Микрокосм» царя Федора - это сложный мир чувств, мыслей, желаний».

Постановка - народного артиста СССР, Лауреата Государственной премии СССР Б.И. Равенских
Художник - народный художник России Е.И. Куманьков
Композитор - народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР Г.В. Свиридов
Режиссеры - заслуженный деятель искусств России В.М. Бейлис, А.И. Шуйский

Государственная ордена Трудового Красного Знамени Республиканская академическая Русская хоровая капелла имени А.А. Юрлова

100-й спектакль - 7 апреля 1975 года (И.Смоктуновский, Е.Самойлов, Е.Шатрова и др.)
200-й спектакль - 17 октября 1979 года (Г.Кирюшина, В.Коршунов, В.Коняев, П.Садовский, Филиппов, Я.Барышев, А.Эйбоженко)
300-й спектакль - 20 декабря 1980 года (В.Коршунов, А.Эйбоженко, П.Садовский)
400-й спектакль - 19 марта 1984 года (В.Коршунов)
500-й спектакль - 14 декабря 1987 года (В.Коршунов)
600-й спектакль - 1 июля 1990 года (В.Коршунов)
700-й спектакль - 19 февраля 1994 года (В.Коршунов)
800-й спектакль - 24 ноября 1999 года (В.Коршунов)

Продолжительность спектакля 3 часа 25 минут.

В доме Ивана Петровича Шуйского, в присутствии многих духовных лиц и некоторых бояр, решают развести Федора Иоанновича с царицею, Годуновой сестрой, благодаря коей, по общему мнению, и держится Борис. Составляют бумагу, где, поминая неплодность царицы и малолетство Димитрия, просят царя вступить в новый брак. Головин намекает Шуйскому на возможность поставить Димитрия вместо Федора, но получает суровый отпор. Княжна Мстиславская обносит гостей, пьют здоровье Федора. Шаховскому, жениху Мстиславской, сваха Волохова называет место тайной встречи. Иван Петрович отправляет челобитную митрополиту, сокрушаясь необходимостью губить царицу. Федюк Старков, его дворецкий, доносит о виденном Годунову. Тот, получив из Углича сведения о сношении Головина с Нагими и видя угрозу своей власти, объявляет сторонникам своим, Луп-Клешнину и князю Туренину, о решении примириться с Шуйским. Приходит Федор, сетуя на взбрыкнувшего коня. Появляется царица Ирина, которой Федор лукаво сообщает о красавице Мстиславской, виденной им в церкви, и тут же уверяет царицу, что она для него краше всех. Годунов говорит о желании примириться с Шуйским, и царь с радостью берётся устроить дело.

Федор объявляет о намерении примирить Годунова с Шуйским и просит помощи у митрополита Дионисия и других духовных лиц. Дионисий упрекает Годунова в притеснениях церкви, снисхождении к еретикам и возобновлении сбора податей, от коих была освобождена церковь. Годунов вручает ему защитные грамоты и сообщает о предпринятых гонениях на ересь. Царь просит поддержки у Ирины и бояр. Сопровождаемый народными восторгами, приходит Иван Петрович Шуйский. Федор корит его непосещением Думы, Шуйский отговаривается невозможностью поддакивать Годунову. Федор, поминая Писание и призывая в свидетели духовных лиц, говорит о благе примирения, и покорный ему Годунов предлагает Шуйскому согласье. Шуйский упрекает его в нежелании делиться управлением государства, что Иоанн завещал пятерым боярам: Захарьину (умершему), Мстиславскому (насильно постриженному), Бельскому (сосланному), Годунову и Шуйскому. Годунов, оправдываясь, говорит о спеси Шуйского, о том, что воспользовался единоличной властью на пользу Руси, чему приводит и доказательства; он добавляет, что трудное дело введения в порядок расстроенного государства немило только Шуйским. И когда Иван Петрович называет сторонником своим митрополита, тот сообщает о действиях Годунова в пользу церкви и склоняет Шуйского к миру. Ирина, показывая вышиваемый ею покров для псковской святыни, признается, что это её молитвенный обет за спасение Шуйского, осаждённого некогда литовцами в Пскове. Взволнованный Шуйский готов забыть былую вражду, но требует от Годунова гарантий безопасности своим соратникам. Годунов клянётся и целует крест. Приглашают выборных от приведённой Шуйским толпы. Федор заговаривает со стариком и не умеет его остановить, в его племяннике узнает купца Красильникова, тешившего его недавно медвежьим боем, вспоминает его брата Голубя, одолевшего в кулачном бою Шаховского, - не сразу Годунову и Шуйскому удаётся вернуть царя к тому, чего ради позваны выборные. Шуйский объявляет о примирении с Годуновым, купцы волнуются («Вы нашими миритесь головами»), Шуйского раздражает недоверие к человеку, только что клявшемуся на кресте. Купцы просят о защите от Годунова царя, но тот отсылает их к Борису. Борис тишком велит записать имена купцов.

Ночью в саду Шуйского княжна Мстиславская с Василисой Волоховой дожидаются Шаховского. Он приходит, говорит о любви, о нетерпении, с каким дожидается свадьбы, смешит её и шутит с нею. Прибегает Красильников, впустив коего, Шаховской скрывается, зовёт Ивана Петровича и сообщает, что все, бывшие у царя, схвачены по приказанью Годунова. Потрясённый Шуйский велит поднять Москву на Годунова. Заикнувшегося было о Димитрии Головина он резко обрывает и, заявив, что Борис обманом погубил себя, идёт к царю. Оставшиеся бояре меж тем обсуждают челобитную, приискивая новую царицу. Василий Шуйский называет княжну Мстиславскую. Брат её решается не сразу, желая найти хоть повод для ссоры с Шаховским. Пока он колеблется, Головин вписывает имя княжны в челобитную. Появляется Шаховской, заявляющий, что невесты не отдаст. Обнаруживается и княжна с Волоховой. При общем крике, взаимных угрозах и упрёках Шаховской выхватывает грамоту и убегает. Годунов представляет царю государственные бумаги, в содержание коих тот не вдаётся, а соглашается с решеньями Бориса. Царица Ирина говорит о письме из Углича от вдовствующей царицы с просьбою вернуться с Димитрием в Москву. Федор было препоручает дело Борису, но Ирина требует решения «семейного дела» от него; Федор спорит с Борисом и раздражается его упорством. Приходит Шуйский, жалуется на Годунова. Тот не отпирается, объясняя, что купцы взяты не за прошлое, а за попытку расстроить мир меж ним и Шуйским. Царь готов простить Годунова, полагая, что они просто не поняли друг друга, но непреклонное требование того оставить царевича в Угличе наконец сердит царя. Годунов говорит, что уступает место Шуйскому, Федор умоляет его остаться, Шуйский, уязвлённый поведением царя, уходит. Клешнин приносит пересланное из Углича письмо Головина Нагим, Годунов показывает его царю, требуя взятия Шуйского под стражу и, может быть, казни его. В случае отказа он грозит удалиться. Потрясённый Федор после долгих колебаний отказывается от услуг Годунова.

Иван Петрович Шуйский утешает княжну Мстиславскую: он не допустит её брака с царём и надеется, что Шаховской не донесёт на них. Отослав княжну, он принимает бояр и бежавших Красильникова и Голубя и, предполагая смещение скудоумного Федора и возведение на престол Димитрия, определяет каждому задачи. Отрешённый Годунов, сидя дома, расспрашивает Клешнина о Волоховой и многажды повторяет, «чтобы она царевича блюла». Клешнин отправляет Волохову в УГЛИЧ новой мамкою, велит его беречь и намекает, что, если страдающий падучею царевич погубит себя сам, с неё не спросят. Меж тем Федор не может разобраться в представленных ему бумагах. Приходит Клешнин и сообщает, что Борис захворал от расстройства, а Шуйского немедленно надо заключить в тюрьму за намерение возвести на престол Димитрия. Федор не верит. Входит Шуйский, которому Федор говорит о доносе и просит его оправдаться. Князь отказывается, царь настаивает, Клешнин подначивает. Шуйский признается в мятеже. Федор, испугавшись, что Годунов накажет Шуйского за измену, заявляет, что сам велел поставить царевича на престол, и вытесняет потрясённого Шуйского из комнаты. В царские покои врывается Шаховской и просит вернуть ему невесту. Федор, углядев подпись Ивана Петровича Шуйского, плачет и не слушает доводов Ирины о нелепости бумаги. Ограждая Ирину от обид, он подписывает Борисов приказ, повергая в ужас и её, и Шаховского. На мосту через реку старик бунтует народ за Шуйского, гусляр поёт о доблестях его. Проезжает гонец с вестью о наступлении татар. Князь Туренин со стрельцами ведёт Шуйского в тюрьму. Подбиваемый стариком народ хочет освободить Шуйского, но тот говорит о своей вине перед «святым» царём и о том, что наказание им заслужено.

Клешнин докладывает Годунову, что Шуйские и их сторонники посажены в тюрьму, и вводит Василия Ивановича Шуйского. Тот поворачивает дело так, будто затеял челобитную для блага Годунова. Понимая, что Шуйский в его руках, Годунов его отпускает. Царица Ирина приходит заступиться за Ивана Петровича. Годунов, сознавая, что Шуйский не прекратит ему перечить, непреклонен. На площади перед собором нищие говорят о смене митрополита, неугодного Годунову, о казни купцов, стоявших за Шуйского. Царица Ирина приводит Мстиславскую просить за Шуйского. Из собора выходит Федор, отслужив панихиду по царю Ивану. Княжна бросается ему в ноги. Федор шлёт князя Туренина за Шуйским. Но Туренин сообщает, что Шуйский ночью удавился, винится, что недосмотрел (потому что отбивал толпу, приведённую к тюрьме Шаховским, и отбил, лишь застрелив Шаховского). Федор бросается на Туренина, обвиняя его в убийстве Шуйского, и грозит ему казнью. Гонец приносит грамоту из Углича о гибели царевича. Потрясённый царь хочет сам дознаться правды. Приходит сообщение о приближении хана и скорой осаде Москвы. Годунов предлагает послать Клешнина и Василия Шуйского, и Федор уверяется в невиновности Годунова. Княжна Мстиславская говорит о намерении постричься. Федор, по совету жены, собирается всю тяжесть правления передать Борису и, поминая своё намерение «всех согласить, все сгладить», оплакивает свою участь и свой царский долг.

Все действия происходят в доме известного исторического лица Шуйского. В произведении много интересных перипетий и событий.

Бояре и духовенство в начале произведения обсуждают развод Федора. Причиной этого было то, что его жена не могла иметь детей. Кто-то из гостей предлагает во главу государства поставить Дмитрия, но никто не поддерживает такой идеи.

Во время разговоров сваха Волохова и жених Мстиславской втайне договариваются о скорой встрече.

Годунову доносят о том, что Головин с Нагими затевают какой-то заговор. Годунов испытывает страх из-за того, что власть его может быть свергнута. Годунов хочет помириться с Шуйским – Федор хочет помочь ему в этом деле. Для этого он прибегает к помощи священнослужителей. Несмотря на некоторые споры, благодаря действиям Федора, примирение все-таки состоялось. Годунов в знак того примирения целует крест.

Ночью происходит тайная встреча Мстиславской и Шаховским. Он говорит о безмерной любви к девушке, о том, как ждет наступления свадьбы. Внезапно появляется Красильников. Шаховской говорит о том, что по приказу Годунова пойманы приближенные царя.

Шуйский дает приказ вести бой с Годуновым. Когда Шуйский пришел к нему за объяснениями, Годунов смиряется с тем, что купцы наказаны, ведь они некогда помешали их примирению.

Впоследствии, Шуйкие посажены в тюрьму, царевич Дмитрий (наследник) умирает в Угличе при неизвестных обстоятельствах. В скором времени ожидается нападение хана, а княжна Мстиславская постригается в монахини. Не выдержав, Федор передает бразды правления Борису.

Данное произведение говорит о несостоятельности правления предыдущего царя Ивана Грозного. Именно из-за его деспотичного режима началась такая неимоверная разруха и борьба. Федор Иоаннович хотел править страной по совести, но общая напряженность не дала и борьба за власть уничтожила все надежды.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Толстой Алексей Константинович. Все произведения

  • Василий Шибанов
  • Царь Федор Иоаннович

Царь Федор Иоаннович. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Вам и не снилось Щербаковой

    В преддверии нового учебного года в одну из столичных новостроек поселяется Юлька (ученица 9 класса), ее мать Людмила Сергеевна (привлекательная женщина в возрасте сорока лет) и отчим Владимир (он был младше своей супруги).

  • Краткое содержание Толстой Холстомер

    Начинается рассказ великого классика Льва Толстого «Холстомер» такой картинкой. Конюх пригоняет табун к реке, ласкает коня Холстомера, а потом ни с того ни с сего больно бьет его.

  • Краткое содержание Про обезьянку Житков

    Одному мальчику товарищ отдал свою обезьянку. Обезьянка была хорошенькая, у нее была рыжая шерстка и черненькие лапки, мордочка сморщенная, как у старушки. Обезьянку звали Яшкой.

  • Краткое содержание книг Хроники Нарнии Льюиса

    В семи фантастических произведениях, написанных ирландских писателем, повествуется о сказочной стране - Нарнии, где звери разговаривают и происходят волшебные происшествия.

  • Краткое содержание Богомолов Момент истины. В августе сорок четвёртого

    Тема войны, героизма простых людей и солдат присутствует в произведениях многих писателей. Данная книга повествует о суровом, выпавшем на долю русских военных и всего населения, периоде