Акустический аспект изучения и классификации звуков речи. Классификация звуков речи в зависимости от их акустических характеристик. Прикладные аспекты фонетики

Отметим сразу, что единой классификации, которая учитывала бы все возможные артикуляционные признаки звуков, не существует. Мы остановимся на таких классификациях, которые (не уводя в теоретические глубины) и позволяют увидеть языковые закономерности, и помогают в практической речевой деятельности.

Классификация по степени сонорности (звучности) позволяет, во-первых, разделить все звуки на гласные (вокальные, образуются только тоном) и согласные (консонантные). Во-вторых, по степени участияв звукопроизводствеголоса (тона) и шума все звуки русского языка можно разделить на четыре группы: 1) только тон = полные гласные (например: а, о, у, ы ) и редуцированные, ослабленные гласные, которые произносятся в безударных слогах (например: α – в первом слоге в слове вода, ъ – в последнем слоге слова мама, ь – в последнем слоге слова поле, ); 2) много тона + немного шума = сонорные (звучные) согласные (например: м, н, р, л ) и их мягкие варианты; 3) мало тона + много шума = шумные звонкие согласные (например: д, з, г, б, ж и их мягкие варианты,звук дзЛИГА («отец бы» – [атедзбы ]); 4) шум = шумные глухие согласные (например: т, с, к, п, ш, х ) и их мягкие варианты.

В основу артикуляционной классификации согласных звуков положено четыре признака: 1) способ образования (тип преграды воздушной струе – смычка или щель – и то, как именно преодолевается эта преграда), 2) место образования (взаимодействие пассивного и активного органов речи), 3) звонкость / глухость (участие в образовании звука голосовых связок), 4) твердость / мягкость звука (добавочная артикуляция: мягкость – это результат особой артикуляции, когда передняя часть языка приподнимается по направлению к твердому нёбу, мягкие звуки – палатализованные (от лат. palatum – нёбо), а твердость – когда задняя часть языка приподнимается по направлению к мягкому нёбу). Существуют разные формы представления классификации звуков. Чаще всего это таблицы с разным количеством ячеек, что зависит от дробности квалифицирующих признаков. Представим здесь таблицу А. А. Реформатского – М. В.Панова.

ТАБЛИЦА ПРИЛОЖЕНА В РУКОПИСИ СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ ЗНАЧКАМИ – НАДСТРОЧНЫМИ И ПОДСТРОЧНЫМИ)

СПОСОБ АРТИКУЛЯЦИИ

МЕСТО АРТИКУЛЯЦИИ

переднеязычные

среднеязычные

заднеязычные

передненебные

средненебные

средненебные

задненебные

ссмычные

взрывные

аффрикаты

щелчковые

взрывно-боковые

дрожащие

В таблице встречаются и требующие пояснения звуки. Так, она показывает, что в русском литературном языке есть непривычные, «странные» звуки: мягкий звук [ж’]: произношение таких слов, как езжу, жужжит, брезжит и др. может быть как с долгим [ж], так и с долгим [ж’]; фрикативный («украинский») [г] – знак γ. Он всегда произносится вместо [х] перед звонкими шумными согласными: [т’е γ бы ] «тех бы», [и γ бы ] «их бы»; альвеолярные шумные согласные (почти как в английском!): в словах подшить , поджать звуки [т] [патшыт’] и [д] [паджа т’] оказываются не зубными, а передненебными, приобретая это качество перед шумными переднязычными согласными.

Обратим еще внимание на среднеязычный средненебный щелевой звук j (йот). К нему не применима характеристика мягкий/твердый – он не имеет дополнительной артикуляции, но сам образуется в средней части нёба; это звук палатальный (не палатализованный), чаще всего – звонкий: [j ама ], [jo ш ], [стат j а ]. Но в эмоциональной речи он может быть глухим (в таблице глухой йот обозначен ç): например, Стой! звучит с глухим йотом на конце, который, потеряв звонкость, приобрел особое напряжение. Глухим бывает в русском языке и звук [р]: так, на конце слова театр мы чаще всего произносим [р] без участия голоса: глухой [р] обозначен в таблице особым знаком ŗ– неслоговой р .

О некоторых «непривычных» звуках уже шла речь выше. Так, выделяется две группы щелчковых звуков, различающихся местом образования. К переднеязычно-зубному [͡дн] ДАЛЕЕ ВЕЗДЕ РУКОПИСНАЯ ЛИГА, о котором мы уже говорили, добавим [д’н’] дни , [тн] относить , [т’н’] отнять .Щелчковыйгубно-губной [б’м’] мы произносим, например, в слове обмякнуть . О звуке [͡дз] тоже уже упоминалось (отец бы ), добавим к нему звук [д’ж’] – дочь бы – это звонкие слитные смычные звуки (аффрикаты), они выступают на месте глухих аффрикат [ц] и [ч] перед звонкими шумными согласными.

Как видим, артикуляционная классификация согласных звуков расширяет список известных нам звуков русской речи и демонстрирует взаимодействие различных артикуляционных признаков.

Классификация гласных звуков строится обычно на двух признаках: позиции языка в ротовой полости и положении губ при произнесении звука.

При произнесении гласных звуков язык меняет форму и объем ротовой полости, занимая разные положения, которые характеризуют как горизонтальные и вертикальные. По степени приподнятости той или иной части языка (вертикальное положение) определяется такая характеристика гласного звука, как подъем: наиболее простое подразделение – на три подъема: верхний (и, у и др. ), средний (э, о и др.)и нижний (разные а : ä – как в слове пять , «нормальное русское» а – как в слове там , напряженный – как в слове мал ). По той части языка, которая поднята при произнесении звука, определяется такая характеристика гласного, как ряд. Выделяют обычно три ряда: передний (и, э и др.), средний (ы, а и др.)и задний (у,о и др.). Классификация гласных звуков учитывает не только те звуки, которые легко могут быть произнесены изолированно и при этом распознаны как таковые, но и редуцированные (ослабленные) (α, ъ, ь, иᵉ, ыᵊ ), «закрытые» ударные звуки (ȅ, ÿ, ä ). Известно, что, если вырезать из речевого потока безударный гласный звук и предъявить это звучание человеку, он далеко не всегда сможет ответить на вопрос, какой звук был предъявлен. Качество гласного звука зависит от позиции в слове: количества слогов, места ударения, твердости и мягкости окружающих гласный звук согласных, от многих акустических характеристик соседних согласных.

Чрезвычайно важно и положение губ при произнесении гласных звуков, так как в ряде случаев именно оно позволяет различать звуки. Этот признак определяется как огубленность (округление губ, вытягивание их трубочкой) и неогубленность (в других терминах – лабиализованность / нелабиализованность). Произнесите долгий звук и , а затем, не прекращая произнесения и не меняя положения языка, вытяните губы трубочкой: вы услышите звук, похожий на французский или немецкий – ü , но в русском языке вы тоже произносите похожий звук, например, в словах тюль , чуть-чуть … Получается, что звук и отличается от звука у , когда он попадает между двумя мягкими согласными, именно огубленностью (в фонетике этот звук часто так и называют «и огубленный»).

Как и классификацию согласных звуков, классификацию гласных можно представить в виде таблицы. Но простая таблица – три подъема и три ряда – не позволяет показать все разнообразие гласных звуков. Представим 25-тиклеточную таблицу (ее, в частности, использовал в своих лекциях М. В. Панов) и включим в нее примеры: покажем звуки в составе слов. Огубленные звуки выделены в таблице жирным шрифтом.

ТАБЛИЦА ПРИЛОЖЕНА В РУКОПИСИ СО СПЕЦ.ЗНАЧКАМИ

передний

передне-средний

средне-задний

[л’ик], [л’ицó]

[рык], [мылъ]

[лунá], [угъл]

верхне-средний

[п’ȅт’], [т’ȅн’и]

[л’иᵉтáт’], [п’иᵉт’и]

[шыᵊкαлáт]

[л’éс], [д’éлъ]

[т’öт’ь]

[гълαвá] ъ

[дαмá][дóмъ]

средне-нижний

Имеет ли артикуляционная классификация гласных звуков какое бы то ни было практическое значение? Безусловно, имеет. Во-первых, мы видим, что наше представление о звуковом составе слова, во многом сформированное под влиянием письменной формы речи, далеко не всегда совпадает с его реальным составом. Во-вторых, если мы проложим непрерывную линию, соединяющую крайние заполненные ячейки таблицы, то получим некую фигуру, схематично напоминающую форму языка: в его передней верхней части окажутся сконцентрированными так называемые закрытые звуки, произносимые между мягкими согласными, а в нижней части окажутся самые напряженные гласные – здесь языку нужны особые усилия для совершения движения. Эти знания особенно полезны при обучении иностранным языкам, в которых именно вокализм (система гласных) создает особые трудности.

В целом, знание артикуляционных классификаций помогает нам вывести в светлое поле сознания наши автоматические навыки. Как утверждал в своих лекциях М. В. Панов, очень важно научиться изолированно артикулировать те звуки, качество которых зависит от окружения, поскольку то, что человек сумеет произнести отдельно, он без особого труда сумеет услышать, «запомнить слуховое ощущение». А развитие фонетического слуха – одно из условий успешности при целенаправленной работе над своей речью.

Заметим, что при рассмотрении артикуляционных классификаций особого пояснения потребовали те звуки, появление которых в слове, во-первых, факультативно, а во-вторых, такие, которые не воспринимаются говорящими на русском языке как особые звуки: мы не замечаем их особых качеств, отождествляя их с «привычными». Эти особые качества вызваны окружением звука, его позицией в слове, что выявляет фонетические закономерности языка. Знание о таких закономерностях и понимание особенностей нашего представления о звуковом составе родного языка требуется при рассмотрении звука в лингвистическом аспекте – в теории фонемы.

Прежде чем обратиться к лингвистическому аспекту звука речи, остановимся кратко на понятии артикуляционной базы языка – важного для понимания различий в звучании разных языков. Артикуляционная база – это набор позиций и взаиморасположений органов речи, свойственный тому или иному языку. Это, собственно, те навыки говорения, которые приходится преодолевать, перестраивать любому человеку, пожелавшему выучиться чужой (иностранной, или даже диалектной) речи.

Для журналиста, как представителя общественно-значимой профессии, важно выработать толерантное отношение к таким звуковым особенностям чужой речи, которые (на бессознательном уровне) могут вызывать неприятие или казаться комичными. В обиходе часто употребляют такие неприязненные характеристики, например, иностранной речи, как «лающий язык», «квакающая речь»; как «приятный» или «неприятный» воспринимается и так называемый иностранный акцент. Новажно понимать, чтоартикуляционная база родного языка, формируя у нас чрезвычайно устойчивый навык фиксации органов речи при произнесении звуков, фиксации, доведенной до полного автоматизма, влияет и на наше восприятие чужой, непривычной речи. Заметим здесь кстати, что осуждаемыми в русскоязычной среде оказываются и речевые навыки носителей местных (территориальных) говоров. При этом часто содержание речи ускользает от «орфоэпического пуриста»: так сильно неприятие чужой произносительной манеры.

Отметим основные особенности артикуляционной базы русского языка: артикуляция русских согласных звуков происходит в ротовой полости (практически не задействованы гортань и гортанная часть глотки, как это имеет место в кавказских языках); отсутствуют зубно-губные сочетания (типичные для английского языка); ассимиляции (уподобление) имеют регрессивное направление (предыдущий звук уподобляется последующему); в речевом потоке возможно быстрое переключение с одного типа артикуляции на другой (например, твердые согласные могут соседствовать с мягкими); ротовая полость образует большое пространство для образования гласных (самый «передний» звук и , а самый «задний» звук – у ); отсутствуют звуки-дифтонги, двойные гласные, нечто среднее междуа и е (типичные для прибалтийских языков); в то же время в позиции после мягких согласных все гласные (кроме и ) имеют дифтонгоидный характер, то есть звучат как у о , и е , и а (что в иностранном акценте проявляется до сочетания полных звуков, например: имя Лёня звучит как [Л’уóн’а ], имя Лена звучит как [Л’иéна ]; русские согласные различаются по участию голоса и не различаются по силе выдоха и мышечной напряженности (как, например, в корейском язык: со слабым [t] означает луна , а с сильным [t] – дочь ); слоговые границы не имеют четкой выраженности; отсутствует чередование сильных и слабых слогов; специфична русская словесная ритмика – ударение: четко выражен ударный слог и редуцированы (ослаблены) остальные слоги в слове.

В русском языке выделяют более сорока самостоятельных звукотипов – образов звуков, которые для носителя языка, с одной стороны, объединяют акустически и артикуляционно похожие звуки, а с другой – различают разные слова, являются смыслоразличителями (в разных языках это количество разное – от 20 до 80 звукотипов; как видим, русский язык занимает по этому показателю достойное серединное положение).

Классификация звуков речи (фонем)

§ 42. Звуки речи можно характеризовать и классифицировать по разным признакам – физическим, или акустическим, и физиологическим, или артикуляционным. При классификации звуков речи, при характеристике отдельных звуков или определенных групп звуков следует строго различать их акустические и артикуляционные признаки, которые в современном языкознании не всегда достаточно последовательно разграничиваются. На это в свое время обращал внимание еще Л. В. Щерба, который в 1912 г. в статье "Русские гласные в качественном и количественном отношении" писал: "Впрочем, самый главный недостаток в наших системах гласных (т.е. в их описаниях. – В. Н.) – это незнание связи между акустическими и физиологическими качествами" . Это не в меньшей степени относится и к описаниям согласных звуков. Сравним, например: "Согласные различаются: 1) по участию шума и голоса; 2) по месту образования шума; 3) по способу образования шума; 4) по отсутствию или наличию палатализации" .

Предлагаемая здесь классификация звуков речи (фонем) основана на их артикуляционных, физиологических признаках.

Гласные и согласные как основные типы звуков речи

§ 43. Артикуляционная характеристика звуков речи, их классификация по артикуляционным признакам начинается с выделения двух основных классов, или типов, звуков – гласных и согласных, которые различаются во всех языках мира. "Первое и главное членение в этой классификации – членение на гласные и согласные" . Артикуляционные различия между гласными и согласными звуками состоят в следующем:

  • 1. При образовании (произношении) гласных звуков путь для прохождения струи выдыхаемого воздуха в речевом канале свободен, открыт, воздушная струя проходит свободно, беспрепятственно; при образовании согласных в речевом канале образуются различные преграды для воздушной струи (ср., например, произношение звуков а и б).
  • 2. Названным различительным признаком определяется различие силы выдыхаемой струи воздуха: при образовании гласных струя воздуха относительно слабая, при образовании согласных – более сильная, способная преодолеть образующуюся в речевом канале преграду. В этом можно убедиться, произнося отдельные гласные и согласные перед пламенем горящей свечи: при произнесении гласных оно колеблется значительно слабее, чем при произнесении согласных.
  • 3. Когда мы произносим гласные, напряженность речевого аппарата и сила струи выдыхаемого воздуха равномерны на протяжении всего их звучания; при произношении согласных напряженность речевого аппарата и сила воздушной струи больше в местах образования преграды и в момент ее преодоления. Это связано с необходимостью преодоления при образовании согласных препятствия, которое при образовании гласных отсутствует. (Под препятствием здесь понимается преграда, затрудняющая прохождение воздушной струи.)

Артикуляция большинства согласных звуков, а именно согласных шумных (т.е. всех согласных, кроме сонорных), отличается от артикуляции гласных также по положению голосовых связок. При образовании согласных голосовые связки менее напряжены, чем при образовании гласных, чем и объясняется преобладание шума над голосом, на что уже обращалось внимание при акустической характеристике звуков речи.

По названным выше артикуляционным признакам разные согласные звуки (разные группы согласных) отличаются от гласных в неодинаковой степени. Наиболее резко противопоставлены гласным взрывные согласные, особенно глухие (п, т, к). Менее ярко проявляются артикуляционные различия между гласными и так называемыми фрикативными, или щелевыми, шумными согласными (такими, как в, ф, х, з, с, ш). Наименее заметны указанные различия между гласными и сонорными согласными, которые по своей артикуляции приближаются к гласным; по положению голосовых связок (следовательно, и по соотношению голоса и шума) они ближе к гласным, чем к согласным; именно поэтому они могут выступать в качестве слоговых (слогообразующих) звуков, функцию которых обычно выполняют гласные (подробнее об этом говорится в § 53). На этом основании сонорные согласные иногда выделяются в особую группу звуков речи, занимающую промежуточное положение между согласными и гласными.

Классификация гласных звуков

§ 44. В артикуляционном отношении гласные звуки различаются в зависимости от работы активных органов речи, а именно: языка, губ, нёбной занавески, или (в иной терминологии) мягкого нёба.

Язык при образовании гласных может занимать разное место по отношению к передней или задней части полости рта и по отношению к нёбу. В зависимости от этого осуществляются две классификации гласных звуков: а) по месту подъема языка, или по месту образования, и б) по степени подъема языка, или по способу образования.

В зависимости от положения языка по отношению к передней или задней части полости рта, т.е. от того, какая часть спинки языка и в каком месте полости рта поднимается к нёбу, различаются гласные переднего ряда, или передние, заднего ряда, или задние, и среднего, смешанного ряда, или средние. При образовании гласных переднего ряда средняя часть спинки языка в той или иной степени поднимается к твердому нёбу, оставляя в передней части полости рта небольшой резонатор. В качестве примеров гласных переднего ряда можно привести русские и, э. При образовании гласных заднего ряда задняя часть спинки языка в большей или меньшей степени поднимается к мягкому нёбу, образуя в полости рта большой резонатор; к ним относятся, например, русские гласные о, у. При образовании гласных среднего ряда вся спинка языка высоко поднята к нёбу, в результате чего образуется резонатор в форме длинной трубы. Примером такого гласного звука может служить русский гласный ы.

В зависимости от положения языка но отношению к нёбу, по степени его подъема, различаются гласные верхнего, высокого подъема, или верхние; нижнего, низкого подъема, или нижние; среднего подъема, или средние. При образовании гласных верхнего подъема язык находится в верхней части полости рта, максимально ограничивая пространство для прохода воздушной струи, поэтому такие гласные называются еще узкими, или закрытыми. К ним относятся, например, русские гласные и, ы, у. При образовании гласных нижнего подъема язык располагается в нижней части полости рта, в результате чего между языком и нёбом создается наиболее широкое пространство для прохода воздушной струи. В связи с этим их называют также широкими, или открытыми. В качестве примера таких гласных можно привести русский звук а. При образовании гласных среднего подъема язык слегка приподнят к нёбу, т.е. занимает положение более низкое, чем при произношении гласных верхнего подъема, и более высокое, чем при произношении гласных нижнего подъема. Такими гласными являются, например, русские э, о.

В зависимости от положения губ, от степени их участия в образовании гласных звуков, различаются гласные губные, огубленные, или лабиализованные (от лат. labium – "губа"), и негубные, нелабиализованные. При образовании губных гласных губы выпячиваются вперед и округляются, создавая относительно узкое отверстие для прохождения струи выдыхаемого воздуха. Губными являются, например, гласные о, у русского и многих других языков, немецкие гласные, обозначаемые на письме буквами б, й, употребляющиеся в словах horen (слышать), mogen (мочь), f!!!iiren (вести), f!!!iinf (пять), Fr!!!iihing (весна) и других подобных. При образовании негубных гласных губы находятся в обычном разомкнутом положении и образуют более широкое отверстие. Можно привести, например, произношение любого русского гласного, кроме названных выше губных (за исключением случаев, когда рядом с гласным произносится носовой согласный, под воздействием артикуляции которого гласный приобретает носовой оттенок).

В зависимости от положения нёбной занавески различаются гласные носовые, или назализованные (от лат. nasalis – "носовой"), и ртовые (ротовые), неносовые, неназализованные, или чистые. Ртовые гласные произносятся тогда, когда нёбная занавеска находится в обычном, приподнятом положении и закрывает проход в полость носа, а поэтому вся струя выдыхаемого воздуха проходит через полость рта. К ротовым относятся, например, все гласные русского языка, а также большинство гласных других языков. Когда нёбная занавеска опускается, открывается проход в полость носа, в которую при произнесении звуков направляется часть воздушной струи. В результате этого гласные приобретают определенный носовой призвук, получаются носовые гласные.

В современном русском языке, как отмечено, все гласные ртовые, т.е. носовых гласных как таковых нет; возможны лишь носовые оттенки различных гласных, возникающие под воздействием артикуляции соседних носовых согласных м, н (о чем речь пойдет ниже, в § 69). Носовые о, э употреблялись в общеславянском, древнерусском языках; в древнерусских текстах они обозначались буквами, называемыми юсами – юсом большим (носовое о) и юсом малым (носовое э) (ср., например: зѫбъ (зуб), пѧть (пять)). Из современных славянских языков носовые о, э хорошо сохранил польский язык, где эти гласные обозначаются на письме, соответственно, буквами q и q (ср. некоторые примеры слов современного польского языка с данными гласными: dqb (дуб), zqb (зуб), rqka (рука), jqzyk (язык)). Употребляются носовые гласные и в других современных языках. Широко распространены они, например, во французском языке. Носовые i и и употребляются в португальском языке. В некоторых диалектах литовского языка сохранились носовые а, е, i, и, которым в литературном литовском языке соответствуют ртовые долгие гласные, обозначаемые на письме особыми знаками (ą, ę, į, ų), например: kqsti (кусать), kqsti (терпеть), gtjsti (мостить), skqstis (жаловаться).

§ 45. Звуки речи, в том числе и гласные, различаются не только но характеру преграды, создаваемой в речевом канале различными органами речи и определяющей объем и форму резонатора, но и в зависимости от продолжительности артикуляции соответствующего звука. Иными словами, звуки речи различаются не только качественно, но и в количественном отношении, т.е. возможны звуки краткие и долгие.

Уже говорилось о том, что долгота (длительность) звуков речи определяется разными факторами, в частности фонетическими условиями их употребления – местом словесного ударения, характером соседних согласных и др. В то же время во многих языках краткость и долгота звуков речи, прежде всего гласных, является их постоянным, неизменным признаком, различается независимо от фонетических и иных условий употребления: краткий и долгий гласные определенного качества могут употребляться в одних и тех же фонетических условиях (ср., например, в литовском языке: pilis (за́мок) и arklys (прыжок); в чешском – pas (паспорт) и pas (пояс); в литовском – bukas (тупой) и biikas (бук), didis (большой, великий) и dydis (величина, размер), linas (лен) и lynas (линь), kasti (копать, рыть) и kqsti (кусать), siusti (беситься) и siysti (посылать, отправлять), mano (мой) и mano , соцдоговор , алчба [ʌldzba], начдив , учгиз ).

Во многих языках звонкие аффрикаты, так же как и глухие, употребляются в качестве самостоятельных фонем (ср., например, в польском языке: dzban (жбан, кувшин), dzwon (звон), wiedza (знание), dzien" (день), dziura (дыра), dzokej (жокей), dzungla (джунгли); в литовском: dziazas (джаз), dziungles (джунгли) и др.

Кроме названных переднеязычных аффрикат в некоторых языках произносятся аффрикаты губные; ср., например, в немецком языке: Apfel (яблоко), Pferd (лошадь), Pfiff (свист, свисток).

Смычно-проходными называются согласные, при образовании которых струя выдыхаемого воздуха проходит через надгортанные полости минуя смычку. В зависимости от того, каким путем проходит воздушная струя, среди смычно-проходных согласных различаются носовые и боковые. Носовыми , или назальными (от лат. nasalis – "носовой"), называются смычно-проходные согласные, при образовании которых воздушная струя проходит через полость носа. Это согласные типа русских м, н. Боковыми , или латеральными (от лат. lateralis – "боковой"), называются согласные, при произнесении которых воздушная струя проходит через полость рта, по ее краям, по бокам языка (в некоторых языках – с одной его стороны). Примером таких звуков может служить русский согласный л.

Во многих языках среди смычно-проходных согласных различаются свистящие и шипящие согласные, которые называются по акустическим свойствам (ср. в русском языке з и ж, с и ш и др.). Артикуляционно они различаются по характеру создаваемой органами речи щели. При образовании свистящих согласных создается "узкая щель со сложной конфигурацией" , в результате чего возникает "резкий высокочастотный шум" . При образовании шипящих согласных создается щель более широкая, чем при произношении свистящих. Промежуточное положение между шипящими и свистящими занимают употребляющиеся в некоторых языках шепелявые согласные. Такие звуки нередко произносятся при определенных дефектах речи.

Щелевые (щелинные) согласные, иначе фрикативные (от лат. fricare – "тереть"), или спиранты (от лат. spirans , родительный падеж spirantis – "дующий, выдыхающий"), представляют собой звуки, при образовании которых преграда создается путем сближения речевых органов (без полного их смыкания, что происходит при произнесении смычных), между которыми остается узкое пространство (щель) для прохождения воздушной струи; такие звуки возникают в результате трения выдыхаемого воздуха о стенки образующейся щели. Щелевыми являются такие согласные, как, например, русские в, ф, з, ж, с, ш, х и др.

Дрожащие согласные, или вибранты (от лат. vibrans , родительный падеж vibrantis – "дрожащий, колеблющийся"), – это звуки, которые образуются в результате повторения смычки и щели, что происходит при вибрировании (дрожании) кончика языка или другого активного органа речи. К дрожащим относятся русский переднеязычный сонорный согласный р и некоторые другие звуки близкой артикуляции, употребляющиеся в разных языках, например губно-губной шумный, произносимый в русском и в других языках в междометном слове тпру (возглас, которым останавливают лошадь), переднеязычный шумный, обозначаемый в графике чешского языка буквой!!!г, например в словах!!!feka (река), !!!femen (ремень), !!!rasa (ресница), !!!псЬку́ (редкий), !!!pfenesti (перенести).

§ 47. Кроме рассмотренных артикуляционных признаков согласных (места и способа образования), при их классификации учитываются и другие признаки, например положение (поведение) голосовых связок, наличие или отсутствие дополнительной артикуляции.

В зависимости от положения голосовых связок различаются согласные звонкие и глухие. При произношении звонких согласных голосовые связки сближены, напряжены и находятся в состоянии колебания, вибрируют, в результате чего образуется голос, сопровождающий шум. К звонким относятся, например, русские согласные б, в, г, д, з и др. Когда же голосовые связки расслаблены и находятся в неподвижном состоянии, т.е. не участвуют в артикуляции, образуются глухие согласные, представляющие собой чистые шумы, например русские п, ф, к и др. Для произнесения звонких согласных требуется более сильная струя воздуха, поэтому они называются также сильными; глухие согласные произносятся при более слабой воздушной струе, поэтому их называют еще слабыми.

Большинство согласных в разных языках образуют пары по звонкости – глухости (ср., например, в русском языке: б – п, д – т, г к, з с, ж – ш). Члены таких пар различаются только положением голосовых связок и силой воздушной струи; в остальном артикуляции разных парных согласных одинаковы.

По этому же признаку (т.е. по положению голосовых связок) различаются также согласные шумные и сонорные (от лат. sonorus – "звучный"), или сонанты (от лат. sonare – "звучать", sonans, родительный падеж sonantis – "звучащий"), В лингвистической литературе две названные группы согласных чаще всего характеризуются по акустическим признакам: шумные согласные определяются как звуки, при произношении которых преобладает шум, сонорные – как звуки, у которых преобладает голос. По этому (акустическому) признаку сонорные согласные ближе к гласным, чем к согласным.

В русском языке к сонорным относятся согласные л, м, н, р и соответствующие парные мягкие (иногда к ним относят также звуки в и j ), к шумным – все остальные. Среди шумных согласных есть и глухие, и звонкие; сонорные же согласные обычно являются звонкими, хотя в некоторых случаях могут произноситься как глухие, например, в конце некоторых слов (словоформ) в положении после глухих согласных: вепрь, вихрь, вопль, литр, метр, песнь, косм (родительный падеж множественного числа от косма); в повышенно-эмоциональной речи может произноситься и глухой j, например, в словоформах отдай, открой .

В некоторых языках отдельные глухие сонорные согласные употребляются как самостоятельные фонемы, например глухое l в хантыйском языке, глухие носовые в эскимосском .

По наличию или отсутствию дополнительной артикуляции, а именно дополнительного подъема языка к нёбу, различаются согласные твердые и мягкие . Артикуляция мягких согласных отличается от артикуляции твердых тем, что при произношении первых "передняя часть языка приподнимается по направлению к твердому нёбу" или, по другому определению, мягкие согласные образуются "при сближении средней части спинки языка с твердым нёбом и продвижении всей массы языка вперед" .

Большинство согласных в разных языках образуют пары по твердости – мягкости (ср. произношение начальных согласных в следующих парах русских слов (словоформ): быть бить, выть – вить, мал – мял, нос нёс, пыл пил и т.п.). Некоторые согласные таких пар не образуют. Это, например, русские твердые ж, их, мягкий ч (который в определенных фонетических условиях может произноситься твердо, как, например, в положении перед твердым ш в словоформе лучше), твердые д и т в белорусском языке, эти же согласные в польском и др. Различие в положении языка при образовании твердых и мягких согласных нетрудно обнаружить произнося парные по твердости – мягкости звуки один вслед за другим.

Роман Якобсон, Гуннар Фант и Моррис Халле создали (1952) универсальную, характеризующую разные языки мира акустическую классификацию звуков, построенную на учете различных акустических параметров и включающую 12 бинарных признаков. По отношению к русскому языку выделяются следующие признаки.

1. Вокальность - невокальность (гласный – негласный: источник звука ). Акустическое содержание этого признака - наличие или отсутствие четко выраженной формантной структуры. К вокальным относятся все гласные звуки и [р], [р"], [л], [л"], их спектр характеризуется четкой формантной структурой , состоящей из ряда лежащих друг над другом темных полос на спектрограмме, местоположение которых обусловлено артикуляторной характеристикой данного гласного. Все остальные звуки - невокальные, в их спектре большое место занимает шум.

2. Консонантность - неконсонантность (согласный – несогласный: источник звука ). Акустическое содержание этого признака - низкий или высокий общий уровень энергии . Консонантные - все согласные, они характеризуются низким уровнем энергии - небольшой интенсивностью. Неконсонантные - все гласные, их интенсивность значительно выше. Интенсивность отражается на осциллограммах в амплитуде колебания, на динамических спектрограммах - в степени затемненности (или яркости) участка, на огибающих интенсивности - в отклонениях от 0 дБ.

3. Прерванность - непрерывность . К прерванным относятся согласные, при образовании которых на какое-то время возникает смычка органов речи в ротовой полости и вследствие этого либо полное отсутствие звуковых колебаний (например: [п], [т], [к], [ц], [ч"]); на осциллограмме этих звуков начальный участок - ровная линия, на сонограммах - белая полоса), либо колебания с незначительной амплитудой (например [б], [д], [г], участки [р], на сонограммах - темная (или яркая) полоса лишь в нижней части спектра, отражающая голосовой источник). Все остальные звуки - непрерывные.

4. Звонкость - глухость . Акустическое содержание этого признака - наличие или отсутствие гармонических колебаний в низких частотах. Спектр звонких звуков отражает частоту основного тона - гармонические колебания в нижних частотах. На спектрограммах в нижней части частотного диапазона темная (или яркая) полоса - так называемый «голосовой барьер». На спектрограммах глухих звуков в нижней части спектра - отсутствие этой полосы.

5. Компактность - диффузность : степень концентрации энергии в узкой центральной области спектра. У компактных звуков основная энергия (доминирующая формантная область) сконцентрирована в сравнительно узкой части спектра, форманты F1 - F3 сближены. У диффузных звуков энергия распределена по всему спектру или по его краям, расстояние между F1 - F3 велико. Среди гласных максимально компактный - [а], частота его F1 наивысшая, поэтому она расположена ближе к F3; максимально диффузный - [и], частота его F1 самая низкая и наиболее удалена от F3. Для измерения степени компактности/диффузности гласных служит соотношение F3:F1 (/i/ = 13,6; /u/ = 7,4; /а/ = 3,4).


В артикуляционном отношении компактность соответствует передней, диффузность – задней артикуляции. Компактные согласные - нёбные, образованные в средней и задней части ротовой полости (/k/, /g/, /ŋ/); диффузные - губные и зубные, образованные в передней части ротовой полости (/d/, /t/, /n/, /p/,/b/, /f/, /m/).

6. Низкая тональность (гравис) - высокая тональность (акут) . У низких звуков основная энергия сосредоточена в нижней части спектра, в низких частотах; у высоких звуков - в верхней части спектра, в высоких частотах. Низкие (грависные) звуки образуются в большей по объему и менее расчлененной ротовой полости, а высокие (акутные) - в меньшей по объему и более расчлененной. К грависным (низким) звукам относятся лабиальные и велярные согласные, а также гласные заднего ряда, артикулируемые вследствие оттягивания языка назад ([у], [о]). К акутным (высоким) звукам относят дентальные, палатальные и палатализованные согласные, а также гласные переднего ряда [и], [э].

7. Бемольность (огубленность) - небемольность (неогубленность) (от бемоль - нотный знак, обозначающий понижение звука на полутон). У бемольных звуков частоты всех формант понижены по сравнению с небемольными, некоторые верхние форманты ослаблены (менее интенсивны). Бемольность связана с сокращением переднего отверстия ротового резонатора в результате сближения краев губ и вытягивания их в трубочку.

8. Диезность - недиезность (от диез - нотный знак, обозначающий повышение звука на полутон). У диезных звуков верхние форманты сдвинуты вверх и/или усилены по сравнению с недиезными; нижняя граница участка шума сдвинута вверх на шкале частот. Противопоставление диезных - недиезных актуально для согласных: диезные - мягкие, недиезные - твердые.

9. Носовость - ртовость . Это противопоставление актуально для некоторых согласных: [м]-[б], [м"]-[б"], [н]-[д], [н"]-[д"]. Спектр носовых согласных характеризуется добавлением формант в области 200 и 2 500 Гц. Признаки носовой/неносовой могут быть представлены как у гласных, так и у согласных. Спектр носовых звуков в отличие от неносовых характеризуется наличием большого числа формантных областей. У носовых гласных появляются дополнительные форманты между F1 и F2. У гласных с высокой F1, например у /а/, дополнительная носовая форманта появляется ниже F1. Дополнительные полюсы в спектре согласных, связанные с назализацией, не оказывают влияния на их резонансные признаки.

10. Напряженность – ненапряженность . Эта оппозиция выражается акустически высокой общей энергией спектра и ее широкой разверткой во времени сравнительно с более низкой общей энергией звука и ее узкой разверткой во времени. Артикуляторно напряженные фонемы произносятся с большей отчетливостью, большим звуковым давлением и более длительно, чем ненапряженные.

11. Резкость – нерезкость . Эта оппозиция обусловлена в акустическом плане большей (у резких звуков) или меньшей (у нерезких звуков) интенсивностью шума.

12. Глоттализованность – неглоттализованность характеризуется большей (меньшей) скоростью расходования энергии в заданный промежуток времени, что артикуляционно выражается в наличии (отсутствии) смыкания голосовой щели.

Эти 12 признаков в полном составе не встречаются ни в одном из известных языков.

Акустическая классификация звуков позволяет увидеть многие особенности звуков, но она разработана менее детально и используется не так широко, как артикуляционная классификация.

Звук языка одновременно явление физическое (акустическое), биологическое (артикуляционное) и социальное (собственно системно-языковое, фонологическое).

С точки зрения акустики звук представляет собой результат колебаний материального тела в упругой среде.

Высота зависит от частоты колебаний голосовых связок и измеряется в герцах (Гц). Человеческое ухо воспринимает звуки в диапазоне 16 Гц – 20 000 Гц. Ниже и выше сенсорного порога располагаются соответственно инфра- и ультразвуки. Мужской голос ниже женского, потому что голосовые связки мужчин длиннее и толще и заставить их колебаться с «женской» частотой труднее (Ср. голоса ребенка и взрослого, Витаса и Ф. Шаляпина).

Сила (громкость) определяется амплитудой колебаний и измеряется в децибелах (дБ). Если принять нижний порог чувствительности человеческого уха за 0 дБ, то звук шороха – 10 дБ, человеческая речь – 60, автомобильный гудок – 90, реактивный двигатель –120, болевой порог – 140. При пении голосом сопрано на расстоянии 1 м создается давление 100 дБ. Если заткнуть пальцами оба уха, громкость звука понижается на 20 дБ. При длительном воздействии звуков в 90 дБ возникает звуковая травма, результатом которой может быть тугоухость или полная потеря слуха. Сила используется в языках для смыслоразличения: крyжки – кружкu; болг. пaра ‘пар’ – парa ‘монета’; кор. tal ‘луна’ – ŧal ‘дочь’ различаются слабым и сильным [t].

Длительность определяется временем звучания. В некоторых языках длительность используется как смыслоразличительное средство: лат. liber ‘книга’ и līber ‘свободный’, нем. das Beet ‘грядка’ и das Bett ‘кровать’, монг. тэх ‘козел’ и тээх ‘класть’. В подобных языках, различающих долгие и краткие гласные, звучание долгих, в общем случае, в два раза продолжительнее кратких. По длительности различаются и согласные. Например, самым долгим в чешском языке является звук [s] (0,23 сек.), а наиболее кратким [r] (0,01-0,07 сек.). Длительность согласных, причем даже смычных, используется для смыслоразличения: якут. ‘а’ (союз) и ‘ягода’; русск. аллея – алея.

Тембр – индивидуальная окраска звука и соответственно голоса. Звуки разных людей, одинаковые по высоте, силе и длительности всегда будут отличаться по тембру, потому что голосовые возможности каждого человека уникальны. По тембру различаются тождественные по другим акустическим характеристиками звуки, исполненные на разных музыкальных инструментах или звуки одного инструмента при извлечении их разными способами.

Тембр определяется многими факторами – условиями колебаний, формой резонатора, обертонами, их соотношением по высоте и громкости, шумовыми призвуками и др.

Тон – результат гармонического (периодического, равномерного) колебания. Негармонические колебания называются шумом. Источник тонов являются находящиеся в гортани голосовые связки. Чтобы понять механизм их действия, достаточно представить колебание струны (К слову, в болгарском языке голосовые связки так и называются – гласни струни). Источником шума становится преграда, образуемая подвижным органом и создающая турбулентные или импульсные колебания. При образовании гласных и согласных возможны 4 случая отношения тона и шума:

1) чистый тон – гласные,

2) тон преобладает над шумом – сонорные,

3) шум преобладает над тоном – звонкие,

4) чистый шум – глухие.

Следует различать гармонические колебания лингвистического тона с тоном языков музыкального ударения (серб.-хорв., швед., др.-рус.), в которых тон является синонимом интонации – варьирования высоты и мелодики голоса. Тон здесь обладает смыслоразличительной функцией, как в русском языке ударение. В китайском литературном языке четыре тона. Например, звуковой комплекс ma в зависимости от тона означает: с ровном тоном ‘мать’, с восходящим ‘конопля’, с нисходяще-восходящим ‘ругаться’, с нисходящим ‘лошадь’.

Высотой, силой, длительностью и тембром обладает любой звук, например, музыкальный. Специфической акустической характеристикой звуков речи является их противопоставление по признакам «сонорность / шумность». Внутри шумных выделяются звонкие и глухие. Только данная характеристика отражается в классификации звуков русского языка в практике школьного и вузовского преподавания. Сонорные звуки не звонкие. По акустике они ближе к гласным, чем к согласным. Особенно звуки [л] и [j], которые могут быть определены как согласные и как гласные. От гласных они отличаются лишь по контрасту в фонетической последовательности.

В других языках есть полузвонкие согласные – в начале своего образования они звонкие, а потом глухие, или наоборот. Например, в азербайджанском языке есть взрывные согласные звуки, в которых после звонкой смычки следует глухой взрыв. Носителя языка с противопоставлением звонких (полнозвонких) и глухих воспринимают такие звуки как глухие. Русские не слышат начальную звонкую фазу артикуляции полузвонких, но для азербайджанца их звонкость ясно ощутима.

Акустическая классификация:

1) Даёт характеристику не процессу, а результату;

2) Процесс изменения может измениться;

3) Может дать классификацию гласного и согласного в одной дихтомии;

4) Двучленна.

Акустическая классификация звуков русского языка построена на 9 парных акустических признаках:

1. Вокальность (гласность) – характерен для всех звуков, которые образуются с участием голоса – гласные, сонорные согласные. Невокальность – шумные согласные;

2. Консонантность – при образовании звука образуется затор в ротовой полости, который гасит силу звука – согласные. Неконсонантность – гласные;

3. Высокие – звуки с большой частотой колебаний – гласные переднего ряда, переднеязычные, среднеязычный «й». Низкие – звуки с малой частотой колебания – гласные непереднего ряда, губные и заднеязычные согласные;

4. Компактные – звуки, у которых дна из формант лежит близко к центру речевого спектра (100 гц), а другие не отстают от неё – гласные нижнего подъёма, переднеязычные нёбные, среднеязычные, заднеязычные согласные. Диффузные – или компактность далеко от центра, или показатели далеко друг от друга – гласные верхнего подъёма, губные и зубные согласные;

5. Бимольность (огубленность) – характеристика звуков, в которых присутствуют губные согласные (тут) и огубленность гласных. Небимольность – все остальные;

6. Диезность (палатализированность) – характеристика мягких согласных и закрытых гласных. Недиезность – все остальные;

7. Прерванность – свойственна звукам, при образовании которых ротовая полость хоть на миг полностью закрывается – смычные согласные. Непрерванные – все несмычные согласные и гласные. Характеристика носовых согласных представляет сложность: на спектограммах они не всегда чётко отличаются;

8. Резкость – воздушная струя натыкается на несколько препятствий, образуя завихрения, усиливающиеся при преодолении последующего препятствия. В итоге образуются специфичные обертоны – дополнительные гармоничные звуки, характеризующиеся как резкий: «р», «ч», «ц». Нерезкость – все остальные;

9. Звонкость – вокальные звуки и те, у которых есть хотя бы пониженная степень вокальности – гласные и звонкие согласные. Глухие – шумные глухие согласные.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Акустическая классификация звуков.:

  1. Классификация аномальных (побочных) респираторных звуков на основе классификации Американского общества изучения грудной клетки.
  2. 1) Позиционной меной согласных называется закономерные изменения звуков, обусловленных их позицией, то есть положением относительно других звуков и местом в слове.