Вторичная выгода в психологии. Как решить проблему или вторичная выгода

Набиуллина P.
Казанская государственная медицинская академия. Кафедра психиатрии, наркологии, психотерапии

Лечение психосоматических заболеваний является актуальной проблемой, сопряженной с множеством трудностей. Одним из важных моментов, определяющих эффективность лечения, является понимание психотерапевтом психологии болезни, в частности, проблемы «вторичных выгод».

Здесь мне бы хотелось вспомнить одну забавную шутку, придуманную американским антропологом Маргарет Мид.

«В чем разница между русским и американцем?» спрашивает она. И отвечает: «Американец, чтобы уклониться от докучливых обязанностей, сделает вид, будто у него заболела голова. Русский же добьется того, что она у него и вправду заболит».

П. Вацлавик в своей книге «Как стать несчастным без посторонней помощи» по этому поводу иронизирует: «Русское решение проблемы куда лучше и элегантнее американского. Конечно, в конце концов, оба добьются своей цели, но американец будет при этом целиком отдавать себе отчет, что лжет. Русский же останется в полном ладу со своей совестью. Каким-то неведомым даже ему образом он умудрился найти веский уважительный предлог для отказа, за который не будет нести ровно никакой моральной ответственности».

Вот она, одна из ипостасей болезни - «вторичная выгода». Когда подсознание человека услужливо предоставляет болезненный симптом или болезнь для решения какой-то проблемы. Возможно, для кого-то восприятие того факта, что любая болезнь - это способ получения человеком каких-то необходимых ему выгод - весьма, конечно, причудливым и, в полном смысле этого слова, болезненным образом, потребует некоторого переворота в сознании.

Существует вторая ипостась: болезнь - как сигнал о неверности и неправильности стиля и способов жизни и деятельности личности, а также о возникших проблемах и неблагополучиях: своеобразное предупреждение со стороны сознания и тела.

Одна из сложных и важных задач, стоящих перед психотерапевтом - обойти недоумение и сопротивление, возникающие как реакция пациента на эти истины. К сожалению, без понимания и принятия факта существования оборотной стороны болезни выздоровление становится весьма проблематичным.

Для психиатра вопрос вторичных выгод ассоциируется с истерическим неврозом, заболеванием, в патогенезе которого основной механизм - «бегство в болезнь», «условная приятность или желательность» болезненного симптома. Характерно также наличие конверсии - трансформация тягостного аффекта в патологические симптомы. Аффект этот порожден проблемами и конфликтами, которые человек не может разрешить. Вот тут и возникает болезнь, дающая определенные житейские выгоды - либо уход из тяжелой ситуации, либо уход от ставшей несносной действительности. Таким образом, болезнь помогает решить жизненные проблемы, которые личность не может решить другим способом.

В качестве перехода от понимания вторичных выгод при истерическом неврозе, к вторичным выгодам при психосоматических заболеваниях процитирую Георга Гродека (1917): «Я считаю глубоким заблуждением предполагать, что лишь истерик обладает даром делать себя больным, с какой-либо целью; каждый человек обладает этой способностью, и каждый использует ее в объеме, который мы не вполне себе представляем».

Впервые о болезни как вторичной выгоде отечественным читателям об этом сообщила в своих книгах Л.Хэй. Суть в том, что любая болезнь для чего-то нужна человеку - иначе бы она не возникла; что симптом любой болезни есть чисто внешнее проявление каких-то внутренних причин. И для того, чтобы исцелиться, надо уйти вглубь, осознать истинную - психологическую! - причину болезни и учесть в действиях.

Во многих психотерапевтических направлениях (позитивная психотерапия, нейро-лингвистическое программирование, трансперсональная психотерапия и др.) принят именно такой подход к проблеме болезней: человек сам их создает, чтобы таким странным образом добиться удовлетворения каких-то своих потребностей - «вторичных выгод» на жаргоне психотерапевтов. Поскольку иным, менее «болезненным» способом он их удовлетворить просто не может (обычно из-за своеобразной цензуры: либо норм общества, либо своего сознания). И тогда его собственное бессознательное, отлично понимающее, что на самом деле данный индивид действительно хочет, включает механизм болезни, которая и удовлетворит эту самую его потребность. При этом совесть человека, как говорится, чиста - он ведь сознательно не пошел против норм общества и не поступился собственными принципами. Хотя на самом деле именно это и сделало его бессознательное, которое просто не собирается об этом сообщать сознанию, чтобы не усугублять и без того неблагоприятную ситуацию еще и угрызениями совести.

Существует своеобразный парадокс: хотя почти любая болезнь человека ориентирована на получение вторичных выгод, невыгодность самой этой болезни может намного превосходить «вторичновыгодностъ» от ее существования. Здесь достаточно упомянуть о том, что, согласно К. и С.Саймонтон, рак очень часто усугубляется и даже запускается именно «вторичными выгодами», потребностями и нуждами, которые иначе человек удовлетворить не может: чтобы его пожалели, чтобы его полюбили, чтобы его вернули и приняли, чтобы от него отстали и т. д. Одна из задач в психотерапевтической работе с больными психосоматическими заболеваниями - помощь в определении и удовлетворении всех этих потребностей экологичным способом.


Итак, в любой болезни есть смысл и удовлетворяемые потребности. И пока эти потребности, и смысл сохраняются - сохраняется и болезнь. Или, взамен, появляется новая болезнь - также отвечающая этим потребностям и смыслам.

К. и С.Саймонтоны в книге «Возвращение к здоровью. Новый взгляд на тяжелые болезни» приводят пять основных областей потребностей и смыслов болезни. Итак, болезнь:

1. «Дает разрешение» уйти от неприятной ситуации или от решения сложной проблемы.
Когда вы устали и вам требуется отдых, подсознание тут же сигнализирует тяжестью в голове или болью.
Многие женщины и мужчины, когда хотят уйти от сексуальной близости, ссылаются на головную боль.
Или представьте ситуацию, когда человек напряженно работает, устал, а до отпуска еще далеко. Или когда человеку неприятна его работа или возникшая ситуация на работе и не хочется на нее идти, ОРЗ - самый эффективный способ полежать дома 3-5 дней, поболеть, а заодно и отдохнуть, Это касается и детей, для которых единственная возможность отдохнуть от школы или от детского сада - просто заболеть.
Вспоминается ситуация, когда первый приступ бронхиальной астмы у ребенка возник в момент, когда родители очень громко и интенсивно ссорились. Родители отвлеклись друг от друга, только увидев состояние малыша, и тут же объединились в помощи. А бессознательное маленького человека закрепило связь между болезнью и миром в семье.

2. Предоставляет возможность получить заботу, любовь, внимание окружающих.
Болезнь - самый простой способ удовлетворить потребность в заботе, внимании и любви окружающих. Мы все обучены этому еще с детства. Когда болеет ребенок, как много внимания, заботы и ласки он получает. Родители не так строги, покупают что-то вкусненькое, сидят возле кроватки и читают сказки перед сном. К сожалению, встречаются ситуации, когда ребенок чувствует себя любимым, только будучи больным. Со взрослыми ситуация такая же.
Случай из практики онкологической больницы. Женщина одна вырастила сына. Работала на трех работах, свою жизнь не устроила. Старалась, чтобы ее ребенок не чувствовал себя обделенным без отца. Сын вырос, женился и был хорошим мужем и отцом своим детям. А мать на пенсии почувствовала себя крайне одинокой и обиженной на сына за его невнимание, Заболев же раком, в полной мере ощутила его внимание и заботу: сын навещал ее ежедневно. В процессе психотерапии женщина сказала, что готова умереть, лишь бы не чувствовать себя одинокой.

3.Предоставляет стимул для переоценки себя как личности или изменения привычных стереотипов мышления и поведения.
Самую первую возможность исправиться дает нам объяснение симптомов собственной болезни. Однако, здесь существует один непростой момент. Объясняя картину болезни, мы имеем дело с теневой стороной личности (т.е. неосознаваемой), что зачастую весьма неприятно, поэтому то или иное толкование иногда попросту не воспринимается. Видя «соринку в чужом глазу», мы не замечаем «бревна в своем».
По мнению Л.Хэй, основными психологическими причинами, вызывающими большинство недугов тела, являются придирчивость, гнев, обида и сознание вины. Если человек занимается критикой достаточно долго, то у него часто появляются такие заболевания, как артрит. Гнев вызывает недуги, от которых организм как бы вскипает, сгорает, инфицируется. Надолго затаенная обида разлагает, «пожирает» тело и, в конечном счете, ведет к образованию опухолей и развитию раковых заболеваний. Чувство вины всегда заставляет искать наказания и приводит к боли.
В настоящее время составлен огромный список (Л.Хэй, 2000, Ф.Фанч, 2001; Р.Дальке, Т.Детлефсен, 2005 и др.), в котором каждой болезни «приписана» психологическая проблема, ее породившая.

В книге Ф. Фанча «Преобразующие диалоги» приведена ее короткая версия.

Надо учитывать, что это не справочник и не догма, а информация к размышлению и руководство к действию. Возникшая болезнь дает возможность осознать старые деструктивные стереотипы мышления и поведения и изменить их.

Луиза Хэй , описывая собственную ситуацию излечения от рака, писала: «Если мне удастся избавиться от старого стереотипа обиды, который привел меня к болезни, никакой врач мне не понадобится» и «я до сих пор храню оригинал лабораторного заключения как напоминание о том, какой деструктивной личностью я была».


Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность общественных благ 4
2. Проблема переполнения и теория клубов 12
3. Эффективный объем общественного блага 16
Заключение 20
Список литературы 21

Введение

Важной функцией государства в рыночной экономике является производство общественных товаров и услуг (благ). Особенностью общественных благ является то, что их полезность распространяется больше чем на одного человека (национальная оборона, мосты, защита от наводнений и т.п.). Производство таких благ, как правило, не выгодно частному сектору, но они необходимы обществу в целом, и государство берет на себя их производство.
Общественные блага - блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо.
Общественная выгода - общая выгода от любой деятельности. Она включает не только выгоду, прямо выпадающую на долю действующих лиц или фирм, но также и внешнюю пользу, распространяющуюся на других людей, которым достается бесплатно.
Цель данной работы – рассмотреть проблему выгоды в общественных отношениях.

1. Понятие и сущность общественных благ

К числу обязанностей государства во всех странах относится, в частности, обеспечение обороны. Если бы граждане приобретали право на защиту от агрессии индивидуально, имел бы место очевидный провал рынка, обусловленный прежде всего огромными положительными экстерналиями. «Ядерный зонтик» защищал бы не только тех, кто уплатил за пользование им. Мало того, невозможно было бы исключить неплательщиков из числа пользователей данного блага, если только не депортировать их из страны. По сути, сходные ситуации имели бы место, если бы жильцам большого дома предложили индивидуально приобретать на рынке услуги пожарных или автомобилистам пришлось бы на рыночной основе нанимать регулировщиков движения. В подобных случаях мы имеем дело с общественными благами.
К числу общественных благ относятся некоторые материальные объекты, но чаще это блага нематериальные, не похожие на обычные товары. Тем не менее это вполне реальные экономические блага, поскольку, с одной стороны, они обладают полезностью для потребителей, а с другой – их создание требует затрат ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других благ.
Для общественных благ характерны два свойства:
- увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому из них;
- ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно.
Первое свойство называется несоперничеством в потреблении, а второе – неисключаемостью. Блага, не обладающие этими свойствами, называются частными.
Несоперничество – это, по сути, предельный случай положительного внешнего эффекта. Множество людей совместно и одновременно пользуются защитой от пожаров и военного нападения, и нельзя сказать, кто из них «основной» получатель услуги, а кому достается внешний эффект. Численность пользователей может расти при стабильном уровне производства общественных благ. Например, нет надобности возводить дополнительный маяк рядом с постро........

Список литературы

1. Бортник Е.М., Коротков Э.М., Никитаева А.Ю. Управление связями с общественностью: учеб. пособие / Под. ред. Э.М. Короткова. – М.: Знание, 2012. – 468с.
2. Капитонов Э.А., Управление общественными отношениями. - М.: ИД «Дашков и К», 2010. – 325с.
3. Татаринова Г.Н.. Управление общественными отношениями: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009. – 315 с.
4. Федулов Ю.К., Управление общественными отношениями. - М.:ВЗФЭИ, 2009. – 410с.
5. Шарков Ф.И., Паблик Рилейшнз. - М.:«Академический проспект», 2010. – 372с.

Продающий текст не может быть написан на основе предположений и догадок. Перед тем как приступить к написанию, проводится колоссальная работа, которая часто занимает больше времени, чем написание самого текста.

Чем точнее и глубже вы проведёте исследование, тем больше у вас будет данных для составления эффективного продающего текста.

Ваши продающие тексты читают клиенты. Поэтому перед началом работы нужно очень плотно и продуктивно подумать о своих будущих читателях.

В этой статье мы разберём задачи, проблемы и выгоды клиентов, которые всегда нужно брать во внимание перед стартом написания текста.

Статья состоит из трёх частей:

1. Сначала мы разберём задачи, проблемы и выгоды по отдельности и поделим их на группы.

2. После этого на примере разберём, как работать с этими данными.

3. А в конце вы получите небольшой план движения по изучению своего клиента.

Приступаем. По порядку.

Задачи клиента

Клиенты принимают решение о покупке, когда перед ними стоит определённая задача, которую нужно решить.

Эти задачи делятся на три типа.

1. Функциональные задачи

Когда клиенты хотят выполнить конкретное задание или найти выход из сложившейся ситуации.

  • Установить зимние шины на автомобиль
  • Похудеть на 5 кг
  • Расчистить дорожку перед домом от снега

2. Социальные задачи

Это задачи, которые связаны с формированием образа человека в глазах окружающих.

  • Хорошо выглядеть в своей среде
  • Добиться влияния нужных персон
  • Получить особый статус в определённом кругу людей

3. Эмоциональные задачи

Это задачи, которые клиенты хотят выполнять, чтобы достичь определённого эмоционального состояния: спокойствие, безопасность, радость и т.д.

  • Убедиться в надёжности инвестиций (спокойствие)
  • Оборудовать дом камерами видеонаблюдения и сигнализацией (безопасность)
  • Подарить кому-то вещь, о которой он давно мечтает (радость)

Важность задачи

Не все задачи одинаково важны для клиента. Какие-то ему нужно решить прямо сейчас, другие переносятся «на завтра», а остальные (не столь важные) — их можно решить позже или вообще не решать.

Учитывайте контекст

Задачи клиента часто зависят от контекста, в котором они выполняются. Порой сам контекст накладывает не всегда удобные ограничения. Например, в поезде клиенты пользуются телефонами иначе, чем за рулём авто. А поход в кино с детьми или друзьями сильно отличается от похода в кино с любимым человеком.

Проблемы клиента

Это всё, что волнует клиента до, во время и после завершения задачи. Или просто мешает её выполнить. Сюда же относятся риски неудачного исхода, связанные с возможностью невыполнения задачи (или её плохого выполнения).

Обычно выделяются три типа проблем клиентов:

1. Нежелательные результаты

  • Функциональные проблемы — решение не работает или работает плохо
  • Социальные проблемы — когда я это делаю, я выгляжу плохо в глазах окружающих
  • Эмоциональные проблемы — когда я это делаю, я чувствую себя плохо

2. Препятствия

Это факторы, которые не дают клиенту приступить к выполнению задачи или замедляют её выполнение.

  • Мне не хватает времени, чтобы выполнить эту задачу аккуратно и правильно
  • У меня нет денег на покупку этого решения
  • Чтобы решить эту задачу, нужно знать языки программирования

3. Риски

Возможность нежелательного исхода — то, что может пойти не так или создать отрицательные последствия.

  • Я могу потерять доверие партнёров, если сделаю это...
  • Есть вероятность потери денег, если я приму это решение...
  • Возможно, для меня это решение — пустая трата времени и денег

Серьёзность проблемы

Если задачи клиентов бывают важными или маловажными, то проблемы могут быть серьёзными или умеренными.

Выгоды клиента

Выгоды делятся на четыре категории, опираясь на результаты и преимущества.

1. Необходимая выгода

Это свойство, без которого решение не будет работать.

Например, покупая смартфон, клиент рассчитывает, что с его помощью можно будет, как минимум, позвонить.

2. Ожидаемая выгода

Это существенные преимущества, которые ожидает получить клиент, хотя в принципе без них часто можно обойтись.

Например, покупая iPhone клиент ожидает, что он будет удобным и стильным, как и другая продукция компании Apple .

3. Желательная выгода

Это выгода, которая выходит за рамки ожиданий клиента, и от которой он бы не отказался.

Например, желательно, чтобы новый iPhone был совместим с другими устройствами.

4. Неожиданная выгода

Это преимущество, о котором клиент не догадывается. Пока компания Apple не предложила пользователям сенсорные экраны и не запустился App Store, никто не подозревал, что они могут быть частью телефона.

Значимость выгоды

Выгоды также оцениваются клиентом, как серьёзные и умеренные.

Что с этим делать: разбираемся на примере

Тут начинается вторая часть статьи.

Мы дали характеристики и варианты задач, проблем и выгод клиентов. Сейчас всё кажется сложным, поэтому давайте будем разбирать на конкретном примере.

Представим, что нам нужно написать продающий текст для компании «Стройка». Название компании придумано для примера — все сходства с реальным бизнесом случайны.

Компания хочет продать услугу «Строительство коттеджей». Для этого было принято решение написать коммерческое предложение, которое будет отправляться потенциальным клиентам.

Прежде чем написать текст, необходимо изучить потенциального клиента — кому будет отправляться это КП.

Определяем задачи клиента

У потенциального клиента всегда есть задача, и не одна. Все они делятся на типы и степень важности. Но всегда есть одна основная задача, от которой и строится .

В случае с нашим примером у клиента есть задача — построить коттедж. И теперь он выбирает компанию, которой отдаст деньги взамен на услуги по строительству.

Давайте составим список задач клиента и разделим их по типам.

Функциональные задачи — построить удобный для жизни коттедж

Социальная задача — построить коттедж, который будет выглядеть богаче других в моём районе (+ к статусу клиента)

Эмоциональная задача — убедиться в надёжности строительной компании (быть спокойным за бюджет), установить в коттедже сигнализацию (безопасность).

Чтобы всё было системно и удобно, давайте фиксировать данные в таблице.

Определяем проблемы клиента

Проблемы это то, что волнует клиента до, во время и после решения задачи, а также риски, которых клиент хочет избежать.

Нежелательный результат — коттедж не достроен или построен плохо (дешёвые материалы, протекает крыша, от ветра свистят стены и окна и т.д.)

Препятствия — не хватает денег на постройку такого коттеджа

Риск — если коттедж не построят до Нового года, возможно, придётся увеличивать бюджет, поскольку в новом году материалы подорожают. То есть, я потеряю деньги.

Дополняем таблицу

Определяем выгоды клиента

Это результаты и преимущества, которые хочет получить клиент, принимая решение о покупке.

Необходимая выгода — построенный коттедж, в котором можно комфортно жить.

Ожидаемая выгода — коттедж в районе с удобной инфраструктурой и адекватными соседями.

Желательная выгода — коттедж на берегу озера или с бассейном во дворе

Неожиданная выгода — дополнительный участок земли, примыкающий к коттеджу.

Дополняем нашу таблицу

На самом деле задач, проблем и выгод до - должно быть гораздо больше. Чем длиннее будет список, тем лучше для будущего текста.

В рамках этой статьи мы ограничились несколькими вариантами, чтобы не делать из этого длинную книгу, которую вы никогда не дочитаете.

Поэтому каждый раз, когда заполняете эти списки, копайте как можно глубже и каждый пункт прорабатывайте детальнее.

Определяем важное

Теперь давайте в таблице выделим важные пункты красным, средней важности оранжевым и менее важные зелёным.

Это нам необходимо для того, чтобы понять, от чего отталкиваться в процессе написания коммерческого предложения.

А теперь из этой таблицы сделаем единый список со всеми пунктами по степени важности сверху вниз.

Закрываем каждый пункт

У нас есть пункты (задачи, проблемы и выгоды), которые нужно отразить и закрыть в тексте.

Наша вымышленная компания «Стройка» делает это следующим образом:

Клиент хочет коттедж — мы строим коттеджи.

Хочет быстро — мы строим коттеджи максимум за 6 месяцев.

Качественно, чтобы стены и окна не свистели — мы даём гарантию качества и прописываем её в договоре.

Уложиться в бюджет, чтобы цена не увеличилась в процессе — мы на старте считаем стоимость материалов и сразу всё закупаем, поэтому даже если цена на материалы увеличится, это никак не скажется на бюджете.

В районе с удобной инфраструктурой и адекватными соседями — клиент сам может выбрать район для строительства и при желании познакомиться с будущими соседями.

Чтобы строительной компании можно было доверять — у нас есть отзывы, благодарственные письма, отчёты от предыдущих проектов и контакты клиентов, которые могут рассказать о нашей работе.

Чтобы дом выделялся среди других в районе — на этапе проектирования клиент увидит, как будет выглядеть коттедж после завершения работы. По желанию совместно с дизайнерами и инженерами он может скорректировать отдельные моменты внутри и снаружи коттеджа.

Установить сигнализацию или другие системы безопасности — мы предлагаем три варианта защиты коттеджа на выбор. Клиент может выбрать любой в зависимости от своих предпочтений.

На берегу озера или с бассейном во дворе — у нас не предусмотрено место для строительства на берегу озера, но мы можем спроектировать и установить бассейн во дворе вашего коттеджа.

Дополнительный участок земли — если клиент хочет дополнительный участок земли возле своего коттеджа, это можно обсудить на этапе создания проекта.

Это похоже на работу с возражениями.

Подробнее о работе с возражениями читайте в наших статьях:

Теперь у нас достаточно информации, чтобы писать текст.

Приступаем к созданию текста

Мы помним, что важно отразить основные выгоды в начале текста, чтобы потенциальный клиент, понял, что это предложение выгодно именно для него.

Мы предлагаем вот такой заголовок

Это первый вариант, который пришёл в голову. Естественно, он может меняться в процессе дальнейших исследований. Это всего лишь черновик.

Главное, что мы в заголовке отразили 4 важных пункта из нашего списка

В рамках этой статьи мы не будем расписывать каждый из них. Уверен, вы уже поняли ход мыслей — закрыть все пункты из списка.

Выводы + пошаговая инструкция

Давайте подведём итог и выпишем основные действия

  • Определите, кто ваш клиент
  • Изучите задачи клиента
  • Изучите проблемы клиента
  • Изучите выгоды клиента
  • Определите степень важности каждого пункта
  • Составьте список пунктов по убыванию степени важности
  • Отталкивайтесь от списка при создании текста

При этом сначала закрывайте наиболее важные для клиента моменты, плавно переходя к менее важным.

Изучать клиентов перед написанием текста интересно, полезно и выгодно. От того насколько глубоко вы проработаете задачи, проблемы и выгоды, зависит то, насколько эффективным будет текст. Из этого и должна складываться .

Пробуйте. У вас получится. Успехов.

P . S . Если у вас остались вопросы, замечания или идеи для будущих статей оставьте их в комментариях. Будем благодарны и обязательно рассмотрим.

"Я самый больной в мире человек! Ты должен мне стать родной матерью!"

М/ф "Карлсон"


​​​​​​​Вторичная выгода – то, что человека удерживает в том проблемном состоянии, которое он получил. В обычном словоупотреблении это то же самое, что внутренняя выгода, хотя в психоанализе "первичная" и "вторичная выгода" – различаются. В психоанализе вторичная выгода понимается как преимущество, которое пациент получает от уже сформированных симптомов, то есть преимущество, которое он не предполагал или не намеревался (бессознательно) получить в начальный период симптомообразования. Это выгода не приводит к симптомообразованию, но способствует закреплению болезни и сопротивлению лечению.

Вы когда-нибудь задумывались, почему, принимая какое-либо решение, оно часто не выполняется и все остается так, как было?

В психологии существует понятие вторичной выгоды. Внешне человек может чего-то очень хотеть, постоянно об этом говорить, но ничего не предпринимать. Например, человек может говорить, что желает поменять работу, что настоящая работа его не устраивает, но при этом он даже не попытается найти что-то другое, не предпримет ни каких действий. Или он может страдать от каких-то неудовлетворяющих его отношений, от какой-то досаждающей его болезни и т.п., но дальше слов дело не пойдет.

Почему? Потому что в действительности из этого страдания, не принятого решения, он извлекает выгоду, зачастую не сознавая этого. Причем, если ему об этом сказать, то это чаще вызывает раздражение, а не желание понять. Получается, что у каждого решения есть дивиденды, осознаваемые и бессознательные. И какие из дивидендов наиболее важны, наиболее выгодны, на том этапе и будет решение – оставить все, как есть, или изменить что-то.

Я хочу поменять работу, но у меня нет времени разносить свои резюме, нет подходящей работы, ребенок заболел, отдел кадров в свободный для меня день оказался закрытым, номер телефона по которому собирался звонить – потерял… И при этом человек раздражается, что никак не удается осуществить задуманное.

Очень трудно увидеть в себе и осознать, что вы хотите одно и при этом хотите противоположное – хотите и новую работу, и одновременно хотите ничего не менять. Однако решение сменить работу никогда не приживется, если мы не откажемся от дивидендов противоположной стороны. Значит, наша задача – понять свои внутренние выгоды саботировать свое же собственное решение и противопоставить этим выгодам что-то другое, еще более выгодное.

Как это выглядит на практике?

Предположим, человек заявляет о себе, как о сильном и самостоятельном человеке, но ведет себя как зависимый и часто проявляющий слабость.

Какие дивиденды у второй стороны, которую сознательный режиссер никак не хочет принять? Какую выгоду может получить зависимый и слабый человек? Во-первых, это конечно перекладывание ответственности за свою жизнь на других и обстоятельства, это сочувствие, получение заботы, внимания и т.д. В такой ситуации могут ли стать дивидендами полная ответственность за свою жизнь, отсутствие заботливого внимания и сочувствия в случае неудачи?

А то, что сильный и самостоятельный может оказаться один перед трудным выбором и рассчитывать он может только на себя – это будет дивидендами? Скорее всего, нет, потому что это не всегда комфортное состояние. Куда проще постоянно рассчитывать на поддержку более сильных и уверенных в себе людей. Явные преимущества остаются на стороне подсознательного режиссера, и человек против своей воли ведет себя как зависимый, и злится на себя за это.


Рассмотрим еще один пример человека, дающего свои советы налево и направо. Минусом такого поведения может явиться то, что люди перестают к нему серьезно относиться, раздражаются на него – "вечно ты со своими советами!", высказывают недоверие, указывают на его ошибки. Вроде бы надо задуматься и пересмотреть свою привычку, потому что на лицо явное не принятие человека. Но нет, у этой привычки есть очень значимые дивиденды, от которых человеку очень трудно отказаться и они намного больше. А именно, давая советы другим, человек испытывает чувство собственной значимости. Он вырастает в своих глазах как умный, рассудительный и все знающий человек, а другие при этом неразумные. И чего они обижаются и раздражаются? Мое ведь видение единственно правильное, я им его дарю, пользуйтесь и не совершайте ошибок! Я же проявляю заботу о них! Рост в своих глазах оказывается намного выгоднее, чем общее отношение к человеку.

Другим примером может стать выбор между "быть здоровым" и "оставаться больным". Когда ты болен, ты в полной мере получаешь заботу родных и друзей, причем заслуженно, они-то здоровы, а ты болен. У тебя появляется право часами говорить с ними о своих проблемах, о себе, о своей болезни, и все твои требования вроде как законные. Разве такое право остается за здоровым человеком? Здоровый человек должен заботиться о больном и желания здорового человека в расчет не принимаются. Болезнь является мощным средством получения любви, расположения, помощи, способом избежать требований, которые предъявляются к здоровому человеку. Я болен, с меня и взятки гладки. Добровольно для здорового человека никто ничего делать не будет, поэтому на помощь приходит болезнь.

Вспомните, когда вы болеете, сколько внимания и заботы вы получаете? Получаете ли столько, когда вы здоровы? Это же так классно – лежать, когда все вокруг тебя бегают, и накормят, и напоят, и любое твое желание выполнят! А главное, что ты сейчас имеешь на это полное право. Когда же ты здоров, все приходится делать самому. Тогда какой смысл становиться здоровым?

Даже дети любят болеть, потому что именно во время болезни родители проводят наибольшее количество времени рядом, выполняют все пожелания и требования больного ребенка. Игрушку, которую он когда-то просил, и вы не купили по какой-то причине – пожалуйста, ведь ребенок болен и хоть как-то можно скрасить его состояние. Больным быть выгодно. Когда ты здоров, с тобой так уже не носятся, мама уходит на работу, приходит вечером уставшая, у нее всегда нет времени…

А вы попробуйте уделять внимание ребенку больше, когда он здоров, так он сразу и болеть перестанет, ему это будет уже не выгодно. Что он выберет – таблетки и постельный режим или прогулку с папой, поход в лес? Не верьте мне на слово, начните уделять ребенку больше времени, когда он здоров и меньше когда он болен, и вы увидите, что ваш ребенок будет намного меньше болеть. Для вашего сознания это может показаться чудовищным, как это – меньше времени уделять ребенку, когда он болен! Но именно таким поведением мы и показываем, что выгоднее не болеть.

Помню, у меня в детстве был такой случай. Вечером в пятницу у меня поднялась температура, на лицо были все признаки простуды. А в субботу отец собирался с нами, детьми, пойти в поход. Лес, костер, чай из котелка, песни под гитару… Я так хотела в поход, что на утро всю простуду словно рукой сняло. Я проснулась абсолютно здоровая. Мне намного интереснее было пойти с отцом в поход, чем проваляться все выходные в постели. Сначала родители с недоверием отнеслись к тому, что я так быстро поправилась, но, все же, на семейном совете приняли решение, что я тоже пойду в поход. Счастью моему не было конца. Болезнь отступила. Я думаю, что и у вас были подобные случаи.

Вы когда-нибудь задумывались, почему человек выбирает страдать, злиться, обижаться, критиковать? Если подобный выбор сделан, значит, есть какая-то выгода, вот только ответ может быть не всегда приятным. Да и сознание будет отрицать эту выгоду. Но что оно ответит на то, что человек все-таки выбрал страдать, злиться, обижаться и критиковать? Он же мог выбрать и обратное.

Могут пойти возражения, ну как не обижаться, если обижают? Стоп. Кто обижает? Значит тот, кто обижает, более значим и более сильный, чем ты сам? Вот оно – я слабый, зависимый. Меня обижают! Помогите! Мне плохо, поэтому вы должны быть со мной более мягким, доброжелательным, заботливым! Значит что получается? Выбирая обижаться, и когда-то получив подобное подкрепление, человек ожидает получать поддержку со стороны других людей в виде осуждения обидчика; заботу, потому что он такой ранимый; возможность избежать требований к себе от других людей – меня же обидели, как я теперь буду что-то делать; возможность обвинять других и т.п. Чем не дивиденды?

Какие выгоды несет самобичевание? Избегание обвинений и в свою очередь выдвижение обвинений другим. Выгоды роли беспомощного – избежать упреков. Выгоды принижения себя – возможность избежать опасности соперничества. Здесь из двух зол просто выбирается меньшее. Но осознается ли это? Видим ли мы сценарий подсознательного режиссера? И чем мы на самом деле оправдываем наш выбор?

Если вы хотите менять себя, попробуйте сделать следующие упражнения:

1. Выберете одну самую насущную проблему для вас в данный момент. Пусть для примера это будет ссора с любимым.

2. Поразмышляйте, и ответьте себе на вопрос: "Какие плюсы я получаю от…" Постарайтесь не обманывать себя и найдите 5-10 плюсов, которые вы получаете. Выпишите их в столбик. Например, от ссоры можно получить:

  • Ощущение, что я права и справедлива;
  • Заглаживая чувство вины, партнер может сделать подарок, потому что когда мы не ссоримся, он почти не дарит мне ничего;
  • Подтверждение того, что я значима для партнера, так как он всегда первый идет на примирение;
  • Ссора может явиться средством управления партнером;
  • Еще она может вносить яркие эмоции, которые совсем отсутствуют при обычном взаимодействии;
  • Можно получать удовольствие от примирения, поэтому ссора может явиться поводом к этому удовольствию;
  • После ссоры может быть яркий секс и т.п.
3. После того, как вы написали плюсы и сделали для себя не очень приятные открытия, поразмышляйте – готовы ли вы отказаться от каждой из найденных выгод?

4. Если ответ "нет", то поразмышляйте – как можно получить эту выгоду в другом месте, в другом виде.

Например, для того, чтобы ваш спутник чаще дарил подарки, можно ему прямо сказать об этом. Сказать, что вам намного приятнее, когда он дарит вам просто так, а не когда заглаживает вину.

Если вам не хватает эмоций, найдите другой способ, более позитивный. Найдите общий интерес с партнером и развивайте его. Любое совместное действие подарит вам множество положительных эмоций, если оно интересно для обоих.

5. Если на какие-то пункты вы ответили "да" и вы понимаете, что не готовы отказаться от выгоды, так и признайтесь себе в этом честно. Например, что для вас всегда важно быть правым, пусть даже за счет вашего же счастья. Вашей целью является не здоровые отношения, а тотальное одиночество, примите это и не расстраивайтесь по этому поводу. Вы же не хотите отказаться от выгоды. Когда вы поймете другое, вы измените свое поведение, и дай Бог, чтобы это было не слишком поздно.

6. Теперь поразмышляйте – какие плюсы вы получите от противоположной стороны, например, если не будете, провоцировать ссору? Может получиться так, что доведя их до сознания, они окажутся намного значимее плюсов ссоры. Тогда совсем не сложно будет отказаться от плюсов, которые вы получаете при ссоре. В любом случае, разобравшись в себе, вам намного легче будет выбрать решение без борьбы и действовать в соответствии с ним.

В одиночку проделывать такую работу бывает очень сложно, и найти то решение, которого легко придерживаться, не всегда получается, часто остается что-то недоработанным. Все это лучше проделывать в группе единомышленников, тех, кто тоже хочет найти выход без борьбы, и кто готов вам оказать поддержку.

Состояние депрессии, апатии, безвыходные ситуации в жизни, отсутствие денег, отношений, наличие проблем в жизни — многим это знакомо. Каждый из нас рано или поздно сталкивается с проблемным состоянием, кто-то с успехом преодолевает его, а кто-то зависает в этом надолго. Кому это выгодно? Ответ для для многих станет шокирующим — это выгодно в первую очередь вам самим! Просто у нас есть достаточно причин не признаваться себе в этом, а ещё обвинять в своих проблемах других, снимая с себя ответственность за то, что происходит с нами.

Скорее всего, сейчас, после прочтения этих строк, вы почувствовали несогласие, сопротивление, а может, даже и раздражение… Это нормальная реакция! Так и должно быть.

Пытались ли вы задуматься, а почему я попал в это проблемное состояние? Почему мне выгодно сейчас находиться в таком положении?

Выгоды, которые стоят за вашими проблемами, вами просто не осознаются. Тем не менее, они для вас настолько важны, что вы подсознательно отказываетесь от решения своей проблемы, лишь бы получать эти выгоды и дальше.

Эти выгоды называются вторичными, они представляют собой непрямой позитивный результат, неосознанно возникший вследствие неприятной ситуации, и человек использует эту неприятность как опору для получения выгоды, в том числе иногда и материальной.

Вторичными они называются потому, что эти выгоды не являются первопричиной, вы извлекаете их из уже имеющейся проблемы.

Например, многих заболеваний можно избежать, если исключить вторичные выгодны от болячки. Задумайтесь, чего не хватает человеку, когда он плохо себя чувствует? Правильно! Внимания, теплоты, заботы, любви. Когда человек заболевает, он начинает это получать от родных и близких, друзей, коллег. Они делятся с вами своей энергией. Вам приятно это внимание, забота и поддержка. Поэтому ваше подсознание запоминает это, что таким образом очень просто заполучить то, чего вам не хватает, и вы неосознанно начинаете болеть чаще, дольше, сильнее. Когда давным-давно я ещё работала начальником отдела и не разрешала себе сходить в отпуск, потому что чувство ответственности зашкаливало, и мне казалось, что без меня на работе всё рухнет, мой организм с каждым разом всё настойчивей давал мне знать, что пора отдыхать, и начинал заболевать, заставляя таким вот странным образом отдохнуть. Наши родители, когда мы уходим в свободное плавание и начинаем уделять им меньше внимания, своими заболеваниями дают нам понять, что им надо наше внимание, что они скучают по нам. Дети своими заболеваниями получают от родителей любовь. Если найти первопричину и выгоду, то можно забыть о болезнях и наслаждаться своим здоровым состоянием.

Тоже самое касается и финансов, отношений и много другого. Если у вас нет денег, то значит, это вам чем-то выгодно. Не торопитесь сейчас закидывать меня гневными фразами о том, как это так?! Кому выгодно сидеть без денег? Просто посидите и подумайте, дайте своим мыслям волю. Список из вторичных выгод от отсутствия денег может исчисляться не одной сотней. У кого-то за отсутствием денег стоит страх их потерять, кто-то боится, что если у него будут деньги, то он изменится или к нему начнут по-другому относиться его родители, друзья, что он потеряет их уважение и любовь — все эти причины тщательно скрываются глубоко в подсознании, но всё-таки можно их оттуда достать и нейтрализовать. Когда вы убираете вторичные выгоды из своей жизни, все проблемные ситуации начинают решаться, появляются новые возможности, предложения, ресурсы.

Разбираться со вторичками можно и нужно!!! Иначе вы начинаете привыкать к своим проблемам, сживаетесь с ними настолько, что для вас это становится нормальным состоянием! От любой проблемной ситуации можно получать несколько разных вторичных выгод. Обычно за вторичной выгодой есть либо травмирующая ситуация, либо установка, которая важна для вас, которая управляет вами. Когда мы прорабатываем травму и устраняем убеждения, вторички исчезают сами собой.

Возможность получать заботу, любовь, сострадание, жалость и помощь, быть в безопасности — одна из самых значимых для человека. Поэтому, самые распространённые вторичные выгоды связаны именно с этим. Любая ситуация, в которой мы находимся — это лучшая ситуация для нас в настоящий момент времени, надо просто извлечь из неё опыт и идти дальше. Не дайте шанса вашим вторичным выгодам управлять вашей жизнью!