Среда как важнейший фактор развития. Предметно-развивающая среда как один из факторов всестороннего развития ребенка. Общая характеристика понятия «образовательная среда»

Микросреда – это малое звено социальных условий, которое влияет на первичное развитие личности.

Первым, и самым главным звеном развития является семья, в которой человек получает первичное формирование. Формируется восприятие и отношение к сфере социальных отношений. С семьи начинается приобщение человека к обычаям и традициям общества, нормам морального поведения. Воспитательные учреждения, школа обучают привычным формам общения. Например, маленький ребенок, которому в семье прививаются любовь к окружающей среде, уважительное отношение к старшим членам семьи, приходит в школу и приносит с собой приобретенные навыки поведения. Эти навыки могут перениматься другими детьми. Но бывает и наоборот – ребенок приносит с собой грубость, хамское отношение, нетерпимость к другому человеку.

Поэтому социальные отношения в первичной ячейке общества очень важны. Индивидуальность личности создается тем, что в процессе своего формирования и развития, человек проходит различные этапы и социальные группы – это детские учреждения, школа, институт, трудовой коллектив. Во всех этих социальных группах существуют свои правила поведения и отношения между их членами. И проходя через все эти отдельные социумы, личность человека обогащается, и формирует его поведение и отношение к обществу в целом.

Коллектив, как один из факторов социальной среды

Наибольшее влияние на формирование человека как личности во взрослом возрасте оказывает коллектив. Коллектив – это социальная группа, состоящая из людей, объединенных системой взаимоотношений, возникших на основе психологических связей. Структура коллективных отношений включает в себя функциональные, управленческие и нравственные отношения. В этой социальной группе своя психологическая структура, общность оценки поведения, норм отношений. Социальные функции личности реализуются непосредственно внутри группы, где протекает ее жизнедеятельность. Если человек одновременно находится в противоположных социальных группах при определенных условиях, это может вызвать негативные последствия – «раздвоение личности», наложение друг на друга знаний, убеждений. Поэтому очень важно понимать, какое место занимает человек в коллективе с учетом личных и деловых отношений. Чем выше место, тем больше человек дорожит своей личной и деловой репутацией.

Это важный социально-психологический момент, поскольку человек, дорожа своим авторитетом, может идти на самопожертвование, ставя интересы коллектива выше личных.

Рассматривая общественную среду как главный фактор развития человеческой личности, важно понимать, прежде всего, сознание общественного бытия, строение общественно-экономического уклада, распределения труда и продукта производства деятельности общества.

Ольга Нечаева
Предметно-развивающая среда как один из факторов всестороннего развития ребенка

Современная система образования, в соответствии с требованиями времени, находится в состоянии обновления и строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности.

Понятие «развивающая среда » - это организованное педагогическое пространство, в рамках которого существуют благоприятные возможности для развития ребенка в ДОУ .

Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда , в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении является мощным стимулом их развития .

Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни . Выработав образ среды , ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями . В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче - воспитанию и развитию ребенка . Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов

Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде , так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Большое разнообразие игр детей в дошкольном учреждении должно быть обеспечено созданием предметно-игровой среды .

Согласно ФГОС ДО предметно- развивающая среда группы подразделяется по следующим видам детской деятельности : игровая; двигательная; познавательно-исследовательская; коммуникативная; продуктивная; музыкально-художественная; трудовая; чтение и художественная литература.

Среда должна быть наполнена :

Для отдельных еще и недостижимо.

Стратегия и тактика построения среды определяются особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы : взрослый в общении с детьми придерживается положения : «Не рядом, не над, а вместе!» Его цель - содействовать становлению ребёнка как личности.

Это предполагает решение следующих задач :

Обеспечить чувство психологической защищённости - доверие ребёнка к миру.

Радости существования (психологическое здоровье) .

Развитие индивидуальности ребенка .

Способы общения - понимание, признание, принятие личности ребенка , основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребенка , учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения - сотрудничество.

Р. Б. Стеркина отмечает, что развивающая среда в ДОУ с точки зрения психолого-педагогических требований должна отвечать заботе о его эмоциональном благополучии и создавать условия для его развития , обязательно строиться с учетом возможностей ребенка общаться не только с детьми единого возраста, но и в разновозрастных сообществах, не только с педагогом, который его ведет, но и с другими взрослыми (поваром, сторожем, родителями и др.

Обстановка в моей группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.

К предметному содержанию игрового пространство группы относятся :

Игры, предметы и игровые материалы , с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (например, геометрический конструктор, пазлы и т. д) ;

Учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги) ;

Оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (например, материалы для экспериментирования, измерений) .

Успешность влияния предметно- развивающей среды на развитие ребенка обусловлена его активностью в этой среде . Среда должна выступать субъектом этого развития . Способность детей свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться в последствии к особенностям школьной жизни.

В предметно- развивающей среде организовываю разные формы детской деятельности дошкольников : образовательную деятельность по различным направлениям, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную деятельность детей. Для этого в группе организованы центры, где размещаются игровые материалы, способствующие речевому, познавательному, художественно-эстетическому, коммуникативному, физическому развитию детей . Это дидактические, развивающие и логические игры , направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, узнавание по описанию, ориентировку по схеме, модели, на становление контрольно-проверочных действий («Так бывает?» , «Найди ошибку» , «Сравни» ) и др. Для развития логики используются игры с логическими блоками Дьенеша, «Четвертый лишний» , «Найди отличия» и др. Полезные игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, а так же направленные на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления) .

Предметная среда проектируется в соответствии с образовательной программой нашего образовательного учреждения и выполняет следующие требования :

Обеспечивает полноценное и своевременное развитие ребенка ;

Побуждает детей к деятельности;

Способствует развитию самостоятельности и творчества;

Обеспечивает развитие субъектной позиции ребенка .

Повышение детской самостоятельности и познавательных интересов определяет более широкое применение в группе познавательной литературы (детских энциклопедий, рабочих тетрадей.

Материал центров постоянно изменяется и дополняется новым в соответствии с реализуемой программой.

Таким образом, предметно- развивающая среда должна давать ребенку чувство психологической защищенности, помогать развитию у дошкольников творческих способностей и самостоятельности.

Публикации по теме:

Консультация «Предметно-пространственная развивающая среда как средство формирования личности ребенка» Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась.

Один из важнейших факторов развития личности ребенка - среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное.

Консультация «Предметно-развивающая среда группы как средство развития устной речи дошкольников» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяются благоприятные условия для развития.

Предметно-развивающая среда как средство развития игровой деятельности дошкольников Игра - это ведущий вид деятельности дошкольника и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему.

Предметно-развивающая среда как средство развития сенсорных эталонов детей дошкольного возраста Дошкольный возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей.

Биологический фактор влияет на процесс развития не прямо, а опосредованно. Наследственные и врожденные особенности представляют собой лишь возможности будущего развития личности. Его ход во многом зависит от того, в какую среду, в какую систему условий жизни и взаимоотношений будет включена биологическая особь.

В понятие среда включается вся совокупность условий, в которых осуществляется развитие организма.
Среда включает в себя три составляющие: природную, материальную (или предметную) и социальную.
Природную среду составляют климат, растительность, географические условия. Природная среда оказывает косвенное влияние через образ жизни, труд взрослых. Известно, что игры детей, проживающих на разных континентах, отличаются.

Материальная среда представлена искусственным миром, создаваемым самим человеком - это бытовые предметы, образующие собой непосредственное окружение человека, строения, книги, произведения искусства и т. п. В ходе своего развития ребенок постепенно осваивает способы употребления этих вещей; предметы, находящиеся вокруг него, способствуют формированию представлений.

Но наибольшее значение для развития имеет социальная среда. Имеющиеся в науке факты доказывают, что вне человеческого общества младенец не может стать настоящим человеком, личностью.

В начале XX века индийский психолог Рид Сингх обнаружил в волчьей стае двух девочек: восьми и полутора лет. Младшая умерла через год, а старшая дожила до 17 лет. За 9 лет ее почти удалось отучить от волчьих повадок, но речью девочка по существу так и не овладела, с большим трудом она употребляла лишь около 40 слов.

История имеет примеры того, что при соответствующих условиях среды индивид может достичь высокого уровня развития.

Экспедиция французского ученого Ж. Веляра обнаружила в деревушке, затерянной в глубине лесов Центральной Америки, брошенную на произвол судьбы маленькую девочку, которую позже назвали Мари Ивон. Она принадлежала к племени гваякилов - самому отсталому на земном шаре. Девочку привезли в Париж и поместили в школу. В конечном итоге она превратилась в интеллигентную, высокообразованную, культурную женщину.

Социальная среда представляет собой взаимосвязь трех компонентов.

Макросреду составляет общество, определенные социально-экономические и социально-политические условия жизни. Ее воздействие осуществляется в основном через средства массовой информации, книги, установленные в обществе законы, правила, посредством требований и оценки морали и эстетики.

Мезосреда включает национально-культурные и социально-демографические особенности региона, в котором проживает ребенок.

Микросреда - это социальная среда жизнедеятельности ребенка, с которой он непосредственно контактирует (семейное окружение, общество взрослых, группы сверстников в различных воспитательно-образовательных учреждениях и во дворе, где живет ребенок). Взаимодействие с этими элементами среды имеет исключительное значение для развития ребенка. От того, какие люди входят в микросреду ребенка, каково содержание общения их с ребенком, каков характер взаимоотношений, во многом зависит то, какие свойства личности у него будут формироваться.

По мере взросления ребенок вступает в различные контактные группы.

Первая и очень значимая, особенно в первые годы жизни, микрогруппа, - это семья. Исследователями, в частности Е. В. Субботским1, замечено, что формирование личностных качеств ребенка в значительной степени определяется своеобразием семейного микроклимата: дети, воспитанные в атмосфере доброжелательности, уважения к личности ребенка, имеют немало преимуществ перед детьми, живущими в более неблагоприятных условиях.

Современные исследования показывают, что, к сожалению, в семьях нарастают негативные тенденции. Например, американский психолог У. Бронфенбреннер (данные приведены из книги Л. Ф. Обуховой) указывает, что все чаще отмечается склонность к отчуждению в детско-родительских отношениях. В числе основных причин он выделяет следующие: занятость родителей, рост количества разводов, низкий уровень материального благосостояния и, напротив, достижения цивилизации (отдельные спальни, телевизоры в каждой комнате и т. п.). Аналогичные тенденции наметились и в нашем обществе. Это приводит к формализации контактов (сделал ли уроки, поел ли) и обеднению содержания общения между родителями и детьми.

Вместе с тем общение со взрослым имеет чрезвычайно важное значение для развития психики ребенка. Исследования Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной и многих других свидетельствуют, что недостаток общения с родителями, ограниченность микросреды - причины такого явления, как госпитализм.

Известно, что важным достижением младенчества считается появление потребности в общении с людьми, которая побуждает его искать контакты со взрослым. Но эта потребность не возникает или крайне запаздывает при госпитализме. Лишенные общения дети не проявляют интереса к окружающему миру, находятся в полудремотном состоянии, пассивно реагируют на внешние сигналы.

С расширением круга взаимоотношений, с поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его микросреду включается еще один взрослый - воспитатель. Характер взаимоотношений с ним, его оценка в значительной мере сказываются на становлении личности ребенка.

Кроме того, ребенок вступает во взаимодействие с детьми, то есть в микросреде начинает выделяться и система «ребенок-ребенок». Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина и др. отмечают существенное влияние общения ребенка со сверстниками на развитие его личности. Через отношение к нему сверстников формируется понимание, оценка самого себя, умение соотносить свои желания с интересами других людей.

Итак, в начале жизненного пути ребенок включен в диаду «дитя-мать (значимые взрослые)». Затем подключается система «ребенок-ребенок», которая закономерно изменяется в процессе развития (группа детского сада, школьный класс, внешкольный учебный коллектив, производственный коллектив). На определенном этапе развития, с созданием семьи происходит возвращение в рамки семейной среды, но уже в новом качестве - в качестве родителя. Такова вертикальная ось жизни человека.

Но движение личности по группам происходит и по горизонтали. В каждый момент жизни человек оказывается вовлеченным в сложную систему различных неконтактных и контактных общностей. Складывается уникальная ситуация межличностного взаимодействия: роль, статус, характер взаимоотношений и т. д.

Итак, среда, особенно социальная, оказывает существенное влияние на психическое развитие ребенка. В разные годы жизни каждый из компонентов среды имеет неодинаковое значение. Однако влияние среды не абсолютно: ребенок не только испытывает воздействие, но и сам преобразует мир. Он взаимодействует со средой в процессе деятельности, как собственной, так и организуемой взрослым. Выражением взаимодействия является активность самого ребенка.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Академия экологии, морской биологии и биотехнологии

Отделение экологии

Кафедра общей экологии

Жук Александра Евгеньевна

ФАКТОР СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

Владивосток

ГЛАВА I. ЛИЧНОСТЬ 3

ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ПОД ВЛИЯНИЕМ

ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 5

ЛИТЕРАТУРА 11

ГЛАВА I

ЛИЧНОСТЬ

Личность - это устойчивая система социально значимых черт, которые характеризуют индивида, продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Свойства личности - это то, что сближает индивидов в силу общности исторически и социально обусловленных особенностей их жизнедеятельности. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т. е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена общества. Стремление к слиянию с социальной общностью (к идентификации с нею) и вместе с тем – к обособлению, проявлению творческой индивидуальности делает личность и продуктом, и субъектом социальных отношений и социального развития одновременно.

Формирование личности осуществляется в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения ими социальных норм и функций (социальных ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности. Богатство которых определяет богатство личности. Отчуждение тех или иных присущих целостному родовому человеку видов и форм деятельности (вследствие общественного разделения труда, закрепляемого в классово-антагонистическом обществе его социальной структурой) обусловливает формирование односторонне развитой личности, которая воспринимает собственную деятельность как несвободную, навязанную извне, чуждую. Напротив, присвоение всей целостности исторически сложившихся видов и форм деятельности каждым индивидом в обществе, лишенном классово-антагонистических противоречий, - непременная предпосылка всестороннего и гармонического развития личности. Помимо общественных, личность приобретает черты, вытекающие из специфики условий жизнедеятельности особых социальных общностей, членами которых являются индивиды, т. е. классовых, социально-профессиональных, национально-этнических, социально-территориальных и половозрастных. Освоение черт, присущих этим многообразным общностям, а также социальных ролей, выполняемых индивидами в групповой и коллективной деятельности, с одной стороны, выражается в социально-типических проявлениях поведения и сознания, а с другой стороны, придает личности неповторимую индивидуальность, так как эти социально обусловленные качества структурируются в устойчивую целостность на основе психофизических свойств субъекта. В качестве субъекта социальных отношений личность характеризует активная творческая деятельность, которая, однако, становится возможной и продуктивной благодаря овладению унаследованной от предшествующих поколений культурой.

ГЛАВА II

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ПОД ВЛИЯНИЕМ ФАКТОРОВ СРЕДЫ

Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст. Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности (воспитание); к внутренним- биологические, наследственные факторы. Развитие ребенка - не только сложный, но и противоречивый процесс - означает превращение его из биологического индивида в социальное существо- личность.

Человеческая личность формируется и развивается в деятельности и общении. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность, это содействует приобретению им особого социального опыта. Для нормального развития ребенка с самого его рождения, огромное значение имеет общение. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь, играет ведущую роль в деятельности ребенка и в познании и освоении им окружающего мира. Ведущие черты личности развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир.

Развитие человека - это процесс количественного и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности.

Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Эти развития и изменения носят возрастной характер. Источник социального развития личности находится во взаимодействии личности и общества.

На формирование личности влияют три фактора: воспитание, социальная среда и наследственные задатки.

Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта.

Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.

Задатки - особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности. Наука о законах наследственности - генетика - полагает наличие у людей сотни различных задатков - от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой.

Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование, которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

На любом этапе своего развития человек является природным существом, а потому подчиняется биологическим закономерностям. Но если, биологическое, природное, есть и в человеке, и в животном, то в обоих случаях оно существенно разнится, поскольку биология человека неразрывно связана с социальными условиями, сложившимися в процессе развития человечества как результат общения между людьми. Среда человека имеет всегда социальный характер и оказывает наиболее влияние на растущий и развивающийся организм ребенка. Особенно активно можно воздействовать на организм ребенка с помощью таких социально управляемых факторов, как воспитание в семье и детском коллективе, соблюдение режима, рациональное питание, адекватные физические нагрузки, физкультура, закаливающие процедуры и так далее. Правильное использование перечисленных факторов может обеспечить физическое и духовное развитие ребенка и способствовать коррекции многих дефектов генетического характера.

Социальное и биологическое в человеке - не две параллельные независимые друг от друга составляющие. В каждой личности они настолько тесно переплетены и взаимообусловлены, что исследователи в основе развития ребенка выделяют два важнейших фактора - наследственность и среду, которые являются и источниками, и условиями развития.

В ходе эволюции человека, в процессе трудовой деятельности совершенствовалось не только его тело, но и прежде всего кора головного мозга и центральная нервная система в целом. Человеческие особенности головного мозга закреплялись в генетическом материале и передавались по наследству. Однако психическое развитие человека как личности и сейчас возможно лишь в процессе воспитания, путем повседневного привития ребенку чисто человеческих навыков. Если человеческое дитя даже с самыми “ лучшими” структурными особенностями мозга попадает в условия изоляции от человеческого общества, то развитие его как личности прекращается. Это многократно подтверждено в случаях, когда дети раннего возраста попадали в стаи диких животных или подвергались искусственной изоляции. Психическое развитие ребенка как человеческой личности возможно лишь в окружении других людей при активном и пассивном обучении поведенческим навыкам.

Развитие социального поведения ребенка раннего возраста осуществляется не только с помощью целенаправленных мер воспитания. Чаще оно происходит на основе наблюдения ребенка за поведением взрослых людей и более старших детей. В связи с этим важная роль принадлежит окружающим условиям. Ближайшим социальным окружением, в которое попадает ребенок, становится как правило, семейная микросреда - родители, бабушка, дедушка, братья, сестры. Не следует думать, что влияние микросреды вступает в силу, лишь, когда ребенок заговорит. Уже в самые первые месяцы характер заботы взрослых о детях в значительной степени определяет их психическое развитие. Упущенное в этот период трудно восполнимо в дальнейшем. Изоляция детей от родителей может привести при ограниченности, дефиците общения с окружающими к неблагоприятным изменениям в их развитии, к возникновению даже некоторых психопатических черт. Для формирования личностных качеств ребенка значима та семейная атмосфера, в которой живет ребенок: занимают ли родители по отношению к нему единую позицию или разную, проявляют ли они к нему преимущественно строгость и требовательность или же нежность и предупредительность носят ли в семье теплый, дружественный характер или в них преобладают официальность холодность и т.п. Замечено, что в тех семьях, где родители, не проявляя достаточного тепла к ребенку, часто подменяют его навязчивым контролированием, назидательностью и морализаторством, допускают оскорбления и унижения, высмеивание и физические наказания за промахи и неудачи, дети вырастают неуверенными в себе, мало инициативными, с заниженной самооценкой и притязаниями. Эти качества мешают полноценному развитию ребенка не только в дошкольные годы, но и в дальнейшей жизни.

Дети, воспитанные в атмосфере доброжелательности и поддержки, имеют немало преимуществ - у них больше возможности для развития своей активности, они чаще проявляют творческий подход, оригинальность, дружеские чувства, обнаруживают больше эмоциональности в своих взаимоотношениях, нежели их сверстники, живущие в условиях излишней строгости, дефицита теплоты, ласки.

На здоровье ребенка и развитие у него личностных особенностей большое влияние оказывает структура семьи и характер внутрисемейных отношений. Гармоничному развитию личности часто мешают длительные конфликтные ситуации в семье, разводы родителей, воспитание “единственного” ребенка и др. В таких семьях дети часто страдают неврозами, хуже учатся, отстают в физическом развитии, часто болеют различными соматическими заболеваниями.

Если такой ребенок заболевает, происходит дальнейшая астенизация организма, ведущая к снижению физической и психической активности, к ослаблению его реактивности в отношении других неблагоприятных внешнесредовых факторов и предрасполагающая к новым заболеваниям.

В сложном процессе формирования личности участвуют многие физические, биологические и социальные факторы. Длительное отрицательное влияние этих факторов на растущий и развивающийся организм ребенка может привести к аномальному развитию личности и способствовать возникновению нервно-психических расстройств. Для воспитания гармоничной личности и предупреждения нервно-психических расстройств у детей огромное значение имеет социально - экономическая структура общества, система государственных и медицинских профилактических мероприятий. В процессе развития происходит формирование ребенка как личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.

ЛИТЕРАТУРА

Здравствуйте дорогие коллеги, я рада приветствовать вас на нашем семинаре. Сегодня я хочу представить вам свою систему воспитательной работы.(слайд №1)

Среди степей и редкого полесья,

На мелководье озер

Стоит поселок как куплет из песни.

О, Первомайский, ты часть моей судьбы! (СЛАЙД №2)

Может вы увидите что-то новое, но надеюсь вы возьмете много полезного для своей педагогической деятельности. И так я представляю воспитательную систему Тулешовой А.М., классного руководителя 10 «Б» класса с русским языком обучения. Воспитательная тема школы: « Духовно-нравственное развитие личности в условиях обновления системы образования »(слайд №3)

В начале коротко о себе и о том с чего я начинала. Данный класс я веду 3 года с перерывами, т.е. я была у этого класса классным руководителем в 7 классе, затем взяла их вновь в 9 классе, за два года непрерывной работы, мы достигли следующего.(Слайд №4,5)

Прежде чем перейти к тематике своей воспитательной системы хочу зачитать лидера нашей страны Н.Назарбаева « Если мы намерены строить цивилизованное общество, где торжествуют идеи права и нравственности, то каждый гражданин со школьных лет должен усвоить их элементарные начала» (слайд №6)

Н. А. Назарбаев,

Президент Республики Казахстан

В своей работе руководствуясь общешкольной тематикой, опираясь на слова Н.Назарбаева определила для себя следующую тему :

».(слайд №7)

Давайте определимся, что же такое воспитывающая среда?

Воспитывающая среда - это духовное, материальное (предметное), событийное и информационное наполнение жизнедеятельности личности, создающее условия для ее самореализации, саморазвития, раскрытия творческого потенциала.

Воспитывающая среда является совокупностью социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в резуль- тате взаимодействия с которой происходит развитие и становление личности. Чем шире среда обеспечивает человеку доступ к общекультурному достоянию и чем более она предоставляет возможностей для саморазвития человека, тем более эта среда удовлетворяет условиям, необходимым для воспитания. Н. Е. Щуркова определяет воспитывающую среду как совокупность окружающих ребенка социально ценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру, выделяет в структуре воспитывающей среды предметно-пространственное, поведенческое, событийное, информационное и культурное окружение. Предметно-пространственное окружение становится фактором воспитания личности лишь в том случае, когда оно «вочеловечено», когда за предметом видится отношение, когда за вещами угадываются интересы, когда материальные средства выступают для всех жителей школьного дома как условие наилучшего состояния каждого члена коллектива, когда человек активно заботится об этом мире. Поведенческая среда школы рождается как некая единая карта поведения, свойственного школьнику в данной школе, за счет доминирования тех или иных поведенческих форм и стиля взаимоотношений, установившихся в школе.

Обратите внимание на гипотезу: Отдельно взятый класс стеклянным колпаком не накроешь. Ребёнок взрослеет и развивается не только в классе, не только в семье. Есть мир вокруг, который как в зеркале отображается в детях. Если мы хотим воспитать в нём личность, то, вероятно, всё окружение, все люди, которые участвуют в этом процессе должны составлять целеустремлённую воспитывающую среду.(Слайд №8)

Согласно данной гипотезе, я вывела цель и задачи.

Цель:

Способствовать формированию поликультурной личности, способной ориентироваться в социуме. Создание условий, при которых каждый учащийся осознает себя членом человеческого сообщества, понимает ценности человеческой жизни, развивает чувство ответственности и причастности ко всему происходящему вокруг, имеет активную жизненную позицию.

Задачи:

    Создание условий для психологического, физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей на основе изучения личности учащихся, их интересов и возможностей.

    Обеспечение детям права выбора для успешной самореализации

    Социализация личности, способной адаптироваться к меняющимся условиям, восприимчивой к новым идеям.(слайд №9,10)

Руководствуясь концепцией воспитания, стараюсь реализовать поставленные цели и задачи через социальный заказ, давайте посмотрим, что к нему относится .(слайд №11)

В своей работе опираюсь на следующую нормативно-правовую базу (слайд №12).

Из выше изложенного можно сделать следующий вывод, что каждый учащийся является гражданином своей страны, а следовательно он должен быть патриотом РК и должен уметь: перечисление (слайд № 13)

Чтобы достичь данного результата в своей работе руководствуюсь следующими принципами (слайд № 14 ) и старюсь воспитать и развить в детях данные общечеловеческие ценности .(слайд №15)

Руководствуясь концепцией воспитания РК, обозначила для себя следующие воспитательные направления (слайд №16). Работая в данных направлениях, ставлю конкретные цели, а главное в моей работе- это участие вместе с детьми, а именно восприятие их как личность давайте продемонстрируем каждое направление в отдельности (слайды № 17-31) останавливаться на каждом направление.

Далее хочу представить классное самоуправление, которое отличается тем, что классный руководитель тоже вместе с деть ми участвует в этом управлении. Т.е. она является таким же членом классного коллектива как и учащиеся, тогда дети воспринимают себя равными по отношению к учителю, а следовательно самооценка и уверенность возрастает .(слайд№32)

Определить какие мы: рамантики, энтузиасты, мечтатели.(слайд №33 )

Как можно реализовать все это, конечно же через (слайд№34)

И применить следующие способы достижения цели(слайд №35)

И так подведем итог: (слайд №36)

Результатом моей деятельности является модель выпускника, которая представляет из себя личность, которая основана на я-концепции, т.е.(пречисление по слайду №37)

Чтобы был такой результат как же ч веду контроль и управляю классом? Спросите вы. Чтобы управлять классом, нужно следовать следующей намеченной работе(слайд №38)

Далее хочу представить мониторинговую систему контроля в различных направлениях работы (слайды № 39-43) из этого видно, что все таки работая вместе с учащимися, включаясь в работу, делая вместе с ними, выступая вместе с ними можно достичь следующих результатов. Наши достижения представлены в следующих слайдах.

(44-51). Я надеюсь, что я смогла отразить свою деятельность классного руководителя и вы узнали что-то новое. Закончить свое выступление, хочу словами, которые написал Сенека « Если человек не знает, к какой пристани направить свой корабль, ни один ветер для него не станет попутным» Я хочу вам пожелать успехов и попутного ветра вам в вашей работе. Спасибо за внимание!

Исполнитель Тулешова А.М.