"советская россия" - независимая народная газета. Тема родины в творчестве а. а. блока

1. Общественно-политическая обстановка.
2. Переживания за судьбу России.
3. Тема родины в творчестве Блока.
4. Новый образ России.
5. Россия — «живое существо».
6. Главная задача писателя.

Русь!Русь! Какая непостижимая тайная сила влечет к тебе и почему слышится и раздается постоянно в ушах твоя тоскливая, несущая по всей длине и ширине твоей, от моря и до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет и рыдает, и хватает за сердце? Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами?.
Н. В. Гоголь.

Конец XIX — начало XX века в России — время значительных перемен, это и разочарования и ожидания свержения существующего общественно-политического строя, период ожидания чего-то лучшего в жизни страны. Все эти события, несомненно, не могли не отразиться в русской литературе. Вечная тема в творчестве каждого поэта и писателя — это тема родины. Художники слова очень часто и во все времена с упоением обращались к этой важной теме. Сам А. А. Блок и его творчество является великим явлением русской национальной художественной культуры. Стихи и поэмы А. А. Блока стали вершиной русской поэзии начала XX века. В творчестве поэта тема родины приобретает особое значение, ведь он жил в то сложное время — на рубеже веков. Писатель в своем творчестве очень сильно переживал за прошлое, настоящее и будущее России. События февраля 1917 года Блоком были встречены с восторгом. Поэт стал свидетелем двух революций, он видел их предпосылки и последствия. В этот тяжелый период времени он не бросил свою страну, не эмигрировал, как это сделали многие его соратники. Блок остался здесь и душевно переживал все события, взлеты и падения страны. Сам поэт так говорил о том сложном и противоречивом времени: «Мы — дети страшных лет России — Забыть не в силах ничего! Испепеляющие годы!». Именно в эти моменты жизни возникает главный вопрос — это дальнейшее развитие нашей страны.

С 1907 года в творчестве А. А. Блока на первый план выходит тема России, ее настоящее и будущее. С 1907 по 1916 год у поэта на эту тему появляются такие замечательные произведения, как цикл «Родина», пьеса «Песня Судьбы», публицистические статьи «Солнце над Россией», «Дитя Гоголя», «Памяти Врубеля». В одной незавершенной статье сам Блок так писал о России — «огромное, родное, дышащее существо».

Предчувствие поэта грядущих перемен, необычайных мятежей — все это особенно подчеркивало любовь поэта к великой России, делало ее более обостренной и противоречивой. В конце 1908 года Блок отправляет очень важное по своему значению письмо К. С. Станиславскому, где поэт указывает о необычайной связи, возникшей у него с темой о России: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это — первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни... Недаром, может быть, только внешне неловко, внешне бессвязно, произношу я имя: Россия. Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или погибель...».

В раннем творчестве поэта тема родины не является самостоятельной, все происходящие события в жизни неразрывно связаны с русским пейзажем:

Видно, дни золотые пришли,
Все деревья стоят как в сияньи.
Ночью холодом веет с земли;

Утром белая церковь вдали
И близка и ясна очертаньем.

Сами стихотворения Блока — это олицетворение искренней любви к своей родине, стремление увидеть ее свободной, счастливой, и уже не имеет значение, что она бедна, унижена и скованна:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слезы первые любви!..

Поэт не перестает верить в величие и мощь страны, которая переживает не.лучшие времена. Заслуга поэта заключается в том, что он создал новый, необычный образ России: страна поэта представляется, как женщина, жена и подруга:

О, Русь моя! Жена моя!

Для более полного описания образа России в своих стихах Блок использовал различные символы. Каждый символ у поэта скрывает за собой глубокий смысл простых и обычных вещей. Очень наглядно это видно в стихотворении «Россия».

А ты все та же — лес да поле,
Да плат узорный до бровей...

Читая эти строки, вначале, кажется, что речь идет о земле, стране, о великих русских лесах и полях. Но тут же следующая строка — «плат узорный до бровей» — без какого либо олицетворения рисует женщину. Писатель в своих стихотворениях показывает родину не как мать (именно так русские поэты XIX века изображали Россию), а как тоскующую жену, невесту, возлюбленную. Отношения поэта а с Россией напоминают любовный роман: «О, бедная моя жена», «...невеста, Россия», «И пусть другой тебя ласкает...», «Помяни за раннею обедней мила друга, светлая жена...». Именно так поэт обращается к родине. Перед читателями Россия является то «статной царевной» — она «обнимает рукой» и «оплетает косой», то прекрасной девушкой «разбойной красы», то сказочной красавицей, которую пленил колдун. Поэтический образ России-жены, красавицы у Блока наделен живыми человеческими чертами:

Нет, не старческий лик и не постный
Под московским платочком цветным!
Сквозь земные поклоны да свечи,
Ектеньи, ектеньи, ектеньи —
Шопотливые, тихие речи,
Запылавшие щеки твои...

Сам поэт видит родину, как живое существо, которое «живет и дышит» рядом с человеком: «Чем больше чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь ее себе как живой организм». Живому образу родины свойственны так же и черты женского характера — это и душевное беспокойство, неукротимая и необычайная страсть, возвышенное чувство воли и долга. Это женщина по имени Россия очень сильная, а с другой стороны, она и сама нуждается в защите. Образ родины у поэта связан как с образом верной жены, любимой женщины, так и с неукротимой цыганкой.

В патриотической лирике Блока главная задача — это показать Россию, как громадную страну, которая еще пока не проявила всю свою мощь, энергию и силу, как страну, которая неудержимо рвется к новой жизни. Россия вся обязательно устремиться вперед — в бескрайную «даль веков». Творчество поэта и по сей день является призывом к борьбе за улучшение как жизни людей, так и страны в целом. Россия должна встать перед нами во всей своей красоте, именно к этому и шел в своем творчестве Блок. И недаром А. Белый сказал о поэте, что «А. А. Блок — первый поэт русской земли». Все эти прекрасные стихи прославленного поэта о России являются доказательством его необычайной нежности и преданности к своей родине.

Тема Родины относится к числу вечных в русской литературе. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве Блока эта тема обретает особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: «Мы - дети страшных лет России». Предчувствие «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей» отбрасывает особый отблеск на любовь Александра Блока к России, делает ее противоречивой и обостренной. Так на раннем этапе возникает облик сказочной Руси, которую поэт сравнивает с молодой заколдованной девушкой, погруженной в глубокий сон:
Ты и во сне необычайна,
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю - и за дремотой тайна,
И в тайне - ты почиешь, Русь.
Мы видим идеальный образ России, лишенный конкретных исторических черт, в нем много мистического, тайного. Мир ранней поэзии А. Блока - это мир прекрасной мечты. Проходит время, и сквозь романтическую дымку просвечивается иной облик России - нищей, серой, печальной.
Трагедия личного столкновения со страшным миром прозвучала в стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека...», в котором самой
композицией подчеркнута полная безысходность, замкнутость жизни в страшный круг.
Умрешь - начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Однако страшный мир - это не только мир вокруг поэта, это и мир в нем самом. В известном стихотворении, надолго ставшим символом поэзии А. Блока («Незнакомка»), лирический герой принадлежит двум мирам: миру мечты, поэзии, где все окутано дымкой тайны, но он же не отделяет себя от низменного, пошлого мира «испытанных остряков», бездушной природы, в которой самое поэтическое ее явление - луна на небе - превращается в мертвый диск. Блок всю жизнь был непримиримым врагом бездуховности, заглушающей человеческое в человеке. Незнакомка - это красота, вознесенная над пошлостью, врачующая и очищающая душу. Но заканчивается стихотворение возвращением лирического героя от мечты к реальности.
Страшный мир, созданный А. Блоком, - это тоже Россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы принять, полюбить свою страну даже в таком неприглядном виде. И уже не идеализируя Родину, замечая все уродующие ее черты, поэт говорит о своей любви-ненависти в стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно...». Неприглядный облик реальной России встает перед читателем: здесь после совершения греха лицемерно раскаиваются, а потом продолжают ту же жизнь, в которой можно «пса голодного от двери, икнув, ногою отпихнуть». Покаяние здесь лишь минутно, подавая грош в церкви, люди тут же, вернувшись, обманывают своего ближнего. Моментами стихотворение звучит почти как сатира. Но тем неожиданнее и сильнее его финал:
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
В том, что Россия такова, поэт видит не позор ее, а беду, не порок, а болезнь. Одним из первых непосредственных обращений А. Блока к теме России стало его стихотворение 1906 года «Русь». Страна предстает в нем как заповедное, сказочное пространство:
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И смутным взором колдуна...
Так я узнал в моей дремоте
Страны родимой наготу.
Россия как бы спящее заколдованное царство, и лирический герой проникается ее тайной, его живая душа погружена в дремоту. И явь, которая может стать отталкивающей и страшной, лишь проступает сквозь тайну. Идеальный образ России словно огражден от вторжения реальности.
Итогом размышлений А. Блока о судьбах своей страны стал
цикл стихов «Родина», который создавался с 1907 по 1916 год. К самым различным аспектам сложной и драматической темы обращается поэт в этом цикле. Символом России становится тихий дом в густой траве. Начинается война 1914 года, и все яснее в последних стихотворениях звучат мотивы будущей России. Это ощущается в стихотворениях «Петроградское небо мутилось дождем...», «Я не предал белое знамя...», «Коршун» и других. Однако тема трагического предвидения появляется в стихотворениях из цикла «Родина», написанных задолго до войны 1914 года, объединенных общим названием «На поле Куликовом». Созданы они в 1908 году и посвящены одному из самых значительных событий в истории России. В 1912 году Блок писал: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям в русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Мы видим, что образ Родины приобретает для Блока исключительное значение, поэтому личные искания поэта неотделимы от поисков счастья для родной страны. В объективном мире, пусть страшном, Блок ищет для России спасение. В поисках идеала и пути в будущее Блок обращается к прошлому страны, к его истокам, стремится осмыслить исторический путь. Куликовская битва для него - символ величайших испытаний, которые Россия, несмотря ни на что, преодолела. Значение битвы было не столько военным, политическим, сколько духовным. И не случайно обращается к этому событию поэт в предвидении трагических лет России. Свое единение с ней Блок все острее ощущает, предчувствуя страшные потрясения. Современность и история максимально сближаются, и победа нашего народа над врагами - это итог великой героической борьбы, которая была в прошлом и ожидает Россию в будущем. Горькие размышления о Родине способствовали появлению его произведения «Двенадцать». Не все принимает Блок в революции. В «Двенадцати» и «Скифах» поэт воспевает не столько стихию, разрушительную силу, а ее созидательное начало. Он видел и темные, и светлые стороны. Но слишком велика была его любовь к России, надежда на ее возрождение, чтобы мрачные настроения могли одержать верх в душе поэта. Вот какой видит он Родину в «Скифах»:
Россия-Сфинкс, ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит в тебя,
И с ненавистью, и с любовью!..
На мой взгляд, все предреволюционное творчество Блока подготовило его к восприятию октябрьских событий. Взбунтовавшаяся «стихия» выплеснулась на улицу, чтобы сокрушить «страшный мир». И в то же время А. А. Блок чувствовал, что «стихия», не одухотворенная гуманистической идеей, неизбежно выродится в бунт - «бессмысленный» и «беспощадный». Мне кажется, об этом поэма «Двенадцать». Блок пророчески предупреждает: нельзя утвердить торжество мировой справедливости на крови и страданиях людей. Не освященная великой гуманистической целью революция становится слепой силой, одинаково уничтожающей и правых, и виноватых.
Вот почему в финале поэмы появляется Иисус Христос как символ предостережения. Поэт скорбит по России, оплакивает ее судьбу. Но А. Блок горячо любил несчастную, израненную, но не сломленную душу Родины. Поэтому эта тема проходит через все творчество поэта, рождая безграничную любовь к России

Тема родины в творчестве А. Блока

личность поэта всегда перед читателем.

В. Я. Брюсов

Тема Родины является главной в творчестве А. Блока. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь здесь - жизнь или смерть, счастье или погибель», - говорил поэт.

Блок начинал свой творческий путь как символист. Основная тема юношеской лирики поэта - ожидание и предчувствие чудесных перемен, идеальный мир мечты и фантазии, где нет общественных конфликтов, человеческих слез, есть только музыка, «улыбки, сказки, сны».

Блок в течение многих лет искал свой поэтический идеал - высокий, святой, общезначимый. Он находит его в образе Родины. Его Прекрасная Дама спустилась с небес на землю, и Блок переходит от мечтаний юности к зрелому творчеству. С приходом к теме России поэзия Блока обретает широкое звучание.

В стихотворении «Русь» (1906) поэт изображает сказочную страну. Он и называет свое произведение старым, древним именем России. Читатель погружается в сказочный мир. Здесь и колдуны, и ведуны с ворожеями, и ведьмы с чертями. Стихотворение насыщено образами русского фольклора и преданиями русской старины. Сама же Русь предстает как таинственный волшебный край:

Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю - и за дремотой тайна,
И в тайне - ты почиешь, Русь.

В Руси поэту видится много языческого, древнего, только ей свойственного, отличающего ее от других стран. Сначала кажется, что тайна Руси в ее сказочности, в том, что ведуны «чаруют злаки на полях», метет снежная вьюга, а вихрь «поет преданья старины». Однако затем становится ясно, что загадка России в чем-то ином, и ее можно разгадать только тогда, когда живешь одной жизнью с народом:

Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол,
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.

Значительно позже в стихотворении «Скифы» Блок скажет: «Россия - сфинкс» и будет противопоставлять ее европейским странам. Но уже в этом стихотворении о загадочной Руси поэт говорит об особом пути и особой миссии своей страны, потому что она сумела сохранить «живую душу» своего народа:

Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах, ты,
И вот - она не запятнала
Первоначальной чистоты.

Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены…

Русь для поэта не просто географическое или историческое понятие. Это живое существо, которое представляется ему русской девушкой - колдуньей из старинных преданий. В этом стихотворении слышатся мотивы преклонения перед любимой женщиной, те самые мотивы, которые характерны для ранней любовной лирики Блока. Он восторженно и почтительно любуется Россией-женщиной и, подчеркивая свое преклонение перед ней, заканчивает стихотворение вариацией его первой строфы:

Дремлю - и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь,

Она и в снах необычайна.
Ее одежды не коснусь.

Но, несмотря на восприятие Родины как сказки, как древней песни или легенды, поэт сумел увидеть «страны родимой нищету»: «утлое жилье», «лоскуты» «ее лохмотий», вихрь, «свистящий в голых прутьях», печальную дорогу на погост.

Социальные мотивы, только намеченные в стихотворении «Русь», получают развитие в стихотворении «Россия» (1908). Уже первые строки этого стихотворения напоминают нам стихотворение Лермонтова «Родина». Читая его, мы так же представляем картину движения по проселочной русской дороге:

И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи…

«Странная» любовь Блока к отчизне не связана с любовью к ее богатствам. Поэт принимает родину такой, какая она есть: в нищете и унижении. «Нищая Россия» дорога Блоку, потому что это его родина, какая бы неприглядная она ни была. Заметна любовь Блока и к неброской русской природе.

Переосмысливая некрасовские традиции, Блок соединяет образ Руси с обликом почти некрасовской красавицы-крестьянки. У нее «плат узорный до бровей», а на глазах слезы. По-некрасовски также звучит строка: «И лишь забота затуманит твои прекрасные черты…» Фраза о «прекрасных чертах» явно напоминает и блоковскую Прекрасную Даму, но слова «разбойничья краса» несколько снижают небесный бесплотный образ, делая его более близким и родным, так как ассоциируются с русским фольклором. Русь, в понимании Блока, не смиренная кроткая красавица с эфемерными чертами. Она сильная и решительная женщина.

Но Россия предстает в лирике Блока не только прекрасной и загадочной. Здесь и «серые избы», и расхлябанные дороги, и унылая песня ямщика. Вместе с лирическим героем читателя охватывает острое чувство боли за свою Родину, которая дорога поэту, несмотря на все ее беды и страдания:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне слезы ветровые -
Как слезы первыя любви!

Противоречие между поэтическим идеалом Блока и реальной картиной, которую видит поэт, порождает ощущение трагичности. Блок предчувствует, что России грозит время катастроф, а «разбойная краса» ее будет отдана «чародею». Но он готов нести «свой крест», как несет его русский народ, на долю которого выпадают тяжкие испытания. Он верит в будущее России:

Пускай заманит и обманет, -
Не пропадешь, не сгинешь ты…

В стихотворении явно угадывается образ летящей гоголевской Руси-тройки. В последних строках слышится твердая вера поэта, которую он разделяет с Некрасовым, в то, что русский народ вынесет все. «Одной слезой» будет больше, но Россия останется все той же, все теми же будут «лес, да поле, // Да плат узорный до бровей». Таким образом, Блок соединяет прошлое, настоящее и будущее своей Родины. Поэтический образ будущей России настраивает на оптимистический лад. Вслед за поэтом мы верим в особую судьбу своей страны:

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

Множество произведений Блока посвящено теме Родины. Он сумел в них, следуя богатой литературной и фольклорной традиции, внести нечто новое, только ему свойственное в освоение этой темы. Основной особенностью патриотической лирики Блока стало то, что любовь к Родине у него - это переживание глубоко личное. Россия с ее историей, традициями, с ее таинственной русской душой, с огромным потенциалом ее народа давала поэту надежду на лучшее будущее.

Основная часть творчества Александра Блока относится к дореволюционному периоду, времени полной дискредитации человеческих чувств. В этом мире все фальшиво и продажно: и дружба, и любовь, и сострадание... Единственным чистым чувством остается для Блока любовь к Родине. Только на нее может опереться истерзанная одиночеством, непониманием окружающих и фальшью чувств душа поэта.

Путь Блока не прост и не гладок, но в судьбе и творчестве его чувствуется строгая логика образа России.

Сам поэт писал: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь здесь – жизнь или смерть, счастье или погибель».

Почти все, совершенное Блоком, было сделано во имя русской земли, во славу русского народа. Читаем ли мы его «Русь», «Россию» или другое какое-нибудь юношеское стихотворение, исполненное сыновней любви к родному краю, перед нами возникает образ страны со своей особой, неповторимой и возвышенной судьбой – историей.

В поисках идеала и пути в будущее Блок обращается к прошлому России, к ее источникам. Сопоставлению прошлого и будущего родной земли посвящен цикл «На поле Куликовом». Именно в прошлом поэт ищет животворную силу, позволяющую Руси не бояться «тьмы – ночной и зарубежной», скрывающей ее путь.

Пять стихотворений из цикла «На поле Куликовом», созданных в годы первой русской революции, говорили о том, что Блок умел чувствовать милую его сердцу Русь чутко и трепетно:

Я вижу над Русью далеко

Широкий и тихий пожар…

Всего десять лет спустя новый пожар тысяча девятьсот семнадцатого года перевернул судьбу России.

Однако не прошли бесследно для душевного равновесия поэта дни, когда лилась невинная кровь, а вокруг лежали разоренные разбоем земля и культура. Да и с Шахматовым, любимым местом всей семьи, было покончено: разграблена усадьба, сожжена бесценная библиотека. А в довершение всего Блок был арестован. Луначарский в письме ЦК к Ленину писал: «Поэт Александр Блок, в течение этих четырех лет державшийся вполне лояльно к Советской власти и написавший ряд сочинений, учтенных за границей как явно симпатизирующих Октябрьской революции, в настоящее время заболел нервным расстройством». Нервным расстройством… И ни слова о смертельной болезни сердца, цинге, истощении, опухоли суставов. Ни слова о бескорыстной работе поэта в Наркомпросе.

Характер чувства к России, ее восприятие менялись, но любовь к ней Блок пронес через всю жизнь. Эта любовь спасала его в страшные годы, когда, иссякая от внутреннего мрака и отчаяния, все же оставалась «путеводительным маяком», освещая дорогу и побуждая выполнять свой долг. И поэтому в стихотворении «Последнее напутствие» поэт говорит о том единственном, что выводит из «постылого «круга бытия».

Это «единственное» – Россия.

…еще леса, поляны,

И проселки, и шоссе,

Наша русская дорога,

Наши русские туманы,

Наши шелесты в овсе.

Блок создал особенный образ Родины. Это образ красавицы Женщины, возлюбленной невесты. Ее лик светел, «светел навсегда», она хранит первоначальную чистоту души поэта. Это женщина с прекрасными чертами, «разбойной красотой», повязанная в «плат узорный до бровей».

О Русь моя! Жена моя!

Нам ясен долгий путь!..

И нет конца!

Она никогда не пропадет и не сгинет, с нею «невозможное возможно», – она ведет на вечный бой, перед ней лежит долгий путь.

Выхожу я в путь, открытый взорам,

Ветер гнет упругие кусты,

Битый камень лег по косогорам,

Желтой глины скудные пласты.

Разгулялась осень в мокрых долах,

Обнажила кладбища земли,

Но кусты рябин в проезжих селах

Красный цвет зареет издали.

Вот оно, мое веселье, пляшет

И звенит, звенит, в кустах пропав!

И вдали, вдали призывно машет

Твой узорный, твой цветной рукав.

Необъятные просторы, песни ветровые, дороги дальние, тройки удалые, расхлябанные колеи, дали туманные, «неба осветленный край средь дымных пятен» – такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия. Ее он любил, ждал для нее перемен, надеялся, что с приходом тысяча девятьсот семнадцатого года «свет одолеет тьму».

Вся лирика Александра Блока – поэтический дневник жизни русского человека на рубеже двух веков.

Это все – о России
Александр Блок

В 1911–1912 гг. Блок переработал свои пять сборников в трехтомное «Собрание стихотворений». Это уникальный «роман в стихах», «лирическая трилогия». Блок называл свое творчество процессом «вочеловечивания». Трилогия «вочеловечивания» отражает три этапа этого процесса. «Теза» первого с поклонением идеалу противопоставлена «антитезе» второго, с разгулом стихии реального мира и утратой идеала. На третьем этапе происходит «синтез» – обретение новых положительных ценностей.

Основу третьего тома лирики составили два цикла стихов «Страшный мир» и поэма «Возмездие». Ощущение неблагополучия мира, нищета и бедность, ставшие уделом большинства, – все это переживалось Блоком как проявление неправильных общественных отношений, которые рано или поздно будут устранены. Через несколько лет Блок назовет себя представителем «кающегося дворянства со сложностями».

Героиней третьего тома «романа в стихах» стала певица Любовь Дельмас. Блока поразило ее исполнение партии Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе. «Кармен» – так называется цикл стихов, посвященных Дельмас, под этим именем она войдет в творчество Блока. Дельмас была одной из самых счастливых привязанностей Блока.

Однако господствующими в стихах третьего тома продолжали оставаться настроения отчаяния, жажды гибели. Уже заглавия отдельных стихотворений – «Пляска смерти», «Черная кровь», «Унижение», «Демон» – и цикла «Страшный мир» отражают эти мотивы.

Чтение наизусть стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…» (1912)

Собирательным образом всех утраченных ценностей становится родина. Поэт охвачен тревогой за ее судьбу. Мир человеческой жизни соотносится с миром высшей гармонии, которая мыслится как некая музыкальная цивилизация, сталкивающаяся с «безмузыкальной» буржуазной цивилизацией.

Одно из первых, посвященных Родине стихотворений, – «Русь». Оно вошло во вторую книгу лирики Блока. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении – как стрела, прямой…» , – писал поэт.

Прочитаем стихотворение «Русь» . Мы видим, что это именно Русь, а не Россия – древняя, дикая, языческая, заколдованная: «Русь, опоясана реками / и дебрями окружена, / С болотами и журавлями, / И с мутным взором колдуна…» . Здесь и «ночные хороводы / Под заревом горящих сел» , и «ведуны с ворожеями» , и «ведьмы тешатся с чертями» , и «преданья старины» , и пути и распутья.

В этом стихотворении поэт говорит об интуитивном постижении тайны народного духа, духа России, которым она жива.

В третьей книге лирики теме России посвящен целый раздел «Родина» (1907–1916) .

Какими бы горькими словами ни описывал Блок настоящее своей Родины, он всегда верил в ее будущее. Всегда помнил: в русской истории не однажды бывали периоды, когда казалось, что страна находится накануне гибели и порабощения. Совершенно исключительное значение придавал поэт Куликовской битве. Он называл ее «символическим событием русской истории» , которому суждено возвращение и разгадка которого впереди. В цикле «На поле Куликовом» события XIV века становятся поводом для размышлений о судьбах современной России.

Цикл «На поле Куликовом» – предчувствие грядущих бурь, предвидение трагедий. Поэт видит весь исторический путь страны – от «поля Куликова» до современных ему событий. Лирический герой – и древний русич-воин, и современник поэта. Единство времени, пространства, переживаний передано рядом символов, вписанных в динамичный пейзаж, полный тревоги, энергии и внутренней силы:

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!

Блок показывает Россию как великую страну на перепутье между Востоком и Западом, говорит о ее противоречиях, о ее величии, ее избранности (продолжая традиции Тютчева). В этом цикле образ Вечной Женственности трансформирован в образ Родины. Родина не мать, но жена: «О, Русь моя! Жена моя! До боли / Нам ясен долгий путь!» . Речь идет от лица лирического героя, который не отделяет свою судьбу от судьбы страны:

Я – не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!

В третьем стихотворении цикла образ Святой Руси сливается с образом богоматери.

Четвертое стихотворение полно тревоги и тяжких предчувствий. Несколько раз встречаются слова «вековая тоска», «тоска могучая»:

Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали…

Образы у Блока обладают философской глубиной, символы приобретают все новые смыслы. Образ пожара особенно страшен, потому что он «тихий» – может быть, долгий, постоянный, неугасимый: «Я вижу над Русью далече / Широкий и тихий пожар» .

Пятому стихотворению предпослан эпиграф из Вл. Соловьева: «И мглою бед неотразимых / Грядущий день заволокло» . В первой строфе Блок перефразирует Соловьева так, что поле Куликово осмысливается как метафора России. Лирический герой предчувствует «начало высоких и мятежных дней» . Вечный непокой, тревога подчеркивается словами «как бывало». И последняя строфа звучит грозным и страстным предостережением, призывом:

Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. – Молись!

К 1908 году относится и стихотворение «Россия» , во многом программное. Отчетливо видна перекличка со стихотворением «Русь». Начинается стихотворение так часто повторяющимся в цикле словом «опять». Образ гоголевской Руси-тройки Блок переосмысляет: здесь нет стремительности движения – «И вязнут спицы росписные / В расхлябанные колеи…» . Неспешный ритм и обилие многоточий тоже «замедляют» движение. Образ дороги, традиционный для всей русской литературы и восходящий к фольклору, проходит через все произведения – с первой до последней строфы. Здесь явны некрасовские мотивы.

Признание в любви, горькой и неизбежной, передано с большой силой и искренностью:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, –
Как слезы первые любви!

Обратите внимание на то, что у Блока по правилам современной ему орфографии было «слезы первыя любви» , то есть «слезы первой любви».

Образ России приобретает почти конкретные черты: «А ты все та же – лес, да поле, / Да плат узорный до бровей» . Так несколькими словами Блок создает зримый, ясный, узнаваемый образ.

Блок создал неповторимый образ России-жены. Родина для него – надежда и утешение. Россия предстает как загадочная стихия, как страна громадной, еще не выявленной мощи и энергии. С ней «и невозможное возможно» , она ведет на «вечный бой» , указывает путь вперед, в будущее. Блок возвращается к идеалу поэта-гражданина, осознающего свою великую ответственность за судьбы Родины и народа. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь здесь – жизнь или смерть, счастье или погибель» , – написал Блок в 1908 году.

Домашнее задание

Письменно проанализировать одно стихотворение, посвященное России:

«Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» (1910),

«На железной дороге» (1910),

«Грешить бесстыдно, непробудно…» (1914),

«Дикий ветер…» (1916)

«Коршун» (1916)

Литература

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001

Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005

Евгения Иванова. Александр Александрович Блок. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть вторая. XX век. М., 1999