Психологическое преодоление трудностей и стратегии совладания. Стратегии преодоления психологической травмы. Способы психологической защиты и ее преодоления — Флегматический темперамент

Сам термин совладающего поведения в отечественной психологии не так давно - в 90-е годы. Первые исследования в этом направлении проводили: В. С. Мерлин, К. К. Платонов, Л. И. Уманский, Л. И. Анцыферова, Б. М. Теплов. Так же свой вклад внесли и такие ученые как: Л. Г. Дикая, В. И. Суслова, Н. А. Сирота, Р. К. Назыров, В. М. Ялтонский, С. К. Нартов-Бочаров, А. А. Бородина и др. В основном в этих исследованиях проводился анализ различных наработок зарубежных авторов. Большинство исследований по проблемам совладания носит теоретико-аналитический характер .

Приведем наиболее известные и значимые исследования в этой области.

В современной отечественной психологии ведутся исследования, направленные на выявление личностных характеристик, отвечающих за успешную адаптацию и совладание с трудными жизненными ситуациями в разных сферах жизнедеятельности. К личностным копинг-ресурсам относят: Я-концепцию, восприятие социальной поддержки, локус контроля, эмпатию, низкий нейротизм, аффилиацию и другие психологические характеристики. С когнитивной сферой связаны такие стратегии, как отвлечение и проблемный анализ, с эмоциональной -- эмоциональная разрядка, пассивное сотрудничество, оптимизм, сохранение самообладания, с поведенческой -- отвлечение, активное избегание, альтруизм, конструктивная активность, поиск поддержки.

Л.И. Анцыферова в своей ценностно-смысловой теории описала динамику копинг-поведения. Она исследует динамику сознания и действия личности в трудных жизненных ситуациях, которые, по ее мнению, являются результатом психической переработки человеком жизненных событий с позиций своей, лишь частично осознаваемой, индивидуальной картины мира. Совладание, по ее мнению, нужно понимать как упрощенное определение трудных жизненных ситуаций, которые понимаются как обстоятельства жизни, требующие от человека таких действий и условий, которые находятся на границе его адаптивных возможностей или даже превосходят имеющиеся у него резервы. При рассмотрении сложных жизненных ситуаций, нужно учитывать главное - ценность, которая в определенных условиях может быть потеряна или уничтожена. Именно потеря ценности и делает ситуацию стрессовой. Для того чтобы сохранить, защитить, утвердить данную ценность, человек использует разнообразные приемы изменения ситуации. Так, чем более значимое место в смысловой сфере личности занимает находящийся в опасности объект и чем более интенсивной воспринимается личностью угроза, тем выше мотивационный потенциал совладания с возникшей трудностью.

Согласно данной теории, реакция на травмирующее событие протекает поэтапно. В начале человек реагирует на сенсорном уровне -- наблюдается состояние оцепенения. На втором уровне оно сменяется активностью личности - когнитивным оцениванием. Это процесс распознания особенностей ситуации, выявления негативных и позитивных ее аспектов, определения смысла и значения происходящего. Выбор стратегии совладания с травмирующим событием, сложной жизненной ситуацией, зависит от уровня развития данного механизма, от умения человека с разных точек зрения рассматривать трудную ситуацию и применять приемы ее переоценки. Основной целью и результатом когнитивного оценивания можно считать заключение человека о способности контролировать данную ситуацию. В случае, когда человек считает ситуацию подконтрольной, включаются конструктивные стратегии совладания. Наоборот, ощущение фатальности, власти ситуации над человеком приводит к внешнему локусу контроля и, как следствие, выбор стратегий избегания, подавления, невозможности отказаться от использования психологических защит. Анцыферова

Относительно самого когнитивного оценивания можно сказать следующее. В.А. Бодров выделяет следующие факторы оценки события как стрессогенного:

· эмоции, связанные с данным событием. Причем, эмоции могут быть как резко отрицательные, так и положительные высокой интенсивности.

· неопределенность ситуации, вызванная дефицитом информации или непредсказуемостью. Необходимость действовать в ситуации неопределенности, нехватки сведений, повышает вероятность ошибки, снижает эффективность деятельности, тем самым вызывая повышенную тревожность субъекта.

· значимость события, отражающая степень его опасности для человека (или окружающих) и важность для достижения конечного результата. Значимость может быть высока как в прямом смысле -- если речь идет о какой-либо чрезвычайной ситуации, так и в переносном -- если речь идет исключительно о субъективной значимости ситуации.

В работе Ф.Б. Березина изучена корреляцию ощущения угрозы с личностной тревожностью и предшествующим опытом человека. Автор делает вывод, что «возникновение психического стресса в определенной ситуации может отмечаться не в силу ее объективных характеристик, а в связи с субъективными особенностями восприятия и сложившимися индивидуальными стереотипами реагирования» [Битюцкая]

Также, Л.И. Анцыферовой принадлежит классификация стратегий совладания, среди которых:

· преобразующие стратегии совладания-- предполагается, что человек воспринимает ситуацию как проблему, которую можно положительно решить, а именно: намечает цели, намечает план решения, способы их достижения. Предполагается, что действия могут быть не только практическими, но и вербальными, либо представлять собой переосмысление проблемы. Эти стратегии делятся на: «сравнение, идущее вниз» - человек сравнивает себя с теми, кому еще хуже «сравнение, идущее вверх» - человек вспоминает о своих успехах в других областях, «антипицирующее совладение» и «предвосхищение печали» - человек психологически подготовиться к предполагаемым проблемам.

· приемы приспособления -- изменение отношения к ситуации, либо работа над собственными качествами. Здесь выделяют: позитивное истолкование, ролевое поведение, идентификация личности с более удачными людьми.

· вспомогательные приемы самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий - разнообразные техники борьбы с эмоциональными нарушениями, вызванные неустранимыми с точки зрения субъекта негативными событиями. Например, уход или бегство в трудной ситуации, который может осуществляться не только в практической, но и в чисто психологической форме. Следует упомянуть, что есть ситуации, когда уход может быть оправданной и конструктивной стратегией жизни. Однако бывают случаи, когда человек не может ни практически преобразовать проблему, ни уйти от источника опасности и страданий. Тогда чаще всего человек выбирает стратегии, основанные на эмоциях, - стратегиям психологической борьбы со своими негативными эмоциями и болезненными ощущениями. Эти приемы неконструктивны в том смысле, что не устраняют проблемы, но все же они адаптивны, поскольку облегчают психологическое состояние. Неконструктивными стратегиями поведения также являются различные способы психологической защиты.

· образование двух жизненных миров и раздвоение сознания под влиянием массовых бедствий - это, скорее, защитное поведение, позволяющее выжить в невыносимых условиях. Человек, прошедший войну или переживший длительное стихийное бедствие в дальнейшем испытывает серьезные трудности в адаптации к обычной реальности. Это приводит к отчуждению, замкнутости, непониманию. В сознании человека образуются два мира -- обычный и экстремальный. Причем, последний считается привычным и нормальным.

· влияние особенностей личности на выбор стратегий и успешность совладания-- конечно же, разные люди склонны к выбору тех или иных стратегий изначально. Сильные и энергичные холерики имеют склонность к выбору активных стратегий, слабые меланхолики -- пассивных. Кроме того, на выбор влияют и условия жизни. Человек, привыкший к борьбе с трудностями, скорее всего найдет способ преодолеть еще одну жизненную ситуацию. Имеет значение и локус контроля, и самооценка и мировосприятия .

Выделяют несколько подходов к определению стратегий совладания. Например, Р.М. Грановская и И.М. Никольская разделяют стратегии совладания следующим образом:

· Поведенческие -- любые поведенческие акты, позволяющие нейтрализовать очаг напряженности, устранить мышечные зажимы, снять психологическое напряжение.

· Эмоциональные - предполагается снятия очага напряжения методом эмоциональной разрядки, а также с помощью социальной поддержки.

· Познавательные -- снятие напряженности методом изменение субъективной оценки ситуации и соответствующее изменение уровня контроля.

Р. М. Грановская и И. М. Никольская в своих исследованиях проанализировали специфику основных копинг-стратегий и механизмов психологической защиты у детей, раскрыли их содержание и особенности совладания у детей в зависимости от возрастных, половых и личностных характеристик [Никольская]

А. В. Либиным, в рамках дифференциальной психологии, была создана структурно-функциональная модель поведения человека в трудных жизненных ситуациях. Он исследует важность положительных эмоций в плодотворном преодолении проблем. А.В. Либин считает психологические защиты и совладание различными стилями реагирования. Стиль реагирования, по его мнению, представляет собой вариант индивидуального поведения, характеризующий способы совладания человека с возникающими сложными ситуациями. Данное поведение может реализовываться в форме психологической защиты от неприятных переживаний, а также в виде реальной активности человека, направленной на решение проблемы. Стили реагирования являются промежуточным звеном между случившимися стрессовыми событиями и их последствиями в виде психологического дискомфорта, тревожности, соматических расстройств, сопутствующих защитному поведению, или же характерных для совладающего поведения душевного подъема и радости от успешного решения проблем.

С.К. Нартова-Бочаверисследует обусловленность выбора психологического преодоления жизненных проблем половыми стереотипами. Кроме того, ей принадлежат работы по сопоставлению возраста и выбора копинг-стратегии. А также, на выбор способа преодоления, по ее мнению, влияет принадлежность человека к тому или иному социуму. Сам копинг представляет собой индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями. Психологическое предназначение совладания состоит в том, чтобы наилучшим образом адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать или привыкнуть к ним и таким образом нейтрализовать стрессогенный эффект проблемы .

С. В. Фроловой принадлежат работы по исследованию стратегий преодоления кризисных ситуаций в подростковом возрасте. Она делит стратегии преодоления на несколько типов:

· Стратегия типа "А" поведенческого копинга: адаптивные - активное преодоление, альтруизм, частично адаптивные - поиск социальной поддержки, отвлечение, неадаптивные - изоляция, компенсация с использованием допинговых средств, уход от реальности.

· Стратегии типа "Б" когнитивного копинга: адаптивные - поиск решения проблемы, придание смысла, частично адаптивные - ориентация на мнение других, сохранение апломба, отрицание, неадаптивные - уход от проблемы, растерянность.

· Стратегии типа "В" эмоционального копинга: адаптивные - эмоциональное сосредоточение, частично адаптивные - поиск эмоциональной поддержки, эмоциональная разрядка, неадаптивные - подавление чувств, чувство вины, агрессивность, покорность.

Ю. В. Постылякова, изучая особенности ресурсов совладания со стрессами в разных видах профессиональной деятельности, отмечает, что в ситуациях, не поддающихся воспринимаемому контролю личности, могут быть использованы адаптивные стратегии избегания или эмоционально-ориентированная стратегия совладания со стрессом.

Самоконтроль, по мнению В. Н. Мясищева, входит в число тех черт, которые лежат в основе адекватных поведенческих реакций человека на внешние воздействия и являются чрезвычайно важными в плане разграничения нормы и патологии. Выдвинутое С.Л. Рубинштейном положение о внутренней эмоциональной регуляции деятельности базируется на признании органической включенности эмоции в ткань потребности, на раскрытии единства и взаимопроникновения эмоционального и мотивационного .

В целом, несмотря на многочисленные серьезные исследования, до сих пор имеются концептуальные и эмпирические трудности в объяснении совладающего поведения. Открытым остается вопрос об эффективности копинга. «Следует особо отметить, что совладание - это процесс, в котором на разных его этапах субъект использует различные стратегии, иногда даже совмещая их. Не существует таких стратегий, которые были бы эффективны во всех трудных ситуациях»

За последние годы собрано много материала по проблеме копингов. Вместе с тем, она вызывает все больший интерес ученых, т.к. копинг рассматривается как один из важных процессов социальной адаптации.

Понятию “психологическое преодоление” (coping) в зарубежной психологии посвящено значительное количество работ. Русскоязычные психологические журналы начали публиковать статьи по этой проблеме в конце 90 годов, которые опирались на исследования западных ученых.

Прежде чем рассматривать проблему преодоления следует на наш взгляд ответить на ряд вопросов: Когда возникает необходимость преодолений? Что мы преодолеваем? Какова природа критических ситуаций?

Стратегия преодоления, возникает, включаются (или не включаются): а) при столкновении личности с новыми для этой личности требованиями; б) когда ранее усвоенные и привычные формы реагирования уже не срабатывают; в) когда субъект сталкивается с невозможностью реализации своих планов и намерений, стремлений и ценностей.

Определение критической ситуации дает Ф.Е. Василюк: “Критическая ситуация в самом общем плане должна быть определена как ситуация невозможности, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.)”

Кризисные, жизненные ситуации описываются следующими понятиями: стресс, конфликт, фрустрация

Понятие “coping” происходит от английского “соре” – преодолевать и по содержанию оно ближе к понятию “адаптация”, которое в отечественной психологии до последнего времени применялось чаще.

Распространенность понятия “coping” объясняется рядом тенденций современной психологии.

Во-первых, освоением отечественными психологами теоретических концептов К. Левина и прежде всего понятия “психологическое жизненное пространство”. В понятии «психологическое жизненное пространство» ключевое место занимает концепт взаимосвязи личности и ситуации. Положение о том что ситуация определяет логику поведения человека требует уточнения. Ситуация влияет на возникновение у человека соответствующей диспозиции. Отсюда важное положение: существует тенденция к некоторой конгруэнтности между личностными диспозициями и ситуативными стратегиями, приводящая к тому, что люди с определенными типами диспозиций будут выбирать определенные типы социальных ситуаций и определенные стратегии поведения в этих ситуациях.

Во-вторых, большее внимание ученых к идеографическому подходу в психологии. Идеографический подход при объяснении поведения человека акцент делает не на параметры ситуации как таковой, а на характеристику восприятия, понимания и истолкование этой ситуации (К. Левин, Х. Томе, Л.И. Анцыферова).

Преодоление – индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями (С.К. Нартова-Бочавер).

Главная задача преодоления удержать человека в состоянии психического равновесия, когда он попадает в ситуацию неопределенности.

Выделяют модусы психологического преодоления: направленного на решения проблемы или на изменение собственных установок в отношении ситуации

Существует большое число классификаций , которые иногда дополняют друг друга, иногда противоречат. Так, говоря о чисто когнитивных стратегиях, выделяют: ищущие информацию и “толстокожие, “закрытые” для нее (E. Koplik). K. Parkers обращает внимание на прямое и психологическое подавления и на вытеснение фрустрирующих факторов.

Billings, R. Moos предлагают для рассмотрения три способа психологического преодоления: оценка ситуации, вмешательство в ситуацию и избегание.

Более развернутую классификацию предложил H. Weber: 1) реальное (поведенческое или когнитивное) решение проблемы; 2) поиск социальной поддержки; 3) перетолкование ситуации в свою пользу; 4) защиту и отвержение проблем; 5) уклонение и избегание; 6) сострадание к самому себе; 7) понижение самооценки; 8) эмоциональную экспрессию. Данная классификация не предел. Так C. Carver, M. Scheier выделяют 14 модусов психологического преодоления, а H. Thomae, анализируя жизненный путь нескольких возрастных групп, выделил 20 типичных реакций психологического преодоления.

Опубликован Бернский вопросник “способы преодоления критических ситуаций” в котором перечислено тридцать следующих стратегий: отвлечение (П1), альтруизм (П2), активное избегание (П3), компенсация (П4), конструктивная деятельность (П5), концентрированное расслабление (П6), самоизоляция (П7), солидарность (П8), поиск выхода из сложившейся ситуации (П9), обращение за поддержкой (П10), переключение (К1), восприятие ситуации в черном цвете (К2), принятие, стоицизм (К3), игнорирование деятельности (К4), сохранение самообладания (К5), юмор, ирония (К6) анализ проблемы (К7), относительность (К8), религиозность (К9), мыслительная жвачка (К10), осмысление (К11), повышение самооценки (К12), возмущение, жалость к себе (Э1), эмоциональная разрядка (Э2), изоляция, подавление (Э3), оптимизм (Э4), пассивное сотрудничество (Э5), безропотное смирение, фатализм (Э6), самообвинение (Э7), поиск виновных, ярость (Э8).

Всего опросник предлагает оценить поведение по 30 возможным вариантам, способам преодоления критических ситуаций. Обозначенные формы преодоления кризиса связаны с одним из трех уровней: с поведением (П), с когнитивными схемами (К) и с эмоциями (Э).

Классификация видов психологического преодоления, как справедливо отмечает С.К. Нартова-Бочавер, дело будущего. Она предлагает следующие возможные основания для классификации:

1) Ориентированность, или локус coping (на проблему или на себя).

2) Область психического, в которой развертывается преодоление (внешняя деятельность, представления или чувства).

3) Эффективность. Приносит стратегия желаемый результат или нет.

4) Временная протяженность полученного эффекта (разрешается ситуация радикально или требует возврата к ней).

5) Ситуации, провоцирующие coping-проведение (кризисные или повседневные).

О типичности стресса для педагогической деятельности из-за ее насыщенности такими стрессорами, как социальная оценка, неопределенность, повседневная рутина, говорят многие исследователи. Проявления стресса в работе учителя разнообразны и обширны. Так, в зарубежных исследованиях, как отмечает Реан А.А., в первую очередь выделяются фрустрированность, тревожность, изможденность и выгорание. В отечественных исследованиях в перечень стрессреакций учителей включается до 14 различных проявлений .

Большой интерес представляет то, как эти люди справляются с таким обилием стрессов, каковы факторы и стратегии их преодоления.

Рассматривая категории стрессоустойчивости (Реан А.А.), "фрустрационной толлерантности" (Митина Л.М.), социальной толерантности (Поварёнков Ю.П.) в отношении учителей, характеризуют их как профессионально важное качество личности учителя и факторы преодоления профессиональных трудностей.

В качестве фактора связанного с преодолением трудностей в исследованиях также описывают мотивацию профессиональной деятельности. Например, преобладание внутренней мотивации над внешней и связь мотивации со стрессоустойчивостью (Реан А.А.), или удовлетворенность профессией, отражающей осознание правильности выбора и его адекватности направленности личности (Кузьмина Н.В.) .

В качестве важного регулятора стрессоустойчивости описывают самооценку учителя, конкретизирующую отношение к себе. Оптимальной структурой самооценки учителя, по утверждению А.К.Марковой, является такая, в которой существуют минимальные различия между актуальной и рефлексивной самооценкой и максимальные различия между ретроспективной и актуальной, между актуальной и идеальной самооценками .

Становиться очевидным, что необходимо изучать не только факторы стрессоустойчивости, но и сам процесс преодоления трудностей. Перечень факторов очень разнообразен, необходимо указывать в какой ситуации эти факторы актуализировались, т.к. они могут быть как источником преодоления трудной ситуации, так и ее результатом, если ситуация является типичной, часто повторяющейся и т.д. Возникает предположение, что выбранная стратегия профессионального развития, этап на котором находиться специалист, характер, типичность и нетипичность трудностей в данном контексте, внутренняя установка на самосовершенствование могут очень сильно определять особенности преодоления трудных ситуаций, в том числе и разных видов стрессов. Мы попробуем в своем исследовании сопоставить особенности предпочитаемых стратегий совладающего поведения с опытом работы, который по нашему мнению отражает как этап профессионального развития, так и мотивационные аспекты этого развития.

Рассмотрим, каким образом представлен в психологической литературе процесс психологического преодоления трудностей, том числе и стрессов.

Работы, посвященные изучению феномена совладающего поведения, появляются в зарубежной психологии со второй половины XX века. В работе немецких авторов используется термин "bewaltigung" (преодоление). Отечественные исследователи понятие "копинг-поведение" интерпретируют как совладающие поведение или психологическое преодоление. Совладающее поведение подразумевает индивидуальный способ преодоления человеком затруднительной ситуации в соответствии с ее значимостью в его жизни и с личностно-средовым ресурсами, которые во многом определяют поведение человека.

Этот процесс имеет различные традиции понимания. Например, в психоаналитическом подходе совладание понимается как направленное на противоположные, по сравнению с психологической защитой, результаты, но в основе своей имеющее те же эго-процессы (А. Фрейд). Второй подход определяет совладание как качества личности, позволяющие использовать относительно постоянные варианты ответа на стрессовые ситуации. В третьем подходе совладание выступает как динамический процесс, который определяется субъективностью переживания ситуации и многими другими факторами.

Феномен психологического преодоления рассматривается в широком смысле - как элемент жизненного ориентирования ;

В узком смысле - как явление саморегуляции и регуляции поведения ; саморегуляции деятельности и поведения, регуляции функциональных состояний.

Лазарус Р. и Фолкман С. обозначили психологическое преодоление как когнитивные и поведенческие усилия личности, направленные на снижение влияния стресса. Активная форма копинг-поведения, активное преодоление, является целенаправленным устранением или ослаблением влияния стрессовой ситуации. Пассивное копинг-поведение, или пассивное преодоление, предполагает использование различного арсенала механизмов психологической защиты, которые направлены на снижение эмоционального напряжения, а не на изменение стрессовой ситуации.

Р. Лазарус выделил три типа стратегий совладания с угрожающей ситуацией: механизмы защиты Эго; прямое действие - нападение или бегство, которое сопровождается гневом или страхом; совладание без аффекта, когда реальная угроза отсутствует, но потенциально существует.

По мнению С. Фолкман и Р. Лазаруса, совладание выполняет две основные функции: регуляция эмоций (копинг, нацеленный на эмоции); управление проблемами, вызывающими дистресс (копинг, нацеленный на проблему).

Обе эти функции осуществляются в большинстве стрессовых ситуаций. Их количественное соотношение зависит от того, как оцениваются стрессовые ситуации. Оценка происходящего играет важную роль в процессе эволюции человека, от нее зависит интенсивность и характер эмоций, которые испытывает человек, встречаясь с проблемами. Выделяются два вида когнитивной оценки - первичная и вторичная.

Первичная оценка позволяет человеку решить, является ли данная ситуация угрожающей или ее можно отнести к ситуации изменения, которая не содержит в себе угрозы его благополучию. Она позволяет оценить силу стрессового воздействия, сопоставить возможность наносимого им вреда с индивидуальными возможностями.

Вторичная оценка дополняет первичную. Она определяет, какими методами можно повлиять на негативное событие и его исход, то есть процесс выбора механизмов и ресурсов преодоления стресса. С ее помощью человек решает, что он может сделать в данной ситуации. За когнитивной оценкой ситуации следует выработка механизмов преодоления стресса.

Лазарус Р. и Фолкман С. различают, в зависимости от интерпретации ситуации либо как неизбежной, либо как преодолеваемой посредством активности и борьбы с ней, два вида совладающего поведения.

Целенаправленное поведение на устранение или избегание угрозы (борьба или отступление), предназначенное для изменения стрессовой связи с физической или социальной средой, рассматривается как активное совладающее поведение .

Пассивное совладающее поведение представляет собой интрапсихические формы преодоления стресса, являющиеся защитными механизмами, предназначенные для снижения эмоционального возбуждения раньше, чем изменится ситуация.

А. Нэзу, Т. Дзурилла, М. Голдфрид первыми описали процесс разрешения социальных проблем или копинг-процесс. Это явилось теоретически важным моментом в изучении формирования активного совладающего поведения -- стратегий разрешения проблем. Активное разрешение проблем является когнитивно-поведенческим процессом, в результате которого формируется общая социальная компетентность личности.

Авторы выделили пять компонентов копинг-процесса: ориентация в проблеме, подключение когнитивного и мотивационного компонентов для общего ознакомления; определение и формулирование проблемы, ее описание в конкретных терминах и идентификация специфических целей; генерация альтернатив, разработка многочисленных возможных вариантов решения проблемы; выбор оптимального варианта решения проблемы; выполнение решения с последующей проверкой, подтверждением его эффективности .

А. Биллингс и Р. Моос выделяют три способа совладания со стрессовой ситуацией: копинг, нацеленный на оценку, - преодоление стресса, включающее в себя попытку определить значение ситуации и ввести в действие определенные стратегии: логический анализ, когнитивная переоценка и др; копинг, нацеленный на проблему, - совладание со стрессом, имеющее целью модифицировать, уменьшить или устранить источник стресса; копинг, нацеленный на эмоции, - преодоление стресса, включающее в себя когнитивные, поведенческие усилия, с помощью которых человек пытается уменьшить эмоциональное напряжение и поддержать аффективное равновесие.

При этом авторы считают, что имеет значение, какие задачи стоят перед человеком, характер этих задач и будет определять избираемую стратегию. Так, они выделяют пять главных задач, которые требуется решать во время поворотных жизненных моментов или кризисов: 1) определение смысла ситуации и понимание ее значения лично для себя; 2) противостояние ситуации и ответ на её требования; 3) поддержание отношений с членами семьи, друзьями, а также другими лицами, которые могут быть полезными в преодолении кризиса и его последствий; 4) поддержание эмоционального равновесия через управление расстроенными чувствами; 5) сохранение позитивного я-образа и поддержание чувства компетентности и мастерства .

Анализировав исследования совладающего поведения, А.Н. Дёмин отмечал "мозаичность, большое разнообразие исследований", он обращал внимание на существование "континуума исследовательских подходов, на одном полюсе которого располагаются каузальные, на другом - процессуально-ориентированные схемы" .

Каузальные в своей основе имеют формулу "исходный фактор - результат". Результаты делятся на кратко- и долгосрочные. К первым относят ситуативную эффективность, текущие эмоциональные переживания и физиологические изменения. Краткосрочные эффекты воплощаются в качество социального функционирования (особенности выполнения социальных ролей, достигнутый социальный статус), уровень удовлетворенности жизнью (самочувствие, моральное благополучие и т.п.), состояние здоровья. Процессуальные схемы тяготеют к феноменологической традиции, в них особое внимание уделяется переходам из одной фазы поведения в другую, что позволяет не только выделять процессуальные факторы, но и понимать индивидуальное своеобразие и логику развития совладания.

Наиболее перспективным является изучение содержания преодоления жизненных трудностей, основанное на совмещении процессуально - ориентированной и каузальной схем, учитывающее специфику ситуаций, которыми оно инициировано.

Данный автор под преодолением понимает такие способы регуляции своего поведения личностью, которые обеспечивают доступный уровень и форму разрешения проблемы в данной трудной ситуации и прямо или косвенно готовят благополучные исходы в будущих ситуациях за счет оптимального соотнесения и использования личных и средовых ресурсов .

Индикаторы и способы изучения совладания со стрессами.

С развитием теорий совладания появились и различные методы его изучения. Авторы опросников чаще всего исходили из потребности исследовать: 1. отдельные, конкретные ситуационные копинг-стратегии; 2. стратегии, разделенные по основным сферам психической деятельности (когнитивные, эмоциональные, поведенческие); 3. базисные стратегии копинг-поведения, включающие когнитивные, поведенческие и эмоциональные варианты реагирования на стресс и объединенные из отдельных ситуационно-специфических копинг-стратегий по принципу активности-пассивности совладания со стрессом; отдельные ситуационно-специфические копинг-стратегии и базисные копинг-стратегии, для чего в опросники включались шкалы, нацеленные на изучение тех и других и типов стратегий

В 1978 году Л. Перлин и К. Шулер впервые использовали метод интервью для измерения копинг-поведения взрослых испытуемых. Они выделили три копинг-стиля, соответствующих основным сферам психической деятельности: поведенческие ответы, которые изменяют ситуацию; ответы, которые изменяют значение или оценку ситуации; ответы, нацеленные на контроль негативных ощущений.

Р. Лазарус и С. Фолкман создали опросный лист "Способы копинга" (1980), состоящий из 118 пунктов, который в последующем в различных модификациях стал одним из наиболее популярных инструментов измерения копинг-поведения. Методика определяет 8 видов ситуационно-специфических копинг-стратегии: конфронтация, самоконтроль, поиск социальной поддержки, уход-избегание, плановое разрешение проблем, позитивная переоценка, принятие ответственности.

В последующие годы были разработаны различные варианты опросников для изучения копинг-поведения. А. Биллингс и Р. Моос создали опросник, с помощью которого выделили три вида копинга: нацеленный на оценку; нацеленный на проблему; нацеленный на эмоции [А.Биллингс и Р.Моос, 1984]. Е. Хейм предложил методику исследования особенностей копинг-поведения, дифференцированных по основным сферам психической деятельности, в которой выделялось более 25 ситуационно-специфических копинг-стратегий. Эти стратегии были разделены на три группы: более адаптивные, менее адаптивные и имеющие неопределенное влияние на адаптацию.

Один из наиболее расширенных опросников совладания создан Дж. Амирханом на основе эмпирически выделенных копинг-стратегий. Все разнообразие таких стратегий он предложил сгруппировать в три большие блока: 1) стратегия разрешения проблем -- это активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы; 2) стратегия поиска социальной поддержки -- это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим; 3) стратегия избегания -- это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.

Итак, мы рассмотрели процесс психологического преодоления трудностей и остановимся на классической теории Р. Лазаруса и С. Фолкмана. В нашей работе мы будем использовать сформулированное ими определение совладания: "coping (совладание) - это когнитивные и поведенческие усилия личности, направленные на снижение влияния стресса".

Для диагностики данного процесса используем методику, разработанную данными авторами, позволяющую отразить такие стратегии преодоления как конфронтация, самоконтроль, поиск социальной поддержки, уход-избегание, плановое разрешение проблем, позитивная переоценка, принятие ответственности.

В результате теоретического анализа мы увидели специфику работы учителя, отразили возможные трудности в работе, которые могут быть потенциальными стрессорами. Проанализировав понятие "опыт работы", мы показали, как оно связано с понятиями профессионального развития и выделили необходимость учета в данном понятии как формальных, так и неформальных признаков. Так в своей работе мы будем измерять опыт через три параметра: стаж работы, квалификационную категорию и самооценку направленности на саморазвитие. Выстраивая наше исследование, мы предполагаем, что в процессе накопления опыта работы будет изменяться предпочтения учителей относительно избираемых стратегий преодоления, что косвенно будет указывать на различие целей и этапов профессионального развития. Различные мотивационные состояния, характер решаемых задач определят оценку собственных возможностей и ограничений и результат оценки стрессогенности ситуации, а также повлияют на выбор стратегии преодоления.

В то время, когда он и его товарищи по оружию воевали в Южной Америке, жители Соединенных Штатов внимательно следили за конфликтом совсем в другой части света. Этот конфликт назывался "война во Вьетнаме". Но в Боливии было во многих отношениях хуже, чем во Вьетнаме. "Там, - вспоминает Музила, - попав в беду, приходилось рассчитывать только на самих себя. Нельзя было запросить авиационной или артиллерийской поддержки, нельзя было вызвать вертолеты и удрать. В условиях высокогорья люди быстро уставали от недостатка кислорода. Даже в базовом лагере не удавалось отдохнуть по настоящему, потому что почти каждую ночь его обстреливали то ракетами, то из минометов. К тому же никто не знал о нашем участии в войне с партизанами в этом уголке мира. Мои родители думали, что я прохожу обучение в одном из лагерей в зоне Панамского канала", - смеется Том. "Если бы меня убили, то армейское начальство сообщило бы им, что я погиб в результате несчастного случая на учениях. Или что-нибудь в этом роде".

Боевые действия приняли столь ожесточенный характер , что командование "зеленых беретов" в Форт-Брэгге сократило срок пребывания 7-й спецгруппы с одного года до пяти месяцев. Приказ об этом подоспел вовремя. Через неделю после эвакуации Музила узнал, что оставленный ими лагерь полностью уничтожен в результате мощного огневого налета повстанцев. Все пять месяцев в горных джунглях Боливии Музилу подстерегала смерть. Она таилась за каждой скалой, на каждой лесной поляне. Тем не менее, он вернулся оттуда без единой царапины. "Там шла война на выживание", - снова погружается он в воспоминания. "Волчьи ямы, лесные завалы, мины-ловушки, снайперы, засевшие на окрестных высотах, и все такое. Первые дни каждый шаг мы делали с огромными предосторожностями. Но скоро это нам надоело, и мы решили, что если смерть, то черт с ней. От судьбы все равно не уйти".

Оказалось, однако, что махнуть рукой на угрозу смерти еще не значит освободиться от страха перед ней. Многие люди в экстремальных ситуациях продолжают действовать несмотря ни на что. К сожалению, слишком часто их состояние можно выразить словами: "отчаяние обреченных". А человек, сознающий себя обреченным, порабощен страхом и потому несвободен. Он даже физически стеснен в своих действиях. Доктор Эрик Бест из института гуманитарных исследований в Эль-Сегундо (штат Калифорния) говорит, что у испуганного человека тело как бы сжимается. Он сутулится, втягивает голову в плечи, руки прижимает к телу или одну к другой. То же самое происходит с жизненной энергией организма. Она словно втягивается внутрь, открывая доступ туда для смерти. Между тем, жизнь - это процесс излучения энергии во внешний мир, процесс использования этого мира в своих целях.

Доктор Бест утверждает, что с точки зрения психологии для преодоления любого вида страха надо прежде всего признаться самому себе в том, что тебе страшно. Это довольно трудно, так как человеку свойственно гнать от себя подобные мысли. Надо также понять, что вызывает этот страх. А когда его природа станет ясной, выработать наиболее подходящий способ преодоления. У каждого человека такой способ сугубо индивидуален. Но в любом случае это путь логики, а не эмоций. Мысль в форме какой-то идеи должна восторжествовать над чувством, обусловленным проявлением животного инстинкта в конкретной ситуации.

Как же нашел свой способ Музила? Сколько он себя помнит, Том всегда стремился испытывать свои возможности. В возрасте десяти лет он занялся водными лыжами, но спокойное катание вслед за катером привлекало его недолго. Через семь лет тренировок он уже мчался со скоростью 160 км в час, приближаясь к тогдашнему американскому рекорду, составлявшему 171 км. И вот на такой скорости он иногда преднамеренно падал! Падал для того, чтобы не бояться случайных падений... К тому же периоду относятся его занятия каратэ под руководством мастера Цутому Осима (стиль Сетокан). Именно Осима научил Тома переходить от эмоционального восприятия угрожающих ситуаций к их логическому анализу. Музила, отметивший недавно свой 40-летний юбилей, вспоминает об этом так: "Осима не раз говорил мне, что даже в самой отчаянной переделке надо стараться быть объективным и не поддаваться эмоциям. Надо смотреть на все как бы со стороны, холодно анализировать происходящее вместо того, чтобы идти на поводу у своих чувств".

Продолжая рассказывать о своей юности, он вспоминает: "Иногда во время занятий каратэ у меня возникало очень странное ощущение. Словно все, что со мной происходит, я вижу глазами постороннего наблюдателя. Это ощущение я называю "отстраненностью". Когда я его испытывал, то все эмоции действительно уходили прочь. Я казался себе роботом, неспособным испытывать страх, сомнения, боль, роботом, эффективно действующим по программе, берущейся неизвестно откуда". То, чему научился Музила у Осимы (а он успел до армии получить от него черный пояс) помогло ему в Боливии избежать липких пут страха. Способ оказался довольно прост. Надо полностью забыть себя, чтобы страху некуда было вонзить свои когти. И в таком состоянии идти прямо на опасность, сосредоточившись на том, что вокруг тебя, а не внутри. Тогда становится возможным автоматически, не думая ни о чем, но своевременно и правильно реагировать на то, что происходит.

Обладая опытом дзэнского психотренинга в каратэ, Музила смог спокойно взглянуть в глаза смерти. Понимая причину своего страха, он возвысился над ним. Том настоял, чтобы его посылали командиром отделения во все разведывательные рейды. "Во время этих операций, - рассказывает Музила, - у меня каждый раз возникало знакомое по каратэ ощущение отстраненности. Благодаря ему я успевал каким-то образом уклоняться от любой опасности. Мы несколько раз попадали в засады. Погибали почти все, кроме меня. А в меня ведь тоже стреляли".

Это умение преодолевать страх путем забвения своего "Я" спасло его и от бессонных ночей после демобилизации. "Я знаю немало людей, - отмечает Музила, - которые до сих пор вспоминают то, что им пришлось пережить во Вьетнаме, Афганистане или в других местах. Они оказались психологически неподготовленными к тем испытаниям, через которые пришлось пройти. Поэтому они никак не могут вырваться из своего прошлого, снова и снова переживая в ночных кошмарах страх смерти. Чтобы забыться, одни обращаются к религии, другие используют наркотики или алкоголь".

После военной службы Музила окончил Калифорнийский университет, где изучал азиатские религиозные верования и парапсихологию. Ныне он работает преподавателем в этом же университете, а кроме того возглавляет две школы каратэ. Продолжая всесторонне изучать проблему страха, он проверяет свои теории на себе самом, совершая восхождения в горы, практикуя затяжные прыжки с парашютом и участвуя в поисках легендарного Большенога (американский аналог снежного человека). В последнее время он увлекся еще и ходьбой босиком по раскаленным углям.

Главное во всех этих "подвигах" то, что он совершает их в одиночку. Он поступает так не потому, что не любит компаний. Напротив, Том веселый и общительный человек. Просто он считает, что зависимость от внешних факторов (будь то люди, оружие, технические устройства, успокоительные препараты и т.д.) самым отрицательным образом влияет на всякого, кто хочет навсегда забыть о страхе. В глубине души человек продолжает тогда надеяться, что в критический момент ему кто-то (или что-то) поможет. А ему надо раз и навсегда усвоить, что надеяться надо только на самого себя.

"Каждый раз, когда я совершаю очередное восхождение, оно отличается от предыдущих, - говорит Музила, - потому что всегда довожу нагрузку до предела своих возможностей. Сначала меня просто охватывает усталость. Кажется, что больше нет сил, чтобы лезть все выше и выше. Где-то на высоте около 4-х км над уровнем моря из-за нехватки кислорода начинаются галлюцинации. К ним присоединяются страдания от холода. Необходимо пройти сквозь это, чтобы приблизиться к тому пределу, за которым обычные силы в самом деле кончаются. Только тогда пробуждается та внутренняя энергия, которая есть в каждом из нас, но никак себя не проявляет в обычной жизни. Мне кажется, что мои ощущения в горах близки к тому, что буддисты называют "просветлением", а даосы - "слиянием с Дао"".

Объясняя, как он решился ходить босыми ногами по пышущим жаром углям, Музила снова вспоминает своего учителя каратэ. Мастер Осима показал ему упражнения, посредством которых можно приучить психику не воспринимать боль. "С детства я слышал, что огонь сжигает кожу, - рассказывает мне Том. - Действительно, есть много случаев, когда человек, пытаясь ходить по кострищу, получает страшные ожоги. Но это лишь потому, что он психологически не готов к подобному испытанию. Если ваш разум и чувства протестуют, лучше не делать этого. Приступая к делу, я закалил, насколько смог, кожу на подошвах и внушил себе твердую уверенность в том, что никаких ожогов не будет, что я могу ходить по огню". Короче, весь секрет в том, чтобы уметь управлять своей психикой, а через нее и своим телом.

Секрет все-таки есть. Доктор Бест, получивший свою ученую степень в 1976 году за анализ систем, возникающих на стыках разных наук, утверждает, что пока нет сколько-нибудь удовлетворительного физиологического или биофизического объяснения феномена хождения по раскаленным угольям. Ясно только одно: с помощью своего разума человек каким-то образом изменяет на непродолжительное время физические характеристики отдельных участков своего тела. Принципиально важно то, что этот механизм самоконтроля позволяет успешно противостоять не только огню, но и многим другим травмирующим воздействиям - химическим, механическим, психическим и т.д.

Бестрепетно идти в неизвестность - такова основная идея, которая вдохновляет Музилу на поиски таинственного существа, прозванного Большеногом. Каждые два-три года он отправляется в северо-западные штаты (Орегон, Айдахо или Монтану) где это существо обитает. Рассказами о нем полны предания индейцев; видели его и многие белые, в том числе в наши дни. Оно черное как смоль, под три метра ростом и весом в полтонны. Разорвать человека пополам для Большенога сущий пустяк. Естественно, Музила бродит по самым глухим местам совершенно один. Столь же естественно, что он безоружен. "В горах мне приходится устраиваться на ночлег в самых невероятных местах, - говорит он. - И что самое интересное, очень часто у меня возникает чувство, будто кто-то из зарослей смотрит мне в спину. А иногда я нахожу свежие следы Большенога. Впечатление такое, словно мы с ним играем в прятки"...

Как и доктор Бест, Музила согласен с тем, что человек должен прежде всего признаваться себе в своих страхах, а затем анализировать их. Ему надо спрашивать у себя, насколько обоснованы его опасения, и есть ли от страха хоть какая-то польза. Однако Музила считает, что обыкновенному человеку, не прошедшему специальной психологической тренировки, очень трудно проделывать мыслительные операции такого рода. И даже поняв, что для страха нет оснований, что бояться глупо или бесполезно, он все-равно не избавится от этого чувства. Одни попытаются убежать от своего страха куда-нибудь или во что-нибудь спрятаться от него. Другие полностью отдадутся ему, будут хныкать и жаловаться, объясняя и оправдывая страхом все свои поступки. Третьи вступят с ним в борьбу, иной раз достаточно успешную, но так и не смогут забыть о нем.

Что же такое страх? По мнению Тома Музилы, это - ложная очевидность, иллюзия, становящаяся психологической реальностью. Или, другими словами, это ошибочная эмоция (возникающая при столкновении с конкретной ситуацией), которую человек делает для себя истинной. Следовательно, заключает он, чтобы освободиться от страха, надо изменить сам стиль своего мышления. НАДО РЕАЛЬНОСТЬ ВОСПРИНИМАТЬ КАК ИЛЛЮЗИЮ, И ВСЕГДА БЕЗОГОВОРОЧНО ВЕРИТЬ В СВОЙ УСПЕХ. Но и то, и другое не придет само собой. Для этого требуется тренировка в обуздании своих чувств и надлежащем использовании своего ума.

Богатые возможности такой тренировки предоставляют боевые искусства. Ведь для тех, кто занимается ими, страх - это вечная проблема. Страх перед болью, опасение пропустить удар, боязнь проиграть поединок, сомнения в том, сможешь ли достойно противостоять реальному нападению. И в то же время нигде нет столь тщательно разработанных методов самоконтроля, как в традиционных боевых искусствах Востока...

Без всякой бравады Музила утверждает, что теперь ему неведомо само понятие страха. "Мне кажется, я испытал все, что вообще может испытать человек, меня просто нечем уже напугать", - признается он. "Я понял: важно не то, что происходит либо может произойти, а мое отношение к тому или иному событию. Опасность может быть самой что ни на есть реальной, ситуация может казаться безвыходной, и всем вокруг будет страшно, но только не мне. Попал ли я в засаду, повис ли на краю пропасти, отражаю ли нападение бандитов, я не испытываю ни страха, ни каких-либо других эмоций. Я думаю только о том, как мне лучше действовать".

По его мнению, всегда надо думать только о том, как победить, а не о возможности поражения. Человек может проиграть, может даже погибнуть, но в его сознании до самого последнего вздоха не должно быть ни одной мысли об этом. "Ты никогда не должен сдаваться, - сказал он мне на прощание, - даже если "твоя" пуля нашла тебя. Тот, кто сможет изменить свое мышление таким образом, в самом деле навсегда забудет о страхе". Слова Тома Музилы напомнили мне известное высказывание Эрнеста Хемингуэя: "Человека можно уничтожить, но его нельзя победить!" Теперь я знаю, каков истинный смысл этой фразы.

Преодоление - это комплекс приемов, которые успешно могут быть перенесены в профессиональную деятельность. Используя приемы преодоления психологической защиты, человек может оказать допустимое (с точки зрения права и морали) воздействие на другого человека, включенного в систему профессиональных отношений. Процесс преодоления психологической защиты определенного человека - это не насильственное навязывание своей воли, а оказание помощи при решении сложных жизненных проблем.

Структуру действий специалиста, преодолевающего психологическую защиту партнера по профессиональному общению, можно представить системой следующих операций. 1.

Выделить объективные и субъективные компоненты профессиональной ситуации, которые могут оказывать влияние на содержание и форму психологической защиты партнера по общению. 2.

Подготовить аргументы и тактические приемы, направленные на разрушение психологической защиты ошибочно занятой позиции. 3.

Войти с партнером по общению в психологический контакт, а затем предложить вместе рассмотреть сложившуюся ситуацию, произвести многоплановый системный анализ ее компонентов. При этом целесообразно показать эту ситуацию с позиций разных людей, заинтересованных в ее разрешении. Желательно продемонстрировать и варианты решения проблемы, выделить их положительные стороны. В этом случае у партнера возникает уверенность, что он сам пришел к решению своей проблемы.

Демонстрация аргументов, направленных на преодоление ошибочно построенной системы защиты, должна производиться последовательно и предельно тактично. При этом можно успешно применять прием "малых шагов", т.е. постепенно, от доказательства к доказательству, анализировать ситуацию, давая партнеру время на осмысление процесса анализа.

Это позволит в щадящем режиме подвести его к решению проблемы в объективно обоснованных формах. Оказание помощи в процессах преодоления психологической защиты может не только нейтрализовать негативную установку партнера, но и перестроить ее в позитивную фиксированную установку на длительное контактное взаимодействие.

Давайте еще раз вспомним известные, но не всегда используемые резервы общения: -

не злоупотребляйте критикой, не осуждайте других людей; -

пореже жалуйтесь; -

убеждайте, а не приказывайте; -

поддерживайте положительную установку; -

улыбайтесь! Улыбка - это своеобразный мимический жест

расположения, знак дружественности, открытости к общению; -

не выражайте сомнение в разговоре, если это повлечет отрицательную реакцию; -

не отвергайте человеческих отношений в деловом общении; -

не провоцируйте отрицательных ответов; -

берите партнера в сотрудники; -

умейте положительно закончить разговор; -

избегайте вербальных обвинений, словесных раздражителей; -

не ищите виновных и никого не обвиняйте; -

не формулируйте предложения как требования, лучше выразите то, что вы чувствуете, когда какое-либо требование не выполняется; -

выражайте четко и конкретно суть дела;

не делайте однозначных выводов, лучше предложите несколько вариантов решения конфликтной ситуации, чтобы партнер самостоятельно мог выбрать для себя наиболее подходящий и выгодный вариант. Это открывает перспективу и новые возможности решения проблемы.

Еще по теме Преодоление психологической защиты:

  1. Глава 6 Психологическая защищенность предпринимателя. Способы психологической защиты
  2. МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
  3. МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ В ЮРИДИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ СИТУАЦИЯХ
  4. 27. Способы психологической защиты во внутриличностном конфликте.
  5. § 7. НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ АДВОКАТА СО СВОИМ ПОДЗАЩИТНЫМ. СОЛИДАРНОСТЬ ЗАЩИТЫ
  6. § 1. ЗАЩИТА В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ. ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ, ОБВИНЯЕМЫХ