Проблема общения в общей психологии. Психология общения. Проблемы общения в социальной психологии


Министерство образования Московской области

Федеральное агентство по Образованию

Московский государственный Гуманитарный университет

Им. М.А. Шолохова

Кафедра педагогики, психологии и логопедии

Курсовая работа

По дисциплине

“Психодиагностика”

“Проблема общения в психологии”

Егорьевск

Введение 3

1. Общение, как научный феномен 5

1.1 Структура, функции и основные понятия общения 5

1.2 Общение, как психолог ическая проблема 8

2 Сравнительная характеристика сторон и видов общения 15

2.1 Проблема психологического влияния 15

2.2 Проблема барьеров общения и её изучение 21

Заключение 26

Список литературы 27

Введение

Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов мы назвали деятельностью. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением.

Сейчас уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Поскольку общение - это взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людей по отношению друг к гругу), то межличностное общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью.

У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметное, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы.

У человека количество целей общений увеличивается. В них помимо перечисленных выше включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

  1. Общение, как научный феномен.

1.1 Структура, функции и основные понятия общения.

Общение - взаимодействия и взаимоотношения, возникающие между различными субъектами: между отдельными личностями, личностью и группой, личностью и обществом, группой (группами) и обществом. Социологический аспект общения предполагает изучение внутренней динамики структуры общества и ее взаимосвязи с процессами общения. Любое общение, будучи социально или личностно ориентированным, отражается на социологическом уровне, если в этом общение актуализируются общественно значимые отношения между людьми. Общение существует в различных формах активного воздействия человека на природу и тем самым выступает как целый пучок разнонаправленных факторов социальной жизни индивида и группы.

В последние десятилетия минувшего столетия, заключительно-го века в ушедшем тысячелетии, проблема общения была “логичес-ким центром” психологической науки. Исследование этой пробле-мы открыло возможности более глубокого анализа психологичес-ких закономерностей и механизмов регуляции поведения человека, формирования его внутреннего мира, показало социальную обус-ловленность психики и образа жизни индивида.

Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.И. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, В.Н. Мясищева и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его соци-ализации и индивидуализации, формирования личности.

Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и пре-кращается формирование личности.

Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности. В связи с этим потребность в об-щении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.

Поскольку человек существо социальное, он постоянно испы-тывает потребность в общении с другими людьми, что определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого усло-вия жизнедеятельности.

Эмпирические данные свидетельствуют о том, что уже с первых месяцев жизни у ребенка возникает потребность в других людях, которая постепенно развивается и преобразуется - от потребности в эмоциональном контакте к потребности в глубоко личностном общении и сотрудничестве со взрослыми. В то же время и способы удовлетворения этой базовой потребности у каждого человека но-сят индивидуальный характер и определяются как личностными осо-бенностями субъектов общения, условиями и обстоятельствами их развития, так и социальными факторами.

Само общение, его внутренняя динамика и закономерности раз-вития выступают специальным предметом многих исследований.

Итак, исходным концептуальным основанием психологического исследования общения является его рассмотрение как самостоятельной и специфической сферы индивидуального бытия человека, диалектически связанной с другими сферами его жизнедеятельности, как процесса межличностного взаимодействия индивидов, условия возникновения и развития социально-психологических явлений.

Одним из общепринятых является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик - коммуникативная, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Функции общения многообразны. Существуют разные основания для их классификации. Информационно-коммуникативная функция общения в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами. Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция общения в отличие от информационной заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В процессе общения как взаимодействии индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решения, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения. Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение - важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей: происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление. Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Рефлексия в проблеме понимания друг друга - это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения «рефлексия» является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга. Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция. Аттракция - это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений.

Проблемы общения в социальной психологии

1.3 Основные концепции общения в отечественной и зарубежной психологии

В отечественной психологии общение трактуется иначе, чем термин «коммуникация» и включает не только передачу и прием информации, но и восприятие партнера по общению, оказание воздействия на него и т.д. По сути дела, общение есть реализация всей системы отношений человека - и общественных и межличностных, считает М.В. Гамезо .

Кроме того, утверждает А.Н. Леонтьев, содержание его рассматривается в отечественной социальной психологии в контексте психологической теории деятельности. В соответствии с этим подходом предполагается, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются при выполнении ими различных функций, но они всегда общаются в процессе некоторой деятельности и по поводу нее .

Б.Ф. Ломов подчеркивает [С. 130], что в процессе совместной деятельности люди вступают в определенные виды межличностного взаимодействия. При этом между ними возникают конкретные отношения, устанавливается как нормативная, так и личностная (психологическая) сторона их контактов. Осуществляется координация, согласование индивидуальных усилий отдельного человека со всей системой коллективных действий в достижении поставленных задач. Общение при этом выступает как средство формирования общности индивидов, выполняющих совместную деятельность.

А.Н. Леонтьев настаивает , что в понимании взаимосвязи деятельности и общения существуют следующие основные аспекты:

1. деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека. Общение при этом рассматривается как специфический вид человеческой активности, продуктом которой являются отношения между людьми;

2. общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения;

3. общение интерпретируется как особый вид деятельности, специфическая форма взаимодействия с другими людьми, средство его организации.

Однако все подходы признают недопустимость отрыва друг от друга деятельности и общения, утверждает А.Н Леонтьев. Посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностей индивидуальных участников.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что принцип связи и органического единства общения с деятельностью, разработанный в отечественной социальной психологии, открывает действительно новые перспективы в изучении этого явления. При этом под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности, утверждает Я.Л. Коломинский .

В ряде зарубежных психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности (Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс.) Так, например, к такой постановке проблемы, в конечном счете, пришел Э. Дюркгейм, когда, полемизируя с Г. Тардом, он обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. Общество выглядело у него не как динамическая система действующих групп и индивидов, но как совокупность находящихся в статике форм общения. Фактор общения в детерминации поведения был подчеркнут, но при этом была недооценена роль преобразовательной деятельности: сам общественный процесс сводился к процессу духовного речевого общения.

Вывод: По мнению как отечественных, так и зарубежных авторов, в процессе общения устанавливается эмоциональный контакт и происходит обмен эмоциональных состояний. Общение - это средство выражения межличностных отношений. Межличностные отношения - это внутренняя, социально-психологическая сторона взаимодействия между людьми. В коллективе они составляют сложную систему связей личности с коллективом и с его членами. Они играют наиболее существенную роль в характере взаимодействия и, в свою очередь, представляют результат взаимодействия. Это субъективно переживаемые связи между людьми. Межличностные отношения отражают взаимную готовность субъектов к определенному типу взаимодействия, которая сопровождается эмоциональным переживанием: положительным, индифферентным или отрицательным. Готовность к взаимодействию может реализовываться как в поведении субъектов в условиях общения, так и в процессе совместной деятельности. Именно совместная деятельность общение и раскрывают характер межличностных отношений.

"Я-концепция" как система психологических особенностей отношения человека к себе

Есть разные подходы к пониманию Я - концепции и ее структуры в работах зарубежных авторов: В. Джеймс рассматривает глобальную Я-концепцию как совокупность установок индивида - направленных на самого себя...

Взаимосвязь уровня агрессивности и поведения в конфликтной ситуации подростков

Для выделения личностных особенностей агрессивных подростков необходимо выяснить психологическое содержание самих понятий - «агрессия», «агрессивность». Термин «агрессия» сегодня часто употребляется в широком контексте...

Влияние родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста

Нравственность - совокупность норм, определяющих поведение человека. Нравственность - это ценностная структура сознания...

Зависимость эффективности адаптации военнослужащих по призыву к воинской службе в условиях сокращенных сроков ее прохождения от их индивидуально-психологических и личностных свойств

Современная тенденция становления общества с возрастающей динамичностью и нестабильностью обуславливает необходимость определения физических и психических резервов здоровья человека...

Нарушение детско-родительских отношений как основа формирования наркозависимости

Семья представляет собой динамическую микросистему, находящуюся в постоянном развитии . В ней, как в интимной первичной группе, предполагается эмоциональное влечение ее членов друг у другу - уважение, преданность, симпатия, любовь...

Особенности нервно-психического развития детей грудного возраста

Психическое развитие - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях...

Представления китайских и русских студентов друг о друге, как о субъектах затрудненного общения

Психологическая совместимость в супружеских парах

Понятие совместимости употребляется не только в психологии, но и в медицине, биологии, кибернетике и других науках. Например, в теории систем, совместимость понимается как: «...такое отношение двух систем...

Психологические барьеры в общении

Психологическое содержание педагогической толерантности как профессионально важного качества учителя

1.1.1 Определение понятия толерантность Понятие толерантность является предметом изучения многих наук: философии, этики, политологии, медицины, педагогики, психологии...

Психология индивидуальности личности

В начале ХХ века в психологии возникает кризисная ситуация: обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы - не удалось уточнить специфику психической реальности...

Самопрезентация и деловой стиль в переговорном процессе

В традициях интеракционизма самопрезентация рассматривается как средство формирования образа «Я» и поддержания самооценки. У.Джемс, Г. Мид и Ч. Кули и другие авторы поддерживали идею о том...

Семейная психология

Специфика проявления девиантного поведения подростков

В переводе с латинского «девиация» означает отклонение. Исходным для понимания сущности девиантного поведения является понятие «норма». Социальные нормы - это основанные на ценностях правила поведения, ожидания и стандарты...

Установки в общении и условия эффективного восприятия речи в подростковом возрасте

Общаясь, человек развивается, получает ценный опыт и знания, усваивает нормы морали. Потому неудивительно, что проблема общения в психологии изучается давно, собственно, с момента основания науки. Можно даже с уверенностью сказать, что психология общения и коммуникации – одна из наиболее активно изучаемых на данный момент.

Что же такое «общение»?

Это понятие попало в зону интереса многих исследователей, поэтому и трактовок существует довольно много. Одна из них утверждает, что общение – это процесс налаживания контактов между людьми и группами, порождаемый потребностью в совместной деятельности. Он включает в себя восприятие других людей, а также выработку определенной стратегии взаимодействия. Что ж, спорит с этим сложно: любая совместная человеческая деятельность, от детской игры, до международного проекта, невозможна без общения сторон, координации действий и принятия общих решений.

Общение и коммуникация

Основное содержание общения как процесса – передача информации (коммуникация), восприятие друг друга и познание, взаимодействие. Особое внимание исследователей привлекает как раз коммуникативный аспект. Довольно часто два термина «общение» и «коммуникация» используют в качестве синонимов, хотя первое понятие шире и включает в себя еще регулятивную и перцептивную функции.

Удовлетворенность общением является достаточно веским социально-психологическим показателем духовного благополучия, именно поэтому проблема общения в психологии так актуальна. Вступая во взаимодействие с людьми, человек, сознательно или нет, стремится реализовать свою потребность в признании, которая связана с самооценкой и относится к высшим потребностям. Самоуважение, без сомнения, тоже формируется в общении, под влиянием окружения.

Качество коммуникации и общения

Современная психология общения и коммуникации предлагает не только различные теории, но и массу практических методов. С их помощью можно овладеть навыками, повышающими качество общения. Как же определить это самое качество? Ключевых позиций несколько:

  • уровень общения – поверхностный, формальный или глубокий, доверительный;
  • степень удовлетворения потребностей человека (в признании, необходимой информации и прочих.);
  • возможность саморазвития личности в ходе общения.

Неумение общаться приводит к тому, что многие наши современники невольно оказываются в коммуникативном вакууме, обрекая себя на одиночество среди людей, закрывая путь к любви, дружбе, успеху. Только осознав проблему, можно найти пути ее решения. Их немало. Сейчас довольно много психологической литературы, посвященной рассматриваемому вопросу, становятся все популярнее тренинги коммуникативных навыков. Все это позволяет не просто научиться эффективному общению, но и улучшить качество собственной жизни, привнести в нее новые краски, эмоции и впечатления.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Проблема общения в психологии

1.1 Определение общения и его виды

Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения». Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека Горбунова М.Ю. Социальная психология. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - С. 31.. Таким образом, в структуре процесса общения выделяют три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Выделение трех сторон общения возможно только, как прием анализа: нельзя выделить «чистую» коммуникацию без восприятия и взаимодействия. Но если восприятие и коммуникация в общении в какой-то мере поддаются отделению от целого, то вычленение отдельного взаимодействия практически не возможно. Таким образом, общение есть сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

В самом общем виде общение выступает как форма и способ существования социума. Социальный смысл общения - передача форм культуры и социального опыта. Специфика общения состоит в том, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется в многообразии своих индивидуальных психологических особенностей.

При рассмотрении структуры общения обычно выделяются, по крайней мере, три уровня анализа Цит. по: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. : Изд-во «Когито-Центр», 2011. - С. 45.:

Первый уровень - макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни с акцентом на анализ психического развития индивида. Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами.

Второй уровень - мезауровень (средний уровень): общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуаций общения - по поводу «чего» и «с какой целью». Вокруг этого стержня «темы», «предмета» общения раскрывается динамика общения, анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями, переживаниями.

Третий уровень - микроуровень: главный акцент на анализе элементарных единиц общения как сопряженных актов или трансакций. Важно подчеркнуть, что элементарная единица общения-это не смена перемежающихся поведенческих актов, действий участников, а их взаимодействие. Она включает не только действие одного из партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие партнера. (Например, «вопрос - ответ», «побуждение к действию - действие», «сообщение информации - отношение к ней» и т. п.)

Каждый из перечисленных уровней анализа требует специального теоретико-методологического и методического обеспечения и своего особого понятийного аппарата. И поскольку многие проблемы психологии комплексны, встает задача разработки принципов и способов выявления взаимосвязей между разными уровнями и взаимных переходов от одного из них к другому.

1.2 Виды общения

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

1.1. Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности).

1.2. Когнитивное (обмен знаниями).

1.3. Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями).

1.4. Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями).

1.5. Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

2. По целям общение делится на:

2.1. Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма).

2.2. Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида).

3. По средствам общение может быть:

3.1. Непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу - руки, голова, туловище, голосовые связки и т. д.).

3.2. Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий).

3.3. Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения).

3.4. Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

1.3 Характеристики общения

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Цель общения - отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации - это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

1.4 Функции общения

Под функциями общения понимаются те роли или задачи, которые выполняют общение в процессе социального бытия человека. Общение полифункционально, что отражается во множестве существующих классификаций его функций.

В работах Б.Ф. Ломова выделяются следующие основные функции: информационно-коммуникативная, эмоционально-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная тесно связаны друг с другом, и выделить их удается скорее чисто теоретически. Однако в любом процессе общения чаще всего доминирует одна из функций, а другие остаются менее заметными или значимыми. общение психический беседа развитие

Информационно-коммуникативная функция общения в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами. Описание общения как процесса передачи-приема сообщений является правомерным, но позволяет рассмотреть только одну из характеристик общения. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику. Во-первых, мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства). Во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает (взаимо) воздействие на мысли, чувства и поведение партнеров. В-третьих, они должны обладать единой или сходной системой кодирования/декодирования сообщений. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Обычно различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (различные неречевые знаковые системы). В свою очередь, невербальная коммуникация также имеет несколько форм - кинетику (отико-кинетическая система, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику); паралингвистику (система вокализации, паузы, покашливания и т. п.); проксемику (нормы организации пространства и времени в общении) и визуальное общение (система «контакта» глазами). Иногда отдельно рассматривается как специфическая знаковая система совокупность запахов, которыми могут обмениваться партнеры по общению.

Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция общения в отличие от информационной заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Здесь следует сказать несколько слов о традиции использования понятий взаимодействия и общения в социальной психологии. Понятие взаимодействия используется двояко: во-первых, для характеристики действительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности; во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совместной деятельности или шире - в процессе социальной активности.

В процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом, невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решения, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения. Другими словами - не бывает общения без воздействия и регуляции, так же как взаимодействия без общения.

Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение - важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей: происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

А.А. Бурный обозначил следующие функции общения:

* инструментальная - необходима для обмена информации в процессе управления и совместного труда;

* синдикативная - находит свое выражение в сплочении малых и больших групп;

* трансляционная - необходима для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев;

* самовыражения - ориентирована на поиск и достижение взаимного понимания.

По критерию «цель общения» можно выделить восемь функций:

* контактная - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в виде постоянной взаимной ориентированности;

* информационная - обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями и т. д.;

* побудительная - стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;

* координационная - взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

* понимания - адекватное восприятие и понимание смысла общения, и понимание партнерами друг друга, а именно понимание намерений, переживаний, установок, психических состояний;

* эмотивная - возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;

* установление отношений - осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества;

* оказания влияния или управления - изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.

Помимо всех выше перечисленных функций, общение выполняет еще одну важную функцию - функцию социализации. В процессе общения ребенок усваивает общественный опыт, который невозможно описать ни в одном учебнике, у него формируются навыки взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.

2. Эссе на тему «Если бы я на 24 часа стал невидимым»

Людей всегда впечатляла возможность быть невидимыми. От Человека-невидимки Герберта Уэллса до невидимой мантии Гарри Поттера, фантасты размышляли о том, что можно было бы сделать, будучи невидимыми.

Если бы мне представилась такая возможность, то…Поле деятельности на самом деле просто огромное, и тут у меня б наверно глаза разбегались с ногами куда первым делом бежать! Поначалу понаблюдала бы за знакомыми, интересно все-таки, как ведут себя люди, когда находятся одни. Затем направила свои силы на добычу информации, которая сейчас мне не доступна. Можно же незаметно зайти куда угодно! Ну а если бы это было навсегда, то сошла бы с ума от одиночества и безнадежности.

3. Роль общения в психическом развитии человека

Общение играет важную роль в формировании человеческой психики, а так же в её развитии и становлении роль общения в психическом развитиичеловеческого поведения. Именно с помощью активного общения люди приобретают все свои высшие познавательные способности и качества. Благодаря процессу общения человек достиг высокого уровня развития, он стал цивилизованной и культурной личностью.

Для полноценного психического развития ребенка процесс общения со взрослыми на ранних этапах его развития имеет особое значение. В это время все свои навыки человеческих, психических и поведенческих качеств ребёнок приобретает через общение по причине того, что до начала обучения в школе (до наступления подросткового возраста), он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.

Развитие психики ребёнка начинается с общения ещё и потому что это самый первый вид социальной активности благодаря которому младенец получает необходимые для его индивидуального развития знания, умения и навыки.

В процессе общения сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции накапливается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются непосредственными носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения необходимая информация не может быть передана.

Развитие детей зависит от интенсивности общения, разнообразия его форм и содержания, а так же целей и средств. Различные виды общения служат развитию различных сторон психики и поведения человека.

Деловое общение, например, формирует и развивает административные способности, служит средством приобретения полезных знаний и менеджерских навыков. В этом формате общения ребёнок совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые качества.

Личностное общение влияет на процесс социализации и формирует качества личности, даёт ребёнку возможность приобрести определенные черты характера, привычки, интересы, склонности, усвоить нормы и формы поведения, выбрать жизненные цели и средства их достижения. Разнообразный процесс общения по своему содержанию, целям и средствам выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида.

Материальное общение позволяет человеку получать необходимые для жизни предметы материальной и духовной культуры, которые выступают как условия способствующие индивидуальному развитию.

Когнитивное общение является фактором интеллектуального развития, так как при таком общении люди обмениваются информацией и обогащаются знаниями.

Кондиционное общение подготавливает ребёнка к научению, создаёт установки, необходимые для реализации других видов общения. Такое общение косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека.

Мотивационное общение выступает источником дополнительной энергии и заинтересованности для человека. Приобретая в результате такого общения новые цели, интересы, мотивы, человек увеличивает свой потенциал, самосовершенствуется.

Деятельностное общение или межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для человека прямой развивающий эффект. Такой вид общения совершенствует и обогащает деятельность.

Биологическое общение обеспечивает самосохранение организма поддерживая и развития его жизненные функции.

Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и способствует развитию форм общественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, государств и т.д.

Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения: условнорефлекторного, викарного и вербального.

Благодаря невербальному общению человек может психологически развиваться с 2 - 3 летнего возраста, еще до того, как он научится пользоваться речью. Кроме этого, невербальное общение напрямую связано с развитием и совершенствованием коммуникативных возможностей человека, которые формируют способность к межличностным контактам.

Вербальное общение связано с усвоением речи, а сама речь лежит в основе всего развития человека.

Список литературы

1. Абалкина М. А. Анатомия взаимопонимания. - М.: Инфра - М, 2006..

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Аспект-Пресс, 2007.

3. Горбунова М.Ю. Социальная психология. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.

4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. -- 4-е изд. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

5. Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. : Изд-во «Когито-Центр», 2011.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Необходимость общения для психологического развития человека, его виды и функции. Уровни общения по Б. Ломову. Мотивационный и когнитивный компоненты в структуре общения. Взаимосвязь коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения.

    контрольная работа , добавлен 23.11.2010

    Роль общения в психическом развитии человека. Аспекты и виды общения. Структура общения, его уровень и функции. Понятие кодирования информации в процессе общения. Интерактивная и перцептивная стороны общения. Накопление человеком культуры общения.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2010

    Характеристика понятия общения. Развитие общения у детей. Роль общения в психическом развитии человека. Роль диалога в развитии личности. Развитие межличностных отношений и организация совместной деятельности. Отношение взрослых к ребенку как к личности.

    контрольная работа , добавлен 22.06.2011

    Роль общения как специфического фактора формирования психики. Содержание и средства общения. Межличностные взаимоотношения в группах и коллективах, психологическая совместимость и конфликты. Массовые социально-психологические явления и их роль в общении.

    реферат , добавлен 14.05.2009

    Структура, функции и основные понятия общения. Общение как психологическая проблема в исследованиях Л. Выготского. Сравнительная характеристика сторон и видов общения. Проблема психологического влияния, его виды. Проблема барьеров общения и её изучение.

    реферат , добавлен 19.10.2008

    Основные аспекты общения: содержание, цель и средства. Три уровня включения индивида в сферу социального общения: в семейное окружение, в контакты разнообразных сообществ, в социальную систему города. Рассмотрение уровней успешности и критерии общения.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2015

    Понятие и виды общения. Роль общения в психическом развитии человека. Особенности общения подростка со взрослыми. Стили родительского общения и воспитания. Особенности общения подростка со сверстниками. Общение со сверстниками противоположного пола.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2007

    Характеристика основных подходов к анализу понятия общения. Коммуникативная сторона общения, понятие и содержание коммуникативной компетентности, пути её формирования. Постановка эксперимента для изучения коммуникативной компетентности личности.

    дипломная работа , добавлен 28.11.2011

    Основные аспекты общения: содержание, цель и средства. Вербальные средства общения: язык, знаковые системы, письменность. Рассмотрение невербального общения как общения при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.

    презентация , добавлен 28.10.2014

    Психологические функции общения. Содержание, цель и средства общения. Система организации пространства и времени коммуникации. Оптико-кинетическая система знаков. Речь как форма и способ использования языка. Предметные, контактные, тактильные действия.

Общение как специфическое социальное отношение издавна привлекало внимание философов и представителей других областей общественной мысли. В наши дни общение стало предметом специального изучения в целой группе наук -- прежде всего, в общей и социальной психологии, в социологии, педагогике, в этнографии, в этике и эстетике и других науках. Конечно же, каждая из этих наук рассматривает общение в рамках своей конкретно-научной проблематики.

Казалось бы, смысл понятия общение ясен и особых разъяснений не требует. Существует, однако, немало понятий, значение которых в обыденной речи и в научном употреблении не вполне совпадает. Бывает и так, что в самой науке термин употребляется в разных значениях. Это относится и к понятию «общение». В психологии существуют разные подходы к пониманию общения.

В психологическом словаре общение определяется следующим образом: «Общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера».

В.Н. Панфёров, рассматривая гносеологическую формулу общения, «которая предполагает последовательную зависимость следующих явлений: человек -- канал - знак - значение - смысл - отношение - поведение - личность», считает, что эта цепочка определяет «основные проблемные моменты процесса общения, которые возникают в контексте всех уровней взаимодействия людей с дифференциацией их по основным функциям субъекта общения» . Допуская, что все функции человека являются его функциями как субъекта психической деятельности, он предлагает включить коммуникативную, информационную, когнитивную, эмотивную, конативную и креативную функции в число основных функций. Поскольку эти функции имеют место и в процессах взаимодействия человека с человеком, и в процессах взаимодействия человека с предметами, автор считает, что их можно считать всеобщими функциями в структуре целостного акта совместной деятельности.

Очевидно, что общение является важнейшим фактором формирования и развития личности. При переходе с общефилософского на другие уровни анализа происходит конкретизация представлений о процессе общения, раскрывается содержание всё новых граней этого явления.

Исследование общения как фактора развития личности в социально-психологическом анализе предполагает, прежде всего, поиск переходов объективных отношений в субъективные, а также объективации субъективных отношений в процессе общения.

Категории «общение», «общественные отношения», «деятельность» находятся в неразрывной взаимосвязи, причём, «необходимым опосредующим звеном между категориями «общественные отношения» и «общение» выступает понимание человека как субъекта деятельности».

Анализируя взаимодействие категорий «общественные отношения» и «общение» на общефилософском уровне, можно представить диалектику их взаимоотношений, как диалектику сущности и явления, содержания и формы, всеобщего, особенного и единичного. На этом уровне общение выступает как процесс актуализации всех отношений общественных индивидов. Само человеческое отношение рассматривается здесь как некая целостность, в единстве субъективного и объективного моментов. Общение выступает как предельно широкое понятие, как процесс актуализации всех человеческих отношений, являясь, по сути, атрибутом самого бытия людей.

Теоретические вопросы общефилософской теории общения подняты в работах С.С. Батенина, Г.С. Батищева, Л.П. Буевой, М.С. Кагана, В.М. Соковнина. Важность изучения категории общения и всех качеств личности, необходимых для его успешности, поданным А.А. Брудного, была отмечена ещё в глубокой древности.

Концептуальные разработки проблемы общения в отечественной психологии, прежде всего, «вязаны с именами Б.Г.Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева В.М. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

Исследованием генезиса общения за рубежом занимались Дж. Боулби, Р. Спитц, А. Фрейд и многие другие.

13 начале 60-х годов XX века широкое исследование генезиса общения развернулось за в отечественной психологии. Так, например, проблемы взаимодействия взрослого и ребёнка отражены в трудах Н.М. Щелованова, Н.А. Аскариной, В. Тонковой-Янпольской. Благодаря этим учёным была создана научная школа нормальной физиологии детства. М.И. Лисина и А.В. Запорожец подвергли систематическому и углубленному изучению генезис общения у детей первых лет жизни.

Е.Г. Злободина стремилась построить философскую теорию общения, опираясь на психологическую концепцию общения, представляя его как духовный межличностный контакт, как «персонификацию общественных отношений» . Другие исследователи, рассматривая общение, опираются в его понимании на данные других наук, что нередко приводит к односторонней трактовке общения. Так, в работе Б.А. Родионова общение отождествляется с коммуникацией .

Развитие в 60-е годы XX века социальной психологии как научной дисциплины, находящейся на стыке социологии, психологии и философии, дало импульс рассмотрению общения под новым углом зрения. В вышедшей в 1965 году книге Б.Д. Парыгина «Социальная психология как наука» проблема общения была выделена как один из предметов изучения данной науки. Под общением здесь понимается психическое взаимодействие людей во всех его формах, включая и информационно-коммуникативное, и рецептивное, и супротивное. 13 следующей своей монографии автор придал общению как предмету социально-психологического исследования ещё большее значение, признав его одним из главных объектов анализа. При этом, общение по прежнему истолковывалось, как чисто психологическое явление, как «сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс иск сопереживания и взаимного понимания друг друга» . Выделив в общении содержание (коммуникацию) и форму (взаимодействие или интеракцию), затем он на основе этих структурных составляющих вновь выделяет содержание и форму. Таким образом, определение Б.Д. Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельностную природу.

В работе Е.С. Кузьмина «Основы социальной психологии» общение рассматривается как основа построения системы социально-психологического знания: «В социальной психологии все субъективно-психологические качества: установки, ценности, мотивы, групповые нормы, мнения рассматриваются сами по себе, по своему содержанию и механизмам, как результат непосредственного общения людей, сквозь призму которых воздействует вся система общественных отношений» . Такое понимание общения заложило основу представления о его целостности, поскольку оно оказывалось не простой суммой разных форм психических контактов индивидов, а основным феноменом индивидуальной и коллективной психики. Несомненно, что исследование социальной психологией общения людей имело большое значение для углубления общего научного осмысления проблем человека, жизни, культуры. При различиях в конкретном толковании общения в рамках социально-психологической теории, а также его места в предмете науки, общение признавалось всеми представителями этой науки необходимым объектом исследования, и оно приносило много ценных и практически важных результатов.

В рамках исследований по детской и общей психологии общение традиционно рассматривается как условие развития человека в работах В.Н. Панферова, Б.Ф. Ломова, М.И. Лисиной, Л.И. Божович.

А.Н. Леонтьев считал общение и труд двумя основными видами человеческой деятельности . В этом состоит суть его концепции и анализа общения как деятельности, которую он обозначил как «коммуникативную деятельность».

В то же время в работе «Человек: деятельность и общение» Л.П. Буева трактует общение как нечто принципиально иное, чем деятельность: «Деятельность и общение -- две взаимосвязанные, относительно самостоятельные, но не равноценные стороны единого (индивидуального и общественного) процесса жизни» .

Б.Г. Ананьев также признает общение одним из трёх основных видов человеческой деятельности, наряду с трудом и познанием.

Б.Ф. Ломов в своих исследованиях утверждает, что «неверно рассматривать проблему общения только как исключительно принадлежащую социальной психологии», ибо в пределах комплекса психологических наук эта проблема интересует и психологию труда, и психологию управления, и инженерную психологию, и медицинскую, и педагогическую, «в которой проблема общения является одной из центральных», и психолингвистику, и, наконец, общую теорию психологии» .

Б.Ф.Ломов утверждал, что общение нельзя определять как вид человеческой деятельности, что оно и есть нечто принципиально отличное от деятельности, ибо связывает субъектом не с объектом, а с другим субъектом .

По определению Г.М. Андреевой «Общение -- это процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, выработку единого взаимодействия, восприятия и понимания человеком другого человека» .

Пытаясь преодолеть односторонность различных трактовок данной проблемы, Г.М. Андреева предложила более широкое понимание связи деятельности и общения, «когда общение рассматривается и как сторона совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и «сак её своеобразный дериват» . Г.М. Андреева основными процессами коммуникативной деятельности считает: собственно коммуникативный (обеспечивающий обмен информацией), интерактивный (регулирующий взаимодействие партнёров в общении) и перцептивный (организующий взаимовосприятие, взаимооценку и рефлексию в общении).

М.И. Лисина в результате многолетних экспериментальных исследований процессов общения у детей выделяет такие его компоненты: предмет общения, потребность в общении, коммуникативные мотивы, действия общения, задачи общения, средства общения, продукты общения :

  • - предмет общения - это другой человек, партнёр по общению как субъект;
  • - потребность в общении - это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью -- к самопознанию, к самооценке;
  • - коммуникативные мотивы -- это то, ради чего предпринимается общение;
  • - действия общения -- это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку;
  • - средства общения -- это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;
  • - продукт общения -- это образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

Основываясь на принципах системного анализа, Каган М С. выделяет следующие цели общения:

  • 1) цель общения находится вне самого взаимодействия субъектов,
  • 2) цель общения заключена в нём самом,
  • 3) цель общения состоит в приобщении партнёра к опыту и ценностям инициатора общения,
  • 4) целью общения является приобщение самого его инициатора к ценностям партнёра.

Продуктивная разработка проблемы классификации функций общения содержится в трудах Б.Ф. Ломова . В них, по его собственной оценке, предпринята попытка пока ещё неполной классификации некоторых из основных функций общения, в частности выделены два ряда функций по разным основаниям. Первый включает три класса следующих функций: информационно-коммуникативную, регуляционно - коммуникативную, аффективно-коммуникативную; второй определяется по другой системе оснований и включает организацию совместной деятельности, познание людьми друг друга, формирование и развитие межличностных отношений.

Формирование потребностей в общении может быть рассмотрено и в плане определения закономерностей, присущих становлению любой коммуникативной потребности в ходе включения индивида в систему межличностных отношений. Анализ развития потребностей в общении в онтогенезе позволяет рассмотреть через призму эволюции коммуникативной потребности становление личности и её развитие, показывает в целом роль общения как одного из важнейших факторов социализации .

В схеме эволюции потребностей в общении, предложенной М.И. Лисиной, отмечается появление новой потребности -- во взаимопонимании, в эмоциональном сопереживании, ибо только при условии удовлетворения этих потребностей становится возможным формирование адекватной самооценки и взаимооценки .

Ньюком разделил социальные потребности, определяющие интеракцию и общение на три основных типа: 1) потребности, ориентированные на объект или цель взаимодействия; 2) потребности, ориентированные на интересы самого коммуникатора; 3) потребности, ориентированные на интересы другого человека или общества в целом. В реальном социальном поведении человека всегда выступают все три типа потребностей, которые, однако, иерархизованы по-разному.

В мотивации, отмечает В.Г. Леонтьев, происходит «согласование внешних воздействий, ключевых, обстановочных, пусковых раздражителей с внутренним состоянием человека, с его потребностями и другими психическими образованиями, что составляет приобретённый и врождённый опыт» . Мотивация представляет собой активный процесс, который идёт навстречу воздействиям извне. Она непосредственно противостоит «внешнему» у человека через его поведение и деятельность.

Исследователи выделяют в общении речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) средства.

В частности, в общении используется богатейший спектр невербальных средств, воплощённый в особенностях поведениям ритуалах знакомства, приветствий, прощания; в эмоциональном тоне общения в зависимости от ситуации, отражающем национальные, профессиональные или иные особенности общающихся; конвенциальных жестах, известных только той или иной социальной группе, и многих других. Поведение человека строится с учётом действий и поступков, окружающих его людей, а общение само по себе представляет для человека самоценность.

На базе исследования общения рассматривается такая особенность личности как общительность, проявляемая в общении. Сравнение литературных данных позволяет охарактеризовать общительность как относительно устойчивое индивидуальное свойство личности, которое развивается в ходе коммуникативной деятельности и проявляется в ней. Общительность как свойство личности включает в себя следующие признаки: стремление к общению, инициативность общения, лёгкость вступления в контакт, устойчивость, широту общения, выразительность общения и признаки экстравертированной направленности. Общительность в самом широком смысле -- это психическая готовность человека к организаторско-коммуникативной деятельности.

В психологии выделяют три функции общения (иногда их называют сторонами, аспектами), которые позволяют более четко структурировать этот процесс. Среди них выделяются: коммуникативная, включающая обмен информацией; интерактивная, предусматривающая организацию взаимодействия; перцептивная, отражающая процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия. Рассмотрим подробнее каждую из них.

Коммуникативная функция общения предусматривает то, что люди в ходе совместной деятельности обмениваются различными представлениями, идеями, чувствами, настроениями и пр. Это и есть информация человеческой коммуникации, в ходе которой информация не просто передается, а и формируется, уточняется, развивается.

Коммуникативная функция имеет свою специфику. Во-первых, общение -- это не просто обмен или движение информации. Здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых выступает активным субъектом. Схематично коммуникация может быть представлена как интерсубъектный процесс (S=S), как "субъект-субъектные взаимоотношения активного обмена информацией, в ходе которого совместно постигается предмет общения.

Во-вторых, обмен информацией предусматривает взаимовлияние субъектов, предполагает психологическое воздействие на поведение партнера с целью его изменения.

В-третьих, коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда субъекты обладают единой или сходной системой кодирования и декодирования, т.е. говорят на одном языке, когда знаки и закрепленные за ними значения известны всем.

В-четвертых, для общения характерны коммуникативные барьеры, носящие социальный или психологический характер. С одной стороны, это различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание, порождающее разную интерпретацию одних и тех же понятий. С другой стороны, барьеры могут носить чисто психологический характер вследствие индивидуальных особенностей личности (застенчивость, скрытность, недоверие, несовместимость и т.п.).

Интерактивная функция общения связана с выработкой стратегии, тактики и техники взаимодействия людей, организацией их совместной деятельности для достижения определенных целей. Такое общение предполагает достижение взаимопонимания, приложение совместных усилий для дальнейшей организации деятельности, в конечных результатах которой заинтересованы общающиеся. Специфика интеракции в том, что она фиксирует не только обмен информацией, но и, главное, организацию совместных действий, а, следовательно, вырабатывает их формы и нормы.

Многоплановость структуры взаимодействия вызвала различные подходы к ее описанию. Теория социального действия анализирует компоненты взаимодействия людей, их связь, взаимодействие и их изменения. Другие ученые рассматривают взаимодействие как процесс, проходящий через определенные стадии: пространственный, психологический, социальные контакты, взаимодействие и, наконец, социальные отношения.

Оригинальный подход к описанию взаимодействия представлен в трансактном анализе Э. Бёрна -- направлении, предлагающем регулировать позиции участников взаимодействия (например, родителя, взрослого человека или ребенка) и учитывать характер ситуации и стиль взаимодействия.

Возможные виды взаимодействия обычно делят на две противоположные группы: позитивные (кооперация, согласие, приспособление, ассоциация) и негативные (конкуренция, конфликт, оппозиция, диссоциация). В первом случае взаимодействие способствует организации совместной деятельности. Во втором -- создает на ее пути препятствия. Для более глубокого понимания рассмотрим две категории: кооперация и конфликт.

Кооперация представляет собой упорядочение, координацию усилий партнеров. А.Н. Леонтьев в этом случае выделял две черты совместной деятельности: 1) разделение единого процесса деятельности между участниками; 2) изменение деятельности каждого из них. Важно, что результат деятельности каждого человека соединяется с конечным результатом совместной деятельности за счет развития межличностных отношений.

В отличие от кооперации феномен конфликта заключается в том, что в его основе могут лежать два признака: психологический антагонизм и конфликтные действия. К рассогласованию, расшатыванию взаимодействия ведут деструктивные конфликты. Для них характерно расширение количества участников и их конфликтных действий, увеличение негативных установок и остроты высказываний, рост напряженности и предубежденности, увеличение числа лажных восприятий черт и качеств личности другого человека.

В то же время не всякий конфликт имеет негативное значение. Например, продуктивный конфликт порождается различными точками зрения на проблему, на способ ее решения. Здесь отсутствует несовместимость личностей. Такой конфликт способствует всестороннему пониманию проблемы и кооперативному взаимодействию внутри его.

Перцептивная функция общения объясняет восприятие и понимание другого человека и самого себя, установление на этой основе взаимопонимания и взаимодействия. В акт общения включаются и работают все психические процессы. С их помощью воспринимаются и оцениваются индивидуальные особенности психики и поведения людей. Социальная перцепция предполагает не только понимание и принятие целей, мотивов, установок партнера по общению, но и рассматривает, как, каким образом он воспринимается. В процессе межличностной перцепции мы, по словам С.Л. Рубинштейна, как бы «читаем» мысли другого человека. Это с одной стороны. С другой -- чем более полно раскрывается иной человек, тем более полным становится представление о самом себе. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и его эмоциональная оценка, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия собственного поведения.

В качестве механизмов социальной перцепции выделяют идентификацию, эмпатию и рефлексию. Идентификация означает отождествление, уподобление себя другим. Идентифицировать себя с подчиненными -- значит, во-первых, объединить себя с ними на основе установившейся эмоциональной связи и включить в собственный мир принятых у них норм и ценностей; во-вторых, это представление, видение офицером своих подчиненных как продолжения самого себя (проекция), наделение их своими особенностями, чертами, чувствами, желаниями; в-третьих, постановка себя на место подчиненного, что проявляется в виде погружения, перенесения себя в поле, пространство, обстоятельства подчиненных и приводит к усвоению их личностных смыслов.

Рациональное осмысливание ситуации партнера усиливается эмоциональным переживанием, т.е. эмпатией (вчувствованием). Эмпатия позволяет принять во внимание линию поведения другого человека. На основе его эмоциональной оценки формируется соответствующее отношение: симпатия - положительный образ другого, антипатия -- отрицательный. Эмпатия может проявляться в таких формах: сопереживание - переживание тех же эмоциональных состояний, что и другой человек, через отождествление с ним или сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств, другого человека. Важной характеристикой эмпатии является замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта и слабое развитие рефлексивной стороны.

Следующим механизмом перцепции является рефлексия. Под ней в социальной психологии понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Другими словами, понимание собеседника путем размышления за него. Взаимное восприятие в процессе рефлексии предполагает следующие позиции: сам субъект, каков он есть в деятельности, и субъект, каким он видится другому. В этих позициях пребывают оба субъекта общения. Следовательно, рефлексия -- это своеобразный процесс удвоенного зеркального отображения субъектами друг друга.

Итак, существуют разные подходы к пониманию категория общения и соответственно различные трактовки отношения общения и деятельности.

По смыслу нашей работы общение есть самостоятельная категория, которая имеет свои внутренние закономерности развития и выступает как:

Во-первых - взаимодействие субъектов;

Во-вторых -- основа межличностных отношений;

В-третьих --как обмен информацией.