Политический кризис начала 1920 х гг. Революции в Германии. Цифры и факты

Политический кризис начала 1920-х гг. и переход от военного коммунизма к нэпу. Свертывание нэпа: причины и последствия

Политика военного коммунизма привела Россию и большевистскую диктатуру к кризису во всœех сферах общественной жизни:

– экономическому – падению производства (промышленного – в 7 раз, сельскохозяйственного – на 40 %);

– политическому – утрате большевиками доверия населœения, росту популярности анархистов, эсеров и меньшевиков, расколу внутри самой правящей партии (рабочая оппозиция, ʼʼдецистыʼʼ);

– социальному – ʼʼразмыванию пролетариатаʼʼ, бежавшего из города в деревню от голода, забастовкам рабочих, крестьянским восстаниям (ʼʼантоновское восстаниеʼʼ на Тамбовщинœе, ʼʼмахновщинаʼʼ на Украинœе и т.д. − см. ʼʼдемократический лагерь гражданской войныʼʼ), волнениям в армии и на флоте (ʼʼкронштадский мятежʼʼ).

Всё это заставило большевиков в 1921 ᴦ. объявить о замене политики военного коммунизма Нэпом (новой экономической политикой). Период Нэпа представлял собой внедрение некоторых элементов рыночной экономики под жёстким контролем государства.

Нэп предусматривал следующие мероприятия. В области сельского хозяйства:

а) замену продразвёрстки продналогом , который объявлялся заранее и был меньше. Излишками сельхозпродукции крестьянам разрешалось торговать;

б) разрешение аренды земли и применения в крестьянском хозяйстве наёмного труда;

в) поощрение кооперации .

В области промышленности:

а) перевод национализированных предприятий, по-прежнему составлявших большинство, на хозрасчёт (финансирование за счёт реализованной продукции);

б) разрешение арендовать средние и мелкие предприятия и сдавать их в концессии иностранцам, создавать АО с участием частного капитала;

в) мелкие предприятия разрешалось основывать частникам и передавать в частные руки ;

г) отмена трудовой повинности, ʼʼпайковойʼʼ системы снабжения рабочих, появление дифференцированных зарплат, безработицы.

В социальной сфере – дифференциация и социальная ʼʼпестротаʼʼ.

В политической сфере. В целях защиты правящего режима в новых социально-экономических условиях была усилена и ужесточена борьба с его противниками (прежде всœего с церковью, эсерами, меньшевиками и внутрипартийной оппозицией). В результате в стране была окончательно установлена однопартийная система , а сама партия функционировала на базе централизации и жёсткой дисциплины .

В целом Нэп (в силу того, что появился стимул к повышению производительности труда) достиг своей цели. Экономика страны была восстановлена (достигла уровня 1913 ᴦ.). При этом дальнейшее её развитие (модернизация, превращение страны в индустриально-аграрную) натолкнулось на ряд препятствий: 1) Сельское хозяйство не развивалось в силу ликвидации помещичьих и значительной части кулацких хозяйств (бывших до революции основными поставщиками сельскохозяйственной продукции на рынок). 2) Промышленное развитие остановилось в силу того, что отсутствовали средства на индустриальную модернизацию. Крестьянство из-за возникших ʼʼножницʼʼ цен (дешевизны сельскохозяйственных и дороговизны промышленных товаров) отказывалось продавать свою продукцию государству. ʼʼНожницыʼʼ во многом были обусловлены и политикой правящей партии. В целях развития промышленного производства и укрепления своей социальной базы (пролетариата) она искусственно завышала цены на промышленную продукцию. Буржуазия (ʼʼнэпманыʼʼ) не вкладывала свои капиталы в промышленность в силу своей экономической слабости, жёсткого государственного контроля и прямого запрета на участие во владении ʼʼкомандными высотами экономикиʼʼ. Иностранные инвестиции были невозможны из-за враждебного отношения Запада к Советской республике и отсутствия в большевистском СССР гарантий на частную собственность. К ликвидации Нэпа подталкивали не только политические, экономические, но и социальные причины. Основная масса населœения была недовольна резко возросшим в годы Нэпа социальным расслоением. Исповедуя и поддерживая активно пропагандируемые властью лозунги уничтожения частной собственности, предпринимательства, достижения социально-экономического равенства и привыкнув в годы гражданской войны к государственному насилию как средству их реализации, населœение в целом негативно относилось к Нэпу. По этой причине когда в 1927–1928 гᴦ. ʼʼножницыʼʼ цен поставили перед угрозой голода города и армию, власти вновь прибегли к насильственному изъятию аграрной продукции и ускоренной национализации промышленности. Нэп был свёрнут.

Политический кризис начала 1920-х гг. и переход от военного коммунизма к нэпу. Свертывание нэпа: причины и последствия - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Политический кризис начала 1920-х гг. и переход от военного коммунизма к нэпу. Свертывание нэпа: причины и последствия" 2017, 2018.

Данное пособие подготовлено с учетом опыта чтения общего курса лекций по отечественной истории на историческом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова и Института истории стан Азии и Африки при МГУ. Учебное пособие освещает историю нашей страны с Февральской революции 1917 г. по 2003 г. Автор рассматривает пять исторических сюжетов: социально-экономическое и политическое развитие страны, внутреннюю и внешнюю политику, историю культуры. Издание составлено в соответствии с современными программами по отечественной истории для гуманитарных факультетов вузов. Учебное пособие рассчитано на студентов, абитуриентов и всех, кто интересуется историей нашей страны.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История России XX – начала XXI веков (Ю. Я. Терещенко, 2010) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Советское государство в 1920-х гг.

1. Общенациональный кризис. Конец 1920 г. – начало 1921 г.

К началу 1920-х годов Россия представляла собой, по образному сравнению В. И. Ленина, «до полусмерти избитого человека». Огромные безвозвратные человеческие потери, миллионы инвалидов, нищих, беспризорных. Отчаяние людей усугубляла хозяйственная разруха. Страна потеряла более четверти довоенного богатства. Экономические потери с 1914 г. превысили 40 млрд. золотых рублей. Промышленное производство сократилось за семь лет в 7 раз, а на Украине, ставшей основным полигоном двух войн (мировой и гражданской) и военной интервенции, – в 10 раз. Наиболее пострадала крупная промышленность. Производство мелкой промышленности сократилось в два раза. В упадке был транспорт. Топливный голод сковал перевозки, парализовал работу предприятий. На треть упало сельскохозяйственное производство. Продукция земледелия составляла 64 %, животноводства– 72 % от уровня довоенного 1913 г.

Хозяйственная разруха, разрыв экономических связей между городом и деревней, двухлетняя засуха 1920–1921 гг. обострили продовольственный кризис. В 1921 г. смертный голод охватил территории с населением в 35 млн. человек: прежде всего Поволжье, а также юг Украины, Крым, Северный Кавказ, южный Урал. По официальным данным, от голода и сопутствующих ему болезней и эпидемий (тиф, малярия и т. п.) умерло более 1 млн. человек, по данным современных историков – около 8 млн.

Государство, общественные организации, Красная армия организовали сбор средств голодающим. Большую помощь оказали зарубежные общественные организации, прежде всего США. Это помогло спасти от смерти не менее 7 млн. человек. Более миллиона голодающих, прежде всего детей, были вывезены в благополучные районы, главным образом на Правобережную Украину и в Белоруссию.

В феврале 1922 г. ВЦИК принял декрет об изъятии церковных ценностей для закупки продовольствия голодающим. Это решение вызвало протест патриарха Тихона, который назвал его святотатством, согласившись на вольную жертву части церковного серебра и золота. На церковь обрушились репрессии. Несколько десятков наиболее активных противников реквизиций и распространителей патриаршего воззвания были осуждены на двух церковных процессах – Московском и Петроградском (апрель-июль 1922 г.). Из них 9 человек, в том числе митрополит Петроградский Вениамин, были расстреляны.

Глубокий экономический и прежде всего продовольственный кризис обусловил кризис социально-политический. Роптали все – и деревня, и город, и армия. Во всем обвиняли большевиков. Недовольство деревни продразверсткой вылилось в волну крестьянских восстаний, в которых только на территории РСФСР участие приняло около 150 тыс. человек. Они охватили Среднее Поволжье, Дон, Кубань, Западную Сибирь. Наиболее крупным стало восстание в Тамбовской и Воронежской губерниях («антоновщина»). Начав в д. Хитрово с ареста продотряда, крестьяне под предводительством 34-летнего эсера А. Антонова почти год – с лета 1920 г. до лета 1921 г. – воевали с регулярными частями Красной армии. Восставших подавляли беспощадно, но окончательно пожар «кулацких мятежей» большевики смогли погасить не оружием, а резкой сменой экономической политики.

Недовольство города выразилось в рабочих забастовках начала 1921 г. (т. н. «волынках»). Запрещенные с 1918 г., они тем не менее прокатились по предприятиям ряда городов, в т. ч. и Петрограда. 24 февраля 1921 г. в Петрограде забастовщики организовали уличную демонстрацию, на подавление которой по приказу председателя Петросовета Г. Е. Зиновьева были брошены воинские части и военные курсанты. Большевики в провоцировании недовольства горожан обвиняли «эсеро-меньшевистских провокаторов», но понимали, что его корни гораздо глубже.

Наконец недовольство вооруженных сил вылилось в волнения красноармейцев и матросов некоторых гарнизонов. Чрезвычайно опасными они стали в феврале-марте 1921 г., когда моряки крупнейшей военно-морской базы Балтийского флота, расположенной в городе-крепости Кронштадт (о. Котлин), выступили под лозунгами «Власть Советам, а не партиям!», «Советы без коммунистов!». После ложного сообщения о массовых расстрелах в Петрограде 24 февраля они взялись за оружие. Организаторы вооруженного восстания («кронштадтского мятежа») надеялись на помощь французской эскадры, а также армейских и военно-морских соединений осевшего в Париже генерала Врангеля. 9 марта 1921 г. нарком иностранных дел Г. В. Чичерин предупредил председателя Реввоенсовета Л. Д. Троцкого о выходе из Копенгагена в сторону Кронштадта эскадры французских и английских кораблей. Кронштадт грозил превратиться в очаг нового витка гражданской войны и морские ворота военной интервенции.

Руководство РСФСР было едино в стремлении локализовать и подавить мятежников. Разногласия возникли только по поводу средств. Сталин выступил за блокаду острова, Троцкий – за немедленный штурм, пока не взломан лед Финского залива и не подошла англо-французская эскадра. Ленин поддержал Троцкого. Операцию поручили Тухачевскому. 18 марта, в день подписания в Риге договора с Польшей, мятежная крепость пала.

Кронштадтские события В. И. Ленин сравнил с «молнией», которая осветила «действительность ярче, чем что бы то ни было». После восстания кронштадтских моряков, которых в 1917–1918 гг. называли красой и гордостью революции, стало ясно: на всех восставших Тухачевских не хватит. Нужны принципиальные решения по коренным вопросам внутренней политики.

Своевременному принятию решений выводу страны из общенационального кризиса препятствовала военно-коммунистическая идеология, закрепленная партийной программой 1919 г. и приведшая к кризису партии большевиков. Формально партийный кризис выразился в профсоюзной дискуссии, развернувшейся в конце 1920 г. – начале 1921 г. Речь в ней шла не столько о профсоюзах, сколько о методах подхода и формах связи партии и государства с массами в условиях перехода от войны к миру.

Партийное руководство раскололось на несколько фракций со своими платформами. Основными были три: Л. Д. Троцкого, «рабочей оппозиции» (А. М. Коллонтай и А. Г. Шляпников) и В. И. Ленина («платформа 10-ти»). Троцкий требовал «закрутить гайки», покончить с остатками рабочей демократии на производстве и транспорте, полностью подчинить профсоюзы партийно-государственному руководству («огосударствить профсоюзы»). Его противники, наоборот, видя неспособность партийно-государственных органов справиться с положением в экономике, требовали расширить рабочую демократию, передать управление экономикой профсоюзам («опрофсоюзить государство»). Позиция Ленина была центристской: партия и государство не должны упускать рычаг управления народным хозяйством, а профсоюзы, развернув демократию в своих рядах, должны стать резервом кадров управления и школой управления хозяйством («школой управления, школой хозяйничанья, школой коммунизма»). Ленин исходил из того, что экономикой руководить – не армией командовать. Здесь темпы и методы другие. Хозяйственные задачи надо решать не на энтузиазме, а при помощи энтузиазма на материальном интересе.

Итоги дискуссии подвел X съезд РКП (б) (8–16 марта 1921 г.). Абсолютным большинством голосов он утвердил ленинскую платформу. Вместе с тем съезд по инициативе Ленина принял резолюцию «О единстве партии», запретив внутрипартийные фракции и группировки. Единство партии рассматривалось как «основное условие успеха диктатуры пролетариата». Принятая в чрезвычайных условиях, резолюция способствовала сплочению правящей партии на крутом повороте истории партии и России. Однако в последующие десятилетия она препятствовала развитию внутрипартийной демократии, что привело к отрыву руководства от партийной массы, образованию номенклатуры как особого слоя управляющих.

X съезд РКП (б) принял принципиальное решение о смене курса внутренней политики, о переходе от «военно-коммунистических» методов командования народным хозяйством и обществом к экономическим методам руководства. Новый курс был назван новой экономической политикой. Нэп означал легализацию теневой экономики, восстановление в ограниченных рамках свободного рынка при сохранении «командных высот» народного хозяйства в руках партийно-государственного аппарата. Тактической целью нэпа стал выход из кризиса путем укрепления экономического союза рабочих и крестьян, города и деревни. Стратегической целью стало построение социализма, скачок к которому через «военный коммунизм» оказался неудачным. Первостепенное внимание уделялось деревне. Она стала тем звеном, ухватившись за которое большевики намеревались вытянуть всю цепь стоявших перед ними исторических задач. В 20-е годы наиболее отчетливо проявились 12 составных частей нэпа.

Налог. В марте 1921 г. X съезд РКП (б) принял решение о замене продразверстки натуральным налогом. 21 марта партийное решение было конкретизировано в декрете ВЦИК о замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом. Главные отличия налога от разверстки заключались в его размере и стабильности. Налог был в два раза ниже разверстки и не мог изменяться в течение хозяйственного года. Беднякам предоставлялись налоговые льготы, зажиточных крестьян облагали повышенным налогом. В 1921 г. всех налогов было установлено 13. Через год их свели в единый налог, а в 1924 г. натуральный налог был заменен единым сельскохозяйственным налогом, взимаемым преимущественно деньгами.

Свобода торговли . После сдачи налога излишки сельхозпродукции оставались в распоряжении крестьян. Вначале предполагалось, что их можно будет взять через натуральный товарообмен (продуктообмен), как планировалось весной 1918 г. Но уже к лету 1921 г. стало ясно, что силами государственных и кооперативных органов эту задачу не решить: кадры не готовы, товарный выбор мал, цены высокие.

Руководство страны было вынуждено сделать вторую уступку – допустить свободу частной торговли. На деле это означало легализацию фактически существовавшего нелегального, «черного» рынка вначале на местном уровне, затем во всероссийском масштабе. Были открыты не только сельские базары, но и крупные региональные ярмарки (Нижегородская, Бакинская, Ирбитская, Киевская и др.). В крупных городах открылись торговые биржи. Наркомпрод снял заградительные отряды на всех железных дорогах, водных и гужевых путях. Крестьяне получили право реализации продукции по своему усмотрению, не опасаясь облав и репрессий.

Торговля стала основной формой связи между промышленностью и сельским хозяйством. Государственная, кооперативная и частная торговля оживила экономические связи города и деревни. В новых условиях Ленин призвал коммунистов «учиться торговать» и не отговариваться тем, что «нас в тюрьмах торговать не учили».

Земельный кодекс 1922 г . В октябре 1922 г. ВЦИК утвердил новый Земельный кодекс, разрешивший, а фактически легализовавший аренду земли и наемный труд в деревне, запрещенные Декретом о земле и Законом о социализации земли. Крестьяне также получили право свободного выхода из сельской общины и созданных в годы войны колхозов, право выбора форм землепользования. Земля, однако, оставалась в собственности государства. Купля, продажа, завещание, дарение, залог земли были запрещены.

Отмеченные выше меры поставили деревню на ноги. У крестьян появился интерес к труду, к повышению его производительности. Город почувствовал это довольно скоро. Вместе с тем усиливалось социальное расслоение деревни – росла прослойка кулаков, с одной стороны, бедняков и батраков – с другой. Мелкотоварное производство, главным образом производство хлеба на продажу, стало самым массовым укладом экономики.

Приватизация . В 1921 г. началась перестройка не только аграрной, но и промышленной сферы экономики. В августе был утвержден «Наказ СТО о проведении в жизнь начал новой экономической политики», который определил составные части нэпа в области промышленности. Положения «Наказа» были конкретизированы в ряде декретов, постановлений, положений и инструкций. Прежде всего, был взят курс на частичную приватизацию (денационализацию) промышленности, вначале кустарной и мелкой, затем и средней. Крупная и часть средней промышленности остались в руках государства (13 тыс. предприятий из 37 тыс. осенью 1920 г.). Частные лица получили право создавать новые торгово-промышленные заведения. Приватизация возродила частнохозяйственный уклад экономики.

Аренда. Отдельные государственные торгово-промышленные предприятия на определенных условиях сдавались в аренду частным лицам. Впервые курс на аренду госсобственности был закреплен в декрете от 5 июля 1921 г. Право сдавать предприятия в аренду частникам получил ВСНХ. Вначале в аренду сдавали мелкие предприятия, позднее – более крупные. Создавались смешанные, частно-государственные акционерные общества.

Концессии. Особой формой аренды стали концессии – предоставление иностранным предпринимателям права эксплуатировать и строить предприятия на территории Советского государства, а также разрабатывать земные недра, добывать полезные ископаемые и т. д. Концессионная политика правительства преследовала цель привлечь в экономику страны иностранный капитал. Проведение этой политики поручили Л. Д. Троцкому, который в 1925 г. возглавил Концессионный комитет. Широкого распространения концессии не получили, так как национализация советской властью иностранной собственности стала суровым уроком для зарубежных деловых кругов до конца XX века. В 1922–1927 гг. было заключено примерно 150 концессионных договоров, в т. ч. 36 в сфере торговли, 32 в обрабатывающей промышленности, 25 в горном деле, 24 в сфере технической помощи.

Арендные и концессионные предприятия возродили государственно-капиталистический уклад экономики. Ленин рассматривал госкапитализм в качестве ближайшего союзника социалистического (государственного) уклада в новой предстоящей борьбе с мелкотоварным хозяйством.

Децентрализация . Составной частью нэпа стала децентрализация управления промышленностью. Политика «главкизма» была свернута, большинство главков ликвидировано, к концу 1921 г. их осталось 16 (из 49 в 1920 г.). Сфера полномочий ВСНХ резко сузилась. В его ведении остались наиболее крупные, стратегически важные фабрики и заводы. Значительная часть промышленных предприятий перешла в ведение губернских советов народного хозяйства (губсовнархозов).

Хозрасчет . Большинство государственных предприятий снималось с государственного централизованного содержания и переводилось на хозяйственный расчет. Его суть обозначали три «С»: хозяйственно-оперативная самостоятельность (самоуправление) предприятий, их самоокупаемость и самофинансирование. Отныне предприятия были обязаны сами заниматься заготовкой сырья, полуфабрикатов и реализацией своей продукции. Это привело к складыванию горизонтальных связей в экономике, договорной системе между предприятиями, минуя центр. Эта система утвердила в экономике «диктат» потребителя, а не производителя. К концу 20-х годов по прямым договорам производилось 85 % промышленной продукции.

Наиболее крупные и технически оборудованные фабрики и заводы объединялись в тресты, которые работали на основе хозрасчета. Тресты были общесоюзные, республиканские и местные. Создание трестов вело к концентрации госсектора промышленности. Они препятствовали проникновению хозрасчета на предприятия. «Трестовский хозрасчет» не дошел до трудовых коллективов, они не почувствовали преимуществ нэпа.

Денежная зарплата. В 1921 г. натуроплата труда (продпайки) была заменена денежной формой зарплаты. Карточная система была свернута. Для укрепления денежной системы вначале провели деноминацию советского рубля (соврубля) в соотношении 1/1000, затем – денежную реформу 1922–1924 гг. Государственный банк РСФСР, образованный осенью 1921 г., вместо соврублей постепенно ввел в оборот новые банковские билеты – червонцы. Один червонец равнялся 10 золотым рублям выпуска 1897 г. Денежное обращение на основе золотой валюты укрепило финансовую систему страны. Новые деньги стали серьезным стимулом к труду. В середине 20-х годов червонец был самой твердой европейской валютой.

Дифференцированная зарплата. На государственных предприятиях была ликвидирована уравнительная система оплаты труда (уравниловка). Новая тарифная политика строилась с учетом квалификации рабочих и служащих, количества и качества произведенной ими продукции. Увеличение зарплаты связывалось с ростом производительности труда. Таким образом, государство стремилось материально заинтересовать трудящихся в расширении производства.

План. По замыслу советского руководства рынок должен был не отменить, а дополнить план, т. е. государственное планирование народного хозяйства. В декабре 1920 г. VIII Всероссийский съезд Советов одобрил ГОЭЛРО. В декабре 1921 г. IX Всероссийский съезд Советов утвердил его. Таким образом, Государственный план электрификации России стал законом в условиях нэпа. Это был первый перспективный план развития всего народного хозяйства: промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Он был рассчитан на 10–15 лет. В основе плана – строительство электростанций, которые должны были стать энергетическим сердцем новых промышленных районов.

Главный разработчик плана Г. М. Кржижановский придавал большое политическое значение электрификации. Он считал, что в XX в. электричество приведет к власти пролетариат во всемирном масштабе, как в XIX в. пар привел к власти буржуазию. Ленин связывал электрификацию с победой коммунизма в России, утверждая, что «коммунизм – это есть Советская власть плюс электрификация всей страны». Основатель Советского государства возлагал на план ГОЭЛРО большие надежды, связанные с подъемом экономики, повышением производительности труда, мобилизацией трудовой активности масс. Он советовал Кржижановскому активно пропагандировать план, привлечь для этого всех инженеров и электротехников. Исполнителям выплачивать премии, неисполнителей сажать в тюрьму.

В феврале 1921 г. при Совете труда и обороны была создана постоянно действующая Государственная общеплановая комиссия (Госплан). Первым ее председателем стал Кржижановский. Задачами Госплана стали разработка и контроль не только перспективных хозяйственных планов, но также годовых, а затем и пятилетних.

В период нэпа возродилась многоукладность экономики. В отличие от дореволюционной экономики, у нэповской был новый, ведущий уклад – социалистический (государственные предприятия, земля, недра, банки, внешняя торговля). Наряду с ним существовали: госкапитализм – арендные и концессионные предприятия; частнохозяйственный капитализм – предприятия, неподконтрольные государству; мелкотоварное производство – хозяйства крестьян, кустарей, ремесленников, связанные с рынком; натуральное хозяйство – хозяйства, не связанные с рынком. Самым массовым укладом был мелкотоварный, что объяснялось преобладанием крестьян в социально-классовой структуре населения страны (около 80 %). Ленин видел в этом укладе главного противника государственной сферы экономики, главный источник капитализма.

3. Судьба нэпа

С 1923 г. страна вступила в полосу хозяйственного подъема. Остались позади продовольственный, транспортный, топливный кризисы. Восстанавливалось народное хозяйство, при этом темпы восстановления сельского хозяйства и кустарного производства были выше темпов восстановления государственной промышленности, которая требовала больших капиталовложений. К середине 20-х годов сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность в основном достигли довоенного объема производства. Этому не помешал и значительный неурожай 1924 г., охвативший Нижнее и часть Среднего Поволжья, Северный Кавказ, некоторые районы Дона, Центральной черноземной области и Восточной Украины – территории с населением около 8 млн. человек.

Восстановлению сельского хозяйства и связанных с ним отраслей промышленности во многом способствовала торговля. Страна превратилась в большой рынок, часто напоминавший базар. Торговали все: бывшие мешочники, рабочие, демобилизованные солдаты, домохозяйки, безработные, государственные служащие (совслужащие) и т. п. Частник стал главной фигурой розничной торговли, которая к середине 20-х годов значительно стабилизировалась путем создания широкой сети магазинов и магазинчиков. Частного торговца называли лавочником.

В оптовой торговле преобладали государственные и кооперативные предприятия. Наиболее быстро развивалась потребительская кооперация, тесно связанная с деревней. Во главе потребкооперации стоял Центросоюз. Наряду с ней получили стимулы и другие формы кооперации: снабженческая, кредитная, промысловая, сельскохозяйственная, производственная, жилищная. Руководство страны контролировало и поощряло кооперативное движение, относя его к социалистическому сектору экономики.

Тем не менее далеко не все и в руководстве, и в обществе были довольны возрождением торгового капитала. Бывшие красные командиры, красноармейцы, партизаны и т. д. считали, что новый курс предает цели, за которые они проливали кровь на фронтах гражданской войны, и поощряет вчерашнего «врага народа» – мешочника и спекулянта, помогает новым буржуа – нэпманам. Объективной почвой для подобных настроений являлось быстрое социальное расслоение общества как в городе, так и в деревне. Образ жизни «новой буржуазии» вызывал и зависть, и откровенное возмущение.

Многие нэпманы, чувствуя временность и неустойчивость своего положения в условиях диктатуры пролетариата, стремились к скорейшему обогащению и проматыванию «бешеных денег». Историки назвали это явление «гримасами» и «угаром» нэпа.

Начиная с 1922 г. было проведено несколько показательных судебных процессов над частными торговцами, предпринимателями и связанными с ними совслужащими. Наиболее крупные из них состоялись в июле-декабре 1923 г. – дело ГУМа, Моссельпрома и др. На них были вскрыты огромные убытки, нанесенные государству в результате хищений и деятельности частника в качестве посредника при сбыте товаров государственных предприятий. Покупая у руководства госпредприятий и трестов товары с большой скидкой, частник перепродавал их с огромной прибылью, часть которой отдавал «спонсору».

Переломным в истории нэпа и государства стал 1925 г. – год завершения восстановительного процесса в области промышленности. Осенью 1926 г. XV Всесоюзная партийная конференция, подводя итоги восстановления народного хозяйства, заявила о необходимости перехода к структурной перестройке хозяйства.

Относительно быстрое восстановление экономики и первые успехи нэпа во многом были обусловлены резким сокращением военных расходов, которые в 1925 г. составили 50 % расходов Наркомата путей сообщения. Численность вооруженных сил была доведена до минимума – с 5,3 млн. до 600 тыс. человек. Судьба нэпа и страны была в зависимости от международного положения СССР и военной политики государства, которое находилось в «капиталистическом окружении», постоянном ожидании нового военного нашествия. Ослабление обороноспособности, которую Ленин рассматривал в качестве «зеницы ока» партии и правительства, было вынужденным и непродолжительным фактором внутренней и внешней политики СССР. Возрастание военной угрозы в конце 20-х годов привело к свертыванию нэпа вначале в сельском хозяйстве, затем, на рубеже 20-х – 30-х годов, в промышленности, а к середине 30-х и в торговле.

В условиях рыночной экономики продовольственное снабжение армии и растущих городов гарантировалось при соблюдении двух главных условий – ориентированности промышленности на потребности деревни и доступности промпродукции для крестьянства. Нарушение этих условий вызвало два крупных кризиса нэпа – 1923 г. и 1927/28 гг. Первый вошел в историю как «кризис сбыта», второй – как «кризис хлебозаготовок».

Кризис сбыта . В 1923 г. промышленность в значительной степени перестроилась на нужды деревни. Однако желание получить максимальную прибыль в условиях хозрасчета толкало работников ВСНХ, руководителей трестов и синдикатов до предела поднять цену на «свой» товар. Цены на промтовары выросли более чем в три раза по отношению к сельскохозяйственным. «Ножницы» цен достигли максимальной величины к октябрю 1923 г. Относительно низкая покупательная способность крестьян привела к затовариванию складов не только сельскохозяйственными машинами, но и самыми простыми и самыми необходимыми средствами сельхозпроизводства: косами, боронами, плугами и т. п. «Кризис сбыта» промпродукции отразился на хлебозаготовках. Государство было вынуждено вмешаться в процесс ценообразования, административным путем снизить цены на промышленные товары, повысить закупочные цены на сельскохозяйственные товары и организовать дешевый кредит для крестьянства. Это обеспечило растущий спрос деревни. Почти весь запас сельхозмашин и инвентаря был быстро распродан, хлебопоставки не были сорваны. Кризис был преодолен.

После восстановления народного хозяйства руководство страны взяло курс на перестройку экономики через преимущественное развитие тяжелой промышленности, прежде всего машиностроения. Только он позволял вывести страну в разряд промышленно развитых и обороноспособных стран. Промышленность стала ориентироваться прежде всего на свои, а не на деревенские потребности. Нужды деревни были отодвинуты на второй план.

Индустриализация потребовала увеличить хлебный экспорт для закупки машин и оборудования. Это усилило неэквивалентный обмен между городом и деревней. В этих условиях не половина, как в начале 20-х гг., а 3/4 тяжести госбюджета легло на плечи крестьянства. Экономисты подсчитали, что в 1926/27 сельскохозяйственном году крестьянство недополучило при обмене своих продуктов на промышленные товары сумму в 645 млн. довоенных (не червонных) рублей. Это дало основание сторонникам мелкотоварного производства утверждать, что крестьянство больше потеряло, чем приобрело благодаря Октябрьской революции. В условиях однопартийной системы вывод был не столько смел, сколько опасен.

Кризис хлебозаготовок . Политика «дать деревне меньше – взять у нее больше» в рыночных условиях была трудновыполнима. Положение резко ухудшилось в 1927 г., когда пошли разговоры о близкой войне с Англией, разорвавшей дипломатические отношения с СССР. Начатые советским руководством, они самым неожиданным образом ударили по продовольственному снабжению городов. Возник ажиотажный спрос на стратегические товары, прежде всего на хлеб. Он резко взвинтил рыночные цены. Они почти в 5 раз превысили государственные закупочные цены. Крестьяне требовали не менее чем втрое повысить последние, фактически бойкотируя хлебозаготовки. План хлебозаготовок 1927 г. был провален.

Возник острый продовольственный кризис, который заставил государство, с одной стороны, ввести карточную систему снабжения в городах, с другой – усилить административный нажим на деревню. Недовольство крестьян государственной политикой цен Сталин в 1928 г. истолковал как саботаж, как «хлебную стачку» кулаков, которые якобы наносят удар в спину пролетарскому государству, в то время как внешний враг готовится к новой войне.

В 1928-29 гг. власти перешли к чрезвычайным методам хлебозаготовок по примеру продотрядов времен гражданской войны. Для их проведения в деревню было послано 30 тысяч коммунистов, уполномоченных принимать чрезвычайные меры к саботажникам-кулакам. Закрывали рынки и базары, проводили обыски по крестьянским дворам. Крестьян заставляли сдавать хлеб в счет государственного займа индустриализации (введен в 1926 г.), в счет будущего года, настаивали на самообложении и обязательной сверхплановой продаже хлеба. Тех, кто отказывался сдавать хлеб, привлекали к суду по ст. 107 УК РСФСР и соответствующим статьям союзных республик «за спекуляцию». Суды автоматически выносили решения о конфискации как товарных излишков, так и запасов, необходимых для потребления и производства. Изымали инвентарь. Крестьян, осуждавших насилие, подвергали тюремному заключению по ст. 58–10 – антисоветская агитация. А ведь еще в декабре 1927 г. на XV съезде ВКП (б) В. М. Молотов говорил, что тот, кто предлагает политику насильственного изъятия хлеба, тот враг рабочих и крестьян. И Сталин подтверждал: «Правильно!».

Летом 1928 г. государство ослабило нажим, частично пошло на экономическое стимулирование. Чрезвычайные меры были отменены, закупочные цены повышены на 15–20 %. Это было сделано по настоянию Н. И. Бухарина, который считал, что ставка на насилие приведет к голоду. Принудительные заготовки хлеба, проведенные по настоянию Сталина в первой половине 1928 г., Бухарин назвал военно-феодальной эксплуатацией крестьянства, а Рыков – попыткой превратить деревню «в дойную корову индустриализации». Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, М. П. Томский причину кризиса хлебозаготовок видели в ошибках планирования, предлагали выйти из него путем корректировки ценовой политики, временных закупок хлеба за рубежом, частичного сокращения капиталовложений в металлургию и машиностроение, т. е. в снижении темпов индустриализации.

Несмотря на уступки крестьянству, осенью 1928 г. заготовки хлеба вновь оказались под угрозой. Крестьяне уже не верили государству. Зажиточные хозяева сокращали посевы, «самоликвидировались», середняки не хотели расширять производство, т. к. боялись попасть в разряд кулаков. К кулакам правительство стало причислять не только крестьян, эксплуатирующих наемный труд батраков, но и хозяйства с годовым доходом в 1500 руб.

Опираясь на большинство в Политбюро ЦК, Сталин вновь дал директиву на места применить жесткие административные меры к богатым крестьянам. Однако применять их стали и к середнякам. Молодой донской писатель М. А. Шолохов летом 1929 г. писал своим московским издателям: «Жмут на кулака, а середняк уже раздавлен». С 1929 г. чрезвычайные меры стали системой. С нэпом в деревне было покончено, что и закрепила сплошная коллективизация.

В промышленности стали сворачивать аренду, хозрасчет, переходить к госзаказу, централизованному управлению. Договорная система была практически ликвидирована. Если в 1929 г. по хоздоговорам производилось более 4/5 промышленной продукции, то в 1930 г. – лишь 5 %.

Страна вступила в эпоху «большого скачка». Советская история 20-х годов непредусмотренным образом подтвердила слова Ленина о том, что нэп вводится «всерьез и надолго… но не навсегда», сказанные им в декабре 1921 г. на IX Всероссийском съезде Советов. В партийно-государственном руководстве победу одержали сторонники позиции «не навсегда».

Конец ознакомительного фрагмента.

Политика военного коммунизма после окончания Гражданской войны не отвечала интересам народа.

Недовольство крестьян продразверсткой, которая продолжала увеличиваться с каждым годом, привело к сокращению посевных площадей, понижению урожайности, уменьшению поставок хлеба государству.

По стране прокатилась волна крестьянских восстаний и антисоветских мятежей: на Украине, в Сибири, Средней Азии, в Тамбовской, Воронежской и Саратовской губерниях. Военный антикоммунистический мятеж моряков в Кронштадте в марте 1921 г. был общественно-политическим кризисом, который создал угрозу существования Советской власти.

Поворот к новой экономической политике (нэпу) был осуществлен под жестким давлением всеобщего недовольства в стране для нормализации внутриэкономических, социальных, политических отношений.

Изначально в нэпе была заложена двойственность и противоречивость между социалистическим и рыночным началами, политикой и экономикой и т. п. Первое направлениереформ осуществлялось с целью укрепления обобществленных государственных форм в экономике и подразумевало расширение плановых начал (образование Госплана), усиление государственного контроля и регулирования (деятельность Рабкрина, открытие Госбанка, начало стабилизации валюты), концентрацию производства, расширение распределительных отношений (между ведущими отраслями, крупнейшими предприятиями). Для развития этого направления использовалась вся мощь государственных институтов и идеологическое обеспечение в рамках концепции построения социализма.

Второе направление реформ - активизация рыночных, частнокапиталистических отношений. Для этого формировался блок новых по сравнению с военным коммунизмом отношений. Для развития этого направления осуществлялся комплекс мер, способствующих функционированию товарно-денежных отношений: переход от продразверстки к продналогу, разрешение свободной торговли и частной промышленности, сдача госпредприятий в аренду, концессии, предоставление крестьянству свободы в использовании земли, инвентаря, рабочих рук.

Перспективы данного направления реформ были ограничены по объему (главным образом в сфере мелкотоварного производства), времени (надолго, но не навсегда), потенциалу роста (без угрозы интересам политического господства диктатуры пролетариата).

Первым шагом перехода к нэпу стали решения X съезда РКП(б) (март 1921 г.), на котором обсуждался вопрос «О замене разверстки натуральным налогом». С основным докладом о замене разверстки налогом выступил В.И. Ленин, а с содокладом - А.Д. Цюрупа. В.И. Ленин сделал два основных вывода: во-первых, «только соглашение с крестьянством может спасти социалистическую революцию в России, пока не наступила революция в других странах»; во-вторых, «мы не должны стараться прятать что-либо, а должны говорить прямиком, что крестьянство формой отношений, которая у нас с ним установилась, недовольно, что оно этой формы отношений не хочет и дальше так существовать не будет». На X съезде было принято ленинское предложение о замене разверстки натуральным налогом.

Продналог вводился на 13 видов продовольствия, технических и фуражных культур. Все, что оставалось у крестьян после сдачи налога, полностью поступало в их распоряжение. Продналог был почти в два раза меньше разверстки, причем основная его часть взималась с зажиточного крестьянства. Наиболее бедные крестьяне и коллективные хозяйства от налога освобождались или получали существеннее льготы. Размеры продналога крестьянину сообщались заранее, т. е. накануне посевной, поэтому крестьянин мог расширить посевную площадь, получить больше продовольственных излишков и затем реализовать их по свободной цене на рынке.

С введением продналога открылся путь к свободной торговле, первоначально ограниченной рамками местного оборота, т. е. местожительством крестьян. Но уже в августе-сентябре 1921 г. власти вынуждены были пойти на отмену государственного товарообмена, встать на путь раскрепощения товарно-денежных отношений, широкого использования рыночных методов хозяйствования. Торговля стала основной формой смычки между городом и деревней. Для дальнейшего формирования рынка необходимо было оживить промышленность, увеличить выпуск ее продукции. Для этого при переходе нэпу было проведено разгосударствление мелких и, частично, средних предприятий. 17 мая 1921 г. было принято постановление Совнаркома, в соответствии с которым предлагалось принять меры к развитию кустарной и мелкой промышленности как в форме частных предприятий, так и в форме кооперативов.

  • 9 августа 1921 г. был принят «Наказ СНК о проведении в жизнь начал новой экономической политики», содержащий исходные принципы работы промышленности в условиях нэпа: развитие промышленности предполагалось осуществлять в рамках единого общехозяйственного плана под руководством Госплана; была проведена перестройка управления народным хозяйством, ослаблена его чрезмерная централизация; вместо трудовых мобилизаций рабочих стали набирать по найму; вводилось их материальное стимулирование, зарплата начислялась в зависимости от квалификации и количества произведенной продукции. Государственные предприятия переводились на хозяйственный расчет, что расширяло их права, появилась возможность самостоятельного решения вопросов о заготовке сырья и реализации готовой продукции. В городе разрешалось открывать или брать в аренду кооперативам, товариществам, другим объединениям или частным лицам мелкие промышленные и торговые предприятия.
  • 6 октября 1922 г. был принят Земельный кодекс. Крестьяне получали право свободного выхода из сельской общины и выбора форм землепользования. Разрешались в крайне ограниченном размере аренда земли и применение наемного труда. Крестьяне-единоличники давали 98,5 % всей продукции сельского хозяйства. К 1922 г. в основном была отменена карточная система. К весне 1923 г. в целом завершился переход экономики на рыночные рельсы.

В 1922-1924 гг. была осуществлена денежная реформа (основными ее авторами были совнарком финансов Г. Сокольников и профессор Л. Юровский). Была введена твердая валюта - червонец. Новую валюту использовали прежде всего для оптовой торговли. Один червонец приравнивался к десяти царским золотым рублям, но на золото он обменивался только при расчетах с иностранными партнерами. Быстрое развитие рынка позволило к началу 1924 г. ликвидировать дефицит бюджета. Необходимость в эмиссии совзнаков отпала. В розничной торговле, где они обращались, их заменили казначейские билеты (в рублях), имеющие определенное соотношение с червонцем. Обмен шел из следующего расчета: один рубль казначейских билетов приравнивался к 50 тыс. рублей совзнаками. В стране появилась одна твердая конвертируемая валюта, которая принималась к обращению на западных биржах, имевших связи с СССР.

Экономические успехи страны в период нэпа были очевидны. Уже к началу 1922 г. явно обозначился подъем народного хозяйства, страна была накормлена и одета. Набирала силу кооперация. В 1925 г. валовой сбор зерна на 10,7 % превысил среднегодовой сбор в 1909-1913 гг. К 1927 г. был достигнут довоенный уровень в животноводстве. Потребление пищевых продуктов в 1927 г. превысило уровень дореволюционной России. Преимущество это относилось к сельским жителям. В целом народное хозяйство СССР в 1927/28 хозяйственном году достигло уровня промышленного производства России 1913 г.

Вместе с тем в период нэпа стало возникать много сложных проблем. Одна из них - циклический характер экономики с серьезными кризисами 1923, 1925 и 1927-1928 гг.

Осенью 1923 г. разразился так называемый кризис сбыта. Сельскому населению была недоступна по существующим ценам покупка остро необходимых им промтоваров, которыми были забиты все склады и магазины. Это положение вызвало у крестьян ответную реакцию: они стали задерживать передачу зерна в госхранилища по продналогу. Вскоре большевики вынуждены были восстановить ценовой паритет, снизить отпускные промышленные цены, и кризис сбыта был ликвидирован.

Кризисы хлебозаготовок в 1925 и 1927-1928 гг. также были вызваны диспропорциями в структурной и ценовой политике правительства по отношению к городу и деревне. Выход из кризисных ситуаций большевики видели в основном через призму административных методов регулирования экономики.

В российском обществе второй половины 1920-х гг. все явственней стало проявляться недовольство нэпом со стороны различных социальных групп.

Новая экономическая политика была встречена в штыки партийным и государственным аппаратом, так как ему приходилось отказываться от метода приказных решений. Товарно-денежные отношения требовали гибкой профессиональной политики, знаний, опыта. Однако у аппарата отсутствовали достаточные стимулы для этого, так как свои социальные гарантии (и весьма неплохие) он имел независимо от эффективности работы.

Кроме того, нэп объективно вел к росту безработицы, в том числе и среди управленцев: к январю 1924 г. среди 1 млн безработных находилось 750 тыс. бывших служащих. Эта проблема была очень болезненной и обостряла социальные противоречия в стране.

В деревне усилилось расслоение крестьян, было разрешено применять наемный труд, в деревне возросла эксплуатация. Нэп подрывал социальную защищенность тех, кто привык жить по принципу круговой поруки, когда была община. Та часть крестьянства, которая была связана не с товарным производством, а с натуральным хозяйством, в годы нэпа значительно сократилась. Огромное количество переселенцев, хлынувших в город, растворяло промышленный пролетариат. Зажиточные крестьяне-кулаки тоже были недовольны нэповской политикой, которая отождествлялась с высокими налогами, «ножницами» в ценах между промышленной и сельскохозяйственной продукцией.

Рабочий класс не стал той социальной опорой, которая боролась бы и отстаивала принципы нэпа. Хозрасчет не доходил до рабочих мест, он был сугубо трестовским и поддерживался административным путем. Поэтому рабочий не видел материальной выгоды от получения конечных результатов.

В итоге недовольные нэпом в «низах» (бедняки и батраки в деревне, безработные, малоквалифицированные рабочие и служащие) были едины в его неприятии с «верхами» (парт- и госаппаратом). Судьба нэпа оказалась предрешенной.

Политика военного коммунизма после окончания Гражданской войны не отвечала интересам народа.

Недовольство крестьян продразверсткой, которая продолжала увеличиваться с каждым годом, привело к сокращению посевных площадей, понижению урожайности, уменьшению поставок хлеба государству.

По стране прокатилась волна крестьянских восстаний и антисоветских мятежей: на Украине, в Сибири, Средней Азии, в Тамбовской, Воронежской и Саратовской губерниях. Военный антикоммунистический мятеж моряков в Кронштадте в марте 1921 г. был общественно-политическим кризисом, который создал угрозу существования Советской власти.

Поворот к новой экономической политике (нэпу) был осуществлен под жестким давлением всеобщего недовольства в стране для нормализации внутриэкономических, социальных, политических отношений.

Изначально в нэпе была заложена двойственность и противоречивость между социалистическим и рыночным началами, политикой и экономикой и т. п. Первое направление реформ осуществлялось с целью укрепления обобществленных государственных форм в экономике и подразумевало расширение плановых начал (образование Госплана), усиление государственного контроля и регулирования (деятельность Рабкрина, открытие Госбанка, начало стабилизации валюты), концентрацию производства, расширение распределительных отношений (между ведущими отраслями, крупнейшими предприятиями). Для развития этого направления использовалась вся мощь государственных институтов и идеологическое обеспечение в рамках концепции построения социализма.

Второе направление реформ – активизация рыночных, частнокапиталистических отношений. Для этого формировался блок новых по сравнению с военным коммунизмом отношений. Для развития этого направления осуществлялся комплекс мер, способствующих функционированию товарно-денежных отношений: переход от продразверстки к продналогу, разрешение свободной торговли и частной промышленности, сдача госпредприятий в аренду, концессии, предоставление крестьянству свободы в использовании земли, инвентаря, рабочих рук.

Перспективы данного направления реформ были ограничены по объему (главным образом в сфере мелкотоварного производства), времени (надолго, но не навсегда), потенциалу роста (без угрозы интересам политического господства диктатуры пролетариата).

Первым шагом перехода к нэпу стали решения X съезда РКП(б) (март 1921 г.), на котором обсуждался вопрос «О замене разверстки натуральным налогом». С основным докладом о замене разверстки налогом выступил В.И. Ленин, а с содокладом – А.Д. Цюрупа. В.И. Ленин сделал два основных вывода: во-первых, «только соглашение с крестьянством может спасти социалистическую революцию в России, пока не наступила революция в других странах»; во-вторых, «мы не должны стараться прятать что-либо, а должны говорить прямиком, что крестьянство формой отношений, которая у нас с ним установилась, недовольно, что оно этой формы отношений не хочет и дальше так существовать не будет». На X съезде было принято ленинское предложение о замене разверстки натуральным налогом.

Продналог вводился на 13 видов продовольствия, технических и фуражных культур. Все, что оставалось у крестьян после сдачи налога, полностью поступало в их распоряжение. Продналог был почти в два раза меньше разверстки, причем основная его часть взималась с зажиточного крестьянства. Наиболее бедные крестьяне и коллективные хозяйства от налога освобождались или получали существеннее льготы. Размеры продналога крестьянину сообщались заранее, т. е. накануне посевной, поэтому крестьянин мог расширить посевную площадь, получить больше продовольственных излишков и затем реализовать их по свободной цене на рынке.

С введением продналога открылся путь к свободной торговле, первоначально ограниченной рамками местного оборота, т. е. местожительством крестьян. Но уже в августе-сентябре 1921 г. власти вынуждены были пойти на отмену государственного товарообмена, встать на путь раскрепощения товарно-денежных отношений, широкого использования рыночных методов хозяйствования. Торговля стала основной формой смычки между городом и деревней. Для дальнейшего формирования рынка необходимо было оживить промышленность, увеличить выпуск ее продукции. Для этого при переходе нэпу было проведено разгосударствление мелких и, частично, средних предприятий. 17 мая 1921 г. было принято постановление Совнаркома, в соответствии с которым предлагалось принять меры к развитию кустарной и мелкой промышленности как в форме частных предприятий, так и в форме кооперативов.

9 августа 1921 г. был принят «Наказ СНК о проведении в жизнь начал новой экономической политики», содержащий исходные принципы работы промышленности в условиях нэпа: развитие промышленности предполагалось осуществлять в рамках единого общехозяйственного плана под руководством Госплана; была проведена перестройка управления народным хозяйством, ослаблена его чрезмерная централизация; вместо трудовых мобилизаций рабочих стали набирать по найму; вводилось их материальное стимулирование, зарплата начислялась в зависимости от квалификации и количества произведенной продукции. Государственные предприятия переводились на хозяйственный расчет, что расширяло их права, появилась возможность самостоятельного решения вопросов о заготовке сырья и реализации готовой продукции. В городе разрешалось открывать или брать в аренду кооперативам, товариществам, другим объединениям или частным лицам мелкие промышленные и торговые предприятия.

6 октября 1922 г. был принят Земельный кодекс. Крестьяне получали право свободного выхода из сельской общины и выбора форм землепользования. Разрешались в крайне ограниченном размере аренда земли и применение наемного труда. Крестьяне-единоличники давали 98,5 % всей продукции сельского хозяйства. К 1922 г. в основном была отменена карточная система. К весне 1923 г. в целом завершился переход экономики на рыночные рельсы.

В 1922–1924 гг. была осуществлена денежная реформа (основными ее авторами были совнарком финансов Г. Сокольников и профессор Л. Юровский). Была введена твердая валюта – червонец. Новую валюту использовали прежде всего для оптовой торговли. Один червонец приравнивался к десяти царским золотым рублям, но на золото он обменивался только при расчетах с иностранными партнерами. Быстрое развитие рынка позволило к началу 1924 г. ликвидировать дефицит бюджета. Необходимость в эмиссии совзнаков отпала. В розничной торговле, где они обращались, их заменили казначейские билеты (в рублях), имеющие определенное соотношение с червонцем. Обмен шел из следующего расчета: один рубль казначейских билетов приравнивался к 50 тыс. рублей совзнаками. В стране появилась одна твердая конвертируемая валюта, которая принималась к обращению на западных биржах, имевших связи с СССР.

Экономические успехи страны в период нэпа были очевидны. Уже к началу 1922 г. явно обозначился подъем народного хозяйства, страна была накормлена и одета. Набирала силу кооперация. В 1925 г. валовой сбор зерна на 10,7 % превысил среднегодовой сбор в 1909–1913 гг. К 1927 г. был достигнут довоенный уровень в животноводстве. Потребление пищевых продуктов в 1927 г. превысило уровень дореволюционной России. Преимущество это относилось к сельским жителям. В целом народное хозяйство СССР в 1927/28 хозяйственном году достигло уровня промышленного производства России 1913 г.

Вместе с тем в период нэпа стало возникать много сложных проблем. Одна из них – циклический характер экономики с серьезными кризисами 1923, 1925 и 1927–1928 гг.

Осенью 1923 г. разразился так называемый кризис сбыта. Сельскому населению была недоступна по существующим ценам покупка остро необходимых им промтоваров, которыми были забиты все склады и магазины. Это положение вызвало у крестьян ответную реакцию: они стали задерживать передачу зерна в госхранилища по продналогу. Вскоре большевики вынуждены были восстановить ценовой паритет, снизить отпускные промышленные цены, и кризис сбыта был ликвидирован.

Кризисы хлебозаготовок в 1925 и 1927–1928 гг. также были вызваны диспропорциями в структурной и ценовой политике правительства по отношению к городу и деревне. Выход из кризисных ситуаций большевики видели в основном через призму административных методов регулирования экономики.

В российском обществе второй половины 1920-х гг. все явственней стало проявляться недовольство нэпом со стороны различных социальных групп.

Новая экономическая политика была встречена в штыки партийным и государственным аппаратом, так как ему приходилось отказываться от метода приказных решений. Товарно-денежные отношения требовали гибкой профессиональной политики, знаний, опыта. Однако у аппарата отсутствовали достаточные стимулы для этого, так как свои социальные гарантии (и весьма неплохие) он имел независимо от эффективности работы.

Кроме того, нэп объективно вел к росту безработицы, в том числе и среди управленцев: к январю 1924 г. среди 1 млн безработных находилось 750 тыс. бывших служащих. Эта проблема была очень болезненной и обостряла социальные противоречия в стране.

В деревне усилилось расслоение крестьян, было разрешено применять наемный труд, в деревне возросла эксплуатация. Нэп подрывал социальную защищенность тех, кто привык жить по принципу круговой поруки, когда была община. Та часть крестьянства, которая была связана не с товарным производством, а с натуральным хозяйством, в годы нэпа значительно сократилась. Огромное количество переселенцев, хлынувших в город, растворяло промышленный пролетариат. Зажиточные крестьяне-кулаки тоже были недовольны нэповской политикой, которая отождествлялась с высокими налогами, «ножницами» в ценах между промышленной и сельскохозяйственной продукцией.

Рабочий класс не стал той социальной опорой, которая боролась бы и отстаивала принципы нэпа. Хозрасчет не доходил до рабочих мест, он был сугубо трестовским и поддерживался административным путем. Поэтому рабочий не видел материальной выгоды от получения конечных результатов.

В итоге недовольные нэпом в «низах» (бедняки и батраки в деревне, безработные, малоквалифицированные рабочие и служащие) были едины в его неприятии с «верхами» (парт– и госаппаратом). Судьба нэпа оказалась предрешенной.

16.2. Образование СССР

Большевики понимали, что им нужно единое, сильное государство как оплот для развертывания будущей мировой революции и построения социалистического общества в собственной стране. Этому способствовали общие хозяйственные связи и исторически сложившиеся разделение труда между возникшими советскими республиками, стремление к общей внешней безопасности, однотипность государственного устройства и нахождение у власти единой политической партии РКП(б), в состав которой на правах областных парторганизаций входили республиканские компартии.

В 1920–1922 гг. все советские республики, образовавшие на территории бывшей Российской империи (РСФСР, Белорусская, Украинская, Азербайджанская, Армянская, Грузинская ССР, а также Бухарская, Хорезмская и Дальневосточная республики), заключили между собой соглашения о военном, экономическом и дипломатическом союзе. В марте 1922 г. возникла Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (ЗСФСР), в состав которой вошли Грузия, Армения и Азербайджан.

В августе 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) создало комиссию для рассмотрения вопроса о взаимоотношениях РСФСР и других советских республик во главе с В.В. Куйбышевым. Решающую роль в ней играл И.В. Сталин, который был тогда наркомом по делам национальностей, а с апреля 1922 г. – Генеральным секретарем ЦК РКП(б). Он разработал проект резолюции комиссии «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками», в котором предусматривалось вступление Украинской, Белорусской и Закавказской республик в РСФСР на правах автономных, а с Бухарой, Хорезмом и Дальневосточной республикой предлагалось сохранить уже существовавшие договорные отношения.

Проект И.В. Сталина получил неоднозначную оценку в партийно-государственных кругах. Осенью 1922 г. эти материалы были направлены В.И. Ленину, который предложил вместо сталинского плана автономизации новую форму государственного объединения – образование нового союзного государства как федерации равноправных республик.

В октябре 1922 г. ленинский план был обсужден и одобрен на всех уровнях республиканского руководства, а также съездах Советов. 30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов декларировал образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР) и определил систему и компетенции союзных органов власти. 31 января 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов CCCР утвердил первую Конституцию СССР.

16.3. Внутриполитическая борьба за власть и установление режима личной власти И.В. Сталина

Борьба за власть среди лидеров большевистской партии началась еще в последние годы жизни В.И. Ленина. Ввиду болезни с конца 1922 г. он фактически отошел от руководства партией и страной, но сумел продиктовать ряд писем и статей. Ключевым стало «Письмо к съезду», где он предостерегал большевиков от возможного раскола, фракционной борьбы, бюрократизации и дал характеристики наиболее значимым деятелям партии: И.В. Сталину, Л.Д. Троцкому, Г.Е. Зиновьеву, Л.Б. Каменеву, Н.И. Бухарину и Г.Л. Пятакову.

По мнению В.И. Ленина, главная опасность заключалась во взаимоотношениях Л.Д. Троцкого и И.В. Сталина, что могло привести к расколу. И.В. Сталина, который сосредоточил в своих руках огромную власть, он оценил, весьма нелицеприятно, отметив его грубость, капризность, нетерпимость к критике, и предложил переместить с поста Генерального секретаря ЦК РКП(б).

После смерти В.И. Ленина «Письмо к съезду» было доложено делегатам XIII съезда РКП(б) (май 1924), но И.В. Сталину удалось сохранить за собой высший партийный пост.

Внутриполитическая борьба была обусловлена как личными амбициями лидеров, так и разногласиями по проблемам партийно-политических и экономических отношений в стране и мире.

И.В. Сталин в 1923–1924 гг. образовал вместе с Г.Е. Зиновьевым и Л.Б. Каменевым неофициальную руководящую тройку. Одновременно он старался наладить контакт с группой Н.И. Бухарина. Вместе с этими союзниками он выступил против Л.Д. Троцкого, который претендовал на роль преемника В.И. Ленина.

В результате Л.Д. Троцкого обвинили в стремлении стать диктатором, и в январе 1925 г. он был снят с постов наркома по военным и морским делам и председателя Реввоенсовета, что стало началом конца его политической карьеры.

Осенью 1925 г. триумвират Сталин-Зиновьев-Каменев распался. Страх перед возрастающей политической силой И.В. Сталина привел к созданию Г.Е. Зиновьевым и Л.Б. Каменевым «новой оппозиции», которая потерпела поражение в декабре 1925 г. на XIV съезде ВКП(б).

В 1926 г. Л.Д. Троцкий, Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев сблокировались для борьбы с И.В. Сталиным, но это было сделано с большим опозданием, так как позиции И.В. Сталина и его сторонников стали весьма сильны, и так называемая «объединенная оппозиция» в конце 1927 г. потерпела поражение. Все видные представители этого блока были исключены из партии. Л.Д. Троцкого в 1928 г. сослали в Алма-Ату, а в 1929 г. депортировали из СССР. В 1940 г. он был убит в Мексике агентом советских спецслужб.

И наконец, в 1928–1930 гг. наступила очередь группы Н.И. Бухарина, А.И. Рыкова и М.П. Томского, которые ранее активно помогали И.В. Сталину в борьбе против других оппозиционеров. В период слома нэпа и начала форсированной реконструкции советского общества они высказывали иные, чем сталинские, точки зрения на политику партии в деревне, по вопросам о темпах и методах социалистического строительства. Их обвинили в «правом уклоне» и удалили с руководящих постов.

В итоге в стране установился режим личной власти И.В. Сталина, превратившийся вскоре в культ личности.

16.4. Внешняя политика

Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. была направлена на реализацию двух взаимоисключающих задач, что определяло ее дуализм (двойственность) и противоречивость.

С одной стороны, большевики продолжали верить в мировую революцию, помогали мировому коммунистическому и рабочему движению и специально создали для этих целей в 1919 г. III Интернационал (Коминтерн).

С другой стороны, ставка на скорую мировую революцию не оправдалась, и советское правительство было вынуждено вести политику на установление нормальных межгосударственных и торгово-экономических отношений с зарубежными странами. При этом укреплялась обороноспособность и отражались любые попытки посягательств на территорию страны.

Одной из главных задач Советской России стало урегулирование отношений с сопредельными государствами. В 1920 г. были заключены договоры с Эстонией, Литвой, Латвией и Финляндией. В 1921 г. был подписан Рижский мирный договор с Польшей, результатом которого стала стабилизация западной границы. В этом же году были подписаны договоры с южными соседями: Ираном, Турцией и Афганистаном.

Постепенно началась нормализация отношений с ведущими капиталистическими державами. В марте 1921 г. было заключено советско-английское торговое соглашение. Великобритания, а за ней и другие страны, официально не признав Советское государство, тем не менее, развивали с нашей страной внешнеэкономические связи.

Весной 1922 г. (с 10 апреля по 19 мая) советская делегация во главе с наркомом по иностранным делам Г.В. Чичериным приняла участие в международной конференции в итальянском городе Генуе. Главный вопрос конференции – судьба национализированного в России иностранного капитала и долги царского и Временного правительств.

Советская сторона была готова признать долги, но с учетом возмещения собственных потерь, понесенных в годы Гражданской войны и иностранной интервенции. Решить эти вопросы на конференции не удалось.

16 апреля 1922 г. во время работы конференции в Генуе Германия и Советская Россия заключили договор, согласно которому стороны отказывались от взаимных претензий и возобновляли дипломатические отношения. Впоследствии это переросло в тесное экономическое и военное сотрудничество.

В 1923 г. международное положение СССР осложнилось. 8 мая 1923 г. британское правительство направило советскому правительству ноту, получившую название «ультиматум Керзона» (по имени министра иностранных дел Великобритании). В ней СССР был обвинен в проведении антибританской политики на Востоке и в течение 10 дней должен был выполнить ряд условий (отозвать советских представителей из Ирана и Афганистана, освободить английские рыболовные суда, арестованные в советских территориальных водах, и т. д.). Руководство Советского Союза не хотело обострять отношений и пошло на уступки, поэтому ситуация нормализовалась.

В 1924–1925 гг. произошло дипломатическое признание СССР крупными мировыми державами. В 1924 г. дипотношения были установлены с Великобританией, Францией, Италией, Норвегией, Швецией, Австрией, Грецией, Данией, Мексикой, Японией. Из ведущих стран только США оставались на позиции непризнания СССР.

В 1927 г. вновь обострились отношения с Великобританией. Были разорваны дипломатические и торговые отношения, восстановленные только в 1929 г.

Летом в 1929 г. возник советско-китайский конфликт из-за КВЖД. Китай захватил там советские учреждения, арестовал советских граждан и установил полный контроль над КВЖД. В октябре-ноябре 1929 г. усилиями особой Дальневосточной армии под командованием В.К. Блюхера была разгромлена группировка китайских войск в полосе КВЖД. 22 декабря 1929 г. в Хабаровске между СССР и Китаем был подписан протокол о восстановлении советской юрисдикции над КВЖД.

В целом внешняя политика СССР в 1920-е гг. развивалась динамично, несмотря на издержки, обусловленные дуализмом основных ее направлений.

События в Европе после Первой мировой войны начинают начинают приобретать революционный характер. Разберем что происходило в Германии, Венгрии, Словакии, а так же рабочие движения в других странах Европы.

Революции в Германии

3 ноября 1918 г. в городе Киле началось выступление военных моряков. Непосредственным поводом для него стало стремление освободить своих товарищей, арестованных накануне. В то же время прозвучали требования о прекращении войны, отречении кайзера и др. На другой день возникли матросские и солдатские советы и рабочий совет города, который призвал ко всеобщей забастовке. Охватывая основные промышленные города, революционная волна в считанные дни достигла Берлина. 9 ноября было объявлено об отречении кайзера, назначении регента и выборах в Национальное учредительное собрание.

10 ноября заявило о себе «революционное правительство» - Совет народных уполномоченных во главе с социал-демократами Ф. Эбертом и Г. Гаазе. Германия провозглашалась социалистической республикой. Программа правительства предусматривала некоторые преобразования - введение всеобщего избирательного права, установление 8-часового рабочего дня, введение пособий по безработице, а также отмену полуфеодального закона «о челяди».

Левые социал-демократы, в первую очередь группа «Спартак» во главе с К. Либкнехтом и Р. Люксембург, считали эти меры лишь «буржуазнополитической реформой» и выступили за более решительные революционные действия.

Из воззвания конференции немецких левых (октябрь 1918 г.):

«...пролетариат должен требовать:

  1. Аннулирования всех военных займов без всякого вознаграждения.
  2. Экспроприации всего банкового капитала, всех шахт и копей, значительного сокращения рабочего дня и установления минимума заработной платы.
  3. Экспроприации всех крупных и средних земельных владений, передачи руководства производством депутатам сельских рабочих и мелких крестьян.
  4. Коренного преобразования военной службы, а именно:
    1. предоставления солдатам права союзов и собраний в области как служебных, так и внеслужебных дел;
    2. отмены права начальников на дисциплинарные взыскания, дисциплина будет поддерживаться солдатскими депутатами;
    3. упразднения военных судов;
    4. удаления начальников по постановлению большинства подчинённых.
  5. Передачи дела распределения продуктов в руки уполномоченных от рабочих.
  6. Упразднения отдельных немецких государств и династий.

Пролетарии, достижение этих целей не есть ещё достижение вашей цели; это только пробный камень, который покажет, насколько действительна та демократизация, которой морочат вас господствующие классы и их агенты. Борьба за подлинную демократизацию не есть борьба за парламент, избирательное право или ответственное министерство и прочий обман. Она направлена против реальных основ господства всех врагов народа: против собственности на землю, капитала, власти над вооружённой силой и юстицией».

В ходе дальнейших событий углублялось размежевание реформистского и революционного течений в германской социал-демократии. Реформистские лидеры, вступив в соглашение с предпринимателями, добились некоторых конкретных результатов: признания прав профсоюзов, введения 8-часового рабочего дня и системы коллективных договоров между рабочими и хозяевами предприятий. Предприниматели пошли на эти уступки, чтобы предотвратить худшее - национализацию заводов и фабрик. Реформисты сумели также добиться перевеса в Советах, возникших в первые дни революции. В декабре 1918 г. съезд Советов принял решение о передаче всей законодательной и исполнительной власти правительству - Совету народных уполномоченных.

Левые социал-демократы - спартаковцы и другие группы - создали в конце декабря 1918 г. Коммунистическую партию Германии. В её программе ставились задачи установления диктатуры пролетариата и перехода к социализму.


В начале января 1919 г. противостояние между революционно настроенными рабочими и правительством вылилось в прямое столкновение. В Берлине развернулась всеобщая забастовка, звучали призывы к свержению правительства и захвату власти. В городе появились вооружённые рабочие отряды. Однако в этот момент у рабочих не оказалось единого руководящего центра. Подтянутые к столице войска жестоко подавили выступление. Руководители коммунистов К. Либкнехт и Р. Люксембург были захвачены и убиты контрреволюционными офицерами.

В феврале - апреле 1919 г. в стране поднялась новая волна рабочих выступлений. Многотысячные забастовки прошли в главных промышленных районах, в Берлине.

В Баварии 13 апреля была провозглашена советская республика. Революционное правительство приняло решения о введении рабочего контроля на предприятиях, национализации банков, формировании отрядов Красной армии и др. Но через две недели республика была разгромлена по приказу военного министра Г. Носке (правого социал-демократа по партийной принадлежности). Около тысячи её защитников погибли в боях.

Правительство стремилось усмирить выступления рабочих не только силой, но и обещаниями учесть их важнейшие требования в создававшейся в это время конституции (Национальное учредительное собрание в городе Веймаре работало над ней с февраля 1919 г.). Летом 1919 г. конституция была принята, она получила название Веймарской.

Первая статья конституции гласила: «Германское государство является республикой». В конституции утверждалось, что «государственная власть исходит от народа», вводилось всеобщее избирательное право и «народное представительство». Одновременно большие полномочия предоставлялись президенту. Он назначал и увольнял главу правительства и министров, мог распустить рейхстаг (парламент), являлся главнокомандующим, имел право вводить чрезвычайные меры и приостанавливать действие отдельных статей конституции и т. д. Права законодательного органа (рейхстага) ограничивались и президентом, и Имперским советом. В конституции нашли отражение демократические завоевания трудящихся, вместе с тем учитывалось стремление определённой части немцев утвердить сильную власть, контроль государственной машины над обществом.

Принятие конституции не устраняло многих социальных и политических противоречий. События 1918 - начала 1920-х годов показали, что в германской революции переплелись интересы различных классов и сословий, политических движений и партий. На каком-то этапе революции они сосуществовали, а затем расходились и даже сталкивались. То, что было завоёвано в борьбе, одних устраивало, а другим казалось недостаточным. Лагерь революции раскалывался, его участники вступили в противоборство друг с другом. Последним всплеском революционной волны в Германии стали рабочие выступления летом - осенью 1923 г., завершившиеся попыткой восстания в Гамбурге (23-25 октября). Выступления были подавлены.

Революционные события происходили в 1918-1919 гг. и в других европейских странах, в том числе в государствах, образовавшихся после распада Австро-Венгерской империи. Одним из них была Венгерская Республика, провозглашённая в ноябре 1918 г. Новое правительство ввело некоторые политические свободы, но не смогло изменить что-либо в экономических и социальных отношениях. Между тем массы людей ожидали решения наболевших проблем, перемен к лучшему. В этой ситуации Коммунистическая партия Венгрии (создана в ноябре 1918 г.) потребовала радикальных (решительных) преобразований, перехода к социалистической революции. Получив поддержку рабочих и преобладающее влияние в Советах и объединившись с социал-демократами в единую Социалистическую партию, коммунисты перешли к действию.

21 марта 1919 г. в Будапеште было свергнуто буржуазное правительство и провозглашена Венгерская Советская Республика. Новая власть ввела избирательное право для всех граждан, кроме тех, кто эксплуатировал чужой труд, распустила старые суды, полицию и создала новые правоохранительные органы. Национализировались банки, промышленные предприятия, транспорт. В государственную собственность переходили помещичьи земли, составлявшие большую часть обрабатываемых земель. Повышалась зарплата рабочих и служащих. Семьи трудящихся переселялись в особняки богачей.

Провозглашение советской республики в Венгрии и последовавшие преобразования получили полную поддержку руководителей Советской России. Однако в самой Венгрии радикальные меры правительства не только негативно воспринимались имущими слоями, но и не были приняты крестьянством, мечтавшим о своей земле. Непрочность позиций новой власти усиливалась и вследствие действий внешних сил.

Руководители Антанты бросили на подавление советской республики войска Румынии и Чехословакии. 1 августа 1919 г. советское правительство в Венгрии пало. В январе 1920 г. в результате парламентских выборов к власти пришёл адмирал М. Хорти. В стране была восстановлена монархия. Занявший пост регента (правителя) Хорти установил диктаторский режим. Идейно-политической опорой ему служили националистические организации, в том числе молодёжные. Хотя сохранялась многопартийная система, реально правящей стала Партия национального единства, главную роль в которой играла верхушка предпринимателей, помещиков, чиновников.

С событиями в Венгрии связано провозглашение советской республики в Словакии. Это произошло 16 июня 1919 г. после вступления на словацкую территорию войск венгерской Красной армии. Новая власть приняла постановления о национализации банков, промышленных и торговых предприятий, конфискации помещичьих имений, введении 8-часового рабочего дня и др. Через три недели Словакия была занята чехословацкими правительственными войсками. Советская республика пала.

Рабочее и социалистическое движение

Одновременно с названными революционными событиями в 1918 - начале 1920-х годов происходил подъём рабочего движения во многих европейских странах. Особенно значительный размах оно получило в Италии. Рабочие требовали повышения заработной платы, введения 8-часового рабочего дня, расширения прав профсоюзов. Вместе с тем большую популярность приобрёл призыв «Сделаем так, как в России!». Летом 1919 г. была проведена всеобщая забастовка в защиту Советской России и Советской Венгрии.

В 1920 г. состоялось несколько общенациональных забастовок, на предприятиях создавались фабрично-заводские советы. Летом этого года рабочие металлургической, а затем и некоторых других отраслей промышленности стали захватывать предприятия. Они сами организовывали производство и сбыт продукции, выдачу заработной платы, охрану заводов и т. д. В ряде городов Северной Италии рабочие также взяли под контроль деятельность местных органов управления - муниципалитетов.

События 1919-1920 гг. («красного двухлетия», по определению историков) поставили перед итальянскими социалистами вопрос о целях и методах борьбы. Реформистские лидеры были против свержения существовавшего порядка и радикальных методов борьбы. Видя это, революционно настроенные социалисты во главе с Антонио Грамши и Пальмиро Тольятти отделились от Социалистической партии и основали в январе 1921 г. Коммунистическую партию.

В целом события 1918 - начала 1920-х годов стали пробным камнем для всех течений рабочего и социалистического движений, которые должны были не только в теории, но и в практической деятельности определять и отстаивать свои позиции. Некоторые удовлетворялись достигнутым в демократических революциях и видели смысл дальнейшего движения в постепенных социальных реформах. Сторонники же левого, революционного, течения, выступавшие за переход от буржуазных революций к социалистическим и установление диктатуры пролетариата, стали создавать коммунистические партии.

Организационное оформление коммунистического движения произошло в марте 1919 г. на Учредительном конгрессе III Коммунистического Интернационала в Москве. В первых документах Коминтерна ставились задачи борьбы за мировую революцию и установление диктатуры пролетариата в форме советов. III Интернационал рассматривался как единая мировая коммунистическая партия, «штаб мировой революции». Это изначально предполагало беспрекословное подчинение национальных партий руководящему органу - Исполкому Коминтерна, который находился в Москве.

Со своей стороны, правые социал-демократы возродили в 1919 г. II Интернационал (в Берне), а центристские группы создали в 1921 г. в Вене так называемый II 1/2 Интернационал. В 1923 г. эти организации объединились в Рабочий Социалистический Интернационал. Таким образом, в социалистическом движении оформились два противостоявших друг другу течения - коммунистическое и социал-демократическое.

Цифры и факты

Численность рабочих партий и организаций в мире (данные на начало 1921 г.):

  • коммунистические партии (без РКП(б)) - 760 тыс. человек;
  • социал-демократические и социалистические партии - около 3 млн человек;
  • Международная федерация профсоюзов («Амстердамский Интернационал») - почти 22 млн человек.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.