План сочинения по литературе допуск к егэ. Можно ли переписать сочинение? Краткость - враг сочинения

Для всех учеников 11-х классов первым испытанием 2018 года станет итоговое сочинение, написать которое будущим выпускникам предстоит уже в начале декабря.

Выпускникам 2017-2018 года будут предоставлены три попытки, чтобы раскрыть предложенные темы и успешно написать сочинение по литературе: 6 декабря 2017 года – основной день, отведенный для написания выпускного сочинения во всех школах РФ. 7 февраля 2018 года – первая пересдача для тех, кто получит «незачет» во время первой декабрьской попытки или по каким-либо причинам не сможет принять участие в основном туре испытания. 16 мая 2018 года – резервная дата, отведенная для последней, третьей, попытки

Важно! Ученики, не сдавшие итоговое сочинение, не будут допущены к ГИА и ЕГЭ, а соответственно, рискуют не получить долгожданный документ об образовании и лишиться права продолжить обучение в ВУЗе.

Для абитуриентов, которые выберут для себя филологическое направление, сочинение будет играть не только роль пропуска к ЕГЭ. Его можно подать при поступлении, получив дополнительные баллы и повысив свои шансы на бюджетное место в хорошем ВУЗе. Хотя бояться нечего, ведь статистика говорит о том, что в 2017 году 95% выпускников справились с задачей с первой попытки.

Будущие выпускники будут писать декабрьское сочинение в своей школе, как это происходит уже на протяжении нескольких лет. В назначенный день учеников 11 класса рассадят в заранее подготовленных классах, а за 15 минут до начала испытания огласят темы сочинений по литературе, которые в 2017-2018 учебном году будут отличаться для регионов, расположенных в разных часовых поясах. На выполнение работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут), что, по мнению самих учеников, вполне достаточно для того, чтобы написать необходимые 250 слов, поразмыслив над заданной темой. Обратите внимание, что порог в 250 слов – это необходимый минимум. В реальности же хорошее сочинение в среднем должно содержать 300-350 слов. Результат сочинения («зачет» или «незачет») будет оглашен ближе к концу календарного года.

Критерии оценки итогового сочинения в 2018 году

Как и в предыдущем сезоне, в этом году оценивать работы учеников будут учителя школы совместно с экспертами. Проверяя важное для выпускников 2018 года итоговое сочинение и принимая решение, педагоги будут учитывать такие направления и критерии:

  1. Соответствие теме: проверяются содержание сочинения и умение ученика рассуждать на заданную тему. Работа не соответствует теме или вообще не имеет цели высказывания — автоматически будет «незачет» по работе в целом!
  2. Аргументация: проверяется умение выпускника использовать литературный материал из разных изученных произведений для аргументации своей позиции. Вообще отсутствует привлечение литературного материала, либо существенно искажается содержание литературного произведения, на которое ссылается ученик, — автоматически будет «незачет» по работе в целом!
  3. Композиция: проверяются логичность цепочки рассуждений, умение выдерживать оптимальное соотношение между тезисом и доказательствами.

Отсутствие тезисно-доказательной части и грубые логические нарушения, которые мешают понять суть рассуждений, ведут к незачету по данному критерию.

  1. Качество речи: проверка речевого оформления текста, уровня владения литературным русским языком. Очень низкое качество речи, обилие речевых штампов, разговорных (нелитературных) слов сыграют в минус по этому критерию.
  2. Грамотность: проверка текста на наличие грамматических и пунктуационных ошибок. Если учеником допущено более 5 ошибок на каждые 100 слов сочинения, критерий также не зачтется.

Как видите, критерии не излишне жесткие. Для успешного преодоления первого испытания достаточно получить «зачет» по первым двум критериям. А это значит, что достаточно того, что ваши рассуждения соответствуют теме и подкреплены литературным материалом. Обратите внимание: мало просто ссылаться на определенные произведения. Необходимо находить конкретные литературные примеры, анализировать поведение и характер героев, приводить в качестве весомого аргумента мысли автора. Именно поэтому самым актуальным вопросом для 11-тиклассников 2017-2018 года будет: какие темы могут предложить в этот раз для итогового сочинения.

Темы декабрьского сочинения в 2017-2018 году

Узнать точные темы сочинения заблаговременно невозможно, ведь они держатся в строгом секрете и разглашаются за 15 минут до начала экзамена. Но для более эффективной подготовки ученикам предложены направления, в рамках одного из которых и будет выбрана тема, по которой им предстоит писать итоговое сочинение в 2017-2018 году: «Смелость и трусость», «Равнодушие и отзывчивость», «Человек и общество», «Цели и средства», «Верность и измена». Для каждого из приведенных направлений есть определенный, одобренный ФИПИ список произведений, в которых раскрывается важная проблема, и присутствует необходимая для написания сочинения информация.

Подготовка к итоговому сочинению

Хотя до первого испытания осталось не так много времени, качественно подготовиться к сочинению более, чем реально. Для этого необходимо: прочесть рекомендованные произведения. Провести анализ и выписать в отдельную тетрадь важные отрывки, события, имена, портреты и мысли героев, которые могут быть применены для сочинения в рамках одного из приведенных выше тематических блоков. Практиковаться в написании сочинений.

Секрет успеха прост, и он — в практике!

О.КАЛМЫКОВА,

старший специалист УО АКМР

  • Темы сочинений - 2018
  • Небольшие советы тем, кто пишет сочинение
  • Итоговое сочинение - мероприятие не совсем понятное современным родителям. С одной стороны - это не экзамен, результаты которого будут иметь судьбоносное значение. Это только допуск к экзамену, и «заваливают» его менее 2% школьников, то есть написать сочинение «хоть как-то» и быть допущенным к ЕГЭ может почти всякий. Да что там, за него даже оценки не выставят! Просто «зачет» или «незачет».

    С другой стороны, многие вузы, особенно гуманитарной направленности, перепроверяют сочинения и за отлично написанную работу могут начислить до 10 дополнительных баллов, так что писать его спустя рукава тоже нежелательно.

    Как все-таки получить допуск и не провалить сочинение (если ребенок - «технарь»), и как написать его с блеском (если сочинение проверят в вузе)? За 10 дней вполне можно подготовиться!

    По каким причинам могут не засчитать сочинение

    Краткость - враг сочинения

    Умение писать кратко, емко, логично - несомненное достоинство будущего абитуриента. Но лаконичность должна иметь определенные пределы - 250 слов. «Словом» считается любое слово - и предлоги, и союзы, даже состоящие из одной буквы - засчитывается все.

    Сочинение, состоящее менее чем из 250 слов, комиссия рассматривать не будет!

    Плагиату - однозначно нет!

    Второе нарушение, которое лишит вас шанса быть оцененным - плагиат. Идея заучить наизусть парочку найденных в интернете «золотых сочинений» выглядит соблазнительно, но шанс быть пойманным крайне велик: у педагогов тоже есть доступ в интернет! Поэтому лучше сразу писать честно и не мошенничать.

    Пять критериев оценки сочинения: 2+3

    Итак, ваше сочинение достаточно большое и вы написали его совершенно самостоятельно. Как его будут оценивать? По пяти критериям: двум основным и трем дополнительным.

    Чтобы получить за сочинение «зачет», нужно, как минимум, удовлетворить двум основным критериям и хотя бы одному из трех второстепенных.

    Основные критерии

    1. Соответствие теме

    Несмотря на обманчивую простоту, многие выпускники «сыплются» именно на этом пункте. Ведь в сочинении должен прослеживаться четкий «коммуникативный замысел», иными словами - основная идея, логичное рассуждение, подводящее читателя к определенному выводу, напрямую связанному с заявленной темой. Между тем, одни дети «льют воду», вроде и обсуждая заявленную тему, но не формулируя свою позицию. Другие подменяют заявленную тему собственной. К примеру, обсуждение влияния человека на окружающую среду сводят к размышлениям о воздействии красот природы на духовный мир человека.

    Случаются и вовсе анекдотические ситуации. Так, в 2015 году, когда одной из тем была «Чем может быть ценен для отцов опыт детей?» довольно много школьников принялись рассуждать в обратном направлении - чем полезен для детей опыт отцов.

    1. Литературная аргументация

    Недавно мы писали об . В частности, одним из основных нововведений стала отмена литературной аргументации. Так вот, к итоговому сочинению эти правила не имеют никакого отношения.

    Как минимум один аргумент, опирающийся на литературное произведение, в сочинении должен быть обязательно!

    Не обязательно использовать именно художественное произведение; ссылаться можно практически на любой источник, вплоть до религиозных и философских трактатов. Большинство экспертов и не советуют это делать, но это не запрещено. Что до публицистической и научно-популярной литературы, то ее можете цитировать без ограничений.

    Дополнительные критерии

    Дополнительные критерии относятся к литературным достоинствам сочинения. Напомним, оно должно соответствовать хотя бы одному из трех критериев!

    1. Композиция сочинения

    Сочинение должно быть логично выстроено, соблюден баланс между тезисами и их доказательствами, текст должен быть грамотно разбит на абзацы.

    «Незачет» будет выставлен в случае отсутствия тезисно-доказательной части.

    1. Качество языка

    Если все предложения в тексте построены по схеме «подлежащее-сказуемое-дополнение», то такое сочинение будет оценено невысоко. Разнообразие грамматических оборотов, богатство лексики, образность речи, но, в то же время, точность выражения мысли пойдут вам в плюс.

    «Незачет» будет выставлен в том случае, если бедность речи и неточность использованных выражений затрудняют понимание текста..

    1. Грамотность

    Здесь все просто: на каждые 100 слов должно быть не более пяти ошибок.

    Подсчитываются все ошибки: речевые, пунктуационные, орфографические.

    Темы сочинений - 2018

    Тематические направления известны заранее. Это не секрет, министерство образования опубликовало их еще в начале сентября. Приводим их в соответствии с публикацией на сайте ФИПИ (Федерального института педагогических измерений).

    1. Отцы и дети

    Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

    1. Мечта и реальность

    Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

    1. Месть и великодушие

    В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

    1. Искусство и ремесло

    Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

    1. Доброта и жестокость

    Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой - об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

    Однако конкретные темы сочинения (одна из каждого направления) станут известны за несколько минут до проведения итогового испытания. Поскольку соответствие теме - основной критерий оценки сочинения, важно держать в голове произведения, которые можно использовать в качестве литературных аргументов. А вот пытаться заранее придумать «идеальное» сочинение - бессмысленно и даже вредно; оно как раз может не попасть в конкретную тему.

    Для примера приведем список реальных тем итогового сочинения 2015 года по направлению «Спор поколений: вместе и врозь» (обратите внимание, что в этом году заявлено сходное направление - «Отцы и дети»).

    «Спор поколений: вместе и врозь»

    • Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
    • Почему так важно сохранять связь между поколениями?
    • Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?
    • «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
    • Роль родительского наставления в жизни человека.
    • Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?
    • В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?
    • Что может мешать отцам и детям понять друг друга?
    • Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
    • Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
    • Чем может быть ценен для отцов опыт детей?
    • Чему могут научиться друг у друга отцы и дети?
    • Всегда ли в конфликтах поколений правота лишь на одной стороне?
    • Является ли вечным спор поколений?
    • Всегда ли ценны заветы отцов?
    • «Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.
    • В какие времена обостряется конфликт «отцов и детей»?
    • Трудно ли быть взрослым?
    • Какую роль в становлении личности может играть семья?
    • Рождается ли истина в споре поколений?
    • «Отцы» и «дети»: соперники или союзники?
    • Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?
    • Какое значение имеет пора юности в жизни человека?
    • Почему «отцы и дети» - вечная тема?
    • Какую роль в становлении личности могут играть старшие?
    • Что значит быть взрослым?
    • Важно ли человеку получить родительское напутствие?
    • В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь?
    • Родители и дети: спор или диалог?
    • «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А.С. Пушкин)

    Итак, вы решили проверить тренировочное сочинение своего одиннадцатиклассника и дать ему несколько дельных советов. Как должно выглядеть хорошее сочинение?

      Обозначьте тему рассуждения. Она должна раскрыть название сочинения и поставить вопросы, на которые вы дадите ответы в заключении.

      Основа сочинения должна состоять из фрагментов «тезис - аргумент - микровывод».

    Тезис должен перекликаться с темой сочинения и частично его раскрывать. Например, тема вашего сочинения: «Должна ли у человека быть цель в жизни?». В качестве тезисов можно использовать утверждения «отсутствие цели делает жизнь бессмысленной», «низменные цели приводят к разочарованию», «благородные цели делают нас лучше». Должен ли тезис быть кратким? В отличие от сочинения в ЕГЭ, где тезисы должны опираться на заданный текст, у итогового сочинения нет определенной литературной опоры. Так что каждый из них должен быть небольшим, но развернутым рассуждением.

    Хотя бы одно утверждение нужно аргументировать литературным примером. В подтверждение своей мысли можно привести описание героев, их взаимоотношений, поступков и даже отношение автора к ситуации. Важна аналитичность аргумента; если подросток опасается, что скатится в банальный пересказ, подскажите ему использовать обороты «я считаю, что» или «мне кажется, что». Это поможет продемонстрировать, что описание иллюстрирует выдвинутый тезис.

    После каждого аргумента должен следовать краткий вывод, подтверждающий первоначальный тезис.

    Таким образом, каждая триада «тезис - аргумент - микровывод» - это как бы сочинение в миниатюре.

    1. Сочинение должно завершаться общим выводом, который одновременно объединяет микровыводы, которые автор делает в ходе сочинения, и отвечает на вопрос, поставленный в начале сочинения.

    Мы надеемся, что наши советы станут последним штрихом, который сделает ваше сочинение безупречным (ну, или хотя бы помогут получить доступ к ЕГЭ). Если же волей злой судьбы подросток попадет в 2% проваливших испытание - не отчаивайтесь! Будет еще один шанс блеснуть литературным талантом: пересдача сочинения 6 февраля, есть время подготовиться!

    Подготовила Алена Новикова

    Осталось совсем немного времени до начала нового учебного года. Но, уже сегодня учителей, родителей и будущих выпускников волнует вопрос, какие нововведения готовит Министерство образования 2017-2018 и чего ожидать тем, кто планирует сдавать ЕГЭ и бороться за бюджетные места в ВУЗах России.

    В данной статье мы затронем наиболее важные темы:

    В 2017-2018 году сдавать ГИА в формате ЕГЭ имеют право:

    • Учащиеся образовательных учреждений РФ (школ, лицеев, колледжей, ПТУ и др.), успешно освоившие программу среднего общего образования, не имеющие академической задолженности и оценок ниже «удовлетворительно».
    • Граждане РФ, получившие полное среднее образование в зарубежных образовательных центрах.
    • Выпускники прошлых лет, не сдававшие ЕГЭ или желающие повысить результат предыдущего года.

    Дети, обучавшиеся по индивидуальным программам или в формате «семейного образования» предварительно должны пройти ГИА и написать итоговое сочинение, обратившись в образовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию. Для допуска к ЕГЭ таким выпускникам необходимо получить на экзаменах оценку «удовлетворительно» или выше.

    Право сдачи экзамена в досрочный период (с 22.03.18 по 13.04.18) имеют выпускники прошлых лет, а также 11-тиклассники, имеющие весомую документально подтвержденную причину.

    ЕГЭ для жителей Крыма

    С каждым годом все большее число крымских выпускников выбирают для обучения ВУЗы РФ. На протяжении последних двух лет 11-классники имели выбор – сдавать ГИА в формате ЕГЭ или же вступительные экзамены непосредственно в выбранном для обучения университете. Так, в 2017 году 84% выпускников Севастополя сделали выбор в пользу сдачи ЕГЭ. Большинство успешно справились с испытаниями и вступили на бюджетные или контрактные формы обучения в российские ВУЗы.

    Согласно указу президента, подписанному в июле 2016 года, для выпускников Крымского полуострова в 2018 году Единый Государственный экзамен должен стать обязательным.

    Влияние ЕГЭ на аттестационный балл

    В 2018 году выпускникам важно качественно подготовится к сдаче ЕГЭ, так как полученные на испытаниях оценки могут существенно повлиять на аттестационный балл. Это нововведение коснется и обязательных предметов, и экзаменов по выбору.

    Предположительно, система перевода балла ЕГЭ в оценку будет следующей:

    Предмет

    5 баллов

    4 балла

    3 балла

    не сдал

    Русский язык
    Математика
    Физика
    Информатика
    Биология
    Химия
    Обществознание
    История
    Иностранный язык
    География
    Литература

    Обязательные предметы ЕГЭ 2018

    На данный момент нет официальной информации о каких-либо изменениях в количестве обязательных испытаний. В 2017-2018 учебном году все участники ЕГЭ будут сдавать русский язык и математику (базовый либо профильный уровень). На выбор предложены такие предметы, как:

    • физика;
    • информатика;
    • химия;
    • биология;
    • история;
    • география;
    • литература;
    • обществознание;
    • иностранный язык: английский, французский, испанский, немецкий или китайский.

    Дискуссии по перечню обязательных предметов продолжаются. Возможно, что уже в 2018 году будут приняты анонсированные нововведения в ЕГЭ и всем выпускникам придется сдавать историю, географию или иностранный язык. Также возможно введение интегрированного испытания по естественнонаучным дисциплинам.

    Изменения в КИМ по различным предметам

    Стоит сразу предупредить будущих 11-тиклассников, что материалы для подготовки к ЕГЭ, которыми пользовались выпускники 2016 года, уже не актуальны. В 2017 году КИМы по многим предметам претерпели существенные изменения.

    Русский язык

    Экзаменационная работа состоит из 2 частей, на выполнение которых отводится 210 минут:

    1. предусматривает дачу краткого ответа на вопрос;
    2. сочинение на заданную тему.

    Существует вероятность того, что в 2018 году добавится и третья часть – говорение. Устная речь будет записана и после ценена комиссией. Большинство учителей считают, что только так можно оценить реальный уровень владения устной речью и способность ученика выражать свое мнение и позицию.

    Математика

    Из заданий полностью убрали тесты с одним вариантом ответа. В ЕГЭ базового уровня, а также в 1 блоке ЕГЭ профильного уровня будут предложены задания с множественным выбором (2 правильных ответа). Во 2 блоке профильного уровня упор планируют сделать на интегрированные задачи, требующие познаний из области алгебры и геометрии.

    Физика

    Хотя структура заданий в 2018 году не будет существенно изменена, учащихся 11 классов ожидает другой не очень приятный сюрприз – сокращение часов на изучение физики. В 2017-2018 учебном году Минобразования приняли решение вернуть в школы , выделив на преподавание часы за счет физики.

    В билетах по физике выпускники также не встретят тестовых заданий. Даже задачи начального уровня потребуют дать краткий ответ (число, слово, десятичная дробь или последовательность), а для решение заданий высокого уровня придется аккумулировать все свои знания из разных областей физики и математики.

    Также читайте подробнее о сдаче .

    Информатика

    Главным новшеством 2018 года в информационных технологиях долен стать полный отказ от бумажных билетов. Демонстрировать уровень владения компьютером, а также наличие навыков логического мышления и работы с данными, моделирования и построения алгоритмов придется с использованием компьютера.

    Идея отличная, но будут ли учтены при этом особенности преподавания предмета в школах и предоставлена ученикам возможность выбора знакомого им программного обеспечения для выполнения заданий. Время покажет.

    Литература

    Еще в 2017 году активно обсуждались такие изменения в КИМах по литературе, как:

    1. уход от системы тестов с одним правильным ответом;
    2. повышение требований к сочинению;
    3. введение заданий творческого характера.

    Исходя из анонсированных новшеств, можно ожидать, что билет по литературе будет состоять из трех блоков. На прохождение испытания в 2017 году предоставлялось 235 минут. Будет ли предоставлено в 2018 больше времени ввиду усложнения заданий, будет известно ближе к концу календарного года.

    Биология

    Количество заданий в билете сократилось (в 2017 году их предлагалось ученикам всего 28), но сложность существенно возросла. На смену тестам пришли задачи на дополнение схем и таблиц, подбор соответствий, а тажке анализ и синтез информации.

    Неприятной неожиданностью для многих в 2017 году стал тот факт, что 11 из 28 задач содержали иллюстрации (рисунки, графики, схемы), чтение которых вызвало определенные затруднения.

    Химия

    Структура билета существенно изменилась в сравнении с 2016 годом. За 180 минут экзаменуемым будет необходимо выполнить 34 задания (что на 6 меньше, чем ранее). Но, при этом, вместо тестов с одним ответом предстоит:

    • сделать множественный выбор;
    • установить взаимно-однозначное соответствие;
    • решить расчетные задачи различного уровня сложности.

    Обществознание

    За 235 минут будущим абитуриентам предстоит дать ответ на 29 заданий, разделенных на два блока:

    1. 20 заданий с коротким ответом, в которых понадобится: вставить слово, установить соответствие, выбрать правильные ответы.
    2. 9 заданий с развернутым ответом, в которые входит и небольшое эссе.

    Иностранный язык

    Экзамены по английскому, немецкому, французскому и испанскому языку практически не изменились. Они проходят в два этапа:

    1. Основной, на прохождение которого отводится 180 минут, включает выполнение заданий на грамматику, лексику, чтение и аудирование.
    2. Второй этап – устная речь.

    Новым для учеников в 2017-2018 году будет возможность сдачи китайского языка, изучение которого сегодня стремительно набирает популярность. ЕГЭ по китайскому успешно прошли апробацию в 2017 году и в этом сезоне будут предложены выпускникам наряду английским или испанским.


    Предварительный просмотр:

    ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

    Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

    Изложение вправе писать следующие категории лиц:

    • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
    • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
    • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

    Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

    Время написания – 3 часа 55 минут .

    Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

    Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

    Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

    Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.

    Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

    Предварительный просмотр:

    Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

    1. «Верность и измена».
    В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
    Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.


    Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
    В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

    3. «Цели и средства»
    Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
    Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

    4. «Смелость и трусость»
    В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
    На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

    5. «Человек и общество»
    Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

    Предварительный просмотр:

    ПРЕДЛАГАЕМЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 11 КЛАССЕ на 2017-2018 год

    1. «Верность и измена»

    Л. Н. Толстой «Война и мир»

    Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

    В.Г.Распутин «Живи и помни»

    И. А. Бунин. Рассказ «Кавказ», «Тёмные аллеи»

    И.С. Тургенев «Отцы и дети»

    2. «Равнодушие и отзывчивость»

    А.П. Платонов «Юшка»

    А.И. Куприн «Чудесный доктор»

    Л.Н. Андреев «Кусака»

    М.А.Горький «Легенда о Данко»

    М.А. Шолохов «Судьба человека»

    А.И.Солженицын «Матрёнин двор»

    А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»

    Н.С. Лесков. «Старый гений»

    А.С. Грин «Алые паруса»

    А.П. Чехов «Тоска»

    К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»

    И.С. Тургенев «Отцы и дети»

    3. «Цели и средства»

    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

    А.Н. Островский «Бесприданница»

    А.И.Солженицын «Матрёнин двор»

    А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»

    В.Г.Распутин «Живи и помни», «Уроки французского»

    А.С. Пушкин «Дубровский»

    А.С. Грин «Алые паруса»

    А.Н. Островский «Бедность не порок»

    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

    А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

    С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»

    4. «Смелость и трусость»

    И.С. Тургенев «Муму»

    Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

    М.А. Шолохов «Судьба человека»

    А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

    - В.Г.Распутин «Живи и помни», «Уроки французского»

    Н.С. Лесков. «Старый гений»

    А.С. Пушкин «Дубровский»

    А.Н. Островский «Бедность не порок»

    5. «Человек и общество»

    Житие «Повесть о Петре и Февронии»

    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

    А.С. Пушкин «Станционный смотритель», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Дубровский»

    Г.Р. Державин «Властителям и судиям»

    И.С. Тургенев «Бирюк», «Отцы и дети»

    И.А. Гончаров «Обломов»

    Н.А. Некрасов «Кому нам Руси жить хорошо»

    А.П. Чехов «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Тоска»

    И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи»

    М.А. Булгаков «Собачье сердце»

    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Мальчик у Христа на ёлке»

    В.Т. Шаламов «Колымские рассказы»

    А.И.Солженицын «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг Гулаг»

    В.Г.Распутин «Живи и помни», «Уроки французского»

    Н.С. Лесков. «Старый гений».

    Л.Н. Толстой. «После бала».

    Н.С. Лесков «Левша»

    А.С. Грин «Алые паруса»

    В.Г.Короленко. «В дурном обществе»

    Пьесы:

    М. Горький пьеса «На дне»

    А.П. Чехов «Вишнёвый сад»

    А.Н. Островский «Бедность не порок», «Гроза», «Бесприданница»

    Н.В. Гоголь «Ревизор»

    А.С. Грибоедов «Горе от ума»

    Д.И. Фонвизин «Недоросль»

    Дополнительно:

    Д. Лондон «Мартин Иден»

    - У. Шекспир «Ромео и Джульетта».

    Предварительный просмотр:

    ПАМЯТКА ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (350 слов)

    ПЛАН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

    Сочинение состоит из трех основных частей:

    I. Вступление.

    II. Основная часть.

    1. Первый тезис+аргумент.
    2. Второй тезис+аргумент.
    3. Третий тезис+аргумент и т.д.

    III. Заключение.

    Примечание. По объему основная часть должна быть больше, чем вступление и заключение, вместе взятые. Тезис, подкрепленный аргументом, может быть всего один. Оптимальное количество – 2. Каждому тезису – свой аргумент!

    Ниже приведены примеры всех элементов сочинения.

    ВСТУПЛЕНИЕ

    Итак, как начать сочинение? Помним, что во вступлении обязательно должна прозвучать тема. Не стоит вдаваться в далекие от нее рассуждения.

    ВСТУПЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ

    Вступление состоит из нескольких элементов: ключевых слов темы, общих рассуждений о значимости данных понятий в жизни человека, главного вопроса темы.

    Элементы вступления

    (перечисленные ниже элементы вступления располагаются последовательно друг за другом)

    Примеры

    Ключевые слова темы

    Родители и дети …

    Общие рассуждения о предмете речи

    Ребенок, появляясь на свет, прежде всего чувствует заботу и любовь со стороны самых близких для него людей – его родителей. Это его семья. Благодаря родным он чувствует себя в безопасности, с их помощью познает мир. Конечно, желая своему ребенку только лучшего, родители дают ему свои советы, учат, воспитывают.

    Вопрос(-ы) (задаем главный вопрос темы, на который отвечаем в основной части).

    Какую же роль играют родительские наставления в жизни человека?

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    Основная часть, как мы помним, состоит из одного или нескольких тезисов, подкрепленных аргументами на литературной основе. Каждая пара «тезис+аргумент» выделяется в отдельный абзац.

    ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА ТРАДИЦИОННАЯ

    АРГУМЕНТ

    Аргумент состоит из нескольких элементов и включает обращение к литературному произведению, его интерпретацию, вывод.

    Элемент аргумента

    (перечисленные ниже элементы

    располагаются последовательно друг за другом)

    Примеры

    Обращение к произведению

    Проблема экологии волнует многих писателей, которые в своих произведениях предупреждают человечество об опасности. Мысль о необходимости пересмотреть свое отношение к природе выражена в романе Г.Троепольского «Белый Бим, Черное ухо».

    Интерпретация фрагмента или эпизода (желательно не менее 3 раз упомянуть автора)

    Автор вспоминает об установке руководства общества охотников об уничтожении сорок как вредных птиц, что обосновывалось якобы наблюдением биологов. Потом истребляли ястребов, потом – волков. А потом оказалось, что все они полезны, и убивать их запретили. Запретили после того, как почти уничтожили начисто. Автор говорит о новом указании - уничтожать ворон. Он обращается к читателю с призывом: «Спасите серую ворону!» Писатель заостряет наше внимание на том, что и эта птица нужна, ведь она играет роль санитара.

    Промежуточный вывод в конце каждого аргумента

    Писатель хочет донести до нас мысль о важности всех живых существ в природе. Человек не должен бездумно их уничтожать и спохватываться, когда становится слишком поздно.

    СВЯЗКИ МЕЖДУ АБЗАЦАМИ (МИКРОТЕМАМИ)

    Чтобы текст был связным, необходимо обратить внимание на плавный переход от одной микротемы (тезиса и аргумента) к другой.

    Варианты связки

    Примеры

    Краткое изложение содержания предыдущего абзаца в одном предложении, затем формулировка новой мысли.

    Действительно, природа дает нам все необходимое для жизни. А как же относимся к ней мы?

    Легко заметить, что человек часто губит все, что его окружает. К счастью, люди уже сейчас осознают свои ошибки и задумываются о том, как сохранить природу для потомков.

    День Победы важен для меня как память не только о трагедии народа, но и о мужестве и героизме людей, противостоявших врагу.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Заключение, как и прочие композиционные части сочинения, должно быть тесно связано с темой всего сочинения. Существуют различные варианты заключительной части. Можно использовать один из них или сочетать несколько.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ

    Варианты заключения

    Примеры

    Вывод

    Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь.

    Призыв

    В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа - наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг- отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает.

    Выражение надежды

    Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений.