Непроизвольная память. Что такое произвольная память. Развитие произвольной памяти

Непроизвольное запоминание - это запоминание материала без постановки цели запомнить и без специальных, направленных на это усилий. Что же запоминается непроизвольно? Каковы причины непроизвольного запоминания?

Предметы яркие, красочные, новые, необычные, привлекая к себе внимание ребенка, могут непроизвольно запечатлеться в его мозгу. Используя особенности объектов, подбирая соответствующий материал, воспитатели могут в известной мере руководить процессом непроизвольного запоминания. Однако важно иметь в виду, что даже в этом случае запоминание не является пассивным отражением всего, что воздействует на мозг ребенка, а выступает как результат определенного взаимодействия его с объектами. Дети с разными потребностями и склонностями, с различным запасом представлений об окружающей действительности не одинаково отнесутся к одному и тому же предмету. Если одного ребенка он удивит, заинтересует, вызовет к себе его непроизвольное внимание, то другого этот же предмет оставит равнодушным, не произведет на него никакого впечатления и поэтому не оставит следа в его памяти.

Непроизвольно может запечатлеться то, что многократно повторяется: ребенок запоминает дорогу, по которой он много раз ходил со взрослыми в детский сад: он запоминает месторасположение игрушек, убитрать которые его приучили взрослые, и т.д.

Однако, исходя лишь из внешних особенностей объектов, из частоты их воздействия на человека, нельзя понять действительную природу непроизвольной памяти. Ведь далеко не все из того, что выделяется внешне или многократно на нас воздействует, мы непроизвольно запоминаем.

Главная причина непроизвольной памяти наиболее полно раскрыта в исследованиях. П.И. Зинченко. На основании многочисленных экспериментов П.И. Зинченко пришел к выводу, что непроизвольное запоминание является продуктом целенаправленной, активной деятельности человека.

Непреднамеренно запечатлевается в нашей памяти, прежде всего то, с чем человек действует, что является целью его деятельности. Следовательно, руководить непроизвольной памятью дошкольника - это, прежде всего соответствующим образом организовывать их разнообразную деятельность: игровую, трудовую, учебную.

Деятельность детей дошкольного возраста очень многообразна. Остановимся на характеристике лишь некоторых ее видов.

Для развития непроизвольного запоминания большое значение имеет активное восприятие детьми литературных произведений . Это выражается в сопереживании с героем и в мысленном действии с ним: ребенок сочувствует герою, хочет помочь ему поступить так же, как поступает он, ставит себя на место действующего лица. Лучшему запоминанию стихотворений способствуют и такие формы активности детей, как игровое действие, чтение в лицах, драматизация стихотворений.

Большое место в жизни дошкольников занимает картинка . Картинки помогают воспитателям закреплять знания детей об уже известных им предметах и расширяют кругозор детей, знакомя их со все новыми и новыми предметами и явлениями окружающей действительности. Картинка - важное средство развития речи, мышления, памяти и воображения.

Организуя работу детей с картинками, воспитатель обеспечивает возможность непроизвольного запоминания дошкольниками тех предметов, которые на них изображены. Сколько предметов смогут непроизвольно запомнить дошкольники, зависит от того, какую деятельность с картинками они будут осуществлять. В тех случаях, когда дети просто рассматривают картинки (раскладывают их на столе, перекладывают с мести на место, складывают их стопкой и т.п.), не отыскивая в них сходства и различий, не группируя их на основании общих существенных признаков, они запоминают сравнительно небольшое количество изображений.

Непроизвольное запоминание у детей значительно возрастает, если они сравнивают картинки между собой, находят в изображенных на них предметах общие признаки и на этой основе объединяют их.

Таким образом, чем более активной и содержательной является деятельность детей с материалом, тем выше оказывается продуктивность непроизвольного запоминания ими этого материала.

Непроизвольное запоминание является побочным продуктом деятельности. Поэтому руководство непроизвольной памятью детей предполагает организацию восприятия, осмысления, понимания ими различного материала. Предлагая детям все усложняющиеся задачи на сравнение, анализ, обобщение, классификацию и т.п., воспитатель активизирует умственную деятельность дошкольников и тем самым обеспечивает возможность непроизвольного запоминания ими разнообразных объектов.

В результате такой активной мыслительной деятельности дети непроизвольно запоминают названия частей задачи, ибо они действуют с ними. Термины «условие», «вопрос» задачи побуждают детей к деятельности по ее оставлению, они связываются с разнообразным конкретным содержанием и потому легко запоминаются детьми.

Наша память носит избирательный характер: лучше запоминается то, что важно, интересно, имеет более существенное значение для человека. Поэтому задача руководства непроизвольной памятью детей включает в себя задачу расширения интересов детей, воспитания их любознательности. Интерес является не только условием успешного выполнения работы, но и сам возникает в процессе ее осуществления. В тех случаях, когда активная деятельность детей направлена на решение различных познавательных и других задач, создаются благоприятные условия для проживания детьми радости «открытия», радости познания и действия. Все эти и другие интеллектуальные чувства (удивление, восхищение, удовлетворение и пр.) способствуют возникновению и поддержанию интереса детей к объектам познания и к самой деятельности. Важно также формировать у детей сознательное, ответственное отношение к той деятельности, которую они осуществляют, ибо от этого во многом зависят результаты непроизвольного запоминания.

Значение непроизвольной памяти не исчерпывается только тем, что она обогащает ребенка. Определенный уровень развития непроизвольной памяти необходим для последующего развития произвольной памяти детей.

Главное, что характеризует качественные изменения в памяти ребенка дошкольного возраста, - это переход от непроизвольных к произвольным ее процессам. У детей первых четырех лет жизни память носит преимущественно непреднамеренный характер: ребенок еще не умеет ставить перед собой цель запомнить - вспомнить, не владеет он и теми способами, приемами, которые позволили бы ему преднамеренно осуществлять процессы запоминания и воспроизведения. Ребенок запоминает непроизвольно. Именно непроизвольное запоминание обеспечивает ему разнообразные знания о предметах и явлениях действительности, их свойствах и связях, о людях и их взаимоотношениях. Оно обогащает эмоциональную сферу ребенка, способствует овладению им языком, многочисленными действиями с предметами, формированию навыков поведения ребенка среди других детей и со взрослыми. Непроизвольная память, являясь у маленького ребенка господствующей, а на более ранних ступенях развития и единственной, не утрачивает своего значения и во все последующие годы: не только дошкольник, но и школьник, и взрослый человек многое запоминает непроизвольно.

Вместе с тем существенное значение имеет развитие произвольной памяти детей.

Одной из важных предпосылок готовности детей к школьному обучению является развитие у них произвольных форм психики. Уже в дошкольном возрасте дети учатся в известной мере сознательно контролировать свое поведение и действия. У них развивается произвольное восприятие, умение рассматривать предметы, вести целенаправленное наблюдении; возникает произвольное внимание; развиваются произвольные формы памяти. Школьное обучение предъявляет большие требования к произвольной памяти детей: с первых же дней пребывания в школе пред ребенком возникает необходимость запоминать разнообразный учебный материал, помнить многочисленные правила поведения. Неумение запоминать, как и любые другие недостатки психического развития ребенка, сказываются на его учебной деятельности и в конечном счете влияют на его отношение к учению и школе.

Произвольная память начинает развиваться у детей уже в дошкольные годы. Помогать этому развитию, воспитывать произвольную память детей, обучать их приемам произвольного запоминания - важная задача работников дошкольных учреждений. Но осуществление этих задач предполагает глубокое понимание закономерностей развития детской памяти.

Непроизво́льная па́мять – память, которая не регулируется определённой программой и целью. Запоминание происходит без волевых усилий со стороны субъекта, и субъект не применяет какие-либо опосредованные механизмы и техники запоминания. Человек непроизвольно запоминает, а, тем более, может воспроизвести далеко не всё подряд, что с ним происходит, а только какие-то отдельные части. Существуют причины для того, чтобы запоминать одну информацию и не запоминать другую. Забывание определённой информации, запомненной в результате проявления непроизвольной памяти, также носит выборочный характер.

Причины непроизвольного запоминания

Непроизвольное запоминание и квазипотребность

Мы можем наблюдать закономерности непроизвольного запоминания, когда наша деятельность неожиданно для нас прерывается. Если человек поглощён решением какой-то задачи, то при прерывании его деятельности существует большая вероятность, что эта деятельность будет непроизвольно запомнена, причём лучше, чем та деятельность, которая была завершена. Любое действие должно быть вызвано определённой потребностью человека. Действие человека вызывается некоторым напряжением, и человек стремится это действие довести до конца. Такое напряжение соответствует актуализации некоторой потребности (квазипотребности). Когда человек завершает действие, напряжение разряжается, и человек перестаёт стремиться к выполнению действия. Однако, если действие не выполнено и напряжение не разряжено, то сохраняется тенденция к выполнению действия. А если тенденция сохраняется, значит, действие должно оставаться в памяти человека. Очевидно, тенденция в каком-то смысле и является одним из механизмов памяти. Именно она и препятствует забыванию действия. Таким образом, потребностное напряжение влияет на работу памяти. Этот феномен исследован Б. В. Зейгарник и Г. В. Биренбаум в рамках теоретического направления школы К. Левина .

Непроизвольное запоминание и деятельность

Непроизвольное запоминание не определяется лишь только стимулами, воздействующими на органы чувств. Непроизвольное запоминание не есть простое запечатление действительности. Непроизвольное запоминание связано с мотивацией, с деятельностью. Содержание памяти отражает деятельность, которую человек выполнял. Это подтверждается экспериментальными исследованиями П. И. Зинченко и А. А. Смирнова. П. И. Зинченко проводил следующие эксперименты. Испытуемым предлагались 15 карточек с изображением предмета. 12 карточек можно было объединить в 4 группы. 3 карточки были различного содержания. Помимо этого, на каждой из карточек было написано какое-то число. Все числа различались. Было проведено два опыта. В первом опыте испытуемые выполняли определённую деятельность по классификации предметов, изображённых на картинках. После выполнения деятельности их просили назвать предметы и числа. Во втором опыте испытуемые наоборот, выполняли деятельность по расстановке в правильном порядке с числами. При назывании предметов и чисел было видно, что непроизвольно запоминались лучше те объекты, на которые была направлена деятельность. Ещё одно исследование было проведено А. А. Смирновым. Он просил испытуемых рассказать о том, как они добирались на работу. Испытуемые должны были рассказать это как можно более точно с указанием мельчайших подробностей. Оказалось, что испытуемые указывали в основном ту информацию, которая относилась к деятельности, связанной с прибытием вовремя на рабочее место. Испытуемые указывали в своих отчётах чаще всего свои действия по достижению цели и то, что мешало им её достичь. В этом эксперименте было показано, что «важнейшим условием, определившим собой запоминание…, явилось основное русло деятельности испытуемых, … и те мотивы, которыми они руководствовались в своей деятельности».

Забывание впечатлений и намерений

Некоторая информация может вытесняться из непроизвольной памяти. Вытеснение провоцирует невозможность актуализировать в сознании эту информацию. Вытеснение связано с мотивацией избегания неприятного. Вытесняться может сама неприятная информация, но может и та, которая ассоциируется с ней. Причём вытеснение не означает полной потери информации. При таком забывании участвует бессознательное , поэтому чтобы вспомнить информацию, необходимо осознать неосознаваемые мотивы, которые стимулируют её вытеснение.
Как пишет З. Фрейд, содержания памяти двух человек, проделавших вместе путешествие, которые обмениваются после воспоминаниями, существенно различаются. Условия для каждого из путешественников равны, однако сами путешественники – разные люди, следовательно, некоторые закономерности непроизвольной памяти могут быть обнаружены при изучении связи её с личностью человека и его мотивацией. Ещё одни случай, когда проявляются закономерности непроизвольной памяти – забывание впечатлений и намерений. Касательно забывания намерений Фрейд писал, что «… при забывании намерений происходит известный выбор наличных впечатлений, и отдельных элементов каждого впечатления или переживания» . По мнению Фрейда, этот выбор определяется наличием определённой мотивации, в частности в основе случаев, им описанных, лежит мотив неохоты. Неохота что-либо делать вызывает забывание намерения. Неохота появляется из-за нежелания испытывать неприятные ощущения. Это относится не только к забыванию намерений. Фрейд пишет относительно забывания впечатлений и знаний: «…многое забывается по причинам, лежащим в нём самом, там, где это невозможно, тенденция отпора передвигает свою цель и устраняет из нашей памяти хотя бы нечто иное, не столь важное, но находящееся в ассоциативной связи с тем, что собственно и вызвало отпор» .
Содержание памяти тесно связано с мотивацией. Какая-то информация может быть крайне неприятна для нас, с ней могут быть связаны неприятные или даже травмирующие переживания . Интересный факт, что забываться может не сама неприятная информация, но та информация, которая находится с ней в ассоциативной связи. Фрейд приводит пример того, как он обещал купить шкатулку для одной женщины, но не мог вспомнить, где находится магазин. Оказалось, что магазин находился недалеко от места, где жили люди, с которыми Фрейд имел плохие отношения. В этом примере мы видим, что забывание коснулось не самόй неприятной информации, но той, которая с ней ассоциируется. Ассоциация в данном случае была вызвана пространственной близостью. Забывание намерения может происходить в силу того, что сталкиваются два мотива. Когда человек намеревается что-то сделать, он приходит к осознанию того, что он через некоторое время должен что-то сделать. Человек может не одобрять того, что он вознамерился сделать, даже сам того не осознавая. Происходит столкновение ощущения того, что человек должен что-то сделать и внутренней оценки этой деятельности. Тогда намерение может забываться и происходить это будет, скорее всего, именно тогда, когда есть время для его реализации. Надо отметить, что намерения могут забываться не только в случае прямого столкновения ощущения чувства долга и отрицательной оценки предстоящей деятельности, но и в результате наличия ассоциативной связи между намерением и чем-либо значимым и неприятным, не относящимся к данному намерению.

Примечания

Литература

  • Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание и деятельность // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000.
  • Смирнов А. А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000.
  • Фрейд З. Забывание впечатлений и намерений // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Неприятие убийства
  • Непрощённый (фильм

Смотреть что такое "Непроизвольная память" в других словарях:

    НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ - вид памяти, характеризующийся тем, что человек запоминает и воспроизводит, не ставя перед собой специальной цели что либо запомнить или припомнить. Противоположным понятию Н. п. является произвольная память. О ней говорят в тех случаях, когда… …

    ПАМЯТЬ - психофизиол. процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта (в виде образов, мыслей, действий, чувств). Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний … Российская педагогическая энциклопедия

    Память - У этого термина существуют и другие значения, см. Память (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите … Википедия

    Память (значения) - Содержание 1 В психологии 2 В компьютерной технике … Википедия

    Память имплицитная - (англ. implicit – невыраженный, подразумеваемый) – непроизвольная память, память на информацию, которую или изменения которой индивид не осознаёт или во время приёма которой он не пытается её запоминать либо она остаётся для него незамеченной.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    память - процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функциейБольшая психологическая энциклопедия

    Память - Способность организации и сохранения прошлого жизненного опыта, позволяющая его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. осуществляет связь времен – прошлого, настоящего и будущего и является важной психической… … Толковый словарь психиатрических терминов

    Память - психофизиологический процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и воспроизведения опыта. Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования.… … Педагогический терминологический словарь

    память непроизвольная - П., при которой не фиксируется внимание на процессе запоминания. П. образная (син. П. иконическая) П. на определенные образы (зрительные, слуховые, тактильные и др.) … Большой медицинский словарь

    Психопатологические репереживания - Психопатологические репереживания, или непроизвольные рецидивирующие воспоминания психологический феномен, при котором у человека возникают внезапные, обычно сильные, повторные переживания прошлого опыта или его элементов. Репереживания… … Википедия

Книги

  • Развитие памяти. Секретные методики спецслужб , Маркус Ли. Память – уникальная способность человека хранить великое множество всевозможной информации. Мы, точнее, наш мозг, запоминаем все, начиная с рождения. Только далеконе все из этой информации… Купить за 249 руб аудиокнига

Парадоксально, но факт: большую часть информации, которой располагаем, мы никогда не заучивали специально! Ребенок узнает колоссальное количество фактов о мире, овладевает языком, учится ходить и т.д. совершенно ненамеренно. Мы нс заучиваем лица дорогих нам людей и содержание важных для нас событий. Огромный объем информации попадает в нашу память на первый взгляд "случайно". Однако на самом деле явления непроизвольной памяти (как запоминание, так и воспроизведение) отнюдь не случайны, они совершенно закономерным образом призваны обеспечивать успешное выполнение наших жизненных задач.

Деятельностная интерпретация непроизвольной памяти

Российский психолог А. А. Смирнов (1894–1980) начал исследовать факторы, определяющие непроизвольное запоминание. Первое предварительное исследование было построено чрезвычайно просто. Он неожиданно попросил пятерых своих коллег рассказать о том, что они запомнили из своего утреннего пути к месту работы. Оказалось, что сослуживцы рассказывали главным образом о том, что было связано с основным руслом их деятельности, т.е. с дорогой на работу. Они хорошо помнили помехи, возникшие на этом пути (например, очередь к билетной кассе и метро), или неожиданные обстоятельства, которые облегчали выполнение их задачи (быстро подошел поезд). Кроме этого им запомнилось и то, что было связано с военной темой, волновавшей в тс дни всех (дело происходило в 1945 г.). Так один из испытуемых запомнил заголовок газеты с военной сводкой в руках товарища. Однако они совершенно нс помнили тех обстоятельств пути, которые не имели отношения к их задаче – поскорее добраться до института. Таким образом, было выяснено, что важнейшим условием непроизвольного запоминания является причастность материала к основному руслу осуществляемой в данный момент деятельности и/или к сфере значимых, устойчивых мотивов.

П. И. Зинченко (1903–1969) на основе экспериментальных исследований, ставших теперь уже классическими, сформулировал закономерности, объясняющие результаты наблюдений А. А. Смирнова более строго. Зинченко утверждал, что основная форма непроизвольного запоминания является продуктом целенаправленной деятельности, не мнемической по своему характеру. Методика его эксперимента заключалась во включении материала (запоминание которого впоследствии тестировалось) в деятельность, не связанную с запоминанием. В первой серии испытуемым предъявлялись 15 карточек, на которых были изображения различных бытовых предметов, игрушек, фруктов, животных, а также цифры. Одной группе испытуемых предлагалось классифицировать изображения предметов, а другой – составить возрастающий числовой ряд из чисел. При тестировании обнаружилось, что те, кто выполнял задачу на классификацию предметов вспоминал их лучше более чем в 10 раз. Те же, кто имел дело с числовым рядом, наоборот, практически не могли воспроизвести предметы, которые видели на карточках, по хорошо воспроизводили цифры (см. рис. 8.1).

Таким образом, была выявлена высокая продуктивность непроизвольного запоминания картинок и чисел там, где они были предметом деятельности, и плохая эффективность там, где они были лишь фоновыми раздражителями. Причем с возрастом разрыв между уровнем запоминания объектов, относящихся к выполняемой деятельности, и запоминанием фоновых раздражителей увеличивался. Полученный эффект можно назвать эффектом деятельностного опосредствования памяти. Суть данного эффекта сам П. И. Зинченко суммировал следующим образом: "Самым общим и необходимым условием непроизвольного запоминания объекта является наличие какой-либо активности по отношению к нему" (Зинченко, 1969, с. 165).

Важным фактором эффективности непроизвольного запоминания оказалась не только включенность материала в выполняемую деятельность, ной сложность самой деятельности, ее содержательность для испытуемого.

Рис. 8.1.

Если материал был слишком прост и не требовал постановки сознательной цели (т.е. соответствовал операциональному уровню деятельности), непроизвольное запоминание не наблюдалось. Напротив, при соответствии материала целевому уровню, качество непроизвольного запоминания становилось оптимальным, причем мнемический эффект (количество воспроизведенных единиц материала) возрастал с увеличением сложности задачи. В другом эксперименте Зинченко предлагал испытуемым два набора карточек с изображениями предметов. Требовалось или составить пары карточек по совпадению первых букв названий предметов (мяч-молоток), или объединить пары по значению (молоток-гвоздь). При втором варианте инструкции испытуемые могли вспомнить значимо большее количество предметов, чем при первом. То есть при выполнении более сложных задач наблюдался более выраженный мнемический эффект. Кроме того было убедительно показано, что полученный эффект нельзя свести к проблеме внимания, поскольку в работу испытуемых был включен весь изображенный на карточках материал, а результаты запоминания оказывались разными.

Еще одним важным результатом работ Зинченко стало выявление роли активности человека в процессе деятельности как фактора обуславливающего в том числе и непроизвольное запоминание. Испытуемым предлагались пары фраз, анализируя которые, они должны были выводить определенные правила правописания. Если вывод был верен, им предлагалось дополнительно придумать несколько фраз, иллюстрирующих выведенное правило. Задача на запоминание не ставилась. На следующий день проверялся уровень запоминания фраз. Результаты показали, что фразы, которые испытуемые придумали самостоятельно, воспроизводились в три раза чаще, чем те, что они получали в качестве образца уже готовыми. Этот эффект получил впоследствии название эффекта генерации, т.е. лучшего запоминания материала, который был создан самостоятельно.

Произвольная и непроизвольная память

В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти. В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия.

Непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собой две последовательные ступени развития памяти. Каждый по своему опыту знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

Виды памяти по длительности сохранения информации

По продолжительности закрепления и сохранения информации память делят на три вида:

1) сенсорную;

2) кратковременную;

3) долговременную.

Сенсорная память.

Чувствительные сигналы в течение нескольких сот миллисекунд с момента своего воздействия сохраняются в сенсорной памяти. Здесь происходит анализ сигналов, их оценка и в дальнейшем либо забывание, либо направление на обработку. Эту память также называют иконической, потому что она лучше всего изучена для зрительных стимулов.

Процесс забывания начинается сразу же после поступления информации. Исследования показали, что если испытуемому в течение 50 миллисекунд предъявить 16 букв, а затем попросить назвать эти буквы, то сразу после предъявления он вспоминает около 70% увиденного. Через 150 миллисекунд - объём заполненной информации равен 25-35%, а через 250 миллисекунд - уже вся информация из сенсорной памяти теряется.

Известно, что наряду с таким пассивным «угасанием» информации существует и процесс её активного «стирания» в результате поступления новых сигналов.

Переход информации из весьма нестойкой сенсорной памяти в более стойкую может совершаться двумя путями. Первый путь - словесное кодирование сенсорных сигналов - это свойственно взрослым людям. Второй путь несловесная обработка сигналов. Механизм такой обработки пока неизвестен. По-видимому, этот путь служит для запоминания информации, которую сложно выразить словами, и используется, как правило, маленькими детьми и животными.

Кратковременная память

Сенсорная память переходит в кратковременную, которая отвечает за временное хранение информации, закодированной словесно. Ёмкость этой памяти меньше, чем сенсорной. Данные хранятся здесь в порядке поступления информации. Забывание в кратковременной (первичной) памяти происходит в результате «вытеснения» старой информации новыми сигналами. Переход информации из кратковременной памяти в долговременную облегчается практикой, то есть целенаправленным повторением материала.

Долговременная память

Эта память характеризуется значительной ёмкостью и устойчивостью. Только информация, которая перешла в долговременную (вторичную) память, может быть извлечена через длительное время.

Информация переходит в долговременную память, в процессе жизнедеятельности часть информации теряется, а около 72% - остаётся на всю жизнь. В долговременной памяти данные накапливаются в соответствии с их «значимостью». Извлечение информации из долговременной памяти происходит дольше, чем из кратковременной. Забывание на уровне долговременной памяти связано с влиянием на запоминание уже имеющейся информации или с влиянием вновь поступившей информации.

Существует закон интерференции, согласно которому объекты, смещенные к центру, запоминаются хуже, чем краевые. Интерференция проявляется независимо от модальности раздражителя и не имеет значения для кратковременной памяти. В долговременной памяти интерференция проявляется тем меньше, чем ближе находятся схожие раздражители.

Взаимосвязь различных видов памяти

Критерии, принятые здесь за основания деления памяти на виды, связаны с различными сторонами человеческой деятельности, выступающими в ней не порознь, а в органическом единстве. Такое же единство представляют собой и соответствующие виды памяти. Так, память на мысли и понятия, будучи словесно-логической является также в каждом частном случае либо непроизвольной, либо произвольной; одновременно она же обязательно будет либо кратковременной, либо долговременной.

С другой стороны, различные виды памяти, выделенные по одному и тому же критерию, тоже оказываются взаимосвязанными. Так, двигательная, образная, словесно-логическая память не могут существовать изолированно друг от друга уже потому, что между собой связаны, прежде всего, соответствующие стороны предметов и явлений внешнего мира, а, следовательно, и формы их отражения. Сложные преемственные связи существуют также между непроизвольной и произвольной памятью. Что касается кратковременной и долговременной памяти, то они представляют собой две стадии единого процесса. Кратковременная память - это тот пропускник, минуя который ничто не может проникнуть в долговременную память. С кратковременной памяти всегда начинаются все её процессы.

Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чём думал.

В настоящее время нет единого объяснения физиологической основы памяти. Выделяют следующие теории: ассоциативную, физиологическую, биохимическую.

Основными процессами памяти являются запоминание, воспроизведение, сохранение, узнавание и забывание.

Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и образную; 2) по характеру целей деятельности - на произвольную и непроизвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала - на кратковременную, долговременную и оперативную память. Дополнительно различают пять видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую и тактильную.

Непроизвольная и произвольная память представляют собой две последовательные ступени развития памяти.

Непроизвольная память

Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий. В этом случае запоминание происходит без всяких специально прилагаемых усилий.

Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов, зависит от того, насколько активно ребенок действует по отношению к ним, в какой мере происходит их детальное восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия. Так, при простом рассматривании картинок учащийся запоминает гораздо хуже, чем в случае, когда ему предлагают эти картинки разложить по своим местам, например, отложить отдельно вещи, которые подходят для сада, кухни, детской комнаты, двора. Непроизвольное запоминание является косвенным, дополнительным результатом выполняемых ребенком действий восприятия и мышления.

Непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается до конца дошкольного детства значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала.

Непроизвольная и произвольная память в месте с тем представляют собой две последовательные ступени развития памяти. Каждый по своему опыту знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объёму, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

Произвольная память

Произвольное запоминание - это продукт специальных мнемических действий, т.е. таких действий, основной целью которых будет само запоминание. Продуктивность произвольного запоминания зависит от степени интеллектуальной активности школьников в этой деятельности. Условием же, содействующем интеллектуальной активности, является овладение средствами запоминания. К числу этих средств относятся прежде всего дефференцировка школьниками мнемических задач, т.е. целей, которые ставятся перед запоминанием в каждом конкретном случае, использование рациональных приемов в процессе запоминания и самоконтроля. В большой мере произвольное запоминание связано и с общей организованностью школьника в учебной работе.

Перейдем к рассмотрению этих средств.

Произвольное запоминание всегда подчинено какой-то конкретной задаче. В одном случае ученик должен запомнить точнее или даже совсем точно, как в учебнике, в другом случае - запомнить так, чтобы рассказать своими словами. В иных случаях необходимо запомнить последовательность материала и т.д.

Немаловажное значение имеет отчетливое понимание школьниками задач запомнить дословно или запомнить содержание, чтобы потом рассказать своими словами.

При правильной организации процесса запоминания школьник не будет запоминать дословно, если эта дословность не определяется характером учебной задачи.

Положительное влияние задач, которые ставятся перед школьником при запоминании, объясняется тем, что они соответствующим образом направляют его внимание, побуждают его активно запоминать, лучше вникать в смысл запоминаемого, иначе повторять (в зависимости от характера задачи), усиливать самоконтроль.

В ориентировке учащихся на выполнение конкретных мнемических задач при запоминании ими учебного материала заключается один из важных путей развития целенаправленного произвольного запоминания и воспроизведения.

Особым видом произвольного запоминания является заучивание наизусть.

Заучивая наизусть, школьники не используют рациональные приемы запоминания. Когда нужно повторить материал комбинированно - в целом виде и по частям, - они заучивают лишь в целом, не членят на части по смыслу, поэтому хуже понимают.

К.Д. Ушинский называл воспроизведение при запоминании активным повторением материала, способствующим развитию и укреплению памяти учащегося.

Как известно, наиболее активной формой произвольного воспроизведения является припоминание. В процессе запоминания активнее оживляются временные связи. Припоминание связано для школьника с напряжением. По меткому наблюдению К.Д. Ушинского, школьники не любят припоминать того, что позабыли они охотно передают «то, что свежо сохранилось в их памяти».

Среди условий продуктивности произвольного запоминания центральное место занимает использование рациональных приемов запоминания. Для запоминания каких-либо знаний необходимо вычленять определенные смысловые единицы, устанавливать связи между ними, применять логические приемы.

Понимание - необходимое условие логического, осмысленного запоминания. Понятое запоминается быстрее и прочнее потому, что содержательно ассоциируется с уже усвоенными ранее знаниями, с прошлым опытом.

Один из важнейших приемов логического запоминания - составление плана заучиваемого материала (разбивка материала на составные части, озаглавливание, связывание частей по их заглавиям в единую цепь ассоциаций).

Произвольное систематическое запоминание называется заучиванием.

Запоминание может быть различным по качеству. Скорость, полнота, точность и прочность - об этих характеристиках запоминания можно судить по воспроизведению закрепленного материала.

Главное средство запоминания - воспроизведение, выступающее в форме пересказа самому себе. Воспроизведение, особенно своими словами, улучшает понимание материала.

Качество и успешность запоминания зависит от особенностей состояния (положительное отношение к запоминаемому материалу намного повышает качество запоминания) и деятельности отдельных сторон психики в процессе запоминания, кроме того, от применения специальных ассоциативных методических приемов запоминания.

Кроме того, нельзя не упомянуть и такой немаловажный фактор - число органов чувств, подключенных к процессу запоминания. О количестве повторений усваиваемого материала и говорить не приходится - это само собой разумеющееся.

Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в среднем дошкольном возрасте. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли.

Овладение произвольными формами памяти включает в себя несколько этапов. На первом из них ребенок начинает выделять только саму задачу запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше. Задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое.

Совершенствование произвольной памяти у школьников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач естественно возникает в игровой деятельности, поэтому разнообразные детские игры предоставляют ребёнку богатые возможности для развития его памяти. Произвольно запоминать, помнить и припоминать материал в играх могут уже дети 3-4-летнего возраста.

Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли.

Для развития произвольной памяти ребёнка важно вовремя уловить и максимально использовать его стремление что-нибудь запомнить.