Кто по национальности имам шамиль. Почему имам Шамиль сдался русским войскам. Увлечение "священной войной"

Ранние годы

Мальчику в честь деда дали имя Али. Ребенком он был худ, слаб и часто болел. По народному поверью горцев в подобных случаях предписывалось переименовать ребёнка. Ему решили дать имя «Шамиль» в честь дяди, брата его матери. Маленький Шамиль начал поправляться и впоследствии сделался крепким, здоровым юношей, изумлявшим всех своей силой. В детстве отличался живостью характера и резвостью; был шаловлив, но ни одна шалость его не была направлена кому-нибудь во вред. Гимринские старики рассказывали что Шамиль в молодости отличался угрюмой наружностью, непреклонной волей, любознательностью, гордостью и властолюбивым нравом. Шамиль страстно любил гимнастику, он был необыкновенно силён и отважен. Никто не мог догнать его, на бегу. Пристрастился и к фехтованию, кинжал и шашка не выходили из его рук. Летом и зимой, во всякую погоду, он ходил с босыми ногами и с открытой грудью. Первым учителем Шамиля был друг его детства Гази-Мухаммад (1795-1832) (Кази-Магомед, Кази-мулла), родом из Гимры. Учитель и ученик были неразлучны. Серьёзным учением Шамиль занялся с двенадцати лет в Унцукуле, со своим наставником Джамалутдином Кази-Кумухским. В двадцать лет он окончил курсы грамматики, логики, риторики, арабского языка и начал курсы высшей философии и законоведения.

Война с Российской империей

Проповеди Гази-Мухаммада, первого имама и проповедника «священной войны» - оторвали Шамиля от книг. Новое мусульманское учение Гази-Мухаммада; "Мюридизм", распространялось быстро. «Мюрид» значит ищущий путь к спасению. Мюридизм не отличался от классического Ислама ни в обрядах ни в учении и признавал султана халифом и главою веры. Мюриды верили, что Мухаммед воздвигает из народов пророков, которые стараются сохранить учение Корана в чистоте и что правоверные должны повиноваться им как избранным людям. Таким то избранным, горцы признавали Гази-Мухаммада, особенно отличавшегося своей набожностью. С того времени, как в Чечню проникло из Дагестана учение мюридов, война против неверных превратилась в общенародное движение. В 1831 году чеченцы под руководством Гази-Мухаммада подняли общее восстание.

В набегах Гази-Мухаммада против ханов Аварии, преданных русскому правительству, принимал деятельное участие и Шамиль. Вскоре твердость характера, усердие в деле Газавата, равнодушие ко всем благам мира, безукоризненная нравственность, честность, поселили в горцах высокое уважение к Шамилю и он сделался правою рукою имама Гази-Мухаммада. Шамиль был глубоко предан учителю и быстро исполнял повеления своего имама. Начало тридцатых годов было самое тревожное на Кавказе. Осажденный вместе с имамом Гази-Мухаммадом в 1832 году войсками под начальством барона Розена в башне близ родного селения Гимры , Шамиль успел, хотя и страшно израненный, пробиться сквозь ряды осаждающих, тогда как имам Гази-Мухаммад , первым бросившийся в атаку, погиб.

Современники так описывают это героическое сражение:

«Кази-Магомед сказал Шамилю: „Здесь нас всех перебьют и мы погибнем, не сделав вреда неверным, лучше выйдем и умрем, пробиваясь“. С этими словами он, надвинув на глаза папаху, бросился из дверей. Только что он выбежал из башни, как солдат ударил его в затылок камнем. Кази-Магомед упал и тут-же был заколот штыками. Шамиль, видя, что против дверей стояли два солдата с прицеленными ружьями, в одно мгновение прыгнул из дверей и очутился сзади обоих. Солдаты тотчас повернулись к нему, но Шамиль изрубил их. Третий солдат побежал от него, но он догнал и убил его. В это время четвёртый солдат воткнул ему в грудь штык, так что конец вошел ему в спину. Шамиль схватив правою рукою дуло ружья, левою изрубил солдата (он был левша), выдернул штык и, зажав рану, начал рубить в обе стороны, но никого не убил, потому что солдаты от него отбегали, пораженные его отвагой, а стрелять боялись, чтобы не ранить своих, окружавших Шамиля. »

Семья

Имам Шамиль (сидит) с сыновьями

После смерти отца мать Шамиля вышла замуж за Денгау Мохаммеда. В этом браке была рождена дочь Фатимат, бывшая замужем сначала за Магомою, а впоследствии за Гимринским Хамулатом, убитым при взятии старого Дарго в 1845 году . Фатимат погибла при взятии русскими войсками крепости Ахульго в 1839 году . Она бросилась в реку Койсу , чтобы не попасть в руки неверных, по приказанию Шамиля, и утонула. От Фатимат осталась дочь Меседу, которая была замужем два раза за Алм-Магометами; От первого мужа у неё был сын Гамзат-Бек, отправленный в 1838 году аманатом в Россию.

У Шамиля было пять жен. Одна из них, Шуанет была урождённой Анной Ивановной Улухановой, армянкой по происхождению .

Айман аз-Завахири о Шамиле

Память

Мемориальная доска в Киеве

  • Шамильский район - с 1994 г. название Советского района Дагестана ;
  • Шамилькала - с 1990 г. название поселка гидростроителей Светогорск в Унцукульском районе ;
  • колхоз имени имама Шамиля - колхоз с. Аргвани Гумбетовского района ;
  • Проспект имама Шамиля - с 1997 года название проспекта Калинина г. Махачкала ;
  • проспект имама Шамиля - проспект в г. Кизилюрт
  • улица Шамиля - улица в г. Избербаш
  • Танковая колонна «Шамиль» - действовавшая в составе частей Красной армии в годы Великой Отечественной войны.
  • улица Шамиля - улица в г. Буйнакск
  • улица Шейха Шамиля в центре Баку (Азербайджан)
  • бюст Имама Шамиля в Закаталы (Азербайджан)

См. также

Примечания

Ссылки

  • Ш. Исаев: К генеалогии Имама Шамиля //Журнал Кавказоведение, № 2, 2002 г.
  • Гаджи-Али «Сказание очевидца о Шамиле» (1860)
  • Мухаммад Тахир ал-Карахи «Блеск дагестанских шашек в некоторых шамилевских битвах» пер. А. Барабанова. (1856)
  • Руновский А. «Записки о Шамиле» (1860)
  • Чичагова М. Н. «Шамиль на Кавказе и в России» (1889)
  • Рындин А. «Имам Шамиль в России» (1895)
  • Шульгин С. «Рассказ очевидца о Шамиле» (1903)

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Шамиль на Кавказе и в России: Биографический очерк: (Репринтное воспроизведение издания 1889 года) / Сост. М. Н. Чичагова.. - М .: Русская книга, Полиграфресурсы, 1995. - 208 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-268-01176-6 (в пер.)
  • Шапи Казиев . Имам Шамиль. ЖЗЛ. М., Молодая гвардия, 2010. ISBN: 5-235-02677-2
  • Шапи Казиев . Ахульго. Роман о Кавказской войне XIX в. Эпоха, Махачкала, 2008
  • О.-Д. А. Частное письмо о взятии Шамиля от 2 сентября 1859 // Русский архив, 1869. - Вып. 6. - Стб. 1045-1068.
  • Бушуев С. К. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. - Л., 1939.

Июньским днем 1797 года, в семье коваля Денгава из дагестанского селения Гимры родился мальчик, которого назвали Али. Здоровье ребенка было очень слабым. С каждым днем он буквально угасал.

Гимры – село высокогорное, и увидеть орлов здесь можно часто. Как-то раз, сельчане увидели орла с большими белоснежными крыльями, который кружил над домом Денгава, будто высматривая что-то. Вдруг он бросился к земле и тут же обратно взмыл к небу. Тут-то все и увидели, что он поймал во дворе коваля большую змею. Это стало добрым знаком для родителей Али. Они решили сменить имя мальчику. По преданию, это помогает, когда нужно «обмануть» злых духов. Али получил имя Шамиль.

С этих пор мальчик начал крепнуть. Он значительно обгонял своих сверстников по росту и развитию. Ему не было равных в учебе, борьбе, стрельбе и скачках. К учебе он относился крайне серьезно и с большим интересом. Чтение было его любимым занятием. После того, как школьный педагог вызвал Денгава, чтобы сообщить, что ему больше нечему научить его сына, мальчик решил отправиться по соседним аулам в поисках знаний.

В путь он отправился вместе со своим старшим товарищем Гази-Мухаммадом. Друзья проходили обучение у лучших мудрецов того времени: Джамалуддина Казикумухского, являющегося потомком пророка Мухаммада, и Магомеда Ярагского, который поспособствовал изменению мировоззрения Шамиля и Гази-Мухаммада.

Вернувшись, они уже не хотят жить по-прежнему. В них горит огонь справедливости. Им хочется изменить уклад жизни горцев, сделав их жизнь более достойной.

В 1829 году, на съезде представителей народов Дагестана Гази-Мухаммаду присваивается почетное звание имама. Шамиль становится его правой рукой во всех делах.

Стоит отметить, что , к тому времени, шла уже полным ходом, поэтому товарищам приходилось решать вопросы обустройства сел в перерывах, между ожесточенными боями.

Всего два года пробыл на своем посту Гази-Мухаммад. В одном из боев, он, Шамиль и несколько мюридов оказываются окруженными в гимринской башне. Сдаваться никто не собирался, но уйти живыми шансов не было никаких. Гази-Мухаммад распахнул ворота башни, выходя к своей смерти от пуль царской армии с гордо поднятой головой.

Шамиль, взобравшись наверх башни, спрыгнул оттуда вниз. Так как башня находилась на небольшом пригорке, ему удалось таким образом перескочить своих врагов, приземляясь уже позади них. Естественно, за ним началась погоня. Однако, путем жесткого сопротивления, ему удается отбиться от своих преследователей.

Обессиленный Шамиль лежал на поляне. Он не верил, что ранения позволят ему выжить, он просто ждал часа смерти. И тут он вновь увидел в небе того же самого орла, который в детстве прилетал к ним во двор. Это вселило надежду и придало сил. Ему удалось добраться до лекаря Абдул-Азиза, который был другом его отца. А встав на ноги, после долгих месяцев лечения, он женится на дочке Абдул-Азиза.


Нелегкий пост имама

Решив избрать нового имама, люди хотели видеть на этой должности Шамиля. Однако тот отказался от такого почетного звания, сказав, что пока еще не готов к этому посту, но в любом сражении все могут на него рассчитывать. Имамом был избран Гамзат-Бек, которому так же, как и Гази-Мухаммаду, был уготован очень короткий срок правления. Через два года Гамзат-Бек был предательски убит в мечети, куда он пришел на молитву.

В 1834 году в ауле Ашильта, единогласным решением, имамом назначают Шамиля. Имам Шамиль, краткая биография которого невозможна, так как жизнь его череда выдающихся многочисленных событий. Работал он постоянно. Имамат, созданный им, был разделен на несколько округов, которые назывались «наибства». В каждом округе был назначен наиб, который строго следил за исполнением всех указаний имама.

При Шамиле был создан Верховный совет, казна, некое подобие армии и военные чины. Шамиль запретил кровную месть и ввел законы и штрафы, о чем раньше здесь никто не мог и подумать. Через шесть лет Шамиля признает имамом и чеченский народ.

Заложник царя

Столицей имамата был аул Ахульго у стен которого и произошла одна из самых кровопролитных битв Кавказской войны. В 1836 году царской армией, под командованием генерала Граббе, продолжалась несколько месяцев. Горцы не сдавались. Гибли не только мужчины, но и женщины с детьми. Несмотря на полную блокаду, сдаваться никто не соглашался.

Граббе, через парламентера, предложил Шамилю сдаться вместе со своим восьмилетним сыном Джамалуддином, тогда он гарантировал прекращение осады. Шамиль ответил отказом. Штурм возобновился с новой силой. Уже практически не осталось мужчин, которые могли бы сдерживать атаки. Зная, что Джамалуддину не причинят зла, Шамиль был вынужден отдать своего сына в заложники, спасая оставшихся сельчан. Сам он, с небольшим отрядом, сумел прорваться в соседнюю Чечню.

Джамалуддин был увезен в Россию и определен в кадетский императорский корпус для сирот. Были у имама еще три сына и две дочери, но все последующие 15 лет его душа болела за ребенка, который воспитывался теперь чужими людьми. Случай помог Шамилю снова увидеть своего ребенка. Его отряд захватил поместье армянского князя Чавчавадзе, пленив княгиню и ее сестру. Княгинь было решено обменять на сына Шамиля. Пока ожидался ответ от царя Николая Первого, их поселили в доме Шамиля. Позже, графиня Чавчавадзе отзывалась о Шамиле, как об образованном и обаятельном человеке.

В 1840 году Шамиль женится во второй раз. Его избранницей становится дочь зажиточного купца из Моздока Анна Улуханова, попавшая в плен к горскому отряду. Однако, полюбив имама всей душой, она согласилась принять ислам и стать женой Шамиля. До конца жизни Шамиль был влюблен в свою Анну, которая взяла себе мусульманское имя Шуанат и родила ему пятерых детей.

Джемал-Эддин Шамиль – так звали Джамалуддина русские, к этому времени уже имел звание корнета, был доволен своей службой и любил Россию. Перед возвращением на Родину, он был приглашен во дворец, где Николай Первый просил его передать отцу, что он хочет мира.

Отвыкший от горного климата и горской жизни, 26-летний Джамалуддин заболевает чахоткой и умирает, до последнего дня прося отца примириться с Россией.

Почетный пленник

После вступления на престол императора Александра Второго Кавказская война начала свою завершающую фазу. Князем Барятинским, который был другом детства нового царя, подкупались самые ключевые фигуры на Кавказе. Это и сломило имамат Шамиля. Процветала разрозненность и повсеместное предательство имама.

Понимая свое бессилие, Шамиль все же рассчитывал продержаться на вершине горы Гуниб, отбиваясь от царских отрядов. Но, силы были не равны. Чтобы спасти тех, кто остался, Шамиль принимает решение сдаться.

25 августа 1859 года произошла историческая встреча имама с князем Барятинским у подножия Гуниба. Барятинский встретил Шамиля, ничем не задев его достоинство, а наоборот, проявив все возможное уважение. А уже в середине сентября Александр Второй встретился с Шамилем и даже вручил ему золотую саблю, поблагодарив его за сделанный шаг к созданию мира.

Шамиль побывал в нескольких российских городах, не переставая удивляться красоте и величию России. А особенно он поражался тому, как его встречают люди. Он считал, что они обязаны его ненавидеть, но его встречали везде как героя, называя Кавказским Наполеоном.

Поселили Шамиля в Калуге. Ему с семьей был выделен красивый трехэтажный дом. Шамиль часто выезжал, знакомился с бытом людей, посещал госпитали, где лежали раненые солдаты царской армии, следил за театральной жизнью. Словом, это не была жизнь пленника, это была жизнь почетного гостя.

В 1861 году Шамиль обращается к императору с просьбой, о поездке к мусульманским святыням в Мекку. Пригласив Шамиля и его старшего сына Гази-Магомеда в Царское село, Александр пообещал отпустить его, но только позже. Пока, он считал это нецелесообразным, так как в горах еще не все было замирено.

Сын Шамиля Магомед-Шапи поступает на службу к Александру в Кавказский эскадрон. Третья жена Шамиля Загидат подарила имаму сына Магомеда-Камиля уже в Калуге. Здесь же, Шамиль принимает присягу на верность императору.

Годы брали свое, Калужский климат перестал подходить имаму, и было принято решение о переезде в Киев. Перед отъездом, Шамиль сходил на кладбище, попрощаться с семнадцатью родственными могилами, которые он оставлял здесь.

Сидя на берегу Днепра в Киеве, Шамиль понимал, что настало время отправляться в свой последний поход. Он снова просит императора о поездке в Мекку, обещая, что сыновья его останутся. И вот, разрешение получено. 16 февраля 1869 года Александр Второй дает свое согласие. Сбылась самая заветная мечта имама Шамиля.

Скончался имам Шамиль биография которого будет пересказываться еще не одну сотню раз, 4 февраля 1871 года, после завершения своего паломничества, в Медине. Там же он и был похоронен на кладбище Аль-Бакия, где покоятся еще очень многие досточтимые люди мусульманского мира.

История Имама Шамиля лишнее подтверждение того, что никогда не поздно переосмыслить свои взгляды и найти общий язык даже с самым сильным противником.

Лидер горцев Дагестана и Чечни в борьбе за независимость против Российской империи (), третий имам Имамата Нагорного Дагестана и Чечни.

Детство и юность Шамиля

Родился в аварском селении Гимры (Генуб) Койсубулинского общества около 1797 г. (по другим сведениям около 1799 г.). Отец – аварский уздень(представитель благородного сословия) Денгау Мохаммед, мать – из боковой ветви казикумухского правящего рода. При рождении получил имя Али. Чтобы избежать несчастливой судьбы, дед дал болезненному ребенку другое имя – Самуил, которое на Кавказе звучит как «Шамиль». И Шамиль вырос крепким и здоровым юношей. Позднее сам Шамиль говорил, что в этом следовал пророку Мохаммеду, который дважды менял свое имя.

С детских лет Шамиль дружил с первым имамом Гази-Мохаммедом ибн Исмаилом аль-Джимрави аль-Дагестани (часто встречается русское написание его имени – Кази-мулла, Гази Мухаммед, Гази Магомед), эта д ружба сохранилась до самой смерти Гази Мухаммеда . Шамиль учился у Саида аль-Харакани, потом у шейха аль-Саида Джамала аль-Дина, который ввел его накшбандийское братство, а шейх Мохаммед аль-Яраги посвятил его в халифы.

В 1828 или 1829 году Гази Мухаммед был избран первым имамом и объявил газзават (священную войну) против России. Шамиль присоединился к нему и принимал участие в боях с русскими войсками. В 1832 году Гази Мухаммед и Шамиль были осаждены русскими войсками под началом барона Розена в родном ауле Гимры. Га зи Магомед погиб, а Шамиль, хотя и сильно израненный, сумел пробиться и спастись. Вторым имамом стал Гамзат-бек ибн Али Искандер-бек аль-Гуцали (Гамзат-бек). Шамиль оставался активным помощником, собирая войска, добывая материальные средства и командуя экспедициями против и врагов имама.

Шамиль во главе Имамата Чечни и Дагестана

В 1834 году, после гибели Гамзат-бека, Шамиль стал имамом. Шамиль обладал военным талантом, большими организаторскими способностями, выдержкой, настойчивостью, умением выбирать время для удара и помощников для исполнения своих предначертаний. Отличаясь твердой и непреклонной волей, он умел воодушевлять горцев, умел возбуждать их к самопожертвованию и к повиновению его власти.

В 1834 году русский генерал Клюге фон Клюгенау захватил резиденцию Шамиля – аул Гоцатль. Шамиль отступил в Северный Дагестан, где укрепив свою власть среди горцев, возобновил борьбу.

В 1837 г., потерпев очередное поражение, Шамиль заключил перемирие и выдал заложников, но через год снова поднял восстание и добился больших успехов, несмотря на превосходство сил противника. В это время начались народные волнения в Южном Дагестане и Азербайджане, что сыграло на руку Шамилю.

За несколько лет Шамиль подчинил себе значительную часть Северо-Восточного Кавказа. Используя тактику партизанской войны, он тревожил гарнизоны русских крепостей левого фланга и центра Кавказской линии. К 1835 г. он усилился настолько, что осадил в Хунзахе правителя Аварии Аслан-хана Казикумухского.

Экспедиция, посланная против Шамиля в 1839 г. под руководством генерала П.Х. Граббе, осадила его в крепости на горе Ахульго. В ходе ожесточенного штурма 21 августа 1839 г. с младенцем на руках погибла жена Шамиля Джавгарат. Убит был его дядя Бартыхан, а сестра имама Патимат бросилась в пропасть. Имам Шамиль с небольшим отрядом мюридов пробился сквозь ряды осаждающих и скрылся в горах Аварии.

В 1840 г. Шамиль возобновил военные действия в Чечне, где к тому времени вспыхнуло восстание, вызванное стремлением русских разоружить чеченцев. К концу года Шамиль контролировал всю Чечню.

Весной 1842 г. генерал Головин отправился из Ичкерии в поход против резиденции Шамиля, находившейся в даргинском с. Дарго, но был разбит горцами и с большими потерями отступил. Головина на посту командующего Отдельным Кавказским корпусом сменил генерал-адъютант А.И. Нейдгарт.

Апогей власти третьего имама приходится на 1843-1847 гг. Ведя освободительную борьбу под зеленым знаменем Пророка за построение государства, основанного на предписаниях Всевышнего, Шамилю удалось объединить почти всех горцев Дагестана и Чечни.

Реформы имама Шамиля

Делом всей жизни Шамиля стало создание имамата – теократического государства, базирующегося на принципах шариата.

В 1842 г. из приближенных Шамиля был создан совет (диван) для решения политических, административных, религиозных и судебных обязанностей. В субботу и воскресенье Шамиль лично принимал жалобщиков.

В 1842-1847 гг. был принят свод правовых положений Шамиля под общим названием «Низам» («Порядок»). Сборник состоял из постановлений и правил, соответствующих требованиям шариата, и дополнявших его положения с учетом тех или иных конкретных обстоятельств. В низамах рассматривались вопросы женитьбы и наследства, торговли и мены, денежные штрафы за драки и поножовщину, положения об общественной казне и содержании административных лиц и т.п. Введен запрет на народные увеселения. Запрещен был обычай кровной мести (канлы) и умыкания невест и даже выкуп за неё.

Правовая реформа (низам) Шамиля, как и другие мероприятия, проводившиеся в имамате в условиях бесконечных войн, не могла быть последовательной и окончательной. Положения мусульманского права сочетаются в ней с некоторыми нормами традиционных законов горцев – адата. В наибствах по законам низама судили с учетом местного обычного права.

Важным последствием 25-летнего правления Шамиля стало также распространение в Чечне и Дагестане суфийских тарикатов, которые до сих пор оказывают большое влияние на повседневную жизнь этих народов.

Шамиль оставил в неприкосновенности основу горского общества – традиционную общину. Именно сельская община (джамаат) стала социальной опорой государства Шамиля.

Под руководством Шамиля в имамате сложился эффективный административный аппарат, состоящий из наибов и мюридов. В обязанности наибов входило управление наибством, сбор налогов, набор рекрутов, наблюдение за исполнением законов шариата. При наибах находились муфтии, которые руководили деятельностью судей (кадиев), толковали мусульманские законы и решали спорные дела. Первоначально каждый наиб имел право назначать и смещать муфтиев и кадиев, а также судить и казнить жителей наибства. Приговор о смертной казни обязательно утверждал сам имам. Наибские мюриды, в отличие от мюридов тарикатских, были помощниками наибов (своего рода «наибской гвардией»). За свою службу мюрид получал все необходимое для жизни и войны.

Реформы Шамиля, направленные на смену власти ханов и беков, на имамо-наибскую, встречали решительный отпор, потому что шли вразрез с традиционным укладом жизни горцев. Стремление Шамиля заменить суд по адату шариатским судом потерпело полный крах. После пленения третьего имама “все население Дагестана немедленно восстановило у себя разбор дела по адату, и от шамилевского шариата осталось только одно воспоминание…” (генерал А.В. Комаров).

Новый порядок насаждался жесткими, а зачастую и просто жестокими методами. Так, в 1844 году по причине убийства своего ставленника, Шамиль поголовно уничтожил всех жителей восставшего аула Цонтери.

Во внешней политике Шамиль ориентировался на турецкого султана и с недоверием относился к западным странам, предпочитая не иметь дела с гяурами-неверными. По своей инициативе имам не устанавливал связей с христианскими политиками. В дипломатической переписке Шамиль признавал первенство духовной власти за , который также носил титул халифа и претендовал на преемственность с правителями .

Благодаря реформам Шамилю удавалось почти четверть века сопротивляться военной машине Российской империи. После пленения Шамиля, начатые им преобразования, продолжали проводить в жизнь его наибы, перешедшие на русскую службу. Уничтожение горской знати и унификация судебно-административного управления Нагорного Дагестана и Чечни, осуществленные Шамилем, помогли утверждению российского владычества на Северо-Восточном Кавказе.

Крымская война и падение Имамата

В 1840-х годах Шамиль одержал ряд крупных побед над русскими войсками. К середине 1850-х годов Шамиль стал суверенным правителем. Ему принадлежала верховная светская и религиозная власть. Он официально принял титул халифа (амир ал-муминин, араб. предводитель правоверных), что должно было придать его власти легитимность в глазах мусульман Кавказа и Ближнего Востока. Тем самым Шамиль прямо связывал себя с преемниками Мухаммеда, четырьмя “праведными халифами”, при которых в мусульманском мире VII в. и появился этот титул.

Однако в 1850-х годах движение Шамиля пошло на спад. Накануне Крымской войны 1853 – 1856 годов Шамиль в расчете на помощь Великобритании и Турции активизировал свои действия, но потерпел неудачу. Наладить взаимодействие с турецкими войсками, оперировавшими на Кавказе, не удалось, а действия Англии и Франции ограничивались поставками вооружения и военных материалов.

Заключение Парижского мирного договора 1856 года позволило России сосредоточить против Шамиля значительные силы: Кавказский корпус был преобразован в армию (до 200 тысяч человек). Новые главнокомандующие – генерал Николай Муравьев (1854 – 1856) и генерал Александр Барятинский (1856 1860) продолжали сжимать кольцо блокады вокруг имамата.

В 1858 г. против Шамиля восстали чеченцы, уставшие от войны и недовольные жесткой авторитарной политикой Шамиля.

В апреле 1859 года пала резиденция Шамиля – аул Ведено. К середине июня были подавлены последние очаги сопротивления на территории Чечни. Шамиль бежал в дагестанский аул Гуниб.

25 августа 1859 года Шамиль вместе с 400 сподвижниками был осажден в Гунибе и 26 августа (по новому стилю – 7 сентября) сдался в плен на почетных для него условиях.

Последние годы Шамиля

10 октября 1859 г. Шамиль прибыл в ссылку в Калугу, с ним приехали 22 человека из числа близких родственников и преданных нукеров и слуг. Прибывшие сначала разместились в лучшей калужской гостинице француза Кулона, позже проживали в доме местного помещика Сухотина, который сдавал 13 комнат и сад во дворе внаем за 900 рублей в год. На ежегодное содержание Шамиля Александр II выделил из царской казны 30 тысяч рублей. 26 августа 1866 г. Шамиль вместе со своими сыновьями Кази-Магомедом и Шафи-Магомедом в зале калужского Дворянского собрания принял присягу на верность российскому царю.

В 1866 г. Шамилю было разрешено переехать жить в Киев. В 1870 году император Александр II позволил Шамилю выехать в Мекку для паломничества. После совершения хаджа Шамиль посетил Медину, где и скончался в феврале или марте 1871 года. Похоронен в Медине (Саудовская Аравия) на кладбище Аль-Бакия.

©сайт
создано на основе открытых данных в интернете

В молодые годы при посещении любого города, если время пребывания в нем было достаточным, автор стремился первым делом посетить местный музей, местный рынок и, если получится, местное кладбище. В городе Грозном в 1971 г. в местном историческом музее наибольшее впечатление на выпускника исторического факультета ЛГПИ им. А. И. Герцена произвел портрет Шамиля. К тому моменту отечественная историческая наука еще не вполне определилась в своей оценке данной неоднозначной, как бы сейчас сказали, личности. При очередном политическом повороте портрет вполне могло «сдуть» в запасники.

Шамиль

По «Большой Российской энциклопедии», Шамиль родился в один год с Пушкиным – в 1799 г., а по мнению специалиста – 26 июня 1797 г. Имя Шамиль считается родственным ветхозаветному Шамуил и одному из имен Аллаха («всеобъемлющий»). Коран Шамиль начал читать с шести лет. Позже он научился стрелять, мастерски владел шашкой, бегал, прыгал и плавал лучше всех, побеждал в единоборствах. Изучение молодым человеком истинного пути к совершенству привело к выводам: надо бороться против власти неверных, так как она не от Аллаха. И нужно вести борьбу с теми местными правителями, которые с неверными примирились.

С именем Шамиля связан самый напряженный период Кавказской войны 1817-1864 гг. Он был третьим имамом после Гази-Магомеда (Гази-Муллы) (1828-1832) и Гамзат-бека (1832-1834). У Гази-Муллы, возглавлявшего отряды вооруженных учеников-мюридов, Шамиль был ближайшим помощником, «военным министром». В бою за Гимры, родину Шамиля, первый имам погиб, а Шамиль благодаря силе и ловкости ушел, но три месяца лечился от ран. Имамом Шамиль стал после того, как Гамзат-бек за проявленную жестокость был зарублен аварцами прямо в мечети. Шамиль обосновался в цитадели Ахульго, которую в 1839 г. русские войска с помощью союзных горцев взяли штурмом. Имам Шамиль с трудом ускользнул в Чечню.

В Чечне к середине 1840-х гг. он создал крупную армию, взял на вооружение тактику партизанской войны, нанес ряд поражений русским войскам. Под его полным контролем находились горные районы Дагестана и Чечни, часть Аварии.

Генерал А. П. Ермолов. Художник Джордж Доу

Шамиль создал правительство – диван, назначал наместников и губернаторов, организовал систему судопроизводства, тайный сыск и сбор налогов. Управлять горцами приходилось жесткими методами. Наибы творили произвол, многие горцы просто разбойничали.

После окончания Крымской войны на Кавказе была сосредоточена 220-тысячная армия, вооруженная дальнобойными нарезными ружьями. Новый кавказский наместник князь А. И. Барятинский старался привлечь к себе местных правителей деньгами, и наибы Шамиля стали переходить на русскую службу. Летом 1859 г. Шамиль отступил в аул Гуниб с отрядом в 400 человек. В середине 1840-х под его началом было до 50 тысяч бойцов. Шамиль отказался сдаваться, так как не верил русским. Но с началом штурма вокруг него остались только 40 мюридов. Имам сдался под приветственное «Ура!» русских солдат. Это произошло 25 августа 1859 г.

В плену к имаму относились с почестями. Александр II во время встречи в городе Чугуеве сказал Шамилю: «Я очень рад, что ты наконец в России, жалею, что это случилось не ранее! Ты раскаиваться не будешь. Я тебя устрою, и мы будем друзьями!» Некоторое время он вместе с большой семьей (две жены, дети, зятья, внуки) и обслуживающим персоналом (всего 22 человека) жил в почетной ссылке в Калуге. Ежегодно на содержание пленников выделялось 20 тысяч рублей. Еще 10-15 тысяч рублей составляла пенсия самого Шамиля. В 1866 г. семейство Шамиля присягнуло на российское верноподданство и в 1869 г. получило разрешение переехать в Киев. Александру II передавали, что Шамиль часто повторял: «Если бы я знал, какая Россия большая и могучая страна, я никогда бы против нее не воевал».

Шамиль, бывший непримиримым врагом России на протяжении четверти века, был отпущен для совершения паломничества в Мекку. Он умер 4 февраля 1871 г. при переезде из Мекки в Медину, где и похоронен на кладбище Джаннат-аль-Бакир, в одном из самых почитаемых и посещаемых паломниками мест.


Синонимы имени Шамиль. Шамуил, Шимон.
Происхождение имени Шамиль. Имя Шамиль татарское, мусульманское, казахское.

Имя Шамиль имеет несколько версий происхождения. По самой распространённой версии имя Шамиль арабского происхождения, переводится как «всеобъемлющий, всеохватывающий», в значении «вобравший в себя все положительные качества». У тюркских народов это имя переведут как «легендарный богатырь».

По другой версии имя Шамиль – это форма имени Шамуил, употребляемое в Дагестане. В свою очередь, имя Шамуил – это вариант произношения еврейского имени Самуил , означающего «Бог услышал». Или же это вариант от еврейского имени Шимон (Симон, в русском языке – Семён), образованного от ещё более древнего имени Самей, которое имеет точно такое значение – «Бог услышал». При царе Соломоне и его сыне Ровоаме жил библейский пророк Самей (Шамейа), он вёл записи о царствовании Ровоама.

Шамиль проявляет себя энергичным и подвижным ребёнком. Он общителен и наблюдателен, задаёт много вопросов. Ради достижения поставленных целей проявляет упрямство и находчивость. В детстве мальчик может нередко удивлять окружающих экстравагантными поступками и бесстрашием. Может быть грубым по отношению к окружающим людям, но сумев совладать с собой способен завоевать уважение в коллективе.

Такие качества как независимость и упрямство мешают взрослому Шамилю сделать военную карьеру. Обладатели этого имени могут стать прекрасными исследователями или первопроходцами.

Шамилю, чьё день рождение зимой, свойственны такие качества как раздражительность и капризность. При этом они не злопамятны. Рождённые весной, отличаются аккуратностью и самостоятельностью. На них сложно оказать влияние или навязать своё мнение.

Семейная жизнь Шамиля складывается счастливо. Он любит своих детей, является для них хорошим воспитателем и прекрасным отцом. Иногда становится умеренно строг с ними.

Мужчины с именем Шамиль часто бывают неуверенны в своих силах. Их часто охватывает чувство беспокойства и тревоги. Они верят в приметы. Пытаются избегать ссор, не будут спорить по мелочам, всегда стараются уйти от проблем.

При этом в коллективе, на работе или семье Шамиль раскрывается себя с самой сильной стороны. Он идеально подходит для командных действии, терпелив. Ему необходимо чувствовать надёжную поддержку от окружения.

Именины Шамиля

Шамиль именины не празднует.

Известные люди с именем Шамиль

  • Шамиль ((1797 - 1871) предводитель кавказских горцев, в 1834 признанный имамом. Объединил горцев Западного Дагестана и Чечни, а затем и Черкесии в теократическое государство - имамат - и до заключения перемирия при штурме Гуниба в 1859 князем Барятинским энергично вёл борьбу против русской власти. Перевезённый в Калугу, а затем в Киев, получил наконец обещанное ещё на Гунибе разрешение совершить паломничество Хадж в Мекку, где и умер.)
  • Шамиль Тарпищев (теннисист, тренер, деятель советского и российского спорта)
  • Шамиль Джикаев ((1940 - 2011) российский и осетинский ученый, поэт и общественный деятель. Кандидат филологических наук, профессор. Народный поэт Республики Северная Осетия-Алания. Автор шести поэтических сборников и трех пьес ("Отверженный ангел", "Цомак", "Санаты Сем").)
  • Шамиль Хисамутдинов ((род.1950) советский борец классического (греко-римского) стиля. Заслуженный мастер спорта СССР (1972). Заслуженный тренер СССР (1978). Олимпийский чемпион в первом полусреднем весе (1972), чемпион мира (1973, 1975), чемпион Европы (1973, 1974), бронзовый призер чемпионата Европы (1976), чемпион СССР (1971 - 1974).)
  • Шамиль Лахиялов (российский и азербайджанский футболист, нападающий)
  • Шамиль Сабиров (советский боксёр-любитель, Олимпийский чемпион, чемпион Европы, Чемпион СССР (1980, 1983), победитель Спартакиады народов СССР 1983 года. Заслуженный мастер спорта СССР (1980))
  • Шамиль Асильдаров (российский футболист, нападающий)
  • Шамиль Бурзиев ((1985 - 2010) российский футболист, полузащитник)
  • Шамиль Исаев (бывший советский и российский футболист, играл на позициях полузащитника и нападающего)
  • Шамиль Валитов ((род.1955) советский и российский экономист, доктор экономических наук, профессор)
  • Шамиль Абряров ((род.1960) поэт, писатель, бард, публицист, переводчик)
  • Шамиль (Шамиль-Хазрат) Аляутдинов ((род.1974) имам-хатыб московской Мемориальной мечети, исламский богослов и проповедник, автор многочисленных книг по исламской тематике)
  • Шамиль Зайналов ((род.1946) российский государственный и политический деятель)
  • Шамиль Шагидуллин ((1968 - 2011) казахстанский и российский актёр театра и кино)
  • Шамиль Каражаев (российский армреслер, шестикратный чемпион мира правой и левой руками, многократный чемпион Европы и России; Заслуженный мастер спорта по армреслингу (1998))
  • Шамиль Аляутдинов ((род.1974) российский исламский богослов, заведует московской Мемориальной мечетью. Написал много книг и статей на исламскую тематику, многие из которых стали бестселлерами.)
  • Шамиль Абдрашитов ((1921 - 1944) Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, лейтенант)
  • Шамиль Алиев ((род.1943) академический и общественный деятель Дагестана и России второй половины XX и начала XXI века; один из ведущих российских разработчиков ракетного оружия и космических технологий)
  • Шамил Бариев (популярный актёр театра и кино. Заслуженный артист ТАССР (1986). Лауреат республиканской премии им. М.Джалиля (1988). Ведущий актер Татарского государственного академического театра им. Г.Камала, театральный педагог, режиссёр, общественный деятель.)
  • Шамиль Хаматов (актер)
  • Шамиль Басаев, Абдаллах Шамиль Абу-Идрис ((1965 - 2006) член террористических организаций, активный участник сепаратистского движения в Чечне)