Королева Марго (Маргарита де Валуа) - биография, информация, личная жизнь. Последняя из рода Валуа. Любовь и долг королевы Марго


Имя: Королева Марго (Koroleva Margot)

Возраст: 61 год

Место рождения: Сен-Жермен-ан-Ле, Франция

Место смерти: Париж

Деятельность: французская принцесса

Семейное положение: была замужем

Королева Марго - биография

С легкой руки вся бурная эпоха французских религиозных войн XVI века воплощена для нас в имени одного человека - королевы Марго. Возможно, романист прав -эта легкомысленная красавица лучше всех выразила дух своего времени с его благочестием и развратом, наивностью и жестокостью.

Детство, семья

Дочь короля, сестра еще трех королей и жена четвертого, Маргарита Валуа, родившаяся в мае 1553 года, самой судьбой была обречена на роль в истории. Воспитанием Марго не докучали. Ее отец, Генрих II, все время проводил у своей любовницы, прекрасной Дианы де Пуатье. Мать, флорентийка Екатерина Медичи, тоже не обращала внимания на детей, строя козни против ненавистной соперницы. И если с ее братьями-принцами занимались учителя, то для Марго образование считалось ненужным. Ее обучали только чтению, шитью, музыке и танцам - этого было вполне достаточно, чтобы выйти замуж за какого-нибудь наследника иноземного престола.

Марго с малых лет блистала на балах в Лувре и в замке в Амбуаз, куда семья уезжала летом. Миловидная смуглолицая принцесса вызывала общий восторг не только красотой сшитых по последней моде платьев, но и тем, что читала самолично сочиненные стихи и приветствовала гостей на латыни. Она оказалась чрезвычайно способной в учении, и особенно в языках. Подобно своей бабке, ученейшей Маргарите Наваррской, она говорила на испанском, итальянском и греческом, много читала на этих языках.


Беззаботное детство кончилось быстро и печально. В июне 1559 года сорокалетний король Генрих был смертельно ранен на турнире, устроенном
в честь мира с Испанией. Копье шотландца Монтгомери угодило ему в глаз. На трон взошел старший из сыновей, пятнадцатилетний Франциск, вялый и болезненный юноша, то и дело падавший в обморок.

Под стать ему были и остальные принцы, у которых слабое здоровье сочеталось с буйным нравом рода Валуа. Они были и первыми ценителями прелестей подросшей Марго. Кровосмешение считалось страшным грехом, но французские короли давно усвоили, что закон им не писан.

Когда Марго исполнилось пятнадцать, она стала настоящей красавицей. Единственное, что портило ее, - смуглая кожа, это считалось немодным. Поэтому она густо пудрила лицо и надевала белый парик, осыпанный золотой или голубой пудрой. Все остальное в ней было безупречно -и изящные черты лица, и большие карие глаза, и пышная грудь, которую придворный поэт Ронсар в порыве вдохновения назвал «двумя сладострастными холмами».

Другой современник-литератор, Пьер де Брантом, писал: «Никакая другая женщина не умела так изящно подчеркнуть свои прелести». Если ее мать ввела в моду дамские штанишки, названные «кальсонами», то Марго первой додумалась выходить на публику, едва прикрывшись вуалью. Рассказывали, что фрейлины, восхищаясь красотой госпожи, прилюдно целовали ее в грудь.


После смерти Франциска II, пробывшего на троне всего год, королем стал его несовершеннолетний брат Карл IX, а реальная власть досталась Екатерине Медичи. Наконец-то она могла отомстить своим врагам, прежде всего «проклятым» гугенотам, число которых росло день ото дня. Чуть ли не весь юг Франции переметнулся к сторонникам учения Кальвина.

В их ряды встали и многие знатные сеньоры, включая королевскую родню - Антуана Бурбонского, короля Наварры. Жена Антуана Бурбонского, Жанна д"Альбре, была горячей сторонницей кальвинизма, и Наварра вскоре сделалась центром всех недовольных. Вскоре протестанты подошли к Луаре и угрожали Парижу.

В боях с гугенотами отличился. герцог Генрих Гиз - красавец и храбрец, в свои двадцать лет покоривший немало женских сердец. Марго не устояла перед ним. Их роман встревожил Екатерину Медичи. Гизы, не уступавшие по знатности роду Валуа, давно метили на французский трон, и брак с принцессой открывал им прямую дорогу к короне. Перехватив письмо Марго к любовнику, королева устроила дочери грандиозный скандал. При полной поддержке сыновей, у которых к возмущению примешивалась ревность, Екатерина, в кровь избив Марго, взяла с нее клятву забыть про Гиза. Принцессу заперли в покоях, а герцогу велели оставить Париж под угрозой смерти.

Чтобы обезопасить трон, короля Карла срочно женили на австрийской принцессе, но он так и не сумел завести наследника. Подыскивали жениха и Марго. Претендентами на ее руку были испанский инфант дон Карлос и принц Себастьян, сын португальской королевы. Но их обоих оттеснил третий претендент - 19-летний Генрих На-варрский, сын недавно погибшего вождя французских гугенотов Антуана Бурбонского.

Екатерина решила, что брак с ним поможет объединить страну, грозившую развалиться на части. Что касается Марго, то она кипела от злости: уж лучше бы ее, набожную католичку, выдали замуж за безумного испанского принца, чем за протестанта Генриха. Но Екатерина Медичи больше не собиралась терпеть капризы дочери. Она поставила Марго жесткое условие: свадьба или монастырь.

Брак двух религий» так и не вызвал примирения противников. Жених и невеста с первой же встречи невзлюбили друг друга, хотя оба были молоды и красивы. Видя это, приехавшие на свадьбу в Париж гугенотские вожди вели себя надменно, вызывая неприязнь населения. Вдобавок при сомнительных обстоятельствах накануне умерла мать жениха, королева Жанна д"Альбре - шептались, что ее отравила Екатерина Медичи. И все же 18 августа 1572 года свадьба состоялась.

Невеста, как писал придворный мемуарист Пьер Брантом, была «так красива, что на свете просто не с чем сравнить... ее белое лицо обрамляло такое множество жемчужин и драгоценных камней, что его можно было принять за луну в окружении звезд». Густой слой пудры надежно скрывал следы слез. Как выяснилось, Марго оплакивала не только свою свободу - ее свадьба стала прологом страшной Варфоломеевской ночи.

Убедившись, что протестантов усмирить не удается, Екатерина Медичи и король решили их уничтожить. Верных дворян разбили на отряды, а местным чиновникам велели выявить дома, где живут гугеноты, и пометить их крестом. В ночь на воскресенье 24 августа колокол церкви Сен-Жермен л"Оксерруа возвестил о начале побоища. Первым был убит лидер протестантов адмирал Колиньи. Его, раненного накануне, закололи прямо в постели и выбросили в окно.

Генриха Наваррского арестовали и доставили к Карлу IX. Под угрозой смерти он согласился перейти в католичество. Марго стала свидетельницей и того, как ее брат, король Карл, собственноручно стрелял из окна спальни по бегущим людям из аркебуз, которые безостановочно перезаряжали слуги. Тогда же Карл признался ей, что побоище было намечено заранее и что он лично отдал приказ о начале резни.

Весь день в Париже убивали гугенотов - мужчин, женщин, детей. Самые гуманные щадили младенцев, «окрестив» их в крови убитых родителей. Пойманных толпами гнали к Сене и бросали в воду с камнями на шее. Только в Париже число убитых достигало 2500 человек. Римский папа Григорий XIII по этому поводу велел устроить в Риме фейерверк, в храмах служили благодарственные молебны. 27 августа королевская семья в полном составе отправилась на Монмартр, где был подвешен за ноги обезображенный труп адмирала Колиньи. Марго упала в обморок. Ее супруг, избежавший судьбы адмирала, был спокоен и даже весел.

Постепенно супруги привязались друг к другу. Генрих оценил ум молодой жены и не раз обращался к ней за советом. Ей нравилось его грубоватое остроумие. К тому же они были молоды и не могли долго грустить. И все же у обоих были иные сердечные привязанности. Марго влюбилась в офицера Гиацинта де Л а Моля, который почти каждую ночь пробирался в ее будуар по веревочной лестнице. Генрих увлекся фрейлиной Шарлоттой де Сов, хотя и знал, что она была шпионкой королевы-матери.

Тем временем гугеноты, оправившись от удара, собрали на юге новые силы и звали Генриха присоединиться к ним. Марго уговорила Лa Моля помочь ему бежать, но заговор раскрыли. В апреле 1574 года Ла Моль и его друг Коконнас взошли на плаху. Вечером того же дня Марго в маске явилась к палачу и. выкупила у него голову своего возлюбленного, чтобы похоронить ее с почетом. Легенда гласит, что она приобрела и сердце, пепел от которого носила в специальном мешочке, пришитом к изнанке платья. Говорили, впрочем, что у нее скопилась целая коллекция сердец ее погибших любовников.

Спустя месяц умер Карл IX. Генрих Анжуйский, третий сын Екатерины Медичи, спешно вернулся из Польши, трон которой только что занял. Из Краковского дворца он буквально бежал - за ним три дня гнался дворцовый маршал Тенчинский, но королю удалось ускользнуть от «своего слуги». 13 февраля 1575 года он был коронован Генрихом III, однако стать королем, способным примирить враждующие кланы и восстановить порядок в стране, ему было не суждено. Слишком мелочный и самовлюбленный, он быстро растратил «последние гроши» королевского авторитета.

Католическая знать, встревоженная успехами гугенотов, сделала ставку на его младшего брата Франциска, герцога Алонского, вскоре заключившего с протестантами так называемый мир брата короля. Узнав о том, что Марго помогает Франциску, а один из ближайших людей герцога Алонского, Луи де Бюсси, стал любовником Марго, Генрих III велел неотступно шпионить за «злейшей интриганкой».

Марго наняла убийцу, который заколол самого настырного из шпионов, некоего дю Гаста. Понимая, что этот открытый вызов королю грозит и ее мужу, она помогла Генриху Наваррскому бежать из Парижа. Они расстались на долгие годы, о чем Генрих, вновь возглавивший гугенотов, не раз жалел. Он называл жену «воплощением ума, осторожности и опыта», говорил, что ее смелость придавала мужество и ему.

Марго было некогда скучать - вступив в союз с братом Франциском, она скрепила его в постели. Она до такой степени презирала старшего брата за своенравие и грубость, что готова была помогать боровшемуся за трон младшему брату во всем. По просьбе Франциска, решившего доказать, что он сильный политик, она отправилась в Нидерланды, где вспыхнуло восстание против испанской короны. Марго предстояло убедить недоверчивых фламандцев принять покровительство Франции, с чем она успешно справилась.

В свои двадцать пять лет она, по словам Брантома, «обладала фигурой настолько царственной, что ее принимали скорее за небесную богиню, чем за земную принцессу». Прибавим, что она уже начала полнеть и обретать рубенсовские формы, но фламандцы как раз их и любили. Она поражала собеседников не только пышностью нарядов, но и умом, эрудицией и приветливостью. Очарованные вожди гезов согласились принять помощь герцога Алонского, и в январе 1578 года Марго с триумфом вернулась в Париж.

Ее встретили новые смуты. С протестантами был заключен мир, зато братья, Генрих III и Франциск, могли схватиться друг с другом в любой момент. Чуть не каждый день происходили стычки между придворными короля и герцога. Масла в огонь подливал герцог Гиз, ставший лидером католической партии. Обвиняя обоих братьев в снисходительности к еретикам, он все более явно претендовал на трон. Чтобы ослабить его, хитроумная Екатерина Медичи пошла на новое примирение с протестантами и осенью того же года отправилась вместе с Марго на юг, к Генриху Наваррскому. После того как в замке Нерак был заключен мир, Марго с мужем предались радостям любви - она с Бюсси, он с юной фрейлиной де Фоссез.

Красавец Бюсси скоро погиб от рук графа де Монсоро, жену которого он соблазнил. Марго горевала недолго и завязала роман с юным придворным Жаном де Шанваллоном. В разлуке она писала ему полные страсти письма: «Целую миллион раз ваши прекрасные глаза и дивные волосы. Для меня нет ничего дороже и милее уз, которые нас связывают».

Все эти увлечения не помешали Марго сделать главного -досадить Генриху III. В Нерак? ей удалось собрать весь цвет протестантской знати и возродить салонные традиции времен Маргариты Наваррской. Нерак все чаще стали сравнивать с Лувром, и ревнивый Генрих III потребовал возвращения Марго в Париж.

Вместе с Марго в Париж приехал и де Шанваллон. Любовника проносили в строго охраняемые покои Марго в большом сундуке под видом белья из стирки - все знали, что необычайно чистоплотная для своего времени королева Наварры не только ежедневно меняла белье, но и регулярно принимала ванну, умащая себя кремом из жира с розовым маслом. Утром тот же сундук уносили обратно - и так до тех пор, пока кто-то не донес королю. В августе 1583 года на глазах у придворных Генрих III обрушился на сестру с руганью и велел ей убираться к мужу в Наварру. Перед отбытием ее багаж перевернули вверх дном, пытаясь отыскать в одном из сундуков Шанваллона и расправиться с ним. Но он, предупрежденный Марго, уже укрылся в надежном месте.

Король Наварры был совсем не рад приезду жены. В разгаре был его роман с Коризандой де Граммон. Она ждала от него ребенка, и Генрих Наваррский предложил Марго, если она хочет остаться в Наварре, стать подругой его фаворитки и заботиться о ней. Марго уехала в свой замок Ажан, где ее застало известие о том, что ее брат Франциск, на которого она рассчитывала в борьбе против Генриха III, умер от лихорадки. Ей не оставалось ничего другого, как примкнуть к противнику короля и Генриха Наваррского де Гизу. Он создал Католическую лигу и начал готовить мятеж в Париже.

Марго же, вступив в ряды лигистов, наняла солдат и обрушилась на протестантов Генриха Наваррского, творя жестокости, не уступавшие Варфоломеевской ночи. Но скоро ей стало нечем платить солдатам, и войско взбунтовалось. Спас ее молодой конюший Оби-ак. В благодарность Марго сделала его своим любовником и обосновалась с ним в замке Карлат, где ею увлекся комендант замка Линьерак. Этот ревнивец не терпел соперников и однажды заколол юного слугу, которого Марго вздумалось приласкать. В другой раз, застав Марго с Обиаком, он пригрозил s сбросить обоих со скалы. Влюбленным пришлось бежать в королевскую крепость Ибуа, где они, как пособники де Гиза, были арестованы.

Несчастного Обиака вздернули на виселице, а Маргариту Валуа в ноябре 1586 года заточили в неприступный замок Юссон в Оверни. Хотя она была пленницей Генриха III, его противник Генрих Наваррский отнюдь не сочувствовал жене: «Не могу дождаться, когда кто-ни-будь удавит эту опасную тварь, королеву Наварры!» - писал он. Марго тем временем пленила своего тюремщика маркиза де Канийяка, превратила Юссон в надежное убежище и обрела счастье в освобождении от условностей высшего света.

Парижские события оставляли ее равнодушной. Она не покинула Овернь, когда в мае 1588 года герцог де Гиз поднял парижан на восстание, и Генрих III едва успел спастись бегством. В декабре король нанес ответный удар - его гвардейцы, воспетые Дюма в романе «Сорок пять», подстерегли Гиза в Лувре и искололи его шпагами. Она не появилась в Блуа, где в начале следующего года умерла ее мать Екатерина Медичи. И уж тем более не тронулась с места, когда 1 августа 1589 года монахом-фанатиком Жаком Клеманом в отместку за смерть де Гиза в Плес-си ле Тур был убит Генрих III.

Французский трон достался Генриху Наваррскому, но из-за продолжавшихся религиозных войн он лишь пять лет спустя смог вступить в свою столицу и, в шестой раз сменив веру, сказать свою знаменитую фразу: «Париж стоит мессы». Все это время Марго оставалась в Юссо-не, где создала настоящий двор, привлекавший бродячих музыкантов и красивых юношей. Все знали, что любой молодой дворянин имеет шанс стать пажом королевы, а там и ее любовником. Марго все более тщательно следила за собой. Ее подруга герцогиня д"Юзес писала, что королева «проводит жизнь в воде и благоухает, как бальзам, но снова и снова натирает себя мазями». По утрам двое служанок изо всех сил затягивали ее в корсет, чтобы скрыть располневшую талию.

Марго занялась литературой, сочинила множество посредственных стихов и замечательные, хоть и весьма неоткровенные мемуары. Еще она писала трактаты, в которых возмущалась пренебрежением «сильного пола» к женщинам. Марго остроумно доказывала, что Господь создавал свои творения все более совершенными. Если женщина создана после мужчины, значит, она выше него. Вывод был весьма оригинальным для XVI века: «Мужчина должен почитать женщину и подчиняться ей». Так что королеву Наваррскую можно считать первой феминисткой.

Однако на деле она все так же зависела от мужчин -вернее, от того из них, в кого была влюблена в данный момент. Певчему Франсуа она писала: «О, до чего же сладки ваши поцелуи, какую страсть они будят во мне! Я вся дрожу, искры сладострастия пробегают во мне от головы до пят. Просто умереть можно от этого; я так взволнована, что, наверное, покраснела до кончиков волос». В конце концов юный Франсуа в слезах признался, что больше не может выдержать непомерных требований своей госпожи. Марго не обиделась, а выдала за него замуж одну из своих фрейлин, дав хорошее приданое.

Генрих Наваррский вспомнил о супруге в 1599 году, когда решил жениться на своей давней любовнице Габриэли д"Эстре. Для брака нужно было развестись с Марго, за что ей пообещали прощение. Габриэль внезапно скончалась, но король быстро нашел другую невесту -по иронии судьбы, ей оказалась Мария Медичи, близкая родственница Екатерины. Через год состоялась их свадьба. Особой королевской грамотой за Марго был оставлен титул королевы Наварры и добавлен новый титул - королевы Франции.

В июле 1605 года Марго покинула Юссон вместе с новым любовником, молодым лакеем Сен-Жюльеном, и вернулась в Париж. Увидев бывшую супругу, Генрих IV был,наверное, поражен - прежняя ослепительная красавица превратилась в грузную старуху. Ее лицо, когда-то «подобное луне», покрылось красными пятнами от злоупотребления косметикой. Волосы поредели, и она носила громадный белый парик, вызывавший смех у придворных модниц.


Генрих попросил ее следить за своим здоровьем и даже согласился увеличить ей содержание. Кроме того, он позволил ей бывать в Лувре и общаться с наследником престола. Позже Людовик XIII, сын Генриха IV и Марии Медичи, вспоминал о Марго как о единственном человеке при дворе, кто уделял ему внимание и был по-настоящему к нему добр.

В Париже Марго построила свою ревиденцию напротив Лувра. Ее новый дворец стал не менее модным местом, чем салон в Юссоне.

Несмотря на возраст, Маргарита еще могла вселять в мужчин любовь и ревность. Ее любовник Сен-Жюльен был застрелен своим соперником, неким Вермоном. Королева настояла, чтобы казнь Вермона состоялась прямо у ворот ее дворца. Следующий предмет ее страсти, лакей Бажемон, умер от истощения сил. Его сменил поэт Виллар, воспевавший свою повелительницу в бездарных стихах.

В мае 1610 года подосланный иезуитами дворянин Равальяк заколол Генриха IV на улице Ферронри. После смерти бывшего супруга, у гроба которого Марго долго рыдала, она скрылась в своем дворце в Исси. Там же и умерла от простуды в марте 1615 года.

В казне не оказалось денег для торжественных похорон. Гроб с телом Маргариты Валуа простоял в монастырской часовне целый год. В мае 1616 года его тайком, в сопровождении лишь двух стрелков из королевской гвардии, перевезли в фамильную усыпальницу Сен-Дени.

18 августа 1572 года Париж шумно отмечал свадьбу. «Наша свадьба совершалась с таким триумфом и великолепием, как никакая другая, король Наварры и его свита были в богатых и красивых одеяниях, а я — по-королевски в бриллиантовой короне и горностаевой пелерине, трен моего голубого платья несли три принцессы. Свадьба совершалась по обычаю, предусмотренному для дочерей Франции», — вспоминала много лет спустя в своих мемуарах невеста.

Девушка эпохи Ренессанса

Несмотря на всю пышность и величественность, ни восемнадцатилетний жених, ни девятнадцатилетняя невеста не испытывали друг к другу нежных чувств. Свадьба основывалась на политическом расчёте, а не на любви. Новобрачных это не смущало: им с самых малых лет внушили, что политические соображения выше романтики.

Маргариту де Валуа, младшую дочь короля Генриха II и Екатерины Медичи, называл «Марго» только один человек: родной брат Карл , ставший затем королём Франции. Но писатель Александр Дюма своим романом убедил мир, что «королева Марго» — чуть ли не официальный титул этой незаурядной женщины.

Жизнь Маргариты пришлась на эпоху Ренессанса, когда женщин стали отправлять на костёр со значительно меньшим рвением, чем раньше. Родители, обратив внимание на независимый нрав и острый ум девочки, дали ей хорошее образование.

Когда Маргарита доросла до возраста замужества, в Европе много говорили не только о её красоте, но и о красноречии, предсказывая, что покорной супругой она не будет.

Маргарита де Валуа. Портрет кисти неизвестного художника. Источник: Public Domain

Свадьба во имя Франции

Маргарите не было 17 лет, когда она влюбилась в герцога Гиза : фактического главу католиков Франции. Но Екатерина Медичи, после смерти мужа ставшая «серым кардиналом» при сыне, короле Карле IX, приказала дочери забыть о возлюбленном. Не то чтобы он не был ей ровней, но такой брак мог нарушить баланс сил во Франции, поэтому влюблённых оперативно разлучили.

Франция захлёбывалась в крови религиозных войн, в которых, как говаривал один герой Дюма, католики убивали гугенотов за то, что те пели по-французски те же псалмы, что сами они пели на латыни.

Очередное перемирие решили скрепить браком: католичку Маргариту отдали в жёны королю Наварры Генриху, одному из лидеров гугенотов.

Церемонию обставили так, чтобы не ущемить чувства ни одной из конфессий. Молодые приняли свою участь с достоинством, а представители знати, католики и гугеноты, погрузились в шумное веселье.

Спасти нелюбимого

Маргарита не знала, что Екатерина Медичи уже поменяла свои планы. Лидеры гугенотов должны были быть убиты ещё до окончания торжеств. О том, что задумано, Маргарита узнала почти случайно, всего за несколько часов до начала бойни, теперь известной как Варфоломеевская ночь.

Девятнадцатилетняя девушка пережила тяжёлые часы, но присутствия духа не потеряла. Она лично спасала нескольких гугенотов, обратившихся к ней с просьбой о помощи. Но главное, она защитила мужа.

Генрих Наваррский не был убит, но стал пленником короля. Родственники заявили Маргарите, что ей нужно развестись с мужем. Делать Марго вдовой никто не хотел, поэтому, прежде чем избавиться от Генриха, решили дождаться расторжения брака.

Но тут Маргарита топнула ногой и объявила: от своего супруга, пусть и нелюбимого, отказываться она не собиралась.

Это спасло жизнь Генриху, хотя он и остался королевским пленником.

«Сцена в спальне Маргариты в Варфоломеевскую ночь». Художник Александр-Эварист Фрагонар. Источник: Public Domain

Бездетная королева

Даже Варфоломеевская ночь не сделала их ближе: Генрих и Маргарита, которые, ко всему прочему, являлись троюродными братом и сестрой, искали любовь на стороне, не докучая друг другу ревностью.

В 1576 году Генрих Наваррский смог бежать из Парижа, а сама Маргарита на два года оказалась в заложниках у собственных родственников.

В 1578 году между католиками и гугенотами был заключён очередной непрочный мир, и Марго смогла уехать в резиденцию мужа в Нерак, где прожила, возможно, четыре самых счастливых года своей жизни. Вокруг королевы Наварры собрался блестящий двор, лучшие учёные и поэты Франции почитали за честь оказаться рядом с Маргаритой де Валуа.

Но над ней сгущались чёрные тучи. Политический альянс между Маргаритой и Генрихом был крепок до того момента, пока не стало ясно, что супруга бесплодна. А это означало, что у Генриха Наваррского, к тому времени всерьёз начавшего претендовать на корону Франции, не будет законного наследника.

Стало ясно, что развод, так или иначе, будет неизбежным. Но формально он будет оформлен лишь в конце 1599 года, когда мужу, ставшему королём Франции, нужно будет во что бы то ни стало обзавестись законным наследником.

Портрет Генриха IV. Художник Франс Пурбус Младший. Фото: Public Domain

Пережившая всех

А до этого Маргарита успеет выступить не только против мужа, но и против брата, короля Генриха III , включившись в войну на стороне Католической лиги. В 1586 году, после поражения, она будет помещена в замок Юссон, который сначала станет её тюрьмой, а потом домом. Мужчины, дравшиеся за власть, перебрав варианты того, как поступить с Марго, предпочтут оставить её в покое.

В Юссоне она проживёт до 1605 года. Ставший королём Франции Генрих IV, по условиям соглашения о разводе, оставит за ней титул королевы Наварры, добавит титул королевы Франции, назначит внушительный пенсион и выделит во владение земли на юго-западе страны.

В 1605 году она переедет в Париж, окружит себя, как обычно, блистательным двором и снова будет в центре внимания. Она искренне привяжется к Людовику, сыну Генриха IV от Марии Медичи , второй жены, и, умирая, завещает всё своё имущество ему и его матери.

Мужа Маргарита пережила: в 1610 году Генрих IV, ради французского трона перешедший в католицизм, будет убит католическим фанатиком Франсуа Равальяком , считавшим короля слишком снисходительным к протестантам.

Мария Медичи, ставшая регентом при восьмилетнем сыне, взошедшем на трон, порой обращалась к Маргарите за советами. Последние годы своей жизни Марго посвятила тому, чему была отдана юность: она вновь пыталась погасить страсти между католиками и протестантами, дабы страна снова не погрузилась в междоусобицу.

В мае 1615 года 61-летняя королева Марго ушла из жизни после тяжёлой болезни. Она оказалась последним законнорождённым представителем угасшей династии Валуа .

16 октября 2011, 12:58

Один итальянский ученый сказал: «Побывать при дворе, не повидав, Маргариты Валуа, значит, не увидеть ни Франции, ни французского двора». Она покоряла своих современников не только красотой, но и остроумием. Настоящая жемчужина Франции, ее имя еще при жизни обыгрывали как «жемчужина Валуа» Маргарита Валуа родилась 14 мая 1553 г. в одной из королевских резиденций Сен-Жермен-ан-Лей. Она была седьмым ребенком царствующего тогда Генриха II и Екатерины Медичи. Марго её никто, кроме брата, короля Карла, не называл. Собственно, это имя - придумка Александра Дюма, растиражированная в последующее время. Ей исполнилось шесть лет, когда во время рыцарского турнира случайно оборвалась жизнь отца. Осиротевший дом, в котором к моменту гибели Генриха II оставались четыре малолетних сына и дочь, должен был взвалить на себя всю тяжесть государственных дел и устоять перед силами, претендовавшими на политическое влияние при дворе. По древнему закону наследником престола стал старший брат Маргариты пятнадцатилетний Франциск II. Но главную заботу о семье и сохранении короны за сыновьями взяла на себя королева-мать Екатерина Медичи. Безмятежный мир шестилетней девочки был разрушен. На ее глазах разыгрывался, привлекая на свою сцену все новых героев, самый страшный спектакль, который когда-либо знала Франция, - гражданская братоубийственная война, не прекращавшаяся почти полстолетия. Маргарита стала свидетелем перемен в характере и поведении своих близких. Мать, обычно сдержанная и молчаливая, превратилась в непреклонную защитницу интересов правящей династии, использующую все средства для достижения своей цели. Ее грозный вид и требовательный тон внушали страх Маргарите. Старший брат Франциск, взойдя на престол, возгордился, обнажив самые отвратительные качества своей болезненной натуры. Но его торжество продолжалось недолго. Не процарствовав и года, он скончался, повергнув королевский двор в новый траур. Три оставшихся брата - Карл-Максимилиан, Эдуард-Александр (при конфирмации Генрих) и Эркюль (при конфирмации Франциск) - были почти ровесниками Маргариты. Но престол достался старшему из них 11-летнему Карлу-Максимилиану, Карлу IX. Юный король оказался всецело под влиянием матери. Ровесники Карла IX принцы крови должны были искать удачи вне французского дома. В отношения между самыми близкими людьми вкрались зависть, неприязнь и недоверие. К этому добавилась вражда соперничающих между собой за политическое влияние при государе первых принцев крови Бурбонов и лотарингских дворян герцогов Гизов, некогда облагодетельствованных Франциском I, дедом Маргариты. Сознательная жизнь Маргариты Валуа началась довольно рано. Семейные невзгоды ускорили ее взросление. От природы способная, обладающая живым умом и любознательностью, девочка с малых лет приобщилась к чтению. Екатерина Медичи поощряла это пристрастие дочери. Юная Маргарита свободно владела итальянским и испанским языками и легко читала по-латыни. Латынью, математикой и физикой с ней занимался профессор Сансского коллежа месье Миньон. Девочка рано начала писать, ее кумиром был придворный поэт Пьер Ронсар. Ему она старалась подражать в своих первых поэтических опытах. Королева-мать привила ей вкус к хорошей музыке. Известный в то время музыкант Этьен де Руа обучал ее пению, а придворный шут Поль де Реде - танцам. Маргарита Валуа становилась завидной невестой: ее красота и ученость снискали ей славу не только во Франции, но и за ее пределами. Желая дочери корону, Екатерина Медичи тем не менее была разборчива в отношении претендентов на ее руку. Она строила планы и стремилась подчинить разрешение матримониального вопроса политическим интересам. Потому один вариант замужества (с доном Карлосом, старшим сыном испанского короля Филиппа II) сменял другой (с самим Филиппом II), пока не появлялся третий (с принцем С:)стьяном, сыном португальской королевы) и т.д. В 1570 году начинается её бурный роман с герцогом Гизом - фактическим главой католиков Франции и позднее претендентом на трон, но король Карл IX и Екатерина Медичи запретили ей думать об этом браке, который бы усилил Гизов и нарушил баланс между католиками и протестантами. Судя по всему, Гиз и Маргарита до конца жизни сохраняли чувства по отношению друг к другу, что подтверждает секретная переписка королевы. Это была первая трагедия Маргариты: с ее чувствами не посчитались. Среди прочих проектов обсуждался вариант замужества с Генрихом Бурбоном. По мере обострения придворной борьбы Екатерина Медичи всё более склонялась к этому варианту. Сын первого принца крови Антуана Бурбона и королевы Наварры Жанны д"Алъбре приходился кузеном Маргарите. Брак с наваррцем сулил смягчение придворной борьбы и кроме того корону наследнице французского дома. Но препятствием заключению этого брака служило различие вероисповедания супругов. Генрих Наваррский исповедовал протестантизм. Католическая церковь не давала санкции на этот союз, несмотря на уверения Екатерины Медичи в том, что красота ее дочери вернет наваррца в лоно католицизма. Что касается Маргариты Валуа, то, не испытывая никаких чувств к Генриху Наваррскому, она все же не противилась браку: ее прельщало положение супруги первого принца крови и перспектива стать королевой Наварры. Не исключено, что ее решение продиктовано сознанием долга перед королевским домом в момент нависшей угрозы и была даже некая уверенность в героическом самопожертвовании. Маргарита всегда была готова жертвовать собой, но при этом она никогда не поступалась ни своим достоинством, ни убеждениями. “Я согласна и буду повиноваться супругу и его матери в разумных вещах, но не изменю веры, в которой была воспитана, даже если мой муж станет монархом всего мира”, - возражала она своей будущей свекрови, пожелавшей убедить ее принять веру Генриха Наваррского. В семейной жизни она заставит супруга уважать еще одно свое право - на чувства и желания, отказываясь подчиняться воле мужа. В апреле 1572 г. был подписан контракт о браке Маргариты Валуа и Генриха Наваррского. Согласно контракту правивший тогда Карл IX давал в приданое сестре 300 тыс. золотых экю, лишая ее всех прав наследования отцу и матери. Екатерина Медичи добавила к этому 200 тыс. ливров, младшие братья по 25 тыс. ливров каждый. Кроме того, контракт предусматривал право супругов использовать часть налоговых поступлений в королевскую казну. Таким образом, одна из важных семейных проблем была решена: Маргарита отлучалась от наследства (Однако вопрос о разделе наследства не был забыт в семье Валуа. К нему возвращались на протяжении всей придворной жизни Маргариты. В семейных ссорах, желая привлечь сестру на свою сторону, ей будут не только сулить, но и выделят земли в Юго-Западной Франции). К моменту свадьбы, назначенной на 18 августа 1572 г., Генрих Наваррский уже наследовал корону Наварры: внезапная кончина Жанны д"Альбре сделала его королем, и Маргариту ожидало положение королевы. Церемония бракосочетания католички с протестантом несла на себе черты компромисса. Генрих Наваррский должен был сопровождать невесту в церковь, но не присутствовать на мессе, ожидая Маргариту до конца службы около храма. В день свадьбы кардинал Лотарингский обручил молодых в Лувре, а на следующий день торжественно сочетал их у входа в Нотр-Дам. “Наша свадьба, - напишет Маргарита в мемуарах, - совершалась с таким триумфом и великолепием, как никакая другая, король Наварры и его свита были в богатых и красивых одеяниях, а я - по-королевски в бриллиантовой короне и горностаевой пелерине, трен моего голубого платья несли три принцессы. Свадьба совершалась по обычаю, предусмотренному для дочерей Франции”. В это время Ф.Клуэ сделал известный портрет Маргариты. Франсуа Клуэ. Маргарита Валуа, рисунок карандашом и сангиной Придворный праздник по случаю свадьбы удался. “Но судьба никогда не позволяет людям полностью испытать счастье; ей было угодно испортить мою свадьбу”, - с горечью отметит Маргарита, вспоминая о покушении на главу партии гугенотов адмирала Калиньи и о последующих за этим событиях в августовские дни 1572 г. Свадьба Маргариты Валуа была омрачена трагедией, разыгравшейся в ночь на 21 августа - день св. Варфоломея. Праздник, собравший в Париже провинциальное дворянство, гугенотов - единомышленников и единоверцев Генриха Наваррского, обернулся кровавой расправой над прибывшими. Судя по всему, Екатерина Медичи держала свою дочь в полном неведении о готовящейся резне в Лувре и даже рассчитывала на её смерть, чтобы обрести дополнительный аргумент в борьбе с гугенотами и их вождями. Чудом уцелев во время избиения и сохранив хладнокровие, Маргарита спасла жизни нескольким гугенотским дворянам и главное, своему мужу, Генриху Наваррскому, отказавшись оформлять развод с ним, как настаивали её родственники. В мемуарах она представит себя защитницей супруга, сумевшей спасти ему жизнь. Спустя годы наедине с пером и бумагой она захочет рассказать только о своем подвиге, умалчивая о поведении Генриха Наваррского, о том, что тот заплатил за свое спасение отказом от веры. Генрих Наваррский. Супружеская жизнь Маргариты, с первых дней омраченная событиями Варфоломеевской ночи, преподнесла новобрачной и другие неприятные неожиданности. Желанный титул королевы оказался чисто номинальным. В связи с августовскими событиями гугенот Генрих Наваррский стал пленником Карла IX и Екатерины Медичи. Кроме того, физическая неприязнь Маргариты к супругу сделала для нее невозможными супружеские обязанности. Развод как единственный выход для создавшегося положения в то время не устраивал ни одну из сторон. Вынужденный плен сковывал самостоятельность Генриха Наваррского. Маргарита, не признаваясь никому в случившемся, старалась играть роль супруги. Брак, заключенный без любви, сразу обнаружил свою чисто деловую сущность. Не драматизируя положение, супруги не стесняли друг друга. Маргарита обрела желанную свободу выбора в своих любовных привязанностях. Она блистала при дворе. Мастера кисти и слова представляли ее чарующий образ. Ронсар сравнивал ее с прекрасной Пасифеей, любуясь красивым лицом, освещенным блеском больших карих глаз, улыбкой полных губ и темными вьющимися волосами. Первые жизненные невзгоды не смогли усмирить пылкость юной Маргариты. Пренебрегая близостью с супругом, она оставалась открытой для любви, способной довериться своему чувству. Так в жизнь Маргариты вошел новый любовник. Им был Жозеф Бонифаций, сеньор де Ла Моль, миньон герцога Франсуа Алансонского, который был обвинён в «заговоре недовольных» и четвертован на Гревской площади. Де Ла Моль запомнился современникам как фанатичный католик, который изнурительными мессами пытался искупить свою неразборчивость в любовных связях. Екатерина Медичи и Карл IX считали, что именно он настраивает своего покровителя (и, как принято думать, любовника) герцога Алансонского против старшего брата, герцога Анжуйского. Во время осады Ла-Рошели (где де Ла-Моль был ранен) король дважды приказывал его удавить и, по слухам, лично держал свечу, когда шестеро его подручных устроили в Лувре засаду на ненавистного ему придворного. Де Ла Моль выдал королеве-матери заговор недовольных, в сущности, направленный против клики её итальянских советников. Заговорщики планировали переправить герцога Алансонского и Генриха Наваррского из пределов Франции в княжество Седанское. По этому делу де Ла Моль был предан суду и казнён. Согласно обвинителям, Ла Моль пытался проткнуть доставленной ему астрологом Козимо Руджери спицей восковую фигурку умирающего в Венсенском замке короля Карла IX с тем, чтобы ускорить его смерть и передать престол в обход следующего брата Алансону. Фигуру де Ла Моля прославил Александр Дюма, сделавший его одним из главных героев своего романа «Королева Марго» (1845). Де Ла Моль в этом романе имеет мало общего со своим историческим прототипом, там он молодой гугенот и носит имя Лерак. Его последние слова были: "Я поручаю себя молитвам королевы Наваррской и других дам". Маргарита в ночь после казни выкупила голову казненного и сама похоронила ее в часовне Сен-Мартен. Более того, она, не страшась скандала, на следующий день появилась в Лувре в траурном платье. Впрочем, утешилась Марго достаточно быстро. Ее следующим возлюбленным стал весельчак и бретер Сен-Люк, а затем в жизнь королевы вошел еще один человек, похоже, ставший самой большой ее любовью. Его звали Луи де Клермон Бюсси де Амбуаз, и его также воспел Александр Дюма. Вопреки созданному Александром Дюма образу де Бюсси как "рыцаря без страха и упрёка", истинный облик графа был вероятно менее привлекателен. Так, в Варфоломеевскую ночь убил семерых своих кузенов, преследуя весьма корыстные цели. Все их замки и земли достались графу де Бюсси, который позже уверял всех, что убитые были гугенотами. Марго и Бюсси встретились в Реймсе на коронации Генриха III. Любовь вспыхнула сразу. Сохранились стихи, которые посвятил Маргарите ее возлюбленный: "Моя жизнь, как темная ночь, если в ней нет света Вашей любви!" Маргарита платила Бюсси полной взаимностью, причем в такой мере, что обычно снисходительный к увлечениям супруги Генрих Наваррский начал ревновать. К тому же политические интриги, в которых были замешаны все члены семейства Валуа и те, кто был в их окружении, вынудили Марго и Бюсси расстаться. Ему вместе с герцогом Анжуйским пришлось покинуть Париж. Марго свободно говорила на испанском и итальянском, владела греческим, в подлиннике читая Гомера и Платона, весьма искусно играла на лютне, прелестно пела и... выполняла трудные дипломатические миссии, возложенные на нее братом-королем и матерью. В отсутствие Бюсси она успешно расквиталась с неким дю Гастом, одним из самых свирепых убийц Варфоломеевской ночи, командиром полка королевской гвардии, любимцем нового короля Генриха III. Тогда же красавица приблизила к себе некоего Шарля Бальзака д"Антрага, по прозвищу "красавчик Антраг". О связи знали все, но поймать любовников на месте преступления не могли ни король, ни сама Екатерина Медичи. Однако стоило королю примириться со своим братом герцогом Анжуйским, следствием чего стало возвращение в Париж Бюсси, как все вернулось на круги своя. Маргарита вновь видела лишь Луи. Бюсси был убит людьми графа Шарля де Монсоро, жену которого соблазнил 19 авггуста 1579 года. Похоже, эта смерть вопреки красивой легенде имела политические, а не любовные причины. В противном случае реакцию королевы Марго не объяснить. Вряд ли даже лучшая из женщин, узнав о смерти изменившего ей возлюбленного, произнесет то, что произнесла отличавшаяся редкостной даже по тем временам ревнивостью Маргарита: "В этом веке во всем мужском племени не было никого, кто мог бы сравниться с ним по силе духа, достоинствам, благородству и уму". Биографы вслед за современниками считали Маргариту Валуа рабой своей страсти. Всю жизнь она не отказывала себе в чувственных удовольствиях. Любовники сменяли один другого, оставляя о себе недолгую память. Маргарита наслаждалась свободой, не сознавая основного своего предназначения, трудно совместимого со свободной любовью, - быть матерью наследника короля. Трагедию своей несостоятельности как матери она поняла лишь тогда, когда отвергнутый ею супруг заявил о своем желании иметь наследника и настаивал на разводе. Неспособная к деторождению Маргарита впервые в жизни осознала свое поражение, испытав чувство ревности к мужу и ненависти к его любовницам, готовым осчастливить его наследниками. Бесплодная смоковница, она сознавала, что потеряла больше, чем приобрела: под угрозой было положение королевы. Личная драма Маргариты разыгрывалась на фоне осложнения отношений в семье Валуа и гражданской войны во Франции. Как член королевской семьи и как супруга гугенота, она была втянута в борьбу, заняв в ней активную позицию. Зависть и непомерные амбиции превратили ее братьев - герцога Анжуйского и герцога Алансонского - в непримиримых врагов. К герцогу Анжуйскому, Генриху, начавшему с военной карьеры, судьба была благосклонна, наделив его сначала польской короной, а после безвременной кончины Карла IX французским престолом. Герцог Алансонский Франциск, пользуясь авторитетом принца, мечтал об установлении своего политического влияния в нидерландских провинциях. Его вмешательство в испано-нидерландскую войну и поддержка нидерландских принцев были чрезвычайно опасны, угрожая Франции втягиванием в военный конфликт с Испанией. Но младший Валуа считался только со своими интересами. Маргарита презирала старшего брата за своенравие, нетерпимость к слабостям других и язвительные усмешки, на которые он был особенно щедрым. К младшему же относилась с большой теплотой; ей импонировала его смелость, граничившая с дерзостью, и она даже помогала в осуществлении его фландрских планов. Участие в придворных баталиях вселяло в Маргариту уверенность в свои силы. Но ее политический авторитет, в который она успела поверить, оказался иллюзией. Ей указали на весьма второстепенное место в королевской семье. После бегства Генриха Наваррского из Лувра в Париже Маргариту держали как заложницу, стремясь избавиться от нее на выгодных условиях. В Нераке при дворе супруга не ждали приезда королевы, выторговывая у Парижа компенсацию за ее прием. Маргарита Валуа была обречена на скитания. После двухлетней разлуки с супругом, надеясь на его благодарность, Маргарита решает направиться к нему в Нерак. Казалось, что желанная мечта обрести свой двор становится явью. В Нераке ей удается прославить королевский двор Генриха Наваррского. Она привлекает туда весь цвет протестантской интеллигенции. В ее салоне собираются поэт Гийом де Салюсий и дипломаты Дюплесси - Морне и Пибрак, поэт и философ Агриппа д"Обинье и другие. Пибрак даже вынашивает идею силами неракского общества открыть Академию, подобную Парижской. Неракский салон Маргариты Валуа возрождает традиции времен Маргариты Наваррской. Далеко от Парижа, несмотря на войну, не гаснет свет поэтических и музыкальных вечеров и господствует дух любви, как напишет об этом министр Генриха IV сеньор Сюлли. Но именно в Нераке Маргарита получает удар такой силы, который переворачивает всю ее дальнейшую жизнь. Дружественные отношения супругов, сложившиеся в Париже, не выдерживают испытания властью. Генрих Наваррский на правах короля позволяет себе предложить Маргарите заботы о своей фаворитке, ожидавшей от него ребенка. Этот факт становится известен в Париже, и королевский двор вмешивается в отношения между супругами, побуждая Маргариту вернуться в Лувр. Надо заметить, что, умудренная жизненным опытом королева, положение которой в момент написания мемуаров всецело зависело от благосклонности Генриха IV, изложила эти события далекого прошлого, явно задавшись целью реабилитировать своего супруга и обвинить во всех своих несчастьях французский двор. И ей удается это сделать, ибо от дальнейшего изложения своих воспоминаний она отказывается. Гордая Маргарита скрыла, что отъезд из Нерака стал прелюдией всех ее последующих скитаний. Она умолчала о годах унижений, горьких раздумий и сопротивления, она никому не поведала и о своих счастливых днях, отданных радости общения с близкими по духу людьми и творчеству. Генрих и Маргарита Покинув Нерак, она возвратилась в Париж, однако несмотря на приглашение короля и королевы-матери ее ожидал холодный прием. Генрих III, добившись отъезда сестры и разрыва с мужем, вскоре принял решение возвратить ее наваррцу. Зависимость от воли брата заставила Маргариту повиноваться, но возвращение в Нерак сделалось для королевы пыткой. Генрих Наваррский остановил супругу в пути и заставил ее ждать результатов переговоров с Генрихом III. Он требовал компенсации за прием Маргариты, выторговывая права для своих единомышленников. Семь месяцев длились переговоры и унизительное ожидание, пока король Наварры не соблаговолил разрешить продолжить путь. Нерак не ждал свою королеву. В одном из писем она рассказывала об этом времени: “Моя жизнь сравнима с рабским положением, я повинуюсь силе и могуществу того, кому не могу сопротивляться”. И тем не менее Маргарита нашла в себе силы не поддаться унынию. Она бросила вызов обеим сторонам - королю-брату и королю-мужу, покинув Нерак и устремившись в город Ажан, в стан противников короля и Генриха Наваррского. Униженное достоинство заставило ее ненавидеть и мстить. С помощью своих новых союзников, представителей Католической лиги, она принимает участие в укреплении Ажана, проявляя недюжинные способности военачальника. Когда же Генрих III заставляет горожан сдаться, Маргарита скрывается в якобинском монастыре с тем, чтобы продолжить свой путь и найти убежище в овернской крепости Карла, пожалованной ей Генрихом III. Старый полуразрушенный замок непокорных Арманьяков, некогда воевавших с Людовиком XI, становится обителью новой мятежницы. На время Лувр теряет Маргариту из виду. Распространяются слухи даже о ее кончине. Причиной этого была длительная болезнь королевы. Но Маргарита не сдается, она становится защитницей интересов католической оппозиции в Южной Франции. Вместе с Католической лигой она ведет отчаянную борьбу с защитниками французского престола, возглавляемого Генрихом III. Разгром королевскими войсками оппозиции кончается для Маргариты пленением. В сопровождении конвоя ее как преступницу доставляют в овернский замок Уссон. Расположенный в труднодоступной местности, высоко в горах, Уссон некогда скрывал самых опасных преступников. Пленение позволило близким Маргариты поспешить распорядиться ее судьбой. Генрих Наваррский пожелал оформить развод. Предвидя это решение зятя, королева-мать предложила заключить свою дочь в монастырь, а Генриху Наваррскому взять в жены племянницу Маргариты Кристину Лотарингскую. Генрих III видит лучший выход для сестры в смерти. Однако затворничество в Уссоне окончилось для Маргариты освобождением. Литеры помогли своей сообщнице, освободив ее из заточения и добившись для нее права на владение замком. Неприступный Уссон стал для Маргариты не только надежным убежищем. Здесь в далекой Оверни она чувствовала себя счастливой. После многих лет бурной светской жизни и унижений отвергнутой сестры и жены она наконец познала счастье, осознав его в освобождении от условностей высшего света и в гармонии с природой. В замке она распоряжалась как хотела и вела довольно бурную жизнь, так что Юссон прозвали "замком Мессалины".Позже в письме Генриху IV она назовет Уссон своим покровом, хотя условия старого здания и скудость материальных средств лишали ее привычного комфорта. В Уссоне Маргарита со всей страстью своей души предается чтению и творчеству. Круг ее интересов разнообразен: история и литература, теология, философия и естествознание. Библиотека замка пополняется книгами античных авторов - Платона, Геродота, Плутарха, сочинениями итальянских гуманистов - Данте, Бокаччо, Петрарки, Пико дела Мирандола и Марсилио Фичино, французской литературой - от Ф. де Коммина до Дюбелле и Ронсара. Имея опыт в меценатстве и организации придворного салона в Нераке, Маргарита превращает Уссон в новый Парнас. Она приглашает в свой салон поэтов, философов и теологов независимо от их религиозных убеждений. В салоне слушали стихи Антуана Ле Пюяда, Пьера Броша, проповеди иезуита отца Гумбло и размышления о бессмертии души философов Ж. де Шампаньяка и Дюплекса. Излюбленной темой бесед была природа любви, занимавшая Маргариту всю жизнь. Принимая активное участие в этих беседах, уссонская затворница отстаивала единство Амура и Психеи. Она не принимала невинной любви, страсти души как идеальной формы в противоположность телесному наслаждению. Защищая единство души и тела и таким образом реабилитируя плотскую сторону любви, Маргарита отстаивала право женщины на свободу выбора в любовных отношениях, отвергая всякое принуждение. Рассуждения на эту тему найдут отражение в письмах, где она обоснует это право женщины. “Господь в своем творении, - напишет королева, - начал с меньшего и несовершенного, а кончил большим и совершенным. Он создал мужчину после других тварей, женщину же сотворил после мужчины, поэтому она является более совершенной и ей принадлежит право на свободу выбора в любовных отношениях”. В Уссоне она написала свои мемуары - первые женские мемуары в истории этого литературного жанра. Там же она узнала о смерти королевы-матери и об убийстве брата Генриха III. Единственная наследница большого дома Валуа не могла претендовать на корону. К французскому престолу, тесня своих противников, уверенно шел Генрих Наваррский, первый принц крови угасшей династии Валуа. Одолев оппозицию на большей части Франции, он подходил к Парижу. Для взятия последнего очага сопротивления хитрый гугенот приготовил самый главный свой козырь - вероотступничество. Он помог ему в Варфоломеевскую ночь 1572 г., сохранив жизнь, он принес ему корону в 1594 г. Париж стоил мессы, и парижане приняли первого принца крови из династии Бурбонов, повинуясь ему как своему суверену. С вступлением на престол Генриха IV Маргарита поняла бесполезность сопротивления и признала поражение, объявив себя с этого времени сторонницей нового короля. Отношения между супругами вступали в новую фазу. Король желал получить развод и оформить свои отношения с очередной фавориткой: положение обязывало позаботиться о наследнике. Маргарита не возражала. Однако судьбе было угодно еще раз испытать терпение супругов, содействуя при этом возобновлению их дружеской привязанности. Дело о разводе французского короля приобрело конфессионально-политический характер: требовалось соизволение папы римского. Святой престол, пытаясь использовать это дело для укрепления своего влияния во французской церкви, не торопился удовлетворить обоюдное желание супругов. В ходе разбирательства ставились под сомнение правомерность заключения брака между католичкой и протестантом, а также мотивы расторжения союза. Согласие на развод было получено лишь в конце 1599 г., спустя шесть лет с момента официального заявления Генриха IX. Но король не смог воспользоваться полученным правом на заключение нового брака: фаворитка Генриха IV Габриэль д"Эсте, подарившая ему сыновей, внезапно скончалась. Между тем судьба Маргариты Валуа была решена доброжелательно. Генрих IV выразил желание остаться для нее не только кузеном, но стать ее настоящим покровителем. В 1599 г. особой королевской грамотой за Маргаритой был оставлен титул королевы Наварры и добавлен новый титул - королевы Франции. Кроме того, она получила право пользоваться землями в Юго-Западной Франции, которые были ей подарены братьями, и ей был пожалован пенсион. Таким образом, взамен иллюзорных надежд на положение королевы при здравствующем короле Маргарита получила материальное обеспечение и достоинство вдовствующей королевы. Одновременно она удостоилась права вернуться в Париж, приобрести земли и дома, а также построить свою резиденцию напротив Лувра, в которой ей суждено было провести последние семь лет жизни, сделав свой новый дворец не менее известным, чем салон в Уссоне. Двор Маргариты стал привлекать к себе поэтов и музыкантов, философов и государственных мужей, в числе которых были знаменитые Франсуа Малерб, Виталь д"Одигье и Теофил де Вио. Поэты писали оды в ее честь, философы посвящали ей свои труды. Парижский салон Маргариты возродил старую традицию придворных праздников, возникшую при Франциске I. Генрих IV в угоду политическим интересам взял в жены Марию Медичи, племянницу великого герцога Тосканы Фердинанда и кузину Маргариты. Но жизнь короля, наконец обретшего семью и наследников, наполненная планами государственных реформ, была непродолжительной. В 1610 г. он был заколот фанатиком Равальяком. Смерть короля заставила Маргариту бороться за сохранение мира во Франции - гарантию обретенного ею благополучия. С этой целью она участвовала в последней ассамблее Генеральных штатов 1614 г., пытаясь привести к согласию непримиримых депутатов сословий напоминанием о военной угрозе Франции. Уверенная в своих способностях добиться желаемого, Маргарита прилагала все силы для укрепления на престоле новой династии в лице юного Людовика XIII. Годы изменили внешность прекрасной Маргариты, превратив ее в грузную старую женщину. Только лукавый взгляд карих глаз и привычка к роскошной одежде по старой моде, вызывая улыбки у придворных, выдавали в ней прежнюю красавицу. В последние годы Маргарита впала в ипохондрию, ежедневно ходила к мессе и причащалась. Предметом ее особой заботы стали обитатели тюрем и госпиталей. Она проявляла большую щедрость ко всем нуждающимся в помощи. В конце 1613 г., вернувшись из кратковременной поездки в свой любимый Уссон, Маргарита заболела воспалением легких и уже не смогла оправиться. Через полтора года - 27 мая 1615 г. - ее не стало. Умирала она в сознании, успев принять от своего духовника соборование и отблагодарить священника. Гроб с телом покойной, установленный в монастырской часовне, ожидал захоронения целый год. Похороны должны были состояться в мае 1616 г. Но в казне не оказалось денег для торжественных почестей и покойницу ночью тайком в сопровождении двух стрелков из королевской гвардии перевезли в фамильную усыпальницу Сен-Дени. В завещании, составленном за два дня до смерти, Маргарита распорядилась всем своим имуществом в пользу Людовика XIII и королевы-матери Марии Медичи, оговорив выплату вознаграждений придворным слугам и неустойку по контракту о строительстве августинского монастыря, начатому ею в Бурже. Последняя из династии Валуа ушла из жизни, пожелав остаться в памяти потомков такой, какой она представила себя в мемуарах - жертвой времени, дочерью страшной эпохи, - свинцового века, по выражению Монтеня. Богиня счастья Фортуна, которую древние греки изображали с повязкой на глазах, едва коснулась ее своей доброй рукой. Злой рок, под которым Маргарита разумела придворные интриги, превратил ее жизнь в вечные поиски доказательств своей праведности. Между тем она была достойна лучшей доли.

По мотивам романа Александра Дюма. И, наверное, по мотивам исторических событий. И нечто такое давно напрашивалось. Но воплотилось лишь в середине 90-х. Всё ж таки восприятие эпохи раннего Нового времени, а вернее Позднего средневековья у нашего и не нашего зрителя почти исключительно романтическое, даже если речь идёт о кровавой резне. Рефрен из «Бриллиантовой руки» про «на лицо ужасных и добрых внутри» в восприятии тех событий менялся на «лицо прекрасные, злобные внутри». Да и в самом деле — ну как королевский двор может быть без балов, реверансов, шикарных платьев и напомаженных и припудренных аристократов. И если уж они и запачкались, то непременно на пути к прекрасной даме с благородной дуэли.

Тем «веселее» смотрится эта экранизация романа Дюма, особенно на фоне нашенского сериала, полностью отвечающего традиционному зрительскому восприятию, романтизировавшему героев.

Патрис Шеро пошел если и не по парадоксальному пути, то по необычному. Красивые наряды? Практически ни одного. Вернее, они доведены до свинского состояния. Красивые люди? Да их просто из грязи почти и не видать. Да и чему удивляться, коли в тогдашнем Париже и водопровода не было, а стирка производилась прямо в Сене. Так что натурализм здесь всего лишь возвращает к исторической истине.

Впрочем, есть и ещё одна фишка — герои Дюма вырастают из этого мрака и даже ему тождественны. Помнится, в одном из наших шедевров (Начало) это было выражено в одном из диалогов: — Человек — это зло, грязь, подлость и предательство. — Да, он грешит, но в какой-то момент он спасает от бегущей по дороге лошади неизвестного ему ребёнка, и сам умирает — сияющий, чистый… Шеро, видимо, и представляет зрителю Марго и Наваррского в качестве таких «чистых». Прямо-таки, Эра милосердия из другого отечественного киношедевра — там, кстати, тоже что-то было про разруху и, главное, войну. Варфоломеевская ночь из этого ряда — разрухи и религиозных войн. И в этой тьме ночи неидеальные Генрих и его жена почему-то, вопреки логике целесообразности, спасают Ля Моля и Карла IX. Есть и совсем пафосная, но грязная сцена, в которой братья глумятся над «шлюхой» Марго, а та даёт им отповедь по поводу любви — не так уж и важно, плотская она или платоническая… Может, это и есть воплощение нового времени — времени гуманизма? Режиссер вроде б ещё и спорит с Макиавелли — цель Наваррского в виде французского престола лежит через умерщвление Валуа, а он поступает наоборот — спасает их. Вернее, его — короля. Так что Шеро ещё и в основания французской государственности с ее равенством и братством заглядывает.

Во всяком случае, его натурализм, в отличие от многих адептов метода, не столько копается в грехах человеческих, сколько откапывает в них нечто благородное.

Ещё один неожиданный ход — музыка Бреговича. Удивительно, что она звучит по-французски, хотя югослав от своего балканского стиля не отступает. И определение народная порой хочется заменить на «музыку черни».

Хотя, несмотря на Венсана Переса и Изабель Аджани с Отоем, по-настоящему звездит трагический Карл IX — Жан-Юг Англад. И обвинитель, и жертва и судьба