Композиционные и языковые особенности рассуждения и определения. Ошибки в построении рассуждений и определений. Наблюдения над текстом повествовательного характера. Типовые фрагменты текста

Таблица 1. Цели подчеркнутого логического изложения мысли служит употребление вводных слов в тексте-рассуждении; особенно широко представлены вводные слова, обозначающие последовательность сообщений, а также степень достоверности и источник информации.

Таблица 2. Употребление конструкций с причинным, условным, уступительным, сравнительным, целевым, сопоставительным, противительным, изъяснительным значением в текстах-рассуждениях.

Смысловая нагрузка структурных частей рассуждения Употребление конструкции, характерных для выявления данной смысловой нагрузки
1. Указание причины В простом предложении – употребление предлогов благодаря, из-за, от, по причине, по + сущ.; в сложном предложении – употребление придаточных предложений с союзами: так как, потому что, благодаря тому что, из-за того что, по причине того что, ибо.
2. Указание на условие В простом предложении употребление предлогов + сущ.: при условии (чего?), в случае (чего?), при наличии (чего?), при (чем?); в сложном предложении – придаточные предложения с союзами если, если бы
3. Указание на уступку В простом предложении употребление предлогов + сущ.: несмотря на то (что?), вопреки тому (что?); в сложном предложении – придаточные с союзами: несмотря на то что, как ни, сколько ни, хотя (хоть), вопреки тому что
4. Указание на следствие В простом предложении – употребление предлогов с сущ.: вследствие (чего?); в сложном предложении – конструкции с союзами вследствие того что, и поэтому.
5. Сопоставление, противопоставление, сравнение В простом предложении и сложном предложениях – употребление союзов как, как будто, словно, точно, а, но, однако, если…, то-

Типовые фрагменты текста

Описание предмета

/каков предмет?/

Конь Еламана блестел, лоснился короткой гладкой шерстью. Он переступал, приседал, фыркал и мотал головой, прося повод. Еламан восхищенно посмотрел на острые, чуткие уши, на длинную упругую шею своего скакуна, вдруг ударил его пятками, пустил поводья и сорвался с места вскачь.

/А.Нурпеисов. Кровь и пот./

Описание места

/Что находится здесь/

Дом Улжан самый большой в зимовье Жидебай. Гостеприимный, просторный, он весь украшен коврами, кошмами, алаша. Светильник еще не зажжен. Просторная комната, не обычно пустая, кажется покинутой.

/М.Ауезов. Путь Абая./

Описание состояния человека

/Каково ему?/

Каждый день начинался со счастья: родился верблюжонок! Кенжекей прямо с ума сошла, готова жить возле него постоянно. Целыми днями она вертелась около маленького тонконогого рыжего верблюжонка, глядела ему в чистые большие смолисто-черные глаза. То и дело ей казалось, что верблюжонок вот-вот упадет, не удержится на тонких, слабых ножках.

/А.Нурпеисов. Кровь и пот./

Повествование

/Что делает предмет?/

Утром прискакал караульный, которого с вечера выставили на пригорок за аулом. Кален, Мунке, Дос вскочили, схватили оружие и бросились вон из юрты. За аулом нарастал топот, сухо хлопали выстрелы, кони на привязи храпели, взвивались на дыбы, а стригунок, на котором приехал сын Калена, оборвал чембур и куда-то ускакал.

/А.Нурпеисов. Кровь и пот./

Рассуждение – доказательство

Да, такой гнев может родить мужество… Видно, люди, говорящие на разных языках, далекие друг от друга, - защищаясь от насилия, мстя за горькие обиды, действуют одинаково, как родные братья. Разные люди, разные народы одинаково не терпят насилия и несправедливости. Значит, не родовые признаки, не принадлежность к какой-либо расе или племени руководят людьми: их гнев пробуждается сходным и угнетенным положением.

/М.Ауэзов. Путь Абая./

Рассуждение-объяснение

/Что это такое?/

Этика /греч. Ethica, от ethos – обычный/ - философская наука, объектом изучения которой является мораль. Для обозначения учения о нравственности термин «этика» был введен Аристотелем.

/Словарь по этике. М., 1981/

Описание природы

/Каково вокруг?/

Закат гас, наступала темнота. Ветер утих, облака к ночи сбились, обложили небо, но грозы вроде бы нельзя было ждать. Ночь приходила теплая, душная, пищали комары, по восточному горизонту перекатывались зарницы.

/А.Нурпеисов. Кровь и пот./

Рассуждение-размышление

/Как быть?/

Впереди жизнь и борьба. И в этой борьбе – он /Абай/ один. Правда, у него есть сила и надежда. Его сила – это поэзия, его надежда – народ. Но эта надежда ещё в беспробудном сне. А сила его – не останется ли она непонятной, неузнанной? Хватит ли у него терпения, хватит ли воли – воли, стойкой в одиночестве?

/М.Ауэзов. Путь Абая./

Итоговое задание

Проанализируйте памятку для анализа текстов разных типов. Подберите тексты (описание, повествование, рассуждение), связанные с вашей специальностью, и разберите их, пользуясь памяткой.

Памятка к анализу текста

1. Выявление темы и основной мысли.

2. Стилевая характеристика высказывания:

Установление адресата;

Стилевые черты.

3. Наблюдение за влиянием стиля, темы и основной мысли на организацию текста: на отбор сведений, состав типов речи, использование языковых средств.

4. Характеристика строения текста и его частей:

Определение микротем – составление плана;

Выявление типового значения фрагментов и способов его выражения – составление схемы строения текста;

Анализ способов и средств связи предложений и частей текста.

Порядок анализа связного текста

1. Тема, основная мысль, тип и стиль речи.

3. Памятка к анализу текста.

Наблюдения над текстом описательного характера

1. Какой объект избран для описания? Цель описания?

2. Какие признаки отобраны для описания? Удачно ли? Все ли отобрано? Нет ли лишнего?

3. Имеются ли общие положения с последующей детализацией?

4. Каков порядок расположения признаков?

5. Как закончено описание?

6. Как сформулирован вывод?

Наблюдения над текстом повествовательного характера

1. Укажите или перечислите события или действия, описанные автором. Все ли необходимые действия указаны? Достаточно ли использовано материала?

2. Каков их порядок? Удобен ли этот порядок?

3. Как начат текст? Готовит ли начало к пониманию события?

4. Окончание текста: в чем его особенности?

5. Есть ли описание? Уместно ли оно?

6. Есть ли диалог? Его назначение.

Наблюдение над текстом-рассуждением

1. Найдите тезис /основное положение/.

2. Найдите доказательства.

3. Что представляет собой доказательства? Что еще могло бы быть доказательством /суждение, факт, событие, высказывание автора, чужое высказывание/?

4. Определите порядок доказательств.

5. Вывод и его формулировка.

Раздел 3

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ

В распоряжении человека, владеющего литературным языком, есть как бы целый набор вариантов, каждый из которых предназначен для употребления в определенной сфере жизни. И в этом умении выбрать соответствующий случаю вариант литературного языка и заключается владение языком. Варианты литературного языка, которые обусловлены различными сферами общения, называются функциональными стилями речи.

Известно, что язык существовал вначале только в устной форме - исконном и естественном его качестве. На этой стадии ему была свойственна единственная функция - функция общения. Затем в ответ на запросы общества, общественной практики появляется необходимость регламентировать жизнь внутри государства, заключать договоры с соседями. В результате развивается официально-деловая функция языка и формируется деловая речь. Появляются и другие функции - научно-информативная, формирующая научный стиль, агитационно-коммуникативная, дающая начало газетно-публицистической речи, эстетическая, формирующая язык художественной литературы. Таким образом, в соответствии с вышеназванными функциями языка выделяются следующие стили: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический и художественный.

Ко всем стилям предъявляется общее требование - наилучшим образом обслуживать соответствующие им сферы человеческой деятельности. Стиль должен быть таким, чтобы использованные в нем языковые средства и их организация давали коммуникативный эффект.

Известно, что речь признается хорошей, если она удовлетворяет

трем наиболее общим критериям: правильности, точности, эстетичности.

В пределах каждого стиля своя система нормы, свои критерии правильности, точности, эстетичности. Эти критерии отражают функциональную специфику стиля, его традиции, а также типичные формы его речевой организации.

Контрольные вопросы и задания

1. Что означает термин «функциональный стиль»?

2. Какие функциональные стили литературного языка вы знаете?

3. Подберите образцы текстов различного функционально-стилистического характера. Сделайте их описание в соответствии со сторонами реализации.

Глава 1. Разговорный стиль

Ключевые слова : рассуждение-описание, рассуждение-описание, рассуждение-доказательство, схема, тезис, истинность, аргументы, вывод.

Выделяются следующие виды рассуждения – рассуждение-описание, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение.

В рассуждении-объяснении нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, так как заранее известно, что главное утверждение текста истинно. Главная задача - раскрыть содержание тезиса.

Рассмотрим опорную схему рассуждения-объяснения:

1 Даётся определение понятия.

2 Раскрываются его основные признаки .

3 Остальные признаки сообщаются в тексте, который следует за логическим определением.

Цель рассуждения - объяснения - раскрыть содержание отвлечённого понятия, которое нельзя увидеть, а можно только узнать о нём, понять.

Рассуждение-доказательство представляет собой монологические высказывания, имеющие целью доказать истинность или ложность главного утверждения (тезиса) текста.

Рассуждение-доказательство строится по следующей схеме: экспозиция (подведение к вопросу) - вопрос - ответ (тезис) - доказательство тезиса - выводы.

Опорная схема следующая:

1 Тезис - Почему?

2 Аргументы , примеры - Что из этого следует?

3 Вывод - Потому что …, поэтому …

Цель рассуждения-доказательства - обосновать мысль и привести аргументы, примеры.

Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, отграничить или расширить и т.д. Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме, но в отличие от других видов, содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов.

Особенности данного типа речи заключаются в следующем:

Использование вопросительных предложений.

Вопросно-ответная форма построения текста.

Привлечение слов со значением следствия, вывода.

Использование противительных союзов.

Цель рассуждения-размышления - задать вопрос и ответить на него.

Ответьте на вопросы:

1. Какие виды рассуждений выделяются?

2. Каковы языковые и структурные особенности рассуждения-описания?

3. Какова языковые и структурная особенности рассуждения-доказательства?

4. Какова языковые и структурная особенности рассуждения-объяснения?

Практические задания.

Задние 1. Прочитайте текст. Определите тип речи данного текста. Аргументируйте свой ответ.

Искусство в нашей жизни



Искусство - это одна из важнейших ступеней в эволюции человека. Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. История искусства, как такового, начинается с древних времен, когда люди общались между собой посредством настенной живописи. Вскоре человек открыл письменность, но он даже не догадывался, каким сильным толчком это явилось для развития искусства. С каждой эпохой, с каждым столетием оно все более и более совершенствуется человеком.

Во все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. На протяжении столетий человек старался все сильней изменять искусство, улучшать его, углублять свои познания.

Искусство - это великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. Искусство - это наша история. Порой в нем можно найти ответы на те вопросы, на которые не могут ответить даже самые древние рукописи.

Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни и в жизни молодежи, помогая морально расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее. Искусство состоит из различных видов: литературы, живописи, скульптуры, танца, театра, кино. Без литературы мы бы никогда не узнали, что когда-то давно на свете жил замечательный человек и писатель Виктор Гюго или, например, Александр Сергеевич Пушкин. Мы бы ничего не знали о том времени, когда они жили. Литература имеет огромный запас тайн и огромный объем истории, благодаря которой мы лучше понимаем окружающий мир, становимся мудрее. Благодаря литературе мы узнаем историю своих предков.

Искусство делает мир людей более прекрасным, живым и ярким. Например, живопись: сколько до нашего времени дошло старинных картин, по которым можно определить, как жили люди два, три, четыре и более веков назад. Сейчас много картин, написанных нашими современниками, и что бы это ни было: абстракция, реализм, натюрморт или пейзаж, - живопись - это прекрасное искусство, при помощи которого человек научился видеть мир ярким и красочным.



Архитектура - еще один из важнейших видов искусства. По всему миру рассеяно огромное количество прекраснейших памятников, и они содержат в себе величайшие тайны истории и память о них. Иногда эти тайны не могут разгадать ученые всего мира.

Искусство можно ставить на одну ступень с наукой, возможно, даже выше, потому что в первую очередь человек должен научиться чувствовать окружающий мир, видеть и осознавать себя неотъемлемой его частью. Искусство помогает нам осваивать науки и постепенно углублять свои знания. Оно является важнейшей частью человеческого развития. Искусство влияет на нашу жизнь со всех сторон, делает ее разнообразной и яркой, живой и интересной, насыщенной, помогая человеку все лучше и лучше понимать свое предназначение в этом мире.

Задание 2. Дайте свое определение искусству. Используйте цитаты из текста.

Задание 3. Объясните постановку тире в отдельных простых предложениях текста. Выпишите несколько из них. Вспомните правила постановки тире в простом предложении.

Задание 4. Выпишите два предложения с однородными членами, соединяющимися при помощи интонации; при помощи соединительных союзов.

Задание 5. Выпишите одно сложное предложение из текста. Дайте его характеристику.

Задание 6. Напишите текст- рассуждение на тему «Искусство – зеркало жизни и память народа».

Задание 7 . Составьте текст рассуждение-объяснение «Определение понятия культуры».

Задание 8 . Составьте текст рассуждение-доказательство «Культура-важная составляющая в определении человека» по схеме (тезис-аргумент, пример-вывод).

Задание 9 . Прочитайте афоризмы. Определите свою позицию по отношению к каждому высказыванию.

Искусство никогда не умирает. - Петроний

Где дух не водит рукой художника, там нет искусства. – Леонардо да Винчи

Искусство - как природа. Если вы не пустите его в дверь, оно войдет в окно. – Батлер.С.

Чтобы иметь основания для творчества, нужно, чтобы сама жизнь ваша была содержательна. – Ибсен Г.

Для усердия и искусства нет ничего невыполнимого. – Джонсон С.

Ни одно искусство не замыкается в самом себе. - Цицерон

Искусства смягчают нравы.- Овидий

Дороги, ведущие к искусству, полны терний, но на них удается срывать и прекрасные цветы. – Жорж Санд

Несчастье художника в том, что он живет и не совсем в монастыре, и не совсем в миру, причем его мучат соблазны и той и другой жизни. – Камю.А.

Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном. – Дидро Д.

Задача искусства - волновать сердца.- Гельвеций К.

Безошибочный признак того, что что-то не является искусством или кто-то не понимает искусства, - это скука... Искусство должно быть средством воспитания, но цель его - удовольствие. – Брехт Б.

Произведение искусства - это уголок мироздания, увиденный сквозь призму определенного темперамента. – Золя Э.

Каждое художественное произведение принадлежит своему времени, своему народу, своей среде. – Гегель Г.Ф.

Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, - это всегда автопортрет. – Батлер С.

Прямая обязанность художника - показывать, а не доказывать. – Блок А.А.

Ощущение жизни как непрерывной новизны - вот та плодородная почва, на которой расцветает и созревает искусство. – Паустовский К.Г.

Искусство только тогда будет верно человеку, когда не будет стеснять его свободу развития. – Достоевский Ф.М.

Задания для СРСП

1. Прочитайте текст. Предложите свое название.

Слово «искусство» часто употребляется в собственном начальном, широком значении. Это - всякая искушенность, всякое умельство, мастерство в осуществлении каких угодно задач, требующем какого-то совершенства собственных результатов. В более же узком значении слова, это - творчество «по законам красоты». Произведения художественного творчества, как и произведения прикладного искусства, создаются по «законам красоты». Произведения всех видов художественного творчества заключают в собственном содержании обобщающее осознание жизни, имеющейся за пределами этих произведений, и это в основном человеческая, общественная, национально-историческая жизнь. Если в содержании художественных произведений заключается обобщающее осознание национально- исторической жизни, то в нем, означает, нужно различать отражение каких-то общих, существенных особенностей самой жизни и обобщающее их сознание художника.

Произведение искусства, как и всех остальных видов публичного сознания, постоянно бывает единством познаваемого в нем объекта и познающего этот объект субъекта. Познаваемый и воспроизводимый лирическим художником «внутренний мир», даже если это его собственный «внутренний мир», постоянно является все же объектом его познания - познания активного, заключающего в себе отбор существенных особенностей этого «внутреннего мира» и их осмысление и оценку.

Суть лирического творчества заключается в том, что в нем обобщенно осознаются в основном особенности человеческих переживаний - либо в их своем временном состоянии и развитии, либо в их направленности на внешний мир, к примеру, на явление природы, как в пейзажной лирике.

Эпос, пантомима, живопись, скульптура имеют между собой большие различия, вытекающие из особенностей средств и способов воспроизведения жизни в каждом из них. И тем не менее все они - изобразительные искусства, во всех них значительные особенности национально-исторической жизни осознаются в их внешних проявлениях.

В первобытном, доклассовом обществе искусство находилось в нерасчлененном, недифференцированном единстве с другими сторонами синкретического сознания и выражающего его творчества - с мифологией, магией, религией, с легендами о прошлой родо-племенной жизни, с простыми географическими представлениями, с нравственными требованиями.

Затем искусство в своем смысле слова расчленилось с другими сторонами публичного сознания, выделилось посреди них в особенную специфическую его разновидность. Оно стало одной из форм развития публичного сознания разных народов. Так его и следует разглядывать в его позднейших конфигурациях.

Таким образом, искусство - это особенная содержательная разновидность сознания общества, это - художественное содержание, а не научное и не философское. Л. Толстой, к примеру, определил искусство как средство обмена чувствами, противопоставив ему науку как средство обмена мыслями.

Искусство сравнивают с отображающим зеркалом. Это не точно. Вернее бы сказать, как подметил Нежнов - автор брошюры «Искусство в нашей жизни»: искусство есть особенное зеркало с единственной и неподражаемой структурой, зеркало, отражающее реальность через мысли и чувства художника. Через художника в этом зеркале отражаются те явления жизни, которые завлекли внимание художника, взволновали его.

1. Опираясь на текст, дайте определение понятия искусство .

Задания для СРС

Составить текст-рассуждение «Искусство- источник одухотворенности человека».

Тема: Текст-рассуждение: логическая структура, особенности функционирования языковых средств

ЦЕЛИ УРОКА:

Развивающая:

    обобщение знаний по теме “Типы речи”; выявление отличий рассуждения от описания и повествования;

Образовательная:

    совершенствование устной и письменной речи учащихся;

Воспитательная:

    совершенствование умения доказывать свою точку зрения по проблемному вопросу.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, постановка цели урока.

2. Актуализация опорных знаний. Орфографическая, пунктуационная работа.

Вставить и объяснить пропущенные буквы и знаки препинания.

НА ДОСКЕ: У Чехова еще долго будут учить ся языку русс кие писате ли.

Язык Толстого напо минает по стройку, во зво димую ве ликанами: чтобы о ней судить, нужно гля деть на нее из дали. Язык Чехова нежное и тонкое пле тение, которое можно расс матривать и в лупу.

ВЫПОЛНЯЕТ У ДОСКИ ОДИН УЧАЩИЙСЯ, ЕСЛИ НЕОБХОДИМО, С ПОМОЩЬЮ КЛАССА.

3. Проверка домашнего задания.

а). Фронтальная беседа с учащимися по теме “Описание и повествование”

    признаки ОПИСАНИЯ: тип речи, при котором перечисляются временные или постоянные признаки предметов (явлений), предмет описания статичен, действия практически нет, используются определенные средства выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и др.)

    признаки ПОВЕСТВОВАНИЯ: тип речи со значением сообщения о развивающихся событиях, действиях или состояниях; основное его свойство – динамичность, ведущая часть речи – глагол или слова со значением движения; последовательность действия подчеркивается интонацией.

    пример текста ОПИСАНИЯ (д/з)

б). В это время выполняют индивидуальную работу письменно по карточкам учащиеся (со слабыми показателями ЗУН).

КАРТОЧКА № 1

По стенам, около картины, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того, чтобы отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой.

Если бы не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было подумать, что тут никто не живет, - так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия.

(И.А.Гончаров)

КАРТОЧКА № 2

Определить тип речи, аргументировать свой ответ примерами из текста.

Однажды Забавину понадобилось послать телеграмму в Архангельск, и он пошел на метеостанцию, на которой, ему сказали, была рация. Станцию он отыскал без труда по высокой радиомачте, от которой во все стороны к земле были туго натянуты тросы.

Поднявшись на крыльцо, Забавин постучал. Ему никто не ответил. Тогда он отворил дверь и вошел в дом. В комнате, в которую он попал, было еще три или четыре двери. Одна из них вдруг распахнулась, и выглянул паренек-радист. Увидев Забавина, он сделал подозрительное лицо.

(Ю.Казаков)

4. Введение в новую тему “Рассуждение как тип речи”

Определение понятия “Рассуждение”.

5. Закрепление материала – работа в 4 группах

Определить тип речи и доказать примерами из текста (составляют ответ вместе, отвечают 1-2 уч-ся).

КАРТОЧКИ

1 текст – описание

Люблю подмосковную осень. Осенью тише становится в лесах. Березки, клены, осины покрываются разноцветными листьями. Эти листья постепенно опадают и ложатся на землю.

Осень в Подмосковье необыкновенно хороша в сентябре. Солнце в эту пору еще пригревает землю. Осенние цветы радуют нас своими красками, а осенние деревья еще не сбросили свой прекрасный, но печальный наряд.

ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ УЧАЩИХСЯ

Текст – описание осени в Подмосковье. Аргументация: в 1 предложении – отношение к осени (люблю), далее – картина, подтверждающая эту любовь (тише становиться, разноцветные листья, необыкновенно хороша, радуют нас, прекрасный, но печальный наряд); средства выразительности (эпитеты, олицетворения, однородные подлежащие, определения); дается эмоциональная, личная оценка этого времени года.

2 текст – повествование

В десять часов утра обе армии сошлись на ружейный выстрел, и по всей линии открылся огонь. Затем войска бросились врукопашную; первое столкновение произошло на левом фланге русской пехоты, правый фланг шведской пехоты, воодушевленный присутствием короля, бросился на русских и опрокинул батальон Новгородского полка; в нашей линии образовался прорыв. Петр Великий, заметив опасность, взял батальон второй линии и лично повел его на неприятеля.

ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ УЧАЩИХСЯ

Текст – повествование. Аргументация: это сообщение о развивающихся событиях; основное свойство – динамичность, выраженная в глаголах совершенного вида (сошлись, открылся огонь, бросились врукопашную, фланг бросился и опрокинул батальон, взял батальон и повел); последовательность событий подчеркивается не только глаголами, но и специальными словами со значением времени (в десять часов, затем) и интонацией.

3 текст - рассуждение

Мало внимания обращает наш современник на родной язык: тот, как воздух, как вода, всюду, всегда с нами – и возникает иллюзия его малоценности. За что не платят рублей, то кажется дешевым. Забывают, что самый главный признак общности людей по-прежнему язык.

Увы, мы не знаем родной язык – мы только им пользуемся. Говорим, как птицы поют, - естественно и свободно, как придется. Знать же язык, языком владеть – значит охватить сознанием не одну лишь пользу слов грамматики, но проникнуть в изначальную суть, в красоту и в высокую правду речи, понять до конца, не ощущением только, но и разумом, волей. Понять, что именно язык – начало всех начал, что, приступая к делу и совершая дело и подводя итог, мы осмысляем все это, словом передавая открытое для себя – другим.

(В.Колесов)

ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ УЧАЩИХСЯ

Текст – рассуждение о значении родного языка в жизни людей. Аргументация: имеются основные части: тезис (1 предложение), изложение доказательства (только пользуемся; говорим, как птицы поют; языком владеть – понять не только ощущением, но и разумом, волей); заключение (итог - последнее предложение); средства выразительности, передающие мысли и чувства автора по данной проблеме (эмоционально окрашенные слова – мало внимания, увы, забывают, сравнительные обороты – как воздух, как вода, как птицы поют, ряды однородных членов –2 абзац, повтор слов “язык”, синтаксический параллелизм – 2 абзац, многочисленные “тире”).

4 текст – смешанный тип речи: повествование и описание (дается задание “сильной” группе)

Однажды я как-то замешкался в поле. Дичи попадалось порядочно, и день вышел такой для охоты хороший - с самого утра тихий, серый, словно весь проникнутый вечером. Я забрел далеко, и уже совершенно стемнело, но луна взошла, а ночь, как говорится, давно стала на небе, когда я достиг знакомой усадьбы.

Я перешел через знакомую дорогу, пробрался сквозь запыленную крапиву и прислонился к палисаднику.

Недвижно лежал передо мной небольшой сад, весь озаренный и как бы успокоенный серебристыми лучами луны, весь благовонный и влажный; разбитый по-старинному, он состоял из одной продолговатой поляны. Прямые дорожки сходились на самой ее середине в круглую клумбу, густо заросшую астрами, высокие липы окружали ее ровной каймой.

(И.С.Тургенев)

ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ УЧАЩИХСЯ

Текст – повествование и описание. Аргументация: 1) сначала идет вступительный рассказ от первого лица, используются глаголы (замешкался, попадалось, забрел, достиг усадьбы, перешел, пробрался, прислонился к палисаднику); последовательность действий подчеркивается не только глаголами, но и интонацией.

2) затем дается описание сада, увиденного рассказчиком; картина становится яркой благодаря перечисленным субъективным (небольшой сад, как бы успокоенный серебристыми лучами, благовонный, влажный, заросшая астрами, высокие липы) и объективным признакам (прямые дорожки, круглая клумба, ровная кайма);

3) кроме того, пространственное описание сочетается с временным, поэтому в 1 абзаце описание (день хороший, тихий, серый, проникнутый вечером) переплетается с повествованием.

6.Задание: Перед вами тексты, которые относятся к разным типам речи. Прочитайте и определите, используя метод фотографирования, к какому типу относится первый текст.

Гигантская акула известна также под названием слоновая акула. Эта рыба уступает по размерам только своей дальней родственнице - китовой акуле. Гигантские акулы достигают в длину 14, а иногда и 20 метров. Вес их измеряется тоннами. Гигантская акула плавает, широко разинув пасть, и отличается крайней медлительностью.

(Ответ: описание.)

    Одно фото

    Отвечает на вопрос КАКОЙ?

    Описание

В море много рыб и животных. Акул называют морскими разбойниками. Они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей. Не случайно акул считают опасными рыбами.

(Ответ: рассуждение.)

    Нельзя сфотографировать

    Отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?

    РАССУЖДЕНИЕ

Два текста различаются тем, что первый описывает физический портрет акулы, отвечая на вопрос, КАКАЯ она, акула? - длина тела, вес.. Второй текст отвечает на вопрос: ПОЧЕМУ акулу называют морским разбойником? Это принципиально два разных типа речи: описание и рассуждение. На этом уроке мы будем учиться рассуждать и доказывать своё утверждение.

У нас есть два верных помощника. Это фотоаппарат и светофор. Один из них уже помог вам, когда вы использовали метод фотографирования. Зачем же нам нужен светофор, вы сейчас узнаете.

Второй текст про акулу - текст-рассуждение. Как он строится?

Как построить текст-рассуждение?

В море много рыб и животных.

Вступление

Акул называют морскими разбойниками.

Что нужно доказать?

ПОТОМУ ЧТО

Они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей.

Доказательства

ТАКИМ ОБРАЗОМ, не случайно акул считают опасными рыбами.

7. Подведение итогов и задание на дом

Сегодня мы узнали, как составить текст-рассуждение.

    Из каких частей состоит текст-рассуждение?

    Какие слова можно использовать в таком тексте?

    особенности разных типов речи в языке

    д/з: написать небольшое рассуждение на тему:

1 вариант ДЛЯ ЧЕГО НАДО ХОРОШО ЗНАТЬ РУССКИЙ ЯЗЫК?
2 вариант ДЛЯ ЧЕГО НАДО ХОРОШО ЗНАТЬ ЛИТЕРАТУРУ?

“Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого. Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: “Жди меня” Симонова, “В землянке” Суркова, тот же “Теркин”… Русская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей. Полная жизнь русской классики в школе – это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. Не зная “Онегина”, не читая “Преступления и наказания”, мы превращаемся в какой-то другой народ. Да что там “народ”! Нас и так уже иначе как “населением” не называют. Так должны же мы как-то отстаивать себя…”.

Отметки за работу на уроке (если не объявлялись в течение урока).

Таблица 1. Цели подчеркнутого логического изложения мысли служит употребление вводных слов в тексте-рассуждении; особенно широко представлены вводные слова, обозначающие последовательность сообщений, а также степень достоверности и источник информации.

Вводные слова

Ситуация, при которой употребляется данная конструкция

Во-первых, во-вторых…, наконец

При введении нескольких аргументов;

С одной стороны…, с другой стороны…

При рассмотрении тезиса с разных позиции;

Наоборот, напротив. однако

При опровержении;

На наш взгляд, по нашему мнению, по словам кого-либо, по предложению кого-нибудь, по сведениям, по данным кого-нибудь (чего-либо), как известно, по сообщению такого-то лица, какого-либо источника

При указании на источник сообщения;

Предположим, представим, допустим

При ограничениях своих взглядов от чужого мнения

Таблица 2. Употребление конструкций с причинным, условным, уступительным, сравнительным, целевым, сопоставительным, противительным, изъяснительным значением в текстах-рассуждениях.

Смысловая нагрузка структурных частей рассуждения

Употребление конструкции, характерных для выявления данной смысловой нагрузки

1. Указание причины

В простом предложении – употребление предлогов благодаря, из-за, от, по причине, по + сущ.; в сложном предложении – употребление придаточных предложений с союзами: так как, потому что, благодаря тому что, из-за того что, по причине того что, ибо.

2. Указание на условие

В простом предложении употребление предлогов + сущ.: при условии (чего?), в случае (чего?), при наличии (чего?), при (чем?); в сложном предложении – придаточные предложения с союзами если, если бы

3. Указание на уступку

В простом предложении употребление предлогов + сущ.: несмотря на то (что?), вопреки тому (что?); в сложном предложении – придаточные с союзами: несмотря на то что, как ни, сколько ни, хотя (хоть), вопреки тому что

4. Указание на следствие

В простом предложении – употребление предлогов с сущ.: вследствие (чего?); в сложном предложении – конструкции с союзами вследствие того что, и поэтому.

5. Сопоставление, противопоставление, сравнение

В простом предложении и сложном предложениях – употребление союзов как, как будто, словно, точно, а, но, однако, если…, то-

Типовые фрагменты текста

Описание предмета

/каков предмет?/

Конь Еламана блестел, лоснился короткой гладкой шерстью. Он переступал, приседал, фыркал и мотал головой, прося повод. Еламан восхищенно посмотрел на острые, чуткие уши, на длинную упругую шею своего скакуна, вдруг ударил его пятками, пустил поводья и сорвался с места вскачь.

/А.Нурпеисов. Кровь и пот./

Описание места

/Что находится здесь/

Дом Улжан самый большой в зимовье Жидебай. Гостеприимный, просторный, он весь украшен коврами, кошмами, алаша. Светильник еще не зажжен. Просторная комната, не обычно пустая, кажется покинутой.

/М.Ауезов. Путь Абая./

Описание состояния человека

/Каково ему?/

Каждый день начинался со счастья: родился верблюжонок! Кенжекей прямо с ума сошла, готова жить возле него постоянно. Целыми днями она вертелась около маленького тонконогого рыжего верблюжонка, глядела ему в чистые большие смолисто-черные глаза. То и дело ей казалось, что верблюжонок вот-вот упадет, не удержится на тонких, слабых ножках.

/А.Нурпеисов. Кровь и пот./

Повествование

/Что делает предмет?/

Утром прискакал караульный, которого с вечера выставили на пригорок за аулом. Кален, Мунке, Дос вскочили, схватили оружие и бросились вон из юрты. За аулом нарастал топот, сухо хлопали выстрелы, кони на привязи храпели, взвивались на дыбы, а стригунок, на котором приехал сын Калена, оборвал чембур и куда-то ускакал.

/А.Нурпеисов. Кровь и пот./

Рассуждение – доказательство

Да, такой гнев может родить мужество… Видно, люди, говорящие на разных языках, далекие друг от друга, - защищаясь от насилия, мстя за горькие обиды, действуют одинаково, как родные братья. Разные люди, разные народы одинаково не терпят насилия и несправедливости. Значит, не родовые признаки, не принадлежность к какой-либо расе или племени руководят людьми: их гнев пробуждается сходным и угнетенным положением.

/М.Ауэзов. Путь Абая./

Рассуждение-объяснение

/Что это такое?/

Этика /греч. Ethica, отethos– обычный/ - философская наука, объектом изучения которой является мораль. Для обозначения учения о нравственности термин «этика» был введен Аристотелем.

/Словарь по этике. М., 1981/

Описание природы

/Каково вокруг?/

Закат гас, наступала темнота. Ветер утих, облака к ночи сбились, обложили небо, но грозы вроде бы нельзя было ждать. Ночь приходила теплая, душная, пищали комары, по восточному горизонту перекатывались зарницы.

/А.Нурпеисов. Кровь и пот./

Рассуждение-размышление

/Как быть?/

Впереди жизнь и борьба. И в этой борьбе – он /Абай/ один. Правда, у него есть сила надежда. Его сила – это поэзия, его надежда – народ. Но эта надежда ещё в беспробудном сне. А сила его – не останется ли она непонятной, неузнанной? Хватит ли у него терпения, хватит ли воли – воли, стойкой в одиночестве?

/М.Ауэзов. Путь Абая./

Итоговое задание

Проанализируйте памятку для анализа текстов разных типов. Подберите тексты (описание, повествование, рассуждение), связанные с вашей специальностью, и разберите их, пользуясь памяткой.

/
ТЕКСТ - РАССУЖДЕНИЯ, КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ РАБОТЫ НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

О главление

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития речи младших школьников через работу над рассуждением
1.1 Психолого-лингвистические основы речевой деятельности
1.2 Особенности развития речи младших школьников. Требования к речи младших школьников
1.3 Типы текстов. Структурные и языковые особенности текста-рассуждения. Устные рассуждения в речи учителей и учащихся
Выводы
Глава 2. Пути развития речи младших школьников через работу с текстом-рассуждением
2.1 Констатирующий этап эксперимента
2.2 Формирующий этап эксперимента
2.3 Контрольный этап эксперимента
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложения
В ведение

Развитие речи - важная задача обучения родному языку. Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, обобщать формируется в процессе овладения знаниями через речь, и проявляются также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития.
Проблема эффективной речи особенно актуальна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Умение убеждать, обосновывать собственное мнение необходимо как в общественной жизни, так и в быту. Умение рассуждать является важнейшим общеучебным умением, оно необходимо детям для овладения материалом школьных программ, при изучении большинства предметов, когда ученикам приходится делать выводы, выявлять причинно-следственные и условно-следственные связи, сравнивать, приводить доказательства, устанавливать истинность или ложность определенных суждений, обобщать. Это умение связано с овладением текстом типа рассуждения. Общеизвестно, что именно этот тип текста вызывает у большинства учащихся самые серьезные затруднения, которые проявляются в отсутствии аргументации, в использовании слабых, недостаточно весомых доказательств, в шаблонности построения текста, в подмене рассуждения повествованием. В методике слабо разработан вопрос обучения рассуждению в начальных классах. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся считаем развитие речевой деятельности через работу над рассуждением. Выдвигаем гипотезу: работа с текстом - рассуждением является одним из способов развития речи младших школьников на уроках русского языка.
Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор объекта и предмета исследования.
Объект исследования - процесс формирования и развития речи младших школьников.
Предмет исследования - текст - рассуждения, как один из видов работы над развитием речи учащихся начальных классов.
Была определена цел ь :
- формировать у учащихся умение самостоятельно создавать связные высказывания типа рассуждения на уровне, определенном программой.
Задачи исследования:
- установить уровень разработанности проблемы;
- рассмотреть требования к речи младших школьников;
- раскрыть языковую особенность текста - рассуждения;
- составить типологию упражнений для работы над умением создавать связные высказывания типа рассуждения.
Методы исследования:
- анализ научно - педагогической, методической литературы;
- изучение и обобщение опыта учителей, работающих в начальных классах;
- анализ программы по русскому языку (Рамзаевой Т.Г.);
-проведение опытно - педагогической работы.
Практическое значение работы заключается в разработке системы упражнений, которая поможет учителю оптимизировать процесс развития речи через рассуждение. Результаты исследования могут быть использованы в педагогической работе.
Глава 1 . Теоретические основы развития речи младших школьников через работу над рассуждением

1.1 Психолого-лингвистичес кие основы речевой деятельности

Развитие речевой деятельности детей происходит на всех уроках обучения: и естествознания, и музыки, и математики и др. Однако основной базой для решения задач развития речевой деятельности являются уроки русского языка и литературы. Рассмотрим возможности реализации задач развития речи на уроках русского языка, а конкретно - роль рассуждения как средства развития речи.
Одна из особенностей методов обучения применительно к работе по развитию речи заключаются в их сочетании с таким дидактическим средством, как текст, что вполне понятно: задача учителя - научить школьников создавать текст.
«Текст» употребляется в методике как синоним слова высказывание в значении «результат речевой деятельности», чаще применительно к письменному высказыванию (текст статьи, текст изложения, анализ текста, но и текст устного выступления).
речь младший школьник рассуждение
Повествование, описание, рассуждение - традиционно в методике это школьные жанры сочинений. В сущности же это определенные типы текстов. Каждый из них имеет свои структурные и языковые особенности. Если в ходе высказывания - ход, развитие действия, временные отношения, перед нами - повествование; если раскрытие признаков предмета - определительные отношения, мы строим описание; если же главное - аргументация, выявление причинно-следственных отношений, мы создаем рассуждение. Элементы повествования и описания в рассуждении играют такую же подчиненную роль, как описание и рассуждение в рассказе или элементы повествования и рассуждения в описании.
В сочинениях-повествованиях рассказывается о каком-нибудь событии, которое развертывается во времени, имеет динамику. Поэтому общая схема повествования такова: а) начало события; б) его развитие; в) конец события.
Описание - это такое ученическое сочинение, в котором раскрываются признаки предмета, отобранные пишущим в зависимости от задачи высказывания, его замысла. Поэтому оно строится по другой композиционной схеме: а) часть, в которой передается общее впечатление от предмета, указывается его назначение, дается оценка; б) часть, в которой раскрываются признаки предмета, подтверждающие его общую характеристику.
В рассуждении обычно различаются следующие части: тезис - часть, содержащая мысль, которая будет доказываться; доказательная часть, содержащая аргументы. При этом порядок частей, как в описании, так и в рассуждении может быть различным. В этих текстах может быть и третья часть, подчеркивающая высказанное ранее впечатление от предмета, его оценку (в описании), содержащая вывод (в рассуждении). В простом рассуждении объясняется или доказывается одна мысль и обычно формулируется один вывод, в более сложных - несколько мыслей и соответственно делается более обобщенный вывод или несколько выводов.
[ 12,стр.204-205]
Обобщенно характеристику различных типов речи можно представить в такой схеме:
Понятие о рассуждении, принятое в логике, лингвистике и методике обучения языкам существенно отличаются. При первоначальном исследовании текстов типа рассуждения лингвисты рассматривали ихс точки зрения соотнесенности с логической формой, выделяя посылки и умозаключение. Считалось, что если существует возможность преобразования человеческого, обычного высказывания в соответствующую логическую структуру, то это текст типа рассуждения.
« Такая логическая форма, в которой обосновывается истинность того или иного положения, называется доказательством. В доказательстве выделяются три части: 1) тезис - то, что нужно доказать; 2) аргументы - то, чем доказывается тезис; 3) рассуждение, которое показывает, как доказывается тезис, каким образом осуществляется переход от посылок к аргументам» . Таким образом, в логике под рассуждением понимается вывод из некоторых предложений, называемых посылками, нового положения - заключения, его обычно называют умозаключением . Соответственно, логичёское умозаключение может соотноситься с выводом или тезисом в лингвистическом понимании. Таким образом, то, что логики называют доказательством, лингвисты определяют как рассуждение. Однако нельзя сводить рассуждение к умозаключению, потому что тогда возникает круг в определении понятий: рассуждение, существует тогда, когда есть умозаключение, «умозаключение налично тогда, когда цель говорящего - прийти к новому суждению или доказать его, т.е, когда необходимо осуществить рассуждение» . Кроме того, следует разграничивать философскую логику (логику рассуждения) и логику изложения - совокупность правил и приемов членения и развертывания материала в речи, чтобы не сводить текстовое явление к логической форме, тем самым, обедняя наше понимание текста.
Если раньше в методической традиции описание, повествование и рассуждение рассматривались как типы текста, то в последнее время все чаще употребляется термин типы речи, в том числе в параллельных школьных учебниках (Е.И. Никитина, М.М. Разумовская) и программах по русскому языку. Мы используем оба термина как синонимы, так как обращаемся к заданиям из разных пособий и учебников, цитируем разные источники; однако предпочтение отдается типу текста, так как дети учатся создавать текст того или иного жанра.
Основанием для выделения рассуждения служит так же членение всех типов текста на две большие группы: констатирующие-представляющие, изображающие (традиционные описание, повествование, а также в некоторых классификациях сообщение, определение) и аргументативные. Среди аргументативных текстов выделяют рассуждение (М.П. Брандес, О.А. Нечаева, А.Б. Мордвинов и др., рассуждение и доказательства (О.Д. Митрофанова), рассуждение и объяснение (М. Цветкова), умозаключение-рассуждение (В.В. Одинцов), объяснение, доказательство и размышление (В.Н. Мещеряков) и др. Однако границы этих аргументативных текстов - разновидностей рассуждения - часто размыты, не во всех случаях возможно единство основания для деления понятий; большинство классификаций построено для анализа микротекстов: композиционно-речевых форм, прозаических строф, абзацев, функционально смысловых типов речи, сложных синтаксических целых, способов изложения. Сложное синтаксическое целое - компонент текста, микротекст, представляющий собой ряд высказываний, которые объединены общей темой и имеют структурные показатели связи; в нем более или менее отчетливо выделяются такие элементы композиции смысла, как зачин, развитие и концовка .
Т.Б. Трошева предлагает полевую структуру рассуждения, где «в центре поля находится собственно рассуждение как подтип речи, наиболее последовательно выражающий причинно-следственные отношения между суждениями - от причины к следствию, а не от следствия (тезиса) к причине (основанию)» . Это рассуждение точнее других соответствует умозаключению как форме мышления; оно свойственно строго логичной научной речи, оформляет выведение нового научного знания, демонстрирует ход авторской мысли, путь решения проблемы. «Прилегающие к центру область занимают подтипы речи, которые служат для того, чтобы придать высказанным суждениям более аргументированный характер: доказательство (коммуникативно-познавательная функция - установление истинноститезиса), опро вержение (установлениеложности тезиса), подтвер жде ние (или эмпирическое доказательство, функция установления достоверности высказанного положения посредством подкрепления его фактами), и обоснование (функция установления целесообразности утверждения, действия)». Доказательство, опровержение и подтверждение соответствуют коммуникативному вопросу «Действительно ли это так?», обоснование дает ответ на вопрос «Действительно ли это нужно, целесообразно?». Эти четыре подтипа объединяются на основе структурного сходства: они включают тезис, «образующий ключевую часть построения, и аргументы - комментирующую часть», которая призвана полностью или частично снять сомнения, относительно выдвинутого в качестве тезиса положения. Далее от центра располагается объяснение. Оно служит не столько для подтверждения справедливости тезиса или его опровержения, сколько для раскрытия причин; реальных явлений . Исходя из этого, можно сде и т.д.................