Иисус сын навин. Иисус навин ввел народ в землю обетованную Кто такой пророк иисус навин библия

Иисус Навин (Иехошуа бин-Нун) – наследник Моисея, лично назначенный им (Втор. 31:1 – 8; 34:9), харизматический вождь израильтян в период завоевания ими Ханаана после выхода из Египта. Имя «Иехошуа» означает Яхве-спасение. Это имя, родственное по смыслу именам «Осия» и «Исайя», носило несколько ветхозаветных лиц. По повелению Божию оно было дано и Тому, Кто явился истинным Спасителем мира (Лк. 1:31). Иисуса Навина избрали предводителем израильского войска еще в пустыне. Из двенадцати лазутчиков, побывавших по приказу Моисея в Ханаане, только Иисус и Халев верили, что израильтяне смогут с Божьей помощью завоевать эту страну. Бог наградил их за веру. Из всех родившихся в Египте евреев лишь они двое вошли в Ханаан. Иисус Навин происходил из колена Ефремова и носил первоначально имя Осии, но переименован был Моисеем в Иисуса в знак того, что он спасет народ от бедствий странствования в пустыне и введет в Землю Обетованную. Уже при самом вступлении в пустыню, по выходе из Египта, он своей храбростью избавил народ от нападения амаликитян (Исх. 17) и затем в течение всего странствования был главным помощником Моисея, пока к нему не перешла вся власть. Книга Чисел (13 – 14) и книга Иисуса Навина (10:6 – 14) говорят, что, подобно воинам, чьи подвиги описывает книга Судей, преданность Иисуса военному ремеслу носила религиозный характер. До установления монархии Давида институт «священной войны» был одним из столпов общественной и религиозной жизни Израиля; война была делом добровольцев, освященным религией. Подобно воинам из книги Судей, Иисус Навин был вдохновенным бойцом, надеющимся, что и Сам Яхве сражается за Израиль.

Книга Иисуса Навина как историческое свидетельство.

Книга Иисуса Навина названа так по имени главного ее героя – ефремлянина Иисуса Навина. Некоторые древние экзегеты считали самого Иисуса автором книги, носящей его имя, но теперь большинство библеистов вернулись к мнению бл. Феодорита, который утверждал, что эта книга «написана кем-то другим, жившим позднее» (Толкование на Ис Нав). Она помещена вслед за Пятикнижием Моисея, и расположена в теснейшей связи с ним и составлена как бы в роли его продолжения, так что некоторые ученые критики (Дильман) прямо относят его к этой группе библейских книг, которую они вследствие этого называют Шестикнижием. Здесь рассказывается история перехода евреев через Иордан и последовавшего затем завоевания Ханаана. Важнейшие моменты этой истории связаны с непосредственным вмешательством Яхве в ход событий. Через Иордан евреи переходят, как по суху, потому что Яхве остановил его течение и вся вода стала стеной, обнажив дно реки. Неприступные стены Иерихонской крепости сами падают от трубных звуков и громких криков осаждающих. Победа следует за победой, пока, наконец, весь Ханаан не оказывается в руках евреев. Казалось бы, со стороны Яхве все условия завета выполнены: он отдал евреям не только самую страну обетованную ("обещанную"), но и все имущество ее жителей. Люди, однако, продолжают нарушать завет. После смерти Иисуса Навина евреи были верны Яхве только до тех пор, пока были живы люди, помнившие историю завоевания Ханаана.

Книга Иисуса Навина делится на три части: первая (1 – 12) посвящена падению Иерихона, Завету в Сихеме и двум основным военным походам Иисуса Навина; вторая (13 – 21:42) говорит о разделе св. земли между коленами; третья (21,43 – 24,36) повествует о последних днях жизни Иисуса Навина. Основанная на ранних сказаниях, книга была составлена в тот период, когда ханаанское население уже смешалось с израильским и когда народ, обличаемый пророками, раскаялся в уступках язычеству. Требование Второзакония – бескомпромиссно относиться к идолопоклонству – определяет характер всей книги Иисуса Навина. Она изображает заселение Палестины в виде «браней Господних», при которых исход сражений решает не столько мужество воинов, сколько небесная помощь. Стены Иерихона рушатся от звука труб, на хананеев падает каменный град, останавливается солнце. Походы Иисуса Навина представлены как триумфальный захват всей земли с последующим разделом ее между коленами. Однако книга Судей (особенно 1:3) рисует иную картину. Израильтяне лишь медленно и с трудом просачиваются в некоторые области. Они продолжают жить бок о бок с ханаанеями, заключают с ними браки и союзы – откуда постоянная угроза языческого влияния (Суд. 3:5-6). Связь между коленами лишена прочности. Большинство из них действует на свой страх и риск. Заметим, что и сама книга Иисуса Навина говорит в основном о двух его военных кампаниях – против коалиции южных аморрейских городов и северных ханаанских. Освоение различных областей осуществлялось посредством завоевания или мирного проникновения или заключения союзов с тогдашними владельцами страны. Историческая роль Иисуса Навина в занятии Палестины с момента перехода через Иордан до собрания в Сихеме не подвергается сомнению. Принимая 1250 год за приблизительную дату Исхода, можно наметить следующую хронологию: вступление южных групп около 1250 года, занятие центральной Палестины группами, пришедшими из-за Иордана – начиная с 1225 года, экспансия северных групп около 1200 года до Р. Х.

Духовный смысл книги определяется двумя основными положениями: подобно исходу, утверждение Израиля в Ханаане было промыслительным деянием Божиим. Воля Господня заключалась в том, чтобы отдать эту землю ветхозаветной Церкви при условии ее верности Творцу. Дар Божий не легко получить тем, кто остается пассивным. Израиль должен был собрать все свои силы, чтобы одолеть стоящие на его пути препятствия. В этом призыве к активности, без которой дар Божий останется недосягаемым, св. Отцы видели прообраз вхождения в Царство Божие, которое требует "усилий" (Мф. 11:12). Знамения, сопровождавшие покорение св. земли, означают небесную поддержку тем, кто борется. Вот пример прекрасной, но несколько искусственной аллегории древнего учителя Церкви Оригена, отбрасывающей буквальное, историческое значение текста. Смерть Моисея трактуется как смерть ветхозаветной религии, уступившей свое место истинной религии – христианству, символизируемому новым предводителем, Иисусом Навином, который есть прообраз Иисуса Христа: «Теперь мы должны рассказать о смерти Моисея. Ибо если мы не понимаем, что означает смерть Моисея, то мы не сможем постичь и что значит власть Иисуса (Навина), то есть Иисуса (Христа). Если вы вспомните падение Иерусалима, запустение алтарей, прекращение жертвоприношений, всесожжении и возлияний, отсутствие священников, первосвященников, угасание служения левитов – когда вы увидите, что всему этому приходит конец, тогда говорите, что Моисей, раб Господень, скончался... Но когда вы видите обращение язычников к вере, строительство церквей, не алтари, окропленные кровью животных, но алтари, освященные кровью Христа, когда вы видите, что священники и левиты приносят в жертву не кровь быков и козлов, но Слово Божие благодатью Святого Духа, тогда скажите, что пришел на смену Моисею не Иисус, сын Навин, но Иисус, Сын Божий».

Иисус Навин как вождь и полководец Израиля.

Иисус Навин не был ни пророком, ни священником, но в то же время он представлен в Библии как наследник Моисея. В его задачу входило сплотить израильтян (или основную часть их) к моменту вступления их в западный Ханаан. Бог говорит ему: «Только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой...» (1:7). Иисус Навин требует, чтобы колена Рувима, Гада и часть колена Манассии, осевшие в Заиорданье, приняли участие в общем походе. Впоследствии эти колена проявляли стремление к религиозному и гражданскому сепаратизму. Еще до перехода Иордана Иисус отправляет лазутчиков в Иерихон – первый крупный город, стоящий на его пути. Их прячет у себя блудница Раав (Рахава) – представительница тех хананеев, которые приняли веру Израиля и впоследствии остались жить с народом Яхве (ср. Евр. 11:31). Раав вышла замуж за израильтянина, и из ее рода произошел царь Давид. Эта женщина – одна из четырех иноплеменниц, упомянутых в родословии Иисуса Христа (Мф. 1:5). Переправа через Иордан описана как чудо, подобное переходу через Чермное море. «И как только, – говорит Иисус Навин, – стопы ног священников, несущих Ковчег Господа, Владыки всей земли, ступят в воду Иордана, вода иорданская иссякнет, текущая же сверху вода остановится стеною» (3:13). И действительно, русло Иордана внезапно обнажилось «на большое расстояние». Святитель Кирилл Иерусалимский (Огласительные слова, Х, 11) указывал на прообразовательный смысл перехода народа Божия через Иордан. Река, служившая как бы священным рубежом земли обетованной, стала символом, связанным с новозаветными событиями. Св. Иоанн Предтеча сделал покаянное омовение (крещение) в иорданских водах знаком приготовления к приходу Царства Божия. Поход на Иерихон совершился из Галгала, первого религиозного центра израильтян. Там впервые на св. земле была отпразднована Пасха, и там, в знак закрепления верности Завету, Иисус Навин приказал совершить обряд обрезания, которым в пустыне стали пренебрегать.

Иерихон был одним из древнейших городов мира (первые жители переселились в нем более 7 тысяч лет назад). Он был разрушен неизвестными завоевателями около 2000 года до Р. Х. От времен Иисуса Навина в городе мало что сохранилось. В этом видят свидетельство его упадка к эпохе завоевания израильтянами. Отсюда «страх» иерихонцев перед нашествием. В окрестностях Иерихона Иисусу является таинственный «вождь воинства Господня». Это видение указывает, что Бог будет сопутствовать Израилю. Иерихон – город греха – должен пасть не от руки человека, а чудесным образом. Ангел повелевает Иисусу Навину, чтобы левиты обошли стены крепости с Ковчегом и трубили в трубы. Вождь выполняет повеление. На седьмой день, когда израильтяне обошли вокруг Иерихона семь раз и издали страшный крик, стены рухнули. Воины ринулись внутрь и полностью уничтожили город и всех его жителей. После Иерихона был разрушен город Гай (8), неизвестный по другим источникам город на востоке от Вефиля. Слово «гай» означает развалины. Некоторые археологи отождествляют историю его захвата с разрушением Вефиля, о падении которого Ис. Нав. не говорит. По данным раскопок, Вефиль был сожжен в конце XIII века.

После падения Иерихона основная масса израильтян сосредоточивается в Заиорданье и центральной, наименее населенной части Палестины. Религиозным центром Иисус Навин делает город Сихем, у гор Гевал и Гаризим. Проникновение в этот район происходит мирным путем. Некоторые историки полагают, что вокруг Сихема уже жили евреи. Именно здесь сооружается обще израильский жертвенник и сюда из Галгала переносят Ковчег (позднее святыня была перенесена в Силом; см. Ис. Нав. 18:1). В Сихеме складывается традиция возобновления Завета, описанная во Второзаконии (27 – 28). Вероятно, она была связана с необходимостью поддерживать религиозное единство разобщенных колен. Согласно Ис. Нав. 8:32, вождь велел начертать уставы Закона на каменных плитах в память о возобновлении Завета. Жители соседнего с Сихемом Гаваона, прибегнув к хитрости, сумели заключить с израильтянами союз. Они утаили, что живут в ближней области, и израильтяне, поверив им, нарушили свое правило, поклявшись жить с ними в мире. Позднее, когда обман раскрылся, гаваониты стали вассалами Израиля. Раскопки показали, что Гаваон и после Иисуса Навина сохранял свое положение богатого торгового города. Договор гаваонитов с израильтянами встревожил царей южной Палестины. Пятеро из них составляют коалицию во главе с царем Иерусалима и двигают войска на Гаваон. Гаваониты посылают гонцов к Иисусу и просят помощи. Быстрым ночным маршем Иисус ведет своих воинов к Гаваону и наносит сокрушительный удар армии аморреев.

Это сражение было воспето в древнеизраильских былинах, которые не дошли до нашего времени. Но отголоски их сохранились в книге Иисуса Навина. Там сказано о каменном граде, побившем аморреев, и остановившемся солнце. Автор книги приводит цитату из древнего эпоса (10:13). По мнению одних толкователей, слова Иисуса, обращенные к солнцу и луне, означали призыв к светилам "замереть", "остановиться" (евр. дам`ам), взирая на подвиги воинов Божиих (ср. Аввак. 3:11). Другие экзегеты считают, что здесь мы имеем дело с поэтическим образом, которыми насыщены древние гимны (ср. "звезды сражались с неба" Суд. 5:20). Могло ли в данном случае произойти реальное чудо? Естественно, что все силы природы находятся в руках Божиих, но, с другой стороны, Иисус, начавший бой в предрассветном сумраке, едва ли нуждался для победы в продлении дня. Битва при Гаваоне, скорее всего, описана языком героического эпоса со свойственными ему гиперболами, с помощью которых автор мог выразить основную мысль: Бог содействовал победе Иисуса. Вторым ударом израильтяне отразили натиск галилейской коалиции, во главе с царем Асора (евр. Хазор). Враги были разбиты у озера Мером, к северу от Генисарета, но победа была не столь полная, как рассказывает книга Иисуса Навина. Вскоре асорский царь восстановил свое могущество и на некоторое время (при Деворе и Вараке) подчинил себе северо-израильские колена.

Перед смертью Иисус Навин, как и Моисей, вновь потребовал от собрания старейшин Израиля принять решение и окончательно выбрать: склониться ли на сторону богов Ханаана или всецело посвятить себя единому Богу. Собрание выразило свою готовность хранить верность Богу, что и было торжественно засвидетельствовано в Сихеме. С тех пор такие собрания происходили в окрестностях города постоянно. Сихем стал центром формирования североизраильской Моисеевой традиции. Сказание о походах Иисуса Навина заканчивается словами: «И успокоилась земля от войны» (11:23). Но, как поясняет апостол, дело Иисуса Навина не было завершено. «Ибо, если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне» (Евр. 4:8). Этот другой день, день благословенного «покоя», полноты обетования Божия, предрекается в Псалме 94:11. Знаменательно, что Иисус Навин не оставил после себя преемника для всего Израиля. Единственным Властителем и Царем должен был быть отныне только Господь. Но такая свободная Теократия (Боговластие), действующая без принуждения, оказалась непосильной для народа. Об этом свидетельствует книга Судей.

Вопрос допустимости «священных войн».

Книга Иисуса Навина повествует о Священной войне Израильских колен против жителей Ханаана. Описания военных действий и бескомпромиссность израильтян по отношению к хананейским городам поражают своей жестокостью. Все жители и все имущество ханаанских городов предаются заклятию и подвергаются тотальному уничтожению. «В тот же день взял Иисус Макед, и поразил его мечом, и Царя его, и предал заклятию их, и все дышащее, что находилось в нем – никого не оставил, кто бы уцелел…» (Нав. 10:28). Вполне обоснованным может быть мнение, что события, описанные в книге, меньше всего соответствуют духу еврейской религии. Каковы же причины жестокости израильских колен по отношению к туземному населению?

Оценивая действия израильтян, нужно учитывать тот факт, что Израиль воевал не только и не столько за свои национальные интересы, а вел Священную войну против самых развращенных и морально деградировавших народов. Суть религии Ханаана составляли так называемые вакхические культы, при которых практиковались самые крайние виды извращений и разнузданности. Некоторые участники праздничных оргий опивались возбуждающими похоть напитками и, доходя до блудного исступления, совершали самооскопление. Духам, которым поклонялись хананеи, обычным было приносить в жертву детей. Огромное число обгорелых детских скелетов, зарытых в землю, замурованных в стенах и фундаментах, было обнаружено при раскопках в Ханаане. В местах культового поклонения практиковалась храмовая проституция.

Израильтяне явились своего рода очистительной и карательной бурей, ворвавшейся в тлетворную атмосферу суеверий и извращенности. Израиль смотрел на свои войны как на Священные войны Яхве, призванные искоренить с лица Земли Обетованной ханаанские мерзости. Это убеждение подкреплялось поразительными успехами, которые на первых порах сопровождали евреев. Особенный интерес и значение во всеобщей атмосфере беспощадной войны приобретают те исключения, о которых повествуется в книге Иисуса Навина. Хананеянке Раави была обещана милость. Возможно, что Раав (Рахав), упомянутая в родословной Евангелия от Матфея (Мф. 1:5), является той самой хананеянкой времен Иисуса Навина. В этом случае она стала праматерью израильского царя и пророка Давида, и праматерью Мессии Христа. Иисус Навин пощадил также и жителей Гаваона. С помощью хитрости они смогли заключить договор с Израилем.

Из книги Иисуса Навина и последующих библейских книг становиться очевидным, что завоевание Ханаана не стало тотальным истреблением хананеев. По всей вероятности евреи первоначально захватили лишь крупные центры и в течение столетий постепенно овладевали землей, ассимилируя местное население. Некоторые исследователи считают, что имело место крупномасштабное вхождение представителей других народов в из­раильскую общину. Учитывая всю сложность происхождения израильского народа, отмечают резкое увеличение его численности, которое, по его мнению, должно рассматриваться как нечто большее, чем биологический прирост. Биологические законы не допускают, чтобы семьдесят мужчин: (потомков сыновей Иакова) произвели столь большое потомство в рассматриваемый период. Считается, что во время исхода израильтяне представляли собой смешанный народ, толпу беглых рабов различного происхождения. Среди еврейских имен мы встречаем имена египетские. Жена Моисея была мадианитянкой, племя которой присоединилось к израильтянам в походе на Ханаан (Чис. 10); потомки мадианитян (кенеяне) продолжали жить среди народа Божия (Суд. 1:16). Халев, один из героев, и Гофониил, один из судей, были кенезеянами, представителями отличной от ветви Иакова, - ветви идумеян (Нав. 14; Суд. 3:9). В пустыне к израильтянам присоединилось большое количество людей, которые приняли закон Моисея и ассимилировались с народом Божиим.

Во времена Иисуса Навина израильтяне иногда следовали языческому обычаю войны на истребление («заклятие», «херем»), ссылаясь при этом на Бога. С точки зрения пророческого учения и Евангелия это ссылки были формой ложно понятого богословского тезиса, который приписывал Богу человеческие страсти. Вероятно, жестокие обычаи тех времен объясняются примитивным состоянием нравственности, что подтверждает и некое происхождение в развитии самого профетизма: если пророк Елисей вдохновлял Ииуя на насильственный переворот, то век спустя пророк Осия осуждает учиненное им насилие 1:4.

Заключение. Иисус Навин – вождь Израиля.

Иисус Навин возглавил израильтян, когда они, наконец, перешли Иордан и вступили в Ханаан с востока (около 1230 года до Р. Х.). Прямо перед ними находился укрепленный город Иерихон. Им предстояло овладеть землей, обещанной им Богом. Ханаан в те времена был разделен на множество мелких независимых государств, каждое из которых образовалось вокруг укрепленного города – резиденции правителя. Первой задачей Иисуса Навина было взять Иерихон, занимавший важное стратегическое положение. Как показывают современные раскопки, Иерихон уже к тому времени был необычно древним городом.

Внимательное прочтение текстов Священного Писания Ветхого Завета одновременно с изучением других источников привело ученых к признанию того факта, что завоевание Израилем Ханаана не осуществлялось по единому, детальному и заранее продуманному плану. Ханаанские земли завоевывались постепенно, посредством перехода местных жителей на сторону израильской армии. Это относительно мирный процесс, который длился несколько столетий и достиг апогея в период царствования Давида. До этого большая часть городов, окруженных крепостными стенами, находились в руках ханаанцев. Даже если эти города и захватывались – как, например, Хазор (Ис. Нав. 11), - израильтяне не использовали их в военных целях; первым подобным случаем стал захват Давидом Иерусалима. Тем не менее, в этот период часто происходили неизбежные военные столкновения с местным населением и воинственно настроенными конкурентами, такими как народ Мадиана. Судя по описаниям (Нав. 10 – 11), военные кампании Иисуса Навина представляли собой вылазки мобильных воинских соединений, которые продвигались в западном направлении и в случае необходимости объединялись для обеспечения военного перевеса в сражениях на открытых пространствах между городами-крепостями.

Иисус Навин победил ханаанейских царей, разрушил важнейшие города страны и множества мест, где хананеи отправляли свой религиозный культ. Хотя завоевание еще не было завершено, евреи уже могли начать заселение страны. Различные территории были распределены по жребию между израильскими коленами. Евреи так никогда и не добились полного успеха. В стране оставались постоянно беспокоившие их враги, а сами израильтяне очень часто перенимали образ жизни хананеев и поклонялись их божествам. Впрочем, евреям удалось одержать еще несколько выдающихся побед (как, например, победы, одержанные коленом Иуды) и они повсеместно переходили к оседлой жизни. Ханаан превратился в землю Израильскую.

Приложение. Краткий комментарий к Ветхому Завету. / Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1989. С. 1887. Крывелев И. А. Книга о Библии. Научно-популярные очерки. / И. А. Крывелев. - [Электронный ресурс]. - Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

См.: Мень А. Опыт курса по изучению Священного Писания. Ветхий Завет. / А. Мень. – М., 2000.Т. I. § 26;Приложение. Краткий комментарий к Ветхому Завету. / Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1989. С. 1887.

Приложение. Краткий комментарий к Ветхому Завету. / Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1989. С. 1888.

Цит. по Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. / И. Мейендорф. – Клин: Христианская жизнь, 2001. - [Электронный ресурс]. - Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). Библейская энциклопедия / пер. Российского библейского общества. – М.: Российское Библейское Общество, 2002. С. 320.

Всемирная энциклопедия: Мифология / Гл. ред. М. В. Адамчик: гл. науч. ред. В. В. Адамчик. – Минск: Современный литератор, 2004. С. 329.

Библейская энциклопедия / пер. Российского библейского общества. – М.: Российское Библейское Общество, 2002. С. 321.

Иерей Максим Мищенко

Овладение Ханааном

Переход через Иордан

Падение стен Иерихона

Победа над Хананеями

Остановка солнца

Поселение колен по уделам

Иисус Навин происходил из колена Ефраима (чис. 13:18). Его имя «Иисус» применяемое в русском переводе, имеет греческую форму. Итак, как он ввел народ израильский в обетованную землю, то его можно считать прототипом великого вождя. Который теперь ведет свой народ в обетованную страну на небесах.

Иисус навил был близким сотрудником Моисея во все годы 40 летнего странствования по пустыне. Он был с Моисеем на горе божьей, Синае (исх. 24:13). Он был в числе 12 соглядатаев (чис. 13:8,16). Иосиф Флавий говорит, что Иисус павий был 85 лет, когда он заступил Моисея. Шесть лет потребовалось Иисусу Навину покорить землю, а остальные годы своей жизни он провел в царствовании и в распределении земли по уделам 12 колен. Иисус павий правил в Израиле 25 лет. Он умер в возрасте 110 лет и погребен в Фамнаф-Сараи, на горе Ефремовой. Иисус павий был славным вождем, имел дисциплинированную армию, посылал соглядатаев, но молился и уповал на Бога.

Археологическая заметка

О имени Иисуса Навина. В дощечках Амарны, написанных в то время из палестины фараону в Египте, о поражении царя пеплы, содержатся следующие слова: «спроси Вениамина, спроси Тадуа, спроси Иисуса Навина».

Величественная глава. У Израиля была книга. Она была лишь частицей божьего слова, которое мы имеем теперь. О, как это важно! Божье строгое предупреждение для Иисуса Навина в начале его грандиозных достижений состояло в том, чтобы быть весьма точным в соблюдении божьего слова, записанного в книге. Иисус

Навин соблюдал божьи повеления, поэтому феноменальным успехом. Какой великий в руководителей христианской церкви!

Глава 2.

Два соглядатая и Раав

Бог благословил его этом урок для всех

Раав слыхала о чудесах, происходивших в Израиле и пришла к убеждению, что Бог израильтян был истинным Богом (10,11). Когда она встретилась с соглядатаями, она рискнула стать на стороне израильтян и их Бога.

Может быть она и не была таковой, как ее называли-»блудницей». Она жила среди людей низкой морали. Хананейские женщины были публичными блудницами. Ее занятие среди людей, с которыми она жила, считалось почетным, а не унизительным, как считается в наше время.

Раав была замужем за израильтянином по имени Салмоном (Матф. 1:5). У Халева был сын по имени салма (1 пар. 2:51). Возможно, что это тот самый Салмон. Если это так, то через брак он породнился со знатной семьей в Израиле. Раав таким образом стала потомсвенницей Вооза, Давида и Иисуса Христа. Ее имя упоминается в списке героев веры (евр. 11:31).

Археологическая заметка

Дом Раавы в городской стене (2:15). В Иерихоне строились жилые дома в городской стене (см. След. Стр.).

Глава 3.

Переход через Иордан

Когда несущие ковчег завета приблизились к берегу Иордана, воды Иордана остановились течь и стали стеною на большом расстоянии до города Адама. Город Адам был расположен в 26 км на север. Ниже города Адама вода ушла в мертвое море и в песчаное дно реки, которое стало достаточно сухим для перехода. Около города Адама, Иордан течет между крутых глинистых берегов, высотой в 13 метров. Берега эти иногда обваливаются в воду. В 1927 году, во время землетрясения в этой части страны, произошел большой обвал этих берегов, который задержал течение Иордана почти на сутки. Возможно, что господь применил подобные явления, чтобы «остановить» воды Иордана для Иисуса Навина и израильского народа. Во всяком случае, происшедшее было великим божьим чудом, сильно устрашившим Хананеев, которые уже до этого были сильно перепуганы (5:1).

1400 лет позже Иисус Христос крестился в реке Иордане у того места, где Иисус павий переходил Иордан.

Глава 4.

Камни памятники

Господь повелел поставить два памятника из камней: один на восточном берегу реки, где стоял ковчег завета (9), а другой на западной стороне реки в Галгале (4:20), чтобы последующие поколения Израиля не забыли события и места этого чуда.

Празднование пасхи

Наконец, достигнув обетованной земли, на четвертый день после перехода через Иордан, израильтяне праздновали пасху (4:19; 5:10). На следующий день после пасхи манна перестала падать с неба (5:12). Для охраны своего народа господь послал таинственного вождя с армией, что весьма ободрило Иисуса Навина в его дальнейшим служении (5:13-15).

Глава 6.

Покорение Иерихона

Покорение Иерихона произошло непосредственным проявлением божьей силы для того, чтобы воодушевить израильтян с самого начала их борьбы с сильнейшими за них народами. Семь дней они обходили Иерихон со священниками, ковчегом завета и трубным звуком. А свыше над ними был вождь воинства господня (5:14), который в назначенное время на седьмой день, при звуке трубы и восклицаний народа разрушил стены Иерихона.

Город был предан заклятию и проклятие было произнесено на всякого, кто решится восстановить город (26, см. 3 царств 16:34).

Иерихон был расположен в 10 км от Иордана, а Галгал, главная квартира Иисуса Навина, на полпути между Иерихоном и Иорданом.

Стены Иерихона окружали город, который занимал площадь в 3 гектара. это была внешняя крепость города, вокруг которой жило много людей.

Новозаветный Иерихон расположен 2 км южнее от развалин старого города. А теперешняя Деревня Иерихон расположена 2 км на юго-восток.

Археологическая заметка

Д-р джон Гарстанг, директор британской археологической школы в Иерусалиме и отдела древностей палестинского правительства, производил раскопки Иерихона в 1929-36 годах. Он обнаружил черепки и скарабей, доказывающие разрушения города около 1400 лет до р.х., совпадающее со временем Иисуса Навина и со многими другими открытиями, доказывающими библейский рассказ разрушения Иерихона.

«и обрушилась стена города до своего основания» (19). Д-р Гарстанг обнаружил, что стена города «обрушилась», упала плашмя. Иерихонская стена была двойной, с проходом между стенами в 5 м

Рисунок 38. Развалины древнего Иерихона. На снимке видны стены

Старого города. Фото Матсона.

Рисунок 39. Аэросъемка холмов древнего Иерихона. Снизу

Иерихонская равнина. Фото Матсона.

Шириной. Наружная стена была в 2 м толщиной, а внутренняя 4 м толщиной и 10 м высотой. Стены были построены на не весьма прочном фундаменте из кирпичей в 10 см толщиной и 1/2 м длиной, скрепленных грязью. Обе стены соединялись надстройкой жилых домов сверху стен, в том числе и дом Раавы в «стене». Д-р Гарстанг обнаружил, что наружная стена упала наружу и свалилась в овраг, потянув за собой внутреннюю стену с жилыми постройками, так как связь кирпичей здесь была тоньше. Основание дворцовой стены в четыре ряда камней устояло с сильным уклоном наружу. Д-р Герстанг думает, что стены Иерихона были сильно потрясены землетрясением, (признаки которого весьма очевидны), способом, который Бог мог употреблять во всякое время.

«а город и все, что в нем, сожгли огнем» (23). Раскопки показали сильные признаки пожарища и разрушения. Он еще обнаружил в раскопках слои угля и золы от разрушения стен огнем. Сильно пострадала от огня внешняя стена. Жилые дома около стен были разрушены до основания. Нижний слой земли был перемешан с обгорелым мусором, в котором были ямы с белой золой, покрытые слоем свалившегося красного кирпича.

«но вы берегитесь заклятого» (17). Д-р Гарстанг открыл под золой и павшими стенами развалины кладовых, с обильным запасом провианта: пшеницы, ячменя, чечевицы, фиников и других продуктов, которые от сильной температуры превратились в уголь, нетронутые и неупотребляемые. Все это служит доказательством того, что победители воздержались от пользования этими запасами.

Глава 7,8.

Падение Гайя и Вефиля

Около Гайя израильтяне потерпели ужасное поражение по причине преступления Ахана. Скоро после чудесного перехода через

Иордан и взятия Иерихона, поражения у Гайя было весьма неприятным переживанием для Израиля. Здесь они получили поучительный урок. Бог их не оставил, но он хотел научить их покорности.

Археологическая заметка

Вефиль. Из слов в 8:9,12 видно, что следующая битва была за оба города: гай и Вефиль, 8:28* 12:9,16 и что оба города были разрушены. Расстояние между ними было всего 2 км.

Вефильский (Бейтанский) курган был раскопан в 1934 году Каильской мемориальной экспедицией, под обоюдным руководством американской школы в Иерусалиме и Ксенийской теологической семинарией в Питсбурге, под руководством в.ф. Албрайта. Они обнаружили, что разрушение города совпадает со временем инвазии Иисуса Навина, которая сопровождалась сильным пожаром и «сильной битвой». Обнаружены были целые глыбы павших и обгорелых стен, толщиной в 2 м из красного кирпича, черной золы из перегоревшей земли и других обгорелых отбросов. Нигде в других местах палестины, говорит Албрайт, он не видел такого великого пожарища.

Глава 8:30-35.

Повторение закона у горы Гевала

Моисей дал это повеление (втер. 27). Сихем был в центре долины неописуемой красоты, между горой Галгалом и горой Гаризимом. Здесь Авраам 600 лет до этого соорудил свой первый жертвенник. На этом месте Иисус павий в торжественной обстановке прочитал книгу закона для израильского народа.

Главы 9,10.

Иисус павий повелевает солнцу и луне

Остановиться

Гаваец был расположен в 16 км на северо-восток от Иерусалима и считался одним из больших городов земли (10:2). Гаваонитяне, перепуганные падением Иерихона и Гайя, поспешили поработить себя израильтянам. Событие это возбудило царей Иерусалима, Хеврона, Иармуфа, Лахиса и Еглона выйти на войну с Гаваоном. Иисус лавин выступил со своим войском в защиту Гаваона. В результате произошла эта известная битва около Гаваона и Вефорона, где солнце стояло целый день. Каким образом остановилось солнце, нам не известно. Некоторые думают, что мы в то время потеряли один календарный день. Так или иначе, день был продлен чудодейственным образом для того, чтобы Иисус Навин закончил победное поражение врагов.

Археологические заметки разрушение Лахиса и Давира упоминаются в 10:32,39.

Лахис. Археологическая экспедиция Велкома в (1931-) обнаружила в Лахисе большой слой золы времени Иисуса Навина.

Давир (Кериаф-Иарим, Тель бейт мирзам). В этих городах объединенная экспедиция Ксенийской семинарии и американской школы в Иерусалиме в 1926-28 гг. Обнаружила глубокий слой золы, деревянного угля и извести, с признаками сильного огня и с другими доказательствами культуры, относящимися к времени

Иисуса Навина. Нижний слой относился ко временам Хананеев, а верхний ко временам израильтян.

Глава 11.

Поражение северных царей

Во время Вефоронской битвы, при которой остановилось солнце, Иисус павий разбил царей южных. А теперь победа над царями северными у Мерома дала ему возможность покорить всю палестину.

Три великих чуда причинялись к этой победе: переход через Иордан, падение стен Иерихона и остановка солнца. Все эти чуда были проявлением божьей силы.

Археологическая заметка

Асор. «а асор он сжег огнем» (11:11). Гарстанг обнаружил во время раскопок Асора золу этого огня и много черепков, как доказательство этого пожара в 1400 году до р.х.

В письменах Амарны, адресованных фараону в 1380годудо р.х. Египетским посланником из севера палестины, говорится: «да воспомянёт, мой господин царь, что Асор и его цари пережили».

Остатки золы и развалины городов подтверждают повествование библии о покорении Иисусом Навином палестины и ее городов, как Иерихона, Лахиса, Вефиля, Давира, Асора и других.

Глава 12.

Перечисление пораженных царей

Всех пораженных царей, упомянутых в главе 12 было 31. В общем, вся Палестина была покорена Израильтянами(10:40; 11:23:21:43). Все же в некоторых местах продолжали жить Хананеи (13:2-7;15:63, 23:4; суд. 1:2,21,27,29,30,31,33,35). После смерти Иисуса Навина эти языческие народы причинили много зла израильтянам. Земли филистимлян, Сидонян и ливанские оставались непокоренными.

Главы 13 до 22.

Раздел земли по уделам

Карта на следующей странице показывает приблизительное расположение Ханаанских народов и раздел земли между 12 колен Израиля. В Палестине было 6 городов убежища (гл. 20 и втер. 19) и 40 городов для левитов, Включая 13 для священников (21:19). Жертвенник у реки Иордана (гл. 22) был символом национального единства народа, который был разделен рекой Иорданом.

Главы 23,24.

Прощальное слово Иисуса лавина

Иисус павий получил из рук Моисея писанный божий закон (1:8). К этой книге он добавил еще свою книгу (24:26). Он очень разумно Иисуса Навина

Пользовался «книгами», подобно Моисею (втер. 31). Он вписал в «книгу» раздел земли (18:9). Он читал для народа «книгу» Моисея (8:34). У горы Галгала он написал «на камне список с закона Моисея» (8:32).

Хананеяне

Хананеянами назывались все жители палестины. В более строгом смысле этого слова название это применялось к жителям Ездрилонской равнины. Амореями иногда назывались все жители, в особенности народы, живущие на западной стороне мертвого моря, покорившие восточную сторону Иордана, изгнав аммонитян. Ферезеи и Иевусеи заселяли южные горы.

Евой и Хеттеи были рассыпаны сильными группами от бывшего сильного северного царства, столицей которого был кархемис и занимали ливанский район. Гергесеи, полагают, жили восточнее галилейского моря. Государственные границы между этими народами были неустойчивыми, так что в разное время они занимали разные места.

Религия хананеев

Главным божеством Хананеев был Ваал. Ашторет, жена Ваала, была главной богиней. Она считалась матерью всякого плодородия. Вавилоняне называли ее иштар, а греки и римляне называли ее Астартой. Ваалы, множественное число от Ваала, были изображениями Ваала. То же самое было и с Астартами. Часто священный столб, камень и пень дерева был символом божества Астарты (втер. 16:21,22). Обычно храмы Ваала и Астарты были вместе. Храмовые жрицы были Проститутками. А в содоме, мужчины были в роли проституток при храмах. Поклонение Ваалу, Астарте и другим Хананейским божествам сопровождалось при самых низких и греховных оргиях и храмы эти были Притонами всякой мерзости.

Археологические заметки

Бог дал израильскому народу определенное повеление уничтожить или изгнать хананеев (втер. 7:2,3). Иисус Навин принялся за это дело с великим усердием и Бог, проявлением великих чудес, помогал ему в этом. На самом деле сам Бог побеждал за них.

В раскопках около Гезера, Макалистер, представитель палестинского исследовательского фонда, в 1904-9 годах, в ханаанской страте, перед овладением израильтянами палестины в 1500 году до р.х., нашел развалины «высот», храма, в котором совершалось поклонение Ваалу и богине Астарте. «Высоты» эти занимали площадь 45 на 35 м, окруженную стеной, где совершались религиозные празднования. В стенах были замурованы 10 грубых столбов, размером 1,5 на 3 м, перед которыми совершались жертвоприношения.

В развалинах под этими «высотами», Макалистер обнаружил множество горшков с останками детских костей, которые приносились в жертву Ваалу. Место это предоставляло из себя детское кладбище.

Другой ужасный обычай назывался «жертвоприношением на основания». Когда заканчивалась постройка нового дома, то в жертву Ваалу приносился младенец, тело которого позже замуровывалось в стену для счастья всех живущих в доме. Многие из этих детей были обнаружены в Гезере, а также и в Мегиддо и других местах. (о жертвоприношении младенцев см. Стр. 206).

Также под развалинами этих «высот», Макалистер обнаружил большое количество стенных украшений Астарты с грубо изображенными сексуальными органами для разжигания плотских страстей.

Так Хананеяне своими неморальными обычаями проводили свои религиозные богослужения перед идолами и приносили первородных младенцев в жертву этим божествам.

Из этого видно, что большая часть палестины представляла из себя содом и Гоморру в большом национальном масштабе.

Можно ли удивляться тому, что Бог повелел израильтянам уничтожить Хананеян? Имела ли право такая мерзкая и низкая культура на существование? Здесь содержится один из исторических примеров божьего правосудия над нечестием всей страны.

Многие археологи, ведущие раскопки в Ханаане, удивляются тому, что Бог не уничтожил этот народ гораздо раньше.

Божье повеление уничтожить Хананеев, кроме божьего правосудия и воздаяния за их нечестие, состояло еще в том, чтобы предохранить израильтян от идолопоклонства с его мерзкими обычаями. Бог избрал израильский народ для одной определенной цели, чтобы от них произвести Христа и показать всему человечеству, что в мире есть один истинный и живой Бог. Когда Израиль впадал в идолопоклонство, то этим аннулировалась всякая цель его национального существования. Уничтожение идолопоклонства во всей стране было мерой божьей предосторожности для Израиля. Иисус павий сделал в Израиле хорошее начало. Если бы только израильтяне продолжали такой образ жизни, то о многом можно было бы сказать в наше время иначе.

Иисус Навин (Иехошуа бин-Нун) – наследник Моисея, лично назначенный им (Втор. 31:1 – 8; 34:9), харизматический вождь израильтян в период завоевания ими Ханаана после выхода из Египта. Имя «Иехошуа» означает Яхве-спасение. Это имя, родственное по смыслу именам «Осия» и «Исайя», носило несколько ветхозаветных лиц. По повелению Божию оно было дано и Тому, Кто явился истинным Спасителем мира (Лк. 1:31). Иисуса Навина избрали предводителем израильского войска еще в пустыне. Из двенадцати лазутчиков, побывавших по приказу Моисея в Ханаане, только Иисус и Халев верили, что израильтяне смогут с Божьей помощью завоевать эту страну. Бог наградил их за веру. Из всех родившихся в Египте евреев лишь они двое вошли в Ханаан. Иисус Навин происходил из колена Ефремова и носил первоначально имя Осии, но переименован был Моисеем в Иисуса в знак того, что он спасет народ от бедствий странствования в пустыне и введет в Землю Обетованную. Уже при самом вступлении в пустыню, по выходе из Египта, он своей храбростью избавил народ от нападения амаликитян (Исх. 17) и затем в течение всего странствования был главным помощником Моисея, пока к нему не перешла вся власть. Книга Чисел (13 – 14) и книга Иисуса Навина (10:6 – 14) говорят, что, подобно воинам, чьи подвиги описывает книга Судей, преданность Иисуса военному ремеслу носила религиозный характер. До установления монархии Давида институт «священной войны» был одним из столпов общественной и религиозной жизни Израиля; война была делом добровольцев, освященным религией. Подобно воинам из книги Судей, Иисус Навин был вдохновенным бойцом, надеющимся, что и Сам Яхве сражается за Израиль.

Книга Иисуса Навина как историческое свидетельство.

Книга Иисуса Навина названа так по имени главного ее героя – ефремлянина Иисуса Навина. Некоторые древние экзегеты считали самого Иисуса автором книги, носящей его имя, но теперь большинство библеистов вернулись к мнению бл. Феодорита, который утверждал, что эта книга «написана кем-то другим, жившим позднее» (Толкование на Ис Нав). Она помещена вслед за Пятикнижием Моисея, и расположена в теснейшей связи с ним и составлена как бы в роли его продолжения, так что некоторые ученые критики (Дильман) прямо относят его к этой группе библейских книг, которую они вследствие этого называют Шестикнижием. Здесь рассказывается история перехода евреев через Иордан и последовавшего затем завоевания Ханаана. Важнейшие моменты этой истории связаны с непосредственным вмешательством Яхве в ход событий. Через Иордан евреи переходят, как по суху, потому что Яхве остановил его течение и вся вода стала стеной, обнажив дно реки. Неприступные стены Иерихонской крепости сами падают от трубных звуков и громких криков осаждающих. Победа следует за победой, пока, наконец, весь Ханаан не оказывается в руках евреев. Казалось бы, со стороны Яхве все условия завета выполнены: он отдал евреям не только самую страну обетованную ("обещанную"), но и все имущество ее жителей. Люди, однако, продолжают нарушать завет. После смерти Иисуса Навина евреи были верны Яхве только до тех пор, пока были живы люди, помнившие историю завоевания Ханаана.

Книга Иисуса Навина делится на три части: первая (1 – 12) посвящена падению Иерихона, Завету в Сихеме и двум основным военным походам Иисуса Навина; вторая (13 – 21:42) говорит о разделе св. земли между коленами; третья (21,43 – 24,36) повествует о последних днях жизни Иисуса Навина. Основанная на ранних сказаниях, книга была составлена в тот период, когда ханаанское население уже смешалось с израильским и когда народ, обличаемый пророками, раскаялся в уступках язычеству. Требование Второзакония – бескомпромиссно относиться к идолопоклонству – определяет характер всей книги Иисуса Навина. Она изображает заселение Палестины в виде «браней Господних», при которых исход сражений решает не столько мужество воинов, сколько небесная помощь. Стены Иерихона рушатся от звука труб, на хананеев падает каменный град, останавливается солнце. Походы Иисуса Навина представлены как триумфальный захват всей земли с последующим разделом ее между коленами. Однако книга Судей (особенно 1:3) рисует иную картину. Израильтяне лишь медленно и с трудом просачиваются в некоторые области. Они продолжают жить бок о бок с ханаанеями, заключают с ними браки и союзы – откуда постоянная угроза языческого влияния (Суд. 3:5-6). Связь между коленами лишена прочности. Большинство из них действует на свой страх и риск. Заметим, что и сама книга Иисуса Навина говорит в основном о двух его военных кампаниях – против коалиции южных аморрейских городов и северных ханаанских. Освоение различных областей осуществлялось посредством завоевания или мирного проникновения или заключения союзов с тогдашними владельцами страны. Историческая роль Иисуса Навина в занятии Палестины с момента перехода через Иордан до собрания в Сихеме не подвергается сомнению. Принимая 1250 год за приблизительную дату Исхода, можно наметить следующую хронологию: вступление южных групп около 1250 года, занятие центральной Палестины группами, пришедшими из-за Иордана – начиная с 1225 года, экспансия северных групп около 1200 года до Р. Х.

Духовный смысл книги определяется двумя основными положениями: подобно исходу, утверждение Израиля в Ханаане было промыслительным деянием Божиим. Воля Господня заключалась в том, чтобы отдать эту землю ветхозаветной Церкви при условии ее верности Творцу. Дар Божий не легко получить тем, кто остается пассивным. Израиль должен был собрать все свои силы, чтобы одолеть стоящие на его пути препятствия. В этом призыве к активности, без которой дар Божий останется недосягаемым, св. Отцы видели прообраз вхождения в Царство Божие, которое требует "усилий" (Мф. 11:12). Знамения, сопровождавшие покорение св. земли, означают небесную поддержку тем, кто борется. Вот пример прекрасной, но несколько искусственной аллегории древнего учителя Церкви Оригена, отбрасывающей буквальное, историческое значение текста. Смерть Моисея трактуется как смерть ветхозаветной религии, уступившей свое место истинной религии – христианству, символизируемому новым предводителем, Иисусом Навином, который есть прообраз Иисуса Христа: «Теперь мы должны рассказать о смерти Моисея. Ибо если мы не понимаем, что означает смерть Моисея, то мы не сможем постичь и что значит власть Иисуса (Навина), то есть Иисуса (Христа). Если вы вспомните падение Иерусалима, запустение алтарей, прекращение жертвоприношений, всесожжении и возлияний, отсутствие священников, первосвященников, угасание служения левитов – когда вы увидите, что всему этому приходит конец, тогда говорите, что Моисей, раб Господень, скончался... Но когда вы видите обращение язычников к вере, строительство церквей, не алтари, окропленные кровью животных, но алтари, освященные кровью Христа, когда вы видите, что священники и левиты приносят в жертву не кровь быков и козлов, но Слово Божие благодатью Святого Духа, тогда скажите, что пришел на смену Моисею не Иисус, сын Навин, но Иисус, Сын Божий».

Иисус Навин как вождь и полководец Израиля.

Иисус Навин не был ни пророком, ни священником, но в то же время он представлен в Библии как наследник Моисея. В его задачу входило сплотить израильтян (или основную часть их) к моменту вступления их в западный Ханаан. Бог говорит ему: «Только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой...» (1:7). Иисус Навин требует, чтобы колена Рувима, Гада и часть колена Манассии, осевшие в Заиорданье, приняли участие в общем походе. Впоследствии эти колена проявляли стремление к религиозному и гражданскому сепаратизму. Еще до перехода Иордана Иисус отправляет лазутчиков в Иерихон – первый крупный город, стоящий на его пути. Их прячет у себя блудница Раав (Рахава) – представительница тех хананеев, которые приняли веру Израиля и впоследствии остались жить с народом Яхве (ср. Евр. 11:31). Раав вышла замуж за израильтянина, и из ее рода произошел царь Давид. Эта женщина – одна из четырех иноплеменниц, упомянутых в родословии Иисуса Христа (Мф. 1:5). Переправа через Иордан описана как чудо, подобное переходу через Чермное море. «И как только, – говорит Иисус Навин, – стопы ног священников, несущих Ковчег Господа, Владыки всей земли, ступят в воду Иордана, вода иорданская иссякнет, текущая же сверху вода остановится стеною» (3:13). И действительно, русло Иордана внезапно обнажилось «на большое расстояние». Святитель Кирилл Иерусалимский (Огласительные слова, Х, 11) указывал на прообразовательный смысл перехода народа Божия через Иордан. Река, служившая как бы священным рубежом земли обетованной, стала символом, связанным с новозаветными событиями. Св. Иоанн Предтеча сделал покаянное омовение (крещение) в иорданских водах знаком приготовления к приходу Царства Божия. Поход на Иерихон совершился из Галгала, первого религиозного центра израильтян. Там впервые на св. земле была отпразднована Пасха, и там, в знак закрепления верности Завету, Иисус Навин приказал совершить обряд обрезания, которым в пустыне стали пренебрегать.

Иерихон был одним из древнейших городов мира (первые жители переселились в нем более 7 тысяч лет назад). Он был разрушен неизвестными завоевателями около 2000 года до Р. Х. От времен Иисуса Навина в городе мало что сохранилось. В этом видят свидетельство его упадка к эпохе завоевания израильтянами. Отсюда «страх» иерихонцев перед нашествием. В окрестностях Иерихона Иисусу является таинственный «вождь воинства Господня». Это видение указывает, что Бог будет сопутствовать Израилю. Иерихон – город греха – должен пасть не от руки человека, а чудесным образом. Ангел повелевает Иисусу Навину, чтобы левиты обошли стены крепости с Ковчегом и трубили в трубы. Вождь выполняет повеление. На седьмой день, когда израильтяне обошли вокруг Иерихона семь раз и издали страшный крик, стены рухнули. Воины ринулись внутрь и полностью уничтожили город и всех его жителей. После Иерихона был разрушен город Гай (8), неизвестный по другим источникам город на востоке от Вефиля. Слово «гай» означает развалины. Некоторые археологи отождествляют историю его захвата с разрушением Вефиля, о падении которого Ис. Нав. не говорит. По данным раскопок, Вефиль был сожжен в конце XIII века.

После падения Иерихона основная масса израильтян сосредоточивается в Заиорданье и центральной, наименее населенной части Палестины. Религиозным центром Иисус Навин делает город Сихем, у гор Гевал и Гаризим. Проникновение в этот район происходит мирным путем. Некоторые историки полагают, что вокруг Сихема уже жили евреи. Именно здесь сооружается обще израильский жертвенник и сюда из Галгала переносят Ковчег (позднее святыня была перенесена в Силом; см. Ис. Нав. 18:1). В Сихеме складывается традиция возобновления Завета, описанная во Второзаконии (27 – 28). Вероятно, она была связана с необходимостью поддерживать религиозное единство разобщенных колен. Согласно Ис. Нав. 8:32, вождь велел начертать уставы Закона на каменных плитах в память о возобновлении Завета. Жители соседнего с Сихемом Гаваона, прибегнув к хитрости, сумели заключить с израильтянами союз. Они утаили, что живут в ближней области, и израильтяне, поверив им, нарушили свое правило, поклявшись жить с ними в мире. Позднее, когда обман раскрылся, гаваониты стали вассалами Израиля. Раскопки показали, что Гаваон и после Иисуса Навина сохранял свое положение богатого торгового города. Договор гаваонитов с израильтянами встревожил царей южной Палестины. Пятеро из них составляют коалицию во главе с царем Иерусалима и двигают войска на Гаваон. Гаваониты посылают гонцов к Иисусу и просят помощи. Быстрым ночным маршем Иисус ведет своих воинов к Гаваону и наносит сокрушительный удар армии аморреев.

Это сражение было воспето в древнеизраильских былинах, которые не дошли до нашего времени. Но отголоски их сохранились в книге Иисуса Навина. Там сказано о каменном граде, побившем аморреев, и остановившемся солнце. Автор книги приводит цитату из древнего эпоса (10:13). По мнению одних толкователей, слова Иисуса, обращенные к солнцу и луне, означали призыв к светилам "замереть", "остановиться" (евр. дам`ам), взирая на подвиги воинов Божиих (ср. Аввак. 3:11). Другие экзегеты считают, что здесь мы имеем дело с поэтическим образом, которыми насыщены древние гимны (ср. "звезды сражались с неба" Суд. 5:20). Могло ли в данном случае произойти реальное чудо? Естественно, что все силы природы находятся в руках Божиих, но, с другой стороны, Иисус, начавший бой в предрассветном сумраке, едва ли нуждался для победы в продлении дня. Битва при Гаваоне, скорее всего, описана языком героического эпоса со свойственными ему гиперболами, с помощью которых автор мог выразить основную мысль: Бог содействовал победе Иисуса. Вторым ударом израильтяне отразили натиск галилейской коалиции, во главе с царем Асора (евр. Хазор). Враги были разбиты у озера Мером, к северу от Генисарета, но победа была не столь полная, как рассказывает книга Иисуса Навина. Вскоре асорский царь восстановил свое могущество и на некоторое время (при Деворе и Вараке) подчинил себе северо-израильские колена.

Перед смертью Иисус Навин, как и Моисей, вновь потребовал от собрания старейшин Израиля принять решение и окончательно выбрать: склониться ли на сторону богов Ханаана или всецело посвятить себя единому Богу. Собрание выразило свою готовность хранить верность Богу, что и было торжественно засвидетельствовано в Сихеме. С тех пор такие собрания происходили в окрестностях города постоянно. Сихем стал центром формирования североизраильской Моисеевой традиции. Сказание о походах Иисуса Навина заканчивается словами: «И успокоилась земля от войны» (11:23). Но, как поясняет апостол, дело Иисуса Навина не было завершено. «Ибо, если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне» (Евр. 4:8). Этот другой день, день благословенного «покоя», полноты обетования Божия, предрекается в Псалме 94:11. Знаменательно, что Иисус Навин не оставил после себя преемника для всего Израиля. Единственным Властителем и Царем должен был быть отныне только Господь. Но такая свободная Теократия (Боговластие), действующая без принуждения, оказалась непосильной для народа. Об этом свидетельствует книга Судей.

Вопрос допустимости «священных войн».

Книга Иисуса Навина повествует о Священной войне Израильских колен против жителей Ханаана. Описания военных действий и бескомпромиссность израильтян по отношению к хананейским городам поражают своей жестокостью. Все жители и все имущество ханаанских городов предаются заклятию и подвергаются тотальному уничтожению. «В тот же день взял Иисус Макед, и поразил его мечом, и Царя его, и предал заклятию их, и все дышащее, что находилось в нем – никого не оставил, кто бы уцелел…» (Нав. 10:28). Вполне обоснованным может быть мнение, что события, описанные в книге, меньше всего соответствуют духу еврейской религии. Каковы же причины жестокости израильских колен по отношению к туземному населению?

Оценивая действия израильтян, нужно учитывать тот факт, что Израиль воевал не только и не столько за свои национальные интересы, а вел Священную войну против самых развращенных и морально деградировавших народов. Суть религии Ханаана составляли так называемые вакхические культы, при которых практиковались самые крайние виды извращений и разнузданности. Некоторые участники праздничных оргий опивались возбуждающими похоть напитками и, доходя до блудного исступления, совершали самооскопление. Духам, которым поклонялись хананеи, обычным было приносить в жертву детей. Огромное число обгорелых детских скелетов, зарытых в землю, замурованных в стенах и фундаментах, было обнаружено при раскопках в Ханаане. В местах культового поклонения практиковалась храмовая проституция.

Израильтяне явились своего рода очистительной и карательной бурей, ворвавшейся в тлетворную атмосферу суеверий и извращенности. Израиль смотрел на свои войны как на Священные войны Яхве, призванные искоренить с лица Земли Обетованной ханаанские мерзости. Это убеждение подкреплялось поразительными успехами, которые на первых порах сопровождали евреев. Особенный интерес и значение во всеобщей атмосфере беспощадной войны приобретают те исключения, о которых повествуется в книге Иисуса Навина. Хананеянке Раави была обещана милость. Возможно, что Раав (Рахав), упомянутая в родословной Евангелия от Матфея (Мф. 1:5), является той самой хананеянкой времен Иисуса Навина. В этом случае она стала праматерью израильского царя и пророка Давида, и праматерью Мессии Христа. Иисус Навин пощадил также и жителей Гаваона. С помощью хитрости они смогли заключить договор с Израилем.

Из книги Иисуса Навина и последующих библейских книг становиться очевидным, что завоевание Ханаана не стало тотальным истреблением хананеев. По всей вероятности евреи первоначально захватили лишь крупные центры и в течение столетий постепенно овладевали землей, ассимилируя местное население. Некоторые исследователи считают, что имело место крупномасштабное вхождение представителей других народов в из­раильскую общину. Учитывая всю сложность происхождения израильского народа, отмечают резкое увеличение его численности, которое, по его мнению, должно рассматриваться как нечто большее, чем биологический прирост. Биологические законы не допускают, чтобы семьдесят мужчин: (потомков сыновей Иакова) произвели столь большое потомство в рассматриваемый период. Считается, что во время исхода израильтяне представляли собой смешанный народ, толпу беглых рабов различного происхождения. Среди еврейских имен мы встречаем имена египетские. Жена Моисея была мадианитянкой, племя которой присоединилось к израильтянам в походе на Ханаан (Чис. 10); потомки мадианитян (кенеяне) продолжали жить среди народа Божия (Суд. 1:16). Халев, один из героев, и Гофониил, один из судей, были кенезеянами, представителями отличной от ветви Иакова, - ветви идумеян (Нав. 14; Суд. 3:9). В пустыне к израильтянам присоединилось большое количество людей, которые приняли закон Моисея и ассимилировались с народом Божиим.

Во времена Иисуса Навина израильтяне иногда следовали языческому обычаю войны на истребление («заклятие», «херем»), ссылаясь при этом на Бога. С точки зрения пророческого учения и Евангелия это ссылки были формой ложно понятого богословского тезиса, который приписывал Богу человеческие страсти. Вероятно, жестокие обычаи тех времен объясняются примитивным состоянием нравственности, что подтверждает и некое происхождение в развитии самого профетизма: если пророк Елисей вдохновлял Ииуя на насильственный переворот, то век спустя пророк Осия осуждает учиненное им насилие 1:4.

Заключение. Иисус Навин – вождь Израиля.

Иисус Навин возглавил израильтян, когда они, наконец, перешли Иордан и вступили в Ханаан с востока (около 1230 года до Р. Х.). Прямо перед ними находился укрепленный город Иерихон. Им предстояло овладеть землей, обещанной им Богом. Ханаан в те времена был разделен на множество мелких независимых государств, каждое из которых образовалось вокруг укрепленного города – резиденции правителя. Первой задачей Иисуса Навина было взять Иерихон, занимавший важное стратегическое положение. Как показывают современные раскопки, Иерихон уже к тому времени был необычно древним городом.

Внимательное прочтение текстов Священного Писания Ветхого Завета одновременно с изучением других источников привело ученых к признанию того факта, что завоевание Израилем Ханаана не осуществлялось по единому, детальному и заранее продуманному плану. Ханаанские земли завоевывались постепенно, посредством перехода местных жителей на сторону израильской армии. Это относительно мирный процесс, который длился несколько столетий и достиг апогея в период царствования Давида. До этого большая часть городов, окруженных крепостными стенами, находились в руках ханаанцев. Даже если эти города и захватывались – как, например, Хазор (Ис. Нав. 11), - израильтяне не использовали их в военных целях; первым подобным случаем стал захват Давидом Иерусалима. Тем не менее, в этот период часто происходили неизбежные военные столкновения с местным населением и воинственно настроенными конкурентами, такими как народ Мадиана. Судя по описаниям (Нав. 10 – 11), военные кампании Иисуса Навина представляли собой вылазки мобильных воинских соединений, которые продвигались в западном направлении и в случае необходимости объединялись для обеспечения военного перевеса в сражениях на открытых пространствах между городами-крепостями.

Иисус Навин победил ханаанейских царей, разрушил важнейшие города страны и множества мест, где хананеи отправляли свой религиозный культ. Хотя завоевание еще не было завершено, евреи уже могли начать заселение страны. Различные территории были распределены по жребию между израильскими коленами. Евреи так никогда и не добились полного успеха. В стране оставались постоянно беспокоившие их враги, а сами израильтяне очень часто перенимали образ жизни хананеев и поклонялись их божествам. Впрочем, евреям удалось одержать еще несколько выдающихся побед (как, например, победы, одержанные коленом Иуды) и они повсеместно переходили к оседлой жизни. Ханаан превратился в землю Израильскую.

Приложение. Краткий комментарий к Ветхому Завету. / Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1989. С. 1887. Крывелев И. А. Книга о Библии. Научно-популярные очерки. / И. А. Крывелев. - [Электронный ресурс]. - Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

См.: Мень А. Опыт курса по изучению Священного Писания. Ветхий Завет. / А. Мень. – М., 2000.Т. I. § 26;Приложение. Краткий комментарий к Ветхому Завету. / Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1989. С. 1887.

Приложение. Краткий комментарий к Ветхому Завету. / Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1989. С. 1888.

Цит. по Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. / И. Мейендорф. – Клин: Христианская жизнь, 2001. - [Электронный ресурс]. - Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). Библейская энциклопедия / пер. Российского библейского общества. – М.: Российское Библейское Общество, 2002. С. 320.

Всемирная энциклопедия: Мифология / Гл. ред. М. В. Адамчик: гл. науч. ред. В. В. Адамчик. – Минск: Современный литератор, 2004. С. 329.

Библейская энциклопедия / пер. Российского библейского общества. – М.: Российское Библейское Общество, 2002. С. 321.

Иерей Максим Мищенко

Иисус Навин

Во время первого сражения с амаликитянами у израильтян появился новый военный вождь.

Исх., 17: 9. Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей, и пойди, сразись с Амаликитянами…

Тот факт, что Иисус Навин появляется здесь без объяснения, кто он такой, наводит на мысль, что этот отрывок, касающийся амаликитян, находится не на своем месте и описанное в нем событие происходило скорее в конце Исхода, а не в его начале.

В дальнейшем Иисус упоминается как Осия (в Исправленном стандартном переводе - как Хосия) и представлен как сын Навина и член колена Ефремова. По-видимому, Осия («спасение») было его настоящим именем, и Моисей изменил его, чтобы оно больше соответствовало яхвизму:

Числ., 13: 16. …И назвал Моисей Осию, сына Навина, Иегошуа.

Иегошуа (сокращенная форма - Иисус) означает «Яхве есть спасение».

На протяжении всего Исхода Иисус Навин остается военным помощником Моисея и в итоге становится его преемником в качестве вождя израильтян. Это первое свидетельство военного превосходства колена Ефрема, которое оно удерживало на протяжении всего периода существования колен Израилевых.

В более поздние ветхозаветные времена более распространенной стала сокращенная форма от Иегошуа - Иешуа. На греческом звук «ш» (не существующий в греческом алфавите) был заменен звуком «с» и добавлено обычное для греческого языка окончание имени на «-с». Таким образом Иешуа превратился в Иисуса.

Действительно, в Новом Завете (первоначально написанном на греческом) Иешуа, военачальник Моисея, упоминается как Иисус в двух случаях - по крайней мере в Библии короля Якова. Так, в Книге Деяний святых апостолов, когда Стефан кратко излагает историю Ветхого Завета перед синедрионом, он говорит о скинии, построенной в пустыне под руководством Моисея, которую

Деян., 7: 45. Отцы наши с Иисусом, взявши ее, внесли во владения народов [в Ханаан]…

В Исправленном стандартном переводе это имя в Деяниях, 7: 45 дается как Иешуа. Конечно, совершенно невозможно заменить имя Иисуса Христа его еврейским вариантом Иешуа. Это имя закрепилось в человеческом сознании в его греческой форме.

Из книги Ночь в Гефсиманском саду автора Павловский Алексей

ИИСУС НАВИН Сокрушение ИерихонаИисус Навин, которому в дни обдумывания плана взятия Иерихона, главной крепости, охранявшей Ханаанскую землю, исполнилось восемьдесят шесть лет, был опытным и умудренным военачальником. Он не хотел рисковать и отказался от

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Как Иисус Навин поднял боевой дух израильтян после поражения под городом Гай? Следующим после Иерихона городом на пути вторгшихся в Палестину израильтян был Гай. Поскольку этот город был укреплен значительно слабее, чем Иерихон, Иисус Навин послал к нему отряд всего из 3

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Иисус Навин После смерти Моисея Господь воззвал к Иисусу Навину и сказал ему: «Встань и перейди через Иордан, ты и весь твой народ. Ступай в землю, которую Я вам даю. Будь твёрд и мужественен, не страшись и не ужасайся, ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни

Из книги Библейские картинки, или Что такое «Божья благодать» автора Любимова Елена

Из книги Ветхий завет автора Мельник Игорь

Иисус Навин. Иисус стал преемником Моисея. Он собрал надзирателей и велел им пройти по лагерю с указанием: заготовить пищи на три дня и готовиться к вторжению. Потом он послал двух шпионов за Иордан, в город Иерихон.Шпионы пошли в город и остановились на ночлег в доме

Из книги Каноны христианства в притчах автора Автор неизвестен

Иисус Навин оставляет в живых блудницу Раав (Иис. Нав., гл. 6) ... 20И предали заклятию всё, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, [всё] истребили мечом. 21А двум юношам, высматривавшим землю, Иисус сказал: пойдите в дом оной блудницы и выведите

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Иисус Навин и воин Господень. Иисуса Навина 5:13-15 Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнажённый меч. Иисус подошёл к нему и сказал ему: наш ли ты или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь

Из книги Библейские легенды. Легенды из Ветхого Завета. автора Автор неизвестен

ИИСУС НАВИН В ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙ После смерти Моисея сказал Бог Иисусу Навину:- Перейди реку Иордан. Будь тверд и мужествен, и тогда ты передашь народу землю, что клялся я отдать отцам их. Тщательно храни и исполняй закон, который завещал тебе Моисей.Послал Иисус Навин

Из книги Библейские легенды автора Автор неизвестен

ИИСУС НАВИН В ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙПосле смерти Моисея сказал Бог Иисусу Навину:- Перейди реку Иордан. Будь тверд и мужествен, и тогда ты передашь народу землю, что клялся я отдать отцам их. Тщательно храни и исполняй закон, который завещал тебе Моисей.Послал Иисус Навин

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Иисус Навин - преемник Моисея Моисей, завершая свою речь, обращенную ко всему Израилю, 2 сказал: «Сто двадцать лет мне ныне, и я более не в силах ходить с вами в походы, да и Господь сказал мне: «Тебе не суждено перейти за Иордан». 3 Теперь Он Сам, Господь, Бог твой, перейдет

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Иисус Навин Во время первого сражения с амаликитянами у израильтян появился новый военный вождь. Исх., 17: 9. Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей, и пойди, сразись с Амаликитянами… Тот факт, что Иисус Навин появляется здесь без объяснения, кто он такой, наводит на мысль,

Из книги Жития Святых. Ветхозаветные Праотцы автора Ростовский Димитрий

Иисус Навин В еврейской Библии первые пять книг (Закон) составляют один из трех крупных разделов Ветхого Завета. Следующий раздел включает в себя двадцать одну книгу, которые вместе составляют Пророков. Первые шесть из них, по преимуществу исторические, - это «ранние

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

Праведный ИИСУС НАВИН 1/14 сентября Первоначальное имя его было Осия (см.: Чис. 13, 9). Когда израильтяне готовились вступить в сражение с амаликтянами при Рефедиме, Моисей поручил ему начальство над войском (см.: Исх. 17, 9). В то время Навин имел сорок четыре года от роду. Вскоре

Из книги Сорок вопросов о Библии автора Десницкий Андрей Сергеевич

8. Иисус Навин – воин во имя Господа Помощник Моисея Моисей умер на пороге Земли обетованной, а ввести народ в эту землю предстояло его преемнику – Иисусу, сыну Нуна (по-славянски его зовут Иисус Навин, это как имя и отчество). Его имя носит целая книга в Библии. И, наверное,

Из книги автора

Иисус Навин, Илия, Ииуй… Стоит для начала посмотреть – а где именно в Ветхом Завете мы читаем о таких событиях? Прежде всего, разумеется, в книге Иисуса Навина. Наверное, если бы среди современных христиан провели голосование: какую книгу убрать из Библии – подавляющее

Комментаторы объясняют причину изменения имени молитвой Моисея, чтобы Иисус оставался при своем мнении и не шёл за остальными разведчиками.

Выход из Египта

Уже при самом вступлении в пустыню, по , он руководил еврейским войском при отражении нападения (Исх.17:8-16).

Karolingischer Buchmaler , Public Domain

В течение всего странствования был одним из главных помощников Моисея, пока, после смерти последнего, к нему не перешла вся власть над .


Предводитель еврейского народа

Непосредственно после смерти Моисея к Иисусу явился Бог и сказал ему:

«…встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею: от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши. Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя. Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им;»

Осада Иерихона

Первым делом евреи под предводительством Иисуса атакуют .

В течение семи дней их войска маршируют вокруг городских стен, возглавляемые жрецами, несущими .


На седьмой день, войско обошло город семь раз, сопровождаемое играющими священниками.

В определённый момент Иисус приказал всему народу одновременно крикнуть, и тотчас стены города упали сами собой.

После этого Иисус приказал истребить население Иерихона полностью, включая женщин, стариков, детей и домашний скот.

Была пощажена только блудница Раав и её родня, за то что Раав ранее укрыла еврейских разведчиков, проникших в город. Сам Иерихон был полностью сожжён (Иисус Навин, глава 6).

Покорение Ханаана

Некоторые даже считают, что гробница Иисуса Навина - св. Юши находится на вершине холма Юши, который находится на азиатском берегу Босфора в районе Анадолукавагы (ильче Бейкоз, Стамбул) и является местом паломничества турецких суфиев.

Правда вопрос о том, как могила Иисуса Навина оказалась в Бейкозе, остаётся открытым.

Фотогалерея