Грамматическая основа предложения. Предикативная основа предложения. Подлежащее и его структурно-семантическая классификация

Предикативная основа

(предикативное ядро) предложения.

В подавляющем большинстве односоставных предложений - глагольная словоформа, в двусоставных предложениях - сочетание подлежащего и сказуемого.


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "предикативная основа" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Основа. Грамматическая основа (предикативная основа, предикативное ядро) предложения основная часть (структурная схема) предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого … Википедия

    То же, что предикативная основа предложения …

    Образец, по которому может быть построено минимальное самостоятельное сообщение. Двусоставная схема. Односоставная схема. см. предикативная основа предложения … Словарь лингвистических терминов

    Жанры научной литературы - – исторически сложившиеся устойчивые типы произведений науч. литературы, обладающие функционально стилевой спецификой и стереотипной композиционно смысловой структурой. Науч. стиль речи реализуется в крупных и малых Ж.н.л. К первым относятся… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    схема синтаксического анализа простого предложения - 1) структурная схема и предикативная основа простого предложения; 2) структурные признаки простого предложения: а) по характеру членимости/нечленимости предложения; б) по составу главных членов (двусоставное/односоставное); если предложение… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Модальность - (от ср. лат. modalis модальный; лат. modus мера, способ) функционально семантическая категория, выражающая разные виды отношения высказывания к действительности, а также разные виды субъективной квалификации сообщаемого. Модальность является… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Фестский диск уникальный памятник письма, предположительно минойской культуры эпохи средней или поздней бронзы. Его точное назначение, а также место и время изготовления достоверно неизвестны. Некоторые учёные подвергают сомнению его… … Википедия

    - (Heidegger) Мартин (1889 1976) немецкий философ, один из крупнейших мыслителей 20 в. Родился и воспитывался в небогатой трудовой католической семье. Такое происхождение в преимущественно протестантской Германии некоторые исследователи склонны… … История Философии: Энциклопедия

    Словосочетание это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, ка­чества, действия и др.). Словосочетание рассматривается как… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Причастие. Эта статья или раздел описывает некоторое лингвистическое явление применительно лишь к русскому языку. Вы можете помочь Википедии, добавив информац … Википедия

Видеоурок 1: Однородные члены предложения

Видеоурок 2: Грамматическая основа предложения Главные члены предложения

Лекция: Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

Предложение - слово или несколько слов, грамматически объединенных и имеющих законченный смысл: Свадьба! Ждём дорогих друзей на торжество в день свадьбы!

Предложение - основная синтаксическая единица, предназначенная для общения.

Мы разговариваем предложениями, они, в свою очередь, могут состоять из словосочетаний.

NB! Важным формальным признаком предложения является его смысловая оформленность и интонационная законченность.

Предложение, его типы

1. По выражению отношения к действительности – утвердительные и отрицательные :

В аудитории ни души. (отриц.)

Будем стараться. (утверд.)

2. По цели высказывания – повествовательные, вопросительные и побудительные :

Наташа старалась, и у неё всё получилось. (повеств.)

Как у вас всё получается? (вопрос.)

Всё получится, дерзайте! (побудит.)

3. По эмоциональной окраске – восклицательные и невосклицательные :

Вперёд, к победе! (воскл.)

Мы воевали за победу, дети. (невоскл.)

4. По контексту и речевой ситуации – полные и неполные:

Сколько времени?

Девять. (неполн.)

Часы показывали девять часов вечера. (полн.)

5. По числу грамматических основ:

а) одна грамматическая основа – простое:

Мама привезла с рынка сочные фрукты, полезные овощи, свежее мясо и рыбу и стала готовить ужин.

Хотя предложение распространенное, оно простое, потому что состоит из одного подлежащего (мама) и двух сказуемых (привезла и стала готовить).

б) две или более грамматических основ сложное:

[Все продукты, (которые мама привезла с рынка), были свежими].

2 грамм. основы, следовательно, оно сложное.

6. Распространенные и нераспространенные , т. е. имеют либо не имеют второстепенные члены:

Мама вернулась с рынка. (распр.)

Мама вернулась. (нераспр.)


Грамматическая (предикативная) основа предложения

В предложение есть грамматическая основа, состоящая из подлежащего и сказуемого либо одного из них:

Закат. Светлеет. Наташа шла на кружок.

Подлежащее главный член предложения, обозначающий лицо или предмет и отвечающий зачастую на вопросы «КТО?», « ЧТО?».

Оно выражается:

1) Существительным: Мама привезла игрушки.

2) Местоимением: Он и решили двинуться в путь.

3) Числительным: Семь счастливое число.

4) Причастием, прилагательным, наречием либо местоимением в значении существительного: Приглашённые сидели на балконе. Красивое вечно. «Чуть-чуть » не считается. Вдалеке послышалось ау .

5) Инфинитивом: Курить здоровью вредить.

6) Сочетанием слов:

    составное имя собственное: Малая Медведиц а помогала ориентироваться ночью.

    существительное или местоимение в Им.п. + «с» + существительное или местоимение в Т.п.: Король с королевой удалились в палаты.

    числительное, местоимение (столь­ко, сколько, несколько), существительное и наречие, имеющие количественное значение + существительное в Р.п.»: Большинств о детей сдали экзамен.

    числительное, местоимение в Им.п. + «из» + существительное или местоимение в Р.п.»: Трое из вошедших были с нами знакомы. Никто из людей не посмотрел на ребёнка.

    неопред. местоимение + субстантивированное прилагательное или определи­тельное местоимение + существительное или суб­стантивированное прилагательное (причастие)»: Было в Сергее что-то таинственное .

7) фразеологизмом: Золотые руки у Петрова.

Сказуемое – главный член предложения, обозначающий обычно действие, состояние или признак предмета и отвечающий на вопросы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что происходит?» и т.д.

Сказуемое означает грамматическое и лексическое значение.

Различают три типа сказуемого:

    простое глагольное (ПГС),

    составное глагольное (СГС),

    составное именное (СИС).

ПГС такое сказуе­мое, в котором лексическое и грамматическое зна­чения выражены одной глагольной формой.

NB! Будущее время состоит из двух слов, но сказуемое считается ПГС, потому что два слова используются, чтобы выразить одно значение – изъявит. накл., будущее время, глагол несов. вида. Частица БЫ входит в сослагательное наклонение глагола, следовательно, часть ПГС.

ПГС выражается:

1 ) Глаголом: Сынок побежал на детскую площадку.

2) Фразеологизмом или сочетанием слов: Петр представлял, как Андрей клюёт носом .

3) Сочетаниями слов: Смотрю, не насмотрюсь на тебя.

4) Глагольно-междометными формами: Блюдце дзынь и разбилось .

Составным называют сказуемое, в котором грамматическое и лексическое значения выражаются разными словами.

Составное глагольное сказуемое (СГС) включает в себя вспомогательный Г., который выражает грамматическое значение сказуемого, и инфини­тив, выражающий лексическое значение: Брат начал заниматься по биологии.

Вспомогательные Г. ещё означают начало, конец, продолжительность действия, возможность или желательность действия и выражают это Г. мочь, смочь, уметь, суметь, хотеть, захотеть, решать, решить, собираться, желать, начать, продолжать, кончать и др.:

Из динамиков перестали слышаться песни.

Марина закончила рисовать , собрала кисточки со стола.

Ты сможешь ходить !

Составное именное сказуемое (СИС) состоит из Г.связки и именной части: Коллектив 8 класса был сплочённым .

Зачастую употребляется глагол связка БЫТЬ. В настоящем времени связка нулевая: Всё хорошо. Махачкала – столица Дагестана.

Именная часть выражается:

1) Существительным: Барбос – собака Петровых.

2) Прилагательным: Месяц июнь дождливый и холодный .

3) Наречием: Блузка была впору Марье.

4) Числительным: Семь плюс один будет восемь .

5) Местоимением: Тетради с лекциями были наши .

6) Причастием: Многие города были освобождены от фашистов.

7) Синтаксически неделимым сочетанием: Костюм был бирюзового цвета .




Русский язык 8 класс

Тема урока : «Грамматическая(предикативная) основа предложения.

Тип урока : изучение нового материала

Цели урока : - расширить знания о грамматической основе предложения;

Формировать умение определять подлежащее и сказуемое;

Воспитывать чуткое отношение к родному языку, настойчивость в достижении цели.

Планируемые результаты :

Личностные:

осознают значимость решения учебных задач, их связь с реальными жизненными ценностями и ситуациями, имеют познавательный интерес, положительный настрой в обучении.

Метапредметные:

регулятивные : соотносят правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи; умеют планировать свою работу и адекватно оценивать свои результаты;

познавательные : осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, выделяют существенную информацию из текстов разных видов, строят кластер по теме, устанавливают причинно-следственные связи;

коммуникативные : осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, стремятся приходить к общему решению в совместной деятельности;

Предметные: понимают термины «Предикативная основа», «Подлежащее», «Сказуемое», находят в предложении.

Понятия : предикативная основа, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое.

Методы обучения : проблемно-поисковый, исследовательский, метод поискового обобщения.

Вид используемых ИКТ : презентация, кластер.

Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Используемые интернет ресурсы : http://www.proshkolu.ru/, http://festival.1september.ru/articles/517776/

Оборудование : мультимедиа (презентация), таблица.

План урока

    Стадия вызова(Организационный момент) -

    Актуализация знаний.

Повторение оп теме «Словосочетание», выполнение интерактивных заданий.

    Проблемное объяснение нового знания

1. Прием «Верите ли вы, что…»

1. Предложение – это единица синтаксиса.

2. Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

3. В русском языке фиксированный порядок слов.

4. Предложения с одним главным членом называются односоставными.

5. День чудесный . – двусоставное предложение.

6. В предложении Отец построил дом. Подлежащим является существительное дом.

7. Подлежащее может быть выражено местоимением

    Словарная работа Предикативность

    Формулирование темы.

– Вы, наверное, уже догадались, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.

    Что я знаю о грамматической основе предложения?(ответы детей)

II . ОСМЫСЛЕНИЕ

Работа с информационным текстом. Прием «Инсерт»

V - я это знаю;

+ - это новая информация для меня;

- - я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? - это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Под грамматической основой предложения в лингвистике понимается его главная часть, которая состоит из подлежащего и сказуемого (или только из одного компонента). Подлежащее и сказуемое в лингвистике нельзя считать словосочетанием. Термины «подлежащее» и «сказуемое» по отношению к главным членам предложения были введены М.В. Ломоносовым. Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения». Оно отвечает на общий вопрос: о чем? (о ком?) говорится в предложении? и обозначает предмет речи. Например: Пришла щедрая Осень и раскрасила листья в оранжевые, багряные, пурпурные цвета . О чем говорится в предложении? - Об Осени. Осень – подлежащее, называет предмет речи.

Способы выражения подлежащего различны. Чаще всего подлежащее бывает выражено существительным в именительном падеже: Листья кружились в воздухе и плавно опускались на землю.

А также местоимением в именительном падеже: Никто ничего не знал.

Место подлежащего может занять любая часть речи.

Например, имя прилагательное: Стойкий всегда побеждает.

Или причастие: Провожающие стояли у вагона.

Прилагательные и причастия, занимая место подлежащего, приобретают некоторые признаки существительных и могут перейти в разряд существительных. Такое явление в русском языке называется субстантивация.

Что нового вы узнали из этого материала?

Какое предложение в информационном тексте вызвало у вас вопросы? (Место подлежащего может занять любая часть речи.)

– Так это или нет, мы узнаем, проведя небольшое исследование.

3. Исследование (разбор предложений)

– Спишите предложения, грамматические основы, определите, чем выражено подлежащее.

Двое уехали в столицу.

Курить – здоровью вредить.

Завтра не наступит никогда.

В воздухе прокатилось «ура».

Столовая напоминала просторную террасу.

– Поменяйтесь работами и проверьте по слайду. Если правильно подчеркнули подлежащее – 1 балл, если правильно определили часть речи – еще 1 балл.

– Ребята, давайте посмотрим, что мы с вами выяснили, разобрав эти предложения?

III Домашнее задание:

IV РЕФЛЕКСИЯ – выход на применение знаний, полученных в ходе урока.

– А теперь, чтобы закрепить наши новые знания, выполним тест на сайте «Решу ОГЭ»

V.Итог урока (рефлексия деятельности). Молодцы, посчитайте, сколько баллов вы набрали и поставьте себе оценку.

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое). То есть, грамматическая основа предложения (предикативная основа, ядро) — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого.

Подлежащее. Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже, но и: 1) числительным, прилагательным и причастием в И.П. в роли существительного; Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось. 2) конструкциями: - числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.; У князя в сакле собралось множество народа. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке. - кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.; Лучший из учеников быстро решил эту задачу. - кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного; Что-то такое ничтожное завязано в платке. - существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе!). Мы с Ваней пошли по лесной дороге(сказуемое во множ.ч.). Анна с дочкой на руках вошла в комнату(сказуемое в ед.ч.). 3) инфинитивом, который называет не протекающее во времени действие. Прожить по-барски - это дворянское дело

Сказуемое. Сказуемое в русском языке бывает простым и составным. Простое (простое глагольное) сказуемое выражается одним глаголом в форме какого-либо наклонения. Среди составных сказуемых различаются составное глагольное и составное именное сказуемые.

Простое глагольное сказуемое Простое глагольное сказуемое выражается одним глаголом в форме какого-либо наклонения. Оно может выражаться следующими формами глагола: — формой настоящего и прошедшего времени глагола. — формой будущего времени глагола. — формами условного и повелительного наклонения глагола. Подчеркнем, что в случае Вас будут ждать завтра простое глагольное сказуемое выражено составной формой будущего времени глагола ждать.

Составное глагольное сказуемое Составное глагольное сказуемое состоит из двух компонентов — вспомогательного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку. (Здесь принялся — это вспомогательный глагол, а грызть — неопределенная форма глагола, несущего смысловую нагрузку.) (Здесь не хочу — это вспомогательный глагол, а обидеть — неопределенная форма глагола, несущего смысловую нагрузку.) В роли вспомогательного глагола могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан и т. п.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений (в настоящем времени эта связка опускается). (здесь связка быть опущена).

Итак, представим строение составного глагольного сказуемого формулой: СОСТ. ГЛАГ. СКАЗ. = ВСПОМОГАТ. ГЛАГ. + НЕОПРЕД. ФОРМА

Составное именное сказуемое Составное именное сказуемое состоит из двух компонентов: связочного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части, выражающей его основное лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку. (Здесь связочный глагол станет, а именная часть выражена прилагательным вязкий.) (Здесь связочный глагол будет, а именная часть сказуемого выражена существительным гандболист.)

Представим строение составного именного сказуемого формулой: СОСТ. ИМЕН. СКАЗ. = СВЯЗ. ГЛАГ. + ИМЕННАЯ ЧАСТЬ

Именная часть составного именного сказуемого выражается следующими частями речи: существительным, прилагательным (полным и кратким, разными формами степеней сравнения), причастием (полным и кратким), числительным, местоимением, наречием, cловом категории состояния, глаголом в неопределенной форме.

Если в предложении встречаются однородные сказуемые, то каждое из них следует рассматривать отдельно. 1) Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом: Я буду принимать участие в выставке. В данном примере буду принимать участие - сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.

Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию: Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото. Такая ошибка связана с двумя факторами. Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени. Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н-, а глагол -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо - это краткие страдательные причастия. Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно - простое или составное (смотрите Морфологический анализ слова с примерами)? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы. В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было проколото. Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. Русскому языку несвойственны конструкции в настоящем времени со связкой быть. Согласитесь, звучит явно по-иностранному, если мы произнесем: Все в Москве есть пропитано стихами, рифмами есть проколото. Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым. Помни! Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые. Мне необходимо сойти на этой остановке. Ловушка! Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться, так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого. Она показалась мне смешной. Неверно! Если вы выделяете только слова показалась, то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась). Верно: Она показалась мне смешной Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил). Верно: Учитель был строгим. Ловушка! В этом задании предлагаются достаточно сложные предложения для анализа и варианты ответа очень часто похожи друг на друга.

Какие «ловушки» вас могут здесь ожидать?

1) Предложения могут быть составлены по разным моделям: подлежащее + сказуемое; только сказуемое или подлежащее (односоставные предложения); подлежащее + однородные сказуемые; однородные подлежащие + сказуемое. В варианте ответа может быть пропущено подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых.

В грамматическую основу входят ВСЕ главнее члены предложения, поэтому пропуск одного из них - явная ошибка.

2) В варианте ответа могут сочетать подлежащее и сказуемое разных грамматических основ. 3) Подлежащее может быть только в И.П.! Варианты ответа с существительными, местоимениями не в И.П. заведомо неверные (кроме тех случаев, когда они входят в состав сказуемого и без них меняется весь смысл предложения).

4) Вариант ответа может содержать причастный или деепричастный оборот, которые никогда не входят в грамматическую основу. Различай! Следует отличать конструкции глагол + существительное в В.П. и существительное + страдательное причастие. Рассчитывали координаты. ? Координаты рассчитаны. В первом случае координаты - это существительное в форме винительного падежа, которое зависит от глагола (то есть дополнение), а во втором - это форма именительного падежа, которая согласуется с причастием прошедшего времени (то есть подлежащее). Если изменить каждую из конструкций, будут видны отличия. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму единственного числа: Рассчитывал координаты. Координата рассчитана. Подлежащее и сказуемое всегда согласуются друг с другом, а дополнением останется неизменным.

5) Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими. [И по его щекам поползли вниз блестящие капельки], (какие бывают на окнах во время дождя).(какие = капельки).

Задания. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

(1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного? (2) Для животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той реальной среды, в которой оно живет и действует. (3) Так, например, «телевизионный вариант» собаки для кошки ничего не значит. (4) Человек же в процессе эволюции приобрел уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи. (5) Благодаря развитию познавательной деятельности, в частности, процессов абстрагирования и обобщения, человек может какие-либо отдельные признаки изучаемого объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей. (6) Таким образом, человек обладает способностью формирования обобщенного образа реальной вещи, который позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений действительности.

1) восприятие является (предложение 2)

2) приобрел способность (предложение 4)

3) они не представляются слепком (предложение 4)

4) который позволяет видеть (предложение 6)

Вариант №1 не является грамматической основой, так как здесь сказуемое представлено не полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении «приходит, прибывает куда-либо по какой-либо причине»). Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек. Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?! Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно - позволяет видеть и распознавать. Таким образом, прав будет тот ученик, который выберет вариант 3

Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?

(1)… (2) Они объединены одним желанием - знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. (4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться. (6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).

1) книги нужны были, они терялись

2) им нужны были, они терялись

3) книги нужны были, приходя сюда, они терялись

4) книги нужны были, они терялись в океане

Правильным является Вариант 1, так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть обстоятельство в океане.

3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?

(1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя. (3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь. (4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…

1) она издохнет (предложение 2)

2) что хочется (предложение 3)

3) что хорошо и должно делать (предложение 4)

4) научает способность (предложение 4)

Это задание повышенной сложности. Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть. Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего. Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего.

Верным является Вариант 4.

Предложение - синтаксическая единица, которая состоит из предикативно оформленного слова или соче­тания слов. Оно служит для сообщения, вопроса или по­буждения к действию.

Предикативность - это утверждение или отрица­ние чего-либо, передаваемое грамматическими формами главных членов и интонацией завершенности, то есть интонационной смысловой законченностью.

В конце предложения могут стоять следующие знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклица­тельный знак.

Главный признак предложения - наличие грамма­тической основы (подлежащего и сказуемого или одного из главных членов): К утру цветы распустились. Ут­ро. Похолодало.

Подлежащее - главный член предложения, ко­торый отвечает на вопросы кто? что? (Все пришли во­время).

Морфологические способы выражения подлежащего

1. Имя существительное или другая часть речи, вы­раженная в значении существительного: Собрание началось вовремя.

2. Местоимение в именительном падеже: Я обяза­тельно прочитаю эту книгу.

3. Неопределенная форма глагола: Жить - Родине служить (Пословица).

4. Фразеологизмы: В поле вышли от мала до велика.

5. Цельные словосочетания: Прохор с Григорием за­прягли лошадей (М. Шолохов).


Простое глагольное сказуемое выражено глаголом в форме одного из наклонений. Лексическое и грамма­тическое значение в нем заключено в одном слове: Весна пришла неожиданно (изъявительное наклонение).

Простое глагольное сказуемое согласуется с подле­жащим в числе и лице в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном накло­нении (Сделай уроки побыстрее), в числе - в прошед­шем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении (Внезапно он замолчал).

Составным называется такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах. Составное сказуемое может быть имен­ным и глагольным.

Составное глагольное состоит из вспомогатель­ного глагола, выражающего грамматическое значе­ние, и неопределенной формы глагола: Он начал рас- сказывать.

Значения вспомогательного глагола: начало, ко­нец или продолжение действия (Девочка продолжила рассказывать); возможность или желательность дейст­вия (Он собирался ждать).

Составное именное сказуемое состоит из глагола- связки, выражающего грамматическое значение, и имен­ной части, выражающей лексическое значение. В роли связок могут быть глаголы, имеющие значение движе­ния, состояния: прийти, вернуться, приехать: Мы воз­вратились с моря отдохнувшими.

В состав именного сказуемого могут входить частицы это, словно, будто, не: Бедность не порок.

Именная часть составного именного сказуемого мо­жет быть выражена:

Существительным (Москва - город-герой);

Прилагательным (Ночь была лунная);

Кратким страдательным причастием (Вся комната янтарным блеском озарена. А. Пушкин);

Именем числительным (Три и два будет пять);

Местоимением (Тетрадь была моя);

Наречием (Ему сапоги пришлись впору);

Синтаксически неделимым словосочетанием (Ее платье было красного цвета).

1. Укажите предложения, в которых сказуемое со­ставное глагольное.

а) С двух сторон бушует вокруг Григория ночная тайга (В. Липатов).

б) К Ильинскому омуту надо спускаться по отлогому берегу (К. Паустовский).

в) Зима начала хозяйничать над землей (К. Паустов­ский).

г) Все вокруг покажется ему необыкновенным (К. Паустовский).

2. Укажите предложения с простым глагольным ска­зуемым.

а) Он шел один, затерянный среди лесных полей (В. Лидин).

б) Вчера он не сумел осознать сказанного (Ю. Бон­дарев).

в) Стол осел еще глубже (Ф. Абрамов).

г) Не нужно было никого подгонять (Л. Пантелеев).

3. Укажите предложения с составным именным ска­зуемым.

а) В горенке окна были закрыты день и ночь (М. Шо­лохов).

б) И каждая даль была выдержана в своем свете (К. Паустовский).

в) Море было такое же величавое, бесконечное и не­приветливое, как и семь лет назад (А. Чехов).

г) Ученики платили Левитану ответной любовью (К. Паустовский).

4. В каких предложениях неверно выделены грамма­тические основы? (Знаки препинания не расстав­лены.)

а) Стал накрапывать дождик (С. Бородин).

б) Лошадь, почуяв ночлег, бежала крупной рысью (С. Бородин).

в) Шорох стоял по всей реке от лопавшихся то и дело пушистых клочьев пены (В. Короленко).

г) Местами просека была вся залита водой (И. Тур­генев).

5. В каких предложениях инфинитив употребляется в роли второстепенного члена предложения?

а) При возможности потерять ее навек, Вера стала для него дороже всего на свете (М. Лермонтов).

б) Во всякое время года приходилось мне ездить на станцию из своего села (В. Солоухин).

в) Командир дивизии полковник Марченко... после перевязки прилег отдохнуть (М. Шолохов).

г) Я велел кучеру ехать потише (С. Бородин).

Еще по теме ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГРАММАТИЧЕСКАЯ (ПРЕДИКАТИВНАЯ) ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ КАК ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

  1. А8. Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
  2. 23. Главные члены предложения как предикативный центр. Подлежащее, сказуемое, их разновидности и способы выражения.
  3. 60. Предикативность как грамматическое значение предложения. Полипредикативные предложения. Типы полипредикативных сложных предложений.
  4. Распространенные предложения Предложения с прилагательным, распространяющим подлежащее или входящим в состав сказуемого