Где находится главный магистрат при петре 1. Основан главный магистрат. Реформа городского управления Петра I

Как главное начальственное учреждение над городовыми магистратами других городов .

В Санкт-Петербурге Главный магистрат выполнял функции городского магистрата, во главе его стоял обер-президент, члены Главного магистрата (4 бургомистра и 2 ратмана) избирались из числа наиболее состоятельных горожан. Главный магистрат осуществлял контроль за распределением финансов в городах, раскладкой и сбором податей и сборов . Косвенные сборы (таможенные , солевые , кабацкие и пр.) с 1722 года оставлены в ведении городских магистратов. Главный магистрат контролировал также действия полиции и исполнение городскими магистратами возложенных на них полицейских функций.

Утверждению Главного магистрата подлежали все гражданские и уголовные дела , которые велись городскими магистратами. Для решения сложных дел Главный магистрат сносился с Сенатом . Главный магистрат не подчинялся распоряжениям Камер-коллегии и других коллегий, что было обязательным для городских магистратов. В царствование Петра I Главный магистрат был главным органом городского управления, сосредоточившим в своих руках контроль за основными областями жизни Санкт-Петербурга.

Напишите отзыв о статье "Главный магистрат"

Литература

  • Дитятин И. И. . - СПб. , 1875.. - Т. 1. - С. 199-248.

Отрывок, характеризующий Главный магистрат

– В котором часу началось сражение? – спросил император.
– Не могу донести вашему величеству, в котором часу началось сражение с фронта, но в Дюренштейне, где я находился, войско начало атаку в 6 часу вечера, – сказал Болконский, оживляясь и при этом случае предполагая, что ему удастся представить уже готовое в его голове правдивое описание всего того, что он знал и видел.
Но император улыбнулся и перебил его:
– Сколько миль?
– Откуда и докуда, ваше величество?
– От Дюренштейна до Кремса?
– Три с половиною мили, ваше величество.
– Французы оставили левый берег?
– Как доносили лазутчики, в ночь на плотах переправились последние.
– Достаточно ли фуража в Кремсе?
– Фураж не был доставлен в том количестве…
Император перебил его.
– В котором часу убит генерал Шмит?…
– В семь часов, кажется.
– В 7 часов. Очень печально! Очень печально!
Император сказал, что он благодарит, и поклонился. Князь Андрей вышел и тотчас же со всех сторон был окружен придворными. Со всех сторон глядели на него ласковые глаза и слышались ласковые слова. Вчерашний флигель адъютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом. Военный министр подошел, поздравляя его с орденом Марии Терезии З й степени, которым жаловал его император. Камергер императрицы приглашал его к ее величеству. Эрцгерцогиня тоже желала его видеть. Он не знал, кому отвечать, и несколько секунд собирался с мыслями. Русский посланник взял его за плечо, отвел к окну и стал говорить с ним.
Вопреки словам Билибина, известие, привезенное им, было принято радостно. Назначено было благодарственное молебствие. Кутузов был награжден Марией Терезией большого креста, и вся армия получила награды. Болконский получал приглашения со всех сторон и всё утро должен был делать визиты главным сановникам Австрии. Окончив свои визиты в пятом часу вечера, мысленно сочиняя письмо отцу о сражении и о своей поездке в Брюнн, князь Андрей возвращался домой к Билибину. У крыльца дома, занимаемого Билибиным, стояла до половины уложенная вещами бричка, и Франц, слуга Билибина, с трудом таща чемодан, вышел из двери.
Прежде чем ехать к Билибину, князь Андрей поехал в книжную лавку запастись на поход книгами и засиделся в лавке.
– Что такое? – спросил Болконский.
– Ach, Erlaucht? – сказал Франц, с трудом взваливая чемодан в бричку. – Wir ziehen noch weiter. Der Bosewicht ist schon wieder hinter uns her! [Ах, ваше сиятельство! Мы отправляемся еще далее. Злодей уж опять за нами по пятам.]
– Что такое? Что? – спрашивал князь Андрей.
Билибин вышел навстречу Болконскому. На всегда спокойном лице Билибина было волнение.
– Non, non, avouez que c"est charmant, – говорил он, – cette histoire du pont de Thabor (мост в Вене). Ils l"ont passe sans coup ferir. [Нет, нет, признайтесь, что это прелесть, эта история с Таборским мостом. Они перешли его без сопротивления.]

Основан Главный магистрат

13 (24) февраля 1720 г. указом Петра I в Санкт-Петербурге был основан Главный магистрат как высший орган городского управления Российской империи. Его создание было призвано централизовать управление делами посадского населения. Это было связано с ростом торговли и промышленности, с возросшей ролью купечества в экономике страны. Являясь органом бюрократического аппарата, Главный магистрат опирался, хотя и в ограниченной степени, на сословное представительство от городов.

В Санкт-Петербурге Главный магистрат выполнял функции городского магистрата, во главе которого стоял обер-президент, подчинявшийся непосредственно царю и Сенату . Членами магистратского правления были бургомистры и ратманы из числа наиболее состоятельных горожан. В целом в петровскую эпоху Главный магистрат был главным органом городского управления, сосредоточившим в своих руках контроль над основными областями жизни столицы.

16 (27) января 1721 г. был утверждён «Регламент, или Устав Главного магистрата», определивший его состав и функции. По Регламенту, горожане делились на «регулярных граждан» (входивших в гильдии и цеха) и «подлых» (находившихся «в наймах» и на «чёрных работах»). Порядокжизни тех и других регулировался учреждавшимися на местах городовыми магистратами. Главный магистрат руководил городовыми магистратами, рассматривал апелляции на их судебные решения, контролировал распределение финансов в городах, в том числе, сбор податей. Прочие косвенные сборы (таможенные, солевые, кабацкие) с 1722 г. были оставлены в ведении городских магистратов. Кроме того, в его ведении находились действия полиции и исполнение городскими магистратами возложенных на них полицейских функций, а также торговые и ремесленные права горожан, их переход в другие города, возврат выбывших из посадов, устройство ярмарок. Главный магистрат не подчинялся распоряжениям Камер-коллегии и других коллегий, что было обязательным для всех городских магистратов.

В 1727 г. магистрат был упразднён Верховным тайным советом , а в мае 1743 г. - вновь восстановлен как Контора Главного магистрата, переведённого в Москву. С этого времени по предписанию Сената находился в подчинении губернских властей и полиции. С 1775 г. он являлся исключительно судебным учреждением и рассматривал уголовные и гражданские дела лиц купеческого и мещанского сословий. Окончательно Главный магистрат был упразднён по Указу от 2 (13) октября 1782 г.

Лит.: Водарский Я. Е. Из истории создания Главного магистрата // Вопросы социально-экономические истории и источниковедения периода феодализма в России. М., 1961; Государственные учреждения России в XVIII в. (законодательные материалы): Справочное пособие // Сост. А. В. Чернов. M ., 1960; Дитятин И. Устройство и управление городов России. Т. 1. СПб., 1875; Ерошкин Н. П. Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России. M ., 1960; Регламент, или Устав Главного магистрата // Реформы Петра I : Сборник документов // Сост. В. И. Лебедев. М., 1937; То же [Электронный ресурс]. URL :

Вопрос о том, что нового было введено в управление городами при Петре І, является одной из главных тем в изучении курса истории России 18 века. Данную реформу следует рассматривать в контексте преобразовательной деятельности императора вообще, который ввиду нового статуса страны на международной арене и изменения ее внутриполитического уклада особое внимание уделял сфере управления не только в центре, но и на местах.

Предпосылки

Анализ того, что нового было введено в управление городами при первом императоре, следует начать с того, какие цели преследовал правитель при модернизации администрации и старой бюрократии. Военные нужды (на протяжении почти всего петровского царствования наша страна вела долгую войну со Швецией за выход к Балтийскому морю) требовали постоянных и регулярных налоговых поступлений в государственную казну. Именно поэтому правитель провел областную реформу, с этой же целью он занялся городским управлением. Впрочем, он также добивался некоторого расширения прав купечества, как бы в противовес высоким налогам, которыми их облагал. Но главной его задачей было обеспечить бесперебойное поступление налогов в казну для нужд армии и флота.

Первый этап

Тему «Что нового было введено в управление городами при Петре І» следует начать с обозначения двух этапов проведения данной реформы. Первый из них относится к 1699 году, когда будущий император ввел институт выборных бурмистров, которым отныне подчинялись посадские люди. Таким образом, они были изъяты из ведения воевод.

Новые должностные лица выбирались из купцов, так как именно они являлись основными собственниками в городах и, следовательно, главной категорией налогоплательщиков. Они имели прямой доступ к царю и могли обращаться к нему, минуя приказы. В городах создавались бурмистерские палаты, которые подчинялись московской ратуше. Главной задачей новых органов управления был сбор налогов и податей в государственную казну, а также контроль над судебными и торговыми делами собственников и производителей.

Второй этап

К Петр І вернулся в 1720 году. Примерно в это же время его правительство работало над областным управлением. Возможно, именно поэтому царь вернулся к непростому вопросу о городской администрации.

В упомянутом году был создан главный магистрат, который находился в столице и оттуда контролировал все городские органы. На местах создавались его отделения, которые комплектовались из бурмистров и ратманов. Поскольку война подходила к концу, то император озаботился о механизме функционирования новой системы в мирных условиях.

Теперь представители городских властей были обязаны не только собирать налоги и повинности, но и заботиться о благоустройстве вверенных им участков. Последнее обстоятельство особенно важно при определении, что нового было введено в управление городами в рассматриваемое время.

Отныне бурмистрам и ратманам вменялось в обязанность следить за безопасностью (то есть они должны были создавать полицейские органы), содержать больницы, школы, богадельни. Кроме того, население опять-таки в целях исправного сбора налогов было разделено на две гильдии: регулярную и нерегулярную. К первой относились собственники, ко второй - лица, не имевшие частного имущества.

Гильдии также имели свое управление. Их члены собирались на сходы и выбирали старшин. Те, кто был занят черной работой, избирали себе старост и десятских. Кроме того, по западноевропейскому образцу были созданы цеховые организации. Таким образом, первый император пытался стимулировать развитие городского самоуправления, однако эта реформа не имела успеха.

Результаты

Попытки Петра І ввести в стране самоуправление по образцу европейских стран не увенчалась успехам по одной весьма простой причине: магистраты не имели средств для того, чтобы справляться с возложенными на них обязанностями. Ведь все средства от сборов и налогов шли в государственную казну, в то время как собственных финансов города фактически не имели.

Тем не менее, показателен тот факт, что даже эта не слишком удачная реформа просуществовала до второй половины 19 века, что говорит о том, что она более или менее прижилась к условиям российской действительности, несмотря на то, что так и не привела к городскому самоуправлению.

Удобная навигация по статье:

Реформа городского управления Петра I

В начале своего периода правления Пётр Первый пытался использовать систему местного управления, которая была сложена до него. При этом, он планировал вводить в неё собственные дополнения и элементы.

Суть и основные положения городской реформы Петра I

Десятого марта 1702 года царь подписывает один из главных указов будущей городской реформы, согласно которому отныне участие в управлении уездами могли осуществлять не только воеводы, но и выборные представители дворянства. Развивая интересы этого высшего сословия, которое выступало в качестве основы петровского абсолютистского государства во всех уездах создавались так называемые дворянские советы из нескольких представителей этого класса, которые там проживали. Спустя три года данный порядок приобрёл статус обязательного. По мнению Петра, такое внедрение в управление могло повысить эффективность работы.

Создание губерний и административных округов

Ещё спустя три года правитель подписывает указ, согласно которому Россия была разделена на восемь административных округов, которые были названы губерниями. В их список входили:

  • Сибирская;
  • Азовская;
  • Казанская;
  • Архангельская;
  • Смоленская;
  • Киевская;
  • А также Ингерманландская и Московская губерния.

Губернии, в свою очередь, разделялись на провинции во главе с воеводами, а те – на уезды или дистрикты.

Данное преобразование фактически изменило всю систему местного самоуправления. В качестве главной цели реформы выступало актуальное на тот момент обеспечение армии всеми необходимыми вещами. При этом, с распределёнными по губерниям армейскими полками устанавливалась прямая связь губерний через так называемый институт кригскомиссаров.

Данная реформа не только привела к сосредоточению всех административных и финансовых полномочий в руках местных губернаторов, но и сформировала огромную сеть бюрократических учреждений в которую входило большое количество чиновников.

Стоит отметить, что ещё в 1699 году для предоставления широкого спектра прав купечеству правитель планировал провести первую городскую реформу, которая впервые вводила в русском государстве элемент городского самоуправления.

При всём несовершенстве данная реформа имела принципиальное значение. Особенно, учитывая его заинтересованность в подъёме, по образу западных меркантилистов, городского торгово-промышленного класса. Таким образом, фактически была предпринята попытка наделить русские города собственными правами и статусом, вместе с собственной организацией, что, безусловно, приближало бы русские города к городам развитой западной Европы.

Создание бурмистерской палаты

Для достижения этой цели многие русские города выводились из-под власти воевод и их управление передавалось бурмистрам, которые избирались посадским населением этих городов. Царь Пётр открывает в Москве Бурмистерскую палату, которая совсем скоро стала называться Ратушей. Этот орган должен был регулировать работу местных бурмистров, которые ведали сборами и доставкой в Москву государственных пошлин, сборов и налогов.

Управление во всех других городах осуществлялось находящимися там земскими избами с бурмистрами. В начале второй городской реформы в 1720 году Пётр Первый создаёт в Петербурге по западноевропейскому образцу Главный магистрат, который регулировал деятельность городских магистратов, избираемых в больших русских городах.

Регламент 1721 года. Создание магистратов

Согласно регламенту, выпущенному в 1721 году Главным магистратом, все крупные города России разделялись на пять отдельных классов. При этом, сами жители городов отныне делились на две самостоятельные гильдии: людей низшего происхождения или же «подлых людей» и регулярных граждан.

Также, регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии. В первую входили:

  • серебряных дел мастера и иконописцы;
  • живописцы;
  • шкиперы купеческих судов;
  • аптекари;
  • доктора;
  • купцы;
  • банкиры.

Ко второй гильдии регулярных граждан относились:

  • мелкие торговцы;
  • сапожники;
  • портные;
  • столяры;
  • ремесленники.

Однако, такое деление горожан оказалось чисто формальным, ведь занимающиеся им военные ревизоры заботились, прежде всего, о повышении числа плательщиков подушной подати и довольно часто из-за этого включали в определённые гильдии людей, которые не имели к ним отношения.

Итоги городской реформы Петра I

В целом, городская петровская реформа, которую так долго планировал и воплощал в жизнь русский император Пётр Первый оказалась по факту незавершённой. При этом, многим из нововведений (к примеру, магистратам и губерниям) удалось надолго пережить их создателя и принести немалую пользу государству.

Ещё в период правления Петра усилилось противостояние между земскими и бюрократическими учреждениями, которые со временем полностью подчинил и подавил деятельность выборных органов местного самоуправления.

Схема: городская реформа Петра I (1699-1720 гг.)


Схема: система органов управления при Петра I

Видео-лекция: городская реформа Петра I

Тест по теме: реформа городского управления Петра I

Лимит времени: 0

Навигация (только номера заданий)

0 из 4 заданий окончено

Информация

Проверь себя! Исторический тест по теме: городская реформа Петра I

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается...

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: 0 из 4

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0 )

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

  1. Задание 1 из 4

    1 .

    В каком году был подписан один из главных указов будущей городской реформы Петра 1?

    Правильно

    Неправильно

  2. Задание 2 из 4

    2 .

    На сколько административных округов была разделена России в рамках городской реформы Петра 1?

    Правильно

    Неправильно

гос. учреждение в России, осн. указом Петра I от 13 февр. 1720. Был призван "ведать всех купецких людей судом и о их делах доносить в Сенат, и рассыпанную сию храмину паки собрать". Создание Г. м. явилось второй попыткой Петра I централизовать управление делами посадского населения (см. Бурмистерская палата). Подчинялся непосредственно царю и Сенату, имел ряд смежных функций с Мануфактур- и Коммерц-коллегиями. Во главе Г. м. стоял обер-президент из дворян (первый - кн. Ю. Ю. Трубецкой), в состав магистратского правления входили бургомистры и ратсгеры из числа крупнейших купцов. 16 янв. 1721 был утвержден "Регламент, или Устав Г. м.", определивший его состав и функции. По Регламенту Г. м. горожане делились на "регулярных граждан" (входивших в гильдии и цехи) и "подлых" (находившихся "в наймах" и "черных работах"), на местах учреждались городовые магистраты. Г. м. руководил городовыми магистратами, рассматривал апелляции на их суд. решения. В его ведении находились торг. и ремесл. права горожан, их переход в др. города, возврат выбывших из посадов, устройство ярмарок и пр. Являясь органом бюрократич. аппарата петровской империи, Г. м. опирался, хотя и в огранич. степени, на сословное представительство от городов. Его возникновение было связано с ростом торговли и пром-сти, с возросшей ролью купечества в экономике страны. Был упразднен в 1727 Верховным тайным советом, в мае 1743 вновь восстановлен. Окончательно упразднен указом от 2 окт. 1782. Лит.: ПСЗ, т. 6, No 3520, 3708; там же, т. 7, No 5142; там же, т. 11, No 8734; там же, т. 21, No 15530; Плошинский Л. О., Городское или среднее состояние рус. народа в его ист. развитии, СПБ, 1852, Дитятин И., Устройство и управление городов России, т. 1, СПБ, 1875, с. 199-248, Ерошкин Н. П., Очерки истории гос. учреждений дореволюц. России, M., 1960, с. 108, 117, 136, 147, 153; Гос. учреждения России в XVIII в. (законодат. мат-лы) Справочное пособие, подготовил к печати А. В. Чернов, M., 1960; Водарский Я. Е., ИЗ истории создания Главного магистрата, в сб.: Вопросы соц.-экономич. истории и источниковедения периода феодализма в России. Сб. ст. к 70-летию А. А. Новосельского, М., 1961. У. М. Полякова. Москва.